Чем базилика отличается от церкви

Церкви в Риме: названия, адреса, время работы

Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена. По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.

Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи. К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере.

Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.

Термины

К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры.

Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5).

Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.

Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).

С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе.

Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.

Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура.  В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее  — в барокко и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл.

chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.

Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды.

Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.

Католические церкви Рима

Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.

Латеранская базилика

Главный собор Рима – Базилика Сан-Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.

Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4

Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)

Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов итальянского Возрождения вид.
В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.

Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.

Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano

Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)

Базилика святого Климента в первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.

Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).

Адрес: Via Labicana, 95

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.

В интерьере Санта-Мария-Маджоре большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством.

Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр.

К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль (Raffaello Santi), Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.

Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Собор святого Павла, Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за древними стенами итальянской столицы. Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.

За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.

Адрес: Piazzale San Paolo, 1

Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.

Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.

Адрес: Via degli Astalli, 16

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)

Средневековая церковь, построенная архитектором Франческо Борромини (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo). Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.

Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)

Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями. Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).

Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.

Адрес: Corso del Rinascimento

Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)

Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.

Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona), богатой другими достопримечательностями Рима.

Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)

Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).

Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27

Источник: https://italy4.me/lazio/roma/cerkvi-rima/

Базилика Святой Девы Отверженных

Эта церковь не отличается ни внушительными размерами, ни роскошными украшениями фасадов, но для валенсийцев она является важнейшим культовым объектом. Это знаковое место, где хранится драгоценный образ покровительницы города – Святой Девы, Заступницы Обездоленных.

Базилика богоматери обездоленных

Священный образ с XV века принадлежал религиозному братству, учреждённому при психиатрической лечебнице Валенсии. Вначале скульптура содержалась в капелле при госпитале, а в конце столетия её перенесли в одну из часовен Собора. К чудотворной статуе Богородицы люди обращались в периоды эпидемий и бедствий.

Покровительница города

Базилика Святой Девы Отверженных (Basilica de la Virgen de los Desamparados) стоит на площади Virgen возле апсиды Кафедрального собора Валенсии. Два храма соединяются крытой галереей.

Посмотрите другие достопримечательности площади Plaza de la Virgen:

Подробнее о площади→

Архитектура базилики

В 1652 году решено было возвести для святыни отдельный храм. В 1667 году было построено здание базилики в стиле позднего ренессанса. Работой руководил Диего Мартинес. Здание с овальным куполом в плане имело форму трапеции. В основание постройки легли камни, сохранившиеся от руин древнеримского форума.

Позднее в архитектуру церкви были внесены изменения в барочном стиле. Сегодня фасад здания, обращённый к площади Virgen, имеет два одинаковых портала, оформленных тосканскими колоннами и пилястрами. Проёмы порталов декорированы рельефными обрамлениями и фронтонами.

Южный портал базилики украшен сюжетными горельефами, созданными в 2005 году Октавио Висентом. Восемь панелей из бронзы на дверных полотнах изображают сцены жизни Святой Девы Отверженных. Керамическое панно на западном фасаде также изображает образ Пресвятой Девы.

Интерьер Базилики Святой Девы Отверженных

Алтарь

Внутреннее убранство церкви выполнено в классическом стиле. Над деталями интерьера работал мастер Висенте Гаско. Священная реликвия храма – образ Пресвятой Девы Отверженных – помещается в алтарной части. С помощью особого механизма статуя поворачивается лицом к заалтарной капелле, выстроенной в 1694 году специально для размещения реликвии.

Чтобы поклониться святыне, нужно подняться по высокой мраморной лестнице. Статуя стоит в капелле в окружении фигур двух святых: Висенте-мученика и Висенте Феррера. Эти скульптуры созданы Эстеве Бонетом в XIX веке.

Купол Базилики Святой Девы Отверженных (фото: BB03)

Жемчужиной убранства храма считается роспись сводов купола. Её выполнил в XVIII веке живописец Антонио Паломино. На потолочном плафоне изображён яркий небесный свод; в центре художественной композиции — Дева Мария Заступница. Группы святых, великомучеников, ангелов и библейских персонажей располагаются на фреске в виде расходящихся от центра концентрических кругов и создают эффект объёмного пространства, «воздуха».

Из основного зала базилики выходят шесть порталов. За двумя арочными проёмами находятся капеллы Распятого Христа и Святого Иосифа. Портал прямоугольной формы с живописным обрамлением ведёт в капеллу Причастия, в которой центральное место на алтаре занимает фигура Иисуса.

Традиционные мероприятия

Святая Дева Отверженных (фото: Emilio García)

В середине марта, во время празднования Фальяс (Fallas), площадь перед базиликой и священную статую украшают цветочными композициями.

Ежегодно в мае в Валенсии проходит торжество, посвящённое Святой деве Отверженных, и легендарная статуя становится объектом особого поклонения. Священный образ на руках переносят в Валенсийский Кафедральный собор, осыпая цветочными лепестками (чтобы не подвергать риску оригинал, в процессии используется копия статуи).

Как добраться?

Ехать на автобусе 1, 6, 11, 16, 26, 29, 80, N10 до остановки Comte de Trénor – Pont de Fusta.

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Источник: https://ispaniagid.ru/basilica-de-la-virgen-de-los-desamparados/

6 необычных церквей Рима


Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

В Риме более 900 церквей.

Туристу, конечно, невозможно посетить их все, но есть те, которые входят в обязательную «классическую» программу: собор Святого Петра, Пантеон (церковь Святой Марии и мучеников), паломнические базилики, некоторые церкви мастеров барокко.

Даже если вы не религиозный человек, церкви Рима определенно достойны вашего внимания, ведь многие из них – шедевры архитектуры и одновременно музеи, где хранятся бесценные сокровища мирового искусства.

В этой статье мы расскажем о тех римских церквях, которые выделяются на общем фоне – своим архитектурным стилем, историей или наличием необычного музея.

статьи:

1. Санта-Мария-сопра-Минерва / SantaMariasopraMinerva

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва – церковь доминиканского ордена, построенная между 1280-1453 гг. по образу флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Довольно невзрачный фасад базилики скрывает настоящую жемчужину – великолепный интерьер в готическом стиле с синими заостренными арочными сводами, украшенными золотыми звездами. Это единственный оригинальный пример средневекового готического стиля в Риме (в римских церквях преобладает стиль барокко).

Свое необычное название «Святая Мария над Минервой» церковь получила из-за того, что на ее месте когда-то находился храм египетской богини Исиды, ошибочно принятый в Средние века за храм Минервы. Главные сокровища церкви – статуя Иисуса Христа с крестом работы Микеланджело (слева от алтаря) и гробница с мощами покровительницы Италии Екатерины Сиенской. Также в церкви похоронен выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как Русская Православная Церковь стала самостоятельной

В доминиканском монастыре (в здании по левую руку от базилики) находился штаб инквизиции. Именно в этих стенах Джордано Бруно зачитали смертный приговор, и состоялся знаменитый процесс над Галилео Галилеем, в ходе которого ему пришлось отречься от своих взглядов о гелиоцентрической системе мира.

