Сколько лет строили Исаакиевский собор

Многострадальный Исаакиевский собор. Как строили символ Петербурга

Сколько лет строили Исаакиевский собор

История строительства символа Санкт-Петербурга — Исаакиевского собора — была долгой и мучительной. Подробно её описал исследователь Николай Никитин, проанализировавший многие документы, свидетельствующие о процессе проектирования и возведения Исаакия.

Сгоревшая церковь

Впервые на месте, расположенном неподалёку от нынешнего Исаакиевского собора, храм появился в 1707 году.

Как указывают авторы книги «Огюст Монферран» Ольга Чеканова и Александр Ротач, собор построили по указу Петра I во имя небесного покровителя царя — преподобного Исаакия Далматского. Но для церкви не возводили новое здание — просто переделали под храм деревянный амбар.

Тем не менее церковь играла особую роль в жизни Петербурга. Например, в ней состоялось венчание императора Петра I и императрицы Екатерины Алексеевны в 1712 году.

Позже было решено возвести каменную церковь на месте деревянной. Проект сделал известный в Петербурге немецкий архитектор Георг Маттарнови, принимавший также участие в строительстве грота в Летнем саду и Зимнего дворца. В 1717 году камень в основание будущей церки лично закладывал Пётр I.

Но строительство шло непросто: в 1719 году Маттарнови умер, и доводить до ума здание поручили ведущему архитектору Петербурга Николаю Гербелю. Именитый мастер не вполне справился с заданием — запроектированные им конструкции сводов оказались неудачными и дали трещины.

В 1724 году Гербель умер, строительство церкви завершили два не менее известных архитектора: Гаэтано Киавери и Михаил Земцов.

Столь сложно создававшееся архитектурное творение постигла печальная участь. В 1735 году после попадания молнии здание загорелось, пожар значительно повредил его. Несколько десятилетий погоревшая церковь стояла брошенной.

В 1760 году постройку основательно исследовал архитектор Савва Чевакинский. Он заявил, что фундаменты слишком близко расположены к Неве — храм стоял там, где сегодня расположен памятник медному всаднику, — из-за чего они размываются водой.

Чевакинский предложил перенести храм на новое место — дальше от воды. Через год ему поручили создать проект нового здания.

Архитектор решил максимально сохранить облик храма, построенного при Петре I. Церковь, имеющую в плане форму латинского креста, предполагалось построить с одной главой. Рядом должна была стоять колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Самое главное, что Чевакинский наметил точный участок под строительство храма — он впервые указал ровно то место, где сейчас стоит Исаакиевский собор.

Чевакинский сыграл большую роль в формировании идей проектирования центральных площадей города. Перенос собора с набережной Невы определил конфигурацию Исаакиевской и Сенатской площадей, их связь с Дворцовой площадью, а идея создания высотной колокольни оказалась плодотворной.

В левобережной части города необходим был высотный элемент, который вступал бы в определённую пространственную связь с колокольней Петропавловского собора на правом берегу Невы.

Им стал впоследствии Исаакиевский собор, построенный МонферраномОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран» 

Кто во что горазд 

Закладка камня нового собора состоялась только в 1768 году. К тому моменту Чевакинский уже покинул проект, а за строительство отвечал архитектор Антонио Ринальди. Он создал новые эскизы собора на месте, указанном Чевакинским. В отличие от предшественника, Ринальди решил изменить облик первоначального храма петровских времён и создать пятиглавый храм с колокольней.

Красивый проект не суждено было осуществить. Ринальди начал работы, но после смерти Екатерины II в 1796 году он решил вернуться в Италию. К тому моменту собор в соответствии с проектом Ринальди был возведён почти до уровня основания барабанов куполов. Построить пятикупольную композицию доверили архитектору Винченцо Бренну, приступившему к работам 1 апреля 1798 года.

Бренна сначала честно хотел довести до ума замысел предшественника, но, как сказано в книге «Огюст Монферран», денег на строительство не хватало, поэтому архитектор решил внести изменения в проект Ринальди и сделать собор одноглавым, а колокольню уменьшить на один ярус. Строительство завершили к 30 мая 1802 года.

Завершённый собор производил странное впечатление, удивлял современников искажёнными пропорциями, несоответствием мраморной отделки основной части здания и кирпичного верха. В таком искажённом виде предстал замысел Ринальди.

Не случайно в Петербурге была распространена эпиграмма, характеризующая это здание и одновременно исторический период междуцарствия, связанный со смертью Павла I и воцарением Александра I: «Низ мраморный, а верх кирпичныйОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»

Но вскоре стало очевидно, что оставлять храм в таком виде нельзя. Архитекторам предложили принять участие в конкурсе и придумать, как усовершенствовать имеющуюся постройку.

 В 1809 году соответствующее приглашение получили многие видные мастера, в том числе Андрей Воронихин, завершавший строительство Казанского собора, Джакомо Кварнеги, только-только достроивший Смольный институт, и другие.

Почти все архитекторы проигнорировали задачу сохранения параметров здания, поставленную Александром I, и стали предлагать новые проекты. Конкурс остался без победителя. Но позже судьба свела императора с Огюстом Монферраном.

Удачное подношение 

Француз Монферран, получивший блестящее образование в Париже, сам приложил усилия для того, чтобы Александр I заметил его. В 1814 году император приехал в Париж, где архитектор преподнёс ему папку своих проектов. Александра I впечатлили работы Монферрана, и в 1816 году архитектор переехал в Россию.

В 1818 году Монферран создал проект доработки Исаакиевского собора. Архитектор схитрил: не все его решения, которые отлично выглядели на бумаге, легко можно было воплотить в жизнь. Но Александр I доверял архитектору и 20 февраля 1818 года подписал проект, утвердив смету на сумму 506 300 рублей на первый год работ.

Контролировать перестройку должна была особая комиссия, объединившая специалистов и крупных государственных деятелей во главе с членом Государственного совета графом Николаем Головиным. 4 марта 1818 года состоялось первое заседание комиссии, а 26 июля 1819 года — торжественная закладка собора.

В западной части в фундамент под входом была опущена бронзовая позолоченная доска с надписью: «Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 в 26 день июля месяца царствования императора Александра Первого в 19 лето, при обновлении храма, начатого великой его прародительницей Екатериной Второй во имя святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии Высочайше установленной председательствовал граф Головин; заседали действительный тайный советник Козадавлев, генерал-лейтенант Бетанкур и тайный советник князь Голицын; перестраивал архитектор Монферран».

Французский архитектор добивался максимальной самостоятельности при строительстве. С самого начала он потребовал у комиссии двух помощников, четырёх десятников, секретаря, двух мастеров каменных дел, двадцать пять солдат и особое лицо для приёмки материалов, поступавших на строительство по заявкам зодчего, причём приёмщик должен был непосредственно подчиняться Монферрану. Комиссии такая самостоятельность не нравилась.

В ноябре 1820 года комиссия направила на стройку человека для контроля за расходованием материалов и денег. Проверяющий в своих донесениях заявил о взяточничестве и хищениях.

Он во всём обвинял Монферрана, хотя многие злоупотребления относились к деятельности комиссии, закрывавшей глаза, в частности, на беззаконные действия титулярного советника Орлова, который, пользуясь доверием Головина, обманывал его.

