Что означает название города Вавилон

Что такое Вавилон Великий?

Что означает название города Вавилон

«И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий» (Откр.17:1,2,5).

Читая слова: «вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» — сколько из нас нашлось бы тех, кто сознательно пошёл бы на это?.. И если нам не безразличны подобные вопросы – в таком случае следовало бы разобраться: 1) Что это за блудница? 2) Как не попасть под её влияние.

Для начала, друзья, давайте обратим внимание на один из важнейших библейских сюжетов и задумаемся: нам он, ничего не напоминает?..

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:1-9).

Практически в любой стране со значительной территорией, обязательно найдётся разница в разговорном наречии между северными – и южными её жителями, западными – и восточными.

И сегодня, в таком разношёрстном, человеческом «христианстве», существует масса споров на тему: кто такая «блудница – Вавилон великий»; каждый, не понимая «речи» другого – «рассеивается», отправляясь в сой угол разочарованным , непонятым в своих доводах.

Но, не следует забывать: шестьдесят шесть книг Библии, самодостаточны для того, чтобы ответить на подавляющее большинство подобных вопросов. И, в данной статье, отметая всякие человеческие доводы и предрассудки — максимально честно и беспристрастно, на основании слов Всевышнего, мы постараемся рассмотреть тему: «что такое Вавилон великий».

Блудница-Израиль

Например, в книге Иезекииль 23:4 блудницами названы: город Иерусалим [Оголива] и её сестра Самария [Огола].

Кроме того, пророк писал об Иерусалиме: «ты поступала развратнее [жителей Содома] на всех путях твоих.

Но мужи праведные будут судить их [Оголу и Оголиву]; они будут судить их судом прелюбодейц и судом проливающих кровь, потому что они прелюбодейки, и у них кровь на руках» (Иез.16:47. Иез.23:45.).

В конце концов, с приходом Сына Бога, Царя Христа на землю, священники [род лукавый и прелюбодейный] заявили язычнику Пилату: «нет у нас царя, кроме кесаря. И, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Иоан.19:15. Матф.27:25).

На примере семейных отношений прелюбодеяние, это когда заключается брачный союз жены и мужа,и затем кто-то из них вступает в сексуальные отношения вне брака.

Именно поэтому в ветхом завете другие языческие религии не называются прелюбодейками, так как они не заключали союза с Богом Израиля, и следовательно по логике не могли нарушить верность относительно к Богу Яхве.

[Название города Иерусалим произошло от словосочетания Мир (шалом, салам) от Яхве (Иеговы) — смотри Суд.6:24].

Христиане-отступники — духовные прелюбодеи

Источник: http://bible-mystery.org/stati/tajny/4-chto-takoe-vavilon-velikij

Вавилония во II тысячелетии до н. э

Что означает название города Вавилон

Во втором центре рабовладельческой цивилизации того времени — Двуречье, тогда почти ещё изолированном от цивилизации Нильской долины, на рубеже III и II тысячелетий произошли события, не только приведшие к падению царства Шумера и Аккада, созданного III династией Ура, но и повлекшие за собой существенные изменения в общественной жизни.

В результате этих событий была разрушена система громадных, сильно централизованных царских хозяйств, созданных трудом многочисленных отрядов людей, подвергавшихся рабовладельческой эксплуатации. Страна распалась, подобно Египту Древнего царства, на множество мелких государств, в которых, как это имело место и в Египте, всё более развиваются рабовладельческие хозяйства частных лиц.

Царские хозяйства теперь получают несколько иной характер, чем раньше.

В первой половине II тысячелетия до н. э. произошло новое объединение почти всей долины Двуречья вокруг города Вавилона (так называемое «Старо-Вавилонское царство» в отличие от «Ново-Вавилонского царства», сложившегося тысячелетием позже).

Экономическая необходимость, в том числе необходимость ведения единого ирригационного хозяйства в масштабе всей долины Двуречья, определяла и необходимость политического объединения страны.

В течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город Вавилон оставался важнейшим экономическим и культурным центром не только Двуречья, но и всего древнего мира. Этим и объясняется, что позже всё древнее Двуречье часто называли Вавилонией.

Государства Исина и Ларсы

После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, основанные вторгнувшимися аморейскими племенами.

Последние осели в стране, постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам, вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от Ниппура.

На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».

Путём сопоставления ряда фрагментов клинописных табличек, раскопанных в Нпппуре, удалось восстановить, хотя и в неполном виде, сборник законов пятого царя династии Исина, Лицитиштара. Созданный по повелению царя-аморея, т. е. семита, он был тем не менее написан на шумерском языке и составлен, судя по введению, с учётом в первую очередь интересов населения городов Ниппура, Ура и Исина.

Из сохранившихся отрывков видно, что в законах уже не делалось различия между рабом-военнопленным, купленным рабом и рабом-должником. Законы царя Исина не предусматривали никакого отличия в правовом отношении между аморейскими завоевателями и покорённым ими населением Шумера и Аккада, что, надо думать, вызывало недовольство среди амореев. Оно, повидимому, вылилось в конце концов в открытое восстание.

Торжество победителей не было длительным, и восстание было подавлено преемником Липитиштара Урнинуртой, при котором рабовладельческая знать Шумера и Аккада на некоторое время восторжествовала.

Эта знать достигла власти и на юге, в государстве Ларсы. От времени её господства до нас также дошёл фрагмент законов.

На основании сохранившихся 9 статей можно судить, что закон оберегал интересы рабовладельцев: он сохранял, например, за ними право на труд их приёмных детей и не защищал последних от произвола приёмных родителей,.

Имеются основания для утверждения, что закон в то время не ограничивал ростовщические устремления крупных рабовладельцев. О сравнительно высоком по тому времени развитии юридической мысли говорит тот факт, что при определении наказания здесь уже делаются попытки учесть и момент злой воли со стороны липа, нанёсшего ущерб.

