Десятинная церковь
Десятинная церковь Пресвятой Богородицы — первый из известных ныне каменных храмов Древней Руси.
Возведенный вскоре после крещения князя Владимира, он выполнял роль кафедрального собора и был на тот момент самым большим из киевских храмов.
История создания
“Повесть временных лет” указывает, что князь Владимир задумал в 989 г. возвести церковь Пресвятой Богородицы. Точное время начала строительства назвать трудно, вероятно, это был 990 г. или 991 г., освящение нового храма состоялось в 996 г.
Спустя 40 лет, в правление князя Ярослава Мудрого, строится Собор Святой Софии, значение Десятинной церкви снижается, сведений о ее дальнейшей судьбе крайне мало. Известно о нескольких грабительских нападениях: в 1169 г. со стороны князя Мстислава Андреевича и в 1203 г. — Рюрика Ростиславовича.
Церковь перенесла пожар, перестройку и землетрясение. И окончательно пала под натиском войск хана Батыя во время осады Киева в 1240 г.: в поисках укрытия от врагов жители заполнили храм, стены его не выдержали тяжести огромного числа людей и рухнули, похоронив под собой всех находившихся внутри.
Архитектура и убранство
Для строительства главного храма Киева князь Владимир пригласил мастеров из Византии. Оттуда же пришла и мода на строительство храмов крестово-купольного типа, первым из которых в христианской Руси стал Десятинный. Венчали шестиярусный собор 5 куполов, с трех сторон украшали галереи, в которых располагались помещения различного назначения.
Археологами найдены обломки цветного мрамора, мозаики, части фресок, которые говорят о богатом внутреннем убранстве. Геометрические узоры полов выложены цветным мрамором, яшмой, порфиром и другими породами камня. Внутри церкви находились старинные христианские иконы, сосуды из Херсонеса и кресты. В дар от Владимира получены мощи св.Климента — христианского проповедника и великомученика I в. н.э.
Реконструкция
Предпринималось несколько попыток возрождения Десятинной церкви. Первую — в начале XVII в. — связывают с именем киевского митрополита Петра Могилы. Он начал расчищать фундамент и стены старинного храма, а также построил маленькую церковь Рождества Пресвятой Богородицы, используя уцелевшие стены. Внутри нее он поместил привезенную Владимиром из Херсонеса икону с образом Св. Николая. В это же время были найдены саркофаги с останками князя Владимира и супруги его.
Десятинная церковь фото
Митрополит Петр оставил после смерти 1000 золотых на воссоздание храма. Интерес к раскопкам снова возродился в XIX в. В ходе исследований обнаружены остатки древнего фундамента, фрагменты фресок и мозаик. Принято решение воссоздать собор, для чего в Киев был приглашен петербургский архитектор Василий Стасов. Для строительства нового храма потребовалось 100 тысяч золотых рублей и 14 лет — освящение Десятинной церкви Успения Богородицы состоялось в 1842 г.
Архитектурно она отличалась от древней предшественницы — была возведена в византийско-русском стиле, в плане представляла собой квадрат со сторонами около 30 м, что вполовину меньше церкви князя Владимира. Творение В. Стасова было уничтожено в 1928 г. С конца 30-х гг. на территории Десятинной церкви и в ее окружении периодически проводятся археологические исследования.
Кому посвящена
Известно, что церковь была посвящена Пресвятой Богородице, однако в настоящее время невозможно точно сказать Рождеству Ее или Успению. “Десятинной” же она называлась за десятую часть доходов, которую князь направил на ее строительство и содержание.
Интересные факты
- В народе храм был также известен, как “марморяный”: многочисленные детали из мрамора покрывали его стены, пол был изукрашен геометрическими рисунками из разноцветных мраморных кусочков.
- Десятинная церковь стала местом последнего пристанища для Владимира и супруги его Анны. Сюда же еще при жизни князя Владимира перенесли мощи княгини Ольги.
- Построена “на крови” первых известных русских мучеников — варягов Иоанна и его отца Федора.
- В память о возрождении храма Петр Могила высадил липу, которую можно увидеть и в наши дни.
Итоги
Сложно переоценить важность сооружения Десятинной церкви в эпоху великого князя Владимира. Ее строительство не только положило начало новым архитектурным традициям, заимствованным из Византии, но и способствовало укреплению христианства в Древнерусском государстве.
