Благовещенский собор Московского Кремля — домовая церковь правителей Руси
/ Москва / Соборы Московского Кремля / Благовещенский собор Московского Кремля
Небольшой девятиглавый храм, посвящённый празднику Благовещения Богородицы, замыкает Соборную площадь с южной стороны. Благовещенский собор Московского Кремля был построен в 80-е годы XV века и в наши дни превращён в музей. Сегодня здесь можно увидеть экспозицию древних икон, настенных росписей и кладов, найденных при раскопках в Кремле.
Благовещенский — самый маленький из трёх соборов, расположенных в центре Кремля. Он никогда не предназначался для служб с большим количеством верующих, а использовался в качестве домовой церкви для семей великих князей и царей. До начала XX века протопресвитер храма выполнял роль духовника императора и его близких.
Сохранившийся до наших дней собор построен во времена правления князя Иоанна III. Согласно летописям, первая деревянная церковь Благовещения Богородицы появилась рядом с княжескими палатами в конце XIV века. Её возвели по воле великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского. Поскольку храм находился при княжеском дворе, его называли Благовещением «при дворе» или «на сенях».
Современный каменный собор построили в 1484-1489-х годах во время капитальной реконструкции храмов и стен Кремля итальянскими зодчими. Примечательно, что возведение приватного домового храма Иоанн III поручил строителям из Пскова. Новый собор вырос на подклете старой церкви. Первоначально он имел всего три главы и был окружён галереями.
В 1508 году по воле Василия Иоанновича храмовые купола покрыли золотом.
В 1547 году, когда центральная часть Москвы сильно пострадала от пожара, царский домовый храм был так сильно разрушен, что последующее его восстановление заняло семь лет. В процессе реконструкции к собору были добавлены две главы и пристроено роскошное крыльцо, которое стали называть Грозненским. Кроме того, Иоанн IV Грозный пожелал, чтобы на углах галерей возвели четыре маленьких придельных храма.
Долгое время в Благовещенском соборе Московского Кремля крестили царских детей, включая наследников престола. Здесь издавна хранились православные реликвии — мощи святых, драгоценная богослужебная утварь, редкие книги, рукописи и старинные иконы. По мнению исследователей, в храме могла храниться государственная казна.
После прихода советской власти правительство из Санкт-Петербурга переехало в Москву на территорию Кремля, и Благовещенский собор был закрыт для верующих. Только в 1989 году, когда храму исполнилось 500 лет, в него пустили первых туристов. В 1993 г. здесь были возобновлены церковные службы. В наши дни богослужения здесь совершают раз в год — на престольный праздник, который верующие отмечают 7 апреля.
Особенности архитектуры и внутреннего убранства Благовещенского собора
Живописный собор давно признан выдающимся памятником отечественной архитектуры. Так как строили его псковские мастера, во внешнем облике собора традиции московской архитектуры тесно переплетены с опытом храмового зодчества древнего Пскова. Нарядное здание украшено типичными для псковского зодчества поясками «бегунок» и «поребрик» и имеет характерные полукруглые ниши. Московские традиции выдают выразительные кокошники и ярусы килевидных закомар.
Основной объём стоит на квадратном подклете, сложенном крупными блоками известняка, и окружён тремя каменными галереями. Пристроенные при Иоанне IV Грозном приделы удачно дополняют пирамидальное здание. Угловые церкви совсем небольшие и окружены стенами толщиной всего в один кирпич. Венчают собор девять аккуратных золочёных куполов. Они делают церковь похожей на знаменитый Покровский собор (Василия Блаженного) и подчёркивают державное положение московского правителя.
Очень красиво оформлено южное крыльцо собора. Раньше оно выводило в сад при княжеском дворце и по нему можно было пройти к Архангельскому собору. Сейчас крыльцо закрыто. До наших дней сохранились каменный портал и фрагмент фриза, вырезанные в середине XV в. Внутри храма находятся иконостасы, созданные в 1560-е годы. Кроме того, здесь можно увидеть много резных колон и кованые двери, за оформление названые «златыми вратами».
Одной из главных достопримечательностей Благовещенского собора в Московском Кремле считается цветной кремниевый пол с вкраплениями яшмы и агата. По легенде, камни для этого пола были доставлены в Москву из Византии. Совсем недавно реставраторы вскрыли в южной галерее керамический пол, выложенный во время правления Иоанна IV Грозного.
Необычайно красивы храмовые светильники. Некоторые их них были специально изготовлены для собора, а другие попали сюда в качестве даров. В наши дни перед иконостасом, расположенным возле центральной главы собора, висит крупное медное паникадило, рассчитанное на 24 свечи.
Иконостас
Ценители древнерусской живописи приходят в древний собор, чтобы полюбоваться на старинный иконостас и работы знаменитых изографов Феофана Грека и Андрея Рублёва. Главный иконостас имеет шесть рядов и состоит из почти ста икон, некоторые из которых очень древние — специалисты относят эти иконы к XIV-XV вв. и признают одним из главных памятников московской иконописной школы.
Настенные росписи
Очень интересно посмотреть на внутреннее оформление стен собора. Летописи рассказывают, что впервые Благовещенский собор был расписан в 1508 году мастерами под руководством изографа Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия. Однако после пожара, случившегося в середине XVI века, настенные росписи пришлось делать заново.
В центральной части храма сохранились фрески, раскрывающие сюжеты Евангелия и росписи, рассказывающие об Апокалипсисе. В галереях помещены фрески по библейским тестам. Здесь же можно увидеть несколько изображений античных философов и портреты московских князей.
На центральной главе храма, по христианской традиции являющейся символом неба, помещено изображение Спасителя. Богатые росписи также сохранились над хорами и в скрытом за иконостасом алтаре.
Музейные экспозиции
Выставка в подклете собора посвящена истории заселения Боровицкого холма. Здесь можно увидеть уникальные клады, обнаруженные во время археологических раскопок, проведённых в Кремле в XIX и XX веках.
Наиболее ценным разделом экспозиции считают 250 предметов домонгольского искусства XII-XIII веков — ювелирные украшения из серебра и золота. В подклете храма хранятся воинские доспехи и оружие XII-XVI веков: белокаменные ядра, стремена, боевые топоры, шлемы, наконечники, копья, шпоры, меч XII века и кольчуги. Здесь также экспонируются слитки и монеты XI-XVII веков.
В южной галерее собора открыта выставка икон XVI-XVII веков, которые когда-то входили в убранство храма. А в шести витринах выставлены иконы, находившиеся прежде в приделах собора.
Как побывать в соборе
Старинный храм стоит на бровке возвышенного Боровицкого холма к северу от Тайницкой башни. Кремлёвская территория — режимный объект, попасть сюда можно по билетам, которые продаются в кассах Александровского сада. По единому билету можно осмотреть не только Благовещенский собор, но и другие соборы древней площади, побывать в красивом храме Ризоположения и увидеть экспозиции, выставленные внутри Патриарших палат.
Благовещенский собор на карте Москвы
Источник: https://trave-l.ru/moscow/blagoveschenskij-sobor-moskovskogo-kremlja/
Благовещенский собор
Благовещенский собор является старейшим сооружением Казанского Кремля. Церковь была построена в городе в 16 веке, первоначальное сохранилась до нашего времени. На протяжении длительного времени святыня выполняла роль главного храма. Сегодня обитель привлекает туристов со всех уголков страны. Суда приезжают для совершения паломнического тура и для того, чтобы полюбоваться архитектурой. Здание выступает в роли самого удаленного образца псковской архитектурной школы.
Здесь до сих пор хранятся ценнейшие собрания старопечатных и рукописных книг 16-18 веков. Сред них находится знаменитое Ефремово евангелие.История Благовещенского собора началась в 1562 году.
Первоначальный облик храма
Древнейший памятник архитектуры до революции имел статус кафедрального собора. Дата основания – 4 октября 1552 год. Это был приказ царя И. Грозного. Святыню из дерева удалось построить за три дня. Освещение выполнили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В строительном процессе принимало участие около 80 псковских мастеров. Главки имели красивую шлемовидную форму. Внутри была восхитительная фресковая живопись.
В процессе последующих реставрационных работ в век современности удалось обнаружить о древнейшее фресковое изображение Казанской иконы Божией Матери.
В 16 веке возвели из камня колокольню. Она имела пять ярусов. В ходе многочисленных ремонтов сегодня первоначальный облик неузнаваем. О том, как выглядела когда-то звонница можно узнать только по сохранившемся фотографиям. Вес самого большого колокола составлял 1500 пудов. Под колокольней находился храм в честь святой мученицы Ирины. Его возвели в 1832 году на средства купца Чижова. Но потом закрыли из-за ветхого состояния.
В 1736 году появилась трапезная. В 1815 году произошло серьёзное возгорание. Здание сильно пострадало. В связи с этим начался цикл реконструкционных работ, направленных на восстановление объекта. С 1817 по 1821 год реконструировали сильно пострадавшую трапезную. В ходе данных работ появилась галерея, которая соединяла собор с архиерейским домом.
В 1841 году трапезную снова ждали перемены. Ее было решено перестроить в высокую и двухсветную с лестницей на хоры. В середине 19 века возле главного входа появилось высокое крыльцо. А с западной стороны трапезной решили сделать еще одно пространство для богатой соборной ризницы. Тут организовали хранение святынь, облачений, утвари.
Среди предметов находился и золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана. Также было много облачений редкого вида – панагии из золота и серебра, саккосы, шапки и клобуки митрополита и т.д. В сентябре 1919 года чекисты нашли это помещение и признали, что его содержимое не имеет исторической ценности. Получилось сохранить разницу за счет стараний казанским историкам П.М.
Дульскому и И.А.Стратонову. Потом соборная разница пропала бесследно.
В соборе ранее хранились старопечатные и рукописные книги ХVI-ХVIII вв. Среди коллекции было немало литературы из собрания «Казанского первенствующего Благовещенского собора. Было немало книг, которые были подарены различными особами.
Под алтарем уникального собора находится храм, освященный в 1896 году во имя Всех святых. Он на протяжении длительного времени использовался, как усыпальница казанских архиереев. Всего было сделано около семи погребений. В дореволюционный период тут еще находилась гробница с мощами святителя Гурия Казанского.
Отдельного внимания заслуживает старинная трапезная. Именно тут был создан старинный цикл росписей, которые имели отношение к прославлению Казанской иконы Божией Матери. На сводах создавались вручную изображения святых.
Собор сегодня
Храмовый комплекс, помимо основного собора, состоит из нескольких других построек. Это Архиерейский дом, Консистория, остатки мостовых, деревянных и каменных зданий. Храмовый комплекс находится в самом центре города. Он отлично заметен со всех сторон.
Старому зданию так и не суждено было дожить до нашего времени. Церковь страдала от крупных возгораний и по этой причине ее постоянно реставрировали. В связи с этим было потеряно много уникальных фрагментов здания. С течением времени новая святыня преображалась. Появлялись росписи на стенах, витражи, иконы, пристроили высокая 5-ярусную колокольню.
В 1736 году произвели замену шлемов на луковичные. Центральная часть храма была перестроена Ее было решено сделать в стиле барокко. В 1843 году на западной части построили трапезную, и крытую паперть. Затем во время ремонтных работ организовали печное отопление. Через некоторое время сделали калориферное отопление. Во время возведения строители нашли здания ханского периода. Согласно летописям они стояли напротив храма у его северного предела.
После 1917 года жизнь собора складывалась нелегко. Случалось, много непредсказуемых моментов. В 1925 году обитель полностью закрыли. Здесь размещался длительное время архив по указанию властей. Благодаря определенному температурному режиму, все росписи чудом уцелели. В 2005 году обитель снова открыли. Это был день празднования 450-летия Казанской епархии.
Вход в собор бесплатный, при желании можно заказать экскурсию. Режим работы туристов ежедневно с 10:00 до 18:00. Организация служб проводится по выходным дням и по праздникам.
Также все желающие могут посетить выставки. Музей при соборе функционирует каждый день с 10:00 до 18:00. Здесь хранится сотня экспонатов. Самыми ценными являются древние православные книги; иконы, посох Свияжского Гурия. Также в музее регулярно организуются различные мастер-классы – «Древнерусская каллиграфия», «Творческое занятие «Доброе семя» и многие другие. Посетить их могут все желающие.
Источник: https://chemodan-tour.ru/obzor/blagoveshhenskij-sobor/
Благовещенского собор по архитектуре похож на греческие соборы 10 века
Собор выдержан в стиле греческих храмов десятого века. Собор украшен росписями и иконами, перенесенными из деревянного храма.
Благовещенский собор украшают 9 глав.
В русской церковной архитектуре 9 глав являются символом Царицы Небесной Церкви (9 чинов Ангелов и девять чинов Праведников Небесных)
Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры.
Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах – аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.
В 1508 году покрыт золотом один средний купол, а в 1590-1595 годах века оставшиеся купола покрыли раствором золота с медью. После этого прихожане стали называть собор – «златоверхий».
Собор поражает посетителя своим великолепием
Убранство Благовещенского собора
С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Стены с северной и западной стороны украшены золотым орнаментом из Италии. В южной части — красивая разноцветная роспись.
Росписи в храме делал Андрей Рублев, под руководством Феофана Грека.
Центральное место в росписях относят сюжеты из Евангелия – праздники, чудеса, Христос.
Если внимательно смотреть росписи, видны евангельские композиции и иллюстрации «Апокалипсиса».
Иконы Благовещенского собора украшены золотыми и серебряными окладами по велению царя Василия III
В росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Здесь изображения Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и т.д.
Собор переделывался, достраивался, изменялся, но работы знаменитых мастеров не потерялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый.
Обновленную роспись собора храма выполнил мастер Федор Едикеев
В соборе есть свои реликвии, главная из них — икона от Феофана Грека
- Чудотворная икона Пименовской Богоматери.
Чудотворная икона Пименовской Богоматери – привезена из Константинополя в XIV веке, и навсегда осталась в Москве;
- крест царя Константина, подарок императора Византии Александра Комнина Владимиру Мономаху.
святыня храма — чудотворная икона Божией Матери Донская, сделанная Феофаном Греком.
Чудотворная икона Божией Матери Донская, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой
Расписание богослужений Благовещенского собора Московского Кремля
Собор принимает посетителей каждый день с 7 утра до 21 вечера.
Расписание проводимых служб:
- понедельник-пятница в 8:00 и 18:00;
- суббота-воскресенье в 7:30 и 17:00.
божественной литургии из Благовещенского собора
Источник: https://hranitel.club/550-blagoveshhenskij-sobor
Благовещенский собор Московского Кремля — древнейший памятник русской старины
Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1489 год
Координаты: 55°45'00.1″N 37°37'01.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
История строительства
Росписи в Благовещенском соборе
История названия
История храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона
Благовещенский собор и куранты
Благовещенский собор-музей нашего времени
Благовещенский собор на карте
Московский Кремль представляет собой архитектурный ансамбль, включающий в себя много исторических зданий-памятников русской архитектуры. Туда же входит и один из самых известных московских храмов — Благовещенский собор.
Этот древнейший столичный православный собор был построен во второй половине 15 века — сначала как храм для семьи великого князя, а впоследствии — для царской семьи.
Вид на собор с Соборной площади
История строительства Благовещенского собора Московского Кремля
Точная дата возведения самого первого варианта Благовещенского собора историкам хорошо известна — это 1397 год. Инициатором постройки выступил князь Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского.
Храм был построен из дерева и в старину назывался храмом «Благовещения, что на Сенях». Дело в том, что в то время здание храма было выстроено около сеней княжеского дворца, отсюда он и получил свое название.
Известно, что тогда храм был расписан специально приглашенными мастерами-иконописцами, среди которых были Андрей Рублев, некий Прохор из Городца и Феофан Грек.
Во второй половине 15 века, когда со дня основания Благовещенского храма прошло 100 лет, его решили перестроить. На практике это свелось к тому, что старый храм из дерева был снесен, и на его месте возведен новый — из камня.
Да, в то время приглашенные итальянские мастера уже вовсю занимались постройкой каменных строений Московского Кремля.
Казалось бы, что и нет необходимости искать кого-то другого: ведь итальянцы — лучшие в мире специалисты по камню! Тем не менее на высочайшем уровне был отдан приказ поручить строительство Благовещенского храма нашим архитекторам — Кривцову и Мышкину.
Вид на собор с Боровицкой улицы
Если читатель еще не знает, это те самые Кривцов и Мышкин, которые построили в свое время Успенский собор Московского Кремля, рухнувший во время землетрясения случившегося в Москве 20 мая 1474 года.
Однако их невиновность была полностью доказана, и доказана специальной комиссией. Были найдены незначительные недостатки, но для обвинения мастеров этого было явно мало. Кстати, перед нашими мастерами в связи со строительством нового Благовещенского собора была поставлена очень сложная задача. Этот каменный храм нужно было точно вписать в тот архитектурный комплекс, над которым работали итальянцы.
Дата закладки нового храма — 1484 год и уже в 1489 году строительные работы были завершены. В тот же год храм был освящен митрополитом Геронтием.
Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля
История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III.
Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон — только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым.
А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии — сказать наверняка сложно.
Вид на южный фасад собора
Но самое интересное в другом — на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции — хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида.
Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий.
В одной считается, что данные изображения — своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой — приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.
История названия Благовещенский собор Московского Кремля
Князь Василий III не щадил казенных денег на строительство нового храма, и это чувствуется во всем — в дорогой церковной живописи, в изготовлении окладов икон из серебра и золота. Кстати, немало золота было потрачено и на золочение главок храма. Позолоты было так много и она так ярко и красиво блестела на солнце, что за храмом закрепилось третье по счету название «Златоверхий» (после Благовещенского и «на Царском дворе у сеней»).
Вид собора от Архангельского собора
Если уж продолжать рассказывать о всем великолепии храма, то следует уpпомянуть и его полах. Ведь они выложены сплошь из драгоценных камней — агата, мрамора, яшмы. Яшму по одной из исторических версий царь Алексей Михайлович получил в подарок от персидского шаха.
Русские государи очень любили и опекали Благовещенский собор. После постройки и освящения храма во времена Василия III, этот храм перешел под опеку его сына Ивана Грозного.
История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона
В 1547 году в Москве случилось частое явление того времени — сильный пожар. Так как храм был из камня, огонь его уничтожил не полностью , но ущерб все же был нанесен. Иван Грозный пригласил мастеров, которые практически полностью обновили роспись храма, сильно пострадавшую от огня.
Также Иваном Грозным была построена крытая галерея с левой стороны храма, и установлен образ Благовещения, перевезенный из Юрьева монастыря в Новгороде. Предание говорит о том, что стоя на крыльце Благовещенского собора, Иван Грозный увидел комету необычной формы — в виде креста.
Сказав о том, что это знамение его смерти, буквально через несколько дней царя не стало.
Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, попал под впечатление от пылающих на солнечном свете куполов собора настолько, что приказал отлить для него крест из чистого золота.
Купола собора
Этот крест очень долго и безуспешно искал Наполеон, когда Россия содрогнулась от вторжения полчищ солдат его армии. И судьба словно насмехнулась над ним — он перепутал крест на колокольне Ивана Великого, всего лишь позолоченный, с золотым крестом с купола Благовещенского Собора!
Благовещенский собор и куранты
Можно сказать, что не только Москва, но и вся Россия обязана Благовещенскому собору одним интереснейшим фактом — именно отсюда начинается история знаменитых курантов. В 1404 году Лазарь Сербин, искусный умелец и одновременно монах с Афона, создал механические часы с фигурой человека.
Эти часы были установлены на башне великокняжеского дворца, которые после каждого часа звонили в колокол. Часы были на то время дико дорогие — история до нас донесла даже точную их стоимость: 30 фунтов чистого серебра. По сути это и были первые московские часы городского масштаба.
Затем были установлены часы на Спасской башне (много позже): в 1624 году их спроектировали и изготовили отечественные мастера Ждан и Шумило в сотрудничестве с англичанином Христофором Галовеем.
Благовещенский собор-музей нашего времени
Последний раз Благовещенский собор был подвергнут разрушениям в 1917 году, когда Кремль обстреливался из пушек. Один из снарядов практически полностью уничтожил знаменитое крыльцо Ивана Грозного, где он увидел комету-предвестника своей смерти.
Когда большевики пришли к власти, их правительство переехало в 1918 году в Москву. Благовещенский собор, как и Московский Кремль, был закрыт. Сейчас собор практически не функционирует как церковное сооружение, на его территории работает музей.
достопримечательности
← СОБОРЫ КРЕМЛЯ | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань | Санкт-Петербург | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/579-blagoveshchenskij-sobor-moskovskogo-kremlya
Собор Благовещенский Московского Кремля
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
История Российской Федерации отражается в различных памятниках архитектуры и искусства. Центром большого государства является Кремль. Она вмещает в себя многие культурные центры, музеи, отражающие всю историю становления державы.
Одной из составляющей Кремля является Соборная площадь, на которой находится немало различных храмов и церквей, которые считаются памятниками архитектуры. Одним из таких является Благовещенский Собор Московского Кремля.
Он является достаточно почитаемым среди православных прихожан и имеет свою древнюю интересную историю.
Благовещенский Собор Московского Кремля, краткое описание
Данный храм древний. Он был возведен в 1290 году. По истории она была построена по указанию князя Андрея, сыном известного А. Невского. Кто именно построил собор к сожалению, не известно. В первоначальном виде она простояла не так долго. Со временем, как и многие постройки она требовала реставрации.
Этот период совпал вместе с тем временем, когда в храм была привезена икона «Спас в ризнице белой». Кстати также не сохранились данные об общем виде постройки и отделке ее внешних и внутренних стен. Известно только что строительные работы по возведению церкви из каменного материала началось в 14 веке. Вся последующая история и преобразование собора связанно с княжескими и царскими семьями, которые в свое время правили на территории современного государства.
Восстановления храма началось с 1481 года. Тогда князь пригласил итальянских мастеров для проведения работ по восстановлению. Но главным его условием было то, чтобы проводили работы по восстановлению не одной постройки, а всего комплекса в древнерусском стиле. Проект был разработан итальянским архитектором, но работы и контроль над строительством проводили русские архитекторы.
Известно также то, что фундаментом для реставрации служил пример старой постройки. Поэтому несмотря на то, что собор строили из более крепких материалов, а не из дерева он имел прежние формы.
Спустя 10 лет от начала проведения реставрации, строительные работы были окончены. Его освящение проводил митрополит Геронтий. Храм имел три главы и квадратную форму.
От главной части постройки расходились небольшие арки, а вокруг купольной части были крытые галереи. Некоторая система переходов связывала собор с жилыми зданиями Кремля.
История современности
В начале 19 века престол государства была под руководством династии Романовых. Они также, как и предыдущие власти украшали и оберегали святыню. Самые большие повреждения храм получил в под конец первой мировой войны. В него попал снаряд, который значительно разбил крыльцо.
Во время большевиков столица страны была перенесена в город Москва и вся ее управленческая часть была также сюда перевезена. В связи с этим многие уникальные религиозные и архитектурные строения стали недоступными для простого народа.
Лучшая статья для Вас, переходите: Кафедральный Свято-Екатерининский собор
Но в начале 20-го века новая власть открыла иконостас Благовещенского Собора Московского Кремля для того, чтобы его могли посетить простые верующие граждане. Также до начала 90-х годов при нем функционировал музей Московского Кремля. Сегодня же храм является действующим. В нем проводятся богослужения и его могут посетить все желающие православные веряне.
Одной из ценности современного Собора является его иконостас. В нем собрана уникальная коллекция святынь, которая в свою очередь расположена в несколько ярусов. Иконостас содержит святые лики святых, которые были написаны еще в 14,15, 16 веках.
Образы изображают жизнь Спасителя Христа. Вместе с тем на иконостасе есть одно свободное место для изображения лика царя. После того как время его правления было окончено, а точнее после смерти царя его лик переносили в Архангельский собор и крепили над надгробием.
К сожалению, часть древних фресок Благовещенского Собора Московского Кремля утеряны. Современный вид иконоросписи на стенах и не только является их точными копиями. Удивительным в храме является то, что вместе с мотивами, описанными в библии на стенах и колоннах в церкви изображены русские князья.
Такой подход непременно придает Собору уникальности. Более того в нем хранится образ «Благовещения», являющийся самым древним и редким типом иконографии.
Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Свято-Михайловский город Ижевск
Благовещенский собор
Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.
Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы.
Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.
В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.
В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.
Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части.
Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой.
Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка.
В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.
В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в.
Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами.
Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами.
Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная.
Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)
В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.
В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.
Архиерейский дом
Архиерейский дом расположен с юго-восточной стороны Благовещенского собора, построен в 1829 г. взамен разобранного дворца казанских архиереев XVII в. Архиерейский дом служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.
Здание трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с вальмовой кровлей. К прямоугольному в плане главному объему с восточной стороны примыкают три развитых ризалита. Вся композиция подчинена строгой симметрии относительно оси центрального ризалита, в котором располагалась домовая церковь. Фасады решены в формах позднего классицизма.
Входной узел по оси главного фасада в XX в. оформлен полукруглым в плане навесом на двух колоннах. Во второй половине XX в. был надстроен третий этаж. Первый этаж рустованный, над окнами клиновидные перемычки с выступающим замковым камнем.
Окна второго этажа со скромным обрамлением окон профилированными наличниками с подоконными карнизами.
Предстоит реставрация с восстановлением аттика над центральной частью главного фасада и шатрового купола над центральным ризалитом с восточного фасада.
Консистория
Консистория замыкает комплекс Благовещенского собора с южной стороны, юго-восточным крылом примыкает к Консисторской башне. Здание перестроено в XVIII в. из существовавшего здесь с XVI в. Архиерейского конюшенного двора, фасады реконструированы в XIX в.
Здание двухэтажное, кирпичное, состоит из нескольких разновременных корпусов, образующих разомкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный корпус расположен вдоль главной улицы Кремля, в одну линию с корпусами Присутственных мест. Первый этаж в наиболее древней его части перекрыт сомкнутыми сводами и прорезан проездной аркой. Восточная стена дворового корпуса включила в себя остатки крепостной белокаменной стены XII—XVIII вв.
