Кто построил Дмитриевский собор

Дмитриевский собор во Владимире — белокаменная поэма

Кто построил Дмитриевский собор

Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1197 год
Координаты: 56°07'45.2″N 40°24'39.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор на карте

Краткая история

Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.

https://www.youtube.com/watch?v=weul6XUVV74

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Общий вид на собор

Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского. В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство.

Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру.

Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Юго-восточный фасад собора

Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 — 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии. В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.

Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец».

Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Северно-восточный фасад собора

Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I.

Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами.

На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон.

Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.

Юго-западный фасад собора

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно.

Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд», выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев.

Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.

достопримечательности

← Владимирская область Владимир Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Казань Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/295-dmitrievskiy-sobor

Дмитриевский собор

Кто построил Дмитриевский собор

Дмитриевский собор был построен во времена самого расцвета княжества Суздальского, всего за несколько десятков лет эта земля из старой захолустной деревеньки стала превращаться в цветущий город, эти земли начали занимать ведущее значение в истории страны. Храм был воздвигнут в 12-13 веках, а для его проектирования и возведения были привлечены только мастера из русских земель, это всегда подчеркивается в летописях тех лет.

Дмитриевский собор во Владимире, как и сам этот город был разграблен и наполовину разрушен, это случилось всего через 40 лет, как постройка храма была завершена. После этого нашествия храм претерпел несколько пожаров. В таком состоянии он пробыл до 1837 года, пока царь Русской земли, Николай не привлек мастеров русского архитектурного стиля.

Однако мастера не то что не справились с работой, они практически, чуть не уничтожили памятник архитектуры. Храм потерял свою первозданную эстетичность и от него стали отваливаться огромные камни, которые угрожали погрести заживо.

Чуть позже была проведена вторая часть реставрационных работ, после которой все же удалось хоть как-то восстановить храм и его первозданную красоту.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора

Архитектурная работа – работой, но главным достоинством стала резьба Дмитриевского собора во Владимире. Она покрывала барабан купола и полностью верхний ярус. Для того, чтобы украсить его было привезено и украшено резьбой более 566 камней, которые вместе составляют причудливую картину, которая является комплексным отображением не только библейских персонажей, но и мифических, а также героев литературных произведений.

Колончатый пояс украшает так называемая «галерея святых», которые оказываются в окружении растений и животных. Южный фасад украшает эпичная картина, когда Александр Македонский вознесся на небеса. Северный фасад украшает Всеволод Большое Гнездо, который и построил этот храм, вокруг него расположены сыновья. Белокаменная резьба Дмитриевского собора восхищает и завораживает своих посетителей уже несколько веков.

Однако, к слову сказать, внешнее убранство получилось куда лучше, чем внутреннее. Среди всех красот, которыми обладают достопримечательности Владимира – Дмитриевский собор внутри будет немного разочаровывать, его убранство очень скромное, а те фрески Дмитриевского собора, которые его украшали были уничтожены горе-реставраторами, поэтому внутри храма не полюбуешься.

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире отличаются внешней красотой, их объединяет искусное исполнение резьбы великолепными мастерами, которые сумели создать картины из камня. К сожалению, часть этих работ сохранилась только на фотографиях, после постоянных реставраций, но и по сей день они поражают своей красотой и восхищают талантом мастеров.

Фото и видео

Источник: http://russianasha.ru/tury-v-vladimirskaya-oblast/chto-posmotret/dmitrievskij-sobor

Дмитриевский собор во владимире реферат

Кто построил Дмитриевский собор

Культурное и светское назначение здания. Каким образом эти реликвии попали в Дмитриевский собор — интересная и отдельная тема. Что посмотреть: Карачарово — родину Ильи Муромца, а также близлежащий Муром с его чудесными монастырями и храмами.

Предыдущая фотография Следующая фотография. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

Воздвигнута в — Крест с просечным орнаментом в Дмитриевском соборе во Владимире, Владимир.

