Ейск | отдых в ейске >> полезная информация об отдыхе в ейске. ейск православный — храмы и церкви в ейске
Когда-то Ейск называли городом церквей. Судите сами: в начале XX века было 10 православных и 1 католический храм.
Первую церковь города — Старопокровскую — построили из большого деревянного корабля, купленного для этой цели по совету начальника портового Ейска княза Голицына.
Кроме Старопокровской, в Ейске стояло еще пять приходских церквей: Пантелеймоновская, Новопокровская, Рождества Пресвятой Богородицы, которая была построена взамен первой деревянной, и Николаевская. Эта церковь находилась на Сенной площади — месте бойком и оживленном. Сегодня здесь располагается сквер Пушкина.
Церквушка была небольшой, но очень, красивой. Она чем-то напоминала древнерусский терем. А названа она была в честь Святого Николая Чудотворца — покровителя моряков, рыбаков и портового города Ейска.
Самым величественным и красивым храмом в Ейске и на всем севере Кубанской области по праву считался Михайло-Архангельский собор, построенный в 1865 году. Назван он был в честь Архангела Михаила, стоял в центре города, где сейчас расположен Парк им. Горького.
Собор был построен в византийском стиле, «о пяти главах», с тремя алтарями. Одних окон в нем было 56. На высоте, напротив иконостаса, через всю ширину собора были устроены хоры, вмещавшие более 500 человек.
В соборе имелись пределы в честь Успения Богородицы и апостола Иоанна Богослова.
В городе было четыре домовых церкви. ЭтоКазанская — при ремесленном училище, Константино-Еленская — при женской гимназии, Иоанно-Богословская — при реальном училище, Вознесенская — при городской богадельне. Эта церковь была построена вдовой потомственного гражданина Марией Грибановой, и в ней крестили всех подкидышей.
Судьба ейских храмов печальна. Почти все они были разрушены или разобраны в сороковые годы прошлого столетия.
Сегодня в Ейске три храма, отстроенных заново. Свято-Никольский кафедральный собор — главная церковь Ейска. Он расположен в пересроенном здании кинотеатра «Октябрь». На этом месте когда-то стояла Пантелеймоновская церковь.
На колокольне собора установлен самый большой (6 тонн) колокол в Южном федеральном округе. Вновь радует своей красотой Михайло-Архангельский храм. Он находится на том самом месте, где 140 лет назад стоял собор Михаила архангела.
Совсем недавно приняла прихожан в новое здание Свято-Введенская церковь.
В 1848 году через два месяца после торжественного открытия Ейска, епископ Кавказский Иеремия прислал в благословение новооткрытому городу икону Святителя Николая Мирликийского, чудотворца.
«Да почиет же молитвами предстательством Святителя Христова Николая на новом городе вашем всежиздительное благословение Божие», — написал он в своем приветствии ейчанам. И стала икона Святого Николая Чудотворца реликвией Ейска, а сам святой — покровителем российского портового города.
Сегодня стела с его витражным изображением установлена на въезде в город, на высоком берегу Ейского лимана. Своим благословением Святитель встречает и провожает ейчан и гостей города.
Когда-то Ейск называли городом церквей. Судите сами: в начале XX века в городе было 10 православных церквей и 1 католический храм.
Первая церковь города Ейска
Первую церковь города Старопокровскую построили из большого деревянного корабля, купленного для этой цели за небольшую цену по совету начальника портового Ейска князя Голицына. По окончании строительства прошло первое богослужение.
Князь Голицын писал генералу Рашпилю: «Не могу описать вам истинной христианской радости, которая произведена была сим неожиданным для всех городских жителей духовным служением. Кажется никто не оставался в домах своих. Звук колокола, огласивший в первый раз доселе пустынное место, двинул всех по какому-то мановению к одной точке.
В храме все сошлись В храме составилась одна семья, доселе незнакомая между собой и не бывшая никогда вместе служение было произведено со всем благоговением собранный мною из любителей городских жителей хор певчих, к удивлению всех стройно огласил свод храма. Могу смело сказать Вашему Превосходительству, что сим вооруженным Крестом духовным, город Ейск получил своё начало, своё существование».
