Чему посвящена церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси

Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли?

Храм Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — произведение искусства

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли.

Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма.

Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Церковь Покрова на Нерли. История

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный гради постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова.

Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма.

Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.

— Монастырь без секретов

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно.

Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции.

С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Источник: https://www.pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerli-samyj-sovershennyj-xram-sozdannyj-na-rusi/

Архитектурный центр Владимира

Владимир, названый в честь его основателя Владимира Мономаха, претендовал на роль столицы Руси, поэтому внук Мономаха Андрей Боголюбский, став Владимиро-Суздальским князем, сразу же приступил к масштабному строительству. Он сооружает Золотые ворота (1158–1164), состоящие из трех ступеней и купола и прорезанные 14-метровой аркой с надвратным храмом, и Успенский собор (1158–1160).

Успенский собор – главное культовое здание Владимира, которому предназначалась роль Софии Киевской. Он превосходил Софийский собор по высоте (32,3 м). Фрагменты фасадов одноглавого Успенского собора сохранились в интерьере ныне существующего пятиглавого собора, который в 1189 г. после пожара заключил более раннюю постройку в свое образный футляр.

В строительстве собора проявились черты владимиро-суздальской школы, превратившей мотив аркатуры в ведущий композиционно-пластический элемент с резными рельефами в количестве, не известном ни до, ни после данного периода. «Отличительная черта владимиро-суздальской церкви, сравнительно с новгородской, – ее стройность, стремление ввысь, – и все увеличивающиеся украшения стен, простых и голых в Новгороде, – отмечает Π. Н. Милюков.

– Здесь они украшаются пояском из арочек и колонками на высоте второго этажа, романским порталом и лепными украшениями (Покровская церковь, Дмитриевский и Георгиевский соборы)».

Завершил создание архитектурного центра Владимира брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, который построил Дмитровский собор (1194–1197), наиболее богато украшенный резным нарядом. Собор не имеет прямых аналогов ни на Руси, ни в Западной Европе. Почти 600 резных камней украшают белокаменную поверхность его стен.

Заглубленные участки прясел выше аркатурного пояса сплошь покрыты «ковром», зрительно дематериализующим кладку. Аркатурно-колончатый пояс отделяет нижнюю – «земную» – часть храма от верхней – «небесной», как бы проводя грань между материальным и духовным.

Четкий ритм колонок, покрытых орнаментальным плетением, дополнен фигурами святых и небожителей.

Подавляющее большинство (470) рельефов изображает зверей, птиц и растения. Согласно E. Н. Трубецкому, Дмитровский собор подтверждает идею о том, что храм есть собор «не только святых и ангелов, но собор всей твари». В Дмитровском соборе наружные стены покрыты лепными изображениями зверей и птиц среди роскошной растительности.

Это «не реальные изображения твари, как она существует в нашей земной действительности, а прекрасные идеализированные образы Это – не та тварь, которую мы видим теперь на земле, а тварь, какою ее замыслил Бог в Своей Премудрости, прославленная и собранная в храм, – в живое и вместе с тем архитектурное целое», – пишет Трубецкой.

Перестроенный Успенский собор (1185–1189) стал в два раза больше прежнего. К нему была добавлена широкая галерея, предназначенная стать усыпальницей владимирских князей. В отличие от княжеского Дмитровского собора со светским узорочьем и языческой жизнерадостностью это строгий епископский собор.

Вообще говоря, относить архитектуру центра Владимира к культуре Киевской Руси не совсем точно, поскольку именно при Андрее Боголюбском началась тенденция обособления Владимирского княжества от Киевского с последующим переходом от Киевской к Владимиро-Суздальской Руси. В этот же переходный период был создан шедевр владимиро-суздальской и всей русской архитектуры – церковь Покрова на Нерли (1165).

Церковь Покрова на Нерли

Церковь посвящена празднику Покрова Богородицы, введенному Андреем Боголюбским без позволения Киевского митрополита и не известному в Византии. Поток вертикальных линий, усиленный вытянутыми колонками и учащенным ритмом колончатого пояса, поддержанный вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию движения масс вверх, их невесомости.

Верхние участки прясел, более заглубленные, чем нижние, дополнительно ослаблены резными деталями. Это усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности верхней части. Церковь Покрова на Нерли – олицетворение возвышенной красоты, скромной в своем величии.

