Где находился Иерусалимский храм

Храм иудеев

Бывали ли вы у «Стены Плача» в Иерусалиме? Этот фрагмент стены иудейского Храма, разрушенного римлянами более 2000 лет назад, привлекает евреев и паломников со всего мира. Люди приходят сюда, чтобы оплакать невосполнимую потерю святого Храма.

Что же на самом деле оплакивают эти люди? И о чем просят ту невидимую Высшую Силу, которая скрывается за куском каменной стены, оставшейся от иудейской святыни?

Два прекрасных Храма

А когда-то на Храмовой горе в Иерусалиме возвышался прекрасный сначала Первый, а затем Второй Храм. Известный историк Иосиф Флавий, живший во времена существования Второго Храма и видевший его своими глазами описывал его так. «В Храме все настолько восхитительно, что при виде его радовались сердце и душа. Он был покрыт со всех сторон листами из золота и поэтому блистал очень ярко, ослепляя подобно солнечным лучам».

Согласно архитектурному плану Храм состоял из двух помещений: внутреннее, самое Святое, и внешнее. В Святая Святых находился Ковчег Завета, на котором были высечены 10 Заповедей. После разрушения Первого Храма он бесследно исчез.

Первый Храм, как всем известно, был возведен во времена правления мудрейшего царя Соломона около тысячи лет до нашей эры. Простояв почти 400 лет, он был уничтожен Навуходоносором, царем Вавилона. Жители Иерусалима попали к нему в плен, многие были убиты.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, был освящен Второй Храм. Это возвращение евреев на свою землю известно из истории праздника Пурим. Второй Храм был немного меньше в размерах и не так красив, как первый. К началу нашей эры Храм был расширен и перестроен. Его вновь освятили почти перед самым разрушением, в 68 году.

Второй иерусалимский Храм был осажден императором Титом весной семидесятого года нашей эры. 5 месяцев длилась осада Святого Города. Храм пал, когда подожгли его ворота.

Оба Иерусалимских храма исчезли с лица земли в один и тот же день — девятого ава.

Иудеи ушли в самое длительное изгнание. Еврейские праведники оплакивали павшую Святыню. Только один праведник, рабби Акива, смеялся. Он объяснил свое отношение к такому печальному событию тем, что теперь он уверен в предсказании пророков о том, что начнется смешение душ и мы придем к окончательному исправлению.

Духовное назначение иудейского Храма

Храм иудеев являлся прототипом серьезного государственного учреждения. Из него велось руководство всей экономической, культурной и образовательной жизнью народа.

В Храме служили коэны и левиты, которые и управляли жителями страны. Регулярно заседал Синедрион —  что-то вроде современной академии, где собирались мудрецы и издавали справедливые законы. Левиты ездили по стране, обучали людей грамоте.

Служители Храма заготавливали впрок продукты, дрова, для того, чтобы в холодные зимы и в неурожайные годы люди могли согреться и поесть. У Храма были свои склады, в его подчинении находились специальные города-убежища, в которых скрывались от мести нечаянно убившие кого-то люди.

Каждый житель страны сдавал десятую часть своего дохода служителям Храма. Эти деньги использовались для поддержания Храмовой службы, а также для многих народных потребностей: помощи бедным, строительства дорог и т.д. В Храм регулярно приносились жертвы в виде урожая или скота.

Все происходящее в Храме было не случайно, а подчинялось строгим духовным законам. Например, люди, которые приносили жертвы, или отдавали десятую часть своего дохода, при этом физическом действии возвышались. Они окунались в атмосферу взаимной отдачи и любви, царившей в Храме.

C утра до вечера в Храме были организованы обучающие курсы, на которых учили прихожан духовным законам. Пища, приносимая в жертву, съедалась всеми гостями на особенных трапезах, во время которых продолжалось духовное возвышение участников застолья. Мужчины и женщины обучались по отдельным программам и находились в разных помещениях.

В целом Храм иудеев предназначался для того, чтобы воспитывать и поддерживать в народе справедливость и любовь к ближнему. Все физические действия, о которых мы читаем в Святых Книгах, подразумевали под собой духовные корни.

И как только все эти духовные идеалы были попраны, не было основания существовать и самим каменным Храмам, поэтому они и были разрушены.

Еврейские мудрецы говорят, что Первый Храм был разрушен из-за поклонения идолам, а Второй Храм — из-за беспричинной ненависти, возникшей внутри народа.

Третий Храм

Как и было предсказано еврейскими пророками, народ Торы после разрушения Второго Храма вышел в самое последнее и длительное изгнание и упал с того высокого духовного уровня, на котором находился. Но этими же пророками предречено, что в наши времена изгнание закончится и иудеи вновь поднимутся на высокую ступень духовности. Но теперь уже не одни.

После длительного скитания по чужим странам и смешения с другими народами не только на физическом уровне, но и на уровне душ, еврейский народ придет к окончательному исправлению вместе со всеми народами мира. И только после того, как сердца всех людей на земле объединятся в любви и согласии, наступит время Третьего Храма.

Этот самый прекраснейший Храм будет выстроен в сердцах людей.

Видимо, о таком будущем мечтают собравшиеся у Стены Плача люди. О том, как в новом, прекрасном мире этот возрожденный Храм станет символом огромной любви и счастья.

Ривка Гольдес

Источник: https://jewish-secret.com/hram-iudeev/

Храм соломона — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Иерусалимский храм был главным и единственным местом, где совершалось ветхозаветное богослужение. Располагался на Храмовой горе в Иерусалиме (ныне здесь находится мечеть Омара, построенная арабами в 637 г. после захвата Иерусалима).

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первоначальным храмом, сопровождавшим израильтян в их странствовании по пустыне и в первую пору по завоевании земли обетованной, была Скиния Завета — переносная палатка из ковров, покрытых кожами, и разделенная на две части: Святилище и Святая Святых.

Скиния была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синай (Исх. 25, 9-10).

Впоследствии, когда евреи утвердились в Палестине, Давид задумал построить в Иерусалиме большой стационарный храм, но не успел исполнить это предприятия; план Давида был осуществлен его сыном, Соломоном, в 1014-1007 гг. до н. э.

Первый Храм (Соломонов)

Иерусалимский Храм (Соломонов) — книжная миниатуюра XVIII в.

Храм, построенный Соломоном, существовал с 1007 до 588 г. до н.э.. В храме, как и в скинии, было два отделения: Святилище и Святая Святых. В первом стояли жертвенник для фимиама, по обе стороны от него по пяти семисвечников, а у стен — по пяти «столов предложения хлеба». Святая святых отделялась от святилища завесой; здесь хранился Ковчег Завета, в котором лежали скрижали Завета.

Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался. Наконец, Навуходоносор вывез все сокровища храма (4 Цар. 24, 13), и, когда Иерусалим был разрушен его войсками, храм Соломонов сгорел до основания (4 Цар. 25, 9; 2 Пар. 36, 19).

Второй Храм (Зоровавеля)

Когда персидские цари Ксеркс и Дарий позволили иудеям возвратиться в их отечество в 536 г. до н.э., иерусалимский храм был восстановлен Зоровавелем на прежнем месте и в прежнем виде, но уже далеко не в прежнем великолепии. Строительство было завершено к 516 г. до н.э.

Поскольку во втором храме уже не было ковчега Завета, во Святом Святых на его месте был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу раз в году, в великий день очищения.

Второй храм был ограблен и осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до н.э., что привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеев, которое закончилось изгнанием сирийцев и восстановлением храма после трехлетнего осквернения. Позднее Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Юлия По церковному

Третий Храм (Ирода Великого)

Иерусалимский Храм (Ирода Великого) — макет

За 20 лет до н. э. царь Ирод Великий начал перестраивать храм. Ко времени, когда в храме проповедовал Иисус Христос, строительство продолжалось уже почти полвека. Храм был завершен только при Агриппе II, в 64 г. н.э., т.е. всего за за 6 лет до его окончательного разрушения — в 70 г. н.э. храм был разрушен при взятии Иерусалима римскими войсками под командованием Тита.

До наших дней сохранилась лишь западная стена Храма, именуемая «Стеной плача».

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4710.html

Иерусалим(Израиль)

  • Передняя Азия
  • Израиль

Иерусалим (ירושלים‎) — один из старейших городов мира, священный город трех религий, столица Израиля и Палестинской автономии.

Географическое положение Иерусалима

Иерусалим расположен в центре Израиля на полупустынном плоскогорье Иудейского плато, в седловине Иудейских гор, на высоте 650—840 м от уровня моря, практически на равном расстоянии (ок. 50 км.) от Средиземного и Мертвого морей.

Площадь города 123 км2, население 770 тыс. человек.

История Иерусалима

Первое поселение на территории Иерусалима было основано ок. 3500 г. до н. э., вероятно, первыми «иерусалимцами» были представители ханаанских племен. Одно из древнейших письменных упоминаний Иерусалима — 1400 г. до н. э. (бронзовый век). В 1000 году до н. э.

Иерусалим захвачен еврейским царем Давидом, который перенес сюда главную иудейскю святыню — Ковчег Завета. На горе́ Мориа (в настоящее время более известна, как Храмовая гора) был установлен жертвенник, позже, в 960 г. до н. э.

сын Давида, царь Соломон за семь лет строит на этой горе Первый Храм.

В 598 г. до н. э. Иерусалим разорен вавилонским царем Навуходоносором II. Второй Храм (значительно скромнее Храма Соломона) построен евреями после возвращения из вавилонского пленения, 516 г. до н. э. Иерусалим был завоеван Египтом, после эллинистической Сирией. Евреи-маккавеи восстали против иноземцев и 165 г. до н. э.

освободили и освятили Храм (в честь этого события отмечается праздник Ханука — «освящение»). Независимое еврейское государство просуществовало до 63 г. до н. э., когда римские войска после трехмесячной осады захватили укрепленный Храм. Иудея объявлялась римским протекторатом, а Иерусалим — ее центром.

Царь Иудеи Ирод перестроил Храм и Храмовую гору.

В начале I в. Иерусалим послужил сценой евангельских событий, здесь встречали, судили и казнили Христа. Еврейское антиримское восстание и последующая Первая Иудейская война не пощадила ни Храм, ни весь Иерусалим. В 70 г. римские войска после продолжительной осады сожгли Храм, распахали Храмовую гору и практически полностью разрушили город. В 135 г.

Иерусалим восстанавливается, как римский город, евреям (вернее, всем, кто подвергся обрезанию) запрещен вход в него. В 335 г. мать императора КонстантинаЕлена (равноапостольная) на месте погребения Иисуса Христа строит храм Гроба Господня.

В 361 году император Юлиан Отступник разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 строительство полностью прекращено из-за пожара.

Иерусалим побывал в руках персов и византийцев, в 637 г. город захватывают мусульмане, построившие мечеть Аль-Акса, и Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы). Для освобождения Иерусалима от неверных христианской церковью были организованы крестовые походы. Город несколько раз переходил из рук мусульман в руки крестоносцев. Было основано и пало христианское Иерусалимское королевство. В 1517 г. Иерусалим занимают турки Османской империи.

В 1917 г. город отвоеван у турок англичанами. Палестина находится под контролем Великобритании. В 1947 г. ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. В 1948 г. произошла война за раздел Палестины. Иерусалим оказался разделенным: запад остался за Израилем, восток города заняла Иордания.

В 1967 В ходе Шестидневной войны Израиль захватил Западный берег реки Иордан, получив полный контроль над Иерусалимом. С 1980 г. Иерусалим де-юре признан полностью аннексированным Израилем и назван «неделимой» столицей государства.

Статус Иерусалима и, особенно, восточной части остается спорным вопросом, обсуждающимся на международном уровне.

Достопримечательности Иерусалима

В Иерусалиме выделяют Старый город — район площадью менее 1 км2, окруженный крепостной стеной. В пределах Старого города Иерусалим находился до второй половины XIX в. Традиционно Старый город разделяется на четыре квартала и имеет несколько ворот.

  1. Яффские
  2. Сионские
  3. Навозные
  4. Золотые
  5. Львиные
  6. Ирода
  7. Дамасские
  8. Новые

Стена плача

Западная стена Второго храма, разрушенного римлянами в 70 г. — величайшая святыня иудаизма, место паломничества евреев.

Храм Гроба Господня

Одна из главных святынь христианства разных деноминаций — храм, возведенный на месте, где был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.

Мечеть Аль-Акса

Мечеть Омара — третья по значимости святыня ислама в мире (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Здесь Мухаммед встретил пророков Ибрахима, Мусу и Ису и совершил молитву в качестве имама. Ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы.

Виа Долороса

Крестный путь — дорога, по которой Иисус шел на казнь. Почитается христианами и, особенно, католиками.

Монастырь Святой Марии Магдалины

Православный женский монастырь, на территории которого находится лестница, по которой Иисус входил в Иерусалим, грот, в котором, уснули Петр, Иаков и Иоанн во время молитвы Иисуса в Гефсиманском саду.

Купол скалы

Куббат ас-Сахра — объект, притягивающий взгляды в Старом городе — золотой купол на Храмовой горе рядом с мечетью Аль-Акса на месте разрушенного Иерусалимского храма. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж).

По иудейской традиции именно с этого выступа (камня основания) началось сотворение мира, на нем же стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма.

https://www.youtube.com/watch?v=hKXuBekxpWs

Доступ в Купол Скалы запрещен мусульманами для всех неверных.

Собор Святого Иакова

армянская церковь Иерусалима, посвященная апостолу Иакову Заведееву.

Цитадель Давида

Крепостная башня, в стенах которой расположен Музей истории Иерусалима.

Каменоломни царя Соломона

Каменоломня под кварталами Старого города, в которой царь Соломон добывал камень для постройки Храма.

Эйн Карем

Западная окраина Иерусалима, место, где родился Иоанн Предтеча и где произошла встреча Девы Марии и праведной Елисаветы.

Гора Скопус

Гора на западе города, с которой открывается великолепный вид на Иерусалим.

Отели Иерусалима

Источник: http://actravel.ru/israel_jerusalem.html

Храм Гроба Господня в Иерусалиме сейчас закрыт, но память паломников хранит чудо схождения Благодатного огня

В связи с обострением эпидемиологической ситуации вот уже несколько недель массивные двери иерусалимского храма Воскресения Христова, также называемого храмом Гроба Господня, закрыты для паломников и туристов. Да и на узких улочках града царя Давида – непривычная тишина.

А ведь в канун Светлой Пасхи в былые годы здесь толпились тысячи людей. В Великую субботу часами они ждали на улице, чтобы попасть внутрь храма и стать свидетелем чуда схождения Благодатного огня.

Образ древнего храма остается в сердцах людей на многие годы. И я его тоже храню, как и другие яркие впечатления от паломнической поездки на Святую Землю.

Скорбный путь 

Иерусалимский храм Воскресения Христова находится на том месте, где, как считается, был распят, погребен, а затем и воскрес Иисус Христос. Первая церковь здесь была возведена в 335 году по инициативе царицы Елены – матери императора Константина Великого. В последующие века храм, как и сам город, неоднократно разрушался, восстанавливался, страдал от пожаров, перестраивался, расширялся.

Огромное количество частных лавочек в старом городе, стойкий аромат ладана, воска, смешанный с яркими нотками пряностей и сладостей, – все это создает неповторимый образ Иерусалима. Таким запомнила его я, а сейчас торговцы закрыли ставни, и редкие прохожие спешат по своим делам, поведала мне приятельница, вернувшаяся из Иерусалима в начале марта.