Первый городской храм стоял на одной из площадей Греческой улицы (ныне — это район, где находится СШ№ 5), был незатейлив, небогат и больше похож на дом в восточном стиле. Служил в нём Павел Ярошевич, он и стал первым священником во вновь учреждённом городе Ейске.
Приходские церкви
Кроме Старопокровской, в городе стояло еще пять приходских церквей: Пантелеймоновская, Новопокровская, Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Святой Богородицы, которая была построена взамен первой деревянной, и Николаевская.
Эта церковь находилась на Сенной площади месте бойком и оживленном. Сегодня здесь располагается сквер Пушкина. Церквушка была небольшой, но очень красивой. Она чем-то напоминала древнерусский терем. Деньги на её строительство собирали всем миром.
Известен факт, что ейчане испекли из 300 четвертей казенной муки сухари для военного ведомства на сумму в 160 рублей 3 копейки и деньги эти внесли на постройку храма. Почему его так назвали? В честь Святого Николая Чудотворца покровителя моряков и рыбаков и покровителя нашего портового города Ейска.
Каждый год 19 декабря — на Николу «зимнего» всей дружной общиной здесь отмечали храмовый праздник. После Литургии накрывали столы и устраивали общественный обед. На торжества сходилось всё взрослое население, приглашались гости.
Интересно, что в те времена при каждой церкви строились церковно-приходские школы, в них учились грамоте все желающие, возраст не имел значения. Работали такие школы и в ейских храмах, а в Никольской церкви их было даже две.
Михайло-Архангельский собор
Самым величественным и красивым храмом в Ейске и на всем севере Кубанской области по праву считался Михайло-Архангельский собор, построенный в 1865 году. Это был первый каменный храм нашего города. Назван он был во имя Святого Архистратига Михаила — так ейчане пожелали почтить тезоименитство основателя Ейска, князя Михаила Воронцова. Стоял храм в центре города, на Соборной площади, где сейчас расположен Парк имени Горького.
Построен был в византийском стиле, «о пяти главах», с тремя алтарями. Одних окон в нем было 56. На высоте, напротив иконостаса, через всю ширину собора были устроены хоры, вмещавшие более 500 человек. В храме имелись пределы в честь Успения Богоматери и апостола Иоанна Богослова. «Душа радуется, сердце восторгается при взгляде на этот храм, — писал священник собора Тимофей Стефанов.
— Это величественное здание своей архитектурою, своей стройностью и красотою, своими высокоподнимающимися колоколами и, наконец, своею обещающею на десятки лет, и целые столетия прочностью, невольно отрешает душу от земных помыслов, от мирской суеты, невольно несёт мысль к богу, небу и вечности Подобными храмами красуется далеко не каждый заурядный на Руси город; в нашей области, и даже во всем Кавказском крае, нет обширнее этого собора, свидетельствующего о православии города, храма, который служит во благо и спасение душ не только живущих в нем, но для детей наших, внуков и правнуков» Кстати, Стефанов был высокообразованным человеком, вёл исследовательскую работу по истории, этнографии, культуре Ейска, публиковал научные работы. Он автор книги «Город Ейск в историческом и этнографическом отношениях». Тимофей Тимофеевич был избран Действительным членом Кубанского областного статистического комитета.
Домовые церкви
В городе было четыре домовых церкви. Это Казанская при ремесленном училище, Константино-Еленская при женской Ксенинской гимназии, ИоанноБогословская при реальном училище, Вознесенская при городской богадельне. Эта церковь была построена вдовой потомственного гражданина Марией Грибановой, и в ней крестили всех подкидышей. Рядом находился приют.
«Ликвидации церквей»
Судьба ейских храмов трагична. В 20-е годы прошлого столетия стали они как кость в горле новой пролетарской власти. В церквях начали изымать ценности, а потом и взрывать их. Рушились стены, падали наземь кресты, колокола, иконы.
