Пожар Европы: что символизирует сгоревший собор Парижской Богоматери
Воспетый французом Гюго и русским Алдановым, поражавший воображение бесчисленных путешественников без малого тысячу лет, собор Парижской Богоматери, великий Нотр-Дам де Пари, пережил две мировые и одну Столетнюю войну, смуту Фронды и кровавый террор Великой революции.
Он был самым древним символом французской столицы — и даже Эйфелева башня, превзойдя его по высоте, не смогла отнять пальму первенства — храм Божий упорно держался против святилища разума. Но 15 апреля 2019 года случилось страшное: собор, по пока не выясненной причине, загорелся.
Судя по имеющимся данным, разрушения ужасны — обрушилась кровля, пожарные пытаются спасти хранящиеся внутри произведения искусства. «Известия» вспоминают о месте Нотр-Дам в сердцах французов — и всего человечества.
Долгая память
Его строили, как и было положено строить соборы в средневековье — несколько столетий, начав в 1163 году и завершив (впрочем, тоже неокончательно) в середине XIV века.
Время, разумеется, было беспощадно к величественному зданию: уже ко временам Гюго собор находился в довольно запущенном состоянии; лишь знаменитый роман французского классика привлек внимание публики (в начале XIX века уже не особо проникнутой религиозным духом) и властей к плачевному состоянию одного из символов Парижа — и Франции, как таковой.
Собор чудом уцелел во времена якобинских гонений на религию — Робеспьер потребовал с парижан выкуп за сохранение «твердыни мракобесия», который должен был пойти «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».
Выкуп был уплачен и собор уцелел (были, впрочем, торжественно обезглавлены статуи французских королей — вскоре, однако, головы лишился и сам глава Конвента); революций же не случилось. Знаменитые химеры — включая и самую, наверно, знаменитую, Дьявола-Мыслителя, не пострадали от пыла санкюлотов.
В романе Марка Алданова «Девятое Термидора» он описан поразительно точно — и, в своем роде, пророчески.
Марк Алданов «Девятое Термидора»
«Опустив голову на худые руки, наклонив низкую шею, покрытую черной тенью крыльев, раздувая ноздри горбатого носа, высунув язык над прямой звериной губою, бездушными, глубоко засевшими глазами в пропасть, где копошились люди, темный, рогатый и страшный, смотрел Мыслитель»
Люди продолжали копошиться, занимаясь своими мелкими мирскими делами, вспоминая, однако, иногда и о душе. А собор пережил и обе мировых войны — ни немецкая сверхпушка «Колоссаль» в Первую, ни авиация союзников во Вторую не нанесли ему повреждений. Вероятно, в те жестокие времена что-то всё же останавливало и штабных стратегов, и простых исполнителей приказов, не давая перейти от зверства обычного, человеческого, к зверству трансцендентному, метафизическому по своей природе.
Сон разума
Собор погиб лишь в XXI столетии — снова, как и во времена Робеспьера, «веке разума» и беспощадной насмешки над всякого рода «религиозным дурманом». Есть в этом и какая-то горькая ирония — и мистическая, грозная символика.
Понедельник был первым днем Страстной седмицы для католиков — Пасху Римская церковь празднует в этом году 21 апреля. Но трагедия, случившаяся в неделю скорби и смирения для христиан западного обряда, выходит за религиозные пределы — даже если пожарным удастся спасти хранившиеся в храме бесчисленные духовные и материальные сокровища.
В известном смысле, в этот день мы стали свидетелями того, как сгорели последние воспоминания о старой, настоящей Европе.
Внезапно вспоминается, что почти ровно шесть лет назад, в мае 2013-го, перед главным алтарем Нотр-Дам покончил с собой историк Доминик Веннер — в знак протеста против отказа Франции от традиционных ценностей, прежде всего — против легализации однополых браков. Тогда многие увидели в этом поступке в лучшем случае — признание отчаяния и поражения носителей правой идеи; в худшем — дурацкую выходку старого мракобеса.
«Гыгыгы» со стороны равнодушных потребителей «Инстаграм-культуры» и ханжеское сокрушение от прекраснодушных искателей технократического будущего наверняка прозвучит и в эти дни. Однако — что им ответить? «Вы и убили-с», — как говорил один из самых знаковых персонажей русской литературы.
Новой, страшной в своем ликующем бессилии «мультикультурной» Европе вряд ли нужен символ власти и мощи христианских монархов — пусть хотя бы как памятник архитектуры.
