Как называется священник в Армянской Церкви

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Как называется священник в Армянской Церкви

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему когда произошел раскол в православной церкви

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был построен Стоглавый собор

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Таинство Рукоположения

Как называется священник в Армянской Церкви

«Добрый Пастырь, положивший жизнь Свою за овец, да одарит тебя способностью (да сподобит тебя) пасти стадо Его в праведности, подавая пример самопожертвования».

Маштоц, чин рукоположения

Рукоположение (арм. – дзернадрутюн), или Священство – Таинство посвящения Божественному служению; священнослужитель проповедует Евангелие, совершает Таинства Церкви, дарит спасение Христово, призывает народ к Покаянию, а также передает благодать. Рукоположение совершается епископом и освящается миропомазанием во свидетельство Благодатных Даров святого Духа. Таинство Рукоположения, подобно Таинствам Крещения и Миропомазания, не повторяется и не упраздняется.

Установление Таинства

Это Таинство также установлено Господом Иисусом Христом, который избрал себе учеников и дал им власть Священства (Лк. 24:50–51). Этой властью апостолы (греч. –  посланники) рукополагали диаконов (Деян.

6:5–6), прощали грехи согласно слову Господа: «Кому простите гре­хи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23), «возлагая руки на больных, исцеляли их» (Деян. 28:8–9).

Эту власть апостолы благодатью Святого Духа передали своим последователям, этой же властью наделяется сегодня священник при Рукоположении. Так была образована иерархия духовенства Церкви (арм. – нвирапета­кан карг).

Духовная иерархия Армянской Церкви

существуют девять ее степеней:

• Ключник (придверник)

• Чтец

• Заклинатель

• Фонарщик

• Иподиакон

• Диакон

• Священник

• Епископ

• Католикос

Иерархическая лестница Армянской Апостольской Церкви состоит из четырех основных ступеней.

На высшей ступени стоит  Католикос  Всех Армян.  Католикос наделен всей полнотой духовной власти. Престол Армянской  Апостольской Церкви основан  св. Григорием  Просветителем в 303 году в городе Вагаршапате после возведения Первопрестольного кафедрального храма св. Эчмиадзина. Католикос имеет власть Рукоположения в сан епископства.

Первой ступенью церковного посвящения является рукоположение во диаконы (арм. – саркаваг). В диаконы рукополагают из числа служащих в церкви чтецов-псаломщиков.

Чтецы (арм. – дпир), в свою очередь, подразделяются на четыре ступени: псаломщик, заклинатель, фонарщик и ключник. Диакон призван помогать священнику, имеет права чтения Евангелия с алтаря и преподносить Чашу Освящения во время святой Литургии (арм. – Патарага).

Второй, основной ступенью церковной иерархии является посвящение в сан священника. В священники рукополагают достигших совершеннолетия и женатых мужей, не имеющих физических и умственных недостатков. Священник призван быть духовным пастырем и наставником прихожан Церкви, наделен властью исповедовать и отпускать грехи, совершать Таинства и обряды Церкви.

Принявший обет безбрачия или монашества муж рукополагается в сан священника-иеромонаха (арм. – абеха) и как знак отречения от мира носит особый головной убор конусообразной формы (арм. – вехар).

Епископ – высшая ступень церковной иерархии. Согласно церковным канонам в епископы рукополагаются из числа принявших обет безбрачия священников-иеромонахов, в том числе с предназначением на предводительство Епархией.

Сферой ответственности епископов является попечительство и руководство Епархией, распоряжение имуществом, рукоположение священников, иеромонахов, диаконов и чтецов для служения в церквях.

За особые заслуги перед Церковью и длительное служение епископу может быть присвоен титул архиепископа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чему посвящена церковь Покрова на Нерли

В Армянской Апостольской Церкви Католикос стоит на ступень выше епископа. Католикосу вверена вся полнота законодательной и судебной власти Церкви.

Его Святейшество посвящает в сан епископов, основывает новые епархии, издает законы и указы, совершает обряд мироварения, является верховным хранителем священных реликвий и сокровищ Церкви, духовным отцом нации и Верховным Патриархом.

Католикос избирается Национальным Церковным собором бессрочно, после чего рукополагается соборно двенадцатью епископами Церкви и восходит на Престол таинством возлияния святого мира (арм. – мерон).

Особое место в Церкви занимают вардапеты (архимандриты). Звание вардапета присваивается тем безбрачным священникам, которые защитили богословский трактат и имеют ученую степень. Вардапетам предоставляется исключительное право толковать и проповедовать слово Божие, быть духовным учителем и наставником Церкви. Вардапетами являются все святые отцы Церкви. Право присвоения звания вардапета принадлежит только тем епископам, которые имеют степень верховного вардапета.

Степени от ключника до диакона называются малыми степенями, а последние три – великими.

Малые степени не относятся к священству, будучи предназначены к исполнению лишь некоторых обязанностей для упорядочения обрядов Церкви, и составляют класс церковнослужителей. Хоть малых степеней и шесть, существует еще служение псаломщика (арм. – сахмо­сергу) и уборщика (арм. – авелацу).

Ключник (арм.– дрнпа[h], придверник) по повелению епископа открывает и закрывает дверь церкви. Посвящение в степень исполняет епископ вне церкви, вручая посвящаемому ключи от церковной двери.

Чтец (арм. – ынтерцох) — посвящение в степень исполняется в церкви, у двери. Обязанностью чтеца является чтение из писаний пророков и апостолов. Он должен быть зрелым человеком.

Заклинатель (арм. – ертмнецуцич) — посвящение исполняется в центре храма. Обязанность заклинателя – отрешать крестящихся от сатаны.

Фонарщик (арм. – джа[h]нкал) — посвящение исполняется перед церковным клиросом. Фонарщик обязан зажигать свечи и люстры в церкви.

Иподиакон (арм. –  кисасаркаваг) — посвящение исполняется перед церковным клиросом. Иподиакон обязан кадить, облачать священника для Литургии, служить во время таинства Святой Литургии и прочее.

Заключние

необходимые условия рукоположения:

• быть совершеннолетним, телесно здоровым, без душевных и умственных недостатков (Лев. 21:16–18, 21); 

• иметь соответствующую призванию интеллектуальную и духовную подготовку; 

• быть достойным принять Божественное служение;

• иметь внутреннее свидетельство о своем достоинстве (2 Кор. 10:18);

• иметь свидетельство Церкви (народа);

• обязаться следовать православному учению Армянской Церкви, отрекаясь от сектантских движений и ересей; 

• необходимо также, чтобы посвящаемый был рожден от благочестивых родителей и непорочного ложа.

Вот что говорит о Рукоположении и священстве святой Овнан Мандакуни: «Священник – ангел Вседержителя Бога. Непочтение священника – грех перед Богом, который рукоположением наделил его властью совершать Таинства Церкви.

Хотя они [священники] и недостойны совершать Ве­ликие Таинства, однако ради спасения людей Бог не препятствует пере­даче благодати Святого Духа, ибо если Он устами ослицы и посредством чародейства Валаама говорил слова спасения человечеству, насколько же великими будут Его дела посредством хоть и недостойного священника во имя жизни и нашего ради спасения.

Если же ты со святостью прича­стишься Святого Таинства, греховность священника не повредит тебе. Также если некто во грехе или нечистым приобщится Святого Таинства, то святость священника помочь не сможет.

А если сочтешь, что рукой порочного священника Дары Святого Духа не нисходят в Литургии и Бог не действует через такового, то помни, что нарушаешь обряд Церкви и по­рочишь христианскую сущность. Если бы исполнение Таинства зависело от святости священника, то не нашлось бы ни одного человека на земле, достойного совершать Спасительные Таинства».

Источник: http://armenian-church.org/prikhozhanam/tainstva/1845-tainstvo-rukopolozheniya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию