Казанский собор
В 1710 году, рядом с госпиталем, расположенным на Невском проспекте, было решено выстроить часовню, а немного позже – деревянную церковь Казанской Божьей Матери.
В 1733 году, по приказу Анны Иоановны, был заложен новый каменный храм, названный Рождественским. Его украсила великолепная 58-метровая колокольня.
Из Троицкого собора, была перенесена икона Казанской Божьей Матери. Так его и начали называть Казанским.
Получив статус Собора, он стал главным храмом в Санкт-Петербурге, но, простояв до конца 18 века, здание пришло в упадок.
Было решено строить новый, парадный собор.
У власти в то время находился Павел I, он высказал архитекторам только одно пожелание – проект должен быть похож на собор Святого Петра в древнем Риме. Кроме того, требовалось вписаться в окружающий ландшафт.
Был проведен довольно широкий архитектурный конкурс, на который представили свои варианты многие модные иностранные архитекторы. Но все они были отвергнуты.
А спустя год, Павел, не взирая на чины и родословную одобрил проект бывшего крепостного Андрея Никифоровича Воронихина.
Конечно, простолюдин не мог подать свой проект на императорский стол. За него это сделал его бывший хозяин — граф Строганов, который, кстати, не остался внакладе, став главным попечителем стройки.
Как бы там ни было, в 1800 году началось строительство нового Казанского собора.
Работа была завершена за год до войны с Наполеоном.
Что интересно, предыдущий собор часто выступал в качестве храма, где проводились торжественные службы по случаю новых побед русского оружия.
Так что Казанский собор, — новый, великолепный, и лучший на тот момент в Санкт-Петербурге, был построен очень вовремя.
Символизм подчеркивает факт, что проект был русским, трудились исключительно русские мастера, а для отделки использовался только камень, добытый в самой России.
Была одна тонкость, которую следовало обязательно учесть при проекте.
Согласно православным канонам, вход должен располагаться на западе, а алтарь – на востоке, таким образом, Казанский оказался бы стоящим боком к Невскому проспекту.
Воронихин разработал проект, по которому северный фасад украсила величественная колоннада, выполненная из 96 колонн, стоящих полукругом.
Таким образом, парадной стала северная часть, украсив собой главный проспект столицы.
В самом конце 19 – начале 20 века, у колоннады был разбит сквер, а позднее добавлен большой фонтан.
Внутреннее убранство напоминает зал царского дворца.
Падающий из высоких окон свет, создает иллюзию парящего в воздухе купола, а ряды гранитных колонн, зрительно, делают помещение ещё выше.
Все пространство богато украшено скульптурами и барельефами. Иконы были написаны знаменитыми художниками Кипренским, Ивановым и другими.
Фасад украшен скульптурами.
После революции, Казанский собор отобрали у церкви, сняли крест с купола, установив вместо него позолоченный шар, увенчанный шпилем.
В здании открыли музей религии.
Пострадал он и во время Великой Отечественной войны – в него попало несколько снарядов.
Богослужения в Казанском соборе возобновились в 1991 году, в него вернулась икона Казанской Божьей Матери, а на куполе снова появился золоченый крест.
В подарок, в честь трехсотлетия Санкт-Петербурга, был отлит четырехтонный двухметровый колокол.
Так как Исаакиевский собор остается музеем, то Казанский занимает место главного торжественного храма православной церкви в Санкт-Петербурге.
Адрес:
Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25
Время работы:
Ежедневно:
В будние дни с 8.30 до окончания вечерней службы.
В выходные дни с 6.30 до окончания вечерней службы.
Как добраться:
Из метро Гостиный двор (выход на канал Гриботедова), перейти перекресток Невского проспекта и канала Грибоедова. Собор виден сразу от метро.
Источник: https://arina-tour.ru/spb/tour/kazanskiy-sobor.htm
Церковь Казанской иконы Божьей Матери в Феодосии
В России храмов, посвященных иконе Божьей Матери «Казанская», чрезвычайно много. Причины тому – исторические, не в последнюю очередь связанные с известным взятием Казани Иваном Грозным. Есть такая церковь и в Феодосии. Казанский собор в этом городе Крыма является интересным архитектурным памятником и опровергает постулат о том, что в СССР православие было под строжайшим запретом.
СОДЕРЖАНИЕ
- Где находится
- История
- Описание
- Как проехать
- Посетителям
Где находится Казанский храм в Феодосии
Карта демонстрирует его нам в центре городской черты, в районе перекрестка улиц Революционная и Карла Маркса. Рядом – памятник Святому Андрею Первозванному и Концертный зал имени Шайдерова.
Очередное ознаменование спасения
В 1889 г. семья царя Александра у станции Борки недалеко от Харькова попала в железнодорожную катастрофу, но отделалась испугом и мелкими повреждениями. Событие это близкие ко двору круги тут же назвали «чудесным спасением» монаршего рода. Верноподданные стали наперебой стараться отметить чудо. Самым распространенным способом стало строительство в его ознаменование церкви или часовни.
В Крыму «чудесному спасению» посвящен целый ряд памятников (самый известный из них – Форосская церковь). Изначально строительство нового храма в Феодосии намеревались приурочить к тому же. Но вышло иначе.