Не будет удивительным, если расследование, уже начатое прокуратурой Франции, придет к выводу о преднамеренном преступлении — в феврале этого года около десятка католических храмов по всей Франции подверглись осквернению и некоторые были подожжены неизвестными; власти так и не смогли пока установить виновных. Но даже если причины пожара окажутся вполне тривиальными, грозного символизма у случившегося не отнять.
Что останется нам? Не только французам, по крайней мере, тем из них, кто выходил на демонстрации за сохранение устоявшихся веками семейных и духовных ценностей — ибо мы, русские (во всех своих многочисленных этнических вариациях), остаемся, пожалуй, последним оплотом традиций той, настоящей Европы. Вспоминать великолепное описание Гюго — цитата велика, но нельзя не привести ее целиком:
Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа»
Вспоминать — и ужасаться потере. Великой утрате — и для многих из нас страшному знамению гнева Господня. Сегодня — один из тех дней, которые входят в исторические хроники в черном цвете. На века. На тысячелетия. Даже если Нотр-Дам восстановят — чего это стоит при современном уровне технологий — на месте былого символа будет стоять лишь симулякр былой славы и былого величия. И именно это печалит более всего.
Источник: https://iz.ru/868343/vladislav-krylov/pozhar-evropy-chto-simvoliziruet-sogrevshii-sobor-parizhskoi-bogomateri
Древнейший славянский культурно-религиозный символ Солнца
Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.
Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».
Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.
Древнейший славянский культурно-религиозный символ Солнца
Академия Фундаментальных наук (АФН), реализующую познавательный гуманитарный проект «Русь Великая», в последнее время принимает многочисленные звонки и письма от Славянских религиозных общин. Темы, которые поднимаются в письмах, затрагивают различные аспекты истории нашего Отечества. Нередко возникают и дискуссии о символике наших предков. Возник вопрос, касающийся использования одного из небезызвестных символов на сайте партии «Единая Россия» – на баннере «Антифашистского пакта».
Мы обратились к академику АФН и РАЕН, действительному члену Всероссийского Геральдического общества, члену Союза Художников России Константину Юрьевичу Гончарову, который согласился прокомментировать данный вопрос:
– Более пятнадцати лет я занимаюсь разработкой гербов, знаков отличия и различия, наградных систем для силовых структур и гражданских ведомств, учебных заведений России.
Мной были созданы знаки отличия для Вооруженных сил и Военно-морского Флота РФ, система знаков различия для МВД РФ и Федеральной службы специального строительства России, которые используются и по сей день.
А также свыше 70 видов памятных, юбилейных, ведомственных наград, в числе которых разработки базовой наградной системы для Московской области.
Подобная кропотливая работа приучила меня – не побоюсь сказать именно так – к тщательному, взвешенному и, главное, объективному подходу при разработке того или иного знака отличия или другой символики. Без знания историко-геральдических основ, без изучения специальной литературы и взаимодействия с другими специалистами нечего и браться за создание очередного герба или эмблемы – поверхностный подход здесь неуместен.
Насколько я понимаю, вопрос, возникший у написавших и звонивших нам представителей Славянских религиозных общин, касается символа, который так или иначе используется в качестве обрядового и значение которого, в силу определенных исторических событий, изменилось далеко не в лучшую сторону.
А именно, речь идет о символе свастики – изображение которой использовали на сайте партии «Единой России». В данном, конкретном случае этот символ трактуется как исключительно фашистская символика – надо полагать, как главный символ германских фашистов времен Второй Мировой войны и существования так называемого Третьего Рейха.
И сразу вопрос: всё-таки фашистов или национал-социалистов? В Германии подобная символика являлась, прежде всего, знаком принадлежности к национал-социалистской партии.
И ещё, что вызвало у меня, как у специалиста, недоумение: если это именно национал-социалистов символика, то она никоим образом не соответствует официальной, скажем так, символике того же Третьего Рейха – ни по цветовой гамме, ни по графическому начертанию.
Свастика показана красным цветом, помещена в белый круг с черной каймой – тогда как у германских национал-социалистов свастичный крест всегда изображался черным в белом круге на красном фоне. Получается, что изобретен, по сути, совершенно НОВЫЙ символ.
Я могу понять обеспокоенность представителей некоторых Славянских общин, зарегистрированных в Минюсте как религиозные организации, и вот почему: издревле свастические символы использовались на Руси в качестве солнечных символов при проведении обрядов, в качестве оберегов, украшений одежды и бытовых орнаментов – что подтверждается археологическими изысканиями. Изначально символ свастики и, тем более, схожие с ним по внешнему виду символы никакого отношения к фашизму и национал-социализму не имели и не могли иметь. Приведу лишь некоторые примеры из отечественной истории.