Если архитектура выражает идею в камне, то здесь мы видим идею побеждающей кротости, силы через смирение.

Другим примером придворно-княжеского жанра, под стать предыдущему, является церковь Спаса Преображения на Нередице (1198) в Новгороде.

Церковь Спаса на Нередице

С церковью Покрова на Нерли эту новгородскую церковь сближает не только внешний вид, но и то, что она тоже расположена неподалеку от княжеской резиденции. Это последний княжеский храм в Новгороде вечевой демократии. Храм Спаса на Нередице так же неразрывно связан с Новгородской землей, как церковь Покрова на Нерли с владимирскими опольями.

Архитектурные формы храма Спаса на Нередице с крупными членениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше отвечают суровости климата, пасмурным дням и «разбеленным» краскам белых ночей. Все поверхности стен в интерьере церкви были расписаны прекрасными фресками, погибшими в годы Великой отечественной войны.

После раскопки усадьбы и мастерской новгородского художника Олисся Гречина, в которых среди берестяных грамот обнаружено около 20 заказов на иконы, было высказано предположение о его руководстве росписью храма, но оно так и осталось гипотезой.

Источник: https://studme.org/1361101225172/kulturologiya/arhitekturnyy_tsentr_vladimira

Церковь покрова на нерли

Церковь покрова на нерли
1165. Поселок Боголюбово, Суздальский район Владимирской области

Мировую славу получила небольшая однокупольная церковь, находящаяся на Владимирской земле, в полутора километрах от села Боголюбова, на месте впадения реки Нерли в Клязьму — храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Построенная в 1165 г. безымянными мастерами по велению святого благоверного князя Андрея Боголюбского, белокаменная загородная церковь простояла в «водных вратах» бывшего Владимирского княжества около девяти веков и получила признание как выдающийся архитектурный памятник владимиро-суздальской школы, символ древнерусского зодчества и шедевр мировой архитектуры.

Знакомя школьников с этим памятником русской культуры, прежде чем говорить о его архитектуре, следует рассказать об истории его создания.

Строительство храма связано с двумя событиями личного и общественно-церковного значения. Церковь была возведена в память о сыне князя Андрея, юном княжиче Изяславе, погибшем в сражении с волжскими булгарами, в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник посвящен событию, произошедшему в Византии, он связан с чудом явления во Влахернском храме Божией Матери с покровом в руках, который символизировал ее особенное покровительство христианскому миру, ее заступничество перед наступающим на Константинополь неприятелем.

В храме сохранилась память о дивном явлении там Богоматери, но греческая церковь такого праздника не учредила.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал национальным на Русской земле и одним из самых почитаемых в русском народе, а установлено празднование было именно властью владимирского князя Андрея и епископом, даже без согласования с киевским митрополитом. Создание храма в память об этом событии явилось актом церковного признания этого праздника и одновременно утверждения его в жизни народа средствами монументального зодчества.

Энергичный князь развернул грандиозное строительство в княжестве, которое стало именоваться Владимиро-Суздальским. За восемь лет своего правления Андрей Боголюбский построил больше каменных храмов, чем его отец князь Юрий Долгорукий за тридцатидвухлетнее правление.

Церковь Покрова на Нерли вошла в комплекс боголюбской резиденции князя Андрея и стала первым на Руси храмом, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Строительство храма в честь праздника, символизирующего особое покровительство Владычицы Небесной, призвано было утверждать идею небесного покровительства Владимирской земле и князю Андрею, особо отмеченному благодатью Божией через явление ему в Боголюбове Божией Матери, запечатленное на так называемой Боголюбской иконе.

Прекрасная белокаменная чудо-церковь одиноко, как бы задумчиво-печально возвышающаяся над просторами владимирских равнин, навсегда запечатлела память о юном воине, сыне князя Андрея, пребывающем на небесах. Поднимаясь в бесконечное небо, белоснежный стройный силуэт отражается в зеркальной глади неширокой речки, смягчая впечатление одиночества, рассеивая грусть, внося ноты тихой радости и гармонии, напоминая о вечности Завета между Богом и людьми.

Белокаменный одноглавый храм крестово-купольного типа отличается удивительной гармонией пропорций и изяществом украшений. Над поймой реки храм возвышается на искусственном холме, насыпанном на заливном лугу и облицованном камнем (известковыми плитами).

