Как египтяне называли своего главного бога

Популярно

Джебель Баркал (араб. جبل بركل — Dschabal Barkal) — главная достопримечательность древнего города Напата. На сегодня Джебель Баркал является одним из крупнейших археологических памятников Судана.

Это отдельно стоящий холм из песчаника, расположенный на западном краю современной деревни Карима, на расстоянии около 1,5 км от правого (северного) берега Нила. Холм возвышается на 104 м от уровня окружающей дневной поверхности и имеет треугольную в плане форму. Общая длина его по периметру около 1 км.

С юго-восточной стороны к нему примыкает несколько храмовых комплексов и царских дворцов, а с западной и северо-западной сторон — древние некрополи и царские пирамиды.

Археологический памятник был впервые описан европейскими и американскими путешественниками после того, как Судан вошел в состав Египта в 1821 году. А первые раскопки здесь начала проводить экспедиция Гарвардского университета и Музея изящных искусств Бостона под руководством Джорджа Эндрю Рейснера между 1916 и 1920 годами.

Джебель Баркал во времена Древнего Египта

Джебель Баркал был признан священным холмом по меньшей мере с середины правления XVIII династии. Около 1504 года до н. э., вскоре после завоевания Нубии, египтяне объявили его главной резиденцией главного египетского государственного бога Амона в Нубии. Здесь Амона изображали как человека с головой барана.

Египтяне называли Джебель Баркал по-разному: «Чистая гора» или «Престолы [Престол] двух земель». Последнее название связано с самым древним титулом Амона — «Властелин престола двух земель». Считалось, что Джебель Баркал является подобием главного храма Амона в Фивах, находящимся за 1260 км (на расстоянии двух-трех месяцев путешествия) вниз по реке.

Египтяне — а, может быть, до них и сами нубийцы — воспринимали гору как религиозную святыню из-за необычного отдельно стоящего фрагмента скалы на юго-западной оконечности холма. Под разными углами этот похожий на статую кусок скалы принимает различные формы. С востока он казался египтянам уреем, увенчанным Белой Короной.

Урей — это стилиизованная голова кобры с раздутым капюшоном, которая украшала корону фараонов и являлась символом царского могущества. Высокая, выгнутая Белая Корона, которую носила змея, означала власть фараона над южными землями. С противоположной стороны скала выглядела как урей, увенчанный солнечным диском, — это была форма урея бога Амона.

С востока скалу можно было принять за стоящего фараона в Белой Короне — или за эрегированный фаллос, что также олицетворяло Амона как бога-творца, дающего земле плодородие. Таким образом, холм воспринимался не только как первозданный участок суши, но и как место обитания урея фараона и главного государственного бога.

Это и определило важное религиозное и политическое значение Джебель Баркала.

Вероятно, культовые постройки возникли рядом с горой задолго до египетского завоевания Нубии, но никаких следов святилищ, относящихся к периоду, предшествующему правлению XVIII династии, до настоящего времени не найдено.

Самые ранние свидетельства египетского поселения и строительной деятельности относятся к Позднему периоду царствования Тутмоса III. Стела из Джебель Баркала (ныне находящаяся в Бостонском музее), датированная 47-ым годом его правления, является древнейшей надписью, в которой упоминается священная гора.

Текст стелы обращен к тем, кто живет на горе, и повествует о недавно построенной египетской крепости, где находился небольшой храм Амону.

Ни один храм в египетской империи не был расположен так далеко от столицы Фив. Несмотря на такую удаленность от Египта, Джебель Баркал, по-видимому, посетили или, по меньшей мере, облагодетельствовали большинство фараонов Нового Царства: от Тутмоса I до Рамсеса II.

Периоды строительства храма Амона (B 500) можно уверенно датировать правлениями Тутмоса III, Аменхотепа IV (Эхнатона), Тутанхамона, Хоремхеба, Сети I, Рамсеса II и фараонов XX династии. Надпись на одном из каменных блоков предполагает, что и при XXI династии (в X в. до н. э.

) культ в храме все еще отправляли египетские священники, тесно связанные со жречеством в Фивах.

