Чья рука изображена на картине «Тайная вечеря»
Кириллица
Необыкновенная фреска кисти Леонардо да Винчи под названием «Тайная вечеря» всегда привлекала многочисленных исследователей и любителей всевозможных загадок. Каких только тайн не нашли энтузиасты в работе да Винчи! Одной из них и является изображенная на шедевре рука с кинжалом.
Чья рука?
С первого взгляда можно подумать, что рука с кинжалом (или ножом) появляется, будто из ниоткуда, а точнее из-за спины одного из апостолов, Иуды. Кажется, что рука не принадлежит никому из присутствующих за столом, так неестественно она выглядит. Однако большинство исследователей склоняются к мысли, что эта рука является частью тела Петра (четвертый слева). Петр подбоченился, поэтому зрители сразу и не могут понять, откуда возник кинжал.
Зачем же апостол явился на тайную вечерю с оружием? Дело в том, что, согласно религиозным текстам, Петр был одним из самых эмоциональных, вспыльчивых и импульсивных учеников Христа. Он не единожды отрекался от своего учителя, но и в то же время активнее всех защищал его.
Например, именно Петр бросился на стражников, когда те по наводке Иуды пришли арестовывать Иисуса: «Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо» (Ин. 18, 10).
Получается, что Петр и в самом деле носил с собой оружие. Почему бы ему было не прийти с ним и на вечерю? Возможно, до определенного момента Петр прятал нож, но после слов Иисуса: «Один из вас предаст Меня» (Мф. 26, 21; Мр. 14, 18; Ин.
13, 21), апостол снова приготовился защищать своего учителя. Напряженности картине придает то обстоятельство, что Петр что-то говорит на ухо Иоанну, а прямо между ними сидит предатель Иуда.
Или ничья?
Американский писатель Дэн Браун известный своими бестселлерами, одним из которых является роман «Код да Винчи», писал, что рука с кинжалом вообще не имеет хозяина. Браун в большинстве деталей фрески великого мастера видел исключительно знаки, знамения.
Поэтому и кисть со сжатым в ней ножом писатель посчитал просто своеобразным символом неких враждебных сил, которые угрожали представителям французской королевской династии Меровингов. А родоначальником этой династии был, как пишет Браун, родной ребенок Иисуса.
Несмотря на то, что версия Брауна имеет, несомненно, право на существование, в ней все-таки много художественного, вымышленного.
Комментарий да Винчи
Таким образом, с большей долей вероятности можно утверждать, что на вечерю оружие принес именно Петр. Этот апостол по праву вызывает у читателей Библии и верующих наибольшие эмоции, потому как Петр мечущийся, ищущий, пылкий, живой. Он всегда готов броситься в драку за своего учителя. Христос отвечает ему тем же. К примеру, Иисус первому вымыл ноги именно Петру. Поэтому после слов Христа о предателе среди них, Петр тут же обнажил кинжал.
Как утверждают историки, Леонардо да Винчи, изобразивший последнюю трапезу Иисуса и апостолов, говорил, что Петр, наклонившись к Иоанну, спрашивает у того, назвал ли Христос имя предателя. Этот эпизод описан и в Евангелии от Иоанна: «Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит» (13:24). Кажется, укажи Иоанн на того же Иуду, Петр набросится на него и по меньшей мере покалечит. Такой у Петра решительный вид на фреске.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/41565929-chya-ruka-izobrazhena-na-kartine-taynaya-vecherya/
The Last Supper by Jacopo Bassano
Произведение «Тайная вечеря» (1542 год), написанное венецианским живописцем Якопо Бассано, представляет собой альтернативный взгляд на библейскую тему, к которой обращались в своих работах многие современники мастера. Источником вдохновения для художника, очевидно, стал знаменитый одноименный шедевр, кисти великого Леонардо да Винчи, относящийся к более раннему периоду. Картина сейчас находится в Риме, и является частью коллекции Галереи Боргезе.
Историческая справка
Художники XVI века, особенно из числа тех, кто принадлежал к венецианской школе живописи, часто изображали библейскую сцену Тайной вечери не выстраивая ось композиции по горизонтали, как это было сделано в творении Леонардо да Винчи. Герои представали более живыми и очеловеченными, они наделялись чертами современного для того времени представителя рабочего класса, нередко с босыми ногами. Бассано одним из первых стал следовать этой иконографии.
В документальных источниках, сохранившихся до наших дней, говорится о знатном венецианце Баттиста Эриццо, который в 1546 году поручил Якопо Бассано написать картину, и выплатил художнику часть гонорара в начале 1548 года. Искусствоведы предполагают, что речь шла именно о произведении «Тайная вечеря».
В 1650 году картина уже входила в сокровищницу Галереи Боргезе, позже при инвентаризации 1700 года произведение мастера было включено в каталог экспозиции как работа Тициана, спустя какое-то время авторством стали считать венецианского художника Андреа Скьявоне.
Некоторые эксперты выдвигали также версию о том, Якопо Бассано писал свою картину «Тайная вечеря» с одноименной работы, выполненной Тинторетто в августе 1547 года. Она предназначалась для украшения внутреннего убранства церкви Сан-Маркуола в Венеции.
Однако, документальные источники, подтверждающие дату написания картины и выплаты гонорара художнику, говорят об обратном.
Скорее всего произведение Якопо Бассана появилось раньше, и Тинторетто был настолько вдохновлен увиденным, что создал очень схожую по композиции и стилистике работу.
Описание картины
Написанная маслом картина «Тайная вечеря» соответствует типичным художественным канонами венецианской живописи XIX века. Произведение изобилует реалистичными деталями; такая особенность отличает его от аналогичных работ, созданных мастерами более ранних эпох, предшествовавших Тайной вечере в интерпретации Леонардо.
Сцена последней трапезы Спасителя с его учениками представленная Бассано, лишена некоторой последовательности и организованности. В шедевре Леонардо, применение линейной композиции, напротив, создает ощущение упорядоченности образов двенадцати апостолов.
Можно с разных точек зрения спорить, на сколько оправдано было, со стороны Бассано, в таком реалистичном ключе изображать учеников Спасителя, напоминающих при более детальном рассмотрении скорее простых рыбаков или крестьян-тружеников.
Как бы там ни было, целостность композиционного решения, была далеко не главной задачей автора.
Анализ произведения
В произведении «Тайная вечеря» отчетливо читается новое увлечение Бассано маньеризмом, стилем изобразительного искусства, получившим большую популярность среди художников Италии. В работе живописца ощущается также его восхищение картинами Рафаэля и гравюрами Альбрехта Дюрера. Влияние этих мастеров на произведение Бассано выражено в крайне напряженном эмоциональном состоянии героев, динамизме, источаемом фигурами, выразительности их жестов и поз.
Если внимательно рассматривать образы учеников Христа, то можно заметить, что два апостола в верхнем левом углу картины изображены беседующими друг с другом, при этом один из них, тот, что ближе к краю холста, облачен в рубаху радужно-розового оттенка, а второй – в изумрудно-зеленое одеяние. Эти цвета были одними из самых часто используемых в палитре Бассанно. Расположенные там же, слева, фигуры двух других учеников Иисуса никак не связаны друг с другом.
В нижней части холста апостол, одетый в розовое платье, разговаривает с последователем Христа, сидящим на противоположной стороне стола. Его взгляд сосредоточен, а жесты рук выражают некоторую озадаченность, – такое настроение характерно, впрочем, для большинства героев, запечатленных на картине.
Там же, в левой части произведения, над апостолом в розовом одеянии склоняется фигура еще одного ученика Христа, облаченного в черную рубаху. Он пьет вино из стеклянного стакана, и боясь встретиться взглядом с присутствующими, смотрит потупившись на стол, покрытый скатертью.
Нет никаких сомнений, что человек в черном – это никто иной, как предатель, Иуда Искариот.
Старик, облаченный в коричневую одежду, композиционно связан со стоящими по левую сторону апостолами, он находится рядом, и в то же время его фигура выделяется из общей группы из-за странного положения тела и ножа, который он сжимает в руке.
Если рассматривать картину слева направо, то взгляд зрителя останавливается на следующих двух героях: Иисусе Христе и рыжеволосом апостоле, обе фигуры расположены в центре холста.
В этой части картины нет ничего общего с тем, как современники Якопо Бассано обычно представляли Спасителя во время его последней трапезы с учениками.
Показывая свое видение Тайной вечери, художник изобразил ноги Христа и саму его фигуру несколько отодвинутыми на задний план, в то же время нет ощущения будто образ Сына Божьего перестает быть самым важным и центральным в картине.
С правой стороны предстают фигуры трех других апостолов, они выглядят значительно старше. Ближе к краю холста изображены еще двое учеников Спасителя, кажется, будто они не произносят ни слова.
Их молчаливые образы исполнены глубокой задумчивости: один из апостолов потупил взгляд, второй смотрит на зрителя, а в глазах его читается глубокая грусть. Две фигуры на переднем плане, справа запечатлены в одинаковых позах, с головами, развернутыми в профиль.
