Кто скульптор Казанского собора

Сокровища Эрмитажа: Модели фигур Кутузова и Барклая Де Толли

Кто скульптор Казанского собора

Двести лет назад император Александр I повелел воздвигнуть близ Казанского собора в Петербурге памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли. В Эрмитаже хранятся деревянные фигуры этих выдающихся полководцев, исполненные по моделям Б.И.

Орловского малоизвестным скульптором 1-й половины XIX в. Дмитрием Кузнецовым.

Натуралистически переданная резчиком генерал-фельдмаршальская форма и награды обоих полководцев заставляют нас вспомнить, что в истории русского искусства монументы у Казанского собора впервые запечатлели героев в современном им мундире.

Тога для героя

В Московской Руси исторические события традиционно увековечивались возведением храма; первый замысел памятника-изваяния возник у Петра Великого: в 1716 году он повелел Б.-К.Растрелли создать монумент, символизирующий триумф преобразованной им России. Скульптор создал модель величественной конной статуи, которой предстояло занять место на высоком пьедестале с аллегорическими фигурами, однако этот проект осуществлен не был.

Спустя полвека конную статую Петра Первого воздвигла на Сенатской площади Екатерина Вторая — шедевр Э.-М.Фальконе, торжественно открытый в 1782 году, стал первым скульптурным мемориальным монументом в России.

Новые памятники появились в столице по замыслу императора Павла: в 1800 году он установил перед Михайловским замком статую Петра Великого, исполненную по модели Б.-К.Растрелли еще в 1743-1747 годах.

В следующем, 1801 году, на Царицыном лугу появился памятник А.В.Суворову, изваянный М.И.Козловским.

Сокровища Эрмитажа: Жан Жерен. «Эпизод сражения под Кульмом»

Незадолго до наполеоновского вторжения император Александр отправил скульптора Ивана Мартоса и живописца Ореста Кипренского в Москву с целью приискания места для памятника Минину и Пожарскому.

Установить монумент не успели: он был сооружен лишь через семь лет и стал символом национального единства, спасшего Россию не только от польского нашествия в XVII столетии, но и от нашествия «двунадесяти языков» в XIX веке. Александр I торжественно открыл его 20 февраля 1818 года. Три месяца спустя скончался Барклай де Толли.

Рескриптом от 23 сентября 1818 года Александр I возвестил о своем намерении увековечить память главных полководцев Отечественной войны 1812 года монументами близ Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Одежду и вооружение для Петра и Суворова скульпторы Растрелли, Фальконе и Козловский заимствовали у героев античности. В изображении одежды и оружия Минина и Пожарского знаменательно совмещение реалий Рима с реалиями средневековой Руси: оно отразило сознательное стремление Мартоса представить равновеликими подвиги отечественных героев и героев классической древности. Но Барклая и Кутузова государь повелел представить в их генерал-фельдмаршальских мундирах и с пожалованными им наградами.

Это требование вызвало смятение как у наших теоретиков искусства, так и у наших скульпторов; намерение Александра было воплощено в жизнь много позднее, в царствование императора Николая.

JSCODE1

Римляне фрака не имут

Подвиги Минина и Пожарского были удалены от ваятеля на два столетия, и материальные приметы давно прошедшей эпохи легко укладывались на прокрустово ложе классических канонов. Но вообразить на столичной площади величественные статуи русских полководцев, превзошедших в славе величайших героев древности, — вообразить их облаченными в мундиры фрачного покроя было невозможно.

В теоретическом трактате «Опыт о выборе ваятельных предметов для всенародных памятников» (1812-1814) будущий президент Императорской академии художеств А.Н.

Оленин поставил вопрос о том, какими средствами располагает монументальная скульптура для создания образа героя современности, причем за рассматриваемой им абстрактной фигурой «великого мужа, которому воздвигается памятник», нетрудно угадать Александра I.

Эстетическая коллизия классицизма, перед которой в замешательстве остановился Оленин в своих размышлениях, заключалась в том, что апелляция к вечности, свойственная мемориальной скульптуре, приходила в вопиющее противоречие с суетностью современной моды — как гражданской, так и военной.

Сокровища Эрмитажа: Медаль в память визита Фридриха Вильгельма III

«Каким же образом во всенародных памятниках можно сохранять истину и соглашать ее с изящным вкусом?» — вопрошал Оленин. Очевидно, удовлетворительно разрешить этот вопрос ему не удалось: современный европейский костюм Оленин находил (и без обиняков называл) уродливым. Воззрения, весьма близкие оленинским, Александр Грибоедов несколько лет спустя высказал устами Чацкого:

Но хуже для меня наш Север во стократ С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад, И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу: Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

По-видимому, мысль о том, что изваяние способно предать векам образ героя в одежде, скроенной «по шутовскому образцу», казалась Оленину нестерпимой (конечно, он не относил это к надгробным памятникам и монументальным рельефам, где такое «послабление» допускалось). Это чувство разделяли лучшие русские скульпторы.

В 1827 году условие изобразить Кутузова и Барклая де Толли в генерал-фельдмаршальских мундирах послужило едва ли не главным препятствием для участников конкурса на лучшие модели памятников перед Казанским собором в Петербурге. И.П.Мартос, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов и Н.А.Токарев, как отмечает известный историк скульптуры Е.В.

Карпова, «поспешили отказаться, смутившись, кроме всего прочего, требованием изобразить героев в современных мундирах».

Спасительный плащ

Едва ли не первым, кто отважился изобразить в монументальном и мемориальном изваянии современного героя в свойственном ему мундире, стал выдающийся немецкий скульптор Х.Д.Раух (1777-1857): в 1819-1822 годах он исполнил мраморные статуи прусских полководцев Бюлова и Шарнгорста для памятников, воздвигнутых им в 1822 году на Унтер ден Линден.

Эти монументы произвели сильное впечатление на великого князя Николая Павловича: близ этих статуй на параде 23 сентября 1824 года он в качестве шефа 6го Кирасирского (Бранденбургского) полка Прусской армии отдавал рапорт своему тестю, королю Фридриху-Вильгельму III.