Традиционно в представлении наших предков устремленное ввысь сооружение связывалось с идеей заступничества всемогущих божественных сил, а купол символизировал единого Бога.

Храм Покрова невелик: высота внутри до навершия купола — 20,5 м, сторона подкупольного квадрата — 3,10 м, что гораздо меньше другого знаменитого владимирского строения — Успенского собора.

Поток вертикальных линий, усиленный колонками, ритмом колончатого пояса, вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию невесомости, парения церкви над зеркальной гладью вод летом и бескрайними снежными просторами — зимой.

Каменная резьба средней закомары западного фасада

Верхние участки прясел (стен) заглублены больше, чем нижние, что усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности ее верхней части.

Раскопки, проведенные под руководством Н.Н. Воронина, позволили установить, что храм Покрова на Нерли был с трех сторон окружен открытой аркадой, на которой располагалось гульбище.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно ставить свечи в церкви

Центричность композиции как характерная особенность храма основана на выделении средних осей фасадов, которые (кроме восточного) имеют в центральном прясле развитый перспективный портал.

Над порталами в полукружиях закомар располагаются одинаковые по сюжету рельефы, представляя иносказательный гимн библейскому царю, чей образ созвучен личности самого князя Андрея, его горячей любви к Богу. Выше всех изображений здесь восседает царь-псалмопевец Давид с поднятой правой рукой. Ниже, в боковых пряслах, помещены фантастические чудища — грифоны, олицетворяющие охранительные духовные силы.

Они повернуты к царю Давиду и словно бы внемлют ему. Под грифонами находятся также повернувшиеся к царю Давиду львы, которые традиционно символизируют власть, силу. Ниже следует пояс, состоящий из женских масок, представляющих загадку для исследователей. Некоторые ученые связывают эти образы с постоянным оберегающим присутствием Богородицы, пребывающей в юном возрасте, до обручения с праведным Иосифом.

Колончатый пояс

Храм Покрова сохранил белизну своих каменных одежд, отсутствие живописи на стенах придает гармоничность, одухотворенность и целостность этому архитектурно-поэтическому произведению владимирских зодчих.

Церковь хорошо сохранилась, став идеальным воплощением канона трехапсидного крестово-купольного православного храма и является одним из любимейших храмов России. По решению ЮНЕСКО храм Покрова на Нерли включен в список Всемирного наследия.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200800506

Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем? — Православный журнал

Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове.

Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой.

Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси.

Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы.

Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году.

Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования.

Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую.

Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.

Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.

Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения.

Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка.

Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.

АндрейБоголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице.

Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно.

Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.

Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него.

На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты.

По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями.

Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.

Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. его составляющая — это барельефы.

Царь Давид

На трех фасадах наверху изображение библейского царя Давида, который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружают царя Давида львы.

Лев

Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития.

Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира.

Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.

Голубь

По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов.

Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени.

Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.

Грифон, несущий лань

Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.

Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно.

Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней.

Ответ прост:  за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.

Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.

Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.

Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.

Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.

Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.

Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.

Тогда же, по всей видимости, уничтожили галереи вместе со входом на хоры, да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене. Вот и стоит он на своем месте без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый Божий день.

Фото Алексея Пичугина

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько куполов в комплексе храма Василия Блаженного

Источник: https://foma.ru/hram-pokrova-na-nerli-chto-myi-ne-znaem-o-nem.html

Церковь Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли узнаваем во всем мире. Это одно из лучших произведений древнерусского зодчества, которое вызывает восхищение у многих поколений людей. И несмотря на то, что путь туда непростой, посещение храма входит практически во все экскурсии по «Золотому кольцу».

[Показать]

Где находится Храм Покрова на Нерли и как туда попасть?

Из Владимира до Боголюбово около 10 км. Можно добраться на автомобиле, электричке или на автобусе №152. Далее в любом случае пешком через луг.

Чтобы попасть в храм, нужно преодолеть путь длиной два километра по дорожке через заливной боголюбский луг. Здесь, кстати, произрастают редкие виды растений, некоторые из которых внесены в Красную книгу Владимирской области.

Ранней весной и поздней осенью дорога до храма грязная, поэтому одежда должна быть соответствующая.

В начале пути Вас встретит щит с надписью, которая занимает мысли и душу все два километра пути до храма.

