Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал
Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.
Святой равноапостольный князь Владимир
Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.
Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.
Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.
Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.
Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира
Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).
Годы правления князя Владимира Святославича
Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.
Князь Владимир — язычник
Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.
В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.
В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Крещение князя Владимира Святославича
Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.
Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.
Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.
Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Крещение Руси
Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.
Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html
Десятинная церковь — первый каменный храм Древней Руси
1030 лет исполняется в 2019 году с начала возведения первого каменного храма Древнерусского государства — Десятинной церкви.
Согласно летописи, строительство Десятинной церкви велось в 989-996 годах на Старокиевской горе, вблизи княжеских дворцов.
Для возведения храма, равноапостольный князь Владимир Святославович пригласил из Константинополя древнегреческих мастеров. Сам князь отдал в храм церковную утварь, книги, сосуды, образа которые были доставлены им из Корсуня.
Строилась Десятинная церковь долго, но в те времена это считалось обычно для строительства крупных сооружений. Закончилось воздвижение храма только в 996 году.
Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.
Его величие и грациозность подчеркивали мозаичная и фресковая роспись из Ветхого и Нового завета, алтарь украшали иконы, а использование отдельных пород камня, таких как красный кварцит, известняк, пирофиллитовый сланец, мрамор – великолепно отражали всю торжественность атмосферы. За царский вид Десятинную церковь стали называть «мраморной».
Однажды, войдя в храм, святой Владимир произнес:
«Господи Боже! Взгляни с Небес, и увидь, и посети Свой виноградник! И сделай, чтобы посеянное Твоей рукой, то есть новые люди, сердце которых Ты обратил, смогли познать Тебя, Бога Истинного!».
В тот же день князь издал приказ, о чем сказано в летописи (Ипат.85), св. Владимир определил десятую долю от своего имения и городов на обеспечение церкви. Так название «Десятинная церковь» вошла в историю.
Князь Владимир задумал возвести храм на особом месте
Летописец Нестор писал о том, что князь Владимир
«Повелел строить церкви и ставить их в местах, где раньше молились кумирам». Князь поставил церковь во имя святого Василия (имя получил он при крещении) на холме, где стоял идол Перуна. Так стали строить церкви и в других городах, назначать туда священнослужителей, приводить народ на крещение».
В древних преданиях сказано, что возведение будущего каменного храма князем Владимиром было задумано на особом месте. Когда-то там жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане Иоанн и его сын Федор.
Еще, будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий, и он указал на Федора.
Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и произнес проповедь об истинном Боге, где резко обличил язычников. Тогда разъяренная толпа бросилась на него и разрушила дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.
Позже в храме были захоронены кости братьев Владимира — Ярополка и Олега, павших в сражение за княжеский трон. Кроме того, их кости были крещены. В Десятинной церкви была похоронена и первая христианская правительница Руси, святая равноапостольная княгиня — Ольга.
Ольга, княгиня Киевская. Была похоронена в Десятинной церкви
В наши дни у нас нет возможности достоверно знать, какой вид имела первая каменная церковь на Руси, возведенная древнегреческими мастерами, но достоверно известен тот факт, что строительства такого храма, как «Десятинна церква в Киеве» в те времена не было на всей территории Древнерусского государства.
Она величаво выделялась своими размерами и имела важное религиозное значение. Храм впечатлял высотой в 35 метров, и внутреннее его помещение было 32х42 метра.
Спустя только 40 лет превзойти по значимости и великолепию Десятинную церковь смогла разве что София Киевская, построенная Ярославом Мудрым.
Вид десятинной церкви. Реконструированное изображениеГород Владимир с княжескими дворцами и Десятинной церковью
12 (25) мая 996 года первый каменный храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы и получил название — «храм Успения Пресвятой Богородицы». Этот день считается «днем ангела» церкви.
Церковь состояла из трех престолов. Первый престол предназначался самой Богородице, второй — Святителю Николаю, третий — св. Клименту. Так же собор Святой Богородицы хранил икону Святителя Николая, привезенную из Корсуня князем Владимиром.
Самой значимой святыней храма стала чудотворная икона Богородицы. Этот чудотворный образ был доставлен из Корсуни вместе с приданым супругой князя Владимира – Анной.
Существует несколько версий, что происходило с иконой Богородицы в дальнейшем, но она покинула древний Киев и в 1382 оказалась в Польше под названием «Чудотворный образ Ченстоховской Божьей Матери».
Икона «Ченстоховская Божья Матерь». Самая значимая икона Десятинного храма
В Соборе Святой Богородицы наряду с другими святынями, хранились святые мощи св. мч. Климента и ученика его Фивы.