Дмитриевский собор (Владимир)

Особенно поражает воображение совершенная красота ангельских ликов. Следует отметить также необычную для того периода реалистичность в изображении апостольских ликов, имеющих индивидуальные черты. Необычно также развернутое изображение райского сада: деревьев с пальмовыми ветвями; решетка, поддерживающая виноградные лозы; птицы, клюющие виноград.

Вероятно, живописцы прибыли во Владимир из византийского города Фесаллоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского. Скульптура Дмитриевского собора во Владимире принадлежит к числу наиболее сложных, незаурядных памятников средневекового искусства. В ней воплотились представления людей о мире, красоте, символизм мышления, мастерство и глубоко поэтическое восприятие жизни.

Это заключено дмитриевский собор во владимире реферат самом строе скульптуры, в ее композиции, объединившей полторы тысячи рельефов, в составе изображений, манере исполнения и в яркой образности, одухотворенности рельефов. Среди памятников владимиро-суздальского зодчества Дмитриевский собор занимает особое место. В нем впервые осуществился главный принцип владимирской пластики — сплошной декор стен.

В конце 12 века князь Всеволод Большое Гнездо заказал построить храм на территории своего поместья в честь святого. Медиафайлы на Викискладе. Дмитриевский собор во Владимире, Владимир. История основания Троицкого монастыря и роль Преподобного Сергия Радонежского.

Для понимания развития русской скульптуры ХП века пластика Дмитриевского собора исключительно важна. Тимофеева Т. Церковь Покрова на Нерли. Воронин Н.

Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. Гладкая М. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в гг. К летию создания. Сошествие св. Вопросы медиевистики. Заграевский С. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Большая Московская, Большая Московская, Местоположение и название памятника архитектуры.

Зыков П. Новые материалы о комплексе построек Дмитриевского собора во Владимире. Комеча М. К уточнению даты Дмитриевского собора. Дмитриевский собор во Владимире.

Комеч А. Дмитриевский собор как один из самых ярких и известных памятников Владимиро-Суздальской архитектуры «домонгольского» периода. Благородство форм и идеальные пропорции храма.

Белокаменная резьба собора. Царь Давид как главная тема скульптурного декора. Соборы—памятники архитектуры Киевского периода. Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Дмитриевский собор во Владимире

Церковь Параскевы Пятницы. Фрагменты росписи Дмитриевского собора. Это же имя было дано при крещении и одному из сыновей Всеволода — Владимиру, с рождением которого в году связывают строительство храма. Через три года возведение собора завершили постановкой иконы святого Дмитрия. Дмитриевский собор во Владимире представляет собой небольшую одноглавую, четырехстолпную церковь с золоченой шлемовидной главой и обращенным на восток трехчастным алтарем.

Гладкая стена от подошвы до пояса объясняется тем, что нижний ярус был закрыт галереей и соединявшими церковь с княжеским дворцом резными лестничными башнями. Эти постройки, принятые за поздние, разобрали в году. Посредине храм оцеплен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус украшен белокаменной резьбой, представляющей около рельефов.

Дмитриевский собор во Владимире — режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, однако некоторая их часть была заменена в XIX веке при реставрации. В XV веке Дмитриевский собор стал бесприходной церковью. Квест-экскурсия по Владимиру. Квест-экскурсия по Суздалю. Как разместить здесь вашу рекламу. Владимирская область Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно во Владимирекак вариант — в Суздале.

В поисках природы и уединения — в одном из санаториев, пансионатов или гостиниц Дмитриевский собор во владимире реферат области. Что посмотреть: Карачарово — родину Ильи Муромца, а также близлежащий Муром с его чудесными монастырями и храмами. Стоит увидеть Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово и расположенную неподалеку стройную церковь Покрова на Нерли.

Город мастеров Мстёрумощные стены монастыря в Юрьев-Польскомстаринный и миниатюрный Александров и его слободу, город-игрушку и гордость Золотого кольца — Суздальмонастыри и купеческие дома Гороховцаа также город с самым мелодичным названием — Гусь-Хрустальный.

Кроме того, можно заехать за глиняной игрушкой в Ковровза невестой — в Иваново и за типично русско-обширным видом слияния живописной Которолси с могучей Волгой — в Ярославль.

Самое интересное во Владимире и не только Искусство Владимира.

Бродский жизнь и творчество реферат Реферат на тему современные технологии Просвещенный абсолютизм предпосылки содержание противоречия реферат
Реферат на тему интерференция света Курсовая работа по ip телефонии Угроза национальной безопасности россии доклад
Реферат кризис 40 лет Социальные институты в управлении контрольная работа Как написать защиту курсовой работы

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В году соборный староста купец В.

Дмитриевский собор во Владимире. В чём смысл 1500 резных камней?

Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе. Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих дмитриевский собор во владимире реферат картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад. Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди. В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора.

Загадки соборов Древней Руси.

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Многие церкви создал Всеволод во время власти.

Создал церковь дмитриевский собор во владимире реферат мученика Дмитрия на дворе своём и украсил её дивно иконами и письмом И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди клевретов Святой Богородицы и. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили [1].

И принёс гробную доску из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно источающего на здоровье немощным, в той же церкви поставил, и сорочку того же мученика тут положил.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно нужно ставить свечи в церкви

В году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарамихрам впоследствии ещё не раз горел ви годах и подвергался разграблениям [2]. В советское время Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского искусства.

  • Квест-экскурсия по Владимиру.
  • Здание собора было в плачевном состоянии, требовавшем экстренного возобновления ремонтных работ, которые были начаты только в году.
  • Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 июня ; проверки требуют 2 правки.
  • Центральное место среди персонажей, присутствующих в оформлении Дмитриевского собора, занимает фигура царя Давида.

В году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря [4]. В году храм был закрыт для богослужений. Собор неоднократно реставрировали. После завершающего этапа работ, произведённых в — годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

Источник: http://proskurin-fund.ru/8100.php

Владимир

В самом сердце нашей страны, в ее европейской части располагается удивительно красивый город с тысячелетней историей – Владимир. Благодаря множеству исторических и культурных памятников, уникальной природе и выгодному экономико-транспортному положению он по праву считается одним из самых примечательных городов «Золотого Кольца» России.

Местоположение города определила мощная крепость, которую Владимир Мономах построил на крутом берегу реки Клязьмы в 1108 г. Границами крепости служили многочисленные глубокие овраги, которые окружали ее со всех сторон. По всему периметру крепости строители возвели огромные земляные валы с деревянными стенами, с которых отлично просматривалась округа. Новый укрепленный пункт назвали в честь его основателя – Владимир.

Сын Мономаха князь Юрий Долгорукий, охладев к борьбе за киевский престол, начал интенсивно осваивать северные земли, богатые природными ресурсами и свободные для масштабного градостроительства.

В результате его активной деятельности были основаны Москва, Переславль-Залесский, Дмитров, Звенигород и др. Во Владимире Юрий Долгорукий построил княжеский двор с новой белокаменной церковью во имя Георгия, своего небесного покровителя.

Двор располагался на южной стороне города, усиливая и без того отличную оборонительную способность крепости.

Город стремительно развивался, появлялись новые здания, церкви и монастыри. Новый правитель Владимира Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, сделал его столицей Владимирского княжества и начал грандиозное строительство, которое еще больше укрепило мощь города и придало ему влияния. Продолжил дело брата и Всеволод Большое Гнездо, получивший свое прозвище, благодаря многочисленному потомству. Это был «золотой век» владимирского градостроения.

В 1238 г. город подвергся нападению татар и был почти полностью сожжен и разрушен. Московское государство набирало силу, и бывшая столица Владимирского княжества в 14 в. вошла в его состав рядовым городом. Каменное строительство во Владимире периодически возобновлялось, но многочисленные набеги и грабежи сводили к минимуму старания зодчих.

Несмотря на это, город сохранил большую часть своих архитектурных и исторических памятников, которые до сих пор удивляют гостей своей уникальностью и разнообразием. Постепенно город стал расширяться, выдвигаясь новостройками за пределы крепости. Вокруг вырастали одна за другой слободы – Ямская, Стрелецкая, Варварка и др. Владимир оплетался причудливо изогнутыми улицами, а старые деревянные дома постепенно вытеснялись каменными постройками. В 1719 г.

Владимир получил статус центра провинции, затем стал центром наместничества, а в 1796 г. – столицей Владимирской губернии.

Сегодня Владимир является областным центром с прекрасно развитой промышленностью, огромной образовательной базой, богатым культурным и историческим наследием. В город приезжает большое количество туристов, как российских, так и зарубежных, и каждый находит в нем что-то интересное и познавательное для себя.

Золотые ворота.

Сооружение времен Андрея Боголюбского, представляет парадный въезд на территорию древнего Владимира. Здесь встречали всех именитых и дорогих гостей города, провожали воинов на битву с врагами. Кроме того, ворота были прекрасно приспособлены для оборонительных целей. Сегодня здесь располагается военно-историческая диорама, демонстрирующая оружие и военное обмундирование различных временных эпох.

Дмитриевский собор

Построен в 1194-1197 гг. в честь святого Дмитрия Солунского в связи с рождением княжеского сына. По своей композиции является типичным образцом русского зодчества 12 в. Лаконичная архитектура с простыми формами придает собору строгий и величественный вид.

Успенский собор

Возведенный в 1158-1160 гг. князем Андреем, собор изначально задумывался как первопрестольный кафедральный храм. В более позднее время к нему были пристроены боковые галереи, расширен алтарь. В Успенском соборе до сих пор сохранились фрески гениального живописца Андрея Рублева.

Княгинин монастырь

Монастырь был построен в 13 в. княгиней Марией, он служил родовой усыпальницей для представительниц княжеского владимирского дома. В разное время здесь нашли свой последний приют княгиня Мария с сестрой, дочь и жена великого Александра Невского.

Рождественский монастырь

Основан в 1191 г. князем Всеволодом как мужской монастырь. Под его сводами был погребен известный полководец Александр Невский. В наши дни на территории монастыря располагается Владимиро-Суздальская архиерейская резиденция.

Церковь Николая Чудотворца

Церковь построена на месте сгоревшего деревянного храма в 1761 г. Влияние стиля барокко тогда еще не сильно захватило умы градостроителей, поэтому архитектура церкви проста и лишена вычурного декора. Сегодня в здании церкви находится городской планетарий.

Большой интерес у гостей города вызывает Владимирский исторический музей, который был основан в 1854 г. по распоряжению губернского комитета. Здание музея недавно было реконструировано, восстановлено в своем первоначальном виде. Все желающие могут посетить новую выставку, рассказывающую об истории и уникальной природе владимирского края, знаменитых людях, которые оказали влияние на его становление и развитие.

Архитектурные и культурные памятники города объединены в Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, созданный в1956 г. В его состав входят еще 56 исторических памятников Суздаля, Гусь-Хрустального и других городов. Дирекция музея и несколько примечательных экспозиций располагаются во Владимире, предоставляя гостям города замечательную возможность окунуться в легендарное прошлое этого края.

Источник: http://golden-russia.com/golden-ring/vladimir/

Дмитриевский собор во Владимире: описание, интересные факты и адрес

Княжеские символы, мифические сюжеты и исторические фигуры, рукотворные каменные шедевры, прошедшие десятки реставраций – таково краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. А место Дмитриевскому собору во Владимире абыло определено на реке Клязьме, входившей в важный торговый судоходный путь. Но и это не спасло собор от превращения в музейный памятник.

Контакты

  • Искать Дмитриевский собор во Владимире нужно по адресу: ул. Большая Московская, 60.
  • Телефон для справок: (4922) 32-42-63.

Обладая большим запасом времени, можно позволить себе неторопливое созерцание местных красот на пути следования к собору.

Тогда можно сесть на троллейбус № 1, 5 и выйти на остановке «Соборная площадь».

Есть и более быстрый способ: поехать автобусом до той же «Соборной площади» (12С, 15, 22, 25, 26, 28).

Советую планировать посещение этой владимирской достопримечательности на летний период, потому что часы работы тогда продлеваются: попасть внутрь получится с 10:00 до 18:00.

Посещение храма-памятника платное, есть аудиоэкскурсии.

Графика проведения служб в Дмитриевском соборе просто-напросто не существует. Являясь частью музея, который отвечает за памятники и Владимирского, и Суздальского края, собор не используется церковью.

Останавливаться где-то поблизости с собором, планируя долго его изучать, нет смысла.

От былого блеска средневековья почти ничего не осталось, поэтому времени на его осмотр уйдет немного. Паломнических гостиниц во Владимире нет. Разве что частные и мини-отели, если есть в мыслях осмотреть прочие достопримечательности края.

История Дмитриевского собора во Владимире

Подлинная дата основания собора неизвестна, несмотря на летописные свидетельства: там фигурирует период с 1194 по 1197 гг.

Заказчиком придворного храма выступил князь Боголюбский Всеволод, по прозвищу «Большое Гнездо» (князь-то был многодетным). А заказ для него выполняли талантливые русские мастера – немецкие банально не доехали.

Над названием собора долго не мудрили: Дмитрием звали святого, покровителя Всеволода, а также одного из его сыновей, поэтому собор-дворец и окрестили Дмитриевским.

Хотя сооружение у зодчих и вышло величественным, толком выполнять свое предназначение ему не пришлось. Начиная с XIII в., собор натерпелся многого: он пострадал от татаро-монгольского ига, не раз горел и даже получал повреждения от горе-реставраторов, которые почти ничего не оставили от первоначального облика Дмитриевского собора во Владимире внутри и снаружи.

После Октябрьской революции собор попал в руки Владимирского музею, который и сегодня его курирует. Затем последовала новая волна реставраций, целью которых было сохранение белокаменной основы собора и сотен его фасадных рельефов.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Когда рассматриваешь рельефы Дмитриевского собора во Владимире, словно переносишься в фантастический мир, в котором реальные мотивы переплетаются с фантазией. Сложно отыскать на 566 резных камнях привычную и обыденную символику православных сооружений. Это неудивительно, ведь к появлению этих шедевров в камне приложили руку заезжие зодчие с Балкан. Опытный глаз сможет разобрать, где распространенные византийские или западно-европейские мотивы, а где – типично русские. Разнообразие мотивов в скульптурах поражает: тут есть и исторические (фигуры А. Македонского и князя Всеволода), мифологические (подвиги Геракла) и библейские (царь Давид, воплощающий образ идеального правителя). Представленные в резных изображениях звери и птицы позднее перекочевали в гербы местной знати.
  • Фрески Дмитриевского собора во Владимире представляют собой особую ценность, так как их почти не осталось «благодаря» реставраторам XIX в. К сожалению, сегодня имеем жалкие остатки картины «Страшный суд» (XII в.), над которой, предположительно, трудились двое: чувствуется почерк византийского и русского мастеров. Мрачную атмосферу суда разбавляет картина небесного блаженства и райского сада с фигурами, в которых узнаются ангелы, Богоматерь и апостолы.

Святыни

Главной реликвией Дмитриевского собора признаны икона, изображающая святого мученика Дмитрия в полный рост, и покрытый серебром ларец, в котором содержится кусок ткани с кровью погибшего святого.

Тот факт, что святыни были получены собором из далеких греческих Фессалоник в 1197 г., подтверждают летописные источники.

Вопреки ожиданиям посетителей эти святыни не являются подлинниками: московские музеи оставили оригиналы у себя.

