Храм Христа Спасителя – история, особенности строения и внутреннего оформления
Храм Христа Спасителя является главной церковью столицы России. Это красивый Кафедральный собор православной церкви, который находится недалеко от Красной площади и Кремля. Настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Объект появился, как знак благодарности перед Богом в нелегкий для России период. Все мы помним страшное наполеоновское нашествие, которое произошло в 1812 году. Для России в этот период началась череда испытаний.
Храм служит, как памятник русскому народу за доблесть, героизм, выносливость.
Проект обители разработали в 1883 году. Разработкой занялся архитектор К.А. Тон. Церковь строилась достаточно долго. Весь процесс занял 44 года. Закладка первого каменного храма состоялась в 1839 году. В 1931 год – период сталинской революции. Объект был разрушен. В 90-х гг. святыню начали отстраивать с нуля. Сегодняшний храм, который мы видим, был построен в советский период.
Храм Христа Спасителя используется для проведения главных юбилеев и торжеств. Это одна из главных городских достопримечательностей, в которых заложены основы религиозной жизни. Это объект культуры и общественно-политической жизни России. Он имеет официальный сайт, на который всегда можно зайти для того, чтобы познакомиться с расписанием служб.
Как добраться
Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.
Большинство жителей столицы и приезжие предпочитают пользоваться метро. Самая ближайшая станция метро – Кропоткинская. Также удобно пользоваться такими станциями, как Театральная, Александровский сад, Арбатская. С остановки до обители можно пройти пешком. Заодно по дороге вы сможете восхититься и другими достопримечательностями вокруг.
святыня столицы
Наиболее красивый вид на обитель доступен с Патриаршего моста. С этого ракурса открываются все выгодные точки постройки. Ничто не помешает вашему обзору. Обратите внимание, что Патриарший мост также является одной из главных достопримечательностей Москвы.
Он считается пешеходным и раскинулся через Москву-реку. Далее он конструкции тянется к Болотному острову и пересекает Водоотводный канал. Мост спроектировал архитектор М. Посохин. Также над эскизами работали художник З. Церетели и инженеры инженеров А. Колчина и О. Чемеринского.
Дата открытия приходится на 2004 год.
Красивый объект поражает великолепием своей архитектуры 12 века. Кстати, Кафедральный собор выполнен в таком же стилевом направлении. В темное время суток включается невероятно красивая подсветка. Установлены светильники необычного дизайна. Примечательно, что они монтируются прямо в полотно моста.
Прогулявшись по Патриаршему мосту, вы сможете насладиться величественностью храма Христа Спасителя и сделать несколько красивых фотографий. Влюбленные здесь любят назначать свидания и организовывать неспешные прогулки. Для брачующихся тут установлены места для «замков любви».
Сегодня здесь их весит уже великое множество и с каждой неделей становится только больше.
Существует красивая традиция – выпускать с моста голубей. Именно тут на фоне собора записывались новогодние обращения президента РФ.
Также отсюда для обзора доступны и другие объекты – шоколадная фабрика «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, великолепный вид на Москву-реку и многое другое. Непременно, задержитесь здесь, чтобы полюбоваться столичными, городскими пейзажами.
С другой стороны, вы увидите Красную площадь, набережную Кремля, Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.
Пройдя через мост, вы попадаете к могущественному зданию Христа Спасителя. Это самый крупный собор в России. Он способен вместить до 10 тысяч человек. Внешнее оформление восхищает своим богатством. Сразу же в поле зрения попадаю золотые купола и горельефы из мрамора.
Храмовый комплекс представлен четырьмя куполами. Большой или Торжественный является самым большим. Его вес достигает 29,8 тонн. Его звон слышен 4 раза в год. Он работает в четыре самых главных православных праздника.
Праздничный колокол звонит в дни в дни двунадесятых праздников.
Архитектура и внутренний декор
Конструкция здания отличается монументальностью. Золотые купола прекрасно виднеются из различных точек столицы. Такова была задумка авторов. Дело в том, что объект имеет выгодное положение. Он находится прямо на возвышенности. С разных ракурсов вид на святыню особенной. Она невероятно красивая, поэтому ей хочется любоваться бесконечно долго.
Собор оснащен несколькими входами и выходами. Центральный расположен со стороны улицы Волхонка. Именно с этой точки удобно попадать в храм. Вход является свободным. Поэтому, прийти может сюда каждый желающий. Проход осуществляется через металлоискатели. Такая мера сделана в целях безопасности прихожан. Не разрешается снимать и фотографировать. За действие налагается штраф. Поэтому, фотографии внутреннего убранства представлены в небольшом количестве.
Грандиозный в истории России строительный православный объект воплощает в себе задумки отечественного и мирового искусства. По форме здание похоже на квадрат, который наложен на крест. Это обеспечивается благодаря угловым пилонам. Центральная башня имеет четыре эффектных выступа. Всего установлено около 14 колоколов. Их общий вес достигает 64 тонн.
Издалека здание смотрится торжественно и нарядно. Чем ближе к нему подходишь, тем больше ощущаешь его монументальность. В нижней части есть 20 арок. Они немного заострены к верху. Этот элемент придает постройке некую строгость. Западный фасад принято считать главным. По боковым сторонам изображены императорские покровители.
На арке ворот вы увидите прекрасных ангелов, у которых раскрыты крылья.
Южная сторона храма указывает на направление, где происходили на Руси великие битвы, имеющие важное решение. Изображения на стенах имеют непосредственное отношение к Великой Отечественной войне. Внизу, в сторону арок, есть изображения из Ветхого Завета. Восточный фасад направлен в сторону Кремля. Северный фасад расписан образами национальных святых.
У входных ворот установлены скульптуры из бронзы. Они сделаны по эскизам Ф. П. Толстого. Крыльцо необычайно красиво. Его паперти выполнены из мелкозернистого гранита. Цвет материала – темно-красный.
Таким образом, итогом немалых трудов мастеров становится торжественное, яркое, самобытное оформление здания. Подкупольное пространство украшено не менее необычно.
Так, в центральной части преимущественно встречаются образы Бога, земная часть выполнена сюжетами из жизни Христа на земле. На пересечении двух сторон вы найдете иконы Богоматери и святых.
Иконостас отличается уникальностью. Он был изготовлен в виде беломраморной часовни, состоящей из восьми углов. Его высота достигает 26,6 метров. Главный алтарь расписан священными картинами. Повсюду вокруг много бронзовых фигур, серебряной утвари, шикарных люстр и других элементов интерьера.
Внутреннее оформление роскошное. Стены являются высокими и оснащены сводчатыми потолками. Они украшены росписью с библейскими и мифическими сюжетами, имеется много картин и образов святых. Преобладают преимущественно бордовые, красные, зеленые, золотые оттенки. Обитель состоит из множества залов. У входа вы сможете посетить торгово-сувенирные лавки.
При храме функционирует музей. Посетить его можно бесплатно. Здесь представлены материалы, которые раскрывают историю строительства объекта. Собор пережил много переломных этапов. Были как взлеты, так и падения. Много экспонатов, посвященных Великой Отечественной Войне. Галерея Воинской славы представлена мраморной доской. Все даты событий представлены в хронологическом порядке.
Любоваться богатством и роскошью внутреннего оформления хочется максимально долго, настолько оригинально и броско. Внутренний декор полностью соответствует статусу святыни.
Территория обители
После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.
Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела.
Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса.
Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.
Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. святыня — икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.
Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.
Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах.
Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы.
Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.
Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.
Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много.
На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как«Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек.
Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.
Святыни монастыря
Безусловно, большинство приезжает сюда не с экскурсионными целями, а для того, чтобы преклониться к святым мощам. Здесь хранится рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), Преподобного Михаила Малеина, есть Риза Пресвятой Богородицы, мощи Святителя Петра Митрополита Московского и многие другие.
При посещении храмового комплекса необходимо соблюдать все установленные правила поведения. Прежде всего, они касаются выбора одежды. Женщинам рекомендуется одевать длинные юбки (не выше колен) и на голову повязывать платок. Лучше не использовать яркую косметику. Не следует при посещении громко разговаривать, шуметь. В храме работает охранник. Фотографировать и снимать внутри нельзя. Снаружи таких запретов нет.
Все здания комплекса принадлежат Москве. Управление осуществляет фонд храма Христа Спасителя. Сегодня обитель имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Обязанности настоятеля выполняет протоиерей Михаил Рязанцев.
Обратите внимание, что во время праздничных богослужений поток прихожан является большим. Возле храма предусмотрена автомобильная стоянка. В будние дни сложностей с тем, где оставить машину не возникает.
Источник: https://chemodan-tour.ru/obzor/xram-xrista-spasitelya/
Храм, который разрушил Иосиф
Манифест о строительстве церкви был подписан Александром I 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули Россию: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».
Международный открытый конкурс, впрочем, был проведен только через два года. Победил проект 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие.
Его проект был втрое больше нынешнего храма, с пантеоном погибшим, колоннадой из 600 трофейных пушек и другими впечатляющими деталями. Разместить его предполагалось на Воробьевых горах, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций.
Выделялась на все это огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования.
Увы, Витберг недооценил особенности национальной стройки. Опыта руководителя у него не было, должного контроля он не вел, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился доверчиво.
В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл, а комиссия позднее насчитала растрат без малого на миллион рублей.
Витберга отправили в ссылку в Вятку «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне». А от строительства храма на Воробьевых горах отказались, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.
Взошедший к тому времени на престол Николай I решил никаких конкурсов не проводить, а просто назначить архитектором храма Константина Тона, купить постройки на Чертолье (Волхонке) и снести их для храма. Заодно был снесен и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, включая уникальный двухшатровый храм. Кстати, в новой версии ХХС в память о монастыре сооружена Преображенская церковь.
На Боровицкой площади в Москве начался монтаж монумента князю Владимиру, завершить установку планируется к 4 ноября. О том, что в памятнике будет →
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года, а активное строительство стартовало только через два года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Примечательно, что главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
Современники критически отзывались о храме. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал:
«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».
Храм в хлам
В 1931 году стало понятно, что столетний юбилей храм не отметит.
16 июня появилась резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести.
Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
18 июля в «Известиях» было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов, и буквально на следующий день начались спешные работы по разбору храма. Листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры, сброшенный с храма крест не упал, а застрял в арматуре купола.
Но работы все равно продвигались слишком медленно, поэтому храм решено было взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные взрывы чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.
Юрий Гагарин позже на одном из пленумов ЦК ВЛКСМ называл храм «жертвой варварского отношения к памяти прошлого».
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».
Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и рассыпали на дорожках в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Тем временем в конкурсе победил проект Бориса Иофана — он задумал построить здание 420 м высотой, тем самым обогнав самое высокое на тот момент здание в мире, Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Венчать дворец должна была огромная статуя Ленина. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.
Москва всегда была городом горизонталей, а не вертикалей. Путешественники прошлых веков в один голос отмечали, что город широк, но не высок, будто →
Основное строительство началось с 1937 года, и уже в 1939-м была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и семи этажей одной из сторон (обращенной к Волхонке). Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР.
Однако уже в сентябре-октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 году пришлось разобрать и только построенную часть дворца.
Стальные конструкции пошли на строительство путепровода на Волоколамском шоссе и для пролетных строений Керченского моста.
После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт.
https://www.youtube.com/watch?v=2dDJY6ozDW8
Открывшаяся в 1935 году станция метро «Дворец Советов» была переименована в 1957 году в «Кропоткинскую», так что сейчас о нереализованном проекте нам напоминают разве что Кремлевская АЗС на Волхонке (заправка была одним из элементов дворца) и панно-барельеф у входа в здание Северного речного вокзала.
В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год и стал неотъемлемой частью воспоминаний многих горожан. «Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада», — рассказывал протоиерей Алексей Уминский.
Про бассейн «Москва» ходило множество легенд. В частности, рассказывали о неких топильщиках, которые пользовались завесой пара зимой, хватали купающихся за пятку и удерживали под водой до захлебывания. Таким образом, они якобы мстили невинным людям за уничтожение храма. Рассказывали и о том, что будто по ночам над водой брезжил образ снесенного храма. Ну а москвичи начали острить на эту тему: «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам».
Проклятие игуменьи
В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Почти через год группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень, через два года появился фонд сооружения храма, а само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года.
На воссоздание храма, согласно информации на сайте, было потрачено «немногим более четырех миллиардов деноминированных рублей.
Сюда входят все затраты — от подготовки строительной площадки и демонтажа бассейна «Москва» до эксплуатационных затрат, которые несет с 1998 года фонд храма. Доля затрат на воссоздание художественного убранства храма составила чуть более одного миллиарда рублей».
Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, так вспоминал о строительстве храма: «В центре Москвы удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного бассейна «Москва». Под ней находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте».
Получив согласие на проект патриарха Алексия II, мэрия обратилась к президенту Борису Ельцину. Тот, по словам Лужкова, поддержал проект, но сказал, что денег в бюджете на него нет.
«Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма», — вспоминает экс-мэр.
Неожиданно, когда храм уже почти достроили, Лужкову, по его словам, позвонил сам Ельцин и попросил «не торопиться с завершением храма», на что мэр ему заявил: «Это не в моих силах».
Домами с атлантами, кариатидами и другими мифическими существами в Москве мало кого удивишь. Но не меньше в столице зданий, в украшениях которых →
Впрочем, спешка сказалась на облике храма не лучшим образом. До 2010 года храм украшали копии медальонов из белого композитного материала, только потом они были заменены на бронзовые. Бронзовыми стали и горельефы, что является противоречием оригиналу с мраморными композициями, шесть из которых до сих пор можно посмотреть в Донском монастыре.