В 1887 г. граф Н.Ф. Гейден, бывший старостой Казанского собора в Петербурге, подарил свою дачу Топловскому женскому монастырю. Дача находилась в Феодосии. Одновременно он преподнес обители список со знаменитой иконы Казанской Богоматери, хранившийся у него в семье. Как следствие, монастырский комплекс решил использовать подаренную землю для строительства церкви во имя этой иконы (посвящение храма списку было и есть делом обычным) и церковной школы для девочек.
После «чудесного спасения» планы переменились – теперь участок (увеличенный за счет пожертвований зажиточных горожан) предназначался для церкви в память о «чуде». Но на само строительство денег у жертвователей не нашлось. Поэтому на участке развернули переносную походную церковь, подаренную несколькими придворными благотворительницами.
Только в 1907 г. Топловский монастырь нашел средства на капитальное строительство. Однако о «чудесном спасении» речь уже не шла – тема устарела. Новый храм решили посвятить списку знаменитой иконы. Автором проекта стал местный архитектор Г.Л. Кейль, выбравший для него византийско-русский стиль, популярный в церковной архитектуре того времени. Возведение было завершено в 1911 г.
Советская действующая церковь
Да, советская власть полагала религию опиумом для народа и не слишком беспокоилась о сохранности разных там церковных ценностей. Но кто конкретно разграбил Топловский монастырь и феодосийский храм заодно – не вполне ясно. Произошло это в 1919 г.
Здание стояло заброшенным, некоторое время использовалось в качестве склада, а в 1941 г. ему нашли лучшее применение, разместив там госпиталь. Идея возобновить богослужения принадлежала оккупационной администрации, а прихожанами церкви стали румынские солдаты. Но вот что интересно: после освобождения Феодосии в 1944 г. советская власть не прекратила службы.
Мало того, в начале 1960-х гг. в здании собора были проведены масштабные реставрационные работы, восстановлены и дополнены росписи, завезены новые иконы. И КПСС ничего этого не запрещала! Единственно, что отмерло, так это продолжительные крестные ходы из монастыря в город (хотя бы потому, что обитель-то не действовала).
Так церковь и осталась действующей и никаких восстановлений после распада СССР ей не потребовалось. В последние годы делаются попытки возродить и традицию крестных ходов.
Византийско-русский собор
Верующие посещают Казанский собор в Феодосии как обычную действующую церковь – службы в ней проводятся регулярно. Туристам же она интересна (как и другие религиозные достопримечательности Крыма) благодаря привлекательной архитектуре.
Храм выполнен в византийско-русском стиле, с одним куполом шлемовидной формы. Изящный световой барабан под куполом снабжен арочными окнами. Дополнительное изящество строению придают полукруглые завершения стен.
К куполу и барабану пристроена открытая колокольня. Церковь неоднократно перекрашивали, но цвета обычно выбирались мягкие, без резких контрастов. Купол и крыша покрыты металлом, без позолоты.
Во внутреннем убранстве внимание привлекает настенная роспись, изображающая различные евангельские сюжеты. Техника росписи вполне современна (часть ее выполнена уже после Великой Отечественной), так что сходство со средневековыми фресками отсутствует.
Храм иконы божьей матери Казанская в Феодосии имеет весьма богатый иконостас со списками нескольких известных старинных икон (исторически ценных подлинников тут нет).
Внутреннее убранство дополнено сложным разделением пространства арками и сводами. На ребрах арок выполнены декоративные розетки и орнаменты золотом. Пол покрывает красная и золотистая плитка.
Как добраться (доехать) до храма
Доехать до церкви нетрудно – приблизительно на одинаковом расстоянии от нее расположены две остановки, «Улица Пушкина» и «Имени Броневского». Через них идут маршрутки №№ 2, 2а, 4 и 4д.
На машине самостоятельно проехать до места нетрудно таким образом:
Контактная информация
- Адрес: улица Карла Маркса, 52, Феодосия, Крым, Россия.
Источник: https://krymania.ru/kazanskiy-sobor-v-feodosii/
Волгоград казанский кафедральный собор
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Есть большое количество различных православных церковных храмов. В каждом краю их насчитывается достаточно большое количество. Так, например, в Волгограде основным считают Казанский собор. Он является центром Камышинской и Волгоградской епархии. Назван Казанский кафедральный собор Волгограда так на честь одноименной иконы.
История собора
Начало Казанской иконы было положено еще в 1579 году, когда девочка обнаружила святой лик в доме после пожара. Патриарх Ермоген взял ее на свои руки и пронес крестным ходом по всему городу. После такого поступка ее стали относить к наиболее почитаемым ликам святых. Праздники в ее память совершаются дважды в году:
Из-за такой загруженности основного лика, было сделано большое количество списков. Многие считают, что они даже стали чудодейственными. в 1904 году икона бесследно пропала. Но до сих пор есть мнение о том, что она незримо помогает людям и защищает их родные края.
Изначально храм на честь царицы был возведен внутри Царицынской крепости. Это был 1709 год. Просуществовал храм не долго. Вероятней всего причиной ее исчезновения стал пожар. Там, где сегодня расположена Казанская церковь, ранее была деревянная часовня. Кладбище было не отгорожено. Но есть большое количество свидетельств о том, что именно отсюда открывался наиболее красивый и впечатляющий вид на город.
Новый храм в городе появился только в конце 19 века. Закладку произвели в 1896 году. А уже через три года провели освящение. Деньги на постройку храма жертвовали прихожане. По форме он был в виде креста. Относительно стиля — его относят к псевдорусскому. В 1904 году была совершена пристройка колокольни и трапезной к основному зданию.
В послереволюционный период церковь неоднократно грабили. Были изъяты все ценные вещи. В 1924 году храм остается хранить верность церкви и там продолжают служить священники. За это на них подают жалобу в административный отдел. В этот период не однократно были проведены попытки закрыть храм. И в 1939 году это все-таки удалось сделать.
Не прошла бесследно и война для храма. Сталинградская битва нанесла ущерб внешнему виду храма. Бомбардировки немцев оставили от храма только стены. В апреле 1946 года остатки храма передали в руки верующим и все приступили к ремонту. Они не однократно обращались в горсовет, чтобы им привозили материалы для строительства по специальной государственной цене.
Так как был получен отказ, то средства начали собирать на базарах и ярмарках. Но и такую активность присекли. После того, как узнали жители, что в храме проводят службы, они решили не находится в стороне и передать икону Казанской Богородицы и распятие, которые спасали во время разорения храма.
Первую службу проводят на Вербное Воскресенье, а Пасхальный праздник собирает около 8 тысяч прихожан. Половина пришедших не поместилась в храме и стояли под стенами со свечами. Часто под стенами можно было увидеть людей, которые просили милостыню. Особенно страшной была картина в послевоенный период. На стенах писали объявления о поиске родственников и очень часто их именно тут и находили. Много настоятелей храма были неугодны властям за что попадали в ссылки, были арестованы.
Лучшая статья для Вас, переходите: Знаменский кафедральный собор Тюмень
Иконы и мощи
Постепенно храм возобновляется. Кроме уже существовавшего престола, пристроили и придел на честь Николая Чудотворца. В 1954 году уже были расписаны внутренние стены и хоры. Кроме того, появились новые иконы Казанском соборе Волгограде:
В 54- году 20 века его возродили и наградили рангом соборного. Он до сих пор длительное время остается главным собором края, который созывает на молитву со всех уголков края верующих.
Помимо икон на территории храма есть и мощи в Казанском соборе Волгограда. В большом мощевике находятся такие святыни:
- Василия Ярославского,
- Николая Любомудрова,
- Афанасия Высоцкого,
- Кирилла Александрийского и прочие.
Где находится
Адрес Казанского собора Волгограда: улица Липецкая 10.
В городе есть экскурсионные агентства, которые проведут незабываемое путешествие по данной святыне. В основном о данном соборе знают все местные жители. Если Вы не будете знать как доехать до Казанского собора в Волгограде, то спросите и попросите показать Вам дорогу. Поверьте, никто не откажет. Помните, что в храме проходят службы, так что необходимо соблюдать правила в поведении и одежде.
Лучшая статья для Вас, переходите: Смольный собор в Санкт-Петербурге
Кроме того в связи с развитием информационных технологий у многих храмов и обителей есть сайты в Интернете. Та что получить всю необходимую информацию о расписании служб Казанского кафедрального собора Волгограда, правилах поведения и прочее, можно или на сайте или по телефону.
Помните, что посещение храма – это не только созерцание прекрасной архитектуры и отделки, но и возможность лишний раз пообщаться с Господом. Не упускайте такой шанс, поблагодарите его за все, что имеете.
Храни Вас Господь!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/volgogradskij-kazanskij-sobor/
Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.
Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.
Создание Казанского собора
Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.
Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.
Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.
Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.
Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.
Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.
Собор в XIX – начале XX века
Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).
Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.
Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье здесь), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.
Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.
В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия , просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.
В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/kazanskiy-sobor
Казанский Собор в Санкт-Петербурге — Памятник Русской Воинской Славы | Санкт-Петербург Центр
Казанский собор не только украшение Северной столицы, но и Памятник воинской славы. Храм возводился как аналог величественного собора Святого Петра, находящегося в Риме. Архитектором стал бывший крепостной крестьянин Воронихин. Строительство грандиозного храма закончилось в 1811 году, за год до нападения армии Наполеона.
Казанская икона
Кутузов был назначен командующим над всеми русскими войсками 8 августа 1812 года. Перед отъездом на передовую полководец молился у чудотворного образа Казанской Божьей Матери о ниспослании победы. Свои грандиозные победы впоследствии он объяснял святым заступничеством Богородицы.
Храм-музей
Под натиском российских войск, французы терпели одно поражение за другим. Штандарты и полковые знамена подразделений французских войск, поверженных русской армией, полководец отправлял в Россию. По предложению Михаила Илларионовича в Казанском соборе выставляли эти трофеи.
22 октября 1812 года в боях под Вязьмой были разгромлены французские войска, возглавляемые маршалом Даву. Произошло это в день почитания иконы Казанской Божьей Матери. Маршальский жезл попал к российским солдатам, и впоследствии его выставили в Казанском соборе.
За воинские заслуги Кутузов был удостоен ордена Святого Георгия Победоносца Первой степени. Он стал первым полководцем, заслужившим все степени этой награды. Всего в истории России лишь четверо полководцев удостоились этой великой чести.
Тогда же Россия находилась в состоянии войны и с Персией. И хотя основные силы были брошены против Наполеона, немногочисленная армия, возглавляемая генералом Петром Степановичем Котляревским, сумела овладеть Ленкоранью. С падением этой крепости был подписан Гюлистанский мир, персидские нашествия на Северный Кавказ прекратились.
Еще одной большой победой ознаменовался для России 1812 год. Победителям достались 2 знамени покоренного противника, которые также были переправлены и помещены в соборе. К началу двадцатого столетия в храме насчитывалось 107 знамен, крепившиеся на кронштейнах.
Могила Кутузова
К рождеству 1812 года войска Наполеона были изгнаны с территории России. В Казанском соборе служили рождественский благодарственный молебен в честь освобождения России. Император Александр Первый приказал очистить территорию Европы от Наполеоновских войск. И хотя Кутузов был категорически против этого, считая, что ослабление Франции приведет к усилению Британии, но все же с честью выполнил свой воинский долг. Русские войска продолжили победоносное шествие.
16 апреля 1813 года Кутузов скончался в городе Бунцлау (ныне Болеславец) после тяжелой простуды. На следующий день провели вскрытие и бальзамирование тела. При соблюдении воинских почестей останки маршала были захоронены, а тело переправлено на родину.
Похоронили легендарного маршала в Казанском соборе 13 июня. Вокруг захоронения возвели ограду, автором которой стал архитектор храма Воронихин. Ограда представляет собой невысокую бронзовую решетку с золочеными венками. Стойками служат макеты пушечных стволов.
На могильной плите из красного мрамора выбиты имя и годы жизни.
В народе ходила легенда, что прах маршала покоится в стенах храма, но сердце его захоронено в Бунцлау, что полководец хотел остаться со своими солдатами. В 1933 году по приказу Кирова была произведена эксгумация захоронения. Власти надеялись найти маршальские награды. Но этих предметов в гробу не обнаружили. Зато был найден сосуд с забальзамированным сердцем.
Трофейные ключи
После кончины Кутузова российская армия под предводительством еще одного героя той войны Барклая де Толли продолжала победоносное шествие к Парижу. Ключи от восьми крепостей и 17 городов Польши, Германии, Нидерландов отправлялись в Санкт-Петербург и выставлялись в соборе. Для них по эскизам Воронихина изготовили бронзовые доски с названиями населенных пунктов.
Память о Смутном времени
Здесь хранится напоминание о «Смутном времени». Оно завершилось освобождением Москвы от польских завоевателей. На борьбу с ними поднялось народное ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским. Они пришли в столицу с образом Казанской Божьей Матери осенью 1612 года.
В Казанском можно увидеть картину, написанную Алексеевым «Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве». На полотне запечатлен крестный ход, совершенный после освобождения города.
Алтарь
Иконостас был выполнен из серебра, награбленного французами в России. Всего на него ушло более полутора тонн драгоценного металла. Но на заре советской власти он был разрушен, а серебро переплавлено.
Памятники на площади
К 25-ой годовщине победы над французами на площади у храма установили мемориалы Кутузову и Барклаю де Толли. Впервые в истории у храма были установлены портретные статуи. Полководцы изображены в военной парадной форме.
К столетнему юбилею победы над французскими войсками в Москве планировали открыть музей, туда были отправлены трофеи из храма. Но идея не осуществилась, и вскоре их передали Историческому музею, а в Казанском остались лишь 5 штандартов и одно знамя Наполеоновской армии и ключи от городов Авен, Бремен, Любек, Монс, Нанси и Гертруденберг.
Источник: https://peterburg.center/maps/kazanskiy-sobor-v-sankt-peterburge-pamyatnik-russkoy-voinskoy-slavy.html
Казанский собор в Санкт-Петербурге — кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери
Собор Казанской иконы Божьей Матери – кафедральный собор в самом сердце Санкт-Петербурга, уже более двухсот лет украшающий главную улицу города. Насыщенная событиями история собора, его яркое архитектурное оформление, а также хранящаяся в соборе христианская святыня — список иконы Казанской Божьей Матери — привлекают тысячи туристов и паломников из всех стран мира.
Собор Казанской иконы Божьей Матери: история
Первая церковь на месте будущего собора была заложена еще в 1733 году по проекту архитектора Земцова. Это была небольшая каменная с деревянным куполом церковь Рождества Богородицы, которую построили специально для размещения списка с чудотворной иконы Божией Матери, обретенной в конце 16 века в Казани.
Церковь посещали представители императорской фамилии, здесь венчался будущий император Павел I.
Со временем церковь обветшала и перестала соответствовать парадному облику центра города. Уже были построены крупные храмы – армянская церковь святой Екатерины и костел святой Екатерины. Появление здесь величественного русского православного храма было просто необходимо.
За реконструкцию старой церкви так и не взялись, зато в 1799 году был объявлен конкурс на проектирование нового собора. По желанию императора собор должен был стать похожим на собор Святого Петра в Риме. В конкурсе принимали участие лучшие архитекторы того времени.
Победителем был объявлен проект Камерона, однако он так и не был реализован.
Зато благодаря активному участию известного государственного деятеля графа Строганова император Павел I утвердил новый проект, созданный бывшим крепостным Строганова – на тот момент малоизвестным архитектором Воронихиным.
Сложным вопросом, который архитектору удалось блестяще разрешить, было расположение будущего храма по отношению к сторонам света. Известно, что Невский проспект протягивается с запада на восток. По православной традиции вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь – на востоке. Таким образом, получалось, что на проспект должен выходить боковой фасад собора.
Для того чтобы придать ему торжественный вид, Воронихин замыслил оформить фасад стройной колоннадой, примыкающей к самому зданию собора и завершающейся монументальными портиками.
Благодаря колоннаде со стороны Невского проспекта скрадывается явная асимметрия здания в направлении восток-запад, а большой, почти 18-метровый купол выглядит стоящим практически ровно по центру собора.
По плану Воронихина такая же колоннада должна была украшать собор и с южной стороны, однако этому не суждено было сбыться из-за дороговизны процесса строительства храма.
Храм был заложен в 1801 году при императоре Александре I. Строительство его продолжалось сравнительно недолго для такого масштабного сооружения – всего десять лет, при этом оно значительно превысило по стоимости первоначальную смету.
Старая церковь продолжала стоять рядом со строящимся собором вплоть до его освещения в сентябре 1811 года, а затем была разобрана.
Собор построен в основном из местных материалов карельских месторождений. Фасады Казанского собора были облицованы пудостским камнем и украшены статуями и барельефами. Пудостский камень добывался под Гатчиной и имел внешнее сходство с итальянским отделочным камнем, использованным при строительстве собора Святого Петра. Чтобы пористый пудостский камень не портился со временем, поверхность его затерли алебастром и покрыли равномерно серовато-желтой краской.
Отделка помещений собора продолжалась вплоть до конца 1820-х годов. Руководил работами архитектор Монферран.
Сложным этапом стало создание колонн. Монолиты для них добывались на гранитных каменоломнях близ Выборга. На кораблях огромные куски скалы доставлялись по Неве до Адмиралтейства, откуда с помощью катков перемещались в мастерские на Конюшенной улице. Там им придавали окончательную форму. Всего внутри собора установлено 56 коринфских колонн из розового гранита, выполняющих декоративную и несущую функцию.
В отделке собора был использован отечественный мрамор, порфир, яшма и финский гранит. Полы собора были покрыты карельским кварцитом и шунгитовыми сланцами. Собор был богато украшен лепниной и скульптурами – творениями рук Леблона, Щедрина, Прокофьева, а также образами и иконами, написанными такими известными художниками, как Иванов, Кипренский, Боровиковский. С центра купола спускалось огромное паникадило с почти двумя сотнями свечей.
В 1834-1836 годах был сооружен уникальный серебряный иконостас, отлитый из французского серебра, захваченного во время войны 1812 года.
Собор стал не только новым местом хранения христианской святыни, но и символом побед русского оружия в Отечественной войне.
Казанский собор посетил сам главнокомандующий русской армией Кутузов перед тем как отбыть к войскам под Смоленск. Считается, что искренняя молитва его перед чудотворной иконой помогла одержать победу в военных действиях.
В 1813 году в собор был доставлен и захоронен в левом приделе прах фельдмаршала, умершего в Пруссии во время заграничного похода. Проект ограды и мраморной надгробной плиты создал Воронихин. Над могилой установлена икона Смоленской Божией Матери и герб князя Кутузова.
После окончания войны в Казанском соборе были выставлены на всеобщее обозрение военные трофеи – более сотни неприятельских знамен и штандартов, ключи от крепостей и городов, взятых русской армией, и личный жезл маршала наполеоновской армии Даву. На сегодняшний день в соборе сохранились пять штандартов и одно знамя, а также ключи от шести городов, остальные же стали экспонатами исторического музея в Москве.
Памятник фельдмаршалу Кутузову-Смоленскому в Санкт-Петербурге
В честь двадцатипятилетия со дня победы в Отечественной войне перед казанским собором были установлены памятники полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли. Бронзовые фигуры были отлиты по моделям скульптора Орловского, а проекты памятников были созданы архитектором Стасовым.
Памятник фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли
В начале XX века к столетию храма была проведена масштабная реставрация, но с приходом Советской власти в истории собора начался очень сложный период.
В 1922 году все имущество собора было конфисковано, при этом сильно пострадали интерьеры, был утерян серебряный иконостас – он был попросту переплавлен. Чудотворную икону Казанской божией матери перенесли во Владимирский собор.
До 1932 года Казанский собор функционировал как церковь обновленцев, а затем здесь был открыт Музей истории религии и атеизма, который просуществовал в стенах собора до конца XX века, пока не был переведен в отдельное здание на Почтамтской улице.
В послевоенное время была произведена реставрация пострадавшего в блокаду здания собора.
В постперестроечные времена возобновились богослужения. В 1994 году на купол был возвращен крест. В 1998 году собор был полностью освящен митрополитом Владимиром. Казанский собор был передан в ведение Русской православной церкви.
22 декабря 1999 года указом Патриарха Алексия II Казанский собор был возведен в статус кафедрального.
Наши дни
Интерьеры собора, в том числе серебряный иконостас, созданный по имевшимся изображениям и документам, были восстановлены в процессе реставраций во второй половине XX века- начале XXI века. Казанская икона Божией Матери уже почти двадцать лет занимает свое историческое место.
В 2011 году, в честь 200-летнего юбилея собора, был воссоздан северный придел в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Источник: https://www.open24spb.ru/dostoprimechatelnosti/kazanskiy-sobor-v-sankt-peterburge/
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге– символ мощи и доблести России | Гид по Петербургу 2020
Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.
История
Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.
Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.
Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор.
Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку.
Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.
В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.
Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.
Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали
Казанский собор в годы советской власти
После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.
Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.
Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.
В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.
Архитектура и архитектор Воронихин
Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.
Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.
Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:
- Андрея Первозванного
- Иоанна Крестителя
- Владимира Равноапостольного
- Александра Невского
В своей работе архитекториспользовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины.
В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал.
Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.
96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.
Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.
Внутреннее убранство храма. Иконы
Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.
Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.
Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:
- Кипренского
- Угрюмова
- Боровиковского
В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.
Кто похоронен в Казанском соборе
Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.
Здесь же его и похоронили в 1813 году. Знали ?
Режим работы и цена в 2020 году
Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.
Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.
Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.
Официальный сайт
kazansky-spb.ru
Богослужения
Казанский собор – действующий православный храм.
Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов
Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.
Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.
Интересные факты
- История создания Казанского собора позволяет нам гордиться своими соотечественниками. Бывший крепостной в конкурсе проектов победил именитых архитекторов из разных стран.
- Рабочие в старых полушубках на морозе высекали барельефы, ставшие шедеврами архитектуры. Полуголодные воины, прослушавшие молебен у чудотворной иконы выгнали из страны прекрасно обученную армию Наполеона.
Памятники перед Казанским собором
Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.
Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.
Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.
Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.
В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установлен памятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли .
В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале.
Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/kazanskij/
Казанский собор в Санкт-Петербурге: адрес и часы работы 2020, как добраться и официальный сайт
Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.
Адрес Казанского собора
Санкт-Петербург, Невский проспект 25.
Как добраться и ближайшее метро до Казанского собора в Санкт-Петербурге
Станции метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.
Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2020 г
Ежедневно с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).
Стоимость билетов в Казанский собор в 2020 г
Вход бесплатный. Собор является действующим храмом.
История Казанского собора в Санкт-Петербурге
В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.
К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.
Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.
Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге
А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга.
И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.
Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.
Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).
Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены.
На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге
После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.
С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.
Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.
Виртуальные прогулки
www.kazansky-spb.ru
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8047.htm
Казанский собор (Россия — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург) — вОтпуск.ру
Одна из самых знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга — величественный Казанский кафедральный собор (другое название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери). Он был построен в начале XIX столетия. Храм освящен в честь высоко почитаемого образа, ради хранения которого великолепное здание и было возведено. Святыня находится в храме по сей день: это список одной из самых знаменитых икон — образа Казанской Божией Матери.
Вскоре после завершения строительства началась война между Французской и Российской империями, после окончания которой храм стал восприниматься как памятник славы русского воинства. Здесь можно увидеть воинские трофеи того периода. На территории храма находится могила прославленного полководца Михаила Кутузова.
Три века истории храма
До того, как был построен Казанский собор, список чудотворной иконы хранился в церкви, освященной в честь Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 30-е годы XVIII века, а к концу названого столетия обветшала. Тогда решено было возвести на ее месте новый храм.
Императором был объявлен конкурс, знаменитые архитекторы представили свои проекты, но ни один из них не стал победителем. Спустя некоторое время императору был предложен еще один проект, автором которого являлся бывший крепостной Андрей Воронихин.
Именно этот проект и получил одобрение императора.
Строительные работы продолжались десять лет (очень короткий срок, если учитывать технологии XIX столетия!). Стоимость этих работ превысила четыре с половиной миллиона рублей. Старая церковь, в которой хранился список чудотворного образа, была разобрана только после того, как строительство нового храма завершилось.
Работы по отделке здания продолжались до конца 20-х годов XIX столетия. Они завершились спустя почти восемнадцать лет после освящения собора. В 40-е годы XIX века в храме в первый раз были проведены ремонтные работы. Спустя почти двадцать лет был произведен второй ремонт. Он включал в себя восстановление стенной живописи, реставрацию икон.
На площади перед собором неоднократно проходили студенческие демонстрации. Там же в середине 70-х годов XIX века состоялась демонстрация одного из революционных обществ.
В начале XX века в храме произошло торжественное событие — празднование трехсотлетия дома Романовых. Но эту страницу истории храма нельзя назвать радостной: во время торжеств в переполненном соборе началась страшная давка, в которой погибли несколько десятков человек.
В послереволюционное время, а точнее, в 20-е годы XX века, из храма было изъято множество ценностей, его интерьеры сильно пострадали. В частности, был уничтожен уникальный иконостас, изготовленный из трофейного серебра. Он был отправлен в переплавку.
Всего из собора было изъято приблизительно две тонны серебра (не считая многих других ценностей). В начале 30-х годов XX века храм был закрыт, а спустя короткое время в его здании открылся музей, экспозиции которого были посвящены истории религии и атеизма.
В середине XX столетия в здании были проведены реставрационные работы. Сначала были тщательно отреставрированы интерьеры, затем — фасады.
В начале 90-х годов в одном из приделов собора возобновились богослужения. Спустя несколько лет над куполом храма вновь засиял крест. В конце 90-х годов здание было полностью освящено. В начале XXI века оно было окончательно возвращено Русской православной церкви.
Интерьеры храма и его архитектура
Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.
Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн. Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу.
Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь — в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви.
Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.
Диаметр купола собора — почти восемнадцать метров. Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.
Стены собора облицованы особым туфом, добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.
Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн. Они изготовлены из розового гранита, их украшают позолоченные капители.
Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма.
Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.
Скульптура и живопись
В соборе находится множество прекрасных произведений искусства; на какие же из них стоит обратить наибольшее внимание? Какие осмотреть в первую очередь? Назовем некоторые из таких произведений:
— Как внутри, так и снаружи храм украшен множеством скульптур. Все они заслуживают пристального внимания, так как создавались лучшими скульпторами страны.
