Архитектура храма Святой Софии в Киеве
Определение 1
Собор Святой Софии (Софийский собор) – это храм, построенный в первой половине XI века в историческом центре Киева. Согласно летописям, строительство курировал лично Ярослав Мудрый.
Религиозное сооружение было возведено на месте победы над печенегами в 1036 году. Следует отметить, что на рубеже XVII-XVIII веков здание было перестроено в стиле украинского барокко. Во внутреннем декоре сохранилось множество декоративных мозаик и фресок начала XI века, а также значительные фрагменты стенописи, датированные XVII веком.
Собор был действующим даже в определенный период советского времени – до 1929 года. Позднее он стал музеем – Софийским заповедником. В настоящее время здание является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская» одного из крупнейших музейных центров Украины. Музейный центр включает в себя такие здания, как:
- Золотые ворота (XI век);
- Кирилловская церковь (XII век);
- Андреевская церковь (XVIII век).
Замечание 1
В 1990 году Софийский собор вместе с Киево-Печерской лаврой стали первым памятником архитектуры на территории Украины, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Курсовая работа 400 руб.
- Реферат 260 руб.
- Контрольная работа 220 руб.
Рисунок 1. Декор собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поскольку главное здание собора является частью Национального заповедника, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации, а также совершать в нем богослужения. Исключение составляет лишь 24 августа (День независимости Украины), когда священники совершают молитву об Украине.
В архитектурный ансамбль Софийского собора включаются также монастырские сооружения, датированные XVIII веком, которые также внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них такие здания, как:
- башня;
- трапезная;
- колокольня;
- дом митрополита;
- ворота Заборовского.
Архитектурные особенности собора
Софийский собор изначально представлял собой пятинефное крестово-купольное сооружение с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную форму. Цилиндрические своды здания, перекрывавшие основной и второстепенные нефы, поярусно поднимались к центральному куполу.
Основной центральный купол опирался на высокий барабан и имел двенадцать оконных проемов. Центральный купол окружался четырьмя более низкими куполами, на которых были расположены остальные восемь куполов.
Второстепенные купола также имели окна и покрывались листами свинца.
Главный купол был окружен с трех сторон двухэтажной галереей, а снаружи – еще более широкой одноэтажной. Наружная одноярусная галерея являлась основанием для открытого балкона – «гульбища».
С западной стороны собора располагались две башни с лестницами, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора с галереями составляет 55 метров.
Следует заметить, что внешний вид собора практически не изменился с древности, поскольку масштабная реконструкция XVIII века не затронула основные архитектурные особенности.
Главное здание в плане имеет прямоугольную форму и делится крестовидными столбами на пять продольных нефов, которые пересекаются поперечными коридорами (трансептами).
Пересечение центрального нефа и трансепта образует пространственный крест, над центральной частью которого возвышается главный купол. Центральную часть храма с трех сторон окружают большие княжеские хоры.
На хоры можно было подняться по двум винтовым лестницам, расположенным в вышеупомянутых башнях (они были встроены в западную галерею храма).
Конструктивно собор складывался по византийской технике кладки. Такая кладка характеризовалась технологией смешанного устройства рядов из камня и плинфы (плоского кирпича). Кирпич и плинфа укладывались на цементно-известковый раствор розового цвета. Первоначально фасады зданий не штукатурились, и кладка оставалась открытой. Для того, чтобы оценить первоначальный облик собора, реставраторами на фасадах были оставлены специальные зондажи – участки открытой кладки.
Известно, что здание собора возводили константинопольские зодчие, хотя ему нет прямых аналогов в мире. В период строительства Софийского собора религиозные сооружения обладали гораздо меньшими размерами и имели лишь три нефа и одну главу.
Принято считать, что местными властями была поставлена сложнейшая задача перед византийскими зодчими: создать великолепный собор для торжественных церемоний, а также главный храм Руси.
Данную задачу архитекторы решили способом увеличения числа нефов и добавления световых проемов в барабанах.
Интерьер
Как уже отмечалось выше, в интерьере собора сохранилось огромное количество фресок и мозаик первой половины XI века. Все эти произведения искусства были выполнены византийскими специалистами. Палитра мозаик насчитывает более 170 оттенков.
Мозаикой был выделен центральный купол, а также алтарь, поскольку здесь шли богослужения. Все остальные участки храма были украшены фресками. Зенит купола украшен изображением Христа Вседержителя, вокруг него были представлены четыре архангела (из них до наших дней сохранился только один).
Рисунок 2. Собор Святой Софии в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Между окнами внутри барабана изображены двенадцать апостолов (с XI века уцелела верхняя часть фигуры апостола Павла). Чуть ниже, на парусах купола размещены пишущие евангелисты. С древних времен уцелела только фигура Марка. Подпружные арки украшены медальонами с поясными фигурами 40 мучеников: из них уцелело лишь 10 мозаичных на южной арке и 5 – на северной.
Наиболее известной мозаикой собора является Богородица «Нерушимая Стена», которая находится в сводчатой части здания. Под ней изображена Евхаристия (обряд причащения апостолов Христом).
Остальная часть интерьера расписана фресками. Известно, что изначально на сводах были фрески с изображением христологического цикла, который соответствовал важным моментам евангельской истории.
Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/arhitektura_hrama_svyatoy_sofii_v_kieve/
Софийский собор в Киеве
Софийский собор 1037 года.
Киев. Софийский собор. Реконструкция западного фасада.
Софийский собор в Киеве является главным памятником зодчества Киевской Руси. Он был заложен в 1037 г. и через несколько лет окончен. Его строили опытные константинопольские мастера, на что указывает стиль строительства, отражающий традиции столичной архитектуры. Софийский собор должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.
Он поражал своей гранидиозностью: площадь его главной части составляла 600 кв. м, она была окружена с трех сторон двухэтажной галереей. Его венчали 13 глав. В результате перестройки XVII в. внешняя часть Софийского собора приобрела формы украинского барокко. Но внутренность собора сохранила во многом облик XI в.
— в главной части имеются прекрасные мозаичные панно, сохранились фрески, на которых изображена семья великого князя киевского Ярослава Мудрого (11)19-1054).
Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.
Софийский собор в Киеве (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрымна площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками
XVII-XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой.
Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным.
Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами.
Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками.
При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей.
Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами.
Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что “Бог с людьми пребывает”. Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель.
В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками.
Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской.
Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.
Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн. Ярослава, на стенах лестничных башен — эпизоды придворной жизни: цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса.
Л.К.
“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/
Далее читайте:
Киев — один из древнейших русских городов.
“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона Русской Православной Церкви, неизвестная на Западе.
Софийский собор в Новгороде, построен в 1045-50. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней.
Софийский собор в Полоцке, построен в сер. XI в.
| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |
Такой привычный элемент жилого быта, каковым являются окна, были когда-то не бытовым предметом, а символом. Храм — тело. Окна — очи. Внутреннее пространство собора освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы.
Свет, идущий через окна, становился продолжением архитектурных форм самого здания храма. Свет, идущий сверху, с небес, как бы связывает входящего в собор человека и небеса. Но не только в постройках, созданных для отправления религиозных ритуалов, важно правильно подать свет.
Пластиковые окна — это очи современного дома, которыми и через которые человек смотрит на мир.
Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sofi_kiev.php
Софийский собор
Императрица Екатерина II мечтала изгнать турок из Константинополя и вернуть его великую церковь, Софийский собор, православным. Она назвала своего внука Константином и думала посадить его на трон Восточной империи. Была приготовлена медаль к предстоящему завоеванию Турции, на которой был изображен Константинополь в пожаре, разрушенная мечеть и крест в облаках.
В присоединенных к России землях основывались города с греческими названиями: Севастополь, Симферополь и другие. Они должны были стать мостом между российской и греческой империей. После каждой победы над Турцией императрица устанавливала «приличный» памятник в Царском Селе.
В честь будущей победы над Турцией Екатерина Великая решила устроить город с символическим названием София, о чем 1 января 1779 года и вышел указ.