В самом центре картины, на столе стоит сосуд с красным вином, тень от которого падает на скатерть. Это напоминание о крови Христа, которая на следующий день будет сочиться из ран распятого тела.
Borghese Gallery in Rome,
Показать еще
Источник: https://ru.borghese.gallery/kollekcziya/kartiny/tajnaya-vecherya.html
Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»
Многие мечтают увидеть знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Это творение на века и тысячелетия! Лицезреть его вы можете в старинном итальянском городке Милане. Картина завораживает и притягивает, ведь этот библейский сюжет раскрывает нам тайны бытия и основы нашей жизни.
В уютном уголке Милана, затерявшемся среди зеленых улочек, можно увидеть монастырь Санта Мария дела Грацие. Недалеко от нее расположено здание трапезной, в которой находится шедевр, не перестающий поражать людей уже более пятисот лет – фреска, написанная великим творцом Леонардо да Винчи, имеющая название «Тайная вечеря».
Художник написал эту фреску по заказу Лодовика Моро, герцога, который в то время бы правителем Милана. Этот герцог был очень развратен, так как с ранней юности его окружали вакханки. Его жена Беатриче была тихим и скромным созданием, и неспособна была, отвадить герцога от его пагубных пристрастий. Однако Лодовико испытывал к ней глубокую привязанность и благоговел, считая ее своим ангелом-хранителем.
После ее безвременной кончины Лодовико Моро отчаялся, почувствовал себя разбитым. В отчаянии он сломал свой меч, перестал смотреть на детей и общаться с друзьями. Он заперся в своей комнате и пятнадцать суток оттуда не выходил. После этого он пригласил к себе да Винчи и открыл ему свое горе. Вот тогда и родилась у Леонардо идея создать свою самую знаменитую работу – «Тайная вечеря».
После смерти жены миланский герцог совершенно изменился, наложил вето на все развлечения и празднества и стал глубоко набожным человеком.
Сам сюжет фрески «Тайная вечеря» множество раз изображался другими творцами и до Леонардо. Среди этих картин можно обратить внимание только на фрески Гирландайо Доменико и на работу Джотто.
Сюжет фрески, изображенной на трапезной церкви Санта Мария дела Грацие, происходит в то момент, когда Иисус Христос обращается к своим ученикам: «Говорю вам воистину – предаст меня один из вас». В этой речи заключается кульминационный момент, высшая трагедия и вечная проблема человеческих взаимоотношений.
Это не только трагедия Христа, это также трагедия Высшего Возрождения, это момент разрушения безоблачной гармонии, и жизнь уже не кажется такой безмятежной.
На фреске Леонардо представлены не только персонажи из Библии, там еще присутствуют гиганты Возрождения, красивые и свободные, которые пребывают в тот момент в смятении ведь кто-то из них предаст Христа, каждый апостол почувствовал на себе ледяное дыхание неотвратимой беды.
На лицах присутствующих на трапезе после этих слов выразились совершенно различные эмоции – одни возмущены, другие опечалены, третьи поражены. Юный Филипп, готовый пожертвовать собой ради Христа, склонился к нему, а Иаков в трагическом недоумении развел руки. Петр схватился за нож, будто уже готовый растерзать предателя, а Иуда в правой руке сжимает мешочек с серебряниками
Фреска отражает такое великолепие и гамму чувств, что никого не может оставить равнодушной. Каждый элемент в ней выполнен с особой реалистичностью и правдивостью. Настоящими выглядят даже скатерть и каждая ее складочка, которой накрыт стол. Все действующие фигуры в картине Леонардо расположены к зрителю лицом. У Христа нет ореола, у апостолов – их атрибутов, с которыми их изображали на старинных картинах. Душевное беспокойство скользит в каждом лице, в каждом жесте.
«Тайная вечеря» — величайшее произведение да Винчи, которая не принесла ему радости в жизни. Глядя на эту фреску в наши дни, начинаешь испытывать чувство скорби из-за того, что время так все разрушает. Не пощадило оно и фреску. А Леонардо вложил в картину всю свою душу и любовь, это видно невооруженным глазом.
Люди, видевшие, как он писал эту фреску, рассказывали, что он частенько, бросив все свои занятии, бежал в монастырь Санта Мария дела Грацие, что поправить один маленький контур и провести незначительную черту в своем произведении. Он был помешан на этой работе и писал ее неотрывно с рассвета и до позднего вечера, забывая при этом и пить, и есть.
Бывали, правда, и такие дни, когда он несколько дней подряд не брал в руки кисть, однако все равно он сидел по несколько часов возле картины и рассматривал уже готовые элементы и фигуры. Приора монастыря такое поведение Леонардо порядком раздражало. Он считал очень странным, что художник большую часть дня может просто стоять и смотреть на картину.
По его мнению, у художника в руке всегда должна быть кисть. Приор даже пожаловался на это самому герцогу Лодовико, но тот остался на стороне Леонардо, сказал, раз художник так делает, значит так надо. Леонардо пояснил герцогу, что сначала картина должна появиться в воображении художника, в его уме, и уже после этого изображение надобно запечатлевать.
К образам апостолов Леонардо подходил с особой тщательностью. Он ежедневно искал моделей в плохих кварталах Милана, в которых проживали преступники и нищие. Там он и нашел модель, с которой написал образ Иуды – образ величайшего негодяя всех времен. В поисках моделей художник побывал во всех частях города. Вместе с бедняками он обедал в трактирах, рассказывал им различные истории, иногда грустные, иногда веселые, а бывало и страшные.
После этого он очень внимательно разглядывал лица слушателей, когда те плакали или смеялись. Если он замечал интересное выражение на лице слушателя, он сразу делал его зарисовку. При этом художник совершенно игнорировал настоятеля монастыря, а того это злило, он бесился, кричал и снова жаловался герцогу.
Однако как-то приор монастыря все же так надоел художнику, что он завил, что если не найдет лучшей модели для образа Иуды, срисует его с нескромного и настойчивого настоятеля.
Сама фреска пронизана трагедией, которую всколыхнули слова Христа. Перед зрителем предстает древняя евангелиевская трагедия. В ряду с другими апостолами сидит и предатель Иуда, хотя на старых полотнах Иуда всегда изображался отдельно ото всех. При этом на картине Леонардо да Винчи Иуда получился как-то более обособленным от других, несмотря на то, что сидит вместе со всеми.
В центре композиции находится Иисус Христос, который является источником всех страстей, бушующих на картине. У Леонардо Христос получился воплощением человеческой красоты, а не божества. Его чистое и нежное лицо окутано скорбью, он трогателен и велик, но, вместе с тем, остается человеком. А на лицах апостолов изображены страх, ужас, удивление настолько живо, что их можно принять за живых.
Шарль Клеман, французский исследователь, даже задался вопросом: «Сколько сил отдал Леонардо да Винчи своему творению, что так превосходно смог изобразить чувства каждого образа?» Сам да Винчи никогда не был религиозным человеком, и ни в одной его картине не прослеживается религиозная идея. Об этом свидетельствую его записи, в которых не найдено ни одного подтверждения его религиозности.
Считается, что вечерю апостолы устроили на горе Сион. «Горница Тайной Вечери» находится на втором этаже здания, построенном над гробницей царя Давида. Сионскую горницу именуют «матерью всех церквей», поскольку здесь была утверждена Церковь.
Итак, зимой в 1497 герцог в сопровождении свиты пожаловал строгую и простую трапезную монастыря, чтобы увидеть готовую фреску. То, что он и зрители увидели, совершенно не было похоже на подобные росписи, делавшиеся ранее. Они увидели потолок, а под ним невысокое возвышение.
На стенах, по задумке Леонардо, было изображено как бы продолжение трапезной монастыря. Само возвышение замыкалось тремя окнами, из которых можно было увидеть горный пейзаж. На возвышении были изображен стол, совершенно такой же, как и остальные столы в трапезной монастыря. Стол покрыт скатертью, точной такой же, как и другие скатерти в трапезной.
Посуда тоже ничем не отличалась. Иисус Христос в окружении всех двенадцати своих учеников сидел на этом возвышении. Таким образом, создавалось впечатление, что в трапезной присутствует Христос и апостолы. Это было вечное поучение монахам о том, что и в их столовую может пробраться предатель, а сам Спаситель беспокоится о каждой заблудшей душе.
Монахи ежедневно должны были видеть теперь на стене и Христа, и его предателя.
От центра фрески движение расходится вширь по фигурам и упирается в края трапезной. Взгляд как бы сам собой устремляется к фигуре Христа, голова которого освещена светом трапезной. Причудливая игра тени и света, придают лицу Спасителя необычайную одухотворенность.
Известно, что работая над картиной, тяжелее всего Леонардо было изобразить лицо Иисуса Христа. Сперва он тщательно изобразил лица всех учеников, посуду на столе, горный пейзаж за окнами трапезной. Несколько позже он изобразил Иуду, после длительных поисков модели.
Но лицо Христа осталось незавершенным.
Некоторые исследователи считают, что по правую руку от Иисуса сидит не апостол с тонкими чертами лица и рыжевато-русыми волосами, а женщина! Кто она – тоже тайна; быть может, Мария Магдалина? Подтвердить или опровергнуть это невозможно: слишком пострадала фреска от времени.
Изначально планировали «Тайную вечерю» держать в секрете, однако это не удалось. Отчасти виноват в этом был сам Леонардо. Работая над картиной, использовал для создания картины новую грунтовку и краски. Это позволило ему не торопиться, иногда останавливаясь, а также вносить изменения в картину. Сначала результат превзошел все ожидания, однако через пару лет на картине стали проявляться первые следы разрушения – отшелушивание красочного слоя и пятна сырости.
В 1500 году, в трапезной произошел потоп, частично повредив фреску. А спустя 10 лет Милан постигла страшная эпидемия чумы, и монахи совершенно позабыли о том, что в их трапезной есть произведение искусства. Они были заняты, спасая собственные и чужие жизни, поэтому забота о фреске отошла на последний план. Поэтому в 1566 фреска находилась в плохом состоянии.
Посреди картины монахи проделали дверь, через которую они попадали на кухню. Эта дверь уничтожила у Спасителя и нескольких апостолов ноги. А еще позже картина была обезображена большим миланским гербом, который повесили прямо над головой Христа. Постепенно картину все больше уничтожали.
В конце 17 века из трапезной сделали конюшню, и фреска покрылась конским навозом, а французские вояки развлекались, бросая кирпичи в апостолов.
Но даже в жалком состоянии фреска «Тайная вечеря» способна произвести неизгладимое впечатление. Франциск І, французский король, который в 16 веке захватил Милан, пришел от фрески в полный восторг и изъявил желание перевезти ее в Париж. Он готов был заплатить большую сумму тому, кто придумает способ, как переправить картину из Милана во Францию. Однако никто так и не придумал, как это сделать.
Читайте здесь еще об Италии!
Источник: https://www.ice-nut.ru/italy/italy198.htm
Фреска «Тайная вечеря»
Дата создания: 1495-1497 годы.Тип: темпера.
Габариты: 460*880 см.
Тайная вечеря
Один из известнейших мастеров эпохи Возрождения получил заказ на масштабную фреску, изображающую Тайную вечерю в трапезной церкви Санта-Мария Грацие в Милане. Очевидно, что Лодовико Сфорца был инициатором этого заказа, так как он пожелал сделать щедрый подарок братству доминиканцев. Герб семьи Сфорца можно разглядеть в арке, располагающейся над комнатой, где происходит Тайная вечеря.
Филипп, Матфей, Иуда Фаддей.
На первых набросках композиции, Винчи задумывал изобразить момент передачи куска хлеба Иуде, обозначавший то, что Христос будет предан именно этим апостолом. Однако, в версии дошедшей до нас, концепция изменена. Мастер не изображает фрагмент Страстной недели Христа. Благодаря тому, что ученые знают о подготовительном этапе создания фрески ясно, что Леонардо, в окончательной версии работы, предпочел изобразить момент идентификации Иуды как предателя.
Варфоломей, Иаков Младшй, Андрей.
Картина изображает Христа за пасхальной трапезой с апостолами. В комнате за спиной Христа и апостолов — три окна, из которых открывается вид на окружающий пейзаж. Леонардо дотошно прорисовал далекие деревья и холмы: этот ландшафт напоминает миланские пейзажи. Художнику удалось добиться эффекта трехмерного изображения, сделав стол частью стены трапезной. Как написано в Евангелии (Мф.
26: 17-29), стол для этой вечери был уставлен пасхальными блюдами, фруктами и вином. На фреске Леонардо — блюда с угрем и апельсинами — любимой едой художника. Все апостолы сидят вдоль стола, с противоположной от зрителя стороны, что дает возможность наблюдать даже их обувь под столом. Реалистично написана скатерть и блюда, стоящие на ней, справа и слева от стола края скатерти свисают совершенно одинаково.
Симон Петр (позади), Иуда, Иоанн.
Леонардо разделяет 12 фигур на 4 подгруппы, по три человека, создавая полотно, где каждый из героев обладает индивидуальными чертами: они кричат, разговаривают, поворачиваются, их лица выражают недоверие и замешательство.
Разнообразие ракурсов, поз и жестов напоминают иллюстрацию к физическим законам оптики и динамики. Будто капля, упавшая в неподвижную емкость с водой, слова о предательстве одного из апостолов нарушают состояние равновесия.
