Казанский собор Санкт-Петербурга
Приехав в Санкт-Петербург, можно долго бродить по его старинным улочкам, насквозь пропитанными вековой историей, можно безумно долго разглядывать достопримечательности, переносясь и переживая то одни, то другие события. Одним из крупнейших сооружений Петербурга есть легендарный Казанский кафедральный собор, при виде которого люди испытывают благоговейный трепет.
По обе стороны собора расходятся крылья здания, выполненные в виде колоннад. Такой архитектурный прием придает сооружению особой торжественности и величия. Стены самого собора щедро украшены барельефами, изготовленными из известняка.
Все богатое убранство говорит о большом значении данного культового сооружения для российской империи той эпохи, а в совокупности с гениальным архитектурным планом выделяет собор в особое, святое место.
Создание проекта собора
Принятое решение о возведении нового Казанского собора послужило толчком для объявления конкурса на лучший проект здания, который растянулся на целых 3 года.
Павел I выдвинул условие для конкурсантов, божье место непременно должно было напоминать другой шедевр архитектуры, собор Святого Петра в Риме.
Задача была поистине непростой, ведь необходимо было создать колоннаду и вписать все элементы проекта в одну гармоничную линию со всеми уже существующими постройками тогдашнего Санкт-Петербурга.
Проект храма необходимо было создавать по всем канонам православной церкви и расположить алтарь так, чтоб он обязательно был обращен на восток, в то время как главный вход необходимобыло разместить с противоположной стороны, а именно с выходом на современную Казанскую улицу. В конкурсе пробовали свои силы многие талантливые архитекторы той эпохи в надежде увековечить свое имя с истории.
Сперва Павел I одобрил план здания Ч. Камерона, но граф А. С. Строганов, назначенный куратором возведения собора, в конце 1800 года убедил императора в необходимости одобрить иной проект. Так утвердили конкурсную работу А. Н.
Воронихина, что стало темой для долгих будущих споров и жарких обсуждений в обществе и это неудивительно.
Элита того времени сплошь и рядом состояла из снобов с громкими, можно сказать даже, могущественными фамилиями, а победитель такого важного и масштабного конкурса был простым смертным, крепостным Строгановых, которому дали вольную в 1786 году.
За огромный труд и вклад в историю великой российской империи Андрей Никифорович Воронихин был удостоен, в последствии, высокой чести и стал кавалером ордена Святого Владимира IVстепени, орденом Анны II степени, а также пожизненной пенсией.
Описание храма
По задумке Воронихина, главный вход разместили около Казанской улицы. Город увидел и принял в распоряжение еще одну жемчужину архитектуры, которой восторгаются и гордятся горожане и многочисленные гости тогдашней столицы.
Общий план кафедрального собора сильно напоминает латинский крест, центральную часть которого венчает огромный купол. Величественные колонны, а их было 95, огибают небольшую площадь.
Такой архитектурный прием был применен не просто так, он прикрывал и, можно сказать, защищал центральное здание собора.
Во время строительства, Воронихин руководствовался образом собора Святого Петра, но использовал лишь фрагмент римского проекта.
Таким образом, на свет появилось самостоятельное, ни с чем не сравнимое, сооружение, гармонично вписанное в общую архитектуру Невского проспекта.
Наружные колонны, многие элементы украшений, а также барельефы на фасаде собора, были выполнены из пудожского камня, разновидности известняка желтого оттенка. Это было выгодно и удобно, так как добывали материал неподалеку от Петербурга.
Множество великолепных статуй и скульптур, которых множество в городе, украшали храм. Вообще, в СПБ скульптуре отводится важное место, когда дело касается оформления фасадов сооружений. Верхушки боковых проездов щедро украсили красивыми барельефами, с западной стороны разместилось творение рук И.П. Прокофьева, а с противоположной использовали шедевры И. П. Мартоса. Внутри собора, над алтарем есть известный барельеф, вышедший из-под руки Д. Рашетта.
Северный вход украшают и повергают в благоговейный трепет массивные бронзовые двери работы Лоренцо Гиберти, аналог «Райских врат», от которых исходит особая энергетика защищенности. Охраняют проход, в отведенных для этого нишах, бронзовые статуи Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя, а также Владимира Равноапостольного и Александра Невского. Известными барельефами с библейскими сюжетами можно и сегодня полюбоваться, они прекрасно дополняют северный вход в храм.
Святыни Казанского собора
Только подумайте как выглядят 56 гранитных колон из розового гранита, которые умело украсили золочеными капителями. Впечатляет такой грандиозный вид и создается чувство бесконечногопространства.
Икона Казанской Божьей Матери многие годы была святыней императорской династии Романовых, которую привез Петр Великий. В XVII столетии для этой иконы в городе была возведена церковь Пресвятой Богородицы в аккурат на том самом участке, где сегодня высится кафедральный собор. Простояв несколько десятков лет, ее убрали вместе со всеми ближайшими сооружениями и получили огромную площадь для строительства собора, которое было закончено в 1811 году.
Так или иначе, но почти все события, имеющие значение для империи, были связаны с собором. Именно отсюда, по окончании церковной службы, присоединился к войскам М.И. Кутузов, прах которого привезли в собор летом 1813 года. Останки гениального воителя похоронили в специальном склепе внутри собора, а около него установили трофеи и знамена, добытые в сражениях.
Вообще, если брать общее внутреннее убранство, то можно сказать, что Казанский собор в Санкт-Петербурге выгодно отличался от остальных мест божьих особым богатством и подчеркнутой торжественностью. В каждом элементе просматривалось величие российской империи той эпохи. Первый главный иконостас создал талантливый автор всего проекта.
В 1836 году был преподнесен роскошный подарок всему Петербургу и храм обрел новый, изготовленный из французского серебра великолепный иконостас. Большинство образов святых писали самые гениальные художники того времени.
В интерьере святого места было множество изделий из серебра, которые исчислялись десятками.
