Какая церковь была построена без единого гвоздя

Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера — paulus — КОНТ

Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы.

Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.

На русском Севере можно увидеть невероятной красоты церкви.

Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).

Деревня Ильинский остров (Моша). Храм пророка Илии (XIX в.) до восстановительных работ

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.

Сегодня многим деревянным церквям необходима реставрация.

Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них.

Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей.

Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

Архитектурный ансамбль Кижи.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.

дин из куполов Суздальского храма.

Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.

г. Суздаль, Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево.

Церковь Воскресения Христова из села Потакино.

Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

3. Церковь Всех Святых в Сургуте

Историко-культурный центр «Старый Сургут». Церковь Всех Святых.

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка — Сидозеро (Яковлевское) — Подпорожский район — Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.

Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством.

5. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах

Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде

Церковь Святого Николы в Великом Новгороде.

Церковь Преображения Господня в Пермском крае.

10. Церковь Воскресения Христова из Патакино

Церковь Воскресения Христова

12. Храм Владимирской иконы Божией , деревня Подпорожье

Храм Владимирской иконы Божией

Храм Владимирской иконы Божией, построенный в 1757 году, сегодня является памятником федерального значения. Храм стоит на высоком берегу реки Онеги. Внешне храм достаточно крепок, от интерьера сохранилось «небо». В некоторых местах разрушена крыша. Центральная часть храма проседает вниз и тянет за собой примыкающие к ней пределы. Нужны серьезные реставрационные работы.

13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье

Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье, 1665 г

Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга

Храм Преображения Господня, деревня Нименьга, 1878 г.

Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.

15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская

Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Так выглядит часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких после восстановительных работ.

Источник: https://cont.ws/@paulus/626576

Самые известные часовни, церкви и соборы Карелии, которые стоит посетить

Сотни верст проходят паломники, чтобы поклониться православным святыням в Карелии. Сотни лет, войны и революции помнят эти стены и эта земля — от благодати звучных колоколов до трагедии, боли и крови.

Остров Кижи

На острове Кижи нет отелей. Не найдете вы здесь ни шумных торговых центров, ни крутых баров. На этом острове царят сказка, тишина и покой. Давным-давно русские зодчие создали деревянное чудо, воцарившееся здесь на долгие годы: удивительные церкви с резными куполами, крохотные часовенки, колокольни. Вокруг этой редкостной красоты плещутся свежие воды Онежского озера. Сам остров невелик, его можно обойти за пару часов.

Три старые деревеньки: Васильево, Ямка и Кижи вместе с другими достопримечательностями составляют основу музея-заповедника. Три главные церкви, Храм во имя Святого и Животворящего Духа и восемь часовен достучатся до смятенного сердца.

Преображенская церковь о 22 головах была построена еще в 1714 году — без единого гвоздя. Двадцать два купола вонзаются в голубое небо, почти 37 метров невиданной красоты! Сооружение хорошо заметно с любой точки, как на воде, так и на суше.

Рядом находится девятиглавая Покровская церковь, знаменитая своим иконостасом. Самая древняя икона датируется шестнадцатым веком. На богослужение можно попасть лето и осенью, вплоть до самого Покрова.

Церковь Воскрешения Лазаря, срубленная в 1244 году (считается, что святым Лазарем Муромским) — один из древнейших памятников Русского Севера, привезенный сюда из Муромского монастыря.

Помимо церквей, на Кижи есть и другие достопримечательности:

  1. часовня Михаила Архангела;
  2. старинные дома;
  3. мельницы;
  4. корпус земской больницы;
  5. ремесленное училище;
  6. кузница.

Обязательно стоит приехать на Кижи тем, кто хочет услышать переливчатый звон Шатровой колокольни, который расходится на несколько километров. Туристы и паломники могут добраться сюда на теплоходе из Петрозаводска. Вдалеке от экскурсионных маршрутов, рядом с причалом, имеется небольшой ресторан, в котором можно подкрепить силы после путешествия.

Валаам

В северной части Ладожского озера есть остров Валаам, чье название переводится с финского как горная, высокая земля. На Валааме находится мужской монастырь, известный своей трагической судьбой. Его история началась еще в далеком XIV веке, когда два инока Сергий и Герман (их мощи и поныне похоронены на острове в особой могиле) основали здесь монашеское братство. Среди бесконечных тягот монахи не только выживали и трудились, но и являли пример другим своей щедростью.

В советские годы судьба монастыря менялась причудливым образом — от оплота международной контрреволюции до Дома инвалидов. И только в 1989 году Валаам воскрес, вернув себе прежний облик и прежнее назначение. Среди мрачных скал и вековых сосен, колокольного перезвона в глубокой тишине растут его белокаменные стены и блестящие маковки. Попасть на остров можно на теплоходе, а, чтобы увидеть монастырь изнутри, нужно оформить турпутевку.

Собор Александра Невского

Первый камень в основание кафедрального собора во имя Александра Невского на территории Петрозаводска был заложен в начале XIX века. Строили его, что называется «всем миров», финансирование осуществлялось из средств, собранных в виде добровольных пожертвований горожан, тридцать тысяч лично пожертвовал Император Александр I. Внесли свою лепту в строительство собора и чиновники, и местные купцы.

В советское время собор превратили в музей. В 1991 году он вернулся под управление Русской Православной Церкви, окончательно реконструирован в 1999. Вернулись на звонницу восемь колоколов весом до полутора тонн, изготовленных по старинной технологии.

В соборе появился позолоченный иконостас с Владимирской иконой Божией Матери, иконой святого благоверного князя Александра Невского, иконой Карельских святых; мощи Киевских и других чудотворцев.

Собор расположен в столице Карелии, городе Петрозаводске, по адресу проспект Александра Невского, 32.

Успенская церковь в городе Кондопога

Лебединая песня русского деревянного зодчества, Успенская церковь в Кондопоге была создана еще в шестнадцатом веке. Рядом с ней в XIX веке на средства прихожан построили шатровую колокольню и церковь Рождества Богородицы.

В советское время оба здания были разобраны. В 2018 году Успенскую церковь полностью уничтожил пожар, остались одни деревянные завалы. Погибли и все ценные иконы.

 До пожара внутри был иконостас и удивительный потолок-небо, уникальный образец “Божественной литургии”.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кеми

Когда-то здесь, в четырехстах километрах от Петрозаводска, был настоящий архитектурный ансамбль: приписные четыре церкви и две часовни. Сам собор построили в начале восемнадцатого века, в честь победы над шведами.

В 2019 году велась активная реставрация сооружения. Его разобрали по бревнышку, а затем собирали по чертежам архитекторов. Весь собор — из единого сруба без гвоздей.

Обещают и восстановление “светящегося” иконостаса, свет на который падал через особые, прорубленные наверху оконца.

Церковь Петра Апостола

В Кондопожском районе, в Марциальных водах, рядом с минеральными источниками есть еще одно чудо — церковь Петра Апостола. Её проект был собственноручно выполнен Петром I, в то время, когда он приезжал лечиться на воды. Он сам выточил паникадило, деревянные напольные подсвечники — последние так и остались в церкви и по сей день. Сохранилось и все внутреннее убранство, созданное в начале XVIII века.

Главным украшением церкви остается иконостас в два яруса с иконами св. апостола Петра, св.блг.кн. Александра Невского, Спаса Вседержителя, св. Иоанна Златоуста, Божией Матери Одигитрии, св. Николая Мирликийского. Сооружение остается в ведении краеведческого музея, но раз в году, 12 июля, в ней обязательно проводится служба.

Варваринская церковь

Церковь Варвары Великомученицы — святыня Русского Севера. Построенная в стиле шатровых храмов, стояла она веками в центре Яндомозера, похожего на неглубокую, ровную подкову. Темные бревна с многовековой историей, два шатра, устремленных в небо, чисто свечи — тихое совершенство старины. Теплый ветер на колокольне, оглушительная, спокойная тишина. Отсюда не хотелось уходить — хотелось остаться и впитывать в себя и тишину, и покой.

В последние годы было решено отдать Варварушку на реставрацию. Тут и случилась беда — безответственный подрядчик, разобравший сруб, бросил его гнить посередине дороги. Несколько лет уже бревна, точно оголенные кости, лежат под снегом и дождем. Но будем верить в чудо — в Типинницах наконец начали заливать фундамент для восстановления православного памятника.

Ильинская часовня в Лазарево

Добраться до одной из самых старейших карельских часовен в деревне Лазарево непросто. Это второе по возрасту после Святодуховской часовни православное место на территории Сегозерья. Находится она на старом кладбище в еловой роще. Вокруг кладбища можно увидеть остатки ограды, здесь же сохранились намогильные домики — маленькие прямоугольные срубы на могилах.

Разные истории и разные судьбы у церквей в Карелии. Десятки часовен, храмы и монастыри, старинные церкви — как драгоценные камни, вставленные в заонежскую корону. Какие-то из них никогда не утрачивали своего блеска, некоторые возродились совсем недавно, а есть и такие церкви, что потеряны навсегда, и увидеть их теперь можно только на фотографиях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Варвара По церковному

Источник: http://otdyhvkarelii.ru/articles/samye-izvestnye-chasovni-tserkvi-i-sobory-karelii/

Достопримечательность | Церковь Иоанна Предтечи | Туристический портал Тверской области Туристический портал Тверской области

Если вы уже побывали в Ниловой пустыни, обошли весь Осташков и думаете, что бы еще посмотреть на Селигере, вам просто необходимо съездить на Ширков погост, где вас ждет срубленная без единого гвоздя уникальная деревянная церковь XVII века.

Один из самых живописных уголков Тверской области можно обнаружить на северо-западе, между холмов Валдайской возвышенности. На четырёх озёрах Верхневолжья — Стерж, Вселуг, Пено и Волго — сохранился не только не тронутый временем пейзаж, но и уникальные архитектурные памятники разных эпох.

Настоящей жемчужиной Валдая является древний Ширков погост, расположившийся на озере Вселуг. История основания населённого пункта оказалась забыта, известно лишь, что задолго до его возникновения на этом месте располагались разрозненные поселения и языческое капище.

Также были преданы времени

Историческая справка

Храм был построен в 1694 году. Существует поверье, что он был возведён на месте более древнего храма, который возвышался здесь в честь победы Александра Невского над литовцами в 1245 году. Высота церкви Иоанна Предтечи — 45 метров. Архитектура сооружения нестандартна, однако в XVII веке такие постройки были довольно распространены.

В Тверской губернии существовало несколько подобных храмов — к примеру, в Торжке и Ниловой пустыни. Однако они остались лишь в архивных сводках, и единственная ярусная деревянная церковь (четверик на четверике) сохранилась лишь на Ширковом погосте. Церковь Рождества Иоанна Предтечи много раз достраивалась и ремонтировалась.

Свои прямые функции культовое сооружение выполняло вплоть до конца XIX века, однако в начале XX возникла острая необходимость в храме большей площади. Сыграли свою роль несколько факторов — Ширков погост стал значительным православным центром на Валдае, а вокруг на многие километры не было церквей.

Деревянный храм не только не отапливался, но и уже не мог вместить всех верующих.

Именно поэтому местные жители решили построить просторную каменную церковь, объявив подушный сбор на её строительство. Необходимая сумма была собрана за 7 лет, и в 1912 году на Ширковом погосте вырос новый трёхпрестольный каменный храм в псевдорусском стиле.

Главный престол был наречён во имя Рождества Иоанна Предтечи, южный — во имя Рождества Христова, северный — во имя Богоявления. Его создателем был тверской губернский архитектор Фёдоров А.П.

При этом старая деревянная церковь не была снесена — новое строение культа дополнило архитектурный ансамбль, органично вписываясь в общую панораму местности.

В советское время церкви были закрыты. К 60-м годам XX века деревянный храм Иоанна Предтечи начал разрушаться. Безвозвратно были утрачены некоторые его элементы, закрыто древнее кладбище. Возрождением уникального храма руководил мастер, занимавшийся реставрацией Кижей, — Ополовников А.В. За три года осташковские реставраторы вернули памятнику его первоначальный облик. Помимо этого, на средства прихожан недалеко от храмов на роднике была построена небольшая деревянная часовенка.

Как добраться

На автотранспорте необходимо выехать за границу Осташковского полуострова, повернуть налево на Пено и через 12 км в Заево свернуть направо. От Заево до Ширкова Погоста около 15 км. Помимо этого, можно отправиться и теплоходной экскурсией с пристани Осташкова.

Источник: http://welcometver.ru/places/cerkov-ioanna-predtechi

Без единого гвоздя. 10 самых старых деревянных храмов Беларуси

Деревянные постройки в сравнении с каменными быстрее разрушаются и легко горят. Поэтому, когда у белорусских магнатов появились средства и возможности возводить долговечные каменные храмы и усадьбы, деревянное зодчество отошло на задний план, но не забылось и не исчезло.

Старых деревянных храмов в Беларуси в разы меньше, чем каменных. Но все же есть церкви, костелы, мечети, которые время пощадило. Сегодня все они являются памятниками народного зодчества, придающими колорита белорусским местечкам. Мы собрали 10 деревянных храмов с долгой историей, чтобы на их примерах больше узнать о когда-то столь популярной деревянной архитектуре.

Церковь Святого Николая в Кожан-Городке

Деревянные полесские храмы, как правило, достаточно скромны по размерам, но церковь в Кожан-Городке выделяется среди других величиной и количеством куполов – их пять. Святыню на кургане в местечке построили в 1818 году. Поговаривали, что этот самый курган насыпали военнопленные французы, а песок для холма они носили чуть ли не в шапках. 

Свято-Николаевская церковь – классический пример деревянного полесского зодчества. Она появилась в поселке благодаря щедрому шляхтичу с фамилией Щит. А возводили ее несколько мастеров. Все они были неграмотными – под контрактами напротив фамилий оставили крестики. Но это никак не помешало им создать уникальный на сегодня памятник народного зодчества – внушительную по размерам церковь, построенную без единого гвоздя.

В 1867 году прошла первая реставрация храма. К церкви достроили трехъярусную колокольню, что немного нарушило симметрию здания. С тех пор башенки с куполами как будто смотрят в разные стороны и грозятся со временем вовсе упасть.

Церковь Святого Никиты в деревне Здитово

Внешне Свято-Никитская церковь в Здитово не производит сильного впечатления: небольшая деревянная церквушка, каких не так уж мало в Беларуси. Но знатоки истории оценят постройку, ведь это одно из самых старых деревянных зданий в стране. 

