Комплекс Благовещенского собора расположен в северо-восточной части Кремля, постепенно складывался с XVI в. как центр православного управления краем. В комплекс входят Благовещенский собор, Архиерейский дом, Консистория, а также археологические фрагменты каменных сооружений разных периодов.
Благовещенский собор
Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.
Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы.
Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.
В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.
В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.
Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части.
Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой.
Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка.
В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.
В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в.
Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами.
Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами.
Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная.
Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)
В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.
В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.
Архиерейский дом
Архиерейский дом расположен с юго-восточной стороны Благовещенского собора, построен в 1829 г. взамен разобранного дворца казанских архиереев XVII в. Архиерейский дом служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.
Здание трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с вальмовой кровлей. К прямоугольному в плане главному объему с восточной стороны примыкают три развитых ризалита. Вся композиция подчинена строгой симметрии относительно оси центрального ризалита, в котором располагалась домовая церковь. Фасады решены в формах позднего классицизма.
Входной узел по оси главного фасада в XX в. оформлен полукруглым в плане навесом на двух колоннах. Во второй половине XX в. был надстроен третий этаж. Первый этаж рустованный, над окнами клиновидные перемычки с выступающим замковым камнем.
Окна второго этажа со скромным обрамлением окон профилированными наличниками с подоконными карнизами.
Предстоит реставрация с восстановлением аттика над центральной частью главного фасада и шатрового купола над центральным ризалитом с восточного фасада.
Консистория
Консистория замыкает комплекс Благовещенского собора с южной стороны, юго-восточным крылом примыкает к Консисторской башне. Здание перестроено в XVIII в. из существовавшего здесь с XVI в. Архиерейского конюшенного двора, фасады реконструированы в XIX в.
Здание двухэтажное, кирпичное, состоит из нескольких разновременных корпусов, образующих разомкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный корпус расположен вдоль главной улицы Кремля, в одну линию с корпусами Присутственных мест. Первый этаж в наиболее древней его части перекрыт сомкнутыми сводами и прорезан проездной аркой. Восточная стена дворового корпуса включила в себя остатки крепостной белокаменной стены XII—XVIII вв.
Фасады оштукатурены, декорированы оконными наличниками в стилизованных формах русской узорчатой архитектуры.
В 1998 г. проведена реставрация дворового литера.
Археологические фрагменты моста и каменной мостовой XII—XV вв
В раскопках 1977—1978 гг., заложенных в районе сквера у современного здания Министерства здравоохранения РТ, были исследованы древние укрепления города — остатки земляной насыпи вала и белокаменной стены, ров перед ними и следы дополнительных конструкций — предмостное сооружение и каменная мостовая.
Непосредственно у рва выявились остатки прямоугольной каменной выкладки длиной 400 и шириной 180 см. Кладка сохранилась в высоту на 4—рядов; она имела панцирный характер. Рядом обнаружены сгоревшие бревна и развалы камней. Это сооружение представляло собой остатки моста через ров, функционировавшего в XIII—XV вв. А каменная мостовая была выложена тогда (скорее всего, в XV—XVI вв.
), когда ров был уже полностью засыпан и потерял свое оборонительное значение.
Археологические фрагменты каменных зданий XV—XVI вв
Одно из довольно крупных зданий периода Казанского ханства было изучено на раскопе II в 1994—1997 гг. Оно сохранилось лишь на уровне фундамента и цокольной части. Кладка стены выполнена из хорошо обработанных каменных блоков, скрепленных между собой известковым раствором. Размеры постройки 16 х 14 м.
Вход располагался с восточной стороны, где была выявлена лестничная площадка. Следы строительного горизонта здания прослежены в завершении культурного слоя ханского времени.
Сверху здание перекрывалось более поздними каменными конструкциями русского времени, возможно относящимися к Архиерейскому дому XVI—XVIII вв.
Еще одно здание, синхронное предыдущему, сохранилось лишь в виде следов деревянных свай коротышей, вбитых под каменный фундамент этого сооружения. Здание имело в плане прямоугольную форму размерами около 12 х 8 м. Оно было полностью разобрано в XVII—XVIII вв.
в целях добычи строительного камня. Фундаменты здания также использовались в русский период в структуре зданий Архиерейского двора. Под северо-западным и северо-восточным углами его были обнаружены клады древнерусских монет в количестве более 2 тыс. штук.
Самая младшая монета из кладов относится ко времени до 1533 г.
В ходе исследований 1998—1999 гг. в раскопе XX у проезда Шейнкмана было выявлено третье здание. Оно было вскрыто размерами 15 х 5 м и имеет продолжение в под проезжую часть дороги. Весь комплекс этих зданий, выявленных с южной стороны Благовещенского собора, возможно, представляют собой остатки комплекса мечети Кул Шариф, находившейся у Тезицкого рва.
Археологические фрагменты каменных зданий XVII—XVIII вв
В раскопе III 1995 г. в сквере перед Благовещенским собором изучены остатки кирпичного здания, функционировавшего в XVII—XVIII вв. Фундамент покоится прямо на культурном слое, отложившемся в период ханства. Вход располагался с западной стороны, где сохранились остатки лестницы из крупных камней. По данным писцовых книг, на этом месте располагался ранний архиерейский дом с прилегающим хозяйственным двором.
Второе здание, относящееся к XVIII в., было построено на фундаменте вышеупомянутого каменного здания ханского времени. Стены и пол его сложены из крупномерных кирпичей, скрепленных известковым раствором.
В середине здания сохранились так называемые «ванны», углубленные от уровня пола примерно на 2 м. По мнению специалистов, в этих «ваннах» производилась отливка медных колоколов, что подтверждается находками медного шлака и кусочков руды.
Таким образом, здание, по всей вероятности, имело производственное назначение.
Фрагменты деревянной мостовой XIII—XVI вв
С восточной стороны Благовещенского собора были выявлены также остатки деревянного уличного мощения в виде остатков древесного тлена. Прослеживалось до 6—8 ярусов мостовой. Вдоль улицы фиксировались остатки углублений подпольных срубных сооружений.pyadomкак правильно наносить тональный крем на лицо
Источник: https://kazan-kremlin.ru/muzej-zapovednik/o-kremle/arhitektura/kompleks-blagoveshhenskogo-sobora/
Благовещенский греческий храм
344000, Ростовская область,
г. Ростов-на-Дону, пр. Кировский, д. 57
КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ
Тел.: 89885810870, 89185829110 (пресс-служба)
E-mail: информация пополняется
Сайт: http://blagorostov.ru
Группа ВКонтакте: https://.com/rostov_greek_temple
СЛУЖЕНИЕ
Воскресная школа для детей (существует группа )
Воскресная школа для взрослых .com/besedavhrame
Взаимодействие с греческой диаспорой (РОО «Танаис» и Молодежное объединение РОО «Танаис»)
Социальная помощь
ИСТОРИЯ ХРАМА
Греческая Благовещенская церковь была построена в Ростове-на-Дону в начале XX века.
