Кто был архитектором Смольного монастыря и Зимнего дворца

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., — яркий памятник стиля барокко в Санкт-Петербурге. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики.

Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше.

Обилие лепных украшений — причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов — создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие.

Зимний дворец Растрелли

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн.

Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором.

Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой парадный двор, обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.

Зимний дворец императорская резиденция

На протяжении 150 лет Зимний дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем, и стал одним из самых популярных музеев мира. Экспозиции Эрмитажа, а именно так называется знаменитый музей, расположенные во дворце, и представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока. Приготовьтесь целый день посвятить экспозициям музея.

Информация для посетителей Эрмитажа.

Стоимость билетов — 600 рублей, граждане Российской Федерации и Республики Беларусь – 400 рублей, дети, студенты, пенсионеры РФ – бесплатно.Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2, Эрмитаж.Проезд: Ст. м. «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный двор»; наземным транспортом до ост. «Государственный Эрмитаж».

Режим работы: с 10.30 до 18.00, по средам — до 21.00. Музей закрыт по понедельникам, 1 января, 9 мая.

Источник: https://travellgide.ru/russia/sankt-peterburg/zimniydvorec.html

Работы Франческо Растрелли в Петербурге

Многие туристы приезжают в Санкт-Петербург для того, чтобы насладиться великолепной архитектурой города. Но мало кто знает, что большинство шедевров дворцового Санкт-Петербурга создал один и тот же потомственный архитектор эпохи барокко — Франческо Бартоломео Растрелли.

Итальянец по происхождению Франческо Растрелли прожил в России около 50 лет. За это время он внес огромный вклад в строительство дворцов, резиденций, церквей и монастырей города. В честь архитектора названа площадь в городе: площадь Растрелли.

Что посмотреть

Архитектура Петербурга была для России XVIII века чем-то невероятным и роскошным. Созданная в соответствии с европейской модой, новая столица разительно отличалась от Москвы и всех прочих крупных городов. Огромный вклад в строительство внесли иностранные архитекторы, в том числе, и наш сегодняшний герой — Франческо Растрелли. Ниже представлены самые известные его произведения, которые привлекают туристов до сих пор.

Все творения архитектора объединяет любовь к российской государственности. Зодчий использовал при проектировании: ритм вертикалей, сдвоенные колонны, огромные окна, волюты, контраст между объемами и формой, ритм вертикалей, статуи и вазоны. Активно использовались и «народные» приемы из архитектуры более раннего времени: позолота, растительный орнамент, декоративность.

Зимний дворец

До того, как Петр I ввел моду на роскошные дворцы со множеством зал разного предназначения, правители России предпочитали жить в традиционных древнерусских палатах. Украшались подобные строения каменной или деревянной резьбой, а внутри имели достаточно запутанное строение.

В императорское время все стало по-другому. Жаждущая иметь шикарный дворец, какого нет во всем мире, Елизавета Петровна приказала Растрелли разработать проект масштабного архитектурного сооружения. Мастер вместо одного строения создал целый комплекс, который до сих пор является визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Сложно представить город без Эрмитажа (находится в Зимнем Дворце). Туристы всего мира стремятся обойти его за один день. Но такой подвиг не всем под силу: протяженность фасадов 210 метров, в самом Зимнем 1057 комнат и 117 лестниц.

Здание поражает своей красочностью и движением. Ритм задают колонны, вертикали колонн визуально продолжают скульптуры и вазы. Яркий цвет фасада в сочетании с белыми колоннами и золотыми капителями выглядит торжественно.

Обязательно стоит прогуляться и по самому Дворцу. В интерьерах Зимнего царствует роскошь: зеркала, узоры и лепнина, обилие цвета в комнатах.

Почувствуйте себя по-королевски: когда-то здесь жила императрица, а к подъезду (северный корпус) приезжали кареты ее гостей.

Больше всего обращает на себя внимание мощный фасад здания, богато украшенный и по-императорски масштабный. Архитектор идеально вписал массивное сооружение в общий площадной комплекс. Работал мастер и над внутренним убранством некоторых залов, которые поражают своей роскошностью и в то же время геометрической строгостью.

Помимо этого, Растрелли работал над Екатерининским и Летним дворцами в Царском Селе, занимался благоустройством Петергофа и разрабатывал проекты домов и дворцов для многих богатых горожан. Имя мастера неразрывно связано с Петербургом и тем обликом, который столица империи приобрела к началу XIX века.

Больше информации о Зимнем Дворце

Екатерининский дворец в Царском Селе

Дворец часто называют «голубой мечтой барокко». Растрелли сохранил общую композицию старого дворца, но полностью его перестроил: выровнял корпуса, превратил галереи в Большой зал и парадные апартаменты. Дворец блистает позолотой и другими декоративными элементами в духе «барокко»:

  • картины на потолке,
  • скульптуры атлантов,
  • вазы.

Особенно стоит посетить отреставрированную Янтарную комнату: предмет гордости Елизаветы Великой и восхищения современников.

Большой дворец в Петергофе

Туристы приезжают в «столицу фонтанов» ради парков, фонтанов и архитектуры. Величественный Большой дворец был резиденцией Петра Великого, который принимал активное участие в его создании.

Франческо Растрелли по поручению Елизаветы дополнил боковые галереи Церковным и Гербовым корпусами, украсил позолотой и живописью залы, галерею и парадную лестницу. Особенно ему удался Танцевальный зал в духе Версаля. Всего во дворце 30 залов и обилие кабинетов (особенно интересны Китайский и Дубовый кабинет Петра I).

Обязательно стоит купить экскурсию, чтобы погулять по залам, кабинетам или почувствовать себя гостем на пышном танцевальном балу.

Закажи себе незабываемую 5.5 километровую квест-экскурсию по Петергофу

Комплекс Смольного монастыря

Cмольный собор в Санкт-Петербурге

Еще одна из «визиток» Санкт-Петербурга это Смольный собор (ранее Воскресенский девичий монастырь).

Как и другие архитекторы-итальянцы, Растрелли имел глубокие познания в области культовых построек. Главное доказательство этому — комплекс Смольного монастыря, который не сумели разрушить ни время, ни большевики, ни природные катаклизмы.

Центральной частью ансамбля является одноименный собор. В нем Растрелли умело соединяет геометрическую правильность форм и кокетливые украшения, хорошо знакомые любителям стиля барокко. Необычайно яркие для православного храма цвета привлекают внимание и в то же время делают здание особенно легким, практически невесомым. Многим собор напоминает детскую игрушку, настолько радостно он смотрится на фоне местного пейзажа.

Несмотря на то, что достраивали Смольный комплекс уже без Растрелли, ансамбль полностью соответствует стилю великого мастера. Храм и прилегающие к нему постройки выглядят очень по-европейски и в то же время полностью соответствуют православным канонам.

Сложная судьба и неясное будущее Смольного собора в Санкт-Петербурге

За счет визуального разделения верхней и нижней части, собор кажется устремленным к небу. В общий стиль органично вписываются декоративные элементы в стиле «барокко». Сейчас он остается действующим храмом со службами.

Строгановский дворец (сейчас Русский музей)

Строгановский дворец

Растрелли проектировал дворец по частному заказу купца Строганова. Несмотря на занятость государственными заказами, архитектор занялся проектированием здания. Дворец богато украшен мрамором, колоннами и картинами. В оформлении есть отличительные для рода купцов элементы. На фасаде можно увидеть герб Строгановых и соболей, держащих щит с головой медведя. Оба фасада украшают портретные медальоны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему был построен храм Василия Блаженного

Живой квест-экскурс в историю этого шикарного дворца и его хозяинов

Аничков дворец

Одно из старейших сооружений, которое удалось сохранить на Невском проспекте.

К сожалению, в первоначальном виде этот шедевр не сохранился. Однако изображения его можно увидеть на множестве гравюр и картин, посвященных Петербургу XVIII-XIX веков.

Растрелли не работал над зданием с самого начала, он перенял проект у архитектора Земцова и активно участвовал в завершении строительства дворца, работал над убранством покоев и проектировал мебель. В связи с перестройкой здания, многая часть работы зодчего была утеряна, дворец стал более классическим. Во дворце часто проводились балы, свадьбы, собирались знаменитые писатели.

Итальянец значительно улучшил внешний вид дворца. Его лучшей идеей было поставить с двух сторон огромные купола. Это выделяло дом среди других построек города, ведь практически все они имели единый уровень высоты.

Это творение Растрелли сильно отличалось от других его произведений. В нем не так сильно проявлялась тяга мастера к массивным фронтонам и украшению центральных частей дворца. Несмотря на это, здание было признано шедевром мировой архитектуры абсолютно заслуженно.

История строительства Аничкова дворца

Чудеса архитектуры, созданные Франческо Растрелли, пользовались популярностью у его современников до прихода классицизма в архитектуре. Сохранившиеся дворцы и соборы продолжают вызывать восторг у туристов по всему миру.

Подпишитесь на канал

Источник: https://vpitergo.ru/raboty-franchesko-rastrelli-v-peterburge/

Смольный монастырь

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

Описание Смольного монастыря

Смольный монастырь или Смольный монастырь Воскресения (Воскресенский), расположенный на площади Растрелли, на берегу Невы в Санкт-Петербурге. Он состоит из собора комплекса окружающих его зданий, изначально предназначенных для монастыря. Название «Смольный» происходит от места, где в первые дни Санкт-Петербурга, на краю города, смола обработывалась для использования в судостроении и техническом обслуживании.

Смольный монастырь — История

Смольный монастырь — русский православный монастырь был построен для Елизаветы, дочери Петра Великого. После того, как она потеряла право на наследство престола, она предпочла стать монахиней. Однако ее жизнь изменилась, когда малолетний император Иван VI был свергнут во время государственного переворота (проведенного королевскими охранниками в 1741 году).

Тогда Елизавета решила постригаться в монахини и приняла предложение русского престола, а работа над Смольным монастырем продолжалась с ее королевским покровительством.

церковь Смольного монастыря, сине-белое здание, считается одним из архитектурных шедевров итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который также спроектировал Зимний дворец и создал Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкин), Большой дворец в Петергофе и многие другие крупные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Собор Смольного монастыря является центральным элементом монастыря, построенного Растрелли между 1748 и 1764 годами. Проектированная колокольня должна была стать самым высоким зданием в Санкт-Петербурге и в то время всей России. Смерть Елизаветы в 1762 году помешала Растрелли завершить этот грандиозный проект.

Когда Екатерина II возшла на трон, было обнаружено, что новая императрица решительно отвергла стиль барокко, и финансирование, которое поддерживало строительство Смольного монастыря, быстро закончилось. Растрелли не смог построить огромную колокольню, которую он планировал, и не смог закончить интерьер собора. Здание было закончено в 1835 году Василием Стасовым с добавлением неоклассического интерьера в соответствии с измененными архитектурными вкусами того время. Собор Смольного монастыря был освящен 22 июля 1835 года; его главный алтарь был посвящен Воскресению, а два боковых алтаря были посвящены Святой Марии Магдалине и Праведной Елизавете. Церковь и сам Смольный монастырь был закрыт советскими властями в 1923 году. Она была разграблена и была оставлена распадаться до 1982 года, когда она стала концертным залом. Факультеты социологии, политологии и международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета расположены в некоторых зданиях, окружающих собор.

В апреле 2015 года Смольный собор был возвращен Русской Православной Церкви и был преобразован в свое первоначальное назначение как церковь. Ближайший Смольный институт назван в честь монастыря.

Транспорт

Источник: https://ermakvagus.com/Europe/Russia/smolny-sp-rus.html

Собор Смольного монастыря

Собор Смольного монастыря

Пл. Растрелли. 1748—1769 гг., арх. Б. Ф. Растрелли; 1832—1835 гг., арх. В. П. Стасов (внутренняя отделка, корпуса, ограда); 1860-е гг., арх. П. И. Таманский (корпуса).
Шедевр русского барокко.

Пятиглавый собор окружен жилыми корпусами, образующими крестообразный парадный двор с четырьмя церквами-башнями.

Характерно для Растрелли сочетание приемов и форм западноевропейской архитектуры с традициями русского национального зодчества, повышенная пластичность и декоративность, выразительность силуэта, торжественная праздничность образа. Ажурная чугунная ограда — одна из красивейших в Петербурге.

История Смольного монастыря

В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество.

В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.
Архитектор собора — Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно.

Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

Проект колокольни Смольного монастыря

По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.

Архитектура Смольного монастыря

В плане весь монастырь представляет из себя греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом.

По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.

Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер.

Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает число куполов на храме

Смольный собор — доминанта в застройке района и панораме невских берегов.

История Смольного собора и прилегающих территорий

материала:

Источник: http://www.ilovepetersburg.ru/content/sobor-smolnogo-monastyrya

Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Биография | Гид по Петербургу 2020

Франческо Бартоломео Растрелли — один из главных строителей Санкт-Петербурга. Его гению принадлежат Зимний дворец, Большой дворец в Царском Селе, Смольный монастырь и Большой Петергофский дворец. История Северной столицы неразрывно связана с его именем.

Биография

Франческо Бартоломео Растрелли появился на свет в семье французского придворного скульптора итальянского происхождения в 1700 году. Юный Растрелли обучался в мастерской отца во Франции под его руководством. В возрасте 16 лет, после смерти французского короля, юношу вместе с отцом пригласил в Россию император Петр I.

Семья поселилась на нынешней Шпалерной улице, и молодой зодчий помогал отцу с заказами российского монарха и высшей знати. Известно, например, что он участвовал в итоговых работах над дворцами светлейшего князя А. Д. Меньшикова. После его посылали на учебу в Европу: во Францию, Италию и Германию.

Достоверно известно, что первой личной работой Франческо Растрелли стал дворец Дмитрия Кантемира. Здание было выполнено в духе петровского барокко с элементами северо-европейской архитектуры.



Проект оказался очень удачным: вдоль набережной находились парадные залы, а личные покои выходили окнами во внутренний двор. Благодаря дворцу Кантемира Растрелли стал популярен у знати и в 1730 году у негосделал заказ князь Иван Долгорукий.

С приходом к власти Анны Иоанновны, Растрелли стал одним из лучших архитекторов, работавших в стиле барокко. Он много строил для императрицы, желавшей укрепиться на троне и окружить себя богатством и роскошью. Зодчий возвел для Анны Иоанновны Анненгоф в Кремле и дворец в Лефортово, а также Манеж на пустовавшем участке земли, рядом с которым более чем через век появился Исаакиевский собор Монферрана.

Работы молодого архитектора императорский двор принял с воодушевлением, и в 1734 году он получил заказ от главного фаворита императрицы и фактического правителя России Бирона. Он поручил Растрелли построить Рундальский замок в Курляндии, где архитектор впервые использовал въездную башню-колокольню.

Спустя 3 года, когда Бирон получил титул герцога Курляндского, он заказал у Франческо Растрелли новую резиденцию в Митаве, богаче и пышнее предыдущей.

Строительство шло до 1741 года, пока Бирона не арестовали, а стройку приостановили. Растрелли, как главного архитектора Бирона, тоже хотели привлечь к делу о хищениях его заказчика, но когда начали проверять выплаты архитектору, то поняли, что за свою работу он не получил ни гроша из обещанного.

Более того, в смете было очень четко прописано, сколько и какого продовольствия должен был получать Франческо Растрелли в период работы на Бирона. И вряд ли на это можно было устроить пир или даже застолье.

Однако еще в 1738 году Бартоломео Франческо Растрелли получил звание обер-архитектора — главного архитектора при императоре  и содержание в размере 1 200 рублей ежегодно. Но расцвет карьеры архитектора наступил с восшествием на престол Елизаветы I.

С воцарением новой императрицы от всего немецкого, что осталось после Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, отказались. И Франческо Растрелли входил в этот список. Выплату жалования архитектору приостановили, а звание обер-архитектора забрали.

Он же ждал, когда новая императрица поймет, что кроме него никто не сможет построить те роскошные барочные дворцы, о которых она так мечтала. Так и случилось. Спустя некоторое время Растрелли вновь пожаловали звание обер-архитектора, жалование вернули в большем размере, и он начал творить для нового монарха с прежней силой.

Именно с правлением Елизаветы Петровны связан золотой век барочной архитектуры и Растрелли, как лучшего архитектора, работавшего в этом стиле.

Несмотря на то, что при Елизавете Петровне Растрелли создал величайшие свои произведения, вознаграждение за свой тяжкий труд он получил от Петра III. От императора он получил чин генерал-майора и орден Святой Анны.

При Екатерине II стиль барокко утратил свою востребованность. Растрелли был без работы. Его отправили на лечение в Италию, а через год был подписан указ об отставке Растрелли с ежегодной пенсионной выплатой 1000 рублей.

