Где были построены Софийские соборы

Некоторые совпадения, связанные с Софийским собором в Киеве

Где были построены Софийские соборы

Совсем недавно мне довелось столкнуться с очень интересными совпадениями, которые непосредственно связаны с Софийским собором, построенным в городе Киеве, а также рядом других исторических сооружений и памятников архитектуры мирового значения.

Иду, значит, я с работы недавно и слушаю отрывок из аудиокниги («АллатРа»). В данном отрывке речь шла о значимом и весьма известном историческом памятнике архитектуры Украины – Софийском соборе. Также упоминался Софийский кафедральный собор Великого Новгорода и Софийский собор города Полоцк, Беларусь.

Так вот, Собор Святой Софии в этом проекте играл ключевую роль. Во-первых, Софийский собор, построенный в Киеве, был продублирован (правда, не с таким размахом, но с аналогичной планировкой пятинефного крестово-купольного храма) в важных в то время городах древнерусского государства: Великом Новгороде (этот город и поныне существует в России), а также Полоцке (этот город есть и по сей день, находится в Витебской области Беларуси).

Ну, и первым же делом интересно было взглянуть на эти важные сооружения с высоты птичьего полета. Пришлось воспользоваться результатами трудов инженеров геодезистов. Вообще геодезия – это весьма занимательная наука, впрочем, как все другие науки.

Так вот, воспользовавшись программой GoogleEarth, были найдены и отмечены те самые точки (Софийские соборы, Большой Сфинкс, остров Пасхи и т.д.). В книге был сделан акцент на ключевую роль географического размещении Киевского Софийского собора и других прилегающих построек.

Вместе данные сооружения формируют своеобразный комплекс.

«Во-вторых, оригинал этих копий — Собор Святой Софии в Киеве — был построен не просто сам по себе, а в комплексе»

Первое, интересное совпадение заключается в том, что Софийский собор в городах Киев и Великий Новгород находятся практически на одной линии (меридиане). Ниже приведены географические координаты двух соборов:

Великоновгородский Софийский собор: широта 50° 27′ 10″ N,  долгота 30° 30′ 52″ E

Разница между долготами составляет:

(31° 16′ 36″ E – 30° 30′ 52″ E) = 0° 45′ 44″ или 2,44 %

Второе, интересное совпадение заключается в том, что оба этих собора находятся практически на одной линии (меридиане) с еще одним великолепным архитектурным строением – Большим сфинксом.

Большой сфинкс:    широта 29° 58′ 31″ N, долгота 31° 8′ 16″ E

Разница между долготой Сфинкса и соборами составляет:

Большой сфинкс – Софийский собор (Киев) —  (31° 8′ 16″ E — 31° 16′ 36″ E) = 0° 8′ 20″ или 2,00 %

Большой сфинкс – Софийский собор (Великий Новгород) — (31° 8′ 16″ E — 30° 30′ 52″ E) = 0° 37′ 24″ или 2,44 %

Третье, интересное совпадение заключается в том, что соотношение расстояний между этими сооружениями близко к золотому сечению (38,2 %). А именно:

  • расстояние между Киевским Софийским собором и Великоновгородским Софийским собором приблизительно равно 899,55 км;
  • расстояние между Киевским Софийским собором и Большим сфинксом приблизительно равно 2275 км;
  • соотношение двух расстояний отклоняется от золотого сечения на 3,29 %:

899,55 км / 2275 км = 0,395

0,395 – 0,382 = 0,013 или 3,29 %.

Четвёртое, интересное совпадение заключается в том, что географическое местоположение Киевского Софийского собора неслучайно, следовательно и его ориентация относительно сторон света (например, Север – Юг или Запад – Восток) так же не случайна. Каждый читатель может воспользоваться сервисом «Карты Google» и бесплатным приложением PicPick для просмотра местоположения собора и измерения угла ориентации продольной стороны Софийского собора.

Мы видим, что продольная сторона Софийского собора отклоняется относительно направления Север – Юг на 36,09 градуса. Удивителен тот факт, что угол в 36° связан с золотым сечением, пентаграммой и т.д. Каждый желающий может ознакомиться со статьями из цикла «Звезда. Золотое сечение», которые могут расширить понимание описанной здесь информации:

Отклонение угла 36,09° от угла 36° составляет 0,25 % – это очень точное «совпадение».

