Пасха православная и католическая: когда отмечать в 2020 году
Православную и католическую Пасху объединяет один повод, но различают традиции. Тем не менее для двух конфессий праздник считается главным событием в христианской вере. Верующие всего мира вспоминают о чуде воскресения Христа, а также о его подвиге, рассказывают эксперты сайта dailyhoro.ru, сообщает ИА AmurMedia.
После того как христианство разделилось на две ветви, произошло много перемен. Но они не сказались на значимости библейских событий. Разные даты празднования всего лишь обусловлены различиями между григорианским и юлианским календарями. Общее правило — Пасха всегда приходится на воскресенье.
Католическая Пасха в 2020 году
В далеком прошлом все христиане встречали Пасху в один день. Однако после разделения христианства на две ветви бесчисленные попытки унифицировать даты празднования не увенчались успехом. Всему виной различия в календарях: православная Церковь исчисляет праздники по юлианскому календарю, в то время как католическая — по григорианскому, согласно которому Пасха приходится на первый воскресный день после дня весеннего Новолуния.
Точной даты у Пасхи нет. Она плавающая, как и в православии, так и в католичестве. Каждый год дату торжества приходится рассчитывать, единственное, что остается неизменным, — святой воскресный день всегда приходится на период с 21 марта по 26 апреля.
Из-за расхождения в календарях католическая Пасха наступает гораздо раньше православной, обычно на две недели. Правда, бывают и исключения, когда даты этих праздников совпадет с точностью день в день. В 2020 году католики встретят светлую Пасху уже 12 апреля.
Православная Пасха в 2020 году
Пасха, или Христово Воскресение — главный церковный праздник в православии (католики в свою очередь более сильнее чтят Рождество Христово). Он стоит даже выше, чем 12 великих двунадесятых торжеств.
В нынешнем году православный мир встретит Пасху 19 апреля. Сразу после воскресной службы начнется Пасхальная неделя. Особые дни в православном календаре, в которые служба совершается по церковному уставу: исполняются часы Святой Пасхи и праздничные песнопения. Небесные врата будут распахнуты еще неделю, приглашая примкнуть к всеобщей радости.
Многие священнослужители рассказывают об особенном внутреннем состоянии в эту святую неделю: душу наполняет благодать, радость и всепрощение. Считается, что в пасхальную неделю бессильны силы зла. В праздник Антипасхи врата алтаря закроются, но праздничные богослужения продлятся до Вознесения. Еще 40 дней со дня Пасхи верующие могут христосоваться и разделять радость воскресения Спасителя, вселяющую в сердца каждого человека надежду на вечную жизнь.
120979
Источник: https://amurmedia.ru/news/927641/
Глава XVI. Христианская церковь в период раннего средневековья
Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла христианская церковь в Европе. Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе.
Роль христианской церкви в эпоху феодализма
Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией. Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии.
Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти.
Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых. Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие. В. И.
Ленин писал: «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом,— идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу».( В. И. Ленин, А. М. Горькому, Соч., т. 35, стр. 93.)
Христианство, ставшее в IV в. государственной религией в Римской империи, со временем распространилось и среди «варварских» народов, завоевавших эту империю, так как их старые религии не соответствовали условиям складывавшегося феодального общества. Новым условиям более соответствовало христианство, освящавшее классовое неравенство и эксплуатацию.
Низкий уровень развития производительных сил в средние века (следствием чего являлась огромная зависимость основного производителя материальных благ — крестьянина от стихийных сил природы), социальный гнёт, невыносимой тяжестью лежавший на народных массах, а также культурная отсталость — всё это обусловливало господствующую роль религиозной идеологии в феодальном обществе и создавало чрезвычайно благоприятные условия для всевозможных суеверий. Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.
Учение средневековой христианской церкви и его классовый смысл
Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения — специфические религиозные способы идеологического воздействия.
Церковь внушала людям, что человек от природы склонен к греху и не может без помощи церкви рассчитывать на «спасение», на получение «блаженства» после смерти в потустороннем мире. Библейская сказка о грехопадении Адама и Евы, соблазнённых дьяволом и ослушавшихся веления бога, за что все их потомки (т. е.
всё человечество) осуждены нести на себе тяжесть этого преступления, а также учение о грехах, совершаемых каждым человеком, стали в руках церкви орудием духовного террора.
Она учила (и учит), что всех людей ждут после смерти страшные кары за «грехи» и что лишь церковь обладает сверхъестественной силой («благодатью»), которая позволяет ей избавлять человека от загробных мук и обеспечивать ему райское блаженство после смерти.
Носителями этой «благодати» церковь объявляла представителей духовенства, которые будто бы получают некую «божественную» силу при посвящении их в сан. Право посвящать в сан священника имели лишь представители высшей церковной иерархии. Этим церковь ещё больше утверждала авторитет всех священнослужителей.
«Благодать», согласно учению церкви, оказывает воздействие на людей при помощи особых магических действий, так называемых «таинств», которых христианская церковь признаёт семь: крещение, покаяние или исповедь, причащение, священство и др.
Социальный смысл учения церкви о «таинствах» заключается в том, чтобы убедить эксплуатируемые массы в тщетности их классовой борьбы и вселить в них веру во всемогущество церкви, которая-де одна обладает средством для их «спасения».
Церковь внушала массам, что лишение человека «благодати» равносильно лишению его надежды на это «спасение».
В период средневековья, когда религиозная идеология господствовала над умами, индивидуальное отлучение от церкви или отлучение, распространявшееся на целую территорию (на Западе оно носило наименование интердикта, т. е.
запрещения совершать в данном округе церковные службы и обряды), было в руках церкви весьма сильным средством воздействия на людей. Отлучение было также действенным средством при защите церковью своих владений.
С учением о врождённой греховности людей было связано широко проповедовавшееся христианской церковью представление о загробных муках и о вездесущем и всесильном дьяволе, подбивающем человека на грехи, главным из которых церковь вместе с господствующим классом считала возмущение против феодалов духовных и светских. Неверие в дьявола представители церкви приравнивали к неверию в бога.
Учение о всесилии дьявола нашло своё выражение, в частности, и в распространявшихся и поддерживавшихся церковью представлениях о «ведьмах» — женщинах, якобы «одержимых дьяволом» и способных причинить вред людям (насылать непогоду, уничтожать урожай и т. д.).
Ещё в 829 г. церковный собор в Париже принял решение против ведовства, а в последующие столетия римские папы своими буллами (посланиями) против «ведьм» положили начало массовому сожжению на кострах ни в чём не повинных женщин, обвинённых в «общении с дьяволом».
Источник: https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st016.shtml
Великая схизма (раскол христианской церкви)
Явление Великой схизмы (Великого церковного раскола), занимает видное место в истории оформленного культа христианского вероучения как первое несогласие всеобъемлющего плана, которому суждено было перерасти в официальное разделение западного и восточного христианского мира на самостоятельные единицы церковной власти. Общепринятой датой церковного раскола принято считать 1054 г., но причины нарастания конфликта и его результата следует искать в комплексном рассмотрении событий периода с IX – XI вв.
Внутренние разногласия
К внутренним причинам напряженности в христианском мире можно отнести изменения, которые, начиная с 589 г. западная церковь (после католическая), начала вносить в документы догматического характера. Так на 12-м поместном соборе латинской церкви в Толедо (681 г.
), ссылаясь на необходимость привести доказательства богоначалия и равночтимости Иисуса Христа с Отцом, для обращения ариан, был письменно закреплен возмутительный в глазах восточной церкви стих, носящей название филиокве (лат.
filioque – и Сына), который по словам латинских отцов только открывал в словесной форме то, что логически следует из 8-го положения Символа Веры.
Сами папы долго не признавали филиокве, в официальном порядке. Так и при папстве Льва III, высеченный им Символ веры не содержит филиокве, а сам папа в письме (808 г.) к Карлу Великому говорит, что хотя это (исхождение Св. Духа от Отца и Сына) с богословской стороны западной традиции верно, но не следует рушить принятую форму исповедания во всем христианском мире.
Причиной закрепления данного догмата в дальнейшем стало влияние германского богословия, в котором филиокве признавалось непререкаемо.
Формальное признание католической церковью данного нововведения относится к папству Бенедикта VIII, который во время коронации Генриха II в 1014 г. упомянул его в торжественном пении Credo (Символа веры), признав, таким образом, его правоверность всему католическому миру. После этого между восточной и западной церковью наступил негласный разрыв, в форме изъятия имении папы римского из диптиха и, следовательно, не оглашения его во время литургии.
Другие причины внутреннего разногласия относятся к чисто условным положениям борющихся сторон, которые можно свести к нескольким категориям:
- Этические, которые вытекают из догматического несоответствия, такими являются обвинения в отношении к таинству бракосочетания, вкушения свиного сала и проч.
- Эстетическими можно назвать обвинения в поддержании определенного характера внешнего вида, а также использовании украшений в одеянии епископов.
- Ритуальными (обрядовыми) несоответствиями являются те, которые относятся к форме крещения, крестного знамения, качества хлеба используемого в таинстве евхаристии и друг.
Все они были сформулированы в отлучительной грамоте как Римско-католической, так и Византийской церкви, во время взаимного обмена анафемами в 1054 г.
Внешние причины
Причины внешнего характера, к которым относятся поступательная политика расширения своей власти в географическом пространстве, имеют не менее важный аспект в общей характеристике раскола.
Его началом является вручение папе Захарии в 755 г. Равеннского экзархата Пипином Коротким, который ранее входил в состав Византийской империи. Это отметило этап самостоятельного управления западной церкви, во главе с папой римским.
Дальнейшее распространение догматического и юридического владычества Рима на испанские, галльские и африканские церкви, вызывало большое недовольство Византии, последней каплей для которого стало посягательство на Болгарскую церковь и на территории северных славянских племен. Это произошло во времена понтификата Николая Первого, претензии которого послужили причиной первого негласного разрыва западной и восточной церкви.
Итог
Непосредственной причиной окончательного раскола 1054 г. выступил вопрос о владычестве над итальянскими провинциями Западной церкви. Лев IX пытался убедить византийского патриарха в первенстве Рима, к которому весь восточный мир должен выказывать почтение как к матери, с чем никак не мог согласиться патриарх Михаил.
Тенденция смещения центра христианского мира в сторону папского престола в Риме, завершилась принятием решительных мер со стороны Византийского патриархата. Так патриархом восточной церкви Михаилом Керуларием в 1053 г. были закрыты латинские храмы и монастыри, находящиеся в Константинополе, и как особый вид непринятия западной традиции, диакон прислуживавший патриарху (секелларий) надругался над Святыми дарами (опресноками), растоптав их ногами.
Папские легаты (представители папы на время исполнения необходимой миссии) во главе с кардиналом Гумбертом были уполномочены урегулировать конфликт.
Однако после трехмесячного избегания патриархом Михаилом общества и беседы с папскими легатами переговоры закончились возложением 16 июля 1054 г. на престол собора Св.
Софии анафемного листа, в котором кардинал от имени на то время уже умершего папы и Святого и Римского, Первенствующего и Апостольского престола говорил о снятии с патриарха Михаила сана и вечного осуждения его и потворствующих порожденному им беззаконию.
Добившись хитростью возвращения в Константинополь легатов, на то время находившихся уже далеко, константинопольский патриарх 20 июля 1054 г. ответил взаимным отлучением западной церкви как еретической. Перед этим он попытался разжечь в народе вражду, прочитав исковерканный им перевод врученной 16-го июля хартии. Посредничество императора помогло избежать умерщвления папским посланникам, но конфликт, усугубленный взаимными действиями двух сторон, так и не удалось преодолеть.
Это отметило новый этап в христианской истории – самостоятельное управление западной – присвоившей название Католической (Вселенской) церкви, и восточной – избравшей себе определение Православной (единоверной) церкви.
Олег Борисов
Источник: https://kultoboz.ru/velikaya-skhizma-raskol-khristianskoi-tserkvi
Раскол церковный
История церкви полна различных событий как трагичных, так и радостных. Многие века тело Христово страдало от гонений, притеснений и ересей. Но все эти горести не так страшны для христианства, как разделение изнутри, когда верующие не могут не только любить друг друга, но и даже не говорят. Страшно, когда единое тело не способно найти общий язык между членами и вынуждено распадаться — именно это и происходит во время любого церковного раскола.
Значение термина
Сам термин «раскол» означает деление на несколько частей, а вот термин «раскол церковный» — это нарушение единства Церкви из-за различий, которые никак не связаны с догматикой или таинствами. Обычно разделение происходит из-за обрядовых или юрисдикционных мотивов, а также вопросов различных календарей. Тех же, кто возглавляет разделение или одобряет его принято считать раскольниками.
На заметку! Раскол — это не синоним ереси или вероотступничества, поскольку последние просто искажают догматику и богословие, а вот разделение происходит по другим причинам.
По словам святого Василия Великого, раскол — это отделение группы людей от основной церкви по причине различного мнения об одних и тех же церковных вопросах. При этом эти разногласия могут быть улажены со временем или как только оппоненты будут готовы пойти на компромисс или полностью изменить свое мнение.
Комментатор Иоанн Зонара назвал раскольниками тех, кто мыслят о вере и догматике верно, но по каким-то причинам желают отделиться и образовать отдельные богослужения. Вопрос церковного разделения — это вопрос личностных разногласий и неумения наладить правильный и плодотворный разговор.
Впавшие в раскол общины не перестают быть частью единой Церкви Христовой
Разделение, несмотря на то что его причины никогда не связаны с учением или догматикой, может закончиться впадением отделившейся группы в ересь.
Дело в том, что отдельные части гораздо слабее и сильнее подвержены влиянию извне.
Группе людей, которые решили самостоятельно проводить служения, намного сложнее выделять изменения в догматике и богословии и пресекать их, поэтому ереси в малых группах встречаются чаще и распространяются быстрее.
Епископ Далматинско-Истринский Никодим (Милаш) считает, что разделения происходят в результате того, что люди не могут договориться о вопросах незначительных относительно догматики. Однако эти вопросы становятся и камнем преткновения. Расколом, по мнению св. Игнатия Брянчанинова, считается нарушение единства с телом Церкви, при этом обе стороны сохраняют истинное учение, богословие и таинства.
Святой Иоанн Златоуст считал разделения злом не меньшим ереси, Киприан Карфагенский говорил, что раскольники противодействуют Христу, ведь нарушают единство Его Тела. При этом он говорил, что разделение — это не только вторичное распятие Спасителя, но раздирание Его тела, что есть тяжкий грех.
История расколов Церкви
Самое большое разделение в истории церкви произошло в 1054 году — когда Римская католическая Церковь отделилась от Восточной Православной. Оно началось с многочисленных разногласий, которые длились на протяжении долгого времени, и закончилось окончательным разрывом между церковью Запада и Востока.
Длительное противостояние (иногда гласное, иногда нет) глав двух церквей подкрепилось различным отношением к пониманию Святых Даров — предметам причастия. В 1054 году Папа Римский Лев IX посылает к Константинопольскому патриарху легатов, а после многочисленные письма с целью восстановить свой авторитет в Византии. Немаловажной стала и политическая подоплека взаимоотношений двух сторон — Римская и Византийская империя противостояли друг против друга и упорно делили территории влияния.
Старообрядческий раскол в православной церкви
В итоге разделение началось с предания Константинопольского патриарха анафеме со стороны Римского Папы и предания Византийским патриархом анафеме легатов со стороны Рима.
Длительное противостояние полностью не преодолено и сегодня, что отражается на отношении христиан этих двух различных сторон.
Кроме того, католики приняли иные догматы относительно Святых Даров (имеется в виду вставка об исхождении даров «и от Сына»), а также исказили догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
На заметку! Главной ересью сегодня, которая усиливает разрыв, является принятый католиками догмат о главенстве и непогрешимости римского папы и это также усиливает непримиримость сторон.
В 1517 году Тело Христово испытала еще один мощный разрыв — Мартин Лютер опубликовал свои «95 тезисов веры» и тем самым начал Реформацию. Отделение протестантов от католиков было кровавым и принесло много смертей, а также рост многочисленных сект и ересей.
В лоне Русской православной церкви также происходили расколы, среди которых:
- старообрядческий;
- обновленческий;
- карловацкий.
Начиная с осени 2018 года РПЦ переживает еще один раскол, обусловленный по большей мере политическими играми, а не реальными богословскими вопросами и проблема. Речь идет об отделении УПЦ и создание непризнанной автокефалии. За признанием Константинополем этого отделения последовал разрыв отношений РПЦ и Константинопольского патриарха. Хотя это не первый случай, тем не менее, последствия раскола могут быть весьма серьезные.
Причины и суть конфликта с УПЦ
Киевская митрополия с 1686 года подчинялась Московскому патриархату — более 12 000 приходов принадлежит ему. Наравне с этими приходами на территории Украины действует еще две отдельных неканонических церкви — Украинская автокефальная православная и Украинская православная Киевского патриархата. Две эти организации в сумме имеют около 6 000 приходов.
Мысли о самостоятельной общине украинцев посещали давно, как только завершилось существование СССР и все республики получили свободу. В 1992 году украинские епископы обратились с прошением об автокефалии к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. На прошение был дан отрицательный ответ, но в качестве доброго отношения РПЦ предоставила экзархату Украины большие права в самоуправлении.
Все православные поместные церкви равны между собой
Недовольный полученным ответом, митрополит Филарет не остановился на достигнутом, и создал Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Это был первый шаг в большом расколе двух соседей. С 2014 года, когда отношения между Россией и Украиной существенно накалились, митрополит Филарет получил возможность продолжать раскол при поддержке политической власти.
Осенью 2018 года Константинопольский патриарх Варфоломей решил вмешаться и 11 октября отменил анафему, которая была получена Филаретом от Московского патриарха, а также принял решение отменить приказ от 1686 года о власти Московского патриарха над Киевской митрополией. Таким образом, Константинополь одобрил раскол и отделение УПЦ.
В ответ на действия Варфоломея, РПЦ приняла решение полностью прекратить взаимоотношения с Константинополем. Митрополит Иларион, глава отдела внешних связей РПЦ, огласил это решение и назвал его вынужденным. По его словам, РПЦ находит действия главы Православной церкви преступными, хотя и ожидаемыми.
https://youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk
Весь патриархат Константинополя был назван раскольничьим, хотя было ясно, что члены РПЦ все же надеятся на изменение решения.
Читайте о предстоятелях Православной Церкви:
- Партиарх Сербский Павел
- Кто такой патриарх
- Патриарх Московский Гермоген
Последствия
Люди, считающие себя православными и живущие на территории России, не почувствуют никаких изменений, за исключением невозможности причаститься в храмах, которые находятся в подчинении у Константинополя. Все священство с обеих сторон не сможет принимать участие в совместных богослужениях, что усилит разрыв и отдаление двух сторон.
Внимание! РПЦ предоставила список всех приходов, которые относятся к Константинополю и не рекомендуются для посещения.
Одним из самых трагичных потерь — это невозможность посетить русским паломникам святую гору Афон, поскольку она, как и ряд других храмов, находится на территории Греции и подчиняется патриарху Варфоломею.
Греческие монахи Московского патриархата, которые живут в монастырях Афона, оказались в сложном положении — они живут и служат в храмах, которые находятся под запретом, однако, выехать им некуда. Это же касается приходов на территории Турции и Стамбула.
Раскол может закончиться нарушением внутренней жизни одной из поместных церквей
Главенство РПЦ объяснило, что для духовенства предусмотрено наказание за нарушение запрета и за поддержание отношений со священством Константинопольского патриархата. Для мирян предусмотрена лишь исповедь в нарушении запрета. Однако как именно будет отслеживаться нарушение пока не ясно.
Значение конфликта для других приходов
Полное прекращение взаимоотношений между двумя патриархатами крайне болезненное действие. Это раскол в Теле Христовом, и он не несет ничего правильного и полезного для всех христиан. Тем не менее дальнейшее развитие отношений возможно, как и полное примирение, однако, это долгий процесс и сторонам придется наладить друг с другом полноценный разговор.
Многие религиоведы считают, что конфликт существенно снизит рейтинг не только патриарха Кирилла, но и всей РПЦ. Это может привести к отделению РПЦ и ее полной изоляции. А рейтинг Константинополя и патриарха Варфоломея, напротив, вырастет, как и сферы их влияния. На территории Украины это может привести к кровавым стычкам между мирянами двух патриархатов и столкновениям среди священства. Не исключена и большая потеря собственности, которой будет стремиться овладеть новоявленная община.