Именно тогда и исчезла из Михайло-Архангельского собора городская реликвия — икона Святителя Чудотворца. Похищена, сожжена, а может быть кем-то спрятана? Хочется верить в лучшее В конце 30-х все православные храмы в Ейске были уничтожены, а ведь могли стоять вечно.
Печально и то обстоятельство, что в деле «ликвидации церквей» наш город стал «передовиком» на Кубани, в Краснодаре, например, больше половины храмов были сохранены.
Однако веру убить невозможно. В 40-е годы ейчане тайно ходили в молитвенные дома, а в 1952 году в маленьком доме на улице Таманской открылась Никольская церковь.
Храмы сегодня
Сегодня в Ейске три храма, две часовни. Все они отстроены заново. Из разных уголков города стекаются сюда православные ейские люди.
церковь Ейского благочиния — Свято-Никольский кафедральный собор. Прекрасный и величественный стоит он на улице Сергея Романа. Сияет крестами в ярких лучах солнца, благословляя и храня родной город. И хоть расположен он в перестроенном здании кинотеатра «Октябрь», но ведь на этом месте, когда-то стояла Пантелеймоновская церковь.
На колокольне собора установлен самый большой (6 тонн) колокол в Южном федеральном округе. Вновь радует своей красотой Михайло-Архангельский храм. Он находится на том самом месте, где 140 лет назад стоял собор Михаила Архангела.
Совсем недавно на его территории открыта часовня одной из самых почитаемых святых в современной России Матроны Московской, строится другая — Ксении Петербургской. Восстановлена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на «кирпичиках».
Здание целиком отделано природным камнем по образцу Храма Христа Спасителя в Москве, а его внутреннее убранство, впервые в России сделано из бронзы. На новом кладбище построена часовня Покрова Пресвятой Богородицы, а совсем скоро на территории ЦРБ откроет свои двери часовня Святого Луки.
Вот так ейчане восстанавливают свои храмы. Чтобы в них креститься и венчаться, молиться и каяться за грехи свои, просить милости и помощи у Господа, Девы Марии, Божьих угодников.
Источник: http://ctu-f.ru/eysk_church
Архангельский собор Московского Кремля — усыпальница русских царей и князей
Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1505 год
Окончание строительства: 1508 год
Архитектор: Алевиз Новый
Координаты: 55°45'00.6″N 37°37'04.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
История строительства в Москве
Архангельский собор Ивана Калиты
Судьба Архангельского собора при Иване III и его сыне Василии III
Дальнейшая история собора
Гробницы царей и князей в соборе
Иконостас
О главной иконе Архангельского собор
Архангельский собор в наши дни
Архангельский собор на карте
Архангельский собор или собор св. Архистратига Михаила (в древности имевший ещё одно название: «церковь св. Михаила на площади»), который является частью архитектурного ансамбля Московского Кремля, испокон веков являлся усыпальницей русских царей и князей.
История строительства Архангельского собора Московского Кремля
Согласно всем историческим данным, Архангельский собор ведёт свою историю с 200-х годов 13 века.Ученые с большой долей уверенности считают, что его деревянный предок «возник» во время, когда на княжеском престоле правил Михаил Хоробрит — брат Александра Невского. Во время его княжения, Москва того времени насчитывала всего 2 церкви, и Архангельский собор был одной из них. Короткое правление Хоробрита объясняется его преждевременной смертью в бою с литовцами.
Вид на собор с Боровицкой улицы
Однако похоронен он был в Успенском соборе во Владимире. После этого практически всех Московских князей хоронили только в соборе св. Архистратига Михаила.
Архангельский собор Ивана Калиты
Уже в 14 веке на Руси случилось несчастье — неурожай ржи. Тогда же начался голод и с целью избавления от него князь Московский Иван Калита дал обет возвести храм. В то время количество церквей в Москве прибавилось — были уже построены храм св.
