Кто построил Софийский собор в Полоцке

Софийский собор :: Беларусь, Полоцк, собор XI в

Кто построил Софийский собор в Полоцке

Полоцкий собор Софии Премудрости Божией — один из старейших памятников сакрального зодчества и первый каменный храм Беларуси. Построенный на высоком берегу Западной Двины Всеславом Чародеем (князем Полоцким, героем «Слова о полку Игореве») собор стал символом политической независимости, экономической мощи и высокого культурного уровня Полоцкого княжества. В наши дни он назван одним из семи чудес Беларуси.

Мифы и факты

История белорусского монументального зодчества началась именно с этого храма. Он был возведен в 1044-1066 годах, примерно в одно время с такими великими христианскими святынями, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, и во многом был похож на них. Это о нем писал автор «Слова о полку Игореве»: «В Полотьске позвониша заутренюю рано в святые Софеи колокола, а в Киеве звон слышу».

Как и Софийский собор Константинополя, полоцкий являлся символом могущества княжеской власти. В главном храме принимали послов, объявляли о войне и мире, берегли государственную казну и религиозные святыни. Строительство Софийского собора положило начало формированию белорусской архитектурной школы.

В плане собор представлял собой четырехугольник с пятью нефами и тремя апсидами граненой формы. Три средних нефа выделялись, что создавало впечатление вытянутости и приближало крестово-купольный храм к базиликальному типу.

Стены были выложены из кирпича в технике византийской кладки «со скрытым рядом» — чередованием рядов кирпича — один совпадал снаружи с плоскостью стены, второй втапливался на небольшую глубину относительно верхнего и нижнего.

Ниша, которая образовывалась, заполнялась известняковым раствором с кирпичными крошками. Такой способ кладки придавал зданию живописный вид.

К сожалению, первоначальный собор до нашего времени почти не сохранился. Он не раз горел, а в 1710 году был полностью разрушен взрывом порохового склада, который оборудовал в нем Петр I во время Северной войны. В XVIII веке собор перестроили в стиле барокко с сохранением уцелевших фрагментов стен, а также двух боковых апсид, оставшихся еще от аутентичной постройки XI века.

В 1911-1914 годы собор был отреставрирован, а после революции открыт как краеведческий музей. Ныне он является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Что посмотреть

После восстановления внешний вид собора сильно изменился. От здания XI века сохранились фрагменты столбов, апсиды и стен. С южной стороны возвышается новая апсида и две башни над входом, построенные в XVIII веке.

Древний храм был щедро расписан фресками и украшен деревянными скульптурами. От росписей сохранились копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный над алтарем.

В музее собора представлена экспозиция, посвященная истории древнего каменного зодчества Беларуси.

В одном из приделов проводятся богослужения по церковным праздникам, а в концертном зале — фестивали камерной и органной музыки.

Среди достопримечательностей Беларуси также выделяются своей архитектурой древние храмы-крепости Святого Михаила в Слониме и Рождества Богородицы в Мурованке, но самыми популярными среди туристов являются Мирский и Несвижский замки, а также памятник мужеству защитников — Брестская крепость.

Музей Софийского собора открыт с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника.Стоимость: 15 000 руб. (1,75 $), льготный — 10 000 руб. (1,16 $). Посещение выставок оплачивается дополнительно.* Бесплатно для участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, военнослужащих срочной службы, детей дошкольного возраста и сирот.

Официальный сайт: polotsk.museum.by

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2013-05-28

Источник: https://allcastle.info/europe/belarus/006

Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии

Кто построил Софийский собор в Полоцке

Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
Дата первоначального строительства: 1030 — 1060 годы
Дата разрушения собора: 1710 год
Дата восстановления: 1738 -1750 годы
Архитектор: Иоганн Глаубиц
Координаты: 55°29'10.9″N 28°45'30.7″E

: 

Краткое описание

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Софийский собор на карте

Краткое описание

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св. Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии.

С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св. Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии. В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам.

Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.

Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.

Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.

В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.

Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

достопримечательности

← Республика Беларусь СОФИЙСКИЙ СОБОР Европа →

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць Милан Рим Флоренция
Амальфи Ассизи Альберобелло Барселона
Жирона Берлин Мюнхен Париж
Афины Лондон Будапешт Ватикан
Венеция Таллин Обидуш Прага

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/154-sofiiskii-sobor-v-polotcke

Софийский собор в Полоцке — история, описание, адрес | Вся планета

Кто построил Софийский собор в Полоцке

Величественная достопримечательность Беларуси – Софийский собор в Полоцке. Он был воздвигнут в 11 веке, претерпел ряд пожаров, разрушений, изменений, реконструкций, но по-прежнему служит людям – как архитектурная, историко-культурная ценность и как культовое сооружение.

Наследие десяти веков

Первоначально собор Святой Софии в Полоцке построил князь Всеслав. Видимо, он сделал много славных дел, если носил прозвище Чародей. По его распоряжению в 1030-1060 годах византийские и местные мастера трудились над возведением большой церкви там, где располагался Верхний замок. Константинопольская базилика была образцом для нового храма.

Церковь была построена в канонах православного зодчества той эпохи: имела семь куполов, толстые стены (не менее двух метров), башню с лестницей, по которой поднимались на княжеские хоры. Место Всеслав Брячиславич выбрал согласно лучшим традициям.

Храм входил в комплекс княжеских построек на высоком берегу Западной Двины, там, где в нее впадает небольшая река Палата. Он обеспечивал сохранность религиозных святынь, был усыпальницей полоцких князей.

Историки подтверждают, что упоминание и краткое описание Софийского собора в Полоцке есть в нескольких древнейших источниках 11-12 вв.

Между двух конфессий

Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.

Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.

Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню.

В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в.

Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.

Комаровский рынок в Минске

Архитектурные достоинства храма Святой Софии в Полоцке

Архитектурный стиль Софийского собора в Полоцке – виленское барокко, также называемое позднебелорусским. От древней постройки сохранились восточная апсида, камни фундамента, частично – столбы. На некоторых из камней археологи обнаружили подписи ее строителей.

Белоснежное здание с двумя башнями, высотой по 50 метров, прекрасно смотрится на высоком берегу реки. Барокко привнесло фигурные карнизы, лепнину, барельефы, скульптуру, послужившие украшением церковного интерьера.

Внутреннее убранство очень эффектно. Белые с золотой отделкой стены, колонны, арки, а также изящный декор настраивают на возвышенный лад. Часть фресок сохранились от прежних времен: таковы «Нерукотворный Спас», «Тайная вечеря» (скопирована картины Леонардо да Винчи).

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень.

Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Концертный зал и музей

Этот великолепный памятник прежних лет служит многообразным целям: как культовым, религиозным, так и светским, туристическим. Православное богослужение и крестный ход в день памяти Святой Евфросинии Полоцкой напоминает о первоначальной роли церковного здания.

Реставрационные и археологические работы, которые проводились в советское время – в 80-е годы, дали новую жизнь этому комплексу. Здесь проходят концерты органной музыки, фестивали. Акустика огромного зала и сам орган Софийского собора Полоцка оставляют незабываемое впечатление.

Музей истории архитектуры также очень интересен. Он уже более 30 лет является одним из наиболее посещаемых мест этого белорусского города, известного своим богатым историческим и культурным наследием. Здесь представлен макет храма 11 века (очень напоминающий Новгородский и Киевский соборы) и уникальные археологические экспонаты.

График работы

Летом посетить музей можно с 10 до 18 часов ежедневно (кроме понедельника). В остальное время он открыт с 10 до 17 часов (также кроме понедельника). Билетная касса прекращает работу за полчаса до закрытия музея. Администрация просит обращать внимание на афишу и специальные мероприятия, из-за которых доступ экскурсантов ограничен.

Как доехать до храма Софии в Полоцке

Адрес собора Софии – Полоцк, ул. Замковая, 1. Город расположен в Витебской области Республики Беларусь. Туристические маршруты ведут из Витебска в национальный Полоцкий историко-культурный заповедник.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда заканчивается вечерняя служба в церкви на Крещение

Собор на карте Полоцка

Источник: https://vsya-planeta.ru/sofiiskii-sobor-v-polotcke/

Некоторые совпадения, связанные с Софийским собором в Киеве

Совсем недавно мне довелось столкнуться с очень интересными совпадениями, которые непосредственно связаны с Софийским собором, построенным в городе Киеве, а также рядом других исторических сооружений и памятников архитектуры мирового значения.

Иду, значит, я с работы недавно и слушаю отрывок из аудиокниги («АллатРа»). В данном отрывке речь шла о значимом и весьма известном историческом памятнике архитектуры Украины – Софийском соборе. Также упоминался Софийский кафедральный собор Великого Новгорода и Софийский собор города Полоцк, Беларусь.

Так вот, Собор Святой Софии в этом проекте играл ключевую роль. Во-первых, Софийский собор, построенный в Киеве, был продублирован (правда, не с таким размахом, но с аналогичной планировкой пятинефного крестово-купольного храма) в важных в то время городах древнерусского государства: Великом Новгороде (этот город и поныне существует в России), а также Полоцке (этот город есть и по сей день, находится в Витебской области Беларуси).

Ну, и первым же делом интересно было взглянуть на эти важные сооружения с высоты птичьего полета. Пришлось воспользоваться результатами трудов инженеров геодезистов. Вообще геодезия – это весьма занимательная наука, впрочем, как все другие науки.

Так вот, воспользовавшись программой GoogleEarth, были найдены и отмечены те самые точки (Софийские соборы, Большой Сфинкс, остров Пасхи и т.д.). В книге был сделан акцент на ключевую роль географического размещении Киевского Софийского собора и других прилегающих построек.

Вместе данные сооружения формируют своеобразный комплекс.

«Во-вторых, оригинал этих копий — Собор Святой Софии в Киеве — был построен не просто сам по себе, а в комплексе»

Первое, интересное совпадение заключается в том, что Софийский собор в городах Киев и Великий Новгород находятся практически на одной линии (меридиане). Ниже приведены географические координаты двух соборов:

Великоновгородский Софийский собор: широта 50° 27′ 10″ N,  долгота 30° 30′ 52″ E

Разница между долготами составляет:

(31° 16′ 36″ E – 30° 30′ 52″ E) = 0° 45′ 44″ или 2,44 %

Второе, интересное совпадение заключается в том, что оба этих собора находятся практически на одной линии (меридиане) с еще одним великолепным архитектурным строением – Большим сфинксом.

Большой сфинкс:    широта 29° 58′ 31″ N, долгота 31° 8′ 16″ E

Разница между долготой Сфинкса и соборами составляет:

Большой сфинкс – Софийский собор (Киев) —  (31° 8′ 16″ E — 31° 16′ 36″ E) = 0° 8′ 20″ или 2,00 %

Большой сфинкс – Софийский собор (Великий Новгород) — (31° 8′ 16″ E — 30° 30′ 52″ E) = 0° 37′ 24″ или 2,44 %

Третье, интересное совпадение заключается в том, что соотношение расстояний между этими сооружениями близко к золотому сечению (38,2 %). А именно:

  • расстояние между Киевским Софийским собором и Великоновгородским Софийским собором приблизительно равно 899,55 км;
  • расстояние между Киевским Софийским собором и Большим сфинксом приблизительно равно 2275 км;
  • соотношение двух расстояний отклоняется от золотого сечения на 3,29 %:

899,55 км / 2275 км = 0,395

0,395 – 0,382 = 0,013 или 3,29 %.

Четвёртое, интересное совпадение заключается в том, что географическое местоположение Киевского Софийского собора неслучайно, следовательно и его ориентация относительно сторон света (например, Север – Юг или Запад – Восток) так же не случайна. Каждый читатель может воспользоваться сервисом «Карты Google» и бесплатным приложением PicPick для просмотра местоположения собора и измерения угла ориентации продольной стороны Софийского собора.

Мы видим, что продольная сторона Софийского собора отклоняется относительно направления Север – Юг на 36,09 градуса. Удивителен тот факт, что угол в 36° связан с золотым сечением, пентаграммой и т.д. Каждый желающий может ознакомиться со статьями из цикла «Звезда. Золотое сечение», которые могут расширить понимание описанной здесь информации:

Отклонение угла 36,09° от угла 36° составляет 0,25 % – это очень точное «совпадение».

36,09° – 36° = 0,09° или 0,25 %.

Не менее интересное значение соответствует углу 53,91°. А именно:

90° * 0,618 = 55,62°

53,91° – 55,62° = 1,71° или 3,07 %.

Но и это еще не всё! Рассмотрим более внимательно некоторые сооружения, построенные вокруг Киевского Софиевского собора, которые также упоминаются в книге «АллатРа»:

«Чётко по углам Собора на равноудалённом расстоянии от него были построены, а также обозначены знаками четверо «Врат города». Хотя, точнее будет сказать, это были врата в так называемый Верхний город, который находился на Старокиевской горе, ныне центральная часть Киева.

Анастасия: То есть, четверо врат вокруг Собора Святой Софии в Киеве — это косой крест по типу четырёх Сущностей, где центром является сам собор в качестве символа Души.»

«Главными «Златыми вратами» древнего Киева стали южные ворота, которые были ориентированы на Афон, считающийся «Обителью Богоматери». Точнее географически они были расположены в юго-западной части города. На этих главных «Золотых вратах» города была построена церковь, посвящённая Архангелу Гавриилу и Богородице — церковь Благовещения, дабы «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою Святыя Богородицы и Архангела Гавриила».

«Ригден: А северными условными «вратами» стала первая каменная церковь Киевской Руси, посвящённая Пресвятой Богородице, ныне известная в истории как Десятинная церковь. Она была построена ещё отцом Ярослава — князем Владимиром.»

 ***

«Ригден: Совершенно верно. Так вот, Ярослав Мудрый не только провёл в этой церкви реставрационные работы, но и по совету Агапита ещё раз её освятил, но уже как положено. Первая церковь в Киевской Руси, посвящённая Богородице, символизировала прошлое, которое открывало дорогу будущему. И она играла не менее важную роль в расстановке знаков в Киеве.»

 ***

«Правой сущностью для древней столицы стали «Западные врата» или, как их наименовал народ, «Жидовские ворота». Географически они были расположены в северо-западной части города. Через несколько веков, когда образовался город Львов, их стали называть «Львовскими вратами», так как через них шёл путь из Киева на Львов. Ныне на этом месте в Киеве — Львовская площадь.

Интересно, со временем, можно сказать, в этом месте ничего не изменилось в отношении точек активации, стимулирующих в людях Животное начало. Как был здесь издревле базар, так и остался, только называться стал по-другому — «Дом торговли».

Более того, стимул к накопительству и увеличению материальных ценностей в этом городе (впрочем, как и во многих других крупных городах мира) ныне вновь цветёт бурьяном вместо действительно важных и нужных стимулов для людей — созидательных дел от «древа плодоносного, вечного» — Духовного начала.»

 ***

«Если Софийский Собор был центром, «Золотые ворота» условно были Передней сущностью, Церковь Богородицы (Десятинная) — Задней, а «Западные ворота» — Правой сущностью, то символом Левой сущности древней столицы Киевской Руси были «Лядские ворота». Они располагались там, где ныне центральная площадь города — площадь Независимости, которую в народе называют «Майдан».»

Пятое, интересное совпадение заключается в том, что четыре «Врат города» также ориентированы весьма интересно относительно линии Киевский Софийский собор – Большой Сфинкс. Здесь мы наблюдаем угол близкий в 18°, а также взаимосвязь с островом Пасхи. Давайте рассмотрим все по порядку.

Сперва соединим в программе GoogleEarth центр острова Пасхи с Лядскими воротами (символическое обозначение Левой сущности Человека), то данная линия пройдет четко через Софийский собор и будет практически перпендикулярна направлению (линии) Золотые ворота – Десятинная церковь.

Если мы измерим угол между линией Десятинная церковь – Золотые ворота (которая указывает на Афон) и линией Киевский Софийский собор – Большой сфинкс, то угол будет равен приблизительно 17,7°. Отклонение от угла в 18° составляет 0,3°:

18° – 17,7° = 0,3° или 1,66 %

Таким образом мы наблюдаем весьма интересные совпадения, которые в очередной раз воодушевляют на дальнейшие исследования. А вот если соединить Киевский Софийский собор и Мохенджо-Даро, то данная линия будет практически перпендикулярна линии Мохенджо-Даро – остров Пасхи. Но это видимо тема следующей статьи.

Пока пока

Подготовил: Захарий

Источник: https://rgdn.info/nekotorye_sovpadeniya_svyazannye_s_sofiyskim_soborom_v_kieve

Всеслав Чародей

  • Лично ТЫ и история наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
  • Алексиевич Светлана Нобелевский лауреат по литературе
  • Богданович Максим один и создателей современного литературного языка, автор гимна «Погоня»
  • Богушевич Франтишек
  • Будны Сымон гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Миндовг (1248-1263) король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267) сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269) зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 — 1316) «измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем»
    • Гедимин (1316-1341) в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377) в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381) в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • Кейстут (1381-1382) «Клятва Кейстута» и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430) и начало «Золотого века» ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432) мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586) первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586) освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632) король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795) последний король и в. князь
    • Ягеллоны девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос «Песня о зубре»
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Гошкевич Иосиф
    первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Достоевский Ф. М.
  • Дроздович Язеп
    «вечный странник», астроном и художник
  • Дунин-Марцинкевич Винцент
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Копиевич Илия (Галляш)
  • Кит Борис Владимирович
    «беларус нумар адзін ва ўсім свеце»
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой «Трилогии»
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, «св. апостол единения»
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник «лисовчиков»
  • Лично ТЫ и история наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
    • Воловичи от канцлера ВКЛ до змагара 1830 г.
    • Кишки шляхта Подляшская, наследники воеводы Смоленского
    • Кезгайлы старосты Жмудские из Вилькомира на реке Святой, «границе Литвы и Жмуди»
    • Огинские «magnacki rod ksiazecy pochodzenia ruskiego»
    • Острожские защитники отечества и фундаторы просвещения
    • Пацы «во всем мире в доброй славе и мужестве известные, народа руского дома»
    • Радзивиллы
    • Сапеги
    • Тышкевичи шляхта Логойская, основатели Музея древностей и Свислочской гимназии
    • Ходкевичи воины великого княжества
  • Малевич Казимир
    Витебское общество УНОВИС и «Черный квадрат»
  • Мицкевич Адам
  • Минейко Зигмунд
    почетный гражданин Греции
  • Надсон Александр
    апостольский визитатор белорусских греко-католиков
  • Наркевич-Иодко
    «электрический человек» — профессор электрографии и магнетизма
    • Светлана Алексиевич литература, 2015
    • Жорес Алферов физика, 2000
  • Олехнович Франтишек
    «бацька навейшай беларускай драматургіі» и националист
  • Орда Наполеон
    инсургент и художник
  • Острожский Константин
    герой битвы под Оршей
  • Острожский Константин-Василий
    фундатор православия
  • Пржевальский Н. М.
    путешественник и натуралист
  • Радзивилл Януш
    герой битв под Лоевомй
  • Рейтан Тадеуш
    Дон Кихот Речи Посполитой
  • Рылло Максимилиан
    первый исследователь древнего Вавилона
  • Сапега Лев
  • Святополк-Мирские
    последние хозяева Мирского замка
  • Семенович Казимир
    основопложник ракетостроения
  • Сербов Исаак
    археолог и фотограф («Беларусы ў фотаздфмках» 1911)
  • Симеон Полоцкий
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Скирмунт Хелена
    1876 «З жыцьця літвінкі» — шлях мастачкі і скульптаркі з роду Скірмунтаў
  • Скорина Франциск
  • Скосырев Борис
    первый и единственный король Андорры
  • Смотрицкий Мелетий
    ревнитель православия, принявший униатство
  • София Слуцкая
    католичка, канонизированная православными
  • Судзиловский Николай
    первый Президент сената Территории Гавайи
  • Станкевич Ян
    историк, основатель Великолитовского фонда им. Льва Сапеги
  • Тарашкевич Бронилав
    филолог, расстрелянный за любовь к Беларуси
  • Тяпинский Василий
    гуманист и еретик
  • Ходзько гербу «Костеша»
    и «Товарищество Литовское и Земель Руских» 1832
  • Шагал Марк
    художник
  • Шостакович Д. Д.
    композитор
  • Шидловский Сымон Визунас
    легендарный хорунжий Витебский
  • Федоров Иван
    первопечатник в Московии и Украине
  • Янка Купала

Всеслав Чародей

Полоцкое княжество XI в

Всеслав Чародей — князь полоцкий (1044-21.04.1101, династия Рогволодовичей), сын Брячеслава и внук Изяслава. Примечателен как герой «Слова о полку Игореве», битвы на Немиге и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем.

Пожалуй, самый известный князь Полоцкиого княжества. Его долгое княжение (57 лет) отмечено завершением строительства Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора. При нем Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета.

Софийский собор и язычество

Забавная деталь. Полоцкий Софийский собор (1030-1050) строили два князя-язычника — Брячеслав, что «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», и его сын Всеслав, которого летописи описывали как оборотня-воўкалака и кому потомки дали имя колдун-Чарадзей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году произошел раскол в Русской Православной Церкви

Первым князем Полоцким, носившим крестильное имя, был сын Всеслава — Рогволод-Борис. С его именем связаны Двинские камни — следы массового крещения языческих капищь.

В первой половине XI века были построены три Софийских собора — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Почти два десятка Киево-Новгородских князей того периода стали канонизированными святыми.

В Полоцком княжестве до середины XII века был один святой — креститель Полоцка Торвальд Кодранссон. Почитание внучки Всеслава — Ефросинии Полоцкой (1101-1167), — началось только в конце XII века.

Отношения с соседями и битва на Немиге

Всеслав Чародей продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород. Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.

1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках. По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.

Про результаты этой битвы Полоцкая (считается утраченной) и Киевская летописи рассказывают по-разному. Так, Киевская летопись говорит о поражении Всеслава и его бегстве, тогда как Полоцкая предлагала другую версию: о больших потерях с обеих сторон и отступлении Ярославовичей, которые спустя несколько месяцев встретились с Всеславом и просили о мире.

Княжение Всеслава в Киеве было недолгим — в том же году он вернулся в Полоцк, не желая участвовать в чуждой ему войне Киева с Польшей (между Полоцким княжеством и Польшей лежали земли ятвягов и волынские поселения и общих границ они не имели).

Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.

Всеслав Чародей, Полоцк

be-x-old.wikipedia.org be.wikipedia.org pl.wikipedia.org uk.wikipedia.org ru.wikipedia.org

Источник: http://history-belarus.by/pages/figures/charadzej.php

Софийский собор полоцк

У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. У этого термина существуют и другие значения, см. Полоцкий собор.

Православный собор

Собор Софии Премудрости Божией

Софийский собор

Страна

Белоруссия

Город

Полоцк

Конфессия

Православие

Епархия

Полоцкая епархия

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

виленское барокко

Архитектор

Иоганн Кристоф Глаубиц

Дата основания Строительство

1030—1060 годы

Основные даты

1710 — взрыв порохового склада, разрушивший собор
1738—1750 — восстановление собора из руин

Состояние

музей и концертный зал, один раз в год 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение

Медиафайлы на Викискладе

Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики БеларусьКод: 210Г000606

Софи́йский собор (белор. Сафійскі сабор) — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

Богослужение в Софийском соборе было прекращено в 20-е годы XX века. С конца 1969 до 1983 года в соборе проводились реставрационные работы (автор проекта — белорусский архитектор Валерий Слюнченко) и архитектурно-археологические исследования под руководством кандидата искусствоведения Валентина Булкина. После их окончания был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки.

Оригинальная постройка

Макет первоначального облика Софийского собора

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров.

При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера.

Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Униатский период

После перехода Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным.

После подписания Брестской унии в 1596 году традиционное православие было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а всё её имущество, в том числе и собор, передано униатам.

После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

Закрытие и взрыв собора

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/sofijskij-sobor-polotsk/

Софийский собор в Новгороде: история его создания и постройки на официальном сайте «Шарм Тревел»

Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045–1050 годах князем Владимиром Ярославичем.

Пройдите короткий тест и узнайте, какой тур будет для Вас идеальным

(вы можете выбрать 1 или несколько вариантов ответов)

Шаг 1

С кем Вы хотите поехать?

С родителями \ родственниками

Выберите тип тура

Активный(интерактивы, активные развлечения)

Экскурсионный(больше информации от гида и объектов)

Романтичный(красивые места для фотографий, время для прогулок вдвоем)

Свободное время(больше свободного времени для самостоятельного изучения объектов)

Что бы вы хотели увидеть?

Природа(водопады, скалы, леса, реки и озера, заливы и пр.)

Животные(хаски, лошади, контактный зоопарк и пр.)

Военные объекты(крепости, музеи)

Места силы(капища, сейды)

Желаемое направление?

Карелия(Рускеала, Сортавала, Яккима)

Новгородская обл.(Новгород, Старая Русса, Валдай)

Псковская обл.(Псков, Изборск, Печоры, Пушкинские горы)

Ленинградская обл.(Мандроги, Выборг)

Главное, чтобы было интересно

Когда бы вы хотели поехать отдохнуть?

Еще думаю, но скоро поеду

Ваши ответы отправлены

  • Система уже подбирает идеальный вариант для Вашего отдыха.
  • Пожалуйста, оставьте нам свой номер телефона.
  • Наш специалист скоро свяжется с Вами и расскажет о деталях лучшего тура, подобранного для Вас.
  • В ближайшее время наш специалист свяжется с Вами.
  • А пока Вы можете почитать интересные статьи об отдыхе на Северо-Западе России.

Софийский собор в Новгороде до сих пор является предметом изучения историков. Нужно ли говорить, что каждый год Великий Новогород посещают сотни тысяч туристов с единственной целью: узнать больше об авторах — архитекторах и истории строительства храма, увидеть знаменитую звонницу, а также – если получится, — попасть на службу.

Великий Новгород, Софийский собор и звонница с высоты птичьего полета

Компания «Шарм Тревел» предлагает любознательным туристам потрясающе интересные поездки, в программу которых включены посещения действующих соборов. Достопримечательности Новгорода, в том числе и Софийский собор, вызывают самый живой интерес у наших клиентов.

Медовые звоны Софии слышны далеко вокруг

Поэтому экскурсионные программы построены так, чтобы дать паломникам максимум знаний об:

  • Истории создания храма.
  • Особенностях его постройки.
  • Важных датах, легендах.
  • Сложностях возведения и восстановления из пепла.
  • Специфике архитектурного стиля.
  • Символике и современной жизни уникального новгородского памятника.

Чтобы популяризировать Софийский Собор, официальный сайт предлагает массу теоретической информации, расписание богослужений и времени работы музеев, фото и видео уникального иконостаса, описание особенностей архитектуры и интерьера.

 А наша компания дарит вам возможность увидеть своими глазами одно из самых главных сокровищ города и России в целом – Новгородский Софийский собор

Краткая история Софийского собора

Возведение Софийского собора в Новгороде – это глобальный проект князя Ярослава Мудрого, реализованный его сыном Владимиром Ярославичем. Строительство одноименных храмов в то время – в Киеве (Украина), Новгороде (Россия) и Полоцке (Беларусь) было символом возрождения духовной жизни славян. Потому и венчает крест собора белый голубь – знак святого духа.

Собор имеет пять нефов и пять глав (шестая была пристроена значительно позже), примыкающие с трех сторон галереи и купола в форме шлемов русичей

Старейший храм – единственный в своем роде в России, — находится в Великом Новгороде, и был построен в 11 веке монахами из Киево-Печерской лавры по образу и подобию Киевской Софии

Внутри сохранились бесценные иконы и фрески, а также подлинное сокровище — одна из древнейших рукописных книг на Руси — Остромирово Евангелие (1056 г. написания).

С новгородским собором связано множество легенд. Имеет и свой собственный символ Софийский собор: голубь, сидящий на кресте и олицетворяющий духовное возрождение.

История Собора Святой Софии в Великом Новгороде

Софийский собор в Новгороде: адрес, время работы, расстояние от СПб

Время в дороге составляет всего 3 часа, но если вы решите заказать тур в Великий Новгород на «Шарм Тревел», они пролетят, как 10 минут. Ведь во время дороги вы от нашего экскурсовода узнаете массу захватывающей информации об истории знаменитого архитектурного памятника.

Самый быстрый маршрут из СПб до Софийского собора в Новгороде – это по трассе Е105

Адрес Софийского собора — тер. Кремль, 11, Великий Новгород, Новгородская обл., Россия, 173000. Часы работы музея-заповедника указаны на официальном сайте, а принимает он туристов в течение всего года.

Софийский собор: особенности музейного комплекса

Самой известной и любимой всеми гостями музейного комплекса является звонница Софийского собора. В праздники ее колокола слышны на всю округу.

На территории Софийского собора находится известный памятник «1000-летие Руси», а в помещении второго этажа звонницы работает выставка «Древние колокола Великого Новгорода»

Софийский собор, архитектура которого характерна для культовых сооружений 10-12 вв., до сих пор является духовным центром Новгорода.

Центральный купол изначально был окрашен, и только в 1408 году покрыт золотыми пластинами

Стены достопримечательности построены из известняка, камня, ракушечника

Доныне сохранились фрагменты росписи 12 века; реставрация конца 19 в. представлена в полном объеме, а настенные рисунки, граффити и надписи изучаются специалистами.

Многочисленные памятки эпиграфики на территории Новгородского Софийского собора



Можно бесконечно долго рассказывать про Софийский собор: фото музея и видео богослужений размещены в сети, отзывы о посещениях выложены на официальном сайте. Но, поверьте, оценить масштаб православной святыни, проникнуться благоговейным трепетом перед ее возрастом, прикоснуться к тысячелетним камням можно, только посетив Софию. Решение лежит на поверхности: экскурсия в Новгород. «Шарм Тревел» ждет вас, не откладывайте в долгий ящик возможность увидеть чудо!

Источник: https://charmtravel.ru/sights/sofijskij-sobor/

Блог Путешественника

Древний город Полоцк – некогда столица Полоцкого княжества – в конце первого тысячелетия нашей эры играл существенную роль в землях славян. Через город проходил торговый путь, по которому везли товары из Псковских и Новгородских земель в Киев и Византию.

Софийский собор – главная достопримечательность Полоцка

Город с таким прошлым должен обладать полным набором достопримечательностей всех эпох и видов но нет, к сожалению, к Полоцку это не относится. Фактически все интересные места Полоцка можно обойти за один день.

В путеводителях очень хвалят Софийский собор, расположенный в центре древнего городища, где когда-то был замок. Типа очень древний он и красивый. Но разочарование наступает уже при приближении к собору. Это совсем не тот старинный собор, который стоял в Полоцке в древности, а построенный в XVII веке униатский храм. От древнего Софийского собора остались «рожки да ножки» – каменные столбы, которые можно посмотреть в его подземельях.

Алтарь Софийского собора в Полоцке

Но зато Полоцк очень чистый и малолюдный город. Ходишь себе по тихим улицам и никакого шума машин и толп народа. Идеальное место для спокойного отдыха выходного дня. На благо из Минска добраться до Полоцка не составляет проблем: можно доехать на автобусе или на поезде.

Автобус не пробовал, а вот на поезде очень удобно и недорого – вечером сел в Минске, а утром на месте, билет 26 тысяч беларуских рублей (2.6 евро). Двухместный номер в гостинице стоит около 200 тысяч (20 евро).

Очень недорого можно переночевать в комнате отдыха на железнодорожном вокзале – место в двухместном номере 44 тысячи беларуских рублей (4.4 евро).

Достопримечательность, которая может претендовать на звание местной царь-пушки

Выдающаяся жительница древнего Полоцка – просветительница Ефросинья Полоцкая

А этот мужик вообще непонятно какое отношение имеет к Полоцку

Одно из немногих зданий Полоцка, которое может похвастаться хорошей ночной подсветкой

Памятник архитектуры Полоцка Советского периода – Гостиница Двина

Здания начала XX века в Полоцке

Смотрим достопримечательности и едем дальше!

Из Полоцка в Псков можно доехать на автобусе, который отправляется утром и вечером. Оба автобуса идут на Санкт-Петербург. Тот, который едет вечером, в Псков прибывает в 5 часов утра, утренний – в обед. Цена билета 150 тысяч беларуских рублей (15 евро).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был построен Дмитриевский собор во Владимире

комментария 3

  1. Anetta пишет:

    Полоцк в центре очень спокойный. В выходные здесь бывает тесно от туристов. Но в будние дни можно приезжать и спокойно гулять. Летом бывает много комаров, но если не боитесь, то милости просим в гости.

  2. Артемий пишет:

    Памятник Ленину маразм конечно. Ленин для Полоцка ничего не сделал, да и современные тенденции тоже не располагают его наличием в Полоцке.

  3. Nik Ganin пишет:

    В Полоцке я был всего пару раз, но много знаю про этот город, так как от-туда происходят мои предки. В целом конечно спасибо за отчет, но по моему, в нем много чего не хватает. Возможно вы не успели обойти и посмотреть ВСЕ достопримечательности. Но это и не удивительно, в Полоцке лучше провести как минимум 2 дня.

    Самое главное, что вы точно зря не посетили — это Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Монастырь находится не в самом городе, а на окраине. От Софийского собора до монастыря примерно 1 километр, дорога прямая, да и местные подскажут дорогу в любом случае.

    А вот самый древний объект Полоцка — это Борисов камень. Камень находится на месте языческого капища, он был установлен задолго до строительства Софийского собора.

    Совсем недавно в Полоцке появилась еще одна достопримечательность — подвесной пешеходный мост через реку Полота. Скорее всего вы были в Полоцке еще до появления этого моста, поэтому не страшно, что вы про него ничего не знаете. Но в следующий раз будете в Полоцке, то сходите к мосту.

    Ну и последнее, что я бы хотел отметить о Полоцке, чтоб у читающих ваш отчет не сложилось мнение о Полоцке как о неинтересном городе. Так вот, в Блоге путешественника ни слова не сказано про полоцкие музеи. Хотя бы в один из них можно было бы зайти, совершая туристическую поездку. Выбирайте:

    — Музей истории архитектуры Софийского собора— Музей белорусского книгопечатания— Полоцкий историко-культурный музей— Краеведческий музей в Лютеранской кирхе— Музей-библиотека Симеона Полоцкого— Детский музей

    — Музей традиционного ручного ткачества Поозерья

Ваш отзыв

Источник: https://wanderlog.ru/articles/2012-baltic-polotsk/

Софийский собор в полоцке: адрес, история, расписание

08.10.2018

На фото: Распятие из Софийского собора. На нем ноги Христа пробиты каждая отдельным гвоздем. Такие изображения в католическом искусстве встречаются гораздо реже, но они, как видим, есть.

Теперешний статус Софийского собора таков, что никаких святынь в нем, конечно, нет. Не приходится говорить и о древних реликвиях: все это пропало в минувшие века. Тем не менее в качестве экспонатов в соборе-музее представлены весьма интересные объекты — и, в частности, Распятия, относящиеся к униатскому периоду и дающие возможность рассмотреть связь грекокатолического церковного искусства с собственно католическим

Декларативно Брестская уния представляла собой переход православной западнорусской Киевской митрополии в подчинение Папе Римскому с сохранением восточного (византийского) обряда.

На деле чаемое идеологами унии единство конфессий (сочинение одного из главных насадителей унии иезуита Петра Скарги так и называлось — «О единстве Церкви Божией под единым пастырем») на территории Речи Посполитой достигнуто не было. «Настоящие» католики относились к униатам только лишь терпимо, считая их «недоверками»; не удалось ликвидировать и православие.

А вот весь обиход церковной жизни греко-католиков постепенно «облатинивался». Их храмы с течением времени все более уподоблялись костелам по архитектуре и внутреннему устройству, церковное искусство ориентировалось на западные образцы.

Примером дрейфа в сторону католической изобразительной традиции могут служить предметы, представленные в качестве экспонатов в интерьерах Софийского собора, — скульптуры святых и, прежде всего, Распятия – Униатские кресты.

Отличия между Православным и Католическим Распятием

В первые века христианства крест обыкновенно изображался без распятого на нем Спасителя. Первые Распятия появляются в V—VI веках, а после XII века уже возможно проследить различия между Распятиями восточного и западного «стилей». К началу Контрреформации в Западной Европе (XVI век) они являлись — идеологически — полными противоположностями друг друга.

Для православного искусства характерно «безэмоциональное», символически-бесстрастное изображение распятого Спасителя. Он на кресте — и Распятый, и уже Воскресший. Крестом побеждена смерть, и Христос распростер руки, призывая «все концы земли» (Ис. 45, 22). Именно поэтому ладони Христа на православных Распятиях всегда изображаются раскрытыми.

Католическое искусство изначально стремилось к созданию чувственных образов (здесь имело бы смысл упомянуть об апофатизме и катафатизме, однако за недостатком места отсылаем интересующихся к соответствующим словарным статьям), и к XVI столетию это стремление нашло свое наиболее полное выражение. Широкое распространение в Западной Европе получают «Откровения» католической святой Бригитты Шведской (1303—1373), предельно натуралистично рисующие крестные страдания Спасителя:

Именно такими были католические Распятия: тело Господа изображалось бессильно повисшим на руках, окровавленным, исполненным смертной муки.

Еще один признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздем ноги Спасителя — связан с тем, что в Риме хранятся три гвоздя, которыми именно, по утверждению католиков, и пригвоздили ко кресту Сына Божия, и отсюда постепенно проросла идея, что гвоздей было всего три. Но этот признак не является безусловно обязательным, встречаются (хотя и крайне редко) католические Распятия с четырьмя гвоздями.

По всем приведенным выше особенностям Распятия, находящиеся в Софийском соборе, принадлежат католической традиции. Исполненные в XVIII—XIX веках, они отчетливо демонстрируют полную латинизацию грекокатолического сакрального пространства к этому времени.

Источник: https://pravoslaviee.ru/ikony/sofijskij-sobor-v-polotske-adres-istoriya-raspisanie.html

Неделя по Беларуси. Часть 3. Уехать в Полоцк, чтобы выпить кофе у единственного неороманского храма в стране

Туристический гид по Беларуси «Vetliva» продолжает цикл статей о путешествии по городам Беларуси за 7 дней. На третий день экспедиции мы проснулись в хостеле Полоцка, а это значит, наступил третий день патриотичного путешествия. Как вы думаете, чего больше в Полоцке: костелов, православных храмов или синагог? Вот этот вопрос мы и выясним.

Полоцк – древнейший город Беларуси, первое упоминание о нем в летописях случилось аж в 862 году. Спустя 120 лет после основания на эти территории пришел викинг-миссионер по имени Торвальд Путешественник и стал строить здесь первый христианский храм Иоанна Крестителя, с которого началось распространение этой религии на беларуских землях.

В течение всей истории Полоцк несколько раз отходил к России, возвращался в ВКЛ, был частью Польши. На этой земле родился знаменитый первопечатник Франциск Скорина, и это здесь княжна Предслава постриглась в монахини и стала великой просветительницей Ефросиньей Полоцкой.

Православным Полоцк стал в 1839 году, уже в окончательном составе с Россией, но любопытно, что даже через полвека в 1891 году в городе было 23 синагоги против 8 православных храмов и 1 лютеранской церкви.

Пункт первый. Софийский собор

Было бы неправильным не начать экскурсию по Полоцку с Софийского собора. Это самая древняя каменная постройка на территории современной Беларуси – храм построен в середине XI века по технологии кладки, которую завезли в Беларусь византийские мастера. Во время 20-летней Северной войны между Швецией и Россией за обладание балтийскими землями на территории собора хранили порох: разумеется, в 1710 году этот порох поднял на воздух старинное здание, и от собора ничего не осталось.

Вы читаете эту статью благодаря VETLIVA

Руины Софийского собора разобрали только через 30 лет, и с 1750 года он был перестроен в стиле виленского барокко и стал окончательно православным собором – который, кстати, воины Наполеона в Первую мировую использовали как конюшню, а пришедшие после революции к власти Советы – как краеведческий музей (хорошо, не склад с порохом). Собор находится возле реки Западная Двина, на высоком холме, что делает его очень величественным. У склона храма течет родник с прохладной водой – такой мягкой, что кажется, будто в ней растворили сахар.

Кроме того, внутри собора есть прекрасный орган, который был построен в 1985 году чехословацкой фирмой Rieger Kloss. Органный зал собора считается одним из лучших концертных залов в Европе. В 2030 году Софийскому собору исполнится тысяча лет – вдумайтесь в эти цифры и тот факт, что мы с вами доживем!

Пункт второй. Борисов камень

На эту тему:Неделя по Беларуси. Часть 1: Как русские графы хотели превратить Могилёв в Лас-Вегас, и почему у них не получилось

Возле Софийского собора находится еще одна символичная достопримечательность – Борисов камень. Он попал сюда вместе со скандинавским ледником сотни лет назад и долгое время лежал в Западной Двине.

В начале 80-х годов прошлого века строители достали его из воды и установили рядом с собором. Некоторые историки утверждают, что во времена Рогволода этот валун обозначал границы Полоцкого княжества. Весит камень более семидесяти тонн. Сегодня туристы загадывают у него желания.

Архитектурной ценности он не представляет, а вот исторической и религиозной – хоть отбавляй.

Пункт третий. Лютеранская кирха

Загадав желание у Борисова камня и припарковав машину, мы двинулись по Нижне-Покровской улице. Самой первой из достопримечательностей на пути стала Лютеранская кирха 1882 года. Когда-то здесь молились этнические латыши и немцы – всего в XIX веке в Полоцке протестантов было 220 человек.

Поскольку община была зажиточной, они без помощи государства построили себе кирху. Как и в случае с Красным костелом в Минске, после Второй мировой здание было переоборудовано под кинотеатр, позже – и вовсе в зернохранилище.

Сейчас в здании лютеранской кирхи находится краеведческий музей, одним из экспонатов которого является меч десятого века.

Пункт четвертый. Музей беларуского книгопечатания

Чуть дальше по этой же улице находится Богоявленская церковь. Она стоит прямо на берегу реки, а совсем рядом с ней можно найти полоцкий музей Книгопечатания, который раньше был частью женского монастыря. Музей книгопечатания входит в «большую тройку достопримечательностей» Полоцка: его, наряду с Софийским Собором и Спасо-Ефросиньевским монастырем надо посетить обязательно.

Причины, как минимум, три: 1) Франциск Скорина и его печатные станки, оставшиеся здесь в нетронутом виде, 2) местные экскурсии на беларускай мове, 3) великолепный кофе, который варят здесь же, по словам многих туристов.

Пункт пятый. Спасо-Ефросиньевский монастырь

Спасо-Евфросиниевский монастырь был основан в 1125 году полоцкой княжной Предславой, известной как Ефросиния Полоцкая. Это не просто монастырь, а целый комплекс храмов, в которых сохранились старые стены и иконы, нарисованные на них.

На эту тему:Неделя по Беларуси. Часть 2: Как в Витебске поставили памятник Ольгерду, который «Москву шатал»

При этом монастырь – действующий, и девушку с непокрытой головой внутрь просто не пустят.

Шутка ли – именно сюда ушла служить праправнучка княза Владимира, взявшая себе при постриге имя Ефросинья Полоцкая. Памятник ей можно увидеть по пути к Спасо-Ефросиньевскому монастырю, настоятельницей которого она и стала.

Сегодня на территории монастыря постоянно проживают монахини, проводятся утренние богослужения. Здесь же находится и маленький парк, куда туристам вход воспрещен.

Пункт шестой. Водопады на реке Вята

Выезжая из Полоцка, мы двинулись к границе с Латвией смотреть искусственные водопады. Несмотря на то, что на дворе был май, внезапно пошел снег. А потом дорогу перегородили коровы. Ехать было трудно, но мы справились с этой задачей.

Водопады на реке Вята легко найти, если вбить в навигатор называние деревни Прудники. Аккуратные разноцветные домики без заборов стоят прямо возле дороги, кони пасутся на лугах – настоящий пасторальный пейзаж. Сами смотрите, какие фото здесь получаются.

Пункт шестой. Костел в Идолто

По дороге к водопадам можно открыть для себя еще одну достопримечательность – костел в деревне Идолто. К сожалению, храм работает только ограниченное время, и попасть туда можно не всегда, но нам повезло. Через несколько минут ожидания к машине вышел ксендз костела и предложил провести экскурсию.

Выяснилось, что костел Божией Матери Шкаплерной является единственным в Беларуси храмом, созданным в неороманском стиле. И отстраивали его простые жители с 1937 по 1939 годы из бутового камня и кирпича как надежду на лучшее, как символ веры. Совсем неподалеку есть еще один костел.

Там служит 70-летний звонарь, который рассказывает легенды про «седьмой колокол» и снаряд, обугливший во время войны стены. А еще отсюда открывается замечательный вид на Латвию, от которой Беларусь отделяет река.

Пукнт седьмой. Самое красивое еврейское кладбище

На эту тему:Малая голливудская родина. Топ мест в Беларуси, где нужно организовать звездный туризм

На выезде из деревни Друя есть старое еврейское кладбище, поражающее своей красотой. Оно возникло примерно в 1542 году, а ныне здесь покоятся также местные жители и жертвы еврейского гетто. Аккуратные плиты на холмах под деревьями, а также цветные росписи на памятниках совсем недавно были восстановлены на пожертвования.

День подходит к концу, а мы полны впечатлений. Впереди нас ждет дорога на Браславские озера, где мы будем ночевать, но об этом – в следующей статье. А пока вы можете ознакомиться с маршрутом на нашей интерактивной карте.

Источник: https://kyky.org/special-project/nedelya-po-belarusi-chast-3-uehat-v-polotsk-chtoby-vypit-kofe-u-edinstvennogo-neoromanskogo-hrama-v-strane

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию