Кто из архитекторов является строителем Успенского собора в Московском Кремле

Успенский собор — историко-архитектурный шедевр Московского Кремля

Кто из архитекторов является строителем Успенского собора в Московском Кремле

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45'03.6″N 37°37'01.9″E

: 

Начало истории Успенского Собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Новая жизнь Успенского Собора

Успенский Собор в 20 веке

и в наши дни

Успенский собор на карте

 

Московский Кремль — древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора.

Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем.

Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.

Вид на собор от Колокольни Ивана Великого

Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора

После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей.

Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора.

Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.

И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».

Вид на восточный фасад собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары.

Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой.

Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному.

Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались.

Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями.

Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось.

Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного.

Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией.

Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено.

Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху.

Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся.

Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно — более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам.

Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.

достопримечательности

← СОБОРЫ КРЕМЛЯ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань Санкт-Петербург Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/576-uspenskij-sobor-v-moskovskom-kremle

Успенский собор в Московском Кремле: история строительства, внутреннее убранство

Кто из архитекторов является строителем Успенского собора в Московском Кремле

Успенский Собор в Московском Кремле — старейшее здание российской столицы. Расположен на Соборной площади и является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Игнатия и Никона.

Кто построил Успенский собор? В чем уникальность этого сооружения?

Аристотель Фиораванти

Успенский собор в Московском Кремле был возведен в 1479 году в целях закрепления политического устройства и выработки государственных ритуалов. История его строительства драматична.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Алеся

Сначала задание воздвигнуть огромный храм было поручено отечественным (псковским) мастерам. Однако с работой они не справились. Почти достроенный собор обвалился.

Более доверять строительство соотечественникам Иван не намеревался. Вызвали итальянцев.

Надо понимать, что в те времена, когда возводился Успенский собор в Московском Кремле, архитекторы итальянского Ренессанса были впереди планеты всей. Благодаря активной деятельности дипломатов из северной Италии в Первопрестольную был призван Рудольфо Фиораванти.

Он и построил Успенский собор в Московском Кремле.

Архитектора еще при жизни прозвали за ученость Аристотелем. Впрочем, был он в первую очередь, не архитектором, но инженером и строителем, и его опыт должен был послужить страховкой от тех возможных ошибок, которые допустили в предыдущие годы псковские мастера.

Аристотель потряс москвичей передовым подходом к проблемам строительства. Вместо того чтобы тут же класть камень на камень и скреплять их известкой, он сперва на бумаге составил подробный чертеж будущего собора.

Затем нашел в окрестностях Москвы подходящую глину, построил заводик по производству кирпичей, с тем, чтобы приступить к строительству со стандартизованными блоками, способными держать определенный вес. 

У него, кстати, была своя теория, почему предыдущий собор рухнул — тот просто был слишком большим.

Фиораванти все рассчитал. Математика. И этот подход человека Возрождения поразил московских современников, потому что они никогда раньше не видели, чтобы зодчий вел себя как ученый.

Важно понять, как начал меняться город с приездом итальянцев. Сам Кремль был до этого гораздо меньше. Строения в основном деревянные. Деревянным был даже великокняжеский терем. И стояли кое-где небольшие по размеру каменные церкви. В общем, Москва была, по западноевропейским понятиям, ближе к деревне, чем к городу.

Кстати, выражение «Москва — большая деревня» возникло, только когда стали к нам приезжать первые иностранцы.

Итальянский архитектор отнесся с очень большим тактом к русской Православной традиции. До того, как строить в Москве, он выезжал во Владимир осмотреть там Успенский собор, возведенный еще в XII веке. То есть он создавал именно православный храм, а не слепо переносил илитальянскую манеру на русскую почву.

Таким образом, Успенский собор Московского Кремля появился на территории Московского Кремля благодаря мастерству знаменитого итальянца.

Внутреннее убранство

Росписи, что мы видим в Успенском соборе Московского Кремля сегодня, — появились здесь во времена Михаила Романова, в XVII веке. Первое, что поражает, это золотой свет, идущий со сводов и стен.

Сами стены Успенского собора свидетельствуют о божественной природе царской власти. В наиболее емкой форме эту идею выразил Иван Грозный, объявив в послании польскому королю Стефану Баторию, что власть дана ему:

по божьему изволению, а не по многомятежному желанию человечества

Насчет «человечества» — это про Польшу, где королей избирал сейм.

Золотой цвет стенописи придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение. И хотя сюжет настенных росписей — история девы Марии, именно золотое сияние создает атмосферу Успенского собора Московского Кремля.

Всего за годы существования храма в нем 21 раз провозглашался новый правитель. До конца XVII века церемония эта называлась венчанием на царство, а с началом петровских реформ — коронацией. Три из них запомнились особо: Лжедмитрия в 1605 году, сразу двух братьев — Ивана V и Петра I — в 1682-м, Анны Иоанновны в 1730-м. Но и прочие церемонии, проходившей в стенах Успенского собора Московского Кремля становились грандиозными событиями своего времени.

Иконостас

Коронации проходили не каждый день. А вот Богу люди молились ежедневно. Вплоть до Революции Успенский собор Московского Кремля — основной центр притяжения русского православия. А средоточие духовного напряжения молящихся в храме — его иконостас.

Величественный иконостас Успенского собора был создан на месте изначальной алтарной преграды повелением патриарха Никона. Пять его ярусов убраны позолотой, что добавляло торжественного великолепия проходившим здесь службам.

Слева от Царских врат в особом киоте со дня освящения собора и до революционного разгула «народных масс» в 1918-м находилась величайшая святыня Древней Руси — икона Владимирской Божьей Матери. С 1158 года считалась она покровительницей и заступницей Русской земли: сперва во Владимире, а с конца XIV века — в Москве.

Справа от Царских врат в нижнем ряду иконостаса — образ Спаса на престоле, он же «Спас Золотая риза».

Икона эта — византийская, написана в середине ХI века, скорее всего, для Софийского собора в Великом Новгороде. В Москву образ попал, по всей вероятности, в 1570-м, когда Иван Грозный, предав Новгород огню и мечу, разграбил древний Софийский собор.

Рака Святителя Филиппа и царское молельное место 

В 1568 году именно здесь, в стенах Успенского собора Московского Кремля, митрополит Филипп Колычев прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился: сперва свободой — его тут же схватили опричники, а затем и жизнью.

Рака с мощами Святителя Филиппа, удавленного по приказу царя-изверга, находится в правом углу собора возле иконостаса. Напротив нее — царское молельное место. Огромная деревянная сень, покрытая весьма замысловатой резьбой, создана в годы царствования Ивана Грозного. 

На сегодняшний день резьба деревянной сени в Успенском соборе совершенно почернела от времени. Кто хочет увидеть царское место Ивана Грозного во всем великолепии, может это сделать в Государственном Историческом музее, где находится его копия, сделанная в XIX веке. 

Успенский собор Московского Кремля после революции

Когда в Москву переехал ленинский Совнарком и над кремлевскими святынями нависла реальная угроза уничтожения, замечательный русский художник И. Грабарь добился переноса иконы Владимирской Божьей Матери в мастерскую для «реставрации».

Так, в конце концов, она попала в собрание Третьяковки, где находится и поныне. Остальные иконы были переданы в Оружейную палату в 1930-м.

Последняя служба в Успенском соборе Московского Кремля была проведена 5 марта 1918 года, а после храм закрыли. Однако в 1945-м начали реставрационные работы, а ещё через десять лет Успенский собор был открыт как музей. 

Как же Успенский собор Московского Кремля уцелел в годы революции и репрессий? Точного ответа нет. Но, возможно, если б Ленин умер не в 1924-м, а лет через десять, то, не только в Московском Кремле, но и по всей территории России не осталось бы ни единой церкви.

Ленин не зря себя называл «воинствующим безбожником». За короткое время его правления, по приблизительным подсчетам,было расстреляно 95 тысяч священнослужителей. В одной только Москве уничтожено две трети храмов.

Источник: https://www.novina24.ru/uspenskij-sobor-v-moskovskom-kremle-istoriya-stroitelstva-vnutrennee-ubranstvo/

Московский успенский собор — древо

Кто из архитекторов является строителем Успенского собора в Московском Кремле

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы

Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра.

Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.

Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему Софийский собор назвали именно так

Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.

Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.

Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.

Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.

Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.

В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.

Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.

На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.

С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.

Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.

В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

[1]  «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html

[2]  «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html

Кремль московский

статьи

Кремль московский, средневековая крепость в центре Москвы, в 12–18 вв. служившая резиденцией московских князей, царей и церковных иерархов, а с 1918 – резиденция советского, позднее российского правительства.

ИСТОРИЯ

История Московского Кремля тесно переплетена с важнейшими событиями жизни русского государства. В 12 в. Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру. Первую деревянную крепость-кремль (от греч. «кремнос» – «крутой берез реки», «скала») выстроили в 1156 по повелению князя Юрия Долгорукого.

Выбор места был продиктован стратегическими соображениями: Кремль на высоком холме при впадении р.Неглинной в р.Москву должен был защищать устья двух судоходных рек – Яузы и Всходни. Не последнюю роль сыграла и красота места. Кремлевский холм был покрыт густым бором, а перед ним расстилались живописные луга, перерезанные петлями рек. Самый древний Кремль занимал небольшую территорию ок. 3–4 га.

Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы.

Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), получивший титул великого князя, значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору.

При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белокаменные (1366–1368), и Кремль стал первым каменным градом Московского государства. Известно, что новые укрепления имели шесть проездных башен и три глухих круглых угловых башни. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.

В 1365 вблизи нынешних Спасских ворот глава Русской православной церкви митрополит Алексий основал Чудов монастырь. В этот же период на месте современного Большого Кремлевского дворца выстроили великокняжеский терем. В 1393 по заказу вдовы Дмитрия Донского в системе дворца была заложена каменная церковь Рождества Богородицы.

Остатки этого дворцового храма являются материальным свидетельством о самой древней фрагментарно дошедшей до нашего времени каменной кремлевской постройке.

В 1407 вдова Дмитрия Донского, принявшая постриг под именем Евдокии, основала женский Вознесенский монастырь с соборным храмом Вознесения, расположившимся непосредственно вблизи Чудова.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно делать при входе в храм

В 15 в. в Кремле появилось большое количество белокаменных и кирпичных построек, среди которых были и жилые палаты. Подавляющее большинство этих сооружений разобрали или перестроили в 16–17 вв. Кардинальная реконструкция Кремля была предпринята великим князем Иваном III.

Сильное правительство молодого Московского государства, освободившегося от подчинения Золотой Орде, начало строительство нового монументального Кремля. К перестройке великокняжеской резиденции были привлечены итальянские зодчие.

При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля в соответствии с требованиями европейского фортификационного строительства. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь. На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты Аристотель Фьораванти возводит пятикупольный Успенский собор (1474–1479).

В 1484 артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – великокняжескую домовую Благовещенскую церковь (1484–1486) и церковь Ризоположения (1484–1489) на митрополичьем дворе. На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец.

Некоторое представление о нем может дать сохранившаяся Грановитая палата (1487–1491), где находился главный тронный зал великих князей московских. В 1505–1508 был построен Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. В 16 в. продолжается строительство новых храмов, отстраиваются здания административного аппарата – Приказы на Ивановской площади.

В начале 17 в., во время польско-шведской интервенции, Кремль подвергся разорению. Особенно пострадал царский дворец. На его месте спешно выстроили новые деревянные хоромы, которые дважды уничтожались пожарами, в 1613 и 1626. Самым сильным был пожар 1626, и после него московское правительство приняло решение строить в Кремле преимущественно каменные дома.

В 1635–1636 царь Михаил Федорович Романов на древнем каменном основании царских палат выстроил Теремной дворец, который впоследствии занял ведущее место в обширном комплексе дворцовых построек. В 1642 строительные работы начались на территории патриаршего двора. Все деревянные здания двора заменили каменными и соединили между собой переходами и лестницами.

Следующий этап работ на патриаршем дворе связан с именем патриарха Никона. Разобрав несколько древних построек, Никон возвел на их месте церковь апостола Филиппа, к которой с западной стороны пристроил трехэтажные палаты для жилья и приказов. Этот комплекс получил название Патриаршего дворца. В 1680–1681 церковь апостола Филиппа переименовали в церковь Двенадцати апостолов.

В середине 17 в. на дворе царского тестя Милославского появились роскошные палаты, впоследствии названные Потешным дворцом. Все кремлевские башни в этот период были надстроены и получили шатровые завершения, значительно изменившие силуэт городского центра.

В 18 в. Кремль приходит в запустение в связи с переносом столицы в Петербург. Лишь редкие приезды царей в Москву для коронации способствовали спешному ремонту обветшавших дворцов и строительству временных коронационных сооружений. В 1702 Петр I начал в Кремле строительство Арсенала, затянувшееся почти на 35 лет.

В 1737 Кремль пострадал от большого пожара, в котором сгорели многие древние постройки, однако еще больший урон древние сооружения потерпели при Екатерине II. В 1767 императрица заказала архитектору В.И.Баженову проект нового Большого Кремлевского дворца.

Осуществление грандиозного баженовского замысла требовало сноса многих старых построек, что и было частично осуществлено: были снесены Тайницкая и первая Безымянная башня, корпус приказов, Мастерская и Оружейная палаты. В 1773 состоялась закладка дворца.

Однако уже через два года работы прекратили из-за отсутствия средств и в связи с изменившимися вкусами и настроениями императрицы. В самом конце 18 в. вновь вернулись к мысли о благоустройстве Кремля Теперь все работы были поручены зодчему М.Ф.Казакову.