Торговли нет, ведь мало и паломников. А раньше экскурсоводы к храму Гроба Господня вели туристов одним и тем же маршрутом. «Виа Долороза» в переводе с латыни означает «путь скорби». Название Крестного пути, по которому Христа вели на Голгофу, появилось в XVI веке.

По каменистой дороге паломники и туристы должны пройти 14 станций, каждая из которых связана с определенными событиями. Начинается «Виа Долороза» от места, где когда-то стояла римская крепость Антония. Именно там, по преданию, Понтий Пилат совершил суд над Иисусом.

Раскопки каменного помоста крепости, называемого Лифостротоном, равно как и подземные темницы Претории, – одни из немногих подлинных мест, сохранившихся от разоренного Иерусалима евангельских времен. Последние пять станций находятся на территории храма Гроба Господня.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Сергей По церковному

Под большим куполом 

Не раз смотрела видеосюжеты одной из величайших святынь христианства, видела фотографии, но в череде посещаемых в Иерусалиме памятных мест, часовен, церквей, немного устав от гула толпы, едва узнала очертания храма Гроба Господня. Его стены лишены излишних пышных убранств, лепнины, все выглядит весьма строго и аскетично.

Первое, что увидела – атриум, иными словами, небольшой двор, где и находится вход в храм. Наши паломники, желали поскорее зайти внутрь и торопили экскурсовода. Она лишь указала рукой на приставленную между первым и вторым этажами деревянную лестницу, которую также называют «Недвижимой». Она является своего рода символом статуса-кво шести христианских конфессий, присутствующего в храме на протяжении не одного столетия.

Рядом на небольшой скамейке сидел пожилой мужчина, по словам гида, это и был тот самый ключник, который каждый день открывает массивные двери храма. По давней традиции, ключи от храма хранятся в одной арабской семье, а право открывать двери принадлежит другой.

Перед входом было много желающих запечатлеть себя на фоне старой потрескавшейся мраморной колонны. Ее называют колонной Святого Огня. Есть несколько преданий, объясняющих появление трещины, длина которой превышает метр. Все они связаны со схождением Благодатного огня.

Молитвенное поклонение 

Нахлынувшей сзади волной паломников нас метров на 10 унесло вперед и буквально впечатало в застывшую толпу, внимательно смотревшую то вниз, то вверх.

Когда люди немного расступились, то мы увидели Камень помазания, покрытый мраморной полированной плитой, а над ним – древнее мозаичное панно, на котором изображены Голгофа, пещера, в которой был погребен Христос, а между ними – Камень помазания.

Согласно Священному Писанию на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили тело к погребению.

Экскурсовод дала нам два часа свободного времени – до закрытия храма.

Первым делом направились к часовне Гроба Господня, также называемой Кувуклией. Именно в ней раз в году и происходит чудо схождения Благодатного огня. Воодушевленные величием старых стен и при этом внутренней сдержанностью в их оформлении, мы оказались в эпицентре паломнической стихии – в очереди, которая вела к Кувуклии. Опытные экскурсоводы уверяют, что в ней нужно выстоять минимум 40 минут. Мы потратили вдвое больше времени.

Компактное расположение 

Мы не просто стояли, а молились, иногда переводя взгляд от книг на купол, возвышающийся над нами. Он очень большой и при этом кажется легким, устремляющимся ввысь. Кувуклия расположена в самом центре огромной ротонды, которая объединяет все части храмового комплекса.

Когда же подошел наш черед, пожилой греческий монах на пальцах показал – четыре. Это значит, что входить большему количеству паломников одновременно нельзя. Внутри тесно. Меня пропустили, мужчина, что шел позади, замешкался на входе. Так я оказалась в древней гробнице совершенно одна. Царил полумрак, но в окружении каменных стен, освещенных десятком лампад, не было страшно.