Раскол — это не просто разделение, это открывшаяся пропасть в Теле Христа. Она наносит вред в первую очередь раскольникам, которые стремятся посеять вражду и смуту. А после этого разделение негативно влияет и на всех членов Церкви, уничтожая веру и сея недоверие к духовенству.
Раскол в христианстве. Диакон Андрей Кураев
Источник: https://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/raskol-pravoslavnoj-tserkvi.html
«Сейчас наблюдается процесс сближения»: к чему привёл раскол христианской церкви в 1054 году
965 лет назад представители Римской католической церкви предали анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. В ответ на это глава Православной церкви совершил аналогичный шаг в отношении папских легатов. Эти события принято считать поворотным моментом в процессе раскола христианского мира.
Впоследствии было предпринято несколько попыток восстановить единство церкви, но все они завершились провалом. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты, однако религиозные структуры и по сей день далеки от слияния.
По словам экспертов, церковный раскол стал одной из причин, по которым западная и восточная части Европы пошли разными путями в своём развитии.
16 июля 1054 года три папских легата положили на алтарь собора Святой Софии отлучительную грамоту, предававшую анафеме константинопольского патриарха и двух его помощников. Это событие часто называют поводом для раскола христианского мира, однако, по словам историков, процесс конфронтации начался значительно раньше.
Путь к расколу
Разногласия между Римом и Константинополем существовали столетиями. Обострились они, по словам доктора исторических наук, академика Олега Ульянова, при Карле Великом, основавшем Каролингскую империю и получившем титул императора Запада.
«По личной инициативе Карла Великого на Западе был отвергнут православный догмат иконопочитания и изменён Символ веры (краткое изложение догматов церкви) путём добавления filioque (в латинском переводе Никео-Константинопольского Символа веры к догмату о Троице, в котором говорится об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, было добавлено «и Сына». — RT)», — пояснил историк.
«Первый явный раскол между Западной и Восточной церквями произошёл в 867 году из-за спора о каноническом подчинении новокрещёной Болгарии. Однако собор в Константинополе в 869—870 годах вновь воссоединил на время Восточную и Западную церкви», — рассказал Олег Ульянов в интервью RT.
Формальным поводом для конфликта тогда стали претензии Рима к законности процедуры избрания константинопольского патриарха Фотия. Однако фактически в тот период Римская курия пыталась проникнуть на Балканы, что противоречило интересам Византийской империи.
- Папа Римский просит помощи у Карла Великого на встрече под Римом
- Wikimedia commons
По словам Олега Ульянова, на глобальном уровне соперничество Рима и Константинополя было связано с различными трактовками первенства в христианской церкви.
«Римская концепция базируется на определении апостола Петра в Евангелии и утверждает преимущества церквей в зависимости от деятельности апостолов. А Константинополь, как Новый Рим, придерживается политического принципа первенства престолов, согласно которому церковная иерархия полностью подчинена политическому устройству христианской империи и зависит от политической важности церковных кафедр», — рассказал историк.
В Х веке острота конфликта снизилась, однако в XI столетии соперничество вновь стало ожесточённым.
Оформление раскола
В Средние века часть земель на юге Италии принадлежала Византии, а местные христианские приходы относились к юрисдикции Константинополя. Однако византийцам на Апеннинском полуострове противостояла Священная Римская империя и представители местного народа лангобардов.
Именно они в Х веке призвали на помощь норманнов, которые активно включились в политическую борьбу на Апеннинах. В первой половине XI столетия на юге Италии возникли два норманнских графства, которые в 1047 году приняли вассальную зависимость от Священной Римской империи.
На подконтрольных норманнам землях западные христианские обряды стали вытеснять восточные, что вызвало сильное недовольство в Константинополе. В ответ были закрыты храмы латинского обряда в столице Византии. Параллельно между греческими и латинскими богословами обострилась полемика относительно того, какой хлеб — пресный или квасной — нужно использовать в таинстве Святого Причастия, и по ряду других канонических и догматических вопросов.
- Интронизация патриарха Михаила Керулариоса
- Wikimedia commons
В 1054 году Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь своих легатов, которыми руководил кардинал Гумберт.
Патриарху Михаилу Керуларию папа передал послание, в котором изложил притязания на всю полноту власти в христианской церкви, ссылаясь на так называемый Константинов дар — документ, являвшийся якобы посланием императора Константина Великого папе Сильвестру и передававший Риму высшую духовную власть в христианском мире.
Впоследствии Константинов дар был признан подложным (подделка была изготовлена, предположительно, в VIII или IX веке во Франции), однако в XI столетии Рим ещё официально называл его подлинным. Патриарх изложенные в послании притязания папы отверг, и переговоры с участием легатов оказались безрезультатными.
Тогда 16 июля 1054 года папские легаты вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на его алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. Четыре дня спустя патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.
Последствия раскола
«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.
На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.
В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.
- Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
- donskoi.org
Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.
В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.
В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.
В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.
«Раскол христианского мира был обусловлен целым рядом богословских, политических и культурных причин. И прежде всего вопросом главенства Папы Римского», — пояснил в беседе с RT руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.
«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт.
- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване
- РИА Новости
- Сергей Пятаков
Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.
В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.
«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.
Источник: https://russian.rt.com/science/article/650444-raskol-hristianstvo-cerkov
Причины и последствия раскола между католической и православной церковью
Несмотря на то, что окончательное разделение православной и католической церквей официально произошло в 1054 году, множество противоречий между Западной и Восточной христианскими церквями возникало чуть ли не с самого начала появления Церкви Христовой.
Первой «ласточкой» грядущего большого раскола стал, как это ни удивительно, блаженный Августин, епископ Иппонийский (354-430 гг.), католический и православный святой.
Несмотря на то, что он совершенно не ставил своей целью раскол единой церкви, именно его работы, неправильно трактованные, стали основой зарождения течений, приведших впоследствии к возникновению католицизма.
При всем обилии поводов, приведших к расколу между католической и православной церквями, главная причина была одна ‑ раздел сфер влияния. Именно на этой почве возникали противоречия между Римом и Константинополем практически с самого начала существования христианства.
Однако, в XI веке это противостояние стало уже совершенно открытым: Рим потребовал у Византии главенства над христианской церковью, ссылаясь на то, что первоверховный апостол Петр, которому Христос сказал «Ты ‑ камень, и на камне этом Я воздвигну церковь Свою» был первым епископом Рима.
Однако, последующая разница между католиками и православными стала базироваться на глубоких догматических противоречиях.
Разница в вероучении у католиков и православных
Причин, приведших к разделению католической и православной церквей, было множество: этнические, догматические, обрядовые, имущественные, и даже разные языки при проведении богослужений. Стороны категорически отказывались идти на конструктивный диалог и примирение, в результате чего ситуация все больше обострялась.
Верующих византийского обряда возмущали все новшества, вводимые западной церковью, особенно обижало их то, что будущие католики в VII веке стали готовить хлеб для причастия из бездрожжевого теста. Восточные христиане увидели в этом возвращение к иудейским традициям, что еще сильнее усугубило раскол между католичеством и православием.
Апофеоза конфликт достиг в 1054 году, когда папские легаты, прибывшие в Константинополь, возложили на престол собора Святой Софии буллу об отлучении от церкви правящего тогда константинопольского патриарха, а спустя несколько дней патриарх отлучил от церкви легатов.
Тем не менее, мало кто мог тогда предположить, что различия между католиками и православными станут такими непреодолимыми, и раскол затянется на века.
Разделение католической и православной церквей
Возможно, со временем разница между православными и католиками постепенно стерлась бы, либо стала бы восприниматься как нечто должное, и списывалась на этнографические и национальные особенности, но, к сожалению, разделение православной и католической церквей было усугублено Крестовыми походами, один из которых закончился разорением Константинополя.
Тогда многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей, и их владения отданы в пользование римской церкви. В настоящее время, несмотря на то, что Ватикан постоянно поднимает тему экуменизма (всехристианского единства), православная церковь отвергает ее, налегая на то, что примирение возможно лишь при условии полного перехода католической церкви на догматическое учение православия.
Единственное достижение, произошедшее на пути к преодолению раскола между православной и католической церквями ‑ снятие в 1965 году взаимных проклятий. &1
Источник: https://sudba.info/prichiny-i-posledstviya-raskola-mezhdu-katolicheskoj-i-pravoslavnoj-cerkovyu/