Где находится и как добраться

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва находится в паре минут ходьбы от Пантеона в районе, который известен как Марсово поле (Campo Marzio). Маяком местонахождения церкви служит египетский обелиск, установленный на спину слоненка, созданного по проекту гения барокко Джованни Лоренцо Бернини.

Удобнее всего добраться до церкви, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес базилики: Piazza della Minerva, 42.

2. Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати / Chiesa del Sacro Cuore del Suffragioin Prati

Если Санта-Мария-сопра-Минерва – это пример средневекового готического стиля, то церковь Святого Сердца Иисуса в Прати – это уже неоготика, что тоже весьма необычно для Рима. Церковь небольшая, но выделяется на набережной Тибра своим внешним видом, который был вдохновлен архитектурой Северной Италии, в частности миланским Дуомо.

Уникальность церкви не только в ее внешнем виде. В ризнице находится довольно необычный музей, единственный в своем роде – музей Душ в Чистилище (museo delle Anime del Purgatorio).

В первом здании церкви случился пожар, во время которого священник Виктор Жуэ заметил, что за алтарем проступило грустное человеческое лицо. Священник решил, что так душа, заточенная в чистилище, пытается выйти на связь с кем-то из живущих.

По представлениям католиков, если за душу будут усердно молиться на Земле, это облегчает ее попадание в рай.

Виктор Жуэ стал собирать свидетельства и факты этого явления – попыток мертвых связаться с живыми. Так появился необычный музей, где собраны такие экспонаты, как, например, книга со следом, как будто оставленным обожжённой рукой, или наволочка с проступающим ликом монахини. Так душа из Чистилища пыталась отправить весточку своим сестрам с просьбой усерднее за нее молиться.

Где находится и как добраться

Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати находится на набережной Тибра Lungotevere, в 10 минутах ходьбы от замка Святого Ангела. Ближайшие станции метро: Lepanto (линия A), Spagna (линия А). Адрес церкви: Lungotevere Prati, 12.

3. Церковь Святого Игнатия / Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola in Campo Marzio

Церковь Святого Игнатия – типичный пример архитектуры барокко, это самый распространенный архитектурный стиль в Риме. Церковь построена между 1626-1650 гг. и посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордену иезуитов.

Чем же примечательна церковь Святого Игнатия? Помимо богатого барочного интерьера, внимание привлекает потолок, украшенный великолепной фреской «Триумф Святого Игнатия» Андреа Поццо. Это одна из самых больших потолочных фресок в мире. Чтобы посетителям было удобнее разглядывать ее детали, перед входом установлено большое зеркало, направленное на потолок.

Еще более удивителен «фальшивый купол» церкви – это плоскость перед алтарем, на который нанесена роспись, создающая иллюзию объема. Причина появления псевдо-купола прозаична: средств на возведение настоящего не хватило. Но гениальный Андреа Поццо нашел выход из положения и создал 3D-графику, которая в XVII в. произвела большое впечатление на современников.

«Фальшивый купол» церкви Святого ИгнатияКупол создан на плоскости

Где находится и как добраться

Церковь Святого Игнатия находится в паре минут ходьбы от Пантеона и церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в районе Кампо-Марцио. Удобнее всего добраться, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес церкви: Via del Caravita, 8a.

4. Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане / Chiesa di San Carlino alle Quattro Fontane

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, называемая также Сан-Карлино, спроектирована Франческо Борромини – гением барокко, чье соперничество с Джованни Лоренцо Бернини напоминало противостояние Моцарта и Сальери. Интересно, что совсем рядом с церковью Сан-Карлино находится Сант-Андреа-аль-Квиринале – церковь, спроектированная Бернини, которую сам мастер считал самым совершенным своим творением и часто приходил сюда в старости на мессу.

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане построена по заказу ордена тринитариев, занимавшегося выкупом пленных христианских рабов. Финансовую поддержку строительству оказал кардинал Франческо Барберини, чей дворец находился через дорогу. 

Церковь очень маленькая и компактная, но считается эталоном стиля барокко и его первой полноценной «ласточкой». В плане церковь имеет необычную овальную форму, а волнообразные линии интерьера создают ощущение постоянного потока и движения. За этими волнистыми линиями кроются сложные математические расчеты: в свое время казавшаяся невозможной архитектура церкви произвела настоящий фурор.

Интересно и то, где находится церковь – на перекрестке, по углам которого расположены 4 фонтана, символизирующие реки Тибр и Арно, богинь Диану и Юнону.

Где находится и как добраться

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане находится неподалеку от Квиринальского дворца и дворца Барберини. Ближайшие станции метро: Barberini (линия А), Repubblica (линия А). Адрес церкви: Via del Quirinale, 23.

5. Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири / Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана, бывших самыми масштабными в Риме. Поэтому ее внешний вид значительно отличается от церквей, построенных «с нуля». Она посвящена Деве Марии, «королеве ангелов», как ее часто называют, и заступнице христианских рабов-мучеников, погибших при строительстве терм. Проект перестройки был доверен самому Микеланджело, и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

За не слишком примечательным, почти аскетичным фасадом базилики очень трудно угадать величественный и пышный интерьер, украшенный скульптурами, фресками мраморными колоннами. Но самое интересное находится не на стенах и потолке, а на полу базилики.

Не все знают, что именно римские Папы стояли у истоков календаря, которым мы пользуемся сегодня, и занимались финансированием астрономических проектов. Так на полу базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири по заказу Папы Климента XI в 1702 г. появилась линия-меридиан (Linea Clementina) длиной 44 м, созданная философом, математиком и астрономом Франческо Бьянкини.

Линия была нужна, чтобы развеять сомнения в точности нового григорианского календаря, на который католический мир перешел веком ранее.

Это солнечные часы и календарь, по которому можно было определить (с помощью солнечного луча, падающего на пол из отверстия в стене) дни солнцестояния и равноденствия. По всей линии меридиана размещены различные зодиакальные созвездия, выполненные из мрамора.

На правой стороне линии расположены летние и осенние созвездия, слева – весенние и зимние. Вдоль меридиана также можно увидеть желтые звезды, обозначающие положение ряда самых важных звезд, и их имена.

Где находится и как добраться

Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири находится на площади Республики. Ближайшая станция метро: Repubblica (линия А). Адрес церкви: Piazza della Repubblica, 00185.

6. Церковь Святых Петра и Павла в квартале EUR / Basilica dei Santi Pietro e Paolo

Базилика Святых Петра и Павла, посвященная апостолам-покровителям Вечного города, – один из наиболее значительных примеров современной архитектуры в Риме. История у этой церкви необычная, потому что она была построена в составе комплекса зданий нового квартала EUR

Источник: https://wowitaly.ru/6-neobychnyh-tserkvei-rima/

Возникновение готической архитектуры во франции

Романская эпоха явила миру немало прекрасных произведений архитектуры: это и величественные “паломнические” церкви, и небольшие монастырские соборы. Романские церкви представляли собой базилику, центральный неф которой возвышался над боковыми. Романская базилика обычно состояла из трех или пяти нефов. Главный неф перекрывали с помощью деревянных балочных конструкций. Проблему освещения решал ряд окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

Но деревянные конструкции были ненадежными по причине часто возникающих пожаров, и тогда на смену балочному перекрытию приходит цилиндрический свод .

Цилиндрические своды, перекрывающие главный неф базилики, требовали усиления и без того мощных стен с помощью специальных опор — контрфорсов. Цилиндрический свод дает очень сильный боковой распор, поэтому на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка.

Если в верхнем ярусе центрального нефа появляются окна, то они очень небольшого размера, чтобы не ослабить конструкцию. А это существенно затрудняет освещение церкви.

На внутренней поверхности цилиндрического свода располагаются гурты — выступающие ребра, переходящие в полуколонны, наложенные на несущие опоры. Примером использования для перекрытия цилиндрических сводов с гуртами является церковь Сен-Сернен в Тулузе (ок. 1080–1120).

Церковь Сен-Сернен относится к типу паломнических церквей: они были рассчитаны на очень большое число молящихся.

Эта огромная пятинефная базилика имеет особенность, характерную именно для паломнических церквей, — хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников.

Такое архитектурное решение впервые было применено при строительстве первой из великих паломнических церквей — Сен-Мартен в Туре (начало XI в.). Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора.

Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл — ряд капелл, окружавших апсиду. Они предназначались для демонстрации святых мощей.

Такая система — галереи обхода и венец капелл — получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, усовершенствованном виде встречается в архитектуре готических соборов.

ПРЕДВЕСТНИЦА ВЕЛИКИХ СОБОРОВ

С паломнических церквей началась история больших соборов в средневековой архитектуре. Самой грандиозной постройкой доготического периода была третья церковь аббатства Клюни в Бургундии (1089–1132). Высоту ее среднего нефа, 30 м, смогли превзойти только готические соборы. Это была огромная пятинефная базилика, с двумя трансептами (поперечными нефами), хором с обходом и венцом капелл. Широкий центральный неф (его ширина составляла 15 м) перекрыт своеобразным цилиндрическим сводом.

При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное решение проблемы погашения бокового распора от цилиндрического свода. Для этого своду придают стрельчатую форму. Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой — при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться — тот же эффект, что при натягивании тетивы лука.

Стрельчатая арка устроена по-иному — она будто бы состоит из двух половинок, которые давят одна на другую, давая при этом значительно меньший боковой распор. Дополнительно укрепляются внутренние опоры. Кроме того, снаружи к стене церкви пристроены специальные выступы — контрфорсы, которые, отделившись в итоге от стены, станут неотъемлемой частью конструкции готического собора.

Стрельчатые очертания приобретает и аркада малых нефов.

Строительство новой церкви в Клюни стало настоящим событием. Новая церковь поражала воображение не только своими гигантскими масштабами, но и богатейшим декором — каменной резьбой капителей и карнизов, мозаиками и скульптурой.

Церковь венчали пять высоких башен — по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта.

Благодаря гармоничным пропорциям, новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, величественности внешнего облика и необычайному великолепию внутреннего убранства церковь Клюни можно назвать предвестницей великих готических соборов.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

К той же бургундской архитектурной школе, что и не сохранившаяся до наших дней церковь Клюни (осталось только южное крыло трансепта с башней), относится меньший по размеру собор в Отене (ок. 1120–1132). Здесь также применяются стрельчатые арки свода и галерей.

Еще одно нововведение, появившееся в архитектуре “клюнийского” направления: во втором ярусе стены пояс трифориев – глухих арок, сгруппированных по три. Трифории заменили открытые галереи второго яруса и, таким образом, укрепили стену, что позволило вернуть третий ярус окон.

Сходное членение стен центрального нефа (три яруса — арки, трифории и окна), правда, с измененными пропорциями будет характерно и для готической архитектуры.

Одной из первых церквей, центральный неф которой был перекрыт не цилиндрическим, а уже крестовым сводом, была церковь Сент-Мадлен (св. Магдалины) в Везеле (начало XII в.) (рис 6). Эта церковь также была возведена бургундскими мастерами, но ее конструкция сильно отличается от третьей церкви в Клюни. Применение крестовых сводов давало новые возможности.

В верхнем ярусе стены освобождалось пространство для большого окна, благодаря чему внутреннее пространство храма стало более освещенным, чем это было бы возможно с цилиндрическими сводами. Верхние участки стены больше не выполняют важной несущей функции, и там теперь можно делать окна. Таким образом решается одна из важных проблем романской архитектуры — проблема освещения интерьера собора.

Несмотря на введение новой конструкции сводов, подпружные арки и аркада галерей имеют “старую”, полуциркульную форму.

Ближе всего к раннеготической архитектуре стоит архитектура Нормандии и Англии. Вильгельм Завоеватель начинает в Англии активное строительство. В 1093–1130 гг. возводится Дерхемский собор — одно из самых больших сооружений своего времени.

Ширина среднего нефа этого собора очень велика, поэтому главной проблемой для строителей было перекрытие центрального нефа. Цилиндрические своды слишком тяжелы для постройки такого масштаба.

В этом соборе появляется крестовый свод на нервюрах, позже заимствованный раннеготической архитектурой.

Преимущества новой конструкции свода перед старой были неоспоримы: каркас свода составляли ребра-нервюры, пространство между ними заполнялось довольно тонкой кладкой, что уменьшало вес свода и боковой распор, сосредоточенный, благодаря нервюрам, в определенных точках. Подпружные арки свода стрельчатые. Стрельчатой арке можно придать любую высоту, что в дальнейшем будет активно использовать готическая архитектура.

Стена среднего нефа поделена на три яруса. Верхний ярус прорезан окнами, что дает интерьеру хорошее освещение. Массивные столбы, на которые опираются поперечные арки, имеют форму пучка тонких колон и пилястр. Чередующиеся с ними столбы, не выполняющие такую несущую функцию, имеют вид круглой колонны.

Шестичастный крестовый свод возник в романской архитектуре Нормандии — вероятно, впервые такой свод возведен в церкви Сент-Этьенн в Канне (ок. 1120) .

Итак, многие составляющие готической конструкции возникли еще в период зрелой романики. Но эти приемы, собранные вместе при возведении знаменитой церкви в Сен-Дени, заговорили на совершенно новом архитектурном языке.

ВРЕМЯ И МЕСТО

Готическая архитектура родилась во Франции. Известно место и время ее рождения — аббатство Сен-Дени, располагавшееся недалеко от Парижа, где с 1137 по 1144 г. знаменитый аббат Сугерий (1080–1151) перестраивал старую церковь. Облику новой церкви придавалось особое значение, так как Сен-Дени было “королевским” аббатством. Именно там находятся мощи святого покровителя Франции Дионисия, которому и посвящено аббатство.

