Сколько Соломон построил храм

Инструкция от Господа по устройству храма

Камень, политый оливковым маслом, ящик в палатке и город на небе — сооружения, рекомендованные Богом для будущего храмового строительства

Подготовил Сергей Кавтарадзе

Камень Иакова

Согласно Библии, Бог, единый для иудеев, христиан и мусульман, не сразу привел людей к мысли построить Ему храм. Первым указанием можно считать сон Иакова, сына Исаака и внука Авраама, того самого, который за чечевичную похлебку купил у брата Исава право первородства. Отправившись в путь, чтобы избежать гнева обманутого брата, Иаков заночевал в дороге и устроился спать прямо на земле, подложив вместо подушки камень:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака.

Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.

И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». (Быт. 28:12–22)

Так пастух Иаков, еще не умея построить настоящий храм, обозначил главные принципы храмового строительства. Во-первых, он отметил место присутствия высших сил, установив памятный знак.

Во-вторых, освятил его, совершив специальный ритуал с помазанием камня елеем (оливковым маслом). В‑третьих, назвал это место домом Божьим. Наконец, он дал этому месту еще одно определение — «врата небесные», то есть место, откуда открывался путь в иной мир.

С тех пор всякое сакральное сооружение авраамической религии может быть признано таковым по наличию этих признаков.

Пейзаж со сном Иакова. Картина Михаэля Лукаса Леопольда Вилльмана. Около 1691 года Wikimedia Commons

Скиния

Первый настоящий храм появился у евреев значительно позже. Причем это была легкоразборная походная конструкция, можно сказать, храм-палатка.
По пути из египетского плена, но задолго до обретения Земли обетованной народ Израиля остановился лагерем у подножия горы Синай. Моисей не раз поднимался на эту гору, где лично беседовал с Богом. Там, на скрытой облаком вершине, человечеству были переданы первые Десять заповедей. В письменном виде, начертанными на каменных скрижалях.

Вместе с ними Моисей получил и подробнейшие инструкции о том, как и где их хранить. Во-первых, необходимо было собрать в народе пожертвования: «шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета» (Исх. 35:6), лен и кожи, ценные породы деревьев, много золота, серебра и меди. Также понадобились мастера-ремесленники. Вот имена двух из них, упомянутых в Библии и навсегда оставшихся в истории: Веселеил, сын Урии, сын Ора, из колена Иудина, и Аголиав, сын Ахисамахов, из колена Данова (Исх.

 35:30, 34).

«Исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани». (Исх. 35:35)

Так, в соответствии с указаниями Господа, для хранения скрижалей был изготовлен деревянный ящик, со всех сторон обитый золотом. Сверху он закрывался золотой крышкой, украшенной крылатыми фигурами серафимов.

По углам крепились золотые кольца, в которые продевались обложенные драгоценной фольгой шесты. Получилось что-то вроде носилок — удобное приспособление для странствий по пустыне.

Но главное, во время стоянок этот ящик со скрижалями — ковчег Завета — должен был находиться в особом шатре, в скинии.

Скиния. Рисунок неизвестного автора. XIX век Wikimedia Commons

Именно скиния является прародительницей всех храмовых построек и у иудеев, и у христиан, и у мусульман. Судя по описанию в Библии, это была большая многослойная палатка из кусков ткани, искусно сцепленных между собой и кое-где спускающихся с краев изящными драпировками. Снизу лежал виссон, то есть, скорее всего, льняное полотно, потом — шерсть, а сверху, видимо, как защита от дождя, козьи шкуры.

В отличие от обычного шатра, внутри находились деревянные стены — ряды поставленных вертикально брусьев из дерева ситтим (акации) на серебряных подножиях. Южная и северная стороны состояли из 20 таких брусьев, западная — из шести плюс два угловых, соединяющих конструкции под прямым углом. Получалось вытянутое с востока на запад помещение, что-то вроде базилики.

Внутри тканая завеса на пяти столбах с медными подножиями делила пространство на две части, большая из которых, первая от входа, называлась святилище. В нем помещались золотой семисвечник, стол для предлагаемых в жертву Богу хлебов и маленький жертвенник для воскурений. Малое, дальнее помещение — святая святых — предназначалось для хранения ковчега Завета, и входить в него мог только первосвященник.

Неотъемлемой частью храма был двор, огороженный ткаными завесами на столбах из того же дерева ситтим, но на медных опорах. Во дворе располагался главный жертвенник, на котором сжигались приносимые в дар Богу животные, и сосуд для омовений.

Строительство скинии. Гравюра Герарда Хута из книги «Figures de la Bible». 1728 год

Источник: https://arzamas.academy/materials/475

пропажа Библии: где хранится Ковчег Завета

МОСКВА, 5 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Археологи обнаружили в израильской деревне Бет-Шемеш развалины храма, где хранился ковчег с десятью заповедями Моисея до того, как его перенесли в Иерусалим в X веке до нашей эры. Саму реликвию пытаются найти уже более 2,5 тысячи лет — с тех пор как она загадочным образом исчезла из столицы древнееврейского государства. О том, где может находиться знаменитый Ковчег Завета, — в материале РИА Новости.

Камень «подсказал»

Работавшие в Бет-Шемеш археологи даже не думали, что имеют дело с одной из величайших святынь древности. Раскопки велись с 2012 года, но только сейчас специалисты нашли главный артефакт — огромный каменный стол. Именно на нем, согласно библейским книгам Царств, стоял Ковчег Завета — богато украшенный ящик, где хранились скрижали Завета, данные Богом Моисею на горе Синай.

«Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и, взглянув, увидели Ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его. Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу», — говорится в древнем тексте.

Теперь ученым предстоит исследовать окрестные территории в надежде найти тот самый Ковчег Завета. Они уверены, что самая значимая для евреев святыня не могла исчезнуть бесследно — по всей видимости, драгоценный сундук спрятали. Ведь до пропажи история реликвии прослеживается довольно четко.

Согласно Библии, создать хранилище для каменных скрижалей с десятью заповедями повелел Моисею сам Господь. Данная Им инструкция изобилует подробностями, на основании чего можно достоверно воспроизвести изображение артефакта.

«И пусть сделают ковчег из дерева ситтим (акации, широко распространенной в те времена на побережье Красного моря, где в итоге и был изготовлен ковчег. — Прим. ред.): два локтя с половиною (115-125 сантиметров) длина его и полтора локтя ширина (65-75 сантиметров), и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом», — говорится в Библии.

Священный ящик со скрижалями переносили с помощью шестов, сверху на нем была крышка из чистого золота. Ради массивной реликвии евреи соорудили скинию — походный храм, в котором совершались богослужения вплоть до эпохи царя Давида в IX веке до нашей эры, то есть примерно 300 лет.

А найденный в Бет-Шемеше храм был, по-видимому, попыткой Давида найти святыне постоянное место. Но удалось это сделать только его сыну Соломону — ему Господь повелел воздвигнуть на Сионской горе в Иерусалиме огромный храм.

В Соломоновом храме ковчег хранился в небольшом помещении, которое называлось святая святых, — никто, кроме лиц духовного звания, не имел права заходить туда. И это предписание сыграло со святыней злую шутку примерно три века спустя.

Таинственная пропажа

Последнее упоминание Ковчега Завета относится примерно к 622 году до нашей эры. Тогда иудейский царь Иосия сказал служителям храма, что нет нужды носить на своих плечах реликвию. По всей видимости, до этого ее периодически выставляли напоказ простым верующим. Согласно преданию, ковчег исчез перед тем, как царь Навуходоносор разрушил Иерусалим в 586 году до нашей эры и увел евреев в Вавилон.

И вот тут начинаются странности: святыня не упомянута в подробном списке вывезенных реликвий. Нет ее и среди утвари, которую возвратил в Иерусалим персидский царь Кир Великий примерно сто лет спустя. Ни один из источников той эпохи вообще не упоминает о ковчеге! Известно лишь, что с восстановлением Иерусалимского храма святая святых хоть и не утратила своего сакрального значения, но всегда оставалась пустой.

Это наводит исследователей на мысль, что Ковчег Завета вывезли из Иерусалимского храма задолго до нашествия вавилонян в VI веке до нашей эры. Но для чего?

Библейское повествование четко связывает разрушение храма с тем, что в иудейском царстве отказались поклоняться истинному Богу. Это стало следствием полувекового правления царя Манассии (Менашше), насадившего культ финикийского божества — Ваала и вавилонской богини Иштар.

«И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его», — повествует Четвертая книга Царств.

Грех богоотступничества еврейского народа обличал пророк Иеремия. За ним Ковчег Завета «чудесным образом последовал» вплоть до горы Нево, находящейся за Иорданом. Именно там умер пророк Моисей.

В одной из пещер этой горы Иеремия спрятал святыню от язычников. Об этом мы знаем из Второй книги Маккавеев, не входящей в библейский канон.

«Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его», — повествует маккавейская книга.

Эти строки побудили многих искать Ковчег Завета к востоку от Иордана и Мертвого моря. Последние масштабные поиски святыни провели францисканские монахи в 1930-х годах.

«Они искали и могилу пророка Моисея, и Ковчег Завета, но безуспешно. Вместо этого монахи раскопали несколько византийских храмов VI-VII веков с уникальными мозаиками», — рассказывает корреспонденту РИА Новости иорданский археолог Рустом Мджян.

Именно это обстоятельство заставляет исследователей усомниться в том, что святыню могли спрятать на территории современной Иордании. Очевидно лишь то, что в ее исчезновении были замешаны либо служители Иерусалимского храма, либо левиты, их помощники, которые имели доступ в запретные зоны сооружения. А история о пророке Иеремии, по всей видимости, появилась лишь с составлением Второй маккавейской книги примерно в II-I веках до нашей эры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находился Иерусалимский храм

Версия о Храмовой горе

В XX веке некоторые авторитетные деятели иудаизма предположили, что Ковчег Завета вовсе не покидал Иерусалим. Например, главный раввин Израиля Шломо Горен считал, что святыня спрятана под Храмовой горой и, когда в мир придет Мошиах (Мессия) и будет возведен Третий храм, туда и доставят святыню.

Но вот с археологической точки зрения проверить эту теорию пока что очень трудно. Дело в том, что на Храмовой горе находится третья по значимости святыня ислама — мечеть Аль-Акса. Самой территорией управляет специальный палестинский орган — вакф. А хранитель мусульманских святынь — король Иордании. Территорию же вокруг горы, включая Стену Плача, часть фундамента храма, контролирует Израиль.

Неоднозначный правовой статус Храмовой горы препятствует проведению полномасштабных изысканий. Конечно, израильские археологи неоднократно проводили раскопки у ее основания, но это приводило к международным скандалам и росту напряженности в ближневосточном регионе.

