Кто где сидит на картине Тайная вечеря

Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»

Кто где сидит на картине Тайная вечеря

Многие мечтают увидеть знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Это творение на века и тысячелетия! Лицезреть его вы можете в старинном итальянском городке Милане. Картина завораживает и притягивает, ведь этот библейский сюжет раскрывает нам тайны бытия и основы нашей жизни.

В уютном уголке Милана, затерявшемся среди зеленых улочек, можно увидеть монастырь Санта Мария дела Грацие. Недалеко от нее расположено здание трапезной, в которой находится шедевр, не перестающий поражать людей уже более пятисот лет – фреска, написанная великим творцом Леонардо да Винчи, имеющая название «Тайная вечеря».

Художник написал эту фреску по заказу Лодовика Моро, герцога, который в то время бы правителем Милана. Этот герцог был очень развратен, так как с ранней юности его окружали вакханки. Его жена Беатриче была тихим и скромным созданием, и неспособна была, отвадить герцога от его пагубных пристрастий. Однако Лодовико испытывал к ней глубокую привязанность и благоговел, считая ее своим ангелом-хранителем.

После ее безвременной кончины Лодовико Моро отчаялся, почувствовал себя разбитым. В отчаянии он сломал свой меч, перестал смотреть на детей и общаться с друзьями. Он заперся в своей комнате и пятнадцать суток оттуда не выходил. После этого он пригласил к себе да Винчи и открыл ему свое горе. Вот тогда и родилась у Леонардо идея создать свою самую знаменитую работу – «Тайная вечеря».

После смерти жены миланский герцог совершенно изменился, наложил вето на все развлечения и празднества и стал глубоко набожным человеком.

Сам сюжет фрески «Тайная вечеря» множество раз изображался другими творцами и до Леонардо. Среди этих картин можно обратить внимание только на фрески Гирландайо Доменико и на работу Джотто.

Сюжет фрески, изображенной на трапезной церкви Санта Мария дела Грацие, происходит в то момент, когда Иисус Христос обращается к своим ученикам: «Говорю вам воистину – предаст меня один из вас». В этой речи заключается кульминационный момент, высшая трагедия и вечная проблема человеческих взаимоотношений.

Это не только трагедия Христа, это также трагедия Высшего Возрождения, это момент разрушения безоблачной гармонии, и жизнь уже не кажется такой безмятежной.

На фреске Леонардо представлены не только персонажи из Библии, там еще присутствуют гиганты Возрождения, красивые и свободные, которые пребывают в тот момент в смятении ведь кто-то из них предаст Христа, каждый апостол почувствовал на себе ледяное дыхание неотвратимой беды.

На лицах присутствующих на трапезе после этих слов выразились совершенно различные эмоции – одни возмущены, другие опечалены, третьи поражены. Юный Филипп, готовый пожертвовать собой ради Христа, склонился к нему, а Иаков в трагическом недоумении развел руки. Петр схватился за нож, будто уже готовый растерзать предателя, а Иуда в правой руке сжимает мешочек с серебряниками

Фреска отражает такое великолепие и гамму чувств, что никого не может оставить равнодушной. Каждый элемент в ней выполнен с особой реалистичностью и правдивостью. Настоящими выглядят даже скатерть и каждая ее складочка, которой накрыт стол. Все действующие фигуры в картине Леонардо расположены к зрителю лицом. У Христа нет ореола, у апостолов – их атрибутов, с которыми их изображали на старинных картинах. Душевное беспокойство скользит в каждом лице, в каждом жесте.

«Тайная вечеря» — величайшее произведение да Винчи, которая не принесла ему радости в жизни. Глядя на эту фреску в наши дни, начинаешь испытывать чувство скорби из-за того, что время так все разрушает. Не пощадило оно и фреску. А Леонардо вложил в картину всю свою душу и любовь, это видно невооруженным глазом.

Люди, видевшие, как он писал эту фреску, рассказывали, что он частенько, бросив все свои занятии, бежал в монастырь Санта Мария дела Грацие, что поправить один маленький контур и провести незначительную черту в своем произведении. Он был помешан на этой работе и писал ее неотрывно с рассвета и до позднего вечера, забывая при этом и пить, и есть.

Бывали, правда, и такие дни, когда он несколько дней подряд не брал в руки кисть, однако все равно он сидел по несколько часов возле картины и рассматривал уже готовые элементы и фигуры. Приора монастыря такое поведение Леонардо порядком раздражало. Он считал очень странным, что художник большую часть дня может просто стоять и смотреть на картину.

По его мнению, у художника в руке всегда должна быть кисть. Приор даже пожаловался на это самому герцогу Лодовико, но тот остался на стороне Леонардо, сказал, раз художник так делает, значит так надо. Леонардо пояснил герцогу, что сначала картина должна появиться в воображении художника, в его уме, и уже после этого изображение надобно запечатлевать.

К образам апостолов Леонардо подходил с особой тщательностью. Он ежедневно искал моделей в плохих кварталах Милана, в которых проживали преступники и нищие. Там он и нашел модель, с которой написал образ Иуды – образ величайшего негодяя всех времен. В поисках моделей художник побывал во всех частях города. Вместе с бедняками он обедал в трактирах, рассказывал им различные истории, иногда грустные, иногда веселые, а бывало и страшные.

После этого он очень внимательно разглядывал лица слушателей, когда те плакали или смеялись. Если он замечал интересное выражение на лице слушателя, он сразу делал его зарисовку. При этом художник совершенно игнорировал настоятеля монастыря, а того это злило, он бесился, кричал и снова жаловался герцогу.