Из истории Церкви Покрова на Нерли

Вот уже сотни лет этот небольшой храм на холме в месте слияния речки Нерли с Клязьмой, поражает каждого, кто видел этот шедевр русского зодчества, совершенством своих форм, лаконичностью и красотой.

Представляет собой одноглавый четырехстолпный храм. Церковь стоит рядом с рекой, но ее никогда не затапливало.

История храма связана с именем владимирского князя Андрея Боголюбского. Он велел заложить этот храм в память о своем сыне Изяславе, погибшем во время болгарского похода.

Воздвигли церковь из белого известнякового камня в течение 1165 года. Храм посвящен Покрову Божией Матери, учреждение этого праздника на Руси связывают с именем знаменитого князя. Во всяком случае, это первый храм, который был посвящен Покрову.

Покровский храм был построен примерно в километре от резиденции князя Андрея – сельца Боголюбова и располагался в местности довольно пустынной.

В течение веков и после татаро-монгольского разорения храм пришел в ветхость, первый ремонт был проведен только в начале XVII века.

В XVIII веке, возможно, Покровская церковь и совсем бы исчезла, если бы настоятель Боголюбского монастыря, к которому был приписан храм, осуществил свою идею, пришедшую ему в голову в 1784 году, – разобрать его для строительства колокольни, но этому не суждено было осуществиться.

В XIX веке при ремонте храма он утратил часть своих фресок, и были сбиты часть его знаменитых рельефов – их заменили на гипсовые.

Архитектурные особенности храма

  • первоначальный вид церкви
  • фундамент-холм
  • архитектурные приемы, создающие эффект стройности и высоты
  • рельефная скульптура храма.

Изначально внешний вид Покровского храма отличался от современного, это смогли выяснить во время археологических раскопок. Вокруг храма были устроены крытые деревянные галереи, они совершенно обветшали и были разобраны в начале XVII века.

Купол был шлемовидный, а не как сейчас –луковкой, и крыт гонтом (деревянная чешуя).

По всему периметру храма сооружены рельефные колонны, которые опираются на головы львов или диковинных животных.

Для своего времени Покровский храм очень типичен: крестовокупольный на четырех столпах. Но зодчие храма придали ему некоторые особенности, отличающие эту церковь от других такого же типа. Немного подняли среднюю апсиду, боковые окна, а барабан поставили (выступающая полукруглая часть храма) на небольшую возвышенность, все это придало ощущение смотрящему на храм, что он как будто устремляется ввысь и кажется больше, чем в действительности.

Стены Покровского храма, как и в Успенском соборе и Дмитриевском храме г. Владимира, украшает рельефная скульптура. В центре этой скульптурной композиции – царь Давид, играющий на лире и исполняющий свои песнопения. Ему внимают звери (львы, орлы), фантастические существа (грифоны) и ангелы.

По всему периметру храма рельефные изображения женских голов, именно так интерпретируют эти изображения большинство исследователей храма. Но, скорее всего, это изображения серафимов, которые, как известно, и состоят из одной головы и крыльев, так как пребывают у престола Бога. Особенность этих изображений заключается в том, что некоторые из них очень реалистичны и явно лепились скульптором с какой-то реально существовавшей девушки.

Внутри Покровский храм достаточно беден и кажется маленьким, видимо, именно внешняя его эффектность и задумывалась его строителями и самим основателем князем Андреем как молитва в камне, а памятуя, что он посвящен погибшему сыну князя, как реквием ему.

Найти отель рядом с Боголюбово

Источник: https://my-best-travel.ru/cerkov-pokrova-na-nerli/

МОСКВА, 7 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Знаменитый храм Покрова на Нерли полон загадок. Историкам известно, что его построил князь Андрей Боголюбский в XII веке. Однако о точной дате и о том, зачем церковь возвели именно на этом месте, спорят до сих пор. О белых пятнах в истории шедевра древнерусского зодчества — в материале РИА Новости.

Противоречивые сведения

Этот храм поражал красотой даже завоевателей Древней Руси. По одной из легенд, хан Батый был настолько впечатлен увиденным, что распорядился выставить тут охрану. И правда, церковь на Нерли — один из немногих сохранившихся до наших дней памятников домонгольского периода.

Об одном из самых известных русских храмов мы знаем очень мало. Хрестоматийная версия говорит, что строительство на этом месте Андрей Боголюбский начал в 1165 году, когда умер его сын Изяслав. В память о княжиче и воздвигли церковь, причем в рекордно короткие для того времени сроки — всего за несколько месяцев.

