В каком году был построен Софийский собор в Киеве

Пять кафедральных храмов Киева (Павел Комаров)

За более чем тысячелетнюю историю Православной Церкви на украинских землях кафедра Митрополитов Киевских находилась при разных храмах каждый из которых имеет свою неповторимую историю и судьбу.

Десятинная церковь

Первым митрополичьим соборным храмом принято считать Десятинную церковь, построенную святым князем Владимиром в 996 году. После Крещения Руси он принялся за благоустройство церковной жизни, и одним из главных его деяний было устроение соборной церкви.

В 992 году князь пригласил греческих мастеров, которые приступили к сооружению храма. Выбор места постройки пал на бывший двор варяга Феодора, пострадавшего вместе со своим сыном Иоанном в начале княжения князя Владимира от рук язычников.

Таким образом, первый соборный храм Руси был построен на месте первых русских христиан-мучеников.

Храм строили четыре года, и 12 мая 996 года он был торжественно освящен прибывшими по приглашению князя митрополитом Леонтием и епископами. Древние летописи называют Десятинную церковь храмом Пресвятой Богородицы и не дают точного указания, в честь какого события из жизни Божьей Матери она была освящена. Некоторые ученые полагают, что в честь Успения, другие — в честь Рождества Богородицы.

Существует версия хрониста начала ХІ века Титмара Мерзебургского, который считал, что Десятинный храм был освящен в честь священномученика Климента Римского, поскольку в этом храме находилась часть его мощей. Название «Десятинная» связано с тем, что князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода на содержание этого храма и его клира.

Именно в этом храме и был впоследствии похоронен святой князь.

В 1240 году, во время нашествия на Киев войск хана Батыя, храм послужил последним оплотом защитников города, и был разрушен. Попытка воссоздания храма была предпринята в XVII веке святителем Петром Могилой.

Во время его управления Киевской митрополией была построена небольшая церковь на месте руин древнего храма. В XIX веке по инициативе Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) началось возрождение Десятинной церкви.

Новый храм, построенный в византийско-московском стиле, был освящен в 1842 году Киевским митрополитом Филаретом. В 20‑х годах ХХ века этот храм был разрушен и разобран.

Софийский собор

Вторым кафедральным храмом Киевских митрополитов является знаменитый Софийский собор. Он сохранял статус кафедры Киевских первосвятителей более 900 лет. В исторической науке существуют различные мнения по поводу времени постройки храма. Традиционно считалось, что храм строился в годы княжения Ярослава Мудрого в период между 1017 и 1037 годами.

Однако в последние годы высказывается предположение, что храм был заложен еще при святом Владимире и строился в период с 1011 по 1018 гг. Несмотря на все споры, не вызывает сомнения, что после 1051 года София Киевская стала кафедрой Киевского митрополита.

Именно здесь находился центр церковного управления Русской Церковью, здесь рукополагали епископов и ставили князей на княжение.

При нашествии Батыя в 1240 году храм был разорен, но не разрушен и на полстолетия остался в запустении. Меры по воссозданию храма как кафедры митрополитов Киевских предпринимали митрополиты Кирилл ІІ и Максим. Но особо над обновлением Софийского собора потрудился митрополит Киевский Киприан (1389—1406).

В 1416 году собор сильно пострадал от нашествия хана Эдигея и смог обрести прежнее величие только во второй половине XV века. Со второй половины XV века митрополиты не жили в Киеве, хотя он и сохранял официальный статус центра митрополии. София Киевская в условиях отсутствия в городе митрополитов управлялась митрополичьими наместниками.

Такая ситуация сохранялась до конца XVI века.

Различные путешественники, бывавшие в Киеве в XVI веке, пишут о том, что Софийский собор находился в фактическом запустении. После Брестской унии 1596 года храм перешел в руки к греко-католикам.

И только в 1633 году стараниями митрополита Петра Могилы он вновь стал кафедрой православных митрополитов. Святитель Петр отреставрировал древний храм и основал при нем монастырь.

С конца XVII века при митрополитах Киевских Варлааме (Ясинском) и Рафаиле (Заборовском) храм перестраивают в стиле украинского барокко, и он приобретает тот вид, который мы можем видеть сейчас.

В октябре 1921 года именно здесь были совершены так называемые «самосвятские» хиротонии Василия Липкивского и других лидеров УАПЦ.

После этого София считалась кафедральным собором УАПЦ, а сторонники сохранения канонической связи с Русской Православной Церковью совершали богослужения в Трапезном храме на территории комплекса Софийского собора (так называемая «Малая София»).

В 1929 году Софийский собор был закрыт советской властью. В 1934 году здесь был открыт музей-заповедник. В 1990 году храм был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне богослужения в Софии Киевской не совершаются.

Владимирский собор

В течение длительного времени в Киеве не было официального кафедрального храма. Лишь в 1944 году по инициативе митрополита Киевского Иоанна (Соколова) кафедральным храмом стал Владимирский собор. Этот храм является одним из украшений города.

Инициатива его создания принадлежит митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову), выразившему в 1852 году императору Николаю І свое желание построить храм-памятник просветителю земли Русской. Над строительством работали известные архитекторы Р. Бернгард, В. Николаев и А. Прахов.

В соборе сохранились росписи известных русских художников В. Васнецова, М. Нестерова, П. Сведомского и других.

Собор был освящен митрополитом Киевским Иоанникием в 1896 году, в присутствии Российского императора Николая ІІ и его семьи. После революции для храма наступили тяжелые времена. В 20-х годах из Владимирского собора были вывезены все драгоценности, а в 1929 году колокола храма были сняты и переплавлены. В 1930 году в соборе находился Антирелигиозный музей, а позднее в нем размещался архив библиотеки Академии наук.

В 30-е годы во Владимирский собор были перенесены мощи святой великомученицы Варвары из Михайловского монастыря и мощи священномученика Макария Киевского из Софийского собора. Мощи святых почивают здесь и поныне.

Во время Великой Отечественной войны богослужение в храме было возобновлено и больше не прекращалось.

В 1992 году, когда Киевский митрополит Филарет (Денисенко) уклонился в раскол, он сумел сохранить контроль над Владимирским собором, который с этого времени стал главным храмом непризнанного мировым Православием «Киевского патриархата».

Трапезный и Успенский храмы Киево-Печерской Лавры

Когда в июне 1992 года в Киев прибыл Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), его официальной резиденцией стала Киево-Печерская Лавра.

Фактически функции кафедрального храма Киевской митрополии выполнял Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия.

А после восстановления Успенского собора Лавры именно этот храм стал главным собором Киево-Печерской Лавры, а значит, и главным храмом митрополии. Начало Успенскому собору в 1073 году положил преподобный Феодосий Печерский.

Основанию храма, по свидетельству Киево-Печерского Патерика, предшествовало чудесное явление Богородицы двенадцати мастерам-грекам, Которая повелела им идти на Русь. Освящение собора состоялось в 1089 году при игумене Иоанне.

В 1240 году собор пострадал от нашествия монголов, а в 1482 году — от полчищ хана Менгли-Гирея.

В 1718 году после пожара Успенский собор подвергся сильному разрушению, но благодаря благотворительной деятельности украинских меценатов в 1729 году был заново отстроен и украшен в стиле украинского барокко.

3 октября 1941 года храм был взорван. До сих пор ведутся споры, кто это сделал: немецкие захватчики или советские подпольщики. В 1995 году началось возрождение Успенского собора. Храм был восстановлен в довольно короткий период: его освящение было совершено уже 24 августа 2000 года. Ныне храм ежедневно открыт для посещения, здесь регулярно совершаются богослужения.

foma.in.ua

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3463

Софийский собор в Киеве

 Софийский собор 1037 года.

Киев. Софийский собор. Реконструкция западного фасада.

Софийский собор в Киеве является главным памятником зодчества Киевской Руси. Он был заложен в 1037 г. и через несколько лет окончен. Его строили опытные константинопольские мастера, на что указывает стиль строительства, отражающий традиции столичной архитектуры. Софийский собор должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Он поражал своей гранидиозностью: площадь его главной части составляла 600 кв. м, она была окружена с трех сторон двухэтажной галереей. Его венчали 13 глав. В результате перестройки XVII в. внешняя часть Софийского собора приобрела формы украинского барокко. Но внутренность собора сохранила во многом облик XI в.

— в главной части имеются прекрасные мозаичные панно, сохранились фрески, на которых изображена семья великого князя киевского Ярослава Мудрого (11)19-1054).

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Софийский собор в Киеве (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрымна площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками

XVII-XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой.

Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным.

Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами.

Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто из архитекторов является строителем Успенского собора в Московском Кремле

При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей.

Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами.

Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что “Бог с людьми пребывает”. Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель.

В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками.

Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской.

Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.

Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн. Ярослава, на стенах лестничных башен — эпизоды придворной жизни: цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса.

Л.К.

“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/ 

Далее читайте:

Киев — один из древнейших русских городов.

“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона Русской Православной Церкви, неизвестная на Западе.

Софийский собор в Новгороде, построен в 1045-50. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней.

Софийский собор в Полоцке, построен в сер. XI в.

| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

Такой привычный элемент жилого быта, каковым являются окна, были когда-то не бытовым предметом, а символом. Храм — тело. Окна — очи. Внутреннее пространство собора освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы.

Свет, идущий через окна, становился продолжением архитектурных форм самого здания храма. Свет, идущий сверху, с небес, как бы связывает входящего в собор человека и небеса. Но не только в постройках, созданных для отправления религиозных ритуалов, важно правильно подать свет.

Пластиковые окна — это очи современного дома, которыми и через которые человек смотрит на мир.

Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sofi_kiev.php

Софийский собор в Полоцке


Интерьер Софийского собора в Полоцке

Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.

Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.

Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.

Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске.

История Софийского собора

Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.

Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.

В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.

Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.

В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой.

В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

  • вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
  • семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

Софийский собор сегодня

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.

Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:

  • Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);
  • Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).

Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

Где находится Софийский собор

Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке. Адрес – улица Замковая, 1.

Достопримечательности вблизи Софийского собора

Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.

В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:

В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:

  • домик Петра I (ул. Нижне-Покровская, д. 33), где в начале XVIII века останавливался император;
  • лютеранская кирха (ХIX – н. XX вв.) – сейчас в необычном здании бывшей церкви, построенном в стиле неоготики, находится старейший в городе Полоцкий краеведческий музей;
  • памятник букве «Ў» (буква «у краткое» встречается только в белорусском языке);
  • памятник кривичам;
  • памятники знаменитым историческим личностями Полоцка – князю Всеславу Чародею, святой преподобной Евфросинии, славянскому первопечатнику Франциску Скорине, Симеону Полоцкому
  • памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» (проспект Ф. Скорины), где каждый гость города может получить сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто возглавляет Украинскую церковь

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/travel/belarus-life/sophia-cathedral-in-polotsk

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Стамбула. Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

История

Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.

Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.

Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.

Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.

В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом

Источник: http://olgatravel.com/2014/02/sobor-svyatoj-sofii-ajya-sofiya/

История Софийского собора, описание, строительство Софийского собора в Киеве. История создания Заповедника София Киевская

Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская — «Софийский музей» находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор — всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.

Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов — украинского, русского и белорусского.

Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.)

В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси , что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.

С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева — Десятинной (989-996 гг) — князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира — Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм — Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.

Строительство Софийского Собора в Киеве

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.

Вокруг Софийского собора — центрального сооружения Ярославова города — стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот — парадного въезда в древний Киев.

Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевича:

Название собора «Софийский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», Софийский собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство.

Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства.

Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.

Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион — выдающийся публицист своего времени — писал о нем: «Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада».

За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел.

Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.

В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г :

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов.

В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы.

Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.

В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.

XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.

В XVII — XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.

В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.

Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.

Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.

Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:

История создания Софии Кевской

В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская, в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.

Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь — древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей.

В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др.

На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.

В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.

Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.

Однако София Киевская, как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.

Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор, затем — архитектурные памятники XVIII века.

Вид собора с юго-востока:

Читайте далее:
— План заповедника
СОФИЙСКИЙ СОБОР
Фрески Софийского Собора >>>
— Мозаики Софийского Собора >>>
— другие детали интерьера >>>
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ на территории заповедника София Киевская

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему буддийские монахи носят оранжевые одежды

Источник: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/istoriya_sofiyskogo_sobora.shtml

Киевский Софийский собор – жемчужина города Киев

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27'10.4″N 30°30'51.3″E

: 

История возникновения и существования собора

Архитектурные особенности собора

Киевский Софийский собор на карте

 

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.

В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность.

Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма.

Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки.

Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков.

Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок.

Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок.

В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей.

Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.

В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения.

Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

достопримечательности

← Украина СОФИЙСКИЙ СОБОР Европа →

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць Милан Рим Флоренция
Амальфи Ассизи Альберобелло Барселона
Жирона Берлин Мюнхен Париж
Афины Лондон Будапешт Ватикан
Венеция Таллин Обидуш Прага

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/364-kievskii-sofiiskii-sobor

Софийский собор в Киеве — последнее творение Сивоока

До возведения Софийского собора в Киеве, это место было историческим центром Киева, на котором решались важные политические вопросы государства. Храм был построен в самой высокой точке города, чтобы его купола можно было видеть отовсюду.

Храм был назван так же как его византийский прототип и посвящен Софии Премудрой. Именно в соборе Св. Софии возникли первые библиотека и школа, там же писались летописи.

Среди великолепного убранства храма встречали победителей и заключались международные соглашения, а на Софийском подворье проводились народные собрания.

Вступление на княжеский престол также освящалось в Святой Софии и там же они находили вечный покой. До сих пор в ней находится мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, позже под куполом собора нашел упокоение Владимир Мономах.

Общий облик Софии выполнен в византийском стиле, но в ее архитектуре прослеживаются символы и языческой культуры (рисунки солнца), и мусульманской культуры (на плитках, которыми выложен пол). 

Во времена Ярослава Мудрого собор считался невиданно огромным, он насчитывал 13 куполов, которые символизировали Спасителя и 12 его учеников.

Предполагается, что церковь была возведена специально прибывшими из Византии строителями, они же осуществляли руководство над расписными работами.

Мозаичные иконы и фрески внутри собора

Мозаичные иконы и фрески располагались в такой последовательности, которая впоследствии была лекалом при украшении других православных храмов мира.

Главным сокровищем Св. Софии и ранее и сейчас остаются ее великолепные фрески, необычайные мозаики и чудотворные иконы.

Внутри храм раписан различными фресками. На верхних сводах можно увидеть отпрысков Ярослава Мудрого. 

Стены и своды лестничных башен украшены фресками, на которых изображены сцены из жизни императоров Византии.

Мозаичная композиция в центре – это образ Христа Пантократора (Вседержителя) в центральном куполе. К сожалению, до сегодняшнего дня дошел лишь небольшой участок мозаики, а остальное написал художник Врубель уже в 19 веке.

Мозаика «Нерушимая стена»

Мозаика Богоматерь Оранта, шесть метров в высоту, выполнена на вогнутом своде и создает иллюзию того, что Мария обнимает и оберегает всех молящихся. Она носит также название «Нерушимая стена» и есть поверье, что пока цела мозаика, то с Киевом будет все в порядке. Эту легенду подтверждает тот факт, что Оранта пережила все разгромы собора Св. Софии. Также бытует мнение, что лик Оранты был написан с княгини Анны, жены князя Владимира.

Попыток разрушить и разграбить храм, было несколько. 

Первым был суздальский князь Андрей Боголюбский, который напал на Киев в 1169 году. Спустя 10 лет случился пожар, едва не уничтоживший Софию. В середине 13 века орды хана Батыя разорили собор, а в конце 15 века его уже грабили крымские татары. В итоге храм стоял без куполов, и подворье заросло сорняками. Более 300 лет Святая София стояла в запустении, но, тем не менее, это был действующий храм.

Интерьер собора пострадал намного меньше, чем фасад. К сегодняшним дням восстановлено 260 кв. метров мозаики и три тысячи кв. метров фресок. Мозаичная палитра собора насчитывает 177 цветовых оттенков. Мастера выкладывали мозаики таким образом, чтобы световые лучи отражались под всяческими углами, при этом создавая блистающую поверхность.

В ходе реставрационных работ были обнаружены стенные надписи, которые рассказывают об исторических событиях и политических деятелях.

На данный момент найдено более двух тысяч граффити, среди прочих есть и подписи, оставленные великими князьями и княгинями 11-12 веков.

Реконструкция собора

Более основательная реконструкция Софийского собора была осуществлена при содействии митрополита Петра Могилы. Восстановление проводил архитектор Манчини из Италии, который придал храму стиль украинского барокко. В то время и появились фронтоны, а купола приняли грушевидный позолоченный облик.

Правда, иногда подход к реставрации был весьма своеобразным: потускневшие, облупившиеся от времени или вандализма завоевателей фрески, просто покрывались сверху слоем белил или масляной краски. 

Зачастую виновата в этом была элементарная нехватка средств.

В 30-е годы прошлого столетия собор собирались уничтожить, но благодаря французским властям, памятник архитектуры оставили в покое. Французы посчитали, что раз их королева Анна была дочерью Ярослава Мудрого, то Св. София имеет отношение и к их истории. Во избежание международного скандала собор был просто перепрофилирован на атеистический лад и получил статус историко-культурного заповедника.

Хотя в последние годы идет много разговоров о том, чтобы собор стал действующим храмом, на сегодняшний день Св. София остается музеем.

Лишь раз в году, когда Украина празднует День независимости, в храме собираются представители разных христианских конфессий и возносят молитву за Украину.

Непременно загляните в собор, не пожалейте времени и денег. Несмотря на все реставрации. Здесь живет история.

Источник: https://avia-all.ru/puteshestvija/156628-sofijskij-sobor-v-kieve.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]