Он уехал в Курляндию к помилованному Бирону достраивать его резиденцию, но вскоре и там ему нашли более молодую замену.

В последние годы жизни Франческо Растрелли зарабатывал покупкой итальянских полотен на родине и перепродажей их в российской столице

Академия Художеств пожаловала архитектора в ряды почетных вольных общников незадолго до его смерти. Никто не знает где и когда скончался Растрелли. Предположительно это произошло 29 апреля 1771 г. В этот день вышел приказ назначить пенсионное жалование архитектора его наследнику.

Стиль Растрелли

Стиль Растрелли является ярчайшим примером елизаветинского барокко. Его отличают полихромные — разноцветные — фасады зданий и элементы их отделки. Архитектор играл с тектоникой фасада и насыщал его декоративными колоннами и полуколоннами, расположенными попарно или пучками. Окна, дверные проемы и нишы венчаются полукруглыми навершиями, богато и разнообразно декорированными.

Во внутреннем расположении виден простор и размах, полный отказ от причудливых, криволинейных форм стен. Парадные залы занимают всю глубину здания, они насыщены окнами и зеркалами друг напротив друга, что делает пространство зала еще больше. Архитектура Растрелли производит впечатление невиданной роскоши и величия.

Бартоломео Франческо Растрелли также показал себя выдающимся инженером — в большинстве своих построек он использовал не ленточный фундамент, а каменные платформы — ростверки на свайях. Сваи уходили глубоко в землю и распределяли нагрузку на стены и каменные платформы равномерно, что позволяло возводить здания любого масштаба и любой высоты на болотистых петербургских почвах.

Дворцы

Зимний дворец перестраивался при каждой смене монарха, и сейчас тяжело представить, что в первой половине XVIII в. воды Невы подходили к Иорданской лестнице, названной так в честь крещенской купели — иордани. Зимний дворец Елизавета I во всей его красоте уже не увидела, его закончили в царствование Петра III. Еще при жизни Растрелли внутренние покои дворца перестроились Валленом — Деламотом.

Летний дворец Елизаветы Петровны — несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге. В царствование Анны Леопольдовны Франческо Растрелли занялся строительством дворца в Летнем саду, но со сменой власти строительство замерло. Этот проект стал одним из первых, который Растрелли позволили закончить, и вскоре в нем уже жила новая императрица.

 Строгановский дворец — придворный архитектор крайне редко брал частные заказы, но для близкой к императорской фамилии семье Строгановых было сделано исключение. С 1752 по 1754 года Растрелли строил для графа Строганова роскошный дворец на месте и фундаменте сгоревшего прежнего дворца. В нем праздновала свой день рождения Елизавета Петровна.

Строганов единственный из всех заказчиков архитектора сделал ему щедрый подарок. Когда в Петербург приехал художник П. Ротари для создания портретов императорской фамилии, граф заказал у него портрет Растрелли. Этот портрет висел в Белом зале вплоть до 1917 года.Большой Петергофский дворец — по желанию Елизаветы Петровны Растрелли в 1745-1755 гг. перестроил.

Он добавил еще один этаж, расширил центральный объем и добавил к нему боковые галереи, которые завершались Корпусом под гербом и Церковным корпусом.

Церкви

Воскресенский девичий Смольный монастырь — проект женского монастыря, который мог бы создать пару мужскому монастырю Александро — Невской лавры начал разрабатываться в 1748 году. Заказ поручили Растрелли, его модель будущей обители до сих пор хранится в Академии Художеств.

Главный собор монастыря — Воскресенский — по просьбе Елизаветы Петровны сделали пятиглавым. Императрица посчитала, что так собор будет отвечать православным традициям наилучшим образом. Здания келий располагаются по четырем сторонам собора, а на четырех углах комплекса находятся четыре церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем базилика отличается от церкви

Царское Село

  • Большой дворец. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Растрелли перестроить Большой дворец в Царском Селе, сочтя его слишком маленьким и не отвечающим ее вкусам. Были построены боковые парадные анфилады дворца, создающие длинную череду парадных залов, расположенных на одной оси. Дворец стал полихромным, резные элементы, статуи обильно украсили золотом, разбили парк.
  • Павильон Эрмитаж — в глубине царскосельского сада Растрелли спроектировал павильон для “отшельничества”. Чтобы императрица могла уединиться в нем со своими приближенными без присутствия посторонних и слуг, в павильоне были устроены механические столыс подъемными механизмами. Огромные окна — двери перемежаются зеркалами, отчего павильон Эрмитаж буквально пронизывается светом.
  • Павильон Грот — в гротах древнегреческие боги и богини уединялись от глаз смертных и совершали омовения. Для эстетики барокко этот тип садово-парковых сооружений был очень характерен, поэтому Елизавета Петровна непременно захотела иметь его в своей летней резиденции. Растрелли создал классический проект грота со скругленными углами, мягкими линиями, растительными орнаментами.

Памятники

Памятник Петру I — конный памятник первому российскому императору был начат Растрелли старшим еще при жизни Петра, но закончилего уже сын. Сразу же после смерти отца он подал запрос об окончании работ над памятником с той же командой мастеров, на что получил разрешение. Конную статую Петра неоднократно перемещали.В настоящее время она находится перед Михайловским замком.

Память о Франческо Бартоломео Растрелли

  • Галерея в Зимнем дворце названа в честь Франческо Растрелли
  • В Санкт-Петербурге именем архитектора названа площадь
  • В 1991 году возле одного из главных творений Растрелли — Большого дворца в Царском Селе — поставлен его бюст — скульптор М. Литовченко
  • На Манежной площади Санкт-Петербурга установлены 4 бюста главных итальянцев северной столицы, среди которых Франческо Растрелли



Интересные факты

  • Растрелли работал над проектом Гостиного двора и даже приступил к его строительству, но начавшаяся Семилетняя война и неприятие проекта купцами заставили его приостановить свою деятельность.
  • Около 1732 года Франческо Бартоломео Растрелли обвенчался с Марией Уоллес. От брака с ней он имел троих детей: сына и двух дочерей. Сын Иосиф и дочь Элеонора скончались в детстве от холеры, до взрослого возраста дожила только Елизавета Катерина.
  • Растрелли сотрудничал со многими архитекторами. Никто из них не подавал жалобу на итальянца.
  • На закате своей жизни Растрелли часто повторял, что “архитектора здесь ценят только тогда, когда в нем нуждаются”.

Растрелли не знал, что если «архитектора» заменить на «человека» — фраза не потеряет актуальности

Источник: https://peterburg.guide/arhitektory/franchesko-bartolomeo-rastrelli-biografija/

Смольный собор

Смольный собор в Санкт — Петербурге считается архитектурной жемчужиной России.

Выразительность композиций, внутреннее убранство и живописность собора — вершина мировой архитектуры.

Расположен в местечке на Неве, где в XVIIIв. варилась корабельная смола.

Строительство начато знаменитым зодчим Бартоломео Растрелли при императрице Елизавете Петровне. Но заканчивать пришлось архитектору В. П. Стасову при следующем императоре.

История Смольного собора

История Смольного начинается со средних веков. В то время это место было занято посадом Спасским. Позднее здесь построены смоляные дворы, а рядом царский Смоляной дворец.

Решение о строительстве монастыря для себя и благочестивых девиц, принято императрицей Елизаветой Петровной. Проектировал Воскресенский Новодевичий монастырь Франческо Бартоломео Растрелли. Позднее комплекс кратко назывался Смольный.

Строить начали в 1748 г, работы велись большие и безостановочно. В 1757 г. началась Семилетняя война, сократившая снабжение. Победа в войне отбила желание Елизаветы жить в монастыре. За это время денег хватило на постройку келей, а главная церковь осталась без убранства.

Смольный собор фото

1763 г. – Растрелли уезжает на Родину, его место занимает Ю. М. Фельтен. В следующие 10 лет стены и купол покрыли штукатуркой. В 1825 г. помещение освобождено от лесов и помостов. В 1832 г., Николаем I издано повеление, достроить Смольный собор. Проектировать внутреннее оформление взялся архитектор Василий Стасов.

В следующем году проведены большие работы по ремонту и восстановлению крыши и фасадов, сделан обогрев. Куполам придали лазоревый цвет и нарисовали золотые звёзды. Наружные стены побелили. В мае 1835 г. Николаем I утверждены Штат и Положение собора, который стал кафедральным. Через 2 месяца храм освятили, а спустя 2 дня собор был открыт митрополитом Серафимом.

В 1917 г. здания значительно пострадали после революционных событий. Помещения приспособлены под склады. С 1990 г. собор отдан для оформления концертно — выставочного комплекса.

Архитектор Смольного собора

Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли родился во Франции, с 1716 г. семья жила в Санкт – Петербурге. Начинал придворным архитектором при Петре I. Им спроектированы и построены здания Большого дворца в Петергофе, Зимнего, Воронцовского и Царскосельского Екатерининского дворцов. А так же комплекс Смольного монастыря в Санкт-Петербурге — вершина творчества архитектора.

купола Смольного собора фото

Елизавета Петровна увлекалась французской модой, а Растрелли уважал немцев, за это попал в опалу. После смерти придворного архитектора М. Земцова назначается на его место, достраивает Аничков и Летний дворцы. В 1754 г. строит новый Зимний дворец собственного проекта с Иорданской лестницей к Неве. Архитектор награждён орденом Святой Анны и получил звание генерала — майора.

Во время правления Екатерины II, не одобряющей чрезмерных трат на позолоту барокко, мастеру ничего не заказывали. После распоряжения императрицей, в отсутствии архитектора, переделать Зимний дворец внутри, Бартоломео ушёл с поста и остался без работы.

Заканчивалось строительство Смольного в 1832 – 1835 гг. архитектором Василием Петровичем Стасовым, профессором, закончившим Римскую академию живописи, скульптуры и архитектуры.

Автор казарменного ансамбля Марсового поля, Конюшенной церкви, Нарвских ворот и Царскосельского лицея.

Архитектура Смольного собора

Комплекс монастыря построен в виде равностороннего греческого креста. особенность внешнего облика – слитное единение порыва кверху с постепенным нарастанием. Сначала низкая каменная ограда с небольшими башнями. Затем здания с кельями, церкви и монументальный, выразительный собор в центре, высотой 93, 7 м. Архитектурный стиль Смольного представлен елизаветинским барокко. Это бело – голубой двухцветный храм с дугообразными фронтонами и люкарнами.

архитектура Смольного собора фото

По стенам обилие лепных позолоченных украшений из цветочных гирлянд, ваз, завитков, головок ангелов. Расположение колонн двумя ярусами и пилястр с вытянутыми овальными окнами и дверями подчёркивает устремление ввысь. Растрелли объединил европейский барокко и православное пятиглавие. К центральному крупному шлемовидному куполу, с луковичной главкой, плотно примыкают 4 боковых малых башни колоколен.

Колокольни двухъярусные, с луковичными куполами. По главному фасаду три ризалита с фронтонами. Вокруг окон и дверей пышный декор. Нижняя часть храма ажурная, больше напоминает дворец, чем храм, придающая лёгкость сооружению.

Убранство Смольного собора

В противовес жизнерадостному внешнему облику, здание собора внутри отличает неожиданная сдержанность и холодноватая торжественность. Во внутреннем убранстве отсутствует барочная роскошная золочёная резьба, яркие росписи, причудливые орнаменты. Стасов, в своём простом и строгом проекте со сдержанным лепным декором, добился подчёркивания совершенства архитектурной пропорциональности Растрелли.

Смольный собор в Санкт-Петербурге фото

В украшении собора использованы элементы воздушной и водной стихии. Спиралевидные завитки, огибая карнизы и наддверные композиции, сбегают книзу мелкими струйками. Совершенно нет огненных мотивов и символов силы. Холодом блестят белые громадные колонны, пол выложен полированным ревельским камнем. Мерцают позолоченные архитектурные детали и три огромных резных иконостаса с иконами в золочёных ризах и драгоценных окладах.

Кафедру украшает тончайшая резьба. Оригинально выполнена ограда монастыря. Решётка сверху завершается пальмовыми листами. Верхний горизонтальный край образован густыми веночками, сплетёнными из ветвей и цветов.

Где находится Смодьный собор

До Смольного собора, который находится на площади Растрелли, добираются с пересадкой. Сначала на метро до станции «Площадь Восстания», дальше 5 и 7 троллейбусом, 22-м автобусом. Если до станции «Чернышевской», потом на 15 троллейбусе или 22 и 46 автобусе. Пешком от метро идти минут 30, по пути можно побывать в Таврическом саду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]