Иоанна Лествичника, Успенский собор и храм Спаса на Бору. К этой троице прибавился и Архангельский собор, построенный из камня.
К сожалению, у историков насчёт этого храма имеется очень мало сведений — достоверно известно, что храм возведён летом 1333 году, а освящен — в сентябре того же года.
Вид на собор с запада
Также известно, что в том храме были достроены приделы, названные в честь святых, имена которых соответствовали именам сыновей князя: Андрея Критского и Симеона Столпника. Кстати, сыновья Калиты были захоронены в том же Архангельском соборе.
Также точно известно, что в 70-х годах 15-го столетия храм пополнился ещё двумя приделами Воскресения Господня и апостола Акилы.
Эти приделы были построены из дерева, и они сильно пострадали во время крупного пожара 1475 года, который охватил весь Московский Кремль.
Однако уже в 1481 году приделы Воскресения Господня и Акилы-апостола было решено заменить на каменные. Буквально через год работы по реконструкции были выполнены и в сентябре того же года приделы были освящены. Трудно что-либо говорить о месте возведения обновлённых приделов из камня, так как совершенно неизвестно расположение прежних пределов из дерева и тем более не известно, были ли построены новые приделы на месте старых.
Вид на собор от Благовещенского собора
Судьба Архангельского собора при Иване III и его сыне Василии III
Под конец правления Московского князя Ивана III собор св. Архистратига Михаила обветшал настолько, что встал вопрос об его реконструкции. Дело в том, что собор сильно пострадал ещё от одного события — сильного удара молнии в 1450 году.
Поэтому в мае 1505 года князь Иван III Васильевич только и успевает, что повелеть разобрать старый собор и заложить новый. Дожить до конца строительства ему не удалось, а похоронен он был в только что начавшем строиться новом Архангельском соборе.
Довел дело до финального конца его прямой наследник — сын и князь Василий III. Храм, построенный под его началом, благополучно дожил до наших дней.
Интересным моментом в истории постройки нового собора является приглашение для этой цели архитектора из Милана Алевиза Фрязина, в то время считавшимся авторитетным мастером. Основными архитектурыми элементами в версии «фрязинского» собора стало традиционное пятиглавие — точно такое же, какое использовал Фиорованти при постройке Успенского собора, и крестово-купольная система с полуциркульными сводами.
Вид собора с Соборной площади
Также в соборе присутствуют характерные для эпохи Ренессанса архитектурные элементы светского толка. При строительстве Архангельского храма использовался белый камень, высота собора состаляет — 21 метр.
Дальнейшая история Архангельского собора Московского Кремля
Приблизительно в 60-х годах 16 века собор был покрыт художественной росписью. Но фрески того времени сохранились только в одном месте: усыпальнице Ивана Грозного. Следует отметить, что росписью Архангельского собора занимались профессионалы своего дела — хорошо известные на то время живописцы и мастера-украшатели Оружейной палаты: Я. Казанец, С. Ушаков, С. Резанец и другие.
Войдя через главный вход собора можно увидеть мастерски написанное на северо-западном столбе изображения Василия III.
Гробницы царей и князей в Архангельском соборе Московского Кремля
Всего в соборе, который является по сути усыпальницей русских правителей, насчитывается 46 гробниц московских князей и царей. Не похоронены в Архангельском соборе были только князь Даниил Александрович (его останки покоятся в Даниловом монастыре), брат Ивана Калиты Юрий Данилович и Борис Годунов. Также в соборе был захоронен умерший от оспы в первой половине 18-го века царь Петр II.
В 30-х годах 17-ого века все старые надгробия были обновлены. С тех пор в соборе красуются кирпичные надгробия с белокаменными стенами, которые в начале 20 века были дополнительно накрыты футлярами из бронзы.
Иконостас Архангельского собора Московского Кремля
Иконостас, который можно сегодня увидеть в Архангельском монастыре, датируется 1681 годом, а создала его артель профессиональных художников-иконописцев под началом И. Недоумова.
Иконостас неоднократно подвергался художественной реставрации, наиболее серьезная работа в этом направлении была проделана во время начала отечественной войны, когда 1812 году Россия подверглась нападению наполеоновской армии.
Кстати в то время собор был осквернен — внутри здания французы соорудили походную кухню для своего императора и продовольственные склады.
Купола собора
О главной иконе архангельского собора московского кремля
Конечно же, главной иконой в Архангельском монастыре является старинная работа под названием «Михаил Архангел с житием». Икона является самой древней из всех, на которых изображены сюжеты из жизни Архангела Михаила.
По легенде инициатором создания этой иконы была вдова князя Московского Дмитрия Донского княгиня Евдокия.
Ещё одним достопримечательным предметом старины является золотой потир, отделанный искусной чеканкой, резьбой, чернью и драгоценными камнями — он был подарен собору Ириной Годуновой в 1598 году.
Икона «Благодатное небо» также является одной из главных православных святынь собора. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом внутри сияния ярко-красного цвета.
Архангельский собор Московского Кремля в наши дни
Начиная с 1955 года и до наших дней на территории Архангельского собора работает музей. В 70-х годах 20-го века собор был капитально отреставрирован.
Вход в собор
В 1988 был канонизирован князь Дмитрий Донской. Большая церковная служба над мощами Дмитрия Донского была проведена патриархом Алексием II в мае 1991 года.
достопримечательности
← СОБОРЫ КРЕМЛЯ | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань | Санкт-Петербург | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/577-arkhangelskij-sobor-moskovskogo-kremlya
Кремль московский
статьи
Кремль московский, средневековая крепость в центре Москвы, в 12–18 вв. служившая резиденцией московских князей, царей и церковных иерархов, а с 1918 – резиденция советского, позднее российского правительства.
ИСТОРИЯ
История Московского Кремля тесно переплетена с важнейшими событиями жизни русского государства. В 12 в. Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру. Первую деревянную крепость-кремль (от греч. «кремнос» – «крутой берез реки», «скала») выстроили в 1156 по повелению князя Юрия Долгорукого.
Выбор места был продиктован стратегическими соображениями: Кремль на высоком холме при впадении р.Неглинной в р.Москву должен был защищать устья двух судоходных рек – Яузы и Всходни. Не последнюю роль сыграла и красота места. Кремлевский холм был покрыт густым бором, а перед ним расстилались живописные луга, перерезанные петлями рек. Самый древний Кремль занимал небольшую территорию ок. 3–4 га.
Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы.
Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), получивший титул великого князя, значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору.
При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белокаменные (1366–1368), и Кремль стал первым каменным градом Московского государства. Известно, что новые укрепления имели шесть проездных башен и три глухих круглых угловых башни. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.
В 1365 вблизи нынешних Спасских ворот глава Русской православной церкви митрополит Алексий основал Чудов монастырь. В этот же период на месте современного Большого Кремлевского дворца выстроили великокняжеский терем. В 1393 по заказу вдовы Дмитрия Донского в системе дворца была заложена каменная церковь Рождества Богородицы.
Остатки этого дворцового храма являются материальным свидетельством о самой древней фрагментарно дошедшей до нашего времени каменной кремлевской постройке.
В 1407 вдова Дмитрия Донского, принявшая постриг под именем Евдокии, основала женский Вознесенский монастырь с соборным храмом Вознесения, расположившимся непосредственно вблизи Чудова.
В 15 в. в Кремле появилось большое количество белокаменных и кирпичных построек, среди которых были и жилые палаты. Подавляющее большинство этих сооружений разобрали или перестроили в 16–17 вв. Кардинальная реконструкция Кремля была предпринята великим князем Иваном III.
Сильное правительство молодого Московского государства, освободившегося от подчинения Золотой Орде, начало строительство нового монументального Кремля. К перестройке великокняжеской резиденции были привлечены итальянские зодчие.
При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля в соответствии с требованиями европейского фортификационного строительства. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь. На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты Аристотель Фьораванти возводит пятикупольный Успенский собор (1474–1479).
