Греческая церковь признала право Константинополя дать автокефалию Украине
Правообладатель иллюстрации Orthodox church of Ukraine Image caption Предстоятели Греческой и Украинской церкви архиепископ Иероним (слева) и митрополит Епифаний уже встречались: они тепло пообщались в Стамбуле
Архиерейский собор Элладской (Греческой) православной церкви в субботу признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ), сообщают греческие СМИ.
По сути, это означает признание самой ПЦУ, основанной при активном участии тогдашнего украинского президента Петра Порошенко и вопреки позиции Московского патриархата. Элладская церковь стала первой из поместных православных церквей, которая пошла на такой шаг.
Собор, состоящий из 80 епископов, принял соответствующее решение в ответ на просьбу патриарха Константинопольского Варфоломея, поддержанную главой Греческой церкви архиепископом Афинским Иеронимом, который лично включил этот вопрос в повестку дня собора и специально продлил его работу на один день, говорится на сайте газеты «Катимерини».
С точки зрения канонического права, окончательно признание можно будет признать состоявшимся после того, как архиепископ Иероним помянет митрополита Епифания во время литургии.
Митрополит Яннинский Максим подтвердил агентству РИА Новости, что собор «признал право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию и право блаженнейшего архиепископа поминать [главу ПЦУ митрополита Епифания]».
Правообладатель иллюстрации SERGEY DOLZHENKO/EPA Image caption Митрополит Епифаний был избран главой новой церкви в декабре прошлого года
На вопрос корреспондента, будет ли Греческая церковь фактически поминать Епифания, митрополит Максим ответил: «Мы решили, что архиепископ имеет право поминать, значит, он это будет делать».
Реакция Киева и Москвы
«Благодарен моему брату во Христе, Главе Священного Синода Церкви Греции Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и братьям-архиереям, которые сегодня на заседании Собора Иерархов поддержали позицию и последовали каноническим и историческим решениям Вселенского Патриархата, что открывает возможность полноценного взаимодействия между двумя нашими Поместными Автокефальными Церквами во всех сферах», — написал в своем «Фейсбуке» глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний.
По сообщениям из Киева, в скором будущем можно ожидать приезда в Афины митрополита Епифания для сослужения с архиепископом Иеронимом.
«Итак, решение Элладской церкви — одобрить предложение архиепископа Иеронима о признании ПЦУ. Несмотря на просьбы ряда иерархов воздержаться от немедленного принятия решения. Будем внимательно изучать принятые решения. Оценку им и их последствиям для православного мира, для межцерковных отношений даст Священный Синод Русской православной церкви», — заявил «Интерфаксу» замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.
По его словам, очередное заседание Синода состоится в скором времени.
11 октября 2018 года Синод Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров неканонических православных церквей на Украине.
5 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей в храме Святого Георгия в Стамбуле подписал томос об автокефалии (грамоту о независимости) новой украинской церкви, учрежденной на объединительном соборе 15 декабря. 6 января томос о ее автокефалии был вручен главе этой церкви Епифанию (Думенко).
Правообладатель иллюстрации EPA Image caption После вручения томоса об автокефалии в январе этого года Украинская церковь стала пятнадцатой в семействе признанных поместных православных церквей в мире
Эти действия Константинополя были резко раскритикованы Русской православной церковью и стали причиной разрыва ее отношений со Вселенским престолом.
По последним данным, УПЦ Московского патриархата располагает примерно 12 тысячами, а автокефальная ПЦУ — 7 тысячами приходов.
Греческие раздумья
Греческая церковь является одной из крупнейших православных церквей мира и пользуется статусом государственной церкви в Греции.
Дискуссии о возможном признании Украинской церкви продолжались в ней с начала этого года, когда были созданы две специальные комиссии, призванные изучить этот вопрос и представить свои выводы синоду.
Отчеты этих комиссий были заслушаны на заседании синода Греческой церкви в августе этого года. Они носили положительный для Украинской церкви характер и констатировали право Константинополя провозглашать автокефалии новых поместных церквей.
Тогда синод постановил, что вопросы, связанные с признанием Украинской церкви, имеет право решать предстоятель Греческой церкви, архиепископ Афинский Иероним, который решил обсудить этот вопрос со всеми иерархами своей церкви на заседании собора в октябре.