Впрочем, немало историков считают версию о том, что Ковчег Завета спрятан в Иерусалиме, несостоятельной. Ведь, как известно, в 516 году до нашей эры началось восстановление разрушенного храма Соломона, которое закончилось почти шесть веков спустя.

«В таком случае логично предположить, что как только Второй храм был достроен царем Иродом Великим и его потомками в I веке нашей эры, туда бы могли перенести Ковчег Завета. Но этого так и не произошло — Иосиф Флавий, иудейский историк того времени, отмечал, что святая святых была пустой», — пишет в своей работе австралийский исследователь Эндрю Снеллинг.

По его мнению, Ковчег Завета все же уничтожили вавилоняне. Однако критики этой версии отмечают, что разрушение столь значимой святыни обязательно было бы зафиксировано в одной из библейских книг.

Сенсационные рукописи

В начале XX века сообщество историков потрясла сенсация. Специалисты расшифровали датируемые V веком до нашей эры папирусы, найденные на месте древнеегипетского Элефантина (пригород современного южноегипетского Асуана). Там на арамейском языке было записано, что в этом городе был Иудейский храм! Ведь до этого ученые считали, что он мог находиться только в Иерусалиме.

Как же древние евреи оказались столь далеко от родины? Оказывается, при царе Манассии, поклонявшемся языческим богам, в Элефантине был расквартирован иудейский гарнизон. И, судя по наличию храма, это, скорее всего, были бежавшие сюда иудеи. В найденных свитках, помимо прочего, подробно описаны обряды Песаха (праздника еврейской Пасхи).

А древние упоминания о Ковчеге Завета можно встретить как раз южнее этого города — в Эфиопии. Доподлинно известно, что в этой стране иудаизм был распространен еще как минимум в V веке до нашей эры.

«Эфиопы верят, что иудаизм пришел на их землю благодаря царю Менелику. Он был сыном Соломона и царицы Савской. Так вот, через 20 лет после визита матери в Иерусалим (это событие описано в Библии) он отправляется в Иудею за священнослужителями. А те берут с собой Ковчег Завета», — отмечает в беседе с РИА Новости эфиопский историк Сисэй Энар.

Величайшую святыню иудаизма Менелик принес в столицу своего царства, город Аксум. Эту версию ученые считали от начала до конца выдумкой, пока в 2008 году немецкие археологи не нашли косвенное подтверждение подлинности описываемых в легенде событий.

«В X веке до нашей эры в Аксуме был построен дворец. Строение поистине грандиозное: большой зал приемов, несколько колодцев внутри здания, комнаты для прислуги. То есть правитель, живший здесь, был очень богатым. Мы считаем, что дворец возвела царица Савская, известная своим богатством», — говорит историк.

Святыня Африки

Эфиопы верят, что Ковчег Завета хранится у них до сих пор. С приходом христианства в Аксумское царство в начале IV века нашей эры святыню перенесли в собор Девы Марии Сионской. Ныне это большой храмовый комплекс. В главном здании, огороженном колючей проволокой, как раз и пребывает реликвия — внутрь заходить можно только одному священнику, которого пожизненно избирают хранителем ковчега.

«Когда-то святыню демонстрировали верующим раз в год. Однако это прекратилось во время оккупации фашистской Италией в конце 30-х годов XX века, когда многие наши храмы были осквернены», — рассказывает корреспонденту РИА Новости служитель храма Марии Сионской Годефа Мерха.

Службы у ковчега не совершаются, для этого рядом с хранилищем реликвии в Средние века был построен храм. Правда, туда можно входить только мужчинам — эфиопы переняли правила, установленные в Иерусалимском храме.

1 из 2

Храм в Аксуме, где хранится Ковчег Завета. Эфиопия

РИА Новости / Антон Скрипунов

2 из 2

Эфиопские христиане молятся у ворот храма Девы Марии Сионской, где хранится Ковчег Завета. Аксум, Эфиопия

РИА Новости / Антон Скрипунов

1 из 2

Храм в Аксуме, где хранится Ковчег Завета. Эфиопия

РИА Новости / Антон Скрипунов

2 из 2

Эфиопские христиане молятся у ворот храма Девы Марии Сионской, где хранится Ковчег Завета. Аксум, Эфиопия

РИА Новости / Антон Скрипунов

До недавнего времени доступ в эту церковь был закрыт для иностранцев, а уж для журналистов — подавно. Корреспондент РИА Новости оказался в числе первых иностранных работников СМИ, которым открыли двери и позволили запечатлеть богослужение, унаследовавшее обряды ветхозаветных времен. Например, священники используют описанные в Библии ритуальные инструменты — псалтырь (арфу), систроны (трещотки), горны и барабаны.

«Это главная святыня Эфиопии, которой мы молимся с древнейших времен. Я бы даже сказал, что в Ковчеге Завета хранятся не только скрижали с заповедями, манна небесная и посох пророка Аарона, но и душа нашего народа», — замечает Годефа Мерха.

Однако некоторые ученые склонны считать, что хранящийся в Аксуме артефакт появился здесь намного позже эпохи царя Соломона. Скорее всего, его привезли христиане, в конце III века прибывшие сюда по Нилу из Египта. Ведь на их пути как раз и находился тот самый город Элефантин.

Правда, и с этой версией согласны далеко не все эксперты: по их мнению, без специальных исследований делать выводы преждевременно. Однако эфиопские христиане, коих в стране большинство, настаивают на неприкосновенности своей главной святыни.

Источник: https://ria.ru/20200105/1562849604.html

Храм Соломона и Храм Ирода в Иерусалиме

Считается, что законы о постройке Скинии были даны Богом Моисею на горе Синай около XIII века до н. э. По представлению древних иудеев, храм — точка соприкосновения земли с небом и изначально необходимый компонент мироздания — представляет собой вершину всех мыслимых совершенств, безусловную ценность. При этом большинство толкователей сходятся на том, что не Богу нужен храм, а людям.

Руины Иерусалимского храма возле мечети Аль-Аксы на Храмовой горе.

Святая святых

И Первый, и Второй Иудейские храмы были построены по образцу Скинии — походного храма иудеев (изначально — шатер, палатка).

Строительство стационарного каменного храма Соломона, потрясшего своим великолепием Восток, стало возможно в Золотой век евреев, вскоре после занятия ими Иерусалима в 1000 г. до н.э. и образования Израильского царства. Царь Давид (годы правления 1005-965 до н.э.

) выкупил гору и начал подготовительные работы над проектом: собрал немалую часть средств, разработал подробный план здания, пристроек и трех окружавших храм дворов, а сами строительные работы завещал своему сыну Соломону. На строительство пошли огромные средства, в том числе щедрые дары библейской царицы Савской (из аравийской Шабы.

Соломон был хорошим администратором, дипломатом, строителем, промышленником (построил предприятие по выплавке меди возле рудника долины Вади-эль-Араба) и торговцем (в частности, занимался посреднической торговлей лошадьми и колесницами между Египтом и Азией, снаряжал экспедиции за золотом и благовониями в овеянную легендами страну Офир / Пунт). По преданию, царь Соломон (правил в 965-928 гг. до н.э.

) приступил к строительству Иерусалимского храма на четвертый год своего правления, в 480 г. после Исхода евреев из Египта. Строительство храма длилось 7 лет: с 967 по 960 гг. до н.э. Храм доминировал над всеми окружающими постройками, в том числе над царским парадным дворцом, летним дворцом и дворцом дочери египетского фараона, которую Соломон взял в жены. Весь дворцово-храмовый комплекс строили 16 лет.

После падения Северного Израильского царства и разрушения ассирийцами храмов в Дане и в Вефиле Иерусалимский храм превратился в центральное святилище всех израильских колен, а после ликвидации языческих культов в 662 г. он приобрел статус главного национально-религиозного центра.

Реконструкция храма Соломона.

Здание храма окружало три двора. Примыкал к храму окруженный низкой оградой, позволявшей народу видеть священнодействие, Двор священников с медным жертвенником в виде распустившейся лилии на двенадцати волах. За оградой был Двор народа. За ним — Двор язычников, окруженный каменной стеной с четырьмя входами. Предположительно там же располагалось царское место.

Главной частью храма Соломона были Святилище и Святая святых (кубическое пространство ниже Святилища на 5 м, образовывавших комнату для хранения священных вещей. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а в Святая святых свет попадал только во время богослужений в открытые двери. В Святилище находились золотой кадильный алтарь, десять светильников и десять трапез предложения.

Святая святых содержала в себе Ковчег завета — главную святыню иудеев, с каменными Скрижалями Закона, полученного Моисеем от Бога на Синайской горе. Изначально там же хранились и другие священные реликвии — жезл Аарона и чаши с манной, но к тому моменту уже были утеряны. Сам Ковчег был утерян во время полного разрушения первого Иерусалимского храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э.

Иерусалим был сожжен, его стены срыты, выжившие в осаде жители угнаны в рабство

План Храма Соломона.

Крушение символа национальной независимости

Иерусалимские храмы были разрушены, но многие века остаются в памяти евреев не только символом веры, но и символом независимости.

Через полвека по указу Кира Великого евреям было разрешено вернуться в Иерусалим после Вавилонского пленения (598-539 гг. до н. э.) и отстроить заново свой храм. Но он не шел ни в какое сравнение с первым. Не этот «промежуточный» храм Зоровавеля, а храм Ирода Великого вошел в историю как Второй Иерусалимский храм.

После реконструкции, произведенной царем Иродом, храмовый комплекс стал огромным сооружением на платформе (частично сохранилась) из белых мраморных плит размером 14 гектаров. Для размещения этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров.

Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме. Реставрацией храма нелюбимый в народе Ирод хотел улучшить свою репутацию. Работы начались примерно в середине его царствования в 19 или 22 г. и продолжались еще очень долго. Согласно Евангелиям, когда в храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. И фактически уже через 6 лет после окончания масштабных строительных работ в 64 г.

Второй храм был разрушен римлянами при подавлении антиримского восстания (Первая Иудейская война 63-70 гг.). Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.

Храм Ирода тех времен, когда здесь проповедовал Иисус Христос (реконструкция конца XIX в.).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется церковь у армян

Город долгое время находился в руинах и запустении, пока в 130 г. император Адриан не повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина по образцу римского военного лагеря. На месте храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвященное Юпитеру, а там, где была Святая святых, воздвигли конную статую Адриана.

Такого святотатства евреи не выдержали, и вспыхнула свирепая и затяжная война — новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или Вторая Иудейская война, 132-136 гг.). Повстанцы удерживали город почти три года. Соорудили Скинию — временный храм, и возобновили жертвоприношения Единому Богу.

После подавления восстания Скиния вновь была разрушена, а все иудеи изгнаны из города по указу Адриана.

План Храма Ирода.

Известно, что византийский император Юлиан Отступник (361-363 гг.), воцарившись в Константинополе, начал проводить политику веротерпимости, объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и о возврате конфискованного имущества языческих храмов.

Среди прочего Юлиан обнародовал свой план о восстановлении еврейского храма в Иерусалиме. Однако спустя месяце небольшим Юлиан погиб, и храм не был восстановлен.

Тем не менее тема эта не закрыта: по иудейскому преданию, Иерусалимский храм когда-нибудь будет восстановлен и станет главным религиозным центром иудеев и всего мира.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • От древнего храма стараниями римлян практически ничего не осталось, кроме священной для иудеев Стены Плача (Западной).
  • На месте Иерусалимского храма сейчас стоит исламское святилище Купол Скалы.

Интересные факты

Сразу после смерти Соломона Израильское царство распалось на Иудейское Южное и Северное царства.

Когда Соломон официально запросил царя Хирама Тирского помочь в строительстве нового храма рабочими и материалами, тот отвечал: «Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирама моего мастера каменщика, сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего».

При реконструкционных работах, проводимых царем Иродом, тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части храма, куда разрешено входить только священникам. Строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Гапахи. Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в храме не прекращались.

Название Стена Плача, или Стена Стенаний придумано не евреями (для них она просто Западная стена), а арабами, наблюдающими стенающих об утраченном храме паломников-иудеев.

Общие сведения

От Второго Иерусалимского храма сохранилась только западная стена — Стена Плача.

Местонахождение: на месте мечети Купола Скалы (Куббат-ас-Сахра) на Храмовой горе Иерусалима.

Строительство Первого Иерусалимского храма (Соломона): с 967 по 960 гг. до н.э. Разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э.

Строительство Второго Иерусалимского храма (Ирода): с 22 или 19 г. до н.э. до 64 г. н.э.

Первая иудейская война: 63-70 гг. н.э.

Разрушен римлянами: в 70 г. н.э.

Римская колония Иудея: 6-135 гг. н.э.

Вторая Иудейская война: 132-136 гг. н.э.

Этнический состав: иудеи.

Языки: древнееврейский, арамейские.

Религия:иудаизм.

ЦИФРЫ

Площадь платформы храма Ирода: 14 га.

Размеры храма Ирода: высота 47 м, длина 485 м, ширина 280 м.

Святилище храма Ирода: 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты.

Дворов вокруг храма: 3.

Высота Стены Плача: 19 м (отрытая часть), предположительно всего 32 м.

Длина Стены Плача: 57 м (отрытого фундамента Западной стены).

Вес каменных блоков: до 100 т.

Источник: https://mirchudes.net/architecture/609-hram-solomona-i-hram-iroda-v-ierusalime.html

Джонатан Глэнси BBC Culture

Правообладатель иллюстрации iStock

Вот уже много веков самое крупное культовое сооружение на нашей планете удивляет и восхищает каждого, кто его увидит. Корреспондент BBC Culture исследует историю гигантского храмового комплекса в Камбодже.

Ангкор-Ват — обнесенный рвом грандиозный храмовый комплекс, изначально построенный как индуистский храм, но уже к концу XII века ставший буддистским.

Одним из первых выходцев с Запада, посетивших Ангкор, стал португальский монах из ордена капуцинов Антонио да Маделена.

Как он рассказывал в 1589 году историку Дьогу ду Коту, храм «имеет столь необычайную конструкцию, что его невозможно описать пером, тем более что он не похож ни на одно здание в мире. Он украшен башнями и всевозможными изысками, которые только способен измыслить человеческий гений».

Маделена приехал посмотреть на эту достопримечательность уже после падения некогда могущественной Кхмерской империи, при которой был построен Ангкор и его храм, посвященный Вишну (туристы и по сей день принимают этот комплекс сооружений за город с башнями и крепостными стенами).

Много веков Ангкор приводил европейцев в недоумение

А три века спустя Ангкор привел европейцев в недоумение. Молодой французский ученый-натуралист Анри Муо, который умер здесь в 1861 году и чьи записки, опубликованные посмертно, послужили источником вдохновения для множества археологов, ринувшихся в Камбоджу в поисках затерянной древней цивилизации, так и не смог понять, что же он увидел.

«Один из этих храмов, воздвигнутый каким-то безвестным древним Микеланджело и способный соперничать с храмом Соломона, мог бы занять почетное место в ряду самых красивых зданий нашей эпохи», — написал он.

«Он величественнее всего, что осталось нам от Греции и Рима, и печально контрастирует с варварскими порядками, воцарившимися сейчас в этой стране».

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Ангкор-Ват — крупнейший в мире комплекс культовых сооружений: он занимает площадь в 500 акров (2 кв. км). Первоначально он был индуистским храмом в честь бога Вишну

Муо казалось непостижимым, чтобы кхмерские «варвары» могли построить Ангкор-Ват, не говоря уже об остальных храмах и дворцах общей площадью около 500 акров (2 квадратных километра).

Однако Ангкор-Ват действительно построили кхмеры в период расцвета своей некогда сильной империи, основанной в 802 году и распавшейся в 1431-м, когда враждебное северное государство Аютия, находившееся на территории современного Таиланда, завоевало Ангкор.

Царь, вокруг которого сплотились уцелевшие кхмеры, перенес свою резиденцию в Пномпень, где и по сей день находится столица Камбоджи.

Заплутавшие в джунглях

В XXI веке Ангкор-Ват и окружающие его города, храмы, водохранилища, террасы, бассейны и дворцы стали притягивать туристов как магнит: так, когда я побывал здесь в середине 1990-х, сюда ежегодно приезжало около 7500 человек, а в прошлом году храмовый комплекс посетило 2,5 миллиона туристов, преимущественно из Китая.

Благодаря данным, полученным в ходе топографической аэрофотосъемки, которую ведут с 2007 года Дэмиан Эванс и Жан-Батист Шванс с помощью георадара, разработанного НАСА в 1960-е годы, теперь мы знаем, что Ангкор-Ват был центром большого города, по размерам не уступавшего как минимум Берлину.

В период своего расцвета при короле Джаявармане VII (1181-1218) он стал средоточием жизни самой крупной империи того времени.

В 2012 году Эванс, преподаватель на факультете археологии Сиднейского университета (Австралия) и по совместительству один из основателей и заместитель руководителя проекта «Большой Ангкор», и Шванс, археолог основанной в 1900 году французской Школы Дальнего Востока, обнаружили на плато Пном Кулен «потерянный город» Махендрапарвата.

Ангкор-Ват был центром большого города, по размерам не уступавшего как минимум Берлину

Много веков этот город был скрыт под буйной растительностью. Его построил в 802 году полководец, жрец и царь Джаяварман II в сорока километрах к северу от Ангкора по тщательно выверенному плану, с сетью многочисленных бульваров.

В 2012 году выяснилось, что Махендрапарвата еще больше, чем изначально полагали Эванс и Шванс.

Город был обнаружен только благодаря лидару — прибору для лазерного сканирования с воздуха, который устанавливается в вертолетах и позволяет различать то, что находится под ними на земле, находя улицы и здания там, где человеческому глазу видны лишь поля и леса.

До недавних пор эта технология была очень дорогой, но теперь она стала доступна археологам, и в ближайшем будущем, когда ее будут применять не с помощью вертолетов, а с помощью беспилотников, она должна помочь совершить новые удивительные открытия — в частности, найти другие легендарные «потерянные города».

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Центральный храмовый комплекс Ангкор-Ват окружен широким рвом Правообладатель иллюстрации Wikipedia Image caption Эту зарисовку храмового фасада сделал Анри Муо, французский ученый, который посетил здешние места в середине XIX века и не поверил своим глазам Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Джаяварман VII, правивший Кхмерской империей с 1181 года по 1218 год, считается самым могущественным из ее лидеров — под его руководством было завершено строительство Ангкора. Изображение его лица вырублено в камне в одном из храмов комплекса

Возможно, такие потерянные города в Камбодже были бы найдены и раньше, если бы Пном Кулем не оставался вплоть до 1998 года последним прибежищем Пол Пота и его кровожадных красных кхмеров — коммунистов-фанатиков, правивших страной в 1975-79 годах и успевших за этот короткий срок казнить и уморить голодом пятую часть населения — около 2 миллионов человек.

В этой местности до сих пор встречаются противопехотные мины.

Если Махендрапарвата поразила открывших ее ученых своими размерами и размахом, то масштаб Ангкора просто не укладывается в голове.

Ангкор простирался на целые километры вокруг своего обнесенного рвом храма с его башенками в форме бутонов лотоса, двориками, галереями, фризами с изображениями воинов, царей, демонов, битв и трех тысяч нимф небесной красоты, сотворенными за 37 лет трудами 300 тысяч рабочих и 6 тысяч слонов — как гласят записи, из миллионов известняковых плит, сплавленных сюда из Пном Кулена.

Городское планирование

Возможно, это был первый город с низкой плотностью населения — явление, больше характерное для эпохи развитых сетей железных дорог, распространения автомобильного транспорта и заселения пригородов.

Он представлял собой огромную городскую агломерацию, пронизанную обширной сетью дорог и каналов, водохранилищ и плотин на территориях, отнятых у леса.

Кроме того, кхмерские города соединялись и друг с другом, так что застроенная часть Ангкора, судя по всему, была гораздо больше, чем можно вообразить себе даже сегодня, и уж конечно больше, чем представлялось босоногим португальским монахам, прибывшим сюда в XVI веке.

Ангкор, подобно многим современным городам, просто слишком сильно разросся

Сложная масштабная система орошения позволяла снабжать Ангкор продовольствием — преимущественно рисом, — однако, по-видимому, стремительное развитие этого тщательно спланированного, удачно заселенного города и стало для него началом конца.

Попросту говоря, Ангкор слишком сильно разросся — подобно многим современным городам во всем мире.

Вооруженное нападение со стороны нынешнего Таиланда лишь ускорило распад Кхмерской империи, но истинной причиной краха послужили имперские амбиции правителей и городов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Костя

Перенаселение повлекло за собой чрезмерную вырубку лесов, деградацию верхнего слоя почвы и непомерную нагрузку на ирригационную систему, для постоянного ремонта которой требовалось огромное количество рабочих.

Все эти дорожные насыпи, домики, где можно было отдохнуть через каждые 15 километров пути, и больницы, выстроенные Джаяварманом VII в соответствии с самыми смелыми архитектурными замыслами ради поддержания мира, демонстрации стабильности и распространения культуры Кхмерской империи, — всё в итоге поглотили джунгли.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Красные кхмеры под предводительством Пол Пота уничтожили почти четверть населения Камбоджи Они держали оборону недалеко от Ангкор-Вата вплоть до 1999 года

Сегодня Ангкор вместе с такими романтичными храмами, как построенный Джаяварманом VII Та Прохм, словно замерший в объятиях гигантских сейб и их сказочных корней, прекрасно известный любителям кино по боевику 2001 года «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», вновь оказался под угрозой — на сей раз не со стороны вражеских захватчиков, а со стороны массового туризма.

Над некогда маленьким французским колониальным городком Сием-Реапом уже возвышаются новехонькие отели для туристических групп, оснащенные кондиционерами, бассейнами, горячей водой и спа-салонами, а до Ангкор-Вата теперь не ходят пешком, а ездят на автобусах с кондиционерами.

Миллионы туристов, приезжающих сюда каждый год, так активно расходуют воду, что уровень грунтовых вод под песчаной почвой опасно понизился.

Камни, из которых был построен этот храм в XII веке, постепенно разрушаются — а туристы как ни в чем не бывало запечатлевают себя на фотографиях и болтают по мобильникам.

По мере повышения доступности технологии лазерного картографирования археологам, возможно, удастся переманить часть туристов, жаждущих посмотреть Ангкор-Ват, в другие уголки Камбоджи и других стран Юго-Восточной Азии.

Но и тогда у Ангкора останется козырь, притягивающий толпы любопытных, — самый большой в мире храм, который и по сей день сохраняет свое загадочное великолепие.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В 1990-е годы из-за страха перед красными кхмерами Ангкор-Ват посещало всего несколько тысяч человек в год — сейчас же сюда съезжаются миллионы

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.

Источник: https://www.bbc.com/russian/vert-cul-39368310

Храм соломона — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Иерусалимский храм был главным и единственным местом, где совершалось ветхозаветное богослужение. Располагался на Храмовой горе в Иерусалиме (ныне здесь находится мечеть Омара, построенная арабами в 637 г. после захвата Иерусалима).

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первоначальным храмом, сопровождавшим израильтян в их странствовании по пустыне и в первую пору по завоевании земли обетованной, была Скиния Завета — переносная палатка из ковров, покрытых кожами, и разделенная на две части: Святилище и Святая Святых.

Скиния была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синай (Исх. 25, 9-10).

Впоследствии, когда евреи утвердились в Палестине, Давид задумал построить в Иерусалиме большой стационарный храм, но не успел исполнить это предприятия; план Давида был осуществлен его сыном, Соломоном, в 1014-1007 гг. до н. э.

Первый Храм (Соломонов)

Иерусалимский Храм (Соломонов) — книжная миниатуюра XVIII в.

Храм, построенный Соломоном, существовал с 1007 до 588 г. до н.э.. В храме, как и в скинии, было два отделения: Святилище и Святая Святых. В первом стояли жертвенник для фимиама, по обе стороны от него по пяти семисвечников, а у стен — по пяти «столов предложения хлеба». Святая святых отделялась от святилища завесой; здесь хранился Ковчег Завета, в котором лежали скрижали Завета.

Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался. Наконец, Навуходоносор вывез все сокровища храма (4 Цар. 24, 13), и, когда Иерусалим был разрушен его войсками, храм Соломонов сгорел до основания (4 Цар. 25, 9; 2 Пар. 36, 19).

Второй Храм (Зоровавеля)

Когда персидские цари Ксеркс и Дарий позволили иудеям возвратиться в их отечество в 536 г. до н.э., иерусалимский храм был восстановлен Зоровавелем на прежнем месте и в прежнем виде, но уже далеко не в прежнем великолепии. Строительство было завершено к 516 г. до н.э.

Поскольку во втором храме уже не было ковчега Завета, во Святом Святых на его месте был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу раз в году, в великий день очищения.

Второй храм был ограблен и осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до н.э., что привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеев, которое закончилось изгнанием сирийцев и восстановлением храма после трехлетнего осквернения. Позднее Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек.

Третий Храм (Ирода Великого)

Иерусалимский Храм (Ирода Великого) — макет

За 20 лет до н. э. царь Ирод Великий начал перестраивать храм. Ко времени, когда в храме проповедовал Иисус Христос, строительство продолжалось уже почти полвека. Храм был завершен только при Агриппе II, в 64 г. н.э., т.е. всего за за 6 лет до его окончательного разрушения — в 70 г. н.э. храм был разрушен при взятии Иерусалима римскими войсками под командованием Тита.

До наших дней сохранилась лишь западная стена Храма, именуемая «Стеной плача».

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4710.html

Иерусалим(Израиль)

  • Передняя Азия
  • Израиль

Иерусалим (ירושלים‎) — один из старейших городов мира, священный город трех религий, столица Израиля и Палестинской автономии.

Географическое положение Иерусалима

Иерусалим расположен в центре Израиля на полупустынном плоскогорье Иудейского плато, в седловине Иудейских гор, на высоте 650—840 м от уровня моря, практически на равном расстоянии (ок. 50 км.) от Средиземного и Мертвого морей.

Площадь города 123 км2, население 770 тыс. человек.

История Иерусалима

Первое поселение на территории Иерусалима было основано ок. 3500 г. до н. э., вероятно, первыми «иерусалимцами» были представители ханаанских племен. Одно из древнейших письменных упоминаний Иерусалима — 1400 г. до н. э. (бронзовый век). В 1000 году до н. э.

Иерусалим захвачен еврейским царем Давидом, который перенес сюда главную иудейскю святыню — Ковчег Завета. На горе́ Мориа (в настоящее время более известна, как Храмовая гора) был установлен жертвенник, позже, в 960 г. до н. э.

сын Давида, царь Соломон за семь лет строит на этой горе Первый Храм.

В 598 г. до н. э. Иерусалим разорен вавилонским царем Навуходоносором II. Второй Храм (значительно скромнее Храма Соломона) построен евреями после возвращения из вавилонского пленения, 516 г. до н. э. Иерусалим был завоеван Египтом, после эллинистической Сирией. Евреи-маккавеи восстали против иноземцев и 165 г. до н. э.

освободили и освятили Храм (в честь этого события отмечается праздник Ханука — «освящение»). Независимое еврейское государство просуществовало до 63 г. до н. э., когда римские войска после трехмесячной осады захватили укрепленный Храм. Иудея объявлялась римским протекторатом, а Иерусалим — ее центром.

Царь Иудеи Ирод перестроил Храм и Храмовую гору.

В начале I в. Иерусалим послужил сценой евангельских событий, здесь встречали, судили и казнили Христа. Еврейское антиримское восстание и последующая Первая Иудейская война не пощадила ни Храм, ни весь Иерусалим. В 70 г. римские войска после продолжительной осады сожгли Храм, распахали Храмовую гору и практически полностью разрушили город. В 135 г.

Иерусалим восстанавливается, как римский город, евреям (вернее, всем, кто подвергся обрезанию) запрещен вход в него. В 335 г. мать императора КонстантинаЕлена (равноапостольная) на месте погребения Иисуса Христа строит храм Гроба Господня.

В 361 году император Юлиан Отступник разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 строительство полностью прекращено из-за пожара.

Иерусалим побывал в руках персов и византийцев, в 637 г. город захватывают мусульмане, построившие мечеть Аль-Акса, и Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы). Для освобождения Иерусалима от неверных христианской церковью были организованы крестовые походы. Город несколько раз переходил из рук мусульман в руки крестоносцев. Было основано и пало христианское Иерусалимское королевство. В 1517 г. Иерусалим занимают турки Османской империи.

В 1917 г. город отвоеван у турок англичанами. Палестина находится под контролем Великобритании. В 1947 г. ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. В 1948 г. произошла война за раздел Палестины. Иерусалим оказался разделенным: запад остался за Израилем, восток города заняла Иордания.

В 1967 В ходе Шестидневной войны Израиль захватил Западный берег реки Иордан, получив полный контроль над Иерусалимом. С 1980 г. Иерусалим де-юре признан полностью аннексированным Израилем и назван «неделимой» столицей государства.

Статус Иерусалима и, особенно, восточной части остается спорным вопросом, обсуждающимся на международном уровне.

Достопримечательности Иерусалима

В Иерусалиме выделяют Старый город — район площадью менее 1 км2, окруженный крепостной стеной. В пределах Старого города Иерусалим находился до второй половины XIX в. Традиционно Старый город разделяется на четыре квартала и имеет несколько ворот.

  1. Яффские
  2. Сионские
  3. Навозные
  4. Золотые
  5. Львиные
  6. Ирода
  7. Дамасские
  8. Новые

Стена плача

Западная стена Второго храма, разрушенного римлянами в 70 г. — величайшая святыня иудаизма, место паломничества евреев.

Храм Гроба Господня

Одна из главных святынь христианства разных деноминаций — храм, возведенный на месте, где был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.

Мечеть Аль-Акса

Мечеть Омара — третья по значимости святыня ислама в мире (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Здесь Мухаммед встретил пророков Ибрахима, Мусу и Ису и совершил молитву в качестве имама. Ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы.

Виа Долороса

Крестный путь — дорога, по которой Иисус шел на казнь. Почитается христианами и, особенно, католиками.

Монастырь Святой Марии Магдалины

Православный женский монастырь, на территории которого находится лестница, по которой Иисус входил в Иерусалим, грот, в котором, уснули Петр, Иаков и Иоанн во время молитвы Иисуса в Гефсиманском саду.

Купол скалы

Куббат ас-Сахра — объект, притягивающий взгляды в Старом городе — золотой купол на Храмовой горе рядом с мечетью Аль-Акса на месте разрушенного Иерусалимского храма. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж).

По иудейской традиции именно с этого выступа (камня основания) началось сотворение мира, на нем же стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма.

Доступ в Купол Скалы запрещен мусульманами для всех неверных.

Собор Святого Иакова

армянская церковь Иерусалима, посвященная апостолу Иакову Заведееву.

Цитадель Давида

Крепостная башня, в стенах которой расположен Музей истории Иерусалима.

Каменоломни царя Соломона

Каменоломня под кварталами Старого города, в которой царь Соломон добывал камень для постройки Храма.

Эйн Карем

Западная окраина Иерусалима, место, где родился Иоанн Предтеча и где произошла встреча Девы Марии и праведной Елисаветы.

Гора Скопус

Гора на западе города, с которой открывается великолепный вид на Иерусалим.

Отели Иерусалима

Источник: http://actravel.ru/israel_jerusalem.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
В каком году был построен Иерусалим

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]