Архитектурные особенности собора
Софийский собор был заложен 30 июля 1782 года в Софии в присутствии императрицы Екатерины II. Разработал проект и вел строительство архитектор Ч. Камерон при участии Е. Старова. Освящение собора состоялось 20 мая 1788 года. Его освятили во имя Вознесения Господня и во имя Святой Софии Премудрости Божией.
Сходство с Константинопольским храмом есть и в интерьере собора: в «свободно парящем» центральном куполе, в необычном черно-красном цвете восьми гранитных колонн и т. д. Он строился как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии и приводил в восторг современников.
В его внешнем облике явно видны черты знаменитого прототипа – Софии Константинопольской.
Первое сходство, которое сразу бросается в глаза, – это центральный купол с множеством больших окон. Но однозначного копирования не было. Историк архитектуры В.
Седов в одной из своих статей в журнале «Проект Классика» пишет о Софии Константинопольской, что она выглядит нагромождением камня и кирпича и что ее строили, следуя принципу осознанного отказа от внешнего образа.
А София в Царском Селе построена в строгом стиле зрелого русского классицизма, с четырехколонными портиками, увенчанная пятью куполами. Ее красота выражена в простоте и гармонии форм и пропорций.
История собора в 19 веке
В 1817 году храм стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка и был передан в ведение военного духовенства.Первоначально в соборе был только один престол – Софии Премудрости Божией, посвященный празднику Вознесения Господня. В 1804 году освятили второй престол в честь святой великомученицы Екатерины.
В 1832 году в царскосельской Софии был расквартирован Кирасирский полк, но в казармах не нашлось места, чтобы устроить полковую церковь, поэтому для служб им был назначен боковой придел Софийского собора. К 1849 году в храме прошла реконструкция и был устроен еще один придел, освященный в честь святого Александра Невского. Переделанный второй придел был освящен в честь равноапостольных царей Константина и Елены.
Тогда же при устройстве печей в подвалах нашли серебряную вызолоченную закладную доску 1782 года, молоток и лопаточку с вензелем императрицы Екатерины Великой и надписью на английском языке: «Чарльз Камерон архитектор».
Там же нашли деревянный крест 1782 года, его поместили в один из приделов. В том месте, где его нашли, и был устроен третий придел. В 1903 году в саду возле собора архитектором Л. Бенуа была построена отдельная колокольня, в нижней части которой устроили часовню в честь святого Серафима Саровского.
В этом же году император Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь, которые были копией тех, что Екатерина II преподнесла собору ко дню его освящения. Первая утварь была передана в Воскресенскую церковь Большого Царскосельского дворца в 1812 году, во время вторжения Наполеона в Россию.
Современное время
В 1934 году храм был закрыт и отдан под военный склад. А на площади был устроен учебный полигон. Убранство храма было расхищено.После войны здание также использовалось как склад, продолжался процесс его разрушения. С 1960-х годов на Софийской площади разместился гаражный кооператив.
В 1989 году собор был возвращен церкви. В этом же году была проведена первая литургия. В 1990 году в честь 750-летия Невской битвы рядом с собором установили памятник Александру Невскому. Он представляет собой бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым устроена металлическая арка-сень.
Высота бюста – 0,8 м, высота постамента – 3,8 м.
В настоящее время храм полностью восстановлен, его убранство отличается простотой, стены белые. Установленные иконостасы являются копиями дореволюционных.В 2003 году Министерством обороны РФ около собора был установлен памятный знак лейб-гвардии Гусарского полка его величества. В этом же году на Софийской площади, на месте, освобожденном от гаражного кооператива, построили здание православной гимназии.
Часть икон в храме 17-19 веков, они были взяты из музеев, остальные написаны в наши дни в древнерусском стиле. Так как собор был полковым, в наши дни он сотрудничает с расположенными в городе военными учебными заведениями. Здесь у курсантов принимают присягу и устраивают молебны для военнослужащих.
На Рождество Христово здесь развертывается полевая кухня, которая может накормить всех желающих, а также устраивается рождественский вертеп с настоящими животными.
