Где построен собор Святой Софии

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор)

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Название: Ἁγία Σοφία / Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (el), Ayasofya (tr), Hagia Sophia (en)

Другие названия: Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София

Местонахождение: Стамбул (Турция)

Создание: 532—537 гг. (основана в 324г.)

Архитектор(ы): Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света.

Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона.
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий.

    Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.

  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна.

    Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.

  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка.

    У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.

  6. Темпы строительства.

    Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.

  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов.

    Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.

  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.

  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Параметры объекта:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Источник: http://kannelura.info/?p=1742

История Софийского собора, описание, строительство Софийского собора в Киеве. История создания Заповедника София Киевская

Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская — «Софийский музей» находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор — всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.

Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов — украинского, русского и белорусского.

Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.)

В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси , что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.

С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева — Десятинной (989-996 гг) — князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира — Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм — Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.

Строительство Софийского Собора в Киеве

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.

Вокруг Софийского собора — центрального сооружения Ярославова города — стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот — парадного въезда в древний Киев.

Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевича:

Название собора «Софийский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», Софийский собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство.

Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства.

Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.

Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион — выдающийся публицист своего времени — писал о нем: «Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада».

За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел.

Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.

В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г :

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов.

В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы.

Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.

В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.

XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.

В XVII — XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.

В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.

Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.

Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.

Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:

История создания Софии Кевской

В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская, в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.

Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь — древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей.

В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др.

На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.

В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.

Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.

Однако София Киевская, как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.

Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор, затем — архитектурные памятники XVIII века.

Вид собора с юго-востока:

Читайте далее:
— План заповедника
СОФИЙСКИЙ СОБОР
Фрески Софийского Собора >>>
— Мозаики Софийского Собора >>>
— другие детали интерьера >>>
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ на территории заповедника София Киевская

Источник: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/istoriya_sofiyskogo_sobora.shtml

Собор Святой Софии

Istanbul, Sultanahmet, Aya Sofya Sq.

Крупнейший православный храм, крупнейшая мечеть, памятник Золотого века Византии, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — все эти характеристики Айя-Софьи, известные, в общем, каждому, не отражают и сотой доли того великолепия и горделивости, которое пронесло через века одно из самых красивых и значительных зданий мира.

От собора до музея

Освящена Святая София, третий построенный на этом месте храм, была в 537 году. Две предыдущие базилики пали жертвами пожара и восстаний. Третий храм, по плану его создателя императора Юстиниана, был призван подчеркнуть славу и могущество Византии.

Для достижения цели император не жалел никаких средств — руководить строительством были призваны лучшие архитекторы того времени, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, а под их началом ежедневно трудились 10 000 рабочих.

Базилика была построена в почти невероятные сроки — всего за пять лет.

Ищете отели в Стамбуле?У нас есть выгодные предложения

По легенде, войдя в новый храм, восхищенный Юстиниан воскликнул « Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду библейский храм царя Соломона. При первом же взгляде на ослепительное убранство Святой Софии понимаешь — у императора были основания для громких фраз.

Работы поглотили три годовых дохода империи, по царскому приказу сюда были привезены 8 яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, а из Рима — 8 порфировых колонн. По некоторым сведениям Юстиниан даже хотел выложить пол собора плитами золота, лишь в последний момент решив, что это не лучшее напольное покрытие, и заменив его на золотые мозаики.

На протяжении 916 лет Святая София оставалась главной церковью Византии и всего православного мира и образцом для подражания архитекторов. В 1453 году на золотые мозаики Юстиниана вступил османский султан Мехмет II.

Турки пристроили к храму четыре минарета, замазали неподобающие изображения штукатуркой и превратили Софию в мечеть, действовавшую до 1935 года, когда Ататюрк сделал ее музеем.

«Сплетя узоры скани и эмали»

По иронии судьбы, возможно, именно благодаря турецкой штукатурке фрески и мозаики Айя-Софьи дошли до нас в таком великолепном состоянии. Разглядывать сокровища базилики можно часами (многие туристы этим и занимаются, прильнув к всезнающим аудиогидам). Первое, на что вы обращаете внимание при входе в храмовый нартекс, — это великолепная мозаика Христа Пантократора над центральными, Императорскими дверями.

При взгляде на невесомый главный купол невозможно поверить, что он физически опирается на 40 арок, а не парит в светящемся воздухе, — настолько тонким и легким он кажется.

Все стены и своды покрыты золотыми мозаиками, изображающими Богоматерь, Иисуса, святых и правителей Византии. Главные следы пребывания в храме турок — это восемь огромных щитов с изречениями из Корана, подвешенные под потолком. Арабская вязь выглядит чуждой среди византийского золота. Ататюрк, сделавший Софию музеем, приказал их снять, но после его смерти щиты были возвращены на место.

Последняя служба в Святой Софии прошла в мае 1453 года. Легенда гласит, что вломившиеся посреди нее турки хотели схватить священника, но тот волшебным образом скрылся в одной из колонн. В этой колонне сейчас сделано оправленное в медь отверстие. Считается, что если вложить туда палец, то ваше заветное желание исполнится.

Популярные направления перелетов в Стамбул:

Источник: https://www.ozon.travel/guides/Hagia-Sophia--aT2PLhc/

Реконструкция собора святой Софии в Константинополе (Стамбул)

Собор Святой Софии — Премудрости Божией[1], Святая София Константинопольская, Айя-Софья (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Первые постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.

Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.

Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

История строительства

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.

Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).

Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья.

Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.

Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Источник: http://www.historie.ru/3d-rekonstrukcii/vizantiya/560-rekonstrukciya-sobora-svyatoy-sofii-v-konstantinopole-stambul.html

Интересные факты о соборе Святой Софии в Стамбуле

В этой статье мы расскажем вам интересные факты и легенды о соборе Святой Софии в Стамбуле

На сегодняшний день собор Святой Софии в Стамбуле является своеобразным музеем, где соединена мусульманская и христианская культура. Это произошло в связи с тем, что турки в XІІІ веке захватили один из самых великих православных храмов. Те решили превратить его в мечеть Айя-София, построив там соответствующие здания.

Кроме того, они замазали штукатуркой уникальные фрески на стенах храма.
Собор Святой Софии был построен еще в ХI веке. Поэтому он значительно опередил свое время. Ведь его уникальная архитектура и отделка поражают даже современных специалистов.

Так как даже с помощью современных технологий будет сложно повторить подобный шедевр архитектуры.

Как в 9 веке удалось построить такой уникальный храм?

Существует легенда, что византийский император Юстиниан получил чертежи храма от высших сил. Как бы это странно не звучало, но архитекторы до сих пор не могут понять, как и с помощью каких технологий велось строительство этого собора. Некоторые заявляют, что в строительстве участвовали инопланетяне или ангелы. Как бы там ни было, но без потусторонних сил там точно не обошлось.

Интересные легенды о соборе

Главной достопримечательностью храма является его огромный купол. Если на него засмотреться, то создается впечатление, что он парит прямо в воздухе. Также там имеется мистическая мраморная плита, которая в дневное время суток поглощает солнечный свет, а в ночное время светится. Еще одним необъяснимым явлением можно назвать медную колонну с небольшим отверстием.

Говорят, что если засунуть туда палец и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Кроме того, эта колонна поможет справиться практически с любой болезнью.
Очередной загадкой храма является одно из окон. Его уникальность заключается в том, что оттуда всегда дует холодный ветер. Даже в самую жаркую погоду там можно почувствовать себя словно под кондиционером.

Охрана храма отмечает, что в ночное время там можно слышать чей-то голос, напоминающий чтение молитвы. Одна из легенд гласит, что когда турки ворвались в собор, там во всю шла молитва Християн. Турки приказали немедленно остановить ее, но священник не реагировал на угрозы, после чего был убит прямо во время молитвы. Однако душа священника осталась в храме и ведет служение по сей день.

Вот такой он, собор Святой Софии! Если когда-нибудь будете в Турции настоятельно советуем посетить это удивительное место.

Источник: https://sm-news.ru/interesnye-fakty-o-sobore-svyatoj-sofii-v-stambule-47655/

Айя-София (Собор Святой Софии)

Айя София — место паломничества всех без исключения гостей Стамбула. И это не удивительно. Древнейший храм, переживший за свою многовековую историю кажется все возможные испытания, сохранил невероятную притягательность и энергетику.

Собор Святой Софии в Константинополе до 1453 года была эпицентром христианской жизни огромного региона. Когда эти земли перешли под власть Османской империи, собор превратили в мечеть.

Сейчас он в большей степени музей, чем на действующий храм, однако мощь, красота и былая значимость не оставляют никого равнодушным.

Здание Айя Софии действительно грандиозное. Общее архитектурное решение правильной прямоугольной формы, напоминающее классическую базилику. Только купол здесь имеет высоту 31 метр и диаметр 55,6 метров. По углам его поддерживают колонны высотой 24,3 метра. В соборе предусмотрено 9 ворот.

Самая большая гордость храма — сохранившиеся уникальные византийские мозаики.

История

На месте, где сейчас находится храм, на протяжении веков стояла церковь Святой Софии, которая пострадала в пожаре 532 года. Великий император Юстиниан I, который правил в это время византийской империей, приказал начать строить на этом месте новый собор. Уже через 5 лет, в 537 году храм был построен и торжественно открыт. В течение более чем 1000 лет Собор Святой Софии был местом известным и значимым для любого христианина.

Часть ценнейших святынь и реликвий была утрачены храмом в результате Четвертого Крестового Похода, проходившего в 1204 году. Некоторые из них пропали безвозвратно, часть сейчас размещается в венецианском соборе Сан-Марко.

Покоривший Константинополь Мехмет Завоеватель не смог разрушить храм. Величественная красота Собора сослужила ему добрую службу, и он выжил. Это случилось не только с Айя Софией — многих церквям и храмам Константинополя удалось прижиться и в Стамбуле.

Собор решено было перестроить под нужды мечети. Для этого около храма появился минарет, сначала деревянный. Позже новая мечеть получила еще три минарета.

XVI век принес свое — мечеть в Айя Софии получила свой михраб, который указывал мусульманам, где расположена Мекка, место для муэдзина, откуда звучит эзан (призыв на молитву) и особый трон.

В XVIII веке султан Махмуд I добавил к мечети библиотеку. Затем, согласно исламской традиции, перед входом в храм построили особое место для омовений. В мечети появилась своя начальная школа и служебные помещения для священнослужителей.

Во времена Османской империи в Айя Софии создали усыпальницу — здесь похоронены султаны и другие представители царствующих династий, такие как Мехмет II, Мустафа I, Селим II и другие.

После прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка и провозглашения Турецкой Республики, храм начали реставрировать, уделив особое внимание мозаикам и картинам. В 1935 году храм официально получил статус музея и стал доступен посетителям.

Попав внутрь храма, обратите внимание на правую от входа часть с необычной каменной кладкой в виде разноцветных переплетений. Это коронационная часть, здесь возводили на престол римских императоров.

Весь собор держится на множестве колонн, всего их более сотни.

Внутренние стены Айя Софии покрыты мрамором и великолепными мозаиками. Мозаики соединяют в себе золотые, серебряные, стеклянные и каменные элементы. Исследователи относят их к периоду, когда правила Македонская династия.

Первые мозаичные полотна датируют 867 годом (Богородица с младенцем на руках и архангелы).

Примерно десятью годами позже были созданы мозаики, которые изображают 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Из всех мозаичных изображений сохранилась только часть. Так же до наших дней дошли некоторые фрески — во многом благодаря штукатурке, которой в свое время были покрыты стены мечети поверх старых изображений.

В конце IX века в Соборе Святой Софии появилась мозаика с ликом Христа. Он изображен сидящим на троне. В его руках Евангелие, открытое на странице со слова «Мир вам. Я свет миру».

Так же в музее можно увидеть портрет-мозаику, посвященный императору Александру. Потрет уникален тем, что сделан еще прижизненно.

В Айя Софии сохранены и реликвии, относящие к Османской эпохе, например светильники из бронзы — личный подарок Султана Сулеймана мечети.

Цены на билеты 2020 в собор Святой Софии

Вход в музей обойдется в 100 турецких лир. Для детей до 8 лет — бесплатно.

Билеты можно купить в кассе музея или автоматических терминалах при входе. На официальном сайте музея доступна предварительная онлайн-покупка.

Обратите внимание, что музей — самая посещаемая достопримечательность Стамбула, и на входе обычно стоит внушительная очередь.

Часы работы

График работы музея зависит от сезона. В летний период (1 апреля — 31 октября) музей открыт с 9 до 19 часов. В зимний сезон музей Айя София закрывается раньше, в 17.00.

Имейте ввиду, что купить билет и зайти в музей можно не позднее, чем за час до закрытия.

Так же в музее есть традиционные изменения в расписании, связанные с религиозными праздниками, например, с Рамаданом. Отправляясь в Стамбул в эти дни, отдельно уточните расписание музея заранее.

Внутреннее убранство собора Святой Софии (видео)

Как добраться до собора Айя-София

Айя София находится в центре европейской части Стамбула, в самом популярном и посещаемой районе города — Султанахмете, на улице Atmeydanı Caddesi.

Для тех, кто остановился в этом районе города (а большинство туристов предпочитают именно его, здесь сосредоточены основные достопримечательности и масса отелей), прогулка до Айя Софии не займет больше 15–20 минут пешком, на какой бы улице вы ни поселились.

От других районов Стамбула (например, от аэропорта Ататюрка, Аксарая, Университета) можно воспользоваться скоростным трамваем T1, который делает остановку на площади Султанаахмет (Sultanahmet).

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/temples/2910

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Стамбула. Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом

Источник: http://olgatravel.com/2014/02/sobor-svyatoj-sofii-ajya-sofiya/

Расположение

Во времена Византийской империи собор Святой Софии являлся одним из центральных сооружений Константинополя, находясь рядом с императорским дворцом. Сейчас Айя-София находится в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет.

Стоимость посещения музея Айя-Софии

Айя-София в настоящее время является музеем. Стоимость посещения (на 2019 г.) составляет 60 TL.

Собор Святой Софии более тысячи лет являлся крупнейшим христианским религиозным сооружением (до строительства собора Святого Петра в Риме). 

История собора Святой Софии 

Историю собора Святой Софии можно разделить на три периода:

  • 537 — 1453 годы — христианская церковь. 
  • 1453 — 1934 годы — мусульманская мечеть. 
  • с 1934 года по настоящее время — музей. 

Интерьер собора Святой Софии

Собор Святой Софии был основан Константином Великим в 360 году. В 404 году эта древняя церковь была сожжена в ходе бунта. Собор был довольно скоро восстановлен и снова сгорел в 415 году. Новая церковь была построена императором Феодосием II и снова была разрушена в ходе народных волнений в 532 году. Нынешняя структура была построена по приказу императора Юстиниана в 537 году.

Для строительства собора Святой Софии Юстиан пригласил Исидора Милетского и Анфимия Тралльского (выдающихся архитекторов того времени). Храм был построен всего за пять лет. Для строительства этого монументального сооружения Юстиан приказал даже выкупить близлежащие земли и снести постройки на них. Также есть сведения, что на этой грандиозной стройке работало около 10 000 рабочих. 

На протяжении следующих веков собор Святой Софии являлся резиденцией православного патриарха и одним из самых важных религиозных сооружений христианского мира. Кроме того, здесь проходили коронации византийских императоров.

Церковь была также домом для огромного количества реликвий, таких как: камень из гробницы Иисуса, копье, пронзившее бок Христа, саван Иисуса, фрагменты Истинного Креста, палец святого Фомы и мощи нескольких святые.

Все это наследие было потеряно с захватом Константинополя во время Четвертого крестового похода, когда Софийский собор был разграблен и осквернен.

Колонны собора Святой Софии

После захвата османами Константинополя в 1453 году христианский собор был преобразован в мечеть Айя-София. Структура здания затем была укреплена и хорошо защищена. К бывшему собору были пристроены четыре минарета, а интерьер получил многочисленные исламские черты. После падения Османской империи и создания Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк превратил Айя-Софию в музей.

Архитектура 

Собор Святой Софии представляет собой уникальное сочетание древней византийской религиозной архитектуры и более поздних исламских элементов. Айя-София — это монументальное сооружение с огромным куполом диаметром 31,24 м. и высотой 55,6 м. Когда-то он был покрыт 30 миллионами золотых мозаичных плиток. В настоящее время купол собора украшен надписями из Корана. Также интересной его особенностью является аркада из 40 арочных окон.

Оригинальный купол был разрушен землетрясением 7 мая 558 года, но был немедленно восстановлен с использованием более легких материалов. 

Купол собора Святой Софии

В период использования Айя-Софии как мечети были добавлены: четыре минарета, колоссальные свечи (по бокам михраба), восемь каллиграфических рунделей, минбар, две огромные эллинистические урны, медресе, библиотека и фонтан для ритуальных омовений (Шадирван). Большинство этих дополнений датируются 16 — 17 веками. 

Огромные каллиграфические панели диаметром 8–7,5 м, написанные Эфенди, были размещены на главных стенах сооружения.

Минбар (откуда имам читал проповеди) и михраб позади его 

Император Юстиниан приказал всем провинциям, находящимся под его правлением, присылать лучшие архитектурные образцы, которые будут использоваться в строительстве, чтобы собор Святой Софии мог быть ещё больше и грандиознее. Колонны и мраморная отделка были взяты из древних городов в Анатолии и Сирии. Восемь колонн были привезены из Египта для поддержки купола. Также структура собора включает в общей сложности 104 колонны (40 — в нижней, 64 — в верхней галерее).

Обязательно поднимитесь на уровень мезонина (своеобразной надстройки, которая сейчас открыта для посетителей), чтобы увидеть великолепные византийские мозаики и оценить интерьер Айя-Софии сверху. 

Мозаика в Айя-Софии

Все стены собора Айя-Софии, кроме покрытых мрамором, были украшены исключительно красивой мозаикой. Для изготовления мозаики использовались золото, серебро, стекло и цветные камни. Растительные и геометрические мозаики относятся к 6 веку, а фигурные мозаики относятся к Средневековью. Несмотря на все невзгоды часть древних мозаик неплохо сохранилась и производит сильное впечатление.

К сожалению, сложная реставрация Айя-Софии кажется происходит бесконечно, так что будьте готовы увидеть строительные леса.

Источник: https://traveller-eu.ru/attractions/sobor-svyatoy-sofii

Собор Святой Софии в Стамбуле

Наша планета

Собор Святой Софии в Стамбуле – известный на весь мир шедевр византийского зодчества. Тысячу лет он являлся украшением города Константинополя. Находился в самом центре столицы напротив резиденции византийских императоров. В наши дни располагается в историческом центре города Стамбула. С 1935 года имеет статус музея.

Историческая справка

Построили первый собор в 324-337 годах во время правления императора Константина. В 380 году в божьем храме обосновались ариане (арианство – одно из учений христианства). В 380 году по инициативе императора Феодосия I храм передали православным. В нём проповедовал Григорий Богослов – первый константинопольский архиепископ.

В 404 году храм сгорел. На его месте построили церковь, но она тоже сгорела в 415 году. Опять был возведён новый храм, сгоревший в 532 году в результате народного бунта. Восстание было подавлено, и император Юстиниан I приказал возвести новую церковь.

Император задумал построить самое грандиозное сооружение в империи. Были приглашены лучшие архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий из Тралл. Они получили возможность использовать самые дорогие строительные материалы. Поэтому многие элементы были сделаны из чистого мрамора. Для украшений использовались слоновая кость, золото и серебро.

Так собор Святой Софии выглядел в XII веке (реконструкция)

Строительные работы закончились в конце 537 года. Осветил новый храм патриарх Константинополя Мина 27 декабря того же года. В штат божьего храма вошло 600 человек. Это и священники, и диаконы, и певчие, и чтецы, и другие божьи люди.

В 989 году храм сильно пострадал от землетрясения. Разрушился купол, и его пришлось перестраивать. В 1204 году собор разграбили крестоносцы. А летом 1453 года гордость православной церкви сделали мечетью завоевавшие Константинополь турки.

Завоеватели построили рядом с собором 4 минарета и назвали его Айя-Софья. Христианские фрески и мозаику замазали штукатуркой, а михраб (мусульманский алтарь) поместили в юго-восточном углу в направлении на Мекку. Христианский же алтарь, который всегда ориентирован на восток, убрали.

В XVI веке к собору Святой Софии в Стамбуле пристроили контрфорсы. Они значительно изменили общий вид здания и сделали его более грубым. В середине XIX века провели реставрационные работы, которые длились 2 года.

Во времена первого президента Турецкой республики Ататюрка Айя-Софья стал музеем. Случилось это в 1935 году. Внутренние помещения очистили от штукатурки, и на стенах проявились фрески и мозаика. Сотрудникам музея выделили помещение для ежедневных молитв.

В настоящее время развернулась компания за возвращение собору его первоначального статуса – христианского храма, каковым он являлся тысячу лет. Инициаторы этого движения утверждают, что собор Святой Софии никогда не был мечетью и уж тем более музеем. Это надругательство над православной святыней. Но пока данный вопрос никак не решён, и шедевр византийского зодчества открыт для туристов.

Описание собора Святой Софии в Стамбуле

Архитектурный шедевр имеет форму четырёхугольника с длиной 76 метров и шириной 68 метров. Высота равна 56 метрам. Диаметр купола соответствует 31 метру. Внутренняя часть храма состоит из трёх нефов (неф – помещение, ограниченное колоннами или столбами). Средний неф самый широкий, боковые уже. Купол сравнительно плоский. От пола до его вершины высота равна 51 метру.

Дневной свет в помещение проникает через многочисленные окна. В арках, поддерживающих купол, они располагаются в 3 ряда. В основании купола имеются 40 окон. Также по 5 окон насчитывается в малых и больших нишах.

Изнутри собор Святой Софии в Стамбуле отделывали несколько столетий. Стены полностью покрыли мозаикой, которая представляет собой сюжетные композиции и орнамент. В 1935 году с мозаик и фресок счистили штукатурку. В настоящее время на стенах можно увидеть изображения православных святых, а на отдельных 4-х щитах находятся цитаты из Корана.

Имеются мозаичные изображения Иисуса Христа, Богородицы, архангела Гавриила, Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца, а также других святителей. В северной части храма можно увидеть мозаичный портрет византийского императора Александра. Обнаружили его во время реставрационных работ в 1958 году. Создан он был в 912 году.

Интерес представляет мозаичное изображение Богородицы с младенцем на руках и стоящих по бокам императоров Константина и Юстиниана. Примечательно то, что в византийском искусстве этих 2-х императоров больше нигде не изображали вместе.

Также имеются рунические надписи, исполненные скандинавскими рунами. Располагаются они на мраморных парапетах. Их, скорее всего, нацарапали варяги (варяг – наёмник из скандинавских стран), служившие у византийских императорах. Первую такую надпись обнаружили в 1964 году, после этого нашли ещё несколько. Предполагается, что таких надписей много, поэтому не исключено, что будут обнаружены и другие.

Источник: https://www.factruz.ru/places-planet/church-st-sophia-instanbul.htm

Собор святой Софии

Жаркие страны → Турция → Собор святой Софии

Собор святой Софии — памятник византийского зодчества, прошедший путь от православного собора, до мусульманской мечети и получивший в настоящее время статус музея памятник  Всемирного наследия ЮНЕСКО. Имя Софийского собора в переводе с греческого означает «святая мудрость».

История собора Святой Софии

Ныне всемирно известная Святая София начиналась с небольшой базилики, которую еще в 4 веке (предположительно в 330 году) заложил сам император Константин Великий . Он дал ей имя – Святая София. Но Константинополь достаточно быстро рос.

Базилика уже не справлялась с желающими посетить ее. Констанций – сын Константина – приказал ее расширить. В 404 году Святая София сгорела во время мятежа. В 415 году ее начали восстанавливать, но уже в более грандиозных масштабах.

Но в 532 году Святая София опять сгорела во время очередного мятежа.

Мятеж был подавлен, и правивший тогда император Юстиниан в честь победы, решил построить храм, какого не было со дня сотворения Мира и какого никогда не будет.

Тут же начались проблемы. Под новый храм требовалась окрестная земля. В то время она принадлежала различным жителям Константинополя. Многие отказались ее продавать. Император Юстиниан самолично ходил по домам жителей и упрашивал их о продаже земли.

23 февраля 532 года император Юстиниан заложил первый камень в основании новой Святой Софии. С этого момента началось возведение великого храма. Были приглашены два известных в то время архитектора – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Анфимий отвечал за геометрические и математические расчеты. Исидор воплощал все это в камне. Кроме них в строительстве участвовала еще сотня архитекторов, руководивших различными участками работ. Император Юстиниан ежедневно обходил стройку.

На строительство Святой Софии шли колоссальные суммы денег. Со всей империи поставлялся мрамор, который брался из античных зданий. Таким образом, Святая София строилась из бывших языческих храмов. Так, например, 8 колонн были привезены из храма Артемиды из Эфеса, еще 8 – из храма Солнца из Баальбека. Во внутреннем украшении Святой Софии использовали драгоценные камни и металлы.

27 декабря 537 года Святая София была освящена. Т.е. была построена в рекордные сроки – всего за 5 лет. По этому поводу в Константинополе состоялся праздник, который длился 15 дней. После завершения строительства, Юстиниан, как говорят, воскликнул: Νεν?κηκ? σε Σολομ?ν («Соломон, я превзошел тебя!»). На протяжении более 900 лет Софийский собор был резиденцией православного патриарха Константинопольского и местом проведения основных церковных  и имперских церемоний.

Но, к сожалению, дальнейшая судьба Святой Софии не была сплошным праздником. В 557 году после землетрясения, случившегося в Константинополе, обвалилась восточная часть купола Святой Софии. Главных архитекторов , возводивших Софию, уже не было в живых. Их дело продолжил племянник Исидора, который поднял купол на 9 метров. В результате, по словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.

В 986 году купол обвалился вторично. На этот раз реставрировал Святую Софию армянский архитектор Трдат — автор Кафедрального собора в Ани . Купол, восстановленный Трдатом, мы видим и сегодня. Помимо этого, Святая София перенесла большое количество пожаров.

В начале века Константинополь был захвачен крестоносцами, а Святая София была превращена в католический собор. Свергнутого Константинопольского патриарха изаменили латинским епископом.

Это событие укрепило разделения Греческой Православной и Римско-католической церкви, которая началась с Великой схизмы 1054 года.  При этом, достаточно большая часть сокровищ Святой Софии была разграблена или просто уничтожена.

Поэтому некоторые сокровища Святой Софии сегодня можно увидеть не в Стамбуле, а в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции.

И хотя после крестоносцев Константинополь возродился, он уже не представлял из себя того могучего города, которым был ранее. Последняя православная служба в Святой Софии была проведена вечером 28 мая 1453 года.

После захвата Константинополя турками Святая София превращается в мечеть.  Когда султан Мехмет Завоеватель вошел торжественно в город Константинополь, он был поражен красотой собора Святой Софии и сразу же превратил его в свою имперскую мечеть.

 К Святой Софии пристраиваются минареты, вывешиваются щиты с надписями из Корана, появляются огромные кувшины для омовения, михраб и минбар. К счастью, многие мозаики с изображением христианских святых были только замазаны штукатуркой, а не сбиты. Эти мозаики можно видеть и сегодня. Святая София служила главной мечети Стамбула почти 500 лет.

Бывшая Святая София стала образцом для многих  мечетей османского Стамбула, таких как Голубая мечеть, мечеть Сулеймана,  мечеть Шехзаде,  мечеть Рустем Паши.

В 16 — 17 веках появляются мавзолей Селима II к юго-востоку от мечети,  и мавзолей Мурада III и Мехмеда III.  Султан Махмуд  заказал  в 1739 году и фонтан для омовений. Здесь возникает медресе, столовая и библиотека. Таким образом,   мечеть становится социальным комплексом.

Большие реставрационные работы собора Святой Софии был проведены в период 1847-49 годов . Были приглашены швейцарские архитекторы Гаспаре и Джузеппе Фоссати. Братья укрепили купол и своды, были внесены некоторые новшества в  оформление экстерьера и интерьера.

Примечательный случай произошел во время этой реставрации. Во время работ была сбита штукатурка, которая открыла христианские фрески. Тогдашнего султана Абдул Меджида спросили, заштукатуривать ли фрески заново или позолотить стены? На что султан сказал: «Позолотите, только слегка. Возможно, когда-нибудь их придется открыть снова».

Лишь только пришедший в начале 20 века к власти Ататюрк превратил Святую Софию в музей. Свои двери в качестве музея Агиа София открыла в 1935 году. С тех пор идут постоянные споры между исламскими и православными фундаменталистами. Одни требуют снова превратить храм в действующую мечеть.

Другие требуют водрузить на нее крест, уничтожив все присутствующие мусульманские моменты. Святая София остается пока музеем для всех, и хозяйничают в нем реставраторы. Поэтому частенько красоты Святой Софии невозможно рассмотреть из-за лесов.

С 1985 года собор Святая София занесен в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исламское наследие в Святой Софии

Уже на третий день после завоевания Константинополя турками Святую Софию наскоро превратили в мечеть, и в ней была проведена первая мусульманская молитва. Мехмед II пристроил 2 минарета к Святой Софии. При султане Селиме II и Беязиде II к Святой Софии пристроили еще 2 минарета.

Вместо алтаря в Святой Софии появился михраб. Люстры — канделябры из серебра заменили на железные. Люстра, которая спускается из центрального купола была повешена при Ахмеде III.

Около входа, через который заходил султан прорезали окно, из которого постоянно дует холодный ветер. За что оно и получило название «холодное окно».

Во дворе Святой Софии находятся гробницы четырех султанов: Мустафы I, Ибрагима, Селима II, Мурада III с его родственниками.

https://www.youtube.com/watch?v=2O-j7OM6miU

В непосредственной близости от Святой Софии в пешей досягаемости находятся также многие достопримечательности Стамбула: дворец Топкапы, Голубая мечеть, цистерна Йеребатан, Археологический музей Стамбула, Ипподром и многие другие

Источник: https://rumb.ru/articles/1120

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России — Православный журнал

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы.

Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее.

Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости.

Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным.

Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию.

Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно.

Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы.

В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом.

По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом.

Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены.

Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей.

Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее.

Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее.

Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Источник: https://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto-nuzhno-znat-o-samom-drevnem-pravoslavnom-sobore-rossii.html

Под сенью Божественной мудрости

Ровно 1480 лет назад — 27 декабря 537 года — в Константинополе был освящен храм Святой Софии. Его построили при императоре Юстиниане. Когда государь вошел в собор, он тихо произнес: «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — подразумевая, что его храм оказался краше и величественнее ветхозаветного Иерусалимского.

Почти тысячу лет Святая София была самым большим храмом в мире, внушая трепет и уважение перед православной Византией, и погибла вместе с империей, чтобы уже на следующий день превратиться в главную мечеть Османской державы. А с 1935 года это музей, памятник мирового наследия ЮНЕСКО. Портал iz.

ru — о самом знаменитом православном храме.