Интересные факты о Дмитриевском соборе во Владимире

  • В 1992 году Дмитриевский собор пополнил охраняемый список ЮНЕСКО.
  • Созданный для демонстрации княжеской власти, собор в итоге отошел обычному приходу.
  • К потере большинства древних фресок и нарушению первоначальной конструкции собора привели «благие» намерения монарха, Николая I.
  • До наших дней не дожили галереи с лестницами в башнях, созданные специально для визитов в храм княжеской семьи.
  • На куполе известнякового собора виднеется полумесяц с крестом, являющийся также символом власти.
  • Именно это обилие изображений ревностно сохраняет музей при помощи особого покрытия.
  • Один из наиболее частых мотивов в резных камнях – библейский царь Давид, в котором угадывается Христос.

Дмитриевский собор во Владимире: год создания, кто построил, где находится, краткое описание, интересные факты, Успенский собор

Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.

Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.

История собора

Иногда собор называют Дмитровским.

Возведение и основание

В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.

Происхождение название

Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.

Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей.

За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями.

Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.

Это были:

  1. Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
  2. Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.

Историческая судьба

В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.

Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда служба в церкви в воскресенье

Были внесены изменения:

  • уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
  • разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
  • опущен пол;
  • для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
  • поставлен новый иконостас;
  • сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.

Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.

Послереволюционная реставрация

В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.

В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.

Современное положение

Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.

Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.

Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.

Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.

Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.

Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.

Как проходят богослужения

В Дмитровском соборе 5 раз в год проводятся богослужения. Престольный праздник – день памяти святого Дмитрия Солунского.

В остальное время здесь музей.

Режим работы:

  • понедельник, вторник, среда, четверг – с 10 до 16 часов;
  • пятница и воскресенье – с 10 до 17 часов;
  • суббота – с 10 до 18 часов.

Музей работает с апреля по октябрь.

Как добраться до храма

Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.

До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.

История и архитектура Успенского собора

В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.

Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.

В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.

В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.

Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.

о внешнем убранстве собора

Посмотрев это видео, вы сможете оценить внешний вид Дмитриевского собора.

Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html

Дмитриевский собор во Владимире

Город Владимир славится уникальной христианской святыней, равной которой нет во всем мире. Дмитриевский собор во Владимире — православный храм XII века, хранитель уникальных святынь и исторический памятник с неповторимой архитектурой, занесенный в списки ЮНЕСКО.

Находясь около храмового здания, вначале не сразу понимаешь, что ажурная белоснежная резьба является творением рук человеческих, и выполнена она из известнякового камня.

Краткая история владимирской святыни

В XII веке мало кто знал о существовании суздальского княжества, пока им не стал править Всеволод Великий. На пике расцвета княжества решено было построить храм, стоящий невдалеке от собора Успения Богородицы.

Другие храмы Владимира:

Князь Владимира Всеволод, прозванный в народе Большим Гнездом, решил на своем подворье возвести церковь в честь ангела-хранителя святого Димитрия Солунского, погибшего за христианскую веру в Салониках и причисленного к лику святых мучеников. В 1191 году был заложен и освящен первый камень будущей жемчужины края.

Дмитриевский собор во Владимире

За 6 лет русскими мастерами была возведена белокаменная церковь, в которую внесли иконы великомученика Дмитрия Солунского и ковчежец с частицей окровавленной сорочки святого. Князь распорядился доставить в нововозведенный храм часть доски от гроба святого, находящегося в Салониках, которая постоянно источала благовония. Это миро обладало чудодейственной силой даровать исцеления.

1237 год стал временем первого разграбления и разрушения шедевра русского зодчества и христианской святыни, когда монголо-татары разрушающим ураганом пронеслись по владимирской земле. Впоследствии Дмитровский храм во Владимире восстанавливали, он несколько раз горел, и только в период прихода к власти в конце XIX века Николая Первого была начата его реставрация. Пытаясь вернуть Дмитриевскую церковь к первоначальному виду, мастера не сумели сохранить лестничные башни и галереи.

С приходом Советов богослужения запретили, в 1918 году решением государственной комиссии здание церкви отнесли к исторической ценности. К 1000-летию Крещения Руси завершился процесс реставрации, во время которого белоснежные рельефы были покрыты специальной смесью.

На заметку! Ныне Владимирский Дмитровский собор относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Описание архитектуры

В XII веке построенный на территории княжеского дома одноглавый храм был окружен галереями, вдоль них стояли лестничные башни. Так, дворец князя соединялся с церковью, по этим переходам княжье семейство попадало на храмовые служения. В XIX веке во время реставрации переходов не стало.

Глядя с фасада, можно увидеть три яруса. Нижний украшен только резными порталами, а над ним расположилось архитектурное чудо в виде аркатурного колончатого пояса, на котором вырезаны белокаменные фигуры и орнаменты.

Резьба по камню на фасаде Дмитриевского собора

Тончайшая резьба, напоминающая изысканное кружево, украшает третий ярус, она же встречается на барабане купола. Богатырский шлем золоченого пологого купола означает готовность церкви стоять всегда на защите христианских интересов.

интересные статьи:

Южный фасад привлекает экскурсантов масштабной композицией, рассказывающей о вознесении Александра Македонского. Такое панно не свойственно для православной церкви, но в XII веке эта тема была популярной. Маленькие львята, сидящие на руках Македонского, составляют контраст с ужасными чудовищами-грифонами, знаменуя борьбу сил добра и зла.

Руками зодчих было создано шестьсот барельефов, на которых изображены:

  • святые;
  • животные;
  • мифические существа.

Основной фигурой всех храмовых фасадов является пророк Давид, царь и псалмопевец. Реставрированные рельефы в основном сохранены в первоначальном виде с XII века. Львы, орлы, кентавры прославляли власть князя. Фасады украшали картины, изумляющие своими сюжетами. Здесь можно увидеть святого Никиту, избивающего беса, и царя Давида, играющего на гуслях; улыбающихся львов и птицу Сирин, которая борется с барсом; охотника, убивающего льва, и скачущего всадника.

На заметку! Исторически привлекательно панно с изображением великого князя Всеволода Юрьевича в окружении его пяти сыновей.

Белокаменные стены, рассказывающие целые истории своими картинами, можно сравнить с выставочным полотном. «Белокаменная книга» — так любовно отзываются о храмовых рисунках горожане.

Святыни собора

Святынями Дмитриевского собора во Владимире являются фрески XII века и частицы картины «Страшный Суд».

Внутренняя роспись Дмитриевского собора

Икона Дмитрия Солунского и ковчежец в смутные времена разрухи хранились в Москве, сегодня во владимирском храме Дмитрия хранятся копии этих святынь.

Для паломников и туристов

Поклониться святыням и полюбоваться белоснежными рельефами можно ежедневно с 10.00 утра до 17.00 вечера.

Каждый житель Владимира укажет путь к городской гордости, Дмитровскому храму, визитной карточке города, который находится на улице Большая Московская, д. 60.

Внимание! В настоящее время храм закрыт для богослужений и действует, как музей.

Дмитриевский собор во Владимире

Июн 25, 2019 16:28 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html

Владимир на Клязьме

Владимир на Клязьме столица северо-восточной Руси XII-XIII вв. Древний город вырос на треугольном мысу, при впадении в Клязьму реки Лыбедь. Окруженный валом город разделили на три части, средняя из которых служила детинцем. На рубеже XI-XII вв. Владимир Мономах построил во Владимире на Клязьме каменную церковь Спаса. Юрий Долгорукий возвёл в городе каменную церковь Георгия. Оба храма не сохранились.

Успенский собор.

Успенский собор.
Фото Юрия Паршинцева.

При Андрее Боголюбском началось стремительное возвышение Владимира на Клязьме. В 1158-1160 гг. над деревянными стенами города вознеслась белокаменная громада Успенского собора. В 1164 г. в городе построили Золотые Ворота с надвратной церковью Положения риз Богоматери. В 1194-1197 г. по воле князя Всеволода Большое Гнездо во Владимире на Клязьме построили белокаменный Дмитриевский собор.

Главы владимирских церквей видны на десятки километров с лесной равнины, из-за реки Клязьмы. Эти главы всегда служили символом величия Северо-Восточной Руси.

Дмитровский собор.

Дмитровский собор. Деталь.

ВЛАДИМИР, центр Владимирской обл. Расположен на южной окраине Владимирского ополья, на высоком левом берегу Клязьмы. Население 339,7 тыс. чел.

Владимир — один из древнейших русских городов. Основан в 1108 как крепость кн. Владимиром Всеволодовичем Мономахом. В сер. XII в. Владимир — вотчинное владение кн. Андрея Боголюбского, который в 1157 перенес сюда столицу Владимиро-Суздальского княжества. В XII- н. XIII в. во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская школа архитектуры и живописи.

Экономическое и политическое влияние Владимира было подорвано в 1238 монголо-татарским нашествием. В 1299 Владимир стал резиденцией русских митрополитов. До сер. XIV в. административный, культурный и религиозный центр Северо-Восточной Руси. Во Владимире проводились общерусские съезды князей, составлялся общерусский летописный свод.

С 1719 Владимир — центр провинции, с 1778 — наместничества, с 1796 — губернии. Памятники владимиро-суздальской школы зодчества XII в.: Успенский собор(1158-60, перестроен после пожара в 1185-89); Дмитровский собор(1194 — 97); крепостные Золотые ворота (1158 — 64, перестроены в XVII-XVIII в.

) с надвратной церковью (обновлена в 1469, перестроена в 1810); многочисленные архитектурные памятники XVI-XIX вв.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Саша

Далее читайте:

Ростово-Суздальская земля (Суздальско-Владимирское княжество, Великое княжество Владимирское).

Княгинин Успенский женский монастырь, Владимирская еп., во Владимире. Основан в 1199 кн. Мариею (в иночестве Марфою).

Успенский собор во Владимире, сооружен в 1158-1161 в центре города на высоком берегу реки.

Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194-1197 гг.

Асессорова Н.П. (Владимир). Торговые связи Владимиро-Суздальских земель с Востоком и Волжской Болгарией как фактор становления государственности на Руси в XII – начале XV вв. (Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика).

Источник: http://www.hrono.ru/land/landwe/vladimir_kzm.php

Дмитриевский собор во владимире — Духовная Аптека

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами.

Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя.

Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус.

В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы.

Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда».

В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня.

В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован.

Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол.

Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями».

Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа.

По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

«Страшный суд»

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Напоминание молодоженам

Адрес и режим работы

Адрес:

Источник: https://aptekahram17.ru/tserkvi/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор во Владимире — режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор — одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».

Адрес Дмитриевского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 60.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира, например, Золотые ворота и Успенский собор.

Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г

  • С 10:00 до 19:00
  • Выходные дни — 11, 25 и 26 июня, 9 и 23 июля, 6, 20 и 28 августа, 3 и 17 сентября

Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г

  • Взрослые — 150 рублей
  • Дети до 16 лет — бесплатно
  • Дети с 16 лет и студенты — 100 рублей

Из истории

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность – у него было 12 детей. В то время князья имели два имени – княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества – Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части — придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807-1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

Белокаменная резьба

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

Архитектура

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

Фасады здания разделены на три яруса:

  • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
  • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
  •  Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

Фасады храма

  • На южном фасаде храма выполнена композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета — два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра — приманка для грифонов в виде маленьких львят.

    Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье

  • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него – остальные его сыновья
  • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций — сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах — светло-зеленых и голубых, зеленовато-желтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами – греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

Официальный сайт Дмитриевского собора во Владимире

Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

Дмитриевский собор во Владимире — это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.

Источник: https://tripguide.ru/page_137.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Когда день ангела имени Евгения

Закрыть