Фасады оштукатурены, декорированы оконными наличниками в стилизованных формах русской узорчатой архитектуры.
В 1998 г. проведена реставрация дворового литера.
Археологические фрагменты моста и каменной мостовой XII—XV вв
В раскопках 1977—1978 гг., заложенных в районе сквера у современного здания Министерства здравоохранения РТ, были исследованы древние укрепления города — остатки земляной насыпи вала и белокаменной стены, ров перед ними и следы дополнительных конструкций — предмостное сооружение и каменная мостовая.
Непосредственно у рва выявились остатки прямоугольной каменной выкладки длиной 400 и шириной 180 см. Кладка сохранилась в высоту на 4—рядов; она имела панцирный характер. Рядом обнаружены сгоревшие бревна и развалы камней. Это сооружение представляло собой остатки моста через ров, функционировавшего в XIII—XV вв. А каменная мостовая была выложена тогда (скорее всего, в XV—XVI вв.
), когда ров был уже полностью засыпан и потерял свое оборонительное значение.
Археологические фрагменты каменных зданий XV—XVI вв
Одно из довольно крупных зданий периода Казанского ханства было изучено на раскопе II в 1994—1997 гг. Оно сохранилось лишь на уровне фундамента и цокольной части. Кладка стены выполнена из хорошо обработанных каменных блоков, скрепленных между собой известковым раствором. Размеры постройки 16 х 14 м.
Вход располагался с восточной стороны, где была выявлена лестничная площадка. Следы строительного горизонта здания прослежены в завершении культурного слоя ханского времени.
Сверху здание перекрывалось более поздними каменными конструкциями русского времени, возможно относящимися к Архиерейскому дому XVI—XVIII вв.
Еще одно здание, синхронное предыдущему, сохранилось лишь в виде следов деревянных свай коротышей, вбитых под каменный фундамент этого сооружения. Здание имело в плане прямоугольную форму размерами около 12 х 8 м. Оно было полностью разобрано в XVII—XVIII вв.
в целях добычи строительного камня. Фундаменты здания также использовались в русский период в структуре зданий Архиерейского двора. Под северо-западным и северо-восточным углами его были обнаружены клады древнерусских монет в количестве более 2 тыс. штук.
Самая младшая монета из кладов относится ко времени до 1533 г.
В ходе исследований 1998—1999 гг. в раскопе XX у проезда Шейнкмана было выявлено третье здание. Оно было вскрыто размерами 15 х 5 м и имеет продолжение в под проезжую часть дороги. Весь комплекс этих зданий, выявленных с южной стороны Благовещенского собора, возможно, представляют собой остатки комплекса мечети Кул Шариф, находившейся у Тезицкого рва.
Археологические фрагменты каменных зданий XVII—XVIII вв
В раскопе III 1995 г. в сквере перед Благовещенским собором изучены остатки кирпичного здания, функционировавшего в XVII—XVIII вв. Фундамент покоится прямо на культурном слое, отложившемся в период ханства. Вход располагался с западной стороны, где сохранились остатки лестницы из крупных камней. По данным писцовых книг, на этом месте располагался ранний архиерейский дом с прилегающим хозяйственным двором.
Второе здание, относящееся к XVIII в., было построено на фундаменте вышеупомянутого каменного здания ханского времени. Стены и пол его сложены из крупномерных кирпичей, скрепленных известковым раствором.
В середине здания сохранились так называемые «ванны», углубленные от уровня пола примерно на 2 м. По мнению специалистов, в этих «ваннах» производилась отливка медных колоколов, что подтверждается находками медного шлака и кусочков руды.
Таким образом, здание, по всей вероятности, имело производственное назначение.
Фрагменты деревянной мостовой XIII—XVI вв
С восточной стороны Благовещенского собора были выявлены также остатки деревянного уличного мощения в виде остатков древесного тлена. Прослеживалось до 6—8 ярусов мостовой. Вдоль улицы фиксировались остатки углублений подпольных срубных сооружений.pyadomкак правильно наносить тональный крем на лицо
Источник: https://kazan-kremlin.ru/muzej-zapovednik/o-kremle/arhitektura/kompleks-blagoveshhenskogo-sobora/
Благовещенский собор. Московского Кремля. История. Росписи
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков Благовещенский собор служил домовым храмом русским государям. Назывался он по разному – и “на государевом дворе”, и “на переходах”, и “на сенях”. Храм был частью великокняжеского, а затем царского дворца.
В этой церкви проходили церемонии семейного характера, отмечали дни именин цариц и царевен. Настоятель Благовещенского собора был духовником самого государя. Позже, с постройкой Верхоспасского собора, он утратил свою роль, но сохранил значение одной из главных святынь Кремля.
Благовещенский собор Московского Кремля – один из самых загадочных храмов, ибо весьма сложен для изучения.
Загадки Благовещенского собора Московского Кремля
Древних документов и описей сохранилось очень мало и ответить на некоторые вопросы об истории и архитектуре храма пока невозможно. До сих пор историки не могут определить, существовал ли на этом месте более ранний храм. Если он был, то когда построен? Есть версии, что на этом месте во времена Ивана Калиты, то есть в начале XIV века, стояла деревянная церковь, но доподлинно это не известно.
Что касается каменного храма, существовавшего на месте современного, историки сошлись на том, что его построили в 80-90-х годах XIV века, уже при Василии I, сыне Дмитрия Донского. От этого храма сохранился подклет, то есть нижняя часть храма. В древности в нём хранили государственную казну.
В 1405 году тот храм расписывали мастера Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублёв. Имя прославленного мастера значится в летописях только на третьем месте. После пожара собор времён Василия I разобрали.
Нынешний Благовещенский собор возвели в 80-х годах XV века при Иване III. Работала псковская артель строителей.
Благовещенский собор. Северная галерея
Войдя в собор, посетители оказываются в северной галерее. Вероятно, её строили итальянцы. В галерее сохранился западный и северный портал с ренессансной итальянской резьбой – это прямое указание на участие итальянских зодчих. Возможно, здесь работал Алевиз Новый – автор Архангельского собора.
Галерею построили на рубеже XV -XVI веков. Она была частью дворцового комплекса. Возможно, первоначально она была открытой, наподобие галерей в Италии. Там подобные террасы служили убежищем от палящего солнца. Но на рисунке XVII века видно, что галерея уже закрыта стеклом, которое применяли с XIV века. Может быть для стекления использовали слюду.
Соборная площадь Московского Кремля.
С миниатюры из “Книги об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича, всея великая России самодержца” 1672-1673
В XVI веке Иван Грозный изменил облик храма.