Редакция сайта Пушкин.ру
Источник: https://pushkin.ru/encycl/churches/sofiyskiy-sobor-1.html
История Софийского собора, описание, строительство Софийского собора в Киеве. История создания Заповедника София Киевская
Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская — «Софийский музей» находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор — всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.
Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов — украинского, русского и белорусского.
Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.)
В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси , что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.
С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.
Во время построения первой каменной церкви в центре Киева — Десятинной (989-996 гг) — князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира — Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм — Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.
Строительство Софийского Собора в Киеве
В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.
Вокруг Софийского собора — центрального сооружения Ярославова города — стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот — парадного въезда в древний Киев.
Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевича:
Название собора «Софийский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», Софийский собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство.
Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства.
Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.
Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион — выдающийся публицист своего времени — писал о нем: «Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада».
За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.
В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел.
Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.
В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.
Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г :
В XVI веке усиливается гнет польских феодалов.
В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы.
Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.
В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.
XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.
В XVII — XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.
В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.
Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.
Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.
Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:
История создания Софии Кевской
В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская, в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.
Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь — древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей.
В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др.
На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.
В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.
Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.
Однако София Киевская, как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.
Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор, затем — архитектурные памятники XVIII века.
Вид собора с юго-востока:
Читайте далее:
— План заповедника
— СОФИЙСКИЙ СОБОР
— Фрески Софийского Собора >>>
— Мозаики Софийского Собора >>>
— другие детали интерьера >>>
— АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ на территории заповедника София Киевская
Источник: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/istoriya_sofiyskogo_sobora.shtml
Киевский Софийский собор – жемчужина города Киев
Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27'10.4″N 30°30'51.3″E
:
История возникновения и существования собора
Архитектурные особенности собора
Киевский Софийский собор на карте
Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.
Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.
Вид на соборную колокольню
История возникновения и существования Киевского Софийского собора
История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.
Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.
Вид на Софийский собор с колокольни
На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.
В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность.
Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.
Главный вход в собор
После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.
Архитектурные особенности собора
Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма.
Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки.
Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.
Вид собора с юго-востока
Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.
Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков.
Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок.
Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).
Вид собора от трапезной
Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок.
В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей.
Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.
Вид на северо-восточный фасад собора
Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.
В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения.
Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.
достопримечательности
← Украина | СОФИЙСКИЙ СОБОР | Европа → |
Города Европы на Putidorogi-nn.ru:
Замосць | Милан | Рим | Флоренция |
Амальфи | Ассизи | Альберобелло | Барселона |
Жирона | Берлин | Мюнхен | Париж |
Афины | Лондон | Будапешт | Ватикан |
Венеция | Таллин | Обидуш | Прага |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/364-kievskii-sofiiskii-sobor
Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке
В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.
Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.
И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.
В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.
Роль Полоцка
Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».
Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.
Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.
Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах
Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).
В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)
Артельный знак качества
Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:
Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?
В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.
Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.
90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы
И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.
Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.
: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4
Колокола князя Всеслава
Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.
Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:
Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.
Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.
Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html
Софийский собор в Харбине
Построенный в 1907 году Софийский собор (哈尔滨圣索非亚大教堂) расположен в центральной части Харбина — районе Даоли, является крупнейшей восточной православной церковью на Дальнем Востоке и одним из самых знаковых зданий города, привлекающих своей красотой как туристов, так и местных жителей. Высота сооружения достигает 53.25 метра, площадь занимает 721 квадратный метр, вместимость составляет 2000 человек.
В ноябре 1996 года храм был включен в список культурных ценностей, находящихся под защитой государства. Патриарх Кирилл, посетивший Софийский собор в мае 2013 года, подчеркнул важность сохранения следов присутствия русской православной церкви в Китае.
Здание собора является не только религиозным символом, но имеет и политическое значение, выступая как отражение дружественных отношений между двумя государствами.
Софийский собор, Amarespeco — Wikipedia user — CC BY-SA 4.0
Софийский собор соединил в себе два архитектурных стиля: византийский стиль (крестообразная форма, один большой центральный купол и четыре малых купола по четырем сторонам света) и русский стиль (большой луковичный купол и малые шатровые купола). В темное время суток украшенное иллюминацией здание храма выглядит особенно красиво и величественно.
