В иерусалиме ждут благодатный огонь. что о нем известно?
17 апреля 2020, 09:47 | Религиоведение-дайджест | | | | | Код для блога | |
«Белсат.TV», 16 апреля 2020
В храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую субботу, накануне Пасхи, сошел Благодатный огонь, 2018 год. Фото – REUTERS/Ronen Zvulun/Forum
Несмотря на пандемию коронавируса и всеобщий карантин, власти Израиля решили не отменять традиционный обряд в Храме Гроба Господнего. Церемония схождения благодатного огня состоится, однако в пустой церкви. Участвовать в ней будет только духовенство. Затем огонь самолетами развезут по разным странам.
Особенности церемонии
Каждый год в субботу перед православной Пасхой в Иерусалиме проводят чин «схождения благодатного огня». Это довольно древняя традиция. Впервые о благодатном огне упоминается в текстах IX века. В древних рукописях утверждается, что огонь сходит чудесным образом, т.е. без сторонней помощи. Само мероприятие регламентировано т.н. «Статус-кво на Святых местах». Это декрет Османского султана, выданный в 1852 году.
Он устанавливает правила и порядок пользования религиозными сооружениями разными конфессиями. Декрет действует до сих пор. Согласно документу огонь получают в специальной часовне – Кувуклии. Слово «кувуклия» с греческого переводится как «опочивальня» – это то место, где располагался гроб Иисуса после распятия. Сама Кувуклия находится в Храме Гроба Господнего, который построен на месте горы Голгофы, где был распят Иисус.
Схема Кувуклии. Фото – wikimedia.org
Церемония начинается с того, что Иерусалимский патриарх трижды обходит Кувуклию. Перед тем как в нее попасть, с дверей (№ 5 на картинке) снимают большую восковую печать, поставленную несколькими часами ранее.
Согласно правил «Статус-кво» двери Кувуклии опечатываются представителями армянской церкви в 11:00 по местному времени в субботу перед Пасхой. Перед входом православный Иерусалимский патриарх и архимандрит (чин священника-монаха) Армянской церкви снимают часть своих облачений (церковных одежд).
Обычно в СМИ утверждают, что патриарха и архимандрита обыскивают на наличие источников огня, но судя по видеотрансляции последних лет, этого не происходит.
Кувуклия в Храме Гроба Господнего, Иерусалим. Фото – tripadvisor.com
Далее они входят в Кувуклию. Армянский священник стоит в приделе Ангела у южного окна (№4 на картинке), а патриарх заходит в придел Гроба Господня. За ними закрывают двери. Патриарх читает молитву у ложа Иисуса Христа (№1 на картинке).
Схема Храма Гроба Господнего. Фото – s9.drugiegoroda.ru
Позиция Иерусалимской патриархии
Примечателен сам текст молитвы. Она составлена на греческом языке, но существует и русский перевод. Ранее он был опубликован на сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме (представительство РПЦ в Израиле), но позже был удален. Нам удалось найти удаленный текст молитвы. В ней интересны два предложения:
«мы совершаем светоявление, изображая этим Твое милостивое к нам богоявление» и «благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света»
Фактически речь идет о том, что происходит некий обряд, который нечто изображает. Огонь берется от «непрестанного источника», т.е. от какого другого источника огня, который никогда не перестает гореть. Ни о каком сверхъестественном схождении огня в тексте молитвы ни слова.
Об этом также говорили и представители духовенства. Патриарх Иерусалимский в интервью Интерфаксу назвал схождение огня церемонией или представлением, но не чудом. Бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор в одном из интервью на тему Благодатного огня всячески уклонялся от утверждения о чудесном характере «схождения» огня, и не опровергал возможности его зажжения Иерусалимским патриархом.
Интересное интервью дал представитель Иерусалимского патриархата митрополит Петры Корнилий. В 2000-2001 гг. он был местоблюстителем престола – т.е. исполняющим обязанности патриарха, в том числе дважды участвовал в церемонии «схождения» благодатного огня. В интервью греческому телеканалу MEGA в передаче Grinez Zones еще в 2001 г. он прямо сказал, что благодатный огонь зажигается от неугасимой лампады, которая хранится в ризнице храма Гроба Господня.
Журналист Виктория Кларк написала целую книгу об этом феномене «Holy Fire: The Battle for Christʼs Tomb» (2005). В специальном интервью для книги греческий епископ Феофан также подтвердил информацию о зажигании огня от лампады.