Храм располагался в Ткачёвском переулке (ныне Университетский) у его пересечения с Мало-Садовой улицей (ныне улица Суворова) на территории, принадлежавшей «Эллинскому благотворительному обществу».
Средства на строительство храма жертвовали проживавшие в городе греки. Наиболее значительное пожертвование сделал владелец табачной фабрики Ахиллес Асланиди. Храм был заложен в 1907 году, и в 1909 году строительство было завершено.
Храм был построен в стиле неоклассицизма. Его размеры составляли 19×10 саженей (40,5×21 м). Над главным входом с четырёхколонным портиком возвышалась двадцатиметровая двухъярусная колокольня. При храме действовала библиотека с книгами на греческом языке.
В 1930-х годах храм был закрыт и приспособлен под детскую техническую станцию. Во время немецкой оккупации Ростова храм вновь открыли. 6 ноября 1942 года около Благовещенской церкви проходил смотр-парад румынских войск, посвящённый дню рождения румынского короля Михая I. На мероприятии присутствовали немецкие офицеры. Парад завершился торжественным богослужением в Благовещенской церкви.
В 1959 году храм закрыли окончательно. Здание было передано соседней школе школы № 7. В бывшей церкви разместился спортзал и учебно-производственные мастерские. В 1964 году в данном здании был размещен Театр кукол (Университетский переулок, 46). Здание храма было сохранено, хотя внешний вид видоизменился до неузнаваемости благодаря пристройкам.
После перестройки в Ростове-на-Дону стал обсуждаться вопрос о возможном восстановлении Благовещенской церкви и переносе Театра кукол в другое место. Однако эта идея не нашла большой поддержки, и тогда было решено возвести неподалёку новый храм. В 2003 году для строительства храма был выделен земельный участок возле Донской публичной библиотеки. Храм решено было построить в неовизантийском стиле. Автором проекта храма стал архитектор Г. А. Шевченко.
Торжественная закладка здания храма состоялась 22 сентября 2007 года. Начиная с весны 2011 года, строительные работы по возведению храма значительно активизировались. Работы велись в течение всего светового дня, на площадке трудились более 40 человек. Возводились части монолитных стен восточной, южной частей главного зала. Возводились колокольня и примыкающая полукупольная часть главного зала. Выполнена частичная облицовка мрамором окон.
Несмотря на незавершенность работ 7 апреля 2011 года на подворье строящегося греческого храма Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось первое богослужение, посвященное великому православному празднику Благовещения. Службу провёл настоятель прихода церкви отец Александр Левченко.
1 марта 2012 года Указом Главы Донской митрополии Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия иерей Александр Назаренко назначен на должность настоятеля православного Прихода Благовещенского греческого храма г. Ростова-на-Дону.
Для начала, чтобы совершать богослужения в 2012 году рядом со строящимся храмом появилась небольшая временная церковь, в которой регулярно проходили службы.
К концу 2013 года завершены общестроительные работы по проекту с устройством внешних и внутренних коммуникаций — возведены стены, установлены окна, двери, теплые полы, проведена общая внутренняя отделка, введена в эксплуатацию акустическая система.
В январе 2014 года завершены основные строительные работы: кровельные работы, а также сделана гранитная облицовка цоколя и входных групп, стены сделаны из перемежающихся каменных и керамических кирпичей, создающих красивые узоры.
На стенах храма установлены уникальные мозаичные иконы, созданные в ручную в мастерской женского монастыря Пресвятой Богородицы Всецарица в Аттике (Греция). В установке икон на стене храма принимали участие монахини Христодула и Никодима, прилетевшие из Афин в Ростов-на-Дону.
12 октября 2014 произошло знаменательное событие для православных верующих. На строящийся храм Благовещения Пресвятой Богородицы установили кресты.
Для Храма были изготовлены уникальные кресты, история которых началась на горе Афон, в Греции – именно там старцем Арсением был создан проект главного храмового креста.
Деревянный крест, изготовленный по эскизу в Афонских монастырях, на некоторое время был установлен на купол церкви, для проверки на соответствие Византийским канонам строительства.
С назначением нового духовенства, с января 2015 года ежедневно службы ведутся в большом строящемся храме. На сегодняшний день Храм живет полноценной жизнью.
В храме помимо богослужений проходят важные культурные мероприятия при содействии региональной общественной организации «Танаис».
Приходская община крепнет с каждым днем.
Сегодня в Благовещенском греческом храме работает молодежное объединение, воскресная школа для детей и взрослых, активно проводятся миссионерские и благотворительные акции, прихожане храма совершают паломнические поездки, также храм окормляет Дом малютки №1.
В настоящее время благодаря поддержке «Благотворительного фонда И.И. Саввиди» продолжается строительство Благовещенского греческого храма.
СОБЫТИЯ
О важнейших событиях, связанных с Благовещенским храмом, можно прочитать в специальной рубрике сайта.
( 7252 просмотров)
Источник: http://cbrostov.ru/blagoveschenie/
Благовещенский кафедральный собор города Воронежа
Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Воронежская Епархия. Местная религиозная организация православный Приход Благовещенского кафедрального собора города Воронежа. Действующий православный храм.
Вход свободный. Организованные экскурсии по предварительным заявкам в паломническом отделе
Адрес:
Пр. Революции, 14в (Первомайский сквер)
Телефон:
E-mail:
Сайт:
Ежедневно 07:00-19:00
Описание объекта:
Благовещенский кафедральный собор – духовный центр воронежской земли, величественное и монументальное украшение города Воронежа. Построен и освящен в память первого воронежского храма Благовещения Пресвятой Богородицы, как символ покаяния и духовного возрождения. Строительство собора велось с 1998 по 2009 год.
Архитектурно выполнен в русско-византийской традиции: имеет крестообразную форму, мощный стилобат, основной верхний храм и крипту, высокую колокольню с греческим куполом и пять луковичных завершений. Высота собора восемьдесят пять метров, колокольни девяносто семь, главный купол венчает двенадцатиметровый крест. Интерьер украшен канонической росписью и живописными иконами.
Иконостас с деревянной резьбой и вставками из мрамора и малахита частично позолочен. В алтаре находится монументальный мозаичный образ Спасителя, Богородицы и пророка Иоанна Крестителя. В соборе покоятся мощи святых: свт. Митрофана, еп. Воронежского, свт.Тихона, еп. Задонского, сщмч. Петра (Зверева).
Собор расположен в уютном сквере, на главной аллее которого установлен памятник святителю Митрофану — первому епископу Воронежскому, современнику Петра I и его сподвижнику в деле строительства первого российского военно-морского флота на воронежских верфях.
Интересные факты:
Благовещенский кафедральный собор города Воронежа входит в число самых крупных по величине храмов России.
Главный колокол звонницы собора весом шесть тонн был отлит в Воронеже на колокололитейном заводе «Вера».
Один из ангелов, окружающих скульптуру святителя Митрофана, установленную на территории собора, держит в руках макет Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга в знак того, что святитель Митрофан благословил Петра I на строительство этого города.