«Сей же Великий князь Андрей был объят печалью великой о скончавшемся сыне и скорбел. Начал возводить церковь во имя честнаго Покрова Пресвятой Богородицы на устье реки Нерли из собранных и вывезенных за два года из Булгарии камней для строительства во Владимире собора Успения Богородицы и других церквей. Эти же камни по повелению (князя. — Прим. ред.) были отложены, и с помощью Богородицы оную церковь за одно лето построили», — гласит житие Андрея Боголюбского.

В этом отрывке историки нашли два противоречия. Во-первых, сын Великого князя Изяслав Андреевич скончался в сентябре 1165 года, вскоре после похода с отцом в Волжскую Булгарию. А осенью и зимой каменные сооружения тогда не строили.

Появилась версия, что храм возвели за три летних месяца 1166-го. Это соотносится с тем фактом, что Андрей Боголюбский, одержав победу над булгарами, привез вместе с трофеями и стройматериал. Однако анализ известняка, из которого построена церковь, показал, что его доставили вовсе не с Волги. И это вторая неувязка.

«Камень добывали недалеко от Москвы. Материал отличается исключительной белизной, волжский же известняк в основном имеет серо-коричневый оттенок», — пишет в своем исследовании российский историк Сергей Заграевский.

Две церкви

Как только в житии Андрея Боголюбского заходит речь о строительстве храма Покрова на Нерли, тут же упоминается и владимирский собор Успения Пресвятой Богородицы.

«В тексте говорится, что камни были «отлагаемы» на месте будущей Покровской церкви еще при возведении Успенского собора. Получается, что Андрей в 1158 году (когда заложили фундамент во Владимире) уже знал, что в 1165 году его сын уйдет из жизни и в память о нем будет построен храм», — поясняет Заграевский.

Косвенную подсказку специалистам дает «Краткий владимирский летописец» — хроника, составленная в IX-XIII веках. Из нее следует, что Андрей Боголюбский в это время был занят еще одной стройкой.

«И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сотвори Боголюбивый град, и спом осыпа, и постави две церкви камены», — гласит летопись.

Храм, который можно назвать парой Покровскому, «поставили» в только что отстроенной летней резиденции князя Андрея — Боголюбове — и освятили во имя Рождества Богородицы.

Сообщение владимирского хрониста подтверждает Первая новгородская летопись. Правда, там говорится, что церкви возвели просто «в честь Богоматери», а не одного из богородичных праздников.

Принято считать, что храм на Нерли — первый освященный в честь Покрова. В календаре Русской церкви эта дата появилась по инициативе Андрея Боголюбского в XII веке. Она напоминает о событии, произошедшем в Константинополе двумя столетиями ранее: Богородица явилась юродивому Андрею во время осады византийской столицы, после чего иноземные захватчики разбежались.

Вот только непонятно, когда именно на Руси стали праздновать этот день. По одной из версий, православные не знали о нем до 1164 года — именно тогда он впервые упоминается в летописях.

«С другой стороны, в Константинополе отмечали много богородичных праздников. Предположительно, среди них был и Покров. Андрей Боголюбский мог принести его оттуда. Каким образом? Возможно, он сам побывал в византийской столице. Ведь первые 30 лет его жизни окутаны тайной, так что всякое может быть», — предполагает историк Алексей Пичугин.

А вместе с новой датой церковного календаря будущий Великий князь Владимирский привез на Русь строителей храма на Нерли. Считается, что их ему лично дал знаменитый правитель Священной Римской империи Фридрих Барбаросса.

Монастырь или дворец

Впрочем, историкам до сих пор неясно, почему зодчие немецкого императора построили храм при впадении Нерли в Клязьму. Логично было бы возвести его в самом Боголюбове, расположенном в полутора километрах, а не на равнине, открытой весеннему половодью.

Ученые предположили, что это была «парадная церковь» при въезде в пределы Владимиро-Суздальского княжества, на что указывает небольшая вместимость здания — всего 20 человек. В то же время храм построили на одном из самых оживленных торговых путей Руси того времени.

Как удалось выяснить исследователям, сооружение окружала еще и богато украшенная галерея с колоннами. А само строение, оказывается, стояло на насыпном холме квадратной формы.

«В верхней части одной из наружных стен можно увидеть дверь. Явно к ней была пристроена какая-то башенка, которая могла вести на хоры, где традиционно во время службы молился князь. Возможно, это была целая система галерей», — допускает Алексей Пичугин.

Некоторые специалисты полагают, что храм находился в центре предельно компактного княжеского замка. В XII веке такие строения были широко распространены на Руси. Самое известное из них — Любечский детинец, возведенный киевским князем Владимиром Мономахом.

Другие же историки обращают внимание на тот факт, что во времена Андрея Боголюбского берега Клязьмы не были защищены от набегов булгар, поэтому возводить здесь княжеский дворец, пусть и укрепленный, опасно. Да и зачем, если неподалеку — хорошо укрепленный город Боголюбов.

«Более правдоподобная версия — там был монастырь. Правда, никаких следов монашеской деятельности в XII веке мы не находим. Не исключено, что обитель возникла столетиями позже», — предполагает Пичугин.

Однако доказать это сложно. У специалистов мало археологических данных — последние раскопки у храма проводились еще в послевоенные годы.

«Возможно, когда-нибудь проведут детальные изыскания на этом месте, найдут следы построек и артефакты, которые позволят по-новому взглянуть на историю храма Покрова на Нерли», — надеется историк.

Источник: https://ria.ru/20200307/1568271511.html

Церковь покрова на нерли близ владимира

Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли?

Храм Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли – произведение искусства

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?

Церковь Покрова на Нерли – памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появилась первая православная церковь

Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма.

Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Боголюбово: Свято-Боголюбский монастырь, храм Покрова на Нерли и весенний разлив

Поселок Боголюбово, Владимирская область, Россия

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово и расположенный неподалеку храм Покрова на Нерли — те места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Великолепная древнерусская архитектура XII века, красивейшая природа Владимирской земли не оставят никого равнодушными. Здесь хорошо в любое время года, но особенно — в начале мая, когда разливаются Нерль и Клязьма.

Боголюбово со стороны дороги

Свято-Боголюбский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь знаменит тем, что здесь сохранились фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (родился около 1111 года, погиб в 1174 году), сына Юрия Долгорукого, легендарного основателя Москвы. Это единственное частично уцелевшее древнерусское здание гражданской архитектуры.

По преданию, князю было явление Богоматери, которое предопределило выбор этого места для строительства загородной резиденции и храма в честь Рождества Богородицы. От замка уцелела лестничная башня, открытая в 1950-х годах под слоем позднейших наслоений, а также крытый переход на хоры. В XVIII веке над башней была надстроена шатровая колокольня.

29 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский был убит в своем замке. Возможно, это послужило причиной того, что уже в XIII веке, при преемниках Андрея Боголюбского, здесь был устроен монастырь. В 1855-1866 годах на территории монастыря по проекту архитектора К.А.

Тона, родоначальника «русско-византийского стиля», был возведен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале следующего года передан в ведение музейного отдела.

В 1991 году часть помещений возвратили церкви, а в 1997 году на территории вновь открыли монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Колокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы

В составе церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты замка Андрея Боголюбского. Это нижний ярус колокольни и переход на хоры церкви. Сама церковь оштукатурена и побелена, а стены замка — белого камня, с характерными арочными поясами.

Археологические раскопки Института археологии РАН в 2018 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты.

По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом.

Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи». Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества получила новые доказательства.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси при возведении храмов и других сооружений использовался в качестве строительного материала белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)

Уцелевший фрагмент замка Андрея Боголюбского

Иустиновский корпус в монастыре

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Колокольня

Разлив на Нерли и Клязьме

После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря стоит пройти или проехать к железнодорожной станции «Боголюбово», чтобы полюбоваться на бескрайние просторы Боголюбовского луга. Во время половодья весной он уходит под воду. Вдали на небольшой возвышенности посреди воды виднеется храм Покрова на Нерли. Деревья стоят в воде. Необычайно живописная картина.

Эти фотографии разлива я сделала в начале мая. Пик половодья был уже позади, однако вода по-прежнему стояла высоко, подтопив многие деревья и даже постройки.

Железная дорога в Боголюбово

Панорама Свято-Боголюбского монастыря

С высоты перехода над железнодорожными путями в Боголюбово хорошо виден разлив Нерли и Клязьмы

Разлив

Разлив

Пешеходный мост через железную дорогу в Боголюбово

Боголюбовский луг под водой

Во время половодья деревья около станции стоят в воде

Деревья в воде

Голубое весеннее небо красиво отражается в воде

Боголюбовский луг под водой

Железнодорожный мост через Нерль

Боголюбский монастырь очень необычно смотрится на фоне железной дороги.

Свято-Боголюбский монастырь и железная дорога

С пешеходного моста через железнодорожные пути на него открывается великолепный вид. На фоне белых стен четко выделяются чуть сероватые, белокаменные стены замка Андрея Боголюбского.

Панорама Свято-Боголюбского монастыря

Храм Покрова на Нерли

Перейдя по пешеходному мосту над железной дорогой, оказываешься на другой стороне, откуда открывается вид на заливной Боголюбовский луг, на окраине которого белеет храм Покрова на Нерли.

Согласно Житию Андрея Боголюбского, храм в память об Изяславе Андреевиче (1148-1165), погибшем сыне князя, был построен в 1165 году. Некоторые исследователи называют более раннюю дату постройки – 1158 год. Храм Покрова на Нерли – первый на Руси, освященный в честь праздника Покрова Богородицы. По преданию, белый камень для постройки церкви был вывезен из Булгарского царства, однако это опровергается палеографическими исследованиями.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен на рукотворном холме, на стрелке у слияния Нерли и Клязьмы – древних торговых путей, служа, тем самым, ориентиром для кораблей. Со временем реки изменили свое русло, а холм, который не заливает даже в самые сильные паводки, остался.

Храм Покрова на Нерли и замок Андрея Боголюбского: чертежи и детали каменной резьбы

Первоначально храм Покрова на Нерли окружала галерея, позднее разобранная. Да и сам храм едва избежал печальной участи – в 1784 году его планировали разобрать для постройки монастырской колокольни. Внутренние росписи были утрачены при «поновлении» в 1877 году.

Возможно, так первоначально выглядел храм Покрова на Нерли

И.Э.Грабарь так отзывался о церкви Покрова на Нерли:

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства.

И это действительно так.

Вода уже немного спала, частично обнажив дорогу к храму. Рядом была пришвартована лодка. Молодой человек предложил нам прокатиться на ней до церкви, однако мы вынуждены были отказаться: торопились в путь. Как всегда в подобных случаях, выручил телеобъектив.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

На площади перед железнодорожной станцией Боголюбово расположился небольшой рынок, где в числе всего прочего торгуют сувенирами.

Сувениры

Сувениры

А вот фотография храма Покрова на Нерли, сделанная теплой зимой 2007 года, в новогодние каникулы. УАЗ Патриот с легкостью проехал по Боголюбовскому лугу. Мы почти доехали до храма — нас разделяла лишь узкая лента Нерли.

У храма Покрова на Нерли

Статья обновлена 8 мая 2019

Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях:

Источник: https://anashina.com/bogolyubovo-xram-pokrova-na-nerli-i-razliv-na-klyazme/

Церковь Покрова на Нерли — древнерусская история в камне

Адрес: Россия, Владимирской области, Суздальский район, в 1,5 км. от Боголюбово
Дата постройки: 1165 год
Координаты: 56°11'46.6″N 40°33'40.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Церковь Покрова на Нерли на карте

 

Вдали от селений и телеграфных проводов, на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества.

Церковь Покрова на Нерли с высоты птичьего полёта

Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком. Пешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, по бездорожью, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят татаро-монгольское иго и восемь веков истории.

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Храм находится на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбский луг — церковь Покрова на Нерли». Боголюбово расположено в 10 км от Владимира по направлению к Нижнему Новгороду.

До города туристы могут доехать на автобусе, электричке или автомобиле, оставив его на стоянке у ж/д станции «Боголюбово». За отдельную плату посетителей доставят к церкви на повозке, запряжённой лошадьми.

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.

Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.

Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Технология строительства, применённая древними архитекторами, позволила избежать коварных весенних разливов: на глубине 1,6 м был заложен обычный ленточный фундамент, а над ним возведен насыпной холм высотой 3,7 м.

Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов.

Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов.

Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела.

И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень.

Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация — игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками.

Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей.

Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание.

В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

достопримечательности

← Россия

Владимирская область

Европа →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Казань

Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/292-tserkov-pokrova-na-nerli

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]