Первоначально собор был трёхглавым. Затем добавили ещё четыре главы. Для этого укрепили углы, арки. Эти укрепления очень хорошо видны в углу галереи (угол северной и западной стен галереи) и построили 4 придела над обводной галереей. Эти приделы были следующие:
- Архангела Гавриила.
- Собора Богоматери (северо-западный придел),
- Входа в Иерусалим (юго-западный придел)
- Георгия, в XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел).
Мастер Феодосий, сын Дионисия, расписывал этот собор в 1508 году. Но фрески погибли в пожаре 1547 года. Поэтому нельзя утверждать, что феодосиевские фрески сохранились. Фрагментарно уцелела роспись XVI века времён Ивана Грозного.
В этом и состоит уникальность Благовещенского собора. Росписи XVI века дошли до нас, ими гордятся многие храмы, в том числе Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Однако это роспись конца XVI века.
В Благовещенском соборе фрески датируются серединой XVI века, и это большая редкость.
Фартусов и итальянская техника фрески. Благовещенский собор
В Благовещенском соборе есть и роспись XIX века. Перед каждой коронацией фрески всех кремлёвских храмов поновлялись масляной краской. В конце XIX века в Благовещенском соборе была проведена антикварная реставрация. Научной реставрации в те годы ещё не было, как наука, реставрация только зарождалась и делала первые шаги. Работы проводил Фартусов.
Интересно то, что все этапы его работы, смывание каждого слоя средневековой живописи, фиксировали фотосъёмкой.
Фартусов снимал слои краски, дошёл до XVI века, снял слой дальше и нашёл фреску «О тебе радуется» (Она находится на восточной стене западной галереи, на той стене, где вход в собственно храм, слева от портала – большая картина). Эта композиция весьма любопытна.
Под троном Богородицы – человек со свитком. Это Иоанн Дамаскин – автор песнопения «О тебе радуется». Дамаскин был иконопочитателем и боролся против иконоборчества.
“О тебе радуется” Фреска на восточной стене западной галереи. Переписана в конце XIX века. Прорись В.В.Суслова, конец XIX века
Есть свидетельства, что якобы на этой стене Фартусов нашёл рисунки итальянских мастеров. Но ему не поверили и сбили все фрески. В конце XIX века на этом месте композицию написали вновь, использовали тот же сюжет. Роспись явно относится к XIX веку, в XVI столетии быть не могло таких тёмных, серых цветов. Средневековая живопись яркая, праздничная и торжественная.
Фартусова обвинили в помешательстве, отстранили от дальнейших работ, история эта тёмная, но он явно что-то нашёл.
Обнаружить подтверждения его находкам помогло несчастье. В Италии, в городе Пизе, находится кладбище. Туда привезли немного святой земли из Иерусалима, поэтому место для захоронения на нём было очень престижно и дорого. Вся знать стремилась купить себе там место. Церковь на кладбище Кампосанта была украшена фресками XIV-XV веков.
В результате бомбёжек во время Второй Мировой войны фрески в этом храме осыпались и проявился нижний слой, открылась техника работы старых живописцев. Оказывается, перед выполнением фрески, на стену наносили грубый слой штукатурки. Когда стена подсыхала, то художник сначала углём, а потом острой кисточкой наносил рисунок коричневой краской, тональным цветом, которую он затем детально прорисовывал и моделировал «синопией» — «краской типа красной земли, без темперы».
Затем, поверх рисунка, наносили тончайший слой штукатурки, сквозь которую просвечивал первоначальный рисунок и уже по нему рисовали фреску.
Сейчас, чтобы подтвердить находки Фартусова, фреску снова нужно счистить. Пока это не представляется возможным. Таким образом композиция “О тебе радуется” осталась с XIX века. А вот композиция “Вознесение” на восточном своде западной галереи написана в середине XVI века.
“Вознесение”. Благовещенский собор Московского Кремля. Восточный свод западной галереи. 1547-1551
“Златые врата” и техника золотой наводки. Благовещенский собор
В северной и западной галерее расположены так называемые “златые врата”. Это железные кованые ворота. На их лицевой стороне укреплено несколько медных пластин. Украшение на них выполнено в технике золотой наводки.
Сначала медный лист покрывали прокопчёным лаком. Затем на него наносили рисунок, выскабливали контуры и протравливали его кислотой.
Затем на медный лист наносили золотую амальгаму с ртутью. Амальгама – это раствор золота в ртути. Потом лист нагревали на угольных жаровнях и растирали амальгаму до тех пор, пока ртуть не испарялась и происходила диффузия золота в медь. Золото соединялось с участками, освобождёнными от лака и оставляло тонкую плёнку – очень красивое изображение.
Техника была чрезвычайно вредной для здоровья мастеровых из-за испарения паров ртути.
На обоих вратах собора в верхней части изображена сцены Благовещения. Ниже – библейские пророчества о Богоматери. На нижних пластинах находятся изображения античных мудрецов. Их фигуры похожи на те, что изображены на фресках галереи.
Интересно, что сцены на дверях являются частями композиции “Древо Иессеево”, речь о нём пойдёт ниже. Время создания врат – ещё одна загадка собора. Иконографически их можно отнести ко второй половине XVI века, но, возможно, столетием позже их переделали, а иконографию сохранили.
Видение Моисеем купины огненной. Деталь медных врат западного входа. Медь, ковка, золотая наводка
Древо Иессеево и греческие мудрецы в росписях собора
Сюжет росписи в своде галереи – “Древо Иессеево”. Такой же сюжет украшал и предшествующий собор, расписанный Феофаном Греком. Это родовое древо Иисуса Христа. Как известно, Спаситель происходит из рода царя Давида. Лежащего Иессея, предка Давида, Соломона и других царей израильских можно видеть в северной галерее над изображением Спаса Нерукотворного Лежащий Иессей – фреска XIX века. (Снимок неудачный, лучшего нет).
От него отходит древо и в овалах написаны 14 царей из рода Давида. Заканчивается древо Божией Матерью, держащей на коленях младенца Иисуса Христа.
Древо Иессеево. Чертёж В.В.Суслова. Начало XIX века. Деталь
Здесь же в это древо включены Ветхозаветные пророки и Илионские мудрецы. (Греческие и римские мудрецы,так как они предрекали рождение младенца Христа от Девы Марии.) Интересно изображение Гомера – в северной галерее, на южной стене.
Гомер. Фреска на южном своде северной галереи 1547-1551Сивилла. Фреска на южной стене северной галереи. 1547-1551
В западной галереи на пилястре между окнами изображён Вергилий. 1547-1551
В свитках содержаться надписи. У Сократа читаем: “Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание”. У Платона: “Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям”.
Также в древо Иессеево входят сюжеты Вознесения и Рождества (в западной галерее). Завершается древо изображением Божией Матери с младенцем Христом на коленях. Рядом с овалом, где написана Богородица находится перевёрнутое изображение Иисуса Христа, голова к голове с Богородицей. Также в цикл включены изображения Учеников Христа, числом не 12, а 70.
В северной галерее слева от композиции “Чудо с пророком Ионой” изображён святой князь московский Даниил Александрович.
Росись западной галереи. Благовещенский собор
Справа от входа в храм, рядом с голубым порталом на восточной стене западной галереи сохранилась композиция Троица. Хорошая её сохранность объясняется тем, что эта роспись была скрыта под окладом и в XIX веке её не тронули.
Троица. Фреска на восточной стене западной галереи. 1547-1551
Напротив входа в сам храм на западной стене западной галереи композиция Благовещение. (Стена, выходящая к Грановитой палате). Этой фрески среди старых росписей не было, она появилась в XIX веке. При строительстве современного Большого Кремлёвского дворца К.Тона на месте этой фрески был проход, что вёл в старый дворец государя. Его заделали и на этом месте написали Благовещение, XIX век.
Над входом в южную галерею написаны монахи, которые пытаются достичь чистоты духовной и Царствия Божьего путём умерщвления плоти. О духовном восхождении монаха писал Иоанн Лествичник.
Он говорил, что надо молиться, не спать, поститься и совершать добрые дела и т.д. На иллюстрации изображено всё, что должны совершать монахи.
На пилястрах справа и слева от композиции «О тебе радуется» изображены московские великие князья – Василий III Иванович (справа) и его отец, Иван III Васильевич (слева).
В следующей части расскажем о росписях в самом Благовещенском соборе.
По материалам лектория государственного музея-заповедника Московский Кремль.
Источник: https://kraeved1147.ru/blagoveshhenskiy-1/
Архитектура и убранство
В архитектуре собора соединены черты раннемосковского и псковского зодчества. Барабаны храма украшены узкими окнами и декоративными нишами и поясами, выложенными из кирпича у основания глав. Фасады древнего храма делятся лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами. Стены четырех приделов увенчаны кокошниками повторяющими форму закомар храма.
Внутренний интерьер Благовещенского собора украшают настенные росписи, фрески выполненные русскими мастерами в середине XVI века. В храме находится сохранившийся до наших дней многоярусный иконостас с установленными в нем около ста древнейших икон написанных в XIV-XVII веках. Также сохранились иконостасы приделов с иконами XV-XIX веков. Полы в храме выложены плиткой из агатовидной яшмы, которые были привезены из Ростова Великого в середине XVI века.
Выставки в храме
В южной галерее домового царского храма действует выставка, где представлены иконы XV-XVII веков святые образы: Богоматерь Умиление, Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Умиление Владимирская, Рождество Христово, Иоанн Предтеча, Вход в Иерусалим, образы великомучеников и другие святыни храма.
В подклете Благовещенского собора открыта выставка «Клады и древности Московского Кремля». В экспозицию включены наиболее ценные экспонаты, найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля. Среди более 1500 экспонатов XII-XVII веков – предметы ювелирного искусства, оружие и воинское снаряжение, денежные слитки, золотые и серебряные монеты. В древности подклет храма служил для хранения великокняжеской казны.
Выставки открыты для посещения ежедневно, выходной день – четверг.
Источник: http://www.booking-airport-taxi.ru/annunciation_cathedral.htm
Расписание богослужений в Благовещенском соборе в Москве
Службы в Благовещенском соборе совершаются несколько раз в году, самая масштабная и праздничная — в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Ее, по традиции, проводит сам Патриарх.
Также богослужения проходят в честь следующих праздников:
- Александра Невского — 6 декабря, 12 сентября (перенесение мощей),
- Входа Господня в Иерусалим — 12 апреля,
- Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей), 19 декабря,
- Собора Пресвятой Богородицы — 8 января.
В обычные дни собор доступен для посещения. Хотя богослужения и не проводятся, он является ценнейшим православным и историческим памятником Русской истории.
Иконы Благовещенского собора в Кремле
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля включает в себя почти 100 икон, выставленных в шесть рядов. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.
Иконостас Благовещенского собора признают одним из главных памятников московской иконописной школы.
Наиболее ценной иконой собора является чудотворная икона Пименовской Божьей Матери. Ее привез в дар митрополит Пимен в 1381 году из Константинополя. Среди реликвий выделяется также крест царя Константина, который был прислан в дар Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Комнином.
Официальный сайт Благовещенского собора в Кремле
Фрески Благовещенского собора
Собор был расписан в 1508 году. Эта дата считается окончанием работ по созданию фресок на стенах.
Основное по объему и значению место на фресках собора отведено иллюстрациям из Евангелия, объединенным в несколько циклов — праздников, страстей, чудес и притч, явлений Христа по воскресении.
В центральной части собора размещены фрески со сценами из Апокалипсиса. «Страшный суд», «Процессия праведников, следующая к вратам рая» и многие другие сюжеты отражаются в живописи того времени.
В боковых частях собора чередуются «Княжеская» тематика (изображение великих князей, причисленных к лику Святых) и изображения теофаний — видений Бога. В особую группу выделяются росписи хоров, где некогда располагались приделы.
В Благовещенском соборе изображению праздников — основных событий из жизни Христа отведено центральное место. Эти композиции объединены в несколько групп. Наиболее значимые из них: «Благовещение», «Рождество Христово», «Путешествие в Вифлеем», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и т. д.
В западной части собора находятся фрески, повествующие о божественной сущности Христа. Среди них: «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим». Основной свод и южная его часть наполнены иллюстрациями чудес и исцелений Христа, а также библейских притч.
Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля, но для посещения его предусмотрен отдельный билет, по которому можно осмотреть все достопримечательности Соборной площади.
Детям до 16 лет (независимо от гражданства) вход бесплатный.
Стоимость билета зависит от возраста посетителя:
- взрослым и детям с 16 лет — 700 руб.,
- студентам дневной формы обучения и пенсионерам (при предъявлении соответствующих документов) — 350 руб.
Для более детального знакомства с достопримечательностями есть возможность приобрести билет + аудиогид. При этом цена составит:
- взрослым и детям старше 16 лет — 1000 руб.,
- студентам дневной формы обучения и пенсионерам (при предъявлении соответствующих документов) — 650 руб.
Каждый второй вторник месяца возможен бесплатный вход лицам младше 18 лет и членам многодетных семей.
Цены могут меняться. Перед посещением рекомендуется уточнять актуальную информацию на официальном сайте Благовещенского собора Московского Кремля. Там же можно приобрести билеты онлайн в специальном разделе или в кассе, которая находится в Александровском саду у входа в Кремль. Режим ее работы следующий: в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00, в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30. Выходной день — четверг.
Северный портал, Shakko
Архитектура
Благовещенский собор Московского Кремля был построен псковскими мастерами в лучших традициях древнерусского храмового зодчества. Современный облик собора сложился к середине XVI столетия. Он включает в себя крытые галереи, четыре придела на их углах, девять золоченых куполов.
Строительство приделов в Благовещенском соборе в 1564–1566 годах существенно изменило художественный облик Соборной площади. Создание приделов ученые связывают с крупнейшими событиями времен Ивана Грозного, при котором собор и приобрел свой окончательный облик. В числе этих событий — венчание на царство царя, взятие Казани и Полоцка и т. п.
В массивные стены собора вписаны узкие щелевидные окна, из которых свет пробивается очень ненавязчиво, давая возможность сохранить полумрак и освещать помещение горящими свечами.
Здание собора стоит на высоком подклете, который датируется XIV веком и имеет квадратную форму. Подклет выложен из белых каменных блоков и представляет собой подвальное помещение с низкими арками.
Благовещенский собор — крестово-купольный четырехстолпный храм. Внутри помещение относительно небольшое, поскольку предназначалось для семьи царя и великого князя. В традициях православного зодчества к восточной части храма примыкает иконостас, а на западе находятся хоры с массивными низкими сводами.
Как добраться до Благовещенского собора в Москве
Благовещенский собор расположен в самом центре Москвы, на территории Кремля, поэтому добраться до него не составит труда. Сделать это можно разными способами.
Наиболее удобный и быстрый способ перемещения по Москве — метро. Ближе всего расположена станция «Александровский сад» (4 линия, голубая). Также рядом находятся станции «Библиотека им. Ленина» (1 линия, красная), «Боровицкая» (9 линия, серая), «Арбатская» (3 линия, синяя). От них до Александровского сада (кассы) — около 4–5 минут пешком.
Добраться до Благовещенского собора поможет и наземный транспорт. Например, автобусы № 144, Н2, Н11, м1, м2, м3, м6, м27. Они курсируют по разным районам Москвы и останавливаются рядом с входом в Александровский сад и Кремль. Остановка их называется «Метро «Библиотека им. В. И. Ленина». От нее до цели — около 5 минут пешком.
Доехать до Благовещенского собора можно и на автомобиле, либо воспользовавшись мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11833
Московский Кремль
Автор материалов — Елена Владимировна Миронова.
Здесь Вы познакомитесь с архитектурой московского кремля. Возможно, кто-то из Вас часто бывал в Кремле и узнает все соборы. Но помните ли Вы, когда они были построены? А кто их построил? Научиться узнавать здания Московского кремля, запомнить при каких правителях и в каком веке они созданы, вы можете, работая с нашими материалами.
Ответьте на вопросы под изображением.
1
Как называется эта крепость?При каком правителе она была создана?
В каком веке она была создана?
Посмотреть ответ
Ответы: Московский белокаменный кремль,Дмитрий Донской,
XIVвек.
2
Как называется эта крепость?При каком правителе она была создана?В каком веке она была создана?Где она была создана?
Назовите имена архитекторов.
Посмотреть ответ
Ответы: московский краснокирпичный кремль,Иван III,XVвек,Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари,
Марко Руффо.
3
Как называется этот храм?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?
Назовите архитектора, построившего этот храм.
Посмотреть ответ
Ответы: Успенский собор Московского Кремля,Иван III,XV век,
Аристотель Фиораванти.
4
Как называется этот храм?При каком правителе он был построен?
В каком веке он был построен?
Посмотреть ответ
Ответы: Благовещенский собор московского Кремля,Иван III,
XV век.
5
Как называется этот памятник архитектуры?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?Назовите имена архитекторов, его строивших.
Какова была основная функция этого здания?
Посмотреть ответ
Ответы: Грановитая палата,Иван III,XV век,Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.
Прием иностранных послов.
6
Как называется этот храм?При каком правителе он был построен?
В каком веке он был построен?
Посмотреть ответ
Ответы: церковь Ризоположения,Иван III,
XV век.
7
Как называется этот памятник архитектуры?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?Назовите имя архитектора, его построившего.
Как называется церковь, находящаяся в основании колокольни?
Посмотреть ответ
Ответы: Колокольня Ивана Великого (московский Кремль),Василий III,XVI век,Бон Фрязин. (современный вид приобрела при Борисе Годунове – архитектор Федор Конь достроил еще 2 яруса)
Церковь Иоанна Лествичника
8
Как называется этот храм?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?
Назовите имя архитектора собора.
Посмотреть ответ
Ответы: Архангельский собор Московского кремля,Василий III,XVI век,
Алевиз Новый.
9
Как называется это произведение искусства?При каком правителе оно было создано?В каком веке оно было создано?
Назовите имя мастера
Посмотреть ответ
Ответы: Царь-пушка,Федор Иванович,XVI век (1586 г.),
Андрей Чохов.
10
Как называется этот памятник архитектуры?
При каком правителе и в каком веке он был построен?
Посмотреть ответ
Ответы:Теремной дворец московского кремля.Построен по приказу Михаила Романова.
Век XVII.
11
Как называется это произведение искусства?При каком правителе было создано это произведение искусства?В каком веке оно было создано?
Назовите имя мастера.
Посмотреть ответ
Ответы: Царь-колокол,Анна Иоанновна,XVIII век,
И.Ф. Моторин.
12
Как называется это здание?При каком правителе оно было построено?Назовите фамилию архитектора.
В каком стиле построено это здание?
Посмотреть ответ
Ответы:Сенатский дворец.Построен при Екатерине II.Архитектор – М. Казаков.
Стиль – классицизм.
13
Как называется это здание?
После какого события оно приобрело современный вид?
Посмотреть ответ
Ответы:Здание Арсенала.Часть здания была взорвана по приказу Наполеона.
После этого здание Арсенала было восстановлено и отделано заново.
14
Как называется этот памятник архитектуры?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?
Назовите имя архитектора, его построившего.
Посмотреть ответ
Ответы: Оружейная палата московского кремля ,при Николае I,XIX век,
архитектор Константин Тон .
15
Как называется это здание?При каком правителе оно было построено?В каком веке?
Назовите фамилию архитектора, руководившего возведением этого здания.
Посмотреть ответ
Ответы:Большой Кремлевский дворец.Построен при Николае I.В XIX веке.
Архитектор – К. Тон.
16
Как называется это здание сейчас?По инициативе какого руководителя СССР оно было построено?
Как называлось это здание до распада СССР?
Посмотреть ответ
Ответы:Государственный Кремлевский дворец.Построен по инициативе Н.С. Хрущева.
В советские времена здание называлось Кремлевский дворец съездов.
Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/istoriya/moskovskij-kreml/