Источник: http://visit-voronezh.ru/guide/chto-posetit/turisticheskie-obektyi/blagoveshhenskij-kafedralnyij-sobor-goroda-voronezha.html
Благовещенский кафедральный собор г. Благовещенска
15 февраля, в праздник Сретенья Господня, главный храм столицы Амурской области отметил годовщину со дня своего основания.
Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы возведен на особом, благодатном месте, с которого начиналась история Благовещенска.
В 1857 году здесь, на рёлке (возвышенности), казаки-первопроходцы построили первый дом города — Свято-Никольскую церковь.
Рядом с этим деревянным зданием спустя 20 лет, в 1879 году, появился первый в городе каменный православный храм — в честь Покрова Божией Матери, с двумя приделами — в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Иннокентия Иркутского.
Покрово-Никольский храм г. Благовещенска. Начало XX в.
Именно по образцу этой трехпридельной церкви, разрушенной в советские годы руками безбожников, был построен Благовещенский кафедральный собор XX века.
Строительство собора велось при архиепископе Гаврииле (Стеблюченко) в течение шести лет — с 1997 по 2002 год. Начало работ совпало с тяжелым для страны экономическим кризисом. Но, несмотря на проблемы с деньгами, стройку не заморозили: люди хотели храм, и средства находились.
Закладка мощей в основание Благовещенского кафедрального собора. 15 февраля 1998 г.
История создания нового храма в честь Божией Матери неразрывно связана с праздником Сретенья Господня. 15 февраля 1997 года было освящено место под его строительство, в районе перекрестка ул. Комсомольской (до революции — Никольской) и пер. Рёлочный. 15 февраля 1998 года в основание собора были заложены мощи святой мученицы Татианы.
Перед заливкой фундамента на месте строительства произвели археологические раскопки. Кроме предметов быта и утвари, специалисты нашли могилы четырех человек — первого священника Амурской области протоиерея Александра Сизого, военного доктора Михаила Давыдова и неизвестных мужчины и женщины. Их останки перезахоронили у апсиды нового храма осенью 2002 года.
Еще археологи обнаружили старый кирпичный фундамент — основание флагштока. Сейчас на этом месте стальная мачта, на которой реет российский флаг — в память о государственном флаге Российской империи, установленном генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым и архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым) в честь присоединения Дальнего Востока к Российскому государству.
Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал мастер из Подмосковья– для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск.
Освящение куполов кафедрального собора, июнь 2000 г.
Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала.
Рождественская служба в соборе, 2000 г.
Новый собор был рассчитан на 540 молящихся. Его архитектурный облик повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле.
Проект Благовещенского кафедрального собора, 1999 г.
Началом полноценной жизни храма можно считать 2003 год: в январе здесь начались регулярные богослужения по воскресеньям и праздничным дням, в июне собор освятили архиерейским чином, а в октябре сюда перенесли чудотворный образ Албазинской Божией Матери, главной амурской святыни.
В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому.
В 2012 году при епископе Благовещенском и Тындинском Лукиане (Куценко) собор был обновлен, украшен новыми иконами и святынями. Албазинская икона Божией Матери для удобства молящихся была перенесена в отдельный придел. В 2015 году после капитального ремонта для увеличения вместимости храма на входе в него был устроен новый застекленный притвор.
Цифры и факты
- Высота внутри – 21,12 м, высота колокольни – 32,5 м. Масса самого большого колокола – 1280 кг, диаметр 1,2 м.
- Площадь храма – 825 кв. м, в цоколе размещаются склад, просфорня, библиотека, кухня, трапезная, несколько служебных помещений и помещение воскресной школы.
- Площадь прихрамовой территории – 5 тыс. кв. м, из них озеленений – 1,5 тыс. кв. м. Внутри двора имеется дорожка из тротуарной плитки шириной 3,5 м для совершения крестных ходов.
- Здесь же, во дворе находятся могилы первого священника Благовещенска протоиерея Александра Сизого, доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных. До 2002 года их останки хранились в областном музее.
Святыни собора
- чудотворная Албазинская икона Божией Матери;
- икона первосвятителя Амурского края Иннокентия Московского (+1879) с частицей мощей святого,
- частица Честного и Животворящего Креста Господня,
- часть мощей великомученика и Победоносца Георгия (+304),
- часть мощей преподобного Сергия Радонежского (+1392),
- части мощей святых священномученика Киприана и мученицы Иустины (+304),
- часть мощей святого великомученика Евстафия Плакиды (+118),
- часть мощей святой мученицы Лукии, девы Сиракузской (+303).
Кафедральный собор сегодня: духовенство и прихожане
Источник: http://blaginform.ru/blagoveshhenskij-kafedralnyj-sobor-g-blagoveshhenska/
Благовещенский собор Московского Кремля — древнейший памятник русской старины
Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1489 год
Координаты: 55°45'00.1″N 37°37'01.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
История строительства
Росписи в Благовещенском соборе
История названия
История храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона
Благовещенский собор и куранты
Благовещенский собор-музей нашего времени
Благовещенский собор на карте
Московский Кремль представляет собой архитектурный ансамбль, включающий в себя много исторических зданий-памятников русской архитектуры. Туда же входит и один из самых известных московских храмов — Благовещенский собор.
Этот древнейший столичный православный собор был построен во второй половине 15 века — сначала как храм для семьи великого князя, а впоследствии — для царской семьи.
Вид на собор с Соборной площади
История строительства Благовещенского собора Московского Кремля
Точная дата возведения самого первого варианта Благовещенского собора историкам хорошо известна — это 1397 год. Инициатором постройки выступил князь Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского.
Храм был построен из дерева и в старину назывался храмом «Благовещения, что на Сенях». Дело в том, что в то время здание храма было выстроено около сеней княжеского дворца, отсюда он и получил свое название.
Известно, что тогда храм был расписан специально приглашенными мастерами-иконописцами, среди которых были Андрей Рублев, некий Прохор из Городца и Феофан Грек.
Во второй половине 15 века, когда со дня основания Благовещенского храма прошло 100 лет, его решили перестроить. На практике это свелось к тому, что старый храм из дерева был снесен, и на его месте возведен новый — из камня.
Да, в то время приглашенные итальянские мастера уже вовсю занимались постройкой каменных строений Московского Кремля.
Казалось бы, что и нет необходимости искать кого-то другого: ведь итальянцы — лучшие в мире специалисты по камню! Тем не менее на высочайшем уровне был отдан приказ поручить строительство Благовещенского храма нашим архитекторам — Кривцову и Мышкину.
Вид на собор с Боровицкой улицы
Если читатель еще не знает, это те самые Кривцов и Мышкин, которые построили в свое время Успенский собор Московского Кремля, рухнувший во время землетрясения случившегося в Москве 20 мая 1474 года.
Однако их невиновность была полностью доказана, и доказана специальной комиссией. Были найдены незначительные недостатки, но для обвинения мастеров этого было явно мало. Кстати, перед нашими мастерами в связи со строительством нового Благовещенского собора была поставлена очень сложная задача. Этот каменный храм нужно было точно вписать в тот архитектурный комплекс, над которым работали итальянцы.
Дата закладки нового храма — 1484 год и уже в 1489 году строительные работы были завершены. В тот же год храм был освящен митрополитом Геронтием.
Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля
История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III.
Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон — только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым.
А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии — сказать наверняка сложно.
Вид на южный фасад собора
Но самое интересное в другом — на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции — хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида.
Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий.
В одной считается, что данные изображения — своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой — приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.
История названия Благовещенский собор Московского Кремля
Князь Василий III не щадил казенных денег на строительство нового храма, и это чувствуется во всем — в дорогой церковной живописи, в изготовлении окладов икон из серебра и золота. Кстати, немало золота было потрачено и на золочение главок храма. Позолоты было так много и она так ярко и красиво блестела на солнце, что за храмом закрепилось третье по счету название «Златоверхий» (после Благовещенского и «на Царском дворе у сеней»).
Вид собора от Архангельского собора
Если уж продолжать рассказывать о всем великолепии храма, то следует уpпомянуть и его полах. Ведь они выложены сплошь из драгоценных камней — агата, мрамора, яшмы. Яшму по одной из исторических версий царь Алексей Михайлович получил в подарок от персидского шаха.
Русские государи очень любили и опекали Благовещенский собор. После постройки и освящения храма во времена Василия III, этот храм перешел под опеку его сына Ивана Грозного.
История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона
В 1547 году в Москве случилось частое явление того времени — сильный пожар. Так как храм был из камня, огонь его уничтожил не полностью , но ущерб все же был нанесен. Иван Грозный пригласил мастеров, которые практически полностью обновили роспись храма, сильно пострадавшую от огня.
Также Иваном Грозным была построена крытая галерея с левой стороны храма, и установлен образ Благовещения, перевезенный из Юрьева монастыря в Новгороде. Предание говорит о том, что стоя на крыльце Благовещенского собора, Иван Грозный увидел комету необычной формы — в виде креста.
Сказав о том, что это знамение его смерти, буквально через несколько дней царя не стало.
Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, попал под впечатление от пылающих на солнечном свете куполов собора настолько, что приказал отлить для него крест из чистого золота.
Купола собора
Этот крест очень долго и безуспешно искал Наполеон, когда Россия содрогнулась от вторжения полчищ солдат его армии. И судьба словно насмехнулась над ним — он перепутал крест на колокольне Ивана Великого, всего лишь позолоченный, с золотым крестом с купола Благовещенского Собора!
Благовещенский собор и куранты
Можно сказать, что не только Москва, но и вся Россия обязана Благовещенскому собору одним интереснейшим фактом — именно отсюда начинается история знаменитых курантов. В 1404 году Лазарь Сербин, искусный умелец и одновременно монах с Афона, создал механические часы с фигурой человека.
Эти часы были установлены на башне великокняжеского дворца, которые после каждого часа звонили в колокол. Часы были на то время дико дорогие — история до нас донесла даже точную их стоимость: 30 фунтов чистого серебра. По сути это и были первые московские часы городского масштаба.
Затем были установлены часы на Спасской башне (много позже): в 1624 году их спроектировали и изготовили отечественные мастера Ждан и Шумило в сотрудничестве с англичанином Христофором Галовеем.
Благовещенский собор-музей нашего времени
Последний раз Благовещенский собор был подвергнут разрушениям в 1917 году, когда Кремль обстреливался из пушек. Один из снарядов практически полностью уничтожил знаменитое крыльцо Ивана Грозного, где он увидел комету-предвестника своей смерти.
Когда большевики пришли к власти, их правительство переехало в 1918 году в Москву. Благовещенский собор, как и Московский Кремль, был закрыт. Сейчас собор практически не функционирует как церковное сооружение, на его территории работает музей.
достопримечательности
← СОБОРЫ КРЕМЛЯ | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань | Санкт-Петербург | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/579-blagoveshchenskij-sobor-moskovskogo-kremlya
Благовещенский собор Казанского Кремля | Публикации | Православное Закамье
Величественный Благовещенский собор, имевший своим явным прототипом Успенский собор Московского Кремля, поднялся в Казани очень быстро, и это подтверждало всю основательность намерений царя Иоанна IV относительно приобретенных на востоке земель. Россия обосновалась здесь всерьез и надолго.
Вид на Казанский Кремль |
ПСКОВСКАЯ РАБОТА
В феврале 1555 года, после завоевания Иваном VI Казани, на Соборе русских архипастырей митрополит Макарий поставил в архиепископы Казанские настоятеля Свято-Троицкого Селижаровского монастыря игумена Гурия.
Судя по всему, тут не обошлось без царского указания, хотя, согласно историческим свидетельствам, выбор производился по жребию из четырех кандидатов. В помощники святителю Гурию назначались архимандрит Герман и игумен Варсонофий, бывшие настоятели Старицкой и Пешношской обителей.
В конце мая нового архипастыря провожали в Москве царь, митрополит Макарий и все московское духовенство и боярство. В июле Гурий прибыл к месту своего служения.
Святитель Гурий Казанский |
Главной заботой святителя на первых порах было устроение достойного кафедрального собора. Царская помощь не заставила себя долго ждать — в декабре 1555 года последовал указ Иоанна IV направить в Казань двести мастеров, восемьдесят из них занялись соборным храмом. В 1556 году состоялась закладка собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Работы велись под руководством Постника Яковлева, который является одним из двух авторов собора Василия Блаженного в Москве. В качестве образца предлагалось равняться на Успенский собор Московского Кремля — тем самым определялось значение нового соборного храма для покоренных земель. Камень добывался на противоположном берегу Волги.
В 1562 году собор был готов, и 15 августа архиепископ Гурий освятил его.
Иван Ширяй и Посник Яковлев, строители Благовещенского собора |
Казанский Благовещенский собор повидал на своем веку многое — и пожары, и эпидемии, и военные действия. Он пережил многочисленные перестройки. В его стенах неизменно бывали все знаменитости, посещавшие Казань. Наконец, в прошлом веке храм оказался на краю гибели, но чудесным образом был спасен.
Успенский собор Московского Кремля |
Изначально Благовещенский собор представлял собой классический крестово-купольный храм с пятиглавием и двумя приделами. Видимо, вскоре после завершения строительства он обзавелся деревянной колокольней. Спустя несколько десятилетий на этом месте встала каменная пятиярусная колокольня, вызывавшая неизменное восхищение у тех, кто о ней писал. В нижнем ярусе ее находился самый большой колокол Казани — весом около 25 тонн.
В БОРЬБЕ С ОГНЕМ
Самым страшным бичом Благовещенского собора до середины XIX столетия были пожары, с удручающим постоянством вспыхивавшие в Казани.
Особенно большой ущерб нанесли храму пожары 1672, 1694, 1742, 1749 и 1815 годов. Падали колокола, выгорали стены, расписанные фресками, и иконостасы, повреждался даже чугунный пол. Был еще один — специфический — пожар 1774 года, когда Казань захватил Емельян Пугачев, но тогда огонь не добрался до кремля — как, впрочем, не смог его взять и «воскресший» «император Петр Федорович» со своими буйными сподвижниками, подвергнувший крепость лишь яростной бомбардировке.