Первое признание
Отныне все препятствия для установления церковного общения между Греческой и Украинской церковью устранены. Это имеет огромное значение для ПЦУ, в том числе и из-за того, что в Греции расположены известные в церковном мире православные учебные заведения.
То, что первой церковью, признавшей ПЦУ, станет именно Греческая, прогнозировали многие наблюдатели.
Так, именно ее называл в числе возможных «первопроходцев» в этом вопросе экзарх Вселенского патриарха архиепископ Памфильский Даниил, который принимал непосредственное участие в предоставлении ПЦУ автокефалии.
Правообладатель иллюстрации MURAD SEZER/AFP/Getty Images Image caption Новый украинский президент Владимир Зеленский встречался с патриархом Константинопольским Варфоломеем в Стамбуле
Предстоятели Украинской и Греческой церквей уже встречались: это произошло в июне этого года в Стамбуле на праздновании в честь дня небесного покровителя Вселенского патриарха Варфоломея.
Будет ли раскол?
Сторонники ПЦУ считают первое признание важным шагом: с их точки зрения оно способно открыть путь для дальнейшего признания Украинской церкви другими церквями. В этом контексте в Киеве чаще всего называют Кипрскую и Румынскую церкви, которые уже рассматривали вопрос признания ПЦУ, но отложили принятие окончательного решения на более позднее время.
Русская православная церковь последовательно протестует против признания Украинской церкви другими церквями.
Руководитель отдела внешнецерковных связей РПЦ митрополит Иларион в июле этого года посещал Грецию и после этого визита заявил, что «если бы даже сейчас одна или две церкви признали новосозданную структуру, это лишь углубило бы возникшее разделение».
«Более того, в случае признания ПЦУ одной поместной церковью разделение наверняка возникнет внутри самой этой церкви, потому что значительная часть иерархии не согласится с таким решением», — добавил митрополит Иларион.
Примерно такие же прогнозы в сентябре этого года давал один из влиятельнейших иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата, пребывающей в духовном единстве с РПЦ, митрополит Запорожский Лука.
«Даже если синодом или собором архиереев той или иной православной церкви под давлением и будет принято положительное решение в отношении признания ПЦУ, то внутри этой же церкви обязательно найдется достаточное количество здравомыслящих архиереев, духовенства и мирян, которые останутся верны каноническому церковному устройству. Эти люди ни за что не примут признание ПЦУ и перестанут поминать тех предстоятелей и архиереев, которые ее признали», — написал он в своем Телеграм-канале.
Против воли РПЦ
Православную церковь Украины создали на объединительном соборе, который прошел в Киеве в декабре прошлого года. В ее рядах объединились представители двух не признанных до того времени украинских церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви — а также двое из примерно 90 епископов церкви Московского патриархата.
Томос об автокефалии ПЦУ был подписан в январе этого года Вселенским патриархом Варфоломеем и тогда же вручен предстоятелю Украинской церкви митрополиту Епифанию.
Этому предшествовали несколько лет непубличных переговоров, в которых принимали участие иерархи Вселенского патриархата, представители украинского духовенства, а также политические лидеры Украины во главе с тогдашним президентом Петром Порошенко.
На протяжении всего этого времени представители Русской православной церкви резко критиковали намерения Константинополя предоставить Украинской церкви автокефалию.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В РПЦ заявляли, что независимая украинская церковь — политический проект Петра Порошенко, который завершится вместе с его президентским сроком
Они утверждали, что создание независимой от Москвы церкви является политическим проектом тогдашнего руководства Украины, поддерживаемым недругами России. В РПЦ называли предоставление ПЦУ автокефалии вторжением Вселенского престола на каноническую территорию Русской церкви.
