Кто построил Успенский собор во Владимире

Успенский собор (Россия — Золотое Кольцо, Владимир) — вОтпуск.ру

Кто построил Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уникальный памятник домонгольского зодчества, в котором сохранились фрески Андрея Рублева и Даниила Черного.

История храма

Успенский собор построен в 1158-1560 гг. Князь Андрей Боголюбский сделал Владимир своей столицей и начал в нем новое помпезное строительство. Были приглашены лучшие мастера — по некоторым сведениям, часть из них прислал сам Фридрих Барбаросса. Новый храм был выше, чем знаменитые киевская и новгородская Софии.

В 1185 году случился пожар, который уничтожил часть росписей и храм был обновлен и переделан. Это случилось при следующем князе — Всеволоде Большое Гнездо, младшем брате Андрея. Именно при нем Владимирское княжество стало самым обширным и могущественным из русских земель, а Успенский собор был главным ее храмом и усыпальницей правителей: и Андрей Боголюбский, и его сыновья, и сам Всеволод были похоронены там.

В эти годы Успенский собор был обнесен широкими закрытыми галереями, а в старых стенах были сделаны арки — получилось, что старый храм как бы находится внутри нового. Часть резьбы была перенесена на новые внешние стены, часть выполнена заново. Ученые спорят о том, был ли первоначальный храм пятиглавым или одноглавым, но у нового храма совершенно точно было уже пять глав.

В 1238 году собор горел при штурме Владимира татаро-монгольскими войсками, но сильно пострадал только интерьер, а внешний облик остался неизменным. В XIV веке при Дмитрии Донском он заново расписывается артелью Андрея Рублева и Даниила Черного. К XVIII веку здание сильно обветшало. В начале XVIII века перестройке подверглась крыша собора — ее заменили на обычную четырехскатную. Но состояние его по-прежнему оставляет желать лучшего.

В 1769 году Владимир посетила Екатерина II. Она выделила 14 тысяч рублей на ремонт древнего храма. В процессе этого ремонта забелили старые рублевские фрески и разобрали иконостас. Вместо старого поставили резной барочный в духе нового времени. Вырезали его мастера Калистрат и Степан Бочкаревы. Иконы в него поместили тоже новые — работы владимирского иконописца Строкина.

В самом начале XIХ века были срыты земляные валы старой крепости, а храм был обнесен новой оградой. В 1810 году была построена новая колокольня взамен старой, в которую попала молния.

Колокольня была построена уже в стиле классицизма, но сделана так, чтобы вписываться в общий ансамбль – например, ее гипсовые украшения отчасти повторяют белокаменную резьбу храма. На первом этаже колокольни была устроена часовня. В 1862 году по проекту Н.

Артлебена перестраивается теплый придел Георгия Победоносца – теперь он соединяет храм и колокольню. В эти годы постепенно начинается открытие древних фресок собора.

Собор в XX-XXI веках

С 1917 года здесь служит знаменитый Сергий Старгородкий, будущий патриарх. Он был поставлен Владимирским митрополитом в 1917 году, в 1922 году принял обновленчество, а потом отрекся от него. Следующий владимирский архиепископ — Николай Добронравов — служил здесь с 1923 по 1925 годы, а в 1937 был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас почитается как святой. В память о нем установлена памятная табличка на Георгиевском приделе храма.

В 1922-23 году изымаются все ценности, а в Георгиевском приделе устраивается филиал музея. Поначалу это музей церковных древностей, потом — антирелигиозный отдел владимирского музея.

В предвоенные и военные годы храм некоторое время стоит практически заброшенным и за уникальными фресками никто не ухаживает. Но 1944 году храм вновь открывается, и его немного приводят в порядок и снаружи и изнутри.

В 50-х годах тогда же в здание проводится новая отопительная система, которая нормализует температурные режим.

Последняя реставрация проводилась в 1974-82. Тогда же были восстановлены погребения в нишах с надписями. В 1995 году у западной стены храма появился памятник Андрею Рублеву скульптора О. Комова, а в начале 2000-х – поклонный крест перед храмом и памятный знак 600-летию Владимирской епархии.

Сейчас храм действует как кафедральный.

Владимирские святые

История Успенского собора связана с трагическими событиями 1238 года, когда Владимир был разорен татаро-монгольскими войсками, и погиб и сам владимирский князь Юрий Всеволодович, и вся его семья, кроме одной дочери.

Князя Юрия убили в битве на реке Сити или Сети. Младший сын Юрия Всеволодовича, Владимир был захвачен в плен. Татары предложили сдать город в обмен на его жизнь, но защитники отказались, и тогда Владимир был казнен у Золотых ворот.

Ипатьевская летопись рассказывает, что когда стало понятно, что города не уберечь, два других брата — юные Всеволод и Мстислав — постриглись в монахи и отправились на переговоры, но были жестоко убиты.

Во время последнего штурма Владимира в Успенском храме заперлась княгиня АгафьяВсеволодовна, с дочерьми, внуком и снохами, и владимирский епископ Митрофан. Все они приготовились к смерти и приняли иноческий образ. Татары подожгли храм, и все, укрывшиеся в нем, погибли.

Все они были погребены тут же, в Успенском соборе, после того, как он был отремонтирован. В 1645 году тело Юрия Всеволодовича было найдено нетленным, и в том же году он сам и его семья были канонизированы.

В 1702 году был канонизирован также Андрей Боголюбский. После революции мощи были вскрыты, исследованы и поставлены в Георгиевском приделе в составе музейной экспозиции. Тело Андрея Боголюбского много лет исследовалось, и было передано Церкви только в 1987 году.

Еще один святой – это сын Андрея Боголюбского Глеб. Летописных сведений о нем не сохранилось, есть только житийные. Он умер не дожив до двадцати лет незадолго до гибели своего отца, а при жизни отличался благочестием и кротостью и был очень любим в народе.

Он стал почитаться как местночтимый святой еще с начала XVII века – считается, что в 1608 году город был избавлен от литовского нашествия именно благодаря молитве к нему. В 1702 году его тело было найдено нетленным – и он был канонизирован вместе со своим отцом.

В соборе хоронили не только князей, но и епископов. Канонизирован святитель Митрофан, который в самом начале XIV века сделал Владимир центром русской митрополии.

Сейчас захоронения являются главной святыней собора.

Фрески Успенского собора

В соборе сохранилось несколько фрагментов первоначальных росписей — 1161 и 1189 годов. Это изображения двух святых на северной стене предела Андрея Боголюбского и несколько орнаментальных фрагментов. Но, конечно, самое главное здесь — это фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, датируемые 1408 годом. Успенский собор — храм, где живописи великих художников сохранилось более всего — более трехсот кв. метров.

Неудивительно, что мастера были присланы сюда из Москвы. Московские князья — прежде всего, Дмитрий Донской, считали себя преемниками владимирских и заботились о красоте родовой усыпальницы и древнего храма, который был связан с исторической памятью.

Эти фрески пережили многое. Они ветшали, трескались и осыпались, а при Екатерине II были забелены. Новое их открытие происходило уже с середины XIX века: они начинаются постепенно открываться и реставрироваться.

Часть рублевских фресок была открыта в 50-е годы XIX века, часть – в 80-е. Большая реставрация произошла сразу после революции, когда в 1917 году сюда была направлена комиссия под руководством художника И. Грабаря.

Фрески в их современном состоянии – результат реставрации 80-х годов XX века.

Крайне трудно различить, кто является автором конкретных сюжетов этих фресок. Здесь работало два мастера с похожими, но все-таки индивидуальными манерами – Андрей Рублев и его друг Даниил Черный – и целая артель помощников, потому что такие фрески не пишутся в одиночку.

Лучше всего сохранилась фреска «Страшный суд» на западных сводах – ее уверенно приписывают именно Андрею Рублеву. Отличительная особенность его живописи— в ее умиротворённости. Даже Страшный суд рассказывает не столько о гневе на грешников, сколько о милости к праведникам и прощении. И сейчас эта живопись создает впечатление удивительного света и радости, а когда-то и краски были гораздо ярче и глубже.

Фрески «Лоно Авраамово» и «Шествие праведников в рай» скорее всего были исполнены другим иконописцем. Они более традиционны и у изображённых им святых немного другие типы лиц. Но и эта живопись воздушна и изящна. Она идеально вписана в архитектуру храма и подчеркивает его объёмы, увеличивает количества света.

Сейчас древние фрески по-прежнему под угрозой, и их сохранение — предмет пристального внимания реставраторов. Дело в том, что в действующем соборе очень сложно соблюдать температурный режим, барочный иконостас копит на себе пыль и копоть, так что ученые наблюдают за судьбой уникальных росписей с тревогой.

Интересные факты

  • Благодаря вскрытию мощей Андрея Боголюбского, у нас появилась возможность увидеть его облик. Его череп исследовался в начале 40 гг. и М. Герасимов выполнил свою знаменитую реконструкцию. В начале XX века были проведены новые исследования и сделана еще одна реконструкция, отличающаяся от герасимовской.
  • Иконы из разобранного иконостаса Успенского собора сейчас находятся в Третьяковской галерее. Специалисты спорят, является ли их автором сам Андрей Рублев или кто-то из его подражателей.

На заметку

Местоположение. г. Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться. Как добраться. Электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Успенского собора. Вход свободный.

Официальный сайт собора: http://sobor33.ru/

Источник: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1669

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Кто построил Успенский собор во Владимире

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история и описание

Упадок и возрождение Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор на карте

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.

Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.

Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.

Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.

Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.

Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.

Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

достопримечательности

← Владимирская область Владимир Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Казань Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/294-uspenskiy-sobor

Звенигород. Успенский собор на Городке

Кто построил Успенский собор во Владимире

Успенский собор на Городке (Россия, Московская область, Одинцовский район, г. Звенигород, ул. Городок)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как крестятся в Армянской Церкви

В настоящее время собор снаружи и частично внутри находится в строительных лесах, в связи с проведением реставрации (лето 2019 г.)

