Храмы Московского Кремля. Успенский собор
Успенский собор
Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы. Он расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной.
В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.
Большинство существующих сооружений относятся к XV в. Наиболее активное участие в проектировании ансамбля принимали итальянские зодчие.
Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.
История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями.
Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора. Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем.
Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.
Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора
После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей.
Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора.
Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.
И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».
Разрушение «собора, что на Маковице»
К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары.
Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой.
Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.
Об истории Успенского Собора в 15 веке
Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.
Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.
Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному.
Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались.
Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!
Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.
В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями.
Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось.
Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.
Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.
Новая жизнь Успенского Собора
Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного.
Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией.
Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.
Успенский Собор в 20 веке
В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено.
Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху.
Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».
и в наши дни
Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся.
Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно — более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам.
Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.
Источник: http://putnik.cerkov.ru/2017/10/25/xramy-moskovskogo-kremlya-uspenskij-sobor/
Московский Кремль: будут ли восстановлены Чудов и Вознесенский монастыри
Как известно, не так давно был снесен 14-й корпус Кремля. В свое время активно обсуждалась идея восстановления на этой территории двух монастырей — Чудова и Вознесенского. Какова ситуация на сегодняшний день? Есть ли шанс, что эта идея все-таки осуществится? Об этом мы поговорили с советником директора Федеральной службы охраны, д.и.н., профессором МГУ Сергеем ДЕВЯТОВЫМ.
Чудов монастырь появился на территории посольства Золотой Орды
— Сергей Викторович, можно ли надеяться, что решение о восстановлении монастырей все-таки будет реализовано? Или от этой идеи отказались окончательно?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, с истории этого уникального места.
Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием. История появления этого монастыря такова.
Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу. В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.
Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.
Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья, вдова Дмитрия Донского, основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.
Чудов монастырь, 1900-е годы
Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.
В тяжелом состоянии оказалась восточная часть монастырей, которая выходила к Спасской башне. Дело в том, что Спасская башня была заминирована, но, к счастью, ее не успели взорвать: в последний момент потушили горящие фитили.
После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове. Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена.
На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле. Между прочим, он неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.
Вознесенский монастырь
В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе. Музейным работникам удалось вывезти часть иконостасов и уникальные надгробия великих русских княгинь. Дело в том, что именно в Вознесенском монастыре находились усыпальницы женской половины царской семьи. Они были перенесены в Архангельский собор.
Мы потеряли сами монастыри, но их подземная часть сохранилась — то есть все, что находилось ниже уровня земли, не было снесено. Мы практически обладаем всей подземной частью. Поэтому если все-таки будет принято решение о реконструкции двух святынь, это обстоятельство значительно облегчит дело.
— Почему с восстановлением монастырей пока все-таки решили повременить? В чем причина? Нет денег? Не тот момент? Не посоветовали специалисты?
— Примерно год назад Президент России Владимир Путиндал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей. Но, согласитесь, вначале здесь нужно провести весь комплекс научных исследований. Дело даже не в обсуждении этого вопроса с общественностью. Нужно провести тщательнее археологическое изучение этой древней территории. И такое изучение пока только начинается.
Снос 14-го корпуса Кремля
Кроме того, Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой уважаемой международной организацией. Я бы сказал так: сейчас говорить о восстановлении монастырей преждевременно с точки зрения тех процедур, которые нужно пройти.
Самая ценная находка для археологов — древняя свалка
— Всем понятно, что Московский Кремль — это ценнейший объект исследований для историков и археологов. Поэтому решение об археологических раскопках на территории Кремля было воспринято научным сообществом как уникальный дар, значимость которого чрезвычайно велика
— Безусловно, это так. Во всяком случае, первые же сделанные шурфы показывают, что подземная часть находится в удовлетворительной степени сохранности.
Раскопки, которые сейчас проводятся, дали очень хорошие результаты. Удалось вскрыть часть некрополя Чудова монастыря, который (опять же чудом!) не был разрушен при строительстве 14-го корпуса. В этом месте вполне могут быть найдены еще более древние слои. Ведь на месте Чудова монастыря, напоминаю, находилось подворье Золотой Орды!
Проведение работ на месте снесенного 14-го корпуса
— Как известно, на государственном уровне принято решение о проведении в Кремле комплексных археологических исследований. Как долго они могут продлиться?
— Археологические изыскания — дело не быстрое. На месте древней церкви Чуда Архангела Михаила сейчас идут активные исследовательские мероприятия. На ближайшие годы это огромная работа для российских археологов.
Должен сказать, что здесь ожидаются серьезные археологические находки. Ведь культурный слой в этом месте насчитывает не один, не два и не пять метров. В свое время по территории Чудова монастыря проходил ров Ивана Калиты — тут пролегал овраг, превращенный в оборонительный ров. Впоследствии туда сбрасывали все ненужное. В результате, возможно, мы найдем «кладбище бытовых вещей», ценность которого для сегодняшних исследователей трудно даже определить.
Новодел — это не всегда плохо
— Как Вы считаете, Сергей Викторович, если ничего не сохранилось от исторического памятника, стоит ли возводить новодел? И в каком виде это может быть сделано?
— Сложный вопрос. Не рискну однозначно на него ответить. Приведу пример: самое начало Никольской улицы. В 1926 году там был отреставрирован храм, который построили после окончания польской интервенции. Однако уже в 1929 году он был снесен советской властью. В результате в этом месте оказалась непонятная зияющая пустота.
В таком виде территория в самом центре Москвы просуществовала до начала 1990-х годов. Московские власти приняли решение восстановить храм. Причем пошли не по пути возрождения того храма, который был разрушен, а по пути восстановления храма, который строил еще князь Дмитрий Пожарский.
Чудов монастырь. Рисунок XVIII века
Слава Богу, обмеры старого здания сохранились. Восстановленный храм на 70% — новодельный, но зиявшая до него проплешина в архитектурном облике Никольской улицы очень портила вид этой части Красной площади. Фактически произошло возрождение древней градостроительной среды. Поэтому считаю, что здесь возрождение было логичным шагом.
— Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — тоже новодел, но очень, по-моему, качественный. Сразу создается представление о той эпохе, о людях
— Насчет Коломенского согласен. Действительно, удачная реконструкция. Достаточно удачный опыт и восстановление дворца в Царицыно. Там смогли сделать настоящую культурно-историческую площадку. А вот стилизованный дворец в Измайлово, на мой взгляд, очень странный. Это как раз пример современного китча.
— На форумах муссируются слухи, что будет снесен Кремлевский дворец съездов?
— Ни о чем таком не слышал. Думаю, это из разряда слухов, не более. Что касается территории бывших монастырей, считаю огромным достижением то, что сейчас они вводятся в археологический оборот. Это очень важный момент в жизни Московского Кремля.
— Какие еще перемены ждут сердце нашей родины?
— Очень важный момент, который сейчас обсуждается, — это оптимизация входных комплексов. И, как результат, создание более комфортной, с точки зрения туристов, зоны.
Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Эти комплексы несут двойную нагрузку, обеспечивая безопасный, комфортный проход в Кремль и одновременно создавая безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.
Еще один момент. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля.
Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади.
Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО.
Беседу вела Елена МАЦЕЙКО
Источник: https://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/29997-moskovskiy-kreml-budut-li-vosstanovleny-chudov-i-voznesenskiy-monastyri.html
Соборы Московского Кремля — список соборов с их кратким описанием
Московский Кремль является одной из самых узнаваемых достопримечательностей не только Москвы, а и всей России. Это древняя крепость в самом сердце Белокаменной, собственно говоря с которой и началась история важнейшего отечественного мегаполиса.
На протяжении всего своего существования Кремль играл немаловажную роль как в культурном, так и политическом аспектах. На данный момент это важнейший центр туризма, официальная резиденция российского Президента, исторический и культурный комплекс.