Архитектор создал в Кремле для правительства здание Сената и дополнил постройками в древнем, «готическом» вкусе ансамбль Чудова монастыря. «Готическую» линию М.Ф.Казакова поддержали архитекторы К.Росси и А.Н.Бакарев в созданной ими Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Архитектор И.В.Еготов недалеко от Троицких ворот возвел здание Оружейной палаты, которая стала первым российским музеем, посвященным русской истории.

Начало 19 в. ознаменовалось для Кремля драматическими событиями. В 1812, после того как Москва по приказу М.И.Кутузова была оставлена русской армией, в Кремль вошли войска Наполеона. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.

Новое большое строительство началось в Кремле в 1830-е годы. На сей раз оно вдохновлялось идеями «самодержавия, православия и народности», проводником которых стал архитектор К.Тон. На месте древних царских хором Тон возвел новое огромное здание Большого Кремлевского дворца.

На месте старого Конюшенного двора близ Боровицкой башни по проекту Тона снесли древнюю церковь Рождества Иоанна Предтечи и построили новое здание Оружейной палаты, составившей с новым дворцом единый комплекс. В начале 20 в., после октябрьского переворота 1917, Кремль стал ареной борьбы за установление в Москве власти советов.

Во время боев от артиллерийского обстрела пострадали некоторые башни и храмы. Снарядами были повреждены церковь Двенадцати апостолов, крыльцо Благовещенского собора, главы теремных церквей.

В 1918 в Кремль переехало советское правительство во главе с В.И.Лениным. В здании бывшего Сената разместились учреждения Совета Народных Комиссаров. Кавалерские корпуса были приспособлены для квартир членов правительства. По идеологическим соображениям в 1930-е годы были уничтожены многие кремлевские постройки культового характера.

Снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте построили здание Военной школы ВЦИК. Разобрали церковь Константина и Елены, церковь Благовещения на Житном дворе, храм Спаса на Бору. В 1937 все башни Кремля вместо завершения в виде двуглавого орла получили пятиконечные звезды из рубиново-красного стекла.

В 1959 на месте снесенного еготовского здания Оружейной палаты заложили фундамент нового советского дворца для проведения партийных съездов. Открытие этого здания, выполненного из стекла и бетона, состоялось в 1961.

В настоящее время Кремль по-прежнему выполняет роль правительственной резиденции и является одним из крупнейших архитектурных и художественных музеев-заповедников.

Стены и башни кремля

Строительство дошедших до нашего времени стен и башен Кремля началось в 1485. Руководили работами приглашенные из Северной Италии архитекторы и строители: Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Антон Фрязин. Новые стены возводили, не разбирая старых и не изменяя их направления.

Только в северо-восточной части стена была спрямлена, и тем самым увеличена территория крепости, которая составила 28 га. Первой, внизу на подоле, Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня. Внутри башни был устроен колодец. С помощью тайного хода из Москвы-реки он наполнялся водой.

От Тайницкой башни начали возведение стен наиболее опасной южной стороны Кремля. В 1487 заложили угловую Беклемишевскую башню, а в 1488, со стороны Москвы-реки – угловую Свиблову. К 1490 возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Весь южный участок стены был выложен по линии, повторяющей изгибы Москва-реки.

Изломы стены способствовали лучшему обзору местности, а также позволяли вести прицельный огонь по нападающим. Вершину каждого излома отмечала башня.

Строительство крепости приобрело новые масштабы, когда в 1490 в Москву приехал один из лучших итальянских архитекторов, Пьетро Антонио Солари. Под его руководством с западной стороны заложили проездную Боровицкую башню, снабженную удобными сходами к р.Неглинной.

Затем итальянский архитектор надстроил угловую Беклемишевскую башню. Ей отводилась особая роль в обороне крепости. Она первая принимала на себя удары врагов, поскольку рядом находился удобный брод через Москву-реку.

От этой башни вверх по склону были поставлены три проездные башни – Константино-Еленинская, Спасская и Никольская, а также две глухие – Набатная и Безымянная.

Спасская башня была парадной. Ее проездные ворота связывали Кремль с Красной площадью, и поэтому она получила наиболее импозантное оформление. В 17 в. на ней были установлены часы, замененные в 18 в. ныне существующими курантами.

Строительство могучей угловой шестнадцатигранной Собакиной башни, расположенной на вершине самого острого угла кремлевского треугольника, было последней работой Солари (ум. 1493). Башня строилась «по новой основе», т.е.

за пределами Кремля времени Дмитрия Донского, на месте, где был обнаружен родник.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/kreml-moskovskiy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для чего нужны березовые ветки на Троицу

Закрыть