Стоглавый собор 1551 года
Стоглавый собор, проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви.
Замечание 1
Название «Стоглавый» происходит от количества входивших в него частей (отдельных глав). По своей сути он представлял определенный законодательный акт, регулировавший многие сферы жизни, и обязательный для исполнения церковью. Однако некоторые из принятых введение так и остались лишь на бумаге.
Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.
Вся работа происходила в два этапа:
- совещание с обсуждением вопросов,
- непосредственная обработка материала.
В соответствии со структурой Стоглава:
- 1-4-я главы содержали сведения об открытии собора, участниках, причинах и целях;
- царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 — в 41-й главе;
- ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
- глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
- 100-я глава содержит ответ Иосафа, предложившего ряд замечаний и дополнений.
- Курсовая работа 480 руб.
- Реферат 250 руб.
- Контрольная работа 190 руб.
Цели
Стоглавый собор был, прежде всего, необходим для разрешения многих значимых вопросов всех сторон духовной жизни. В их числе укрепление духовной дисциплины в рядах духовенства, объем полномочий церковного суда, борьба с пережитками язычества и порочным поведением священнослужителей, необходимость унификации церковных служб и обрядов, регламентация порядка строительства церквей и писания икон.
Собор также был призван обсудить проблемы церковного управления, ростовщичества монастырей, избрания благочинных – поповских старост, а также достойных и грамотных служителей алтаря.
Был поставлен вопрос о необходимости создания духовных училищ в целях подготовки духовенства. Все это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.
Решения
Итогом Стоглавого собора был сбор и систематизация норм действующего церковного права.
Порочившие церковь беспорядки были также признаны собором, и в целях их ликвидации были введены должности поповских старост, определяемых для каждого города в индивидуальном порядке. Также вводились должности помощников поповских старост – десятских, избираемых из числа священников. К их обязанностям относился контроль за ведением службы в подведомственных церквях.
Замечание 2
Было вынесено решение о «двойных» монастырях, где могли проживать как мужчины, так и женщины.
Стоглавый собор осуждал пережитки язычества в виде скоморошества, пьянства и азартных игр, а также запрещал общаться с иноземцами.
Замечание 3
Но, конечно, большинство решений собора касались богослужений.
К примеру, двуперстное сложение при крестном знамении было узаконено именно тогда. Также важное значение имел вопрос об иконографии Святой Троицы, а именно в обсуждении традиционного православного изображения Троицы в виде трех ангелов. Тем не менее, не имеется информации об определенном ответе, и скорей всего данный вопрос так и остался неразрешенным.
Что касается Церковного суда, то итогом Стоглавого собора стало определение взаимоотношений духовной и гражданской власти. Был применен принцип самостоятельности церкви в церковных делах. Были отменены «несудимые» грамоты, вследствие чего все монастыри стали подсудны епископам. А вот светские суды не могли судить духовных лиц.
На соборе также обсуждался вопрос о церковном землевладении, однако он не был включен в Соборное уложение. Тем не менее, позднее была добавлена 101-я глава под названием «Приговор о вотчинах», в которой и были закреплены основные решения по вопросу.
Значение Стоглавого собора
Стоглавый собор был значимым событием, произведя фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Немаловажной стала разработка своеобразного кодекса взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В конце концов, русская церковь отныне обрела самостоятельность.
Замечание 4
Земский и Стоглавый соборы стали равными.
Также было наконец законодательно разграничено церковно-монастырское землевладение, что было особо важно для Ивана Грозного, так как государство остро нуждалось в свободной земле для обеспечения поместьями расширяющегося военно-служивого сословия, а церковь твердо отстаивала свою имущественную неприкосновенность.
Стоглавый собор был не вполне успешен с точки зрения возникновения раздора между православными и старообрядцами по многим обсуждаемым вопросам. На протяжении долгого времени не утихали споры между представителями официальной церкви и раскольниками. Однако все же для своего времени проведение Стоглавого собора было весьма важным и актуальным.
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/stoglavyy_sobor_1551_goda/
МетодКопилка
1. Закрепить знания учащихся о развитии просвещения, книгопечатания, архитектуры и живописи.
2. Охарактеризовать основные жанры и идеи русской литературы 15 века и показать изменения в литературе 16 века.
3. Способствовать формированию понимания учащимися целостности русской культуры.
4. Дать общее представление о русском быте 15 -16 веков.
Основные понятия и термины:
Шатровый стиль, иконостас, юродивый, публицистика, эпос, регалии, административный, энциклопедия, харчевня, кафтан, полати.
Необходимое оборудование:
Доска, иллюстрации, карточки, мяч, компьютер.
Методические приёмы:
Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение, показ слайдов.
План урока:
1.Текущий контроль знаний и умений.
2.Работа учащихся с карточками.
3.Физ. минутка- игра малой подвижности «Даты, события, понятия».
4.Изучение нового материала.
5. Закрепление полученных знаний.
Постановка цели и проблемы урока перед учащимися
Мы отправляемся в путешествие в 15-16 века и разговор пойдёт о культуре русского народа. Нам необходимо выяснить: каковы особенности русской культуры 15-16 веков и её отличия от византийской культуры.
Проверка домашнего задания.
В понятие «культура» вложено очень много значений.
1.Что имеем в виду мы, когда говорим о культуре, каких её аспектах? (литература, устное народное творчество, просвещение, архитектура, живопись, быт)
2.Какое событие повлияло на культурное возрождение Руси? (Куликовская битва.)
3. Куда переносится центр политической и культурной жизни? (В Москву)
4.Что являлось в то время «визитной карточкой» государства? (Кремль)
5.Пригодна ли была старая крепость для приёма иностранных послов?
6.Какого зодчего пригласили для строительства Успенского собора Московского Кремля? (Аристотеля Фиораванти)
7.Какие ещё здания были построены итальянскими архитекторами? (Грановитая палата, Архангельский собор)
8.Какие мастера построили Покровский собор? По имени кого его назвали? (юродивого-Василия Блаженного)
9. Какое он производит впечатление?
10.Объясните, что означает понятие «шатровый стиль»?
(Показ слайдов с изображением храмов).
Работа с карточками: выполнение заданий 1, 2
Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъёмом русского изобразительного искусства. Этот подъём связан с именем великого русского живописца Андрея Рублёва и известного мастера из Византии Феофана Грека.
-Какому виду искусства они посвятили свою жизнь? (иконописи)
-Объясните содержание термина «иконостас».
Задание: на доске необходимо подписать название произведений, которые принадлежат кисти этих знаменитых авторов
Для возросших потребностей России нужны были грамотные люди. На Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения, поэтому одним из наиболее крупных достижений явилось книгопечатание.
— Назовите первопроходцев в этой области. (Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец)
-Какую роль сыграло книгопечатание в жизни людей?
-Как назывались их первые напечатанные произведения? («Апостол», «Часословец».)
-Какие жанры русской литературы и устного народного творчества зародились 15-16 веках? (былины, героические песни, хождения, воинские повести)
Игра с мячом: «Даты. События. Понятия».
— Кто был на Руси первым русским царём?
— Дата его коронации.
— Дайте определение «Избранной Раде».
— Когда состоялся Стоглавый собор?
— Когда взята Казань?
— В каком году присоединилось Астраханское ханство?
— Сколько лет длилась Ливонская война?
— Что такое опричнина?
— Юрьев день — что это?
— Кто пришёл к власти после Ивана Грозного?
— Кто возглавил 2-ое ополчение?
— Когда отмечается праздник – День народного единства?
— С какого царя взяла начало династия Романовых?
Изучение нового материала
Краткая характеристика быта и нравов русского народа в изложении преподавателя:
По мере расширения Русского государства возводились новые города.
Они служили, прежде всего, опорными военными пунктами. Каменные и кирпичные укрепления были большой редкостью. За внутренними стенами города располагались административные здания – приказная изба, церковь, двор воеводы, пушечный амбар, государева житница, тюрьма.
— Большинство домов горожан и крестьян — избы-пятистенки.
— Жилая комната – клеть, меньшая комната – сени.
— Печь в углу и рядом — «кухонный угол» с полками для посуды.
— «Красный угол» — в нём иконы.
— В центре – стол с лавками, вдоль стен – сундуки.
— Сундук – самый главный предмет: он и лавка, и хранилище для вещей, и постель.
— Дети и старики спали на печке, а взрослые на полатях (деревянные настилы, сооружаемые под потолком).
— Носили рубаху – поддёвку до колен и кафтан.
— Парадные кафтаны бояр и князей были долгополыми с длинными рукавами, ярких цветов, расшитые золотом и серебром.
— Знать носила сапоги из сафьяна, кожи.
— Замужние женщины прятали волосы под шёлковую шапочку. Считалось большим грехом показывать волосы. Отсюда выражение «опростоволоситься».
— Простые люди носили лапти с портянками, зимой – валенки.
— Шубы шили из овчины, лисы, соболя, бобра.
— Шапки носили и зимой, и летом.
— Поддерживали чистоту в доме.
— Каждую неделю ходили в баню.
Задание:
Рассмотрите схему и перечислите продукты, которые употребляли русские люди, а также их развлечения.
Вопросы учащимся:
— Какое главное предназначение городов?
— Чем определялась необходимость постоянно поддерживать постоянную чистоту в избе?
— Откуда пошло выражение «опростоволоситься»?
— Чем отличалась одежда знати?
— «Накройте» стол крестьянина в будни и праздники. Какие традиционные блюда сохранились в современной кухне?
Вывод:
Русская культура 16 века претерпевала изменения, которые были направлены на возрождение единой русской культуры, возвеличивание русского государства в глазах мирового сообщества, а также на приобретение самобытных национальных черт и решительного освобождения от византийского влияния.
Домашнее задание:
Параграф 19, работа над вопросами, по желанию: иллюстрации «Русская изба – внутренний вид», «Одежда15-16 веков».
Киселева Л.А., учитель истории
и обществознания
МОУ Алексеевская СОШ
«Образовательный центр»
Источник: https://xn----7sbabhraa7bdcdj5bzb8h.xn--p1ai/index.php/2011-05-19-07-09-00-64/118-2011-05-19-07-04-3527