В каком году был построен Дмитриевский собор во Владимире

Достопримечательности Золотого Кольца России – самое интересное

В каком году был построен Дмитриевский собор во Владимире

Россия не только самая большая страна в мире. Она уникальна своей историей и колоссальным историческим наследием. Нужно только не зацикливаться на Москве и Петербурге, а обратить внимание на те области и районы, где это наследие сохранилось. В столице древностей почти не осталось. Я расскажу про самые интересные достопримечательности Золотого Кольца России – знаменитого на весь мир туристического маршрута.

Понятие «Золотое кольцо» возникло в 1967 году с лёгкой руки журналиста Юрия Бычкова, который составил этот туристический маршрут и первым проехал по нему.

В маршрут входят 8 древних городов Северо-востока Руси, где сохранились уникальные памятники русской старины:

  • Ярославль
  • Владимир
  • Суздаль
  • Переславль-Залесский
  • Кострома
  • Углич
  • Сергиев-Посад
  • Иваново (Плёс)

Отправляйтесь по этому маршруту, и ваши выходные будут наполнены самыми запоминающимися впечатлениями. Я перечислю основные достопримечательности «Золотого кольца». Вы сами выберете из них те, которые вам захочется посетить.

Для начала отправляйтесь в Ярославль.

Ярославль — столица Золотого кольца.

Город полон старинных храмов, монастырей и других знаковых мест. В Ярославле расположен макет «Золотое кольцо». Свой маршрут вы сможете увидеть в миниатюре, тем самым практически воочию соединив все главные Достопримечательности Золотого Кольца России сразу и составив себе точное представление о том, что вас ждёт в поездке.

Города в макете воссозданы небуквально. Здесь в определенном масштабе выстроены самые важные места этого туристического маршрута. Они полны людей, машин, рек, озер, лесов. Каждые 10 минут макет погружается в ночь, которую сменяет такой же «макетный» день. Люди на макете живут своей жизнью: спешат на службу, едут в транспорте, работают.

Уникальный шоу-макет находится в центре Ярославля по адресу: Советский переулок, 2/23.

Сайт: showmaket.ru/

Главные достопримечательности Золотого кольца

На макет посмотрели, переходим к основному списку достопримечательностей.

Храм Покрова на Нерли в Боголюбове (Владимир)

Храм Покрова на Нерли — жемчужина русского зодчества

Один из самых красивых русских храмов. Известен с XII века.

Отлично сохранившийся памятник Владимиро-Суздальского зодчества стоит на заливном лугу, в 1,5 км от Боголюбова. Когда-то он входил в число построек большого монастыря, упраздненного в XVIII веке.

Несколько веков назад церковь находилась на стрелке у впадения Нерли в Клязьму. Сейчас место слияния рек ушло южнее, а когда-то именно здесь был важный перекресток торговых путей, который венчал храм Покрова.

Древнее убранство внутри храма, к сожалению, не сохранилось. Росписи сбиты при реконструкции 1877 года. Зато в украшении стен использованы резные рельефы. Их вы сможете увидеть.

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота

Золотые ворота во Владимире — единственные сохранившиеся из 7 городских ворот, через которые можно было попасть в древний Владимир.

Это были главные, парадные ворота. Построены они в 1164 году, в период правления князя Андрея Боголюбского. Сами ворота были покрыты листами позолоченной меди. Отсюда и название.

Венчает ворота надвратная церковь Положения риз Богоматери. До наших дней Золотые ворота дошли в сильно измененном виде. От первоначальной постройки сохранились проездная арка с боковыми пилонами и дверь на боевую площадку над аркой.

Частые пожары и вражеские набеги приводили к ремонтным и реставрационным работам, к периодическим перестройкам.

Когда город расширился и бывшие крепостные валы пришлось срыть, снеся городскую стену, приняли решение усилить пилоны ворот мощными контрфорсами в виде круглых башен.

С 1992 г. Золотые ворота включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В надвратной церкви сегодня работает музей. Центральный экспонат в нем — диорама обороны города от нашествия войск хана Батыя в 1238 г.

Успенский собор во Владимире

Вид на заснеженный Успенский собор

Кафедральный Успенский собор возведен в 1158 году.