Истово почитая память Отечественной войны, в пятнадцатую годовщину национального подвига Николай I вернулся к замыслу старшего брата, но объявленный им конкурс, как сказано выше, оказался бесплодным.

Сокровища Эрмитажа. Портрет корнета Владимира Ланского

В связи с этим в следующем году из Италии вызвали Б.И.Орловского и С.И.Гальберга. Однако последний также тяготел к условной трактовке образов; неудивительно, что в конкурсе 1828 года победил Орловский.

Впрочем, и он счел нужным задрапировать героев в широкие плащи, не рискнув, по-видимому, изобразить тучного Кутузова в мундире фрачного покроя.

По этому пути пошел и Мартос, получивший после смерти Александра I заказ на создание памятника императору в Таганроге: в 1829-1830 годах он исполнил модель статуи Александра в плаще, наброшенном поверх мундира, подобно римской тоге. Этот памятник был открыт 23 октября 1831 года.

Шесть лет спустя, в двадцатипятилетнюю годовщину со дня окончания Отечественной войны, 25 декабря 1837 года были торжественно явлены публике и памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли.

Сокровища Эрмитажа: Кубок графа Павла Андреевича Шувалова

Таким образом, на рубеже второго и третьего десятилетия XIX века эстетические каноны, препятствующие изображению исторического мундира в русской монументальной скульптуре, были разрушены. Вслед за памятниками Александру I в Таганроге и Кутузову с Барклаем в Петербурге один за другим были открыты «всенародные», по терминологии А.Н.

Оленина, памятники военачальникам М.П. Лазареву в Севастополе, М.С. Воронцову в Тифлисе, И.Ф. Паскевичу в Варшаве, И.Ф. Крузенштерну в Петербурге, Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, А.В.

Суворову в Рымнике; не говорим о многочисленных памятниках императорам Петру I, Александру I, Николаю I, Александру II, Александру III и великому князю Николаю Николаевичу (Старшему).

Источник: https://rg.ru/2018/02/05/rodina-ermitazh-kutuzov-i-barklai-de-tolli.html

Архитектура Казанского собора в северной столице

Кто скульптор Казанского собора

Полюбоваться Казанским собором в Петербурге считают своим долгом практически все гости Северной столицы. Этот православный храм расположен в центре города, на перекрестке Невского проспекта и канала Грибоедова. Его именем названы островок на Неве, расположенный неподалеку мост и площадь, примыкающая непосредственно к Казанскому собору.

Известное культовое сооружение способно впечатлить неискушенного туриста своими размерами: его высота превышает 70 м. Храм был построен специально для хранения иконы Казанской Божьей Матери, согласно преданию способной исцелять больных и творить чудеса.

Архитектор и скульптор Казанского собора

История строительства Казанского собора в СПб довольно необычна. Знаменитая достопримечательность имела более скромную предшественницу – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта постройка из камня, строительство которой началось в 1733 году, стала примечательным образцом стиля барокко в архитектуре. Отличительными характеристиками церкви являлись колокольня, размещенная прямо над дверями, и купол из натуральной древесины.

Первым архитектором и скульптором, участвовавшим в создании будущего Казанского собора в Петербурге, оказался Михаил Земцов. Рождество-Богородичную церковь, возведенную по его проекту, завершили спустя четыре года после закладки первого камня.

Перед первым богослужением в нее перенесли глубоко почитаемый образ Казанской Богородицы – точную копию чудотворной иконы, таинственно появившейся в Казани в конце XVI века.

В Северную столицу реликвия была привезена еще во времена царствования Петра I и ранее хранилась в Троицком соборе.

Из интересных фактов о церкви Рождества Святой Богородицы стоит упомянуть, что она считалась «придворной». На ее открытии лично присутствовала сама императрица Анна Иоанновна, а в 1773 году здесь венчался будущий император Павел I. Также в ней регулярно проводились торжественные молебны в честь побед российских войск над наполеоновской армией в 1812 году.

На рубеже XVIII и XIX веков Павел I решил устроить конкурс на лучший вариант нового храма. Монарху хотелось, чтобы город украшала практически идентичная копия ватиканского собора святого Петра.

Даже проекты знаменитых зодчих – Тромбаро, Камерона, Гонзаго и других – Павла не впечатлили. В 1800 году граф Строганов, чей особняк располагался неподалеку от церкви, представил на рассмотрения царя эскиз одаренного молодого мастера Андрея Воронихина.

Его сразу же одобрили, а графа назначили главой попечительского совета, заведовавшего строительными работами.

В 1801 году состоялась торжественная закладка первого камня новой постройки в присутствии уже нового российского правителя Александра I. Однако Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен не только по проекту и при участии архитектора Воронихина, но и с помощью его талантливого коллеги Н. Алфёрова.

Предполагалось, что в западной части храма будет находиться вход, в восточной – алтарь, а северный и южный фасад украсят монументальные колоннады из более чем 90 колонн с впечатляющей высотой 13 м. Однако на практике была завершена только северная колоннада, и по сей день являющаяся подлинным украшением Невского проспекта.

Колонны установлены 4 рядами.

Строительство грандиозного собора длилось 10 лет, причем на него было затрачено не менее 5 млн. рублей. После завершения строения император наградил его создателя почетным орденом св. Владимира 4-й степени.

После открытия нового храма старая церковь сразу же подверглась сносу. Дальнейшая история собора довольно необычна. Среди знаковых событий стоит отметить следующие:

В 1812 году после победы над французами сюда на хранение были переданы около 30 знамен, оставленных разгромленными наполеоновскими войсками и добытыми в качестве трофеев.

Также в собор доставили около 100 ключей от европейских крепостей и населенных пунктов, сдавшихся на милость российских военачальников, их флаги и персональный жезл Даву – главнокомандующего вражеской армии.

В северном приделе святилища захоронен прах выдающегося российского полководца М. И. Кутузова – истинного героя своего Отечества.

Во второй половине XIX века на площади перед храмом регулярно проходили выступления и демонстрации революционеров. Среди них был и знаменитый Плеханов – лидер одной из групп народнического толка.

В 1913 году во время празднования трехсотлетнего юбилея правления династии Романовых в Казанском соборе в Питере произошла давка, в которой погибли более 30 человек.

В первые годы советской власти храм стал объектом мародерства: из него изъяли более 2 т серебряной утвари и других ценностей. С начала 1930-х годов в его стенах располагался Музей истории религии и атеизма. Богослужения были возобновлены лишь после распада СССР в 1990-х годах.

Внешний облик собора и стиль архитектуры

Колоннада собора считается настоящим украшением Невского проспекта. Основная магистраль города тянется в направлении с запада на восток, а православные храмы при строительстве ориентируют аналогичным образом. Это часто создает сложности для зодчих. Необычное проектировочное решение позволило сделать боковую – северную – часть строения, выходящую на проспект, парадной.

Крест на куполе также в соответствии с религиозными канонами развернут к проспекту ребром и со стороны северного фасада практически незаметен. Сам собор выполнен в форме традиционного католического креста.

Колокольня в храме отсутствует, а звонница находится в западной части колоннады. С обеих сторон последней расположены большие портики, а также два пьедестала, на которых до середины XIX века стояли гипсовые изваяния ангелов. Для облицовки фасадов строения использовался оригинальный материал – известковый туф серого оттенка. Его также называют пудостским камнем, поскольку он добывается неподалеку от поселка Пудость Ленинградской области.

Напротив собора установлены монументы М. Б. Барклаю де Толли и М. И. Кутузову. Бронзовые памятники выглядят почти аналогично: знаменитые военачальники изображены во весь рост и в плащах, напоминающих о временах античности. Однако поза де Толли свидетельствует о покое, в то время как Кутузов энергично призывает армию к наступлению.

У северной стены храма размещены 4 бронзовые скульптурные композиции, изображающие Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Их авторами являются соответственно С. Пименов (первые две скульптуры), И. Мартос и В. Демут-Малиновский.

Бронзовые врата на северной стене строения полностью копируют известные «райские двери» флорентийского крестильного дома, датированные XV веком. Портики храма привлекают внимание красивыми барельефами:

  • Восточный проезд со стороны северной колоннады украшен барельефом Мартоса, изображающим, как Моисей во время исхода евреев добывает воду из камней. Над западным проездом симметрично расположен барельеф И. Прокофьева, посвященный возведению этим же пророком медного змия в пустыне.
  • Стены строения, имеющие портики, декорированы большими барельефами и маленькими панно авторства скульпторов Рашетта, Гордеева, Кашенкова, Анисимова и других. Все они описывают жизнь Богородицы и чудеса, связанные с иконой Казанской Богоматери.

Икона Казанской Божьей Матери и внутреннее убранство собора

Внутри собор схож с гигантским залом императорской резиденции. Монументальность ему придают более 50 колонн коринфского ордера, украшенных позолоченными капителями. Материалом для этих элементов послужил розовый гранит, доставленный в Петербург из Финляндии.

Колонны делят внутреннюю часть храма на 3 прохода – нефа. Ширина центрального нефа в 4 раза превышает ширину боковых, а свод полуцилиндрической формы позволяет визуально еще больше увеличить его пространство.

В потолки боковых нефов органично вписаны прямоугольные кессоны и розетки в виде фантастических цветов, имитирующие настоящие картины и изготовленные из алебастра.

Мозаика на полу в храме сделана из натурального розоватого и серого мрамора, привезенного из Карелии. Напольные ступеньки амвона и алтаря, а также кафедра, выложены кораллово-малиновым порфиром.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда ставить свечи в церкви

Большинство икон Казанского собора написаны великими живописцами конца XVIII – начала XIX веков: Брюлловым, Боровиковским, Шебуевым, Басиным, Угрюмовым, Бессоновым, Ивановым, Кипренским и другими. Их произведения украшают не только иконостас, но и стены и пилоны строения. Все полотна выполнены в стилистике художников эпохи Ренессанса.

Из барельефов внутри до наших дней дошли только два: «Взятие под стражу» Рашетта и «Несение креста» Щедрина. Остальные обрушились уже спустя 2 года после победы над французами и были заменены фресками и масляными картинами.

Иконостас создавался в 1830-х годах по эскизу архитектора Тона и отделан трофейным серебром, доставшимся русским войскам после бегства наполеоновской армии. В советскую эпоху драгоценная облицовка была украдена, однако сейчас она полностью восстановлена. Над северным и южным входами размещены скульптурные композиции, изображающие арест Иисуса и его шествие к месту казни. святыня – лик Казанской Богоматери – находится с левой стороны от Царских Врат.

Режим работы и экскурсии в собор

Вход в храм свободный. Он открыт для посещения с понедельника по пятницу с 8.30 (в субботу и воскресенье – с 6.30) до окончания вечернего богослужения. Доехать до собора удобнее всего на метро до станций «Невский проспект» либо «Гостиный двор», причем выйти следует к каналу Грибоедова.

Обзорные экскурсии по храму, на которых гид расскажет вам об истории его строительства и святынях, длятся в основном 1,5-2 часа и обойдутся от 600 до 4000 RUB в зависимости от количества участников.

Казанский собор является уникальным памятником архитектуры, органично сочетающим в себе черты православия и католицизма.

Источник: http://snovadoma.ru/temples/Cathedrals/kazanskiy-sobor/

Казанский собор Санкт-Петербурга

Кто скульптор Казанского собора

Приехав в Санкт-Петербург, можно долго бродить по его старинным улочкам, насквозь пропитанными вековой историей, можно безумно долго разглядывать достопримечательности, переносясь и переживая то одни, то другие события. Одним из крупнейших сооружений Петербурга есть легендарный Казанский кафедральный собор, при виде которого люди испытывают благоговейный трепет.

По обе стороны собора расходятся крылья здания, выполненные в виде колоннад. Такой архитектурный прием придает сооружению особой торжественности и величия. Стены самого собора щедро украшены барельефами, изготовленными из известняка.

Все богатое убранство говорит о большом значении данного культового сооружения для российской империи той эпохи, а в совокупности с гениальным архитектурным планом выделяет собор в особое, святое место.

Создание проекта собора

Принятое решение о возведении нового Казанского собора послужило толчком для объявления конкурса на лучший проект здания, который растянулся на целых 3 года.

Павел I выдвинул условие для конкурсантов, божье место непременно должно было напоминать другой шедевр архитектуры, собор Святого Петра в Риме.

Задача была поистине непростой, ведь необходимо было создать колоннаду и вписать все элементы проекта в одну гармоничную линию со всеми уже существующими постройками тогдашнего Санкт-Петербурга.

Проект храма необходимо было создавать по всем канонам православной церкви и расположить алтарь так, чтоб он обязательно был обращен на восток, в то время как главный вход необходимобыло разместить с противоположной стороны, а именно с выходом на современную Казанскую улицу. В конкурсе пробовали свои силы многие талантливые архитекторы той эпохи в надежде увековечить свое имя с истории.

Сперва Павел I одобрил план здания Ч. Камерона, но граф А. С. Строганов, назначенный куратором возведения собора, в конце 1800 года убедил императора в необходимости одобрить иной проект. Так утвердили конкурсную работу А. Н.

Воронихина, что стало темой для долгих будущих споров и жарких обсуждений в обществе и это неудивительно.

Элита того времени сплошь и рядом состояла из снобов с громкими, можно сказать даже, могущественными фамилиями, а победитель такого важного и масштабного конкурса был простым смертным, крепостным Строгановых, которому дали вольную в 1786 году.

За огромный труд и вклад в историю великой российской империи Андрей Никифорович Воронихин был удостоен, в последствии, высокой чести и стал кавалером ордена Святого Владимира IVстепени, орденом Анны II степени, а также пожизненной пенсией.

Описание храма

По задумке Воронихина, главный вход разместили около Казанской улицы. Город увидел и принял в распоряжение еще одну жемчужину архитектуры, которой восторгаются и гордятся горожане и многочисленные гости тогдашней столицы.

Общий план кафедрального собора сильно напоминает латинский крест, центральную часть которого венчает огромный купол. Величественные колонны, а их было 95, огибают небольшую площадь.

Такой архитектурный прием был применен не просто так, он прикрывал и, можно сказать, защищал центральное здание собора.

Во время строительства, Воронихин руководствовался образом собора Святого Петра, но использовал лишь фрагмент римского проекта.

Таким образом, на свет появилось самостоятельное, ни с чем не сравнимое, сооружение, гармонично вписанное в общую архитектуру Невского проспекта.

Наружные колонны, многие элементы украшений, а также барельефы на фасаде собора, были выполнены из пудожского камня, разновидности известняка желтого оттенка. Это было выгодно и удобно, так как добывали материал неподалеку от Петербурга.

Множество великолепных статуй и скульптур, которых множество в городе, украшали храм. Вообще, в СПБ скульптуре отводится важное место, когда дело касается оформления фасадов сооружений. Верхушки боковых проездов щедро украсили красивыми барельефами, с западной стороны разместилось творение рук И.П. Прокофьева, а с противоположной использовали шедевры И. П. Мартоса. Внутри собора, над алтарем есть известный барельеф, вышедший из-под руки Д. Рашетта.

Северный вход украшают и повергают в благоговейный трепет массивные бронзовые двери работы Лоренцо Гиберти, аналог «Райских врат», от которых исходит особая энергетика защищенности. Охраняют проход, в отведенных для этого нишах, бронзовые статуи Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя, а также Владимира Равноапостольного и Александра Невского. Известными барельефами с библейскими сюжетами можно и сегодня полюбоваться, они прекрасно дополняют северный вход в храм.

Святыни Казанского собора

Только подумайте как выглядят 56 гранитных колон из розового гранита, которые умело украсили золочеными капителями. Впечатляет такой грандиозный вид и создается чувство бесконечногопространства.

Икона Казанской Божьей Матери многие годы была святыней императорской династии Романовых, которую привез Петр Великий. В XVII столетии для этой иконы в городе была возведена церковь Пресвятой Богородицы в аккурат на том самом участке, где сегодня высится кафедральный собор. Простояв несколько десятков лет, ее убрали вместе со всеми ближайшими сооружениями и получили огромную площадь для строительства собора, которое было закончено в 1811 году.

Так или иначе, но почти все события, имеющие значение для империи, были связаны с собором. Именно отсюда, по окончании церковной службы, присоединился к войскам М.И. Кутузов, прах которого привезли в собор летом 1813 года. Останки гениального воителя похоронили в специальном склепе внутри собора, а около него установили трофеи и знамена, добытые в сражениях.

Вообще, если брать общее внутреннее убранство, то можно сказать, что Казанский собор в Санкт-Петербурге выгодно отличался от остальных мест божьих особым богатством и подчеркнутой торжественностью. В каждом элементе просматривалось величие российской империи той эпохи. Первый главный иконостас создал талантливый автор всего проекта.

В 1836 году был преподнесен роскошный подарок всему Петербургу и храм обрел новый, изготовленный из французского серебра великолепный иконостас. Большинство образов святых писали самые гениальные художники того времени.

В интерьере святого места было множество изделий из серебра, которые исчислялись десятками.

Ризы на старинных образах, балюстрада перед алтарем, кадило 1644 года со 180-ю свечами, дарохранительница преподнесенная в дар Анной Иоанновной, венцы тончайшей работы, которые были использованы при венчании самого князя Павла Петровича.

Граф Строганов также не обошел вниманием храм и сделал свой вклад в виде роскошной дарохранительницы, изготовленной из уральских и сибирских драгоценных камней, а императрица Мария Федоровна преподнесла в дар святому месту золотой потир, инкрустированный алмазами и рубинами.

Казанский кафедральный собор оберегает ценную святыню династии Романовых — легендарную икону Божьей Матери. 21 июля, а также 4 ноября, в дни престольного праздника, именуемого днем Казанской Божией Матери, храм посещало множество горожан и службу перед чудотворной иконой проводили на площади перед входом в храм божий, так как внутри все прихожане уместиться просто не могли.

Кроме главной святыни, миряне преклонялись перед иными старинными ликами, иконе Спасителя, находившейся в иконостасе, святого Николая, а также известной на весь мир иконе ЧенстоховскойБожией Матери. Подобно другим храмам, Казанский собор имел Голгофу с частичкой Живоносного Гроба. Еще одна такая же частица была закреплена в великолепной иконе Воскресения, присланной патриархом Дамианом в 1906.

Глядя на все богатство и великолепие Казанского кафедрального собора, можно еще раз убедиться в величии и могуществе российской империи той эпохи. Этот шедевр зодчества, хотя бы раз вжизни, стоит увидеть каждому из нас и прикоснуться к истории.

Источник: https://biletsofit.ru/blog/kazanskij-sobor-sankt-peterburga

Скульптура и живопись Казанского собора в Санкт-Петербурге | Санкт-Петербург Центр

Знаменитый Казанский собор гармонично соединил в себе неповторимую архитектуру, грандиозные изваяния и непревзойденную живопись. Он стал первым российским храмом, созданным в необычном для России европейском стиле. Его спроектировал выдающийся русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Над скульптурными композициями, которые придают величие собору, усердно трудились такие знаменитые мастера, как Пименов, Демут-Малиновский, Мартос, Гордеев, Проковьев, Рашетт, Воротилов, Анисимов. Стены храма украшены работами Брюллова, Бруни, Угрюмова, Боровиковского, Шебуева, Бессонова, Басина и других великих художников своего времени.

Скульптурные украшения

Скульптурное оформление осуществлялось с особым мастерством. До сегодняшних дней сохранилось богатство наружной скульптуры. Из внутренних скульптурных украшений остались лишь два прекрасных барельефа:

  • один из них — работы Жана-Доминика Рашетта «Взятие воинами Христа в вертограде»;
  • второй — работы Феодосия Федоровича Щедрина «Шествие Христа на Голгофу».

Остальные шедевры, увы, разрушились. В 1814 году из-за сырости осыпалась отделка храма вместе со всей украшавшей интерьер лепниной, что привело к порче практически всех рельефных композиций. В 1820 году их решили не восстанавливать, а нанести на стены декоративную роспись.

Наружные барельефы

Снаружи храм украшают 14 барельефов, вырезанных из камня, которым облицовывали собор. Особенной красотой и грандиозными размерами выделяются барельефы на аттике собора. На восточной стороне здания алтарный аттик венчает гигантский барельеф, изображающий «Вход Господень в Иерусалим». Данное творение относится к творчеству знаменитого скульптора Рашетта.

Роскошным барельефом «Изведение воды из камня Моисеем в пустыне» декорирован аттик над восточным проездом. Над созданием барельефа трудился талантливый скульптор Мартос. Противоположный аттик оформлен барельефом «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне». Это работа скульптора Прокофьева. Каждый из барельефов имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В каждой композиции изображено не менее 40 фигур.

С обратной стороны храма аттики обустроены двумя внушительными барельефами: «Дарование Моисею скрижалей» и «Неопалимая Купина». Они стали выдающимися трудами итальянского скульптора Сколяри. Квадратные панно на стенах изображают деяния Пресвятой Богородицы.

Статуи, украшающие фасад знаменитого собора

Специально для входа в собор скульптор Пименов создал композиции святейших воинов Русской церкви. С одной стороны дверей возвышается бронзовая скульптура Князя Владимира, с другой — изваяние Князя Александра Невского. Чуть ближе к северным дверям стоят еще две статуи, отлитые в бронзе: образ Святого Андрея Первозванного, созданный Демут-Малиновским, и образ Святого Иоанна Предтечи, творение рук талантливого скульптора Мартоса.

Двери собора

Бронзовые двери со скульптурными композициями, являются центральной частью северного фасада. Они скопированы с дверей флорентийского крестильного дома Баттистеро. Мастер Гиберти, придумавший их, работал над своим шедевром на протяжении 21 года.

На дверях мастер разместил 10 композиций, на которых изображались события Ветхого Завета. Создание копии входных дверей для Казанского собора поручили мастеру Василию Екимову.

На воротах российского храма сюжеты размещены в другом порядке, чем на дверях флорентийского собора.

Живопись

Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.

Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.

Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.

Источник: https://peterburg.center/maps/skulptura-i-zhivopis-kazanskogo-sobora-v-sankt-peterburge.html

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге– символ мощи и доблести России | Гид по Петербургу 2020

Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.

История 

Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.


  

Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.

Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор.

Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку.

Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.

В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.

Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой церкви принадлежит Киево Печерская Лавра

Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали

Казанский собор в годы советской власти

После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.

Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.

Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.

В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.

Архитектура и архитектор Воронихин

Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.

Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.

Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:

  • Андрея Первозванного
  • Иоанна Крестителя
  • Владимира Равноапостольного
  • Александра Невского

В своей работе архитекториспользовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины.

В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал.

Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.

96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.

Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Кто похоронен в Казанском соборе

Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.

Здесь же его и похоронили в 1813 году. Знали ?

Режим работы и цена в 2020 году

Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.

Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.



Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.

Официальный сайт

kazansky-spb.ru

Богослужения

Казанский собор – действующий православный храм.

Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов

Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.

Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.

Где находится

Адрес

Казанская площадь дом 2.

Метро

  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

Интересные факты

  • История создания Казанского собора позволяет нам гордиться своими соотечественниками. Бывший крепостной в конкурсе проектов победил именитых архитекторов из разных стран.
  • Рабочие в старых полушубках на морозе высекали барельефы, ставшие шедеврами архитектуры. Полуголодные воины, прослушавшие молебен у чудотворной иконы выгнали из страны прекрасно обученную армию Наполеона.

Памятники перед Казанским собором

Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.

Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.

Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.

Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.

В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установлен памятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли

В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале. 

Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/kazanskij/

Казанский собор в Санкт-Петербурге: адрес и часы работы 2020, как добраться и официальный сайт

Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.

Адрес Казанского собора

Санкт-Петербург, Невский проспект 25.

Как добраться и ближайшее метро до Казанского собора в Санкт-Петербурге

Станции метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2020 г

Ежедневно с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

Стоимость билетов в Казанский собор в 2020 г

Вход бесплатный. Собор является действующим храмом.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге

А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга.

И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.

Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.

Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге

У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).

Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены.

На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.

Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге

Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.

Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге

После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.

Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.

Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.

Виртуальные прогулки

www.kazansky-spb.ru

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8047.htm

Казанский собор в Санкт-Петербурге

В России много святых мест, памятников, в которых отразились многострадальная история страны, духовные и героические подвиги народа, великих деятелей государства и церкви. Но особое сакральное значение среди них имеет Казанский собор в Санкт-Петербурге, ставший важной вехой в развитии европейского стиля в русской архитектуре.

Казанская икона – символ защиты на войне

Его создание связано с главной святыней Руси – иконой Казанской Божьей матери, явление которой миру иначе как настоящим чудом не назовёшь.

Осенённые её святым образом русские воины совершили немало ратных и гражданских подвигов, в числе которых важнейший из них – освобождение страны от поляков в 16 в.

Именно перед ликом Казанской Божьей Матери молились ополченцы перед наступлением на осаждённую Москву, с ней прошёл крестный ход в октябре 1612. Велика роль иконы в победе над шведами в Полтавской битве (1609 г) и под Вязьмой (1812 г) в войне с французами.

История строительства

Памятная доска на стене собора извещает о начале строительства храма по велению Павла I в 1801 году вместо разрушающейся церкви Рождества Богородицы.

Именитые европейские архитекторы принимали участие в конкурсе проектов будущего храма, но за основу были взяты разработки не участвовавшего в конкурсе талантливого архитектора-самородка Воронихина, рекомендованного графом Строгановым.

Закладка первого камня состоялась после трагической кончины Павла 1-го 8 сентября 1801 г в торжественной обстановке.

Собор – воплощение священной памяти

10 лет (1801-1811г) ушло на возведение знаменательной святыни северной столицы. На создание архитектурного шедевра было потрачено почти 5 млн. рублей. Бывшего крепостного графов Строгановых архитектора Воронихина, блестяще осуществившего идею императора, наградили почётным орденом святого Владимира. После освящения Казанского собора (15.09. 1811 г) старую церковь снесли, и новый храм стал объектом молитвенного поклонения народа и своеобразным памятником военным победам России.

Архитектура и внутреннее убранство

Непревзойдённый шедевр архитектуры выполнен в стиле ампир и повторил во многих чертах знаменитый римский собор св. Петра, как хотел Павел 1. В облике храма воплотились формы римских базилик и православных купольно-крестовых церквей.

Грандиозное здание собора, сложенное из пудожского камня (известкового туфа), в виде вытянутого 4-конечного латинского креста в центре венчает стройная купольная башня. Величественная фасадная колоннада повторяет архитектурную стилистику римского святилища.

Снаружи фасад храма украшен бронзовыми изваяниями православных святых и изящными барельефами. Северный вход (врата), оформленный по типу «Райских дверей» флорентийского собора, выполнен из бронзы.

Внутренняя конструкция также соответствует параметрам и формам римской базилики: 4 ряда монолитных коринфских колонн из гранита делят пространство на 3 нефа (коридора). Великолепие внутренних интерьеров, декорированных отечественными природными камнями, поражает воображение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Владимир по церковному

Художники-декораторы и скульпторы (Пименов, Мартос, Демут) по замыслу Воронихина использовали яшму, карельский мрамор, порфир, известковый туф.

Именитые художники Брюллов, Бруни, Боровиковский, Кипренский, Шебуев украсили стены восхитительными росписями на религиозные сюжеты, подлинными живописными шедеврами.

Колоннада

По религиозным канонам вход в собор должен быть с запада, алтарь – на востоке. Соблюдение этого правила делало храм повёрнутым боком к Невскому проспекту. Чтобы создать парадный вход с севера, Воронихин спроектировал монументальную колоннаду полукруглой формы из 96 колонн 13-метровой высоты. Каждая коринфская колонна из известкового туфа, оканчивающаяся затейливой капителью, в отдельности – также архитектурный шедевр, воплотивший в себе филигранный труд строителей.

Что не удалось воплотить

Идеи Воронихина не осуществились полностью – не установлена южная колоннада, зато северная стала несомненным украшением Невского проспекта. Отсутствуют скульптуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах с обеих сторон колоннады и запланированная ограда у западного входа перед сквером. Несмотря на это, колоннадное сооружение Казанского храма не уступает величием и красотой петровскому собору Рима.

Святыни

Ставший первым в России европейским аналогом религиозных объектов собор Казанской Божьей матери сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в памятное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся военачальников.

Памятники

Побывав на торжественном молебне в честь открытия храма, сразу отсюда М. В. Кутузов уехал принимать командование действующей армией, навек связав с ним свою судьбу. Именно в Казанском соборе захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 года). Спустя 5 лет Александр I издал указ о воздвижении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, полностью исполнить который смогли лишь в 1837 г.

В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин. Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах полководцев их весомый вклад в победу над французами, суть характеров каждого из них и портретное сходство. Оба монумента воздвигнуты на гранитные пьедесталы, на которых золотом «написаны» имена военачальников.

Священные реликвии

Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матрёной в земле под сгоревшим домом. О месте нахождения иконы, позже увековеченном монастырём, девочке сообщила Божья Матерь, явившаяся к ней во сне. Помимо Казанской иконы, в соборе поклоняются иконам Николая Чудотоворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Господня Гроба.

За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочёными венками, стойками и угловыми столбами в виде стволов пушек находится священная могила Кутузова. Она окружена завоёванными трофеями, символизирующими победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамёна и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.

Расписание богослужений

Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.

Богослужения по будням

  • Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
  • Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

По воскресеньям и праздникам

  • Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
  • Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.

Воскресная школа для детей и взрослых

Казанский собор – центр религиозного просвещения, где организована деятельность воскресных школ для детей и взрослых. Взрослый просветительский курс составляет 3 года, но стать учеником можно в любое время. Преподавание ведётся высоко эрудированными клириками в форме живых диалогов, научно-познавательных лекций по основным вопросам православия. В программу входит знакомство с основами Закона Божьего, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории РПЦ и др.

Режим занятий: по субботам (сентябрь-май), 16.00-18.00.

Программа воскресной школы для детей

Ученики детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11), старшая (12-17).

В программу входит изучение Закона Божьего (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание).

Дети имеют возможность проявить свои таланты в пении, художественном изобразительном искусстве, участвуют в различных концертах, праздничных мероприятиях, совершают паломничества к святым местам. Для учеников ежемесячно организуется воскресная литургия.

Расписание занятий:

  • воскресенье – с 12.00 до 15.30
  • вторник- 1630 – занятия по вокалу (индивидуально)
  • суббота – занятия по Изоискусству – 15.30, алтарное дело (мальчики) – 17.00

Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора

В наше прагматичное, довольно циничное время молодым людям нелегко определиться с нравственными ориентирами, найти правильный путь в жизни. Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора объединяет ищущую, неравнодушную православную молодёжь, стремящуюся найти ответы на насущные вопросы бытия в процессе общения между собой и представителями церкви.

Организация деятельности клуба

Программа клубных встреч включает следующие виды деятельности:

  • дискуссионные обсуждения различных тем, лекций
  • встречи с неординарными людьми, интересными современниками
  • презентация проблемных фильмов с последующим обсуждением
  • волонтёрские рейды, паломнические путешествия
  • богословское просвещение
  • участие в проведении православных праздников

Время работы

Казанский собор как хранитель главной святыни русского народа даёт возможность каждому человеку, желающему поклониться иконе Казанской Божьей Матери, сделать это в любой день.

Он открыт для посещений:

  • В будничные дни – с 7 часов утра до 20 вечера
  • В воскресные и праздничные дни – с 6.30 утра до 20 вечера (конец вечерней службы)

Где находится и как добраться

Казанский собор находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 25.

Добраться к собору можно на метро, со станции «Невский проспект» или «Гостиный двор». Выйти на остановке «Канал Грибоедова», где на противоположной стороне расположен собор. Также можно доехать на общественном наземном транспорте: троллейбус N 17, маршрутное такси N 306, автобус N 100.

Источник: https://guruturizma.ru/kazanskij-sobor-samyj-glavnyj-i-torzhestvennyj-sobor-sankt-peterburga/

Казанский собор

Казанский собор – это вершина храмового зодчества и главная православная святыня северной столицы, в которой проводятся торжественные богослужения. Храм тесно связан с судьбой России и воинской доблестью. Вместе с народом он прошел через предначертанные ему испытания и выстоял.

Казанский собор с XVIII века и до наших дней

По проекту русского архитектора Земцова в Санкт-Петербурге было начато в 1733 году строительство храма Казанской Божьей Матери из камня с деревянным куполом.

На его освящении в 1737 году и на богослужении присутствовала императрица из династии Романовых Анна Иоановна. За один день до знаменательного события из Троицкого собора в Санкт-Петербурге была доставлена Казанская икона Божией Матери.

В честь всенародно чтимого образа церковь назвали Казанской. Много раз она даровала православному русскому воинству победы над врагом.

К концу XVIII столетия было принято решение императором о возведении нового храма в Санкт-Петербурге. По желанию Павла I он должен был напоминать собор св. Петра (Рим). Знаменитые архитекторы Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Джакомо Тромбаро и Чарлз Камерон участвовали в конкурсе, объявленном на создание лучшего проекта собора.

Их работы не были одобрены императором, так как архитекторами в них не была предусмотрена постройка колоннады, подобной римской. Через год был утвержден проект Воронихина А.Н., бывшего крепостного графа Строганова и в 1785 году отпущенного им на волю. Граф предложил императору ознакомиться с работой талантливого архитектора.

В 1801 году в Санкт-Петербурге был заложен Храм Казанской иконы Божией Матери. Присутствовали Александр I, Великие князья, императрица Мария Федоровна.

Торжественное богослужение и освящение Казанского собора, возглавляемое митрополитом Амвросием, состоялось 15 сентября 1811 года. Автор проекта архитектор Воронихин А.Н. был пожалован орденом святой Анны II степени и пенсией.

Через 2 года была разобрана старая церковь Рождества Богородицы, находящаяся рядом с новым собором в Санкт-Петербурге

Храм казанской Божьей Матери – особенности архитектуры

Казанский собор в Санкт-Петербурге по праву считается одним из самых знаменитых памятников изобразительного искусства и архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. Перед архитектором Воронихиным стояла очень сложная градостроительная задача.

В соответствии с православными традициями алтарь должен находиться с восточной стороны, а вход в храм – в его западной части. В этом случае собор Казанской иконы Божией матери в Санкт-Петербурге должен был располагаться боком к Невскому проспекту.

Решение архитектора возвести колоннаду в виде полукруга, состоящую из 96 колонн, было единственно правильным. Скрыв за собой основное здание Казанского собора, она стала украшением проспекта.

Колоннада в Санкт-Петербурге имеет сходство с собором св. Петра (Рим), как и желал император Павел I. В то же время римское сооружение, возведенное по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини, является самостоятельной архитектурной формой.

В отличие от него творение Воронихина – неотъемлемая часть Казанского собора, составляющая с ним единое целое. По плану архитектора такая же колоннада должна была возводиться и с южной стороны храма.

Перед центральным входом, расположенным с западной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге, две колоннады по плану соединились бы оградой. Но, эта часть плана не была реализована.

Казанский собор в Санкт-Петербурге – одна из вершин архитектуры позднего классицизма. Иногда он носит название «русский ампир». В этом стиле возводилось большинство зданий в Санкт-Петербурге в период со второй половины XVII по первую половину XIX столетия.

Ему присущи такие черты, как:

  • монументальность;
  • простота и ясность силуэта;
  • торжественная парадность;
  • величественность образов.

Кафедральный Казанский собор в Петербурге над уровнем земли возвышается на 71,5 м. Его длина в направлении с востока на запад составляет 72,5 м. В основе строения по проекту архитектора лежит латинский крест, увенчанный куполом изящной формы.

Его диаметр около 17 м. Он состоит из двух сводов – верхнего и нижнего, хорошо видного изнутри собора. По окружности купола Казанского собора расположено 16 окон. Архитектор придавал особое значение свету, льющемуся из них.

Создавалось впечатление парения купола в воздухе.

Архитектор Казанского собора в Петербурге А.Н. Воронихин впервые в мире использовал:

  • конструкцию купола из металла;
  • большепролетные перекрытия.

Внутри в Казанском соборе установлены колонны, изготовленные из гранита. Они разделяют пространство на три нефа. Центральный из них перекрыт сводом полуцилиндрической формы. Его ширина превышает ширину боковых нефов в 4 раза. Архитектором предусмотрено, что ряды высоких колонн гармонизируют пространство зала. В нем хорошая акустика, это придает особую торжественность богослужениям.

Казанский собор – гармония архитектуры, живописи и скульптуры

Для строительства использовались только отечественные материалы. Казанский собор в Санкт-Петербурге Википедия называет музеем российского природного камня. В нем собраны лучшие в России образцы минералов. Полы амвона и алтаря облицованы порфиром уникального малинового цвета. Его называют также шокшинским кварцитом.

В деревне Пудость Гатчинского района неподалеку от Санкт-Петербурга добывали пудостский камень. Он похож на травертин, которым был облицован собор св. Петра в Италии.

Пудостский камень в зависимости от освещения и погодных условий может изменять цвет от желтовато-серого до глубокого серого цвета. За это свойство его ценил архитектор Воронихин. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге облицован этим необычным материалом.

Из него по проекту архитектора были выполнены многие элементы: фриз, капители наружных колонн и другие элементы.

В центральном нефе рисунок напольного покрытия из мрамора выполнен в виде чередующихся полос, состоящих из плиток красного, черного и серого цветов. По замыслу архитектора так подчеркивается удлиненность пространства. Храм Казанской иконы в Санкт-Петербурге восхищает гармоничным сочетанием различных по цвету и структуре минералов: шунгита, яшмы, мрамора, финского гранита. Его добыча велась под Выборгом в районе Пютерлакса.

Снаружи и внутри Казанский храм украшен скульптурами работы талантливых мастеров Демут-Малиновского, Пименова, Мартоса, Рашетта, Гордеева, Прокофьева и других. Над оформлением Казанского храма в Санкт-Петербурге трудилось 11 самых известных скульпторов.

Наружная поверхность Казанского собора в Санкт-Петербурге украшена четырнадцатью барельефными панно разного размера, высеченными из пудостского камня.

Скульптурную композицию по замыслу архитектора дополняют бронзовые фигуры великих полководцев Барклая де Толли и Кутузова М.И.

Иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге был расписан такими известными живописцами, как:

  • Брюллов,
  • Бессонов;
  • Угрюмов;
  • Боровиковский и др.

Внимание посетителей Казанского собора привлекает образ «Взятие Богородицы на небо» (К.П. Брюллов). Не менее известны иконы с изображениями Царицы Елены и св.Екатерины кисти Боровиковского. Все работы написаны в академическом стиле и напоминают живопись мастеров итальянского Возрождения.

Казанская икона – чудотворная святыня Санкт-Петербурга

День чудесного явления иконы (8/21 июля) отмечается как большой православный праздник. Проводятся торжественные богослужения.

Явление Богородицы во сне 8-летней девочке Матроне Онучиной после пожара в Казани, уничтожившего большую часть города в 1579 году, стало знаменательным событием для всех православных.

Тогда же в Казани основали монастырь Пресвятой Богородицы, куда была помещена найденная в земле на пепелище Казанская икона Божией матери, к которой обращались верующие во время богослужений.

С нее был сделан список, признанный чудотворным, который принадлежал царице Прасковье Федоровне. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы и ей поклонялись во время богослужений.

С 1811 года Казанская Божья Матерь находится в новом соборе в Санкт-Петербурге. В истории Российского государства происходило много важных событий, связано с заступничеством Богородицы.

Перед этим образом в Санкт-Петербурге проводились богослужения, молились царственные особы дома Романовых и простые горожане.

До сих пор она помогает всем, кто с глубокой верой обращается к чудодейственному образу. Богослужения в Санкт-Петербурге совершаются при участии большого количества верующих. В ее честь был учрежден общенародный праздник 22 октября. Православные христиане во время богослужений не раз имели возможность убедиться в чудодейственной силе иконы. Они уверены: пока икона-покровитель в соборе – Санкт-Петербург под защитой.

В теплое время года, гуляя по Невскому проспекту, здесь приятно отдохнуть. Можно посидеть на скамеечке у фонтана в окружении пышно цветущих клумб.

отзыв посетителя

Казанский собор в Санкт-Петербурге, фото которого представлены на нашем сайте, является местом упокоения великого русского полководца М.И.Кутузова. Он возносил молитвы перед Чудотворной Казанской иконой о даровании победы над врагом. В храме в Санкт-Петербурге находятся боевые знамена поверженной армии Наполеона и ключи от крепостей, взятых русской армией во Франции.

Как посетить собор

Казанский собор в Санкт Петербурге официальный сайт которого знакомит с расписанием богослужений и главными событиями в деятельности кафедрального собора, открыт для посещений каждый день.

Все желающие могут поклониться святому образу в Санкт-Петербурге и оценить бессмертное творение архитектора Воронихина. Богослужения в Казанском соборе совершаются ежедневно. Время открытия храма в будни – 7.00, в праздничные дни и в воскресенье – в 6.30.

Постоянно (не только во время богослужений) в храме находится священник. Закрывается кафедральный собор после завершения вечернего богослужения.

Источник: https://glavguide.com/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/kazanskiy-sobor/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Какие травы освещают на Троицу

Закрыть