Там же покоятся и короли – представители династий Меровингов и Каролингов. По этим причинам новая церковь должна была стать самой величественной и прекрасной из построенных ранее. Одной из главных целей Сугерия было добиться обилия света в пространстве церкви. Свет, проходящий через витражи, здесь имеет мистическое значение. Для того чтобы установить большие витражи, понадобилось значительно увеличить площадь оконных проемов.

Старая же архитектура в силу своих конструктивных особенностей не предусматривала таких возможностей.

Новое в архитектуре церкви, построенной аббатом Сугерием, состоит в сочетании этих приемов, которые по отдельности использовались и в архитектуре зрелой романики, но ранее не объединялись в пространстве одной постройки.

Например, в церкви Сен-Дени по-иному решается пространство хора: галереи образуют с капеллами единое целое; пространство больше не делится на отдельные ячейки, и, главное, появляется свет, льющийся из огромных окон. Чтобы возведение окон такого размера стало возможным, с наружной стороны между капеллами ставятся тяжелые опоры-контрфорсы, которые поддерживают своды.

Внешние контрфорсы также применялись в романике, но их местоположение и функции были иными. Контрфорсы церкви Сен-Дени видны только снаружи, внутри создается впечатление невесомой прозрачной стены. Изящные круглые колонны свода усиливают эффект воздушности интерьера церкви.

УСТРЕМЛЕННОСТЬ ВВЫСЬ

Церковь аббатства Сен-Дени произвела сильнейшее впечатление на современников. Новый архитектурный стиль, созданный аббатом Сугерием и его мастерами, распространяется сначала по Франции, а затем и по всей Европе. Несомненно, главными достижениями готической архитектуры являются великие кафедральные соборы. Одним из ранних был знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), строительство которого началось 1163 г. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попасть в Храм Спаса на крови

Это большой пятинефный собор, высота центрального нефа которого составляет 32,5 м. Обход в восточной части собора точно повторяет церковь Сен-Дени. Шестичастные крестовые своды главного нефа родом из нормандской архитектуры. Устройство стены главного нефа напоминает Дерхемский собор. Здесь присутствуют и круглые колонны, и аркады второго яруса, но они имеют более вытянутые, более стройные пропорции.

В сочетании с огромными по сравнению с романским вариантом окнами третьего яруса и высокими стрельчатыми поперечными арками все это дает эффект легкости, устремленности ввысь, так характерный для готической архитектуры.

Здесь уже ничего не осталось от массивности романских построек, несмотря на то что некоторые приемы архитектуры зрелой романики еще не совсем вышли из употребления. Конструкция Нотр-Дама продолжает тему внешних контрфорсов, начатую при строительстве Сен-Дени.

Контрфорсы окружают здание собора, над боковыми нефами они переходят в аркбутаны — полуарки, подпирающие нагруженные участки. Контрфорсы с аркбутанами — этот скелет готического собора — станут одной из самых важных составляющих готической конструкции.

Конечно, отличий новой, готической архитектуры от романской значительно больше, чем сходных моментов, — это и другой принцип планировки, организации пространства, новый вид фасадов и пр., но новые стили никогда не приходят ниоткуда, они всегда опираются на достижения предшествующих поколений.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200500702

Базилика Сан-Лоренцо

Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) располагается на одноименной площади и представляет собой один из самых старинных храмов Флоренции. Именно в ней похоронены практически все представители семейства Медичи. Над созданием базилики работали такие выдающиеся итальянские архитекторы, как Брунеллески и Микеланджело.

Знаменитая капелла Медичи работы Микеланджело, Старая Сакристия творчества Брунеллески и шедевры искусства Донателло – всё это в базилике Сан-Лоренцо!

История возникновения базилики Сан-Лоренцо

Изначально на месте современной базилики Сан-Лоренцо находилась одноименная церковь, построенная еще в 393 году по приказу архиепископа Амброджио. Эта церковь была посвящена Святому Лаврентию и Святому Зиновию, мощи которого хранились в храме.

Примечательно, что именно церковь Сан-Лоренцо считалась Кафедральным собором Флоренции вплоть до 7 века. В дальнейшем этот титул перешел собору Санта-Мария-дель-Фьори.

Церковь в 11 веке была значительно изменена в романском стиле и просуществовала в таком виде вплоть до 15 века. Таким образом, история возникновения базилики восходит аж к 4 веку, что делает ее одной из самых первых церквей, появившихся во Флоренции.

Перестройка церкви архитектором Брунеллески

Обширная реконструкция здания в 15 веке была финансирована главным образом Джованни Медичи, который планировал устроить в этой церкви усыпальницу семейства Медичи. Работы по реконструкции церкви были поручены знаменитому итальянскому архитектору Филиппо Брунеллески.

С 1421 по 1428 годы он занимался возведением боковой капеллы – Старой Сакристии, которая предназначалось именно для размещения гробниц представителей знатного семейства. Капелла имела вид купола, возвышающегося над квадратным помещением, оформленным в лаконичном стиле.

Интересно, что Джованни Медичи умер всего лишь через год после окончания строительства Старой Сакристии, где и был похоронен.

Вклад Микелоццо

После этого реконструкция церкви возобновилась только в 1441 году, когда Козимо де Медичи нанял другого архитектора для продолжения работ. Им стал Микелоццо.

Умерший в 1464 году Козимо Медичи, также был похоронен в базилике – в подземной крипте. С этого времени в базилике Сан-Лоренцо стали хоронить всех представителей рода Медичи.

Реконструкция церкви под руководством Микеланджело

Большой вклад в реконструкцию здания внес Буонаротти Микеланджело, который был нанят для завершения работ папой римским Львом Х Медичи. В 1520 года он приступил к созданию в противоположной стороне трансепта Новой Сакристии. По замыслу папы римского, в ней должны были быть похоронены молодые представители семейства — Джулиано и Лоренцо Медичи.

Примечательно, что гробницы и статуи были размещены не в центре ризницы, а по ее периметру. Это было довольно необычным для того времени

Микеланджело также занимался возведением часовни в Новой Сакристии с 1519 года..

Позднее в 17 веке базилика Сан-Лоренцо была дополнена капеллой принцев с огромным куполом.

Архитектура базилики Сан-Лоренцо

Внешне базилика Сан-Лоренцо выглядит достаточно аскетично. Ее фасад отличается простотой линий и геометрических форм, практически ровными стенами без окон.

Кажется, что архитектор просто забыл украсить базилику различными барельефами, статуями или ярким мрамором, что характерно для других храмов и церквей Флоренции.