В конечном итоге «украинский вопрос» стал причиной разрыва отношений между Русской церковью и Константинопольским патриархатом в октябре 2014 года. Церковное общение между влиятельнейшими центрами мирового православия до сих пор не возобновлено.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50020363
Варфоломей (архондонис) — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Патриарх Константинопольский Варфоломей I |
Варфоломей I (Архондонис) [1] (род. 1940), архиепископ Константинополя-Нового Рима и Вселенский патриарх
В миру Димитрий Архондонис (греч.: Αρχοντώνης/тур.: Arhondonis), родился 29 февраля [2] 1940 года в Айос-Феодорус (Αγίους Θεοδώρους) на острове Имврос (Гёкчеада), Турция.
Общеобразовательную школу закончил на Имвросе и в Стамбуле, богословскую — на острове Халки, которую окончил с высшим отличием в 1961 году. 13 августа 1961 года был рукоположен во диакона в Имврском Успенском храме митрополитом Имврским Мелитоном. Тогда же принял монашество, будучи наречен в честь апостола Варфоломея [3].
В 1961-1963 годах служил офицером запаса в турецкой армии.
Дальнейшее образование со специализацией по церковному праву получил в Италии (в Папском Восточном институте при Римском Григорианском университете, 1963-1966), в Швейцарии (в Экуменическом Институте Боссэ, 1966-1967) и в Германии (в Мюнхенском университете, 1967-1968). Защитил докторскую диссертацию по каноническому праву и получил степень доктора богословия от Папского Восточного института.
С 1968 по 1972 год был помощником настоятеля Халкинской богословской школы. 19 октября 1969 года был рукоположен во иеромонаха в Халкинском Троицком храме митрополитом Халкидонским Мелитоном.
Выступил учредительным членом Общества канонического права Восточных Церквей.
25 декабря 1973 года был хиротонисан во епископа с возведением в достоинство митрополита Филадельфийского. Рукоположение в Константинопольском Георгиевском соборе возглавил патриарх Димитрий в сослужении митрополитов Неокесарийского Хризостома, Лаодикийского Максима, Сардского Максима, Хаклидонского Мелитона, Родопольского Иеронима, Ставропольского Максима, Мирского Хризостома, Иринопольского Симеона и Колонийского Гавриила.
В течение 18 лет был управляющим Патриаршим кабинетом.
9 января 1990 года был назначен, а 14 января того же года — настолован митрополитом Халкидонским.
22 октября 1991 года был избран патриархом Константинопольским. Чин его настолования состоялся 2 ноября того же года.
Наиболее широко освещаемыми направлениями его деятельности стали развитие экуменических связей и акции по защите окружающей среды. На первом поприще прилагал много усилий для сближения православных с римо-католиками и англиканами, а также и с другими конфессиями, с помощью богословского диалога и своих личных контактов с религиозными лидерами.
Тесно сотрудничал с Всемирным Советом Церквей, был членом его Исполнительного и Центрального комитетов, а также комиссии «Вера и устройство». Организовал большое количество международных встреч и совещаний с мусульманскими и иудейскими лидерами.
Выступил соорганизатором многих международных конгрессов на тему мирного сосуществования; встреч против расизма и фанатизма; собраний по сближению христиан, мусульман и иудеев с целью налаживания взаимопонимания и сотрудничества.
Организовал шесть международных межрелигиозных конгрессов по мировым экологическим проблемам рек и морей. В связи со своей деятельностью по проблемам окружающей среде пользовался прозванием «Зеленого патриарха», которое широко использовалась и в официальных текстах Константинопольского Патриархата.
Сыграл важную роль в возрождении Албанской Православной Церкви. При нём отношения между Русской и Константинопольской Православными Церквами осложнились. По оценке официального сайта Константинопольского Патриархата, он «сыграл ведущую роль в историческом возрождении Эстонской Автономной Церкви» [4], в связи с чем оказалось нарушено единство Православной Церкви в Эстонии.
Был приглашен для выступлений в Европарламент, ЮНЕСКО, на Всемирный Экономический Форум и в парламенты многих государств. Совершил многочисленные визиты в православные и мусульманские страны, включая земли редко посещаемые в прошлом предстоятелями Православной Церкви.
Говорит на греческом, турецком, итальянском, немецком, французском и английском языках; также владеет древнегреческим и латинским.