 Позднее основанием для обвинений послужил широкий образ жизни Монферрана: покупка собственного дома, дорогих античных коллекций, хотя добрая половина петербургских архитекторов того времени имела собственные дома, причём им не приходилось получать таких денег, как 100 тысяч рублей, подаренных Николаем I Монферрану после открытия Александровской колонны. Дом на Мойке был куплен, несомненно, за счёт этих средств.

Никаких фактов участия Монферрана в злоупотреблениях неизвестно. Наоборот, многие документы свидетельствуют, хотя и косвенно, о материальных трудностях архитектора именно в период проверкиОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»

Монферрана после проверки отстранили от всех хозяйственных дел.

 В конце января 1822 года комитет сообщил Александру I, что перестройка Исаакиевского собора по чертежам Монферрана технически невозможна, необходима переработка проекта. На тот момент в перестройку собора вложили уже около 5 миллионов рублей. Эти средства ушли на разборку старого здания и укладку новых фундаментов.

Александр I предложил не отказываться от проекта Монферрана, а доработать его.

Проект архитектора Монферрана надлежит токмо исправить, а не совсем переменять, то и должно наружность церкви оставить сколько можно будет ближе к общему виду, какой оная имеет в упомянутом проекте, следственно, надобно сохранить предполагаемые пять глав сего храма и употребить гранитные колонны, приготовляемые для двух портиков, стараясь, впрочем, найти для тех же глав или куполов наилучшие формы и размещение, а для портиков приличное и надежное устроение. Расположение внутренности здания как для благонадежности среднего купола, так и особенно в отношении к лучшему виду и освещению предоставляется на усмотрение Комитетапредложение президента Академии художеств Оленина комитету

При этом император потребовал остановить строительство до тех пор, пока уточнённый проект не будет готов и утверждён.

Попытка номер два

С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании.

Участвовал в проектировании и Монферран.

Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.

Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.

В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.

Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.

К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая — в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.

Источник: https://life.ru/p/957908

8 вещей, которые нужно увидеть в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге

Сколько лет строили Исаакиевский собор

В этой статье я расскажу что стоит посмотреть в Исаакиевском соборе, потому что помимо очевидных вещей, есть много скрытых или тех, которые вызывают вопросы “А это тут откуда?”. А в конце дам несколько советов, как сделать поход в Исаакий более комфортным даже в высокий сезон.

Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора

Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься. 

В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.

Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола. 

Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.

Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.

Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.

все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время

Отделка Исакия — то, чем гордились русские Цари

Отделка Исаакиевского Собора внутри — это просто произведение искусства. Серьезно — это просто концентрация роскоши, вкуса и стиля. 

Я очень рекомендую зайти внутрь — оно того стоит. Собор строили 40 лет, из них 20 лет — занимались отделкой.

Внешние колонны выдалбливали из мраморных скал целиком и везли в Петербург на кораблях.

Чтобы здешнее болото выдержало такую тяжесть в землю забили 24 000 свай.

Это был главный собор Российской империи и он вмещал 12 000 человек, хотя архитектор говорил про 5000, потому что рассчитывал на знатных дам в пышных юбках.

Говорят, что ворота открываются 1-2 раза в год по большим православным праздникамКаждую картину в этой двери можно долго рассматривать, все лица очень выразительныКартинка, как везли цельные колонны из финского гранита

В Рускеале рассказывают, что их гранит мрамор шел на отделку Исаакиевского собора. Он на полу — темные блоки.

Советую почитать, как мы ездили в Рускеалу зимой и ездили по карьеру на снегоходах.

Рускеальский мрамор

Малахитовые колонны

У иконостаса стоят колонны сделанные из малахита. Это драгоценный материал из которого сейчас кольца делают — а тут целые колонны. 

В основе Малахитовых колонн Исаакиевского соборанаходятся чугунные цилиндры, прикрепленные к гранитным основаниям. Их окружаютмедные тамбуры с наклеенными тонкими плитками из ляпис-лазури и малахита.

Мастера в каменоломнях с помощью древнеегипетских технологий высекали круглыеколонны, после чего их на укрепленных лошадиных повозках везли вСанкт-Петербург. Сегодня такой ручной труд без современных техническихприспособлений кажется просто невероятным.

Колонны обладают диаметром 1 м ивысотой 9,5 м.

После распилки малахита получались тонкие плитки,толщина которых составляла 2,54 миллиметров. Далее начинался их подбор взависимости от оттенков и жил. Мастера старались, чтобы швов между плитками небыло заметно. Уникальная композиция из мозаичных плиток содержала самыепричудливые узоры, а зеркальная полировка выделялась высоким качеством.

По сравнению с двумя соседними невыразительнымилазуритовыми колоннами малахит выглядит грандиозно. Особенно это можно заметитьпри освещении колонн солнечными лучами, проникающими в собор через купол. Тогдамалахит начинает неповторимо играть своими цветами.

Для колонн Исаакиевского собора заводчиком Демидовымбыл израсходован весь имеющийся у него малахит, что привело к обвалу рынка истоимости камня, добывать который стало невыгодно. Согласно одной уральскойлегенде, использование малахита для строительства православного храма обиделоязыческую Хозяйку Медной горы и она сбросила все его запасы на недосягаемыеглубины. В будущем нигде в мире не появились такие грандиозные малахитовыеизделия, как в Исаакиевском соборе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем был построен храм Покрова на Нерли

Витраж 

В Исаакиевском Соборе единственный в Петербурге, а может и в России церковный витраж. У нас они были не популярны и пришлось заказывать из Европы. 

Витраж, который светится изнутри — это потрясающе красиво.

Занимались им лучшие витражисты Европы: сначала художник Генрих Мария фон Гесс, который использовал специальную краску, потом мастера по изготовлению рамы, потом Макс-Эмануэль Айнмиллер. Я не буду перечислять всех нюансов, но каждый старался добавить что-то интересное с помощью самых передовых технологий своего времени.

Витраж с обратной стороны подсвечен, а я надеялся, что это солнечный свет.

Гобуль под куполом

Под главным куполом можно увидеть серебряного голубя, он кажется совсем маленьким, но на самом деле он 1,5 метра в длину и 2 метра в крыльях.

Для украшения главного купола храма использовали изображение Богородицы, которую со всех сторон окружают святые угодники. Его написал художник Карл Брюллов. Рядом распростер свои крылья голубь, символизирующий Святой Дух.

Вес скульптуры составляет 84 килограмма, длина между хвостом и клювом птицы – 165 сантиметров, а размах крыльев – 206 сантиметров. Высота от пола до голубя – 86,5 метров.

Кажется, что птица будто бы парит под куполом Исаакиевского собора. Эту фигуру в 1850-х годах изготовил мастер Иван Дылев на предприятии Берда. Для этого он использовал медную гальванопластику, а сверху нанес на голубя серебряное покрытие. Крепление двух крыльев к туловищу мастер выполнил с помощью винтов.

В 1931 году скульптуру птицы демонтировали и установили на постамент в храме. Ее реставрацией занялись только в 1989 году, после чего голубь снова «взлетел» под купол собора. В 2017 году скульптуру сняли и хранили в алтаре придела Св. Екатерины. Там ее очистили от пыли, промыли, протерли, высушили, нанесли на птицу специальный защитный состав и отполировали бязью.

Сегодня голубь снова парит под куполом храма

Видишь 2-х метрового голубя? А он там есть

Маятник Фуко

В 1931 году в Исаакиевском соборе состоялось открытиеМузея антирелигиозной пропаганды. Ночью с 11 на 12 апреля того же года 7000зрителям продемонстрировали опыт с использованием маятника Фуко, чтобы доказатьфакт вращение Земли вокруг своей оси.

В то время это был самый крупный маятник в мире, весом54 килограмма. Его нить имела длину 93 м. Он мог раскачиваться с размахом 10 м.Одно качание происходило за двадцать секунд. В течение минуты маятник выполнялтри качания.

За это время начальная черта, как и вращающаяся Земля, отклоняласьот плоскости качания маятника на 18 мм. Таким способом наглядно демонстрироваласьтраектория движения Земли, а наука, по замыслу советских пропагандистов,торжествовала над религиозным невежеством.

Каждый день в течении более чемполувека этот эксперимент показывали в соборе.

В 1986 году у маятника сломался подвесной механизм.Его сняли и стали хранить в подвале храма. В данный момент он являетсяэкспонатом мемориальной экспозиции «Чтобы помнили», посвященной музейнымработникам, совершившим подвиг в блокадном Ленинграде.

В центре собора до сих пор можно увидеть отметину в самом центре, как раз под голубем. Тут стояла платформа маятника.

Центр собора, на нем отмечена точка, куда приходил Маятник

Мозаичные иконы

При строительстве под Собором разместили 24 печи, чтобы сохранять в нем тепло. Но отапливать круглогодично такую огромную площадь не могли, поэтому первоначальные иконы начали портиться.

Тогда их было решено заменить на мозаику, причем сделанную настолько аккуратно, чтобы было неотличимо от росписи.

Сейчас образцы таких гигантских мозаичных икон выставлены в Соборе.

Это не живопись, это идеально отшлифованная мозаика

Собор во время второй мировой войны

Во время второй мировой войны Исаакиевский собор маскировали — все купола были покрашены в белый цвет. А в саду перед ним жители блокадного ленинграда выращивали капусту.

Но такую махину все равно не спрячешь и немцы использовали его как ориентир во время бомбежек.

Памятник Николаю I

Открытие памятника Николаю I состоялось в 1859 годупосле смерти российского самодержца. Он создан архитектором Монфераном, которыйпостроил Исаакиевский собор. На одной оси с памятником Николаю I стоитзнаменитый Медный всадник. Они разделены Исаакиевским собором.

Единственной опорой шестнадцатиметровой статуи служатзадние ноги лошади. На императоре надета парадная форма, которую носили вКавалергардском полку.

Украшением пьедестала служат фигуры, символизирующие Правосудие, Веру, Силу и Мудрость.

Существует легенда, связанная с ними, в которой говорится, что эти фигуры лепили с жены и трех дочерей царя, позировавших скульптору. Пьедестал также оформлен горельефами с изображением основных событий эпохи Николая I.

Советы по посещению

Около касс находятся терминалы самообслуживания, где можно купить билеты без наценки.

Такие же терминалы стоят у дверей, поэтому к кассам даже идти не обязательно.

Если на входе вы видите большую очередь, смело обходите ее — скорее всего это собираются китайцы и ждут кого-то, либо организованная группа идет по одному групповому билету, а вы можете пройти в соседний турникет.

Каждые 30 минут внутри Собора начинается бесплатная экскурсия.Бесплатные экскурсии каждые 30 минутгид в Исаакие за 200 рублей.

  • Цена билетов в Собор — 350 рублей
  • Цена билетов на Колоннаду — 200 рублей
  • Комплексный билет на Колоннаду + Собор — 550 рублей

Время работы: с 10:30 до 17:30. Но тут какой-то бред. Если купить билет только на колоннаду, то можно подняться до 17:30, а если брать единый билет — то только до 16:30.

Сколько ступеней в Исаакиевском соборе на колоннаду

На колоннаду ведет 262 ступени. Каждая из них пронумерована, но чем выше — тем уже становится лестница. В конец двум людям уже не разойтись.

Как делали колонны Исаакиевского собора

Колонны для Исаакиевского собора выдалбливали целиком на финских карьерах, тогда это была часть Российской Империи, а потом на кораблях доставляли в Санкт-Петербург.

В честь кого назван исаакиевский собор

В честь св. Исаакия Долматского, день памяти которого совпадает с днем рождения Петром I. И именно в этой церкви венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

Где находится исаакиевский собор

Исаакиевский собор находится в 600 метрах от метра Адмиралтейская в Санкт-Петербурге. От Невского проспекта идти 2,3км. От Василеостровской 2,7км.

Кстати, в здании метро Адмиралтейская находится очень интересный макет Петровской Акватории. Про него мало кто знает, а он заслуживает хотя бы часа вашего времени.

Источник: https://site2max.ru/saint-petersburg/isaakievskij-sobor/

Исаакиевский собор — все, что должен знать

Сколько лет строили Исаакиевский собор

Всем доброго дня!

Сегодня моя статья посвящена одному из красивейших соборов северной столицы – это Исаакиевский собор Санкт Петербург, о котором я уже упоминал в обозрение 5 лучших храмов города.

Северная столица России по праву может гордиться этим монументальным сооружением, шедевром архитектуры. О здании ходит немало легенд, ведь строительство растянулось на долгие годы.

Предсказание смерти архитектора – плохо стимул для долгостроя. Было ли это главной причиной затянувшейся стройки? Это остается загадкой до сих пор.

Четыре попытки

История у храма такая же интересная, как архитектура и отделка собора. За 150 лет его возводили аж 4 раза. В 1707 году это была небольшая деревянная постройка, в 1717 дерево заменили камнем. Но простояла церковь недолго, спустя 18 лет в нее попала молния, спровоцировавшая пожар. Суеверный народ решил, что это знак свыше, и храм некоторое время был заброшен и забыт.

За возрождение собора взялась Екатерина II. Она поручила итальянскому архитектору Ринальди построить храм за памятником Петра – знаменитым «медным всадником». Но ее приказу было не суждено сбыться – архитектор тяжело заболел и уехал в Италию, а сама императрица вскоре скончалась. Ее сын Павел поручил завершить строительство зодчему Бренне, соотечественнику Ринальди.

Но Александр I решил сделать по-другому. Он объявил конкурс на лучший проект. Император желал видеть Исаакиевский собор не просто обыкновенным храмом, а настоящим украшением города. За работу взялся знаменитый (а в то время еще совсем юный) француз – Огюст Монферран. Строительство собора стало делом всей его жизни.

Расположение

Как видно на карте, рядом с собором расположена гостиница «Астория» (за Исаакиевским сквером), чуть дальше ближе к набережной р. Мойки стоит памятник Николаю I, неподалеку, со стороны проспекта Адмиралтейского – Александровский сад. Рядом с собором расположена Сенатская площадь, где находится памятник Петра I.