Другие государства Месопотамии

Владения царства Исина и Ларсы не выходили за пределы Двуречья. Непосредственными соседями царства Исина было государство Мари на северо-западе, расположенное на среднем течении Евфрата, и государство Эшнунна на северо-востоке, в долине реки Диялы, притока Тигра. В обеих указанных областях были проведены многочисленные археологические исследования, результаты которых пролили яркий свет на историю и культуру Передней Азии начала II тысячелетия до н. э.

Мы лучше знаем общественные отношения государства Эшнунны благодаря тому, что был найден сборник или часть сборника законов царя этого государства Билаламы (начало XX в. до н. э.).

В противоположность законам Исина и Ларсы законы Эшнунны были составлены не на шумерском, а на аккадском языке, на языке первых семитических племён, осевших в Двуречье и в смежных с ним областях. Всего от законов Билаламы сохранилось около 60 статей самого разнообразного содержания, Так, первые две статьи .

посвящены определению пен на различные товары, причём цены в первой статье выражены в серебре, а во второй — в зерне. Ряд статей рассматривает различные формы найма. Несколько статей имели целью защитить собственность так называемых мушкену (неполноправных свободных) и определить их место в обществе.

Статьи, касающиеся заёмных сделок, свидетельствуют о значительном развитии ростовщичества. Как и в прочих древневосточных законах, большое место занимают статьи, связанные с решением различных вопросов семейного права.

Законы Билаламы, правителя Эшнунны, в общем но своим установкам не слишком отличаются от дошедших до нас и рассмотренных выше правовых памятников Двуречья. Здесь, как и в Исине в Ларсе, кража или укрывательство раба карались не казнью, а лишь штрафом, взимаемым с виновного.

При таких условиях крупные рабовладельцы вполне могли рисковать, похищая рабов у мелких рабовладельцев. В законодательстве Эшнунны начало сглаживаться различие между полноправными гражданами (предположительно аморейскими завоевателями) и мушкену («подчинёнными», «покорными»: как мы увидим, есть различные объяснения этого термина).

Телесные повреждения и по отношению к полноправным гражданам карались в Эшнунне одним лишь денежным штрафом: Правда, на юге — ив Исине, и в Ларсе — термин «подчинённый» постепенно исчез, а в Эшнунне хотя он и сохранился, но почти потерял своё первоначальное значение.

Сближение в правовом положении между завоевателями и «подчинёнными» (мушкену) было, конечно, обусловлено давностью завоевания Эшнунны и происходившим слиянием вторгнувшихся амореев с местным аккадским населением.

Государство Эшнунна, подобно своему западному соседу — царству Мари, приняло участие в той ожесточённой борьбе государств Двуречья между собой, которая в конце концов привела к созданию мощной и обширной, хотя и весьма недолговечной, державы вавилонского царя Хаммурапи.

Возвышение Вавилона. Царствование Хаммурапи

Вавилон находился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города «Бабили» (Вавилон) означает «Врата бога». Вавилон, как самостоятельное государство, сравнительно поздно выступил на арену истории, поэтому в списке царских династий составленном писцами династии Исина, не упоминается ни одна вавилонская династия.

Поздневавилонская жреческая легенда упоминает Вавилон, рассказывая о том, что боги наказали Саргона, цари Аккада, за зло, причинённое Вавилону. Сохранилась легенда и о каре, понесённой крупнейшим представителем III династии Ура Шульги за ограбление храма Мардука, бога Вавилона.

Уже во времена III династии Ура Вавилон, очевидно, стал играть значительную роль: в документах он упоминается наряду с такими городами, как Умма, Киш, Сиппар.

Около 1895 г. до н. э вновь вторгшимся аморейским племенам удалось захватить северную часть царства Исин и создать здесь самостоятельное государство, столицей которого и стал город Вавилон. Новое государство в течение примерно столетия не играло большой роли. Но к началу XVIII в. до н. э.

Исин, ослабленный отпадением Ванилона, погерял прежнее значение, а Ларса незадолго до этого (в 1834 г. до н. э.) была завоёвана эламитами.

На севере наступил период временного усиления Ассирии, поставившей в зависимость от себя некоторые области Аккада, в частности области городов Мари и Эшнунны.

Эти обстоятельства и были использованы вавилонским царём Хаммурапи (1792— 1750). Чтобы развязать себе руки в борьбе за господство в Двуречье, Хаммурапи, как кажется, временно признал свою зависимость от ассирийского царя Шамшиадада I.

Уже в 7-м году своего царствования Хаммурапи завоевал Урук и Исин, использовав при этом помощь Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, с царями которой поддерживались в то время дружественные отношения.

Соорудив в 9-м году имевший большое хозяйственное значение канал, получивший название «Хаммурапи— изобилие», он пытался примирить население завоёванных областей со своей властью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие епископы в средневековье

Достигнув первых значительных успехов, Хаммурапи стал опасаться вмешательства со стороны ассирийского царя Шамшиадада 1 и его союзников — степных племён. Он стал принимать меры к укреплению своих северных границ и начал завоевание пограничных областей.

После смерти Шамшиалада Хаммурапи содействовал изгнанию его сына из Мари. С помощью Хаммурааи снопа на престол сел представитель старого царского дома Мари — Зимрилим. Наступил новый расцвет государства Мари, которое успешно отражало набеги степных племён и вторжения войск царства Эшвунны. Торговые связи Мари доходили до далёкого Крита.

Хаммурапи, помогавший Зимрилиму завоевать престол, стал его союзником. Они называли друг друга «братьями»: Зимрилим имел своих постоянных представителей при дворе вавилонского царя, но последний в письмах часто обращался непосредственно и к самому Зимрилиму и к его сановникам. В своей внешней политике оба царя обычно выступали согласованно.

Положение Хаммурапи, завоевавшего на юге Исин и Урук, опиравшегося на севере на союз с Мари, было чрезвычайно выгодным. Уже тогда (около 15—16-го года своего царствования) он был одним из самых могущественных правителей Двуречья.

Но вскоре отношения между правителем Ларсы Римсином и Хаммурапи обострились, и это временно поставило вавилонского царя в трудное положение.

В результате отпадения южных областей и отторжения северной пограничной полосы для Хаммурапи создалась тяжёлая политическая обстановка. Накопив силы для решающего удара, он в 30-м году своего царствования начал победоносное наступление на своих врагов.

Хаммурапи победил своих северных врагов во главе с Эшнунной и разбил войско Элама, пытавшегося прийти им на помощь. В следующем, 31-м году своего правления (1762 г. до н. а.

)он обрушился на своего основного противника— Римсина, захватив его столицу Ларсу; возможно, что Римсин при этом бежал в Элам.

Усиление могущества вавилонского паря вызвало сильную тревогу за участь собственного царства у его союзника Зимрилима, и он во время войны уклонился от оказания помощи Хаммурапи. После победы над Эшнунной Хаммурапи вторгся в царство Зимрилима.

В 33-м году своего правления он подчинил себе царство Мари и союзные с ним области. Зимрилим не пожелал примириться с подчинённым положением, но тогда его постигла ещё более жестокая кара. В 35-м году своего царствования Хаммурапи разгромил Мари, разрушил пышный дворец Зимрилима и стены города.

В последующие годы вавилонский парь подчинил себе область вдоль течения Тигра, включая Ашшур.

Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал хозяином торговых путей на восток, север и запад. Он подчинил своему влиянию на востоке значительные области Элама. В документах того времени неоднократно упоминаются эламские военнопленные. Все области Малой Азии и Сирии, которые находились в торговых сношениях с царством Мари, были теперь включены в орбиту вавилонской торговли.

В этот период усилилось воздействие вавилонской культуры на сирийские города, на хеттский племенной союз, на финикийское государство Угарит. На западе воздействие вавилонской культуры этого периода сказывается в Палестине. Возможно, что Вавилония при Хаммурапи или при его ближайших преемниках вступила в отношения с ещё более далёкой страной — с Египтом.

фреон 134 nika-holod.ru/catalog/freon/hladon-kitai/r134

Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st034.shtml

Вавилон (древний город)

Что означает название города Вавилон

Вавилон перестал существовать еще в III в. н. э., а его руины были занесены песками. Но сведений о нем не могло не сохраниться — ведь этот город был столицей первой в истории могущественной империи.
Эта держава называлась по городу — Вавилония (II-I тыс. до н. э.), или так же — Вавилон.

Начало строительства поселения на берегу реки Евфрат в долине Сеннаар (как она названа в Ветхом Завете), или Шумер, археологи и историки связывают со второй половиной III тыс. до н. э. В Книге Бытия рассказывается, что после Потопа люди, говорившие на одном языке, поселились в Сеннааре, где началось строительство Вавилонской башни по велению «нечестивого царя Нимрода, не чтившего Иегову». Безлюдной долина не была и ранее.

Здесь жили земледельцы, выращивавшие в год по два урожая пшеницы и ячменя на плодородных аллювиальных почвах Тигра и Евфрата, сажавшие финиковые пальмы и разводившие скот: быков и овец. Они же и стали первыми строителями Вавилона. В клинописных шумеро-аккадских текстах Вавилон впервые упоминается в XXII в. до н. э., хотя некоторые археологи эти же глиняные таблички склонны датировать скорее XXIV-XXIII вв. до н. э.

Русский вариант названия Вавилон связан с византийской традицией, которая перешла в церковнославянский язык. В западноевропейских языках принят латинизированный вариант названия — Бабилон. Историки-лингвисты считают это название смысловой калькой шумерского названия «Кадигирра», где «ка» — ворота», «дигир» — «бог».

Ученые-ассириологи, специалисты по истории Передней Азии, полагают, что позднее появившийся топоним Babili (m) — результат взаимовлияния языков обитавших в Междуречье народов. А на аккадском языке он четко означает то же самое, что и на так называемом протоевфратском, — «Врата Бога» («Баб или»), В то же время в Ветхом Завете это название связывается с древнееврейским понятием «бабел» — «смешение».

Несмотря на споры ученых, противоречия здесь, по существу, нет: с одной стороны, Вавилон был городом, посвященным верховному богу пантеона шумеров и аккадов Мардуку, а с другой — здесь жили носители большого количества языков Ближнего Востока: образное выражение «вавилонское смешение» [языков] существует в культуре и литературе многих народов и Ближнего Востока, и Европы.При царях III шумерской династии Ура (около 2112 г. — 2003 г. до н. э.

) Вавилон становится центром нома (провинции) и резиденцией царского наместника. В конце XXI в. до н. э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Вавилоном завладевают сначала эламиты, а затем, в XIX в. до н. э., — семиты амореи. Они создают в Месопотамии города-государства, одно из которых — Вавилон.При шестом правителе аморейской династии Хаммурапи (правил приблизительно в 1792-1750 гг. до н. э.) в Месопотамии начинается возвышение Вавилона.

Хаммурапи создал Свод законов из 282 статей. Они четко регламентировали правовые, экономические и семейные отношения. В экономических статьях был закреплен приоритет государства в любой хозяйственной сфере.Хаммурапи вел войны, и при нем под власть Вавилона перешли земли Шумера, Ассирии, некоторых областей левобережья Тигра и Евфрата в его среднем течении. В городе начинается интенсивное строительство: прокладываются прямые улицы, возводятся новые храмы.

Время правления амореев в Вавилоне принято называть старовавилонской эпохой.В XVI в. до н. э. город захватили хетты, частично разрушившие его. Хеттов сменили касситы, выходцы из горных областей Западного Ирана. Период 1595 г. — около 1004 г. до н. э., когда Вавилоном правили касситы, считается средневавилонской эпохой, в которую Вавилону было возвращена его роль в Месопотамии, благодаря, прежде всего, захвату новых земель. Город был отстроен заново.

Цари-касситы, рассчитывая на поддержку крупных землевладельцев и глав племен, освободили их от податей.Руины исторического Вавилона находятся в южной части Месопотамской низменности, или Междуречья. В категориях современной географии — в центральной части территории Ирака, в 10 км к северу от города Хилла (Эль-Хилла), основанного в 1101 г., ныне — административного центра мухафазы (провинции) Бабиль.

Река Арахту (Евфрат, аккадское название — Пуратту) разделяла Вавилон на две части.Исторический материал, лежащий в основе наших знаний о Вавилоне, относится главным образом к нововавилонской эпохе, а еще конкретнее — ко времени правления царя Навуходоносора II (634-562 гг. до н. э.).

Он правил с 605 г. по 7 октября 562 г. до н. э. Навуходоносор II был талантливым полководцем.

Покорил Заречье (земли, лежащие за Евфратом по направлению к Средиземному морю) — Сирию, Финикию и Иудейское царство, воевал с Египтом, подчинил себе Иерусалим и Тир, завладев несметными богатствами и множеством рабов. Экономический подъем и культурный ренессанс — так коротко можно охарактеризовать жизнь Вавилона при этом царе. «Вавилонское смешение» было выражено еще более характерно, чем прежде. К вавилонянам, происходящим из разных племен, добавились мидийцы, египтяне, иудеи, арабы и другие. Вавилон преображался на глазах, превращаясь в самый прекрасный город Ближнего Востока.

Был воссоздан зиккурат Этеменанки — «Вавилонская башня», до этого несколько раз разрушенная, восстановленная и считавшаяся одним из семи чудес света. Грандиозное семиярусное сооружение с храмом на вершине достигало высоты более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания зиккурата составляла также более 90 м.Строились величественные дворцы, дороги мостили обожженным кирпичом и каменными плитами.

Дворец Навуходоносора II украшали висячие сады — по легенде, сады Семирамиды, жены царя, которую на самом деле звали Амитис (или Аманис). Ктройномукольцустен Навуходоносор добавил две замковые крепости у прекрасных и величественных ворот Иштар (579 г. до н. э.), облицованных синей глазурованной плиткой и украшенных изображениями сиррушей и быков. Стены «Дороги процессий» украшали изображения львов и сомкнутых рядов воинов.

По периметру Восточного города выросла еще одна, Внешняя стена, длиной почти 18 км. Но и это еще не все: на подступах к городу была выстроена оборонительная Мидийская стена длиной почти 150 км. Казалось, Вавилон был совершенно неприступен.Но нашлась сила, превзошедшая эту силу. И имя ее — Персия. 10 октября 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском воинов царя Кира II.

Греческие историки Геродот и Ксенофонт, описывая это событие, рассказывают о том, что персы взяли Вавилон хитростью, заранее отведя из его крепостных рвов воду. Это, скорее всего, миф, но факт остается фактом: город был взят почти без боя. Самая вероятная причина этой драмы — его неготовность к обороне.

Покорив Вавилон, Ахемениды, однако, сохранили за ним статус столицы Месопотамии. Пока в 479 г. до н. э.

(уже не в первый раз) вавилоняне не восстали. Подавив восстание, персидский царь Ксеркс лишил город всех прав. Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) намеревался сделать Вавилон своей столицей, но здесь его настигла внезапная смерть. В 312 г. до н. э. городом овладел бывший полководец Македонского Селевк I Никатор.

Он разобрал значительную часть построек и из этого материала возвел новую столицу Месопотамии Селевкию, на реке Тигр, переселив в нее жителей Вавилона. В дальнейшем хозяевами города были парфяне (140 г. до н. э.), римляне (115 г. н. э.), Сисаниды (227 г. н. э.), пока наконец после покорения страны арабами в 624 г. не исчезло и то небольшое поселение, которое еще существовало возле полуразрушенных стен Вавилона.

В Ветхом Завете содержится семь пророчеств о гибели Вавилона. Ученый мир до сих пор пытается вывести связь между деталями этих пророчеств и фактами. Есть некоторые совпадения, но в целом убедительной связи не получается. Американский археолог и ассириолог Эдвард Чиера (1885-1933 гг.), много работавший на раскопках Вавилона, писал: «хотел бы я знать причину всего этого запустения.

Почему должен был погибнуть цветущий город, столица целой империи? Что превратило прекрасный храм в обиталище шакалов? Проклятие пророка? Погиб ли этот город за грехи своих жителей? Или роковая участь человечества состоит в том, что все цивилизации должны погибнуть по достижении своего расцвета?»

Общая информация

Основание: не позднее III тыс. до н. э.Первое упоминание: XXII в. (возможно, XXIV-XXIII вв.) до н. э.Эпоха окончательного упадка и разрушения: III в. н. э.Первое историческое название: Кадингирра (по шумерским источникам).Этнический состав и языки: крылатые выражения «Вавилонское столпотворение», «вавилонское смешение языков» исчерпывающе характеризуют все демографические и лингвистические особенности Вавилона.

Религии: в городе, согласно древним текстам, было около 50 храмов. Вавилоняне поклонялись Мардуку (в Библии — Меродаху), а также властителям Зодиака: богу Луны Сину, его супруге Иштар, богу Солнца Шамашу. Кроме того — Лабарту, Лабасу и Аххазу (по Библии — демоны). Все жители Вавилона верили в бессмертие человеческой души.Река, протекавшая через Вавилон: Евфрат.Ближайший аэропорт: Багдад (международный).

Площадь: около 10 км2, (согласно данным раскопок археологов).Население: около 150 тыс. чел.Плотность населения: приблизительно 15 000 чел/км2.Самая высокая точка: телль (холм) Бабиль (около 70 м).
Субтропический засушливый.Средняя температура января: +12ºС.Средняя температура июля: +34ºС.Среднегодовое количество осадков: 120 мм.Часты пыльные бури.