Храм возвели на берегу реки Мухавец в далеком 1502 году в традициях западнополесской архитектуры. И пока другие многочисленные деревянные святыни уничтожались войнами, пожарами, временем, церковь в Здитово мирно проживала столетие за столетием. Конечно, здание не раз реконструировалось, и за последние века его облик сильно изменился, но тем не менее сегодня постройка претендует на включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь в Здитово когда-то часто посещали представители рода Костюшко, особенно любил сюда заглядывать отец именитого полководца. Сегодня побывать на богослужениях в старой деревянной церкви может каждый, ведь она до сих пор действует. 

Покровская церковь в Музее народной архитектуры и быта в Строчицах

Деревянных церквей XVIII столетия и старше в Беларуси осталось не так много. Но одна из наиболее сохранившихся уже стала музейным экспонатом и часто мелькает в белорусских и российских фильмах. Это центральный объект музея под открытым небом в Строчицах – Покровская церковь, которую привезли на музейную территорию под Минск из деревни Логновичи Клецкого района.

Церковь построена в униатский период в XVIII столетии, ее основное украшение – барочная башенка над входом. Церковные иконы были перевезены вместе с храмом, все они хранятся в Покровской церкви уже не меньше 200 лет. В интерьере церкви есть также деревянная скульптура, что достаточно редко встречается в православных святынях.

Церковь в Строчицах интересна еще и своим натуральным цветом. Ведь деревянные храмы для лучшей сохранности красят, причем чаще всего в голубой цвет. А Покровская церковь и сегодня выглядит именно так, как и столетия назад.

Церковь Всех Святых в Турове

Полесский городок Туров нельзя представить без традиционной для Полесья деревянной церкви, которая к тому же является популярным местом паломничества.

Туровская церковь построена в первое десятилетие XIX века и долгое время служила исключительно для заупокойных служб, ведь она размещена на городском кладбище. Храм построен из трех срубов, в XX веке была проведена его реконструкция, тогда к зданию пристроили колокольню, а в начале 2000-х постройку украсили позолоченные купола.

Сегодня в церкви хранится один из каменных крестов, которые по преданию приплыли в Туров по Днепру и Припяти и защищают от болезней, а также многие древние иконы. Богослужения проходят в церкви ежедневно.

Мечеть в Ивье

Ивье называют неофициальной татарской столицей Беларуси, и именно там находится уникальный памятник архитектуры и татарской истории в нашей стране – деревянная мечеть XIX века. 

Татары обжились на белорусских землях в XV веке, с тех пор татарская община в Ивьевском районе присутствовала постоянно. Деревянную мечеть, состоявшую из мужской и женской частей, построили в 1882 году при поддержке графини Эльвиры Замойской. В начале XX столетия белорусские татары, эмигрировавшие в США, прислали на нужды мечети 500 долларов, тогда были достроены галерея и минарет. 

Мечеть в Ивье была одной из немногих в Беларуси, уцелевших во время Второй мировой войны. И более того, она оставалась действующей в советский период. Мечеть в Ивье работает до сих пор.

Костел Наисвятейшей Девы Марии в деревне Хохлово

Деревянный костел с элементами стиля барокко был построен в Хохлово в 1738 году. До этого в деревне несколько лет жил и преподавал в протестантском соборе Сымон Будный. Вполне возможно, что протестантский храм стоял как раз на той горе, где позже возвели современный костел.

В XVIII веке среди прихожан этого храма числилось больше 1000 человек. Неудивительно, что костел достаточно большой по размеру. В середине XIX века прошла серьезная реставрация святыни, тогда постройка приобрела черты классицизма, и к ее входу было пристроено крыльцо с четырьмя колоннами, которые сегодня так обращают на себя внимание.

После восстания 1863 года, храм был передан православным и вновь стал католическим лишь после 1921-го. Какое-то время в святыни размещался склад. Костел снова открылся для прихожан после реставрации в 1990-х.

Троицкая церковь в Доброславке

Деревянную церковь в Доброславке Пинского района называют самым узким храмом Беларуси. Она была построена в 1758 году из основного сруба и 5-гранной апсиды. Ширина центральной части церкви чуть больше 6 метров, а притвора и апсиды и того меньше. Трехъярусную колокольню пристроили к храму позже, в XIX веке.

Здание было отреставрировано в 1990-х годах. Сегодня постройка по ширине больше напоминает часовню, но тем не менее является полноценным и действующим храмом.

Костел Святого Юрия в деревне Полонечка

Деревня Полонечка Барановичского района когда-то принадлежала Радзивиллам. И если их усадебный дом сегодня уже не производит должного впечатления, то построенный ими же костел до сих пор красив и наряден. 

Костел Святого Юрия появился в Полонечке в 1899 году. В архитектуре двубашенной постройки смешались разные стили, но больше всего просматривается неоготика: стрельчатые окна, геометрические накладные детали. Над проектом трудился варшавский архитектор Войцеховский.

Еще до завершения строительства из Вильни прибыл специально изготовленный для полонечского костела орган. Отдельное внимание стоит уделить костельному интерьеру, ведь алтарь, также деревянный, является образцом народного искусства.

Там, кстати, расположены две мемориальные доски в память о Радзивиллах.

Троицкая церковь в деревне Блонь

Деревня Блонь Пуховичского района обязательно придется по вкусу любителям деревянной архитектуры. Ведь там сохранились одноэтажная деревянная усадьба Бонч-Осмоловских и Троицкая церковь, выстроенная из дерева в стиле классицизма в 1826 году.

Выкрашенное в яркий фисташковый цвет здание по форме многим напоминает ковчег. И интересная деталь: если обычно вход в церквях расположен с запада на восток, то в этом случае – с севера на юг, но почему архитекторы так повернули храм, неизвестно.

Михайловская церковь в деревне Рубель

Деревня Рубель Столинского района также может похвастаться традиционным полесским храмом. Михайловская церковь появилась в поселке на берегу реки Горынь в 1796 году. Трехсрубный храм венчают несколько невысоких башен, вокруг здания достроены притворы. За счет такой композиции с высоты здание напоминает крест.

Источник: https://planetabelarus.by/publications/bez-edinogo-gvozdya-10-samykh-starykh-derevyannykh-khramov-belarusi-/

Сообщение на тему кижи храм без гвоздей

Русское деревянное зодчество известно во всем мире. Некоторые шедевры, созданные русскими мастерами, сохранились до наших дней. Построенные из дерева, эти сооружения создавались без единого гвоздя, с использованием лишь одного топора.

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения была построена в 1628 году. Она находится в селе Спас-Вежи и принадлежит Костромскому музею деревянного зодчества. Считается, что зодчими, построившими эту церковь, были братья Мулиевы, плотники, прибывшие из Ярославля.

Церковь состоит из сруба сосновых бревен и построена без использования гвоздей, лишь топором. С течением времени церковь Спаса Преображения подвергалась ремонту — так, в 1876 году она была обшита тесом.

В XX веке, а точнее в 1956 году эту церковь перевезли в Музей деревянного зодчества города Костромы. Церковь была украшена многочисленными резными элементами из дерева — городками, полотенцами, знаками, характерными для народной архитектуры Руси. Церковь стояла на 24 дубовых сваях.

Однако в 2002 году произошел пожар и церковь частично сгорела. Но для того чтобы этот памятник архитектуры не был утерян, было принято решение восстановить церковь, при этом точно соблюдая все особенности ее прошлого устройства и также без использования гвоздей. Церковь сейчас восстанавливается и принадлежит территории Ипатьевского монастыря Костромской области.

Георгиевская деревянная церковь

Георгиевская деревянная церковь была построена в 1718 году и находится на территории Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея. Раньше на территории музея располагался Михайло-Архангельский монастырь, который был основан еще в XIII веке по приказу князя Святослава Всеволодовича. Музей также окружен древними земляными валами.

Георгиевская церковь — уникальный памятник архитектуры, так как она тоже построена без каких-либо специальных крепежных инструментов, лишь с помощью топора. Архитекторы отмечают и необычную форму церкви: ее основание довольно приземистое и широкое, а вот верхняя часть, напротив, возвышенная и вытянутая. Построена она из сруба сосновых бревен, которые положены друг на друга с использованием прокладки из мха. Бревна положены в «обло», то есть основной сруб бревен выступает наружу.

Состоит церковь из нескольких помещений: трапезной палаты и клети-избы, где располагается алтарь. Крест, который находится на куполе византийского типа (в форме луковицы), также выполнен из дерева. Крыша Георгиевской церкви двухскатная. Эта церковь является одним из самых ценных экспонатов Юрьев-Польского музея.

Церковь Преображения в Янидоре

В музее под открытым небом села Хохловка стоит Янидорская Преображенская церковь, она находится на территории Пермского края. Построена эта церковь была еще в 1702 году. Стоит она на большом возвышении, отчего видна издалека. Считается, что на месте этой церкви в Древней Руси находилось языческое капище, но с приходом христианства был построен храм.

В 1965 году эта церковь была отреставрирована известным в то время архитектором Б.В. Гнедовским. Он старался сохранить при реставрации все особенности постройки церкви Преображения. Стены церкви сложены из крупных сосновых бревен срубом наружу.

При этом бревна уложены настолько ровно, что между ними даже не пришлось укладывать мох. Многие элементы кровли сделаны из лемеха.

Лемех — кровельный материал, который представляет собой сложенные деревянные пластины, которые прибиваются внахлест ряд за рядом, из-за чего создается эффект чешуи.

Также необычен и интерьер Преображенской церкви: потолок сделан из довольно толстых бревен, а вдоль стен храма поставлены широкие скамьи.

Успенская церковь села Варзуга

Церковь Успения, вероятно, была построена в XVII веке. Она располагается в селе Варзуга Мурманской области. Эта церковь действующая и, являясь памятником архитектуры русского зодчества, занесена в список объектов культурного наследия РФ.

Точная дата постройки церкви неизвестна, но в 1674 году в ведомостях Архангельской губернии была сделана запись, согласно которой церковь Успения была построена в 1674 году на пожертвования жителей села.

На деревянном кресте церкви также сделана надпись, которая подтверждает дату строительства и участие местных жителей в постройке храма.

Интересно, что, несмотря на проводимую в то время церковную реформу патриарха Никона, храм построен в традиционном для того времени шатровом стиле, хотя такой тип постройки и был запрещен.

Успенская церковь состоит из четырех срубов и в поперечном основании имеет форму креста. Эта форма говорит о том, что она построена по принципу золотого сечения.

Иконостас, который установлен в церкви Успения, был написан специально для этого храма в 1677 году мастерами-иконописцами Антониево-Сийского монастыря.

Всего в этом иконостасе 84 иконы. Капитальный ремонт церкви состоялся в XIX веке, тогда она была обшита тесом и вообще полностью обновлена. Была также освежена роспись иконостаса.

Источник: https://kolomna-school10.ru/religija/hrami/soobshhenie-na-temu-kizhi-hram-bez-gvozde/

Деревянные церкви Беларуси, построенные без гвоздей

Деревянные строения недолговечны: они подвержены воздействию влаги, легко воспламеняются, могут быть разрушены насекомыми и вследствие прочих природных явлений. Поэтому старинных храмов, возведенных из дерева, гораздо меньше, чем каменных.   
И все же в Беларуси сохранились некоторые старинные храмы, и некоторые из них были построены без использования металлических крепежных элементов. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько длится служба в церкви на Крещение

Церковь Святого Дмитрия Ростовского в Выдренке

Адрес: Могилевская область, Краснопольский район, д. Выдренка (53.14351,31.30127)

В тихом месте, со всех сторон окруженном густыми лесами, находится уникальная, признанная историко-культурной ценностью Беларуси православная церковь – памятник деревянного зодчества архитектора Бартоломео Растрелли. Храм был возведен за три года – с 1897 по 1900 – в форме креста, при этом не было использовано ни единого гвоздя. Освящен он был в 1905-м, именно с того года и пошел отсчет возраста строения. 

По легенде, когда-то в этих краях жила боярыня Барановская, страдавшая от тяжелого недуга. Но что бы она ни предпринимала, излечиться не удавалось. И как-то раз во сне ей привиделось, что болезнь отпустит, если в определенном месте будет возведен храм. Так она и поступила. Говорят, ей удалось исцелиться, хотя доподлинно это не известно. Но то, что в этом месте чудеса действительно случались, подтвердит немало очевидцев.

Церковь в Выдренке выстояла и в годы советской власти, и уцелела во Второй мировой войне – из 12-ти храмов на Краснопольщине сохранилась только она. Во время освободительных битв немецкие пулеметчики забрались на колокольню церкви и стреляли по советским солдатам. Далее версии разнятся.

По одной из них, в немцев стали стрелять из пушки, но ни один снаряд по цели не попал, хотя прицел был точным. По рассказам, снаряды будто уводило подальше от церкви. По другой версии, командир запретил солдатам палить по храму из пушки. Как бы то ни было, тогда погибло 40 бойцов, которых похоронили на территории церкви в братской могиле.

Кстати, на плите указано другое число погибших – 72 человека, впоследствии там же упокоились прочие жертвы войны. 

Напоминанием о военных событиях также являются корпуса 3-х авиационных бомб на современной звоннице. А в храме сохранилась древнейшая деревянная икона Казанской Божьей Матери, простреленная навылет. К ней и к образу Николая Чудотворца приезжают помолиться и попросить о помощи паломники из ближнего и дальнего зарубежья. 

Имеется в Выдренской церкви и еще одна удивительная икона. Очевидцы вспоминают, что в 1986-м в храме прихожанам храма явилось видение: икона Серафима Саровского внезапно окуталась дымом. Это восприняли как дурной знак и не ошиблись – вскоре произошла авария на Чернобыльской АЭС.

На Краснопольщине образовалась зона выселения, но следует отметить, что сама деревня не слишком пострадала от радиации. Часть населения осталась, и до сих пор там живут люди. А недавно возле Выдренки даже был возобновлен засев полей злаковыми культурами.

Эти места уверенными темпами реабилитируются, и жители деревни убеждены: «Само небо хочет, чтобы эта земля жила». 

Церковь Святой Троицы в Минске 

Адрес: г. Минск, ул. Всехсвятская, 1 (53.944569, 27.658364)

В Первомайском районе Минска, поблизости от храма-памятника в честь Всех Святых находится деревянный храм Святой Живоначальной Троицы. Его возводили всего три года по старинной технологии ретроспективно-русском стиле из неоцилиндрованных бревен без использования гвоздей, а в качестве утеплителя применялся мох. Но и толика современности в этой церкви имеется: при строительстве были интегрированы системы энергосбережения и отопления (в пол). 

Строительство Троицкого храма не было предусмотрено проектом. Настоятель прихода протоиерей Федор Повный рассказал, что когда еще велась подготовка к возведению Всехвятской церкви, митрополит Филарет порекомендовал раскинуть неподалеку палатку для молитв.

Тогда протоиерей Федор обратился к нему за благословением поставить маленький деревянный сруб. И оно было получено – на возведение временного храма. Но поговорка «ничто так не постоянно, как временное» в очередной раз подтвердилась. Вместительность минской церкви Святой Троицы – 500 прихожан.

Она была освящена 26 сентября 2006 года.

Покровская церковь в Строчицах 

Адрес: Минский район, д. Озерцо (53.829594, 27.374291)

В белорусском скансене, что под Минском, – в музее народной архитектуры и быта – стоит деревянная церковь XVIII столетия. Последнее богослужение в ней было проведено в 1954 году, а в 1985-м она была перевезена из д. Лонговичи Клецкого района Минской области, и теперь является экспонатом выставки под открытым небом в составе сектора «Центральная Беларусь». При ее строительстве вместо гвоздей применялись нагели – крепежные деревянные элементы в виде штырей.   

Основное украшение церкви – барочная башенка над входом. В ней восстановлен униатский интерьер, иконы также были перевезены – они хранятся в Покровской церкви уже более 200 лет.
Примечательно и то, что церковь в Строчицах не покрыта слоем краски. Хотя многие храмы специально красят (чаще, в небесно-голубойцвет) для лучшей сохранности. Сейчас Покровская церковь выглядит так же  как и несколько веков назад, и ее можно заметить во многих белорусских и российских фильмах.

Церковь Святого Никиты в Здитово

Адрес: Брестская область, Жабинковский район, д. Здитово (52.198277, 24.056578)

На первый взгляд простенькая церквушка в деревне Здитово не производит особого впечатления. И все же эта постройка претендует на включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Свято-Никитская церковь датируется 1502 годом и является одним из самых старинных деревянных строений страны.

Храм был возведен у реки Мухавец в традициях западно-полесской архитектуры. Пока многие другие деревянные святыни уничтожались временем, огнем и войнами, он стоял нерушимым столетие за столетием. Конечно, за это время проводились реконструкции. Так, после восстановительных работ в 1787-м в облике церкви стали проглядываться черты барокко.  

Церковь в Здитово нередко посещали представители рода Костюшко, а чаще остальных родственников здесь бывал отец знаменитого полководца Тадеуша Костюшко.
В старом деревянном храме до сих пор идут церковные службы, и каждый желающий может на них поприсутствовать.

Источник: https://bestbelarus.by/info/blog/derevyannye-tserkvi-belarusi-postroennye-bez-gvozdey/

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

Издревле русское зодчество ценилось очень высоко. А в регионах, где произрастали вековые леса, оно достигало небывалых масштабов. Именно поэтому сегодня мы имеем возможность посетить уникальные шедевры деревянного искусства, которым во все вехи своей истории славилась Россия. Одним из таких мест являются Кижи, а именно: самая известная постройка Кижского погоста, Преображенская церковь.

История

Датой её постройки считается 1714 год. Интересно, что изначально никакой новой церкви в Кижском погосте строить не планировалось — вмешалась стихия в виде молнии, ударившей по уже существующему деревянному храму, в итоге сгоревшему дотла.

Проект нового религиозного здания был скопирован с расположенного в современной Волгоградской области храма Покрова Пресвятой Богородицы — именно она обладала тем ансамблем куполов, который вскоре передался Преображенской церкви.

Но видимо Бог не хотел, чтобы на Руси существовало две почти идентичные церкви — в середине XX века волгоградский храм также погиб в огне.

С тех пор прошло много лет, но осиротевшая Преображенская церковь продолжает крепко стоять на земле, причём — не имея под собой никакого фундамента. Это требует от реставраторов, регулярно проводящих реконструкцию строения, максимальной осторожности. Это им, стоит признать, удаётся, ведь Преображенская церковь не утратила своей древней изысканности, чем снискала славу не только в России, но и за рубежом — Кижский погост внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внешний вид

Снаружи храм выглядит величественно — его купол в высоте достигает тридцати семи метров, что создаёт впечатление, будто церковь тянется к небесам. Отблески на солнце могут создать иллюзию, будто бы купола покрыты серебром, но это не так.

Изначально они были выполнены из осины, которая благодаря контакту с водой и солнцем создаёт тот самый серебряный блеск.

Впрочем, стоит упомянуть проект народных умельцев, которые в XIX веке всё же обшили купола железными листами, но вскоре постройке был возвращён её первоначальный вид.

Также ходит легенда, что Преображенская церковь была построена без единого гвоздя. Это утверждение справедливо лишь в том случае, если мы говорим о срубе — при строительстве куполов гвозди всё же использовались, что, впрочем, никак не отразилось на качестве завершённого шедевра.

Основу восьмерикового храма составляют восьмиугольные срубы, поддерживающие друг друга. В них органично вплетены прирубы, ориентированные на север, юг, запад и восток — словно подчёркивая всемирный уровень православной церкви.

Структура Кижского погоста

Преображенская церковь, как было сказано ранее, является частью Кижского погоста. В его структуру входят также:

  • Покровская церковь — отапливаемый зимой девятикупольный храм, который младше своей великолепной соседки на пятьдесят лет;
  • шатровая колокольня 1863 года постройки, которая, как и Преображенская церковь, многократно перестраивалась.

Весь погост обнесён изгородью, которая, увы, не является оригинальной — изначальная оградка до наших дней не сохранилась. Современный же аналог был выполнен местными мастерами с соблюдением стиля всего Кижского погоста.

Источник: https://vseikony.ru/news/svyatye-mesta/tserkov-preobrazheniya-gospodnya-na-ostrove-kizhi/

Информация о музее «кижи»афиша, расписания, услуги, цены, мероприятия

Архитектурный ансамбль Кижского погоста располагается на узкой косе в южной части небольшого острова Кижи — одного из островов Кижского архипелага в Онежском озере. В архитектурный ансамбль входят две деревянные церкви, построенные в 18-м веке — Преображенская и Покровская и восьмиугольная деревянная колокольня, построенная в 1862 г., перестроенная в 1874 г.

Первое упоминание о храмах на острове Кижи в исторических документах относится к XVI в. В 1693 г. они сгорели от удара молнии и на их месте были построены ныне существующие церкви.

Ансамбль является свидетельством высокоразвитого плотницкого мастерства русского народа. В настоящее время Кижский Погост — это единственный из сохранившихся на территории России ансамблей, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Преображенская церковь — исключительный по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению памятник, не имеющий аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре.

Воспринимаемая местными жителями как чудо, церковь породила легенду о Мастере Несторе, построившем 37 — метровую церковь одним топором и без единого гвоздя. Церковь Преображения использовалась для богослужений в летнее время, когда верующие съезжались на службу из отдаленных концов прихода. По данным дендрохронологического анализа храм был построен после 1713/1714 гг.

Крестообразный план церкви образован центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нефу примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными всходами. Церковь Преображения, чей центральный купол достигает 37 метровой высоты, является уникальным примером многоярусных, многоглавых и целостных построек (шедевром многоярусного, многоглавого и цельного здания).

Центральный объем церкви, сформированный тремя восьмигранными срубами, завершается крышами в форме «бочек» (кровли, верхняя часть которых по форме напоминает горизонтальный цилиндр, и скаты которых сходятся вверху, образуя остроконечный конек) Над центральным объёмом, покрытым тремя восьмигранными срубами, зодчие установили бочки (кровли с завершением наподобие цилиндра, установленного в горизонтальном положении и верхней поверхностью, сходящейся в остроконечный конек), увенчанными 22 луковичными главками. Внутри, под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды — расположен позолоченный деревянный иконостас с 102 иконами 17–18 веков.

Зимняя церковь Покрова Богородицы имеет более простую композицию и относится к церквям «корабельного типа». Построенная в 1764 г. церковь относится к типу «восьмерик на четверике» Ее нарядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры.

Подобный конструктивный тип церквей обычно завершался шатром. Корона из восьми главок окружает центральную главу, которая расположена на высоте 27 метров, что придает центральному прямоугольному пространству церкви более статичный вид. С восточной стороны в пятигранной апсиде расположен алтарь.

С запада пристроено длинное крыльцо с одним лестничным всходом.

Композиция 30-ти метровой колокольни решена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике», с высоким, в 2/3 высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом.

Кижский Погост является уникальным памятником русского деревянного зодчества, одним из общепризнанных шедевров мировой архитектуры, который отличают гармония форм, соразмерность объемов, художественное единство построенных в разное время сооружений. Памятники тесно связаны с окружающим ландшафтом и являются прекрасным примером гармонии между природой и архитектурой, они являются также и зримым выражением понятия «национальный ландшафт»,

2. Критерии, по которым ансамбль был включен в список ОВН

Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света» архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на северо-западе территории России, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и постсредневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например просторный притвор использовался как зал общественных собраний крестьян.

Критерий V: Ансамбль Кижского погоста и постройки, сгруппированные в виде музейной экспозиции на острове Кижи, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии, Севера России и в целом региона Фенноскандии.

Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает.

Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как ансамбль Кижского погоста были сохранены как иллюстрации истории древнего мастерства, примеры былого образа жизни.

3. Целостность

Все компоненты, выражающие ВУЦ объекта находятся в его границах и создают полное представление об объекте наследия и его значимости. Целостность архитектурного ансамбля Кижского Погоста, окруженного оградой, сохранилась в значительной степени и не нарушена современной жизнью, не утрачена вследствие небрежения.

Приходские храмы на о. Кижи издревле были не только центрами духовной жизни округи, но являлись символом общности огромного крестьянского мира, объединенного экономическими, социальными, родственными узами. По этой причине церковь, кладбище и иные постройки, необходимые для религиозной жизни общины, простирающейся на большой территории, были сосредоточены в одном месте.

Кижский погост уже несколько сотен лет является доминантой целостной территории. В плане три основные сооружения стоят в вершинах треугольника, что создает целостность зрительного образа. До настоящего времени сохранились структура деревень и ландшафт, отражающие систему традиционного крестьянского землепользования, которые не нарушены современным строительством. Для сохранения этого, необходимо контролировать деятельность в непосредственной близости объекта и его окружения составляющие.

4. Подлинность

Кижский Погост является материальным свидетельством расцвета плотницкой культуры. В постройках ансамбля воплощены наиболее традиционные методы строительства, конструктивные и декоративные элементы, применяемые в русской деревянной архитектуре на протяжении многих веков.

За свою историю памятники несколько раз ремонтировались. Так, в XIX в. церкви были обшиты тесом и покрашены в белый цвет, купола покрыты металлическими листами. Первоначальный облик храмам был возвращен в процессе реставрации 1949–1959 гг. В 1980–1983 гг. в интерьере Преображенской церкви были установлены силовые леса, для чего были разобраны детали интерьера и иконостас.

В то же время, несмотря на эти вмешательства, постройки не подвергались фундаментальной реконструкции или реставрации, поэтому значительная часть их конструкций и материала сохранились в первозданном виде. Для сохранения подлинности, необходимы реставрационные критерии и руководства, чтобы принимать решения по обработке элементов различных периодов, в частности, элементов с историческими метками.

Кижский Погост знаменует важный этап становления православия на Русском Севере. Богослужения в храмах проводятся на протяжении всего времени их существования за исключением советского периода 1937–1994 гг.

5. Требования по сохранению и управлению

Кижский погост является памятником истории и культуры федерального значения, охраняется государством (Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в 1993 г.

он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Учреждение зон охраны (буферных зон) Кижского Погоста будет решающим для сохранения визуальной целостности исторического ландшафта и гарантией того, что развитие не скажется на условиях целостности объекта и его окружения.

Большое внимание должно быть уделено установлению эффективного партнерства между властями, бизнесом и сообществом, стратегическому планированию развития объекта, вопросам защиты исторического ландшафта, развитию культурной и исторической дестинации Кижского Погоста.

Необходимо четко определить специфические особенности важных элементов территории и установить законные формы их использования.

«План управления объектом Всемирного наследия Кижский Погост» является важным инструментом для сохранения Выдающейся Универсальной Ценности и координации деятельности всех заинтересованных сторон.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает число куполов на храме

В настоящее время памятники Кижского Погоста находятся в оперативном управлении Государственного музея-заповедника «Кижи», который осуществляет деятельность по их мониторингу, сохранению и реставрации.

Как особо ценный объект культурного наследия, Кижский Погост круглогодично охраняется пожарно-спасательной частью и специальным подразделением полиции.

Сохранение условий подлинности и целостности на базе Выдающейся Универсальной ценности объекта требует понимания особых условий его природного и архитектурного окружения и развития критериев для выбора методов реставрации для конструкций и элементов памятников.

Реставрация Преображенской церкви, по завершении которой будут восстановлены все исторические конструкции памятника, его интерьер и иконостас, является приоритетом, а знания, полученные в процессе реставрации, будут иметь решающее значение для решения конкретных проблем сохранения культурного наследия.

Ссылки и документы:

Источник: http://kizhi.karelia.ru/info/about/unesco/

Остров Кижи — действующий музей-заповедник деревянного зодчества

Всего в 68 километрах от столицы Карелии, в северной части Онежского озера находится остров Кижи. Это уникальное место, где любой человек, без всякой машины времени может перенестись на несколько сотен лет назад и ощутить подлинную историческую атмосферу Русского Севера.

Как добраться до острова

С мая по сентябрь на остров из Петрозаводска регулярно ходит «Комета», которая домчит вас до Кижей всего за 1 час и 15 минут. Удовольствие это не дешёвое, в 2018 году за такую поездку в обе стороны нужно было заплатить 2950 рублей на одного человека.

Альтернативный вариант — найти частного перевозчика, который возит на остров, и добраться до Кижей на катере, например, из посёлка Великая Губа. Организаций и частных лиц, оказывающих туристам эту услугу немало, и вся информация о них есть на официальном сайте музея-заповедника Кижи.

Зимой (с января по март) добраться на остров можно на судне с воздушной подушкой. Ещё один неплохой зимний вариант: снегоход или собачья упряжка. Ну а самые отчаянные романтики могут попробовать отправиться в путешествие на лыжах по льду Онежского озера.

Музей-заповедник «Кижи»

Государственный музей-заповедник «Кижи» — это, пожалуй, один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Дело в том, что полная экспозиция музея включает в себя не только все исторические здания на острове, но и значительную часть материкового побережья, где тоже немало интересного, а также два филиала в Петрозаводске. Так что если начать подсчитывать суммарную музейную площадь, то счёт пойдёт на десятки тысяч гектаров.

Интересный факт — филологи до сих пор не определились, как правильно произносить название острова — с ударением на первый или на второй слог. Существует две главных версии происхождения слова. Согласно первой, в основе современного названия лежит вепсское слово kiz, что переводиться, как «растущий на дне водоёма мох». Вторая версия в качестве первоисточника называет другое вепсское слово kiši, которое означает «место для праздника». Однако, однозначного ответа до сих пор не найдено.

Из истории музея-заповедника

Создание его началось ещё в советские времена, в связи со строительством целой серии шлюзов и плотин на реках и озёрах Карелии. В результате многие земли, в том числе с находившимися на них деревнями, должны были быть затоплены. Так было принято решение организовать на острове музей-заповедник деревянного зодчества, и в далёком 1951 году сюда прибыл первый крестьянский дом.

К 2018 году экспозиция музея насчитывает уже 87 различных объектов, включая церкви и часовни, водяные и ветряные мельницы, деревянные дома, амбары, бани и даже кузницу из деревни Суйсарь. Но безусловной жемчужиной выставки считается Спасо-Кижский погост, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Преображения Господня

Построено это грандиозное сооружение с 22 куполами было в 1714 году, а в середине прошлого века церковь была полностью отреставрирована под руководством архитектора и знаменитого исследователя культуры Русского Севера А. В. Ополовникова. Реставрация заняла десять лет: с 1949 по 1959 годы. Зимой храм не отапливается, поэтому службы здесь проводят только в летнее время.

Церковь Преображения Господня — самое высокое строение на острове, её видно здесь из практически любой точки. Кстати, есть распространённое мнение, что церковь построена без единого гвоздя. Это не так. Сам сруб церкви, действительно собран согласно русской традиции — без использования дополнительного крепежа, а вот купола без гвоздей, собрать, увы, невозможно.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Вторая по значимости церковь, входящая в состав Спасо-Кижского погоста — церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм отапливаемый, и предназначен, наоборот, для зимних богослужений, службы там проводят с 1 октября и до Пасхи.

Шатровая Колокольня

Высота построенной в 1863 году, колокольни Кижского погоста равняется 30 метрам, что всего на 7 метров ниже Церкви Преображения Господня. Расположение колокольни настолько удачно, что звон её колоколов слышен за много километров, чему в немалой степени способствуют и воды Онежского озера, по которым распространяется звук.

Ограда Кижского погоста

Интересно, что ограда, окружающая Кижский погост, тоже входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Она была построена в 80-90-х годах XVIII века, и полностью реставрирована одновременно с церковью Преображения Господня в 50-х годах XX века.

Церковь Воскрешения Лазаря

Древнейшее здание на острове, церковь Воскрешения Лазаря находится немного южнее Спасо-Кижского погоста. Дату её постройки удалось определить лишь приблизительно, предполагают, что срублена она была святым Лазарем Муромским, ещё в XV веке. На остров Кижи церковь была перевезена в 1959 году.

Условия посещения острова

Остров вытянут с севера на юг, и площадь его не так уж и велика — всего 5 км2. Поэтому современного транспорта на острове нет, все туристы передвигаются по нему пешком, либо на велосипедах. Но если уж сильно хочется, то в рамках специальной экскурсии можно нанять себе настоящую бричку.

Музейная экспозиция на острове работает круглый год, а вот по времени посещения есть нюансы:

  • С 1 мая по 31 августа: 08:00-20:00
  • С 1 сентября по 23 октября: 09:00-16:00
  • С 24 октября по 28 февраля: 10:00-16:00
  • С 1 марта по 30 апреля: 09:00-17:00

Входной билет в 2018 году стоил 500 рублей на одного человека. В праздничные дни цена увеличивается на 100 рублей. Для льготников (пенсионеров, инвалидов, студентов, школьников) предусмотрена 50% скидка.

Чем заняться на острове

Если вы настроены серьёзно, то лучше приехать на остров пораньше. Просто чтобы у вас хватило времени осмотреть всё, что здесь есть. Для гостей предусмотрены различные тематические экскурсии, но начинать своё знакомство с островом лучше всего традиционной обзорной программы ««Шедевры острова Кижи». После этого можно выбрать ещё что-нибудь, либо отправиться на самостоятельную прогулку по острову.

Обязательно загляните в сувенирный магазин, приобретите что-нибудь на память от местных мастеров, бережно сохраняющих карельские ремесленные традиции. А можно встретиться и с самим мастером, понаблюдать за его работой и даже получить навыки прядения, шитья, или кузнечного дела. Стоит это совсем недорого, всего 200 рублей с человека, правда только для группы от 3 человек.

Если от пеших прогулок разыграется аппетит, то отправляйтесь в местный ресторан, где можно отведать традиционные карельские блюда и выпить зелёного чая, заваренного из карельских трав. Кстати, Wi-Fi на острове есть только в ресторане и кассовой зоне.

Советы туристам

Если у вас не слишком хорошая камера на телефоне, то обязательно возьмите с собой приличный фотоаппарат. На крайний случай, не постесняйтесь и попросите на время у знакомых. Если окажетесь на острове без фотоаппарата, то потом будете корить себя за это весь день. Не надо так.

Напоминаем: по острову нужно будет ходить пешком. Поэтому позаботьтесь об удобной обуви. Иначе придётся сидеть в ресторане и пялиться в телефон. Хотя если на улице лето и нет дождя, то можно походить и босиком. Будет очень аутентично, хотя и сомнительно.

Если нет желания ходить по острову с экскурсионной группой, возьмите в аренду аудиогид. Рассказывает довольно подробно, и к тому же не надо бояться, что вы что-нибудь пропустите или не услышите, ведь его всегда можно попросить повторить. гид подойдёт вам, даже если вы англичанин, француз, финн или китаец.

И конечно, распланируйте время так, чтобы к вечеру успеть вернуться домой или в гостиницу. Остановиться на острове негде, ведь это же всё-таки музей-заповедник. Удачных вам экскурсий.

Источник: https://sorola.ru/articles/ostrov-kizhi-deystvuyushchiy-muzey-zapovednik-derevyannogo-zodchestva/

Деревянный храм из исчезнувшего города могут посетить бердчане в Академгородке

Уникальный памятник деревянного зодчества, самый старый сохранившийся деревянный православный храм страны, посетили журналисты и блогеры Новосибирска.

Мало кто знает, что недалеко от Новосибирска есть музей под открытым небом, на территории которого историки бережно сохраняют шедевры деревянного зодчества: самый старый сохранившийся деревянный православный храм страны — церковь Спаса Нерукотворного образа из ныне не существующего города Зашиверска и Казымский острог, пишет КП-Новосибирск. Экспедиция «Комсомольской правды», участниками которой стали 11 популярных новосибирских блогеров, отправилась знакомиться с памятниками истории.

Деревянное чудо

В Советском районе по соседству с десятками дачных обществ расположился историко-архитектурный музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН. Ежегодно за короткий сезон (с июня по октябрь) музей посещают около тысячи человек.

У ворот любопытствующих представителей современных медиа встречает проводник сквозь века — руководитель группы учета музейных коллекций и ценностей Института археологии и этнографии СО РАН Лидия Понедельченко. Она рассказала: площадь музея — 6 гектаров, а прогулка займет полтора часа.

— Красивая деревянная церковь — историко-культурный объект федерального значения, а значит, особо охраняется государством, — начинает рассказ Лидия. — Церковь перевезли в начале 1970-х годов из ныне не существующего заполярного города Зашиверска. Оставленное жителями поселение в середине XX века было случайно обнаружено полярными летчиками, сбившимися с маршрута. В разрыве облаков посреди безлюдных пространств летчики увидели останки неизвестного города с величественной церковью.

Авиаторы привезли фотографии, сделанные с воздуха, в новосибирский Академгородок, и академик Алексей Окладников сразу понял, что это открытие всесоюзного масштаба.

Позже историки выяснят, что храм — не что иное, как произведение русского деревянного храмового зодчества Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа.

Весной 1969 года Окладников собрал экспедицию, в состав которой вошли фотографы, историки, выдающиеся исследователи деревянного зодчества и архитекторы. Первая экспедиция провела раскопки, участники сделали зарисовки, обмерили здание церкви и составили чертежи.

Благодаря суровому климату, затрудняющему не только мастерство зодчих, но и деятельность жуков-древоточцев и бактерий, церковь сохранилась практически полностью.

Два года спустя, в 1971 году, деревянная церковь была перевезена из Заполярья в Новосибирск и несколькими годами позже восстановлена на территории музея, где стала главным экспонатом.

Первые упоминания о храме относятся к 1700 году. Он возводился бригадой местных плотников во главе с Андреем Хабаровым. Считается, что церковь была построена без единого гвоздя. Историки говорят, что по той же технологии 14 лет спустя построили знаменитую 22-главую церковь Преображения Господня в Кижах.

Город, которого нет

Появившийся в середине XVII века город Зашиверск стоял в заполярной части Якутии на реке Индигирки примерно в 400 километрах к востоку от другого города — Верхоянска. Три сотни лет назад здесь кипела жизнь.

В Зашиверске часто проходили ярмарки, приезжало много торговцев, но однажды, в XIX веке, там случилась масштабная эпидемия. Как теперь предполагают ученые, вирус оспы занесли приезжие из Европы. Так вот страшная болезнь скосила большую часть населения, выжившие разъехались, город исчез.

Исчезнувший город таит немало легенд — одна из них как раз рассказывает о том, как город пропал с карты страны.

Все случилось на ярмарке. На площади бесхозно стоял красивый сундук, набитый красивыми тканями и драгоценностями. Местный шаман, напугавшись, приказал скинуть сундук в реку, но местный народ растащил богатства по домам. На следующий день поползли слухи о страшной болезни, гуляющей по Зашиверску. Город скосила черная оспа.

После той страшной эпидемии Зашиверск не восстанавливали. Теперь здесь практически ничто не напоминает о жизни. Вместо церкви установили часовню в качестве памятника небольшому городку, где жили суровые и сильные люди, освоившие и прирастившие к государству Российскому огромные территории.

А что внутри?

Сегодня церковь — не только музейный экспонат иногда в ней проходят службы. Храм, сделанный из лиственницы, прекрасно сохранился. Внутри царит дух таинственности, и кажется, что слышишь далекие молитвы предков.

Церковь представляет собой шатровую постройку без фундамента и держится на внушительных размеров бревнах, выполняющих функцию свай. Такой вид постройки, предположительно, связан с суровым якутским климатом.

Внутри практически ничто не говорит о намоленном месте: нет ни лампад, ни икон, ни свечей. Когда-то внутри стояла печь, а закопченные потолки свидетельствуют о том, что храм отапливался по-черному. Печь не уцелела, но на стенах видны отверстия для выхода дыма. Под печью был установлен камень, чтобы тепло не могло растопить вечную мерзлоту и привести к проседанию здания.

Потолок храма расположен значительно ниже потолка сруба. Это не только сделало помещение более уютным, но также избавило от необходимости обогревать лишнее пространство. Окна в церкви маленькие и располагаются только на южной стороне.

При строительстве здания зодчие не использовали украшений — красота достигалась за счет четко выверенных соотношений частей всей конструкции. Особую нарядность храму придают главки, покрытые лемехом — резными дощечками из лиственницы. Изготовление лемеха и покрытие им криволинейных объемов было очень трудоемкой работой, но строителей это не смущало.

Лемех главок и поверхность крыши выложены с учетом расположения колец дерева, что впоследствии предохраняло здание от протекания дождевых вод.

Церковь делится на алтарную часть, трапезную и паперть. В храме пусто и тихо. Небольших размеров окна дают немного света (большими их не делали во избежание потерь тепла). Службы здесь ведутся лишь дважды в год. Сюда приносят яблоки и мед во время Яблочного и Медового спаса, но внутри запрет на открытый огонь — кругом дерево с многовековой историей, хоть и обработанное огнезащитными средствами. Храм на особом счету не только у сотрудников музея, но и у государства.

Крестьянский быт

Несколько построек: амбар-погреб, баня по-черному, навес из деревни Коробейниково Иркутской области — еще одна внушительная экспозиция музея под открытым небом. У каждого экспоната — своя история.

Для посетителей здесь воссоздана усадьба русского крестьянина Восточной Сибири — прекрасная фотозона для блогеров, наполненная старинными артефактами. Под навесом — утварь, предметы быта, отражающие целый пласт истории, который позволяет представить, как и чем жили крестьяне.

Одно дело — посмотреть исторический художественный фильм, и совсем другое — окунуться в реальный быт сибирских крестьян того времени со старинными предметами обихода. Здесь все настоящее и дышит историей.

Глядя на старинные предметы, рисуешь в воображении уклад крестьянской жизни: воочию представляешь, как раньше пилили бревна, мололи муку на ручных жерновах, растапливали самовар, ткали половик на ткацком станке и управлялись с ухватом.

Музей под открытым небом — живой музейный комплекс во всех смыслах. История рядом — можно поехать и прикоснуться к ней.

Как туда попасть?

Адрес: улица Ионосферная, 6, к. 2.

Время работы: с 1 июня по 30 сентября по предварительной записи.

Цена билетов: 150 руб.; для детей, школьников, студентов и пенсионеров — 50 руб.

Фотосъемка на территории музея — 150 руб.

Тел. для предварительной записи 8-913-781-54-93.

Михаил Докукин, фото автора

Источник: https://archaeology.nsc.ru/derevyannyj-hram-iz-ischeznuvshego-goroda-mogut-posetit-berdchane-v-akademgorodke/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Кто из апостолов написал Евангелие

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]