В каком стиле был построен Софийский собор

Царскосельский Софийский Собор | Гид по Петербургу 2020

В каком стиле был построен Софийский собор

Софийский собор, расположенный в городе Пушкин, является первым монументальным культовым сооружением, построенным в стиле русской классики. Под его сводами молились известные художники, поэты, композиторы. Здесь находили уединение Пушкин, Суворов, Лермонтов, Кутузов.

История

Одним из важных событий в правлении Екатерины Великой была победа русских войск над турками. В это время в Петербурге и его окрестностях стали появляться памятники в честь побед в русско-турецких войнах. Одним из них был Собор небольшого городка София, который в дальнейшем стал частью Пушкина.

В 1782 году началось строительство Софийского собора. Работами руководил архитектор Чарльз Камерон. Большое участие в возведении сложных конструктивных элементов собора принимал Иван Егорович Старов.

В 1804 году освящён левый придел в честь великомученицы Екатерины

С 1817 года по указу императора Александра I храм стал называться церковью «лейб — Гвардии гусарского полка». В 1833 году северный придел храма был отдан под церковь Кирасирского полка. В дальнейшем к собору приписывались все военные формирования Софии, не имевшие своих церквей. На их средства производились ремонтные и строительные работы в соборе.

В начале XX столетия на пожертвования военных мастерами завода Усачёва на Валдае были изготовлены десять колоколов для одного из малых барабанов.

Колокольня Софийского собора была построена по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа

После 1917 года храм становится приходским. В 1933 году по постановлению местной власти собор был закрыт, а здание передано под склад 32-ой механизированной бригаде. Рядом с храмом был организован полигон для учебных занятий.

После Великой Отечественной войны в здании храма был размещен очередной склад, в котором часто сжигали отходы производства. В 60-х годах на территории собора появился гаражный кооператив.

Восстановление храма началось только в конце 80-х. В 1991 году была отремонтирована колокольня, в 1998 был изготовлен новый иконостас.

Архитектура

Трёхнефная постройка украшена пятью куполами на барабанах с круглыми окнами. Центральный неф накрыт большим куполом, который стоит на арках, опирающихся на пилоны. Они украшены колоннами из темного гранита и пилястрами. Цвет колонн создает необычный контраст в сочетании со светлыми стенами собора.

Внутреннее убранство

Современный интерьер собора был воссоздан по свидетельствам и архивам. Внутри своды храма поддерживают четыре пилона, оформленные пилястрами из гранита красного оттенка. Рядом с ними возвышается 8 колонн, выполненных из красного полированного гранита. Его привезли из карьеров острова на Ладоге. Стены, выкрашеные светлой краской, украшены рисунком. На окнах выполнен золоченый орнамент.

Внешнее убранство

Квадратное строение, увенчанное куполами, установлено на мощном фундаменте из пудостских плит. Цоколь здания облицован гранитом. Фасады украшены колоннами с портиками, треугольными фронтонами. В них сделаны специальные ниши, куда планировалось установить скульптуры.

Украшает собор величественный центральный купол. Он имеет необычную констркуцию: внутри находится купол меньших размеров, который поддерживает второй барабан.

Расписание богослужений в 2019 году

Богослужения в храме проходят каждый день.

  • Литургия начинается в 9 утра. В праздничные, выходные дни Литургия начинается в 10 часов.
  • Исповедь по воскресеньям с 8.30. Накануне всенощного бдения начало исповеди в 9.30.
  • Вечерние службы начинаются в 17 часов.

Уточнить расписание богослужений можно на сайте Софийского собора:

tsarskoeblagochinie.ru

Режим работы в 2019 году

Под руководством общины в соборе проводятся следующие работы:

  • Воскресная школа для детей. Сейчас для неё выделено отдельное здание. Первые занятия проходили в небольших строительных вагончиках. С 1992 года здесь регулярно проходят семинары для учителей школ Царского села. На территории подсобного хозяйства создан детский православный лагерь.
  • Издательство газеты. С 1999 года издание «Софийский Собор» переименовано в «Ковчег».
  • Благотварительная столовая. Под питание бедных передано прежнее здание воскресной школы.

Информация о режиме работы всех служб, церквей приписанных к собору, находится на сайте.

Официальный сайт

Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/sofijskij/

Собор святой Софии в центре Киева. Отзывы посетителей

В каком стиле был построен Софийский собор

Некоторые историки называют собор настоящим архитектурным чудом Европы. София Киевская была основана в 11 веке. Сложно поверить в то, что до наших дней сохранились фрески и мозаика практически в нетронутом виде.

В комплексе находится множество достопримечательностей и росписей со времени крещения Киевской Руси. Среди основных объектов необходимо отметить усыпальницу Ярослава Мудрого.

Важно добавить, что киевский памятник архитектуры является объектом, который один из первых сумел попасть в перечень ЮНЕСКО.

Описание Софии Киевской

Собор по праву можно считать древнейшей достопримечательностью Киевской земли. Необычный и неповторимый памятник архитектуры является действительно мощным и значимым украшением столицы Украины. Среди его особенностей следует отметить византийский стиль. На протяжении более 1000 лет объект подвергался многократной реконструкции и достройки. Именно поэтому в наше время его облик значительно изменился и стал только интереснее.

Основателем Софии Киевской является древнерусский князь Ярослав. Многие исторические деятели продолжают спорить относительно того, когда началась закладка фундамента. Согласно одной из версий это 1017 год, другой – 1037 год. С незапамятных времен собор считался ключевым центром развития культуры и становления общества. На его территории располагалась первая и самая крупная библиотека на Руси. Необходимо отметить, что название «София» является греческим термином, означающим «мудрость».

К сожалению, в 1240 годах сооружение и его ценности были уничтожены монгольской ордой, но «хоронить» сам храм завоеватели не стали. Чуть позже Софию Киевскую. Восстановили. После этого наступили времена серьезных нападок на православные храмы. Великое сооружение буквально пропадало от безысходности. От гибели комплекс сумел спасти митрополит Петр Могила, по указанию которого позже был открыт на территории Софии мужской монастырь.

Серьезный подход к реставрации собора проявил выдающийся гетман Иван Мазепа. Сооружение было реконструировано под новый лад, стиль — «казацкий барокко», после чего оно получило дополнительные этажи. В нескольких метрах строения появилась массивная колокольня. С того времени существенных архитектурных измерений собор не получил.

Чем заняться в Софии Киевской

Основные объекты, на которые необходимо посмотреть, находятся в храме. Многие архитектурные изыски, в буквальном смысле, поражают. Это касается ниш, алтаря, крыши здания, выступающих элементов. Особенный интерес вызывают 19 куполов, украшающих церковь, часть из которых выполнено в виде сферы, другая имеет форму груши. София Киевская однозначно понравится ценителям византийского направления стиля и оригинальных решений в архитектуре.

Огромное количество туристов сюда приезжают посмотреть на древние росписи, прекрасно сохранившиеся на стенах собора. Именно в Софии Киевской сосредоточено множество подлинных очерков живописи 11 столетия.

Внимания заслуживает мозаика и несколько тысяч квадратных метров уникальных фресок. Росписи изобилуют множеством оттенков разных цветов, где преимущество отдано теплым тонам.

Фантастические эмоции вызывает алтарь и основной купол, на которых изображены ключевые исторические сцены христианства.

Обязательно стоит посетить комнаты для верующих людей, расположенные в храме и лестничных башнях. Выполненные религиозные шедевры на стенах выглядят роскошно. На них явно выражены состояния великих людей, просматривается динамика в жестах и некая раскованность в выборе позы. Часть фресок выполнена с изображением классических бытовых сцен, глядя на которые можно предугадать специфику обыденной жизни княжеского дворика.

Особенно интересной считается гробница Ярослава Мудрого. Согласно заявлениям большинства историков, это одно из самых древнейших захоронений некрополя. В саркофаге на протяжении долгих лет хранился прах великого киевского предводителя.

Важно отметить, что открытие гробницы происходило всего 4 раза, последний из которых произошел в 2009 году, когда выяснилась подмена реликвии женским скелетом.

Существуют предположения, что прах князя тайно был вывезен в США, но, по сей день, так и не вернулся на родную землю.

Как доехать

Софийский собор находится в городе Киев, на улице Владимирской, 24. Проще всего до него добраться посредством метрополитена. Выйти понадобится на зеленой ветке, станции «Золотые ворота», красной ветке «Крещатик» или синей ветке «Площадь Независимости». Пешком центральными улицами придется пройти около 10-15 минут. Кроме этого в направлении собора регулярно ходит множество троллейбусов и городских автобусов с разных уголков Киева, в том числе и Левого берега.

Итог

София Киевская является особенным, неповторимым и очень значимым музеем, относительно исторической ценности, которого не задумываются даже жители столицы. Посмотреть на его архитектуру, фрески, мозаику, рукописи и ряд других важных объектов устремляются жители со всех уголков не только нашей страны, но и мира. Основное достоинство Софии Киевской заключается в величественной ауре и временном отрезке в тысячу лет. Фактически собор сумел пережить и устоять на протяжении 2 эпох.

с высоты на национальный заповедник София Киевская

Источник: https://funtime.kiev.ua/pogulyat-v-gorode/sofiya-kievskaya

Софийский собор в Полоцке

В каком стиле был построен Софийский собор
Интерьер Софийского собора в Полоцке

Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.

Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.

Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.

Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске.

История Софийского собора

Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.

Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.

В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.

Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.

