Кто такой настоятель православной церкви

Духовенство

Кто такой настоятель православной церкви

Благочинный Починковского округа,

Настоятель  храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Починка,

Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла д. Прудки

Электронная почта: nikolay.bondar@bk.ru

Протоиерей Михаил Гольцман

Благочинный Рославльского округа,

Руководитель отделов по образованию и катехизации, и по социальному служению,

Настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Рославля.

Электронная почта: m9107103168@yandex.ru

Протоиерей Иаков Кушнир

Настоятель храма в честь Вознесения Господня г. Рославля

Настоятель храма  Остробрамской иконы Божией Матери с. Остер

Председатель Церковного Суда Рославльской епархии

Электронная почта: lenka1307@mail.ru

Протоиерей Виктор Лупехин

Настоятель Вознесенского храма д. Мигновичи

Протоиерей Андрей Никитенков

Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы пос. Монастырщина

Настоятель храма св.  апп. Петра и Павла д. Любавичи

Электронная почта: uspenmon@rambler.ru

Протоиерей Николай Привалов

Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери с. Новоспасское

Электронная почта: otec-nikolay@mail.ru

Протоиерей Роман Свистун

Благочинный Хиславичского округа,

Настоятель храма в честь святых князей Бориса и Глеба п. Хиславичи

Настоятель храма иконы Божий Матери «Скоропослушница» д. Городище

Электронная почта: hislavichi@mail.ru

Протоиерей Виталий Сладков

Руководитель отдела епархии по взаимоотношению с казачеством.

Настоятель Богородице-Скорбященского собора г. Десногорска

Электронная почта: desnahram@mail.ru

Иерей Николай Бондар

Секретарь Рославльской епархии,

Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Рославля

Электронная почта: rosl-secretar@mail.ru

Иерей Сергий Булдаков

Настоятель храма св. Николая, с. Уварово

Электронная почта: sbuldakovsergey@mail.ru

Иерей Алексей Бочкарёв

Настоятель храма в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, Учителей Словенских г. Десногорска

Иерей Валерий Власов

Священник Богородице-Скорбященского собора г. Десногорска

Иерей Сергий Володченков

Настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского

Электронная почта: donsk31@rambler.ru

Иерей Максим Глинкин

Настоятель храма св. Николая, пос. Глинка

Источник: http://roslavlep.ru/duxovenstvo-2/

Иерархия в Православной Церкви — Православный журнал

Кто такой настоятель православной церкви

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ  — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

из белого духовенства

Иерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах.  При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым

саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.

Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Скачать и распечатать:

Источник: https://foma.ru/ierarhiya-v-pravoslavnoy-tserkvi-infografika.html

Клирики Кудымкарской епархии

Кто такой настоятель православной церкви

Последние изменения внесены в апреле 2020 года.

Благочинный Свято-Стефановского благочиния,

настоятель Свято-Никольского кафедрального собора г. Кудымкар

иерей Сергий Пийтер

Благочинный храмов Архангельского благочиния,

настоятель храма во имя Архангела Михаила г. Очер

иерей Виктор Кустов

Благочинный Никольского благочиния,

настоятель храма в честь блгв. кн. Александра Невского г. Нытва

протоиерей Георгий Попович

Благочинный Успенского благочиния,

настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Сива

 иерей Кирилл Ремизов

Секретарь Кудымкарской епархии Михаил Красуляк

Настоятель храма в честь 

Владимирской иконы Божией Матери с. Большая Соснова 

иерей Николай Кунегин

Настоятель единоверческого храма

в честь Феодоровской иконы Божией Матери г. Верещагино

протоиерей Борис Кицко

Настоятель Свято-Тихоновского храма с. Карагай

протоиерей Иоанн Лизан

Настоятель Всехсвятского храма г. Нытва 

иерей Василий Авдеев

Настоятель Свято-Троицкого храма с. Сретенское Ильинского района 

иерей Александр Абрамов

Настоятель храма прп. Серафима Саровского п. Северный Коммунар

иерей  Виктор Стародуб

Настоятель Александро-Невского храма г. Оханск 

иерей Валерий Овчинников

Настоятель Александро-Невского храма д. Савино Карагайского храма 

иерей Адам Пешко

 Настоятель Благовщенского храма п. Ильинский 

протоиерей Сергий Заякин

Настоятель Воскресенского храма с. Частые 

протоиерей Георгий Мельников

Настоятель Петропавловского храма п. Павловский 

иерей Алексий Казанцев

Настоятель Свято-Духовского храма п. Зюкайка 

иерей Григорий Лобашов

Настоятель Свято-Никольского храма п. Уральский 

иерей Вячеслав Шпудейко

Настоятель Сретенского храма с. Острожка 

иеромонах Серафим (Лысков)

Настоятель Успенского храма г. Чёрмоз 

протоиерей Алексий Безукладников

Настоятель храма иконы Божией Матери Одигитрия с. Шерья 

протоиерей Марк Сокольщик

Настоятель храма Рождества Богородицы г. Чермоз 

иерей Василий Новиков

Настоятель Свято-Успенского женского архиерейского подворья с. Обвинск

иерей Валерий Курганов. 

Настоятель Свято-Троицкого храма п. Пожва 

протоиерей Иоанн Безукладников

Настоятель храма во имя св. Алексия, человека Божия, с. Егва

иерей Игорь Вилесов

Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» с. Майкор.

иерей Владимир Бабин

Настоятель Михайло-Архангельского храма с. Архангельское

иерей Илия Сысолин

Настоятель храма Покрова Божией Матери с. Юсьва 

иерей Алексий Кашин

Настоятель храма пророка Божия Илии посёлка Ильинский

иерей Роман Щедров

Настоятель храма во имя прор. Иоанна Предтечи г. Нытва

иерей Александр Никулин

Настоятель храма Нерукотворного Образа Иисуса Христа

с. Верх-Иньва Кудымкарского района иеромонах Иосиф (Ключников)

Настоятель храма Преображения Господня, пос. Гайны

иерей Евгений Тарасов

Настоятель Свято-Никольского храма с. Кочево

иерей Павел Томилов

Клирик Свято-Никольского кафедрального собора г. Кудымкар

иеромонах Гавриил (Мухотин)

Клирик Свято-Никольского кафедрального собора г. Кудымкар 

иерей Константин Семин

Клирик Александро-Невского кафедрального собра г. Верещагино

иерей Алексий Поломошнов

 Клирик Александро-Невского кафедрального собора г. Верещагино

иерей Алексий Власов

Источник: http://www.komiprav.ru/duhovenstvo/

Устав об управлении русской православной церкви 1988 — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 года

Это устаревший текст Устава, историю принятия документа и его другие редакции см. в статье «Устав Русской Православной Церкви».

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь экзархаты, епархии, благочиния, приходы и монастыри, а также миссии, представительства и подворья, находящиеся в СССР и за границей, канонически составляют Московский Патриархат.

«Московский Патриархат» — другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

Примечание: «Московской Патриархией» именуется совокупность учреждений, находящихся по непосредственным ведением Патриарха.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также на добровольно входящих в нее православных, живущих за границей.

4. Русская Православная Церковь осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных Соборов;

г) настоящего Устава,

при уважении и соблюдении государственных законов.

5. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

6. Епархиальным органом церковной власти и управления является: правящий архиерей с Епархиальным собранием и Епархиальным советом.

7. Органом приходского управления является настоятель с Приходским собранием и Приходским советом.

8. Правами церковных судов обладают: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод и Епархиальные советы.

9. Московская Патриархия, синодальные учреждения, епархии, приходы, монастыри, духовные школы и заграничные учреждения обладают гражданской правоспособностью.

II. Поместный Собор

1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда — законодательная, исполнительная и судебная — принадлежит Поместному Собору.

2. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян.

3. Членами Собора являются правящие и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира и мирян и их квота устанавливается Священным Синодом.

5. Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство и Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские и прочие вопросы, касающиеся внутренней или внешней деятельности, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с пп. 5 а, б настоящего раздела;

г) канонизирует святых и устанавливает соответствующие богослужебные чинопоследования;

д) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

е) утверждает постановление Архиерейского Собора;

ж) оценивает деятельность Священного Синода и синодальных учреждений;

з) создает или упраздняет органы церковного управления;

и) устанавливает процедуру для всех церковных судов;

к) заботится о правильном осуществлении отношений между Церковью и Государством, в соответствии с настоящим Уставом и с действующим в стране законодательством;

л) принимает принципиальные решения по вопросам взаимоотношений с другими Православными Церквами и с инославными исповеданиями;

м) подобающим образом выражает озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество;

н) учреждает общецерковные награды.

6. Поместный Собор является последней инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

7. Поместный Собор также судит в последней инстанции все дела, предварительно рассмотренные Архиерейским Собором и переданные этим Собором для окончательного решения.

8. Председателем Собора является Патриарх, в отсутствие Патриарха — Местоблюститель Патриаршего Престола.

9. В исключительных обстоятельствах кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов.

10. Собор утверждает повестку дня, программу и регламент проведения своих заседаний, а также избирает простым большинством всех членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

11. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя) и восьми его заместителей в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

12. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников, клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за подготовку материалов для работы Собора и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

13. Собор избирает простым большинством председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов.

14. Президиум, Секретарь и председатель рабочих органов составляют Соборный Совет.

Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений в порядке их изучения Собором;

б) координация всей деятельности Собора;

в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;

г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

15. Все архиереи — члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергается 2/3 присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

16. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии.

17. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из заместителей.

18. В открытых заседаниях Собора помимо членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случае они не имеют права решающего голоса. Предложение о проведении закрытых заседаний вносится на усмотрение Собора Соборным Советом.

Примечание: Избрание Патриарха проводится в закрытом заседании.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17772.html

Кто такой настоятель храма

(9 : 4.4 из 5)

  • «Аще изволит настоятель» прот. Алексий Князев

Настоя́тель – 1) старшее по административной власти духовное лицо в храме (старший священник); 2) старшее должностное духовное лицо в монастыре.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем был построен Архангельский собор

https://www.youtube.com/watch?v=zjYBPjeYyww

Настоятель монастыря определяет назначения на основные должности в монастыре (казначея, эконома, благочинного, ризничего, духовника и других) испрашивая благословение правящего архиерея.

Настоятель монастыря ходатайствует перед правящим архиереем о посвящении в иеродиаконы и в иеромонахи достойных из братии, а также на пострижение в монашество послушников.

«Настоятель монастыря более всех имеет попечение о благоустройстве братии и обители. На обязанности Настоятеля лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех иноков монастыря, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители.

Настоятель принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением. В своих заботах о душах братии монастыря Настоятель при помощи Духовника следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Тайн.

Настоятель возглавляет все монастырские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения или поручая в иные дни проповедание способным к сему иеромонахам».

Из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря

Иерархия в церкви среди священников

Иерархия в церкви. Со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: низшая – диакон (помощник священника); средняя – священник; высшая – епископ.Все православное духовенство разделяется на «белое» — состоящее из лиц женатых, и «черное» — монахов (от греческого «монос» — один)Овдовевший священнослужитель чаще всего принимает монашеский чин, так как не имеет права жениться второй раз.

Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.

Кто такой алтарник

Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.

В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и перед иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение молитв во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Кто такой чтец

Чтец (псало́мщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и поют во время богослужения молитвы.

Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались канцелярскими делами церкви и прихода, благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью.

Пономари также исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают в изготовлении просфор, убирают в храме, отпирают и запирают его.

Батюшка – обобщенное традиционное для православной Руси именование священника. Обычно называют того, кто проводит службы в храме.

Кто такой дьякон? Разница между иподьяконом, дьяконом, протодьяконом и архидиаконом

Диакон – первая степень священнослужения. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения. Не имеет право совершать богослужения самостоятельно. Протодиакон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.

Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом — первым диаконом, а в черном — архидиаконом (старшим диаконом).
Иподиакон — это помощник диакона. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь.

Иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями.

Кто такой священник (просвитер, иерей) в иерархия в церкви?

Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.
Пресвитер (греч. – старший) это древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства.

Впоследствии пресвитеры стали называться священниками или иереями (с греческого «иеревс» — «священник»). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах, а принявший схиму — схииеромонахом.

Кто такие монахи?

Монах – священники, дополнительно давшие ещё 3 обета: нестяжательство, послушания и безбрачия. В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее – игуменом и архимандритом.

Кто такой настоятель храма, монастыря? Настоятель, это должность. Старшее духовное лицо в монастыре, храме

Кто такой архиерей? Архиерей — общее звание для священнослужителя, стоящего на этой ступени церковной иерархии: патриарха, митрополита, архиепископа и епископа. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин.

Кто такой епископ и архиепископ? Епископ (от греческого слова «эпископос» — «смотритель, надзиратель»). Апостолы передали им власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов, а также наблюдать за их поведением. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, как правило, управляющими епархией большего размера.

Митрополит – архиерей (главный священник) очень крупной церковной области. Например: митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Митрополит — это епископ большого столичного города и прилегающей области, так как столица по-гречески называется митрополией.

Кто такой патриарх? Патриарх (греч. – родоначальник) это высший священноначальник (архиерей) страны. Высший чин церковной иерархии. Например патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Как правильно обращаться в батюшкам?

«Отец (имя)» — обращение к священнику и диакону, когда вы знаете его имя. Если не знаете имя, можно обратиться словом «батюшка». Если вы видите, что перед вами важный церковный чин, то к нему следует обращаться со слова «владыка». Священника и диакона при обращении называют «отец (имя)», в виде исключения отцами называют пожилых и многоопытных монахов. Обращение Батюшка применяется только к священнику.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Ведь святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нужно обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев — «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Краткая таблица православных чинов. Иерархия в церкви

Белое духовенство (женатые) Черное духовенство (монашествующие) Степени
Патриарх, Предстоятель Церкви Архиереи (высшие священники)
Митрополит, Архиепископ
Епископ
Протопресвитер Архимандрит, игумен, игумения Священники
Протоиерей Иеромонах
Иерей
Протодиакон Архидиакон Дьяконы(помощники священника)
Диакон Иеродиакон
Иподиакон
Чтец, псаломщик, пономарь, алтарник Послушник, инок, монах

Смотреть что такое «Настоятель» в других словарях:

  • настоятель — пробст, начальник, приор, аббат, архимандрит, кюре, игумен, шанцзо, монах, киновиарх Словарь русских синонимов. настоятель игумен Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 Словарь синонимов
  • НАСТОЯТЕЛЬ — НАСТОЯТЕЛЬ, настоятеля, муж. (церк.). 1. Начальник мужского монастыря. 2. Старший священник церкви у православных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 Толковый словарь Ушакова
  • НАСТОЯТЕЛЬ — НАСТОЯТЕЛЬ, я, муж. 1. Начальник, управляющий православного или католического мужского монастыря. 2. Старший священник в православной церкви. | прил. настоятельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 Толковый словарь Ожегова
  • настоятель — я, м. 1) Начальник мужского монастыря; игумен. Старичка отправили тотчас же в монастырь в Суздальский, где настоятелем и комендантом был отец Мисаил (Л. Толстой). 2) Старший священник собора или приходской церкви. Ничего с этим дураком не Популярный словарь русского языка
  • Настоятель — старшее духовное лицо в монастыре или храме. Настоятеля мужского монастыря называют архиереем, а женского – игуменьей. Настоятель представляет административную церковную власть Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • настоятель — НАСТОЯТЕЛЬ1, я, м Священнослужитель в русской православной церкви, управляющий причтом и приходом какого либо храма, назначаемый на эту должность епархиальным архиереем. Таким образом в Алабинской церкви причет и подсобные служащие были Толковый словарь русских существительных
  • Настоятель — м. 1. Глава мужского христианского монастыря; игумен (в православии). 2. Старший священник собора или приходской церкви. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник: https://acoustic-fest.ru/kto-takoj-nastoyatel-hrama-112/

Службы онлайн и заболевшие священники. Как РПЦ адаптируется к коронавирусу

Анастасия Голубева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации OLEG VAROV/patriarchia.ru

В Москве у троих священников Русской православной церкви диагностировали коронавирус. Церкви в России, в отличие от мечетей и синагог, не были закрыты. Иерархи РПЦ совершают объезды и облеты российских городов с иконами, а отдельные священники переносят службы в интернет.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как православные адаптируются к коронавирусному карантину.

Что будет с Пасхой?

То, как Русская церковь будет праздновать Пасху 19 апреля, будет зависеть от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом регионе России, сказал Би-би-си замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Мы считаем, что постановка вопроса о каких-то особенностях празднования пока преждевременная. Нужно будет рассматривать какие-то особенности празднования, когда положение будет более определенное. Россия — большое государство, есть регионы, где нет ни одного случая заражения инфекцией, поэтому сложно говорить о каком-то единообразии в отношении к этой угрозе», — заявил он.

Церковь и прихожане обязательно будут отмечать Пасху, даже если в этот день не получится прийти в храм, говорил ранее глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

При этом Антиохийская и Элладская греческая церкви решили перенести празднование Пасхи на конец мая. Антиохийская церковь (окормляет территорию Сирии, Ливана и других стран ближнего востока) проведет богослужения 19 апреля, но за закрытыми дверями.

В закрытом режиме может пройти и церемония схождения благодатного огня в Иерусалиме, несмотря на закрытие храма Гроба Господня, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата. В РПЦ не стали комментировать эту информацию.

Тем не менее в РПЦ подчеркивают, что отменять празднование Пасхи из-за эпидемии точно не собираются. «Когда меня коллеги-журналисты спрашивают: «Что будет с Пасхой?», я всегда отвечаю: «Пасха будет!» Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас», — говорил глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда.

Заболевшие священники

В Москве коронавирус был обнаружен у трех священников РПЦ. Два священника с подтвержденными диагнозами служили в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Третий заболевший священник служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Еще четыре священника из этого храма ожидают своих тестов на коронавирус, а сам храм был закрыт на карантин.

«Все церковные служащие, которые имели с ними контакты, будут проверены [на коронавирус] и в случае необходимости изолированы», — говорит Вахтанг Кипшидзе.

На карантин закрылась и Киево-Печерская лавра на Украине (входит в юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата), где коронавирус нашли у четырех монахов. Богослужения в Лавре будут проходить, но в закрытом режиме.

Ранее настоятель лавры митрополит Павел призывал игнорировать карантин, приходить в храм и причащаться. «Не смотрите, старшее поколение или младшее, все спешите в храм, обнимите друг друга», — призывал митрополит Павел.

Правообладатель иллюстрации Tass Image caption Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел

Нужно ли ходить в храм?

Русская церковь «серьезно относится к угрозе распространения коронавируса», священнослужителям были даны указания, как соблюдать правила безопасности в рамках богослужений, рассказывает Вахтанг Кипшидзе.

Еще в марте Синод РПЦ и патриарх Кирилл распорядились увеличить меры предосторожности во время служб в храме — например, дезинфицировать иконы, к которым прикладываются верующие, и лжицу для причастия. Также в храме необходимо соблюдать дистанцию между людьми. Тем, у кого есть признаки простуды, рекомендуют храм не посещать.

«Как к прихожанам, так и к клиру относится призыв патриарха не подвергать окружающих опасности», — говорит Кипшидзе.

Официальная позиция Русской церкви заключается в том, что церкви на время эпидемии закрыты не будут, в них можно будет зайти, однако патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от похода в храмы и молиться дома.

«51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — заявил патриарх 29 марта.

С такими мерами согласны не все священнослужители — некоторые из них продолжают настаивать на том, что верующим необходимо посещать храмы.

«На практике оказалось, что заметная часть духовенства и особенно монастыри открыто встали в оппозицию патриарху и отказываются от выполнения вполне разумных инструкций патриархии. Некоторые священники продолжают убеждать прихожан: «Ничего страшного не происходит, приходите в храмы, во время эпидемии самое главное — молитва и участие в таинствах», — отмечает главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.

«Это крайне безответственная позиция. Такие призывы более всего характерны для консерваторов и фундаменталистов, которые буквально шантажируют простых прихожан. Мол, если не придете в храм — то у вас вера слабая», — продолжает он.

Инструкции, которые были даны патриархией, по его словам, где-то соблюдаются полностью, где-то частично, а где-то совсем не соблюдаются.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя София

«Это опасная ситуация, она говорит о том, что у церковной власти нет необходимого авторитета и ее сегодня не слушаются. Еще меньше авторитета у государственной власти, и священники не видят причин, чтобы строго следовать тем предписаниям, которые дают государственные службы. Такое отрицание связано с тем, что они плохо понимают реальную ситуацию и не могут оценить возникающие риски», — считает Чапнин.

Службы онлайн и крестные облеты

Однако на фоне развивающейся эпидемии храмы во многих городах России стали устраивать дистанционные богослужения — в онлайн-трансляции.

Например, храмы Петербурга отчитались о том, что их трансляции служб набрали около 400 тысяч просмотров. В Ижевском храме сделали возможным через интернет подавать записки о поминовении. Такую же процедуру ввели в Орловской епархии, но там решили ввести еще и заочные отпевания умерших.

В отдельных ситуациях исповедоваться также можно по телефону или «скайпу», предположил митрополит Иларион. Однако ему возразил глава отдела церковных связей со СМИ Владимир Легойда: «Есть вещи, которые дистанционно невозможны в церкви — это таинства. Здесь ничего не меняется, и я не вижу здесь возможности идти в ногу со временем».

В Нижегородской митрополии ввели специальное молитвенное правило на время карантина: всех верующих просят четыре раза в день в обозначенное время читать определенный набор молитв.

Также за последнюю неделю несколько десятков митрополитов и епископов совершили крестные объезды или облеты в разных городах России. Архиереи проезжали или пролетали над городами с особо почитаемыми иконами. Крестные ходы во время эпидемий — своеобразная традиция русского православия, начавшаяся еще в средние века.

Правообладатель иллюстрации Nail Fattakhov/TASS Image caption Крестный ход против коронавируса в Челябинске

3 апреля крестный объезд также совершил и патриарх Кирилл в Москве. В сопровождении охраны он объехал Москву с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился Серафим Саровский. Объезд патриарха транслировался в прямом эфире.

«Ко всему новому церковь адаптируется очень медленно и тяжело. Тем не менее ситуация в церкви меняется, я вижу, что многие священники серьезно относится к тем вызовам, которые связаны с пандемией. Уже запущен процесс изменения ряда важных церковных практик», — резюмирует публицист Чапнин.

Например, если раньше многие священники скептически относились к онлайн-богослужениям, то сейчас это «вынужденная мера и других вариантов нет». То же самое происходит и с практикой причащения, говорит Чапнин.

«Еще пару недель назад казалось, что это что-то незыблемое, а теперь уже и лжицу дезинфицируют, и обсуждают, что можно раздавать причастие руками (что прежде воспринималось как католическая практика), некоторые идут еще дальше и говорят, что в условиях карантина можно раздавать причастие мирянам домой для самостоятельного причащения», — объясняет он.

«Это сложные вопросы, на которые нет и не будет однозначных ответов. Но жесткое и узкое понимание традиции уходит в прошлое, обсуждение приведет к тому, что новые подходы прозвучат довольно громко и будут услышаны», — считает Чапнин.

Что делают другие конфессии?

Многие мечети в Москве и других городах России были закрыты еще в середине марта. После закрытия мечетей мусульмане стали молится в режиме онлайн — с помощью трансляций богослужений. Коллективные молитвы мусульман прекращены до 30 апреля.