Египетские правители почитали бога, обитавшего в Джебель Баркале, как первобытного творца, который также был их собственным создателем. Они считали необходимым ритуально объединиться с ним, стать Одним Целым с его сущностью, принять от него корону и право на царство с тем, чтобы вернуться в Египет как живое земное проявление бога.

Вскоре после того, как была «обнаружена» сакральная природа холма в Джебель Баркале, был возведен храм в Луксоре, в Фивах, в 4 км к югу от Карнака, в котором, как считают некоторые ученые, обитала та же инкарнация бога Амона как творца мира, которая почиталась и в Джебель Баркале.

Новый храм в Луксоре позволил фараонам посещать эту инкарнацию главного государственного бога без того, чтобы совершать долгое путешествие на юг и отправлять те же ритуалы, которые совершались в Джебель Баркале.

После упадка Нового Царства в XI веке до н. э., Нубия была оставлена Египтом. Здесь начали править местные династии, в то время как сам Египет разделился на два царства: Северное, управлявшееся из дельты Нила фараоном, и Южное, которым правил Первосвященник Амона в Фивах.

Около 780 года до н. э. династия местных нубийских вождей из Эль-Курру, недалеко от Напаты, объединила под своей властью земли Куша. Подобно фараонам Нового Царства, эти новые правители страны под опекой местного священства стали преданными почитателями Амона из Джебель Баркала.

Поскольку этот бог считался альтер-эго Амона из Карнака, они поклонялись также и богу, чьей резиденцией был далекий Карнак. Будучи убежденными в том, что они были сыновьями Амона «от плоти его», кушиты быстро пришли к выводу, что они также являются истинными наследниками египетского престола и что фараоны Нового Царства были их предками. В 750 году до н. э.

они уже считали своим долгом воссоединить Напату и Фивы и восстановить империю Египта в тех границах, в которых она существовала во времена Нового Царства.

Когда Фивам стала угрожать коалиция нижнеегипетских правителей, кушитский царь Пианхи повел свою армию на север, чтобы отвести угрозу, а затем, при поддержке жречества Амона в Фивах, он отправился дальше на север. Кушитские войска взяли Мемфис и разгромили войска Нижнего Египта. Тем самым Пианхи воссоединил страну и основал новую XXV «Нубийскую» династию (правившую около 720-660 гг. до н. э.). Созданная им империя теперь простиралась от слияния Голубого и Белого Нила до Средиземного моря.

Кушитские фараоны, которых греки называли «эфиопами» (т. е. людьми с обожжёнными лицами), были этническими нубийцами и действительно имели темную кожу. Несмотря на то, что они не были носителями египетского языка, они были полностью египтизированы и поклонялись египетским богам.

Именно им принадлежит заслуга последнего политического и культурного возрождения Египта. Кушиты правили Египтом около шестидесяти лет, пока окончательно не были изгнаны из страны Ассирией, армии которой вторглась в Египет.

«Черные фараоны» были вынуждены вернуться в Нубию и править из Напаты.

Несмотря на то, что приемникам XXV династии не удалось восстановить свою власть над Египтом, в Нубии они создали стабильное государство с развитой городской цивилизацией, которое просуществовало еще 1000 лет.

К началу VI века до н. э. нубийские правители переносят столицу в Мероэ, на 275 км юго-западнее Джебель Баркала. Однако «Чистая гора» остается главным религиозным центром страны.

Сюда совершаются паломничества, чтобы получить оракул Амона по вопросам войны и мира. Тут ожидают, кого бог изберет правителем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году Петр Первый ввел новое летоисчисление

Здесь каждый новый царь, а в более поздние времена — правящая царица — проводят коронационные торжества, и тут же, к западу от горы, многие цари и царицы возводят свои увенчанные пирамидами гробницы.

На протяжении большей части истории Куша Джебель Баркал оставался важнейшим культовым центром страны, где отправлялись важнейшие государственные ритуалы. После упадка государства Мероэ, на месте памятника многие века находилась христианская деревня и кладбище.

Археологическое открытие Джебель Баркала

В 1821 году Судан был завоеван правителем Египта Мухаммадом Али (1769–1849 гг.), и, как и в древние времена, страна временно превратилась в колониальную провинцию Египта.

Во время этого похода несколько иностранцев, сопровождавших египетскую армию, посетили Джебель Баркал и, вернувшись, опубликовали свои путевые заметки, которые открыли миру храмы и пирамиды Судана.

Некоторые из этих исследователей в течение 1820-х, 1830-х и 1840-х годов перевезли наиболее крупные статуи с памятника в Британский и Берлинский музеи.

В 1862 году египетский армейский офицер, дислоцированный здесь, нашел несколько стел, содержащих тексты на египетском языке, которые до сих пор остаются основой нашего знания о кушитской истории. Среди них была знаменитая «Победная стела царя Пианхи» (около 747–716 гг. до н. э.), которая теперь находится в Нубийском Музее в Асуане.

На ней описываются вторжение кушитского царя и завоевание Египта в 727 году до н. э., что привело к кушитскому правлению в Египте во времена XXV «Нубийской» династии (около 716–661 г. до н. э.). Драматичные события, изложенные на стеле, вдохновили великого итальянского композитора Джузеппе Верди на сочинение знаменитой оперы «Аида».

Джордж Эндрю Рейснер и экспедиция Гарвардского университета и Музея изящных искусств Бостона

Между 1883 и 1898 гг., когда религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла провозгласил себя «Махди» (мессией) и попытался объединить племена западного и центрального Судана против власти Египта, Судан оказался отрезан от остального мира.

Страна добилась временной независимости от Великобритании и Египта. Но в 1898 году Судан был вновь завоеван англо-египетскими войсками. В стране началось активное развитие сельского хозяйства, промышленности, строительство Суданской железной дороги.

В этот динамичный период начались и первые раскопки в Джебель Баркале.

Особенно успешными стали археологические исследования под руководством Джорджа Эндрю Рейснера, которые спонсировали Гарвардский университет и Музей изящных искусств в Бостоне. В период между 1916 и 1920 гг. работы велись от четырех до пяти месяцев в каждом сезоне. К ним привлекались сотни местных жителей.

Экспедиция Рейснера обнаружила множество скульптур и стел с надписями, которые теперь хранятся в Суданском национальном музее и в Бостонском музее изящных искусств. Благодаря раскопкам Рейснера удалось восстановить большую часть истории памятника, начиная с середины второго тысячелетия до н. э.

 до эпохи средневековья.

Джордж Рейснер также исследовал близлежащие царские некрополи в Эль-Курру и Нури, а в 1921 году переместил свою деятельность на юг, в Мероэ, где в течение следующих трех лет изучил все сохранившиеся царские пирамиды, что позволило ему восстановить имена и приблизительный порядок царствования большей части ранее неизвестных правители Куша с XXV династии до позднеримского периода. Несомненно, это одно из величайших достижений археологии XX века.

Большая заслуга принадлежит также помощнику Джорджа Рейснера Даусу Данхэму (1894–1987), который посвятил большую часть своей жизни публикации незавершенных трудов своего учителя.

Археологическое изучение Джебель Баркала на современном этапе

После раскопок Джорджа Рейснера археологические исследования в Джебель Баркале не велись вплоть до 1973 года, когда итальянская миссия Римского университета Ла Сапиенца под руководством профессора Ф. Серджио Донадони возобновила работу на памятнике.

Экспедиция Донадони, работавшая на участках, оставленных археологами в начале XX века без внимания, обнаружила к востоку от горы огромный квадратный дворец, принадлежащий царю Натакамани и его супруге (или матери) Аманиторе, и два ранее неизвестных храма, датируемые примерно серединой I века н. э.

В 1986 году к итальянской миссии в Джебель Баркале присоединилась экспедиция из Бостонского музея во главе с Тимоти Кендаллом, которому в конечном итоге была предоставлена лицензия на продолжение работы в бывшей концессионной зоне Джорджа Рейснера, в то время как итальянская миссия сосредоточила свои усилия на изучении еще не исследованных участков памятника на востоке. Эти две экспедиции продолжают работы на памятнике до настоящего времени.

Осенью 2017 года сотрудники Центра палеоэтнологических исследований посетили Джебель Баркал и провели квадракоптерную видеосъемку памятника.