До того, как Москва стала возвышаться и превращаться в главный город Руси, этот собор был кафедральным собором Владимирско-Суздальского русского государства.

Здесь венчались на княжение великие князья Владимира и Москвы. По образцу этого храма строился московский Успенский собор.

Успенский собор во Владимире — один из немногих русских храмов, где сохранились фрески, написанные Андреем Рублёвым.

В соборе хранятся мощи Святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, княгини Агафьи Всеволодовны.

За века своего существования Успенский собор пережил и годы величия, и немало страшных дней. Свою судьбу храм делил вместе с городом. Поэтому Успенский собор неоднократно перестраивался, реставрировался, видоизменялся. Это не помешало ему оставаться одним из самых древних и красивых русских храмов и оказаться в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор / photo by by Alexxx Malev

Небольшой Дмитриевский собор построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 г. как домовая церковь княжеского двора. Он посвящен небесному покровителю князя Святому Дмитрию Солунскому.

Этот собор — классический пример крестово-купольного храма Владимирско-Суздальской архитектурной школы. Если к постройке и оформлению многих храмов и церквей князья привлекали иностранных мастеров, Дмитриевский собор от начала и до конца построен и расписан русскими строителями и художниками.

Храм знаменит внешним оформлением: он весь украшен искусной резьбой по камню. За это собор прозвали «белокаменной книгой».

Собор делил все радости и невзгоды с городом Владимиром. Часто горел, подвергался разграблениям, реставрировался, восстанавливался. Сейчас Дмитриевский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1992 г. включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее про достопримечательности Владимира читайте здесь.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Вид на стены Ипатьевского монастыря

Ипатьевский монастырь — место легендарное. Точной даты его образования установить не могут до сих пор. По одним сведениям, это произошло в XIII в., по другим, в XIV в. Первое документальное упоминание об обители относится к 1432 г.

Также не ясно, кем основан монастырь. Но однозначно то, что в своё время обитель пользовалась сильной поддержкой рода Годуновых. В Смутное время Ипатьевский монастырь, архимандрит которого присягнул Лжедмитрию II, долго справлялся с осадой от войск Василия Шуйского.

Монастырь считается колыбелью династии Романовых. Именно здесь призвали на царство Михаила Фёдоровича.

В советские годы монастырь упразднили. В храмах и монастырских помещениях располагались общежития, приют и казармы. В 50-годы XX в. на территории монастыря создали историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырь вернули РПЦ. Здесь расположился Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Попасть на территорию монастыря и в храмы можно бесплатно во время проведения церковных служб. Плату берут за посещение экспозиций Церковного историко-архитектурного музея.

Посмотреть на территории монастыря есть что. Все постройки относятся к периоду XVI-XIX вв.

Сайт: ipatievsky-monastery.ru

Ростовский кремль

Ростовский кремль. Вид на Успенский собор и Звонницу

Ростовский кремль построен во второй половине XVII в. На самом деле это не кремль.

Когда-то здесь находилась кафедра митрополита. По его замыслу на этом месте должен быть райский сад с прудом в центре, окруженный крепостными стенами. Буквально через 100 лет после постройки кафедру митрополита перенесли в Ярославль. Ростовский кремль оказался в запустении.

Дело дошло до того, что весь архитектурный ансамбль мог пойти на слом, но вмешались просвещенные купцы: они на свои деньги все отреставрировали.

В 1883 году на территории кремля открылся Музей церковных древностей, который в наши дни стал федеральным музеем-заповедником «Ростовский кремль».

В архитектурный ансамбль Ростовского кремля входят:

  • Успенский собор (XVI в.);
  • Звонница Успенского собора (XVII в.);
  • Церковь Спаса на Сенях (XVII в.);
  • Церковь Одигитрии (XVII в.);
  • Церковь Иоанна Богослова (XVII в.);
  • Палаты, башни и различные корпуса.

На Звонницу можно подняться. С верхней площадки открывается прекрасный вид на древний Ростов Великий.

Постоять под огромным колоколом Сысой — одно из самых захватывающих впечатлений.

Покровский монастырь в Суздале

Вид на Покровский монастырь зимой

Покровский женский монастырь основан в 1364 г.

Нынешний его архитектурный облик относится к XVI в., когда Покровский монастырь стал местом заточения многих представительниц аристократических семей, постриженных в монахини.

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. В помещениях расположилась военная биологическая лаборатория. После Великой Отечественной войны на территории монастыря провели крупную реставрацию. Здесь открыли музейные экспозиции. В 80-е годы монастырь превратили в гостиничный комплекс с рестораном и концертным залом. С 1992 г. монастырь возродился как обитель.

Достопримечательности Покровского монастыря:

  • Покровский собор (XVI в.);
  • Колокольня (XVI в.);
  • Святые ворота и Благовещенская надвратная церковь (XVI в.);
  • Трапезная палата (XVI в.);
  • Зачатьевская церковь (XVI в.);
  • Приказная изба.

Сайт: spokrovmon.ru.

Храм Ильи Пророка в Ярославле

Храм Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка возвышается в самом центре древнего Ярославля с 1650 года. Храм выстроен на месте двух старых деревянных церквей. В конце XVIII в. Ярославль получил регулярный план застройки. Церковь стала центром планировки городского посада. В храме в летнее время проводятся церковные службы.

Храм Ильи Пророка работает с мая по октябрь.

Храм знаменит своим расписным интерьером. Стены украшают 417 композиций, не считая орнаментов.

Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Вид на вечернюю Лавру

Крупнейший мужской монастырь с потрясающей историей и славой основан в 1337 году Сергием Радонежским.

Значение Троице-Сергиевой Лавры для истории и политической жизни страны переоценить трудно: борьба против татаро-монгольского ига, противостояние с правительствами Лжедмитриев, Семибоярщины, противодействие польским войскам в Смутное время, содействие Петру в его борьбе с царевной Софьей.

В первые годы Советской власти Лавру закрыли, но уже через 20 лет монашеская жизнь здесь возродилась.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры составляют:

  • Свято-Троицкий собор (XV в.), в котором хранится рака с мощами Сергия Радонежского;
  • Церковь в честь Сошествия Святого Духа (XV в.);
  • Успенский собор (XVI в.);
  • Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловцеких (XVII в.);
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой;
  • Серапионова палатка;
  • несколько церквей и часовен, ворота, башни и крепостные стены.

На территории Лавры расположена усыпальница Годуновых.

Сайт: stsl.ru

Источник: https://dorogi-ne-dorogi.ru/zolotoe-kolco-rossii/dostoprimechatelnosti-zolotogo-kolca-rossii.html

Дмитриевский собор. Достопримечательности России

В каком году был построен Дмитриевский собор во Владимире

—>

Были здесь? Оставьте отзыв!

Владимир,Россия

Монастыри, Соборы, Церкви

Дмитриевский собор один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-ые года как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который посвятил собор своему небесному покровителю – Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти.

Ее раскрывают композиции с рельефом Св. Давида в трех центральных закомарах. В образе Давида – псалмопевца, пастыря, царя, пророка – предвосхищен образ Христа. К теме идеального правителя принадлежат следующие композиции: «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде.

Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов. Росписи 12 века (обнаруженные в 1843 году) принадлежат композиции «Страшный суд».

В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами – сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.

Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца 12 века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского. В 1197 году в отстроенный храм из города Фессалоники (Солунь) из базилики Св. Дмитрия была принесена «доска гробная» – большая икона с изображением святого в рост.

В серебряном чеканном ковчежце хранилась «сорочка» – частица одежды, пропитанная кровью мученика. Так Владимир превратился во «вторые Фессалоники». Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 годов.

Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 году император Николай I во время посещения Владимира и пожелавший привести храм в первобытный вид и убрать галереи. В 1840–1847 годах состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 году появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. После 1917 года храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства.

Дмитриевский собор. Как добраться?

Адрес: Россия, Владимир, центр города, ул. Большая Московская, 60

Дмитриевский собор на карте

Галерея представляет живопись, графику, скульптуру признанных мастеров. Антиквариат. Консультации по подбору произведений искусства. Регулярно проводятся интересные выставки.