Однако как-то приор монастыря все же так надоел художнику, что он завил, что если не найдет лучшей модели для образа Иуды, срисует его с нескромного и настойчивого настоятеля.

Сама фреска пронизана трагедией, которую всколыхнули слова Христа. Перед зрителем предстает древняя евангелиевская трагедия. В ряду с другими апостолами сидит и предатель Иуда, хотя на старых полотнах Иуда всегда изображался отдельно ото всех. При этом на картине Леонардо да Винчи Иуда получился как-то более обособленным от других, несмотря на то, что сидит вместе со всеми.

В центре композиции находится Иисус Христос, который является источником всех страстей, бушующих на картине. У Леонардо Христос получился воплощением человеческой красоты, а не божества. Его чистое и нежное лицо окутано скорбью, он трогателен и велик, но, вместе с тем, остается человеком. А на лицах апостолов изображены страх, ужас, удивление настолько живо, что их можно принять за живых.

Шарль Клеман, французский исследователь, даже задался вопросом: «Сколько сил отдал Леонардо да Винчи своему творению, что так превосходно смог изобразить чувства каждого образа?» Сам да Винчи никогда не был религиозным человеком, и ни в одной его картине не прослеживается религиозная идея. Об этом свидетельствую его записи, в которых не найдено ни одного подтверждения его религиозности.

Считается, что вечерю апостолы устроили на горе Сион. «Горница Тайной Вечери» находится на втором этаже здания, построенном над гробницей царя Давида. Сионскую горницу именуют «матерью всех церквей», поскольку здесь была утверждена Церковь.

Итак, зимой в 1497 герцог в сопровождении свиты пожаловал строгую и простую трапезную монастыря, чтобы увидеть готовую фреску. То, что он и зрители увидели, совершенно не было похоже на подобные росписи, делавшиеся ранее. Они увидели потолок, а под ним невысокое возвышение.

На стенах, по задумке Леонардо, было изображено как бы продолжение трапезной монастыря. Само возвышение замыкалось тремя окнами, из которых можно было увидеть горный пейзаж. На возвышении были изображен стол, совершенно такой же, как и остальные столы в трапезной монастыря. Стол покрыт скатертью, точной такой же, как и другие скатерти в трапезной.

Посуда тоже ничем не отличалась. Иисус Христос в окружении всех двенадцати своих учеников сидел на этом возвышении. Таким образом, создавалось впечатление, что в трапезной присутствует Христос и апостолы. Это было вечное поучение монахам о том, что и в их столовую может пробраться предатель, а сам Спаситель беспокоится о каждой заблудшей душе.

Монахи ежедневно должны были видеть теперь на стене и Христа, и его предателя.

От центра фрески движение расходится вширь по фигурам и упирается в края трапезной. Взгляд как бы сам собой устремляется к фигуре Христа, голова которого освещена светом трапезной. Причудливая игра тени и света, придают лицу Спасителя необычайную одухотворенность.

Известно, что работая над картиной, тяжелее всего Леонардо было изобразить лицо Иисуса Христа. Сперва он тщательно изобразил лица всех учеников, посуду на столе, горный пейзаж за окнами трапезной. Несколько позже он изобразил Иуду, после длительных поисков модели.

Но лицо Христа осталось незавершенным.

Некоторые исследователи считают, что по правую руку от Иисуса сидит не апостол с тонкими чертами лица и рыжевато-русыми волосами, а женщина! Кто она – тоже тайна; быть может, Мария Магдалина? Подтвердить или опровергнуть это невозможно: слишком пострадала фреска от времени.

Изначально планировали «Тайную вечерю» держать в секрете, однако это не удалось. Отчасти виноват в этом был сам Леонардо. Работая над картиной, использовал для создания картины новую грунтовку и краски. Это позволило ему не торопиться, иногда останавливаясь, а также вносить изменения в картину. Сначала результат превзошел все ожидания, однако через пару лет на картине стали проявляться первые следы разрушения – отшелушивание красочного слоя и пятна сырости.

В 1500 году, в трапезной произошел потоп, частично повредив фреску. А спустя 10 лет Милан постигла страшная эпидемия чумы, и монахи совершенно позабыли о том, что в их трапезной есть произведение искусства. Они были заняты, спасая собственные и чужие жизни, поэтому забота о фреске отошла на последний план. Поэтому в 1566 фреска находилась в плохом состоянии.

Посреди картины монахи проделали дверь, через которую они попадали на кухню. Эта дверь уничтожила у Спасителя и нескольких апостолов ноги. А еще позже картина была обезображена большим миланским гербом, который повесили прямо над головой Христа. Постепенно картину все больше уничтожали.

В конце 17 века из трапезной сделали конюшню, и фреска покрылась конским навозом, а французские вояки развлекались, бросая кирпичи в апостолов.

Но даже в жалком состоянии фреска «Тайная вечеря» способна произвести неизгладимое впечатление. Франциск І, французский король, который в 16 веке захватил Милан, пришел от фрески в полный восторг и изъявил желание перевезти ее в Париж. Он готов был заплатить большую сумму тому, кто придумает способ, как переправить картину из Милана во Францию. Однако никто так и не придумал, как это сделать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия является национальной

Читайте здесь еще об Италии!

   

Источник: https://www.ice-nut.ru/italy/italy198.htm

Православная икона «Тайная вечеря»

Кто где сидит на картине Тайная вечеря

Святой образ, на котором демонстрируется знаменитый новозаветный сюжет, широко известен по всему миру. Эта христианская икона символизирует начало религиозного пути для человечества, а также является знамением нового периода в отношениях между Богом и Его детьми. Молитвы святому образу способны направить грешного человека на путь истинной веры, при помощи полотна верующий сосредотачивается на личном общении с Господом.

