19 января — Крещение-2020: все, что надо знать – от традиций до правил | ВЕСТИ
О празднике читателям «Вестей» рассказал митрополит Павел
19 января Православная церковь отпразднует один из великих двунадесятых праздников – Крещение Господне.
О празднике читателям «Вести.ua» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
«Крещение Христа». Картина Леонардо да Винчи
Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, он пришел на реку Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна Предтечи, который в то время там проповедовал и крестил людей.
Иоанн, понимая, что перед ним Спаситель мира, считал себя недостойным возложить руку на голову Христа. Но Иисус сказал ему: «Оставь теперь, потому что так надлежит нам исполнить всякую правду». Иоанн повиновался и во время крещения вдруг раскрылись небеса и Дух Божий в виде голубя спустился на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
«Каждый из нас старается принести в свой дом хоть немного крещенской воды – этой живой воды нашей веры. Водой омывался и Иисус Христос при Крещении в Иордане. Что же такое Крещение? Откуда его истоки? Крещение – это связь человека с Богом, завет между Богом и человеком.
Прообразом Крещения в Ветхом Завете, символом этого завета был чин обрезания младенцев мужского пола. По Закону Моисееву, данному ему Богом на горе Синай, всякий младенец-мальчик должен был принять обрезание на восьмой день по своему рождению и при этом быть наименован.
Во исполнение этого Закона принял обрезание и Сын Человеческий, и было наречено Ему имя Иисус», — рассказал митрополит.
Впервые Крещение совершает святой Пророк Иоанн Предтеча. Он был тем, кто подготовил современный мир к приходу Спасителя – Иисуса Христа.
Выйдя на проповедь грядущего спасения мира, Иоанн Креститель призывал народ к покаянию, ибо приблизилось – стало возможным для человека Царствие Небесное.
И говорил о том, что он крестит только водой, омывая грехи человеческие, а за ним идет Тот, Кто будет крестить водой и Святым Духом – во спасение души, и Которому он недостоин развязать ремни Его обуви.
Иоанново Крещение совершалось в покаяние, во имя Спасителя еще только грядущего, и потому Духа Святого, подобно нынешнему Крещению, не имело и не сообщало. «Мы же крещены Христовым Крещением, которое без Духа Святого и быть не может – благодатные дары Его мы воспринимаем при самом вступлении нашем в этот мир.
Поэтому последний великий Пророк Ветхого Завета Иоанн Креститель и полагал разность своего Крещения и Крещения Христова в том, что с пришествием Иисуса Христа людям будет дан Богом Закон новый, написанный не на скрижалях, а в сердцах, и будет Крещением Христовым сообщаться Дух Святой как необходимый дар Нового, высшего Завета», — пояснил Владыка.
Крещенский Сочельник: что можно и что нельзя делать в этот день
Накануне праздника, 18 января, отмечается Крещенский Сочельник. Его еще называют Навечерия Крещения Господня. В этот день установлен строгий пост: верующие постятся весь день, а вечером отмечают «Голодную кутю» или Святой вечер (наподобие Рождественского). Готовят постный рис, кутю, жареную рыбу.
- Поздравления с Крещенским сочельником
В этот день установлен строгий пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. Поэтому сочиво – это не просто обязательное, но и очень удобное блюдо. Рецепты кутьи на Крещение «Вести.ua» публиковали ранее.
В сочельник, после литургии, в храмах совершается великое освящение воды. Вода эта называется Агиасмой или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Гадания на Крещение
«Вести.ua» собрали самые поэтичные гадания на Крещение. Среди них, к примеру, гадание на вещий сон. Перед тем, как лечь спать нужно сказать: «Святой Самсон, покажи праздничный сон», и подумать о том, что ты хочешь знать. К примеру, как будет выглядеть будущий муж, когда замуж выйдешь или что тебя ждет в этом году. После этого нельзя с кем-либо разговаривать.
О других гаданиях читайте здесь.
Прорубь, сделанную для водоосвящения и купания на Крещение, называют также иорданью в честь реки Иордан, в которой крестили Христа.
В проруби, где воду уже освятили, будет нелишним искупаться – считается, что крещенское купание очищает от грехов и обеспечивает здоровьем на целый год. В столице для крещенских купальщиков оборудованы специальные места.
Как нырять на Крещение, чтобы не заболеть
Иллюстрация «Вести.ua»
«Вести.ua» выяснили, как подготовиться к купанию в проруби без последствий, а также — какую пользу и вред приносит данная процедура для организма. В частности, польза заключается в том, что это:
- Сеанс детокса.
- Усиливается кровообращение, за счет чего вредные вещества выводятся быстрее.
- Удар по инфекции.
- При погружении в ледяную воду температура тела на несколько секунд повышается до 40 градусов. При такой температуре болезнетворная микрофлора погибает.
- Улучшается настроение.
- Моржевание стимулирует работу надпочечников и происходит усиленная выработка гормонов счастья — эндорфина и серотонина.
Для того, чтобы купание прошло без неприятных последствий для вашего организма, соблюдайте несколько простых правил. Также следует учесть, что крещенский «заплыв» полезен не для всех. Подробнее читайте здесь.
«Вести.ua» подобрали поздравления с праздником в прозе, стихах и смс. Например:
Поздравляю вас с величайшими православными праздниками Богоявлением и Крещением Господним! Желаю, чтобы на вас сошла святая Божья благодать, чтобы тело и душа, омываясь освященной водой, насытились здоровьем, легкостью, отрадой, чтобы ушли боль, досада, разочарование, ненависть и пороки, а на смену им в душе воцарились мир, покой и согласие!
***
В светлый день Господнего КрещенияВам желаю всех земных щедрот.Пусть души и тела очищение
В этот день к вам с неба снизойдет.
Благ земных и Божьей благодатиПожелать я вам хочу сейчас.Пусть все будет вовремя и кстати,
Пусть Господь оберегает вас.
Пусть все в жизни вам легко дается.И пускай крещенская вода,Что сегодня отовсюду льется,
Смоет все плохое навсегда!
***
2 смс — 113 символов:
Смоет прегрешения без следа
Чистая крещенская вода.
С праздником добра и очищения —
Светлого Господнего Крещения.
Как правильно крестить ребенка и креститься взрослому
Накануне великого православного праздника – Крещения Господня – о правилах соблюдения таинства читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
В первохристианские времена люди обычно принимали Крещение в зрелом возрасте. Бытовало такое мнение, что креститься надо в преддверии смерти, чтобы стать чистым перед Господом, ибо Крещением упраздняются – смываются все грехи. Однако опыт жизни христиан первых веков показал, что позднее крещение человека неоправданно. В случае внезапной смерти, болезни человек оставался вне Бога, вне Его милосердия и заступления. И уходил из жизни, неся на себе свои грехи и грехи прародителей.
Источник: https://vesti.ua/strana/220466-kreshchenie-2017-vce-chto-nado-znat-ot-traditsij-do-pravil
Крещение Господа Иисуса Христа
Практически нет человека на территории нашей страны, который бы не знал о том, что в традиции Православной Церкви существует много праздников. Некоторые даже знают о том, что есть двенадцать очень важных праздников, которые называются Двунадесятыми.
Об одном из Двунадесятых праздников сегодня пойдёт речь. Это праздник Крещения Господня.
Икона с двунадесятыми праздниками Церкви. Крещение Иисуса Христа — в третьем ряду третье слева
Богоявление — древнейший праздник Церкви
Так случилось, что до IV века по рождестве Христовом праздники Рождества и Крещения праздновались в один день и носили название Богоявления. Восточная и Западная церкви праздновали его в один день 6 января по юлианскому календарю.
Позднее, Рождество и Богоявление стали праздновать в разные дни. Так это происходит и в наше время.
Праздник Богоявления был утверждён в честь великого события. Буквально, Бог явил Себя людям во всей Своей полноте в день крещения Спасителя.
Бог явил Себя людям в крещении Иисуса Христа
Крещение Иисуса в реке Иордан
В Евангелии от Матфея 3:13-17 мы читаем как происходило крещение Иисуса Христа:
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно принять от Тебя крещение, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»
Джеймс Тиссо. Иоанн Креститель и фарисеи
Иоанн Предтеча — пророк, крестивший Христа
Это событие не было тайным. Если посмотреть на того, кто крестил Иисуса Христа, то мы увидим пророка, которого почитали даже его враги. Пророк Иоанн был известен во всём Израиле. Каждый день к нему стекались люди, чтобы принять омовение покаяния в реке Иордан и научиться от него.
Его главным призывом ко всем, бедным и богатым, были слова:
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Он не боялся обличать власть имущих. В нём не было ни капли лицемерия.
Сам Христос сказал об Иоанне:
из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя.