Луковичный купол, timquijano
История собора
Софийский собор имеет длинную историю и является одним из немногих сохранившихся православных храмов в Харбине. Большинство церквей в городе было разрушено во время Культурной революции (1966—1976 гг.). Изначально собор был построен из дерева в марте 1907 года. Спустя 4 года здание было перестроено с использованием каменной кладки. Повторная реконструкция началась 27 сентября 1923 года и закончилась 25 ноября 1932 года.
В прошлые времена, когда в Харбине проводились религиозные праздники, специально обученный человек звонил в церковные колокола, которые до 1960-х гг. размещались в колокольне над входом с собор. Звон разносился по всей округе.
За всю историю существования храма здесь было 9 священников: Василий Пашин (1910—1912 гг.), Афанасий Котяков (1912—1919 гг.), Анатолий Михайлов (1919—1920 гг.), Михаил Филологов (1922—1944 гг.), Дмитрий (1944—1946 гг.), Андрей Голоскевич (1946—1949 гг.), Николай Мухин (1949—1951 гг.
), Фаддей Синий (1951—1956 гг.) и Хо Дэшэн (1956–1960-е гг.).
Вход в собор, Anthony Woodside
К 1990-м гг. Софийский собор пришел в упадок. Здание храма уже не использовалось по прямому назначению, а вокруг появились жилые дома и офисные здания. Некогда великолепные росписи, украшавшие арочные стены, были повреждены до неузнаваемости. В 1997 году местное правительство приняло меры по восстановлению здания.
Оригинальные русские фрески были полностью утеряны, поэтому их заменили новые рисунки, отображающие историю Харбина. В том же году в рамках превращения городских сооружений колониальной эпохи в туристические достопримечательности в здании Софийского собора была открыта Харбинская архитектурно-художественная галерея (哈尔滨建筑艺术馆).
Здесь представлена почти тысяча фотографий, знакомящих посетителей с прошлым, настоящим и будущим Харбина, а также песочный макет города масштабом 1:600.
Окрестности
Софийский храм расположен на одноименной площади (索菲亚广场) — национальной туристической достопримечательности класса AAAA, территория которой занимает 22000 квадратных метров.
Здесь есть вся инфраструктура, необходимая для отдыха харбинцев и гостей города: магазины, кафе, места для активного отдыха и другие общественные пространства. На площади регулярно проводятся такие культурные мероприятия, как выставки фотографий старого Харбина и вечера песен и танцев.
Также здесь можно увидеть уличных художников, которые нарисуют портрет для всех желающих. Перед собором расположен большой музыкальный фонтан, рядом с которым любят фотографироваться местные молодожены.
Голуби на Софийской площади, Vernon Chen
К западу и северо-западу от Софийского собора находятся два торговых центра: NEW 100 (大商新一百购物广场) и MYKAL (麦凯乐), где каждый найдет для себя то, что хочет: магазины с популярными брендами, супермаркет, кинотеатр, банкоматы, заведения китайской и иностранной кухни, рестораны быстрого питания McDonald’s и KFC, а также сеть кофеен Starbucks.
Как добраться
Софийский собор расположен в центре Харбина рядом с другими достопримечательностями города, в 700 метрах от пешеходной улицы Чжунъян (中央大街) и в 750 метрах от южного входа в парк Чжаолинь (兆麟公园). Туристы, которые остановились где-то рядом, могут дойти до места пешком.
Для остальных подойдет автобус или такси. Сюда можно добраться на автобусе № 1, 5, 20, 53, 61, 85, 113, 114, 130, 131, 132, 136 до остановки 兆麟街 (联升广场) или № 8, 28, 29, 52, 201 до остановки 建筑艺术广场.
Тем, кто выберет поездку на такси, необходимо показать водителю название Софийского собора, написанное иероглифами (哈尔滨圣索非亚大教堂).
о Софийском соборе в Харбине
Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/china/city/harbin/temples/11951
Великий Новгород. Софийский собор. Детинец
- Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»
- Адрес: 173007, Великий Новгород, Кремль, 11
- Телефоны:
(8162) 77-36-08 ‒ приёмная (8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея (8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел8-921-207-37-70 ‒ заказ экскурсий
Кремль открыт для посещения с 6:00 до 24:00
Софийский собор с 9:00 – 20:00
Главное здание музея с 10:00 – 18:00
Башня Кокуй с 12:00 — 20:00 (перерыв 14:30 — 15:30)
Церковь Андрея Стратилата с 10:00 – 18:00
Более подробная информация ниже — в СПЕЦИАЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ!
Софийский собор в Великом Новгороде — древнейшее монументальное сооружение города. Построен в 1045 — 1050 гг. (освящен в 1052 г.) князем Владимиром Ярославичем в детинце (так издревле называется центральная укрепленная часть Новгорода на более высоком, левом берегу Волхова, именуемая также кремлем).
От Софийского собора все левобережье Новгорода получило название Софийской стороны.
Софийский собор — пятинефный, с круговыми папертями и с лестничной башней в южной части западной паперти, что делает собор семинефным.
Первоначально галереи-паперти были задуманы одноярусными, но в ходе строительства выполнены двухъярусными, причем южная паперть была открытой. Мощное пятиглавие собора дополняется громадной главой лестничной башни, что создает шестиглавие собора.
Основной престол — Софии Премудрости (отмечался в день Воздвижения креста и Обновления храма) вместе с приделами (Рождества Богородицы, Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, Иоакима и Анны) образовал семиапсидность (!) храма.
Софийский собор
Ширина собора составляет 100 греческих футов, что равно длине Софии Киевской. Высота примерно такая же. В древности оштукатуренными были только нижние части стен. Верхние представляли «гигантскую мозаику» (Г. М. Штендер) из плитняковых глыб и «прослоек» кирпичных плинф, уложенных в виде разного рода геометрического рисунка.
В западный портал собора вставлены так называемые Сигтунские (точнее — Магдебургские) бронзовые двери, созданные в XII в. мастерами Риквином и Вайсмутом, привезенные, вероятно, в том же веке в Новгород и здесь позднее (в XIV в.?) перемонтированные.
Наряду с фигурами магдебургских мастеров содержат фигурное изображение мастера Аврама, которому и приписывается перемонтировка дверей. Громадный интерьер собора поражает своим размахом. От первоначальной росписи (середина XI в.) сохранились фигуры пророков в барабане центральной главы, а также изображение Константина и Елены (у южного входа).
Немного росписей сохранилось от XII в., в том числе очень выразительный деисус внизу южной стены (в Мартириевской паперти), в котором привлекает своей жизненностью полуфигура апостола Петра.
Софийский собор издревле стал средоточием выдающихся произведений изобразительного искусства. В 1336 г. для одного из порталов собора по заказу архиепископа Василия Калики были изготовлены медные двери, расписанные техникой золотой наводки. Двери получили название «Васильевских». Конструкция дверей состоит из двух полотен, расчлененных орнаментированными валиками на несколько ячеек (клейм).
Основная тема росписи содержит христологический цикл. Она включает в себя несколько сюжетов апокрифического характера, взятых из сказания о Соломоне и Китоврасе, очень популярного в средневековом мире. Крылатый Китоврас (античный кентавр) в короне держит в руке маленькую фигурку Соломона, которую мечет «в обетованную землю». В стиле росписи дверей отмечаются черты живописности, характерные для искусства XIV в.
В XVI в. двери увезены (повелением Ивана Грозного) в Александрову слободу под Москвой (ныне Александров). Находятся в Троицком соборе. На западном фасаде Софийского собора (у южного угла) устроена ниша. Здесь помещался большой каменный крест с рельефной резьбой.
Крест выполнен между 1359 и 1388 гг. по заказу архиепископа Алексея и получил название «Алексеевского».
Центральная композиция — «Распятое» — отличается экспрессивной напряженностью фигуры Христа. Фигуры других композиций («Благовещение», «Рождество Христово», «Воскресение Христово») тоже очень пластичны и динамичны. Нижняя часть креста утеряна (композиция «Вознесение Христа» представляет реконструкцию). Алексеевский крест находится в музейной экспозиции в Софийском соборе.