В длину Кувуклия, а во время богослужений она превращается в алтарь, не превышает восьми метров. Она имеет притвор – придел Ангела. Здесь хранится часть камня, который закрывал гробницу. В погребальной камере – огромное каменное ложе, прикрытое мраморной плитой.

Выходя, я увидела два отверстия, через которые Иерусалимский патриарх в Великую субботу передает верующим сошедший Благодатный огонь.

На вершину стертого холма 

Храм Гроба Господня – многоуровневый комплекс, часть его приделов, часовен находится буквально в подземелье. А вот чтобы попасть на Голгофу, нужно подняться по ступенькам выше. Именно сюда, а не к Кувуклии, как оказалось, и следовало бы нам пойти сразу после посещения Александрийского подворья, на территории которого хранится часть древней городской стены и больших ворот, также называемых Судными вратами.

В древности считалось недопустимым хоронить умерших людей в черте города. За высокой стеной находились заброшенные каменоломни, с которых в свое время брали камень для строительства Иерусалима. На одном из тех холмов, на Голгофе, 2 тысячи лет назад римляне и проводили казни на кресте. Делали это крайне редко, например, с целью подавления восстания.

Во II веке на месте Голгофы и окрестных гробниц возвышались храмы Юпитера и Венеры. Неподалеку была рыночная площадь. Но стереть память о Спасителе не удалось. Царица Елена отыскала крест, на котором был распят Христос, место казни, погребения и многие другие памятные места для христиан.

«Голгофа» в переводе с иврита означает «череп». Есть два объяснения такого названия. Говорят, что по форме возвышенность напоминала череп. Другое же предание гласит, что именно под ней находится череп Адама.

В храме Гроба Господня все очень компактно. На месте, где, как считается, воины гвоздями прибивали тело Спасителя ко кресту, находится католический престол, через 5 – 6 метров – православный, под которым есть отверстие, где должен был стоять крест. Чтобы дотронуться до камня, нужно стать на колени, низко наклониться. Какие чувства испытываешь, когда просовываешь руку в небольшое круглое отверстие едва ли не по локоть и пытаешься там что-то нащупать? Интерес и волнение.

Может показаться странным, но на Святой земле все сказанное в Евангелии очень просто представить в воображении. Ты видишь эти камни, древние руины и надписи, вдыхаешь жаркий воздух израильской пустыни, и давно прошедшие события оживают. Будто время повернулось вспять.

За отведенные полчаса мне удалось рассмотреть каменную чашу, именуемую «пуп земли», посетить придел Марии Египетской, коптскую, армянскую часовню и многое другое. Расстояние между ними – всего лишь десятки шагов.

Ночная служба 

Через день мы вновь вернулись в храм. Это была ночная служба на греческом языке в большом православном храме – Кафоликономе. Находится он напротив входа в Кувуклию и принадлежит Иерусалимской православной церкви. Две молитвы, которые поются нараспев, прозвучали на русском языке.

После причастия вновь подошли к Кувуклии, чтобы зажечь восковые свечи от хранящегося Благодатного огня. Пожилой монах дал знак рукой, чтобы мы подождали его. Неподалеку есть комната, он направился туда и вскоре вернулся. В руках у него был небольшой сверток. Поблагодарив за неожиданный подарок, поспешили к выходу.

По дороге развернули кулек, в нем лежало восемь небольших пирожков с мелко порубленной зеленью, ароматными приправами и сладкой начинкой, пропитанной цитрусовым медом. Группа была большая, каждому досталось по кусочку.

Молча мы шли по пустынным улицам просыпающегося Иерусалима. Каждый боялся нарушить внутреннее умиротворение и несказанную радость.

Фото автора.

Источник: http://vitvesti.by/turizm/khram-groba-gospodnia-v-ierusalime-seichas-zakryt-no-pamiat-palomnikov-khranit-chudo-skhozhdeniia-blagodatnogo-ognia.html

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (или Воскресения Христова) является величайшей святыней христианского мира и важнейшим местом поклонения верующих. Сюда стремятся попасть миллионы паломников и туристов, а ежегодного схождения Благодатного огня, затаив дыхание, ожидают в разных уголках планеты, наблюдая за процессом в прямом эфире.