— Обратите внимание на бронзовые северные двери храма. Они изготовлены литейных дел мастером Василием Екимовым, знаменитым в XIX столетии. Эти двери являются точной копией дверей, отлитых в XV столетии скульптором Лоренцо Гиберти для флорентийского крестильного дома.
— Отдельно нужно сказать несколько слов о живописи. Иконостас храма, его пилоны и стены расписывали знаменитые художники начала XIX века. В их числе Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин и многие другие.
— Обратите также особое внимание на живописную работу «Взятие Богородицы на небо». Это запрестольный образ, автором его является Карл Брюллов. По мнению специалистов, эта работа — одно из главных украшений собора, хотя и остальные живописные произведения, находящиеся в храме, безусловно, достойны внимательного осмотра.
Памятник воинской славы
Как уже было сказано выше, храм является своего рода памятником русской воинской доблести, победы над Французской империей. Здесь после окончания войны с армией Наполеона были выставлены вражеские знамена, захваченные победителями. Таких знамен было сто семь (в настоящее время большинство из них находится в российской столице).
А рядом с ними можно было увидеть девяносто семь ключей. Это ключи от городов, сдавшихся русскому войску. Большая часть этих трофеев также в настоящее время находится в Москве. Шесть связок ключей можно увидеть в санкт-петербургском храме, они размещены над могилой Михаила Кутузова (великий военачальник похоронен на территории собора).
Кстати, существует ошибочное мнение, что сердце знаменитого русского полководца захоронено отдельно от его тела, в одном из польских городов. Но эта версия не соответствует действительности. В первой половине XX века было проведено вскрытие тела полководца. Результаты этого вскрытия полностью развенчали версию об отдельном захоронении сердца.
В 30-е годы XIX века на площади перед храмом были открыты памятники знаменитым русским военачальникам. Монументы были отлиты из бронзы.
На заметку
- Месторасположение: Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2. Телефоны: (812)-314-58-56 (звонить можно с 8 часов утра до 9 часов вечера), (812)314-46-63
- Ближайшие станции метро: «Невский Проспект», «Гостиный Двор». Выход в сторону канала Грибоедова.
- Официальный сайт: http://kazansky-spb.ru/
- Время работы: в будние дни с 7:30 до 20:00, в выходные с 7:00 до 20:00. Перед посещением рекомендуем уточнить время работы на официальном сайте (оно может немного изменяться).
- Билеты: не требуются. Вход в собор — свободный. Но если вы пожелаете, чтобы вам провели экскурсию по зданию, то работники храма сделают это за пожертвование.
Источник: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1606
Казанский собор – уникальное творение крепостного зодчего
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Казанская площадь
Строительство: 1801 — 1811 годы
Архитектор: Андрей Никифорович Воронихин
Святыни: Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери
Координаты: 59°56'03.0″N 30°19'28.0″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
История храма
Архитектурные особенности
Внутреннее убранство
Сердце Кутузова
Полезная информация для посетителей
Как добраться
Казанский собор на карте
Соборы и храмы Санкт-Петербурга невозможно представить без величественной постройки знаменитого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. За два с лишним века Казанский собор стал настоящей легендой и превратился в храм-памятник воинской славы. К стройной анфиладе собора каждый день приходит много паломников и туристов.
Казанский собор с высоты птичьего полёта
История храма
С 1737 года в центре города стояла барочная Рождественская церковь. Внутри небольшого придворного храма хранился список с почитаемой верующими иконы Казанской Богоматери. При дворе сложилась традиция отмечать в этом храме самые значимые военные победы русской армии.
Прошло время, и придворная церковь сильно обветшала. Ее вид никак не отвечал парадному облику представительного Невского проспекта. В конце XVIII столетия известные зодчие Николай Львов и Джакомо Кваренги подготовили проект реконструкции здания, но он так не был осуществлен.
При Павле I решили не заниматься переделками, а построить новый храм. Причем российский государь хотел, чтобы он походил на знаменитый на всю Европу римский собор святого Петра. Для реализации амбициозного проекта провели конкурс и выбрали проект архитектора, который был крепостным у влиятельного графа Александра Строганова.
Молодой Андрей Воронихин подавал большие надежды, поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что он сумеет справиться с непростой задачей. Сам граф Строганов возглавил попечительский совет, который был должен заниматься всеми вопросами строительства. Воронихину предстояло учесть пожелания императора и в то же время не отойти от канонов, принятых в Русской православной церкви.
Чтобы расчистить площадку для строительства, на Невском проспекте снесли 11 жилых домов. Огромный храм возводили 10 лет. В 1811 году он принял первых верующих.
На материалы и работы было истрачено 4,7 миллиона рублей, а талантливого архитектора наградили орденом и пожизненной пенсией. Священников, которых назначили служить в храме, поселили в доме на пересечении Казанской улицы и Невского проспекта.
Российские императоры выказывали особое почтение нового собору. Александр I принял участие в его закладке и получил от Строганова ключи от готового храма. Внутри здания для царских особ и членов их семьи существовало особое место.
Отделкой храма занимались до 1829 года. Всеми работами руководил опытный мастер Огюст Монферран. Для украшения интерьеров строители использовали золото, серебро, редкие породы дерева, рижский известняк, сердобольский гранит и мрамор из Олонца. До конца XIX века в храме дважды проводили капитальный ремонт, реставрировали настенные росписи и иконы.
К сожалению, не обошлось без трагедий. В 1913 году, когда по всей стране отмечали 300 лет правящей династии, в кафедральный храм пришло много верующих. На ступенях при входе началась сильная давка. Газеты писали, что погибло 34 человека. Жители Санкт-Петербурга сочли это дурным знаком. По городу поползли слухи, что правление Романовых скоро подойдет к концу, и через четыре года недобрые пророчества сбылись.
После революции во всех российских храмах изымали церковные ценности – дорогие иконы, оклады и богослужебную утварь. Во время этой акции бесследно исчез большой церковный иконостас, на изготовление которого ушло 640 кг серебра.
В 1930-е годы в СССР развернули активную антирелигиозную кампанию. Старинный собор закрыли для верующих и превратили в музей. Здесь выставили экспонаты антирелигиозной выставки, первоначально созданной в Зимнем дворце.
Музей, посвященный истории религии и атеизма, просуществовал в культовом здании почти 60 лет. В 1991 году коллекции переместили в бывший дом графа Сергея Ягужинского на Почтамтскую улицу, 14, а в церкви возобновили службы. Через несколько лет собор получил статус кафедрального храма епархии.
Архитектурные особенности
Знаменитый собор возведен в традициях ампира и считается настоящей жемчужиной отечественного зодчества. В начале XIX столетия эта была самая большая церковь в стране. Парадный храм поднимается над землей на 71,6 м. Высокий купол имеет диаметр 17 м. Любопытно, что для его строительства впервые был применен каркас из цельного кованого железа.
Ширина храма – 56,7 м, его длина 72,5 м, а крылья отходят от основной постройки в стороны на 42,7 м. Здание очень гармонично, и его любят рисовать художники и снимать фотографы. В 2011 году была выпущена монета в 25 рублей с изображением стройного Казанского собора.
Четырехрядная анфилада состоит из 96 гранитных колонн. Они так нравятся туристам, что в высокий сезон возле колонн бывает трудно найти место для фотографирования. Римская колоннада замыкает площадь перед собором, а в России она открывается в сторону Невского проспекта.
Изящная анфилада вытянута вдоль городской магистрали и сохраняет традиционное для церквей расположение с запада на восток. Вход в здание находится на западе, а алтарная часть – на востоке. Воронихин оформил концы колоннады строгими монументальными портиками. Серые фасады отделаны красивым пудожским камнем, который был добыт на карьерах Гатчины.
Храм не имеет отдельной звонницы. Архитектор сделал это намеренно, чтобы не нарушать симметрии постройки. Несколько колоколов размещены в проемах западного крыла собора.
Снаружи церковь украшена бронзовыми скульптурами, которые изображают почитаемых святых – Иоанна Крестителя, Святого Владимира, Александра Невского, Апостола Андрея и несколько сцен из Святого писания. С 1837 года перед колоннами возвышаются памятники полководцам Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Внутреннее убранство
Интерьеры собора поражают своим великолепием. В росписи храма участвовали настоящие мастера живописи – Владимир Боровиковский, Федор Бруни, Карл Брюллов, Григорий Угрюмов, Орест Кипренский и другие выдающиеся художники.
Внутри установлено 56 монолитных розовых колон, вытесанных из красивого финского гранита. Каждая из них весит 30 тонн, имеет высоту 10,6 м и украшена выразительной золоченой капителью коринфского ордера. Кроме того, в соборе можно увидеть два каменных барельефа на религиозные темы.
https://www.youtube.com/watch?v=bjEUvs-QEg4
Более двух веков здесь находятся взятые русскими солдатами трофеи и знамена поверженных армий. В соборе хранятся маршальский жезл наполеоновского военачальника Даву и ключи от завоеванных городов. После реставрации серебряный иконостас полностью восстановлен.
Сердце Кутузова
Многие приходят в храм, чтобы почтить память фельдмаршала Кутузова и поклонится его могиле. Полководец умер во время военного марша по дорогам Силезии в апреле 1813 года. По личному указу царя покойного забальзамировали и с почестями перевезли в Санкт-Петербург. По православному обряду Кутузова похоронили в главном соборе города.
Прошло время, и среди россиян поползли слухи, что в храме покоится только тело, а сердце фельдмаршала находится в Силезии. Оно было погребено адъютантом военачальника на кладбище небольшой деревни Тиллендорф, в 3 км от Бунцлау. Причиной для таких разговоров стали последние слова полководца, что после смерти его сердце навсегда останется с российскими солдатами.
В 1933 году, когда собор уже был музеем, специальная комиссия вскрыла старый склеп и составила акт. В документе было указано, что внутри обнаружены кости, остатки тканной материи и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем.
Полезная информация для посетителей
Богослужения проходят каждый день. По будням — в 9:00 и 18:00, в субботу и воскресенье – 10:00 и 18:00.
Перед храмом устроен небольшой живописный парк. В его центре красуется гранитный фонтан, который перевезли сюда с дороги, ведущей в Царское село. Туристам нравится отдыхать на парковых скамейках, кормить голубей, любоваться цветущими клумбами, аккуратными постриженными кустами и зеленым газоном. Жители города любят назначать в парке свидания и деловые встречи.
Как добраться
Кафедральный собор стоит на Казанской площади, 2, в пешей доступности от станции метро «Невский проспект». Перед храмом делают остановку многие городские автобусы и троллейбусы.
достопримечательности
← СОБОРЫ И ХРАМЫ | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва | Казань | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/1016-kazanskij-sobor-v-sankt-peterburge