Иконография

На святом полотне изображено Таинство Причастия, вслед за которым празднуется Страстная Пятница. «Тайной» трапеза именуется потому, что Спасителя разыскивали, желали ложно обвинить в распространении христианского учения на территории Иудеи и хотели подвергнуть казни. В этот день Мессия и ученики в последний раз обедали вместе, Спаситель это знал, поэтому распространил среди своих последователей важнейшее церковное Таинство Причастия.

Икона «Тайная вечеря»

  • Трапеза совершается вечером, — это связано с сюжетом, описанным в Ветхом Завете. Евреи издревле отмечали праздник Пасхи, которая символизировала исход их предков из Египта и освобождение от рабства.
  • Ключевые события для иудейского народа произошли в ночное время. Каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и пометить кровью жертвы двери своих домов, что позволило избежать Божьего гнева, направленного на всех египтян. Многие жители Египта погибли в ту ночь, но евреи, ожидавшие спасения в своих домах, избежали смерти. Фараон, ощутив страх перед волей Господа, отпустил рабов во главе с преподобным Моисеем.
  • Христос устанавливает новозаветные обряды, где уже нет надобности в настоящей крови, ведь тем самым жертвенным ягненком (агнцем) становится Спаситель. Отсюда понятно значение иконы: здесь изображается новая эпоха взаимоотношений между Господом и человечеством. Сегодня в жертву приносят обыкновенный хлеб и вино, а в кровопролитиях нет нужды, ибо Иисус Христос лично искупил вину греховности. Святой образ чаще устанавливают над входом в алтарную часть православной церкви.

Важно! Евхаристия, изображенная на святом полотне, является центральным таинством Православной Церкви. В этом ритуале осуществляется приобщение к Божьей любви, которая заключена в жертве для человечества.

Читайте о других иконах:

  • Икона Рождества Христового
  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Царь Славы

Сила святыни

Главным персонажем святого образа является Иисус Христос. Сын Божий есть центр повествования, ведущегося в Евангелие. Поэтому православные люди имеют право читать любые молитвы перед этим образом, развивая в собственном сознании мировоззрение праведного человека.

  • Если «Тайная вечера» располагается в трапезной комнате, то перед приготовлением пищи необходимо прочесть молитву, обращенную к Всевышнему Творцу» («Отче Наш» или «Господи, благослови!»). Освященная еда проще усваивается организмом, улучшает самочувствие и способствует оздоровлению телесной оболочки.
  • Каждым вечером следует исповедоваться перед святым образом Христа и его учеников за греховные деяния, совершенные за прошедший день. Нужно просить у Господа прощения и благодарить Творца за милосердие, терпение и любовь, которая доступна истинным христианам.
  • Перед ритуалом причастия в стенах храма необходимо обратиться к иконе и помолиться о благоприятном завершении таинства. Вблизи именно этого образа православный народ вымаливает у Всевышнего Творца благословение на принятие Святых Даров, то есть хлеб и вино, олицетворяющих тело и кровь Спасителя.
  • Икона способствует улучшению взаимоотношений между Господом и всеми людьми. Человек обращается к «Тайной вечере», если желает поделиться личными переживаниями, заботами и обрести гармоничное состояние души.

На заметку! Святыми Дарами называют освященную пищу, силою Духа измененную в тело и кровь Искупителя. Божественный хлеб и вино преподносят во время литургии. 

Так как в Богочеловеке заключается две природы, то Господь символично и таинственно пребывает в пище как человек и как Бог. Он способен находиться в небольшой частичке еды, потому что является вездесущим и всемогущим, несмотря на то, что материальный мир раздроблен и терзаем противоположностями.

Православная икона «Тайная вечеря»

Богословское обоснование «Тайной вечери»

Один из последователей Иисуса Христа был потерян в духовном плане, так как принял решение продать учителя и друзей за тридцать серебряников. Если углубиться в суть проблемы Иуды, станет понятно: веру может предать каждый и в любое время, но не всякий способен искренне раскаяться в совершенном предательстве.

Общее значение образа передается не сюжетом, красками, цветом фона, персонажами и их жестами, а чувством того, что Господь бесконечно ожидает грешника и ждет полного раскаяния.

Читайте о покаянии:

В разных версиях «Тайной вечери» Иуда всегда изображается тем или иным образом, посредством которого наблюдатель понимает, что именно он есть предатель Христа. К тому же только у него нет нимба вокруг головы, что говорит о нечистоте его разума. Фигура Иуды демонстрирует некую нелепость, а поведение этого человека не согласовывается с праведностью Христа и апостолов.

Так иконописцы пытаются подчеркнуть падение и смятение всякого предателя.

История написания образа

Знаменитый художник Л. да Винчи написал фреску, где изобразил Христа на своем последнем ужине. Он создавал свое произведение в конце XV столетия, сегодня картина хранится в одном из миланских монастырей. Живописец использовал уникальную технику рисования, в центре картины находится Христос, а апостолы разбиты на группы и изображены с боков от Спасителя.

Однако картина итальянского живописца и христианская икона преследуют различные цели. Л. да Винчи желал показать не смысл новозаветного сюжета, но реакцию апостолов на известие о предательстве своего учителя.  Ни один создатель этого священного образа не смог четко описать место проведения трапезы.

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Исторические источники утверждают: на период деяний Христа в Иудеи не было длинных столов и стульев, — люди сидели на подушках, а пища лежала на лавках. Поэтому возникло предположение, что обеденный стол есть символ и напоминание о ритуале Евхаристии, которая совершилась по научению Спасителя впервые. Этот предмет мебели, привычный для нас, — прообраз церковного престола в алтарной части храма.

Православный интернет-магазин Святцы.Орг — иконы «Тайная вечеря».

Празднование и народные приметы

Церковь выделила особый день Страстной недели, чтобы вспомнить события Тайной трапезы. Православный народ с колоссальным благоговением вспоминает Великий Четверг и таинство, которое совершил Христос. Верующие люди также сопереживают сильнейшим страданиям на Голгофе, оплакивают предсказанную в Писаниях кончину и радуются воскресенью. А под конец богослужений христиане стараются приобщиться к учению Спасителя посредством исповеди и ритуала Евхаристии.

  • «Чистым» этот день называют неспроста: каждый христианин обязан посетить баню и принять обычную ванну.
  • У крестьян на Руси была традиция идти до ручья и набирать полное ведро воды. Существовало предание, что освященная «четверговая» вода способна смыть все грехи, накопленные за год.
  • Здоровье возвращалось, если человек бескорыстно отдавал реке личную вещь, следом за ней течение уносило все болезни и невзгоды.
  • Однако русские женщины не имели времени посетить реку, на их плечи возлагалась ответственность приготовления большого стола. Они растирали творог, пекли вкусные куличи и скоромные блюда, которыми угощали родственников и пришедших гостей. Дети же занимались покраской яиц на Пасху, до которой оставалось совсем немного времени.

На заметку! Церковь разрешает размещать «Тайную вечерю» в иконостасе, созданном в домашних условиях, над изображениями Богородицы и Мессии. Икону также можно установить в трапезной комнате, где в кругу семьи проходят уютные обеды.

Перед приемом еды у христиан принято произносить молитву. День памяти иконы приходится как раз на Великий Четверг, предвещающий пасхальные торжества.

В священном полотне «Тайная вечеря» верующие наблюдает переломный момент, после которого Спаситель продемонстрирует божественную природу апостолам и покажет пример жертвенности ради любви к Творцу. Воспоминания о событиях, свершившихся в Великий Четверг, помогают христианам не терять веру в трудные минуты, трансформируя горечь в надежду и духовную радость.

Икона Тайная Вечеря

Июл 29, 2019 14:50 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/ikona-tajnaya-vecherya.html

Тайны картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Кто где сидит на картине Тайная вечеря

Истинно великие произведения искусства можно бесконечно созерцать и бесконечно описывать. От этого они не теряют очарования, но могут утратить свое предназначение. Поиски все новых – тайных и явных – смыслов уводят исследователей от первоисточника тем дальше, чем больше проходит времени с момента его создания и чем соблазнительнее конъюнктурная подоплека его тщательного изучения.

Так произошло и с картиной «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая не нуждается в дополнительном представлении, тем более что ранее Blogoitaliano уже достаточно подробно писал о ней.

Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, музыкант, изобретатель

Необходимость в еще одной статье, посвященной великой картине (а точнее, фреске), очевидна. Произведение столетиями вызывало и вызывает слишком много вопросов, которые требуют если не обстоятельного освещения, то хотя бы упоминания.

История создания: штрихи к портрету заказчика

Заказчиком фрески выступил миланский покровитель Леонардо, герцог Лодовико Сфорца – личность весьма неординарная, что было вполне в духе того времени. Сластолюбец, интриган, заговорщик, убийца – и искусный дипломат, вдохновенный строитель, любитель музыки и живописи.

Его личным другом был настоятель доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, домовой церковью семейства Сфорца – церковь при монастыре.

По большому счету роспись трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, начавшаяся в 1494 году, была данью тщеславию герцога, а сама трапезная предназначалась не столько для братии, сколько для торжественных приемов.

Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Только представьте: за главным столом восседает все семейство Сфорца, над ними – по католической традиции – распятие, а на противоположной стене, за таким же длинным итальянским столом – Христос и апостолы – та самая картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Кто бы отказался вкусить даров земных в таком обществе?

Распятие тоже было не из простых, и именно с него начались работы по росписи трапезной. Это огромная сюжетная фреска, над которой трудился художник Донато Монторфано и которая сегодня считается единственным подписанным творением этого мастера.

Но и это еще не все. Изображения Лодовико, его отца Франческо Сфорца, его жены Беатрисы Д’Эсте и сына Массимилиано были размещены в нижней части фрески «Распятие». Они были написаны в 1497 г., уже после смерти супруги герцога, и их автором был уже не Монторфано, а Леонардо да Винчи.

Фреска “Распятие” Донато Монторфано

К сожалению, во время бомбардировки Милана в 1943 году пострадала именно нижняя часть фрески, и от этих изображений остались лишь 2 фрагмента. Полностью были разрушены и росписи боковых стен трапезной, и только стена, где находилась «Тайная вечеря», обложенная мешками с песком, уцелела полностью.

Тайная вечеря: сюжет и композиция

Сюжет Тайной вечери Христа с учениками был одним из самых популярных в средние века и Эпоху Возрождения. По обычаю, ее изображение иллюстрировало либо таинство Евхаристии (Святого Причастия, то есть превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову), либо одновременно сразу 2 эпизода: слова Иисуса о том, что один из его учеников предаст Его, и причащение учеников.

Эти эпизоды вызывали наиболее острые теологические споры на протяжении средних веков, тем более что при сопоставлении текстов Евангелий было неясно, присутствовал ли Иуда при этом таинстве или нет.

Именно поэтому (и, конечно, из-за предательства) его фигура зрительно дистанцировалась от всех остальных фигур. Иуда мог сидеть по другую сторону длинного стола, над его головой мог быть черный, а не золотой нимб, его одежды контрастировали с одеждами Спасителя и Апостолов.

