Когда и кем был построен Успенский собор

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история и описание

Упадок и возрождение Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор на карте

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.

Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.

Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.

Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.

Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.

Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.

Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

достопримечательности

← Владимирская область Владимир Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Казань Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/294-uspenskiy-sobor

Кремль московский


статьи

Кремль московский, средневековая крепость в центре Москвы, в 12–18 вв. служившая резиденцией московских князей, царей и церковных иерархов, а с 1918 – резиденция советского, позднее российского правительства.

ИСТОРИЯ

История Московского Кремля тесно переплетена с важнейшими событиями жизни русского государства. В 12 в. Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру. Первую деревянную крепость-кремль (от греч. «кремнос» – «крутой берез реки», «скала») выстроили в 1156 по повелению князя Юрия Долгорукого.

Выбор места был продиктован стратегическими соображениями: Кремль на высоком холме при впадении р.Неглинной в р.Москву должен был защищать устья двух судоходных рек – Яузы и Всходни. Не последнюю роль сыграла и красота места. Кремлевский холм был покрыт густым бором, а перед ним расстилались живописные луга, перерезанные петлями рек. Самый древний Кремль занимал небольшую территорию ок. 3–4 га.

Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы.

Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), получивший титул великого князя, значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору.

При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белокаменные (1366–1368), и Кремль стал первым каменным градом Московского государства. Известно, что новые укрепления имели шесть проездных башен и три глухих круглых угловых башни. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.

В 1365 вблизи нынешних Спасских ворот глава Русской православной церкви митрополит Алексий основал Чудов монастырь. В этот же период на месте современного Большого Кремлевского дворца выстроили великокняжеский терем. В 1393 по заказу вдовы Дмитрия Донского в системе дворца была заложена каменная церковь Рождества Богородицы.

Остатки этого дворцового храма являются материальным свидетельством о самой древней фрагментарно дошедшей до нашего времени каменной кремлевской постройке.

В 1407 вдова Дмитрия Донского, принявшая постриг под именем Евдокии, основала женский Вознесенский монастырь с соборным храмом Вознесения, расположившимся непосредственно вблизи Чудова.

В 15 в. в Кремле появилось большое количество белокаменных и кирпичных построек, среди которых были и жилые палаты. Подавляющее большинство этих сооружений разобрали или перестроили в 16–17 вв. Кардинальная реконструкция Кремля была предпринята великим князем Иваном III.

Сильное правительство молодого Московского государства, освободившегося от подчинения Золотой Орде, начало строительство нового монументального Кремля. К перестройке великокняжеской резиденции были привлечены итальянские зодчие.

При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля в соответствии с требованиями европейского фортификационного строительства. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь. На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты Аристотель Фьораванти возводит пятикупольный Успенский собор (1474–1479).

В 1484 артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – великокняжескую домовую Благовещенскую церковь (1484–1486) и церковь Ризоположения (1484–1489) на митрополичьем дворе. На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец.

Некоторое представление о нем может дать сохранившаяся Грановитая палата (1487–1491), где находился главный тронный зал великих князей московских. В 1505–1508 был построен Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. В 16 в. продолжается строительство новых храмов, отстраиваются здания административного аппарата – Приказы на Ивановской площади.

В начале 17 в., во время польско-шведской интервенции, Кремль подвергся разорению. Особенно пострадал царский дворец. На его месте спешно выстроили новые деревянные хоромы, которые дважды уничтожались пожарами, в 1613 и 1626. Самым сильным был пожар 1626, и после него московское правительство приняло решение строить в Кремле преимущественно каменные дома.

В 1635–1636 царь Михаил Федорович Романов на древнем каменном основании царских палат выстроил Теремной дворец, который впоследствии занял ведущее место в обширном комплексе дворцовых построек. В 1642 строительные работы начались на территории патриаршего двора. Все деревянные здания двора заменили каменными и соединили между собой переходами и лестницами.

Следующий этап работ на патриаршем дворе связан с именем патриарха Никона. Разобрав несколько древних построек, Никон возвел на их месте церковь апостола Филиппа, к которой с западной стороны пристроил трехэтажные палаты для жилья и приказов. Этот комплекс получил название Патриаршего дворца. В 1680–1681 церковь апостола Филиппа переименовали в церковь Двенадцати апостолов.

В середине 17 в. на дворе царского тестя Милославского появились роскошные палаты, впоследствии названные Потешным дворцом. Все кремлевские башни в этот период были надстроены и получили шатровые завершения, значительно изменившие силуэт городского центра.

В 18 в. Кремль приходит в запустение в связи с переносом столицы в Петербург. Лишь редкие приезды царей в Москву для коронации способствовали спешному ремонту обветшавших дворцов и строительству временных коронационных сооружений. В 1702 Петр I начал в Кремле строительство Арсенала, затянувшееся почти на 35 лет.

В 1737 Кремль пострадал от большого пожара, в котором сгорели многие древние постройки, однако еще больший урон древние сооружения потерпели при Екатерине II. В 1767 императрица заказала архитектору В.И.Баженову проект нового Большого Кремлевского дворца.

Осуществление грандиозного баженовского замысла требовало сноса многих старых построек, что и было частично осуществлено: были снесены Тайницкая и первая Безымянная башня, корпус приказов, Мастерская и Оружейная палаты. В 1773 состоялась закладка дворца.

Однако уже через два года работы прекратили из-за отсутствия средств и в связи с изменившимися вкусами и настроениями императрицы. В самом конце 18 в. вновь вернулись к мысли о благоустройстве Кремля Теперь все работы были поручены зодчему М.Ф.Казакову.

Архитектор создал в Кремле для правительства здание Сената и дополнил постройками в древнем, «готическом» вкусе ансамбль Чудова монастыря. «Готическую» линию М.Ф.Казакова поддержали архитекторы К.Росси и А.Н.Бакарев в созданной ими Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Архитектор И.В.Еготов недалеко от Троицких ворот возвел здание Оружейной палаты, которая стала первым российским музеем, посвященным русской истории.

Начало 19 в. ознаменовалось для Кремля драматическими событиями. В 1812, после того как Москва по приказу М.И.Кутузова была оставлена русской армией, в Кремль вошли войска Наполеона. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.

Новое большое строительство началось в Кремле в 1830-е годы. На сей раз оно вдохновлялось идеями «самодержавия, православия и народности», проводником которых стал архитектор К.Тон. На месте древних царских хором Тон возвел новое огромное здание Большого Кремлевского дворца.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие кольца нужны для венчания в церкви

На месте старого Конюшенного двора близ Боровицкой башни по проекту Тона снесли древнюю церковь Рождества Иоанна Предтечи и построили новое здание Оружейной палаты, составившей с новым дворцом единый комплекс. В начале 20 в., после октябрьского переворота 1917, Кремль стал ареной борьбы за установление в Москве власти советов.

Во время боев от артиллерийского обстрела пострадали некоторые башни и храмы. Снарядами были повреждены церковь Двенадцати апостолов, крыльцо Благовещенского собора, главы теремных церквей.

В 1918 в Кремль переехало советское правительство во главе с В.И.Лениным. В здании бывшего Сената разместились учреждения Совета Народных Комиссаров. Кавалерские корпуса были приспособлены для квартир членов правительства. По идеологическим соображениям в 1930-е годы были уничтожены многие кремлевские постройки культового характера.

Снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте построили здание Военной школы ВЦИК. Разобрали церковь Константина и Елены, церковь Благовещения на Житном дворе, храм Спаса на Бору. В 1937 все башни Кремля вместо завершения в виде двуглавого орла получили пятиконечные звезды из рубиново-красного стекла.

В 1959 на месте снесенного еготовского здания Оружейной палаты заложили фундамент нового советского дворца для проведения партийных съездов. Открытие этого здания, выполненного из стекла и бетона, состоялось в 1961.

В настоящее время Кремль по-прежнему выполняет роль правительственной резиденции и является одним из крупнейших архитектурных и художественных музеев-заповедников.

Стены и башни кремля

Строительство дошедших до нашего времени стен и башен Кремля началось в 1485. Руководили работами приглашенные из Северной Италии архитекторы и строители: Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Антон Фрязин. Новые стены возводили, не разбирая старых и не изменяя их направления.

Только в северо-восточной части стена была спрямлена, и тем самым увеличена территория крепости, которая составила 28 га. Первой, внизу на подоле, Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня. Внутри башни был устроен колодец. С помощью тайного хода из Москвы-реки он наполнялся водой.

От Тайницкой башни начали возведение стен наиболее опасной южной стороны Кремля. В 1487 заложили угловую Беклемишевскую башню, а в 1488, со стороны Москвы-реки – угловую Свиблову. К 1490 возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Весь южный участок стены был выложен по линии, повторяющей изгибы Москва-реки.

Изломы стены способствовали лучшему обзору местности, а также позволяли вести прицельный огонь по нападающим. Вершину каждого излома отмечала башня.

Строительство крепости приобрело новые масштабы, когда в 1490 в Москву приехал один из лучших итальянских архитекторов, Пьетро Антонио Солари. Под его руководством с западной стороны заложили проездную Боровицкую башню, снабженную удобными сходами к р.Неглинной.

Затем итальянский архитектор надстроил угловую Беклемишевскую башню. Ей отводилась особая роль в обороне крепости. Она первая принимала на себя удары врагов, поскольку рядом находился удобный брод через Москву-реку.

От этой башни вверх по склону были поставлены три проездные башни – Константино-Еленинская, Спасская и Никольская, а также две глухие – Набатная и Безымянная.

Спасская башня была парадной. Ее проездные ворота связывали Кремль с Красной площадью, и поэтому она получила наиболее импозантное оформление. В 17 в. на ней были установлены часы, замененные в 18 в. ныне существующими курантами.

Строительство могучей угловой шестнадцатигранной Собакиной башни, расположенной на вершине самого острого угла кремлевского треугольника, было последней работой Солари (ум. 1493). Башня строилась «по новой основе», т.е.

за пределами Кремля времени Дмитрия Донского, на месте, где был обнаружен родник.

Источник: https://krugosvet.ru/enc/istoriya/kreml-moskovskiy

Кремль 1475 — 1495

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих.

Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей.

В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий».

В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

Энциклопедия «Москва» 

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».

Музеи Московского Кремля 

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль.

Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры.

Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа.

Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия.

Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей.

Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе.

Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов.

Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри).

И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III.

Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества.

Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Басин Я.З. Зодчие Московского Кремля 

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/krieml

Успенский собор

Одной из ярчайших достопримечательностей столицы является Успенский собор Киево-Печерской лавры. Юридический адрес монастыря находится на ул. Лаврской, 15 в городе Киеве. Это – одна из древнейших построек столицы и неудивительно, что огромное количество верующих людей жаждут воочию увидеть это сакральное архитектурное сооружение. Этот восхитительный собор был построен в 1073 году и с тех пор остается одним из крупнейших храмов, сохранившихся со времен Киевской Руси. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно ставить свечки в храме

Чем еще удивит Успенский собор? Киеву есть чем гордиться!

Этот собор – не просто памятник архитектуры и истории, а почитаемая всеми православными людьми святыня, на территории которой покоятся выдающиеся личности страны.

За свою тысячелетнюю историю храм пережил множество подъемов и падений, поэтому сюда непременно стоит прийти не только тем, кто верует, но и тем, кто жаждет разобраться в истории, кто хочет понять особенности культуры.

Не зря же ни одна экскурсия по величественному Киеву не обходится без посещения Киево-Печерской Лавры, на территории которой и расположился шикарный Собор Успенский. 

Отметить стоит и то, что тысячелетнюю историю хранит в своих стенах Успенский Собор. Киев всегда был привлекательным для окружающих и город за время своего существования переживал как счастливые, так и трагические моменты. Мало кто знает, что Успенский собор стал первым каменным храмом Киево-Печерской Лавры.

В далеком 1073 году был заложен первый камень будущего архитектурного шедевра. Согласно истории, строительство храма инициировал князь Святослав. Закладка фундамента происходила при участии князя Святослава. На строительство было выделено 1000 гривен, что по тем временам были просто нереально большие деньги.

 

Возведение будущей главной Православной Святыни было закончено в течение четырех лет. В 1089 году, по завершении всех внутренних работ, Храм был освящен. Немного позже, вблизи северной стены Храма была воздвигнута церковь Иоанна Предтечи. Украшением церкви стала, с этого момента, икона Успения Пресвятой Богородицы. Трагическими моментами многовековой истории Успенского Собора Киево-Печерской Лавры стали неоднократные разрушения. 

Что интересного хранит история об Успенском соборе в Киеве

В XVIII веке храм был отремонтирован, покрашен, и расписан умельцами из иконописной мастерской. Более двухсот лет архитектура не менялась, до трагического 1941 года, когда пострадала и Киевская Лавра. Успенский Собор получил катастрофическое разорение во время немецкой оккупации. Православная святыня была подвергнута грабежу.

Фашистами были вывезены предметы из серебра, а также предметы, представляющие высокую материальную и художественную ценность. И лишь небольшая часть утерянных рукотворных шедевров, украшавших Свято-Успенский Собор Киево-Печерской лавры, были позже возвращены.

Кроме того, здание архитектурного шедевра было взорвано! Кем было совершено это разрушение, истории неизвестно. По одной версии это были фашисты, по другой – красная армия во время отступления. Впрочем, есть ли смысл сейчас искать виновных? Тем более, что это было не первое разрушение храма, хоть и самое значительное.

Здание было неоднократно повреждено нападениями и стихийными бедствиями. В далеком 1096 году Свято-Успенский Собор в Киеве был атакован ханом Боняком. 

В 1230 году нынешняя столица Украины пережила землетрясение и здание также пострадало. А через 10 лет, в 1240 году, на Киев напало татаро-монгольское иго. В 1482 году Киев и Успенский Собор в Киево-Печерской Лавре был ограблен крымскими татарами. А в XVIII веке Храм пострадал от пожара.

Практически разрушенный во время Великой Отечественной Войны Успенский Собор Киево-Печерского монастыря был полностью отреставрирован по инициативе украинского президента, согласно указа от 1995 года. Это значит, что около 50 лет собор выглядел совершенно не так, как выглядел изначально.

 

Уже в 2000 году, практически через десять десятилетий, украинская православная святыня была освящена снова.

На сегодняшний день Успенский Собор Киево-Печерской Лавры гармонично дополняет ансамбль всего заповедника и является настоящей жемчужиной этого архитектурного и священного ансамбля.

Хотя долгие годы на месте храма была всего лишь памятная табличка, напоминающая прохожим о потерянной Святыне. Свято-Успенский Собор по легенде положил начало великому почитанию на Руси Пресвятой Богородицы. 

Для тех, кто приезжает в Киев, обязательно нужно посетить это место, чтобы сформировать свое мнение о величественной энергетике Лавры. Не зря говорят, что тут происходят чудеса, уж особенно, в этом соборе. Непременно стоит сказать о том, что Свято-Успенский Кафедральный Собор носит народное название – «Церковь небеси подобная».

Действительно, Успенский Собор в Киеве является одной из главных драгоценностей столицы. Помимо того, что он эффективно дополняет великолепный ансамбль Лавры в Киеве, тут возникает устойчивое ощущение благоговения.

Тело расслабляется, сознание освобождается от лишних мыслей и, кажется, все вокруг утрачивает свою значимость, ведь внутри поселяется ощущение легкости и внутренней гармонии. 

Успенский Собор Печерского монастыря может поделиться и интересными историями, и легендами украинской столицы. Не мудрено, что история собора богата фактами совершения чудес, а стены этого сооружения слышали тысячи благодарностей прихожан.

Не зря собор за свою практически тысячелетнюю историю был разрушен, восстановлен и сегодня поражает гостей, паломников и туристов своей красотой и величием.

Сюда приходили в полном отчаянии, просить у Бога помощи, сюда приходили поблагодарить Всевышнего за чудеса, которые случались. 

Так исторически сложилось, что потрясающей красоты Успенский Собор в Киеве стал не просто архитектурным шедевром, который стоит посетить с целью получения эстетического удовольствия. Тысячелетний Собор стал неким образцом для строительства остальных Православных храмов. Отличительными особенностями архитектурного шедевра являются изысканность, красота, величие. Ну, а характерная ему энергетика – то, что практически нереально передать. 

Столица Украины – потрясающий город, который хранит в себе огромное количество достопримечательностей, архитектурных сооружений, достойных внимания. Одно из таких мест – намоленная десятилетиями Киево-Печерская Лавра. Успенский Собор много веков привлекал простых верующих людей, а также князей и царей. Храм известен не только благодаря архитектурной красоте, он также овеян легендами и историями о чудесах. 

Так, согласно легенде, греческие мастера, которые участвовали в росписи храма, пришли в Киев по своей инициативе и, кстати, с золотом, так во сне им явилась Пресвятая Богородица с просьбой участвовать в работе над храмом. Проектировщикам и строителям видения храма являлись в полном размере, что вообще трудно представить себе. Именно так, согласно легенде, Православная Святыня стала такой идеальной.

А в 1718 году, при пожаре, сгорели все ценности храма. Было уничтожено все, кроме иконы Успения Божьей Матери. Позже при возникновении опасностей, икону выносили и обходили с ней территорию. Согласно легенде, человек, который видит во сне Собор, будет спасен от опасности. Ну, а если говорить о реальности – человек, посетивший стены Успенского Собора в Лавре, получит эстетическое наслаждение от красивейшей архитектуры.

А сердце верующего непременно наполнится благодатью в этом месте. 

Есть очень много причин, по которым стоит посетить Лавру и, в частности, Успенский Собор. Вы можете сделать это самостоятельно, а можете в рамках прогулки по Киеву, например, в компании аудиогида, разработанного командой okTV. Обязательно включите собор в свой туристический маршрут, и вы точно не пожалеете.

Источник: https://oktv.ua/turizm/dostoprimechatelnosti-kieva/uspenskij-sobor

Московский успенский собор — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы

Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра.

Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.

Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма.

Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.

Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.

Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.

Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.

Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.

В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сейчас называется украинская церковь

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.

Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.

На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа.

В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.

Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.

С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.

Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.

В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

[1]  «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, https://patriarchia.ru/db/text/5072531.html

[2]  «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html

Достопримечательности Золотого Кольца России – самое интересное

Россия не только самая большая страна в мире. Она уникальна своей историей и колоссальным историческим наследием. Нужно только не зацикливаться на Москве и Петербурге, а обратить внимание на те области и районы, где это наследие сохранилось. В столице древностей почти не осталось. Я расскажу про самые интересные достопримечательности Золотого Кольца России – знаменитого на весь мир туристического маршрута.

Понятие «Золотое кольцо» возникло в 1967 году с лёгкой руки журналиста Юрия Бычкова, который составил этот туристический маршрут и первым проехал по нему.

В маршрут входят 8 древних городов Северо-востока Руси, где сохранились уникальные памятники русской старины:

  • Ярославль
  • Владимир
  • Суздаль
  • Переславль-Залесский
  • Кострома
  • Углич
  • Сергиев-Посад
  • Иваново (Плёс)

Отправляйтесь по этому маршруту, и ваши выходные будут наполнены самыми запоминающимися впечатлениями. Я перечислю основные достопримечательности «Золотого кольца». Вы сами выберете из них те, которые вам захочется посетить.

Для начала отправляйтесь в Ярославль.

Ярославль — столица Золотого кольца.

Город полон старинных храмов, монастырей и других знаковых мест. В Ярославле расположен макет «Золотое кольцо». Свой маршрут вы сможете увидеть в миниатюре, тем самым практически воочию соединив все главные Достопримечательности Золотого Кольца России сразу и составив себе точное представление о том, что вас ждёт в поездке.

Города в макете воссозданы небуквально. Здесь в определенном масштабе выстроены самые важные места этого туристического маршрута. Они полны людей, машин, рек, озер, лесов. Каждые 10 минут макет погружается в ночь, которую сменяет такой же «макетный» день. Люди на макете живут своей жизнью: спешат на службу, едут в транспорте, работают.

Уникальный шоу-макет находится в центре Ярославля по адресу: Советский переулок, 2/23.

Сайт: showmaket.ru/

Главные достопримечательности Золотого кольца

На макет посмотрели, переходим к основному списку достопримечательностей.

Храм Покрова на Нерли в Боголюбове (Владимир)

Храм Покрова на Нерли — жемчужина русского зодчества

Один из самых красивых русских храмов. Известен с XII века.

Отлично сохранившийся памятник Владимиро-Суздальского зодчества стоит на заливном лугу, в 1,5 км от Боголюбова. Когда-то он входил в число построек большого монастыря, упраздненного в XVIII веке.

Несколько веков назад церковь находилась на стрелке у впадения Нерли в Клязьму. Сейчас место слияния рек ушло южнее, а когда-то именно здесь был важный перекресток торговых путей, который венчал храм Покрова.

Древнее убранство внутри храма, к сожалению, не сохранилось. Росписи сбиты при реконструкции 1877 года. Зато в украшении стен использованы резные рельефы. Их вы сможете увидеть.

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота

Золотые ворота во Владимире — единственные сохранившиеся из 7 городских ворот, через которые можно было попасть в древний Владимир.

Это были главные, парадные ворота. Построены они в 1164 году, в период правления князя Андрея Боголюбского. Сами ворота были покрыты листами позолоченной меди. Отсюда и название.

Венчает ворота надвратная церковь Положения риз Богоматери. До наших дней Золотые ворота дошли в сильно измененном виде. От первоначальной постройки сохранились проездная арка с боковыми пилонами и дверь на боевую площадку над аркой.

Частые пожары и вражеские набеги приводили к ремонтным и реставрационным работам, к периодическим перестройкам.

Когда город расширился и бывшие крепостные валы пришлось срыть, снеся городскую стену, приняли решение усилить пилоны ворот мощными контрфорсами в виде круглых башен.

С 1992 г. Золотые ворота включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В надвратной церкви сегодня работает музей. Центральный экспонат в нем — диорама обороны города от нашествия войск хана Батыя в 1238 г.

Успенский собор во Владимире

Вид на заснеженный Успенский собор

Кафедральный Успенский собор возведен в 1158 году.

До того, как Москва стала возвышаться и превращаться в главный город Руси, этот собор был кафедральным собором Владимирско-Суздальского русского государства.

Здесь венчались на княжение великие князья Владимира и Москвы. По образцу этого храма строился московский Успенский собор.

Успенский собор во Владимире — один из немногих русских храмов, где сохранились фрески, написанные Андреем Рублёвым.

В соборе хранятся мощи Святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, княгини Агафьи Всеволодовны.

За века своего существования Успенский собор пережил и годы величия, и немало страшных дней. Свою судьбу храм делил вместе с городом. Поэтому Успенский собор неоднократно перестраивался, реставрировался, видоизменялся. Это не помешало ему оставаться одним из самых древних и красивых русских храмов и оказаться в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор / photo by by Alexxx Malev

Небольшой Дмитриевский собор построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 г. как домовая церковь княжеского двора. Он посвящен небесному покровителю князя Святому Дмитрию Солунскому.

Этот собор — классический пример крестово-купольного храма Владимирско-Суздальской архитектурной школы. Если к постройке и оформлению многих храмов и церквей князья привлекали иностранных мастеров, Дмитриевский собор от начала и до конца построен и расписан русскими строителями и художниками.

Храм знаменит внешним оформлением: он весь украшен искусной резьбой по камню. За это собор прозвали «белокаменной книгой».

Собор делил все радости и невзгоды с городом Владимиром. Часто горел, подвергался разграблениям, реставрировался, восстанавливался. Сейчас Дмитриевский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1992 г. включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее про достопримечательности Владимира читайте здесь.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Вид на стены Ипатьевского монастыря

Ипатьевский монастырь — место легендарное. Точной даты его образования установить не могут до сих пор. По одним сведениям, это произошло в XIII в., по другим, в XIV в. Первое документальное упоминание об обители относится к 1432 г.

Также не ясно, кем основан монастырь. Но однозначно то, что в своё время обитель пользовалась сильной поддержкой рода Годуновых. В Смутное время Ипатьевский монастырь, архимандрит которого присягнул Лжедмитрию II, долго справлялся с осадой от войск Василия Шуйского.

Монастырь считается колыбелью династии Романовых. Именно здесь призвали на царство Михаила Фёдоровича.

В советские годы монастырь упразднили. В храмах и монастырских помещениях располагались общежития, приют и казармы. В 50-годы XX в. на территории монастыря создали историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырь вернули РПЦ. Здесь расположился Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Попасть на территорию монастыря и в храмы можно бесплатно во время проведения церковных служб. Плату берут за посещение экспозиций Церковного историко-архитектурного музея.

Посмотреть на территории монастыря есть что. Все постройки относятся к периоду XVI-XIX вв.

Сайт: ipatievsky-monastery.ru

Ростовский кремль

Ростовский кремль. Вид на Успенский собор и Звонницу

Ростовский кремль построен во второй половине XVII в. На самом деле это не кремль.

Когда-то здесь находилась кафедра митрополита. По его замыслу на этом месте должен быть райский сад с прудом в центре, окруженный крепостными стенами. Буквально через 100 лет после постройки кафедру митрополита перенесли в Ярославль. Ростовский кремль оказался в запустении.

Дело дошло до того, что весь архитектурный ансамбль мог пойти на слом, но вмешались просвещенные купцы: они на свои деньги все отреставрировали.

В 1883 году на территории кремля открылся Музей церковных древностей, который в наши дни стал федеральным музеем-заповедником «Ростовский кремль».

В архитектурный ансамбль Ростовского кремля входят:

  • Успенский собор (XVI в.);
  • Звонница Успенского собора (XVII в.);
  • Церковь Спаса на Сенях (XVII в.);
  • Церковь Одигитрии (XVII в.);
  • Церковь Иоанна Богослова (XVII в.);
  • Палаты, башни и различные корпуса.

На Звонницу можно подняться. С верхней площадки открывается прекрасный вид на древний Ростов Великий.

Постоять под огромным колоколом Сысой — одно из самых захватывающих впечатлений.

Покровский монастырь в Суздале

Вид на Покровский монастырь зимой

Покровский женский монастырь основан в 1364 г.

Нынешний его архитектурный облик относится к XVI в., когда Покровский монастырь стал местом заточения многих представительниц аристократических семей, постриженных в монахини.

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. В помещениях расположилась военная биологическая лаборатория. После Великой Отечественной войны на территории монастыря провели крупную реставрацию. Здесь открыли музейные экспозиции. В 80-е годы монастырь превратили в гостиничный комплекс с рестораном и концертным залом. С 1992 г. монастырь возродился как обитель.

Достопримечательности Покровского монастыря:

  • Покровский собор (XVI в.);
  • Колокольня (XVI в.);
  • Святые ворота и Благовещенская надвратная церковь (XVI в.);
  • Трапезная палата (XVI в.);
  • Зачатьевская церковь (XVI в.);
  • Приказная изба.

Сайт: spokrovmon.ru.

Храм Ильи Пророка в Ярославле

Храм Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка возвышается в самом центре древнего Ярославля с 1650 года. Храм выстроен на месте двух старых деревянных церквей. В конце XVIII в. Ярославль получил регулярный план застройки. Церковь стала центром планировки городского посада. В храме в летнее время проводятся церковные службы.

Храм Ильи Пророка работает с мая по октябрь.

Храм знаменит своим расписным интерьером. Стены украшают 417 композиций, не считая орнаментов.

Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Вид на вечернюю Лавру

Крупнейший мужской монастырь с потрясающей историей и славой основан в 1337 году Сергием Радонежским.

Значение Троице-Сергиевой Лавры для истории и политической жизни страны переоценить трудно: борьба против татаро-монгольского ига, противостояние с правительствами Лжедмитриев, Семибоярщины, противодействие польским войскам в Смутное время, содействие Петру в его борьбе с царевной Софьей.

В первые годы Советской власти Лавру закрыли, но уже через 20 лет монашеская жизнь здесь возродилась.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры составляют:

  • Свято-Троицкий собор (XV в.), в котором хранится рака с мощами Сергия Радонежского;
  • Церковь в честь Сошествия Святого Духа (XV в.);
  • Успенский собор (XVI в.);
  • Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловцеких (XVII в.);
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой;
  • Серапионова палатка;
  • несколько церквей и часовен, ворота, башни и крепостные стены.

На территории Лавры расположена усыпальница Годуновых.

Сайт: stsl.ru

Источник: https://dorogi-ne-dorogi.ru/zolotoe-kolco-rossii/dostoprimechatelnosti-zolotogo-kolca-rossii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]