Источник: https://italyme.ru/basilica-di-san-lorenzo/

Храмы и базилики Древнего Рима | Архитектура и Проектирование | Справочник

В настоящей главе мы рассмотрим памятники дохристианской эпохи, а также и те, которых не коснулось влияние христианства. Они распадаются на две группы:

а) Памятники, связанные с этрусской традицией или греческим влиянием: храмы, базилики, частные сооружения.
б) Памятники, в которых выявляется организаторский и политический гений Рима без всяких чуждых влияний, т. е. сооружения, являющиеся символом владычества над миром и распространения римских нравов: термы, акведуки, амфитеатры, дороги и оборонительные сооружения.

Мы собираемся подробно остановиться на памятниках, являющихся собственным достоянием римлян; в остальном же мы ограничимся только выявлением тех новых деталей, на которые Рим наложил свой отпечаток.

ХРАМЫ

Первобытная религии римлян была заимствована от этрусков, как и вся совокупность римских государственных учреждений. Наиболее древним типом римского храма является тот, который описан Витрувием под названием Тосканского (рисунок 335). Ордер этого храма происходит от дорийского и переносит нас в эпоху, когда антаблементом служил только архитрав, увенчанный выступающей кровлей.

 

Что касается плана, то он отличается всеми особенностями расположения греческого архаического храма. Пронаос имеет двойной ряд колонн, причем сходство еще усугубляется тем, что украшения из терракоты играют здесь такую же роль, как и в примитивном дорийском стиле. Целла обычно разделена на несколько частей.

К этому типу принадлежит храм Юпитера Капитолийского, описание которого нам оставил Дионисий Галикарнасский.

Остальные римские храмы являются только немного видоизмененными греческими храмами.

В консульскую эпоху для украшения храмов допускались три ордера: дорийский, как например в храме Благочестия, ионийский — в храме Фортуны Вирилис и коринфский, который употреблялся греками, по-видимому, только внутри храмов и который становится в Риме в эпоху империи почти обязательным ордером для фасадов. Приводить примеры коринфских храмов значило бы перечислить все сооружения этого рода, построенные от времен Тиберия до эпохи Диоклетиана.

Римские здания отличаются от современных им греческих, во-первых, глубиной портика перед целлой, во-вторых — вертикальным основанием с широким перроном спереди. Греки окружали площадку своих храмов рядом ступеней; вертикальное основание является у них исключением; в римской архитектуре оно становится правилом.

Рис. 335
Рис. 336

На рисунке 336 эта двойная особенность пояснена примером римского храма в Галлии: мы видим тут и глубину портика, и высокий цоколь колоннады. Греки придавали иногда своим храмам круглую форму; эта форма становится частой у римлян.

Она встречается не только в Тиволи, но и в других храмах Рима: например в храме Весты и еще одном храме, открытом на развалинах форума; ее же мы находим и в Пуццолах.

Самый большой храм Рима — Пантеон (рисунок 313) — имеет круглую целлу, покрытую куполом более 43 м диаметром.

Ротонда Пантеона долго считалась созданием Агриппы. Открытия Шедан позволяют теперь датировать каждую отдельную его часть: круглая целла — не древнее эпохи Антонинов, а Пантеон во времена Агриппы представлял собой десятиколонное здание. Число колонн портика было сокращено до восьми, когда его переделали во фронтон ротонды, перед которой он стоит и до сих пор.

Примечание: Круглая целла Пантеона была сооружена в 110—125 гг.

Независимо от данных, полученных при исследовании фундамента сооружения, об этом изменении свидетельствует одна существенная подробность: отлогий карниз, задуманный для фронтона с менее покатым уклоном, был переделан, модильоны, имевшие отвесную боковую поверхность, получили легкий наклон. Приведенная подробность достаточно подтверждает, даже за неимением других доказательств, факт изменения плана.

Круглая целла в Тиволи была сводчатой и освещалась окнами, что является почти единственным примером такого рода конструкции. Храм Венеры и Ромы представляет собой один из немногих храмов с удлиненной целлой, в котором применен свод.

БАЗИЛИКИ

Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это — помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.

Первая базилика относится к 180 г. до н. э., причем замечательно, что это нововведение, преследующее цели комфорта, связано с именем сурового Катона. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.

Витрувий описал традиционное, по-видимому, расположение базилики в главе, посвященной этому виду сооружений. В графическом изображении она, по-видимому, соответствовала деталям А и С (рисунок 337).

Базилика имеет три вида нефа — один центральный и два боковых. Боковые нефы — двухэтажные. Над всем зданием проходят деревянные стропила. Общая ширина должна быть в пределах от трети до половины длины. Если же последнее невозможно, то Витрувий советует придавать зданию указанную пропорцию добавлением на обоих концах «халкидиков», или поперечных нефов С и, С».

Витрувий предписывает делить ширину базилики при вычерчивании плана на пять частей, из которых три должны приходиться на средний неф, а две остальных — на боковые. Высота колонн нижнего яруса равняется ширине боковых нефов. Колонны второго яруса на одну четверть ниже колонн первого.

Между двумя ярусами проходит стилобат (plateum), высота которого на одну четверть ниже колонн второго яруса. Его назначение — отделить галереи второго этажа, являющиеся только местами для прогулок, от нижнего этажа, служащего для деловых целей.

Витрувий не говорит ни слова ни о расположении лестниц, ведущих на галереи, ни о способе освещения большого нефа.

Описав самый тип базилики, Витрувий приводит в виде примера базилику в Фано, строителем которой был он сам и которая включала (деталь В рисунка 337), кроме главного зала и галереи, пристройку, служившую одновременно и трибуналом и храмом Августа.

Сопоставим разрез базилики в Фано В с разрезом типа А: ширина одинаково разделена между нефом и портиками, план портиков один и тот же, от нормального типа отклоняется только высота в свету. Зато декоративные детали нисколько не соответствуют сакраментальной формуле и свидетельствуют о духе независимой оригинальности, делающей честь архитектору.

Рис. 337
Рис. 338

Витрувий пользуется вместо двух ярусов, поставленных один над другим, только одним ярусом колонн, высота которых охватывает оба этажа галерей. Эти колонны усилены прилегающими к ним пилястрами, служащими опорами для полов. Вместо классического антаблемента Витрувий допускает архитрав, составленный из нескольких рядов сдвоенных балок.

Над ними проходит ряд кубиков, выступающих перпендикулярно к плоскости колонны и образующих глухие части ажурного фриза. Все это венчается вместо карниза рядом связанных вместе балок. Стропила кровли не обшивались снизу. Кровля поперечного нефа, по всей вероятности, не врезывалась в кровлю среднего, но возвышалась над ней, и здание имело вид, указанный на рисунке 338.

 

Описанная базилика находилась в очень незначительном городке; наиболее же известной является базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором на одном из концов форума Траяна. Мы видим здесь пять нефов: средний окружен по всему периметру двойным поясом второстепенных галерей; на каждом конце имеется полукружие, диаметр которого равен ширине трех нефов.

Эти полукружия были, вероятно, перекрыты сводами, а остальная часть — бронзовыми стропилами. Стволы колонн — гранитные монолиты, опирающиеся на цоколи из белого мрамора.

На старом форуме возвышалось несколько базилик, из которых одну приписывали Юлию Цезарю; ее план выяснен не вполне. До нас дошла почти нетронутая помпейская базилика: за пределами Италии довольно хорошо сохранились базилики в Трире и Пергаме.

В некоторых городах Сирии имелись преторианские судилища в виде сводчатых базилик (Мусмийэ, Санамен). Упомянем, наконец, о сводчатой базилике Константина (рисунок 312), которую мы приводили в качестве примера обширного зала, сложенного бутовой кладкой на растворе.

Источник: http://arx.novosibdom.ru/node/1484

Базилика Сан-Витале, Равенна

Базилика Сан-Витале в Равенне (Basilica di San Vitale) – один из важнейших раннехристианских памятников во всей Италии. Собор прекрасен во многих аспектах: и как архитектурная достопримечательность, и своей художественной ценностью. Ведь войдя внутрь, посетитель невольно будет восхищен богатством и красотой мозаик базилики. Из-за своей важности церковь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма

Строительство церкви Святого Виталия в Равенне началось еще во времена Византийской империи. После возвращения из последней епископ Экклезий, выполнявший дипломатическую миссию императора Теодориха Великого, заложил первый камень. Это случилось в 526 году, сразу после смерти правителя Равенны. Работы, финансируемые византийским банкиром Юлианом Аргентарием, завершились в 547 году. А 19 апреля 548 года базилика была освящена епископом Максимианом.

За последующие столетия базилика пережила несколько реконструкций. В 13 веке к ней была достроена колокольня, а в 16 столетии уровень пола был искусственно сделан выше для предотвращения затоплений. В 1688 году часть храма разрушило землетрясение, но уже к концу 17 века его восстановили. В 1780 году украсили фресками участки куполов собора, все еще остававшиеся чистыми от мозаик. В 1996 году базилика стала частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура и интерьер

Церковь типична для раннехристианских построек Равенны, и в то же время достаточно отличается от церквей того же времени других городов Италии. В базовом плане она имеет восьмиугольную структуру. Грани строения соединены контрфорсами, а в центре возвышается конусообразный купол диаметром 16 метров. Под ним образовалась ротонда с аркадами. Очень оригинальным архитектор сделал преддверие церкви, расположив его под небольшим углом к основной оси здания.

Интерьер отображает основную архитектуру: внутри можно наблюдать двухэтажный восьмиугольный портик, поддерживаемый колоннами. Вследствие продуманного расположения окон внутри создана непередаваемая игра света. Пол храма украшен геометрическими орнаментами, а нижняя часть стен облицована мрамором.

В боковых галереях размещены саркофаги, в которых покоятся останки раннехристианских мучеников. 

Мозаики храма

Наибольшую ценность в базилике имеют именно мозаики. Они украшают верхний уровень стен и купол церкви, а также апсиду и арки. Вся их тематика направлена на укрепление апостольской основы церкви Равенны и теократическую власть Византийской империи. Основной их мотив, конечно же, христианский. Здесь преобладают:

  • изображения Христа, ангелов и различных святых,
  • проиллюстрированы многие библейские сюжеты,
  • уделено внимание и императору Византии Юстиниану I и его жене Феодоре, и епископам, причастным к строительству базилики. 

Как доехать

Базилика Сан-Витале расположена в историческом центре Равенны, на улице Via San Vitale, 17. Недалеко от нее находятся и другие религиозные сооружения, посещение которых включено в стоимость визита:

По соседству разместился Национальный музей Равенны. Ближайшая автобусная остановка Piazza Baracca (маршрут 70) расположена в 3 минутах ходьбы. 

Время работы:

  • с марта по октябрь с 9:00 до 19:00,
  • с ноября по февраль с 10:00 до 17:00.

Касса закрывается в 18:30. Телефон (+39) 0544 541688. 

Вход: цена билета 9,5 евро, льготного 8,5 евро. Льгота действует для студентов, групп от 20 человек. Для детей младше 10 лет и лиц с ограниченными возможностями вход бесплатный. Стоимость и время работы могут меняться.

Вам также может быть интересно

  • Паломнические места Италии: 25 удивительных храмов

Источник: https://it.igotoworld.com/ru/poi_object/32316_basilica-of-san-vitale.htm

Базилика Сакре-Кёр

Базилика Сакре-Кёр на Монмартре – действующий храм Парижа, второй (после Собора Парижской богоматери) по посещаемости (около 10 миллионов человек в год) религиозный памятник Франции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем знаменит храм Христа Спасителя
Адрес:35 Rue du Chevalier de la Barre, 75018 Paris, France Время работы:
  • Храм: ежедневно с 6.00 до 22.30.
  • Подъем под купол: ежедневно с 8.30 до 20.00 (май – сентябрь), с 9.00 до 17.00 (октябрь – апрель).
Сайт Сакре Кёр Стоимость билета:
  • Вход в храм бесплатный.
  • Подъем под купол храма: 6 евро; 4 евро для лиц 4-16 лет; бесплатно для детей младше 4 лет.
Как добраться до Сакре КёрБазилика находится на холме, на вершину которого можно доехать на автобусе Montmartrbus или на фуникулере или дойти пешком (270 ступенек).На метро:Станция Жюль Жофрэн Jules Joffrin — линия 12Станция  Пигаль Pigalle — линии 2, 12Станция Анвэр Anvers — линия 2Станция Абэс Abbesse — линия 12

Базилика расположена на вершине холма Монмартр, на правом берегу Сены. Чтобы добраться до базилики, необходимо преодолеть 270 ступенек.

С площадки перед базиликой открывается великолепный вид на весь Париж: видны Нотр Дам, Эйфелева башня, Пантеон, Опера Гарнье, башня Монпарнас, центр Жоржа Помпиду Это одно из любимых мест туристов. А если подняться на купол базилики, то можно любоваться панорамой в радиусе 50 км.

Название «базилика» храм получил при освящении, и это значит, что он является местом паломничества. Название Сакре-Кёр («святое сердце») подразумевает Сердце Христа. Через любовь к человеческому сердцу Христа христиане выражают любовь к сердцу Бога.

В течение всей своей жизни Христос нес эту божью любовь ко всем людям. Символ открытого сердца представлен во многих скульптурах, витражах, статуях, барельефах и мозаиках базилики.

Оно выражает безмерную любовь Бога к каждому, и служители церкви призывают при входе в базилику открыть ваше сердце, чтобы принять эту любовь.

История Монмартра

Монмартр стал культовым местом еще во времена галльских друидов, затем римляне выстроили здесь храмы, посвященные Марсу и Меркурию; христиане поставили здесь первую парижскую церковь – церковь Св. Петра

Холм Монмартр («Mont des Martyrs» = «Гора мучеников») получил свое имя в память о первых христианах, казненных здесь во время римских гонений. Среди них был и первый епископ Парижа Св. Дионисий. Мы знаем эту историю благодаря Св. Женевьеве, покровительнице Парижа: в жизнеописании этой святой говорится о том, что именно она в 475 г.

воодушевила парижан на строительство церкви, посвященной Дионисию и всем первым христианам, которые распространяли веру «не сражаясь, а умирая». Св. Дионисий прибыл в Лютецию (так в те времена назывался Париж) из Италии около 250 г. с целью крестить Галльское королевство. При нем было построено несколько церквей. Но потом он был схвачен и обезглавлен на холме Монмартр.

По легенде, обезглавленный священник после казни поднял свою голову и шел с ней 6 км, спустившись с Монмартра на север по дороге, которую назвали улица Мучеников (rue des Martyrs). В конце своего пути он отдал свою голову верующей женщине и рухнул на землю. На этом месте впоследствии воздвигли храм в его честь – базилику Св. Дионисия (Сен-Дени). А на холме Монмартр благодаря Св.

Женевьеве в память о Дионисии была построена простенькая часовня, разрушившаяся в IX в. Затем на Монмартре обосновалось бенедиктинское  аббатство.

Монмартр был популярным местом христианского паломничества. В 1611 г. во время восстановительных работ была обнаружена лестница, ведущая в старинную скрипту, освященную, как сказали, самим Дионисием. Мария Медичи и 60 тысяч паломников двинулись из Парижа на святые места. Сюда приходили часто с различными просьбами и французские монархи, и простые парижане.

Аббатство и монастырь были разрушены Французской революцией в 1792 г. От них осталась только церковь Св. Петра.

Строительство Сакре-Кёр

В 1870 г. началась франко-прусская война. Франция терпела поражения, и часть страны была захвачена немцами. Многие французы думали, что причиной этих бед является духовное обнищание страны после Французской революции. Общественные деятели считали необходимым построить новую церковь, посвященную Сердцу Христа, в знак раскаяния за совершенные грехи. В конце 1872 г.

кардинал Гильбер, архиепископ Парижа, согласился с этим пожеланием и выбрал место для храма – Монмартр. В 1874 г. был объявлен конкурс архитекторских проектов, который выиграл Поль Абади. Работы начались в 1875 г. и финансировались за счет пожертвований. Собирали деньги всем миром, иногда это были совсем скромные взносы. Имена меценатов выгравированы на камнях церкви. В 1885 г. церковь была открыта, но не закончена.

С тех пор до наших дней круглосуточно в храме безмолвно проходит молитва за церковь, за мир и всех людей в мире.

Освящение было назначено на 1914 г., но ему помешала начавшаяся война. И базилика была освящена 16 октября 1919 г.

Архитектура базилики Сакре-Кёр

Базилика выполнена в романо-византийском стиле. Ее внешний вид отличается от привычных средневековых церквей Парижа. Архитектор был воодушевлен примерами Святой Софии в Константинополе и Сан Марко в Венеции. Но и от традиционного византийского плана храм тоже отличается.

По форме он представляет греческий крест с четырьмя куполами с боков и одним центральным куполом посередине. Главный купол имеет высоту 83 метра.

В отличие от большинства церквей, которые традиционно имеют восточно-западную ориентацию, Сакре-Кёр ориентирована на север-юг, к центру Парижа.

Базилика построена из специфичного камня, имеющего белый цвет. Камень был выбран архитектором за особые качества – прочность и самоочищаемость при контакте с водой.

Внутреннее оформление церкви также выполнено в романо-византийском стиле. Свет и архитектурные детали привлекают внимание к хорам – месту литургии, месту поклонения.

Мозаика потолка апсиды была выполнена в 1900 – 1922 гг. Мерсоном и Манем. Она представляет Христа с раскрытыми объятиями и является одной из самых больших в мире (475 квадратных метров).

Витражи, установленные в 1903 – 1920 гг., пострадали от бомбардировок Парижа в 1944 г. и были переделаны в 1946 г.

На 83-метровой высоте под куполом находится знаменитый Савуаярд – один из самых больших колоколов мира весом в 19 тонн. Он был подарен савойцами (жителями Савойи – области на востоке Франции), отсюда его название.

Орган базилики является историческим памятником. Он используется только один раз в год — во время Рождественской мессы в 22.00 24 декабря.

Храм украшен многочисленными скульптурами. По народному преданию, для исполнения желания надо потереть ногу Св.Петра.

Посещение Сакре-Кёр

Базилика открыта ежедневно с 6.00 до 22.30.

Вход бесплатный.

Подъем на купол Сакре-Кёр

Вход на лестницу, ведущую на купол храма, осуществляется с левой внешней стороны. Внимание: чтобы подняться наверх, необходимо преодолеть 300 ступенек.

Время посещения: ежедневно с 8.30 до 20.00 (май – сентябрь), с 9.00 до 17.00 (октябрь – апрель).

Вход платный.

Как добраться до базилики Сакре-Кёр

Основной вход в базилику расположен по адресу Парви де ля Базилик (Parvis de la Basilique).

Базилика находится на холме, на вершину которого можно доехать на автобусе Montmartrbus или на фуникулере или дойти пешком (270 ступенек).

На метро:

Станция Жюль Жофрэн Jules Joffrin — линия 12

Станция  Пигаль Pigalle — линии 2, 12

Станция Анвэр Anvers — линия 2

Станция Абэс Abbesse — линия 12

Всё, что нужно, чтобы подготовиться к путешествию:

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

Источник: http://visitefrance.ru/france/bazilika-sakre-kyor.html

Чем отличается храм, церковь, собор и часовня?

05.12.2018 Часто люди задаются вопросом: чем отличается храм от церкви? А ведь есть еще и другие сооружения, куда ходят православные верующие, например, собор или часовня. В чем их отличие?

Помните, в нашей статье «Какие бывают храмы и как они устроены?» мы писали о том, как выглядят православные храмы снаружи, а также упоминали о прообразе современного храма – походном храме-палатке скинии у древних евреев, устройство которой было дано свыше пророку Моисею.

Походный храм древних евреев — скиния

Первые христиане посещали иудейские храмы. Однако Таинство Евхаристии (освящение хлеба и вина, вкушение Святых даров, чтобы «соединиться с Богом во Христе»), которое заповедовал совершать Господь Иисус Христос на Тайной Вечере, последователи Христа проводили сначала в своих домах, а после, когда начались гонения на христиан, в катакомбах (подземельях).

В 313 году был подписан Миланский эдикт между императорами Константином и Лицинием. Тогда все религии Римской империи, в том числе и христианство, уравнялись в правах, т.е. язычество потеряло роль официальной религии и гонения на христиан прекратились. С этого времени начинается повсеместное строительство христианских сооружений.

Первые христианские храмы строились по типу базилик — прямоугольных зданий с нечетным количеством нефов, отделенных друг от друга колоннами (базилика Сан-Витале, Равенна)

Храм

Итак, начнем с храма.

Слово «храм» произошло от старославянского «хоромы» («храмины»). Слово это обозначало большое, величественное помещение. Сегодня храмом называют строение, где проводятся богослужения, а также совершаются церковные Таинства. В храме служит штат священников и там разрешается проводить литургию (несколько раз в день, если в храме есть несколько престолов).

По своим архитектурным особенностям, храм обычно имеет один или несколько куполов, несколько приделов (они могут пристраиваться к храму), и в каждом приделе есть алтарь. 

Храм святого благоверного Игоря Черниговского в Переделкино

Церковь

Церковь переводится с греческого Κυριακη как «дом Господа». Стоит сказать, что это слово употребляется в двух смыслах. С одной стороны Церковью называют все наше христианское сообщество. Одному из первых своих учеников Петру Господь Иисус Христос сказал: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18).

С другой стороны, церковью называют храм. То есть храм и церковь как религиозное архитектурное сооружение – это одно и то же.

Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово

Собор

Слово «собор» произошло от однокоренного слова «собрание». Это слово тоже имеет несколько значений. Собором назывались собрания (съезды) высшего духовенства, а также в православном календаре отмечаются праздники – Соборы святых.

Обычно собор как сооружение отличает масштабность и великолепие постройки, это центральный храм в городе или монастыре. В соборе всегда несколько приделов (алтарей), служат в них несколько священников, иногда в штате собора бывает 12 священников и настоятель (подобно Иисусу Христу и 12 апостолам).

Статус собора присваивается храму раз и навсегда.

В соборе служит высшее духовенство — то есть архиереи (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ). Если в соборе находится кафедра правящего архиерея, то такой собор называется кафедральным.

Главный кафедральный собор Русской православной церкви — храм Христа Спасителя

Часовня

Часовня обычно возводится в честь какого-то события. Этимология слова происходит от «час», «часы» (Часы — это краткие церковные службы). Часовня это небольшое сооружение для чтения Часов, а также канонов, акафистов и других молитвословий. В часовне нет алтаря, там не служат Литургию, и нет настоятеля.

Часовня в честь Матроны Московской в Радонеже

Скажем еще, что неважно, где ты находишься на службе: в величественном соборе или в скромной деревенской церкви, главное — причастность к Церкви Христовой, наша горячая молитва и приобщение к Таинствам.

Источник: https://www.sofija.ru/blog/chem-otlichaetsya-khram-tserkov-sobor-i-chasovnya/

Папские базилики – главные храмы Рима

На протяжении столетий Вечный город является хранилищем бесчисленного множества произведений искусства, христианских святынь и реликвий. Именно поэтому сюда приезжают не только туристы со всего мира, но и многие паломники в поисках духовных благ.

Особенно большой наплыв случается в Юбилейные годы, когда верующим даруется папская индульгенция. Для этого требуется посещение определенных церквей – патриархальных базилик, четыре из которых находятся в Риме.

Имея самый высокий ранг в Римско-католической церковной иерархии, они пребывают под прямой юрисдикцией Святого Престола и называются Папские базилики.

Стоит заметить, что еще две базилики, называемые Малыми, находятся в итальянском городе Ассизи провинции Перуджа в Умбрии. Чем же отличаются Папские базилики от множества прочих культовых заведений?

Концепция Великой базилики была изложена папой БонифациемVIII (1235-1303) в папском булле «Antiquorum fida relatio» и обнародована им в 1300г. Документом устанавливались правила предоставления индульгенций, сообразно которым предписывалось обязательное посещение двух римских базилик, где находились погребения последователей учения Спасителя: Константиновской – Святого Петра и базилики Святого Павла за городскими стенами.

Получение полного Искупления, называемого иначе папской снисходительностью, предоставлялось раскаявшимся на исповеди и прощенным через причастие грешникам, прошедшим через Святые двери. Их открытие предписывалось совершать понтификами через особый обряд, и только раз в столетие – в год, провозглашенный римско-католической церковью Священным.

Именно наличие Святых дверей и Папского алтаря, где только Папа или несколько других священников могли праздновать Евхаристию, отличает Папские базилики от прочих церквей Рима.

В 1350 году папа Климент VI причислил к Великим еще один собор – базилику Святого Иоанна Латеранского, присвоив ей титул «Omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput», что в переводе с латыни значит «мать и глава всех церквей города и мира». Четвертой Великой римской базиликой в 1390 году стала Санта Мария Маджоре, посвященная Деве Марии.

Базилика Сан Джованни ин Латерано

Basilica di San Giovanni in Laterano

Построенная в IV веке на землях, принадлежавших семье Латерани, базилика Святого Иоанна считается самой главной из всех четырех Папских базилик. Здесь находится одно из пяти апостольских мест – Святой престол, символически представленный в виде Папского трона, местом являющимся символом силы и ответственности епископа Рима. Посвящение базилики Христу было сделано в 324г. папой Сильвестром I, который объявил эту церковь Domus Dei, то есть «Домом Бога».

Базилика Святого Петра в Ватикане

Basilica di San Pietro in Vaticano

Величественное здание возведено в период 1506-1626гг на месте церкви, построенной Константином I. По преданию, здесь, в садах Нерона, после распятия был захоронен первый из апостолов Иисуса – Святой Петр. Эта Папская базилика, являясь центром католицизма и самой большой церковью в мире, используется как торжественное место для проведения больших христианских праздников, свершения обрядов Страстной недели, провозглашение новых понтификов, канонизация Святых и пр.

Базилика Сан Паоло фуори ле Мура

Basilica di San Paolo fuori le Mura

В начале IV века, с окончанием гонений и обнародованием указов императора Константина о терпимости к христианству, в том месте, где христианами почиталась память обезглавленного императором Нероном в 65 году Святого Павла, были произведены раскопки. По приданию, именно здесь, в нескольких километрах от городской стены Аврелиана и была возведена базилика Святого Павла, освященная папой Сильвестром около 324 года.

Базилика Санта Мария Маджоре

Basilica di Santa Maria Maggiore

Расположенная в районе Монти на вершине холма Эсквилин, базилика Санта Мария Маджоре, пожалуй, единственная, которая сохранила раннехристианскую структуру. Она была возведена при папе Сиксте III (432-440) с посвящением Деве Марии. Здание базилики является экстерриториальной зоной Святого Престола – это не территория Ватикана, как принято считать, а территория Итальянского государства с привилегией экстерриториальности.

Более подробно эти главные соборы Рима описаны на сайте в статьях, ознакомиться с которыми можно, пройдя по ссылкам, приведенным в тексте.

Напоследок, несколько слов о двух Папских базиликах, находящихся в Ассизи – базилике Сан Франческо и Санта Мария дельи Анджели. Несмотря на то, что там есть Папский алтарь, они имеют статус Малых, так как в них отсутствует Святая дверь. Именно из-за этого базилики не входят в число основополагающих, которые позволяют получить папскую индульгенцию во время проведения Юбилейного года.

Источник: https://39rim.ru/papskie-baziliki-glavnyie-hramyi-rima.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Кто такие епископы и аббаты

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]