Награды
Светские
- золотая медаль Американского Конгресса (1997, США)
- орден Свободы (27 июля 2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси) [5]
- орден Свободы (22 января 2014, Украина, за выдающуюся церковную деятельность, направленную на рост авторитета православия в мире, и по случаю празднования в Украине 1025-летия крещения Киевской Руси) [6]
- почётный доктор Афинского, Фессалоникийского, Патрского и Яннинского университетов в Греции; Джорджтаунского и Йельского университетов в США; Лондонского и Эдинбургского университетов в Великобритании; Московского университета в России; Лувенского университета в Бельгии; Болонского университета в Италии; Бухарестского университета в Румынии, университета Флидерс в Австралии; Манильского университета на Филиппинах
- ряд премий за борьбу за сохранение окружающей среды
Использованные материалы
[1] Основная версия фамилии, согласно биографии на официальном сайте Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/85694.html. Иногда встречается традиционная транскрипция с усечённым окончанием — Архондони.
В биографиях на официальном сайте Константинопольской Православной Церкви указываются версии как с буквой «д» (Arhondonis, http://www.patriarchate.org/patriarch/biography/?lang=en-us) так и с буквой «т» (Архонтонис, http://www.patriarchate.
org/patriarch/biography/ru?lang=ru).
[2] Так согласно официальному сайту Константинопольского Патриархата (http://www.ec-patr.org/athp/index.php?lang=en), по другим сведениям — 12 марта (http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=212)
[3] День ангела — 11 июня.
[4] Биография на официальном сайте Константинопольской Православной Церкви: http://www.patriarchate.org/patriarch/biography/ru?lang=ru
[5] Указ Президента Украины № 393/2013 «О награждении орденом Свободы»: http://president.gov.ua/ru/documents/15922.html
[6] Украина вручила Вселенскому Патриарху Варфоломею I Орден Свободы
Источник: https://drevo-info.ru/articles/3842.html
Томос для Украины. Все, что нужно знать о событиях в Стамбуле
5 и 6 января президент Украины Петр Порошенко, председатель Верховной Рады Андрей Парубий и предстоятель Православной церкви Украины Епифаний примут участие в церемонии подписания и вручения томоса в Стамбуле. Этому предшествовал Объединительный собор в Киеве, на котором украинское духовенство избрало главу новосозданной церкви. Вручение томоса должно завершить процесс обретения независимости украинским православием.
Программой визита в Турцию 5 января предусмотрена встреча президента Украины Петра Порошенко и председателя Верховной Рады Андрей Парубия с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, посещение Вселенского патриархата и встреча со Вселенским патриархом Варфоломеем.
После завершения процедуры подписания томоса прозвучат заявления Вселенского патриарха Варфоломея, митрополита Киевского и всея Украины Епифания и президента Украины Петра Порошенко.
6 января члены делегации примут участие в церемонии вручения томоса, Божественной Литургии (совместное отправление Вселенским патриархом Варфоломеем и митрополитом Епифанием) и в Церемонии освящения воды в заливе «Золотой Рог».
Начало
«Не верится, что увижу Вселенского патриарха. Но еще больше не верится, что увижу томос о признании автокефалии Украинской Православной Церкви», – написал 4 января священник, представитель пресс-службы Православной церкви Украины Иван Сидор.
Документ о независимости Украинской церкви он называет «ожидаемым тысячелетиями».
Еще в 2016 году Верховная Рада Украины приняла обращение к архиепископу Константинополя, Вселенскому патриарху Варфоломею с призывом предоставить автокефалию православной церкви в Украине.
Депутаты апеллировали к тому, что в 1686 году Вселенский патриарх Дионисий неправомерно передал Киевскую митрополию Москве. Хронологию тех событий рассказывает проект «Молодежь Плюс».
Весной 2018 года Петр Порошенко посетил Стамбул, где в районе Фанар расположена резиденция Вселенского патриарха Варфоломея.
«Я, как президент, решил обратиться к Вселенскому патриарху, его Святейшеству, с просьбой о предоставлении томоса об Украинской поместной автокефальной церкви», – сообщил он тогда на встрече с лидерами парламентских фракций.
Петр Порошенко и Вселенский патриарх Варфоломей, Стамбул, апрель 2018 года
Реакция от различных конфессий на это заявление была диаметрально разной. Если в Киевском патриархате Украинской православной церкви инициативу поддержали, то Московский патриархат в тот же день заявил, что «нет оснований ожидать признания Вселенским патриархатом какой-то другой церкви, кроме УПЦ (МП)».
Не успели к годовщине
Вопреки ожиданиям Порошенко, что Украина получит томос к 1030-й годовщине Крещения Украины-Руси, то есть до 28 июля 2018 года, этого не произошло. Впрочем, Варфоломей неоднократно заявлял, что планирует предоставить Украине автокефалию.
В августе западное информационное агентство Associated Press сообщило о попытках взлома частной переписки христианского духовенства. Среди мишеней – и Вселенский патриарх.
Летом в Стамбул съездили сначала представители УПЦ (МП), впоследствии – и глава Русской православной церкви, патриарх Кирилл (Гундяев).
Это посещение было целью остановить процесс предоставления томоса Украины, однако достичь этого представителям Московского патриархата не удалось. В частности, об этом сообщал и пресс-секретарь УПЦ (КП), архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий Зоря.
В сентябре стало известно, что Вселенский патриарх назначил своих представителей в Киеве – экзархов: архиепископа Даниила Памфильського из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады. Оба родились в Украине.
Экзархи Вселенского патриархата в Украине – архиепископ Памфильський и Западной епархии УПЦ в США Даниил (справа) и епископ Эдмонтона и Западной епархии УПЦ в Канаде Иларион. Киев, 5 октября 2018 года
В ответ на эти действия Фанара РПЦ заявила, что прекращает вспоминать Вселенского патриарха в своих молитвах. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин назвал это решение проявлением сепаратизма.
11 октября синод Вселенского патриархата постановил продолжить процесс предоставления автокефалии украинской церкви.
Синод также восстановил канонический иерархический и священнический сан глав УПЦ КП Филарета и УАПЦ Макария и всех их последователей, а верующих этих церквей восстановил в евхаристическом общении с каноническим мировым православием.
Объединительный собор
Через несколько дней после синода в Константинополе РПЦ созвала свой – в Минске. Украину там представляли предстоятель УЦ (МП) митрополит Онуфрий и митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.
В знак протеста против решения Константинополя РПЦ объявила о разрыве евхаристического общения со Вселенским патриархатом.
В ноябре президент Порошенко пригласил на встречу в Украинском доме в Киеве высшее духовенство УПЦ (МП), чтобы рассказать о переговорах со Вселенским патриархатом, однако встреча не состоялась. Со своей стороны, в УПЦ (МП) заявили, что это они пригласили президента в Киево-Печерскую лавру, а он не приехал.
В конце ноября Синод Вселенского патриархата утвердил проект устава для автокефалии украинской церкви. Это было сделано «в ожидании выдачи патриаршего и синодального томоса».
Объединительный собор, на котором избирали главу новой церкви и утвердили устав, состоялся 15 декабря. На Соборе присутствовали только двое митрополитов с УПЦ (МП): митрополит Винницкий и Барский Симеон и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр.
Иерархи УПЦ (МП), митрополит Винницкий и Барский Симеон (слева) и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр во время Объединительного собора. Киев, 15 декабря 2018 года
Главой вновь созданной Православной церкви Украины избрали 39-летнего митрополита Переяславского и Белоцерковского Епифания.
Участники Объединительного собора поздравляют новоизбранного главу Православной церкви Украины митрополита Киевского и всея Украины Епифания. Киев, 15 декабря 2018 года
Уже на следующий день Вселенский патриарх пригласил его в Стамбул на церемонию вручения томоса – документа о предоставлении Украинской церкви статуса автокефальной.
Впоследствии в УПЦ (МП) заявили об освобождении от должностей митрополитов, принявших участие в соборе.
Это, однако, не помешало митрополиту Симеону уже 17 декабря объявить о переходе Винницкой епархии до ПЦУ.
В конце декабря патриарх Кирилл обратился к Варфоломею с письмом, в котором пригрозил ему «Страшным судом» за его поддержку украинской автокефалии.
По данным исследования Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Центра Разумкова, Объединительный собор и создание независимой церкви считает событием года большинство опрошенных – 24%.