Взятие Казани войсками Пугачева. Картина Ф. Моллера |
После пожара 1694 года была предпринята первая серьезная реконструкция храма: тогда растесали окна и на северной стороне возвели небольшую теплую церковь Рождества Христова, соединенную с собором переходом.
Следующая реконструкция относится к 1736 году. Главы, бывшие до того шлемовидными, заменили: боковые — на луковичные, а центральную — на грушевидную, в стилистике «украинского барокко». Тогда же, в 1736 году, собор расширили, пристроив к нему одноэтажную трапезную.
Вид Казанской крепости со стороны реки Казанки. 1834, гравюра В. Турина |
Наконец, последняя крупная перестройка была произведена в 1840-е годы. Надо сказать, что чуть раньше пошли разговоры о том, что Благовещенский собор ввиду своей малости не способен далее исполнять роль кафедрального храма; при этом высказывались различные идеи: вплоть до сноса старой церкви и строительства на этом месте нового собора.
Николай I, посетивший Казань в 1836 голу, со свойственной ему решительностью все эти толки прекратил, приказав увеличить площадь храма и сделать его теплым. Губернский архитектор Фома Петонди подготовил проект, который в 1841—1845 годах реализовали.
Теплую Христорождественскую церковь разобрали, прежние приделы включили в основной объем здания, а с юга и севера возвели две новые придельные церкви. Одновременно с запада к собору пристроили просторную двухсветную трапезную, существенно превосходившую размерами свою предшественницу.
Она заканчивалась открытым высоким крыльцом, позже превращенным в крытую паперть. В соборе устроили «классическое» печное отопление, замененное в начале XX века калориферным.
Наконец, в конце XIX столетия в Благовещенском соборе освятили еще один престол — во имя Всех Святых: в подвальном этаже, прямо под алтарем.
НА КРАЮ ГИБЕЛИ
В сентябре 1918 года к Казани подошли части Красной армии. Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу — в результате Благовещенский собор на шестьдесят лет лишился всех своих куполов. После утверждения советской власти в городе кремль был объявлен военным городком, свободный доступ сюда прекратили, а собор (как и все другие кремлевские храмы) — «за ненадобностью» — закрыли.
В 1920 году его передали обновленцам, богослужения здесь проводились до 1925 года. В этот период богатейший храм неоднократно ограблялся большевиками — пропало многое: ценнейшие иконы, утварь, древние книги, исторические реликвии В 1925 году собор как место молитвы был окончательно упразднен, его передали Музейному отделу, позже он посту пил в распоряжение Госархива Татарстана.
В 1928 году новые хозяева кремля разобрали красивейшую соборную колокольню.
Благовещенский собор с еще с пристроенной колокольней. Колокольня была уничтожена в 1920-х годах. |
Угроза гибели нависла над соборным храмом в 1929 году, когда обсуждался вопрос об уничтожении всех кремлевских церквей — в том числе и Благовещенского собора. ЦИК республики, учитывая «недостаток строительных материалов», не возражал против этого. Но Благовещенский собор чудесным образом был спасен, потеряв лишь западное крыльцо. Другим церквам повезло меньше — так, соборный храм кремлевского Спасо-Преображенского монастыря все-таки разрушили.
Благовещенский собор в разрушенном состоянии в советское время |
Немым укором соотечественникам Благовещенский собор простоял до конца 1970-х годов, когда все-таки началась его реставрация.
ИМЕНИТЫЕ ГОСТИ
Почти все самодержцы, начиная с Петра I, наносили визиты в Казань. По прибытии в город они первым делом шли в Благовещенский кафедральный собор, благословлялись у казанских архипастырей, а потом уж занимались делами или развлечениями.
Вот хронология этих посещений: 1722 год — Петр I (которого привлекла в Казань забота об устроении местного адмиралтейства); 1767 год — Екатерина II (известен кокетливый «отчет» императрицы об этой поездке, адресованный Вольтеру); 1798 год — Павел I с наследником престола Александром (будущим Александром I); 1836 год — Николай I; 1871 год — Александр II (впервые он побывал в Казани в 1837 году, еще в ранге цесаревича); 1866, 1869, 1871 годы — будущий Александр III.
Император Петр I. По его повелению в Казани был построен Петропавловский собор |
Видел Благовещенский собор и великих деятелей культуры. Вспомним хотя бы Пушкина, проведшего двое суток в Казани в сентябре 1833 года и собиравшего здесь материалы для «Истории пугачевского бунта», или Шаляпина, певшего в юности в соборном хоре.
ХРАМ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В 1995 году закончился «советско-утилитарный» сюжет истории Благовещенского собора. Он оказался довольно долгим и тянулся около семидесяти лет. После этого собору потребовался серьезный ремонт, и лишь в первое десятилетие XXI века молитва вернулась в стены храма.
Реставрационные работы интерьера собора |
Музейные храмы, в которых проводятся богослужения, — не редкость в наше время. Благовещенский собор Казанского кремля — из их числа. Хорошо ли это, плохо ли? Однозначных ответов на этот вопрос не существует, тут слишком много привходящих обстоятельств (не последнее из которых — финансирование), но одно сказать можно наверняка — в любом случае, по сравнению с советской эпохой это очевидное улучшение.
Восстановление Благовещенского собора |
До конца 1970-х годов Благовещенский собор вообще мало походил на православный храм, оставаясь без глав и ряда архитектурных элементов, уничтоженных в богоборческие годы. Внутреннее пространство собора перегородили четырьмя ярусами перекрытий, приспособив для более удобной деятельности Государственного архива республики.
Кажется, о каких-то кардинальных изменениях бытия православного храма тогда никто не думал, но экстерьер решили все-таки привести в порядок — в мирную и как бы культурную эпоху, каковой представлялись 1970-е, содержать в таком виде известный исторический памятник было уже просто неприлично.
В 1978 году появился проект «фрагментарной» реставрации, и уже спустя год храм наконец-то вернул себе пятиглавие.
Освящение собора, 2005 год. |
Но лишь в 1990-е годы оказалось возможным сделать решительные шаги к восстановлению исторической справедливости. В 1995 году тогдашний президент Татарстана М. Шаймиев специальным указом включил Благовещенский собор в состав Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль».
К 1997 году последние работники Госархива покинули храм, и в нем начались ремонтные работы. Восемь лет понадобилось для того, чтобы привести собор в порядок — как снаружи, так и внутри.
Были восстановлены утраченные элементы экстерьера, отреставрированы фрески, воссозданы иконостас и прочие элементы церковного убранства.
Патриарх Алексий II в Благовещенском соборе, 21 июля 2005 год. |
Торжества, связанные с открытием возрожденного Благовещенского собора и его освящением, состоялись летом 2005 года — в атмосфере сплошных юбилеев, накрывших столицу Татарстана в том году: мы имеем в виду 1000-летие города и 450-летие учреждения Казанской епархии. Храм оставался собственностью музея, но в нем возобновлялись богослужения.
19 июля 2005 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил кремлевский собор. Спустя два дня, 21 июля, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил в нем первую с 1920-х годов литургию. В ходе торжеств Патриарх и президент Татарстана произнесли речи. М.
Шаймиев, в частности, пожелал храму, чтобы его больше никогда не коснулись «разрушительные ветры социальных потрясений, а благая весть, ниспосланная более двух тысяч лет назад человечеству, всегда пребывала с прихожанами Благовещенского собора»
Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=7947
Благовещенский собор
Благовещенский собор – Домовый храм великих московских князей и русских царей. Собор был построен по велению великого князя Ивана III в 1484-1489 годах артелью псковских мастеров. Возведенный трехглавый храм освятил митрополит Геронтий в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В правление великого князя московского и всея Руси Василия III Ивановича в 1508 году храм был расписан фресками.
После пожара 1547 года в огне погибло все убранство собора росписи и иконы. Позже по указу царя Ивана IV Васильевича Грозного росписи в храме восстановили и продолжили работы по обустройству и украшению храмов Московского Кремля. В 1562-1564 годах Благовещенский собор был перестроен, на углах галерей построили четыре одноглавых придела и надстроили еще двумя глухими главами, после чего собор стал девятиглавым и покрытым золоченой медью.
Архитектура и убранство
В архитектуре собора соединены черты раннемосковского и псковского зодчества. Барабаны храма украшены узкими окнами и декоративными нишами и поясами, выложенными из кирпича у основания глав. Фасады древнего храма делятся лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами. Стены четырех приделов увенчаны кокошниками повторяющими форму закомар храма.
Внутренний интерьер Благовещенского собора украшают настенные росписи, фрески выполненные русскими мастерами в середине XVI века. В храме находится сохранившийся до наших дней многоярусный иконостас с установленными в нем около ста древнейших икон написанных в XIV-XVII веках. Также сохранились иконостасы приделов с иконами XV-XIX веков. Полы в храме выложены плиткой из агатовидной яшмы, которые были привезены из Ростова Великого в середине XVI века.
Выставки в храме
В южной галерее домового царского храма действует выставка, где представлены иконы XV-XVII веков святые образы: Богоматерь Умиление, Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Умиление Владимирская, Рождество Христово, Иоанн Предтеча, Вход в Иерусалим, образы великомучеников и другие святыни храма.
В подклете Благовещенского собора открыта выставка «Клады и древности Московского Кремля». В экспозицию включены наиболее ценные экспонаты, найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля. Среди более 1500 экспонатов XII-XVII веков – предметы ювелирного искусства, оружие и воинское снаряжение, денежные слитки, золотые и серебряные монеты. В древности подклет храма служил для хранения великокняжеской казны.
Выставки открыты для посещения ежедневно, выходной день – четверг.
Источник: http://www.booking-airport-taxi.ru/annunciation_cathedral.htm
Расписание богослужений в Благовещенском соборе в Москве
Службы в Благовещенском соборе совершаются несколько раз в году, самая масштабная и праздничная — в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Ее, по традиции, проводит сам Патриарх.
Также богослужения проходят в честь следующих праздников:
- Александра Невского — 6 декабря, 12 сентября (перенесение мощей),
- Входа Господня в Иерусалим — 12 апреля,
- Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей), 19 декабря,
- Собора Пресвятой Богородицы — 8 января.
В обычные дни собор доступен для посещения. Хотя богослужения и не проводятся, он является ценнейшим православным и историческим памятником Русской истории.
Иконы Благовещенского собора в Кремле
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля включает в себя почти 100 икон, выставленных в шесть рядов. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.
Иконостас Благовещенского собора признают одним из главных памятников московской иконописной школы.
Наиболее ценной иконой собора является чудотворная икона Пименовской Божьей Матери. Ее привез в дар митрополит Пимен в 1381 году из Константинополя. Среди реликвий выделяется также крест царя Константина, который был прислан в дар Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Комнином.
Официальный сайт Благовещенского собора в Кремле
Фрески Благовещенского собора
Собор был расписан в 1508 году. Эта дата считается окончанием работ по созданию фресок на стенах.
Основное по объему и значению место на фресках собора отведено иллюстрациям из Евангелия, объединенным в несколько циклов — праздников, страстей, чудес и притч, явлений Христа по воскресении.
В центральной части собора размещены фрески со сценами из Апокалипсиса. «Страшный суд», «Процессия праведников, следующая к вратам рая» и многие другие сюжеты отражаются в живописи того времени.
В боковых частях собора чередуются «Княжеская» тематика (изображение великих князей, причисленных к лику Святых) и изображения теофаний — видений Бога. В особую группу выделяются росписи хоров, где некогда располагались приделы.
В Благовещенском соборе изображению праздников — основных событий из жизни Христа отведено центральное место. Эти композиции объединены в несколько групп. Наиболее значимые из них: «Благовещение», «Рождество Христово», «Путешествие в Вифлеем», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и т. д.
В западной части собора находятся фрески, повествующие о божественной сущности Христа. Среди них: «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим». Основной свод и южная его часть наполнены иллюстрациями чудес и исцелений Христа, а также библейских притч.
Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля, но для посещения его предусмотрен отдельный билет, по которому можно осмотреть все достопримечательности Соборной площади.
Детям до 16 лет (независимо от гражданства) вход бесплатный.
Стоимость билета зависит от возраста посетителя:
- взрослым и детям с 16 лет — 700 руб.,
- студентам дневной формы обучения и пенсионерам (при предъявлении соответствующих документов) — 350 руб.
Для более детального знакомства с достопримечательностями есть возможность приобрести билет + аудиогид. При этом цена составит:
- взрослым и детям старше 16 лет — 1000 руб.,
- студентам дневной формы обучения и пенсионерам (при предъявлении соответствующих документов) — 650 руб.
Каждый второй вторник месяца возможен бесплатный вход лицам младше 18 лет и членам многодетных семей.
Цены могут меняться. Перед посещением рекомендуется уточнять актуальную информацию на официальном сайте Благовещенского собора Московского Кремля. Там же можно приобрести билеты онлайн в специальном разделе или в кассе, которая находится в Александровском саду у входа в Кремль. Режим ее работы следующий: в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00, в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30. Выходной день — четверг.
Северный портал, Shakko
Архитектура
Благовещенский собор Московского Кремля был построен псковскими мастерами в лучших традициях древнерусского храмового зодчества. Современный облик собора сложился к середине XVI столетия. Он включает в себя крытые галереи, четыре придела на их углах, девять золоченых куполов.
Строительство приделов в Благовещенском соборе в 1564–1566 годах существенно изменило художественный облик Соборной площади. Создание приделов ученые связывают с крупнейшими событиями времен Ивана Грозного, при котором собор и приобрел свой окончательный облик. В числе этих событий — венчание на царство царя, взятие Казани и Полоцка и т. п.
В массивные стены собора вписаны узкие щелевидные окна, из которых свет пробивается очень ненавязчиво, давая возможность сохранить полумрак и освещать помещение горящими свечами.
Здание собора стоит на высоком подклете, который датируется XIV веком и имеет квадратную форму. Подклет выложен из белых каменных блоков и представляет собой подвальное помещение с низкими арками.
Благовещенский собор — крестово-купольный четырехстолпный храм. Внутри помещение относительно небольшое, поскольку предназначалось для семьи царя и великого князя. В традициях православного зодчества к восточной части храма примыкает иконостас, а на западе находятся хоры с массивными низкими сводами.
Как добраться до Благовещенского собора в Москве
Благовещенский собор расположен в самом центре Москвы, на территории Кремля, поэтому добраться до него не составит труда. Сделать это можно разными способами.
Наиболее удобный и быстрый способ перемещения по Москве — метро. Ближе всего расположена станция «Александровский сад» (4 линия, голубая). Также рядом находятся станции «Библиотека им. Ленина» (1 линия, красная), «Боровицкая» (9 линия, серая), «Арбатская» (3 линия, синяя). От них до Александровского сада (кассы) — около 4–5 минут пешком.
Добраться до Благовещенского собора поможет и наземный транспорт. Например, автобусы № 144, Н2, Н11, м1, м2, м3, м6, м27. Они курсируют по разным районам Москвы и останавливаются рядом с входом в Александровский сад и Кремль. Остановка их называется «Метро «Библиотека им. В. И. Ленина». От нее до цели — около 5 минут пешком.
Доехать до Благовещенского собора можно и на автомобиле, либо воспользовавшись мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11833
Благовещенский собор. Московского Кремля. История. Росписи
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков Благовещенский собор служил домовым храмом русским государям. Назывался он по разному – и “на государевом дворе”, и “на переходах”, и “на сенях”. Храм был частью великокняжеского, а затем царского дворца.
В этой церкви проходили церемонии семейного характера, отмечали дни именин цариц и царевен. Настоятель Благовещенского собора был духовником самого государя. Позже, с постройкой Верхоспасского собора, он утратил свою роль, но сохранил значение одной из главных святынь Кремля.
Благовещенский собор Московского Кремля – один из самых загадочных храмов, ибо весьма сложен для изучения.
Загадки Благовещенского собора Московского Кремля
Древних документов и описей сохранилось очень мало и ответить на некоторые вопросы об истории и архитектуре храма пока невозможно. До сих пор историки не могут определить, существовал ли на этом месте более ранний храм. Если он был, то когда построен? Есть версии, что на этом месте во времена Ивана Калиты, то есть в начале XIV века, стояла деревянная церковь, но доподлинно это не известно.
Что касается каменного храма, существовавшего на месте современного, историки сошлись на том, что его построили в 80-90-х годах XIV века, уже при Василии I, сыне Дмитрия Донского. От этого храма сохранился подклет, то есть нижняя часть храма. В древности в нём хранили государственную казну.
В 1405 году тот храм расписывали мастера Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублёв. Имя прославленного мастера значится в летописях только на третьем месте. После пожара собор времён Василия I разобрали.
Нынешний Благовещенский собор возвели в 80-х годах XV века при Иване III. Работала псковская артель строителей.
Благовещенский собор. Северная галерея
Войдя в собор, посетители оказываются в северной галерее. Вероятно, её строили итальянцы. В галерее сохранился западный и северный портал с ренессансной итальянской резьбой – это прямое указание на участие итальянских зодчих. Возможно, здесь работал Алевиз Новый – автор Архангельского собора.
Галерею построили на рубеже XV -XVI веков. Она была частью дворцового комплекса. Возможно, первоначально она была открытой, наподобие галерей в Италии. Там подобные террасы служили убежищем от палящего солнца. Но на рисунке XVII века видно, что галерея уже закрыта стеклом, которое применяли с XIV века. Может быть для стекления использовали слюду.
Соборная площадь Московского Кремля.
С миниатюры из “Книги об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича, всея великая России самодержца” 1672-1673
В XVI веке Иван Грозный изменил облик храма.
Первоначально собор был трёхглавым. Затем добавили ещё четыре главы. Для этого укрепили углы, арки. Эти укрепления очень хорошо видны в углу галереи (угол северной и западной стен галереи) и построили 4 придела над обводной галереей. Эти приделы были следующие:
- Архангела Гавриила.
- Собора Богоматери (северо-западный придел),
- Входа в Иерусалим (юго-западный придел)
- Георгия, в XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел).
Мастер Феодосий, сын Дионисия, расписывал этот собор в 1508 году. Но фрески погибли в пожаре 1547 года. Поэтому нельзя утверждать, что феодосиевские фрески сохранились. Фрагментарно уцелела роспись XVI века времён Ивана Грозного.
В этом и состоит уникальность Благовещенского собора. Росписи XVI века дошли до нас, ими гордятся многие храмы, в том числе Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Однако это роспись конца XVI века.
В Благовещенском соборе фрески датируются серединой XVI века, и это большая редкость.
Фартусов и итальянская техника фрески. Благовещенский собор
В Благовещенском соборе есть и роспись XIX века. Перед каждой коронацией фрески всех кремлёвских храмов поновлялись масляной краской. В конце XIX века в Благовещенском соборе была проведена антикварная реставрация. Научной реставрации в те годы ещё не было, как наука, реставрация только зарождалась и делала первые шаги. Работы проводил Фартусов.
Интересно то, что все этапы его работы, смывание каждого слоя средневековой живописи, фиксировали фотосъёмкой.
Фартусов снимал слои краски, дошёл до XVI века, снял слой дальше и нашёл фреску «О тебе радуется» (Она находится на восточной стене западной галереи, на той стене, где вход в собственно храм, слева от портала – большая картина). Эта композиция весьма любопытна.
Под троном Богородицы – человек со свитком. Это Иоанн Дамаскин – автор песнопения «О тебе радуется». Дамаскин был иконопочитателем и боролся против иконоборчества.
“О тебе радуется” Фреска на восточной стене западной галереи. Переписана в конце XIX века. Прорись В.В.Суслова, конец XIX века
Есть свидетельства, что якобы на этой стене Фартусов нашёл рисунки итальянских мастеров. Но ему не поверили и сбили все фрески. В конце XIX века на этом месте композицию написали вновь, использовали тот же сюжет. Роспись явно относится к XIX веку, в XVI столетии быть не могло таких тёмных, серых цветов. Средневековая живопись яркая, праздничная и торжественная.
Фартусова обвинили в помешательстве, отстранили от дальнейших работ, история эта тёмная, но он явно что-то нашёл.
Обнаружить подтверждения его находкам помогло несчастье. В Италии, в городе Пизе, находится кладбище. Туда привезли немного святой земли из Иерусалима, поэтому место для захоронения на нём было очень престижно и дорого. Вся знать стремилась купить себе там место. Церковь на кладбище Кампосанта была украшена фресками XIV-XV веков.
В результате бомбёжек во время Второй Мировой войны фрески в этом храме осыпались и проявился нижний слой, открылась техника работы старых живописцев. Оказывается, перед выполнением фрески, на стену наносили грубый слой штукатурки. Когда стена подсыхала, то художник сначала углём, а потом острой кисточкой наносил рисунок коричневой краской, тональным цветом, которую он затем детально прорисовывал и моделировал «синопией» — «краской типа красной земли, без темперы».
Затем, поверх рисунка, наносили тончайший слой штукатурки, сквозь которую просвечивал первоначальный рисунок и уже по нему рисовали фреску.
Сейчас, чтобы подтвердить находки Фартусова, фреску снова нужно счистить. Пока это не представляется возможным. Таким образом композиция “О тебе радуется” осталась с XIX века. А вот композиция “Вознесение” на восточном своде западной галереи написана в середине XVI века.
“Вознесение”. Благовещенский собор Московского Кремля. Восточный свод западной галереи. 1547-1551
“Златые врата” и техника золотой наводки. Благовещенский собор
В северной и западной галерее расположены так называемые “златые врата”. Это железные кованые ворота. На их лицевой стороне укреплено несколько медных пластин. Украшение на них выполнено в технике золотой наводки.
Сначала медный лист покрывали прокопчёным лаком. Затем на него наносили рисунок, выскабливали контуры и протравливали его кислотой.
Затем на медный лист наносили золотую амальгаму с ртутью. Амальгама – это раствор золота в ртути. Потом лист нагревали на угольных жаровнях и растирали амальгаму до тех пор, пока ртуть не испарялась и происходила диффузия золота в медь. Золото соединялось с участками, освобождёнными от лака и оставляло тонкую плёнку – очень красивое изображение.
Техника была чрезвычайно вредной для здоровья мастеровых из-за испарения паров ртути.
На обоих вратах собора в верхней части изображена сцены Благовещения. Ниже – библейские пророчества о Богоматери. На нижних пластинах находятся изображения античных мудрецов. Их фигуры похожи на те, что изображены на фресках галереи.
Интересно, что сцены на дверях являются частями композиции “Древо Иессеево”, речь о нём пойдёт ниже. Время создания врат – ещё одна загадка собора. Иконографически их можно отнести ко второй половине XVI века, но, возможно, столетием позже их переделали, а иконографию сохранили.
Видение Моисеем купины огненной. Деталь медных врат западного входа. Медь, ковка, золотая наводка
Древо Иессеево и греческие мудрецы в росписях собора
Сюжет росписи в своде галереи – “Древо Иессеево”. Такой же сюжет украшал и предшествующий собор, расписанный Феофаном Греком. Это родовое древо Иисуса Христа. Как известно, Спаситель происходит из рода царя Давида. Лежащего Иессея, предка Давида, Соломона и других царей израильских можно видеть в северной галерее над изображением Спаса Нерукотворного Лежащий Иессей – фреска XIX века. (Снимок неудачный, лучшего нет).
От него отходит древо и в овалах написаны 14 царей из рода Давида. Заканчивается древо Божией Матерью, держащей на коленях младенца Иисуса Христа.
Древо Иессеево. Чертёж В.В.Суслова. Начало XIX века. Деталь
Здесь же в это древо включены Ветхозаветные пророки и Илионские мудрецы. (Греческие и римские мудрецы,так как они предрекали рождение младенца Христа от Девы Марии.) Интересно изображение Гомера – в северной галерее, на южной стене.
Гомер. Фреска на южном своде северной галереи 1547-1551Сивилла. Фреска на южной стене северной галереи. 1547-1551
В западной галереи на пилястре между окнами изображён Вергилий. 1547-1551
В свитках содержаться надписи. У Сократа читаем: “Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание”. У Платона: “Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям”.
Также в древо Иессеево входят сюжеты Вознесения и Рождества (в западной галерее). Завершается древо изображением Божией Матери с младенцем Христом на коленях. Рядом с овалом, где написана Богородица находится перевёрнутое изображение Иисуса Христа, голова к голове с Богородицей. Также в цикл включены изображения Учеников Христа, числом не 12, а 70.
В северной галерее слева от композиции “Чудо с пророком Ионой” изображён святой князь московский Даниил Александрович.
Росись западной галереи. Благовещенский собор
Справа от входа в храм, рядом с голубым порталом на восточной стене западной галереи сохранилась композиция Троица. Хорошая её сохранность объясняется тем, что эта роспись была скрыта под окладом и в XIX веке её не тронули.
Троица. Фреска на восточной стене западной галереи. 1547-1551
Напротив входа в сам храм на западной стене западной галереи композиция Благовещение. (Стена, выходящая к Грановитой палате). Этой фрески среди старых росписей не было, она появилась в XIX веке. При строительстве современного Большого Кремлёвского дворца К.Тона на месте этой фрески был проход, что вёл в старый дворец государя. Его заделали и на этом месте написали Благовещение, XIX век.
Над входом в южную галерею написаны монахи, которые пытаются достичь чистоты духовной и Царствия Божьего путём умерщвления плоти. О духовном восхождении монаха писал Иоанн Лествичник.
Он говорил, что надо молиться, не спать, поститься и совершать добрые дела и т.д. На иллюстрации изображено всё, что должны совершать монахи.
На пилястрах справа и слева от композиции «О тебе радуется» изображены московские великие князья – Василий III Иванович (справа) и его отец, Иван III Васильевич (слева).
В следующей части расскажем о росписях в самом Благовещенском соборе.
По материалам лектория государственного музея-заповедника Московский Кремль.
Источник: https://kraeved1147.ru/blagoveshhenskiy-1/
Псковский благовещенский собор — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Псков. В Кремле после обедни в церкви Благовещения. Дореволюционная фотография |
Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Пскове (взорван в 1933 году)
Собор построен в Псковском кремле в 1836 году для совершения богослужений в зимнее время — в период с 17 октября по шестую неделю после Пасхи. На строительство из казны было отпущено 180 000 рублей ассигнациями.
В 1888 году собор был отделан снаружи на средства бывшего церковного старосты, псковского купца Ивана Чернова. В 1890 году на собственные средства собор отделан внутри, на средства купца Ивана Чернова устроены хоры. На средства Псковского купеческого общества в 1898 году устроен балдахин над мощами святого князя Гавриила. По указу Святейшего Синода от 21 июня 1898 года мощи святого князя ежегодно с 15 октября по 23 апреля переносились из Троицкого собора в Благовещенский.
В 1920 — 1922 годах Благовещенский собор также как и Троицкий был передан обновленцам.
На заседании Псковского окружного исполкома 16 ноября 1929 года было заслушано представление окружной комиссии по размещению хлебных грузов о разрешении использовать под временные склады «теплые здания» Троицкого собора, так как верующим, по их мнению, достаточно «зимнего здания». Разрешение было дано с оговоркой «наблюсти за полной сохранностью исторических, архитектурных и художественных ценностей».
27 августа 1932 года Псковский городской совет принял решение о размещении в соборе инкубаторной станции. О сохранности чего-либо речь уже не шла.
В 1933 году собор был взорван. Власти объявили, что нужен строительный материал для электростанции, но в кремле долго лежали монолитные глыбы взорванного собора.
25 апреля 2003 года на месте взорванного собора архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием освящен памятный крест.
Использованные материалы
Источник: https://drevo-info.ru/articles/13672852.html