Экскурсия по достопримечательности

Экскурсия по Исаакиевскому собору начинается с обзора внешнего вида. Безусловно, тут есть чем полюбоваться, несмотря на оставшиеся следы от артобстрелов фашистов. Храм – настоящий образец позднего классицизма, в котором были нотки и новых направлений таких как, неоренессанс, эклетика и византийский стиль.

Внутри собора находятся три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, находящийся слева – великомученице Екатерине, справа – Александру Невскому. В отделке интерьера использовался мрамор, малахит, лазурит, мозаика и золоченая бронза. К работе над ним привлекались знаменитые отечественные художники и скульпторы.

Обратите внимание

Поскольку сегодня храм принадлежит музею, иностранным туристам и российским путешественникам предлагается увидеть выставку монументальной живописи первой половины 19 века.

Отдельного внимания заслуживает колоннада храма, так любимая всеми туристами. С 43-х метровой высоты можно увидеть центральные районы города. В период белых ночей город окутан мистичным призрачным светом, который добавляет только еще большее очарование открывающемуся с колоннады виду.

Исаакиевский собор сегодня

Сегодня собор являются частью музейного комплекса. Однако, РПЦ ныне обратилась к Правительству с заявлением о передаче храма в пользование сроком на 49 лет. Это заявление в Петербурге подняло настоящую шумиху.

Собор является главным источником дохода комплекса, его реставрация – забота музея. В случае передачи все расходы по содержанию (по подсчетам директора Бурова – около 650 000 000 ежегодно) легли бы на городской бюджет.

К тому же без работы осталось бы немалое количество музейных работников.

Многие общественники выступают против передачи. И это и неудивительно. Прекрасный пример того, что сотворили с историческим памятником после передачи в безвозмездное пользование РПЦ – комплекс «Дворец Наместника» в г. Выборг.

Ожидает ли такая же участь Исаакиевский собор? Время покажет.

Отзывы посетителей

Храм-музей не может не вызывать восторга. Старания художников, скульпторов оценено по достоинству – отзывы туристов только положительные.

Бывалые путешественники советуют посетить собор с гидом либо экскурсоводов. Из минусов отметили тяжелый подъем для пожилых людей на смотровую площадку.

Информация для посетителей

Часы работы: Четверг – вторник с 10.30 до 18.00 С мая по сентябрь музей работает и в вечернее время (с 18.00 до 22.30) Выходной – среда

Адрес: Исаакиевская площадь, 4

Цена билета: 250 рублей в музей, 150 рублей на колоннаду (каких либо преференций гражданам РФ больше нет)
Официальный сайт: cathedral.ru
Разрешены фото и видеосъемка

Как добраться

Ближайшая станция метро – «Невский проспект».

Существует два варианта.

  1. Добравшись до станции, нужно пройтись по проспекту до Адмиралтейства (его шпиль – главный ориентир), затем свернуть налево. Путешественник окажется в Александровском саду, пройдясь по которому увидит северный фасад собора.
  2. Либо свернуть с проспекта немного раньше на набережную р.Мойки. Здесь ориентирами будут Мариинский дворец и памятник Николаю I.

Путешествовать до собора можно общественным транспортом:

  • Автобусом (№3, 22 и 27);
  • Троллейбусом (№5 и 20).

Полезно знать

Собор одна из самых центральных достопримечательностей Сантк-Петербурга, поэтому и толпы народа здесь всегда приличные.
Вот несколько советов, которые помогут вам скоротать время ожидания и не переплатить.

  1. Приобретите билет заранее онлайн на сайте isaak.ticketnet.ru/ru/
  2. Если билета у вас нет, то не стойте в очереди со всеми, а найдите отдельную очередь, которая в разы меньше к билетному автомату. Там вы за несколько кликов купите себе билет, оплатив банковской картой
  3. В сезон (май — сентябрь) собор работает и в вечернее время, когда цена билета увеличивается вдвое! Учтите это и приобретайте свои билеты до 17.30. После этого все кассы закрываются на технический перерыв и начинают с 18.00 продавать уже по вечерним тарифам.
  4. Рядом с кассой расположен гардероб для рюкзаков и сумок. Он бесплатный, но работает до 17.30.

Вот, пожалуй, и все, чем я хотел рассказать вам об этом культурном памятнике – гордости города на Неве.

Надеюсь, ваше путешествие будет увлекательным и познавательным. Не забудьте подписаться на мой блог, чтобы не пропустить обзор самых интересных уголков нашей планеты. Я расскажу немало дельных советов, поделюсь секретами, который пригодятся начинающим туристам.
До скорых встреч!

Источник: https://polit-gramota.ru/istoriya/isaakievskii-sobor-vse-chto-doljen-znat

Исаакиевский собор в городе санкт-петербург — православные молитвы

Исаакиевский собор – это один из памятников архитектуры, который стоит посмотреть, если оказались в северной столице России. Он считается основным памятником Санкт-Петербурга. Размещен он на Исаакиевской площади и обладает положение галерии. Архитектором проекта стал француз, который недавно приехал в Россию, Огюст Монфферан.

Крупнейший в Санкт-Петербурге православный храм, Исаакиевский собор, помимо всего остального, входит в десятку самых больших зданий страны. Его внутреннее убранство настолько великолепно, что некоторое называют собор музеем цветного камня, что вполне справедливо – при отделке использовались многочисленные ценные минералы:

  •  — яшма;
  •  — порфира;
  •  — мрамор сразу нескольких оттенков (жёлтый, зелёный и белый).

Всё это выгодно отличает Исаакиевский собор от других русских храмов.

История создания Исаакиевского собора

Построен собор был в первой половине девятнадцатого века по заказу российского императора Николая Первого. Данный храм был наречен в память об Исаакии Доматском, известного в России святым.

Он был освящен тридцатого мая (одиннадцатого июня) 1858 года, именно в этот день проходят его святки, и был заложен город, в котором храм находится.

Богослужение происходило в присутствии сына, умершего тогда Николая Первого, Александра Второго и членов его семьи.

Строительство будущего Исаакиевского собора началось в XVIII веке по личному распоряжению тогдашнего императора России, Петра Великого.

Уже в 1712 году он смог обвенчаться с будущей императрицей Екатериной в I в деревянной церквушке, освящённой именем Исаакия Далматского. Церковь вскоре стала каменной, но на нынешний Исаакиевский собор всё ещё не была похожа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько всего православных церквей

Лишь во второй половине этого же века императорский двор принял решение о возведении крупного храма, однако готовое здание встретило резкое неприятие властей.

Новый этап Исаакиевского собора пришёлся на правление Александра I, объявившего конкурс на реставрацию собора. Молодой архитектор из Франции, Огюст Монферран, смог удивить императора своей задумкой, и тот дал добро. На возведение будущего архитектурного шедевра ушло более сорока лет, но результат того стоил – монументальность итоговой версии храма превосходила все ожидания.

В прекрасном состоянии он дожил до революции, которая его не пощадила – большевики вынесли из собора почти всё золото и серебро. В конце 20-х годов были прекращены все богослужения, а во время войны подвалы храма использовались для хранения произведений искусства, эвакуированных из Эрмитажа и других музеев.

Чтобы здание не пострадало, его покрыли серой краской, хотя это не очень помогло – по сей день на стенах Исаакиевского собора можно заметить шрамы от обстрелов.