Ремесла: ювелирное, гончарное, ткачество, ковроткачество, изготовление оружия, одежды, обуви, металлических культовых предметов, предметов домашней утвари ит. д.
Торговля, в том числе рабами.Многоступенчатые посреднические торговые операции между Востоком и Западом.Ростовщичество и другие операции с ценностями.

■ Так называемый Южный дворец Навуходоносора (комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями). К самому главному, третьему двору (60×55 м) примыкал знаменитый тронный зал площадью около 900 м2.■ Северный дворец-крепость Навуходоносора.

■ Главный дворец Навуходоносора у ворот Иштар, где хранились древние надписи, рельефы, статуи, библиотека, трофеи, добытые вавилонскими царями во время походов, в том числе в Ассирию.■ Храмы, посвященные Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, и другие культовые сооружения.■ Культовый комплекс Эсагила с зиккура-том Этеменанки, святилищем бога Мардука («Вавилонская башня»),■ Висячие сады («сады Семирамиды») — террасы со сводчатыми проходами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто принял христианство в Армении

Сохранившиеся в музейной среде достопримечательности:■ Ворота Иштар и часть «Дороги процессий» (воссозданы из подлинных фрагментов VI в. до н. э.), а также изваяния из камня, бронзовые скульптуры, сосуды, оружие, украшения из археологических раскопок — Пергамский музей древней культуры Передней Азии в Берлине.■ Вавилонская карта мира — глиняная табличка (конец VIII — начало VII в. до н. э.

) и другие свидетельства нововавилонской эпохи — Британский музей, Лондон.■ Каменная стела с Кодексом законов Хаммурапи (копия имеется в Музее слепков им. И.В. Цветаева, филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве) и другие артефакты вавилонской цивилизации — Лувр, Париж.■ Коллекция артефактов Вавилона — Национальный музей Ирака, Багдад.■ Реконструкция городских строений эпохи царя Навуходоносора II на месте раскопок (эта работа продолжается).

Любопытные факты

■ Серьезное научное изучение Вавилона началось лишь в XIX в. Наибольший вклад в него внесли немецкие археологи под руководством Роберта Кольдевея, работавшие на раскопках Вавилона в 1898-1917 гг.

■ Некоторые ученые-правоведы полагают, что в Кодексе Хаммурапи заложен принцип «презумпции невиновности», применяемый в современном уголовном праве.

Согласно этому принципу, считается, что человек, подозреваемый в преступлении, не считается виновным, пока не доказано обратное, он также не обязан свидетельствовать против самого себя, а его собственные устные признательные показания не могут служить доказательством его вины.

Источник: https://geosfera.org/aziya/1554-vavilon.html

15 городов, исчезнувших с лица земли

Раскопки древнеарийского города Аркаим, построенного на рубеже III–II тыс. до н.э., стали одним из главных археологических открытий 20-го века. Во времена своего расцвет Аркаим — город Солнца, храм и астрономическая обсерватория — считался духовным центром всей Сибири и Урала, но и в итоге был заброшен в результате пожара.

В 1987 году аркаимскую долину решили затопить за ненадобностью. Однако суровые челябинские археологи грудью встали на защиту памятника древнейшей индоевропейской цивилизации, и теперь там находится заповедник.

 2.   Вавилон 

Вавилон был одним из красивейших городов древнего мира. По легенде, там находилась та самая башня, из-за которой человечеству уже которое тысячелетие приходится изучать иностранные языки, и Висячие сады — чудо света, которое царь Навуходоносор II построил для своей жены Семирамиды.

Все эти достоинства не уклонились от внимания Александра Македонского, который в 331 году до н.э. завоевал Вавилон и сделал его центром своей империи. Тем не менее, в результате бесконечных войн к началу II века нашей эры Вавилон пришел в упадок и до сих пор лежит в руинах в 85 километрах к югу от Багдада.

 3.   Троя 

Греки основали Трою на месте современного холма Гиссарлык на северо-западе Турции, недалеко от пролива Дарданеллы, в стратегически важном месте, позволявшем контролировать пути, соединявшие Европу и Азию на суше, а потому вокруг Трои с древних времен разгорались конфликты. Самый известный из них, о котором Гомер рассказал всем в «Илиаде», закончился падением города в 1260 году до н.э.

Спасибо археологу Шлиману, в 19-м веке откопавшему Трою и фактически нанесшему ее на современную карту мира — правда, теперь уже скорее в качестве культового места для историков и туристов.

 4.   Помпея 

Как жители Помпеи провели свой последний день, представляет себе каждый школьник благодаря трудам художника Карла Брюллова. Живописные развалины в окрестностях Неаполя когда-то были процветающим торговым центром, жители которого занимались рыбной ловлей и производством оливкового масла.

На их беду, в 79 году до н.э. вулкан Везувий, у подножия которого были расположены Помпеи, неожиданно пробудился — со всеми вытекающими и вылетающими оттуда последствиями. Помпеи полностью откопали только в XX веке и превратили в неплохо сохранившийся музей под открытым небом.

 5.   Убар 

Крепость Убар, или Ирам, построенная вокруг оазиса в аравийской пустыне, с 3 века до н.э. и вплоть до 4 века н.э. была одним из самых богатых населенных пунктов на территории современного Омана. В Ираме была развита наука, алхимия и военное дело, а торговые караваны из Персии, Греции и Рима так и текли в город за благовониями и миррой.

Согласно исламским преданиям, Убар был разрушен по воле Аллаха, однако в 1980-е годы археологи выдвинули более прозаическую (и ужасающую) версию: город целиком провалился в подземную карстовую воронку, которая и была причиной нахождения цветущего оазиса в пустыне. В течение многих столетий, пока беспечные горожане выкачивали из-под земли воду, воронка разрасталась, и наконец земля разверзлась и поглотила Убар со всем его содержимым.

 6.   Мохенджо-Даро 

Город, чье название переводится с хинди как «Холм мёртвых», исчез с лица земли около трёх с половиной тысяч лет назад. Гибель одним из центров Индской цивилизации около 1700 года до н.э. описана в индийской поэме «Махабхарата». Судя по ней, город был уничтожен мощным взрывом, в результате которого оплавились камни, вскипели воды и поджарились рыбы, не говоря уже о людях.

Впоследствии ученые предположили, что город был разрушен в результате природного явления — так называемых чёрных молний, или не успевших «разгореться» шаровых молний. Взрыв одной из них повлёк за собой цепную реакцию, в результате которой на месте Мохенджо-Даро остался только пепел.

 7.   Пальмира 

Пальмира была важным перевалочным пунктом для пересекавших Сирийскую пустыню караванов, а также монументальным культурным и экономическим центром древнего мира. Слухи о красотах этого города вдохновляли поэтов именовать Северной Пальмирой, например, Санкт-Петербург, а Южной, например, Одессу.

Сейчас на месте Пальмиры торчат из песка обломки колонн, остатки храмов и акведуков и прочие руины, бережно охраняемые ЮНЕСКО. Правда, в свете гражданской войны в Сирии неизвестно, сколько они простоят.

 8.   Теночтитлан 

Древние ацтеки, основавшие в 1325 году Теночтитлан, недолго думали над его названием — назвали «место колючих кактусов». За двести лет существования альтепетль, или город-государство, превратилось в один из великолепнейших городов западного полушария той эпохи: в нем были каменные пирамиды, храмы, насыпные дороги и даже каменный водопровод.

Испанские конкистадоры, однако, не ставили перед собой задачу сохранить богатства ацтеков для будущих поколений, и в 1521 году Теночтитлан был разрушен армией под предводительством Эрнана Кортеса.

 9.   Двиград 

Крепость XI века, расположенная на территории современной Хорватии, во времена Римской империи была небольшим, но важным поселением, построенным на пересечении главных торговых путей.

Однако в 17-м веке население города подчистую выкосила эпидемия чумы, а оставшиеся в живых сбежали без оглядки, даже не устроив пира на прощание. Благодаря безлюдности, а также отсутствию всякого желания со стороны хорватских властей заниматься реконструкцией Двиграда, остатки средневекового замка, городские ворота, сторожевые башни и куски могильных плит можно увидеть и сейчас.

 10.   Маджар 

На месте Буденновска на Северном Кавказе в XII–XIV веках находился средневековый город Маджар. В период своего расцвета Маджар являлся главной резиденцией хана Золотой орды: в нем чекинились ханы и чеканились собственные монеты, строились мечети и минареты, был городской водопровод. Маджар с трудом пережил нашествие войск Тамерлана, во время которого город разграбили его военачальники, и влачил жалкое существование еще полтора века, до самого падения астраханского ханства.

 11.   Мачу-Пикчу 

На языке индейцев кечуа Мачу-Пикчу означает «старая гора». По преданиям, древние инки считали это не самое подходящее для постройки города место на территории современного Перу священным центром Земли и использовали его для общения с богами. В лучшие времена в городе проживало всего лишь около 1200 человек, а в 1532 году жители по таинственным причинам покинули город.

После включения Мачу-Пикчу в список Всемирного наследия ЮНЕСКО город стал вызывать небывалый интерес со стороны туристов. Для сильных духом и лёгкими путешественников (город находится на высоте 2,430 м над уровнем моря) на Мачу-Пикчу водят организованные экскурсии, а за отдельную плату перуанские проводники таскают багаж не привыкших к длительным восхождениям европейцев или американцев.

 12.   Боди 

Небольшой калифорнийский городок Боди в середине 19-го века был одним из центров Золотой лихорадки, куда стекались мечтающие разбогатеть золотоискатели со всей Америки.

В 1880-е город стал отличной декорацией для вестернов — обзавелся салунами, пивоварнями, железнодорожной станцией и, разумеется, кварталом красных фонарей. Однако падение цен на золото привело к вымиранию Боди, и к 1915 году он пришел в запустение.

По слухам, в нем водятся привидения — как и полагается городу-призраку.

 13.   Припять 

Бывший транспортный узел Припять с почти 50-тысячным населением, большая часть которого была занята на Чернобыльской АЭС, хоть и не исчез с лица земли, но был покинут в результате известных событий 27 апреля 1986 года. Жителям города рекомендовали захватить с собой во «временную» эвакуацию лишь «документы, крайне необходимые вещи, а также, на первый случай, продукты питания».

Все остальные неодушевленные объекты в Припяти остались нетронутыми, и 25 лет спустя, когда уровень радиации понизился до неопасных для здоровья показателей, «мёртвый город» привлекает туристов и вдохновляет западных режиссеров на средние по качеству ужастики.

 14.   Порт-Ройал 

Этот порт в Карибском море считался колыбелью порока и пристанищем разврата: европейские мореплаватели называли его «Содомом нового мира». Его население состояло из пиратов, головорезов, шлюх и прочих сомнительных личностей.

До наших дней это чудное местечко, однако, не сохранилось: в 1692 году на Ямайке произошло разрушительное землетрясение, вызвавшее цунами, в результате которого город с двумя тысячами жителей за две минуты почти целиком погрузился под воду.

Те, кто уцелел во время катастрофы, умерли в результате болезней, в разрухе и от нехватки питьевой воды.

Впоследствии Порт-Ройал неоднократно пытались отстроить заново, но каждый раз он становился жертвой новых катаклизмов — то пожара, то урагана, то землетрясения 1907 года, пока власти острова не оставили всякие попытки его возродить.

 15.   Галвестон 

Галвестон был одним из наиболее занятых торговых городов на берегу Мексиканского залива, пока 8 сентября 1900 года его не смёл с лица земли могучий ураган. В те времена ураганам ещё не давали имен, однако известно, что это был шторм 4-й категории, и порывы ветра достигали 200 км/ч. В результате катастрофы погибли 8 000 человек, а на месте города остались одни развалины.

Полностью Галвестон не исчез, но из культурной столицы Техаса и крупного экономического центра он превратился в захолустную гавань: производство и экономика переместились в Хьюстон, туда же утекла и большая часть населения.

Источник: https://www.maximonline.ru/longreads/photogallery/_article/15-gorodov-ischeznuvshix-slicza-zemli/

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. урок. Всеобщая история 5 Класс

Закон — это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим самые древние законы, узнаем, как и за что судили людей в древности.

В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.

События

1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Был создан первый известный письменный свод законов. Они получили название законы Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Законы Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. На эти законы жители Вавилонии должны были ориентироваться при решении любых споров.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где преобладает католицизм

Характерные черты законов Хаммурапи:

  • принцип «око за око, зуб за зуб»;
  • неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо;
  • долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу. Текст законов.

Решая спор, жители Вавилона часто стремились узнать волю богов. Для этого подозреваемого в совершении преступления бросали в реку. Если человек тонул (бог реки забирал его к себе), то его считали виновным.

Участники

Хаммурапи – царь Вавилона из Аморейской династии.

Заключение

В VII в. до н.э. Вавилон попал под власть Ассирии (см. урок «Ассирийская держава»), в VI в. до н.э. был завоеван персами (см. урок «Персидская держава царя царей»).

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км (рис. 1).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/vavilonskiy-tsar-hammurapi-i-ego-zakony

Вавилон

Вавилонская империя была древним аккадскоязычным государством и культурным районом, расположенным в центрально-южной Месопотамии (нынешний Ирак). В 1894 году до нашей эры в Междуречье появилось небольшое государство, управляемое аморитами, в котором находился небольшой административный город Вавилон. Это был просто небольшой провинциальный город во времена Аккадской империи (2335-2154 гг. до н.э.

), но значительно расширился во время правления Хаммурапи в первой половине 18 века до нашей эры, когда он стал крупной столицей. Во время правления Хаммурапи Вавилония называлась «страной Аккад» (Мать Аккади в Аккадском). Вавилонская империя часто принимал участие в соперничестве Ассирийской империей на севере и Эламом на востоке в Древнем Иране.

Однако Вавилонская империя быстро развалилась после смерти Хаммурапи и вернулась обратно в границы небольшого королевства.

Как и Ассирия, вавилонское государство сохраняло аккадский язык для официального использования (язык его родного населения). Империя сохранил шумерский язык для религиозного использования (как и Ассирия), но уже к тому времени, когда был основан Вавилон, это уже не был разговорным языком.

Ранние аккадские и шумерские традиции играли важную роль в вавилонской и ассирийской культуре, и этот регион оставался важным культурным центром даже в его затянувшиеся периоды внешнего правления. Самое раннее упоминание о городе Вавилон можно найти в глиняной табличке от правления Саргона (2334-2279 гг. до н.э.), относящегося к 23-ому столетию до нашей эры.

В этот момент Вавилон был всего лишь религиозным и культурным центром, ни независимым государством, ни большим городом; как и остальная часть Месопотамии. Она подчинялась Аккадской империи, которая объединяла все аккадские и шумерские города под единое правление.

Вавилон — самый известный город из древней Месопотамии, руины которого находятся в современном Ираке в 59 милях (94 километра) к юго-западу от Багдада. Считается, что это название происходит от бав-иль или бав-илим, которое на аккадском языке того времени означало «Врата Бога» или «Врата Богов». Город обязан своей славой (или позором) многим упоминаниям Библии; все из которых являются неблагоприятными.

В Книге Бытия, глава 11, Вавилон показан в рассказе о Вавилонской башне, хотя евреи утверждали, что город назван в честь Вавилонского столпотворения, которая последовала после того, как Бог спутал языки, чтобы они не смогли чтобы завершить свою великую башню до небес (еврейское слово «бавел» означает «столпотворение»).

Вавилон также занимает видное место в библейских книгах Даниила, Иеремии и Исаии, среди прочих, и, особенно, в Книге Откровения.

Именно эти библейские ссылки вызвали интерес к месопотамской археологии и экспедиции немецкого археолога Роберта Колдеви, который впервые раскопал руины Вавилона в 1899 году. За пределами греховной репутации, данной ей Библией, город известен своими впечатляющими стенами и зданиями. Вавилон также известен как центральное место обучения и культуры, формирования свода законов, который предшествовал Закону Моисея.

Вавилон также известен своими Висячими садами Вавилона, которые были искусственными террасами кустов и деревьев, которые Геродот цитировал как одно из семи чудес света.

Старый город и Хаммурапи

Вавилон был основан во время царствования Саргона Аккадского (также известного как Саргон Великий), который правил с 2334-2279 гг. до н. э. Некоторые древние источники указывают, что сам Саргон основал город. В то время Вавилон, по-видимому, был небольшим городом или, возможно, большим портовым городом на реке Евфрат в точке, где река близко сближается с рекой Тигр.

Руины, которые были раскопаны Колдевием видны сегодня, относятся только к более чем тысячелетию после основания города. Историк Павел Кривачек, среди других ученых, утверждает, что он был основан аморреями после краха третьей династии Ура.

Эта информация и любой другой, относящийся к Старому Вавилону, приходит к нам сегодня через артефакты, которые были унесены из города после персидского вторжения или те, которые были созданы в другом месте.

Таким образом, известная история Вавилона начинается со своего самого знаменитого короля: Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).

Этот тихий аморрейский принц поднялся на престол после отречения от своего отца, короля Син-Мубаллита, и довольно быстро превратил город в одного из самых влиятельных и влиятельных во всех Месопотамии. Кодексы законов Хаммураби хорошо известны, но являются лишь одним из примеров политики, которую он реализовал для поддержания мира и поощрения процветания.

Он увеличивал и усиливал стены города, занимался великими общественными работами, включавшими строительство богатых храмов и каналов, и делал дипломатию неотъемлемой частью его администрации. Используя дипломатию и армию к 1755 году до н.э. он объединил всю Месопотамию под властью Вавилона, который в это время стал самым большим городом в мире и дал название всей Вавилонской империи.