Так, одно из самых древних обнаруженных изображений свастики открыто в Мезинской стоянке, относящейся к палеолиту (каменному веку). Следы стоянки первобытного человека были открыты на правом берегу р. Десны, в селе Мезине Конотопского уезда Черниговской губернии, еще до начала Первой мировой войны.
Экспедиция Ф. Волкова и П. Ефименко исследовала стоянку, где были найдены кости мамонта, северного оленя и других животных, кремневые и костяные орудия, обломок браслета из слонового бивня и фигурки птиц, покрытые узорами – волнистыми линиями, треугольниками и орнаментальными рисунками свастики.
Вообще свастика известна на территории России, по материалам археологических раскопок, не менее трех тысяч лет, и не только в качестве украшений, например, вятичей. Но на Руси данный символ – крест с изогнутыми концами, имел другое название – «Коловрат».
«Коло» – древнерусское название солнца, «врат» – «возвращение»; в современном русском языке этому слову соответствует слово «солнцеворот». Солнце символически обозначалось равносторонним крестом, а иногда крестом, наложенным на круг. Загнутые концы креста символизировали прирастание или убыль светлого времени суток.
Прирастание солнечного времени суток обозначалось левой свастикой, которая по-русски называлась «коловрат»; убыль же солнца обозначалась правой свастикой, по-русски называвшейся «посолонь».
Кстати, коловрат на посуде праславян из Смелы и Балтийского Поморья служил не просто украшением, а относился к календарным знакам – как отметил академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» (глава 6).
Стоит вспомнить также, что легендарный богатырь земли Рязанской, самоотверженно сражавшийся в 1238 году с монгольскими завоевателями, носил прозвище «Коловрат» – Евпатий Коловрат.
Коловрат изображался не только на предметах культа и быта, но и на русских стягах, оружии, денежных знаках вплоть до первой половины XX века.
В 1917 – 1918 гг. в России изображение коловрата (свастики) помещалось на денежных купюрах достоинством 250, 1000 и 5000 рублей.
На этих купюрах имелось изображение двуглавого орла (которого разработал художник Иван Билибин) на фоне левой свастики-коловрата. Деньги эти продолжали печататься и при большевиках, до 1922 года.
Мало кто знает, что матрица со свастикой была изготовлена еще по указу Николая II: ожидалось, что после победы России в Первой Мировой войне будет проведена денежная реформа.
Но самое редкостное в области символики умудрились породить большевики в ноябре 1919 года. Приказом № 213 в войсках Юго-Восточного фронта – в калмыцких красноармейских формированиях – вводился новый нарукавный знак.
По описанию он представлял собой ромб размером 15 на 11 сантиметров из красного сукна.
В верхнем углу ромба золотая ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА, в центре серебряный венок, в середине которого золотая СВАСТИКА с надписью РСФСР! Правда, свастика именовалась в описании загадочной аббревиатурой «ЛЮНГТН».
Если быть более дотошным, необходимо отметить, что присутствие знаков свастики характерно в эпоху неолита и для Передней Азии, Крита, Индии. А позднее свастика встречается на Дальнем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии, в Тибете и Японии. Не обошел этот символ и коренных жителей Американского континента. Одним словом, свастика (в основном как орнамент, украшение и оберег) с давних пор использовалась повсеместно и отличалась лишь по своему графическому начертанию.
Что касается современности: главный герольдмейстер России Г.В. Вилинбахов в письме за № А 10-1-451 от 27 октября 1998 года заявил, что «действующим законодательством, как российским, так и международным, не предусматривается никаких ограничений относительно официального использования знака «свастика» и знаков, похожих на него».
Именно поэтому можно понять, почему религиозные организации, не имеющие никакого отношения к любым проявлениям фашизма (тем более экстремизма) как такового, но использующие в своих религиозных обрядах символику, схожую с той, что наглым и хамским образом присвоили себе немецкие национал-социалисты в 30-х годах XX века – обеспокоены тем, что исконная славянская символика «попала в немилость» из-за осатанелых германских «сверхчеловеков».
На эту тему писал также в 2002 г. заместитель руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ, кандидат исторических наук А.
Кибовский: «Вся сложность заключается в том, что в современном законодательстве четкое определение «фашизма» и «нацизма» отсутствует, в связи с чем эти понятия все время путаются, и отсюда же растет полное непонимание представителями власти разницы между фашистской, нацистской и прочей экстремистской символикой» (предисловие к каталогу-определителю для коллекционеров «Боевые награды Германии 1933 – 1945». М.: ИПГ «Профис», 2002).
В самом деле, если рассуждать здраво, то настоящих экстремистов никакие запретительные меры по отношению к любому символу не остановят. Важна суть, а не символы сами по себе! Любой экстремист может объявить своей эмблемой белую голубку в качестве символа «борьбы за чистоту и невинность» – а сам будет прятать пулемёт за пазухой.
Запретим, к примеру, свастику – появится что-нибудь другое, например, перекрещенные стрелы или топоры – да всё, что угодно. Так сложилось, что элемент символизма присутствует буквально и абсолютно во всем. Круг, крест, ромб, треугольник известны со времен палеолита и задолго до появления письменности стали универсальным языком человечества.
Помимо государственной, официальной символики существуют символика народных сказок, алхимическая символика, астрологическая, религиозная, военная, символика политическая и агитационная, и так далее.
Вплоть до такого понятия, как «символические личности» – понятия, характеризующего выдающихся деятелей мировой культуры, внесших свой, определенный вклад в историю развития человечества. И как тут прикажете «отделять зерна от плевел»?
Что можно пожелать во избежание различного рода трений и спекуляций, особенно на религиозные и политические мотивы? На примере недавней «карикатурной» войны, где конфликт вспыхнул из-за рисунков, которые оскорбили чувства верующих – наверное, следует как можно осторожнее использовать в любом контексте символику или образы, которые могут вызвать неоднозначную реакцию.
Особенно это относится к СМИ, где любая негативная трактовка того или иного символа, размещенного на сайте в Интернете или на страницах газет, может действительно нанести тяжкое оскорбление религиозным чувствам верующих.
Остается только посочувствовать тем людям, которые использовали или используют вышеупомянутый символ исключительно во время религиозных обрядов – исторические события сложились таким образом, что смысл конкретного символа был искажен в худшую сторону.
Безусловно, при разработке законов, направленных против экстремизма необходимо четко прописывать значение, расшифровку и различие таких понятий, как «фашизм», «нацизм», «экстремизм». А также конкретно обозначить, какие именно символы могут быть запрещены к публичной демонстрации – во избежание любого рода двусмысленностей, путаницы и возможности трактовать данные законы как угодно.
Более «свободная» трактовка законов приводит к тому, что спекуляциями на тему любой символики можно добиться лишь разделения общества в России на «своих» и «чужих» по политическим или религиозным мотивам. При таком неуклюжем подходе невозможно добиться единения, а ведь многочисленные Славянские религиозные общины – это тоже часть электората, причем, немалая его часть.
Насколько насыщенна и противоречива сама история России – настолько противоречивы и современники, пытающиеся понять и осознать, кто мы есть и как нам вместе жить дальше. Завершить свои комментарии я хотел бы словами Николая Михайловича Карамзина: «Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках».
Ссылки по теме:
на начало
Источник: http://dazzle.ru/spec/dskrss.shtml
Список тестов и экзаменов
Тесты онлайн по различным предметам и дисциплинам.
Большая подборка полезных тестов онлайн включающая экзамен охранника, мигранта, по охране труда, в ГИМС, по русскому языку, литературе, а также для получения лицензии на оружие, психологические тесты и тесты для проведения профессионального отбора (профотбора) поступающих на службу в силовые структуры — такие как вооруженные силы РФ, в том числе в военные училища (проводят военкоматы), органы внутренних дел (полицию), в том числе институты МВД РФ, министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
Тесты онлайн разработаны специально для повышения своего уровня знаний, и подходят для людей различных профессий, а также учащихся различных учебных заведений, как средних так и высших. Многие учащиеся школ, СПТУ, колледжей, институтов, академий воспользовались нашими тестами онлайн, для подготовки к успешной сдачи экзаменов. Грамотно и удобно разработанный интерфейс тестов позволяет отлично подготовится и успешно сдать экзамены.
Птичка синичка села на ветку, ветка упала птичка пропала.
Экзамены ГИМС
Билеты ГИМС катер, лодка (МП)
Билеты ГИМС катер, лодка (ВВП)
Билеты ГИМС катер, лодка (МП, ВВП)
Билеты ГИМС катер, лодка (ВП)
Билеты ГИМС гидроцикл (МП)
Билеты ГИМС гидроцикл (ВП, ВВП)
Билеты ГИМС гидроцикл (МП, ВП, ВВП)
Экзамен права на лодку (мп)
Экзамен права на лодку (вп)
Экзамен права на лодку (ввп)
Экзамен права на лодку (мп, ввп)
Экзамен права на гидроцикл (мп)
Экзамен права на гидроцикл (вп. ввп)
Экзамен права на гидроцикл (мп, вп, ввп)
Тест на беременность онлайн
Тест на беременность онлайн бесплатно
Тест по математике
|