Поэтому немало людей стало свидетелями того, как прозвучал голос Бога Отца с небес, который сказал об Иисусе Христе, что Он Сын Божий; Иоанн засвидетельствовал при всех что Дух Святой сошёл на Иисуса в виде голубя. Большинство людей увидели в этом событии странное зрелище, но были среди них те, кто стали ближайшими учениками Христа.
Место, где крестился Иисус, сохранилось до наших дней. Хотя река и изменила своё течение, но само место крещения Иисуса Христа остаётся местом паломничества.
Место крещения Иисуса Христа в старом русле реки Иордан
Возраст крещения Христа — возраст совершеннолетия
О том, в каком возрасте крестили Иисуса мы читаем в Евангелии:
Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати.
Господь принял крещение во столько же лет, во сколько лет израильтянин становился совершеннолетним. Такой традиции некоторое время придерживалась Восточная Церковь. Когда же большинство населения христианских государств стало христианами, крестить стали чаще младенцев, потому что все родственники уже были крещены.
Крещением Иисуса освящены все воды
Для того, чтобы совершить крещение, Иисус Христос вошёл в воды реки Иордан. Как говорят святые учителя Церкви, в это мгновение всё естество водное освятилось. Теперь не имеет значения в какой реке или каком водоёме совершается крещение, потому что освящены все воды.
В память об этом в праздник Богоявления, или Крещения Господня, во всех водоёмах освящается вода. Учитывая погодные условия в России, очень часто для того, чтобы освятить воду в реке или озере, приходится прорубать прорубь в форме креста. Эта прорубь называется Иордань.
Иордань — это крестообразная прорубь, куда погружаются верующие в праздник Крещения, подражая крещению Иисуса ХристаТроекратное погружение во имя Отца, Сына и Святого ДухаОсвящение воды в храме
Накануне праздника, в Крещенский Сочельник, во всех православных храмах совершается освящение воды. Эту воду хранят дома, как святыню. По-гречески она так и называется: агиасма, то есть, святыня. Эту воду верующие пьют по утрам с молитвой натощак. Когда же болеют, то её употребляют в любое время.
Молитва на употребление святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Ами́нь.
Молитвы праздничного богослужения
В Евангелии от Иоанна 1:18 написано:
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Именно это и произошло в тот день, когда Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Потом, спустя некоторое время Сам Господь скажет о Себе:
Видевший Меня, видел Отца.
Об этом в праздничном богослужении поётся словами особых молитв — тропаря и кондака праздника:
Тропарь Крещению Господню, глас 1
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,
Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:
Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,
возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,
и Дух в ви́де голуби́не,
изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние.
Явле́йся Христе́ Бо́же,
и мир просвеще́й, сла́ва Тебе.
Кондак Крещению Господню, глас 4
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,
и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,
в ра́зуме пою́щих Тя:
прише́л еси́, и яви́лся еси́,
свет непристу́пный.
Смысл крещения — просьба Богу о доброй совести
В древности крещение было омовением покаяния. Люди приходили к пророку, каялись в своих грехах и ритуально смывали их, словно умирали для грехов и воскресали для жизни по Закону Божию. Считалось, что весь груз грехов смывается водой. Иисусу Христу не нужно было омывать грехи, потому что Он не имел греха. Войдя в воды Иордана, он взял на себя все наши грехи и духовные немощи.
Апостол Пётр говорит об этом так:
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.
В такой великий праздник нужно помнить и об этом смысле крещения — о просьбе к Богу о доброй совести и об обещании Богу жить по этой доброй совести так, чтобы Богоявление затронуло и освятило и воды нашей жизни.
Источник: https://hranitel.club/309-kreshhenie-iisusa-hrista
Зачем Иисус принял Крещение и зачем это таинство нам?
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь;ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3,13-17).
Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен;но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним (Деян10,34-38).
Что такое Крещение и зачем оно нам нужно?
Для большинствалюдей, к сожалению, это просто обряд. Кто-то крестит своего ребенка «чтобы не болел», чтобы быть как все, чтобы мама или бабушка не «доставала». Многие крестят, в общем, не имея никаких аргументов (даже самых смешных).
В древности первые христиане крестили только взрослых людей, которые готовились к Крещению как минимум два года. Крещение являлось словно печатью, которая подтверждала, что человек принимает Иисуса Христа и Его учение в свою жизнь. Люди не просто верили в какого-то Бога. Люди всю свою жизнь подчиняли этому Богу и Его учению. Именно поэтому они так долго готовились.
Для первых христиан было абсолютно нормальным, что кто-то не был настолько способным, чтобы принять Иисуса и Его учение и поэтому должен был духовно расти, взрослеть в этом выборе. Принимающие Крещение, были верны учению Иисуса вплоть до мученической смерти, что часто и происходило. Для верующих принять Иисуса и Его учение и жить согласно этому учению, было единственным способом войти в Царствие Божие.
Христиане верили и продолжают верить, что крещение необходимо для спасения.
Однако со временем встал вопрос, а что происходит с детьми, которые умерли без Крещения? Неужели они идут в ад? А другой стороны, как крестить детей, если они не способны узнать учение Иисуса и принять Его как Господина своей жизни, подчиниться Ему? После долгих диспутов и споров родилась практика Крещения детей, за которых перед Богом отвечали взрослые верующие и которые обещали Богу, что воспитают этих детей в вере. Сегодня таких взрослых мы называем «крестными родителями».
Думаю, нет нужды сравнивать современную моду на Крещение с верой первых христиан. Не хочу даже задумываться над этими сравнениями истинной веры с современностью, чтобы не окунуться в горькую иронию и внутреннюю боль Хочу лишь показать истинный смысл Крещения.
Практика Крещения, принимаемая нами сегодня, возникла после Смерти и Воскресения Иисуса и после Сошествия Святого Духа. Эта практика связана не только с ритуалом, но прежде всего с принятием учения и Личности Иисуса Христа, Сына Божия. Поэтому не имеет смысла Крещение, когда ни сам крещенный, ни его родители, ни крестные не пошли за Господом, не приняли Его Учения.
Христиане верили и верят, что Крещение необходимо для спасения, но при условии, что человек сознательно идет за Господом.
Зачем крестил Иоанн Креститель?
Наше Крещение (в Имя Отца и Сына и Святого Духа) отличается от крещения Иоанна. Тот обряд омовения в Иордане, который проводил Иоанн Креститель, не был Крещением во имя Пресвятой Троицы. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водо; а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк 1,3-8). Иоанн был тем, кто готовил людей к встрече с Господом.
Как выглядела эта подготовка? Люди должны были исповедовать свой грех, увидеть зло в своей жизни и отвернуться от него, отречься, покаяться. А знаком этого покаяния и был обряд крещения в Иордане. Человек заходил в воду, исповедовал свои грехи, отрекался от них, обещал, что они больше не повторяться, а после Иоанн окунал человека с головой в воду. Это было знаком того, что человек смывает всю грязь своей жизни и чистым начинает жизнь как бы с нового листа.
Некоторые исследователи Библии говорят, что такой обряд мог произойти только раз в жизни. Поэтому решение отвернуться от зла должно было быть радикальным, однозначным и хорошо продуманным. Повторюсь: этот обряд не «забирал» грехи, а был только символом, желанием человека.
Можно сказать, что это была репетиция, и поэтому мы говорим о подготовке и именно поэтому Иоанн говорит: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Иоанн признает, что он использует только воду, только знак, а силы Божией в этом еще нет.
Это была подготовка, и она очень важна, просто необходима для нас. Бога может принять только тот, кто признает правду о своем грехе и отрекается от греха, прилагает усилие, старание, чтобы изменить свою жизнь. Когда этого нет, то тогда остается только в морозы бросаться в «крещенскую» воду и набирать ее как можно больше в церквах да костелах.
Но эта вода остается всего лишь водой, без силы, она не Господь!!! Думаю, что если бы во времена Иоанна Крестителя восточные славяне попали в Палестину, то не долго думая и не теряя времени, ведрами и пластмассовыми бутылками вычерпали бы весь Иордан, в котором стоял Иоанн, не очень задумываясь над тем, о чем он говорит, к чему готовит и Кого предсказывает.
Почему крестился Иисус?
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. Иисус сразу выходит из воды, так как не исповедовал грехов, потому что их не имел. Значит, для Него крещение в Иордане имело совсем иное значение, чем для большинства людей. Ему не нужно было каяться. Не случайно все евангелисты показывают крещение Иисуса в самом начале Его Миссии. К этому времени (Иисусу было 30 лет) мы о Нем почти ничего не знаем.
С момента же крещения для Иисуса начинается совершенно новый этап Его жизни. Он начинает публичную деятельность, Его миссия наполняется силой с Высоты. Именно поэтому Иоанн видит сходящего Духа Святого и слышит голос Отца Небесного. Иисус получает освящение, помазание, благословение своего Отца. Это как новое рождение.
Поэтому Он окунается в воду и под водой оставляет свои тридцать лет жизни, чтобы, вынырнув, начать новую деятельность — в силе Святого Духа.
Причем это «новое» вовсе не значит «спокойное и беззаботное». Трудно сказать, насколько Иисус тогда осознавал все, что Его ожидало. Насколько Он понимал, что встретится с непониманием людей, неприязнью, враждебностью, даже одиночеством, предательством и смертью. Но Он знал точно: начинается новый этап, новое задание, миссия, к которой Он смиренно и незаметно готовился тридцать лет.
Возможно, Ему не известно, что Его ожидает, но Он только что получил от самого Любимого и Дорогого силу, поддержку и обещание: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк 1,11).
Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним (Деян10,37-38).
Что сладко и легко не будет, Иисус понял сразу после крещения, когда тот же Дух, который сошел на Него как Сила от Отца, повел Иисуса в пустыню для борьбы с искушениями и сатаной: Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною (Мк 1,12-13).Иисус побеждает в этой битве, только благодаря Силе от Отца. Эта битва и победа могли произойти только после крещения.
ЧТОБЫ Слово стало плотью
Все мы когда-то крестились, либо нас крестили. Однако многие из нас не осознают мощь той силы, которую когда-то получили.
Поэтому каждый христианин должен сознательно, смело и добровольно не только отречься от греха и изменить свою жизнь, но также принять миссию и помазание, которое Господь приготовил для каждого из нас. Быть верующим — значит, не только не делать зла.
Быть верующим – значит всем своим существом согласиться с Божиим планом относительно тебя, на задание, которое Он дает тебе, принять свою миссию и в Духе Божием выполнять ее изо всех сил.
Через Крещение Бог нас усыновляет: Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим 8,14-17). Мы становимся братьями (сестрами) самого Иисуса и, подобно Ему, Бог Отец говорит нам: «Ты сын (дочь) мой (моя), тебя возлюбил Я».
Так зададим себе вопрос: «Осознаю ли я ту миссию, для которой меня предназначил Отец, стараюсь ли вообще узнать ее, или только жду, чтобы Он помог мне выполнить мою «собственную миссию», которую я сам определил (определила) для себя?»
Атор: отец Александр Жерносек
Источник: http://www.katolik.ru/blog/item/3703-zachem-iisus-prinyal-kreschenie-i-zachem-eto-tainstvo-nam?.html
Река Иордан – место крещения Иисуса Христа
Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь согласно Евангелию в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.
Место истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря)
ВИФАВАРА ПРИ ИОРДАНЕ
В Евангелии от Иоанна указывается точный адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель – Вифавара при Иордане (Ев. от Иоанна 1, 28). Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.
Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.
Карта Святой Земли в храме Святого Георгия (Мадаба, Иордания)
Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли, с указанием всех христианских Святынь.
Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.
Примечательно, что в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.
В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита основание, на которой как предполагали, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.
Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.
Вади эль-Харар — место крещения Иисуса Христа
После бурных дебатов, ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар — величайшая христианская Святыня.
Православный храм Иоанна Крестителя в Вади эль-Харар (Иордания)
Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Храм основан на том самом месте, где по преданию Иисус Христос оставил свою одежду, прежде чем окунуться в воды библейской реки.
Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.
В настоящее время в районе евангельской Вифавары как с иорданской, так с израильской стороны созданы все условия для паломников, желающих совершить обряд омовения или даже крещения в водах реки Иордан.
На переднем плане паломнический комплекс в Каср-эль-Яхуд (Израиль), на заднем плане в Вади эль-Харар (Иордания)
Со стороны Израиля паломнический комплекс расположен в Каср-эль-Яхуд (Qasr al-Yahud). Расстояние от Иерусалима до Каср-эль-Яхуд — 50 км.
Со стороны Иордании паломнический комплекс расположен в Вади эль-Харар, на картах Google это место обозначено как Аль-Махтас. Расстояние от Мадаба до Аль-Махтас – 40 км.
Израиль и Иорданию в этом месте разделяет только река Иордан, шириной всего несколько метров, граница между двумя государствами проходит ровно посередине.
Ярденит в израиле
Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль, задаются вопросом: где еще есть возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан?
Река Иордан, практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря, представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой находятся под пристальным наблюдением военных.
Место омовения для современных паломников на карте Святой Земли
С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря). В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит. Ярденит построен на землях, принадлежащих кибуцу Кинерет, и управляется членами этого кибуца.
Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)
Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан, на Иисуса сошел святой дух в виде голубя:
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». (Мк. 1, 9-11)
Именно эти слова, написанные на мемориальной стене по всей протяженности комплекс на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.
Цитата из Евангелия от Марка встречает паломников на всех языках на мемориальной стене комплекса
Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять на прокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, а так же различную сувенирную, косметическую и другую продукцию земли Израиля.
В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают «рыбой Святого Петра».
История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но, у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы.
Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.
Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)
Ежегодно сотни тысяч христианских паломников, со всех уголков земного шара, посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, различных христианских конфессий, которые совершают здесь обряд Крещения.
Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: «Можно ли пройти обряд крещения еще раз, на этот раз в водах реки Иордан?». Дело в том, что крещение – это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую, в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той, или иной конфессии.
Крещенные ранее паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения, во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана, во имя Отца, Сына и Святого Духа.
После купания рубашку рекомендуют высушить и не стирать. Считается, что если надевать ее во время болезни на больного человека, то он быстрее поправиться.
В центре можно получить именной Сертификат о совершении обряда омовения или крещения в водах реки Иордан.
Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)
Вся вода в реке Иордан изначально считается священной с того самого момента, когда в ее водах принял крещение Иисус Христос. И не важно, что комплекс Ярденит в Израиле находится не на том самом месте, где все это произошло на самом деле, ведь самое главное для нескольких сотен тысяч христианских паломников приезжающих сюда ежегодно не место, а искренняя Вера.
Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.
Самый лучший способ для посещения достопримечательностей – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать здесь.
Как добраться общественным транспортом: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.
Часы работы:
понедельник – четверг: 08:00 – 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 – 17:00
Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).
Booking.com
Что христианину посетить в Израиле
Источник: https://israeliblog.ru/christian-svaitini/reka-iordan-mesto-kreshheniya-iisusa-xrista.html
Иоанн предтеча
[Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя (пам. 24 июня — Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг.- Усекновение главы Иоанна Предтечи, 23 сент.- Зачатие Иоанна Предтечи, 7 янв.- Собор Иоанна Предтечи, 24 февр. и 25 мая — Обретения честной главы Иоанна Предтечи, 12 окт.- Перенесение десницы Иоанна Предтечи с Мальты в Гатчину).
Имя
В наиболее ранних исторических свидетельствах И. П. назван либо Иоанном, либо Иоанном Крестителем. Именование Креститель (ὁ βαπτιστής, букв.- Погружатель [в воду для ритуального очищения]) связано не только с тем, что И. П. крестил Господа Иисуса, но и с его необычной для иудейства дохрист.
эпохи практикой посредничества при ритуальном омовении (погружении в воду) (ср.: у Иосифа Флавия: ᾿Ιωάννου τοῦ ἐπικαλουμένου βαπτιστοῦ — Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2 (116)). В Евангелиях это наименование представлено в 2 формах — имени существительного (βαπτιστής) (12 раз в синоптических Евангелиях — Мф 3. 1; 11. 11, 12; 14. 2, 8; 16. 14; 17. 13; Мк 6. 25; 8.
28; Лк 7. 20, 33; 9. 19) и причастия активного залога в атрибутивной позиции (βαπτίζων) (Мк 1. 4 (в тех рукописях, где артикль перед причастием опускается, выражение можно понимать как составное сказуемое); 6. 14, 24 (в этих 2 случаях в ряде древних рукописей форма исправлена на βαπτιστής); Ин 1. 28; 3. 23). Исследователи, признающие существование источника Q (см.
ст. Евангелие), отмечают отсутствие в нем к.-л. др. эпитета у И. П.
Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ)
Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ)
Само по себе именование креститель уникально как для греческой, так и для иудейской традиции: помимо И. П. оно больше никому не принадлежало. Даже Иосиф Флавий, описывая очистительный обряд у др. пророка-проповедника Банна, использовал форму от глагола λούω (омывать), а не от βάπτω/βαπτίζω (погружать) (Ios. Flav. Vita.
II 11; ср. то же про ессеев: Idem. De bell. II 8. 5). Если предположить, что именование Креститель первоначально возникло на евр. или на арам. языке, то в основе его лежит корень — макать, окунать (4 Цар 5. 14; МТ — 2 Цар 5. 14); правда, появившиеся позже секты, к-рые считали И. П. своим основателем, использовали для обозначения своего обряда омовения название, производное от глагола — погружать, замачивать.
Предтечей И. П. стали называть только со II в., поскольку в Евр 6. 20 это определение прилагается ко Спасителю. Впервые по отношению к И. П. его, вероятно, систематически использовал гностик Гераклеон в толковании на Евангелие от Иоанна (см.: Orig. In Ioan. comm. VI 39. 197 // PG. 14. Col. 268).
В средневек. фольклорной традиции к И. П. прилагались и иные прозвания (напр., у слав. народов: Купала, Постник, Травник, Головосек, Игритель и др.).
Жизнь и служение
Источник: http://www.pravenc.ru/text/471450.html
Иисус христос супербизон! — журнал
Ученые узнают все больше об исторической личности, которую христиане считают Сыном Божьим и основателем своей религии. Ими был даже восстановлен предполагаемый облик Иисуса в полном соответствии с антропологическими признаками тогдашних палестинских аборигенов (см. иллюстрацию). А недавно профессор Гейдельбергского университета Герд Тайсен, специалист по Новому Завету, поделился с журналистами «Штерна» забавными и малоизвестными мелочами о жизни Христовой
Иисус христос супербизон!
«Надо всегда помнить, что ни один из распространенных сегодня образов Иисуса не нейтрален, — предупреждает Герд Тайсен. — Вокруг его облика и истории жизни всегда переплетены чьи-либо интересы»
Найденные недавно в Палестине глиняные таблички неоспоримо подтверждают: многое из описанного в Ветхом Завете — правда. Постепенно спадает полог тайны и с новозаветной истории.
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» — так начинается легенда, наложившая отпечаток на два тысячелетия и создавшая культуру «христианского Запада».
Между тем Иисус из Назарета — одна из самых расплывчатых фигур истории, как, впрочем, и большинство основателей других религий.
Однако последние научные данные проливают немного света на сына назаретского плотника Иосифа и на мифы, клубящиеся вокруг его фигуры. Так, например, недавно российские ученые, проверявшие дату возникновения Туринской плащаницы, пришли к выводу, что эта фальшивка была произведена в XIV веке
«Мифы о Христе вознесли умерщвленного на кресте Учителя в небо со всей фантазией Востока. Сначала посредством устной пропаганды. Затем воспоминания и домыслы записывались на свиток из пергамента и служили источником нынешних Евангелий.
Так подправленный и приукрашенный Иисус обрел привычные черты и окончательно стал Христом» — так теперь говорят уже не атеисты и безбожники, так говорит едва ли не каждый профессор теологии на лекциях своим студентам, а если он достаточно смел, то и «мирянам» вне стен университета.
Слишком уж много мифов вокруг Христа оказались разоблаченными.
Отделить историю Иисуса от легенд о нем по прошествии двух тысячелетий крайне трудно. Тому, кто хочет встретить «настоящего», «исторически достоверного» Иисуса, не остается ничего иного, как действовать терпеливо, подобно археологу — буквально зубной щеткой и тонкой кисточкой снимать слой за слоем, миф за мифом.
«В годы своей жизни личность Иисуса не вызывала сколько-нибудь значительного интереса тогдашней общественности, — говорит немецкий профессор, — и лишь благодаря рассказам и повествованиям о ее деяниях стала той фигурой, коей является сегодня».
Например, римский аристократ и историк Тацит, родившийся в середине I столетия н.э., пишет о назойливой секте «Христиане», действовавшей в годы правления императора Нерона: «Это название идет от Христа, казненного прокуратором Понтием Пилатом во время правления Тиберия.
Сие губительное суеверие было на очень короткий срок устранено силой, но позднее появилось вновь и распространилось не только в Иудее, где оно вообще возникло, но и в Риме, где собираются и свершаются мерзости и гнусности со всего мира».
Однако в деталях Тацит не безошибочен, ибо согласно надписи на найденной в 1961 году в Кесарии каменной табличке Пилат имел более скромное звание — префект.
Несимпатичного иудея, сторонники которого никак не желали отказаться от его учения, упоминают также Плиний Младший и Светоний.
Подробности о его жизни в этих источниках не встречаются, зато у творившего немного ранее иудейского историка и писателя Иосифа Флавия есть указание на интересную родственную связь: Иосиф сообщает о заседании в 62-м году синедриона, на котором был вынесен ряд смертных приговоров. Об одном из побитых камнями Иосиф говорит подробнее: «Брат Иисуса, называемого Христом, по имени Иаков».
О том же свидетельствует недавно обнаруженная надпись на стенке оссуария, служившего для захоронения умерших. Расшифрованная парижским ученым Андре Лемером надпись поистине сенсационна. Согласно ей в оссуарии хранились останки «Иакова, сына Иосифа, брата Иисуса». У Иисуса, таким образом, обнаружились не только родители, но и родные братья и сестры, что ввиду вечной целомудренности Марии, поднятой на уровень католической догмы, создает некоторые проблемы.
Ученые уже доподлинно знают, что было, что могло быть, а чего не было, что привнесено в Евангелия мифами — ясли, волхвы, Вифлеемская звезда «Дело в том, что тот, кого нужно было представить особенным человеком, — говорит Герд Тайсен, — должен был в соответствии с восточными традициями и на свет появиться особенным образом, с космическим предзнаменованием в виде собственной звезды, например, из чрева девственницы. Это так называемые фантазии по аналогии. Еще до Иисуса они вились вокруг египетских фараонов и властителей Вавилона. Да и греческая мифология густо населена чудесным образом зачатыми полубогами».
Все ясно и с переписью, из-за которой якобы Иосиф с женой отправляются из галилейского Назарета в иудейский Вифлеем. Толковую перепись с целью налогообложения подобным образом не проведешь.
Только в пропаганде своих врагов римский правитель мог выглядеть таким глупым, чтобы распорядиться о проведении переписи по описанному евангелистом Лукой способу. Вне Библии нет тому и ни одного доказательства.
Более того, историкам известно, что уже в древности чиновники действовали так, как действуют сегодняшние фискальные ведомства: налоги взимаются только по месту жительства!
Еще одна проблема Август, приемный сын Гая Юлия Цезаря, ставший императором после убийства Цезаря и правивший до 14 года н.э., не провел, как гласят официальные документы, ни одной налоговой переписи в масштабах всей империи! Правда, примерно в 6 году н.э.
была одна локальная перепись населения в Иудее, Самарии и Идумее. К тому времени Ирода, иудейского царя, якобы приказавшего «избить всех младенцев в Вифлееме», уже около десяти лет не было в живых, а Иисус, если верить Евангелиям, давно уже родился — «во дни царя Ирода».
Вот такая неприятная нестыковка.
Почему же легенды гласят, что Иисус родился в вифлеемском хлеву? А по идеологическим соображениям. Дело в том, что ветхозаветные пророки предрекали рождение мессии в Вифлееме. Пришлось евангелистам переместить туда новорожденного Иисуса, его маму и папу-плотника.
А вот могила первосвященника Каиафы, отравившего Иисусу конец его жизни, была найдена — этот человек действительно существовал.
Возможно, допускают некоторые исследователи, на самом деле произошла и встреча Иисуса с его «предтечей» — Иоанном, хмурым, аскетичным крестителем с Иордана Вообще говоря, событие это столь щекотливо для раннехристианских идеологов, что оно было бы наверняка обойдено молчанием, если бы о нем не знали тогда многие. Иисус принял крещение от Иоанна.
Но как это согласовывалось с его позднее провозглашенным верховенством? Разве не он по логике вещей должен был крестить Иоанна? Хуже того! Ритуальное иудейское омовение должно было согласно традиции снимать грехи. Но как и где Сын Божий вообще мог провиниться? Чтобы как-то объяснить это, приходится прибегать к хитрым теологическим уловкам.
Чем человек из Галилеи, который в этой маленькой провинции провел почти всю жизнь, привлек к себе всеобщее внимание? Мифическими изгнаниями злых духов, исцелением больных, насыщением голодных?.. Позднее еврейские раввины обвинят его в «колдовстве». Но Иисус не был, конечно, Гарри Поттером Древнего мира.
Просто у парня были мощная харизма и ораторский дар: документально засвидетельствовано большое число сторонников у этого проповедника. Верил ли он сам в то, что является Сыном Божьим? Этого никто не знает. Ясно лишь, что подобно многим современникам Иисус был убежден в том, что история близится к своему завершению. В обществе тогда широко распространились апокалиптические настроения.
Поэтому в своем предрекательстве Царства Божьего Иисус был не оригинален. Он окучивал ту грядку, которая была.
Но, видно, политическая угроза со стороны Христа существовала — и для храмовой касты саддукеев, и для оккупантов из Рима. И посему, как тысячи пророков и агитаторов до и после него, очередной неуемный бунтарь был без долгих разговоров приговорен к позорной смерти.
Кто ж тогда знал, что этого делать не стоило?..
Прочтение с немецкого Анатолия ЕГОРШЕВА
В материале использованы фотографии: из журнала «Штерн»
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2291405