Этот храм — настоящее чудо. Невозможно поверить, что он создан полторы тысячи лет назад, но это именно так. Константинопольская София дала начало как своим «дочерям» в Киеве и Новгороде, так и множеству мечетей, которые строились, да и сегодня строятся по ее образу и подобию.

Более тысячи лет, вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме, константинопольский храм был самым большим зданием на планете, несмотря на свой возраст и те испытания, которые выпали на его долю. Рожденная как символ православной Византии София пережила империю и стала одним из символов ислама, словно утверждая, что божественная мудрость выше конфессиональных предрассудков.

А потом она стала музеем, оставаясь при этом местом поклонения как для христиан, так и для мусульман.

Мудрость божья

Начало великого созидания часто кроется в великом разрушении. Так было и с храмом Софии. Восстание, названное «Ника» (в переводе с греческого «побеждай» — таков был традиционный клич болельщиков на ипподроме), прокатилось по Константинополю, грозя смести имперскую власть с лица земли.

Правитель Юстиниан и его супруга Феодора были окружены в своем дворце восставшими горожанами, на сторону которых перешли сенаторы и столичный гарнизон. Казалось, шансов уже нет, бунтари даже избрали нового императора. Но свершилось чудо. Сторонникам Юстиниана удалось внести раздор в ряды мятежников, а вскоре к городу подошли войска верных полководцев Велизария и Мунда.

У них было совсем немного воинов, но решительным ударом они смели нестройные ряды бунтовщиков. Порядок был восстановлен, смутьяны жестоко наказаны.

Во время восстания город был сильно разрушен, в том числе в огне погибла церковь Святой Софии, заложенная еще во времена Константина.

Ровно через 40 дней после случившегося 13 января 532 года пожара император Юстиниан повелел заложить на том же месте новый храм, который должен был стать самым большим и величественным сооружением на Земле как подтверждение могущества императора и божественного благоволения ему.

Храм был посвящен Божественной Софии как олицетворению вселенской премудрости, ведь Σοφία переводится с греческого как «знание» или «мудрость».

Существует предание, что ангел во сне явился Юстиниану и даровал ему план будущего храма. Не исключено, что император действительно участвовал в обсуждениях архитектурных проектов, но строили храм всё же другие люди — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Траллы и Милет — древнейшие греческие города в Малой Азии, процветающие торговые и культурные центры.

Анфимий, который был значительно старше коллеги, считался отличным математиком и механиком, а Исидор был превосходным зодчим, имел свою архитектурную школу в Александрии и Константинополе. Им понадобилось около двух месяцев для создания проекта и подготовки к строительству.

Сами же работы, как точно указывают византийские летописи, продолжались пять лет, 10 месяцев и 10 дней.

Византийский гений

Сказать, что это было грандиозное строительство, — значит, ничего не сказать. На храм работала вся огромная империя. Из самых отдаленных уголков везли строительные материалы, в столицу съехались лучшие мастера, пять годовых бюджетов страны были полностью израсходованы на возведение собора.

В этом нет чуда, скорее, это свидетельство трепетного отношения византийцев к религии. А вот то, что мастерам удалось возвести такое огромное сооружение, сделать его столь гармоничным, воздушным и в то же время настолько крепким, что оно простояло полторы тысячи лет, — вот это действительно чудо.

При строительстве храма Софии было применено столько феноменальных инженерных и технических решений, что может показаться, будто не обошлось без инопланетян. Или мы плохо представляем себе масштаб таланта византийских ученых.

Ведь шел VI век. В Англии это время легендарного короля Артура, восточные славяне в поисках новых земель только перевалили Карпаты, а германское племя лангобардов вторглось в Северную Италию. Еще не родились пророк Мухаммед и Карл Великий. Большая часть Европы пребывала в варварстве, а Анфимий и Исидор проектировали купол высотой 55 м и диаметром более 30 м.

В принципе, в Римской империи умели строить купола, но никогда не делали их такого огромного размера и на такой высоте. К тому же обычно они возводились на круглых основаниях, а не на прямоугольных, как решили делать Анфимий и Исидор. И совершенно гениально и неожиданно выглядит идея сделать вокруг центрального купола целую систему полукуполов — два больших и пять поменьше.

Симметричнее выглядели бы шесть одинаковых малых полукуполов, но один из них, расположенный над главным входом в центральную часть храма из нартекса, был сознательно заменен на цилиндрический свод. Это отступление от общей системы резко выделило главный входной портал и два меньших портала по его сторонам.

Через них входили процессии, а через главный портал в храм проходили император и патриарх.

Полукупола прекрасно связали базилику и купол, что дало возможность совершенно по-новому скомпоновать внутреннее пространство храма и значительно увеличить его (длина собора 120 м при ширине около 70 м).

Чтобы создать внутри открытое свободное пространство, зодчим не хотелось делать мощные глухие стены, при этом нужно было точно рассчитать нагрузку на несущие конструкции. Помогло удивительное конструкторское решение: купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников, так называемых тромпов.

Остается только удивляться, как византийским зодчим удалось создать сложнейшую математическую модель и технически воплотить свои идеи в жизнь.

Для облегчения конструкции свода применялись специальные кирпичи, которые делали из светлой глины с острова Родос и специальным образом обжигали при не очень высокой температуре. В итоге они получались гораздо легче, чем их обычные «собратья», и даже не тонули в воде. Вторым секретом был раствор, который замешивали из этой же глины с речным песком.

Византийцам удалось достичь удивительной вязкости и надежности без потери упругости. Этот раствор крепостью не уступает современному бетону, да еще и обладает свойством затягивать микроскопические трещины. Византийцы так доверяли ему, что делали слои раствора даже толще, чем ряды кладки. За полторы тысячи лет храм не раз переживал страшные землетрясения (до 7,5 балла).

Хотя совершенно избежать повреждений не удалось, он стоит по сей день.

Еще одно чудо — освещение собора. Расположенные на разных уровнях окна устроены так, что в любое относительно светлое время суток солнечные лучи проникают внутрь, а окна у основания купола как бы отделяют его от основания. Из-за этого кажется, что купола парят в воздухе. При этом нужно учитывать, что сегодня многие окна замурованы во время перестроек турецких времен, когда к зданию были пристроены минареты и контрфорсы, то есть изначально света внутри было еще больше.

«Луг, усеянный цветами»

Внутри храма господствует мрамор. Из разных уголков империи в столицу доставляли разноцветные заготовки, из которых вытачивали колонны, капители и пластины для облицовки стен и пола. Не брезговали и колоннами из разрушенных античных храмов — некоторые детали явно использовались вторично и были подогнаны под требуемый размер.

Мрамор не только создает особую, совершенно неповторимую цветовую палитру, но и позволяет добиться удивительного оптического эффекта. Два яруса цветных колоннад визуально делают стены собора легкими и воздушными, искусственно расширяют пространство. В дальнейшем этот прием использовался во многих странах.

Он был популярен в средневековой готической архитектуре и позже, в эпоху Возрождения, но ведь Исидор и Анфимий делали это впервые.

Впрочем, галереи имели и вполне практическое значение: они скрывали мощные несущие конструкции, которые зодчие вынуждены были высоко поднять, чтобы сдержать горизонтальное давление купола.

А вот изначальное внутреннее убранство стен и купола отличалось от современных: в росписях стен и мозаиках не было изобразительных элементов. Своды представляли собой золотые поверхности, обрамленные легким растительным орнаментом, в центре которых обычно находились небольшие кресты красного цвета.

Под куполами изображались фантастические фигуры серафимов — бесплотных существ, у которых человекоподобные головы как бы вырастали из крыльев. Уже значительно позже в интерьере собора появились изображения святых и сцены из Писания, которые при турках были заштукатурены, а в ХХ веке снова очищены и отреставрированы.

«Поистине зрители не могут сказать, на что они более всего должны были бы смотреть, но с немеющей мыслью и пораженным зрением чувствуют невозможность постичь искусство и даже, потеряв охоту удивляться, отвращают взоры.

Чистое золото, золото, покрывающее своды, увеличивает блеск, который, отражаясь от золота, передается (полированным) мраморам Кто исчислит все портики? Кто изобразит красоту камней и колонн, украшающих храм? Можно подумать, что находишься на прекрасном лугу, усеянном цветами, и удивляешься разнообразию красок их Никто не в состоянии точно исчислить сокровища этого храма и все сосуды, устроенные из серебра и дорогих камней, пожертвованные царем» — так описывал Святую Софию Прокопий Кесарийский в знаменитом трактате «О постройках».

Главными же декоративными украшениями эпохи Юстиниана были серебряная алтарная преграда с рельефными (судя по древним описаниям) изображениями святых и изумительный иконостас, поддерживаемый 12 золотыми колонами. К сожалению, они были утрачены в 1204 году во время разорения Константинополя крестоносцами.

Зато до нас дошел рассказ русских послов, побывавших в 987 году на службе в храме Святой Софии.

Он приводится в «Повести временных лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Кстати, штат священнослужителей собора при Юстиниане состоял из 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Позже он был еще увеличен.

Считается, что красочный рассказ послов был решающим моментом, склонившим Владимира к принятию православия. Впрочем, еще ранее столь же сильное впечатление произвел собор на его бабушку, княгиню Ольгу, которая приняла крещение 30 годами ранее — в 957 году. Стоит ли удивляться, что главный храм Киева тоже был посвящен Софии и построен по образу и подобию константинопольского образца.

Храм Софии был жестоко разорен варварами-крестоносцами в 1204 году. Все ювелирные украшения, утварь и другие ценности были вынесены и переплавлены. Пол храма был залит кровью — служителям вспарывали животы, чтобы убедиться, что они не проглотили драгоценные камни. По сей день на мраморных плитах и ступенях можно увидеть «автографы» европейских воинов.

Но это была не последняя трагедия. В 1453 году Константинополь захватили турки. В ночь на 29 мая перед решающим штурмом император Константин XI Палеолог молился в храме Святой Софии, а через день намаз здесь совершал победитель — султан Мехмет II Завоеватель.

Он не разрушил храм, а предпочел использовать его. Так православный собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-София. В храме появился михраб, направленный в сторону Мекки, снаружи был пристроен традиционный минарет.

Значительно позже появилось еще три, которые стоят по сей день.

Но София продолжала вдохновлять зодчих, теперь уже исламских. Достаточно взглянуть на очертания стамбульской Голубой мечети султана Ахмета или на мечеть Сулеймание, чтобы убедиться, откуда идут корни османской церковной архитектуры.

Источник: https://iz.ru/688234/georgii-oltarzhevskii/pod-seniu-bozhestvennoi-mudrosti

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда День святого Петра
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]