В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой.

В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

  • вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
  • семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

Софийский собор сегодня

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.

Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:

  • Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);
  • Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).

Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

Где находится Софийский собор

Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке. Адрес – улица Замковая, 1.

Достопримечательности вблизи Софийского собора

Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.

В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:

В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:

  • домик Петра I (ул. Нижне-Покровская, д. 33), где в начале XVIII века останавливался император;
  • лютеранская кирха (ХIX – н. XX вв.) – сейчас в необычном здании бывшей церкви, построенном в стиле неоготики, находится старейший в городе Полоцкий краеведческий музей;
  • памятник букве «Ў» (буква «у краткое» встречается только в белорусском языке);
  • памятник кривичам;
  • памятники знаменитым историческим личностями Полоцка – князю Всеславу Чародею, святой преподобной Евфросинии, славянскому первопечатнику Франциску Скорине, Симеону Полоцкому
  • памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» (проспект Ф. Скорины), где каждый гость города может получить сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/travel/belarus-life/sophia-cathedral-in-polotsk

История Софийского собора, описание, строительство Софийского собора в Киеве. История создания Заповедника София Киевская

Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская — «Софийский музей» находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор — всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет имя Алена По церковному

Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов — украинского, русского и белорусского.

Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.)

В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси , что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.

С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева — Десятинной (989-996 гг) — князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира — Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм — Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.

Строительство Софийского Собора в Киеве

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.

Вокруг Софийского собора — центрального сооружения Ярославова города — стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот — парадного въезда в древний Киев.

Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевича:

Название собора «Софийский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», Софийский собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство.

Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства.

Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.

Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион — выдающийся публицист своего времени — писал о нем: «Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада».

За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел.

Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.

В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г :

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов.

В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы.

Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.

В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.

XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.

В XVII — XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.

В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.

Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.

Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.

Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:

История создания Софии Кевской

В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская, в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.

Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь — древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей.

В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др.

На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.

В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.

Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.

Однако София Киевская, как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.

Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор, затем — архитектурные памятники XVIII века.

Вид собора с юго-востока:

Читайте далее:
— План заповедника
СОФИЙСКИЙ СОБОР
Фрески Софийского Собора >>>
— Мозаики Софийского Собора >>>
— другие детали интерьера >>>
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ на территории заповедника София Киевская

Источник: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/istoriya_sofiyskogo_sobora.shtml

Версия для печати

На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Киево-Печерская Лавра — удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Монастырь Печерская Лавра был основан в 11 веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Лавра — это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря и сегодня производит грандиозное впечатление.

В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц слепят глаза. Большинство строений Монастыря датируется 17-18 веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. С 12 века в Монастыре сохранилась лишь одна церковь с незначительными архитектурными изменениями, которые были сделаны позже. Эта церковь над воротами главного входа в Монастырь и ее называют «Надбрамна».

Полное название Церкви — Троицкая Надбрамная Церковь — «Церковь Святой Троицы над Брамой». Это просто чудо, что она сохранилась, поскольку на Монастырь в течении всей истории совершались многочисленные набеги.

На территории монастыря находится ряд историко-культурных музеев Украины, в том числе знаменитый музей исторических драгоценностей («Музей скифского золота»), а также музей микроминиатюр, книгопечатания, народного декоративного творчества, музыкального, театрального и киноискусства, выставки из частных коллекций. Отдельная выставка посвящена истории лаврских пещер.

Софийский собор

Собор Святой Софии был построен в 11 веке и находится в самом центре Киева. Сохранились и дошли сквозь века 260 кв. метров мозаик и 3 тысячи кв. метров фресок. Едва ли где-то в Европе можно найти столько фресок и мозаик 11 века, которые сохранились в одной церкви.

Собор окружают монастырские здания 17 века, выполненные в стиле Украинского барокко. Внутреннее убранство Собора почти не изменялось. В 18 веке появился иконостас и в 19 веке — чугунные напольные плитки.

Святая София Киевская — этот источник искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться этим дивом Византийской и Старинной Русской архитектуры.

Золотые ворота

Золотые ворота — главные ворота старинного Киева. Свое название получили от схожести с константинопольскими Золотыми воротами. Золотые ворота в Киеве одно из немногих сооружений Киевской Руси, дошедших до наших дней. Включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Золотые Ворота были построены в 1037 году при правлении великого князя киевского Ярослава Мудрого. Киев тех дней окружали высокие земляные валы с глубокими рвами с наружной стороны.

Золотые Ворота были частью этого оборонного сооружения и служили парадным въездом в город — это была широкая арка с боевой площадкой над ней в центре которой была воздвигнута белокаменная церковь. Это удивительное творение древнерусских зодчих вызывало восторг современников и навевало ужас на врагов своей неприступностью.

Помимо оборонных целей Золотые ворота имели также и триумфальный характер — здесь встречали иностранных послов и именитых гостей, провожали воинов на защиту Родины, под сводами ворот проходили княжеские дружины, возвращавшиеся из походов.

Андреевская церковь

Жемчужина бароко — Андреевкая церковь заложенная 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Построенная в 1749 — 54 гг. по проекту В.В.Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска (название от Андрея Первозванного). Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И.

Мичурин. Однокупольный пятиглавый храм имеет форму креста, в углах которого размещенны декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и укрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена.

К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница. Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви — балюстрада, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра.

Внутреннее обрамление Андреевкой церкви, разработанное В.В.Растрелли, более близкое к стилю рококо.

Михайловский Златоверхий монастырь

Миха́йловский Златоверхий монастырь — один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы).

Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобычная традиция. Также Михайловский собор был последним храмом в Киевской Руси, во внутреннем убранстве которого применялись мозаики.

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом I (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Музей народной архитектуры и быта Пирогово

На южной окраине Киева, близ поселка Пирогов, где с высоких холмов открываются живописные виды и приятной прохладой привлекают синеглазые ставки, среди дубрав и рощ, расположен Музей народной архитектуры и быта Украины. Музей (общая площадь — близко 150 га) основан в 1969 г. Поселение на его территории известны з глубокой древности (найдены предметы поры бронзы). Пирогово впервые упомянуто в 1627 г.

как владение Киево-Печерской лавры. В 1720 г. фигурирует как с.Пирожов. С 1957 г. — в границах Киева. Музей национальной архитектуры и быта – это возможность пройтись по всем наиболее интересным уголкам Украины за один экскурсионный день, увидеть буквально изнутри жизнь украинского народа в 17-20 веках, познакомиться с предметами обихода обычного дома украинца.

Музей представляет собой open air экспозицию этнографических районов страны, то есть вся территория музей расположилась не в павильонах и прочих постройках, а под открытым небом, что делает музей очень привлекательным для туристов со всех уголков мира.

Еще одной отличительной особенностью музея Пирогово, которая, пожалуй, выделяет его из огромной массы подобных мировых музеев, — это различные театрализованные представления, гуляния во время народных праздников. На территории Пирогово часто можно встретить людей и работников в национальных костюмах, занятых различным ремеслом того времени – ткачих, лепщиков посуды из глины и прочих.

Прогулки под украинскую народную музыку вообще становятся чем-то особенным, дарят незабываемые ощущения. Во время украинских народных праздников на территории музея проходят специальные театрализованные представления: танцы и пляски вокруг костра, пение.

Мариинский дворец

Мариинский дворец — один из красивейших дворцов Украины. Импозантное здание в стиле барокко сооружено в 1750-55 гг. по проекту арх. Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, которая лично выбрала для него место. Во время высочайших визитов в Киев здесь останавливались члены царской фамилии, в т.ч. Екатерина II, посетившая Киев в 1787 г.

В XVIII-XIX вв. дворец служил резиденцией генерал-губернаторов Киевской губернии. В данный момент Мариинский дворец является церемониальной резиденцией Президента Украины, где проходят приемы на высшем уровне. Используется исключительно для официальных мероприятий, так как сейчас дворец на реконструкции.

Сохранились богато оформленные интерьеры в стиле классицизма с элементами барокко и ренессанса, старинная мебель, люстры, картины известных художников, настенная живопись. Изначально главный фасад был обращен к Городскому (Царскому) саду, заложенному в 1748 г. по приказу императрицы Елизаветы.

С противоположной стороны дворца (нынешней парадной) — разбит Мариинский парк, носящий имя императрицы Марии Александровны.

Владимирский собор

Владимирский кафедральный патриарший собор — классический образец русско-византийского стиля в храмовой архитектуре. Высота креста главного купола — 49 м. Идея сооружения в Киеве величественного храма в честь князя Владимира Великого возникла в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Первоначальный проект разработал арх. И.

Штром, но из-за дороговизны его пришлось переработать. Постройку поручили арх. А. Беретти, однако спроектированное им здание дало трещины, и строительство в 1864 г. заморозили. Работы завершил в 1882 г. арх. В. Николаев по рекомендациям всемирно известного специалиста по сводчатым сооружениям Р. Берганда. Внутренним оформлением руководил профессор А.

Прахов, привлекший к работе 96 известных художников, в т.ч. Васнецова, Нестерова, Врубеля, Котарбинского, Пимоненко, которые превратили Владимирский собор в настоящую художественную жемчужину. Владимирский собор построен в так называемом русско-византийском псевдостиле.

Собор в плане — традиционный древнерусский шестистолпний триапсидний храм, но увенчанный 7 башнями.

Источник: http://www.pe.com.ua/ru/visit/sights/?print=1

Софийский собор в Новгороде: история его создания и постройки на официальном сайте «Шарм Тревел»

Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045–1050 годах князем Владимиром Ярославичем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появилась первая православная церковь

Пройдите короткий тест и узнайте, какой тур будет для Вас идеальным

(вы можете выбрать 1 или несколько вариантов ответов)

Шаг 1

С кем Вы хотите поехать?

С родителями \ родственниками

Выберите тип тура

Активный(интерактивы, активные развлечения)

Экскурсионный(больше информации от гида и объектов)

Романтичный(красивые места для фотографий, время для прогулок вдвоем)

Свободное время(больше свободного времени для самостоятельного изучения объектов)

Что бы вы хотели увидеть?

Природа(водопады, скалы, леса, реки и озера, заливы и пр.)

Животные(хаски, лошади, контактный зоопарк и пр.)

Военные объекты(крепости, музеи)

Места силы(капища, сейды)

Желаемое направление?

Карелия(Рускеала, Сортавала, Яккима)

Новгородская обл.(Новгород, Старая Русса, Валдай)

Псковская обл.(Псков, Изборск, Печоры, Пушкинские горы)

Ленинградская обл.(Мандроги, Выборг)

Главное, чтобы было интересно

Когда бы вы хотели поехать отдохнуть?

Еще думаю, но скоро поеду

Ваши ответы отправлены

  • Система уже подбирает идеальный вариант для Вашего отдыха.
  • Пожалуйста, оставьте нам свой номер телефона.
  • Наш специалист скоро свяжется с Вами и расскажет о деталях лучшего тура, подобранного для Вас.
  • В ближайшее время наш специалист свяжется с Вами.
  • А пока Вы можете почитать интересные статьи об отдыхе на Северо-Западе России.

Софийский собор в Новгороде до сих пор является предметом изучения историков. Нужно ли говорить, что каждый год Великий Новогород посещают сотни тысяч туристов с единственной целью: узнать больше об авторах — архитекторах и истории строительства храма, увидеть знаменитую звонницу, а также – если получится, — попасть на службу.

Великий Новгород, Софийский собор и звонница с высоты птичьего полета

Компания «Шарм Тревел» предлагает любознательным туристам потрясающе интересные поездки, в программу которых включены посещения действующих соборов. Достопримечательности Новгорода, в том числе и Софийский собор, вызывают самый живой интерес у наших клиентов.

Медовые звоны Софии слышны далеко вокруг

Поэтому экскурсионные программы построены так, чтобы дать паломникам максимум знаний об:

  • Истории создания храма.
  • Особенностях его постройки.
  • Важных датах, легендах.
  • Сложностях возведения и восстановления из пепла.
  • Специфике архитектурного стиля.
  • Символике и современной жизни уникального новгородского памятника.

Чтобы популяризировать Софийский Собор, официальный сайт предлагает массу теоретической информации, расписание богослужений и времени работы музеев, фото и видео уникального иконостаса, описание особенностей архитектуры и интерьера.

 А наша компания дарит вам возможность увидеть своими глазами одно из самых главных сокровищ города и России в целом – Новгородский Софийский собор

Краткая история Софийского собора

Возведение Софийского собора в Новгороде – это глобальный проект князя Ярослава Мудрого, реализованный его сыном Владимиром Ярославичем. Строительство одноименных храмов в то время – в Киеве (Украина), Новгороде (Россия) и Полоцке (Беларусь) было символом возрождения духовной жизни славян. Потому и венчает крест собора белый голубь – знак святого духа.

Собор имеет пять нефов и пять глав (шестая была пристроена значительно позже), примыкающие с трех сторон галереи и купола в форме шлемов русичей

Старейший храм – единственный в своем роде в России, — находится в Великом Новгороде, и был построен в 11 веке монахами из Киево-Печерской лавры по образу и подобию Киевской Софии

Внутри сохранились бесценные иконы и фрески, а также подлинное сокровище — одна из древнейших рукописных книг на Руси — Остромирово Евангелие (1056 г. написания).

С новгородским собором связано множество легенд. Имеет и свой собственный символ Софийский собор: голубь, сидящий на кресте и олицетворяющий духовное возрождение.

История Собора Святой Софии в Великом Новгороде

Софийский собор в Новгороде: адрес, время работы, расстояние от СПб

Время в дороге составляет всего 3 часа, но если вы решите заказать тур в Великий Новгород на «Шарм Тревел», они пролетят, как 10 минут. Ведь во время дороги вы от нашего экскурсовода узнаете массу захватывающей информации об истории знаменитого архитектурного памятника.

Самый быстрый маршрут из СПб до Софийского собора в Новгороде – это по трассе Е105

Адрес Софийского собора — тер. Кремль, 11, Великий Новгород, Новгородская обл., Россия, 173000. Часы работы музея-заповедника указаны на официальном сайте, а принимает он туристов в течение всего года.

Софийский собор: особенности музейного комплекса

Самой известной и любимой всеми гостями музейного комплекса является звонница Софийского собора. В праздники ее колокола слышны на всю округу.

На территории Софийского собора находится известный памятник «1000-летие Руси», а в помещении второго этажа звонницы работает выставка «Древние колокола Великого Новгорода»

Софийский собор, архитектура которого характерна для культовых сооружений 10-12 вв., до сих пор является духовным центром Новгорода.

Центральный купол изначально был окрашен, и только в 1408 году покрыт золотыми пластинами

Стены достопримечательности построены из известняка, камня, ракушечника

Доныне сохранились фрагменты росписи 12 века; реставрация конца 19 в. представлена в полном объеме, а настенные рисунки, граффити и надписи изучаются специалистами.

Многочисленные памятки эпиграфики на территории Новгородского Софийского собора



Можно бесконечно долго рассказывать про Софийский собор: фото музея и видео богослужений размещены в сети, отзывы о посещениях выложены на официальном сайте. Но, поверьте, оценить масштаб православной святыни, проникнуться благоговейным трепетом перед ее возрастом, прикоснуться к тысячелетним камням можно, только посетив Софию. Решение лежит на поверхности: экскурсия в Новгород. «Шарм Тревел» ждет вас, не откладывайте в долгий ящик возможность увидеть чудо!

Источник: https://charmtravel.ru/sights/sofijskij-sobor/

Софийский собор

Императрица Екатерина II мечтала изгнать турок из Константинополя и вернуть его великую церковь, Софийский собор, православным. Она назвала своего внука Константином и думала посадить его на трон Восточной империи. Была приготовлена медаль к предстоящему завоеванию Турции, на которой был изображен Константинополь в пожаре, разрушенная мечеть и крест в облаках.

В присоединенных к России землях основывались города с греческими названиями: Севастополь, Симферополь и другие. Они должны были стать мостом между российской и греческой империей. После каждой победы над Турцией императрица устанавливала «приличный» памятник в Царском Селе.

В честь будущей победы над Турцией Екатерина Великая решила устроить город с символическим названием София, о чем 1 января 1779 года и вышел указ.

Архитектурные особенности собора

Софийский собор был заложен 30 июля 1782 года в Софии в присутствии императрицы Екатерины II. Разработал проект и вел строительство архитектор Ч. Камерон при участии Е. Старова. Освящение собора состоялось 20 мая 1788 года. Его освятили во имя Вознесения Господня и во имя Святой Софии Премудрости Божией.

 Сходство с Константинопольским храмом есть и в интерьере собора: в «свободно парящем» центральном куполе, в необычном черно-красном цвете восьми гранитных колонн и т. д. Он строился как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии и приводил в восторг современников.

В его внешнем облике явно видны черты знаменитого прототипа – Софии Константинопольской.

Первое сходство, которое сразу бросается в глаза, – это центральный купол с множеством больших окон. Но однозначного копирования не было. Историк архитектуры В.

Седов в одной из своих статей в журнале «Проект Классика» пишет о Софии Константинопольской, что она выглядит нагромождением камня и кирпича и что ее строили, следуя принципу осознанного отказа от внешнего образа.

А София в Царском Селе построена в строгом стиле зрелого русского классицизма, с четырехколонными портиками, увенчанная пятью куполами. Ее красота выражена в простоте и гармонии форм и пропорций.

История собора в 19 веке

В 1817 году храм стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка и был передан в ведение военного духовенства.Первоначально в соборе был только один престол – Софии Премудрости Божией, посвященный празднику Вознесения Господня. В 1804 году освятили второй престол в честь святой великомученицы Екатерины.

В 1832 году в царскосельской Софии был расквартирован Кирасирский полк, но в казармах не нашлось места, чтобы устроить полковую церковь, поэтому для служб им был назначен боковой придел Софийского собора. К 1849 году в храме прошла реконструкция и был устроен еще один придел, освященный в честь святого Александра Невского. Переделанный второй придел был освящен в честь равноапостольных царей Константина и Елены.

Тогда же при устройстве печей в подвалах нашли серебряную вызолоченную закладную доску 1782 года, молоток и лопаточку с вензелем императрицы Екатерины Великой и надписью на английском языке: «Чарльз Камерон архитектор».

Там же нашли деревянный крест 1782 года, его поместили в один из приделов. В том месте, где его нашли, и был устроен третий придел. В 1903 году в саду возле собора архитектором Л. Бенуа была построена отдельная колокольня, в нижней части которой устроили часовню в честь святого Серафима Саровского.

В этом же году император Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь, которые были копией тех, что Екатерина II преподнесла собору ко дню его освящения. Первая утварь была передана в Воскресенскую церковь Большого Царскосельского дворца в 1812 году, во время вторжения Наполеона в Россию.

Современное время

В 1934 году храм был закрыт и отдан под военный склад. А на площади был устроен учебный полигон. Убранство храма было расхищено.После войны здание также использовалось как склад, продолжался процесс его разрушения. С 1960-х годов на Софийской площади разместился гаражный кооператив.

 В 1989 году собор был возвращен церкви. В этом же году была проведена первая литургия. В 1990 году в честь 750-летия Невской битвы рядом с собором установили памятник Александру Невскому. Он представляет собой бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым устроена металлическая арка-сень.

Высота бюста – 0,8 м, высота постамента – 3,8 м. 

В настоящее время храм полностью восстановлен, его убранство отличается простотой, стены белые. Установленные иконостасы являются копиями дореволюционных.В 2003 году Министерством обороны РФ около собора был установлен памятный знак лейб-гвардии Гусарского полка его величества. В этом же году на Софийской площади, на месте, освобожденном от гаражного кооператива, построили здание православной гимназии.

 Часть икон в храме 17-19 веков, они были взяты из музеев, остальные написаны в наши дни в древнерусском стиле. Так как собор был полковым, в наши дни он сотрудничает с расположенными в городе военными учебными заведениями. Здесь у курсантов принимают присягу и устраивают молебны для военнослужащих.

На Рождество Христово здесь развертывается полевая кухня, которая может накормить всех желающих, а также устраивается рождественский вертеп с настоящими животными.

Редакция сайта Пушкин.ру

Источник: https://pushkin.ru/encycl/churches/sofiyskiy-sobor-1.html

Софийский собор в Киеве

 Софийский собор 1037 года.

Киев. Софийский собор. Реконструкция западного фасада.

Софийский собор в Киеве является главным памятником зодчества Киевской Руси. Он был заложен в 1037 г. и через несколько лет окончен. Его строили опытные константинопольские мастера, на что указывает стиль строительства, отражающий традиции столичной архитектуры. Софийский собор должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Он поражал своей гранидиозностью: площадь его главной части составляла 600 кв. м, она была окружена с трех сторон двухэтажной галереей. Его венчали 13 глав. В результате перестройки XVII в. внешняя часть Софийского собора приобрела формы украинского барокко. Но внутренность собора сохранила во многом облик XI в.

— в главной части имеются прекрасные мозаичные панно, сохранились фрески, на которых изображена семья великого князя киевского Ярослава Мудрого (11)19-1054).

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Софийский собор в Киеве (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрымна площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками

XVII-XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой.

Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным.

Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами.

Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками.

При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей.

Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами.

Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что “Бог с людьми пребывает”. Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель.

В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками.

Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской.

Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.

Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн. Ярослава, на стенах лестничных башен — эпизоды придворной жизни: цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса.

Л.К.

“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/ 

Далее читайте:

Киев — один из древнейших русских городов.

“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона Русской Православной Церкви, неизвестная на Западе.

Софийский собор в Новгороде, построен в 1045-50. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней.

Софийский собор в Полоцке, построен в сер. XI в.

| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

Такой привычный элемент жилого быта, каковым являются окна, были когда-то не бытовым предметом, а символом. Храм — тело. Окна — очи. Внутреннее пространство собора освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто был архитектором Смольного монастыря и Зимнего дворца

Свет, идущий через окна, становился продолжением архитектурных форм самого здания храма. Свет, идущий сверху, с небес, как бы связывает входящего в собор человека и небеса. Но не только в постройках, созданных для отправления религиозных ритуалов, важно правильно подать свет.

Пластиковые окна — это очи современного дома, которыми и через которые человек смотрит на мир.

Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sofi_kiev.php

Софийский собор в Киеве — последнее творение Сивоока

До возведения Софийского собора в Киеве, это место было историческим центром Киева, на котором решались важные политические вопросы государства. Храм был построен в самой высокой точке города, чтобы его купола можно было видеть отовсюду.

Храм был назван так же как его византийский прототип и посвящен Софии Премудрой. Именно в соборе Св. Софии возникли первые библиотека и школа, там же писались летописи.

Среди великолепного убранства храма встречали победителей и заключались международные соглашения, а на Софийском подворье проводились народные собрания.

Вступление на княжеский престол также освящалось в Святой Софии и там же они находили вечный покой. До сих пор в ней находится мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, позже под куполом собора нашел упокоение Владимир Мономах.

Общий облик Софии выполнен в византийском стиле, но в ее архитектуре прослеживаются символы и языческой культуры (рисунки солнца), и мусульманской культуры (на плитках, которыми выложен пол). 

Во времена Ярослава Мудрого собор считался невиданно огромным, он насчитывал 13 куполов, которые символизировали Спасителя и 12 его учеников.

Предполагается, что церковь была возведена специально прибывшими из Византии строителями, они же осуществляли руководство над расписными работами.

Мозаичные иконы и фрески внутри собора

Мозаичные иконы и фрески располагались в такой последовательности, которая впоследствии была лекалом при украшении других православных храмов мира.

Главным сокровищем Св. Софии и ранее и сейчас остаются ее великолепные фрески, необычайные мозаики и чудотворные иконы.

Внутри храм раписан различными фресками. На верхних сводах можно увидеть отпрысков Ярослава Мудрого. 

Стены и своды лестничных башен украшены фресками, на которых изображены сцены из жизни императоров Византии.

Мозаичная композиция в центре – это образ Христа Пантократора (Вседержителя) в центральном куполе. К сожалению, до сегодняшнего дня дошел лишь небольшой участок мозаики, а остальное написал художник Врубель уже в 19 веке.

Мозаика «Нерушимая стена»

Мозаика Богоматерь Оранта, шесть метров в высоту, выполнена на вогнутом своде и создает иллюзию того, что Мария обнимает и оберегает всех молящихся. Она носит также название «Нерушимая стена» и есть поверье, что пока цела мозаика, то с Киевом будет все в порядке. Эту легенду подтверждает тот факт, что Оранта пережила все разгромы собора Св. Софии. Также бытует мнение, что лик Оранты был написан с княгини Анны, жены князя Владимира.

Попыток разрушить и разграбить храм, было несколько. 

Первым был суздальский князь Андрей Боголюбский, который напал на Киев в 1169 году. Спустя 10 лет случился пожар, едва не уничтоживший Софию. В середине 13 века орды хана Батыя разорили собор, а в конце 15 века его уже грабили крымские татары. В итоге храм стоял без куполов, и подворье заросло сорняками. Более 300 лет Святая София стояла в запустении, но, тем не менее, это был действующий храм.

Интерьер собора пострадал намного меньше, чем фасад. К сегодняшним дням восстановлено 260 кв. метров мозаики и три тысячи кв. метров фресок. Мозаичная палитра собора насчитывает 177 цветовых оттенков. Мастера выкладывали мозаики таким образом, чтобы световые лучи отражались под всяческими углами, при этом создавая блистающую поверхность.

В ходе реставрационных работ были обнаружены стенные надписи, которые рассказывают об исторических событиях и политических деятелях.

На данный момент найдено более двух тысяч граффити, среди прочих есть и подписи, оставленные великими князьями и княгинями 11-12 веков.

Реконструкция собора

Более основательная реконструкция Софийского собора была осуществлена при содействии митрополита Петра Могилы. Восстановление проводил архитектор Манчини из Италии, который придал храму стиль украинского барокко. В то время и появились фронтоны, а купола приняли грушевидный позолоченный облик.

Правда, иногда подход к реставрации был весьма своеобразным: потускневшие, облупившиеся от времени или вандализма завоевателей фрески, просто покрывались сверху слоем белил или масляной краски. 

Зачастую виновата в этом была элементарная нехватка средств.

В 30-е годы прошлого столетия собор собирались уничтожить, но благодаря французским властям, памятник архитектуры оставили в покое. Французы посчитали, что раз их королева Анна была дочерью Ярослава Мудрого, то Св. София имеет отношение и к их истории. Во избежание международного скандала собор был просто перепрофилирован на атеистический лад и получил статус историко-культурного заповедника.

Хотя в последние годы идет много разговоров о том, чтобы собор стал действующим храмом, на сегодняшний день Св. София остается музеем.

Лишь раз в году, когда Украина празднует День независимости, в храме собираются представители разных христианских конфессий и возносят молитву за Украину.

Непременно загляните в собор, не пожалейте времени и денег. Несмотря на все реставрации. Здесь живет история.

Источник: https://avia-all.ru/puteshestvija/156628-sofijskij-sobor-v-kieve.html

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.

И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.

В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».

Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.

Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.

Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.

: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html

Киевский Софийский собор – жемчужина города Киев

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27'10.4″N 30°30'51.3″E

: 

История возникновения и существования собора

Архитектурные особенности собора

Киевский Софийский собор на карте

 

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.

В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность.

Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма.

Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки.

Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков.

Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок.

Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок.

В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей.

Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.

В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения.

Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

достопримечательности

← Украина

СОФИЙСКИЙ СОБОР

Европа →

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць

Милан

Рим

Флоренция

Амальфи

Ассизи

Альберобелло

Барселона

Жирона

Берлин

Мюнхен

Париж

Афины

Лондон

Будапешт

Ватикан

Венеция

Таллин

Обидуш

Прага

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/364-kievskii-sofiiskii-sobor

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Какой город сейчас находится на месте Вавилона

Закрыть