В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа

Леонардо был первым художником, изобразившим Иуду вместе со всеми остальными учениками Христа, хотя ранние эскизы свидетельствуют, что первоначально он не собирался нарушать традиционные композиционные принципы.

Однако впоследствии все-таки отказался от этого замысла, пожелав создать изображение в соответствии с пропорциями «золотого сечения», то есть так, как воспринимает зримое человеческий глаз.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда у светлан день ангела

В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа, будто залитая светом из центрального окна и своей формой напоминающая устремленный ввысь треугольник – символ Святой Троицы. За окнами – пейзаж, в котором угадывается ландшафт местности близ озера Комо, что в 40 км от Милана.

Апостолы размещены группами по трое, но, помимо фигуры Иисуса, над головой которого сходятся все линии перспективы, взор зрителя мимолетно скользит по очертаниям еще одного треугольника, где и проходит золотое сечение – между Спасителем и Иоанном – и также устремляется ввысь в религиозном экстазе, уже потом останавливаясь на сидящих слева от Христа.

« и один из вас предаст Меня»

Вместе с тем да Винчи не отказался от другой традиции, согласно которой предавший Христа не должен был встречаться взглядом со зрителем.

Иуда на фреске Леонардо резко откинулся назад, попутно уронив солонку (классический недобрый знак) и сжимая в руке кошелек (указание на предательство, а также, по тексту Евангелия от Иоанна, на то, что он был казначеем общины).

Другой рукой он тянется за хлебом, согласно Евангелию от Луки, где на это имеется прямое указание (« рука предающего Меня со Мною за столом»), при том, что остальным ученикам после слов Спасителя о предательстве явно не до трапезы. На зрителей они тоже не смотрят, и это лишний раз подчеркивает: вечеря и в самом деле тайная, скрытая от чужих глаз.

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

Не отступает Леонардо и от другой традиции – одновременного изображения 2-х последовательных эпизодов, объединенных в 1 сцене. Причащение иллюстрируется почти буквально: правая рука Христа протянута к хлебу, из запястья левой тугой струей бьет кровь. В связи с этим у зрителя возникает двойственное впечатление от представленной сцены.

Часть Апостолов явно возмущена словами Иисуса о предательстве, часть – выражает вполне естественную человеческую (!) реакцию на внезапное появление раны. Причем изумление вызывает не сама кровь (в XV в. вид крови никого бы не испугал), а именно чудо ее появления, что характерно для религиозного мировосприятия.

Мастерски изобразив и изумление, и негодование, Леонардо, в отличие от более ранних художников, действительно сумел объединить 2 эпизода в одной сцене Тайной вечери.

Первые эскизы Тайной вечери находятся в Венецианской Академии

В какой-то степени художнику при помощи изобразительного искусства удалось разрешить и застарелый теологический спор о присутствии/отсутствии Иуды при таинстве.

Но есть на фреске еще один элемент, усиливающий незаметно для современного зрителя общее впечатление от картины, как от проникнутого истинной религиозностью произведения.

Рыба на столе – это еще один евхаристический символ, отсылающий зрителя к 3-му (снова цифра 3) эпизоду о насыщении народа в пустыне хлебами и рыбами, а также раннехристианский сакральный знак Иисуса и веры в Спасителя.

Где и как посмотреть фреску

Как мы уже писали выше, на BlogoItaliano есть еще одна статья, посвященная знаменитой фреске. В ней мы подробно остановились и на самом что ни на есть прикладном вопросе – где и как можно лицезреть Тайную вечерю.

Отправляясь в Милан и желая увидеть этот шедевр Леонардо да Винчи, примите во внимание, что билеты для осмотра фрески очень желательно покупать заблаговременно.  Дело в том, что ежедневно в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие может попасть искусственно ограниченное количество посетителей.

А поскольку билеты на просмотр Тайной вечери можно приобрести через интернет (на этом сайте), это создает естественные сложности с покупкой «день в день»: все доступные квоты попросту выкупаются заранее. Нередки случаи, когда билетов в кассе не остается даже за 2 месяца до предполагаемой даты визита в Милан.

Источник: https://www.blogoitaliano.com/goroda-italii/milan/tajny-kartiny-tajnaya-vecherya-leonardo-da-vinchi.html

Фреска «Тайная вечеря»

Дата создания: 1495-1497 годы.Тип: темпера.

Габариты: 460*880 см.

Тайная вечеря

Один из известнейших мастеров эпохи Возрождения получил заказ на масштабную фреску, изображающую Тайную вечерю в трапезной церкви Санта-Мария Грацие в Милане. Очевидно, что Лодовико Сфорца был инициатором этого заказа, так как он пожелал сделать щедрый подарок братству доминиканцев. Герб семьи Сфорца можно разглядеть в арке, располагающейся над комнатой, где происходит Тайная вечеря.

Филипп, Матфей, Иуда Фаддей.

На первых набросках композиции, Винчи задумывал изобразить момент передачи куска хлеба Иуде, обозначавший то, что Христос будет предан именно этим апостолом. Однако, в версии дошедшей до нас, концепция изменена. Мастер не изображает фрагмент Страстной недели Христа. Благодаря тому, что ученые знают о подготовительном этапе создания фрески ясно, что Леонардо, в окончательной версии работы, предпочел изобразить момент идентификации Иуды как предателя.

Варфоломей, Иаков Младшй, Андрей.

Картина изображает Христа за пасхальной трапезой с апостолами. В комнате за спиной Христа и апостолов — три окна, из которых открывается вид на окружающий пейзаж. Леонардо дотошно прорисовал далекие деревья и холмы: этот ландшафт напоминает миланские пейзажи. Художнику удалось добиться эффекта трехмерного изображения, сделав стол частью стены трапезной. Как написано в Евангелии (Мф.