На сайте храма, впрочем, объясняют так: горельефы и изначально должны были быть бронзовыми, но денег на них тогда не хватило, поэтому скульптуры сделали из дешевого протопоповского известняка доломита, который уже к 1910 году разрушился.
Каким же образом оригинальные скульптуры из дешевого и быстро разрушающегося материала дожили до 2016 года, на сайте не сообщается.
Критике подверглась и роспись интерьеров храма, проведенная рекомендованными Зурабом Церетели художниками, и замена белокаменной облицовки на мраморную, и то, что вместо золочения кровлю крыш (кроме куполов) покрыли составом на основе нитрида титана. Все это повлекло смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную.
Изменилась и структура храма: он стал двухуровневым, в цокольном уровне появился храм Спаса Преображения.
«Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит.
Проклятие игуменьи казалось абсолютным. Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли, — рассказывал Лужков.
— Мне пришла идея: построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, храм Преображения Господня, чтобы получить прощение игуменьи за святотатство XIX века, вынужденное разрушение нашими предками ее храма и женского монастыря, — рассказывал Юрий Лужков. — Поэтому там сейчас на самом деле два храма.
Верхний, собственно сам храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде, как его создал Тон, и нижний — Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря».
Охрана с божьей помощью
Сейчас храм выполняет не только религиозные функции. Под храмом размещена двухуровневая охраняемая подземная парковка на 305 машино-мест с автомойкой.
«Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей.
Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволяют нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении», — сообщается на сайте фонда храма.
Источник: https://www.gazeta.ru/social/2016/12/03/10399205.shtml
Храм Христа Спасителя
Храм, прозванный в народе храмом Спаса-на-Водах, или Цусимским храмом, является памятником морякам, погибшим в русско-японской войне, в сражении при Цусиме.
Его построили на берегу Невы в 1910-1911 годах на народные пожертвования.
Место выбрали на Английской набережной. Постройка состояла из двух церквей – верхней и нижней.
Нижний храм освятили 28 июля 1911 года, через три дня, в присутствии императора Николая Второго, освятили и верхнюю церковь.
В стены верхней церкви вмонтировали памятные доски с нанесенными на них именами 12 тысяч погибших моряков, от адмирала до матроса.
Над досками были начертаны названия судов и помещались копии корабельных икон.
В народе эти списки были прозваны «Летописью ужаса».
Главным украшением храма было огромное мозаичное полотно, сюжет которой – Спаситель, идущий по водам. Эта картина и дала народное название храму.
Мозаика настолько велика, что видна со всех мест главного зала храма. Картина была выполнена на немецкой фабрике из долговечной смальты.
Другие мозаичные полотна, украсившие храм, были созданы дочерью художника Васнецова по эскизам отца. Иконостас храма выполнили в византийском стиле, а завесой алтарю послужил андреевский флаг. Храм был особенно любим прихожанами Северной столицы.
В 1931 году было решено расширить производственные площади завода «Судомех». Для этого, 8 марта 1932 года храм Спаса-на-водах был взорван.
Среди народа долга еще ходили легенды о том, куда делись мемориальные доски – были ли они сброшены в Неву, или отданы мясникам под разделку мяса, а может быть, их просто взорвали вместе с храмом.
В 1990 году было принято решение о восстановлении Храма Христа Спасителя и уже всего через год возобновились ежегодные богослужения в память о погибших в Цусимском сражении.
В 1995 году, в подвалах Русского музея, обнаружили три чудом уцелевшие мозаичные картины и фрагмент «Лика Спаса-на-водах», вырванного взрывом.
Никто и не мечтал, что мозаика может уцелеть, потому как после уничтожения храма весь берег Невы был усыпан битой смальтой.
В 1998 году, в годовщину сражения, был торжественно заложен первый камень в фундамент часовни близ фундамента взорванного храма.
В мае 2002 года часовня на Английской набережной и фундаменты храма были освящена и отслужен благодарственный молебен.
Как добраться:
От Благовещенского моста по Английской набережной Невы. В самом конце — пешеходный мостик к церкви через Ново-Адмиралтейский канал.
Источник: https://arina-tour.ru/spb/tour/khram-khrista-spasitelya.htm
Христа Спасителя храм
Храм Христа Спасителя — кафедральный собор г. Москвы (архитектор К. А. Тон, 1794—1881).
25 декабря 1812 года император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов» (от нашествия Наполеона). Место для храма выбрал император Николай I в 1836 году. Храм был заложен 10 сентября 1839 года при председателе Комиссии по сооружению храма князе Д. В.
Голицыне на Пречистенской набережной, на месте специально разобранного Алексеевского монастыря, перенесенного на Красносельскую улицу. Строился храм почти полвека на народные средства, собранные по подписке. Был освящен 26 мая 1883 года (главный престол — в честь Рождества Христова; приделы на хорах — южный во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя св.
благоверного великого князя Александра Невского; площадь — 6823 м, высота — 103,5 м, объем внутреннего пространства — 102 тыс. куб. м; вместимость — 10—15 тыс. чел.).
Храм построен по классическим образцам византийского искусства (так называемый русско-византийский стиль); пятикупольный, имеет в основании форму равноконечного креста; фасады были украшены барельефными изображениями (часть из них сохранилась, находится в некрополе Донского монастыря); на 4 колокольнях висели 14 колоколов общим весом 65 т. Снаружи храм был отделан белыми мраморными плитами, внутри облицован мрамором, порфиром и Лабрадором. Иконопись на стенах собора принадлежала кисти В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского. Г. И. Семирадского, В. И. Сурикова, Ф. А. Бруни, проф. А. Т. Маркова, академика Н. А. Кошелева и др. известных русских художников.
В коридорах собора на стенах находились мраморные доски с именами героев Отечественной войны 1812 года. На западном крыле храма была укреплена мемориальная доска с надписью: «Завещано императором Александром I. Заложил император Николай I. Довершил император Александр II. Освящен при императоре Александре III»
В храме Христа Спасителя заседал исторический Поместный собор Русской Православной церкви 1917—1918 годов и был избран 5 августа 1917 года Патриархом Московским и всея России митрополит Московский святитель Тихон (Белавин; 1865—1925).
В 20-е годы 20 столетия советскими властями была инициирована кампания по дискредитации художественных достоинств храма, преследующая далеко идущие цели: на месте храма было решено воздвигнуть Дворец Советов с колоссальной статуей В. И. Ленина. Храм был варварски разрушен (взорван) 5 декабря 1931 года.
В период подготовки и празднования 1000-летия крещения Руси возникло массовое движение общественности за восстановление храма, образовалась и инициативная церковная община во главе с иереем Георгием Докукиным, начавшая сбор пожертвований.
22 сентября 1989 года, в день 150-летия закладки храма, состоялась учредительная конференция Фонда восстановления храма Христа Спасителя. В 1990 году Синод РПЦ обратился с официальным ходатайством к правительству о получении разрешения на восстановление храма, а Патриарх Пимен — с соответственным письмом на имя Председателя Совета Министров. Разрешение последовало, и в тот же год на месте будущего строительства был установлен закладной камень.
В 1992 году по указу Патриарха Алексия II была организована община храма во главе с протоиереем Владимиром Ригиным. В 1993—1996 годы завершились основные работы по восстановлению храма, проведенные под непосредственным попечением мэра Москвы Юрия Лужкова.
В пасхальное воскресенье 14 апреля 1996 года, после 65-летнего перерыва, в восстанавливаемом храме Христа Спасителя совершил первое богослужение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сослужении архиереев и многих священнослужителей Московской епархии.
В. А. Никитин
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 541-542.
Христа Спасителя храм в Москве, поставлен как памятник благодарения Богу за победу русского народа над французскими завоевателями в Отечественной войне 1812.
Построен в 1837-83 по проекту архитектора К. А. Тона.
Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В. И. Суриков, В. В. Верещагин, Ф. А. Бруни, К. Е. Маковский, Ф. П. Толстой, П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов и др.
На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской: именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдат.
В четырех малых арках: св. Роман Рязанский — в память сражения при Клясицах 19 июля 1812; св. апостол Фома — в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Иоанн Креститель — в память о Малоярославце 12 октября и св.
Иоанн, архиепископ Новгородский — в память боя при Красном 5 ноября.
Под аркой больших врат — группа “Явление Архангела Иисусу Навину”, на углах: справа — Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева — Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом.
На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат — Пресвятая Богородица Иверская. В четырех малых арках — сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813), св. Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат — сщмч. Владимир и св. блгв. кн. Ольга. При оконной арке справа — св. ап.
Андрей Первозванный. Слева — св. кн. Даниил Московский, сын Александра Невского, родоначальник князей московских, и св. Савва Сторожевский. Последние два рельефа — работы Рамазанова. По углам — сцены из русской истории, напоминающие 1812: прп. Сергий Радонежский благословляет кн. Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю; прп.
Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.
Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 и о заграничных походах русских войск 1813-14.
На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно — имена лиц, награжденных орденом св. Георгия.
Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина.
В августе 1917 в храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона.
В 1931 храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками. Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, с тем чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, “темпль сатаны Ульянова-Ленина”. “Темпль” еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн.
По воле Божией храм Христа Спасителя восстановлен в 1990-е.
Далее читайте:
Участники Бородинской битвы (списки убитых, раненых, отличившихся на 11-й стене храма Христа Спасителя).
| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |
Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/hrista_mos.php
Два проекта, 66 лет работы, 48 лет величия: факты о первом храме Христа Спасителя
Почти 180 лет назад, 22 сентября 1839 года был заложен храм Христа Спасителя на Волхонке. Изначально храм заложили на Воробьевых горах в пятую годовщину ухода французов из Москвы, но этот проект не был осуществлен. Строительство на Волхонке продолжалось более четырех десятилетий, и примерно столько же храм простоял: с момента его освящения в 1883 году до разрушения в 1931-м прошло 48 лет.
Самые главные и неожиданные факты об истории создания храма Христа Спасителя — в материале ТАСС.
Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?
Храм Христа Спасителя по проекту Витберга в разрезе
xxc.ru
- Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам Отечественной войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года — в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года — Рождество Христово — совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне.
- Знаменитая увертюра П.И. Чайковского «1812 год» исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше — 20 августа 1882 года.
- На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветеранов войны.
- На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.
Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?
Карл Магнус (Александр Лаврентьевич) Витберг
xxc.ru
- Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны. Автором этого неожиданно победившего проекта был Карл Магнус Витберг — 28-летний шведский лютеранин, масон, да еще и художник, а не архитектор (он принял православие под именем Александр Лаврентьевич).
- Храм планировалось построить не на нынешнем месте, а на Воробьевых горах. При этом нижний храм должен был быть фактически прорыт в склоне.
- Талантливый художник Витберг был слабым организатором: строительство застопорилось, деньги расхищались. В итоге после разбирательства при новом императоре Николае I Витберга сослали в Вятку с конфискацией имущества. Историки, однако, отмечают, что он, скорее всего, не был причастен к растратам, а просто оказался плохим руководителем.
- Воцарившийся император Николай I выбрал для храма новое место. Называют разные причины такого решения: оседающую почву на Воробьевых горах, их тогдашнее местоположение «на отшибе» и трудности с подвозом стройматериалов к этому месту, а также прагматичность Николая I, который не оценил проект, выполненный в духе мистицизма, столь любимого Александром I. Хотя новый конкурс и проводили, император лично назначил архитектором Константина Тона, русско-византийский стиль которого ему нравился.
Что было на месте храма до его строительства?
Алексеевский женский монастырь в Москве. С картины К. Рабуса, 1838 год
xxc.ru
- На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.
- Для строительства храма монастырь был снесен. На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).
- Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет «лужа», — так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна «Москва».
- Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.
Сколько строили храм?
- Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Работы на территории начались в 1837 году, а торжественная закладка — 10 сентября 1839 года по старому стилю (22 сентября). Строительные леса были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него. Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет). А с момента закладки храма по первоначальному проекту на Воробьевых горах прошло и вовсе почти 66 лет.
- Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.
Что общего у храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца?
Вид на храм Христа Спасителя с колокольни Ивана Великого. Около 1900 года. В правой части снимка виден Большой Кремлевский дворец
Fradelle & Young/Hulton Archive/Getty Images
- У храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца один архитектор — Константин Тон. Более того, они возводились параллельно, начиная с 1839 года. В отличие от храма дворец был достроен уже к 1849 году.
- На панораме Москвы того времени Кремль и строящийся на холме неподалеку храм были двумя доминантами, которые должны были среди прочего напоминать о единстве государства и церкви. Возведенный Тоном на территории Кремля новый дворец был призван подчеркивать это единство.
При чем здесь озеро Сенеж?
- Озеро Сенеж в Солнечногорском районе Подмосковья фактически появилось благодаря храму Христа Спасителя. На самом деле это водохранилище, возникшее в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра для доставки камня на стройплощадку храма. Гужевой транспорт не справлялся с огромными массами камня, необходимыми для строительства, а железных дорог на момент его начала в России еще не было.
Какой памятник стоял около храма?
Храм Христа Спасителя и памятник Александру III. Не позднее 1918 года
Фотохроника ТАСС
- В 1912 году недалеко от того места, где сейчас находится памятник Александру II, но ближе к реке, на углу храмовой площадки был открыт монументальный памятник его сыну — Александру III, в правление которого и был освящен храм и который даже короновался в день освящения. Огромный памятник простоял лишь шесть лет: в 1918 году он был разрушен большевиками. Пустой постамент простоял на этом месте вплоть до разрушения самого храма Христа Спасителя в 1931 году.
- В настоящее время около восстановленного храма стоит памятник Александру II. Этот император не сыграл какой-либо заметной роли в истории храма, разве что в его правление было завершено непосредственно возведение храма без внутреннего убранства.
Где можно найти в Москве частицы взорванного храма?
Мраморная скамья из храма Христа Спасителя на «Новокузнецкой»
Николай Галкин/ТАСС
- Ответить на этот вопрос довольно сложно. Более-менее достоверно можно сказать следующее: мрамор из храма использовался для отделки трех станций московского метро — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Охотный ряд» и «Кропоткинская», а на «Новокузнецкой» установлены скамьи из храма. В некоторых источниках упоминают также использование храмового мрамора для отделки гостиницы «Москва» и Библиотеки имени Ленина.
- По мнению ряда историков и краеведов, четыре портальные яшмовые колонны из храма украшают не то зал ученого совета, не то приемную ректора МГУ (здесь данные разнятся).
- Часть табличек с именами героев войны 1812 года была в перевернутом виде использована в качестве ступеней в Третьяковской галерее (это было обнаружено во время реставрации галереи в конце 1990-х годов, теперь эти таблички находятся в музее храма).
- Также можно довольно уверенно говорить о том, что один из колоколов храма был перенесен на башню Северного речного вокзала.
Источник: https://tass.ru/obschestvo/3830525
Московский храм христа спасителя — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Храм Христа Спасителя |
Храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова) в Москве — кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.
- Адрес: Россия, 119034, Москва, ул. Волхонка, 15
- Телефон: 203-38-23, 637-47-17
- Официальный сайт: http://www.xxc.ru
- Престолы: Главный — Рождества Христова, южный — святителя Николая (не освящён), северный — святого блговерного князя Александра Невского (не освящён); в нижнем храме: центральный — Спаса Преображения, южный — преподобного Алексия, человека Божия (не освящён), северный — Тихвинской иконы Божией Матери (не освящён).
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году.
Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I.
Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).
Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.
Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие.
Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.
В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года.
С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.
15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922–1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.
5 декабря 1931 года по личному распоряжению И.В. Сталина Храм был взорван. Несколько горельефов с фасадов храма находятся в Донском монастыре. На месте Храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м (архитектор Борис Михайлович Иофан), однако проект не был осуществлён, и в 1960 году на месте храма был открыт бассейн «Москва».
Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.
7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.
Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода.
В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.
Использованные материалы
[1] http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm
[2] Дата первого ареста.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12473.html
Храм Христа Спасителя на карте
Бурная история храма служит идеальным отражением истории всей страны. Еще в 1812 году, сразу после ухода из России Наполеона, император Александр I подписал указ о строительстве собора, символизирующего благодарность русского народа за спасение от нашествия. Художником Витбергом, как ни странно масоном и лютеранином, был создан амбициозный проект, и спустя пару лет состоялась закладка первого камня.
Но выделенные деньги разворовали, строительство было заморожено, а неосмотрительный Витберг сослан в Вятку. Дальнейшими работами занялся суровый и педантичный император Николай I. Им самолично был выбран новый архитектор, Константин Тон, чей строгий, «псевдовизантийский» стиль импонировал вкусам Николая. Строился белокаменный гигант, напоминающий современникам сахарную голову, целых целых 44 года.
А простоял менее 50 лет.
Ищете отели в Москве?У нас есть выгодные предложения
У советской власти были свои представления о прекрасном, в которые не вписывалась огромная церковь в центре города. В 1931 году прогремели два мощных взрыва — и собора не стало. На его месте должен был появиться Дворец советов — воплощение гигантомании ранних советских лет, девятая и главная сталинская высотка, самое высокое здание мира. 420-метровая конструкция, превышающая по высоте тогдашнего лидера, Эмпайр-стейт-билдинг, должна была быть увенчана статуей Ленина.
Для осознания масштабов проекта достаточно сказать, что длина указательного пальца будущего каменного Ильича составляла по проекту 4 метра. Воплощению задумки в жизнь помешало наступление Великой Отечественной войны, металлоконструкции собранные для монтажа Дворца были пущены на противотанковые ежи.
На протяжении 50 лет на месте бывшего храма существовало также по-своему уникальное сооружение — самый большой в мире открытый бассейн, бассейн «Москва», в котором зимой и летом могли купаться до 2 000 человек.
С распадом Союза решено было вернуть храм на место.
Предлагаемые проекты вполне отвечали экзотической и эклектичной атмосфере начала 90-х: тут была и идея с установкой трех лазерных пушек, создающих голографическое изображение старого храма, и планы по монтажу тонких золоченых труб, повторяющих силуэт собора.
Но победила мысль о воссоздании Храма Христа Спасителя в его изначальном виде. Реконструкцией занялся придворный архитектор тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова Зураб Церетели. В августе 1996 года Патриарх Алексий II освятил новое здание и провел в нем первую литургию.
Популярные направления перелетов в Москву:
Источник: https://www.ozon.travel/guides/Khram-Khrista-Spasitielia--aTo0MMP/
Трижды рожденный: правда о храме Христа Спасителя
Он был задуман в 1812 году в благодарность за изгнание врага с земли русской и в память о погибших в той войне, однако судьба его оказалась весьма сложной и запутанной, под стать судьбе России тех лет.
Идея храма принадлежит Александру I, строить его начал Николай I, а открывали собор уже при Александре III. В ХХ веке его успели разрушить и построить вновь.
«Известия» — о драматической истории храма Христа Спасителя, заложенного ровно 180 лет назад — 22 (10-го по старому стилю) сентября 1839 года.
По обету всему свету
История храма началась в декабре 1812 года, когда пришла весть о том, что последние солдаты наполеоновской армии покинули пределы России. Высочайший манифест о победе увидел свет 25 декабря и именно в нем император Александр I впервые объявил о решении построить храм в Москве:
Автор цитаты
«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».
Такие храмы в России принято называть обетными — построенные по обету, обещанию. Выбор места строительства после сожжения Наполеоном Москвы даже не подлежало сомнению, а выбор Христа в качестве покровителя храма объяснялся тем, что фигура Спасителя должна была объединить память о православных, католиках и лютеранах, которые воевали в обеих армиях и погибли на полях сражений. Храм должен был стать памятником-кенотафом павшим и одновременно символом победы русского оружия.
Объявили конкурс. Свои работы представили самые известные зодчие того времени: А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. Но победил проект безвестного Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, шведа по происхождению, хоть и родившегося в Санкт-Петербурге.
Причины своего выбора император Александр объяснил в личном письме к 28-летнему зодчему:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».
Александр предложил строить храм не в городской черте, где не было достаточно места для грандиозного сооружения, а на месте Воробьевского дворца — загородной императорской резиденции, погибшей в московском пожаре 1812 года.
Поскольку это максимальная точка высокого берега реки, храм прекрасно смотрелся бы из города, а из него открывался бы великолепный вид на Москву.
Выбор места имел и символический подтекст: оно расположено как раз между Смоленской и Калужской дорогами, по которым армия Наполеона входила и отступала из Москвы.
Проект можно назвать грандиозным — по сути, это был не один, а три храма, расположенные один над другим. «Храм тела, храм души и храм духа, — но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности должен быть един», — писал сам Витберг. Одновременно три храма символизировали и Троицу.
В толще Воробьевых гор должен был находиться подземный храм Рождества Христова в память о погибших, где постоянно шли бы панихиды. Над ним, на кромке горы должен был вырасти огромный 240-метровый (это втрое больше нынешнего!) крестообразный в плане храм Преображения Христова — символ победы русского оружия.
От него крыльями расходились галереи, поддерживаемые шестьюстами колоннами, сделанными из трофейных пушек. А над ним — круглый верхний храм во имя Воскресения Христова в знак победы православного духа. В галереях и ниже по склону вдоль аллей отводилось место для статуй видных полководцев и монархов, знамен, трофеев и т.д.
Витберг был членом масонской ложи «Умирающий сфинкс», поэтому его замысел был проникнут разными символами и знаками, что очень понравилось склонному к мистицизму императору.
Строительный коллапс
Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором.
В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города.
«Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200 два хора певчих — придворные и синодальные в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб.
Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.
https://www.youtube.com/watch?v=Himz9wrsUwg
Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями.
Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы.
На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.
Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону.
11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова».
При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали.
Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.
Источник: https://iz.ru/923356/georgii-oltarzhevskii/trizhdy-rozhdennyi-pravda-o-khrame-khrista-spasitelia
Храм Христа Спасителя: трагическая история
История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.
В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.
Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.
Архитектурные особенности
Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества.
Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона.
В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.
Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.
Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.
— Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?
Интересные факты о Храме Христа Спасителя
- В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
- В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В.
Васнецова;
- Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
- Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
- Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
- В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
- В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.
— Чудов монастырь. XIX, XX и XXI века?
Информация о работе храма
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15
Источник: https://www.pravmir.ru/xram-xrista-spasitelya/