Путешествовали группой по Золотому кольцу

к списку

Источник: https://100dorog.ru/guide/sightseeing/4048620/

Дмитриевский собор

В каком году был построен Дмитриевский собор во Владимире

Дмитровский собор во Владимире — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен в честь великомученика Дмитрия Солунского, который был казнен за приверженность христианству. Собор представляет собой традиционный пример крестово-купольного храма, образец древнерусского искусства, знаменит своей белокаменной резьбой. Будучи одним из самых красивых соборов, является визитной карточкой города наряду с знаменитыми достопримечательностями — Успенским собором и Золотыми воротами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Егор По церковному

Цены на билеты в Дмитриевский собор

Сейчас собор не действует как храм, а является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому его можно посетить, как и все музеи. Стоимость составит 150 рублей за человека.

Билет по льготной цене за 100 рублей могут приобрести учащиеся, студенты, пенсионеры, члены Российского военно-исторического общества, владельцы удостоверений ISIC, ITIC и IYTC.

Можно также приобрести единый комплект билетов на посещение нескольких достопримечательностей:

  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Старый Владимир — 500 рублей за каждого человека, 300 — для льготных категорий граждан.
  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Хрусталь и лаковая миниатюра, Рождественский собор Бологюбовского монастыря — 600 рублей за человека, 300 — льготная цена.

Собор работает ежедневно, один раз в месяц закрывается на санитарный день. Часы работы: 10:00—17:00, в некоторые месяцы в субботу собор открыт с 10:00 до 18:00 часов. Подробнее ознакомиться с сезонным расписанием можно на сайте.

История строительства Дмитриевского собора во Владимире

Строительство храма длилось в течение трех лет в конце 12 века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь святого-своего покровителя. Работами занимались русские мастера. По окончании стройки в храм была привезена икона Дмитрия Солунского и частица одежды с его кровью.

Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и набегов. В 19 веке было решено реставрировать собор и вернуть ему изначальный вид.

Однако в ходе восстановительных работ были утеряны интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с дворцом князя, чтобы князь со своей семьей могли пройти на богослужение в храм. В советское время богослужения в храме не проводились.

В 1999–2004 годах проведена серьезная реставрация и сейчас собор открыт как музейная экспозиция, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Дмитриевский собор — уникальный памятник русского церковного зодчества и пластики домонгольского периода. Храм выстроен в виде креста, возведен из белого известняка. По размерам — не большой, но гармоничный и величественный.

Особую ценность составляет резное убранство — в храме более 1 000 резных камней, на которых удивительным образом сочетаются христианские образы, литературные, народные и мифологические герои. Одноглавый храм венчает золоченый купол с крестом.

В храме можно выделить три яруса:

  • верхний — весь украшен резьбой, имеет высокие вытянутые окна.
  • второй (средний) ярус — богат орнаментами и фигурами зверей, птиц, святых.
  • нижний ярус не имеет убранства, так как раньше был закрыт утраченными галереями и башнями.

Героем нескольких фасадов собора стал библейский царь Давид, а на одном из фасадов изображен Александр Македонский.

Белокаменные рельефы собора

Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных.

Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями.

Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».

Внутреннее убранство собора

Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

К собору можно подъехать на общественном транспорте со стороны ул. Большая Московская:

  • Троллейбус № 1, 5: остановка «Площадь Соборная»
  • Автобус № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152: остановка «Площадь Соборная». Далее нужно будет пройти через парк к собору.

На расстоянии 1 км от Дмитриевского собора находится железнодорожная станция «Владимир-Пассажирский». Напротив нее — автовокзал. Время в пути пешком от станции — около 15 минут. Можно сесть на троллейбус № 5 у железнодорожного вокзала, но он поедет в объезд — дорога займет около 20–30 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=weul6XUVV74

Около 4 минут займет неспешная пешая прогулка от собора до смотровой площадки, откуда открывается чудесный вид на город и реку Клязьму.

Вид на Дмитриевский собор со смотровой площадки, Андрей и Валерия

В пешей доступности от этого собора расположено множество исторических достопримечательностей города: Свято-Успенский Кафедральный собор, памятник князю Владимиру и святителю Федору, Исторический музей, памятник Александру Невскому, государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обычно Дмитриевский собор входит в экскурсионные программы по историческому центру города с посещением самых выдающихся и красивых достопримечательностей.

Во Владимире действуют многие популярные сервисы такси, воспользовавшись которыми, можно приехать к Дмитриевскому собору: Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт, Uber.

Карта-схема пешего маршрута от автобусной остановки «Площадь Соборная» до Дмитриевского собора:

Панорамный вид на Дмитриевский собор во Владимире:

о соборе:

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывов пока нет.

Ivan

октябрь 2018

Место, где ощущается тысячелетие русской истории.

Oleg

сентябрь 2018

Лучший. Таинственный, мощный, красивый.

Смотреть отзывы на

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21802

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами.

Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя.

Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус.

В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы.

Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда».

В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня.

В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован.

Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол.

Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

«Страшный суд»

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Напоминание молодоженам

Адрес и режим работы

Адрес:

Источник: https://anashina.com/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/

«Поэма в камне»: Дмитриевский собор во Владимире, затмивший все храмы, построенные до него . Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Дмитриевский собор во Владимире — сказочная поэма в камне
Из-за обилия узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Своим богатым резным убранством он затмевает, пожалуй, все храмы, построенные до него на Руси.

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский).

И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор. 

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Тамара

Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк. 

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: «доску гробную» — икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с «сорочкой» – кусочком одежды мученика со следами его крови. 

 

Икона св. Дмитрия Солунского

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться. 

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе! 

 

Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада — на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.

 

Дмитриевский собор, 1911 год

Западный фасад

Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу. 

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур. 

 

Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой. 

 

Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.

 

Крест на вершине купола (копия)

Крест (настоящий), хранится внутри собора

В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

 

Некоторые элементы резного орнамента

Центральное место в оформлении собора отведено библейскому царю и пророку Давиду. Его изображение можно увидеть на трех фасадах храма. Качество этих изображений великолепное, видимо, выполнял их один из лучших камнерезов. Сначала историки считали, это Христос, потом долгое время выбирали между Давидом и Соломоном. И лишь после того, как реставраторы обнаружили возле этого изображения надпись «ДАВ Ъ», споры по этому поводу закончились.
 

Царь Давид

Царь Давид

Фасад испещрен изображениями зверей, птиц, растений. Обилие растений используется для создания образа райского сада. 

 

Ангелы

Многие из животных являются символами власти — львы, орлы, барсы. Что касается странных чудищ – зверей с двумя головами, полусобак, полуптиц и им подобных – эти образы хорошо знакомы нам из русской мифологии и сказок, поэтому они совсем не пугают, а всего лишь придают сказочный характер резным узорам. 

 

Святые и князья

На поясе-колоннаде среднего яруса, опоясавшем собор с трех сторон, вырезана целая галерея фигурок святых. Среди них идентифицированы первые святые князья-мученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках, в руках они держат кресты. 

 

Северный фасад. В центре святые Борис и Глеб

Здесь же изображены все 12 апостолов, «портреты» Петра и Павла сомнений не вызывают — они подписаны. 

 

Северный фасад. Апостолы Петр (справа) и Павел

Южный фасад. Конные святые воины Дмитрий Солунский (с мечом) и Прокопий.

Западный фасад. Конные святые воины. Справа — Георгий Каппадокийский (Победоносец)

Интересны еще две изображенные на фасаде композиции.

Вознесение Александра Македонского

 

Александр Македонский, вознесение. Южный фасад

«Технология» вознесения изображена следующим образом. Александр сидит в корзине, подняв вверх руки, в которых он держит в качестве приманки маленьких львят. Два грифона, привязанные к корзине, тянутся к приманке, и за счет этого корзина поднимается вверх. Несмотря на то, что Александр Македонский — персонаж еще дохристианский, в средневековой Европе этот сюжет использовался довольно часто.

Всеволод с сыновьями?

На северном фасаде можно найти изображение мужчины, который сидит, держа на коленях ребенка. С обеих сторон его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображен Всеволод с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому он и получил прозвище Большое Гнездо. Только непонятно, почему у Всеволода здесь нет бороды.

 

Всеволод III

Однако, есть еще одна версия, согласно которой здесь изображен не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями.

 

Гипотеза относительно окраски соборов

Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми. 

Однако, на фотографиях XIX века можно увидеть разные варианты окраски фасадов Дмитриевского собора — «белый орнамент на темном фоне» и «темный орнамент на белом фоне«. Белый орнамент на темном фоне выглядит так (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.):

 

Вид с северо-востока. Барщевский И.Ф. 1883 г.

А это уже темный орнамент на белом фоне:

 

Северный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И.(?) 1883-1897 гг.

Южный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И. 1883-1897 гг.

Владимир. Дмитриевский собор с юго-востока. Прокудин-Горский 1911 г.

А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней стенописи. Исходя из этого, ученые предположили, что в древности этот храм «был расписан практически «под хохлому»«. Возможно, что и фасады других белокаменных храмов в древности тоже были украшены росписями, и выглядела эта красота примерно так:

 

Успенский и Дмитриевский соборы внутри Владимирского кремля в конце XII века. Реставрация выполнена Кудрявцевым Михаилом Петровичем (1938-1993)

Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза. 

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3596969/post436879368/

Дмитриевский собор во Владимире — белокаменная поэма

Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1197 год
Координаты: 56°07'45.2″N 40°24'39.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор на карте

Краткая история

Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Общий вид на собор

Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского. В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство.

Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру.

Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Юго-восточный фасад собора

Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 — 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии. В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.

Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец».

Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Северно-восточный фасад собора

Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I.

Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами.

На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон.

Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.

Юго-западный фасад собора

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему произошел раскол христианской церкви

Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд», выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев.

Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.

достопримечательности

← Владимирская область Владимир Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Казань Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/295-dmitrievskiy-sobor

Белокаменная резьба Дмитриевского собора

Архитектурная работа – работой, но главным достоинством стала резьба Дмитриевского собора во Владимире. Она покрывала барабан купола и полностью верхний ярус. Для того, чтобы украсить его было привезено и украшено резьбой более 566 камней, которые вместе составляют причудливую картину, которая является комплексным отображением не только библейских персонажей, но и мифических, а также героев литературных произведений.

Колончатый пояс украшает так называемая «галерея святых», которые оказываются в окружении растений и животных. Южный фасад украшает эпичная картина, когда Александр Македонский вознесся на небеса. Северный фасад украшает Всеволод Большое Гнездо, который и построил этот храм, вокруг него расположены сыновья. Белокаменная резьба Дмитриевского собора восхищает и завораживает своих посетителей уже несколько веков.

Однако, к слову сказать, внешнее убранство получилось куда лучше, чем внутреннее. Среди всех красот, которыми обладают достопримечательности Владимира – Дмитриевский собор внутри будет немного разочаровывать, его убранство очень скромное, а те фрески Дмитриевского собора, которые его украшали были уничтожены горе-реставраторами, поэтому внутри храма не полюбуешься.

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире отличаются внешней красотой, их объединяет искусное исполнение резьбы великолепными мастерами, которые сумели создать картины из камня. К сожалению, часть этих работ сохранилась только на фотографиях, после постоянных реставраций, но и по сей день они поражают своей красотой и восхищают талантом мастеров.

Фото и видео

Источник: http://russianasha.ru/tury-v-vladimirskaya-oblast/chto-posmotret/dmitrievskij-sobor

Дмитриевский собор (Россия — Золотое Кольцо, Владимир) — вОтпуск.ру

Дмитриевский собор во в Владимире, построенный в XII веке, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его уникальная белокаменная резьба с фантастическими зверями, птицами и растениями сочетает в себе христианские и языческие сюжеты и поражает воображение. Внутри сохранились фрески XII века. Собор является филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История храма

Дмитриевский собор был построен при младшем брате Андрея Боголюбского — Всеволоде Большое Гнездо, самом могущественном русском князе XII века. Именно так он упоминается в «Слове о полку Игореве».

При нем княжество расширилось и влияло на все русские земли от Новгорода до Киева, его города богатели, а в них процветали искусства и ремесла. Центром был город Владимир, избранный столицей еще его старшим братом Андреем Боголюбским.

У Всеволода было двенадцать детей – именно поэтому его и назвали «Большое Гнездо», и после его смерти княжество раздробилось и потеряло былую силу.

Всеволод Большое Гнездо продолжает дело своего брата – укрепление и украшение Владимира. Он обновляет стены города, перестраивает и расширяет Успенский собор, и строит неподалеку еще один – Дмитриевский, в честь св. Дмитрия Солунского, своего святого покровителя. Собор строится в 90-х годах XII века, о его точной датировке спорят ученые: возможно, это 1191 год, а возможно – 1194-97.

В отличие от Успенского собора, Золотых ворот и Боголюбова, в создании которых, по сведениям Н. Татищева, принимали участие западные мастера, Дмитриевский собор строили только русские, летопись специально упоминает это. Однако, собор строился с явной оглядкой на церковь Покрова-на-Нерли под Боголюбовым, а его богатая резьба имеет соответствия в средневековой архитектуре западной Европы.

Главными святынями нового храма стали присланные непосредственно из Солуни (т. е. из города Фессалоники) часть одежды св. Дмитрия Солунского и мироточивая «доска гробная» – икона, которая, по преданию, была написана на доске от гроба святого мученика. Всеволод вынес почитание св. Дмитрия из Византии – свою юность он провел в изгнании в Константинополе, укрываясь у императора Мануила. Впоследствии эта икона была перенесена в Москву и сейчас хранится в Успенском соборе Московского кремля.

Пишется и новая икона св. Дмитрия для Успенского собора – она сейчас в Третьяковской галерее. Но мнению некоторых ученых, изображенный святой здесь мог иметь некоторое портретное сходство с самим Всеволодом. Дмитрий изображен в виде правителя-воина – на троне, в венце и с наполовину вытащенным из ножен мечем в руках. Список с этой иконы сейчас можно увидеть в экспозиции собора.

Храм был задуман как домовый храм княжеской семьи. Он был небольшим, одноглавым, очень богато украшенным снаружи и изнутри, и являлся частью дворцового комплекса: был окружен галереями, по которым можно было попасть во дворец. В XVI веке к собору пристроено два придела – Никольский и Иоанно-Предтеченский, паперть и колокольня. Впрочем, по мнению других исследователей, два придела в виде башенок были тут изначально, как и галереи, так что современный вид собора не равен подлинному.

В течение XVII-XVIII веков собор неоднократно горел и подновлялся и к началу XIX века пришел в аварийное состояние. Была назначена специальная комиссия, выделены средства, и собор в очередной раз отремонтировали. У него появился классицистский портик с колоннами у западного входа и вторая колокольня.

Нынешний, «первобытный» вид собора – результат реставрации 1838-1847 гг., произведённой по указу Николая I. Галереи были разобраны, собор очищен и заново покрашен в любимые Николаем бело-желтые тона, купол и стены были укреплены железными связками. Тогда же были открыты старые фрески – и собор был заново расписан по возможности в том же стиле. Осыпающиеся белокаменные рельефы частично были заменены точными копиями.

В конце XIX века сюда было проведено отопление – до этого храм был холодным, летним. Рядом построена небольшая звонница.

Хх век и нынешнее время

После революции храм сразу же был передан музею. В нем работала реставрационная комиссия под руководством художника Игоря Грабаря – та же, которая расчищала в эти годы рублевские фрески Успенского собора. И. Грабарь заново открыл фрагменты фресок XII века. После войны раскопки вокруг собора вел Николай Воронин, ведущий советский специалист по древнерусской архитектуре и автор реконструкций первоначального облика многих владимиро-суздальских храмов.

После войны здесь размещались музейные выставки, посвящённые архитектуре владимиро-суздальского края, потом была Галерея Героев Советского Союза – уроженцев Владимира. Сейчас это выставка размещена в Золотых воротах неподалеку.

С середины 70-х годов собор закрылся на длительную реставрацию, которая закончилась только в 2005 году. Разрушающийся от времени белый известняк был пропитан специальным защитным составом, обновлены коммуникации, позволяющие сохранять в здании особый температурный режим, был заменен крест на куполе.

Сейчас храм является филиалом музея, но несколько раз в год в нем, по согласованию с музейными работниками, проходят церковные службы. В соборе можно увидеть фрагменты сохранившихся с XII века росписей: это «Страшный суд», «Шествие праведных в рай» и «Борогодица».

Исследователи видят в этих фресках кисть двух разных авторов.

Здесь размещен древний список с иконы Дмитрия Солунского, копия серебряного ларца, который когда-то был привезен из Солуни и сохранял частицу одеяния святого, и четырехметровый крест, снятый с купола – он сейчас находится в алтаре собора.

Здесь захоронен Роман Илларионович Воронцов, Владимирский генерал-губернатор в 1778-83 гг., родной брат знаменитого дипломата и канцлера Михаила Воронцова и отец русского посланника в Лондоне Семена Романовича Воронцова. Воронцовы принимали участие в перевороте, приведшем на трон Елизавету Петровну.

А при Екатерине II, после реформы и образования новых губерний, Роман Илларионович стал губернатором Владимира и прославился взяточническом и поборами.

Сохранилось его погребение со скульптурой, поставленной в 1804 году его сыновьями – делалась она в Лондоне по заказу его сына Семена, а пирамида над надгробием была поставлена его внуком, Михаилом Воронцовым, Новороссийским губернатором, который отчасти финансировал ремонт собора в середине XIX века. Само погребение находится у южной стены, но надгробие было перенесено к западной в процессе последней реставрации.

Каменная резьба

Самое главное украшение Дмитриевского собора – это его богатейшая каменная резьба по двум верхним ярусам фасадов. Как и на церкви Покрова-на-Нерли здесь есть образ св. Давида – библейского примера справедливого и мудрого правителя, одновременно и царя и священника. Он изображен здесь трижды – побеждающим льва и восседающем на львином троне – похожее изображение есть на церкви Покрова-на-Нерли. Его окружают орлы, львы и барсы – символы власти – и благословляют ангелы.

С северного фасада изображен сам Всеволод с пятью сыновьями. Младшего Владимира он держит на руках и еще четверо – Ярослав, Святослав, Георгий и Константин – стоят вокруг.

Южный украшен самым необычным с нашей точки зрения сюжетом – «Вознесение Александра Македонского на небеса». Это средневековая христианская легенда, рассказывающая, как однажды Александр поймал двух огромных птиц, размером с коней и попытался взлететь на них на небо.

Он поднимался все выше и выше, пока ему не встретилось еще одна птица, сказавшая человеческим голосом: «Не зная земного, как можешь постичь небесное?» Этот образ взлетающего Александра получил огромную популярность в средневековой Европе и изображался неоднократно: Александр воспринимался как идеальный образ великого правителя, объединителя разных земель, целителя – именно поэтому он помещен на княжеский собор. Александр изображен не с птицами, а с грифонами, и держит в руках львят.

https://www.youtube.com/watch?v=DjZG9tCTIi8

На западной стене изображены подвиги Геракла – сцены как он побеждает льва, что рифмуется и с изображениями побеждающего льва царя Давида и держащего львят Александра.

Вся резьба собора в целом укладывается в единую концепцию, подчеркивающую священность княжеской власти. Всего на соборе более пятисот различных изображений, большая часть из них – это орнаментальные растения, птицы и животные, многие из которых имеют фантастический вид.

Для средневековых христиан было совершенно нормально украшать храмы такими полуязыческими изображениями – они раскрывали красоту и разнообразие мира, ассоциировались с геральдическими княжескими символами и вообще со светской властью.

Тут Дмитриевский собор довольно резко контрастирует с украшенным гораздо скромнее Успенским кафедральным – считается, что таким образом здесь отразились вкусы древнерусской светской знати. Впрочем, обилие зверей и растительности некоторые исследования толкуют как иллюстрацию к псалму «Всякое дыхание да славит Господа».

На колончатом поясе собора изображены святые, например, Борис и Глеб, родственники Всеволода. Резьба собора, сохранилась, к сожалению, не полностью в первоначальном виде – за столетия она реставрировалась, часть фрагментов были сняты и поставлены заново не на свои места, но основные композиции и их смысл остались внятными и читаемыми.

На заметку

  • Местоположение: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 60.
  • Как добраться. электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Соборной площади.
  • Официальный сайт: http://www.vladmuseum.ru/museums/build/37
  • Время работы: 11:00-19:00.
  • Стоимость билетов: взрослый – 150 руб., льготный – 100 руб.

Источник: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1670

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя Бог Саваоф

Закрыть