Источник: https://ote4estvo.ru/sobytiya-x-xiv-vv/177025-desyatinnaya-cerkov.html
Противостояние вокруг Десятинного монастыря в Киеве. Все подробности
Митинг у Десятинного монастыря в Киеве. Фото — УПЦ
В субботу, 3 февраля, в Киеве началось «стояние» у Десятинного монастыря. Активисты С14 вчера анонсировали здесь акцию протеста. Поэтому храм заранее окружили верующие. Их оказалось гораздо больше, чем националистов, которых сначала пришло около ста человек.
Конфликт вокруг Десятинного храма УПЦ МП – еще один в череде атак на эту конфессию за последнее время. Но он первый, когда православные оказали организованное сопротивление праворадикалам, не позволив им даже войти в помещение своего храма.
событий у Десятинного монастыря
Травля церковников началась с конфликта в Запорожье, когда священник отказался отпеть некрещенного в УПЦ МП ребенка.
От последовавшей за этим блокады Киево-Печерской Лавры и погрома в офисе «Союза православных журналистов», радикалы на днях перешли к попытке поджога Десятинного монастыря, который, по их мнению, построен в центре Киева незаконно.
А сегодня они пришли под храм, чтобы в очередной раз штурмовать его, однако натолкнулись на толпу прихожан. Вместе с С14 на Пейзажную аллею явились «Правый сектор» и «Свобода».
«Страна» разбиралась, как шло противостояние между верующими и националистами.
Сегодняшняя акция С14 имеет целью освободить двух поджигателей Десятинного монастыря, которых после инцидента арестовал суд.
Судье уже начали поступать угрозы националистов, а теперь они пришли «разбираться» с незаконно построенной, по их мнению, церковью.
Они держат в руках плакаты «Свободу архитекторам» – такую неожиданную кличку дали поджигателям их сторонники. По всей видимости, действия по демонтажу здания храма здесь относят к отрасли архитектуры.
Фото С 14
По данным очевидцев, радикалы постоянно вступают в словесные перепалки с верующими, которые выстроились вокруг своего храма живой стеной.
Параллельно идет безостановочный православный молебен, который националисты пытаются заглушить речевками, криками «Христос воскрес!» и «Россия – смерть Украины». Периодически включают гимн и подпевают ему.
Фото С 14
На пригорке недалеко от храма члены С14 развернули баннер с фотографией Владимира Путина.
Кроме них присутствует на акции и «Правый сектор». Держат в руках плакат с призывами убийств: «Хлопців на волю, москалів на тополю».
Фото — «Правый сектор»
На месте дежурят наряды полиции и несколько автобусов Нацгвардии. Они не вмешиваются в происходящее – да, собственно, конфликтов пока и нет.
Есть только призывы, разжигающие национальную и межконфессиональную рознь, что прямо запрещено законом, однако правоохранители на подобные «мелочи» не реагируют.
«Свободовец» Игорь Мирошниченко тоже на акции. Фото – Дмитрий Козионов
«Ваша церква – жидівська», – обвиняют националисты верующих УПЦ. «Москаляку на гілляку!» – также перефразировали националисты известный лозунг. И еще один образчик лексикона ультраправых – «москальские гниды».
Живая православная стена
На глаз – православных больше. Местные священники заявляют, верующих около полутора тысяч. Они пришли на молебен в Десятинный храм за несколько часов до появления С14 и других радикалов – и плотно контролируют территорию храма и вокруг него, не подпуская националистов близко.
Православный молебен по громкоговорителю идет не переставая, и стратегически перекричать его у радикалов пока не получается.
Фото УПЦ
Клич о сборе защитников Десятинного монастыря в православной церкви бросили еще вчера.
При этом нет сомнений, что верующих могло быть еще больше – уличные акции УПЦ МП обычно отличает многочисленность. По всей видимости, присутствие полиции и внутренних войск гарантирует минимальный порядок во время акции.
Фото «Союза православных журналистов»
Тем временем националисты анонсировали новую акцию в поддержку «архитекторов» – 5 февраля в 10:00 на Соломенской, 2, у здания Апелляционного суда Киева, где будут слушать дело поджигателей. Они раздают листовки с призывом явиться на очередной митинг.
Одну из таких листовок держит телеведущий Юрий Макаров.
Единственная стычка. Свои побили своих
Активист блокады телеканала NewsOne на акции под Десятинной церковью Алексей Середюк избил радикала Дмитрия Резниченко.