Что говорят армяне?
Интересно, что о естественном происхождении благодатного огня говорят и армяне. Настоятель армянской части храма Гроба Господня Самвел Агоян в интервью израильскому телеканалу «Хадашот 2» заявил, что огонь зажигают от масляной лампады. Примечательно, что этот священник один из непосредственных свидетелей действа. Он трижды участвовал в церемонии «схождения» благодатного огня вместе с Иерусалимским патриархом.
Армянский священник Гевон Вардапет опубликовал видео, на котором видно, что в Кувуклии, после выхода патриарха осталось две горящие лампады. Одну внесли туда перед самим ритуалом, а одна была там еще до начала церемонии.
Отношение РПЦ
В апреле 2009 г. группа верующих РПЦ обратилась с открытым письмом к патриарху Кириллу с просьбой дать церковную оценку феномену «схождения Благодатного огня». Прошло 11 лет, но официального ответа от Московского патриархата так и не последовало.
Представитель Русской Православной Церкви протодьякон Андрей Кураев приводит слова одного из епископов, который решил не называть своего имени. Будучи начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме ему на исповеди монахини признавались в том, что врали о самовозгорании свечей во время церемонии «схождения» благодатного огня.
В мемуарах другого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского) описывается один эпизод, связанный с огнем. Правитель Египта, Сирии и Палестины Ибрагим-паша решил проверить действительно ли «благодатный огонь» сходит чудесным образом.
Он сказал православным епископам, что будет присутствовать в Кувуклии и если увидит, что огонь зажигают то расскажет всем о большой лжи. Было созвано совещание из трех епископов. Во время обсуждения митрополит Петры Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, которая находится за отодвигаемой мраморной иконой Воскресения Христа.
Тогда Ибрагима-пашу вежливо попросили не вмешиваться в религиозные дела и намекнули, что российский император Николай будет весьма недоволен раскрытием таких тайн.
Огонь в прямом эфире
Интересна медийная составляющая данного события. Обозреватели заметили, что огонь из года в год «сходит» словно по расписанию – между 14:03 и 14:16 по местному времени. Притом, что многочисленные древние источники описывают это событие как многочасовое ожидания огня.
Журналисты заметили, что данный временной промежуток совпадает с дневным выпуском новостей на российском телеканале НТВ, т.е. между первой и последней новостью в выпуске.
Поскольку часовые пояса долгое время были разными, то получается, что огонь постоянно «сходил» в прямом эфире пятнадцати часового выпуска новостей НТВ.
В сети можно встретить информацию, что НТВ еще в 2002 г. выкупила право трансляции из храма Гроба Господня, и продает трансляции другим каналам, которые не хотят тратить деньги на собственные вещания из Иерусалима. Строгую привязку к 15-часовому выпуску новостей объясняют необходимостью успеть на заранее заказанный чартер из аэропорта Бен-Гурион. Ведь следующий выпуск новостей на НТВ в 18:00, а значит можно не успеть вернуться в Москву с огнем к пасхальной службе в Храме Христа Спасителя.
Огненное преимущество
Схождение благодатного огня очень часто используется православными для доказательства истинности и превосходности своей конфессии. Особенно это актуально на пост-советском пространстве.
То, что огонь сходит именно на православную Пасху, а не на католическую или протестантскую – серьезный аргумент в спорах рядовых верующих. Интересно, что в дореволюционной церковной традиции этот аргумент никогда не использовался.
Протодьякон РПЦ Андрей Кураев объясняет это тем, что популярность «благодатного огня» в основном сформировалась в начале 90-х гг., «когда начался туристический бизнес на паломничествах в Израиль».
В СМИ часто цитируют «пророчество» о том, что в год, когда благодатный огонь не сойдет – в мир придет Антихрист, что будет означать начало Апокалипсиса. Это подогревает алармистские и апокалиптические чувства у рядовых верующих. Однако судя по всему, «схождение» благодатного огня всего лишь ритуал и огонь добывается естественным образом, а сформировавшаяся вокруг него мифология просто удачно используется различными действующими лицами в своих целях.
