Что такое царские врата в церкви

Николая КАВЕРИНПатриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

Что такое царские врата в церкви
Итак, ползучая богослужебная реформация в нашей Церкви продолжается.

21 апреля 2019 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручал церковные награды клирикам и мирянам г. Москвы. Некоторые священнослужители в качестве «награды» были удостоены права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами (как сказано в Указе Патриарха «за усердное служение Святой Церкви»).

К сожалению, уже не одно десятилетие в РПЦ имеет место практика награждения маститых протоиереев правом служения литургии с открытыми царским вратами до «Херувимской песни» или до «Отче наш». Эта практика противоречит Типикону и по нашему глубокому убеждению должна быть постепенно искореняема.

Патриарх Кирилл, напутствуя награжденных, отметил: «Открытые Царские врата – это то, что имеет большое миссионерское значение. Когда верующие молятся перед открытыми Царскими вратами, когда они видят совершение Евхаристии, это, конечно, усугубляет силу духовного воздействия на них. Но и налагает ответственность на священника». «Дай вам Бог перед открытыми Царскими вратами так совершать Божественную Евхаристию, чтобы ваш пример вдохновлял людей, укреплял в вере», – сказал Патриарх Кирилл.

Напомним, что пять лет назад Накануне праздника Рождества Христова по всем храмам Русской Православной Церкви уже рассылался весьма странный Указ Святейшего Патриарха Кирилла, противоречащий сложившемуся уставу Русской Церкви, зафиксированном, в частности, в Типиконе и в Служебнике.

«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш” (Указ Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА №У-01/209 от 31.12.2014)».

Не понятно, а что это даст для цели миссионерства? То, что люди смогут подсматривать, что делается в алтаре? Не вытворяют ли там священнослужители чего-то неподобающего в этот святой и великий день?

Очевидно, что служение с открытыми царскими вратами не даст никакого миссионерского эффекта, так как люди всё равно ничего не увидят.

Во-первых, священник закрывает собой всё то, что происходит в алтаре на престоле (это о евхаристическом каноне), а во-вторых, иконостас закрывает жертвенник и не видно проскомидии, даже если открыты царские врата. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола.

Если царские врата открыть, не станет понятнее – чем именно священник там занят. Для этого надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг.

С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, иконостас ненужен, ибо недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Алеся

Конкретно открытие и закрытие не только царских врат, но и завесы регламентируется в Типиконе: гл 23 «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей». Также в Служебнике точно указано, когда точно следует отверзать царские двери на литургии (и Типикон и Служебник являются богослужебными книгами, а, следовательно, составляющими традиционное Предание Церкви).

Типикон ничего не говорит об открытых вратах на Рождество. Таким образом, данный Указ однозначно изменяет Типикон. Заметим, что это – даже не постановление Синода и тем более не соборное решение.

Возникает вопрос: есть ли право у епископа и даже у первого епископа Поместной Церкви единоличным указом изменять Типикон, который существует в Русской Церкви в нынешней редакции в течение более 300 лет? Поскольку Православная Церковь – не Ватикан и Святейший Патриарх – не император, а каноны говорят: «но и первый епископ ничего да не делает без рассуждения остальных», то ответ напрашивается скорее отрицательный, что ставит под сомнение каноническую силу этого странного Указа и всеобщую обязательность к его исполнению. 

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре).

Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение. Например, закрытие царских врат на вечерне (начало суточного цикла) знаменует собой изгнание из рая, открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие царских врат – открытие христианам Царствия Небесного и т.д.

Да и вообще все действия и передвижения священника (он сам символизирует, или изображает Самого Христа) в алтаре и в храме во время богослужения, в том числе открытие и закрытие царских врат в определенные моменты богослужения, имеют глубокое символическое значение: это образы евангельских действий Господа Иисуса Христа в Его земной жизни, они воспринимаются в их внутреннем богочеловеческом реализме. Это глубочайшая и таинственная мистика Церкви, которая учит, что на каждой литургии действительно повторяется жизнь и крестный путь Господа Иисуса Христа, что во время литургии мы, молящиеся, а не слушающие человеческие «миссионерские» комментарии (на т.н. «миссионерских литургиях»), пребываем в Вечности, ибо измерение литургическое реально есть пребывание неба на земле, и бесконечное воспроизведение евангельских событий.

Новомученик священник Сергий Мечев считал, что события жизни Спасителя и его Пречистой Матери, хотя и произошли в известный момент времени, но имеют вечное, непреходящее бытие.

В православном богослужении, совершающемся и повторяющемся также во времени, они как бы совершаются вновь, открываясь перед молящимися, делая их участниками этих событий.

Об этом глубоком мистическом значении литургических действий и символической связи их с библейскими событиями писали такие великие литургисты, как Николай Кавасила (XIV в.), прп. Максим Исповедник, свт. Симеон Солунский.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появилась первая православная церковь

Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь.

Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего).

Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.

Церковь в честь Феодоровской иконы (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге

Из Обращения Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви

Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии.

В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения

Тихон, Патриарх Московский и всея России

Град Москва 4/17 ноября 1921 г.

№ 1575.

 Публикуется по: ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4.

Из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского)

C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма.

13) Введение в богослужебную практику русского языка.

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в Беларуси

Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов 14 сентября 1925 г.


Публикуется по:
ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95

Источник: https://www.blagogon.ru/biblio/759/print

Царские врата. Что есть что — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Что такое царские врата в церкви

Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.

История

В древнехристианских катакомбных храмах алтарь отделялся от остального храма двумя символическими колоннами либо особой преградой.

Царские врата первоначального типа в форме низких створок в греческом храме (Салоники) Testus, CC BY-SA 3.0

После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная преграда в прежнем виде частично сохранилась на западе (но гораздо чаще имеет вид низкого бордюра, перед которым на коленях принимают причастие, или вообще отсутствует), а в православной церкви развилась в иконостас, створки которого стали Царскими (Святыми) вратами (греч. Ωραία Πύλη).

В богослужении

В греческой традиции называются «Святыми вратами». Славянское название «Царские врата» объясняется тем, что через них Царь Славы Господь Иисус Христос во Святых Дарах выходит во время причащения мирян. Исторически же оно наследует византийское название центрального входа из притвора в храм, перенесенное на центральный вход в алтарь.

В процессе развития православного богослужения Царские врата приобретают большое символическое значение.

На Вечерней службе и на Всенощном Бдении при открытии Царских Врат включается свет в помещении, где стоят молящиеся, что символизирует открытие Врат Рая и наполнение храма Райским Светом.

Царские врата ярославской приходской церкви Фёдоровской Богоматери, 1911 г. Фотография С. М. Прокудина-Горского   Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii, Public Domain

Когда во время богослужения иерей или диакон отверзает Царские врата, прихожане совершают поясной поклон. Также и, проходя мимо врат, верующие обычно делают крестное знамение и поклон. Во время архиерейского богослужения Царские врата благословляется отверзать и затворять иподиаконам и даже пономарям, хотя при этом им дозволяется стоять только сбоку, а не перед Престолом.

В Царские врата могут входить только священнослужители и только во время богослужения. В остальных случаях вход в алтарь и выход осуществляется через северные и южные двери иконостаса (т. н. диаконские двери). Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из него через Царские врата имеет право только архиерей.

Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса — катапетасма, открываемая полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/23835-carskie-vrata/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Какой 28 августа праздник церковный

Закрыть