Как показывает официальная статистика, Кремль является самым посещаемым местом в России. Туристов особенно захватывает уникальная архитектура московской крепости. По сути, в состав комплекса входит немало построек и соборов. Вот на последних мы и с акцентируем свое внимание.
Успенский собор: самое старинное здание Москвы
В состав Московского Кремля входит немало построек, но наибольший интерес у туристов вызывает Успенский собор. Это частично действующий храм, в основном выполняющий роль музейного комплекса, в котором периодически проводят богослужения.
Собор был построен в 1475 году, и это делает его самой старинной постройкой в пределах столицы, которая сохранилась в первозданном виде. Стоит отметить, что до 1917 года Успенский собор был ключевым кафедральным храмом Российской Православной Церкви.
Благовещенский собор: венец работы псковских мастеров
Данное религиозное сооружение за всю свою историю перенесло немало бед и потрясений. Несколько пожаров, разрушения в результате войн и набегов. Тем не менее, храм выстоял и продолжает радовать глаз москвичей и посетителей Белокаменной.
Благовещенский собор был построен в 1484 году псковскими архитекторами. Стоит отметить, что храм действует до сих, и в нем регулярно проводят богослужения. В непосредственной близости от него находятся ключевые достопримечательности Москвы, минигостиница, торговые объекты и памятки истории.
Архангельский Собор: один из красивейших храмов Москвы
Архангельский собор находится на Соборной площади и признается одним из наиболее интересных религиозных сооружений Москвы. Он был построен в 1505 году и практически сразу же стал центром православной веры древней России.
В настоящее время большую часть времени храм закрыт, или же представлен как музейная композиция. Тем не менее, в великие церковные праздники здесь проходят службы, посетить которые могут все желающие.
Колокольня Ивана Великого: кусочек итальянской культуры в сердце Москвы
Данное религиозное сооружения является одним из наиболее интересных в составе Московского Кремля. Дело в том, что при постройке колокольни в 1505 году за основу были приняты стиль и архитектура итальянских соборов.
Объект визуально состоит их двух ярусов. На нижнем расположена действующая церковь, в которой проводятся службы. А вот на верхнем уровне расположена колокольня, звон которой заставляет окружающих погрузится в атмосферу тишины и умиротворения.
Церковь Ризоположения: самый загадочный объект Кремля
Свое название данный объект получил от византийского праздника, когда туда привезли Ризу Богоматери. Построили храм в 1484 году, и с того момента церковь окружена массой слухов, легенд и домыслов.
За всю свою историю церковь не была разрушена, а проводимые здесь молитвенные обряды заставляли наступление на Москву остановится. По легенде, заслышав о богослужениях, которые тут проводятся, кочевники разворачивались и уходили.
Верхоспасский собор: домовая церковь русских царей
Верхоспасский собор по праву считается одним из ключевых объектов Кремля, который привлекает к себе внимание необычной планировкой и архитектурными ухищрениями. Собор имеет несколько небольших куполов, каждый из которых украшен позолоченными крестами.
На данный момент посетить данный объект может любой желающий, он открыт в качестве музейного комплекса. А вот богослужения тут не совершаются совсем. Собор по сути состоит из нескольких церквей, каждая из которых была построена представителями российской власти. Именно поэтому его и называют домовой церковью российской царской семьи.
Источник: https://happy-galla.ru/kuda-poyti/sobori-moskovskogo-kremlya
Образ спасения: какие тайны откроет реставрация Успенского собора
Символ российской государственности Успенский собор не находится в аварийном состоянии, но нуждается в чистке фресок, устранении протечек и смене инженерных коммуникаций. Об этом «Известиям» заявила гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Главным событием второго этапа реставрации (его промежуточные результаты были обнародованы 5 февраля) она считает обнаруженные уникальные росписи, относящиеся к древнейшему периоду создания собора. Все работы должны быть завершены в 2023 году.
Совместно с экспертами «Известия» выяснили, какие трудности и открытия еще ожидают реставраторов.
Живопись за иконостасом
Сейчас проходит второй этап реставрации: реставрация живописи в северной части основного пространства. А полный масштаб реставрации — от фундамента до куполов.
— Планы по работам на подвальную часть уже завершены. Мы посмотрели, что там с фундаментом, потому что подвальная часть всегда нуждается в его укреплении, — рассказала Елена Гагарина. — Смотрели, что происходит с чугунными плитами. Они так положены, что там нет никакого скрепляющего вещества. Обычно весной они поднимаются из-за того, что основание собора становится очень влажным — пол меняет свою конфигурацию
Что касается обнаруженных фресок, то они, по словам Елены Гагариной, скорее всего, принадлежат мастерам круга Дионисия и никогда не подвергались реставрации. Роспись XV–XVI веков была обнаружена при демонтаже иконостаса в северо-восточном столпе. Закрыта она была еще в XIX веке.
— Мы могли только предполагать, что там есть живопись, потому что никогда не убирали эти иконы, — поделилась с «Известиями» главный художник-реставратор Анна Валуева. — Сейчас они демонтированы, и мы обнаружили, что живопись за иконами для ее возраста в прекрасном состоянии.
Теперь главная задача — максимально бережно восстановить фрески. Поэтому используются материалы, приближенные к авторским. Если употребляется штукатурка, то это казеиново-известковый раствор. Тонировки делаются не тяжелыми красками, а акварелью, которую можно в любой момент удалить. Самое главное, что ничего не дорисовывается.
— Раньше было принято дорисовать, подкрасить, «причесать». Но сейчас мы хотим видеть древность в ее исконном виде, — пояснила Анна Валуева. — Наша задача — научить публику принимать объекты истории в той сохранности, в которой они есть, тем более что в Москве не осталось памятников XV века, и Успенский собор — уникальное строение.
Сохранность живописи внутри здания обеспечивает необходимый микроклимат. Поддержание его — дело непростое. Хранитель Успенского собора Алексей Барков считает главной проблемой конденсат под кровлей. Всё началось, когда Александр II разрешил отапливать соборы.
Николай I, обладавший более суровым характером, наложил в свое время резолюцию: «Оставить навсегда холодными», но сын к нему не прислушался. Момент, когда соборы стали теплыми, породил все трудности, с которыми реставраторы борются по сей день.
Крыши не были утеплены, начались протечки.
— В этот раз мы открыли наконец тайну, почему скапливается конденсат, — рассказал Алексей Барков «Известиям». — Убрали промежуточную кровлю, которая была сделана в 1970-е годы во время реставрации к Олимпиаде, и заменяем характер утепления сводов.
Камень в порошок
Еще одна проблема, которую надо решать, — залитая вокруг собора в 1970-е годы бетонная подушка. Через бетон не проходит влага — ни та, которая в земле, ни та, что сверху. А кремлевские соборы — белокаменные. Камень же, как губка.
Если внизу есть вода, ей надо выходить, но бетон этого сделать не дает. Вода всасывается и через стены собора вытекает наружу. В бетоне много солей, главных врагов белого камня.
Камень это впитывает, а когда соль испаряется на поверхности, просто превращается в порошок.
Алексей Барков отметил, что в стране, по сути, только одна квалифицированная бригада реставраторов-монументалистов, причем сформировалась она еще в советское время.
— Это самая ответственная, академическая и профессиональная бригада, работающая с научным подходом к делу, — уверен хранитель. — Условно говоря, можно просто прийти и помыть всё швабрами, как это происходило в те периоды, когда реставрации как науки еще не было. Как соборы готовили, например, к коронации? Пригоняли мастеров, и они щетками с пивом и квасом драили стены.
За последние 100 лет, считает Алексей Барков, сформировался грамотный подход, основанный на том, чтобы не навредить, законсервировать то, что есть, сделать вмешательство минимальным. В идеале, конечно, надо было бы закрыть собор. Тогда всё можно было бы сделать быстрее. Но практически это невозможно. Успенский собор — место притяжения туристов и паломников: здесь продолжаются богослужения.