Эта аналогия, в купе с исследованиями оптики Леонардо, заставляют рассматривать фреску как совокупность достижений науки и изобразительного искусства.
Фома, Иаков Старший, Филипп.
Христос
Фигура Христа расположена в центре картины, как всегда в картинах на евангельский сюжет. Леонардо изображает его молодым человеком. Спокойное выражение лица вызывает удивление и недоверие апостолов к тому, что один из собравшихся за этим столом предаст его.
Леонардо передает именно этот момент трапезы, противопоставляя умиротворенность Иисуса возбуждению его учеников, которые переглядываются друг с другом, жестикулируют, недоумевая, кто же из них может решиться на такое. Они то и дело обращаются к Христу с вопросом: «Не я ли, Господи?..» — и с содроганием сердечным ждут ответа. Леонардо помещает фигуру Христа в центр стола.
Все композиционные линии картины сходятся в одной точке — к голове Христа, создавая центростремительную перспективу.
Арка
В центральной арке изображен герб Лодовико Сфорца и его жены, надпись гласит: LU(dovicus) MA(ria) BE(atrix) EST(ensis) SF(ortia) AN(glus) DUX (mediolani). В арке слева — герб сына Лодовико Массимилиано с текстом. Текст в правой арке соседствует с гербом герцога Бари, принадлежащим второму сыну Лодовико, Франческо.
Фреска в наше время
Роковые ошибки в ранних попытках реставрации полотна пагубно сказались как на первоначальных цветах фрески, так и на выражении лиц, очертаний фигур. Но последний этап ознаменовал новую веху в методологии реставрации, а также пролил свет на некоторые детали, скрытые под слоями краски, нанесенными после того, как Леонардо отложил кисть. Кроме того, стало известно и о сложнейших экспериментах с освещением, о концептуальных задумках относительно перспективы.
Безусловно, труд такого масштаба, такой проработанности и важности как для искусства, так и для науки, задает больше вопросов, чем дает ответов, а также заслуживает более подробного ознакомления с собой. Историки и искусствоведы посвящают жизни исследованию шедевра, постепенно раскрывая некоторые тайны фрески, однако все загадки и послания великого Леонардо вряд-ли будут расшифрованы.
Фреска «Тайная вечеря» обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб
Религия
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/freska-tajnaya-vecherya.html
Символизм картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Одной из известнейших картин великого художника Леонардо да Винчи считается «Тайная вечеря», изображающая библейский сюжет. Искусствоведы и специалисты в области религии считают, что картина имеет скрытый смысл
Творения пера величайшего да Винчи известны во всем мире. Особенной популярностью пользуется его картина под названием «Тайный ужин». По одним данным шедевр был создан в 1494 году, другие данные указывают на то, что годом написания картины был 1498.
Ее сюжет – это последний ужин божьего сына с апостолами. Любопытно, что изображение по сей день висит именно там, куда его водрузили сразу после того, как великий мастер сделал последний штрих. «Тайная вечеря» находится на стене трапезной кельи в монастыре Санта-Мария-дель-Граси.
Ее в свое время заказал Л. Сфорца.
Основной сюжет и особенности картины
Тайная трапеза – одно из важнейших библейских событий, он описан во всех 4 Евангелиях. Решив выполнить заказ, знаменитый художник еще не знал, что приступает к одному из самых знаменитых своих шедевров.
В картине изображен очень острый момент, когда Иисус сообщает своим ученикам и последователям о том, что он знает о будущем предательстве одного из них, более того, божьему сыну даже известно, к чему это приведет. На лицах учеников отразились разные эмоции: гнев, ужас, недоумение и даже сожаление. Никто из них не знал, кого именно стоит считать предателем и как вообще можно поступить так с Учителем. В это просто не хотелось верить.
Спокойствие божьего сына, изображенного на иллюстрации, резко контрастирует с волнительным состоянием его последователей. Картина показывает момент, когда Филипп спрашивает у Христоса, не он ли так поступит? Но господний сын отвечает завуалировано: «Предаст тот, кто руку на мою тарель опускает».
«Тайный ужин» представляет собой огромное полотно с габаритами 460х480 сантиметров, выполненное масляными красками. Причем, пигменты для передачи оттенков Леонардо создавал собственноручно.
Символизм шедевра да Винчи
Искусствоведы считают образы картины символами. Например, разбитая пиала с солью, находящаяся на столе, указывает на неудачу или ссоры. Непонятно какой рыбой угощаются те, кто трапезничают По одной версии это сельдь, по другой – угорь. Каждый сорт имеет свое символическое трактование.
Особенно важно то, что приглядевшись внимательно, можно усмотреть в руке Иуды мешочек. Скорее всего, в нем награда, полученная за предательство господнего сына. Не понятным остается одно: кто сидит справа от господнего сына? По одной версии там находится Иоанн, по второй Магдалена. Ясно лишь то, что этот персонаж является зеркальным отражением Иисуса.
Источник: https://sm-news.ru/simvolizm-kartiny-leonardo-da-vinchi-tajnaya-vecherya-55009/
История одного шедевра: «Тайная вечеря» да Винчи
Любопытным предлагаем промотать вниз статьи и убедиться, а оставшимся — несколько слов о картине «Тайная вечеря».
Знаменитую фреску Леонардо да Винчи создал в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Написана она была так, словно Иисус с апостолами ели одновременно с церковниками. Свет исходит не из нарисованных окон, а слева — как и в самой трапезной. Столы и посуда точно копируют те, что были в церкви. Тем самым Леонардо хотел показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.
Сюжет
Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками. Именно этим вечером Иисус установил таинство евхаристии — освящение хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.
Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.
Николай Ге «Тайная вечеря», 1863
Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.
Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.
Контекст
Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.
Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.
Лодовико Сфорца
Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.
Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.
Санта-Мария-делле-Грацие
«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.
Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/istoriya-odnogo-shedevra-taynaya-vecherya-da-vinchi/
Тайны картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Истинно великие произведения искусства можно бесконечно созерцать и бесконечно описывать. От этого они не теряют очарования, но могут утратить свое предназначение. Поиски все новых – тайных и явных – смыслов уводят исследователей от первоисточника тем дальше, чем больше проходит времени с момента его создания и чем соблазнительнее конъюнктурная подоплека его тщательного изучения.
Так произошло и с картиной «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая не нуждается в дополнительном представлении, тем более что ранее Blogoitaliano уже достаточно подробно писал о ней.
Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, музыкант, изобретатель
Необходимость в еще одной статье, посвященной великой картине (а точнее, фреске), очевидна. Произведение столетиями вызывало и вызывает слишком много вопросов, которые требуют если не обстоятельного освещения, то хотя бы упоминания.
История создания: штрихи к портрету заказчика
Заказчиком фрески выступил миланский покровитель Леонардо, герцог Лодовико Сфорца – личность весьма неординарная, что было вполне в духе того времени. Сластолюбец, интриган, заговорщик, убийца – и искусный дипломат, вдохновенный строитель, любитель музыки и живописи.
Его личным другом был настоятель доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, домовой церковью семейства Сфорца – церковь при монастыре.
По большому счету роспись трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, начавшаяся в 1494 году, была данью тщеславию герцога, а сама трапезная предназначалась не столько для братии, сколько для торжественных приемов.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане
Только представьте: за главным столом восседает все семейство Сфорца, над ними – по католической традиции – распятие, а на противоположной стене, за таким же длинным итальянским столом – Христос и апостолы – та самая картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Кто бы отказался вкусить даров земных в таком обществе?
Распятие тоже было не из простых, и именно с него начались работы по росписи трапезной. Это огромная сюжетная фреска, над которой трудился художник Донато Монторфано и которая сегодня считается единственным подписанным творением этого мастера.
Но и это еще не все. Изображения Лодовико, его отца Франческо Сфорца, его жены Беатрисы Д’Эсте и сына Массимилиано были размещены в нижней части фрески «Распятие». Они были написаны в 1497 г., уже после смерти супруги герцога, и их автором был уже не Монторфано, а Леонардо да Винчи.
Фреска “Распятие” Донато Монторфано
К сожалению, во время бомбардировки Милана в 1943 году пострадала именно нижняя часть фрески, и от этих изображений остались лишь 2 фрагмента. Полностью были разрушены и росписи боковых стен трапезной, и только стена, где находилась «Тайная вечеря», обложенная мешками с песком, уцелела полностью.
Тайная вечеря: сюжет и композиция
Сюжет Тайной вечери Христа с учениками был одним из самых популярных в средние века и Эпоху Возрождения. По обычаю, ее изображение иллюстрировало либо таинство Евхаристии (Святого Причастия, то есть превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову), либо одновременно сразу 2 эпизода: слова Иисуса о том, что один из его учеников предаст Его, и причащение учеников.
Эти эпизоды вызывали наиболее острые теологические споры на протяжении средних веков, тем более что при сопоставлении текстов Евангелий было неясно, присутствовал ли Иуда при этом таинстве или нет.
Именно поэтому (и, конечно, из-за предательства) его фигура зрительно дистанцировалась от всех остальных фигур. Иуда мог сидеть по другую сторону длинного стола, над его головой мог быть черный, а не золотой нимб, его одежды контрастировали с одеждами Спасителя и Апостолов.
В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа
Леонардо был первым художником, изобразившим Иуду вместе со всеми остальными учениками Христа, хотя ранние эскизы свидетельствуют, что первоначально он не собирался нарушать традиционные композиционные принципы.
Однако впоследствии все-таки отказался от этого замысла, пожелав создать изображение в соответствии с пропорциями «золотого сечения», то есть так, как воспринимает зримое человеческий глаз.
В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа, будто залитая светом из центрального окна и своей формой напоминающая устремленный ввысь треугольник – символ Святой Троицы. За окнами – пейзаж, в котором угадывается ландшафт местности близ озера Комо, что в 40 км от Милана.
Апостолы размещены группами по трое, но, помимо фигуры Иисуса, над головой которого сходятся все линии перспективы, взор зрителя мимолетно скользит по очертаниям еще одного треугольника, где и проходит золотое сечение – между Спасителем и Иоанном – и также устремляется ввысь в религиозном экстазе, уже потом останавливаясь на сидящих слева от Христа.
« и один из вас предаст Меня»
Вместе с тем да Винчи не отказался от другой традиции, согласно которой предавший Христа не должен был встречаться взглядом со зрителем.
Иуда на фреске Леонардо резко откинулся назад, попутно уронив солонку (классический недобрый знак) и сжимая в руке кошелек (указание на предательство, а также, по тексту Евангелия от Иоанна, на то, что он был казначеем общины).
Другой рукой он тянется за хлебом, согласно Евангелию от Луки, где на это имеется прямое указание (« рука предающего Меня со Мною за столом»), при том, что остальным ученикам после слов Спасителя о предательстве явно не до трапезы. На зрителей они тоже не смотрят, и это лишний раз подчеркивает: вечеря и в самом деле тайная, скрытая от чужих глаз.
Сцена последнего ужина Христа со своими учениками
Не отступает Леонардо и от другой традиции – одновременного изображения 2-х последовательных эпизодов, объединенных в 1 сцене. Причащение иллюстрируется почти буквально: правая рука Христа протянута к хлебу, из запястья левой тугой струей бьет кровь. В связи с этим у зрителя возникает двойственное впечатление от представленной сцены.
Часть Апостолов явно возмущена словами Иисуса о предательстве, часть – выражает вполне естественную человеческую (!) реакцию на внезапное появление раны. Причем изумление вызывает не сама кровь (в XV в. вид крови никого бы не испугал), а именно чудо ее появления, что характерно для религиозного мировосприятия.
Мастерски изобразив и изумление, и негодование, Леонардо, в отличие от более ранних художников, действительно сумел объединить 2 эпизода в одной сцене Тайной вечери.
Первые эскизы Тайной вечери находятся в Венецианской Академии
В какой-то степени художнику при помощи изобразительного искусства удалось разрешить и застарелый теологический спор о присутствии/отсутствии Иуды при таинстве.
Но есть на фреске еще один элемент, усиливающий незаметно для современного зрителя общее впечатление от картины, как от проникнутого истинной религиозностью произведения.
Рыба на столе – это еще один евхаристический символ, отсылающий зрителя к 3-му (снова цифра 3) эпизоду о насыщении народа в пустыне хлебами и рыбами, а также раннехристианский сакральный знак Иисуса и веры в Спасителя.
Где и как посмотреть фреску
Как мы уже писали выше, на BlogoItaliano есть еще одна статья, посвященная знаменитой фреске. В ней мы подробно остановились и на самом что ни на есть прикладном вопросе – где и как можно лицезреть Тайную вечерю.
Отправляясь в Милан и желая увидеть этот шедевр Леонардо да Винчи, примите во внимание, что билеты для осмотра фрески очень желательно покупать заблаговременно. Дело в том, что ежедневно в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие может попасть искусственно ограниченное количество посетителей.
А поскольку билеты на просмотр Тайной вечери можно приобрести через интернет (на этом сайте), это создает естественные сложности с покупкой «день в день»: все доступные квоты попросту выкупаются заранее. Нередки случаи, когда билетов в кассе не остается даже за 2 месяца до предполагаемой даты визита в Милан.
Источник: https://www.blogoitaliano.com/goroda-italii/milan/tajny-kartiny-tajnaya-vecherya-leonardo-da-vinchi.html