Церемонию подписания и вручения томоса 5 и 6 января смотрите на -канале Радіо Свобода.
Источник: https://ru.krymr.com/a/tomos-dlya-ukrainy-ceremoniya-vrucheniya-v-stambule/29692632.html
Какой церковный праздник сегодня 17 апреля 2020 чтят православные: Иосиф Песнопевец отмечают 17.04.2020
День святого Иосифа выпадает в 2020 на пятницу. В России святого почитает православная церковь, отмечая каждое 17-е апреля день Преподобного Иосифа-Песнописца, или просто – День Осипа. В народе прижилось еще одно название дню: Ольховые смотрины.
Осип Фессалоникийский стал известен в христианской церкви, как мирянин, посвятивший жизнь Богу за преданность в служении. Он проповедовал среди враждебных язычников не пожалел собственной жизни, чтобы рассказать всем о христианской вере.
Его личный день, отмечаемый верующими в календаре, был заслужен покорностью и праведным образом жизни, соблюдением всех церковных канонов.
Что известно об Осипе
В середине первого века на Сицилии родился мальчик. Семья его была набожной, и мальчика воспитывали в полном почтении и любви к Господу. С 15-и лет его отправили в храм в Салониках для служения. Монахи обратили внимание на скромного трудолюбивого парнишку, начали доверять ему и учить, вскоре Иосиф занял должность пресвитера.
В том же храме он сводит знакомство с Григорием Декаполитом, обладавшим даром предвидения и пророчества. С Григорием он отправляется в столицу Константинополь.
Страной в то время правил армянин Лев Арцруни, который прославился как один из самых деспотичных императоров. Он упорно боролся с иконами. Иосиф с Григорием занимались проповедями, рискуя быть схваченными и наказанными. Обращение еретиков к Господу было более важным делом, чем их собственные жизни.
Плен
Иосиф настолько был предан своему делу, что братья-монахи заметили его. Было решено отправить в Рим к Папе именно его. Но посол был схвачен на пути иконоборцами и силой переправлен на Крит.
В темнице, отделенный морем от мира, Иосиф провел 6 лет. Однажды во сне к нему пришел святой Николай. Старец принес ему весть, что император Лев скончался, и христиан больше не будут преследовать. Святой передал узнику свиток, велел прочесть текст на нем и затем съесть бумагу.
Как только Иосиф пропел написанные строки, с его рук упали кандалы, замки на
дверях также раскрылись. Узник вышел из темницы, и никто не чинил ему препятствий. В его планах было одно – добраться до Константинополя.
Свобода
На свободе Иосиф не терял времени даром, он построил церковь и устроил при ней монашескую обитель.
К сожалению, свободные вольные времена не затянулись: скоро у власти оказался Феофил, который набросился на христиан с новой силой, в обычную практику вернулись и пытки, и казни. Святого изгнали в Херсон, где он и отшельничал 11 лет. Вся его жизнь до преклонного возраста превратилась в скитания.
В 70 лет Иосиф тяжело заболел, а во сне увидел пророчество, что земные его годы подходят к концу.
Пока у него еще было время, старец решил описать храмовое имущество и отправить сведения патриарху. В каждую свободную минуту он предпочитал молиться, прося Господа позаботиться о судьбе веры и церкви.
После ухода из жизни преподобный, построивший церкви Апостола Варфоломея и Св. Николая, оставил немало хвалебных песен Мадонне, которые стали церковным и культурным наследием.
Традиции на Руси
На Песнопевца шли смотреть, как расцветает ольха. Ольховые смотрины были важны: растения считались целебными. Крестьяне знали, что ольха помогает от воспалений.
Холодный ветер в этот день грозил затяжными дождями, а большое количество сережек на ольхе предвещало хороший урожай. Радовались розовым закатам и восходам: они несли за собой тепло на остаток апреля.
Также сегодня, 17 апреля Страстная Пятница.
Источник: https://kuzbass-today.ru/tserkovnyy-kalendar/kakoy-tserkovnyy-prazdnik-segodnya-17-aprelya-2020-chtyat-pravoslavnye-iosif-pesnopevets-otmechayut-17-04-2020.html