Фотосъемка Джебель Баркала с помощью квадракоптера

Источник: http://paleocentrum.ru/popular/dzhebel-barkal.html

Религия древних египтян. урок. Всеобщая история 5 Класс

В Египте почиталось множество богов (см. Список египетских богов). Многие из них были очень древними и изображались с головами животных.

Богов египтяне считали творцами городов, номов (областей), законов, ремесел, искусства, письма и т.п.; они, с точки зрения древних египтян, управляют миром.

Во многих городах Древнего Египта обожествляли животных (кошек, быков, крокодилов). Их держали в специальных помещениях, прудах; оскорбление священных животных каралось смертью. Египтяне также поклонялись растениям (лотос, папирус, финиковая пальма) и неодушевленным предметам (в основном знакам царской власти – скипетру, короне, царскому одеянию).

В каждом номе (области) Египта существовал культ своего божества, который был когда-то духом этой местности. Существовали также общеегипетские боги (Гор, Ра, Исида, Осирис и др.). Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома.

Храмы почитались жилищами богов. Каждый храм был посвящен какому-то богу, внутри помещали его статую бога. Храмовый культ осуществляли жрецы – служители богов, знающие молитвы, приносящие богам жертвоприношения. Жертвоприношения – подношения богам с целью умилостивить их; обмен между мирами: миром богов и людей, живых и мертвых.

Обожествление царя

Фараон в представлении египтян – это живой бог. Египтяне верили, что по его воле разливается Нил и восходит солнце; считали, что у него два тела – человеческое и божественное (солнечное, золотое). Божественное тело могут видеть только боги. Смертные люди фараонов практически не видели, даже с придворными они разговаривали из-за ширмы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто описал круги ада

В момент рождения фараон – сын Ра. Когда умирал – воплощение бога возрождающейся жизни Осириса. Когда вступал на царство, становился воплощением бога света – Гора.

Культ Осириса

Осирис – покровитель всех производительных сил природы; вечно умирающий и возрождающийся бог. Зерно и плоды виноградной лозы египтяне воспринимали как воплощение этого бога. Поэтому сев (сеяние) для египтянина – это похороны Осириса, появление всходов – его воскресение, а срезание колосьев – умерщвление бога. Миф об Осирисе и Исиде – центральный миф египетской культуры.

Со временем Осирис в представлениях египтян становится царем и судьей загробного мира, определяет посмертную участь человека. (подробнее про суд Осириса), (см. Изображение загробного суда с папируса Хунефера).

Загробный мир

Египтяне считали, что мумификация, сохранение тела умершего – условие бессмертия души. Для этого тело обрабатывали соляным раствором и ароматическими маслами, затем высушивали и заворачивали в льняное полотно.

«Книга Мертвых» была предназначена для любого человека (независимо от происхождения), служила достижению бессмертия и благоденствия в загробной жизни, но не давала гарантий счастливой потусторонней жизни. Появляется идея воздаяния за совершенные в земной жизни плохие поступки. Так, глава 125 содержит перечисление преступлений и грехов, за которые людей могут лишить загробной жизни.

Книга представляет собой перечень магических заклинаний и правильных ответов Осирису на суде. Задача – повлиять на исход суда с помощью магии и заговоров. Магия в Древнем Египте превалировала над этикой.

Конспект

Религия играла огромную роль в жизни каждого египтянина. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Люди строили для богов жилища — храмы. При храмах находились жрецы —  служители богов. Жрецы были богаты и могущественны.

В Египте существовали культы различных животных. Как предполагают исследователи, поклонение животным — это наследие тотемизма, господствовавшего в первобытном обществе.  Зооморфные черты характерны для египетских богов: как правило, боги изображались с человеческими телами и головами животных.

Особо почитаемыми животными в Египте были: бык — Апис; крокодил —  Себек, бог Нила; ибис — Тот, бог мудрости; кошка — Бастет, покровительница женщин и женской красоты. Почитался также и кот, в образе которого верховный бог Амон-Ра сражался с богом тьмы Апопом (рис. 1).

Почитаемые животные после смерти мумифицировались.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/religiya-drevnih-egiptyan

Главные боги Древнего Египта

В Древнем Египте насчитывалось очень большое количество богов. У каждого города был свой пантеон или эннеада – 9 главных божеств, которым поклонялись люди. Однако впервые такая эннеада появилась в городе Гелиополе (Гелиополисе). Он известен с времён Раннего царства, то есть с истоков египетской цивилизации.

Жрецы, жившие в этом городе, считались наиболее влиятельными и могущественными. Именно они и назвали самую первую девятку божеств. Поэтому считается, что главные боги Древнего Египта зародились именно в Гелиополе, а сам пантеон стали называть гелиопольским или великой эннеадой. Ниже приводится перечень верховных божеств и даётся их краткая характеристика.

Бог Ра

Это верховное древнеегипетское божество. Олицетворяло оно собой солнце. После сотворения мира Ра стал царствовать над ним, и это было самое благодатное время для людей. Сила бога заключалась в его таинственном имени. Другие небожители хотели узнать это имя, чтобы обрести такую же силу, но бог солнца никому его не говорил.

Прошло очень много времени, и Ра состарился. Он потерял бдительность и назвал своё таинственное имя правнучке Исиде. После этого наступил период хаоса, а люди перестали повиноваться верховному божеству. Тогда бог солнца принял решение покинуть землю и уйти на небо.

Но он не забыл людей и продолжил заботиться о них. Каждое утро он садился в лодку под названием Атет, а над его головой сиял солнечный диск. В этот лодке Ра плыл по небу и освещал землю с рассвета до полудня. Затем между полуднем и сумерками он пересаживался в другую лодку под названием Сектет и отправлялся в ней в подземное царство, чтобы освещать мытарства загробного мира.

В этом скорбном месте бог солнца каждую ночь встречался с огромным змеем Апопом, олицетворявшим собою зло и мрак. Между Ра и змеем начиналась битва, и победителем всегда оказывался бог солнца. Но зло и мрак к следующий ночи опять возрождались, и битва повторялась вновь.

Древние египтяне изображали бога Ра с телом человека и головой сокола, которую венчал солнечный диск. На нём лежала богиня Уаджит в виде кобры. Она считалась покровительницей Нижнего Египта и его фараонов. У этого бога в отдельных религиозных центрах были другие имена. В Фивах его называли Амоном-Ра, в Элефантине Хнумом-Ра. Но это не меняло главную суть солнечного божества, имевшего статус главного бога Древнего Египта.

Бог Шу

Это божество олицетворяло собой воздушное пространство, озаряемое солнцем. Шу приходился сыном Ра, и когда тот вознёсся на небо, то стал царствовать вместо него. Он правил небом, землёй, горами, ветрами, морями. По прошествию тысячелетий Шу тоже вознёсся на небо. По своему статусу считался вторым после Ра.

На некоторых изображениях его показывали в виде человека с головой льва. Он сидел на троне, который несли львы. Но гораздо больше изображений бога воздуха в виде обычного человека с пером в голове. Оно символизировало богиню истины Маат.

Богиня Тефнут

Это божество тоже относилось к главным богам Древнего Египта. Тефнут – богиня жары и влаги. Приходилась дочерью богу Ра и являлась женой родного брата Шу. Муж с женой были близнецами. Но ещё до брака бог Ра удалил дочь в Нубию, поссорившись с ней, и в Египте наступила засуха. Тогда бог солнца вернул дочь, и та сочеталась браком с Шу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит слово литургия

Возвращение Тефнут и её замужество стали символом расцвета природы. Чаще всего богиню изображали в виде человека с головой львицы и огненным диском над головой. Диск указывал на её связь с отцом Ра, так как дочь считалась его огненным оком. Когда бог солнца появлялся рано утром на горизонте, огненное око сияло у него во лбу и сжигало всех врагов и недоброжелателей.

Бог Геб

Геб – бог земли, сын Шу и Тефнут. Он женился на родной сестре Нут – богине неба – и у этой пары родились дети: Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Примечательно то, что Геб постоянно ссорился с Нут, которая перед рассветом поедала своих детей – небесные светила, но вновь рожала их в преддверии сумерек.

Эти ссоры утомили отца Шу, и он разъединил супругов. Нут он поднял высоко в небо, а Геба оставил на земле. Тот царствовал после отца, а затем передал свою власть сыну Осирису. Изображали его чаще всего в виде человека зелёного цвета, сидящего на троне с царской короной на голове.

Богиня Нут

Нут – богиня неба, дочь Шу и Тефнут, родная сестра и жена Геба. Приходилась матерью Осирису, Исиде, Сету и Нефтиде. Утром богиня неба проглатывала звёзды, а поздним вечером рожала их, символизируя тем самым смену дня и ночи. Имела неразрывную связь с миром мёртвых.

Она поднимала умерших в небо и охраняла гробницы усопших. Изображалась в виде женщины с изогнутым телом. Оно простиралось по горизонту и касалось земли кончиками пальцев рук и ног. Часто под изогнутым телом Нут изображали Геба, лежащего на земле.

Бог Осирис

Надо сказать, что главные боги Древнего Египта многое потеряли бы без Осириса. Он приходился праправнуком богу Ра и правил землёй после своего отца Геба. Во время своего царствования научил людей многим полезным вещам. Он женился на своей родной сестре Исиде, а Сет и Нефтида приходились ему родными братом и сестрой. Но Сет, обитавший на юге Египта в пустыне, начал завидовать успешному брату, убил его и присвоил себе царскую власть.

Сет не просто убил, а расчленил тело Осириса на 14 кусков и разбросал их по землям Египта. Но верная жена Исида нашла все куски, сложила их вместе и позвала проводника в подземное царство Анубиса. Тот из тела Осириса сделал мумию, которая стала первой в Египте. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над телом мужи и брата и забеременела от него. Так родился Гор, который стал последним из богов, правивших на земле. После него власть перешла к фараонам.

Гор победил Сета, отправил его обратно на юг в пустыню, а отца оживил с помощью своего левого ока. После этого он остался править на земле, а Осирис стал царствовать в загробном мире. Изображали бога в виде человека в белых одеждах и с зелёным лицом. В руках он держал цеп и скипетр, а его голову венчала корона.

Богиня Исида

Исида (Изида) была чрезвычайно популярна в Древнем Египте, считалась богиней плодородия, символизировала собой материнство и женственность. Она была женой Осириса и матерью Гора. Египтяне считали, что Нил разливается тогда, когда Исида плачет, оплакивая Осириса, покинувшего её и ушедшего править царством мёртвых.

Значимость этой богини значительно возросла в период Среднего царства, когда погребальными текстами стали пользовались не только фараоны и члены их семей, но также и все другие жители Египта. Изображали Исиду в виде человека с троном на голове, который олицетворял собой власть фараонов.

Бог Сет

Сет (Сетх) – младший сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. На последней он женился. Родился в третий предновогодний день, выскочив из бока матери. Этот день древние египтяне считали несчастливым, поэтому, пока день не кончался, не делали никаких дел.

Сет считался богом войны, хаоса и песчаных бурь. Олицетворял собой зло, чем схож с Сатаной. Убив Осириса, короткое время царствовал на земле, пока не был свергнут Гором. После этого оказался в пустыне на юге Египта, откуда посылал на благодатные земли песчаные бури.

Изображали Сета в виде человека с головой трубкозуба или осла. У него были длинные уши и на многих изображениях красная грива. Иногда этому богу делали красные глаза. Такой цвет символизировал песок пустыни и смерть. Священным животным бога песчаных бурь считалась свинья. Поэтому хрюшек причислили к разряду нечистых животных.

Богиня Нефтида

Самая младшая из детей Геба и Нут по имени Нефтида также принадлежала к главным богам Древнего Египта. Появилась она на свет в последний день года. Древние египтяне рассматривали эту богиню как дополнение Исиды. Она считалась богиней творения, которое пронизывает весь мир. Нефтида властвовала надо всем эфемерным, которое нельзя было увидеть, пощупать или понюхать. Она имела связь с миром мёртвых, а ночью сопровождала Ра в его плавании по подземному миру.

Считалась женой Сета, но не имела ярко выраженных отрицательных черт, свойственных её мужу. Изображали эту богиню в человеческом женском образе. Её голову венчал иероглиф, обозначавший имя богини. На саркофагах изображалась в виде женщины с крыльями, символизируя собой защитницу умерших.

Вадим Снежный

Источник: https://www.factruz.ru/civilizations-2/main-gods-ancient-egypt.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Как означает имя Медина

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]