В каком стиле построен Успенский собор во Владимире

Успенский собор (Россия — Золотое Кольцо, Владимир) — вОтпуск.ру

В каком стиле построен Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уникальный памятник домонгольского зодчества, в котором сохранились фрески Андрея Рублева и Даниила Черного.

История храма

Успенский собор построен в 1158-1560 гг. Князь Андрей Боголюбский сделал Владимир своей столицей и начал в нем новое помпезное строительство. Были приглашены лучшие мастера — по некоторым сведениям, часть из них прислал сам Фридрих Барбаросса. Новый храм был выше, чем знаменитые киевская и новгородская Софии.

В 1185 году случился пожар, который уничтожил часть росписей и храм был обновлен и переделан. Это случилось при следующем князе — Всеволоде Большое Гнездо, младшем брате Андрея. Именно при нем Владимирское княжество стало самым обширным и могущественным из русских земель, а Успенский собор был главным ее храмом и усыпальницей правителей: и Андрей Боголюбский, и его сыновья, и сам Всеволод были похоронены там.

В эти годы Успенский собор был обнесен широкими закрытыми галереями, а в старых стенах были сделаны арки — получилось, что старый храм как бы находится внутри нового. Часть резьбы была перенесена на новые внешние стены, часть выполнена заново. Ученые спорят о том, был ли первоначальный храм пятиглавым или одноглавым, но у нового храма совершенно точно было уже пять глав.

В 1238 году собор горел при штурме Владимира татаро-монгольскими войсками, но сильно пострадал только интерьер, а внешний облик остался неизменным. В XIV веке при Дмитрии Донском он заново расписывается артелью Андрея Рублева и Даниила Черного. К XVIII веку здание сильно обветшало. В начале XVIII века перестройке подверглась крыша собора — ее заменили на обычную четырехскатную. Но состояние его по-прежнему оставляет желать лучшего.

В 1769 году Владимир посетила Екатерина II. Она выделила 14 тысяч рублей на ремонт древнего храма. В процессе этого ремонта забелили старые рублевские фрески и разобрали иконостас. Вместо старого поставили резной барочный в духе нового времени. Вырезали его мастера Калистрат и Степан Бочкаревы. Иконы в него поместили тоже новые — работы владимирского иконописца Строкина.

В самом начале XIХ века были срыты земляные валы старой крепости, а храм был обнесен новой оградой. В 1810 году была построена новая колокольня взамен старой, в которую попала молния.

Колокольня была построена уже в стиле классицизма, но сделана так, чтобы вписываться в общий ансамбль – например, ее гипсовые украшения отчасти повторяют белокаменную резьбу храма. На первом этаже колокольни была устроена часовня. В 1862 году по проекту Н.

Артлебена перестраивается теплый придел Георгия Победоносца – теперь он соединяет храм и колокольню. В эти годы постепенно начинается открытие древних фресок собора.

Собор в XX-XXI веках

С 1917 года здесь служит знаменитый Сергий Старгородкий, будущий патриарх. Он был поставлен Владимирским митрополитом в 1917 году, в 1922 году принял обновленчество, а потом отрекся от него. Следующий владимирский архиепископ — Николай Добронравов — служил здесь с 1923 по 1925 годы, а в 1937 был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас почитается как святой. В память о нем установлена памятная табличка на Георгиевском приделе храма.

В 1922-23 году изымаются все ценности, а в Георгиевском приделе устраивается филиал музея. Поначалу это музей церковных древностей, потом — антирелигиозный отдел владимирского музея.

В предвоенные и военные годы храм некоторое время стоит практически заброшенным и за уникальными фресками никто не ухаживает. Но 1944 году храм вновь открывается, и его немного приводят в порядок и снаружи и изнутри.

В 50-х годах тогда же в здание проводится новая отопительная система, которая нормализует температурные режим.

Последняя реставрация проводилась в 1974-82. Тогда же были восстановлены погребения в нишах с надписями. В 1995 году у западной стены храма появился памятник Андрею Рублеву скульптора О. Комова, а в начале 2000-х – поклонный крест перед храмом и памятный знак 600-летию Владимирской епархии.

Сейчас храм действует как кафедральный.

Владимирские святые

История Успенского собора связана с трагическими событиями 1238 года, когда Владимир был разорен татаро-монгольскими войсками, и погиб и сам владимирский князь Юрий Всеволодович, и вся его семья, кроме одной дочери.

Князя Юрия убили в битве на реке Сити или Сети. Младший сын Юрия Всеволодовича, Владимир был захвачен в плен. Татары предложили сдать город в обмен на его жизнь, но защитники отказались, и тогда Владимир был казнен у Золотых ворот.

Ипатьевская летопись рассказывает, что когда стало понятно, что города не уберечь, два других брата — юные Всеволод и Мстислав — постриглись в монахи и отправились на переговоры, но были жестоко убиты.

Во время последнего штурма Владимира в Успенском храме заперлась княгиня АгафьяВсеволодовна, с дочерьми, внуком и снохами, и владимирский епископ Митрофан. Все они приготовились к смерти и приняли иноческий образ. Татары подожгли храм, и все, укрывшиеся в нем, погибли.

Все они были погребены тут же, в Успенском соборе, после того, как он был отремонтирован. В 1645 году тело Юрия Всеволодовича было найдено нетленным, и в том же году он сам и его семья были канонизированы.

В 1702 году был канонизирован также Андрей Боголюбский. После революции мощи были вскрыты, исследованы и поставлены в Георгиевском приделе в составе музейной экспозиции. Тело Андрея Боголюбского много лет исследовалось, и было передано Церкви только в 1987 году.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое помазание в храме

Еще один святой – это сын Андрея Боголюбского Глеб. Летописных сведений о нем не сохранилось, есть только житийные. Он умер не дожив до двадцати лет незадолго до гибели своего отца, а при жизни отличался благочестием и кротостью и был очень любим в народе.

Он стал почитаться как местночтимый святой еще с начала XVII века – считается, что в 1608 году город был избавлен от литовского нашествия именно благодаря молитве к нему. В 1702 году его тело было найдено нетленным – и он был канонизирован вместе со своим отцом.

В соборе хоронили не только князей, но и епископов. Канонизирован святитель Митрофан, который в самом начале XIV века сделал Владимир центром русской митрополии.

Сейчас захоронения являются главной святыней собора.

Фрески Успенского собора

В соборе сохранилось несколько фрагментов первоначальных росписей — 1161 и 1189 годов. Это изображения двух святых на северной стене предела Андрея Боголюбского и несколько орнаментальных фрагментов. Но, конечно, самое главное здесь — это фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, датируемые 1408 годом. Успенский собор — храм, где живописи великих художников сохранилось более всего — более трехсот кв. метров.

Неудивительно, что мастера были присланы сюда из Москвы. Московские князья — прежде всего, Дмитрий Донской, считали себя преемниками владимирских и заботились о красоте родовой усыпальницы и древнего храма, который был связан с исторической памятью.

Эти фрески пережили многое. Они ветшали, трескались и осыпались, а при Екатерине II были забелены. Новое их открытие происходило уже с середины XIX века: они начинаются постепенно открываться и реставрироваться.

Часть рублевских фресок была открыта в 50-е годы XIX века, часть – в 80-е. Большая реставрация произошла сразу после революции, когда в 1917 году сюда была направлена комиссия под руководством художника И. Грабаря.

Фрески в их современном состоянии – результат реставрации 80-х годов XX века.

Крайне трудно различить, кто является автором конкретных сюжетов этих фресок. Здесь работало два мастера с похожими, но все-таки индивидуальными манерами – Андрей Рублев и его друг Даниил Черный – и целая артель помощников, потому что такие фрески не пишутся в одиночку.

Лучше всего сохранилась фреска «Страшный суд» на западных сводах – ее уверенно приписывают именно Андрею Рублеву. Отличительная особенность его живописи— в ее умиротворённости. Даже Страшный суд рассказывает не столько о гневе на грешников, сколько о милости к праведникам и прощении. И сейчас эта живопись создает впечатление удивительного света и радости, а когда-то и краски были гораздо ярче и глубже.

Фрески «Лоно Авраамово» и «Шествие праведников в рай» скорее всего были исполнены другим иконописцем. Они более традиционны и у изображённых им святых немного другие типы лиц. Но и эта живопись воздушна и изящна. Она идеально вписана в архитектуру храма и подчеркивает его объёмы, увеличивает количества света.

Сейчас древние фрески по-прежнему под угрозой, и их сохранение — предмет пристального внимания реставраторов. Дело в том, что в действующем соборе очень сложно соблюдать температурный режим, барочный иконостас копит на себе пыль и копоть, так что ученые наблюдают за судьбой уникальных росписей с тревогой.

Интересные факты

  • Благодаря вскрытию мощей Андрея Боголюбского, у нас появилась возможность увидеть его облик. Его череп исследовался в начале 40 гг. и М. Герасимов выполнил свою знаменитую реконструкцию. В начале XX века были проведены новые исследования и сделана еще одна реконструкция, отличающаяся от герасимовской.
  • Иконы из разобранного иконостаса Успенского собора сейчас находятся в Третьяковской галерее. Специалисты спорят, является ли их автором сам Андрей Рублев или кто-то из его подражателей.

На заметку

Местоположение. г. Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться. Как добраться. Электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Успенского собора. Вход свободный.

Официальный сайт собора: http://sobor33.ru/

Источник: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1669

Успенский собор Владимира

В каком стиле построен Успенский собор во Владимире

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов.

Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Успенский собор Владимира, Андрей и Валерия

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему когда произошел раскол в православной церкви

Вид на Свято-Успенский собор, Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями.

Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции.

От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Свято-Успенский собор, Igor Butyrskii

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

Колокольня, Igor Butyrskii

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

Архитектура собора, Владимир

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

Памятник Владимиру и святителю Федору, Андрей и Валерия

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

Вблизи расположены:

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

  • с автобусов — № 1С, 6С, 17, 27;
  • маршрутные такси — № 5, 36;
  • с троллейбусов — № 2, 7, 8.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда служба в церкви в воскресенье

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Нашли неточность? Сообщите нам.

Olga

июнь 2019

Коммерционализация храма! Брать с православных паломников плату за вход в храм, если нет службы, да ещё и перекрывать вход к святыням, если не заказали экскурсию в 300 руб с чел. — НЕ БОГОУГОДНО

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21803

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

В каком стиле построен Успенский собор во Владимире

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история и описание

Упадок и возрождение Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор на карте

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.

Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.

Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.

Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.

Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.

Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.

Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

достопримечательности

← Владимирская область

Владимир

Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Казань

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/294-uspenskiy-sobor

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию