Почему был построен храм Василия Блаженного

Одиннадцатая церковь храма Василия Блаженного открылась для посещения

Почему был построен храм Василия Блаженного

МОСКВА, 23 ноября. /ТАСС/. Церковь святого Иоанна Блаженного в Покровском соборе (храме Василия Блаженного) на Красной площади в Москве открыли в пятницу после реставрации — ее двери распахнулись впервые за 90 лет. В церемонии приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский, митрополит Истринский Арсений, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

«Сегодня мы представляем и открываем очень значимый храм в составе комплекса нашего знаменитого национального символа — Покровского собора (храма Василия Блаженного). Это церковь Иоанна Блаженного, которая была закрыта для людей в течение 90 лет. 90 лет люди не могли пройти, поклониться мощам одного из наиболее значимых святых русской земли — Иоанна Блаженного», — сказал Левыкин.

По престольным праздникам в церкви будут совершаться богослужения. «Конечно, радостное событие.

Мы вновь перелистываем нашу историю — не с новой страницы, а открываем забытую старую, которая многие десятилетия была для нас святыней, сохранившей в своих стенах раку с мощами блаженного святого Иоанна.

Не наша вина, что долгое время это помещение было использовано под другие надобности. То, что мы делаем сегодня, оно останется в назидание для последующих потомков нашего отечества», — сказал владыка Арсений.

«Далеко не все москвичи и гости столицы понимают, что храм Василия Блаженного состоит из 11 приделов, 11 церквей. Каждая из них уникальна. И судьба последней — церкви Иоанна Блаженного — всегда была под вопросом. По большому счету, чудом, божьим промыслом мы удалось ее сохранить», — отметил Мединский.

Он поблагодарил сотрудников Исторического музея, которым удалось сохранить уникальные экспонаты. «Иоанн Блаженный был человеком удивительной силы духа, говорящий властям, царям в лицо зачастую то, о чем даже подумать боялись оппозиционеры того времени. Человек исключительно почитаемый в народе, и сейчас память о нем таким образом возвращается», — добавил министр культуры.

О реставрации

В ходе реставрации, проведенной в 2016-2018 годах, выполнены кровельные работы, восстановлена кирпичная кладка стен, свода и покрытия пола, раскрыты фрагменты настенных росписей XVII и XIX века. Воссоздание утраченного иконостаса XIX века осуществлено в строгом соответствии с фотофиксацией 1935 года. Центральное место в нем заняли подлинные Царские врата XVIII века. Большинство икон, бывших некогда в иконостасе этой церкви, сохранились.

Также в церковь возвращена главная реликвия — железные вериги (цепи), которые, по преданию, принадлежали святому Иоанну Блаженному.

Историческое место заняли ростовая икона и серебряные накладки на ковчеге с мощами святого. Уцелели парные золоченые хоругви (религиозные знамена) образцы церковного искусства конца XIX века, которые обрамляли древний вход в церковь.

В Историческом музее рассказали, что чудом сохранилась деталь древнего иконостаса этой церкви — символы Ветхого Завета. Комплекс дополняют запрестольный крест XVII века и связанные с посвящениями церкви иконы «Зачатие святой праведной Анны» (XVII век) и «Святой Иоанн Блаженный» (XIX век).

Реставрацию большинства предметов осуществили сотрудники реставрационных мастерских Государственного исторического музея, Межобластного научно-реставрационного художественного управления и Православного Свято-Тихоновского университета.

Теперь все 11 церквей храма Василия Блаженного доступны для верующих, посетителей и гостей музея.

О церкви

Построенный в 1555-1561 годах собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который чаще называют храмом Василия Блаженного, первоначально состоял из девяти церквей. Впоследствии к нему были пристроены две нижние церкви над мощами московских святых Василия и Иоанна Блаженных. С 1929 года нижние церкви были недоступны ни для посетителей музея, ни для верующих.

Святой Иоанн по прозвищу Большой Колпак (первая половина XVI века — около 1589) был похоронен по его просьбе неподалеку от блаженного Василия. Церковь пристроили после обретения мощей юродивого в 1672 году. Предполагают, что первоначальным ее посвящением было Положение Ризы Пресвятой Богородицы. Затем она была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1916 году придел переосвятили во имя Иоанна Блаженного. С 1780-х церкви во имя святых Василия и Иоанна Блаженных составляли единое богослужебное пространство, устроенное с помощью внутренних проходов. Во время проведения реставрационных работ в 1930-е эти проходы заложили, а северную и западную стены церкви восстановили как фасадные, расписав их «под кирпич». На длительный период церковь была выведена из экспозиционного и богослужебного пространства храма.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5826336

Менять окраску куполов запрещено — Пресса в образовании

Почему был построен храм Василия Блаженного

Историки раскрыли только часть тайн собора Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный нам как храм Василия Блаженного, был построен по велению Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством (начало штурма Казани — 1 октября 1552 года). Сейчас собор удивительным образом сочетает в себе действующий храм и музей. Вокруг храма ходит множество легенд, некоторые мы сегодня развенчаем.

Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству.

битва, в которой наши войска одержали победу, произошла как раз в день Покрова Пресвятой Богородицы. Именно поэтому храм и был освящен в честь этого христианского праздника.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм.

В наиболее раннем и полном источнике упоминаются два мастера: Барма и Постник.

Их происхождение остается неизвестным, их называют русскими (такое написание в источнике), не уточняя города, уроженцами которого они были. Некоторые исследователи находят подтверждения тому, что автором собора стал иностранный архитектор, поскольку в западноевропейском искусстве можно найти прототипы некоторых элементов, конструктивных особенностей здания.  Безусловно, это рождает легенды, разобраться в них нам помогла старший научный сотрудник музея «Покровский собор» Надежда Малышева.

Миф 1

Архитекторов собора ослепили, чтобы не смогли повторить шедевр

На самом деле: такие сюжеты широко представлены в зарубежной литературе первой половины XVII века.

И история об ослеплении мастеров была достаточно популярным клише того времени, его применили и к нашему собору. Никаких точных исторических данных по этому поводу нет. Скорее всего, такого события не было.

Мы можем об этом судить, потому что о казнях Ивана Грозного летопись сообщает очень подробно, часто с упоминанием имен и способа казни. Конечно, если бы такое событие произошло, тем более связано оно с памятником, о котором в летописи много было написано, то это обязательно нашло бы отражение в таком документе.

Мы же первую информацию об ослеплении находим только спустя несколько десятилетий после строительства храма.

В последнее время специалисты все больше сходятся во мнении, что автором проекта Покровского собора был иностранный мастер, скорее всего, итальянец или немец. Об этом можно судить по элементам архитектуры, которая нехарактерна для русской традиции. По композиции, по организации пространства собор полностью отличается от того, что строили на Руси.

К тому же в нашем государстве тогда работало много западноевропейских мастеров.

Миф 2

В подвалах Покровского собора хранится библиотека Ивана Грозного.

На самом деле: подвалов  в храме нет. Храм стоит на ленточном фундаменте, как это ни странно для такого большого сооружения. Это траншея по контуру собора, ее глубина около двух метров.

Вся конструкция держится на подклете — нижнем уровне.

У него даже толщина стен больше, чем в других местах здания, — она достигает трех метров.

Существовала версия, что от стены Кремля к собору вел подземный ход. Однако никаких подземных ходов во время реставрационных работ обнаружено не было. В конце XIX века проводили водяное отопление в подклет, для этого вырыли небольшие траншеи, но далеко не подземные ходы.

Миф 3

Храм построен на средства, которые собирал Василий Блаженный

На самом деле: это, разумеется, легенда, причем довольно поздняя. Во-первых, ни в одной из редакций жития юродивого упоминания об этом не было.

А во-вторых, конечно, один человек, сколько бы средств он ни имел, сколько бы их ни собирал, в одиночку подобное строительство просто не потянул бы. Сооружение такого масштаба можно было построить только на средства, которые выделялись из государственной казны.

Миф 4

В храме Василия Блаженного хранится рака с мощами святого

На самом деле: тело Василия Блаженного покоится в земле, в том месте, где он и был захоронен, «у стены строящегося собора». Его мощи никогда не обретались. Рака только обозначает место погребения юродивого. Она абсолютно пуста.

Миф 5

Храм Василия Блаженного является неточной копией разрушенной мечети Кул-Шариф в Казани

На самом деле: легенда возникла из-за причудливой формы куполов собора. Однако такую форму и раскраску они имели не сразу. Скорее всего, собор в середине XVI века имел обычные шлемовидные главы, даже не фигурные.

В конце XVI века, после больших пожаров, появляется упоминание о том, что главы были сделаны фигурными по разным образцам. Свои цвета они получили через много лет после строительства, в конце XVIII века, при Екатерине II.

Почему именно такую раскраску выбрали, неизвестно, однако в сохранившихся документах часто встречается упоминание, что менять ее нельзя. Почему? Это еще одна неразгаданная загадка собора.

Кстати

Когда в храме проводили службы в начале XX века, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Святой Василий Блаженный

Справка

Кем же был Василий Блаженный, в честь которого получил неофициальное название собор? Московским юродивым, которого за чудеса почитали святым.

Он был канонизирован в 1588 году. Утверждают, что Блаженный обладал даром провидения; ему приписывают множество чудес, исцелений, как при жизни, так и после смерти. Поговаривают, что сам Иван Грозный чтил Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно ставить свечи за здравие в церкви

Когда незадолго до кончины Василий тяжело заболел, царь с семьей посещал его.

ИНФОГРАФИКА

Источник: https://vm.edupressa.ru/gazeta/otkrytyj-urok/menyat-okrasku-kupolov-zaprescheno/

Василия Блаженного храм

Почему был построен храм Василия Блаженного

ПОКРОВА НА РВУ (Василия Блаженного храм), собор в Москве на Красной площади, построен в 1555-60 в память взятия Казани и уничтожения разбойничьего государства — Казанского ханства, приносившего много бед русским людям. Авторы собора — русские зодчие Барма и Постник.

Собор выражал благодарение Богу за великую победу над жестоким врагом, был грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси. Храм представляет собой совокупность столпов. Вокруг центральной башни, увенчанной шатром, по осям и диагоналям расположены восемь меньших храмов, несущих главы и связанных общей платформой подклета и открытыми ходовыми папертями (позднее перекрытыми кровлей).

Внутренняя площадь малых храмов невелика. Для разнообразного, почти сказочного наружного убранства храма зодчие использовали огромное богатство форм, выработанных русской архитектурой, и в частности противоречивую игру треугольных “деревянных” мотивов и разнообразных по форме кокошников и аркатур. Ныне храм снаружи покрыт цветистой росписью, исполненной в XVII-XVIII вв.

, первоначально же цветовую гамму образовывало сочетание кирпича стен с белым камнем декоративных деталей, с которой гармонировали сверкающие главы, покрытые “белым железом”, и цветные майоликовые украшения центрального шатра.

В образе храма звучала духовная идея органического роста — “цветения”. Неудивительно, что у иностранцев храм Василия Блаженного вызывал сравнение со сказочным гигантским растением. Памятник имеет праздничный, ликующий облик. Это высшая точка развития русского зодчества XVI в. Смелый по композиции и необычайно декоративный, он воплотил идею духовного торжества Православия, Святой Руси, мощь русского архитектурного гения.

Крыльцо храма.

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ, Покровский собор, — построен в Москве в 1555-1560 годы в ознаменование присоединения Казани к Русскому государству русскими мастерами Бармой и Постником (в настоящее время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). Василия Блаженного храм представляет композицию из 9 самостоятельных башен-церквей, поставленных на общем основании — высоком цокольном этаже (подклете), окруженном открытой аркадой.

В центре возвышается увенчанная шатром главная церковь-храм Покрова (отсюда общее название памятника), вокруг которого в виде равносторонней восьмиконечной звезды расположены остальные церкви. Каждая из 9 церквей посвящена определенному событию Казанского похода (см Казанские походы 1545-1552 годов). Они отличаются друг от друга разнообразием форм и декоративных деталей.

Внешняя окраска стен в соответствии со строительным материалом была красной и белой. В 1588 году к северо-восточном углу собора была пристроена небольшая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, нарушившая композиционное единство основной постройки (отсюда второе название храма).

Во 2-й половине 17 века появилась пестрая окраска наружных стен Василия Блаженного храма занимает особое место в истории русского искусства, он воплощает и объединяет лучшие черты древнего зодчества, является вершиной развития русской архитектуры 16 века.

В 1923 году храм был превращен в историко-архитектурный музей, с 1930 года — филиал Исторического музея. Реставраторами восстановлены в первоначальном виде значительная часть внутренних помещений и наружных стен подклета, архитектурные формы и декоративное убранство 16-17 веков, выявлен характер наружной окраски собора и декоративной росписи интерьера центральной башни в 17 века.

И. Яковлев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ — ВАШИНГТОН. 1962.

Один из куполов изнутри.

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (собор Покрова что на Рву) — выдающее произведение русской архитектуры, один из символов Москвы и России. Построен в Москве в 1555—1561 годы в ознаменование присоединения Казанского ханства к России. Храм состоит из 9 отдельных церквей. церковь освящена в честь праздника Покрова Божьей Матери, на который в 1552 году пришлось взятие русскими войсками Казани.

Церковь Покрова завершается шатром с малой главкой, а другие 8 церквей увенчаны луковичными главами. Все 9 церквей стоят на общем основании, соединенном переходами и галереей. В 1588 году пристроен придел в честь Св. Василия Блаженного над местом его захоронения. По названию придела собор получил свое неофициальное название. Имя архитектора доподлинно неизвестно. По одной из версий храм построен зодчими Бармой и Постником, по другим — Постником Яковлевым.

Собор возведен у крепостного рва, поэтому также известен как храм «на рву».

В конце XVI века шлемовидные главы заменены на фигурные луковичные. В 1670-е звонница заменена шатровой колокольней. В 1681—1684 годы открытая галерея заменена крытой, над лестницами возведены крыльца и фасады, укреплена храмозданная летопись — 560 изразцов, на которых выгравирована история храма, уничтоженная во время ремонта в 1772 году. В 1780—1784 годы кирпичные полы заменены на белокаменные, фасады покрыты новыми росписями. В 1817 году реставрацией руководил О. Бове.

В 1918 году храм взят под государственную охрану, в 1923 году превращен в музей. С 1928 года — филиал Государственного Исторического музея (ГИМ). В 1929 году в соборе прекращены богослужения, а с колокольни сняты колокола.

Во время Великой Отечественной войны храм закрыт. Вновь открыт после реставрации как музей в 1948 году. С 1991 года — в совместном пользовании музея и РПЦ. В ходе реставрации первоначальный вид возвращен внутренним помещениям, росписям и наружной окраске собора.

В настоящее время в храме проходят богослужения.

А. А. Вершинин

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Литература: Баталов А. Л., Успенская Л. С.  Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). М., 2002; Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. М., 1988; Сарачева Т. Г., Галкина М. Ю. Покровский собор. Храм Василия Блаженного на Красной площади. М., 2014.

Далее читайте:

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав.

Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников.

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Религиозные деятели:  | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |

Литература:

Баталов А. Л., Успенская Л. С.  Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). М., 2002;

Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. М., 1988;

Сарачева Т. Г., Галкина М. Ю. Покровский собор. Храм Василия Блаженного на Красной площади. М., 2014.

Белянкин Л. Е., Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженного соборе, 2 изд., М., 1867;

Кузнецов И. И., О построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора, «ЧОИДР», 1896, кн. 1, с. 19-24;

Кузнецов И. И., Еще новые летописные данные о построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора, «ЧОИДР», 1896, кн. 2, с. 23-26;

Калинин Н. P., Постник Барма — строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского Кремля, «CA», 1957, No 3;

Суслов В. В., Церковь Василия Блаженного в Москве (Покровский собор), М., 1912;

Покровский собор (храм Василия Блаженного). Путеводитель по музею, М., 1957.

Источник: http://www.hrono.ru/religia/monastyri/pokrova_na_rvu.php

Храм Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием.

В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого,  Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

Архитектура

Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду.

Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного.

Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

Высота собора составляет 65 метров.

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней.

Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим.

По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда был построен Иерусалимский храм

Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей.

Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения.

Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке.

В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие.

По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану.

С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея.

Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание.

Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма.

Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций.

Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн.

Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов.

Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях.

Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/hram_vasilija_blazhennogo

Мифы о Храме Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд.

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, которых, потом лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора(или архитекторов) до сих пор неизвестно. В летописях и документах, времён строительства храма, нет упоминаний о Барме и Постнике.

Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискарёвском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы». Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения.

Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

МИФ №2. Строительство собора завершено в 1560 году

До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда её раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.

МИФ №3. Храм Василия Блаженного – официальное название собора

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящён Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

Собор был возведён по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда идет вечерняя служба в церкви

Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало народным именем всего собора.

МИФ №4. Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный

По одной из легенд, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма.

А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.

МИФ №5. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу

Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Казанскому походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.

Придел Василия Блаженного, как было сказано выше, освящён именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода.

А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

МИФ №6. Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора

Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Но дело в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственное, что позволили себе архитекторы это неглубокий ленточный фундамент.

Он едва ли достигает 2 метров при высоте здания в 61 метр. Функцию подвала визуально выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии Девы и соборной ризницей XVII века.

Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Мифы о Храме Василия Блаженного интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Источник: https://places.moscow/interesting/mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo/mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo.html

Храм Василия Блаженного: визитной карточке России 450

Артем Кречетников Би-би-си, Москва

Image caption В честь юбилея глобальный поисковик Google на день сменил логотип

12 июля исполнилось 450 лет самому знаменитому архитектурному памятнику России — храму Василия Блаженного.

Несколько лет назад реставраторы обнаружили на стене под главным шатром собора, на почти пятидесятиметровой высоте, надпись, в которой строители указали точную дату завершения работ, соответствующую, по современному летоисчислению, 12 июля 1561 года.

Причудливое и красочное сооружение на южной оконечности Красной площади, около Спасских ворот Кремля, над Васильевским спуском к Москве-реке, известно всему миру. Даже в большей степени, чем Кремль, он является символом Москвы и России — как Эйфелева башня для Парижа и Биг Бен для Лондона.

Храмы на Руси строили по византийскому канону. Собор Василия Блаженного впервые воплотил национальные традиции деревянного зодчества с изобилием башенок, крылечек и переходов. В той же манере выполнены Храм Спаса на Крови, построенный в Петербурге на месте убийства Александра II и известный московский «новодел» 1990-х годов – Измайловский кремль.

Критики стиля «а-ля рюсс» находят, что собору Василия Блаженного недостает строгости и изящества форм, обвиняют его в «варварской пышности», называют «китчем XVI века» и «тортом с фигурками».

Немецкий путешественник 1840-х годов Блазиус писал: «Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это: колоссальное растение, группа крутых скал, или здание?».

Другие — и таких большинство — считают храм «русским чудом». Очевидно, разделяет это мнение и ЮНЕСКО, включившее его в список памятников Всемирного культурного наследия.

Безвестный гений

Кремль и кремлевские соборы построили в конце XV-го, начале XVI века итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти и Алоизий Новый. Собор Василия Блаженного примечателен еще и тем, что был творением национального гения.

В Европе к тому времени давно восторжествовали идеи Возрождения с его культом человека и, особенно, творческой личности. Леонардо, Рафаэль и Микеланджело были знамениты при жизни, и прекрасно знали себе цену.

Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческоеНиколай Гоголь

В России славили в веках, в основном, правителей и полководцев, а зодчим и иконописцам полагалось оставаться безвестными. Считалось, что их рукой водит Всевышний, и собственную персону выпячивать негоже. Пожалуй, единственным исключением из этого правила стал Андрей Рублев.

По последним данным, собор Василия Блаженного построил псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, но стопроцентной уверенности в этом нет. Часть историков полагает, что речь идет о двух разных людях — Барме и Постнике.

Широко известное предание, будто Иван Грозный по окончании работ приказал ослепить мастеров, чтобы, как говорилось в написанной в 1938 году и вошедшей в школьные хрестоматии поэме Дмитрия Кедрина, «в земле его церковь стояла одна такова», документальных подтверждений не имеет.

Если архитектором действительно являлся Постник Яковлев, то он не мог быть ослеплен, поскольку через несколько лет участвовал в перестройке Казанского кремля.

«Поставь на место!»

Как заявил накануне юбилея замминистра культуры России Андрей Бусыгин, «большое чудо, что собор, который является святыней и символом России, уцелел».

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Самый узнаваемый символ России

В 1812 году Наполеон, оставляя Москву, приказал взорвать кремлевские башни и храм Василия Блаженного, но указание осталось невыполненным по причине спешки и экономии пороха.

В начале 1930-х годов московский партийный босс Лазарь Каганович, известный уничтожением Храма Христа Спасителя, собирался взорвать и храм Василия Блаженного — чтобы не мешал проходу военных парадов и демонстраций.

Аналогичная судьба постигла находящуюся на противоположном конце Красной площади часовню Иверской Божьей матери, ныне восстановленную.

Существует легенда, будто Каганович принес Сталину макет Красной площади со съемным храмом Василия Блаженного и убрал его, чтобы показать, как здорово будет выглядеть центр Москвы после задуманной им реконструкции, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место!».

Дореволюционный настоятель храма, известный правый монархист протоиерей Иоанн Восторгов, был в 1919 году расстрелян ЧК, но службы в соборе продолжались еще 10 лет.

В 1937 году, когда наметился поворот от коммунистического интернационализма к государственничеству, была проведена масштабная наружная реставрация храма.

Четыре имени

Вообще-то, знаменитый собор называется Храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Именовался он также Троицким и Иерусалимским.

Собор Василия Блаженного — неофициальное название по имени похороненного в нем знаменитого московского юродивого Василия Блаженного.

Василий родился на паперти, был учеником сапожника, а позже стал ходить нагим на торжище, согласно преданию, творил чудеса, не боялся говорить правду в глаза самому Ивану Грозному, и был канонизирован православной церковью в 1588 году.

«В советское время все остальные названия не упоминались. Блаженный, юродивый — почти человек из народа, почти пролетарий, и это было приемлемо для советской власти», — говорит старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Рогозина.

В честь взятия казани

Собор был построен по обету Ивана Грозного после победы над Казанским ханством в 1552 году. Работа началась через четыре года и длилась пять лет.

По некоторым данным, раньше на этом месте стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы. Там же проходил ров, окружавший Кремль и засыпанный в XIX веке.

Храм изначально не был рассчитан на многочисленную паству и никогда не являлся главным кафедральным собором Москвы. Эту роль выполняли сначала Успенский собор Кремля, затем Храм Христа Спасителя.

На одно основание зодчие поставили девять церквей, соединенных сводами и галереями. Центральная была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Исламские мотивы?

Сейчас собор имеет 10 куполов – девять над церквями и еще один над колокольней. Раньше их было 25, но часть убрали в ходе реконструкции в царствование Екатерины II.

Считается, что композиция, где главной церкви подчинены малые, соответствовала идеям Ивана Грозного о сильной власти.

Известно, что Наполеон, впервые увидев собор Василия Блаженного, назвал его «мечетью».

Некоторые историки полагают, что основой архитектурного замысла послужила казанская мечеть Кул-Шариф. После взятия города Иван Грозный приказал ее разрушить, а золоченые «луковицы» вывезти в Москву.

Восемь глав московского храма якобы повторяют конфигурацию минаретов Кул-Шарифа, а самый высокий, девятый, как символ победы господствует над ними.

Совместное пользование

До революции собор реставрировался трижды: в 1737, 1784-1786 и 1900-1912 годах.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Патриарх Кирилл отслужил в храме литургию

С 1929 года храм был закрыт, и осмотреть его можно было только снаружи.

С 1991 года он находится в совместном пользовании Государственного Исторического музея и Русской православной церкви.

К настоящему времени завершена реставрация интерьеров четырех из девяти церквей. Сейчас специалисты занимаются восстановлением фресок XVI века в Южной галерее храма.

Ежедневно собор посещают в среднем две тысячи туристов. В дни престольных праздников (Покрова Богородицы и Василия Блаженного) проходят службы, а у раки святого каждое воскресенье читается акафист.

«Соседство с Мавзолеем и могилой Сталина практически не ощущается, — говорит настоятель храма игумен Всеволод (Варющенко). — Только в конце мая пионеры бьют в барабаны, у них проходит торжественная линейка. Ленина, конечно, с Красной площади надо бы убрать, но людей дразнить не хочется, некоторым он еще дорог. Со временем это само отомрет».

Утром 12 июля патриарх Кирилл отслужил в соборе Божественную литургию. Вечером на колокольне состоится выступление звонарей Московского Кремля.

Праздничные мероприятия продлятся до 14 октября, храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/07/110712_moscow_cathedral_jubilee

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Как переводится имя Юсуф с арабского

Закрыть