Древние стены, Константин Павлов

По Османскому договору 1853 года, территория храма четко поделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, коптской, армянской, эфиопской и сирийской. Контролируемые каждой из церквей участки остались в тех границах, какими они были на момент подписания документа.

Распределены не только главные святыни, приделы, алтари и лестницы, но и установлено время проведения служб, обязанности сторон и правила пользования общими святынями. Сейчас все, даже самые незначительные решения принимаются коллегиально.

Если хотя бы один из глав управляющих конфессий выскажет несогласие или сомнение, то выполнить даже самое безобидное действие в храме будет невозможно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой батюшка в церкви

По причине постоянного возникновения споров, дело нередко доходило до рукопашных схваток, причем происходили они не только в далеком Средневековье, но и в более цивилизованном XXI веке. Сегодня основными храмовыми реликвиями владеют Иерусалимские патриархаты Греко-православной и Армянской апостольской церквей, а также католический монашеский орден францисканцев. В админзданиях религиозного комплекса размещена штаб-квартира Иерусалимской православной церкви.

Франкская капелла, Константин Павлов

Где находится храм Гроба Господня

Сложное культовое сооружение, состоящее из нескольких строений и мест поклонения, располагается на месте, где Иисус Христос, по Священному Писанию, принял мученическую смерть через распятие, был погребен и, согласно предсказаниям, воскрес. Храм находится в Христианском квартале, занимающем северо-западную часть Старого города Иерусалима, на территории Израиля.

Главные святыни

В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон — православный храм в храме;
  • Гроб Господень — погребальное ложе Спасителя и главный алтарь;
  • Голгофа — холм, где распяли Иисуса Христа;
  • Кувуклия — компактная часовня в Ротонде;
  • Камень миропомазания — освященная копия плиты (дл. 5 м, шир. 70 см), на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Голгофа

Одна из двух главных святынь христианского мира. На холме был распят Христос и, по преданию, захоронен Адам. Голгофа находилась за пределами древнего Иерусалима и использовалась как место казни преступников. Считается, что скала сформировалась из их черепов.

Кувуклия

Святыня представляет собой часовню небольших размеров с куполом. Внутри нее — два придела: Ангела и Гроба Господня с каменным ложем. В первом находится фрагмент водруженного на постамент камня, отваленного от пещеры Христа Ангелом, и два отверстия в стенах. Через северное Благодатный огонь передается православным, через южное — армянам. С западной стороны Кувуклии — придел коптов.

Часовня отстраивалась несколько раз. Последняя реставрация была проведена в 2016–17 гг. Стены часовни выполнены из бело-желто-розового мрамора, фасад богато декорирован, у Гроба Господня установлены неугасимые свечи и лампады.

Кувуклия находится в совместном пользовании православных греков, армян и католиков.

Кувуклия, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Особое богослужение проводится ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Схождение Благодатного огня и его вынос из Кувуклии символизирует воскресшего Христа. В православные храмы других стран огонь доставляют специальными рейсами.

Приделы

На территории комплекса имеется несколько приделов, в том числе:

  • Адама — с главой Адама, на которую во время распятия попала кровь Христа;
  • Тернового венца — с венцом, возложенным в Претории на голову Иисуса;
  • Обретения Животворящего креста — с входом к храму Святой Елены;
  • Разделения риз (Разделиша) — с иконами, изображающими сцены разделения бесшовного хитона (вид одежды) Христа;
  • Марии Магдалины — с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Иисуса.

Под сводами храма Гроба Господня находится 5 станций крестного пути Христа.

Придел Адама, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Описание храма Гроба Господня

Центральный фасад сделан в романском стиле. Изначально здесь располагалось два портала высотой 5 и шириной 3 м. Левый служит до сих пор, а правый был заложен камнем еще в период мусульманского правления Иерусалимом.

С левой стороны от Святой двери можно увидеть колонну с расщелиной, образовавшейся при ударе молнии в момент схождения Благодатного огня в 1580 г. В тот год он не явился к Армянскому патриарху, хитростью заполучившему право проведения литургии Схождения Благодатного огня. Он сошел к православным, оставшимся за стенами храма. С тех пор исключительное право на литургию имеет Греко-православный патриарх. Представители других конфессий имеют возможность присутствовать в Кувуклии.

Трещина в колонне, Константин Павлов

Украшавшие когда-то здание барельефы ныне представлены в одном из музеев Иерусалима. Под окном второго этажа виднеется деревянная лестница. По ней поднимались монахи-армяне, чтобы не проходить к своей части храма по греко-православной территории. И хотя она уже давно не используется по прямому назначению, раритет не убирают, согласно запрету любых изменений без единогласного разрешения.

Справа от входа — капелла Франков, под ней — часовня Марии Египетской, а правее — дверь, ведущая в часовню апостола Иоанна. В северо-восточной части площади есть вход на Голгофу, на востоке расположен монастырь Авраама, на западе — церковь святого Иакова и часовня Жен-мироносиц. К югу от Святого двора находится Гефсиманское подворье, хранящее особую реликвию — плащаницу Богородицы.

Святой двор, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

История главного христианского храма

Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.

Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.

Голгофа и Гроб Господень, Yupi666

Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:

  • храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
  • Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.

Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г.

, а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих.

В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.

Голгофа, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.

Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.

В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения.

Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм.

Полномочия передаются исключительно по наследству.

Придел Разделиша, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.

Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.

Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2018 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.

Камень миропомазания, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

В храм Гроба Господня организовывается огромное число экскурсий. Тур можно заказать заранее, либо воспользоваться предложениями агентств или частных гидов уже на месте. Многие берут с собой путеводители или аудиогиды.

Службы в Храме

Расписание богослужений можно узнать у ворот Старого города, ведущих в Христианский квартал. На Гробе Господнем литургии служатся поочередно.

Греко-православные службы:

  • по субботам — в 23:00 (зимой) и в полночь (летом);
  • в другие дни — в 23:30 (зимой) и в 00:30 (летом).

С 03:00 литургия совершается армянской церковью, а с 06:00 — католиками.

Божественная литургия в Кафоликоне начинается в 07:00 (зимой) и 08:00 (летом).

Режим работы

Часы посещения храма Гроба Господня:

  • октябрь—февраль — с 04:00 до 19:00;
  • март — с 05:00 до 19:30;
  • апрель—август — с 05:00 до 21:00;
  • сентябрь — с 05:00 — до 20:30.

Уточнить расписание служб и время работы можно на официальном сайте.

Как добраться до храма Гроба Господня в Иерусалиме

Христианский квартал расположен в северо-западной части Старого города. Туда ведут Яффские, Новые и Дамасские ворота. До храма Гроба Господня придется пройтись пешком.

Остановки автобусов:

  • «Mamila/Karib/ Yaffo Gate» (у Яффских ворот) — № 3, 38, 51, 124, 125, 231, 232, 234;
  • «Tsahal Square» (у Новых ворот) — № 38, א83, 298;
  • «Sultan Sulliman/Damascus Gate» (у Дамасских ворот) — № 1, 3, 51, 203, 204, 231, 232, 234.

Маршруты и остановки городских автобусов можно посмотреть на официальном сайте транспортной компании Egged.

Скоростным трамваем можно доехать до Дамасских ворот (ост. «Shkhem Gate/ Damascus Gate») и Новых ворот (ост. «City Hall»).

В Иерусалиме работают мобильные службы такси — Uber, Gett, Yango и т. д.

Храм Гроба Господня в Израиле: видео

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/israel/city/jerusalem/temples/14130

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что за бог Гермес

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]