Правда, гитлеровцы не планировали полное уничтожение замаскированного храма – его огромные размеры служили для Люфтваффе воздушным ориентиром на местности.

После войны собор получил статус музея, но, несмотря на возрождения Русской православной церкви, молитвы там не раздавались ещё очень долго. Лишь в 90-е годы там была проведена первая за несколько десятилетий торжественная служба.

В 2017 году собор был отдан русской православной церкви, но при этом он остался музеем, который посещают миллионы туристов каждый день.

Описание Исаакиевского собора

Не секрет, что строительство собора было сопряжено с рядом трудностей – помимо возведения непосредственно здания, предстояло решить вопрос с его отделкой.

Для этого Монферран использовал более сорока видов минералов – от гранита, использованного для облицовки цоколя, до мрамора, которым покрыли стены.

Отдельной статьёй шло оформление барабанного купола – для этого было использовано червонное золото.

Собор достаточно велик, высота его составляет почти сто два метра, а площадь – более четырех тысяч квадратных метров. Длинна более ста одиннадцати метра, ширина – почти девяносто восемь метров. Это памятник позднего классицизма, который включает в себя и новые тогда направления архитектуры.

Нынешний Исаакиевский собор вытянулся вверх на более чем стометровую высоту, лишь немного уступаю московскому Храму Христа Спасителя. Одновременно в нём могут находиться до двенадцати тысяч человек.

На северной стороне написана высказывание, которое отражает основную скульптуры фасада. В ландшафте северного прохода – это рельефная экспозиция «Воскресение Христа». В середине структуры находится Христос, а слева и справа от него находятся херувимы.

Эта скульптура посвящена одному из главных общехристианских православных празднеств, Пасхе. На уголках и венцах фронтов предрасположены двенадцать апостолов Христа, а на вершинах можно увидеть четверых евангелистов.

Слева композиции изображен апостол Петр с ключами, справа – апостол Павел с мячом, в середине можно увидеть евангелиста Иоанна с орлом.

На западной стороне можно увидеть барельеф «Встреча Исаакия Далмацкого с императором Феодосием». Здесь речь идет о соединении двух ветвей сената и синода, которые учредил Петр Первый. Слева от владыки стоит его жена.

В первой части скульптуры изображены воины, а в левом фрагменте можно увидеть маленькую полуобнаженную личность с образцом данного святилища, это архитектор данного памятника. Можно также заметить надпись, которая выражает основную идею данного фасада.

С этой же стороны стоит апостол Фома с угольником, Варфоломей с крестом и скребком и евангелист Марк со львом.

Южная сторона Исаакиевского собора посвящена Поклонению волхвов. В середине представлена Мария с малюткой, справа от нее остановился Иосиф, в левой части барельефчика представлен старец.

Надпись, которая сделана на стороне, отражает суть явлений показанных на нем.

Также здесь можно увидеть фигуры: апостола Андрея (очень знаменит в России), Филлип (самый скромный из учеников Христа), евангелист Матфей в процессе работы.

Восточный барельеф посвящен, тому как Исаакий Даалмацкий загораживает колею повелителю Валенту, тем самым предсказывая его скорую смерть. Надпись на фасаде очень четко отражает суть данной композиции. Здесь также можно заметить апостола Иакова (брат евангелиста Иоанна), Симон с пилой и евангелист Лука с тельцом.

Внутри Исаакиевского собора можно увидеть уникальный и неповторимый убранство. Святилище состоит из трех жертвенников.

Самый важный предназначен Исаакую Даалмацкому, второй – Екатерине Великомученице, и третий – Александру Невскому.

Стены собора обработаны мраморным камнем, лазуритом, мозаикой, малахитом и позолоченной бронзой. Над сценографии святилища работали известные художники того времени.

Одним из самых интересных мест собора является колоннада, куда сегодня можно попасть за небольшую плату. Отсюда можно насладиться великолепным видом на Неву и Петербург в целом.

Посмотрите видео экскурсию по Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге

Источник: https://molitvennikk.ru/pesennik/isaakievskij-sobor-v-gorode-sankt-peterburg-pravoslavnye-molitvy.html

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, цена билета на колоннаду

Экскурсию лучше начать рано утром, когда солнце ещё только встаёт над городом. И хотя режим работы не утренний (с 10:30 до 18:00, выходной день в среду), вам будет чем заняться. Проще заранее купить билет онлайн и предварительно познакомиться с информацией, представленной на официальном сайте. Фото лестницы и видов не передают и десятой доли того, что откроется при осмотре вживую.

Можно отправиться на встречу с историей Петербурга на метро до станции «Адмиралтейская». Пешая прогулка в ранний час позволит задержаться у Медного всадника, пройтись по Невскому проспекту, вдохнуть воздух Дворцовой площади, овеянной такими разными событиями.

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Неспешное путешествие по улицам с редкими пешеходами приоткроет завесу тайны, которой окутан Исаакий. Когда драгоценной позолоты коснутся лучи дневного света, станет понятно, что архитектор Огюст Монферран заслуженно получил мировую славу. Высота со шпилем 101,5 м — это один из самых внушительных храмов в Европе, уступающий только церквям в Риме, Лондоне и Флоренции. Монументальное сооружение не подавляет, оно словно парит над крышами.

Цена билета в Исаакиевский собор и на колоннаду

Стоимость входного билета в Исаакиевский собор на 2019 год составляет 350 рублей. Также придется доплатить еще 200 рублей за подъем на колоннаду. Билеты можно приобрести в кассе рядом с собором. В летнее время рекомендуем покупать билеты онлайн на сайте Sputnik8, чтобы не стоять в очередях.

Три раза снесли, на четвёртый построили

На этом участке никак не удавалось поставить церковь. Самую первую, возведённую из дерева, заменили на каменную. Вскоре её разрушили, чтобы сделать экстерьер парадным. Едва окончив возведение, проект признали неудовлетворительным и объявили очередной конкурс. Он длился 9 лет, а победителем стал юный и ещё никому не известный француз, имя которого впоследствии станет легендой.

Титанический труд занял 40 лет. Мастер использовал 43 минерала, чтобы подчеркнуть торжественность идеи. Для цоколя выбрал гранит, стены отделал серыми мраморными панелями.

Каждая грань кубической конструкции обращается к посетителям роскошными восьмиколонными портиками с затейливыми барельефами. Золочёный купол поднят на циклопических колоннах из гранита.

Только на позолоту потратили более 100 кг червонного золота, ещё 300 кг выделили для отделки залов! Композиция и тщательность исполнения поражают воображение! Уже на подходе понимаешь, что внутри ждёт настоящая роскошь.

Службы проходили до Октябрьского переворота, а в 1937–м действующая церковь превратилась в историко–художественный музей, который нередко называют храмом цветного камня. Облицовка выполнена из белоснежного мрамора.

Она обрамляет мозаичные панно из охристого и зелёного минерала с инкрустацией яшмой и порфирами. Но самое грандиозное впечатление производит роспись. Над композицией работал сам Карл Брюлов (помните его знаменитую « Встадницу» и «Последний день Помпеи»?).

Внутреннее убранство было доверено Фёдору Бруни, Василию Шебуеву, Ивану Витали и целому ряду других выдающихся скульпторов и художников.

Никакое описание интерьеров не в силах передать великолепие, над созданием которого трудились гении искусства.

Мифы и легенды Исаакия

Исаакиевский собор окутан мифами и легендами. Расскажем вам о самых главных:

  1. На изготовление колонн собора потребовалось так много малахита, что это обвалило рынок и обесценило камень. Хозяйка Медной горы скрыла запасы малахита в недосягаемые недра и его добыча практически прекратилась.
  2. Храм строили 40 лет. Огюсту Монферрану — архитектору и создателю собора, предсказали, что он умрет сразу после завершения строительства. Поэтому творец не спешил достраивать проект. Провидение свершилось и творец умер почти сразу после официального открытия.
  3. Строительные леса вокруг собора стояли полвека. Считалось, что пока стоят леса — правит династия Романовых. Так и случилось: леса убрали в 1916, а Николай II отрёкся от престола в 1917 году.

Думаем, вам уже захотелось посетить собор. Вот что нужно сделать обязательно:

  • Очароваться плафоном главного купола кисти Карла Брюллова.
  • Увидеть бюст Огюста Монферрана.
  • Найти витраж «Воскресший Христос» в алтарном окне.
  • Подняться на колокольню храма по лестнице из более 260 ступенек и увидеть Петербург с высоты птичьего полёта.
  • Прогуляться до дома князя Лобанова-Ростовского (сейчас это отель Four Seasons Lion Palace) и Александровской колонны на Дворцовой площади. Эти шедевры также выполнены Монферраном.

Так считал Огюст Монферран

Рассчитывая размеры, архитектор, как истинный француз, позаботился о дамах. Он посчитал, что для пышных юбок, бывших в моде высшего общества середины XIX века, понадобится не менее квадратного метра свободного пространства. Эти цифры и держал в голове, проектируя зал на 7000 человек. Сегодня носят другую одежду, поэтому вместительность возросла до 12000 посетителей одновременно.

Есть и другие интересные факты, которыми богата летопись монументальной конструкции в стиле позднего классицизма. На площадку доставили более 400 тысяч крепостных, и если бы не их усилия, гиганта никогда бы не возвели.

Молодой гений стремился оправдать доверие императора и без страха применял новые для того века технологии. Были созданы конструкции для поднятия массивных грузов, а золочение проводилось с применением пламени.

Под Выборгом организовали гранитную каменоломню, где не только добывали материал, но и вытачивали округлые заготовки.

Каменотёсы придумали оригинальный способ вырубки: в монолитном граните сверлили отверстия под клинья, которые вбивали до тех пор, пока в толще не появлялась трещина. В неё вставляли рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Дальше 40 рабочих тянули и раскачивали глыбу рывками, раз за разом выламывая её из породы. После этого острые грани стёсывали, а полученные блоки тащили к морю, откуда водным путём их доставляли в Санкт–Петербург.

Установка 48 колонн длилась 2 года. Создатель был одержим проектом, поэтому трудности только подстёгивали его пытливый ум. В 1841 году он принял решение поднять 24 колонны (по 64 тонны каждая) на высоту 40 метров для поддержки купольного перекрытия и с блеском осуществил задуманное.

Фундамент закладывали на болотистом грунте, но это не остановило отважного гения. В основание было вбито 10762 сваи. Проблема была даже не в количестве.А в том, что опоры уходили в зыбкие почвы полностью. Тогда среди горожан даже появился анекдот в тему: «Вбили сваю, а она ушла под землю, забили вторую — и от неё ни следа. Принялись забивать одну за другой, пока из Нью–Йорка не пришло письмо: «Вы портите нам брусчатку!».

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Возведение завершилось в 1858 году. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, установленный перед фасадом, прозвучал финальным аккордом эпическому действу. Бронзовая конная статуя, поднятая на пьедестале из малинового кварцита, вырезанного в форме эллипса, опирается всего на две точки.

Это и сейчас вызывает восхищение и трепет точностью балансировки. Поверхность монумента украшена барельефами с аллегорическими сюжетами. Заказ выполнил талантливый скульптор Пётр Клодт. Для того чтобы вывезти фигуру из Императорской Академии, где она отливалась, понадобилось разобрать кладку.

Где похоронен Монферран

Гений настолько влюбился в собственное творение, что даже завещал похоронить своё тело в соборе. Это действительно было главное дело его жизни — мастер скончался всего через месяц после завершения строительства. Однако эта воля не была исполнена.

Александр II не согласился хоронить католика в православном храме. После смерти его отпели в католической церкви, после чего кортеж с усопшим трижды объехал вокруг Исаакия. Последний приют создатель обрёл во Франции на кладбище Монмартр.

В Северной Пальмире остался его дух и бюст из цветных камней, которые были использованы в работе.

И всё–таки она вертится!

До 1986–го в соборе находился маятник Фуко. Это была одна из немногих действующих моделей, которая показывала наглядное движение Земли. Первая демонстрация состоялась в 1931 году в присутствии 7 000 зрителей. Шар из бронзы весом 54 килограмма был подвешен к купольной конструкции. В ходе эксперимента плоскость вращения поворачивалась, благодаря чему массивный груз сбивал спичечный коробок. Захватывающий опыт собирал на просмотры несколько поколений советских людей.

Почему убрали маятник Фуко в Исаакиевском соборе? Причиной назвали неисправность механизма. Но когда его починили, пошли слухи, что экспозиция может переехать, а храму вернут его первоначальное назначение. Пока всё осталось на прежних позициях, но поскольку сейчас богослужения проводятся ежедневно, то для научных опытов площадка оказалась неподходящей.

Был период, когда церковь служила пропаганде атеизма. После Октября 1917–го цели страны поменялись. Священные предметы и редкости утратили своё значение, получив совсем другую задачу — накормить голодающих. Только в Поволжье отправили 48 кг золота в изделиях и более двух тонн серебра. В 1928–м объект был передан в распоряжение «Главнауки» в качестве образчика архитектуры. В 1937–м хранилище приобрело статус антирелигиозного.

Шедевр пережил тяжёлые времена. К чему его готовил зодчий — этого никогда не узнать. Атеисты посещают его, ведомые пытливостью ума. Верующие идут, чтобы прикоснуться к религиозным ценностям. Остальным просто интересна история, которой Исаакий готов поделиться с каждым желающим.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно исповедоваться и причащаться в церкви

В самом начале мы упомянули о плате за вход в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, цена билета на колоннаду в 2020 году оплачивается отдельно. Траты не покажутся лишними, когда вы окажетесь наверху.

Шагая по винтовой лестнице, которая вознесёт вас над мостовой аж на 43 метра, вы продвигаетесь по довольно мрачной шахте с небольшими прорезями для света. До самого верха необходимо преодолеть ещё один отрезок пути по открытому переходу с перилами.

Упасть и разбиться невозможно, но у вас будет ни с чем не сравнимое чувство, что вы идёте по крышам.

Для восходителей развернётся непередаваемая панорама, по краю которой высятся колокольни (всего их четыре). Около них расположены скульптуры ангелов, поэтому вы будете наслаждаться видом поверх их крыльев.

Что видно с колоннады Исаакия?