Ассирийцы, Халдеи и Навуходоносор II

После смерти Хаммурапи его империя распалась, и Вавилония уменьшилась в размерах и масштабах, пока Вавилон не был захвачен хеттами в 1595 году до нашей эры. Касситы последовали за хеттами и переименовали город Вавилон в Карандуниаш. Смысл этого имени не ясен.

Ассирийцы последовали за касситами, господствующими над регионом, и под властью ассирийского правителя Сеннахириба (царствовал 705-681 гг. до н. э.) Вавилон восстал. Сеннахириб захватил и разрушил Вавилон, а развалины разбиты в назидание других.

Однако среди приближенных самого Сеннахириба многие осудили такие жесткие действия и в конце концов убили в результате заговора, основанного его сыновьями. Его преемник, Эсархаддон, перестроил Вавилон и вернул его своей прежней славе.

Позднее город восстал против Ашурбанипала из Ниневии, который осадил и взял город, но не повредил его в значительной степени и фактически лично очистил Вавилон от злых духов, которые, как полагали, привели к восстанию. К этому времени репутация города как центра обучения и культуры уже была хорошо установлена.

После падения ассирийской империи халдейский по имени Набополассар взял трон Вавилона и, благодаря тщательным союзам, создал нео-вавилонскую империю. Его сын, Навуходоносор II (604-561 гг. до н. э.), отреставрировал город, так что он покрыл 900 гектаров земли (2200 акров) и мог похвастаться одними из самых красивых и впечатляющих зданий во всей Месопотамии. Каждый древний писатель, говорящий о городе Вавилон, делает это с трепетом и почтением. Например, Геродот пишет:

Город стоит на широкой равнине и представляет собой точный квадрат, сто двадцать стадий в длину, так что весь контур составляет четыреста восемьдесят стадий. Хотя таков его размер, в великолепии нет другого города, который похож на него. Он окружен, в первую очередь, широким и глубоким рвом, полным воды, за которым возвышается стена пятьдесят королевских локтей шириной и двести в высоту.

Хотя обычно считается, что Геродот сильно преувеличивал размеры города (и, возможно, никогда не посещал его сам), его описание повторяет восхищение других писателей того времени, которые записывали великолепие Вавилона и особенно великие стены как чудо света. Именно в период правления Навуходоносора II были построены Висячие сады Вавилона и построены знаменитые Иштарские ворота. Висячие сады наиболее подробно описаны в отрывке из Диодора Сикула (90-30 г. до н. э.) В его книге «Библиотека литературы» II.10:

Был также, потому что акрополь, Висячий сад, как его называют, который был построен не Семирамидой, а более поздним сирийским королем, чтобы угодить одной из его наложниц; поскольку она, говорят они, была персидской по происхождению и тоска по лугам ее гор, попросила короля подражать искусству посаженного сада, отличительному ландшафту Персии.

Парк длиной четыре плетра с каждой стороны, и поскольку подход к саду наклонился, как холм, а несколько частей здания поднимались на другом уровне на ярусе, внешний вид всего напоминал вид театра.

Когда восходящие террасы были построены, под ними были построены галереи, которые несли весь вес посаженного сада и росли мало-помалу над другим по подходу; а самая верхняя галерея высотой пятьдесят локтей имела высочайшую поверхность парка, которая была выровнена со стенкой стены зубчатых стен города.

Кроме того, стены, которые были построены за большие деньги, были толщиной двадцати двух футов, а проход между каждой из двух стен был шириной в десять футов. Крыши галерей были покрыты лучами камня длиной шестнадцать футов, включая перекрытие и ширину в четыре фута.

Крыша над этими лучами имела сначала слой тростника, заложенный в большом количестве битума, по этим двум каналам испеченного кирпича, связанным цементом, а в качестве третьего слоя — покрытие свинца, до конца, чтобы влажность из почвы не могла проникают ниже.

На этом снова земля была сгружена на глубину, достаточную для корней самых больших деревьев; и земля, которая была выровнена, была густо посажена деревьями всякого рода, которые по их огромному размеру или любому другому очарованию могли бы с удовольствием наблюдать. И поскольку галереи, каждая из которых выходила за пределы другого, все получали свет, они содержали много королевских комнат каждого описания; и была одна галерея, в которой были отверстия, ведущие с самой верхней поверхности, и машины для подачи воды в сад, машины, поднимающие воду в большом изобилии от реки, хотя никто не мог видеть, как это делается.

Эта часть работы Диодора касается полумифической королевы Семирамиды (скорее всего, основанной на фактической ассирийской королеве Самму-Рамат, которая царила 811-806 гг. до н. э.).

Его ссылка на «более позднего сирийского царя» следует за склонностью Геродота ссылаться на Месопотамию как «Ассирию».

Недавняя стипендия на эту тему утверждает, что Висячие сады никогда не были расположены в Вавилоне, а вместо этого принадлежали работы Ассирийского царя Сеннахириба в его столице Ниневии. Историк Кристофер Скарр пишет:

Дворец Сеннахирима [в Ниневии] имел все обычные принадлежности крупной ассирийской резиденции: колоссальные фигуры опекуна и впечатляющие резные каменные рельефы (более 2000 скульптурных плит в 71 номере). Его сады тоже были исключительными.

Недавние исследования британской ассириолога Стефани Далли предположили, что это были знаменитые Висячие сады, одно из семи чудес древнего мира. Позже писатели разместили Висячие сады в Вавилоне, но обширные исследования не нашли никакого следа.

Гордый рассказ Сеннахириба о дворцовых садах, которые он создал в Ниневии, подходит к висячим садам в нескольких значительных деталях (231).

Источник: https://ermakvagus.com/history/babylon-rus.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Какой церкви принадлежит Киево Печерская Лавра

Закрыть