По истечении времени церковь Богородицы стала местом семейного захоронения древнерусских князей. В ней нашли свое место упокоения: князь Владимир и его жена Анна.
В 1044 великим князем Ярославом Мудрым были перенесены тела братьев князя Владимира – Олега и Ярополка Святославовичей. Там были захоронены киевские князья Изяслав Ярославич, Ростислав Мстиславич и первый митрополит Киева Михаил.
Разрушение Десятинной церкви произошло в 1240 году
В 1240 году произошло событие, ставшее трагическим для древнего Киева. При нашествии войск Батыя, храм Успения Пресвятой Богородицы не выдержал напора и рухнул.
Разрушение стало катастрофическим, так как руины Десятинной церкви пролежали почти четыре века.
В 30-х годах XVII века киевский митрополит Петр Могила отдал приказ:
«Десятинную церковь Пресвятой Богородицы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету».
На тот период времени от храма остались остатки фундамента и часть одной стены, которая немного возвышалась над землей.
Согласно описаниям французского инженера Гийома Де Боплана, который находился там в начале 30-х годов XVII века и видел руины Десятинной церкви, в частности он отмечал, что стены ее были покрыты греческими надписями и достигали высоты только нескольких футов.
Руины Десятинной церкви
Восстановление Церкви произошло в 17 веке
В 1635 году во время раскопок, Петр Могила нашел две гробницы. Вскоре он построил на этом месте маленькую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и поставил в ней одну из древнейших святынь, икону с образом Святителя Николая.
Чуть позже, в 1654 году церковь была освящена Сильвестром Косовым. К сожалению, Петр Могила не смог полностью восстановить древний храм. В своем завещании он записал из своего ларца тысячу золотых наличными «для совершения возобновления» Десятинной церкви.
Очередное восстановление церкви произошло в 1758 году, на деньги и под руководством монахини Нектарии (княгиня Наталья Долгорукова), но не было завершено.
Монахиня Нектария. Руководила восстановлением церкви
В 1824 киевский митрополит Евгений Болховитин дал разрешение расчистить фундамент Десятинной церкви и построить новый храм.
Богатый киевский помещик Александр Анненков выделил деньги на раскопки, во время которых были найдены остатки фундамента, фрагменты фресок, мозаичные украшения, старинные монеты из золота и серебра и многое другое.
2 августа 1828 года считается официальной датой начала воздвижения новой церкви.
Новая Десятинная церковь в народе стала называться Анненковской. Она была на много меньше, чем прежняя церковь князя Владимира и занимала лишь юго-западную часть старого фундамента.
Десятинная церковь после восстановления в 1828 г.
В советское время церковь разрушили
С приходом новой власти, пришла и новая беда. Большевики выступили против религии и безудержно стали уничтожать культовые объекты.
Что только не предлагалось разместить в святыни. 2 октября 1929 года Десятинную церковь закрыли, не создав из нее ни музея, ни клуба.
А в марте 1936 года президиумом киевского горсовета было вынесено решение о сносе Десятинной церкви, как не имеющей исторической ценности.
Контуры фундамента Десятинной церкви
Все, что удалось сохранить — это архивы Десятинной церкви, которые были отправлены в Софийский архитектурно — исторический музей. Но после всех страшных трагедий, революций, разрушения святынь, Богородица Десятинная все же оставила о себе нетленную память на века для будущего поколения.
Источник: https://hranitel.club/627-desyatinnaya-cerkov
Храм святителя чудотворца николая на водах — судьба мощей князя владимира
Мраморный саркофаг с останками князя Владимира и его жены, византийской принцессы Анны, нашел в Киеве на руинах древней Десятинной церкви митрополит Петр Могила (он возглавлял Киевскую кафедру в 1632–1647 годах). Находка была сделана случайно. До нас дошли два свидетельства того, как это произошло.
Святой князь Владимир. Современная икона. Автор Дмитрий Марченко
Случайная находка
В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной.
Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги. В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек.
На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.
О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата — 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя — князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.
Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века
Путешествия мощей
Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви — Успенском соборе.
Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова.
Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд.
А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена. Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя. Драгоценную раку увезли в Гохран.
Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет. То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища.
Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).
Почему не Киев?
Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых. Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева.
Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия.
После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II.
Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная» О главе святого сообщает: «находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св.
Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году». Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм.
Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.
Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».
Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.
Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.
Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь.
Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира.
И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году — 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.
Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)
Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева
Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/biblioteka/istoriya/1902-sudba-moshchej-knyazya-vladimira