Источник: https://strana.ua/news/121795-novosti-kieva-desjatinnaja-tserkov-protivostojanie-vokruh-monastyrja-3-fevralja-2018-obnovljaetsja.html
Пять кафедральных храмов Киева (Павел Комаров)
За более чем тысячелетнюю историю Православной Церкви на украинских землях кафедра Митрополитов Киевских находилась при разных храмах каждый из которых имеет свою неповторимую историю и судьбу.
Десятинная церковь
Первым митрополичьим соборным храмом принято считать Десятинную церковь, построенную святым князем Владимиром в 996 году. После Крещения Руси он принялся за благоустройство церковной жизни, и одним из главных его деяний было устроение соборной церкви.
В 992 году князь пригласил греческих мастеров, которые приступили к сооружению храма. Выбор места постройки пал на бывший двор варяга Феодора, пострадавшего вместе со своим сыном Иоанном в начале княжения князя Владимира от рук язычников.
Таким образом, первый соборный храм Руси был построен на месте первых русских христиан-мучеников.
Храм строили четыре года, и 12 мая 996 года он был торжественно освящен прибывшими по приглашению князя митрополитом Леонтием и епископами. Древние летописи называют Десятинную церковь храмом Пресвятой Богородицы и не дают точного указания, в честь какого события из жизни Божьей Матери она была освящена. Некоторые ученые полагают, что в честь Успения, другие — в честь Рождества Богородицы.
Существует версия хрониста начала ХІ века Титмара Мерзебургского, который считал, что Десятинный храм был освящен в честь священномученика Климента Римского, поскольку в этом храме находилась часть его мощей. Название «Десятинная» связано с тем, что князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода на содержание этого храма и его клира.
Именно в этом храме и был впоследствии похоронен святой князь.
В 1240 году, во время нашествия на Киев войск хана Батыя, храм послужил последним оплотом защитников города, и был разрушен. Попытка воссоздания храма была предпринята в XVII веке святителем Петром Могилой.
Во время его управления Киевской митрополией была построена небольшая церковь на месте руин древнего храма. В XIX веке по инициативе Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) началось возрождение Десятинной церкви.
Новый храм, построенный в византийско-московском стиле, был освящен в 1842 году Киевским митрополитом Филаретом. В 20‑х годах ХХ века этот храм был разрушен и разобран.
Софийский собор
Вторым кафедральным храмом Киевских митрополитов является знаменитый Софийский собор. Он сохранял статус кафедры Киевских первосвятителей более 900 лет. В исторической науке существуют различные мнения по поводу времени постройки храма. Традиционно считалось, что храм строился в годы княжения Ярослава Мудрого в период между 1017 и 1037 годами.
Однако в последние годы высказывается предположение, что храм был заложен еще при святом Владимире и строился в период с 1011 по 1018 гг. Несмотря на все споры, не вызывает сомнения, что после 1051 года София Киевская стала кафедрой Киевского митрополита.
Именно здесь находился центр церковного управления Русской Церковью, здесь рукополагали епископов и ставили князей на княжение.
При нашествии Батыя в 1240 году храм был разорен, но не разрушен и на полстолетия остался в запустении. Меры по воссозданию храма как кафедры митрополитов Киевских предпринимали митрополиты Кирилл ІІ и Максим. Но особо над обновлением Софийского собора потрудился митрополит Киевский Киприан (1389—1406).
В 1416 году собор сильно пострадал от нашествия хана Эдигея и смог обрести прежнее величие только во второй половине XV века. Со второй половины XV века митрополиты не жили в Киеве, хотя он и сохранял официальный статус центра митрополии. София Киевская в условиях отсутствия в городе митрополитов управлялась митрополичьими наместниками.
Такая ситуация сохранялась до конца XVI века.
Различные путешественники, бывавшие в Киеве в XVI веке, пишут о том, что Софийский собор находился в фактическом запустении. После Брестской унии 1596 года храм перешел в руки к греко-католикам.
И только в 1633 году стараниями митрополита Петра Могилы он вновь стал кафедрой православных митрополитов. Святитель Петр отреставрировал древний храм и основал при нем монастырь.
С конца XVII века при митрополитах Киевских Варлааме (Ясинском) и Рафаиле (Заборовском) храм перестраивают в стиле украинского барокко, и он приобретает тот вид, который мы можем видеть сейчас.
В октябре 1921 года именно здесь были совершены так называемые «самосвятские» хиротонии Василия Липкивского и других лидеров УАПЦ.
После этого София считалась кафедральным собором УАПЦ, а сторонники сохранения канонической связи с Русской Православной Церковью совершали богослужения в Трапезном храме на территории комплекса Софийского собора (так называемая «Малая София»).
В 1929 году Софийский собор был закрыт советской властью. В 1934 году здесь был открыт музей-заповедник. В 1990 году храм был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне богослужения в Софии Киевской не совершаются.
Владимирский собор
В течение длительного времени в Киеве не было официального кафедрального храма. Лишь в 1944 году по инициативе митрополита Киевского Иоанна (Соколова) кафедральным храмом стал Владимирский собор. Этот храм является одним из украшений города.
Инициатива его создания принадлежит митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову), выразившему в 1852 году императору Николаю І свое желание построить храм-памятник просветителю земли Русской. Над строительством работали известные архитекторы Р. Бернгард, В. Николаев и А. Прахов.
В соборе сохранились росписи известных русских художников В. Васнецова, М. Нестерова, П. Сведомского и других.
Собор был освящен митрополитом Киевским Иоанникием в 1896 году, в присутствии Российского императора Николая ІІ и его семьи. После революции для храма наступили тяжелые времена. В 20-х годах из Владимирского собора были вывезены все драгоценности, а в 1929 году колокола храма были сняты и переплавлены. В 1930 году в соборе находился Антирелигиозный музей, а позднее в нем размещался архив библиотеки Академии наук.
В 30-е годы во Владимирский собор были перенесены мощи святой великомученицы Варвары из Михайловского монастыря и мощи священномученика Макария Киевского из Софийского собора. Мощи святых почивают здесь и поныне.
Во время Великой Отечественной войны богослужение в храме было возобновлено и больше не прекращалось.
В 1992 году, когда Киевский митрополит Филарет (Денисенко) уклонился в раскол, он сумел сохранить контроль над Владимирским собором, который с этого времени стал главным храмом непризнанного мировым Православием «Киевского патриархата».
Трапезный и Успенский храмы Киево-Печерской Лавры
Когда в июне 1992 года в Киев прибыл Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), его официальной резиденцией стала Киево-Печерская Лавра.
Фактически функции кафедрального храма Киевской митрополии выполнял Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия.
А после восстановления Успенского собора Лавры именно этот храм стал главным собором Киево-Печерской Лавры, а значит, и главным храмом митрополии. Начало Успенскому собору в 1073 году положил преподобный Феодосий Печерский.
Основанию храма, по свидетельству Киево-Печерского Патерика, предшествовало чудесное явление Богородицы двенадцати мастерам-грекам, Которая повелела им идти на Русь. Освящение собора состоялось в 1089 году при игумене Иоанне.
В 1240 году собор пострадал от нашествия монголов, а в 1482 году — от полчищ хана Менгли-Гирея.
В 1718 году после пожара Успенский собор подвергся сильному разрушению, но благодаря благотворительной деятельности украинских меценатов в 1729 году был заново отстроен и украшен в стиле украинского барокко.
3 октября 1941 года храм был взорван. До сих пор ведутся споры, кто это сделал: немецкие захватчики или советские подпольщики. В 1995 году началось возрождение Успенского собора. Храм был восстановлен в довольно короткий период: его освящение было совершено уже 24 августа 2000 года. Ныне храм ежедневно открыт для посещения, здесь регулярно совершаются богослужения.
foma.in.ua
Источник: https://mgarsky-monastery.org/kolokol/3463
Днр в киеве. как появился
Вторник, 30 Января 2018, 15:00
Стоит у нас в центре Киева эдакая Десятинная народно-церковная республика — и никто ее не трогает. Даже больше: за попытку испортить незаконно установленное имущество можно еще и за решетку загреметь
Шевченковский райсуд Киева избрал меру пресечения в виде ареста на 60 суток с альтернативой внесения залога в размере 2,2 млн грн для Алексея Шемотюка и Александра Горбаня, которых подозревают в попытке поджечь незаконное строение рядом с фундаментом Десятинной церкви. Шемотюк и Горбань — архитекторы.
В соцсетях моментально появились призывы «Свободу архитекторам», а широкая общественность в очередной раз задумалась о судьбе Десятинной церкви.
Вернее, о том, почему вот уже десять лет рядом с фундаментом первого в Киевской Руси каменного храма стоит сооружение, гордо именуемое Владимиро-Ольгинским храмом Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы (УПЦ МП).
Отстроить Десятинку
О том, что делать с фундаментом Десятинной церкви, археологи, историки, архитекторы и чиновники спорили не один десяток лет. В большинстве случаев споры шли о том, накрывать ли фундамент церкви или создать здесь музей. Но идея «отстроить Десятинку» не покидала умы деятелей культа — мол, непременно нужно возвести на этом святом месте храм.
На государственном уровне о возведении храма заговорили в 2000-м — за подписью президента Леонида Кучмы появилось распоряжение «О первоочередных мерах по возрождению церкви Богородицы (Десятинной) в Киеве». Тогда историки и археологи в один голос заявили, что отстроить храм нельзя — нет документов, на основании которых можно было бы воссоздать облик храма.
А значит, любое строительство новой Десятинной церкви будет фальсификацией. К тому же в столице сотни памятников, которые действительно нуждаются в срочной реконструкции. В 2004-м Кучма подписал распоряжение о музеефикации остатков церкви. А уже в 2005-м о том, что нужно отстроить храм, заговорил новый президент — Виктор Ющенко.
В этом же году столичный голова Александр Омельченко поручил начать работы по проектированию и строительству Десятинной церкви. Тогда эти работы оценили в 90 млн грн.
Тогда же на фундаменте начались раскопки. Несмотря на возмущение общественности, о возведении новой Десятинной церкви начали говорить, как об уже свершившемся факте.
В Минкульте, правда, отмечали, что состояние остатков храма позволяет лишь в общих чертах понять его структуру, неизвестны функциональное назначение отдельных частей храма, количество куполов, место расположения отдельных элементов и украшений. Но сторонники возрождения Десятинки проблем в этом не видели.
Мол, можно просто построить храм в том стиле, в каком строили в те времена. Были даже идеи возвести церковь на сваях, чтобы оставить фундамент открытым. Но самым главным стал спор о том, кому же должна принадлежать отстроенная Десятинка. Громче всех права на место, «откуда на Руси пошло православие» заявляла УПЦ (МП).
Археологические раскопки на месте памятника затянулись, чиновники решать судьбу гипотетического храма не спешили, активисты протестовали против любой застройки, так что представители УПЦ (МП) решили взять дело в свои руки.
От палатки до мрамора
В 2007-м рядом с раскопками фундамента Десятинной церкви появилась неприметная палатка. По заверениям представителей УПЦ (МП), сперва в скинии (передвижном храме) планировали отслужить лишь одну литургию — аккурат к Пасхе. Но тут случилось чудо: после вечернего богослужения в храме явилась Богородица. И тогда священники решили, что надо оставаться.
Так что палатку обшили металлом. Через три года на этом месте уже красовался деревянный храм. Пока археологи копались в земле, а чиновники думали, строить что-то на месте или не строить, на намоленном месте как-то сам собой возник Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы — решение об этом было принято на заседании Священного Синода УПЦ в 2009-м.
Летом 2012-го деревянный храм обложили камнем и мрамором. Проще говоря, застолбили место.
На сайте монастыря четко отмечено: «Наша с вами задача возродить Великий оплот Христианства, возродить свою культуру и национальное самосознание, так как Десятинная церковь является своего рода барометром жизни нашего государства! Возродив великую святыню, Господь простит нам грехи, и мы увидим, как расцветёт наша Православная страна!»
О том, что храм возведен без каких-либо разрешительных документов, не первый год говорят и политики, и общественные активисты.
Церковнослужители не просто захватили кусок земли — они еще и незаконно пользуются электричеством, самовольно подключившись к городским сетям. Но городские власти «ларек», как окрестили монастырь в соцсетях, упорно не замечали.
Даже больше: в свое время ключи от ворот, через которые можно было попасть на раскопки фундамента Десятинки, хранил настоятель монастыря архимандрит Гедеон (Харон).
В феврале 2011-го в столице объявили конкурс на лучшую концепцию «восстановление Десятинной церкви». Конкурс прошел с кучей скандалов и фактически ничем не окончился.
В конце 2011-го представитель президента Януковича в Раде Юрий Мирошниченко зарегистрировал законопроект «О возрождении уникального Символа православия — церкви Богородицы (Десятинной) в городе Киеве».
Согласно документу к 2013-му должна была быть отстроена церковь (к празднованию 1025-летия крещения Киевской Руси), а в 2015-м планировалось открыть Национальный православный комплекс — аккурат к 1000-летию Успения Святого равноапостольного князя киевского Владимира.
В 2012-м храм пытались сжечь — постройки тогда сильно пострадали, но через год храм вновь освятили. Никто толком не знает, как так получилось, что прямо между Историческим музеем и фундаментом Десятинной церкви возникло культовое сооружение.
И разбираться с этим на уровне городских властей никто не спешит. Еще осенью 2012-го глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов заявил о том, что часовню забетонировали незаконно.
После визита в монастырь Государственная архитектурно-строительная инспекция дала церковникам 10 дней для «разбетонирования». Но воз и ныне там. К тому же еще с 2011-го рядом с храмом стоят обычные строительные вагончики.
Злые языки говорят, что в этих вагончиках монахи вполне успешно приторговывали гробами.
Соревнования патриархатов
По правде говоря, в истории с Десятинной церковью отличилась не только УПЦ (МП), прочно застолбившая за собой намерение если уж не отстроить Десятинку, так хоть рядышком примоститься. Поскольку шансы УПЦ (КП) на свою церковь на месте Десятинки невелики, там решили отхватить место неподалеку.
В 2002-м УПЦ (КП) для эксплуатации и обслуживания административных и хозяйственных помещений были переданы дома в переулке Десятинном, 3 и 5. Но церковники решили снести исторические здания и возвести современный комплекс зданий с жилыми помещениями и помещениями служебного предназначения.
Несмотря на многочисленные акции протеста и даже судебные решения, строительство все же завершили.
Сегодня тема возрождения Десятинной церкви отошла на второй план. Хотя в УПЦ (МП) не скрывают, что с их стороны затишье временное. И переносить монастырь они тоже не намерены — несмотря на то, что возвели его самовольно. По сути, стоит у нас в центре Киева эдакая Десятинная церковная республика — и никто ее не трогает. Даже больше: за попытку испортить незаконно установленное имущество можно еще и за решетку загреметь.
Источник: https://dsnews.ua/society/monastyr-vne-zakona-kak-poyavilsya-larek-vozle-desyatinnoy-30012018220000
Киевский десятинный храм — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Киевский храм Рождества Богородицы (Десятинный). На заднем плане — Андреевская церковь. Фотография, июль 2010 |
Киевский Десятинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря Украинской Православной Церкви
По преданию, Десятинная церковь была построена на месте двора первых православных киевских мучеников — Феодора варяга и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году, еще до Крещения великого князя Владимира Святославича. «В лето 6497 (989 г. н.э.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав, приведе мастеры от Грек» («Повесть временных лет»).
В 991-996 годах византийцы построили каменный храм, который до постройки Софийского собора был кафедральным храмом Киевских архиереев. Святой Владимир определил десятую часть «от имущества своего» на содержание храма и духовенства, отчего церковь стала называться Десятинной.
Здесь покоились мощи святых Ольги и Владимира, мучеников Феодора и Иоанна, принесённые равноапостольным Владимиром из Херсонеса глава священномученика Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы [1], а также чудотворная икона Божией Матери.
Первый раз Десятинная церковь была разрушена в декабре 1240 года во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков.
В 1636 году святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, разобрал деревянный храм святителя Николая (построенный на руинах в XV веке) и благословил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету».
Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, при его возведении частично использовали остатки древних стен. Другая же часть развалин по-прежнему оставалась под открытым небом. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы.
Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 года новой Десятинной церкви. 4 её престола были посвящены: Рождеству Богородицы, равноапостольному великому князю Владимиру, святителю Николаю и апостолам Петру и Павлу. Освятил храм 15 июля 1842 года святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.
В 1929 году церковь была закрыта, а в 1936 году разобрана на кирпичи.
22 апреля 2006 года, в Великую Субботу, возле раскопок фундамента первой Десятинной церкви, была установлена церковь-палатка. На следующий день, 23 апреля, на Пасху, состоялось первое богослужение.
1 июня 2007 года храм-палатку сменил деревянный храм, который 25 июля того же года освятил митрополит Владимир (Сабодан).
9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря.
Настоятели
- Сергий Дегтярев (упом. 2009) прот.
- С 9 июля 2009 настоятелем храма является наместник Десятинного монастыря.
Использованные материалы
- Кандий, Александр, свящ., Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель, Киев, 2009, с. 15.
[1] «Священномученик Климент, папа Римский», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, https://calendar.rop.ru/?svt=nov25-kliment.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/15601.html