Кроме того, чтобы отреставрировать историческое здание, надо его сначала изучить. Парадокс — но знаменитый собор еще никогда не становился объектом комплексного исследования. Сейчас Музеи Московского Кремля готовят шеститомную историю монументальных росписей Успенского собора. Что же касается архитектурных и инженерных особенностей строения, то они еще ждут своего часа.
Справка «Известий»
Успенский собор был возведен в 1479 году итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по указу великого князя Ивана III.
На протяжении нескольких столетий он был государственным и религиозным центром России: здесь венчали на царство и короновали, возводили в сан митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.
В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви. После 1917 года Успенский собор превращен в музей. С 1990-го там возобновились богослужения. Последние комплексные реставрационные работы в соборе проводились в 1974–1976 годах.
Источник: https://iz.ru/972638/marina-ivanova-zoia-igumnova-natalia-vasileva/obraz-spaseniia-kakie-tainy-otkroet-restavratciia-uspenskogo-sobora
Успенский собор Московского Кремля
«Как един камень» — так издавна характеризовали в летописях Успенский собор Московского кремля, на данный момент — старейшее здание российской столицы.
Начав свою историю в 1326 году, храм пережил множество пожаров, разграбление войсками Наполеона, обстрел артиллерией красногвардейцев и даже землетрясение, но все-таки сумел выстоять в буре исторических событий.
А монолитная архитектура храма авторства итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти обрела символическое значение, превратившись в метафору стойкости русского народа и православной веры.
Помимо многих почитаемых икон в Успенском соборе хранятся такие реликвии, как, например, Гвоздь Господень и посох святителя Петра — митрополита Киевского и всея Руси, ставшего инициатором строительства собора. Однако и человеку, далекому от религии, будет крайне интересно посетить этот храм.
Расположенный на Соборной площади, в самом сердце Московского Кремля, Успенский собор также прочно вошел в историю страны. С 1498 года в нем начали проводить коронации.
В 1613 году здесь был венчан на царство Михаил — первый правитель из рода Романовых, а в 1896 году корону получил последний российский император Николай II. Кроме того более 3 веков собор являлся местом упокоения глав Русской церкви.
Не теряя культового значения, Успенский собор представляет собой красноречивый памятник тому, как тесно всегда стояли друг к другу светская и религиозная власть на Руси.
История создания Успенского собора Московского Кремля
Годом создания Успенского собора Московского Кремля считается 1472-й, когда состоялась торжественная церемония по поводу закладки и начала строительства храма в том виде, в котором его можно видеть и сейчас. Но церковь на его месте стояла и прежде, и подлинная история собора на самом деле длиннее почти на полтора века.
Первая закладка храма состоялась в 1326 году. Русь, раздробленная на княжества, находилась тогда под властью Орды. В Москве правил Иван Калита, который, опираясь на поддержку ордынских ханов, победил в противостоянии с Тверью, а затем присоединил к своему княжеству ряд земель, выкупив их у золотоордынцев. Самым же успешным шагом на пути возвышения Москвы стало налаживание отношений с официальной религиозной властью, и какое!
Митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся, как и его предшественники, во Владимире, в 1322 году переехал в Москву, сделав ее официальной резиденцией глав Русской церкви, а 4 года спустя инициировал строительство первого Успенского собора. Таким образом создание этого храма изначально стало политическим шагом, усилившим независимость Москвы и упрочившим положение княжества.
Первое здание сложили из грубо обтесанного белого камня, было оно одноглавым и имело всего три апсиды. Позднее его несколько расширили за счет пределов. Главной святыней была византийская икона «Богоматери Одигитрия, с праздниками на полях». Собор простоял полтора века, но был сильно поврежден во время пожара 1470 года.
К этому времени Русь уже была освобождена от татаро-монгольского ига, глава церкви именовался митрополитом Московским, а не Киевским, а сама Москва активно претендовала на центр государства, вокруг которого могли объединиться раздробленные земли. В связи с этим Успенский собор решили не восстанавливать, а капитально перестроить, сделав более грандиозным.
Проект второго Успенского собора, который осуществлялся под руководством бояр Ховриных, просуществовал несколько лет. Впрочем, и он вошел в историю, поскольку внутри огромной стройплощадки в 1472 году построили деревянную церковь, в которой венчались Иван III, позднее прославившийся как правитель, положивший конец раздробленности, и Софья Палеолог. Два года спустя почти законченный храм разрушило землетрясение.
Стало очевидно, что новый собор должен иметь не только впечатляющий архитектурный облик, но и крепкую конструкцию. Это и объяснило выбор исполнителя.
К тому времени Аристотель Фьораванти, 60-летний уроженец Болоньи, успел стяжать в Италии славу не только первоклассного архитектора, но и отличного инженера. Приступив в 1474 году к работе над Успенским собором, он сразу внедрил ряд новшеств.
Во-первых, белокаменная кладка сочеталась с кирпичной, хотя внешне отличия не было; во-вторых, стены укрепили сваями из железа.
Годы создания Успенского собора в том виде, в каком он сохранился до наших дней: 1472 — 1479 годы. Кто построил: итальянский архитектор и инженер Аристотель Фьораванти.
Обновленный Успенский собор освятили в 1479 году, парой лет позже иконописей и мастер фресок Дионисий вместе с учениками расписал его стены, а в 1498 году состоялась первая коронация — Иван III передал атрибуты венчания на царство внуку Дмитрию. В 1547 году здесь был коронован Иван IV.
При Грозном рядом с южными вратами собора появилось «Царское место» — роскошный резной шатер высотой 6,5 метра, в котором отдельно от других прихожан участвовал в церковных службах глава государства. Также именуется «Мономаховым троном» из-за барельефа, размещенного на основании и изображающего сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских».
В XVII веке наступила эпоха царствования Романовых. Первый ее представитель — избранный Земским сбором 1913 года царь Михаил Федорович — получил в подарок от правителя Персии Аббаса I драгоценную реликвию — фрагмент ризы Господней. Также при первых Романовых обновляется само здание: проводится капитальный ремонт после пожаров, своды укрепляются армированием.
В середине XVII века заново расписываются стены храма — за 10 месяцев художники создают около 250 сюжетных композиций, рисуя больше 2 тысяч фигур! Все они формируют основной иконостас: 69 икон помещаются в 5 рядов, и общая высота композиции достигает 16 метров.
Следующий, XVIII век в истории Успенского собора отмечен большим пожаром 1737 года, уничтожившим, по свидетельствам современников, четверть Москвы. Восстановлением Успенского собора, как и других храмов Кремля и окрестностей, включая Собор Василия Блаженного, руководил архитектор Иван Мичурин. Из-за масштабов ущерба до восстановления росписи внутри Успенского собора дошли только 30 лет спустя.
К рубежу столетий иконостасы южной и северной стен пополнились иконами из Оружейной палаты. Для них были изготовлены оклады из золота и серебра. Однако прихожане и священнослужители любовались ими недолго: в 1812 году занявшие Москвы солдаты Наполеона переплавили украшения в тонны слитков драгметаллов, а заодно при отступлении вынесли все возможные ценности, включая фрагмент Господнего хитона.
В 1813 году Успенский собор освятили заново, и последующее столетие выдалось для него на редкость мирным. В 1896 году перед коронацией Николая II провели большой ремонт, в ходе которого вскрыли роспись XVI века. В 1910-х годах было решено полностью освободить древние шедевры. Реставраторы обновили изображения, добавив недостающие фрагменты, позолотив фоны и укрепив краску олифой. Благодаря этим работам росписи можно видеть и сегодня.
Последняя служба в Успенском соборе состоялась в апреле 1918 года, но восстановление фресок удалось продолжить, в том числе — после Великой Отечественной войны. С 1955 года церковь функционировала как музей. В этом статусе Успенский собор пребывает и сегодня, являясь частью музея-заповедника «Московский Кремль». Но с благословения патриарха здесь иногда проводятся богослужения.
Иконы
Главный иконостас расположен напротив западных ворот. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Структурирован в 5 рядов.
Верхний, праотеческий ряд включает не только изображение праотцов в полный рост со свитками, но и икону святой Троицы. Пророческий уровень составляют 17 образов. Праздничный ряд заполнен иконами на сюжеты основных событий Нового завета.
Деисусный ряд включает образы апостолов, икону с молитвой святых на Страшном Суде, икону «Спас Вседержитель». В нижнем ряду — «Спас Златая риза» и «Спас Ярое око».
У южной стены располагаются наиболее древние иконы, в том числе «Митрополит Петр с житием». Считается, что она написана последователем Андрея Рублева Дионисием. Иконостас у северной стены содержит иконы авторства служителей Соловецкого монастыря. Их привезли в 1923 году. Наиболее известны образы «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких».
Расписание богослужений
Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых церковных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Попасть на службу можно только с пригласительным билетом. Дополнительные вопросы можно уточнить на сайте Московского патриархата.
Фрески
Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.
Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».
Архитектура
Облик Успенского собора удивляет отличием от традиционной для русских и византийских церквей крестово-купольной модели. В привычном варианте можно было бы наблюдать сочетание различных по объему частей здания. Фасад же Успенского собора состоит из одинаковых по ширине и высоте прясел, завершающихся дугами закомар, что рождает ощущение монолитности.
На уровне окон нижнего яруса расположен «пояс» здания — архитектурно-колончатый фриз. В отличие от других церквей, он не столь объемен и выразителен и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.
В композиции присутствует асимметрия, которую легко увидеть, если взглянуть на храм со стороны южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота смещены в направлении востока. При этом расположенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и прикрыты пилонами. Все вместе усиливает впечатление массивности, основательности, слитности.
Как добраться
Чтобы посетить Успенский собор Московского кремля, нужно приобрести билет в кассе музея-заповедника (находится в Александровском саду) либо через Интернет — на официальном сайте музейного комплекса. Доступны билеты как для самостоятельного посещения, так и в составе экскурсии.
Добраться до Кремля можно на метро. Ближе всего расположен восточный вестибюль станции «Александровский сад» (голубая ветка). Попасть на нее можно, если приехать на станции «Библиотека им. Ленина» (красная), «Боровицкая» (серая), «Арбатская» (синяя).
Лучше уже под землей, следуя по указателям на той станции, куда вы прибыли, пройти к нужному вестибюлю «Александровского сада». Также поблизости находятся станции «Площадь Революции» (синяя ветка), «Театральная» (зеленая), «Охотный ряд» (красная).
Ближайшая автобусная остановка — «Метро «Библиотека имени Ленина». До нее следуют автобусы № 144, м1, м2, м3, м6, м27, н2 (ночной), н11 (ночной).
Также можно воспользоваться такси. В Москве работают Gett, Uber, «Яндекс. Такси», «Максим». Вызвать авто по нужному адресу можно через мобильное приложение выбранной компании-перевозчика.
Панорама Успенского собора Московского Кремля:
об Успенском соборе в Москве:
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11831
Храм Василия Блаженного: визитной карточке России 450
Артем Кречетников Би-би-си, Москва
Image caption В честь юбилея глобальный поисковик Google на день сменил логотип
12 июля исполнилось 450 лет самому знаменитому архитектурному памятнику России — храму Василия Блаженного.
Несколько лет назад реставраторы обнаружили на стене под главным шатром собора, на почти пятидесятиметровой высоте, надпись, в которой строители указали точную дату завершения работ, соответствующую, по современному летоисчислению, 12 июля 1561 года.
Причудливое и красочное сооружение на южной оконечности Красной площади, около Спасских ворот Кремля, над Васильевским спуском к Москве-реке, известно всему миру. Даже в большей степени, чем Кремль, он является символом Москвы и России — как Эйфелева башня для Парижа и Биг Бен для Лондона.
Храмы на Руси строили по византийскому канону. Собор Василия Блаженного впервые воплотил национальные традиции деревянного зодчества с изобилием башенок, крылечек и переходов. В той же манере выполнены Храм Спаса на Крови, построенный в Петербурге на месте убийства Александра II и известный московский «новодел» 1990-х годов – Измайловский кремль.
Критики стиля «а-ля рюсс» находят, что собору Василия Блаженного недостает строгости и изящества форм, обвиняют его в «варварской пышности», называют «китчем XVI века» и «тортом с фигурками».
Немецкий путешественник 1840-х годов Блазиус писал: «Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это: колоссальное растение, группа крутых скал, или здание?».
Другие — и таких большинство — считают храм «русским чудом». Очевидно, разделяет это мнение и ЮНЕСКО, включившее его в список памятников Всемирного культурного наследия.
Безвестный гений
Кремль и кремлевские соборы построили в конце XV-го, начале XVI века итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти и Алоизий Новый. Собор Василия Блаженного примечателен еще и тем, что был творением национального гения.
В Европе к тому времени давно восторжествовали идеи Возрождения с его культом человека и, особенно, творческой личности. Леонардо, Рафаэль и Микеланджело были знамениты при жизни, и прекрасно знали себе цену.
Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческоеНиколай Гоголь
В России славили в веках, в основном, правителей и полководцев, а зодчим и иконописцам полагалось оставаться безвестными. Считалось, что их рукой водит Всевышний, и собственную персону выпячивать негоже. Пожалуй, единственным исключением из этого правила стал Андрей Рублев.
По последним данным, собор Василия Блаженного построил псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, но стопроцентной уверенности в этом нет. Часть историков полагает, что речь идет о двух разных людях — Барме и Постнике.
Широко известное предание, будто Иван Грозный по окончании работ приказал ослепить мастеров, чтобы, как говорилось в написанной в 1938 году и вошедшей в школьные хрестоматии поэме Дмитрия Кедрина, «в земле его церковь стояла одна такова», документальных подтверждений не имеет.
Если архитектором действительно являлся Постник Яковлев, то он не мог быть ослеплен, поскольку через несколько лет участвовал в перестройке Казанского кремля.
«Поставь на место!»
Как заявил накануне юбилея замминистра культуры России Андрей Бусыгин, «большое чудо, что собор, который является святыней и символом России, уцелел».
Правообладатель иллюстрации AP Image caption Самый узнаваемый символ России
В 1812 году Наполеон, оставляя Москву, приказал взорвать кремлевские башни и храм Василия Блаженного, но указание осталось невыполненным по причине спешки и экономии пороха.
В начале 1930-х годов московский партийный босс Лазарь Каганович, известный уничтожением Храма Христа Спасителя, собирался взорвать и храм Василия Блаженного — чтобы не мешал проходу военных парадов и демонстраций.
Аналогичная судьба постигла находящуюся на противоположном конце Красной площади часовню Иверской Божьей матери, ныне восстановленную.
Существует легенда, будто Каганович принес Сталину макет Красной площади со съемным храмом Василия Блаженного и убрал его, чтобы показать, как здорово будет выглядеть центр Москвы после задуманной им реконструкции, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место!».
Дореволюционный настоятель храма, известный правый монархист протоиерей Иоанн Восторгов, был в 1919 году расстрелян ЧК, но службы в соборе продолжались еще 10 лет.
В 1937 году, когда наметился поворот от коммунистического интернационализма к государственничеству, была проведена масштабная наружная реставрация храма.
Четыре имени
Вообще-то, знаменитый собор называется Храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Именовался он также Троицким и Иерусалимским.
Собор Василия Блаженного — неофициальное название по имени похороненного в нем знаменитого московского юродивого Василия Блаженного.
Василий родился на паперти, был учеником сапожника, а позже стал ходить нагим на торжище, согласно преданию, творил чудеса, не боялся говорить правду в глаза самому Ивану Грозному, и был канонизирован православной церковью в 1588 году.
«В советское время все остальные названия не упоминались. Блаженный, юродивый — почти человек из народа, почти пролетарий, и это было приемлемо для советской власти», — говорит старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Рогозина.
В честь взятия казани
Собор был построен по обету Ивана Грозного после победы над Казанским ханством в 1552 году. Работа началась через четыре года и длилась пять лет.
По некоторым данным, раньше на этом месте стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы. Там же проходил ров, окружавший Кремль и засыпанный в XIX веке.
Храм изначально не был рассчитан на многочисленную паству и никогда не являлся главным кафедральным собором Москвы. Эту роль выполняли сначала Успенский собор Кремля, затем Храм Христа Спасителя.
На одно основание зодчие поставили девять церквей, соединенных сводами и галереями. Центральная была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Исламские мотивы?
Сейчас собор имеет 10 куполов – девять над церквями и еще один над колокольней. Раньше их было 25, но часть убрали в ходе реконструкции в царствование Екатерины II.
Считается, что композиция, где главной церкви подчинены малые, соответствовала идеям Ивана Грозного о сильной власти.
Известно, что Наполеон, впервые увидев собор Василия Блаженного, назвал его «мечетью».
Некоторые историки полагают, что основой архитектурного замысла послужила казанская мечеть Кул-Шариф. После взятия города Иван Грозный приказал ее разрушить, а золоченые «луковицы» вывезти в Москву.
Восемь глав московского храма якобы повторяют конфигурацию минаретов Кул-Шарифа, а самый высокий, девятый, как символ победы господствует над ними.
Совместное пользование
До революции собор реставрировался трижды: в 1737, 1784-1786 и 1900-1912 годах.
Правообладатель иллюстрации AP Image caption Патриарх Кирилл отслужил в храме литургию
С 1929 года храм был закрыт, и осмотреть его можно было только снаружи.
С 1991 года он находится в совместном пользовании Государственного Исторического музея и Русской православной церкви.
К настоящему времени завершена реставрация интерьеров четырех из девяти церквей. Сейчас специалисты занимаются восстановлением фресок XVI века в Южной галерее храма.
Ежедневно собор посещают в среднем две тысячи туристов. В дни престольных праздников (Покрова Богородицы и Василия Блаженного) проходят службы, а у раки святого каждое воскресенье читается акафист.
«Соседство с Мавзолеем и могилой Сталина практически не ощущается, — говорит настоятель храма игумен Всеволод (Варющенко). — Только в конце мая пионеры бьют в барабаны, у них проходит торжественная линейка. Ленина, конечно, с Красной площади надо бы убрать, но людей дразнить не хочется, некоторым он еще дорог. Со временем это само отомрет».
Утром 12 июля патриарх Кирилл отслужил в соборе Божественную литургию. Вечером на колокольне состоится выступление звонарей Московского Кремля.
Праздничные мероприятия продлятся до 14 октября, храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/07/110712_moscow_cathedral_jubilee
Храмы в кремле восстановят
Дата крупного юбилея – 800-летия основания Нижнего Новгорода – становится поводом для реализации социально значимых культурных проектов.
11 января в архиерейской резиденции в Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода состоялся круглый стол, на котором обсуждалась возможность восстановления на территории Нижегородского кремля храмов, уничтоженных после революции 1917 года.
Эта инициатива Нижегородской епархии была поддержана архитекторами и общественными деятелями и рассмотрена на градостроительном совете региона 19 января.
Свято место пусто не бывает
До революции на территории Нижегородского кремля находились шесть церквей, до наших дней сохранился только Михаило-Архангельский собор.
До 1917 года главной святыней кремля был Спасо-Преображенский кафедральный собор, где покоились останки Кузьмы Минина и хранились хоругви и знамёна Нижегородского ополчения 1612 года. Собор – почти ровесник Нижнего Новгорода: он был освящён в 1227 году в честь Преображения Господня.
Церковь во имя Успения Божией Матери, которую называли военным собором, была построена в 1827 году в честь победы русского оружия в войне 1812 года и выполняла функции гарнизонного храма.
Домовая Никольская церковь с двумя колокольнями была пристроена в 1885 году к середине восточного фасада Манежа, в котором в 1901–1904 годах по инициативе писателя Максима Горького устраивались знаменитые благотворительные новогодние ёлки для «самых обездоленных» детей.
Единоверческая церковь в честь преподобного Симеона Столпника была частью мужского Симеоновского монастыря, упоминавшегося в Сотной грамоте 1621–1622 годов. Свято-Духовская церковь в 1845 году была устроена в Губернаторском доме в одном из залов третьего этажа, до этого стояла отдельно в саду дома. Так вот, пять этих духовных центров с огромной историей были с лёгкой руки снесены либо переоборудованы в 1928–1929 годах.
Единоверческая церковь в честь преподобного Симеона Столпника в кремле. Фото 1880-х годов
Директор ООО «Региональный инженерный центр» Юрий Коваль (город Владимир) подготовил и представил на круглом столе и на градостроительном совете предпроектные решения по четырём сооружениям (кроме Свято-Духовской церкви). Следующим шагом в случае их одобрения станет создание самих проектов – эта работа долгая и очень трудоёмкая.
Стоит вопрос о местах воссоздания и установки двух храмов. Дело в том, что Спасо-Преображенский кафедральный собор восстановить на прежней площадке не представляется возможным: там сейчас расположен Дом Советов (администрация Нижнего Новгорода), являющийся памятником архитектуры федерального значения.
На месте Успенского собора построено здание правительства Нижегородской области.
При этом колокольня Спасо-Преображенского собора в виде восьмигранного столпа с восьмигранной шатровой крышей, которая находилась к западу от собора, церковь в честь преподобного Симеона Столпника на правой стороне Ивановского съезда, домовая церковь в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца в Манеже могут быть воссозданы на тех же самых местах.
Кремль «обезглавлен»
Генеральный директор фонда «Нижегородский кремль» Сергей Малиновский называет наш кремль «обезглавленным». «Когда был уничтожен кафедральный собор в 1929 году, кремль и город потеряли градостроительную и духовную доминанту», – говорит он.
По словам Сергея Малиновского, в кремле может быть установлен храм-памятник, храм-звонница, новый, высокий и компактный, который «как свеча горел бы над городом на самом высоком месте и был обращён к памяти основания Нижнего Новгорода и подвигу ополчения».
Предпроектные решения ООО «РИЦ»
– Если мы говорим о восстановлении, то архитектуру надо соблюдать, если мы сохраняем память места, то допустимо осмысление истории нашим поколением. Если ситуация сложилась таким образом, что мы не можем воссоздать храм в точности и на том же месте, почему мы не можем восстановить память о нём? Почему не можем с высоты своего времени обратиться к этой тематике? – рассуждает Сергей Малиновский.
Главный архитектор научно-исследовательского предприятия «Этнос» Ирина Агафонова считает, что, несмотря на невозможность восстановления кафедрального Спасо-Преображенского собора на прежнем месте, варианты для установки его и соборной звонницы в кремле есть.
– Однако звонницу нужно устанавливать не на прежнем месте, – подчёркивает она. – Дом Советов является памятником архитектуры федерального значения. Ставить новое сооружение на главной видовой точке недопустимо, однако со сдвижкой – вполне возможно.
Не следует забывать о необходимости археологических раскопок именно в этой части кремля.
Результаты раскопок могут дать новые решения, где главной темой станет музеефикация сохранившихся архитектурно-археологических фрагментов стоявших здесь культовых сооружений.
Анастасия ЖУКОВА
Источник: http://nn-patriot.ru/?id=15655
Достопримечательности Московского Кремля
2. Соборная площадь: соборы Московского Кремля 3. Большой Кремлевский дворец 4. Башни и стены Московского Кремля 5. Колокольня Ивана Великого
Московский Кремль – это известный объект, привлекающий тех, кто приезжает в столицу Российской Федерации. На его территории есть башни, соборы и площади, каждая из которых имеет особое значение в истории достопримечательности.
Сегодня здесь можно встретить туристов из европейских и азиатских стран. Они приезжают посмотреть на:
- дворцы;
- скверы;
- пушки;
- колокола;
- музеи.
Эта достопримечательность позволяет прикоснуться к истории российского государства и за один день узнать максимум полезной и достоверной информации. В кассе можно не только приобрести входные билеты, но и взять в аренду аудиогид на одном из доступных языков.
Мавзолей В.И. Ленина
Посещение Московского Кремля у многих ассоциируется именно с Мавзолеем Ленина. Могила известного правителя находится на Красной площади, мавзолей много раз реконструировался. Сегодня он изготовлен из камня, однако до этого много лет использовалось дерево.
Собираясь посетить Мавзолей Ленина, рекомендуется приходить рано утром. Он работает с 10 утра до 13 часов дня, но очередь начинает собираться намного раньше.
Важно: в мавзолей не пускают с видеокамерами, телефонами и большими рюкзаками. Все это нужно сдать в камеру хранения.
Соборная площадь: соборы Московского Кремля
В этот исторический объект необходимо попасть хотя бы ради Соборной площади. Соборы оформлены золотыми куполами, поэтому они смотрятся очень ярко и помпезно. Эти достопримечательности Московского Кремля связаны не только с религией, но и с историей России.
Здесь есть:
- Успенский собор. В эту церковь можно попасть, поднявшись по широкой лестнице. В соборе есть фрески с фигурами святых, арки и мозаики. Знакомство с площадью многие начинают именно с этого храма.
- Собор Василия Блаженного. Этот храм также носит название Покровского собора. Эта достопримечательность Московского Кремля и Красной площади и выделяется своими разноцветными куполами.
- Благовещенский собор. Девятиглавый собор с золотыми куполами известен не только в России, но и во всей Европе. В храме хранится крест царя Константина, который является одной из главных реликвий православия.
- Архангельский собор. Над созданием этого произведения искусства трудился венецианский архитектор, А.Новый. Ему удалось воссоздать ренессансный декор и умело использовать красные кирпичные стены. Сегодня здесь хранятся мощи Димитрия Донского.
Большой Кремлевский дворец
Этот памятник воинской славы представляет собой дворцовый комплекс. Его площадь – 25 тысяч м2. Сотни красивых комнат с уникальным убранством отличаются друг от друга по стилю и площади. Здесь есть известные палаты:
- Золотая;
- Грановитая;
- Царицына.
В оформлении помещений дворца использовались элементы ренессанса.
Башни и стены Московского Кремля
Красный цвет, который применяется для оформления башен и стен, стал символом этого места. Он олицетворяет памятные события в истории становления России. На сегодняшний день существует 20 башен, которые строились еще во второй половине 15 века. В то время и в следующие столетия после постройки они использовались как защитные сооружения.
Сегодня башни выполняют эстетическую функцию. Их архитектурные формы смотрятся очень гармонично со стенами, находящимися вокруг.
Колокольня Ивана Великого
Колокольня представляет собой многоярусную постройку, состоящую из восьмигранников. В ярусных галереях находятся колокола, дополненные различными надписями, картинками, орнаментами и узорами.
Колокольня «Ивана Великово» привлекает своей смотровой площадкой. Если на нее подняться, то можно увидеть Москву с высоты. Вид будет один из самых лучших. Здесь можно сделать красивые фотоснимки, а после отпуска – распечатать их и добавить в альбом путешествий.
Алмазный фонд: известная достопримечательность Московского Кремля
На территории Московского кремля хранятся многочисленные сокровища. Большинство из них собраны имено в Алмазном фонде. Коллекция музея начала формироваться еще во времена Петра Великого, с тех пор количество экспонатов увеличилось в разы. Здесь можно своими глазами увидеть редкие и очень ценные произведения искусства. Экскурсия по Алмазному фонду позволит узнать все про истории и легенды, связанные с ними.
Царь-Пушка
Артиллерийское орудие находится на одной из площадей Московского Кремля, возле храма 12 Апостолов. Оружие «Царь-Пушка» было изготовлено в конце 18 века. Оно занесено в книгу рекордов Гиннеса и является крупнокалиберным огнестрельным оружием. Весит Царь-Пушка 40 тонн. Известная достопримечательность декорирована:
- узорами;
- фигурными фризами;
- текстами с историческим содержанием;
- фигуркой в форме коня.
Оружие, занесенное в книгу рекордов Гиннеса, отличается своим внешним видом и большими размерами. И хотя Царь-Пушка – это орудие, которое не участвовало в боевых сражениях, оно заслуживает внимания туристов.
Оружейная палата
Коллекция известного музея состоит из золотых и серебряных предметов, царской одежды и элементов вооружения, которое использовалось несколько веков назад. Название музея связано с тем, что в этом здании раньше изготавливалось оружие, которое отлично подходило как для тренировок, так и для боевых сражений.
Создатели музея продолжают расширять его коллекцию ценными экспонатами. В залах Оружейной палаты можно увидеть:
- одежду царей;
- изделия из драгоценных металлов;
- шапку Мономаха;
- двойной трон с дверцей и комнаткой;
- макет рыцаря на лошади;
- экспонаты декоративно-прикладного искусства.
В Оружейной палате хранятся не просто памятные предметы, здесь хранятся частички истории России.
Царь-колокол
Эта достопримечательность находится на Ивановской площади. Над его созданием работали известные мастера литейного искусства – Моторины. И хотя он никогда не звонил, это не мешает быть ему самым большим колоколом из металла в мире. Отлит колокол был еще в 1735 году, с тех пор прошло уже почти 300 лет, а он все еще остается объектом внимания на территории Московского Кремля. Царь-колокол весит почти 200 тонн.
Интересные достопримечательности Московского Кремля позволят ознакомиться с историей становления российского государства. Здесь можно узнать многое как про правителей Великой Империи, так и про культурные традиции российского народа.
Источник: https://tur-region.ru/dostoprimechatelnosti-moskovskogo-kremlya
Комплекс Благовещенского собора расположен в северо-восточной части Кремля, постепенно складывался с XVI в. как центр православного управления краем. В комплекс входят Благовещенский собор, Архиерейский дом, Консистория, а также археологические фрагменты каменных сооружений разных периодов.
Благовещенский собор
Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.
Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы.
Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.
В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.
В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.
Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части.
Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой.
Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка.
В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.
В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в.
Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами.
Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами.
Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная.
Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)
В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.
В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.
Архиерейский дом
Архиерейский дом расположен с юго-восточной стороны Благовещенского собора, построен в 1829 г. взамен разобранного дворца казанских архиереев XVII в. Архиерейский дом служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.
Здание трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с вальмовой кровлей. К прямоугольному в плане главному объему с восточной стороны примыкают три развитых ризалита. Вся композиция подчинена строгой симметрии относительно оси центрального ризалита, в котором располагалась домовая церковь. Фасады решены в формах позднего классицизма.
Входной узел по оси главного фасада в XX в. оформлен полукруглым в плане навесом на двух колоннах. Во второй половине XX в. был надстроен третий этаж. Первый этаж рустованный, над окнами клиновидные перемычки с выступающим замковым камнем.
Окна второго этажа со скромным обрамлением окон профилированными наличниками с подоконными карнизами.
Предстоит реставрация с восстановлением аттика над центральной частью главного фасада и шатрового купола над центральным ризалитом с восточного фасада.
Консистория
Консистория замыкает комплекс Благовещенского собора с южной стороны, юго-восточным крылом примыкает к Консисторской башне. Здание перестроено в XVIII в. из существовавшего здесь с XVI в. Архиерейского конюшенного двора, фасады реконструированы в XIX в.
Здание двухэтажное, кирпичное, состоит из нескольких разновременных корпусов, образующих разомкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный корпус расположен вдоль главной улицы Кремля, в одну линию с корпусами Присутственных мест. Первый этаж в наиболее древней его части перекрыт сомкнутыми сводами и прорезан проездной аркой. Восточная стена дворового корпуса включила в себя остатки крепостной белокаменной стены XII—XVIII вв.
Фасады оштукатурены, декорированы оконными наличниками в стилизованных формах русской узорчатой архитектуры.
В 1998 г. проведена реставрация дворового литера.
Археологические фрагменты моста и каменной мостовой XII—XV вв
В раскопках 1977—1978 гг., заложенных в районе сквера у современного здания Министерства здравоохранения РТ, были исследованы древние укрепления города — остатки земляной насыпи вала и белокаменной стены, ров перед ними и следы дополнительных конструкций — предмостное сооружение и каменная мостовая.
Непосредственно у рва выявились остатки прямоугольной каменной выкладки длиной 400 и шириной 180 см. Кладка сохранилась в высоту на 4—рядов; она имела панцирный характер. Рядом обнаружены сгоревшие бревна и развалы камней. Это сооружение представляло собой остатки моста через ров, функционировавшего в XIII—XV вв. А каменная мостовая была выложена тогда (скорее всего, в XV—XVI вв.
), когда ров был уже полностью засыпан и потерял свое оборонительное значение.
Археологические фрагменты каменных зданий XV—XVI вв
Одно из довольно крупных зданий периода Казанского ханства было изучено на раскопе II в 1994—1997 гг. Оно сохранилось лишь на уровне фундамента и цокольной части. Кладка стены выполнена из хорошо обработанных каменных блоков, скрепленных между собой известковым раствором. Размеры постройки 16 х 14 м.
Вход располагался с восточной стороны, где была выявлена лестничная площадка. Следы строительного горизонта здания прослежены в завершении культурного слоя ханского времени.
Сверху здание перекрывалось более поздними каменными конструкциями русского времени, возможно относящимися к Архиерейскому дому XVI—XVIII вв.
Еще одно здание, синхронное предыдущему, сохранилось лишь в виде следов деревянных свай коротышей, вбитых под каменный фундамент этого сооружения. Здание имело в плане прямоугольную форму размерами около 12 х 8 м. Оно было полностью разобрано в XVII—XVIII вв.
в целях добычи строительного камня. Фундаменты здания также использовались в русский период в структуре зданий Архиерейского двора. Под северо-западным и северо-восточным углами его были обнаружены клады древнерусских монет в количестве более 2 тыс. штук.
Самая младшая монета из кладов относится ко времени до 1533 г.
В ходе исследований 1998—1999 гг. в раскопе XX у проезда Шейнкмана было выявлено третье здание. Оно было вскрыто размерами 15 х 5 м и имеет продолжение в под проезжую часть дороги. Весь комплекс этих зданий, выявленных с южной стороны Благовещенского собора, возможно, представляют собой остатки комплекса мечети Кул Шариф, находившейся у Тезицкого рва.
Археологические фрагменты каменных зданий XVII—XVIII вв
В раскопе III 1995 г. в сквере перед Благовещенским собором изучены остатки кирпичного здания, функционировавшего в XVII—XVIII вв. Фундамент покоится прямо на культурном слое, отложившемся в период ханства. Вход располагался с западной стороны, где сохранились остатки лестницы из крупных камней. По данным писцовых книг, на этом месте располагался ранний архиерейский дом с прилегающим хозяйственным двором.
Второе здание, относящееся к XVIII в., было построено на фундаменте вышеупомянутого каменного здания ханского времени. Стены и пол его сложены из крупномерных кирпичей, скрепленных известковым раствором.
В середине здания сохранились так называемые «ванны», углубленные от уровня пола примерно на 2 м. По мнению специалистов, в этих «ваннах» производилась отливка медных колоколов, что подтверждается находками медного шлака и кусочков руды.
Таким образом, здание, по всей вероятности, имело производственное назначение.
Фрагменты деревянной мостовой XIII—XVI вв
С восточной стороны Благовещенского собора были выявлены также остатки деревянного уличного мощения в виде остатков древесного тлена. Прослеживалось до 6—8 ярусов мостовой. Вдоль улицы фиксировались остатки углублений подпольных срубных сооружений.pyadomкак правильно наносить тональный крем на лицо
Источник: https://kazan-kremlin.ru/muzej-zapovednik/o-kremle/arhitektura/kompleks-blagoveshhenskogo-sobora/
Благовещенский собор Казанского Кремля | Публикации | Православное Закамье
Величественный Благовещенский собор, имевший своим явным прототипом Успенский собор Московского Кремля, поднялся в Казани очень быстро, и это подтверждало всю основательность намерений царя Иоанна IV относительно приобретенных на востоке земель. Россия обосновалась здесь всерьез и надолго.
Вид на Казанский Кремль |
ПСКОВСКАЯ РАБОТА
В феврале 1555 года, после завоевания Иваном VI Казани, на Соборе русских архипастырей митрополит Макарий поставил в архиепископы Казанские настоятеля Свято-Троицкого Селижаровского монастыря игумена Гурия.
Судя по всему, тут не обошлось без царского указания, хотя, согласно историческим свидетельствам, выбор производился по жребию из четырех кандидатов. В помощники святителю Гурию назначались архимандрит Герман и игумен Варсонофий, бывшие настоятели Старицкой и Пешношской обителей.
В конце мая нового архипастыря провожали в Москве царь, митрополит Макарий и все московское духовенство и боярство. В июле Гурий прибыл к месту своего служения.
Святитель Гурий Казанский |
Главной заботой святителя на первых порах было устроение достойного кафедрального собора. Царская помощь не заставила себя долго ждать — в декабре 1555 года последовал указ Иоанна IV направить в Казань двести мастеров, восемьдесят из них занялись соборным храмом. В 1556 году состоялась закладка собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Работы велись под руководством Постника Яковлева, который является одним из двух авторов собора Василия Блаженного в Москве. В качестве образца предлагалось равняться на Успенский собор Московского Кремля — тем самым определялось значение нового соборного храма для покоренных земель. Камень добывался на противоположном берегу Волги.
В 1562 году собор был готов, и 15 августа архиепископ Гурий освятил его.
Иван Ширяй и Посник Яковлев, строители Благовещенского собора |
Казанский Благовещенский собор повидал на своем веку многое — и пожары, и эпидемии, и военные действия. Он пережил многочисленные перестройки. В его стенах неизменно бывали все знаменитости, посещавшие Казань. Наконец, в прошлом веке храм оказался на краю гибели, но чудесным образом был спасен.
Успенский собор Московского Кремля |
Изначально Благовещенский собор представлял собой классический крестово-купольный храм с пятиглавием и двумя приделами. Видимо, вскоре после завершения строительства он обзавелся деревянной колокольней. Спустя несколько десятилетий на этом месте встала каменная пятиярусная колокольня, вызывавшая неизменное восхищение у тех, кто о ней писал. В нижнем ярусе ее находился самый большой колокол Казани — весом около 25 тонн.
В БОРЬБЕ С ОГНЕМ
Самым страшным бичом Благовещенского собора до середины XIX столетия были пожары, с удручающим постоянством вспыхивавшие в Казани.
Особенно большой ущерб нанесли храму пожары 1672, 1694, 1742, 1749 и 1815 годов. Падали колокола, выгорали стены, расписанные фресками, и иконостасы, повреждался даже чугунный пол. Был еще один — специфический — пожар 1774 года, когда Казань захватил Емельян Пугачев, но тогда огонь не добрался до кремля — как, впрочем, не смог его взять и «воскресший» «император Петр Федорович» со своими буйными сподвижниками, подвергнувший крепость лишь яростной бомбардировке.
Взятие Казани войсками Пугачева. Картина Ф. Моллера |
После пожара 1694 года была предпринята первая серьезная реконструкция храма: тогда растесали окна и на северной стороне возвели небольшую теплую церковь Рождества Христова, соединенную с собором переходом.
Следующая реконструкция относится к 1736 году. Главы, бывшие до того шлемовидными, заменили: боковые — на луковичные, а центральную — на грушевидную, в стилистике «украинского барокко». Тогда же, в 1736 году, собор расширили, пристроив к нему одноэтажную трапезную.
Вид Казанской крепости со стороны реки Казанки. 1834, гравюра В. Турина |
Наконец, последняя крупная перестройка была произведена в 1840-е годы. Надо сказать, что чуть раньше пошли разговоры о том, что Благовещенский собор ввиду своей малости не способен далее исполнять роль кафедрального храма; при этом высказывались различные идеи: вплоть до сноса старой церкви и строительства на этом месте нового собора.
Николай I, посетивший Казань в 1836 голу, со свойственной ему решительностью все эти толки прекратил, приказав увеличить площадь храма и сделать его теплым. Губернский архитектор Фома Петонди подготовил проект, который в 1841—1845 годах реализовали.
Теплую Христорождественскую церковь разобрали, прежние приделы включили в основной объем здания, а с юга и севера возвели две новые придельные церкви. Одновременно с запада к собору пристроили просторную двухсветную трапезную, существенно превосходившую размерами свою предшественницу.
Она заканчивалась открытым высоким крыльцом, позже превращенным в крытую паперть. В соборе устроили «классическое» печное отопление, замененное в начале XX века калориферным.
Наконец, в конце XIX столетия в Благовещенском соборе освятили еще один престол — во имя Всех Святых: в подвальном этаже, прямо под алтарем.
НА КРАЮ ГИБЕЛИ
В сентябре 1918 года к Казани подошли части Красной армии. Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу — в результате Благовещенский собор на шестьдесят лет лишился всех своих куполов. После утверждения советской власти в городе кремль был объявлен военным городком, свободный доступ сюда прекратили, а собор (как и все другие кремлевские храмы) — «за ненадобностью» — закрыли.
В 1920 году его передали обновленцам, богослужения здесь проводились до 1925 года. В этот период богатейший храм неоднократно ограблялся большевиками — пропало многое: ценнейшие иконы, утварь, древние книги, исторические реликвии В 1925 году собор как место молитвы был окончательно упразднен, его передали Музейному отделу, позже он посту пил в распоряжение Госархива Татарстана.
В 1928 году новые хозяева кремля разобрали красивейшую соборную колокольню.
Благовещенский собор с еще с пристроенной колокольней. Колокольня была уничтожена в 1920-х годах. |
Угроза гибели нависла над соборным храмом в 1929 году, когда обсуждался вопрос об уничтожении всех кремлевских церквей — в том числе и Благовещенского собора. ЦИК республики, учитывая «недостаток строительных материалов», не возражал против этого. Но Благовещенский собор чудесным образом был спасен, потеряв лишь западное крыльцо. Другим церквам повезло меньше — так, соборный храм кремлевского Спасо-Преображенского монастыря все-таки разрушили.
Благовещенский собор в разрушенном состоянии в советское время |
Немым укором соотечественникам Благовещенский собор простоял до конца 1970-х годов, когда все-таки началась его реставрация.
ИМЕНИТЫЕ ГОСТИ
Почти все самодержцы, начиная с Петра I, наносили визиты в Казань. По прибытии в город они первым делом шли в Благовещенский кафедральный собор, благословлялись у казанских архипастырей, а потом уж занимались делами или развлечениями.
Вот хронология этих посещений: 1722 год — Петр I (которого привлекла в Казань забота об устроении местного адмиралтейства); 1767 год — Екатерина II (известен кокетливый «отчет» императрицы об этой поездке, адресованный Вольтеру); 1798 год — Павел I с наследником престола Александром (будущим Александром I); 1836 год — Николай I; 1871 год — Александр II (впервые он побывал в Казани в 1837 году, еще в ранге цесаревича); 1866, 1869, 1871 годы — будущий Александр III.
Император Петр I. По его повелению в Казани был построен Петропавловский собор |
Видел Благовещенский собор и великих деятелей культуры. Вспомним хотя бы Пушкина, проведшего двое суток в Казани в сентябре 1833 года и собиравшего здесь материалы для «Истории пугачевского бунта», или Шаляпина, певшего в юности в соборном хоре.
ХРАМ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В 1995 году закончился «советско-утилитарный» сюжет истории Благовещенского собора. Он оказался довольно долгим и тянулся около семидесяти лет. После этого собору потребовался серьезный ремонт, и лишь в первое десятилетие XXI века молитва вернулась в стены храма.
Реставрационные работы интерьера собора |
Музейные храмы, в которых проводятся богослужения, — не редкость в наше время. Благовещенский собор Казанского кремля — из их числа. Хорошо ли это, плохо ли? Однозначных ответов на этот вопрос не существует, тут слишком много привходящих обстоятельств (не последнее из которых — финансирование), но одно сказать можно наверняка — в любом случае, по сравнению с советской эпохой это очевидное улучшение.
Восстановление Благовещенского собора |
До конца 1970-х годов Благовещенский собор вообще мало походил на православный храм, оставаясь без глав и ряда архитектурных элементов, уничтоженных в богоборческие годы. Внутреннее пространство собора перегородили четырьмя ярусами перекрытий, приспособив для более удобной деятельности Государственного архива республики.
Кажется, о каких-то кардинальных изменениях бытия православного храма тогда никто не думал, но экстерьер решили все-таки привести в порядок — в мирную и как бы культурную эпоху, каковой представлялись 1970-е, содержать в таком виде известный исторический памятник было уже просто неприлично.
В 1978 году появился проект «фрагментарной» реставрации, и уже спустя год храм наконец-то вернул себе пятиглавие.
Освящение собора, 2005 год. |
Но лишь в 1990-е годы оказалось возможным сделать решительные шаги к восстановлению исторической справедливости. В 1995 году тогдашний президент Татарстана М. Шаймиев специальным указом включил Благовещенский собор в состав Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль».
К 1997 году последние работники Госархива покинули храм, и в нем начались ремонтные работы. Восемь лет понадобилось для того, чтобы привести собор в порядок — как снаружи, так и внутри.
Были восстановлены утраченные элементы экстерьера, отреставрированы фрески, воссозданы иконостас и прочие элементы церковного убранства.
Патриарх Алексий II в Благовещенском соборе, 21 июля 2005 год. |
Торжества, связанные с открытием возрожденного Благовещенского собора и его освящением, состоялись летом 2005 года — в атмосфере сплошных юбилеев, накрывших столицу Татарстана в том году: мы имеем в виду 1000-летие города и 450-летие учреждения Казанской епархии. Храм оставался собственностью музея, но в нем возобновлялись богослужения.
19 июля 2005 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил кремлевский собор. Спустя два дня, 21 июля, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил в нем первую с 1920-х годов литургию. В ходе торжеств Патриарх и президент Татарстана произнесли речи. М.
Шаймиев, в частности, пожелал храму, чтобы его больше никогда не коснулись «разрушительные ветры социальных потрясений, а благая весть, ниспосланная более двух тысяч лет назад человечеству, всегда пребывала с прихожанами Благовещенского собора»
Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=7947