Источник: https://risu.org.ua/ru/index/monitoring/religious_digest/79774
Новый Иерусалим
В прошлом номере нашей газеты упоминался Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Он был построен как копия Храма Гроба Господня, возведенного крестоносцами в середине XII века. А в XIX веке храм-копия послужил своему первообразу во время масштабной реставрации главной христианской святыни. Сегодня мы предлагаем нашим читателям отправиться в паломничество в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Русская Палестина
Размах и красота монастыря удивляет паломников, но еще более поражает величественный замысел его основателя. Патриарх Никон задумал Новый Иерусалим как точную топографическую и архитектурную копию Святой Земли.
В XVII веке дорога в Иерусалим и обратно занимала у паломников 13 лет. Нужно было пройти несколько стран, в том числе мусульманских, подвергая себя смертельной опасности. Паломник мог заболеть и умереть, не дойдя до цели.
А посетить Новый Иерусалим могло гораздо большее количество русских людей.
Кроме того, этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя Алексея Михайловича представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. В это время Иерусалим воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом религиозной столицы.
Никоновский проект интересен тем, что соединяет две совершенно разные традиции. С одной стороны, он наследует византийскую традицию, для которой Новый Иерусалим — это грандиозная икона Святой Земли. Однако обитель создается уже в середине XVII века, когда Русь испытывает огромное воздействие западной культуры. Поэтому патриарх стремился создать идеально точную копию реального Иерусалима XVII века.
В Палестину послали келаря Свято-Троицкого Сергиева монастыря иеромонаха Арсения (Суханова). Расстояния между святынями монах мерил выстрелами из лука и составил книгу «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»).
Документальными источниками для обустройства обители также стали широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями Храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов.
Патриарх Никон использовал также для строительства разборную модель Храма Гроба Господня, которую в 1649 году в Москву привез Иерусалимский патриарх Паисий.
Для строительства монастыря патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы. Реку Истру, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу.
Истру в ее среднем течении стали называть Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором.
На холме Елеон был установлен Поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.
В центре Русской Палестины находится Воскресенский собор — огромное сооружение, внутреннее пространство которого может вместить 16 тысяч человек (для сравнения — Храм Христа Спасителя г. Москвы вмещает 10 тысяч).
В образ и подобие
Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными зданиями с 1658 года, и в последующие сорок лет его архитектурный облик полностью сформировался.
Воскресенский собор состоит из трех основных частей: подземной церкви во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральной части с главным престолом в честь Воскресения Христова и ротонды Гроба Господня, перекрытой шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».
Построенный «в образ и подобие» Храма Гроба Господня в Иерусалиме, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план и размеры прототипа. При этом его облик и декор неотделимы от традиций древнерусского зодчества и искусства в целом.
Внутреннее убранство должно было напомнить о тех великих событиях, которые столь дороги верующему сердцу. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Христа и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пролилась кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века.
Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя.
У входа в заалтарный придел «Авраамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака.
Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец. И, конечно, центром храма была копия Гроба Господня.
Державные ктиторы
С самого начала своего существования эта обитель была одной из самых известных в России. При патриархе Никоне в монастыре жило до 500 монахов. А столовалось и до полутора тысяч человек — вместе с послушниками, работниками и паломниками. Сто лет назад по числу паломников Новый Иерусалим не уступал Троице-Сергиевой Лавре.
Великое дело, начатое патриархом Никоном еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы, почти на 14 лет приостановилось во время ссылки патриарха.
Но усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны строительство обители продолжилось в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель.
Он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
После смерти Федора Алексеевича, при котором все здание собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Иоанне и Петре Алексеевичах. 18 января 1685 года собор освятил патриарх Иоаким. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был восстановлен.
По приказу императрицы он был отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского).
Поэтому внутренние интерьеры собора в настоящее время резко контрастируют с его внешним видом.
Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие императоры устраивали в Воскресенском соборе престолы в память о рождении наследников.
В XIX и в начале ХХ века Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской железной дороги.
Разорение и возрождение
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены. Сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе.
Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить деятельность Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и назначить наместника обители.
23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д. А. Медведев.
Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
До полного восстановления монастыря еще далеко, в обители постоянно идут строительные работы. Но и сегодня паломник, посетивший Новый Иерусалим, не может не поразиться дерзновению и трудолюбию наших предков. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл в одно из посещений этого удивительного исторического памятника: «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей Святой Руси.
Он был создан приснопамятным Святейшим патриархом Никоном как некое памятование о Святой Земле и как патриарший ставропигиальный монастырь строился с особым тщанием.
Наверное, архитекторы, историки искусств и прочие специалисты, которые сегодня занимаются сложнейшей работой по восстановлению монастыря, не могут не поражаться тому, как за 26 лет, в отсутствие современных научных знаний, инструментов и материалов, была воздвигнута эта небоподобная красота».
Марина Шмелева
* * *
Паломнику
Адрес монастыря: 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2. Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам: 8(49831)4–68–38 с 10.00 до 16.00 и 8(910)461–18–57 в любое время.
Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/641
«Сделка века»: Трамп указал Палестине ее место
Президент США Дональд Трамп в рамках урегулирования палестино-израильского конфликта предлагает создание двух государств — еврейского со столицей в Иерусалиме и арабского со столицей в Восточном Иерусалиме, передает агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленных представителей администрации США.
Ранее Трамп заявлял, что представит политическую часть так называемой «сделки века», которая должна положить конец конфликту между Израилем и Палестиной, который длится несколько десятилетий, в 20.00 (мск) 28 января.
Согласно предложению Трампа, передает агентство, США признают израильские поселения на Западном берегу реки Иордан, которые являются частью палестинского образования. В обмен Израиль должен согласиться на замораживание новой деятельности по строительству еврейских поселений сроком на 4 года. Именно столько времени отводится на переговорный процесс о формировании палестинской государственности.
При этом источники в администрации утверждают, что США и Израиль будут готовы признать Палестину суверенным государством при ряде условий, не уточняя, о чем именно идет речь. Вероятно, они будут изложены в тексте политической части «сделки».
США при этом откроют посольство в Восточном Иерусалиме, а Палестина может увеличить свои территории в два раза, утверждает американский лидер.
Кроме того, план Трампа, как заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, предполагает разоружение ХАМАС — палестинского движения, правящего в секторе Газа, а также демилитаризацию региона.
Во вторник, 28 января, в США с визитом находится Нетаньяху, который, по словам самого Трампа, уже принял предложение Америки.
Что не устраивает Палестину?
Разработка «сделки века» продолжается уже почти три года. Над документом работала команда Джареда Кушнера — советника и зятя Дональда Трампа. В июле 2019 года была опубликована экономическая часть плана, получившая название «Мир ради процветания». При этом авторы документа тогда утверждали, что план откроет новую главу в истории Палестины.
Суть плана сводилась к выделению $50 млрд на почти 200 экономических проектов, затрагивающих не только непосредственно территорию Палестины, но и прилегающие государства — Иорданию, Египет и Ливан.
Так, согласно документу, планируется создать инвестиционный фонд, который в течение 10 лет будет поддерживать различные проекты на Западном берегу реки Иордан и секторе Газа ($27,8 млрд), в Египте ($9,1 млрд), Иордании ($7,3 млрд) и Ливане ($6,3 млрд).
Вашингтон уверял, что данный проект поддерживают многие арабские государства, хотя подобные заявления не совсем корректны. В частности, сама Палестина отказывается от сотрудничества с США, после того как Дональд Трамп в конце 2017 года признал Иерусалим столицей Израиля. К слову, сами переговоры по урегулированию прервались еще в 2014 году.
Проблема в том, что политический статус Иерусалима — достаточно сложен, и многие страны мира не признают его столицей еврейского государства. Большинство посольств и дипломатических представительств различных государств мира располагаются в Тель-Авиве (в том числе и российские).
Первая попытка решить проблему Иерусалима была предпринята Генассамблеей ООН в 1947 году.
Тогда ГА приняла резолюцию №181 «О разделе Палестины», которая, по сути, снимала действие мандата Великобритании на Палестину и создавала на ее территории два независимых государства — Израиль (еврейская часть) и непосредственно Палестину (с арабским населением).
Иерусалим же в этом документе назывался «отдельной единицей» и получал особый международный статус. Сама территория, как предполагалось, должна была стать демилитаризованной. Будущий статус города должен был быть пересмотрен Советом по опеке ООН с участием жителей города (через референдум).
В мае 1948 года Израиль провозгласил независимость, после чего началась арабо-израильская война, продлившаяся до 1949 года. Ее итогом стал раздел Иерусалима между Израилем (западная часть города) и Трансиорданией (нынешней Иорданией).
После Шестидневной войны 1967 года Израиль установил свой полный контроль над Иерусалимом, что, впрочем, не нашло поддержки у международного сообщества.
Большинство стран мира рассматривает установившийся контроль над восточной частью города со стороны Израиля «оккупацией».
Здесь следует подчеркнуть, что Россия официально признает столицей Израиля Западный Иерусалим — соответствующее заявление российских властей прозвучало еще в апреле 2017 года. В то же время Москва рассматривает Восточный Иерусалим в качестве столицы будущей Палестины.
Поэтому территориальный вопрос остается одним из ключевых для палестинцев, которые без твердых гарантий в этом плане не готовы выходить на переговоры с США.
Палестина настаивает на создании своего государства в границах 1967 года, что, в целом, соответствует решениям СБ ООН. В частности, резолюция 242 от 22 ноября 1967 года призывает Израиль вывести войска с оккупированных территорий. Тель-Авив эти требования проигнорировал.
В 2019 году в Палестине активно обсуждалось, что политическая часть плана, вероятнее всего, предполагает вариант «территориального размена», что категорически не устраивает палестинцев, а потому и экономическая часть плана США была воспринята в штыки. Палестинские власти обвиняли Вашингтон в попытке «купить их за бесценок».
В то же время эксперты полагают, что фактически реализация «сделки века» уже вовсю идет.
«Речь в том числе и о таких шагах, как перенос посольства США, отказ от официального признания палестинского государства, изменение американской позиции по еврейским поселениям. США заявили, что они примут факт аннексии.
Американцы прекратили финансирование Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ», — заявил в беседе с «Газетой.Ru» президент U.S. / Middle East Project (USMEP), эксперт клуба «Валдай» Дэниел Леви.
Спорные поселения
Иерусалим — не единственная проблема, которая вызывает беспокойство Палестины. Точкой напряжения является и признание со стороны США еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан — территории, которая не является частью Израиля с точки зрения международного права. Более того, их статус не так очевиден даже с точки зрения внутреннего израильского законодательства.
В декабре 2016 года Совбез ООН принял резолюцию, запрещающую Израилю строительство на землях палестинцев.
Что примечательно, США, обладающие правом вето в СБ ООН, воздержались от его использования, в результате чего администрация Барака Обамы, которой на тот момент оставалось работать меньше месяца, подверглась достаточно жесткой критике внутри самих США.
Избранный президент США Дональд Трамп и вовсе назвал решение Совбеза поражением, а конгрессмены призвали «наложить вето на будущие резолюции Совбеза ООН, стремящиеся навязать решения вопросов об окончательном статусе либо являющиеся односторонними и антиизраильскими».
Более того, даже внутреннее законодательство Израиля до февраля 2017 года не распространяло суверенитет государства на еврейские поселения на палестинских территориях.
Источник: https://www.gazeta.ru/politics/2020/01/28_a_12933440.shtml
Место, где воскрес Христос
Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня.
Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения.
А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.
История храма
Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.
Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г.
императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж.
Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.
Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме.
Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская.
Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.
Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены.
Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г.
, когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.
В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов.
В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.
Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.
Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).
В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.
В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.
Экскурсия по храму
Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.
Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама.
Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.
Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.
С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.
Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.
Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.
От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.
Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).
Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).
На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.
Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.
https://www.youtube.com/watch?v=hKXuBekxpWs
Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине.
Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.
Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.
Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.
Богослужение в храме
В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.
Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям.
У них же хранятся и ключи от храма.
Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).
Источник: http://trsobor.ru/mesto-gde-voskres-hristos/
Старый город Иерусалима в Великую Субботу: ни паломников, ни туристов
ИЕРУСАЛИМ, 18 апреля. /Корр. ТАСС Андрей Широков/. В Старом городе Иерусалима 18 апреля, в Великую Субботу, безлюдно. Нет ни паломников, ни туристов из-за мер, введенных властями Израиля для предотвращения распространения коронавируса.
На площади у Яффских ворот Старого города, кроме большого числа полицейских, собрались около десятка журналистов, начинают прибывать дипломаты от стран, приславших самолеты в аэропорт Бен-Гурион для того, чтобы забрать частицы Благодатного огня, передает корреспондент ТАСС с места событий.
Меры безопасности
«Естественно, предпринимаются беспрецедентные меры безопасности, они связаны с проведением сегодняшнего мероприятия мирового масштаба — важнейшего события для всего православного мира», — рассказал корреспонденту ТАСС в субботу официальный представитель полиции Израиля Михаэль Зингерман.
«Работает большое количество полицейских, хотя и меньшее, чем в этот день в обычное время, что связано с тем, что существенно меньшее количество людей здесь (в Старом городе — прим. ТАСС) находится.
Полицейские работают на всех въездах в Старый город, проверяют все автомобили и всех, кто приближается к воротам Старого города, пропускаются только местные жители, а также те, кто может доказать, что им необходимо попасть сюда по работе.
В том, что связано с предотвращением распространения коронавируса, полиция относится к работе очень серьезно, следит за тем, чтобы люди соблюдали все правила и указания властей, носили маски, соблюдали дистанцию, не собирались в количестве более 10 человек», — продолжил Зингрман.
В эти минуты в храме Воскресения Христова, известном также как храм Гроба Господня, уже проходит церемония освящения Благодатного огня. Проход к площади у храма закрыт даже для журналистов, допускаются только полицейские и непосредственные участники церемонии, которая проходит в ограниченном формате.
«К сожалению, сегодня нет возможности, чтобы паломники участвовали, чтобы находились в храме. Это не только в Гробе Господня сегодня, это по всему миру во всех церквях. Но для христиан важно то, что это — смирение. Слушать священноначалие, сидеть дома и быть в молитвах», — сказал корреспонденту ТАСС настоятель Монастыря Святых архангелов иерусалимской армянской патриархии Гевонд Вартапет.
«Слава богу, это возможно, и сегодня духовенство служит литургию, литургия не прекращается, молитва не прекращается. И то же самое в храме Гроба Господня — это процедура, которая по статус-кво должна быть (схождение Благодатного огня — прим. ТАСС), но, к сожалению, без паломников. Мы надеемся, что наши верующие будут молиться и будут соучастниками в молитве с нами. Вокруг кувуклии (часовни внутри храма Гроба Господня — прим. ТАСС) не должно быть более 10 человек», — добавил Вартапет.
В связи с мерами, предпринимаемым властями Израиля для предупреждения распространения коронавируса, храм Гроба Господня закрыт с 25 марта. По информации государственного израильского радио Kan, такое решение было принято местным церковным руководством в координации с израильской полицией.
Передача огня в Россию
Как сообщил ТАСС глава департамента по делам диаспоры и мировых религий МИД Израиля Акива Тор, после церемонии схождения Благодатного огня греческий священнослужитель вынесет его к Яффским воротам Старого города Иерусалима, где его встретят представители посольств стран, которые 18 апреля направили по договоренности с израильскими властями в аэропорт Бен-Гурион самолеты для доставки святыни домой. «Представители, которые прилетят за огнем, не смогут выходить из своих самолетов из-за условий карантина, но им передадут огонь те, кто получит его у Яффских ворот», — сказал Тор.
Посол РФ в Израиле Анатолий Викторов примет лампаду с Благодатным огнем у Яффских ворот Старого города Иерусалима и доставит ее в аэропорт Бен-Гурион, сообщили корреспонденту ТАСС в российском диппредставительстве. «Посол РФ будет принимать лампаду с огнем у Яффских ворот.
В кортеже он повезет огонь на [летное] поле для передачи в самолет Фонду Андрея Первозванного», — сказал собеседник агентства. 18 апреля огонь будет принесен к началу Пасхального богослужения в московский храм Христа Спасителя.
Из-за существующих ограничений традиционной встречи Благодатного огня в столичном аэропорту Внуково не будет, предупредили ранее в пресс-службе Фонда Андрея Первозванного.
Храм Гроба Господня и Благодатный огонь
Гроб Господень — главная святыня христианского мира. Считается, что он стоит на том самом месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Каждый год в Великую Субботу (в этом году выпадает на 18 апреля) накануне православной Пасхи там происходит чудо схождения Благодатного огня.
Это место было обнаружено спустя три века после распятия Христа прибывшими в Иерусалим посланцами римского императора Константина, провозгласившего христианство государственной религией.
Там к 335 году был построен так называемый первый храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий, в частности, Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающую непосредственно пещеру Гроба, — подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой Равноапостольной Елены.
Источник: https://tass.ru/obschestvo/8278063
Города Израиля: Иерусалим
Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.
При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной.
По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына).
«Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.
Наиболее важные вехи истории Иерусалима
— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.- Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.
— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина.
На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.
— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.- С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).- XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.- С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.- В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.- В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.
Старый город
В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.
Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).
Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры.
Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».
Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.
Христианский квартал
Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.
Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи.
С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.
Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).
Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона
Источник: http://guide.travel.ru/israel/jerusalem/
Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР
Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
США признает Иерусалим столицей Израиля
Святыня трех мировых религий
История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года
Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html