Ризы на старинных образах, балюстрада перед алтарем, кадило 1644 года со 180-ю свечами, дарохранительница преподнесенная в дар Анной Иоанновной, венцы тончайшей работы, которые были использованы при венчании самого князя Павла Петровича.
Граф Строганов также не обошел вниманием храм и сделал свой вклад в виде роскошной дарохранительницы, изготовленной из уральских и сибирских драгоценных камней, а императрица Мария Федоровна преподнесла в дар святому месту золотой потир, инкрустированный алмазами и рубинами.
Казанский кафедральный собор оберегает ценную святыню династии Романовых — легендарную икону Божьей Матери. 21 июля, а также 4 ноября, в дни престольного праздника, именуемого днем Казанской Божией Матери, храм посещало множество горожан и службу перед чудотворной иконой проводили на площади перед входом в храм божий, так как внутри все прихожане уместиться просто не могли.
Кроме главной святыни, миряне преклонялись перед иными старинными ликами, иконе Спасителя, находившейся в иконостасе, святого Николая, а также известной на весь мир иконе ЧенстоховскойБожией Матери. Подобно другим храмам, Казанский собор имел Голгофу с частичкой Живоносного Гроба. Еще одна такая же частица была закреплена в великолепной иконе Воскресения, присланной патриархом Дамианом в 1906.
Глядя на все богатство и великолепие Казанского кафедрального собора, можно еще раз убедиться в величии и могуществе российской империи той эпохи. Этот шедевр зодчества, хотя бы раз вжизни, стоит увидеть каждому из нас и прикоснуться к истории.
Источник: https://biletsofit.ru/blog/kazanskij-sobor-sankt-peterburga
Казанский собор в Санкт-Петербурге: адрес и часы работы 2020, как добраться и официальный сайт
Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.
Адрес Казанского собора
Санкт-Петербург, Невский проспект 25.
Как добраться и ближайшее метро до Казанского собора в Санкт-Петербурге
Станции метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.
Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2020 г
Ежедневно с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).
Стоимость билетов в Казанский собор в 2020 г
Вход бесплатный. Собор является действующим храмом.
История Казанского собора в Санкт-Петербурге
В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.
К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.
Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.
Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге
А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга.
И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.
Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.
Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).
Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены.
На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге
После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.
С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.
Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.
Виртуальные прогулки
www.kazansky-spb.ru
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8047.htm
Казанский собор
Казанский собор – это вершина храмового зодчества и главная православная святыня северной столицы, в которой проводятся торжественные богослужения. Храм тесно связан с судьбой России и воинской доблестью. Вместе с народом он прошел через предначертанные ему испытания и выстоял.
Казанский собор с XVIII века и до наших дней
По проекту русского архитектора Земцова в Санкт-Петербурге было начато в 1733 году строительство храма Казанской Божьей Матери из камня с деревянным куполом.
На его освящении в 1737 году и на богослужении присутствовала императрица из династии Романовых Анна Иоановна. За один день до знаменательного события из Троицкого собора в Санкт-Петербурге была доставлена Казанская икона Божией Матери.
В честь всенародно чтимого образа церковь назвали Казанской. Много раз она даровала православному русскому воинству победы над врагом.
К концу XVIII столетия было принято решение императором о возведении нового храма в Санкт-Петербурге. По желанию Павла I он должен был напоминать собор св. Петра (Рим). Знаменитые архитекторы Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Джакомо Тромбаро и Чарлз Камерон участвовали в конкурсе, объявленном на создание лучшего проекта собора.
Их работы не были одобрены императором, так как архитекторами в них не была предусмотрена постройка колоннады, подобной римской. Через год был утвержден проект Воронихина А.Н., бывшего крепостного графа Строганова и в 1785 году отпущенного им на волю. Граф предложил императору ознакомиться с работой талантливого архитектора.
В 1801 году в Санкт-Петербурге был заложен Храм Казанской иконы Божией Матери. Присутствовали Александр I, Великие князья, императрица Мария Федоровна.
Торжественное богослужение и освящение Казанского собора, возглавляемое митрополитом Амвросием, состоялось 15 сентября 1811 года. Автор проекта архитектор Воронихин А.Н. был пожалован орденом святой Анны II степени и пенсией.
Через 2 года была разобрана старая церковь Рождества Богородицы, находящаяся рядом с новым собором в Санкт-Петербурге
Храм казанской Божьей Матери – особенности архитектуры
Казанский собор в Санкт-Петербурге по праву считается одним из самых знаменитых памятников изобразительного искусства и архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. Перед архитектором Воронихиным стояла очень сложная градостроительная задача.
В соответствии с православными традициями алтарь должен находиться с восточной стороны, а вход в храм – в его западной части. В этом случае собор Казанской иконы Божией матери в Санкт-Петербурге должен был располагаться боком к Невскому проспекту.
Решение архитектора возвести колоннаду в виде полукруга, состоящую из 96 колонн, было единственно правильным. Скрыв за собой основное здание Казанского собора, она стала украшением проспекта.
Колоннада в Санкт-Петербурге имеет сходство с собором св. Петра (Рим), как и желал император Павел I. В то же время римское сооружение, возведенное по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини, является самостоятельной архитектурной формой.
В отличие от него творение Воронихина – неотъемлемая часть Казанского собора, составляющая с ним единое целое. По плану архитектора такая же колоннада должна была возводиться и с южной стороны храма.
Перед центральным входом, расположенным с западной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге, две колоннады по плану соединились бы оградой. Но, эта часть плана не была реализована.
Казанский собор в Санкт-Петербурге – одна из вершин архитектуры позднего классицизма. Иногда он носит название «русский ампир». В этом стиле возводилось большинство зданий в Санкт-Петербурге в период со второй половины XVII по первую половину XIX столетия.
Ему присущи такие черты, как:
- монументальность;
- простота и ясность силуэта;
- торжественная парадность;
- величественность образов.
Кафедральный Казанский собор в Петербурге над уровнем земли возвышается на 71,5 м. Его длина в направлении с востока на запад составляет 72,5 м. В основе строения по проекту архитектора лежит латинский крест, увенчанный куполом изящной формы.
Его диаметр около 17 м. Он состоит из двух сводов – верхнего и нижнего, хорошо видного изнутри собора. По окружности купола Казанского собора расположено 16 окон. Архитектор придавал особое значение свету, льющемуся из них.
Создавалось впечатление парения купола в воздухе.
Архитектор Казанского собора в Петербурге А.Н. Воронихин впервые в мире использовал:
- конструкцию купола из металла;
- большепролетные перекрытия.
Внутри в Казанском соборе установлены колонны, изготовленные из гранита. Они разделяют пространство на три нефа. Центральный из них перекрыт сводом полуцилиндрической формы. Его ширина превышает ширину боковых нефов в 4 раза. Архитектором предусмотрено, что ряды высоких колонн гармонизируют пространство зала. В нем хорошая акустика, это придает особую торжественность богослужениям.
Казанский собор – гармония архитектуры, живописи и скульптуры
Для строительства использовались только отечественные материалы. Казанский собор в Санкт-Петербурге Википедия называет музеем российского природного камня. В нем собраны лучшие в России образцы минералов. Полы амвона и алтаря облицованы порфиром уникального малинового цвета. Его называют также шокшинским кварцитом.
В деревне Пудость Гатчинского района неподалеку от Санкт-Петербурга добывали пудостский камень. Он похож на травертин, которым был облицован собор св. Петра в Италии.
Пудостский камень в зависимости от освещения и погодных условий может изменять цвет от желтовато-серого до глубокого серого цвета. За это свойство его ценил архитектор Воронихин. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге облицован этим необычным материалом.
Из него по проекту архитектора были выполнены многие элементы: фриз, капители наружных колонн и другие элементы.
В центральном нефе рисунок напольного покрытия из мрамора выполнен в виде чередующихся полос, состоящих из плиток красного, черного и серого цветов. По замыслу архитектора так подчеркивается удлиненность пространства. Храм Казанской иконы в Санкт-Петербурге восхищает гармоничным сочетанием различных по цвету и структуре минералов: шунгита, яшмы, мрамора, финского гранита. Его добыча велась под Выборгом в районе Пютерлакса.
Снаружи и внутри Казанский храм украшен скульптурами работы талантливых мастеров Демут-Малиновского, Пименова, Мартоса, Рашетта, Гордеева, Прокофьева и других. Над оформлением Казанского храма в Санкт-Петербурге трудилось 11 самых известных скульпторов.
Наружная поверхность Казанского собора в Санкт-Петербурге украшена четырнадцатью барельефными панно разного размера, высеченными из пудостского камня.
Скульптурную композицию по замыслу архитектора дополняют бронзовые фигуры великих полководцев Барклая де Толли и Кутузова М.И.
Иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге был расписан такими известными живописцами, как:
- Брюллов,
- Бессонов;
- Угрюмов;
- Боровиковский и др.
Внимание посетителей Казанского собора привлекает образ «Взятие Богородицы на небо» (К.П. Брюллов). Не менее известны иконы с изображениями Царицы Елены и св.Екатерины кисти Боровиковского. Все работы написаны в академическом стиле и напоминают живопись мастеров итальянского Возрождения.
Казанская икона – чудотворная святыня Санкт-Петербурга
День чудесного явления иконы (8/21 июля) отмечается как большой православный праздник. Проводятся торжественные богослужения.
Явление Богородицы во сне 8-летней девочке Матроне Онучиной после пожара в Казани, уничтожившего большую часть города в 1579 году, стало знаменательным событием для всех православных.
Тогда же в Казани основали монастырь Пресвятой Богородицы, куда была помещена найденная в земле на пепелище Казанская икона Божией матери, к которой обращались верующие во время богослужений.
С нее был сделан список, признанный чудотворным, который принадлежал царице Прасковье Федоровне. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы и ей поклонялись во время богослужений.
С 1811 года Казанская Божья Матерь находится в новом соборе в Санкт-Петербурге. В истории Российского государства происходило много важных событий, связано с заступничеством Богородицы.
Перед этим образом в Санкт-Петербурге проводились богослужения, молились царственные особы дома Романовых и простые горожане.
До сих пор она помогает всем, кто с глубокой верой обращается к чудодейственному образу. Богослужения в Санкт-Петербурге совершаются при участии большого количества верующих. В ее честь был учрежден общенародный праздник 22 октября. Православные христиане во время богослужений не раз имели возможность убедиться в чудодейственной силе иконы. Они уверены: пока икона-покровитель в соборе – Санкт-Петербург под защитой.
В теплое время года, гуляя по Невскому проспекту, здесь приятно отдохнуть. Можно посидеть на скамеечке у фонтана в окружении пышно цветущих клумб.
отзыв посетителя
Казанский собор в Санкт-Петербурге, фото которого представлены на нашем сайте, является местом упокоения великого русского полководца М.И.Кутузова. Он возносил молитвы перед Чудотворной Казанской иконой о даровании победы над врагом. В храме в Санкт-Петербурге находятся боевые знамена поверженной армии Наполеона и ключи от крепостей, взятых русской армией во Франции.
Как посетить собор
Казанский собор в Санкт Петербурге официальный сайт которого знакомит с расписанием богослужений и главными событиями в деятельности кафедрального собора, открыт для посещений каждый день.
Все желающие могут поклониться святому образу в Санкт-Петербурге и оценить бессмертное творение архитектора Воронихина. Богослужения в Казанском соборе совершаются ежедневно. Время открытия храма в будни – 7.00, в праздничные дни и в воскресенье – в 6.30.
Постоянно (не только во время богослужений) в храме находится священник. Закрывается кафедральный собор после завершения вечернего богослужения.
Источник: https://glavguide.com/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/kazanskiy-sobor/
Скульптура и живопись Казанского собора в Санкт-Петербурге | Санкт-Петербург Центр
Знаменитый Казанский собор гармонично соединил в себе неповторимую архитектуру, грандиозные изваяния и непревзойденную живопись. Он стал первым российским храмом, созданным в необычном для России европейском стиле. Его спроектировал выдающийся русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин.
Над скульптурными композициями, которые придают величие собору, усердно трудились такие знаменитые мастера, как Пименов, Демут-Малиновский, Мартос, Гордеев, Проковьев, Рашетт, Воротилов, Анисимов. Стены храма украшены работами Брюллова, Бруни, Угрюмова, Боровиковского, Шебуева, Бессонова, Басина и других великих художников своего времени.
Скульптурные украшения
Скульптурное оформление осуществлялось с особым мастерством. До сегодняшних дней сохранилось богатство наружной скульптуры. Из внутренних скульптурных украшений остались лишь два прекрасных барельефа:
- один из них — работы Жана-Доминика Рашетта «Взятие воинами Христа в вертограде»;
- второй — работы Феодосия Федоровича Щедрина «Шествие Христа на Голгофу».
Остальные шедевры, увы, разрушились. В 1814 году из-за сырости осыпалась отделка храма вместе со всей украшавшей интерьер лепниной, что привело к порче практически всех рельефных композиций. В 1820 году их решили не восстанавливать, а нанести на стены декоративную роспись.
Наружные барельефы
Снаружи храм украшают 14 барельефов, вырезанных из камня, которым облицовывали собор. Особенной красотой и грандиозными размерами выделяются барельефы на аттике собора. На восточной стороне здания алтарный аттик венчает гигантский барельеф, изображающий «Вход Господень в Иерусалим». Данное творение относится к творчеству знаменитого скульптора Рашетта.
Роскошным барельефом «Изведение воды из камня Моисеем в пустыне» декорирован аттик над восточным проездом. Над созданием барельефа трудился талантливый скульптор Мартос. Противоположный аттик оформлен барельефом «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне». Это работа скульптора Прокофьева. Каждый из барельефов имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В каждой композиции изображено не менее 40 фигур.
С обратной стороны храма аттики обустроены двумя внушительными барельефами: «Дарование Моисею скрижалей» и «Неопалимая Купина». Они стали выдающимися трудами итальянского скульптора Сколяри. Квадратные панно на стенах изображают деяния Пресвятой Богородицы.
Статуи, украшающие фасад знаменитого собора
Специально для входа в собор скульптор Пименов создал композиции святейших воинов Русской церкви. С одной стороны дверей возвышается бронзовая скульптура Князя Владимира, с другой — изваяние Князя Александра Невского. Чуть ближе к северным дверям стоят еще две статуи, отлитые в бронзе: образ Святого Андрея Первозванного, созданный Демут-Малиновским, и образ Святого Иоанна Предтечи, творение рук талантливого скульптора Мартоса.
Двери собора
Бронзовые двери со скульптурными композициями, являются центральной частью северного фасада. Они скопированы с дверей флорентийского крестильного дома Баттистеро. Мастер Гиберти, придумавший их, работал над своим шедевром на протяжении 21 года.
На дверях мастер разместил 10 композиций, на которых изображались события Ветхого Завета. Создание копии входных дверей для Казанского собора поручили мастеру Василию Екимову.
На воротах российского храма сюжеты размещены в другом порядке, чем на дверях флорентийского собора.
Живопись
Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.
Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.
Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.
Источник: https://peterburg.center/maps/skulptura-i-zhivopis-kazanskogo-sobora-v-sankt-peterburge.html
Ставропольский казанский собор — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Ставрополе, 2010-е |
Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Ставрополе (Первое Ставропольское благочиние Ставропольской епархии)
С 1810 по 1816 год в Ставрополе свирепствовала страшная эпидемия чумы. В память избавления от смертельной опасности на Крепостной горе был установлен каменный крест, на месте которого предполагалось построить новый каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца. В 1839 году Святейший Синод дал разрешение на постройку данного храма.
В 1841 году горожане обратились с просьбой о построении на этом месте церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — во имя святых Николая Чудотворца и Александра Невского. 24 мая 1842 года ставропольскому обществу было объявлено, что проект утвержден государем.
22 июня 1843 года между Гостиным рядом и комиссариатскими строениями на восточной оконечности Крепостной горы было отведено место под закладку нового храма. 8 июля 1843 года состоялась торжественная церемония закладки храма, которую возглавил епископ Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьёв).
Ставропольский Казанский собор, 1910-е |
В 1847 году постройка храма была завершена, указом Святейшего Синода ему был присвоен статус кафедрального, 22 октября этого же года состоялось его освящение.
В 1858-1873 годах по индивидуальному проекту ставропольского архитектора Павла Воскресенского к западу от собора была построена четырёхъярусная колокольня высотой 98 метров. Первый ее ярус заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола.
Казанский собор славился своим церковным хором, регентом которого был ставропольский композитор и дирижер Василий Дмитриевич Беневский. Под сводами собора была устроена усыпальница, где в 1872 году был погребен епископ Феофилакт (Губин), а в 1903 году — потомственный почетный гражданин города, церковный староста собора Александр Федорович Нестеров.
В 1930-х годах собор был разрушен. Из колокольни сначала сделали радиомачту, а затем парашютную вышку. Одно время ее хотели перестроить, сделав памятник героям гражданской войны, но в мае 1943 года она была взорвана. Оправданием для этого послужило то, что колокольня являлась ориентиром для налета на Ставрополь немецкой авиации.
31 января 1991 года, решением президиума Ставропольского горсовета народных депутатов территория Крепостной горы была объявлена заповедной. Здесь начались археологические работы. В результате раскопок удалось установить точное расположение Казанского собора на местности.
В 1992 году было принято решение о необходимости воссоздания Казанского кафедрального собора и соборной колокольни. Постановлением главы администрации города Михаила Кузьмина был отведен участок под храмовый комплекс, составлены паспорт участка и задание на проектирование собора.
14 августа 1994 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II на Крепостной горе был освящен камень на будущем месте возрождения Казанского собора и «царь-звонницы».
В начале 2004 года по благословению епископа Ставропольского Феофана (Ашуркова) были начаты подготовительные работы по воссозданию комплекса Казанского кафедрального собора. 27 сентября этого же года состоялась закладка воссоздаваемого храма. Проект собора составлен на основе архивных материалов епархиальным архитектором В. Аксеновым.
В 2004 году в северной части Горки была построен небольшой кирпичный Никольский храм эклектичной архитектуры — «Храм-памятник воинам Ставропольского края, погибшим на Кавказе за единство Российского государства». Построен храм на средства главного технолога завода «Красный металлист» Александра Николаевича Капустянского в память о погибшем сыне.
В апреле 2008 года на строящемся соборе были установлены новые золотые купола, освященные архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном.
4 апреля 2010 года в Казанском храме прошла первая служба.
13 декабря 2012 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Казанского собора и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии патриарх Кирилл объявил о присвоении собору статуса кафедрального.
Использованные материалы
Источник: https://drevo-info.ru/articles/13678609.html
Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.
Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.
Создание Казанского собора
Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.
Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.
Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.
Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.
Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.
Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.
Собор в XIX – начале XX века
Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).
Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.
Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье здесь), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.
Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.
В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия , просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.
В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/kazanskiy-sobor
Казанский собор на карте
Источник: https://guida-spb.com/kazanskij-sobor.html
Казанский собор – уникальное творение крепостного зодчего
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Казанская площадь
Строительство: 1801 — 1811 годы
Архитектор: Андрей Никифорович Воронихин
Святыни: Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери
Координаты: 59°56'03.0″N 30°19'28.0″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
История храма
Архитектурные особенности
Внутреннее убранство
Сердце Кутузова
Полезная информация для посетителей
Как добраться
Казанский собор на карте
Соборы и храмы Санкт-Петербурга невозможно представить без величественной постройки знаменитого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. За два с лишним века Казанский собор стал настоящей легендой и превратился в храм-памятник воинской славы. К стройной анфиладе собора каждый день приходит много паломников и туристов.
Казанский собор с высоты птичьего полёта
История храма
С 1737 года в центре города стояла барочная Рождественская церковь. Внутри небольшого придворного храма хранился список с почитаемой верующими иконы Казанской Богоматери. При дворе сложилась традиция отмечать в этом храме самые значимые военные победы русской армии.
Прошло время, и придворная церковь сильно обветшала. Ее вид никак не отвечал парадному облику представительного Невского проспекта. В конце XVIII столетия известные зодчие Николай Львов и Джакомо Кваренги подготовили проект реконструкции здания, но он так не был осуществлен.
При Павле I решили не заниматься переделками, а построить новый храм. Причем российский государь хотел, чтобы он походил на знаменитый на всю Европу римский собор святого Петра. Для реализации амбициозного проекта провели конкурс и выбрали проект архитектора, который был крепостным у влиятельного графа Александра Строганова.
Молодой Андрей Воронихин подавал большие надежды, поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что он сумеет справиться с непростой задачей. Сам граф Строганов возглавил попечительский совет, который был должен заниматься всеми вопросами строительства. Воронихину предстояло учесть пожелания императора и в то же время не отойти от канонов, принятых в Русской православной церкви.
Чтобы расчистить площадку для строительства, на Невском проспекте снесли 11 жилых домов. Огромный храм возводили 10 лет. В 1811 году он принял первых верующих.
На материалы и работы было истрачено 4,7 миллиона рублей, а талантливого архитектора наградили орденом и пожизненной пенсией. Священников, которых назначили служить в храме, поселили в доме на пересечении Казанской улицы и Невского проспекта.
Российские императоры выказывали особое почтение нового собору. Александр I принял участие в его закладке и получил от Строганова ключи от готового храма. Внутри здания для царских особ и членов их семьи существовало особое место.
Отделкой храма занимались до 1829 года. Всеми работами руководил опытный мастер Огюст Монферран. Для украшения интерьеров строители использовали золото, серебро, редкие породы дерева, рижский известняк, сердобольский гранит и мрамор из Олонца. До конца XIX века в храме дважды проводили капитальный ремонт, реставрировали настенные росписи и иконы.
К сожалению, не обошлось без трагедий. В 1913 году, когда по всей стране отмечали 300 лет правящей династии, в кафедральный храм пришло много верующих. На ступенях при входе началась сильная давка. Газеты писали, что погибло 34 человека. Жители Санкт-Петербурга сочли это дурным знаком. По городу поползли слухи, что правление Романовых скоро подойдет к концу, и через четыре года недобрые пророчества сбылись.
После революции во всех российских храмах изымали церковные ценности – дорогие иконы, оклады и богослужебную утварь. Во время этой акции бесследно исчез большой церковный иконостас, на изготовление которого ушло 640 кг серебра.
В 1930-е годы в СССР развернули активную антирелигиозную кампанию. Старинный собор закрыли для верующих и превратили в музей. Здесь выставили экспонаты антирелигиозной выставки, первоначально созданной в Зимнем дворце.
Музей, посвященный истории религии и атеизма, просуществовал в культовом здании почти 60 лет. В 1991 году коллекции переместили в бывший дом графа Сергея Ягужинского на Почтамтскую улицу, 14, а в церкви возобновили службы. Через несколько лет собор получил статус кафедрального храма епархии.
Архитектурные особенности
Знаменитый собор возведен в традициях ампира и считается настоящей жемчужиной отечественного зодчества. В начале XIX столетия эта была самая большая церковь в стране. Парадный храм поднимается над землей на 71,6 м. Высокий купол имеет диаметр 17 м. Любопытно, что для его строительства впервые был применен каркас из цельного кованого железа.
Ширина храма – 56,7 м, его длина 72,5 м, а крылья отходят от основной постройки в стороны на 42,7 м. Здание очень гармонично, и его любят рисовать художники и снимать фотографы. В 2011 году была выпущена монета в 25 рублей с изображением стройного Казанского собора.