36,09° – 36° = 0,09° или 0,25 %.

Не менее интересное значение соответствует углу 53,91°. А именно:

90° * 0,618 = 55,62°

53,91° – 55,62° = 1,71° или 3,07 %.

Но и это еще не всё! Рассмотрим более внимательно некоторые сооружения, построенные вокруг Киевского Софиевского собора, которые также упоминаются в книге «АллатРа»:

«Чётко по углам Собора на равноудалённом расстоянии от него были построены, а также обозначены знаками четверо «Врат города». Хотя, точнее будет сказать, это были врата в так называемый Верхний город, который находился на Старокиевской горе, ныне центральная часть Киева.

Анастасия: То есть, четверо врат вокруг Собора Святой Софии в Киеве — это косой крест по типу четырёх Сущностей, где центром является сам собор в качестве символа Души.»

«Главными «Златыми вратами» древнего Киева стали южные ворота, которые были ориентированы на Афон, считающийся «Обителью Богоматери». Точнее географически они были расположены в юго-западной части города. На этих главных «Золотых вратах» города была построена церковь, посвящённая Архангелу Гавриилу и Богородице — церковь Благовещения, дабы «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою Святыя Богородицы и Архангела Гавриила».

«Ригден: А северными условными «вратами» стала первая каменная церковь Киевской Руси, посвящённая Пресвятой Богородице, ныне известная в истории как Десятинная церковь. Она была построена ещё отцом Ярослава — князем Владимиром.»

 ***

«Ригден: Совершенно верно. Так вот, Ярослав Мудрый не только провёл в этой церкви реставрационные работы, но и по совету Агапита ещё раз её освятил, но уже как положено. Первая церковь в Киевской Руси, посвящённая Богородице, символизировала прошлое, которое открывало дорогу будущему. И она играла не менее важную роль в расстановке знаков в Киеве.»

 ***

«Правой сущностью для древней столицы стали «Западные врата» или, как их наименовал народ, «Жидовские ворота». Географически они были расположены в северо-западной части города. Через несколько веков, когда образовался город Львов, их стали называть «Львовскими вратами», так как через них шёл путь из Киева на Львов. Ныне на этом месте в Киеве — Львовская площадь.

Интересно, со временем, можно сказать, в этом месте ничего не изменилось в отношении точек активации, стимулирующих в людях Животное начало. Как был здесь издревле базар, так и остался, только называться стал по-другому — «Дом торговли».

Более того, стимул к накопительству и увеличению материальных ценностей в этом городе (впрочем, как и во многих других крупных городах мира) ныне вновь цветёт бурьяном вместо действительно важных и нужных стимулов для людей — созидательных дел от «древа плодоносного, вечного» — Духовного начала.»

 ***

«Если Софийский Собор был центром, «Золотые ворота» условно были Передней сущностью, Церковь Богородицы (Десятинная) — Задней, а «Западные ворота» — Правой сущностью, то символом Левой сущности древней столицы Киевской Руси были «Лядские ворота». Они располагались там, где ныне центральная площадь города — площадь Независимости, которую в народе называют «Майдан».»

Пятое, интересное совпадение заключается в том, что четыре «Врат города» также ориентированы весьма интересно относительно линии Киевский Софийский собор – Большой Сфинкс. Здесь мы наблюдаем угол близкий в 18°, а также взаимосвязь с островом Пасхи. Давайте рассмотрим все по порядку.

Сперва соединим в программе GoogleEarth центр острова Пасхи с Лядскими воротами (символическое обозначение Левой сущности Человека), то данная линия пройдет четко через Софийский собор и будет практически перпендикулярна направлению (линии) Золотые ворота – Десятинная церковь.

Если мы измерим угол между линией Десятинная церковь – Золотые ворота (которая указывает на Афон) и линией Киевский Софийский собор – Большой сфинкс, то угол будет равен приблизительно 17,7°. Отклонение от угла в 18° составляет 0,3°:

18° – 17,7° = 0,3° или 1,66 %

Таким образом мы наблюдаем весьма интересные совпадения, которые в очередной раз воодушевляют на дальнейшие исследования. А вот если соединить Киевский Софийский собор и Мохенджо-Даро, то данная линия будет практически перпендикулярна линии Мохенджо-Даро – остров Пасхи. Но это видимо тема следующей статьи.

Пока пока

Подготовил: Захарий

Источник: https://rgdn.info/nekotorye_sovpadeniya_svyazannye_s_sofiyskim_soborom_v_kieve

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

Где были построены Софийские соборы

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.

И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.

В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».

Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно для венчания в православной церкви

Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.

Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.

: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html

Софийский собор в Харбине

Где были построены Софийские соборы

Построенный в 1907 году Софийский собор (哈尔滨圣索非亚大教堂) расположен в центральной части Харбина — районе Даоли, является крупнейшей восточной православной церковью на Дальнем Востоке и одним из самых знаковых зданий города, привлекающих своей красотой как туристов, так и местных жителей. Высота сооружения достигает 53.25 метра, площадь занимает 721 квадратный метр, вместимость составляет 2000 человек.

В ноябре 1996 года храм был включен в список культурных ценностей, находящихся под защитой государства. Патриарх Кирилл, посетивший Софийский собор в мае 2013 года, подчеркнул важность сохранения следов присутствия русской православной церкви в Китае.

Здание собора является не только религиозным символом, но имеет и политическое значение, выступая как отражение дружественных отношений между двумя государствами.

Софийский собор, Amarespeco — Wikipedia user — CC BY-SA 4.0

Софийский собор соединил в себе два архитектурных стиля: византийский стиль (крестообразная форма, один большой центральный купол и четыре малых купола по четырем сторонам света) и русский стиль (большой луковичный купол и малые шатровые купола). В темное время суток украшенное иллюминацией здание храма выглядит особенно красиво и величественно.

Луковичный купол, timquijano

История собора

Софийский собор имеет длинную историю и является одним из немногих сохранившихся православных храмов в Харбине. Большинство церквей в городе было разрушено во время Культурной революции (1966—1976 гг.). Изначально собор был построен из дерева в марте 1907 года. Спустя 4 года здание было перестроено с использованием каменной кладки. Повторная реконструкция началась 27 сентября 1923 года и закончилась 25 ноября 1932 года.

В прошлые времена, когда в Харбине проводились религиозные праздники, специально обученный человек звонил в церковные колокола, которые до 1960-х гг. размещались в колокольне над входом с собор. Звон разносился по всей округе.

За всю историю существования храма здесь было 9 священников: Василий Пашин (1910—1912 гг.), Афанасий Котяков (1912—1919 гг.), Анатолий Михайлов (1919—1920 гг.), Михаил Филологов (1922—1944 гг.), Дмитрий (1944—1946 гг.), Андрей Голоскевич (1946—1949 гг.), Николай Мухин (1949—1951 гг.

), Фаддей Синий (1951—1956 гг.) и Хо Дэшэн (1956–1960-е гг.).

Вход в собор, Anthony Woodside

К 1990-м гг. Софийский собор пришел в упадок. Здание храма уже не использовалось по прямому назначению, а вокруг появились жилые дома и офисные здания. Некогда великолепные росписи, украшавшие арочные стены, были повреждены до неузнаваемости. В 1997 году местное правительство приняло меры по восстановлению здания.

Оригинальные русские фрески были полностью утеряны, поэтому их заменили новые рисунки, отображающие историю Харбина. В том же году в рамках превращения городских сооружений колониальной эпохи в туристические достопримечательности в здании Софийского собора была открыта Харбинская архитектурно-художественная галерея (哈尔滨建筑艺术馆).

Здесь представлена почти тысяча фотографий, знакомящих посетителей с прошлым, настоящим и будущим Харбина, а также песочный макет города масштабом 1:600.

Окрестности

Софийский храм расположен на одноименной площади (索菲亚广场) — национальной туристической достопримечательности класса AAAA, территория которой занимает 22000 квадратных метров.

Здесь есть вся инфраструктура, необходимая для отдыха харбинцев и гостей города: магазины, кафе, места для активного отдыха и другие общественные пространства. На площади регулярно проводятся такие культурные мероприятия, как выставки фотографий старого Харбина и вечера песен и танцев.

Также здесь можно увидеть уличных художников, которые нарисуют портрет для всех желающих. Перед собором расположен большой музыкальный фонтан, рядом с которым любят фотографироваться местные молодожены.

Голуби на Софийской площади, Vernon Chen

К западу и северо-западу от Софийского собора находятся два торговых центра: NEW 100 (大商新一百购物广场) и MYKAL (麦凯乐), где каждый найдет для себя то, что хочет: магазины с популярными брендами, супермаркет, кинотеатр, банкоматы, заведения китайской и иностранной кухни, рестораны быстрого питания McDonald’s и KFC, а также сеть кофеен Starbucks.

Как добраться

Софийский собор расположен в центре Харбина рядом с другими достопримечательностями города, в 700 метрах от пешеходной улицы Чжунъян (中央大街) и в 750 метрах от южного входа в парк Чжаолинь (兆麟公园). Туристы, которые остановились где-то рядом, могут дойти до места пешком.

Для остальных подойдет автобус или такси. Сюда можно добраться на автобусе № 1, 5, 20, 53, 61, 85, 113, 114, 130, 131, 132, 136 до остановки 兆麟街 (联升广场) или № 8, 28, 29, 52, 201 до остановки 建筑艺术广场.

Тем, кто выберет поездку на такси, необходимо показать водителю название Софийского собора, написанное иероглифами (哈尔滨圣索非亚大教堂).

о Софийском соборе в Харбине

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/china/city/harbin/temples/11951

Софийский собор в городе Полоцк

София в переводе с древнегреческого языка – Мудрость. Храмы святой Софии на славянских землях строились издревле, ибо в почете мудрость была у наших предков. В XI веке на восточнославянских землях было возведено три Софии: в Киеве, Новгороде и Полоцке. Уже по самому этому факту можно судить о том, насколько важное политическое значение имело возведение этой постройки. Итак, мы вплотную подошли к первому аспекту нашего очерка:

Политическое значение Софийского собора в Полоцке

XI век В Полоцке стал княжить представитель полоцкой династии Всеслав Брячиславич, прозванный Чародеем за свою политическую и военную сноровку, прозорливость и пытливый ум. Все свои силы он пускает на то, чтобы укрепить Полоцкую землю, добиться независимости от киевских князей. И – что скромничать? – это ему удается. Время княжения Всеслава Чародея вошло в историю как период наивысшего расцвета Полоцка и его политической независимости.

Одним из проявлений такой независимости, а также стремления к возвышению на славянских землях стало строительство Софийского собора в Полоцке. Почему? Ответ прост. Дело в том, что Киев и Новгород считались главными политическими центрами в Древней Руси.

Символом их величия и стали Софийские соборы, построенные специально приглашенными архитекторами из Византии. Когда Всеслав начинает политику возвышения Полоцка, он также возводит Софийский собор как символ претензий на лидерство в своем регионе.

Больше ни в одном княжестве, ни в одном городе храма, подобного этим трем Софиям, не было!

Сразу же после постройки храм стал главным общественным зданием в Полоцке. Именно в нем принимались иноземные послы, а полоцкий епископ скреплял своей печатью договоры о войне и мире. Также в Софийском соборе в Полоцке находилась княжеская усыпальница. Согласно последним данным, было раскопано 16 княжеских саркофагов. Однако, кроме декларации политических амбиций, этот храм также стал значительным религиозным центром на белорусских землях на долгие века. Итак,

Софийский собор в Полоцке как религиозный центр и святыня

Расположен храм в очень удачном и живописном месте – на самом высоком берегу Западной Двины. Для его возведения были приглашены зодчие из Византии, что уже само по себе делало постройку значительной.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется церковь у немцев

Это был один из первых храмов, посвященный православному богу, храм, способствовавший укреплению христианства на белорусских землях. Оговоримся, что в средние века городской собор был центром религиозной жизни всей округи.

Тем более – собор такого значения! Ежедневно со всех концов земли Полоцкой стремились паломники в святой храм, чтобы поклониться богу и приобщиться к его святости.

В период вхождения Полоцка в Великое княжество Литовское Софийский собор был передан униатам (после подписания Брестской унии).

Софийский собор как культурное достояние восточных славян

Храм был построен из камня в архитектурном стиле, получившем позднее название «полоцкой архитектурной школы». Для этой школы было характерно использование основ византийского зодчества, однако, со значительными особенностями.

Так, строительство велось кладкой с «утопленным рядом». А само здание не было оштукатурено (тем не менее, имело внушительный и грандиозный вид).

Кстати, фрагменты этой кладки можно посмотреть и сейчас – они частично открыты на западной и восточной стенах, которые сохранились до нашего времени.

Пространство внутри храма было поделено шестнадцатью колоннами на 5 нефов, а стены украшены фресками. Алтарные апсиды и фрагменты фресок сегодня находятся в Музее истории архитектуры Софийского собора в Полоцке.

В 1447 году в храме случился пожар, после чего его пришлось восстанавливать. Он был перестроен в пятибашенный храм оборонного типа.

Источник: http://www.gorod-polotsk.ru/sofiyskiy-sobor-v-polotske.html

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России — Православный журнал

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы.

Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее.

Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости.

Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным.

Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию.

Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно.

Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы.

В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом.

По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом.

Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены.

Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей.

Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее.

Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее.

Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Источник: https://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto-nuzhno-znat-o-samom-drevnem-pravoslavnom-sobore-rossii.html

Великий Новгород. Софийский собор. Детинец

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»
  • Адрес: 173007, Великий Новгород, Кремль, 11
  • Телефоны:
  • (8162) 77-36-08 ‒ приёмная (8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея (8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел8-921-207-37-70 ‒ заказ экскурсий

  • Режим работы:
    Кремль открыт для посещения с 6:00 до 24:00
    Софийский собор с 9:00 – 20:00
    Главное здание музея с 10:00 – 18:00
    Башня Кокуй с 12:00 — 20:00 (перерыв 14:30 — 15:30)
    Церковь Андрея Стратилата с 10:00 – 18:00
  • Более подробная информация ниже — в СПЕЦИАЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ!

    Софийский собор в Великом Новгороде — древнейшее монументальное сооружение города. Построен в 1045 — 1050 гг. (освящен в 1052 г.) князем Владимиром Ярославичем в детинце (так издревле называется центральная укрепленная часть Новгорода на более высоком, левом берегу Волхова, именуемая также кремлем).

    От Софийского собора все левобережье Новгорода получило название Софийской стороны. 
    Софийский собор — пятинефный, с круговыми папертями и с лестничной башней в южной части западной паперти, что делает собор семинефным.

    Первоначально галереи-паперти были задуманы одноярусными, но в ходе строительства выполнены двухъярусными, причем южная паперть была открытой. Мощное пятиглавие собора дополняется громадной главой лестничной башни, что создает шестиглавие собора.

    Основной престол — Софии Премудрости (отмечался в день Воздвижения креста и Обновления храма) вместе с приделами (Рождества Богородицы, Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, Иоакима и Анны) образовал семиапсидность (!) храма. 

    Софийский собор

    Ширина собора составляет 100 греческих футов, что равно длине Софии Киевской. Высота примерно такая же. В древности оштукатуренными были только нижние части стен. Верхние представляли «гигантскую мозаику» (Г. М. Штендер) из плитняковых глыб и «прослоек» кирпичных плинф, уложенных в виде разного рода геометрического рисунка.

    В западный портал собора вставлены так называемые Сигтунские (точнее — Магдебургские) бронзовые двери, созданные в XII в. мастерами Риквином и Вайсмутом, привезенные, вероятно, в том же веке в Новгород и здесь позднее (в XIV в.?) перемонтированные.

    Наряду с фигурами магдебургских мастеров содержат фигурное изображение мастера Аврама, которому и приписывается перемонтировка дверей. Громадный интерьер собора поражает своим размахом. От первоначальной росписи (середина XI в.) сохранились фигуры пророков в барабане центральной главы, а также изображение Константина и Елены (у южного входа).

    Немного росписей сохранилось от XII в., в том числе очень выразительный деисус внизу южной стены (в Мартириевской паперти), в котором привлекает своей жизненностью полуфигура апостола Петра. 

    Софийский собор издревле стал средоточием выдающихся произведений изобразительного искусства. В 1336 г. для одного из порталов собора по заказу архиепископа Василия Калики были изготовлены медные двери, расписанные техникой золотой наводки. Двери получили название «Васильевских». Конструкция дверей состоит из двух полотен, расчлененных орнаментированными валиками на несколько ячеек (клейм).

    Основная тема росписи содержит христологический цикл. Она включает в себя несколько сюжетов апокрифического характера, взятых из сказания о Соломоне и Китоврасе, очень популярного в средневековом мире. Крылатый Китоврас (античный кентавр) в короне держит в руке маленькую фигурку Соломона, которую мечет «в обетованную землю». В стиле росписи дверей отмечаются черты живописности, характерные для искусства XIV в.

    В XVI в. двери увезены (повелением Ивана Грозного) в Александрову слободу под Москвой (ныне Александров). Находятся в Троицком соборе. На западном фасаде Софийского собора (у южного угла) устроена ниша. Здесь помещался большой каменный крест с рельефной резьбой. 

    Крест выполнен между 1359 и 1388 гг. по заказу архиепископа Алексея и получил название «Алексеевского».

    Центральная композиция — «Распятое» — отличается экспрессивной напряженностью фигуры Христа. Фигуры других композиций («Благовещение», «Рождество Христово», «Воскресение Христово») тоже очень пластичны и динамичны. Нижняя часть креста утеряна (композиция «Вознесение Христа» представляет реконструкцию). Алексеевский крест находится в музейной экспозиции в Софийском соборе.

    Из древлехранилища Софийского собора происходит большая деревянная статуя Параскевы Пятницы. По легенде, статуя была принесена в Новгород в 1534 г. вместе со статуей Николы Можайского (в настоящее время находится в Новгородском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике). Ее можно рассматривать как пример статуарных тенденций в русской скульптуре XV—XVI вв., которую неверно считают барельефной.

    Статуи Параскевы Пятницы и Николы Можайского получили широкое распространение по всей Руси. 

    Соборная звонница Новгородского Кремля

    Звонница сооружена в XVI в., вобрав в себя части звонницы XV в. Из трехпролетной превратилась в пятипролетную. Первоначальное пятишатровое завершение (XVI в.) заменено в XVIII— XIX вв. одной главой. Основание пятипролетной стенки несет декор XVII в.

    В том же XVII в. появились богато декорированное крыльцо, а также нарядный двухэтажный домик, пристроенный к южному торцу.

    В результате в архитектурном образе соборной звонницы черты новгородско-псковской эстетики перемешались с московскими, что не лишает ее выразительности.

    Детинец

    Детинец — центральная укрепленная часть древнего Великого Новгорода. Его средоточием является Софийский собор. Вокруг него в разное время возникли остальные постройки. Стены детинца неоднократно перестраивались. В современном своем виде представляют произведение русского военно-инженерного зодчества конца XV в.

    (1484—1490). Общая длина стен 1385 м, то есть намного меньше Нижегородского кремля. Подобно последнему, Новгородский детинец имел 13 башен. Сохранилось 9, из них 6 — воротные, некоторые с надвратными храмами (Покровская, Спасская, Владимирская, Федоровская, Пречистенская, Воскресенская; последние две разобраны в XIX в.).

     

    Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/sofiyskiy-sobor-i-detinets.html

    Софийский собор

    Императрица Екатерина II мечтала изгнать турок из Константинополя и вернуть его великую церковь, Софийский собор, православным. Она назвала своего внука Константином и думала посадить его на трон Восточной империи. Была приготовлена медаль к предстоящему завоеванию Турции, на которой был изображен Константинополь в пожаре, разрушенная мечеть и крест в облаках.

    В присоединенных к России землях основывались города с греческими названиями: Севастополь, Симферополь и другие. Они должны были стать мостом между российской и греческой империей. После каждой победы над Турцией императрица устанавливала «приличный» памятник в Царском Селе.

    В честь будущей победы над Турцией Екатерина Великая решила устроить город с символическим названием София, о чем 1 января 1779 года и вышел указ.

    Архитектурные особенности собора

    Софийский собор был заложен 30 июля 1782 года в Софии в присутствии императрицы Екатерины II. Разработал проект и вел строительство архитектор Ч. Камерон при участии Е. Старова. Освящение собора состоялось 20 мая 1788 года. Его освятили во имя Вознесения Господня и во имя Святой Софии Премудрости Божией.

     Сходство с Константинопольским храмом есть и в интерьере собора: в «свободно парящем» центральном куполе, в необычном черно-красном цвете восьми гранитных колонн и т. д. Он строился как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии и приводил в восторг современников.

    В его внешнем облике явно видны черты знаменитого прототипа – Софии Константинопольской.

    Первое сходство, которое сразу бросается в глаза, – это центральный купол с множеством больших окон. Но однозначного копирования не было. Историк архитектуры В.

    Седов в одной из своих статей в журнале «Проект Классика» пишет о Софии Константинопольской, что она выглядит нагромождением камня и кирпича и что ее строили, следуя принципу осознанного отказа от внешнего образа.

    А София в Царском Селе построена в строгом стиле зрелого русского классицизма, с четырехколонными портиками, увенчанная пятью куполами. Ее красота выражена в простоте и гармонии форм и пропорций.

    История собора в 19 веке

    В 1817 году храм стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка и был передан в ведение военного духовенства.Первоначально в соборе был только один престол – Софии Премудрости Божией, посвященный празднику Вознесения Господня. В 1804 году освятили второй престол в честь святой великомученицы Екатерины.

    В 1832 году в царскосельской Софии был расквартирован Кирасирский полк, но в казармах не нашлось места, чтобы устроить полковую церковь, поэтому для служб им был назначен боковой придел Софийского собора. К 1849 году в храме прошла реконструкция и был устроен еще один придел, освященный в честь святого Александра Невского. Переделанный второй придел был освящен в честь равноапостольных царей Константина и Елены.

    Тогда же при устройстве печей в подвалах нашли серебряную вызолоченную закладную доску 1782 года, молоток и лопаточку с вензелем императрицы Екатерины Великой и надписью на английском языке: «Чарльз Камерон архитектор».

    Там же нашли деревянный крест 1782 года, его поместили в один из приделов. В том месте, где его нашли, и был устроен третий придел. В 1903 году в саду возле собора архитектором Л. Бенуа была построена отдельная колокольня, в нижней части которой устроили часовню в честь святого Серафима Саровского.

    В этом же году император Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь, которые были копией тех, что Екатерина II преподнесла собору ко дню его освящения. Первая утварь была передана в Воскресенскую церковь Большого Царскосельского дворца в 1812 году, во время вторжения Наполеона в Россию.

    Современное время

    В 1934 году храм был закрыт и отдан под военный склад. А на площади был устроен учебный полигон. Убранство храма было расхищено.После войны здание также использовалось как склад, продолжался процесс его разрушения. С 1960-х годов на Софийской площади разместился гаражный кооператив.

     В 1989 году собор был возвращен церкви. В этом же году была проведена первая литургия. В 1990 году в честь 750-летия Невской битвы рядом с собором установили памятник Александру Невскому. Он представляет собой бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым устроена металлическая арка-сень.

    Высота бюста – 0,8 м, высота постамента – 3,8 м. 

    В настоящее время храм полностью восстановлен, его убранство отличается простотой, стены белые. Установленные иконостасы являются копиями дореволюционных.В 2003 году Министерством обороны РФ около собора был установлен памятный знак лейб-гвардии Гусарского полка его величества. В этом же году на Софийской площади, на месте, освобожденном от гаражного кооператива, построили здание православной гимназии.

     Часть икон в храме 17-19 веков, они были взяты из музеев, остальные написаны в наши дни в древнерусском стиле. Так как собор был полковым, в наши дни он сотрудничает с расположенными в городе военными учебными заведениями. Здесь у курсантов принимают присягу и устраивают молебны для военнослужащих.

    На Рождество Христово здесь развертывается полевая кухня, которая может накормить всех желающих, а также устраивается рождественский вертеп с настоящими животными.

    Редакция сайта Пушкин.ру

    Источник: https://pushkin.ru/encycl/churches/sofiyskiy-sobor-1.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Читаем Библию
    Можно ли печь куличи в день Пасхи

    Закрыть