Если обратить взор к юго–западному направлению, покажется синее навершие Измайловской церкви и башенки Никольского морского храма. В северо–восточном секторе обзора ориентиром станет Петропавловский и Адмиралтейский шпиль.

Стелла с венчающим её корабликом с лёгкой руки Пушкина названа иглой. Глядя вниз, сами собой всплывают слова: «И ясны спящие громады пустынных улиц ».

Особенное удовольствие — подняться сюда в одну из белых ночей, чтобы почувствовать атмосферу, в которой жил бессмертный поэт.

Перемещаясь к востоку, сможете разглядеть Спас на Крови. С противоположной стороны в хорошую погоду сверкнёт свинцовой гладью залив с узнаваемым силуэтом портовых кранов и Стрельной. Если бросить взгляд через Неву, увидите Меньшиковский дворец, яркой охрой прочерченный вдоль набережной. Старейшая достопримечательность не скрыта деревьями, её фасад прекрасно просматривается со смотровой.

Дети любят считать, сколько ступеней в Исаакиевском соборе при подъеме на колоннаду. Их 262, и каждая плита хранит отпечатки своего времени, отсчёт ведётся с 1837 года. От мысли, что этим путём взбирался наверх создатель легенды, просто дыхание останавливается.

Культурный центр северной столицы, как последний бастион несдающихся, противостоит натиску бетонных окраин. С высоты птичьего полёта он кажется не слишком большим, но живым и полным энергии. Как бьющееся сердце, он задаёт ритм всем кварталам. Прислушайтесь к ударам этого мотора, и вы поймёте Санкт–Петербург.

Источник: https://dostoprim.ru/isaakievskij-sobor/

Битва за Исаакий: история и современность Исаакиевского собора

Вторую неделю не утихает шумиха вокруг Исаакиевского собора, его руководства и петербургской епархии Русской православной церкви. Служители культа требуют у Смольного все четыре храма музейного комплекса «Исаакиевский собор» в безвозмездное пользование. Чем обусловлено это желание, остается гадать. Несомненно одно, если собор отдадут церкви, Петербург потерят одно из своих сокровищ.

 

Исаакиевский собор обязан своим появением Петру I — храм появился на месте деревянной церкви Святого Исаакия Далматского, который родился в один день с монархом, 30 мая. Появлению собора предшествовал также Исаакиевский храм, каменный фундамент которого был заложен в 1717 году на месте современного Сената. Здание имело один купол с деревянной многоярусной колокольней со шпилем. По распоряжению Петра служащие Балтийского флота принимали присягу только в этой церкви.

Но не прошло и десятилетия, как в храме нашли серьезные повреждения. Ведущие архитекторы того времени (Трезини, ван Звитен, Растрелли и Земцов) решили укрепить стены церкви железными связями и соорудить наружные контрфорсы. 30 мая 1727 года Исаакиевская церковь была освящена, а старая деревянная ликвидирована.

 В апреле 1735 года случился пожар — от молнии загорелся шпиль церкви, здание полностью сгорело. Отстроить заново храм доверили Пьетро Трезини, реконструкция продолжалась до 1746 года.

Но увы, каменный храм был безнадежен из-за своего местоположения — он находился слишком близко к Неве, к тому же фундамент набережной был слабым. 

В 1768 году Екатерина II заложила камень в основании третьей Исаакиевской церкви, создание которой было поручено архитектору Антонио Ринальди. Собор построили дальше от берега, и он разделил Исаакиевкую и Сенатскую площади.

Запланированный как яркая постройка, из-за смерти императрицы храм был спешно достроен кирпичом в преддверии столетия Петербурга.

Окончательно работы завершились в 1802 году, но выполнены были плохо, поэтому, когда во время очередной службы с потолка осыпалась штукатурка, обнаружилось, что храм нужно перестроить.

Источник: https://saint-petersburg.ru/m/society/apaley/339157/

Исаакиевский собор — сердце Петербурга

Собор преподобного Исаакия Далматского является частью масштабного музейного комплекса, который объединяет сразу несколько значимых памятников церковной архитектуры: Смольный собор, Спас на крови, Сампсониевский собор и, собственно, Исаакиевский. Эта статья будет посвящена одному из самых грандиозных сооружений Санкт-Петербурга, самому внушительному православному храму в городе – Исаакиевскому.

Исторический экскурс

Иссакиевский собор был торжественно освящено 30 мая 1858 года в честь Исаакия Далматского, эта дата была выбрана не случайно, ведь именно в день памяти святого родился его ярый почитатель Петр I. Таким образом, Исаакиевский собор, как и Питер, обязан своим появлением великому императору.

Некий прообраз современного Исаакиевского собора появился еще в 1707 году, когда к югу от верфи было сооружено небольшое деревянное здание, в котором спустя несколько лет Пётр I венчался с Екатериной. Поскольку на Адмиралтейском острове не было ни одного храма из камня, это упущение решено было исправить с помощью строительства Исаакиевской церкви. Поклонник всего западного, Петр I желал построить церковь в духе храма Святого Петра в Риге.

В дальнейшем сооружение достраивалось и украшалось другими императорами. Существенный вклад в строительство внесла Екатерина II, она пригласила известного архитектора Антонио Ринальди. Тогда же было принято решение перенести здание на другое место, это было сделано для того, чтобы отдалить его от берега реки. Чтобы воочию насладиться величием архитектурного сооружения, проникнуться его историческим прошлым, можно остановиться в близлежащей небольшой гостинице эконом-класса.

Современным своим обликом храм обязан другому известному архитектору – Огюсту Монферрану. Эта веха строительства продолжалась с 1818 по 1858 гг. За воздвижением данного величайшего архитектурного памятника следил сам император Николай I.

Почему же здание строили так долго? По легенде, некий загадочный прорицатель предрек Монферрану скорую смерть по окончании воздвижения здания. Поэтому неудивительно, что суеверный архитектор не спешил справляться со своим заданием.

Как ни странно, предсказание сбылось, и Монферран в действительности умер менее чем через месяц после того, как храм освятили.

Внешний вид и характерные особенности храма

Исаакиевский собор величественно возвышается над Санкт-Петербургом на высоте более 100 метров. Хотя собор построен с соблюдением канонов позднего классицизма, тем не менее, в его облике уже просматриваются черты, характерные для новых архитектурных направлений: неоренессанса, эклектике и византийского стиля. Само здание украшают более ста монолитных гранитных колонн, при установке которых использовались деревянные конструкции.

Выдержанный в классическом стиле, собор имеет четыре портика.

Северный портик запоминается надписью, возвеличивающей царя. Эта фраза является воплощением всей идеи собора. Каждый год в честь Пасхи на этом портике символически зажигают светильники. В углах и вершинах фронтонов величественно расположились 12 апостолов, ближайших учеников Христа.

Западный портик запоминается своим барельефом с изображением встречи Исаакия Далматского и императора Феодосия. В центре сюжета – единство царской и духовной власти, поэтому портик не зря расположен в направлении Сената и Синода.

Следующий портик, южный, имеет на своем фронтоне барельеф «Поклонение волхвов». Центром композиции является изображение восседающей на троне Марии с младенцем в окружении поклоняющихся ей волхвов.