24 апреля у мусульман начинается Рамадан. Коронавирус не помешает мусульманам поститься целый месяц — не придерживаться поста могут только те, у кого есть проблемы со здоровьем, заявили духовные лидеры Северного Кавказа.

В апреле празднуется и Песах — главный праздник иудеев. В Израиле во время этого праздника, который отмечается неделю (8-16 апреля), будет введен полный карантин. «Мы не допустим повторения случившегося во время празднования Пурима месяц назад, когда была вспышка заражения коронавирусом», — заявил премьер министр Израиля.

В России иудеи в связи с коронавирусом решили провести акцию «Песах дома», и раздали верующим в разных городах около 80 тонн мацы.

«Для того, чтобы у членов общины была возможность провести праздник дома, стартовала благотворительная акция «Песах дома», в рамках которой были подарены наборы, включающие мацу, виноградный сок, агаду — путеводитель по празднику, а также необходимые ингредиенты для кеары и другие кошерные на Песах продукты», — рассказала пресс-служба Федерации еврейских общин России.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-52035174

Иерархия в Православной Церкви

ФОМА

Церковная иерархия — это три степени священства в их соподчиненности и степени административной иерархии священнослужителей.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ  — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Правила поведения в храме и церковный этикет

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

https://www.youtube.com/watch?v=BWmDxZSx830

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев ~ «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9).

Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим.

Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.

И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Виталий По церковному

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Источник: http://kolpino-orthodoxy.ru/id=25

«Идти в храм или нет — дело совести каждого». Что священники в провинции говорят людям перед великими праздниками

В Беларуси ежедневно увеличивается количество случаев заражения коронавирусом, но власти отказались от всеобщего карантина. Накануне великих религиозных праздников — Пасхи у католиков и протестантов и Вербницы у православных — «Свабода» поинтересовалась у священников в разных регионах Беларуси, что они делают и говорят верующим в связи с эпидемией коронавируса.

Руководство католической церкви в Беларуси призвало верующих отпраздновать Пасху дома (не ходить в храмы). Белорусская православная церковь Московского патриархата ограничилась правилами профилактики коронавируса. Объединенная церковь христиан веры евангельской в Беларуси (протестанты) также не высказывалась о мерах дистанцирования перед праздниками. Что говорят верующим священники разных конфессий в небольших городах и местечках?

Верующие костела в Ошмянах во время службы в Вербное воскресенье

Дмитрий Свирид, пастор церкви христиан веры евангельской «Голгофа «(Славгород, Могилевская область)

«Верующим пожилого возраста советуем оставаться дома, потому что они уязвимы перед коронавирусом. Те, кто имеет проблемы со здоровьем, и дети также могут не ходить на службы. Остальная же паства сама решает, ходить ли ей в церковь».

По словам священника, из Минска доведены советы, как проводить действа, которые требуют тесного контакта между людьми. Например, обряд «Преломления хлеба» должен проходить в перчатках. На службе вместо традиционных чашек нужно использовать одноразовую посуду. Рекомендовано избегать рукопожатий и обязательно мыть руки.

Дмитрий Свирид говорит: в Славгороде церковь небольшая и службы в ней непродолжительные, поэтому необходимости в санитарной обработке помещения не возникало. Сейчас на службы приходит десяток верующих. Ранее собиралось более 20.

Иерей Сергий Коростелев, настоятель православного храма Воскресения Христова (Кричев, Могилевская область)

Православный храм Воскресения Христова в Кричеве, архивное фото

«Пока богослужения проходят в обычном режиме и вопрос о закрытии церквей не рассматривается. Если Господь сподобит, по Его милости богослужения будем продолжать».

По его словам, согласно утвержденным в Минске советам верующих призывают внимательно относиться к здоровью. Когда появляются признаки вирусных болезней — воздерживаться от посещения храма, чтобы «не заражать других», и немедленно обращаться к медикам. В самих церквях соблюдаются санитарные нормы и проводится дезинфекция.

Священник говорит: теперь людей стало меньше ходить в храмы. Немало верующих на богослужениях в масках. На входе для них выставлен антисептик. Тщательно протираются иконы и ручки входной двери.

Ксендз Андрей Кевлич, настоятель католического прихода Матери Божьей Белыничской (Горки, Могилевская область)

Призывает верующих воздержаться от посещения служб. Напоминает: согласно распоряжению духовного руководства верующим разрешается не участвовать в публичных целебрациях в праздничные дни.

По его словам, сейчас в костеле санитарные нормы соблюдаются более тщательно. Для верующих выставили дезинфикаторы. На время пандемии изменены некоторые религиозные действа. Например, почитание Креста обходится без его целования — поклоном.

Священник говорит: в прошлые годы на Вербное воскресенье в костел приходило около 50 верующих, а в этом году было 12.

«На Пасху костел соберет не более 20 человек, — говорит он. — Мы организовали онлайн-трансляции служб на приходской интернет-странице, и много прихожан участвуют в них. Будем проводить их все время пандемии».

Средство для дезинфекции рук в Гродненском Фарном костеле. Некоторые верующие продолжают целовать святыни, несмотря на опасения

Отец Леонид, настоятель православной церкви святого Серафима Саровского (Жлобин, Гомельская область)

Священник говорит, что литургия в Вербное воскресенье 12 апреля планируется в обычном порядке.

«Мы в храме больше протираем, дезинфицируем иконы, кресты, ручки. Если причащаем людей — все дезинфицируем. Служба идет своим порядком», — говорит священник.

Вербы будут традиционно освящаться на улице. Литургия пройдет в храме.

«Служб никто не отменял, храмов мы не закрывали. Людей стало немного меньше приходить. Каждый человек сам делает выбор. Кто сомневается — сидит дома. Остаться дома — здесь страха нет. В Вербное воскресенье мы приходим, чтобы прославлять Господа, а вербы — это просто символический знак», — добавил отец Леонид.

Иллюстративное фото. Несколько сотен человек собрал Фарный костел Гродно на одной из месс в Вербное воскресенье 5 апреля

Ксендз Виталий Мышона, настоятель костела Святейшего Сердца Господа Иисуса и Матери Божьей Фатимской (Лельчицы, Гомельская область)

Пасха 12 апреля будет праздноваться как обычно, но с учетом рекомендаций и инструкций, которые дадут костельные власти и епископ.

«Кто хочет-приходит в костел в масках. Кто хочет — если немощен или болен — может получить диспенсу (разрешение не идти на мессу. — Ред.). Мы обрабатываем храм, проводим дезинфекцию. Говорим людям, чтобы соблюдали безопасность, не прикасались руками к глазам, губам, лицу, чтобы аккуратно себя в костеле вели. Людей стало меньше ходить. На Вербное воскресенье было около 60-70 человек, обычно ходит около сотни. Каждый имеет свой розум», — считает ксендз.

Мессы в костеле пройдут традиционно -вечером в субботу и утром 12 апреля.

Иллюстрационное фото. Дезинфекция рук в одном из белорусских костелов

Петр, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца (Бобовичи, Гомельская область)

Пока не может достоверно ответить — будут ли изменения в проведении службы на Вербное воскресенье.

«Ситуация меняется ежедневно. Мы не знаем, что будет завтра», — сказал священник.

Общество Церкви христиан веры евангельской (Брагин, Гомельская область)

Воскресную службу 12 апреля проведут традиционно. Церковь не закрывается, службы в онлайн не переходят.

«У нас нет икон, крестов, чтобы их целовать. У нас руки священнику не целуют. Также есть возможность сохранять социальную дистанцию -люди не стоят плотно. Пастор также стоит далеко от людей. Мы позаботились о дезинфекции, о том, чтобы людям было у нас безопасно. У нас сообщество небольшое. Но если человек не придет на службу в воскресенье — не будет никакого осуждения. Если будет много людей — мы можем на улице провести службу», — заверили в религиозной общине»

Иллюстративное фото. Женщина дезинфицирует икону во время богослужения в православной церкви в Дятлово

Протоиерей Николай Коляда, настоятель православного Прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Браслав, Витебская область)

«Пока мы работаем в привычном режиме, готовимся к праздникам. От высшего духовного руководства не было никаких распоряжений. Были только указания принимать и соблюдать гигиенические меры предосторожности. В храме стоит антисептик. Мы обрабатываем руки, рекомендуем это делать прихожанам. Специальным раствором протираем иконы. Во время богослужения используем одноразовые чашечки».

По словам отца Николая, некоторые прихожане приходят в храм в масках, остаются в них во время богослужения. Людей в храме значительно поубавилось.

«В приходе большинство людей пожилого возраста, — говорит священник. — Раньше на богослужение собиралось 50-60 человек. Сейчас приходит 20-30. Места сейчас хватает. Люди свободно стоят — на метр друг от друга точно».

Иллюстративное фото

Протоиерей Виталий Кисель, настоятель православного прихода Свято-Ильинской церкви (Бешенковичи, Витебская область)

«Людей нет, храм стоит открытый. На богослужения придет человек 3-5, в масках стоят».

«И патриарх объясняет, и мы говорим, чтобы молились люди дома, чтобы хранили гигиену, в масках ходили, чтобы не контактировали друг с другом, соблюдали инструкции Минздрава, придерживались дисциплины и были осторожными».

В храме предпринимаются необходимые профилактические меры.

«Все моем, все обрабатываем, проветриваем церковь. Мы втроем в храме работаем — священник, дьякон и пономарь. Все на расстоянии стоим. Но храмы пустые стоят».

Священник отмечает, что людей стало меньше не только в храмах, но и на улицах. Праздничные богослужения состоятся по привычному расписанию.

«На праздники будем молиться в храме. Если кто и придет вербу освятит, по возможности будут стараться на улице постоять. Будем надеяться на милость Божию».

Католическое Вербное воскресенье в Гродно, 5 апреля 2020 года

Ксендз Вячеслав Борок, настоятель римско-католического прихода Святого Иосафата Кунцевича (Россоны, Витебская область)

«Согласно подходу всего католического костела, вследствие эпидемии коронавируса можно остаться на праздники дома. Прежде всего это для тех людей, кто чувствует себя больным, ухаживает за людьми пожилого возраста и малыми детьми. Тем не менее я не могу приказать людям оставаться дома. Богослужение состоится с участием верующих. Того, кто не боится и способен сохранить все меры предосторожности, чтобы оставаться самому здоровым и не заразить другого, я призываю придти в храм.

Прежде всего мы информируем людей, как вести себя в опасности коронавируса. Это делается во время каждого богослужения.

Несколько недель в Россонах нет возможности приобрести антисептик. Я информировал местную власть об этом, однако пока ничего не было сделано. Я ездил в Полоцк, нашел дорогой антисептик в частном магазине. Перед тем как идти молиться, мы обрабатываем руки, чтобы во время мессы не стать разносчиками угрозы для других».

Антисептик в Фарном костеле Гродно

Священник отмечает, что количество прихожан уменьшилось на 60%. На великие праздники в костеле собиралась до ста человек, теперь — до 30.

«Вовремя и очень заранее на события с коронавирусом отреагировал Ватикан, выдал соответствующие документы, как можно молиться. Было принято беспрецедентное в истории католицизма решение, что пасхальные богослужения могут проходить даже без участия верующих. Католический костел вводит возможность освятить дары молитвой дома».

Ксендз Николай Тиханович, настоятель прихода Святой Троицы (Глубокое, Витебская область)

«Католический костел один из первых в нашей стране призвал людей к предосторожности вследствие пандемии коронавируса. И епископы, и священники призывают людей пожилого возраста или тех, кто испытывает определенные симптомы болезни, имеет слабый иммунитет или панический страх, остерегаться и не ставить ни себя, ни других в опасность и оставаться дома.

Многие спрашивают, Что делать. На этот вопрос нет ответа. Это дело совести каждого верующего человека. Мы оставляем людям свободу выбора. Закрывать храмы и говорить людям оставаться дома — это было бы абсолютно несправедливо с нашей стороны.

Дезинфекция святынь в Ошмянах

Мы успели купить антисептики. Сейчас их в аптеках в Глубоком не найти. Они поставлены при входе в храм. Мы стараемся исповедальни протирать регулярно, когда люди пользуются исповедью. Проветриваем костел, насколько возможно. Стараемся говорить людям соблюдать дистанцию.

За 19 лет я первый раз на Вербное воскресенье видел именно такое количество верующих. На трех мессах было около 500 человек. Для такого прихода, как в Глубоком, это третья часть.

Касательно святой воды в моем храме ограничений нет. Поклонение Кресту в Великую Пятницу, конечно, в литургии будет. Если кто хочет целовать крест, мы будем стеречь — антисептиком обрабатывать крест, кто боится — можно почтить через поклонение».

Владимир Татарников, пастор лютеранской кирхи Святого Иоанна (Гродно)

Лютеранская кирха Святого Иоанна в Гродно, архивное фото

«У нас сейчас службы онлайн и параллельно в реале. В лютеранской церкви решение принимается не одним человеком, а сообществом. В церковь на обычную службу раньше приходили по 40 человек, сейчас 6-7 человек, преимущественно те, у кого есть частный транспорт.

Перешли в онлайн недели две назад. Всемирная лютеранская Федерация разослала всем письма, чтобы лютеранские церкви на местах прислушивались к рекомендациям Минздрава и распоряжениям власти.

Из санитарных мер — дозаторы, каждую субботу с антисептиком обрабатываем скамейки, ручки. Некоторые приходят в масках. Я в маске не вижу смысла. Мы отменили все мероприятия в храме вне воскресных служб. Раньше были органные концерты, молодежные встречи, скандинавская ходьба. Все могут рассестись по храму на положенные 3-5 метров друг от друга. Нам проще, чем большим церквям».

Перевод с бел. — EX-PRESS.BY

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмитеCtrl+Enter

Источник: https://ex-press.by/rubrics/obshhestvo/2020/04/10/idti-v-xram-ili-net-delo-sovesti-kazhdogo-chto-svyashhenniki-v-provincii-govoryat-lyudyam-pered-velikimi-prazdnikami

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Когда католики празднуют Новый год

Закрыть