Четырехрядная анфилада состоит из 96 гранитных колонн. Они так нравятся туристам, что в высокий сезон возле колонн бывает трудно найти место для фотографирования. Римская колоннада замыкает площадь перед собором, а в России она открывается в сторону Невского проспекта.
Изящная анфилада вытянута вдоль городской магистрали и сохраняет традиционное для церквей расположение с запада на восток. Вход в здание находится на западе, а алтарная часть – на востоке. Воронихин оформил концы колоннады строгими монументальными портиками. Серые фасады отделаны красивым пудожским камнем, который был добыт на карьерах Гатчины.
Храм не имеет отдельной звонницы. Архитектор сделал это намеренно, чтобы не нарушать симметрии постройки. Несколько колоколов размещены в проемах западного крыла собора.
Снаружи церковь украшена бронзовыми скульптурами, которые изображают почитаемых святых – Иоанна Крестителя, Святого Владимира, Александра Невского, Апостола Андрея и несколько сцен из Святого писания. С 1837 года перед колоннами возвышаются памятники полководцам Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Внутреннее убранство
Интерьеры собора поражают своим великолепием. В росписи храма участвовали настоящие мастера живописи – Владимир Боровиковский, Федор Бруни, Карл Брюллов, Григорий Угрюмов, Орест Кипренский и другие выдающиеся художники.
Внутри установлено 56 монолитных розовых колон, вытесанных из красивого финского гранита. Каждая из них весит 30 тонн, имеет высоту 10,6 м и украшена выразительной золоченой капителью коринфского ордера. Кроме того, в соборе можно увидеть два каменных барельефа на религиозные темы.
Более двух веков здесь находятся взятые русскими солдатами трофеи и знамена поверженных армий. В соборе хранятся маршальский жезл наполеоновского военачальника Даву и ключи от завоеванных городов. После реставрации серебряный иконостас полностью восстановлен.
Сердце Кутузова
Многие приходят в храм, чтобы почтить память фельдмаршала Кутузова и поклонится его могиле. Полководец умер во время военного марша по дорогам Силезии в апреле 1813 года. По личному указу царя покойного забальзамировали и с почестями перевезли в Санкт-Петербург. По православному обряду Кутузова похоронили в главном соборе города.
Прошло время, и среди россиян поползли слухи, что в храме покоится только тело, а сердце фельдмаршала находится в Силезии. Оно было погребено адъютантом военачальника на кладбище небольшой деревни Тиллендорф, в 3 км от Бунцлау. Причиной для таких разговоров стали последние слова полководца, что после смерти его сердце навсегда останется с российскими солдатами.
В 1933 году, когда собор уже был музеем, специальная комиссия вскрыла старый склеп и составила акт. В документе было указано, что внутри обнаружены кости, остатки тканной материи и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем.
Полезная информация для посетителей
Богослужения проходят каждый день. По будням — в 9:00 и 18:00, в субботу и воскресенье – 10:00 и 18:00.
Перед храмом устроен небольшой живописный парк. В его центре красуется гранитный фонтан, который перевезли сюда с дороги, ведущей в Царское село. Туристам нравится отдыхать на парковых скамейках, кормить голубей, любоваться цветущими клумбами, аккуратными постриженными кустами и зеленым газоном. Жители города любят назначать в парке свидания и деловые встречи.
Как добраться
Кафедральный собор стоит на Казанской площади, 2, в пешей доступности от станции метро «Невский проспект». Перед храмом делают остановку многие городские автобусы и троллейбусы.
достопримечательности
← СОБОРЫ И ХРАМЫ | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва | Казань | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/1016-kazanskij-sobor-v-sankt-peterburge
Казанский Собор
Казанский собор – собор Казанской иконы Божьей Матери является кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии РПЦ. На карте Казанский собор располагается на главной артерии города – Невском проспекте.
Собор был построен в 1801-1811 годах по проекту А.Н. Воронихина. Храм был предназначен для хранения списка иконы Божьей Матери Казанской – одной из главных реликвий Санкт-Петербурга. После окончания Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал памятником победе в этой войне.
История Казанского собора
В 1799 году Павел I устроил конкурс проектов на строительство собора. Ни один проект не был утвержден. В 1800 году граф А.С. Строганов предложил Павлу I проект храма, выполненный молодым архитектором Воронихиным. Проект был принят.
В 1801 году в присутствии императора Александра I была проведена закладка Казанского собора. Строительство было завершено в 1811 году. До 1829 года отделкой собора занимался О. Монферран.
В 1813 году в Казанском соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1813 году в собор были помещены трофейные штандарты и ключи от взятых городов. В 1837 году около храма были установлены памятники М.Б. Барклаю-де-Толли и М.И. Кутузову.
В 1922 произошло изъятие религиозных ценностей из собора. В 1932 году Казанский собор был закрыт, и в храме открыли Музей религии и атеизма.
В 1991 году в храме возобновились богослужения. В 1998 году собор был снова освящен, а в 2000 году получил статус кафедрального собора.
Архитектура Казанского собора
Казанский собор построен в стиле ампир. Павел I потребовал, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме. Воронихин требование выполнил: он устроил колоннаду из 96 колонн, которая раскрывается в сторону Невского проспекта.
Интересно, что Воронихин смог решить проблему, с которой сталкивались многие архитекторы, возводившие церкви на Невском проспекте. По канону православные храмы должны иметь вход на западе, а алтарь – на востоке. Но именно так тянется Невский проспект – с запада на восток. Воронихин решил проблему, сделав боковую северную часть Казанского собора парадной.
Северные врата собора выполнены из бронзы и напоминают о «райских дверях» во флорентийском баптистерии.
Интерьер Казанского собора украшен 56 колоннами из розового гранита. Сохранились 2 барельефа: «Взятие под стражу» и «Несение креста». Иконостас главного придела был облицован серебром, отнятым у французов во время войны 1812 года. Иконостас был утрачен, но сегодня серебро восстановлено.
Источник: https://bestmaps.ru/place/kazansky_sobor
О казанском соборе: кафедральный собор божией матери, архитектор, режим работы
Казанский собор в Петербурге — паломническое место, куда каждый год приходят тысячи желающих помолиться чудотворной иконе Божьей Матери. Икона, которая в Питере, представляет копию. Оригинал появился в Казани в 1579 году и до наших дней не дошел.
Сам собор начинает свою историю с маленькой часовенки, построенной, предположительно в 1710 году. Спустя время часовню перестроили в деревянную церковь. А затем, в 1733 году, — в храм из камня в стиле барокко. Так пожелала Анна Иоанновна, императрица-матушка. Храму дали название Рождественский. Предположительно, архитектором здания был М. Земцов.
Строение постепенно приходило в упадок, и в итоге Павел I после воцарения решил реконструировать здание. Он хотел, чтобы новое здание походило внешне на римский собор Святого Петра, который однажды так сильно впечатлил его. В 1799 году по велению императора был организован конкурс на проект. И с этой даты начинается путь Казанского собора, каким мы знаем его в наши дни.
Панорамный вид с колоннадой и площадью перед собором
Предыстория: как все начиналось
Казанский кафедральный собор задумывался как место для хранения иконы Казанской Божьей Матери. Ее привезли в Санкт-Петербург в 1710 году и разместили в деревянной церквушке на Невке. Через 17 лет та церковь окончательно обветшала, и икону вместе с другой церковной утварью перевезли в Свято-Троицкий собор.
Императрицу Анну Иоанновну это положение вещей не устраивало, и в 1733 году она обратилась в Синод с просьбой построить для иконы новый храм на «прошпектной» дороге. Разрешение было получено и через четыре года, в 1737 году новое здание было готово.
Храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, поэтому и название дали — Рождественский. Правда, как только икона переехала туда, храм стали называть Казанским. Петербуржцы с трепетом относились к Богоматери-покровительнице.
Обратите внимание! Шиком и блеском храм не отличался, но играл в жизни царских особ значимую роль. Там сочетались браком члены императорской семьи. При Елизавете Петровне храм получил статус собора.
Петропавловский собор Казань
После коронации император Павел I повелел объявить конкурс на создание проекта для Казанского собора. Перед конкурсантами он поставил следующую задачу: новый собор должен быть похож на итальянский собор святого Петра и с колоннадой по типу колоннады Бернини.
Задача была непростая, и ни один предложенный проект Павла не впечатлил, пока однажды он не увидел презентацию проекта малоизвестного в то время архитектора А. Н. Воронихина. Молодой талантливый зодчий нашел решение, которое устроило венценосного заказчика.
Изначально Воронихин хотел, чтобы колонны опоясывали здание с двух сторон (с северной и с южной), а вокруг храма предлагал построить три площади. Это выглядело бы величественно, но задумка оказалась слишком дорогостоящей, поэтому в итоге колоннаду построили только со стороны Невского проспекта.
Колоннада Казанского собора
Казанский храм от закладки до освящения
Как только проект Воронихина был утвержден, спустя неделю началась подготовка к реконструкции. Шел ноябрь 1800 года. На строительство нового здания отводилось три года. На месте, выбранном для собора, было снесено 11 маленьких домов. За согласие на переселение хозяевам выплатили каждому по 500 рублей.
Благовещенский собор Казанского кремля
Дело продвигалось быстро, место расчищали, рыли рвы, откачивали воду, устанавливали сваи. Император Павел скоро собирался провести церемонию закладки первого камня, но не успел. Заговорщики-офицеры ворвались ночью в спальню, избили императора и в итоге задушили.
В итоге торжественную церемонию закладки камня провел наследник Павла Александр I. Архитектор Воронихин боялся, что Александр приостановит или вовсе закроет строительство нового храма. Но все произошло с точностью наоборот.
Зная, как отцу был дорог этот проект, Александр поторопился и провел закладку камня, не дожидаясь вступления на престол. Церемония состоялась 27 августа, а короновался Александр 15 сентября.
И в дальнейшем он тоже способствовал строительству, временами работа кипела даже ночью.
Дополнительная информация! Камень для стройки везли из Гатчины, мрамор — из Олонецкой губернии. На месте собора трудились сотни рабочих. Но, тем не менее, закончить работу в срок у Воронихина не получилось. Собор был закончен только к осени 1811 года.
Казанский собор с момента освящения до Октябрьской революции
На момент освящения храма (15 сентября 1811 года) были завершено только само здание. Отделка продолжалась еще два года. Собор стал богат на полотна с религиозными сценами, но был по-прежнему беден на иконы. Скульптуры, которыми был украшен собор, простояли только до 1814 года, затем они отсырели и развалились.
Богоявленский собор Казань
А в 1812 году началась Отечественная война. Перед отъездом, 8 августа 1812 года, М.И. Кутузов, принявший командование армией, приехал в Казанский собор помолиться чудодейственной иконе. Он не скрывал трепетного отношения к Богоматери, победы армии приписывал ее поддержке, и все полученные трофеи передавал в храм. Из серебра, которое отвоевал у французов великий полководец, был сделан оклад для иконы.
Обратите внимание! После смерти полководца М.И.Кутузова его прах был перевезен в Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Сразу после освящения Казанский собор стал играть важную роль в жизни города. Здесь не только часто молились члены императорской семьи, проводились молебны по случаю тех или иных событий, издавалась газета. В храм с нуждами и горестями приходило чуть ли не полгорода. Для помощи людям при соборе открыли столовую с бесплатной едой, богадельню для одиноких брошенных стариков, приют для детей и школу.
Казанский собор в советский период
После революции для Церкви настало сложное время. Начались преследования, расстрелы духовных лиц, пытавшихся отстоять Православную Церковь. При принудительном, зверском изъятии храмовых ценностей из Казанского собора был уничтожен чудесный серебряный иконостас. Храм был отобран у Церкви и передан обновленцам, а в дальнейшем закрыт и переоборудован для нужд советской власти. Крест сняли и заменили на шпиль. Затем в 1932 году здание храма отдали под Музей истории религии и атеизма.
Когда вернулся крест
После победы красной армии храм имел плачевное состояние. Крыша была пробита в нескольких местах, стены храма и колонны были в следах от снарядов. Часть перекрытий разрушилась. Фрески на стенах уничтожила плесень.
Собор реставрировали более 10 лет. С 1951 года работы велись внутри, приводился в порядок интерьер. А уже в 1960-е годы закончили восстановление фасада.
Как музей, здание Казанского собора прожило до конца 80-х годов. Затем государство постепенно начало менять свои взгляды на Церковь и ее роль в жизни верующих граждан. С лета 1989 года советская власть начала постепенно возвращать Церкви мощи святых. А в 1994 году на Казанском соборе снова засиял крест.
Архитектор Казанского собора
Андрей Никифорович Воронихин — выходец их крепостных, принадлежавших графу А. С. Строганову. Поскольку граф сам был близок к искусству, он не мог не заметить талантливого юношу.
В 1777 году молодой человек с подачи графа Строганова отправился в Москву учиться живописи. Через два года Воронихин вернулся и стал жить в петербуржском дворце графа, выполняя его заказы.
В частности, он выполнил отделку Строгановского дворца, реконструировал дачу Строганова на Черной речке. Поменял интерьеры в других усадьбах.
Граф Строганов с уважением относился к молодому мастеру, и в 1785 году дал ему вольную. Вместе со своим сыном Строганов отправил молодого мастера за границу обучаться архитектуре, проектированию и механике. Воронихин побывал в Швейцарии и во Франции.
В 1800 году Воронихин за проект колоннад и каскадов в Петергофе получил звание академика архитектуры. Другие известные его работы — здание Горного кадетского корпуса, дом казначейства, дворцовые интерьеры в Павловске и других местах. Именно его проект стал победителем при строительстве Казанского собора.
Дополнительная информация! За выполненную работу архитектор Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4 степени и орденом Святой Анны второй степени.
Семейная жизнь Воронихина не была счастливой. В 1801 году он женился на гувернантке Строгановых Мэри Лонд. Она была англичанкой и исповедовала протестантство, поэтому Воронихин долго не мог получить разрешение на брак. После замужества она родила супругу шесть сыновей, но к сожалению, двое из них умерли во младенчестве, остальные тоже не зажились, не оставив после себя потомства.
Талантливый архитектор, Воронихин, скончался в феврале 1814 года. Его похоронили на Лазаревском кладбище, относящемся к Александро-Невской лавре. Супруга пережила его на восемь лет.
Адрес и как добраться
Официальный адрес собора — город Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2. Фактический — Невский проспект, 25.
Добраться до собора несложно. Нужно доехать до станции метро «Невский Проспект», «Гостиный Двор» (выход к каналу Грибоедова). Собор расположен напротив выхода из метро на Невский проспект. Затем нужно пройти пешком по направлению к Дворцовой площади. Через несколько минут слева будет хорошо видно величественное здание Казанского собора.
Если поездка планируется на наземном транспорте, можно доехать:
- автобусом — № 3, 22, 27, 181, 191;
- троллейбусом — № 1, 7, 10, 11, 22;
- личным автотранспортом.
Обратите внимание! Добираться на своей машине нежелательно, потому что будут проблемы с парковкой. Раньше за Казанским собором была платная парковка, но ее закрыли. А ставить машину перед зданием нельзя, хотя запрещающих знаков там нет, но сразу приедет эвакуатор.
Воронихин Андрей Никифорович
Расписание богослужений и часы работы
Полное расписание можно посмотреть на сайте собора.
Службы в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается в будни в 7.00, в воскресные и праздничные дни в 6.30. Закрывается после окончания вечернего богослужения.
Крещение, венчание, молебны, панихиды совершаются по необходимости в течение дня в штатном режиме. В храме постоянно дежурит кто-нибудь из священников.
Стоимость входного билета
Билеты для посещения собора не требуются. Храм является действующим и вход в него свободный.
Важно! Обязательно необходимо соблюдать требования к посещению: соответствующий внешний вид, запрет на фото и видео съемку, на громкие разговоры в храме.
Памятник Кутузову и Барклаю-де-Толли
Решение об установке памятников было принято Александром I после смерти великих полководцев. Указ был подписан 23 сентября 1818 г. Но работа застопорилась, так как император хотел, чтобы военачальники были изображены в своих мундирах, а имперские скульпторы настаивали на классических туниках. Английские и немецкие художники также не смогли угодить Александру и изобразить великих полководцев достойно и убедительно.
В результате дело не двигалось с места до 1829 года. В очередной раз император, уже Николай I, объявил очередной конкурс. Работа одного из конкурсантов, Б. И. Орловского, понравилась императору. Художник добился внешнего сходства и изобразил полководцев именно так, как хотел император. В кратком описании монументов: оба изображены в мундирах, Кутузов — в движении, Барклай-де-Толли — смотрит вдаль.
Работа по изготовлению началась в январе 1830 года. Орловский пережил много споров на тему, как должны выглядеть скульптуры. Сами модели были изготовлены в 1831 году. Скульптуру Кутузова отлили в 1832 году (высота составила 4,1 м), а Барклая-де-Толли — в 1936 (высота 4 м). Причем последнюю пришлось отливать дважды.
Памятник Барклаю-де-Толли
Готовые скульптуры установили в боковых порталах храма, напротив колоннад. В 1839 году вокруг пьедесталов построили ограду, позже тумбы с натянутой цепью.
Казанский собор в Петербурге является одним из крупнейших в городе. Это не только вместилище для чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, но и замечательный памятник воинской славы русского народа.
Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/kazanskij-sobor.html