Восточный портик обращен к Невскому проспекту. Центральная композиция барельефа рассказывает о том, как Исаакию Далматскому удалось остановить императора Валента.

При внимательном рассмотрении на фризе одного из портиков можно увидеть изображение архитектора Монферрана.

Интересные факты

Общий вес здания — 300 тысяч тонн, по своему внушительным размерам архитектурное строение уступает лишь таким великолепным сооружениям, как:

  • Римский собор Святого Петра;
  • Лондонский собор Святого Павла;
  • Флорентийский собор Святой Марии.

Вместимость сооружения — 12 000 человек. Однако Монферран предполагал, что поместиться в нем смогут не более 7 тысяч человек, это объяснялось тем, что архитектор учитывал комфортное размещение горожан, делая скидку на размер пышных дамских юбок. Кроме того, он резервировал примерно по квадратному метру на каждого посетителя, неслыханная роскошь по нынешним временам.

В настоящее время настоятелем собора является Варсонофий.

Над зданием трудились такие великие архитектурные умы, как:

  • В. Бренн;
  • А. Ринальди;
  • А. Бетанкур;
  • О. Монферран и другие.

Будучи в Петербурге, следует непременно посетить этот величественный храм, в котором витиевато переплелась история города.

Источник: http://www.austrianyard.com/isaakievskii-sobor

Монферран. Исаакиевсий собор | ЭКОНОМИЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Хорошо виден главный золотой купол не только с Невы, но и с Финского заливаНемудрено: высота его более  101-го метра; по своим размерам он занимает четвертое место в мире среди соборов. Говорят, что его вес составляет 300000 тонн (и кто же его взвешивал?).

Огюст Монферран

У кого-то из читателей может возникнуть вопрос: чего это автор вынес фамилию архитектора в заголовок? Не зря я это сделал. Без всякого преувеличения можно сказать, что Исаакиевский собор – главное дело жизни этого великого француза.  41 год он прожил в России, и 40 из них проектировал и строил свое детище; закончил — и умер сразу после его освящения.

Хоть сравнительно рано умер, но прожил жизнь имея дело, которое его полностью пленило..

Настолько связь его с собором была для него важна и сильна, что и похоронить себя он завещал в его стенах; но завет его выполнен не был. Александр II не позволил; жена увезла гроб с телом (после церемонии «обнесения» его вокруг собора) на родину

Первая Исаакиевская церковь

Петр I родился в день святого Исаакия Далматского. Собственно, поэтому, начатую строиться по его приказу церковь и нарекли этим именем. Была она деревянная и очень скромная. Да и стояла на другом месте – возле Адмиралтейства. Но прославилась тем, что Петр венчался в ней с Екатериной Алексеевной.

Позже, он же велел возводить каменную церковь, которая и была поставлена на том месте, где теперь  — Медный всадник;  место неудачное – воды подмывали фундамент и церковь, впоследствии, была разобрана.

Новый собор

Умная женщина и великая императрица российская (хоть и немка) Екатерина II приказала построить новый Исаакиевский собор на новом месте – между Сенатской и Исаакиевской площадями. Выбор ее пал на архитектора Ринальди. Интересно, что каждый вариант собора строился дольше, чем прежний: этот строили около 32-х лет. Да так до конца и не достроили.

Ринальди чем-то не угодил взошедшему на престол Павлу и укатил в1800-ом году домой. А Павел, хотя и приказал другому архитектору достроить сие здание (не будем называть его имя – стыдно), но мрамор, предназначенный для верхней части собора, забрал на строительство Михайловского замка. Так и появилась архитектурная несуразица:  приземистое здание с мраморным низом и кирпичным верхом.

 Один флотский офицер (Акимов), увидев это здание (его долго не было в России) сочинил строчки, которые я процитирую из Википедии:

Се памятник двух царств,

Обоим столь приличный.

На мраморном низу

Воздвигнут верх кирпичный.

Как видите слова не ахти, какие скабрезные. Но ему за эти строки вырвали язык, а потом, на всякий случай сослали в Сибирь Потом ходили более острые эпиграммы, но никого не поймали.

Александр I и Монферран

Убили Павла (может, за воровство мрамора?). Александр I, закончив Отечественную  войну (благодаря талантливым полководцам), решил продолжить благое дело своих предков.

Сложную задачу он поставил архитекторам: сохранить все хорошее в варианте Ринальди, построить нечто монументальное, необычное, прославляющее эпоху Петра.

Справился с этим проектом только Монферран, да и то не сразу: уже через несколько лет после начала строительства, пришлось перерабатывать проект из-за капризов (или требований?) императора.

Долгострой

40 лет строился собор. кучу мрамора, гранита и полудрагоценных камней на него извели, не говоря уж о золоте. 400 тысяч человек вложили свой тяжелый труд в его возведение.  Много уникальных решений было воплощено приего постройке. Закончилось строительство уже при Александре  II.

С Колоннады

 А дальше?

Собор долгое время был кафедральным. Но потом грянула Революция,которая ничего хорошего соборам не приносила. Но, слава богу, собор не превратили в склад, не построили на его месте бассейнБольшевики поступили, по-изуверски,  изобретательно: провозгласили Исаакий антирелигиозным музеем! На месте Голубя в куполе, водрузили огромный маятник Фуко, подтверждающий давнее утверждение бедняги Галилея, что Земля, все-таки, вертится.

А самое главное, что Господь охранил храм от прямых бомбардировок, и здание существенно не пострадало

Все проходитИ возвращается

Как только попрощались с коммунизмом в 1991-ом году, в храме разрешили богослужения; теперь они проходят четыре раза в год – по великим праздникам. Маятник убрали, вернули Голубя. Когда я был школьником, мне довелось увидеть маятник, теперь и на Голубя посмотрел.

Как выглядит

Исаакий – одна из визитных карточек Петербурга. Поэтому, надо ли говорить, как он выглядит снаружи? Несколько слов об его внутреннем убранстве. Стены отделаны различных цветов мрамора и полудрагоценными камнями. Много мозаики, скульптур, удивительно красивая отделка дверей.

Главный алтарь посвящен  Исаакию Далматскому; за ним – очень красивый цветной витраж «Воскресение Христа». А Главный купол украшен великолепной росписью « Богоматерь во славе» работы Брюллова с соавторами. Нашлось место и гению Исаакия – Огюсту Монферрану; хоть не похоронили, так хоть бюст поставили.

А еще интересно, что под стеклом стоят макеты всех трех версий собора

Примечания

Исаакиевский собор и собор Спас-на-Крови административно и финансово объединены в один музей

Собор был нашей второй остановкой на пути автобусной экскурсии Сити Тур.

А без очереди и бесплатно мы попали туда, благодаря Карте гостя Санкт-Петербурга (на Коллонаду надо покупать билет, но тоже без очереди).

Фотографий мало потому, что сел аккумулятор фотоаппарата. На Коллонаде мы снимали телефоном, качество – не очень, да и я уже публиковал фотки с Коллонады в статье «Санкт-Петербург. Вид сверху».

До следующей встречи в статьях продолжающегося «питерского» цикла

Источник: https://cheaptravelling.ru/fotootcheti-2/monferran-isaakievskiy-sobor/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Кто построил Святую Софию

Закрыть