26: 17-29), стол для этой вечери был уставлен пасхальными блюдами, фруктами и вином. На фреске Леонардо — блюда с угрем и апельсинами — любимой едой художника. Все апостолы сидят вдоль стола, с противоположной от зрителя стороны, что дает возможность наблюдать даже их обувь под столом. Реалистично написана скатерть и блюда, стоящие на ней, справа и слева от стола края скатерти свисают совершенно одинаково.

Симон Петр (позади), Иуда, Иоанн.

Леонардо разделяет 12 фигур на 4 подгруппы, по три человека, создавая полотно, где каждый из героев обладает индивидуальными чертами: они кричат, разговаривают, поворачиваются, их лица выражают недоверие и замешательство.

Разнообразие ракурсов, поз и жестов напоминают иллюстрацию к физическим законам оптики и динамики. Будто капля, упавшая в неподвижную емкость с водой, слова о предательстве одного из апостолов нарушают состояние равновесия.

Эта аналогия, в купе с исследованиями оптики Леонардо, заставляют рассматривать фреску как совокупность достижений науки и изобразительного искусства.

Фома, Иаков Старший, Филипп.

Христос

Фигура Христа расположена в центре картины, как всегда в картинах на евангельский сюжет. Леонардо изображает его молодым человеком. Спокойное выражение лица вызывает удивление и недоверие апостолов к тому, что один из собравшихся за этим столом предаст его.

Леонардо передает именно этот момент трапезы, противопоставляя умиротворенность Иисуса возбуждению его учеников, которые переглядываются друг с другом, жестикулируют, недоумевая, кто же из них может решиться на такое. Они то и дело обращаются к Христу с вопросом: «Не я ли, Господи?..» — и с содроганием сердечным ждут ответа. Леонардо помещает фигуру Христа в центр стола.

Все композиционные линии картины сходятся в одной точке — к голове Христа, создавая центростремительную перспективу.

Арка

В центральной арке изображен герб Лодовико Сфорца и его жены, надпись гласит: LU(dovicus) MA(ria) BE(atrix) EST(ensis) SF(ortia) AN(glus) DUX (mediolani). В арке слева — герб сына Лодовико Массимилиано с текстом. Текст в правой арке соседствует с гербом герцога Бари, принадлежащим второму сыну Лодовико, Франческо.

Фреска в наше время

Роковые ошибки в ранних попытках реставрации полотна пагубно сказались как на первоначальных цветах фрески, так и на выражении лиц, очертаний фигур. Но последний этап ознаменовал новую веху в методологии реставрации, а также пролил свет на некоторые детали, скрытые под слоями краски, нанесенными после того, как Леонардо отложил кисть. Кроме того, стало известно и о сложнейших экспериментах с освещением, о концептуальных задумках относительно перспективы.

Безусловно, труд такого масштаба, такой проработанности и важности как для искусства, так и для науки, задает больше вопросов, чем дает ответов, а также заслуживает более подробного ознакомления с собой. Историки и искусствоведы посвящают жизни исследованию шедевра, постепенно раскрывая некоторые тайны фрески, однако все загадки и послания великого Леонардо вряд-ли будут расшифрованы.

Фреска «Тайная вечеря» обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

Религия

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/freska-tajnaya-vecherya.html

Есть ли тайны у «Тайной вечери»? (символика, мистификации, тайны)

Это было так неожиданно.

«Тайная вечеря» оказалась другой. Фреска настолько отличалась по внешнему виду от растиражированных копий, что я в первое мгновение просто оторопела. Потом смотрела-смотрела-смотрела, не могла оторваться.

Так выглядит трапезная сегодня: затененное помещение, группы туристов каждые 15 минут

Сюжет «Тайной вечери» или О чем же на самом деле «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?

Исследователи исследовали. Спорили веками.

Изучали оставшиеся зарисовки художника, сравнивали его замыслы и наконец все-таки пришли к единому выводу (вроде как к единому).

Изначально Леонардо да Винчи, судя по его эскизам, которые хранятся в Королевской библиотеке Виндзорского замка,  задумал чуть другой сюжет. А именно за основу был взят эпизод Евангелия от Иоанна. После того, как Учитель объявил о том, что один из его учеников предаст Его, они были смущены и обескуражены его словами.

«Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».

То есть, первоначальным замыслом у художника был именно этот сюжет – указание на предателя. Часто так и интерпретируют «Тайную вечерю». Ведь, казалось бы, все правильно: вот Иисус, вот его ученики, вот они отпрянули от Него, услышав странную весть.

Надо сказать, что именно эти строки («И, обмакнув кусок, подал Иуде») были объектом изображения Тайной вечери много веков. Поэтому неудивительно, что первоначальный замысел художника соответствовал всеобщей концепции.

Но Иисус на фреске не обмакивает хлеб, не подает его Иуде – другие жесты и позы участников ночного ужина  написаны на стене монастыря.

Так что же изображено на фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?

На фреске, по мнению исследователей, представлен предшествующий вышеизложенной ситуации момент. А именно – само то мгновение (и это важно), когда Иисус говорит:

«Один из вас предаст меня».

Эти слова вызывают сильнейшую эмоциональную реакцию Его последователей. Вот что важно понять: здесь изображена мимолетная и очень яркая реакция на слова «Один из вас предаст меня» –  у каждого ученика она своя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем заключается философия буддизма

Первый ключ к пониманию «Почему это шедевр»: в традиционной иконографии характерен момент, когда Иоанн припал к груди Христа; Леонардо да Винчи написал момент ДО указания на предателя. И в этом тоже было его новаторство.

В чем  замысел Леонардо да Винчи в «Тайной вечере»? 

Апостолы и Иисус сидят за длинным столом, покрытым белой скатертью. Этот стол – как сцена, за которым разыгрывается главное действо. Всё и все на виду, никто не спрячется, композиция развернута прямо на зрителя, в каком месте зала он бы не находился.

«Один из вас предаст меня».

Именно это – отправная точка, после которой будет разворачиваться самый главный сюжет в истории человечества. Еще немного времени — будет и само предательство, будет и распятие. Но не это главное на фреске.

Самое важное – то, что Христос знает обо всем. Он все знает и полностью принимает свою участь. Он никого не осуждает, потому что предательство – такая же необходимая часть сюжета, как и все остальное. Если бы Иуда не решился на предательство, то что было бы тогда?..

Оптические иллюзии Леонардо да Винчи на фреске «Тайная вечеря»

  •  Стол настолько длинный, что создается оптический эффект, будто в центре он бОльшей высоты. Благодаря этому фигура сидящего Христа как бы выдвигается вперед.
  • Голова Христа меньше (33 см), чем головы апостолов (36-37 см). Что помогает мгновенно сконцентрировать наше внимание на главном персонаже фрески.
  • Мы на репродукциях всегда видим это произведение в отрыве от контекста, то есть помещения, где оно находится. Но помещение для понимания этого шедевра очень важно! Посмотрите на фото внизу. Все сделано так, чтобы вам казалось, будто Иисус с апостолами находятся с вами в одной комнате (будто все происходит на наших глазах).
  • А именно:
  • 1)  Сложнейшее решение по свету, который исходит из трех источников (окон за спинами персонажей). Свет как бы отражается от левой стены, осветляя правую, а также лица нарисованных людей. Это продумано и создано с учетом освещения реального помещения.
  • 2) Гобелены (те самые темные прямоугольники вдоль нарисованных стен, увы, рисунка своего практически не сохранившие) выписаны  от краев фрески так, чтобы казалось, будто они находятся на настоящих стенах, уходящих вглубь комнаты; при этом а настоящие стены будто являются продолжением нарисованных.
  • 3) И тогда кажется, что Христос с апостолами присутствуют здесь, рядом с вами, в этой трапезной монастыря; воображаемая трапезная, в которой размещены Христос и апостолы, будто является продолжением реальной трапезной, где ели монахи.
  • Вдумайтесь, какая идея! Монахи одновременно пребывают в двух мирах — реальном (как обычные люди) и в ирреальном (как монахи). И Христос с апостолами — как воплощение ирреального мира — вдруг будто присутствуют здесь, в мире человеческом, рядом с монахами. Которые во время поста вкушают только хлеб и вино. «Хлеб — это тело мое, вино — кровь моя» Иисус на фреске правой рукой указывает на хлеб, как бы говоря: это тело мое. Примите меня в себя. (Христиане знают, что Иисус Христос ввел Таинство причастия, предложив ученикам хлеб и вино как плоть свою и кровь.)
  • Первого, кого мы видим на фреске «Тайная вечеря» — это Иисус Христос

 Символика «Тайной вечери»

Слова Христа обрушиваются на апостолов, как звуковые волны, передаваясь от одного к другому. Леонардо да Винчи, как известно, был не только живописцем. Он изучал законы акустики, оптики и динамики.

И фигуры учеников, со всем многообразием их поз и жестов, как бы являются подтверждением его слов: «Камень, который ударяет по поверхности воды, вызывает образование кругов вокруг себя; эти круги распространяются до тех пор, пока не потеряются; и точно так же воздух, по которому ударяет звук голоса или шум, приходит в круговое движение».

Слова Христа – это воплощение Силы «Перводвигателя» (из теории Леонардо да Винчи о Боге ). Словом Божьим проникнута вся сцена, которая наполняет жизнью и движением все мироздание.

Но Леонардо не только вложил  в произведение результаты своих научных исследований (об акустике и динамике), но и наполнил аллюзиями на Страсти Христовы:

— жест Христа с раскрытыми руками, как бы говорящий «Да, Я готов; Я открыт для вас; Я ваш» — приношение Иисуса себя в жертву;

— указание Им на хлеб («Это тело Мое»), которое Он отдает для распятия на кресте;

Рука Иисуса Христа (фрагмент фрески «Тайная вечеря»)

— крестообразная поза Христа (руки разведены, ноги скрещены. Сейчас изображения ног нет (там был пробит когда-то дверной проем), но сохранились рисунки и эскизы с этой позой) – уже прямой намек на распятие;

— и снова мы возвращаемся к помещению, где написана фреска, то, чего многие не знают — на противоположной стороне трапезной изображено само распятие Христа (художник Д. Монторфано) – да Винчи как бы предупреждает зрителей на своей работе, что потом будет распятие: да вот оно, впереди, напротив, близко; уже прописано в Судьбе;

— зашифрованное число три: 1. апостолы разбиты в группы по три человека; 2. в глубине комнаты три окна;фигура Христа выполнена в форме треугольника. Возможно, это аллюзии на Святую Троицу.

Источник: https://www.artola.com.ua/tainayavecherya/

Чья рука изображена на картине «Тайная вечеря»

Кириллица

Необыкновенная фреска кисти Леонардо да Винчи под названием «Тайная вечеря» всегда привлекала многочисленных исследователей и любителей всевозможных загадок. Каких только тайн не нашли энтузиасты в работе да Винчи! Одной из них и является изображенная на шедевре рука с кинжалом.

Чья рука?

С первого взгляда можно подумать, что рука с кинжалом (или ножом) появляется, будто из ниоткуда, а точнее из-за спины одного из апостолов, Иуды. Кажется, что рука не принадлежит никому из присутствующих за столом, так неестественно она выглядит. Однако большинство исследователей склоняются к мысли, что эта рука является частью тела Петра (четвертый слева). Петр подбоченился, поэтому зрители сразу и не могут понять, откуда возник кинжал.

Зачем же апостол явился на тайную вечерю с оружием? Дело в том, что, согласно религиозным текстам, Петр был одним из самых эмоциональных, вспыльчивых и импульсивных учеников Христа. Он не единожды отрекался от своего учителя, но и в то же время активнее всех защищал его.

Например, именно Петр бросился на стражников, когда те по наводке Иуды пришли арестовывать Иисуса: «Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо» (Ин. 18, 10).

Получается, что Петр и в самом деле носил с собой оружие. Почему бы ему было не прийти с ним и на вечерю? Возможно, до определенного момента Петр прятал нож, но после слов Иисуса: «Один из вас предаст Меня» (Мф. 26, 21; Мр. 14, 18; Ин.

13, 21), апостол снова приготовился защищать своего учителя. Напряженности картине придает то обстоятельство, что Петр что-то говорит на ухо Иоанну, а прямо между ними сидит предатель Иуда.

Или ничья?

Американский писатель Дэн Браун известный своими бестселлерами, одним из которых является роман «Код да Винчи», писал, что рука с кинжалом вообще не имеет хозяина. Браун в большинстве деталей фрески великого мастера видел исключительно знаки, знамения.

Поэтому и кисть со сжатым в ней ножом писатель посчитал просто своеобразным символом неких враждебных сил, которые угрожали представителям французской королевской династии Меровингов. А родоначальником этой династии был, как пишет Браун, родной ребенок Иисуса.

Несмотря на то, что версия Брауна имеет, несомненно, право на существование, в ней все-таки много художественного, вымышленного.

Комментарий да Винчи

Таким образом, с большей долей вероятности можно утверждать, что на вечерю оружие принес именно Петр. Этот апостол по праву вызывает у читателей Библии и верующих наибольшие эмоции, потому как Петр мечущийся, ищущий, пылкий, живой. Он всегда готов броситься в драку за своего учителя. Христос отвечает ему тем же. К примеру, Иисус первому вымыл ноги именно Петру. Поэтому после слов Христа о предателе среди них, Петр тут же обнажил кинжал.

Как утверждают историки, Леонардо да Винчи, изобразивший последнюю трапезу Иисуса и апостолов, говорил, что Петр, наклонившись к Иоанну, спрашивает у того, назвал ли Христос имя предателя. Этот эпизод описан и в Евангелии от Иоанна: «Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит» (13:24). Кажется, укажи Иоанн на того же Иуду, Петр набросится на него и по меньшей мере покалечит. Такой у Петра решительный вид на фреске.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/41565929-chya-ruka-izobrazhena-na-kartine-taynaya-vecherya/

Символизм картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Одной из известнейших картин великого художника Леонардо да Винчи считается «Тайная вечеря», изображающая библейский сюжет. Искусствоведы и специалисты в области религии считают, что картина имеет скрытый смысл

Творения пера величайшего да Винчи известны во всем мире. Особенной популярностью пользуется его картина под названием «Тайный ужин». По одним данным шедевр был создан в 1494 году, другие данные указывают на то, что годом написания картины был 1498.

Ее сюжет – это последний ужин божьего сына с апостолами. Любопытно, что изображение по сей день висит именно там, куда его водрузили сразу после того, как великий мастер сделал последний штрих. «Тайная вечеря» находится на стене трапезной кельи в монастыре Санта-Мария-дель-Граси.

Ее в свое время заказал Л. Сфорца.

Основной сюжет и особенности картины

Тайная трапеза – одно из важнейших библейских событий, он описан во всех 4 Евангелиях. Решив выполнить заказ, знаменитый художник еще не знал, что приступает к одному из самых знаменитых своих шедевров.

В картине изображен очень острый момент, когда Иисус сообщает своим ученикам и последователям о том, что он знает о будущем предательстве одного из них, более того, божьему сыну даже известно, к чему это приведет. На лицах учеников отразились разные эмоции: гнев, ужас, недоумение и даже сожаление. Никто из них не знал, кого именно стоит считать предателем и как вообще можно поступить так с Учителем. В это просто не хотелось верить.

Спокойствие божьего сына, изображенного на иллюстрации, резко контрастирует с волнительным состоянием его последователей. Картина показывает момент, когда Филипп спрашивает у Христоса, не он ли так поступит? Но господний сын отвечает завуалировано: «Предаст тот, кто руку на мою тарель опускает».

«Тайный ужин» представляет собой огромное полотно с габаритами 460х480 сантиметров, выполненное масляными красками. Причем, пигменты для передачи оттенков Леонардо создавал собственноручно.

Символизм шедевра да Винчи

Искусствоведы считают образы картины символами. Например, разбитая пиала с солью, находящаяся на столе, указывает на неудачу или ссоры. Непонятно какой рыбой угощаются те, кто трапезничают По одной версии это сельдь, по другой – угорь. Каждый сорт имеет свое символическое трактование.

Особенно важно то, что приглядевшись внимательно, можно усмотреть в руке Иуды мешочек. Скорее всего, в нем награда, полученная за предательство господнего сына. Не понятным остается одно: кто сидит справа от господнего сына? По одной версии там находится Иоанн, по второй Магдалена. Ясно лишь то, что этот персонаж является зеркальным отражением Иисуса.

Источник: https://sm-news.ru/simvolizm-kartiny-leonardo-da-vinchi-tajnaya-vecherya-55009/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию