Какие боги были в Древнем Риме

Юпитер

Персонаж мифологии Древнего Рима, верховный бог неба, отец богов, покровитель грозы и дневного света.

История персонажа

Имя Юпитер («Iupiter») произошло от архаического латинского «Iovis pater», которое в свою очередь восходит к праиндоевропейскому наименованию бога-отца «Dyeus phter». К тому же теониму восходят и имена других верховных богов и богов дневного света в религиях индоевропейских народов — греческого Зевса, древнеиндийского Дьяуса и т.д.

Юпитер в греческой мифологии

Юпитер вобрал в себя черты ряда других италийских богов, а заодно присвоил их сферы влияния. Этому богу приписывалось множество функций и, соответственно, давались разные эпитеты. Юпитер «Гремящий» насылал дождь с громом, «Блещущий» кидал молнии, к Юпитеру «Виктору» обращались за победой в войне. Римский полководец, разгромив армию противника, шел на Капитолийский холм в храм Юпитера и там приносил богу жертву из добычи, взятой в бою.

Этот бог также считался поборником свободы, покровителем земледелия и виноградарства, хранителем границ. Юпитер гарантировал, что давшие клятву будут ей верны, покровительствовал союзу племен.

Мифология

Юпитер в в древнем Риме

Древние римляне все происходящее на небе расценивали как проявление воли Юпитера. Молния считалась атрибутом этого бога. Места, где молнии ударяли в землю, становились для древних римлян священными. Другими символами Юпитера были орел и скипетр.

Когда шел дождь, считалось, что это Юпитер оплодотворяет землю, и только по милости этого бога земля способна производить растения. Считалось, что Юпитер видит с неба все, что происходит внизу на земле, поэтому всякий преступник непременно будет наказан. Человека, который поклялся именем Юпитера и не сдержал клятвы, тоже ждала божественная кара. Юпитер заведовал сменой сезонов, сменой дня и ночи и всем мировым порядком.

Согласно мифам, Юпитер был верховным божеством и при себе держал совет, в который входили двенадцать богов. «Представителями» Юпитера на земле были жрецы-авгуры, через которых верховный бог вмешивался в земные дела. Узнать волю Юпитера можно было по знакам, которые тот посылал.

Семья

Юпитер — сын древнего бога земледелия Сатурна, который пожирал собственных детей, рожденных от него богиней плодородия Опой. Юпитер родился третьим и сверг отца с престола.

Братья и сестры Юпитера — бог подземного царства и смерти Плутон, бог морей и потоков Нептун, богиня урожая и плодородия Церера, покровительница жертвенного огня Веста, а также богиня брака и материнства Юнона, которая стала женой Юпитера.

В мифологии Древней Греции Юпитеру соответствует Зевс, а Юноне — супруга громовержца Гера.

Юпитер (арт)

Дети Юпитера — бог войны Марс, бог огня и покровитель кузнецов Вулкан, богиня охоты, животного и растительного мира Диана, бог торговли и богатства Меркурий, покровитель искусств и врачевания Феб. Считалось, что Вулкан выковал отцу молнии. Юпитер же однажды в приступе ярости сбросил сына с Олимпа, и с тех пор Вулкан охромел на обе ноги.

У Юпитера было множество любовниц. Алкмена, дочь микенского царя, родила от бога героя Геркулеса (в греческой версии мифа — Геракла). Сын Юпитера Меркурий родился от горной нимфы Майи, которая стала женой бога Вулкана.

Титанида Латона родила Юпитеру сына Феба и дочь Диану. Среди греческих мифов есть также один о том, как Зевс (греческий аналог Юпитера), превратившись в быка, похитил Европу, дочь финикийского царя.

От связи с Зевсом-Юпитером у Европы родились три сына, один из которых, Минос, стал легендарным царем Крита.

Интересные факты

  • В римском календаре дни полнолуния, которые выпадали на середину месяца, носили название «иды» и посвящались Юпитеру. В эти дни римляне приносили Юпитеру жертвы на вершинах холмов и гор. На северной вершине Капитолийского холма в Риме в жертву Юпитеру закалывали белую овцу.
  • На Капитолии, центральном холме Древнего Рима, стоял храм Юпитера, где царь богов почитался вместе со своей супругой Юноной и богиней мудрости Минервой. Вместе эти три божества составляли Капитолийскую триаду — тройку важнейших римских богов.

Бог грома и бури — Тор

  • Аналог Юпитера в мифологии древних германцев — бог грома и бури Тор, старший сын Одина.
  • В Государственном Эрмитаже в Петербурге хранится древнеримская статуя Юпитера из мрамора и бронзированного гипса, которую датируют концом I века. Образ верховного бога римлян не раз вдохновлял художников. Изображение грозного Юпитера и коленопреклоненной богини Фетиды присутствует на полотне французского художника Жана Энгра «Jupiter et Thétis» 1811 года.