Как гласит мраморная доска на его стене, он сооружён в 1399—1400 гг. удельным князем Юрием Звенигородским. В 1389 г. Звенигород, за семь лет перед тем разорённый татарами при нашествии Тохтамыша (1382 г.), достался в удел Юрию, младшему сыну Дмитрия Донского.

Воинственный Юрий, в последствии боровшийся с московским великим князем Василием II за великое княжение, совершил в 1399 г. удачный поход на крымских татар, из которого вернулся с большой добычей.

Можно полагать, что именно после того, как Юрий «разбогател», он создал в своём хорошо укреплённом детинце одноглавый Успенский собор.

Описание Успенского собора на Городке с архивными фотографиями

Успенский собор является едва ли не лучшим по архитектурному мастерству и изысканности памятником рубежа XIV — XV вв. Неизвестные зодчие храма нашли удивительно верные пропорции, во всём соблюли то чувство меры, что отличает истинные произведения искусства.

Здание сложено из белого камня, и представляет собой четырёхстолпный одноглавый храм крестовокупольного типа. Фасады симметрично членятся на три прясла лопатками с полуколонками, на углах собранными в пучки. Стены, верх барабана и апсид украшают орнаментированные пояса. Входы — обрамляют перспективные килевидные порталы.

Композиция здания строго уравновешена, что достигается при развитой центральной апсиде смещением барабана к востоку. Для улучшения пропорций — храм специально «сузили» кверху. Как и человек к старости, он стал немного ниже ростом.

Отчасти из — за осадки, отчасти из — за культурного слоя почти метровой высоты, накопившегося за шесть столетий. Часть цоколя и нижние ступени каменных лестниц оказались под землёй. Храм — действующий.

В Звенигороде обнаружены фрески Рублева?

25.08.2015
Неизвестные ранее фрески рубежа XIV-XV вв. обнаружены при реставрации Успенского собора 1398—1399 гг. в подмосковном Звенигороде. Как сообщает портал vesti.

ru со ссылкой на реставратора ЦНРПМ Георгия Евдокимова, фрагменты фресковых композиций, относящихся к эпохе Рублева, обнаружены на сводах храма. В течение нескольких веков они были скрыты от глаз кирпичными арками, подпиравшими первоначальные своды.

На четырех арках, перекинутых между столбами храма, читаются остатки древних фресок: круг с шестикрылым серафимом, фигуры святых и др.

Как поясняет реставратор Евдокимов, «для Рублева это очень приличный внешний вид, и главное, понятна композиция всех росписей. Ну и потом, их же еще не чистили – фрески, раскрытые в советские годы, на старых фото имеют не яркий, но совершенно очевидный цвет, а сейчас они такие же серые из-за того, что в храме жгли дешевые парафиновые свечи. Сейчас и свечи другие, и технологии — реставраторы живописи займутся находками в следующем году, когда мы пыльные работы закончим».

Принадлежность фресок кисти Андрея Рублева, как и в случае с иконами знаменитого «Звенигородского чина», открытого в 1918 году, не имеет никаких документальных подтверждений; эта атрибуция, конечно, весьма условна и требует экспертной проработки.
При реставрации Успенского собора открыты также фрагменты первоначального завершения апсид и главы килевидными закомарами.

На чердаке храма найдены обломки верхнего яруса этих закомар, сбитого некогда при устройстве поздней четырехскатной кровли. Реставраторам удалось не только теоретически реконструировать, но и практически собрать древнюю архитектурную форму из этих средневековых обломков.

Открытия лета 2015 в Звенигороде существенно обогащают наши познания о раннемосковском белокаменном зодчестве.

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/usp_sob.html

Владимир на Клязьме

Владимир на Клязьме столица северо-восточной Руси XII-XIII вв. Древний город вырос на треугольном мысу, при впадении в Клязьму реки Лыбедь. Окруженный валом город разделили на три части, средняя из которых служила детинцем. На рубеже XI-XII вв. Владимир Мономах построил во Владимире на Клязьме каменную церковь Спаса. Юрий Долгорукий возвёл в городе каменную церковь Георгия. Оба храма не сохранились.

Успенский собор.

Успенский собор.
Фото Юрия Паршинцева.

При Андрее Боголюбском началось стремительное возвышение Владимира на Клязьме. В 1158-1160 гг. над деревянными стенами города вознеслась белокаменная громада Успенского собора. В 1164 г. в городе построили Золотые Ворота с надвратной церковью Положения риз Богоматери. В 1194-1197 г. по воле князя Всеволода Большое Гнездо во Владимире на Клязьме построили белокаменный Дмитриевский собор.

Главы владимирских церквей видны на десятки километров с лесной равнины, из-за реки Клязьмы. Эти главы всегда служили символом величия Северо-Восточной Руси.

Дмитровский собор.

Дмитровский собор. Деталь.

ВЛАДИМИР, центр Владимирской обл. Расположен на южной окраине Владимирского ополья, на высоком левом берегу Клязьмы. Население 339,7 тыс. чел.

Владимир — один из древнейших русских городов. Основан в 1108 как крепость кн. Владимиром Всеволодовичем Мономахом. В сер. XII в. Владимир — вотчинное владение кн. Андрея Боголюбского, который в 1157 перенес сюда столицу Владимиро-Суздальского княжества. В XII- н. XIII в. во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская школа архитектуры и живописи.

Экономическое и политическое влияние Владимира было подорвано в 1238 монголо-татарским нашествием. В 1299 Владимир стал резиденцией русских митрополитов. До сер. XIV в. административный, культурный и религиозный центр Северо-Восточной Руси. Во Владимире проводились общерусские съезды князей, составлялся общерусский летописный свод.

С 1719 Владимир — центр провинции, с 1778 — наместничества, с 1796 — губернии. Памятники владимиро-суздальской школы зодчества XII в.: Успенский собор(1158-60, перестроен после пожара в 1185-89); Дмитровский собор(1194 — 97); крепостные Золотые ворота (1158 — 64, перестроены в XVII-XVIII в.

) с надвратной церковью (обновлена в 1469, перестроена в 1810); многочисленные архитектурные памятники XVI-XIX вв.

Далее читайте:

Ростово-Суздальская земля (Суздальско-Владимирское княжество, Великое княжество Владимирское).

Княгинин Успенский женский монастырь, Владимирская еп., во Владимире. Основан в 1199 кн. Мариею (в иночестве Марфою).

Успенский собор во Владимире, сооружен в 1158-1161 в центре города на высоком берегу реки.

Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194-1197 гг.

Асессорова Н.П. (Владимир). Торговые связи Владимиро-Суздальских земель с Востоком и Волжской Болгарией как фактор становления государственности на Руси в XII – начале XV вв. (Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика).

Источник: http://www.hrono.ru/land/landwe/vladimir_kzm.php

Успенский собор. Внешнее убранство Успенского собора

“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись

Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира.

В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма.

Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.

В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.

План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.

Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку.  Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру.

Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных.

По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.

Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа –  два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.

Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.

В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла.

Вспомните крестово-купольный Архангельский собор, в нём прясла разнятся по ширине.

В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.

Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь  – наиболее выразительная.

Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площади

Вертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.

Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё.  Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.

Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.

Парадный вход собор с южной стороны

С северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.

Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.

Южный портал Успенского собораСеверный портал Успенского собора

Арки украшают так называемые “бусины” – элемент, распространённый в московском зодчестве.

“Бусины” украшают южный и северный порталы Успенского собора

К порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.

Лестница южного портала

Глядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.

Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами.Фрагмент восточной стены Успенского собора

Внешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.

Росписи южного фасада Успенского собора

Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.

В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.

Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.

Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.

Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “ на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.

Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева.

Поверим глазам своим и будем считать, что изображён митрополит ростовский Леонтий.

Митрополит ростовский Леонтий

Далее –  митрополит московский Иона, митрополит московский Пётр.

В центре – митрополит Московский ИонаСлева от окна – митрополит Московский Пётр

Следующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.

Справа от окна – митрополит Московский АлексийВ центре – митрополит московский Филипп

В источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.

Последнее изображение справа – святой Никита Новгородский

Изображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.

Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.

Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.

Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,

справа – Ангел хранитель.

Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и  Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.

Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.

Росписи северного фасада Успенского собора

Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. у изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.

Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.

Слева – святой Пафнутий БоровскийСвятой Исайя епископ ростовский

Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.

Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.

Справа от окна – святой Игнатий РостовскийВ центре – святой Дмитрий ПрилуцкийСправа – святой Сергий Радонежский

Выбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.

По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.

Слева – Архангел МихаилСправа – Ангел-Хранитель

Также на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был разрушен Второй Храм

Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть

Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на  колонны.

Колонна паперти Успенского собора

Западный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.

Крыльцо западной стены Успенского собора“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.

Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.

Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.

В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.

Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.

Росписи восточной стены Успенского собора

На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.

Центальная фреска – новозаветная Троица.

Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.

Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.

Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.

Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.

Над нижней аркой южного портала видна надпись.

Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.Далее:

Архитектурный анализ Архангельского собора

Вокруг церкви Ризоположения

Источник: https://kraeved1147.ru/uspenskiy-sobor/

Этот день в истории: 1158 год. 8 апреля князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире

8 апреля 2010, 13:24 — REGNUM

Успенский собор во Владимире и его колокольня. Рисунок 1801 года

1158 год. 8 апреля князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире

«Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве после пира у какого-то Петрила, 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли.

Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня, привезенного водою из Болгарии. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской.

С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Владимир, бывший до того времени только пригородом, главным городом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече.

Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя.

Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство.

На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы: Андрей из подражания Киеву дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга и сверх того город Гороховец и села. Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов.

Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, сменной живописью и обильною позолотою, он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви».

Цитируется по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Астрель, 2006

История в лицах

Русская летопись:

В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . ѯ҃s ❙— [6666 (1158)] Заложи Андрѣи кнѧзь в Володимери цр҃квь камену ст҃ую Бц҃ю . мс̑цѧ . априлѧ . въ . и҃ . в дн҃ь ст҃аго апс̑ла Родиѡна . во вторник̑ . и да єи много имѣньӕ . и свободъı купленъıӕ . и з даньми . и села лѣпшаӕ . и десѧтинъı в стадѣхъ своихъ . и торгъ . десѧтъıи .

и городъ заложи болии . Том же лѣт̑ . приде Леѡнъ на єпс̑пью . Ростову. На ту же зиму . въıгна Изѧслава Двд҃вича ис Къıєва . Мстиславъ Изѧславичь . а сам̑ сѣде Къıєвѣ. а Изѧславъ бѣжа в Гомъи . и ѿтолѣ прогнаша и в Вѧтичѣ . Тоє же веснъı вда Мьстиславъ Ростиславу Къıѥвъ подъ собою .

а сам̑ иде Володимерю

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1927

Мир в это время

В 1158 году к власти в Кастилии приходит король Альфонс VIII

Король Кастилии Альфонс VIII. Миниатюра XIII века

«Альфонс VIII — rороль Кастилии (Испания), правивший в 1158—1214 гг. Сын Санчо Ш и Бланки Наваррской. Ж.: С 1177 г. Элеонора, дочь короля Англии Генриха II (род. 1161 г. Умер 1214 г.). Род 1155 г. Умер 6 окт. 1214 г.

Когда отец умер, Альфонс еще не достиг совершеннолетия. За опеку над ним и регентство началась упорная война между родами Кастро и Лара, продолжавшаяся семь лет. Кастро позвали на помощь дядю Альфонса Фердинанда II Леонского. После того как Альфонс подрос, он в сопровождении граждан Авилы и нескольких верных дворян отправился в объезд по кастильским городам, домогаясь признания своих прав.

Когда он в 1166 г. прибыл в Толедо, то был восторженно принят народом. Ряды его сторонников росли. Он стал отвоевывать крепости, которые еще находились в руках фамилий Лара и Кастро, короля Леона и сеньоров, объявивших себя независимыми. Эта война, имевшая целью восстановление порядка и прежних границ кастильского королевства, закончилась только в 1180 г. заключением мира с Фердинандом.

Между тем Альфонс не забывал о главном — о необходимости вести войну с маврами. С помощью короля Арагона Альфонса II он захватил город Куэнку. После этого в течение полутора десятков лет кастильцы совершали дерзкие походы в Андалусию. В 1195 г. правитель альмохадов Якуб Альмансор собрал в Африке все свои силы и выступил против Альфонса. В жестокой битве при Аларкосе 1 июля 1195 г. кастильцы были наголову разбиты.

Со времен битвы при Хересе, отдавшей Испанию под владычество мусульман, христиане не подвергались такому великому поражению. Мавры овладели почти всей Новой Кастилией, осадили Толедо, но не смогли его взять. Только трудности перехода через Гвадарраму, ущелья которой были защищены замками и через которую нельзя было провозить достаточного количества съестных припасов, помешали мусульманам дойти до Астурийских гор.

При таком бедственном положении Леон и Кастилия все-таки не прекратили своего междоусобия. В то время, когда Якуб осаждал Толедо, Мадрид, Куэнку и другие города, началась война с Леоном и Наваррой. Альфонс не потерял присутствия духа.

Он заключил перемирие с маврами, укрепил союз с королем Арагона и три года боролся против своего двоюродного брата Альфонса Леонского. Война завершилась миром и браком леонского короля с дочерью Альфонса VIII Беренгалой (1197 г.).

После этого Альфонс отправился в поход против короля Наварры и завоевал в этой кампании земли в Алаве и провинцию Гилускоа, которая признала его своим сеньором в 1200 г.

В 1198 г. истек срок перемирия с маврами, и возобновилась война с ними на южной границе. Успеху кастильцев способствовали сильные междоусобные войны, начавшиеся среди мавров после смерти Якуба Альмансора. Новый эмир аль-Наср только в мае 1211 г. смог высадиться в Тарифе. С ним была огромная армия. Однако христиане, ожидавшие этого вторжения, сумели хорошо к нему приготовиться.

Повинуясь призыву папы Иннокентия III, рыцари всех военных орденов, а также многие светские рыцари из Южной Франции стали под знамена королей Кастильского и Арагонского. Еще никогда у испанских мусульман не было такого многочисленного войска. Впрочем, мусульмане все равно были сильнее их и числом и дисциплиной.

Ошибкой аль-Насра было то, что он не пошел сразу на врага, а изнурил свое войско многомесячной и бесплодной осадой горной крепости Сальватиерры. Наконец, он выступил против Альфонса и загородил проходы Сьер-ры-Морены. Один пастух указал испанцам тропинку, по которой им удалось обойти опасный проход Лозы и выйти на обширное плоскогорье Новас де-Толоса, где они могли свободно развернуться. Здесь 16 июня 1212 г.

произошла великая битва, окончательно решившая судьбу Испании. Долгое время неясно было, кто победит. Только после того как в рядах мавров произошло замешательство — их андалусские подданные повернули строй и бежали, христиане стали теснить. Увидев, что битва проиграна, эмир бежал. На поле боя осталось, по свидетельствам испанских хронистов, до 100 тысяч убитых. В руки победителей досталась несметная добыча.

Это поражение погубило державу альмогадов и окончательно сломило могущество мусульман в Испании. Через два года после этой славной победы Альфонс умер».

Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. Энциклопедия. М.: Вече, 2001

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Источник: https://regnum.ru/news/1271543.html

Успенском соборе Владимира

Успенский собор во Владимире

Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери.

После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада обстроек Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В храме сохранились фрагменты фресок как неизвестных мастеров середины XII века, так и Андрея Рублева, расписывавшего собор в 1408 году.

В настоящее время Успенский кафедральный собор используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской православной церковью. Внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Реставраторы XIX и XX вв. восстановили архитектурные формы Успенского собора.
  • В 1 927-1944 гг. собор был закрыт для богослужения.
  • Успенский собор 1 158- 1 160 гг. по высоте превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. Его высота составляла 32,3 м.
  • В 1185 г. по решению владимирского князя Всеволода Большое Гнездо Успенский собор был значительно расширен. К нему были пристроены боковые галереи, а также увеличилась алтарная часть собора.
  • В северной галерее Успенского собора захоронены его строители — князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
  • В 1810г. рядом с собором была построена колокольня, завершающаяся высоким золоченым шпилем. В 1862 г. между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, с севера слившийся с нижним ярусом колокольни.
  • В настоящее время Успенский собор является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В нем про водятся регулярные службы, а в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
  • Первоначальные фрески Успенского собора до наших дней не сохранились.

Успенский собор во Владимире — архитектурный памятник мирового уровня. Один из 8 белокаменных творений, созданных зодчими Руси.

культовая достопримечательность города. Посещение собора оставляет сильнейшие впечатления. Величественность строения, продуманность оформления и великолепие фресок знаменитого иконописца Андрея Рублёва.

История

Удивительная и богатая история у собора Владимирской митрополии.

Успенский собор фото

  • Первоначальное здание заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 г. после явления Пресвятой Богородицы. Матерь Божья велела соорудить в этом месте дом для черноризцев. Князь распорядился написать лик Богоматери таким, какой она привиделась.
  • Строили главный храм греческие, галичские, киевские мастера и архитекторы из Германии. Совместная работа помогла укрепиться и внешнеполитическим отношениям. В 1161 г. собор освятили.
  • В 1181 г. храм пострадал в результате сильного пожара. Приказал восстановить и расширить строение князь Всеволод Большое Гнездо.
  • 1238 г. Войска хана Батыя подожгли собор, но строение пострадало не сильно.
  • В XIV – XV веках стены расписаны Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.
  • XVI-XVII вв. неухоженный храм постепенно ветшает.
  • С XVIII в. храм неоднократно обновлялся: — 1767 г., Екатерина II приказала изменить иконостас, который приобрёл стиль барокко; на протяжении следующих 200 лет перестраивали и изменяли здание снаружи, построили колокольню; в 70-80 гг. XX века купола покрыли золотом, а на камень нанесли специальный состав; остаткам фресок вернули величественный вид, внутри помещения установили благоприятный климат.

Достопримечательности Золотого Кольца России – самое интересное

Россия не только самая большая страна в мире. Она уникальна своей историей и колоссальным историческим наследием. Нужно только не зацикливаться на Москве и Петербурге, а обратить внимание на те области и районы, где это наследие сохранилось. В столице древностей почти не осталось. Я расскажу про самые интересные достопримечательности Золотого Кольца России – знаменитого на весь мир туристического маршрута.

Понятие «Золотое кольцо» возникло в 1967 году с лёгкой руки журналиста Юрия Бычкова, который составил этот туристический маршрут и первым проехал по нему.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Наталия По церковному

В маршрут входят 8 древних городов Северо-востока Руси, где сохранились уникальные памятники русской старины:

  • Ярославль
  • Владимир
  • Суздаль
  • Переславль-Залесский
  • Кострома
  • Углич
  • Сергиев-Посад
  • Иваново (Плёс)

Отправляйтесь по этому маршруту, и ваши выходные будут наполнены самыми запоминающимися впечатлениями. Я перечислю основные достопримечательности «Золотого кольца». Вы сами выберете из них те, которые вам захочется посетить.

Для начала отправляйтесь в Ярославль.

Ярославль — столица Золотого кольца.

Город полон старинных храмов, монастырей и других знаковых мест. В Ярославле расположен макет «Золотое кольцо». Свой маршрут вы сможете увидеть в миниатюре, тем самым практически воочию соединив все главные Достопримечательности Золотого Кольца России сразу и составив себе точное представление о том, что вас ждёт в поездке.

Города в макете воссозданы небуквально. Здесь в определенном масштабе выстроены самые важные места этого туристического маршрута. Они полны людей, машин, рек, озер, лесов. Каждые 10 минут макет погружается в ночь, которую сменяет такой же «макетный» день. Люди на макете живут своей жизнью: спешат на службу, едут в транспорте, работают.

Уникальный шоу-макет находится в центре Ярославля по адресу: Советский переулок, 2/23.

Сайт: showmaket.ru/

Главные достопримечательности Золотого кольца

На макет посмотрели, переходим к основному списку достопримечательностей.

Храм Покрова на Нерли в Боголюбове (Владимир)

Храм Покрова на Нерли — жемчужина русского зодчества

Один из самых красивых русских храмов. Известен с XII века.

Отлично сохранившийся памятник Владимиро-Суздальского зодчества стоит на заливном лугу, в 1,5 км от Боголюбова. Когда-то он входил в число построек большого монастыря, упраздненного в XVIII веке.

Несколько веков назад церковь находилась на стрелке у впадения Нерли в Клязьму. Сейчас место слияния рек ушло южнее, а когда-то именно здесь был важный перекресток торговых путей, который венчал храм Покрова.

Древнее убранство внутри храма, к сожалению, не сохранилось. Росписи сбиты при реконструкции 1877 года. Зато в украшении стен использованы резные рельефы. Их вы сможете увидеть.

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота

Золотые ворота во Владимире — единственные сохранившиеся из 7 городских ворот, через которые можно было попасть в древний Владимир.

Это были главные, парадные ворота. Построены они в 1164 году, в период правления князя Андрея Боголюбского. Сами ворота были покрыты листами позолоченной меди. Отсюда и название.

Венчает ворота надвратная церковь Положения риз Богоматери. До наших дней Золотые ворота дошли в сильно измененном виде. От первоначальной постройки сохранились проездная арка с боковыми пилонами и дверь на боевую площадку над аркой.

Частые пожары и вражеские набеги приводили к ремонтным и реставрационным работам, к периодическим перестройкам.

Когда город расширился и бывшие крепостные валы пришлось срыть, снеся городскую стену, приняли решение усилить пилоны ворот мощными контрфорсами в виде круглых башен.

С 1992 г. Золотые ворота включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В надвратной церкви сегодня работает музей. Центральный экспонат в нем — диорама обороны города от нашествия войск хана Батыя в 1238 г.

Успенский собор во Владимире

Вид на заснеженный Успенский собор

Кафедральный Успенский собор возведен в 1158 году.

До того, как Москва стала возвышаться и превращаться в главный город Руси, этот собор был кафедральным собором Владимирско-Суздальского русского государства.

Здесь венчались на княжение великие князья Владимира и Москвы. По образцу этого храма строился московский Успенский собор.

Успенский собор во Владимире — один из немногих русских храмов, где сохранились фрески, написанные Андреем Рублёвым.

В соборе хранятся мощи Святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, княгини Агафьи Всеволодовны.

За века своего существования Успенский собор пережил и годы величия, и немало страшных дней. Свою судьбу храм делил вместе с городом. Поэтому Успенский собор неоднократно перестраивался, реставрировался, видоизменялся. Это не помешало ему оставаться одним из самых древних и красивых русских храмов и оказаться в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор / photo by by Alexxx Malev

Небольшой Дмитриевский собор построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 г. как домовая церковь княжеского двора. Он посвящен небесному покровителю князя Святому Дмитрию Солунскому.

Этот собор — классический пример крестово-купольного храма Владимирско-Суздальской архитектурной школы. Если к постройке и оформлению многих храмов и церквей князья привлекали иностранных мастеров, Дмитриевский собор от начала и до конца построен и расписан русскими строителями и художниками.

Храм знаменит внешним оформлением: он весь украшен искусной резьбой по камню. За это собор прозвали «белокаменной книгой».

Собор делил все радости и невзгоды с городом Владимиром. Часто горел, подвергался разграблениям, реставрировался, восстанавливался. Сейчас Дмитриевский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1992 г. включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее про достопримечательности Владимира читайте здесь.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Вид на стены Ипатьевского монастыря

Ипатьевский монастырь — место легендарное. Точной даты его образования установить не могут до сих пор. По одним сведениям, это произошло в XIII в., по другим, в XIV в. Первое документальное упоминание об обители относится к 1432 г.

Также не ясно, кем основан монастырь. Но однозначно то, что в своё время обитель пользовалась сильной поддержкой рода Годуновых. В Смутное время Ипатьевский монастырь, архимандрит которого присягнул Лжедмитрию II, долго справлялся с осадой от войск Василия Шуйского.

Монастырь считается колыбелью династии Романовых. Именно здесь призвали на царство Михаила Фёдоровича.

В советские годы монастырь упразднили. В храмах и монастырских помещениях располагались общежития, приют и казармы. В 50-годы XX в. на территории монастыря создали историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырь вернули РПЦ. Здесь расположился Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Попасть на территорию монастыря и в храмы можно бесплатно во время проведения церковных служб. Плату берут за посещение экспозиций Церковного историко-архитектурного музея.

Посмотреть на территории монастыря есть что. Все постройки относятся к периоду XVI-XIX вв.

Сайт: ipatievsky-monastery.ru

Ростовский кремль

Ростовский кремль. Вид на Успенский собор и Звонницу

Ростовский кремль построен во второй половине XVII в. На самом деле это не кремль.

Когда-то здесь находилась кафедра митрополита. По его замыслу на этом месте должен быть райский сад с прудом в центре, окруженный крепостными стенами. Буквально через 100 лет после постройки кафедру митрополита перенесли в Ярославль. Ростовский кремль оказался в запустении.

Дело дошло до того, что весь архитектурный ансамбль мог пойти на слом, но вмешались просвещенные купцы: они на свои деньги все отреставрировали.

В 1883 году на территории кремля открылся Музей церковных древностей, который в наши дни стал федеральным музеем-заповедником «Ростовский кремль».

В архитектурный ансамбль Ростовского кремля входят:

  • Успенский собор (XVI в.);
  • Звонница Успенского собора (XVII в.);
  • Церковь Спаса на Сенях (XVII в.);
  • Церковь Одигитрии (XVII в.);
  • Церковь Иоанна Богослова (XVII в.);
  • Палаты, башни и различные корпуса.

На Звонницу можно подняться. С верхней площадки открывается прекрасный вид на древний Ростов Великий.

Постоять под огромным колоколом Сысой — одно из самых захватывающих впечатлений.

Покровский монастырь в Суздале

Вид на Покровский монастырь зимой

Покровский женский монастырь основан в 1364 г.

Нынешний его архитектурный облик относится к XVI в., когда Покровский монастырь стал местом заточения многих представительниц аристократических семей, постриженных в монахини.

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. В помещениях расположилась военная биологическая лаборатория. После Великой Отечественной войны на территории монастыря провели крупную реставрацию. Здесь открыли музейные экспозиции. В 80-е годы монастырь превратили в гостиничный комплекс с рестораном и концертным залом. С 1992 г. монастырь возродился как обитель.

Достопримечательности Покровского монастыря:

  • Покровский собор (XVI в.);
  • Колокольня (XVI в.);
  • Святые ворота и Благовещенская надвратная церковь (XVI в.);
  • Трапезная палата (XVI в.);
  • Зачатьевская церковь (XVI в.);
  • Приказная изба.

Сайт: spokrovmon.ru.

Храм Ильи Пророка в Ярославле

Храм Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка возвышается в самом центре древнего Ярославля с 1650 года. Храм выстроен на месте двух старых деревянных церквей. В конце XVIII в. Ярославль получил регулярный план застройки. Церковь стала центром планировки городского посада. В храме в летнее время проводятся церковные службы.

Храм Ильи Пророка работает с мая по октябрь.

Храм знаменит своим расписным интерьером. Стены украшают 417 композиций, не считая орнаментов.

Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Вид на вечернюю Лавру

Крупнейший мужской монастырь с потрясающей историей и славой основан в 1337 году Сергием Радонежским.

Значение Троице-Сергиевой Лавры для истории и политической жизни страны переоценить трудно: борьба против татаро-монгольского ига, противостояние с правительствами Лжедмитриев, Семибоярщины, противодействие польским войскам в Смутное время, содействие Петру в его борьбе с царевной Софьей.

В первые годы Советской власти Лавру закрыли, но уже через 20 лет монашеская жизнь здесь возродилась.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры составляют:

  • Свято-Троицкий собор (XV в.), в котором хранится рака с мощами Сергия Радонежского;
  • Церковь в честь Сошествия Святого Духа (XV в.);
  • Успенский собор (XVI в.);
  • Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловцеких (XVII в.);
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой;
  • Серапионова палатка;
  • несколько церквей и часовен, ворота, башни и крепостные стены.

На территории Лавры расположена усыпальница Годуновых.

Сайт: stsl.ru

Источник: https://dorogi-ne-dorogi.ru/zolotoe-kolco-rossii/dostoprimechatelnosti-zolotogo-kolca-rossii.html

Успенский собор Владимира

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов.

Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Успенский собор Владимира, Андрей и Валерия

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Вид на Свято-Успенский собор, Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями.

Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции.

От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

https://www.youtube.com/watch?v=69J9rOyh1CE

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Свято-Успенский собор, Igor Butyrskii

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

Колокольня, Igor Butyrskii

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

Архитектура собора, Владимир

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

Памятник Владимиру и святителю Федору, Андрей и Валерия

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

Вблизи расположены:

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

  • с автобусов — № 1С, 6С, 17, 27;
  • маршрутные такси — № 5, 36;
  • с троллейбусов — № 2, 7, 8.

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Нашли неточность? Сообщите нам.

Olga

июнь 2019

Коммерционализация храма! Брать с православных паломников плату за вход в храм, если нет службы, да ещё и перекрывать вход к святыням, если не заказали экскурсию в 300 руб с чел. — НЕ БОГОУГОДНО

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21803

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Когда было принятие христианства на Руси

Закрыть