Из древлехранилища Софийского собора происходит большая деревянная статуя Параскевы Пятницы. По легенде, статуя была принесена в Новгород в 1534 г. вместе со статуей Николы Можайского (в настоящее время находится в Новгородском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике). Ее можно рассматривать как пример статуарных тенденций в русской скульптуре XV—XVI вв., которую неверно считают барельефной.
Статуи Параскевы Пятницы и Николы Можайского получили широкое распространение по всей Руси.
Соборная звонница Новгородского Кремля
Звонница сооружена в XVI в., вобрав в себя части звонницы XV в. Из трехпролетной превратилась в пятипролетную. Первоначальное пятишатровое завершение (XVI в.) заменено в XVIII— XIX вв. одной главой. Основание пятипролетной стенки несет декор XVII в.
В том же XVII в. появились богато декорированное крыльцо, а также нарядный двухэтажный домик, пристроенный к южному торцу.
В результате в архитектурном образе соборной звонницы черты новгородско-псковской эстетики перемешались с московскими, что не лишает ее выразительности.
Детинец
Детинец — центральная укрепленная часть древнего Великого Новгорода. Его средоточием является Софийский собор. Вокруг него в разное время возникли остальные постройки. Стены детинца неоднократно перестраивались. В современном своем виде представляют произведение русского военно-инженерного зодчества конца XV в.
(1484—1490). Общая длина стен 1385 м, то есть намного меньше Нижегородского кремля. Подобно последнему, Новгородский детинец имел 13 башен. Сохранилось 9, из них 6 — воротные, некоторые с надвратными храмами (Покровская, Спасская, Владимирская, Федоровская, Пречистенская, Воскресенская; последние две разобраны в XIX в.).
Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/sofiyskiy-sobor-i-detinets.html
Софийский собор в Полоцке
Интерьер Софийского собора в Полоцке
Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.
Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.
Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.
Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске.
История Софийского собора
Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.
Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.
Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века.
Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.
Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.
Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.
В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.
Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.
В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.
Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой.
В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.
Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.
Архитектура Софийского собора
Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:
- вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
- семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).
В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.
В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.
Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.
Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.
До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.
Софийский собор сегодня
В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.
Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.
Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.
В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.
Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:
- Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);
- Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).
Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).
Где находится Софийский собор
Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке. Адрес – улица Замковая, 1.
Достопримечательности вблизи Софийского собора
Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.
В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:
В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:
- домик Петра I (ул. Нижне-Покровская, д. 33), где в начале XVIII века останавливался император;
- лютеранская кирха (ХIX – н. XX вв.) – сейчас в необычном здании бывшей церкви, построенном в стиле неоготики, находится старейший в городе Полоцкий краеведческий музей;
- памятник букве «Ў» (буква «у краткое» встречается только в белорусском языке);
- памятник кривичам;
- памятники знаменитым историческим личностями Полоцка – князю Всеславу Чародею, святой преподобной Евфросинии, славянскому первопечатнику Франциску Скорине, Симеону Полоцкому
- памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» (проспект Ф. Скорины), где каждый гость города может получить сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы.
версия для печати сделать стартовой добавить в избранное
Источник: https://www.belarus.by/ru/travel/belarus-life/sophia-cathedral-in-polotsk
София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России — Православный журнал
Строительство: 1045-1050
Освящение: 1052 год
Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийский
Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11
История
Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы.
Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.
Открытки начала XX века
В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Мартирьевская паперть
В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
Голосники
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
Иконостас
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее.
Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости.
Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
Купола
Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
Голубь на кресте
На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным.
Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию.
Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
Фреска
Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские врата
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно.
Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы.
В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи
Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Интересные факты:
Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть
Святыни
Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом.
По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом.
Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.
Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.
Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского
Софийская звонница
Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.
В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены.
Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей.
Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.
Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее.
Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее.
Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.
Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.
В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.
Источник: https://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto-nuzhno-znat-o-samom-drevnem-pravoslavnom-sobore-rossii.html