Статуя Юпитера в Эрмитаже

  • У отдельных богов в Древнем Риме были собственные жрецы — фламины. Фламин Юпитера считался старшим среди них и избирался непременно из патрицианского рода. Выбранный фламином человек оставался в этой должности пожизненно. Фламин Юпитера должен был придерживаться массы правил и табу, которые в наше время кажутся странными. Например, спать этому жрецу можно было только на кровати, ножка которой испачкана грязью. Нельзя было ездить верхом, прикасаться к плющу, сырому мясу и живому козлу, выходить на улицу с непокрытой головой. Фламины носили специальную шапочку из коры оливкового дерева, которую больше никто не имел права надевать.

Источник: https://24smi.org/person/3699-iupiter.html

Боги домашнего очага

Прежде: Уродливый бог Пан книги Далее: Бог Дионис (Вакх)

Гестия (Веста), богиня домашнего очага. — Ослиная голова на лампах Весты. — Семейный очаг и свадебная церемония в древнем Риме. — Весталки, жрицы богини Весты. — Лары и Пенаты. — Гении в мифологии.

Гестия, богиня домашнего очага

Греческая богиня Гестия (в римской мифологии — богиня Веста) есть олицетворение домашнего очага, на котором всегда горит священный небесный огонь, поддерживаемый всеми членами семьи. Этот очаг есть центр семейной жизни: семья, собираясь вокруг него, укрепляла свои узы.

И вместе с тем очаг — это место, куда античная семья ставила своих домашних богов. Тут, вокруг священного очага, вдали от суетной и шумной общественной жизни, семья находила мир и покой; тут должны были существовать только согласие, любовь и чистые, целомудренные нравы.

И все это могла даровать богиня Гестия (Веста), и она же должна была охранять семейный очаг от всего дурного.

Богиня Гестия (Веста) была старшей дочерью бога Кроноса (Сатурна) и богини Реи. Проглоченная отцом, Богиня Гестия (Веста) только впоследствии увидала свет, когда бога Кроноса (Сатурна) принудили вернуть проглоченных детей.

Аполлон и Гермес (Меркурий), два могучих бога, искали брачного союза с ней, но богиня Гестия (Веста) поклялась головой Зевса (Юпитера) сохранить вечную девственность и сдержала свою клятву. За это Зевс (Юпитер) даровал ей то преимущество, что на всех семейных очагах богине Гестии (Весте) первой приносили жертвы и почитали ее в храмах всех богов. Богиня Гестия (Веста) являлась для смертных самой священной из богинь античной мифологии.

В античности очаг был символом семейной жизни, счастье которой основывалось на целомудрии и чистоте жены. Богиня Гестия (Веста), как охранительница семьи, причислялась и почти отождествлялась с домашними богами и предками — покровителями живых членов семьи. Место богини Гестии (Весты) было всегда посреди дома.

Богиня Гестия (Веста), подобно скромной девственнице, удаляется от шумной жизни, не принимает в ней почти участия. Именно поэтому у богини Гестии (Весты) нет особенной легенды или мифа ни в греческой, ни в римской мифологии. Почти не существует античных изображений богини Гестии (Весты).

Впоследствии богине Гестии (Весте) воздвигались алтари посреди города как охранительнице города и всех общественных союзов.

Когда члены общества покидали родной город, чтобы поселиться в другом месте или основать другой город, они увозили с собою огонь, взятый на алтаре этой античной богини, для того чтобы зажечь огонь на их новом очаге.

Общественное здание Пританей находилось посреди города Афин и считалось храмом богини Гестии. На алтаре Гестии в Пританее девственницы поддерживали вечный огонь, а члены-управители приносили богине Гестии там каждый день жертвы — вино, хлеб, плоды и прочее. Там же, в Пританее, у очага Гестии, принимались чужестранные послы и устраивались для них пиры.

Поэтому в древней Греции у богини очага было мало отдельных храмов. В Дельфах, греческом городе, считавшемся в античности центром вселенной, находился храм Гестии. Дельфийский храм Гестии считался религиозным центром для всего греческого народа. Но главным очагом, центром как для богов, так и для людей, был очаг Гестии на Олимпе, на котором горел небесный огонь.

В храмах богини Гестии не было ее изображений. Гестия олицетворялась пламенем, всегда поддерживаемым на ее алтаре. «У богини Весты, — говорит римский поэт Овидий, — также, как у пламени, нет ни тела, ни образа, ни изображения». Но, несмотря на слова Овидия, изображения богиня Гестии (Весты) существовали, хотя в очень ограниченном количестве.

Римский писатель Плиний Старший упоминает о статуе Гестии, изваянной древнегреческим скульптором Скопасом, которая очень славилась в античности. Существует также античная статуя неизвестного художника, изображающая богиню Гестию (Весту), одетую в длинную тунику, прихваченную поясом. На Гестии накинут длинный плащ, на голове покрывало, а в руке Гестии светильник — символ вечного огня.

Ослиная голова на лампах Весты

Сохранилось несколько римских ламп, посвященных богине Весте. Лампы Весты часто украшены ослиной головой. Осел фигурировал также на некоторых праздниках, учрежденных в честь богини Весты.

Этим напоминали миф об услуге, оказанной богине Весте ослом Силена. Однажды Приап, веселый полубог полей, увидал спящую богиню Весту. Думая, что его никто не видит, Приап подкрался к ней, желая поцеловать Весту. Осел Силена, находившийся невдалеке, возмутился тем, что Приап собирается нанести оскорбление такой уважаемой богине, и принялся так громко кричать, что все жители Олимпа проснулись, и дерзкий полубог должен был отказаться от своего намерения.

Семейный очаг и свадебная церемония в древнем Риме

Хотя богиня Веста, как считалось древними римлянами, находится повсюду, но чаще всего Веста, по мифологическим представлениям, присутствует среди семьи у очага. Поэтому свадебный обряд в древнем Риме происходил не в храме, а у очага.

Римская свадебная церемония состояла из трех обрядов, и все они исполнялись у очага. Первый обряд заключался в том, что жених являлся в дом невесты, отец ее собирал всех членов семьи вокруг очага, приносил жертву богине Весте и объявлял дочери, что он позволяет ей отказаться от ее предков и покинуть домашний очаг, чтобы идти разделить жилище ее супруга.

Тогда приступали ко второму обряду: молодую девицу, одетую в белые одежды, с длинным покрывалом на голове и увенчанную цветами, отводили в дом ее супруга. Там у порога пелись религиозные гимны и разыгрывалась очень интересная церемония похищения невесты.

Молодая девушка не должна была сама входить в дом, она становилась среди провожавших женщин ее семьи, как бы прося их защиты, и те делали вид, что действительно защищают ее, но супруг после подобия борьбы уносил в дом девушку на руках, стараясь, чтобы ноги ее не коснулись порога, так как в противном случае она была бы всегда в его доме чужой, которую приняли и терпят, а она должна быть в доме мужа как дитя, родившееся в нем и пришедшее в дом, не коснувшись порога.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали отца девы Марии

Затем третий обряд состоял в том, что молодая подходила к семейному очагу и рассматривала изображения предков мужа, ставших теперь ее предками.

На домашнем очаге в это время с молитвами пекли хлеб, и, когда он был готов, супруги, поделив его между собою, съедали его. С этого момента римская семья отводила молодой место у очага, она совсем переходила в чужую семью и должна была приносить жертвы предкам мужа, а не своим.

Весталки, жрицы богини Весты

Римская богиня Веста была совершенно тождественна с греческой богиней Гестией, но Весте древние римляне воздавали еще больше почестей, чем древние греки Гестии.

У римлян были учреждены особенные обряды в честь богини Весты. В храме Весты священный огонь поддерживали весталки — жрицы богини Весты.

Весталок должно быть всегда шесть. Весталки выбирались среди девочек не моложе шести и не старше десяти лет. Родители этих девочек должны были быть свободными гражданами и пользоваться доброю славою.

Весталки обязывались в продолжение тридцати лет исполнять обязанности жриц при храме богини Весты. В продолжение десяти лет весталки были послушницами, другие десять лет — жрицами, исполнявшими все священные обряды и обязанности.

Последние десять лет своего жречества весталки занимались обучением новых весталок.

Любовь весталки. Николай Ге, 1857 г. Жрица богини Весты застигнута с возлюбленным. Лицо весталки искажено ужасом.

Весталки давали обет в продолжение тридцати лет оставаться девственницами. Если же жрицы Весты нарушали эту клятву, их закапывали живыми в могилу, а мужчину, оскорбившего весталку, избивали розгами до смерти. Одиннадцать веков просуществовала эта каста жриц, и за все это время только двадцать весталок обвинялись в нарушении клятвы и только тринадцать весталок были осуждены на казнь.

Жрицы богини Весты были обязаны наблюдать за тем, чтобы огонь на алтаре не потух, что считалось величайшим несчастьем для римского государства. Когда же это случалось, то огонь для алтаря Весты добывали вновь посредством зажигательного (увеличительного) стекла или трения одного куска дерева о другой, так как всякий другой огонь, кроме небесного, считался нечистым.

Источник: http://zaumnik.ru/mifologija/domashnie-bogi.html

Поклонение богам в древнем риме

Римляне поклонялись двум типам божеств: могущественным богам государственной религии и духам-хранителям домашнего очага. Государственным богам возводились храмы, и люди должны были присутствовать на публичных ритуалах и жертвоприношениях. А у себя в жилищах они возносили молитвы домашним божествам и посвящали им скромные дары.

Это статуя бога вина Вакха в венке из виноградных гроздьев.

Верховные боги обширного римского пантеона — это Юпитер, Юнона, Марс. Венера и Минерва. Многие римские боги соответствуют греческим: Юпитер — Зевсу, Марс — Аресу, Юнона — Гере. Каждый из богов отвечал за определенную сторону жизни. Юпитер управлял небом, громом и молнией, Юнона оберегала женщин и брак, а богиня мудрости Минерва была покровительницей школьников. Среди домашних духов тоже существовало распределение обязанностей. Были даже те, от кого зависело появление плесени.

Жрецы и жрицы

Жрец ведет быка к жертвеннику за пределами храма.

Большинство римских жрецов не ограничивали свою жизнь служением богам. В эпоху Империи, например, верховным жрецом, или Великим Понтификом (Pontifex Maximus), был сам император. Лишь девы-весталки целиком посвящали 30 лет жизни служению богине очага — Весте. Они должны были поддерживать неугасимый огонь в ее храме в Риме.

Одним из главных жрецов был фламин Юпитера (FlamenDialis). Однако его жизнь подчинялась строгим правилам и ограничениям: ему запрещалось ездить верхом, касаться коз, сырого мяса, плюща или бобов, даже бывать на улице с непокрытой головой.

ПРАЗДНИКИ

Религиозные праздники устраивались в течение всего года, особенно часто во время сева и жатвы. Некоторые празднества отмечались весьма строго и торжественно, другие, наоборот, очень весело.

В праздник Сатурналий, приходившийся на период зимнего солнцестояния, устраивался карнавал: хозяева прислуживали своим рабам, одетым как господа, все обменивались подарками, а беднякам раздавали деньги.

ИМПЕРАТОРЫ-БОГИ

Статуэтка лара — покровителя дома и семьи.

Вскоре после смерти Августа император Тиберий причислил его к сонму богов, и именем Августа стали скреплять клятвы.

С тех пор сложилась традиция провозглашать усопших императоров богами. По всей империи им воздвигали статуи для посмертного поклонения. Обращение с молитвами к умершим императорам на самом деле было просто знаком уважения к Риму.

Но эксцентричный император Калигула .действительно уверовал, что он бог. Как пишет I историк Светоний, Калигула наряжался Юпитером и даже носил с собой металлическую молнию, чтобы выглядеть грозно.

Этот ларарий был обнаружен в одном из домов Помпей. Перед статуэтками духов семья возлагала дары.

ДУХИ-ХРАНИТЕЛИ

Дома римляне поклонялись духам-хранителям.

Пенаты были покровителями домашнего очага, ведали кладовой и съестными припасами.

Лары защищали жилище римлян (убранство дома и усадьбу со всеми ее обитателями, включая рабов). В каждом доме было святилище — ларарий, где семья ежедневно совершала молитвы, жертвовала духам-заступникам еду и вино.

По особым случаям, связанным с рождением детей, свадьбой или похоронами, семья приносила духам дополнительные дары.

Римляне верили, что гром и молнию насылал бог Юпитер, мечущий с небес огненные стрелы.

Прочитайе все о бизнесе в мире и обогати свои знания. Ресурс крайне полезен для всех кто интересуется или занимается бизнесом. Регулярные обновления — позволят Вам быть в курсе всего самого интересного.

Источник: https://history-moments.ru/istoria-drevnego-mira/drevniy-rim/1528-poklonenie-bogam-v-drevnem-rime.html

Глава 21. Религия древних римлян [1964 Токарев С.А. — Религия в истории народов мира]

Древнеримская религия представляет очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому значению, какое получили само Римское государство и его культура в истории человечества. Религия римлян, несмотря на ряд общих черт с греческой религией, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.

Историческое развитие римской религии поддается изучению гораздо лучше, чем греческой: очень заметно, как она изменялась в связи с ростом Римского государства — от небольшой городской общины до огромной империи. Но вместе с тем в ней до самого конца оставалось много глубоко архаических черт.

Семейно-родовой культ

Одним из древнейших пластов религиозных верований и обрядов римлян, сохранявшимся очень прочно вплоть до конца существования самого Римского государства, была, как и у греков, родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей. Устойчивость этой формы религии объясняется живучестью пережитков самой родовой организации, в особенности, видимо, в патрицианских фамилиях.

Римляне верили, что души или тени умерших — manes — являются покровителями семьи и рода. Очень обычным было выражение dii manes — «боги-маны». Сокращение этих слов — буквы «D. M» («dis manibus» — «богам-манам»)- постоянно встречается на надгробных памятниках.

От слова «маны» происходит, между прочим, иногда употребляющийся в науке термин «манизм» — культ умерших, культ предков, а также теория, выводящая из этого культа всю религию.

Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами (от penus — провизия, съестные припасы), а в последующем стали домашними духами-хранителями.

К этим двум представлениям было близко и третье — лары (lares), которое, однако, имело более широкое значение. Лар — это вообще дух-покровитель; помимо lares familiares (семейные духи-покровители) существовали еще lares viales (духи-покровители путей), lares compitales (духи-покровители перекрестков), lares permarini (духи мореплавания), даже lares militares (духи военные).

Культ семейно-родовых покровителей, естественно, имел частный, узкосемейный или родовой характер. Семья под руководством главы чествовала своих предков-покровителей у домашнего очага. «Знайте, — писал Катон, — что за весь дом приносит жертву господин»*.

Очевидно, аналогичным образом устраивались и родовые моления. Предметом их был обычно предок — эпоним рода, может быть легендарный или даже мифический. Так, род Клавдиев почитал своего предка-родоначальника Клауса; род Цецилиев — Цекулу; род Юлиев — Иула и т.

д.

* ()

По мере растворения древней родовой организации в государственной шел и процесс перехода от родовых форм культа к более широким. Некоторые родовые боги превращались в объекты общегосударственного культа (сохранились следы прежнего родового или фамильного происхождения некоторых римских богов).

Есть мнение, например, что культ бога-покровителя стад Фавна с его веселыми карнавальными праздниками принадлежал вначале родам Фабиев и Квинктилиев, культ Геркулеса — родам Потициев и Пинариев, а культ Минервы — роду Науциев*.

Это не исключает того, что некоторые из этих культов были занесены в Рим извне, быть может, в связи с пришлым происхождением самих родов — носителей этих культов; на своей прежней родине эти боги могли иметь свою историю, но вполне возможно, что в римскую религию они вошли вначале как родовые божества.

* ()

Древнеримское надгробие

Необычайная живучесть семейно-родового культа у римлян видна хотя бы из того факта, что он продержался до полной победы христианства над старой религией: один из последних императорских указов, направленных против язычества, — указ Феодосия (392 г.) — запрещает именно отправление семейных обрядов в честь ларов и пенатов*.

* ()

Семейно — родовой культ был связан у римлян с архаичным почитанием огня. Пенаты были духами домашнего очага. Но и культ огня получил также общегосударственную форму в связи с происхождением самой римской общины из родовых союзов.

Неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, олицетворялся в виде богини Весты — аналогия греческой Гестии; в обоих случаях олицетворение огня в женском образе может считаться пережитком эпохи матриархата.

Веста не имела антропоморфных изображений, ее символом оставался натуральный, вещественный огонь, вечно горевший в храме. В этом еще одно доказательство глубокого архаизма культа огня у римлян.

Следы тотемизма

Источник: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st023.shtml

Римские боги

Цицерон писал:
«Благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы, римляне, превзошли все племена и пароды».

Римляне почти полностью переняли греческих богов — они просто дали им другие имена. Их образы, цвета, символы и заклинания остались теми же; все что вам нужно сделать, это просто заменить Зевса на Юпитера, и так далее; однако это не говорит о том, что они полностью совпадают.

Существует небольшая разница между римскими и греческими богами в том, что различные имена помогают лучше понять их. Как правило, римские боги серьезней и тверже греческих; они добродетельнее и надежнее. Некоторые считают римских богов слишком ограниченными и немного замкнутыми, однако они, конечно же, обладают и хорошими качествами. Например, некоторая жестокость Афродиты меньше выражена в Венере, Юпитер не такой деспотичный, как Зевс.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Даниила

Выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.

Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии. Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия. Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности.

Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

Римская богиня Юнона имела титул Монета — «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого слова произошло общее название денег — money.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину — богиню растительности и преисподней и Либора — бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества.

Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения.

Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать копья в воду.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Когда император умирал, его причисляли к богам, а к имени добавляли титул Divus – Божественный.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством.

Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью.

Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э.

были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.

Все планеты Солнечной системы, кроме Земли, названы именами римских богов.

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, — таков был верховный владыка богов Юпитер.

Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.

Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.

Читайте здесь еще об Италии!

   

Источник: https://www.ice-nut.ru/italy/italy239.htm

Боги древнего Рима – кто они? Боги древнего рима

ДревнийБоги древнего рима

Сатурн – отец Юпитера. Древний римский бог жизненных сил и земледелия. Соответствовал греческому Крону

Сатурн, пожирающий своего сына Нептуна. Картина П. Рубенса, 1636-1638

Опа – жена Сатурна, римская богиня плодородной земли. Соответствовала греческой Рее

Юпитер – верховный римский бог. Олицетворение неба. Источник справедливости, охранитель посольств и договоров, дарователь победы. Ему был посвящёно главное святилище древнего Рима – храм Юпитера Капитолийского. Соответствовал греческому Зевсу

Бог Юпитер, римская статуя I в. по Р. Х.

Автор фото – Andrew Bossi

Юнона – жена Юпитера, римская богиня небесного света, покровительница женщин и семейной верности. Соответствовала греческой Гере

Боги Рима — Юнона

Автор фото – shakko

Нептун – римский бог моря. Соответствовал греческому Посейдону

Плутон – римский бог подземного царства мёртвых. Соответствовал греческому Аиду

Аполлон (Феб) – соответствовал греческому богу с тем же именем

Диана – римская богиня луны и охоты. Соответствовала греческой Артемиде

Минерва – римская богиня мудрости. Соответствовала греческой Афине

Марс – римский бог войны. Соответствовал греческому Аресу

Бог Марс, римская статуя I в. по Р. Х.

Автор фото – Andrea Puggioni

Венера – римская богиня любви. Соответствовала греческой Афродите

Амур — сын Венеры, римский бог любви. Соответствовал греческому Эроту

Вулкан – римский бог огня и кузнечного ремесла. Соответствовал греческому Гефесту

Меркурий – римский бог торговли, покровитель путешественников. Соответствовал греческому Гермесу

Церера – римская богиня земледелия. Соответствовала греческой Деметре

Прозерпина – дочь Цереры. Подземная богиня, жена Плутона. Соответствовала греческой Персефоне

Веста – римская богиня домашнего очага, оседлого быта, покровительница семейных и государственных связей. В римском храме Весты на Палатинском холме горел неугасимый огонь, поддерживаемый девственными жрицами – весталками. Соответствовала греческой Гестии

Боги Рима — Веста

Вакх — бог вина. Соответствовал греческому Дионису

Эскулап – римский бог врачевания. Соответствовал греческому Асклепию

Янус – римский бог смены времён года, а также всякого начала и конца (в связи с чем изображался двуликим). Охранял входы и выходы, как страж ворот

Квирин – бог битв, сын Марса. По его имени римляне часто именовали себя квиритами

Беллона – богиня военной ярости. Дочь или жена Марса

Фавн (Луперк) – римский бог гор и пастбищ, дающий приплод скоту и детей людям. Соответствовал греческому Пану

Сильван – дух лесов, живущий в пещерах и у журчащих источников. Пугал людей криком. Иногда считался одним из олицетворений Фавна.

Пик – отец Фавна, бог полевых плодов, охотник и земледелец. Священная птица Пика – дятел

Ферентина – римская богиня весны (у соседей римлян, сабинян, – Ферония)

Флора – римская богиня цветов, веселой юности, радостей жизни

Палеса – богиня пастухов Палатинского холма

Теллура – олицетворение материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотой жатвой

Конс – римский бог посева и брака, в честь которого 21 августа отмечался праздник консуалий

Дия (Дея) – покровительница земледельческого округа города Рима. Ей служила жреческая коллегия Fratres Arvales («Полевых братьев»)

Позднейшие римские абстрактные боги, олицетворения отвлечённых понятий

(Подробнее — см. в статье Служение богам во времена римской республики)

Фортуна – богиня судьбы

Ювентус – богиня молодости

Фидес – богиня верности Рима данным обещаниям, государственной добросовестности

Термин – бог межей и межевых знаков, охранитель земельной собственности

Пакс – богиня мира

Паллор и Павор («бледность» и «страх») – спутники Марса. Соответствовали греческим Деймосу и Фобосу

Виктория – богиня победы. Соответствовала греческой Нике

Салус – богиня здоровья

Фебрис – богиня, охраняющая от лихорадки

Аргентина – бог серебра

Гонор – бог чести и почета

Виртус – богиня доблести

Либертас – богиня свободы

Спес – богиня надежды

Фелицитас – богиня счастья

Конкордия – богиня согласия

Клеменция – богиня милосердия

Деа Рома – богиня-олицетворение города Рима

Второстепенные римские духи и волшебные существа

Подробнее — см. в разделе Боги и духи в римской мифологии)

Пенаты – римские гении дома

Лары – доброжелательные духи умерших предков

Лемуры и ларвы – злые духи умерших предков

Маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены

Фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. Соответствовали греческим сатирам

Жреческие коллегии Древнего Рима

Подробнее — см. в разделе Главные римские жреческие коллегии

Понтифики – главная жреческая коллегия Рима. Устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. Вели летопись гражданских и военных событий. При тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения

Авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)

Гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания этрусского типа по внутренностям жертвенных животных

Фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права

Салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов Марса (ancilia), один из которых упал с неба. На мартовский праздник Марса исполняли военный танец с песнями

Арвальские братья (Fratres Arvales) – жрецы земледельческого культа богини Дии

Фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. Особенно важны были три великих фламина: главный жрец Юпитера (flamen Dialis), главный жрец Марса (flamen Martialis) и главный жрец Квирина (flamen Quirinalis).

Весталки – девственные жрицы богини Весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма

rushist.com

Боги Древнего Рима

Римское владычество распространялось на большую часть территории современной Европы и продолжалось с 27 г. до н.э., когда Август стал первым императором, до IV в. н.э. Римляне восприняли и приспособили большую часть греческой мифологии от этрусков. Это древнее италийское племя с богатой культурой, в основном занимавшееся войной и сельским хозяйством.

Церера, богиня, аналог греческой Деметры, и Марс, римский Арес, стали важнейшими фигурами римского пантеона. По мере расширения границ своего государства римляне воспринимали многие элементы религии и мифологии совершенно различных культур от Египта и Греции на юге до кельтов на севере и включали их в свою мифологию.

В свою мифологию римляне также включили несколько легенд, ставших частью истории. Историк Тит Ливий (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), поэт Вергилий (70—19 гг. до н.э.), греческий биограф и историк Плутарх (ок. 46—126 гг. н.э.) считали основателей Рима — близнецов Ромула и Рема — реальными историческими фигурами.

Римские боги и их аналоги в греческой мифологии

  • Юпитер — Зевс
  • Юнона — Гера
  • Нептун — Посейдон
  • Марс — Арес
  • Аполлон — Аполлон
  • Диана — Артемида
  • Церера — Деметра
  • Меркурий — Гермес
  • Бахус, Либер — Дионис
  • Минерва — Афина
  • Венера — Афродита
  • Вулкан — Гефест
  • Веста — Гестия
  • Купидон — Эрос
  • Сатурн — Кронос
  • Теллус — Гея
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зовут Бога у католиков

Марс

Хотя Марс ассоциировался с греческим богом войны Аресом, первоначально он был древним италийским богом плодородия и сельского хозяйства, охранявшим поля и границы. Кельты почитали Марса как защитника и целителя, равно и как бога войны.

Храмы и алтари, посвященные Марсу, возводились в Риме и по всей Италии. Алтарь Марса (Ага Martis) был расположен на Марсовом поле в Риме, и его оберегал жрец — фламин Марса. На Аппиевой дороге (Via Appia), в окрестностях Рима, расположены другие храмы в честь Марса — на Цирке Фламиния, на Форуме Августа, также известном как Форум Марса.

Император Август построил храм в честь Марса Мстителя в 42 г. до н.э. в память о победе в битве при Филиппи над Брутом и Кассием, убийцами Юлия Цезаря. В честь Марса назван месяц март.

Церера

Церера почиталась как богиня зерна и плодородия. Она ассоциировалась с римской богиней земли Тел-лус (в греческой мифологии — Гея).

Во время голода в V в. до н.э. Сивиллины книги — главный источник пророчеств для римлян — рекомендовали римлянам почитать Цереру, Вакха и Прозерпину (римских аналогов греческих богов Деметры, Диониса и Персефоны). Храм в честь этих богов находится на Авентинском холме в Риме. Римляне также приносили жертвы Церере после погребения, чтобы очистить свои дома, поскольку ее дочь ассоциировалась с Аидом — царством мертвых.

Юпитер

На римских монетах нередко изображали богов и богинь. На монете, отчеканенной в Риме в 220 г. до н.э., изображен Юпитер, правящий колесницей из четырех лошадей. Вместе с ним едет Виктория (Победа), представленная крылатой богиней.

Овидий связал имя Ведиовис с юным Юпитером (которого также называли Йове или Иове). Однако большинство римлян считало Ведиовиса «противоположностью Юпитеру» — мстительным и злобным богом подземного царства. В Риме было два храма Ведиовиса и алтарь в Бовиллах, к юго-востоку от Рима. В его честь устраивали празднества 1 января, 7 марта и 21 мая, во время которых приносили в жертву коз. За пределами Рима Ведиовиса почти не знали. 

Бог января

Бог римлян Янус не имел аналога у греков. Его называли «двуликим богом», поскольку он мог смотреть одновременно и вперед, и назад. Он был хранителем дверей и порогов и часто изображался на монетах. В честь Януса назвали первый месяц года — январь, который одновременно как бы «оглядывается* на старый год и смотрит вперед, в новый год.

Плодородие и процветание

Бог Приап был известен в Греции, но его культ стал особенно популярен в Риме начиная с III в. до н.э. Приапа чтили как бога плодородия и процветания, возможно, он был отпрыском Бахуса. Его часто изображали толстым уродливым старичком с огромным фаллосом. Римляне помешали статуи Приапа в своих гостиных или садах для защиты от воров.

Менее известные боги

Даже сами римляне не знали о происхождении некоторых своих богов. Конса, в честь которого, как считается, Ромул устроил фестиваль, чтобы захватить сабинянок, чтили как стража зерновых запасов, убиравшихся на зиму в подземные хранилища. Ему посвятили алтарь, а специальное зернохранилище находилось под Большим цирком в Риме. Эти хранилища раскрывались только вовремя консуалий — праздника в его честь, отмечавшегося 21 августа и 15 декабря. 

Источник: https://greecehist.ru/drevnij/bogi-drevnego-rima.html

Боги и Богини Древнего Рима и Греции

Дорогие посетители, если Вам нужно узнать больше про достопримечательности, историю, культуру и прочую информацию оставьте запрос внизу или напишите на [email protected]. Наши добровольцы соберут информацию со всех местных сайтов, переведут на русский и опубликуют. Сделайте Ермак Трэвел Вашим личным окном в мир.

Римский Пантеон богов и богинь

Римских богов было много. Очень много. По сути римский пантеон богов включил в себя пантеон богов почти всех народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. По мере того как росла Римская Империя, римляне поглощали не только территории, но и их небесных покровителей.

В отличие от греков, римляне не имели историю мифологического повествования. Однако, у них была развита система ритуалов и богатый набор легенд об основания Рима.

Конечно основа римских богов были либо заимствованы у греков, либо свои боги и богини были подогнаны под греческие культы. К этому пантеону богов были добавлены соседние местные бога и богини.

С течением времени первоначальная религия древних римлян была изменена путем добавления многочисленных и часто противоречащих друг другу богов и традиций.

Но не следует считать римлян либералам в отношение религии и культов. В римской империи можно было поклонятся всем богам, но боги Рима были главными. В языческой культуре победа на поле боя была одержана не только армиями, но богами- покровителями этой армии.

Таким образом боги иных культур как и их поклонники должны были признавать главенство богов победившего племени. Обычно язычники победив и завоевав врагов уничтожали их храмы и святилище. Боги повержены, зачем им молиться. Римляне сделали поправку в эту логику. Молитесь вашим богам- лузерам, но признавайте наших богов главенствующими.

Если эти народы не признавали богов Рима то римляне крайне жестоко подавляли такие течения.

Исключение было сделано только для иудеев. Им разрешалось молиться единому Богу Авраама, не признавая богов Рима. Но евреи жили всегда особливо и римляне избегали общение с этим народом. Понять их было можно. Римляне считали, что их гости должны были приходить с подарками не только для хозяев дома, но и для гения дома т.е. его покровителя.

Те кто приходили в дом не принося подарка божеству- покровителю могли навлечь гнев гения на хозяина и его семью. Ну а со стороны иудеев понятно, что приносить жертву какому то домовенку было грехом против единого Бога. Естественно та же логика распространялась на всю империю. Религиозное недопонимание между культурами конечно вело к взаимному страху и ненависти.

Поэтому основы европейского анти- семитизма лежат задолго до появления христианства.

Кстати о христианах. Та же логика анти- иудаизма постигла и и христиан. Но если иудеи не желали особенно общаться с внешним миром, то христиане конечно несли свою проповедь всем народам империи и поэтому подрывали все религиозные устои общества. Этим и объясняется редкие, но очень жестокие гонения против христиан.

Родословная Греческих и Римских богов

Основные божества Древнего Рима

Имя Происхождение Первоначальное название Описание
Аполлон Греция Аполлон Аполлон был одним из наиболее важных из олимпийских божеств. Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, Аполлон почитался как бог света и солнца, истины и пророчества, медицины, стрельба из лука, музыки и поэзии. Один из самых важных храмов города Помпеи стоял на Форуме города.
Асклепий Греция Асклепий Древний римский бог медицины и целительства в древней Греции. Отец Гигиея и Панацеи. Асклепий представляла собой целебный аспект медицины. Жезл Асклепия, был изображен в виде посоха с переплетены змеями. До сих пор этот символ остается символом медицины.
Вакх Греция Дионис Древний римский бог Дионис был одним из двенадцати олимпийцев, главных богов Древней Греции. Он был самым веселым и почитаемым богом так как он был богом вина и опьянения. Для римлян он был также божественным покровителем земледелия и театра.
Церера Греция Деметра

Источник: https://ermakvagus.com/Europe/Italy/Pompeii/gods-rus.html

Боги Рима

Древний РИМ — Боги Рима

Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами — сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях, особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Она успевала во всех садах подрезать сухие сучья, прививать новые черенки, поить прозрачной водой засыхающие деревья

   

Теллура

Древний РИМ — Боги Рима

Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Она олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, что нужно человеку для существования. Она же считалась владычицей землетрясений и властительницей живых и мертвых. По преданию, первой служительницей Теллуры (ее называли еще Светлой богиней”) была жена пастуха Фаустула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема), которую звали Акка Ларенция

   

Флора

Древний РИМ — Боги Рима

Юная богиня распускающихся цветов, которая властвует над всеми живыми существами с приходом весны, — такой была Флора в представлении римлян. В честь этой богини легендарными римскими царями был воздвигнут храм, где культом Флоры руководил жрец — фламин.

Были установлены специальные праздненства, которые назывались флорами и длились с 28 апреля по 3 мая.

В эти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что было строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам

   

Янус — двухголовый римский бог ворот, дверей и новых начал

Древний РИМ — Боги Рима

В римской мифологии Янус был богом ворот, дверей, дверных проемов, начала, и окончания. Его самый очевидный остаток в современной культуре — его тезка, месяц январь. Хотя он обычно изображался с двумя лицами, смотрящими в противоположных направлениях (Janus Geminus (близнецы Янусы) или бифронтальный Янус), в некоторых местах он был Janus Quadrifrons (с четырьмя лицами). Римляне связали Януса с этрусской богиней Ани

   

Юпитер — Король Богов

Древний РИМ — Боги Рима

Юпитер — высший бог римского пантеона, названный dies pater светящийся отец . Он — бог света и неба, и защитник государства и его законов. Он — сын Сатурна и брат Нептуна и Юноны (которая также и его жена).

Римляне поклонялись ему, тем более, что Юпитер Оптимус Максимус (всемогущественный, всесильный)

   

Юнона — Королева Богов

Древний РИМ — Боги Рима

Юнона была величественной королевой небес и женой Юпитера.

Она была римской богиней, эквивалентом греческой Геры, королевы богов. Юнона была королевской фигурой, и носила диадему на голове. Павлин — ее символическое животное

   

Эпона

Древний РИМ — Боги Рима

В галло — римской религии Eпона была защитником лошадей, ослов, и мулов. Она была особенно богиней изобилия, как показано ее признаками патерой, рогом изобилия, и присутствием жеребят на некоторых скульптурах. И H. Хьюберт предположил, что богиня и ее лошади были проводниками души в поездке в загробную жизнь

   

Еще статьи

  • Эгерия
  • Церера
  • Фортуна — богиня удачи
  • Уран — Бог Небес

Страница 1 из 4

Последняя >>

Источник: http://romanpeace.ru/drevnii-rim/bogi-rima/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Когда день Сергея по церковному календарю

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]