В 1484 артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – великокняжескую домовую Благовещенскую церковь (1484–1486) и церковь Ризоположения (1484–1489) на митрополичьем дворе. На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец.
Некоторое представление о нем может дать сохранившаяся Грановитая палата (1487–1491), где находился главный тронный зал великих князей московских. В 1505–1508 был построен Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. В 16 в. продолжается строительство новых храмов, отстраиваются здания административного аппарата – Приказы на Ивановской площади.
В начале 17 в., во время польско-шведской интервенции, Кремль подвергся разорению. Особенно пострадал царский дворец. На его месте спешно выстроили новые деревянные хоромы, которые дважды уничтожались пожарами, в 1613 и 1626. Самым сильным был пожар 1626, и после него московское правительство приняло решение строить в Кремле преимущественно каменные дома.
В 1635–1636 царь Михаил Федорович Романов на древнем каменном основании царских палат выстроил Теремной дворец, который впоследствии занял ведущее место в обширном комплексе дворцовых построек. В 1642 строительные работы начались на территории патриаршего двора. Все деревянные здания двора заменили каменными и соединили между собой переходами и лестницами.
Следующий этап работ на патриаршем дворе связан с именем патриарха Никона. Разобрав несколько древних построек, Никон возвел на их месте церковь апостола Филиппа, к которой с западной стороны пристроил трехэтажные палаты для жилья и приказов. Этот комплекс получил название Патриаршего дворца. В 1680–1681 церковь апостола Филиппа переименовали в церковь Двенадцати апостолов.
В середине 17 в. на дворе царского тестя Милославского появились роскошные палаты, впоследствии названные Потешным дворцом. Все кремлевские башни в этот период были надстроены и получили шатровые завершения, значительно изменившие силуэт городского центра.
В 18 в. Кремль приходит в запустение в связи с переносом столицы в Петербург. Лишь редкие приезды царей в Москву для коронации способствовали спешному ремонту обветшавших дворцов и строительству временных коронационных сооружений. В 1702 Петр I начал в Кремле строительство Арсенала, затянувшееся почти на 35 лет.
В 1737 Кремль пострадал от большого пожара, в котором сгорели многие древние постройки, однако еще больший урон древние сооружения потерпели при Екатерине II. В 1767 императрица заказала архитектору В.И.Баженову проект нового Большого Кремлевского дворца.
Осуществление грандиозного баженовского замысла требовало сноса многих старых построек, что и было частично осуществлено: были снесены Тайницкая и первая Безымянная башня, корпус приказов, Мастерская и Оружейная палаты. В 1773 состоялась закладка дворца.
Однако уже через два года работы прекратили из-за отсутствия средств и в связи с изменившимися вкусами и настроениями императрицы. В самом конце 18 в. вновь вернулись к мысли о благоустройстве Кремля Теперь все работы были поручены зодчему М.Ф.Казакову.
Архитектор создал в Кремле для правительства здание Сената и дополнил постройками в древнем, «готическом» вкусе ансамбль Чудова монастыря. «Готическую» линию М.Ф.Казакова поддержали архитекторы К.Росси и А.Н.Бакарев в созданной ими Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Архитектор И.В.Еготов недалеко от Троицких ворот возвел здание Оружейной палаты, которая стала первым российским музеем, посвященным русской истории.
Начало 19 в. ознаменовалось для Кремля драматическими событиями. В 1812, после того как Москва по приказу М.И.Кутузова была оставлена русской армией, в Кремль вошли войска Наполеона. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.
Новое большое строительство началось в Кремле в 1830-е годы. На сей раз оно вдохновлялось идеями «самодержавия, православия и народности», проводником которых стал архитектор К.Тон. На месте древних царских хором Тон возвел новое огромное здание Большого Кремлевского дворца.
На месте старого Конюшенного двора близ Боровицкой башни по проекту Тона снесли древнюю церковь Рождества Иоанна Предтечи и построили новое здание Оружейной палаты, составившей с новым дворцом единый комплекс. В начале 20 в., после октябрьского переворота 1917, Кремль стал ареной борьбы за установление в Москве власти советов.
Во время боев от артиллерийского обстрела пострадали некоторые башни и храмы. Снарядами были повреждены церковь Двенадцати апостолов, крыльцо Благовещенского собора, главы теремных церквей.
В 1918 в Кремль переехало советское правительство во главе с В.И.Лениным. В здании бывшего Сената разместились учреждения Совета Народных Комиссаров. Кавалерские корпуса были приспособлены для квартир членов правительства. По идеологическим соображениям в 1930-е годы были уничтожены многие кремлевские постройки культового характера.
Снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте построили здание Военной школы ВЦИК. Разобрали церковь Константина и Елены, церковь Благовещения на Житном дворе, храм Спаса на Бору. В 1937 все башни Кремля вместо завершения в виде двуглавого орла получили пятиконечные звезды из рубиново-красного стекла.
В 1959 на месте снесенного еготовского здания Оружейной палаты заложили фундамент нового советского дворца для проведения партийных съездов. Открытие этого здания, выполненного из стекла и бетона, состоялось в 1961.
В настоящее время Кремль по-прежнему выполняет роль правительственной резиденции и является одним из крупнейших архитектурных и художественных музеев-заповедников.
Стены и башни кремля
Строительство дошедших до нашего времени стен и башен Кремля началось в 1485. Руководили работами приглашенные из Северной Италии архитекторы и строители: Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Антон Фрязин. Новые стены возводили, не разбирая старых и не изменяя их направления.
Только в северо-восточной части стена была спрямлена, и тем самым увеличена территория крепости, которая составила 28 га. Первой, внизу на подоле, Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня. Внутри башни был устроен колодец. С помощью тайного хода из Москвы-реки он наполнялся водой.
От Тайницкой башни начали возведение стен наиболее опасной южной стороны Кремля. В 1487 заложили угловую Беклемишевскую башню, а в 1488, со стороны Москвы-реки – угловую Свиблову. К 1490 возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Весь южный участок стены был выложен по линии, повторяющей изгибы Москва-реки.
Изломы стены способствовали лучшему обзору местности, а также позволяли вести прицельный огонь по нападающим. Вершину каждого излома отмечала башня.
Строительство крепости приобрело новые масштабы, когда в 1490 в Москву приехал один из лучших итальянских архитекторов, Пьетро Антонио Солари. Под его руководством с западной стороны заложили проездную Боровицкую башню, снабженную удобными сходами к р.Неглинной.
Затем итальянский архитектор надстроил угловую Беклемишевскую башню. Ей отводилась особая роль в обороне крепости. Она первая принимала на себя удары врагов, поскольку рядом находился удобный брод через Москву-реку.
От этой башни вверх по склону были поставлены три проездные башни – Константино-Еленинская, Спасская и Никольская, а также две глухие – Набатная и Безымянная.
Спасская башня была парадной. Ее проездные ворота связывали Кремль с Красной площадью, и поэтому она получила наиболее импозантное оформление. В 17 в. на ней были установлены часы, замененные в 18 в. ныне существующими курантами.
Строительство могучей угловой шестнадцатигранной Собакиной башни, расположенной на вершине самого острого угла кремлевского треугольника, было последней работой Солари (ум. 1493). Башня строилась «по новой основе», т.е.
за пределами Кремля времени Дмитрия Донского, на месте, где был обнаружен родник.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/kreml-moskovskiy
Кремль 1475 — 1495
Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих.
Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей.
В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий».
В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.
Энциклопедия «Москва»
НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ
«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».
Музеи Московского Кремля
ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль.
Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III
Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.
Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.
Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».
Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры.
Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа.
Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.
В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия.
Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей.
Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.
Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.
Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе.
Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов.
Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».
Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.
После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри).
И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль
В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.
В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III.
Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества.
Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.
Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.
Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.
Басин Я.З. Зодчие Московского Кремля
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/krieml