Кто принял христианство в Армении

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Религиозный туризм в Армении

На протяжении всей истории, Армения создала уникальный образ государства, благодаря своей преданности христианству. В стране есть более ста монастырей. Религия оставила свои корни не только в архитектуре, но и в музыке, еде и традиционной одежде. Христианство помогло армянам сохранить древние традиции, придав им религиозное значение.

2000 лет языческого прошлого

У Армении не только богатая история христианства, но и более 2000 лет языческого прошлого. У армян были свои боги, большинство из которых совпадали с римскими и греческими. На территории Исторической Армении есть несколько памятников,

посвященных древним армянским богам. Один из них – храм Гарни, расположенный на территории современной Армении. Храм был построен в I веке н.э. королем Трдатом I в преданности языческому богу Солнца – Митре. А после того, как Трдат III принял христианство как государственную религию, все языческие храмы были уничтожены.

Храм Гарни не был разрушен, в отличие от других языческих храмов, так как здесь не только располагалась летняя резиденция королевской семьи, но и было ее любимым местом отдыха. По сей день это единственный языческий храм, сохранившийся во всем Кавказском регионе.

В настоящее время Гарни является символом армянского неоязычества и одним из самых популярных туристических направлений страны – ежегодно сюда приезжают более 136 000 туристов.​

«Сошествие Единородного»

Важнейшим местом христианского периода в Армении является собор Эчмиадзина. Первая церковь была построена в начале IV века. Согласно истории, собор был построен между 301 и 303 годами на территории королевского дворца в тогдашней армянской столице Вагаршапат, на месте языческого храма.

Григорий Просветитель во сне увидел Иисуса Христа, спускающегося с небес и поражающего землю золотым молотком, и именно Иисус показал то место, где должен строиться собор. Следовательно, патриарх дал церкви имя Эчмиадзина, которое переводится как «Сошествие Единородного».
Религия всегда была очень важна для армян.

Сегодня на территории не только исторической, но современной Армении существует множество церквей, построенных с IV века до наших дней. А одну из старейших столиц Армении, Ани, называют «городом 1001 церкви».

«Монастырь копья»

Значительным местом в истории армянской религии является монастырь Гегард. часовня была построена в 1215 году, а сам монастырский комплекс был основан в IV веке Григорием Просветителем на месте священного источника внутри пещеры. Таким образом, монастырь был первоначально назван Айриванк, что означает «Монастырь пещеры».

Название «Гегард» или «Гехардаванк» означает «Копьё» или «Монастырь копья»: то самое копьё, которым был ранен Иисус на Распятии. Легенда гласит, что это копьё было доставлено в Армению Апостолом Иудеем, а теперь хранится здесь среди многих других реликвий. Сегодня копьё выставлено в музее Эчмиадзина, наряду с другими религиозными сокровищами.

Монастырь Гегард включен также в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.​

Источник: https://armenia.travel/ru/explore/tour-of-faith

Принятие христианства в Армении

Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.

Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.

Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры.

Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране.

На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.

С чего все началось?

В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой бог Посейдон

Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.

Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.

От дружбы до заключения

Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении.

В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата.

И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.

И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.

Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.

Принятие христианства

Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием.

Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым.

Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.

Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.

Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь

По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.

С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству.

Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо.

Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.

Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех.

Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры.

Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.

После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа.

Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа.

На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.

Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.

В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.

Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.

Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови.

Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей.

Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.

* * *

Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа.

Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух.

Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.

Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.

Источник: https://www.findarmenia.ru/armenia/istoriya/prinyatie-hristianstva/

Канье Уэст выпустил новый альбом, обратился в христианство и хочет стать президентом

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Канье хотел уйти из рэпа, считая его «дьявольской музыкой»

Американский рэп-исполнитель Канье Уэст выпустил новый альбом «Jesus is King», выход которого откладывался уже второй месяц. В этом году исполнитель обратился в христианство, покаялся за прежние грехи и снова задумался об участии в президентской гонке.

Ранее Канье называл себя «богом», поддерживал президента США Дональда Трампа и лечился от психических расстройств.

В преддверии релиза вышло интервью Уэста, где тот рассказал о своем пути к вере, борьбе с зависимостью от секса и порнографии, а также политических амбициях.

Ранее жена исполнителя, звезда реалити-шоу Ким Кардашьян крестилась в Армянской апостольской церкви (ААЦ), в которой крещены и четверо детей пары.

Божья помощь против порнографии и секса

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption После обращения в веру Канье стал критиковать жену за откровенные наряды

В вышедшем в четверг двухчасовом интервью на радио Beats 1 Канье рассказал, что на Рождество выпустит еще один альбом, «Jesus is Born.»

Христианские темы обеих записей отражают духовный путь самого исполнителя — Уэст недавно обратился в христианство (протестантизм евангелического толка, распространенный в США).

«Сейчас я на службе Христа, моя работа — благовествовать Евангелие, чтобы люди узнали, что Иисус сделал для меня», — сказал исполнитель.

Ранее пастор Адам Тайсон, который фактически исполняет роль духовного отца исполнителя, рассказал о духовном кризисе, который пережил Канье. (В евангелическом протестантизме нет практики духовничества, однако знаменитости нередко выбирают пасторов в наставники).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Последнее время творчество Уэста вдохновляется христианской традицией

По словам пастора, однажды Канье заявил ему, что уходит из рэпа, «потому что это дьявольская музыка». В ответ тот объяснил музыканту, что «рэп — это жанр», и он «должен использовать данный Богом талант» и «читать рэп для Бога».

В вышедшем в четверг интервью Уэст рассказал, что «с Божьей помощью смог победить вещи, которые владели мной». Он пояснил, что долго был зависим от порнографии и секса. После смерти матери певца эта проблема обострилась.

Канье также рассказал, что во время записи альбома попросил свою команду воздерживаться от внебрачного секса.

«Бог подшутил над либералами»

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Канье Уэст называл Трампа «братом»

В новом интервью Канье заявил, что «вероятно» выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах в США в 2024 году.

Впервые о президентских амбициях он заявлял в 2015 году, однако тогда Канье еще связывал себя с Демократической партией США.

С тех пор его политические симпатии изменились — он неоднократно встречался с президентом-республиканцем Дональдом Трампом, выступал в его поддержку и называл Трампа своим братом. Уэст и его жена Ким Кардашьян успешно лоббируют проведение реформы уголовного законодательства, элементы которой уже реализуются при поддержке обеих партий в конгрессе.

«Я — бесспорно, несомненно, величайший художник всех времен. В этом нет никаких сомнений. Это просто факт», — заявил музыкант.

«И когда величайший художник в истории человечества надевает красную кепку [сторонника Трампа] — это практически Божья шутка над либералами. Они такие: о нет, только не Канье!»

Кардашьян и дети крестились в Армении

В начале октября Ким Кардашьян крестилась сама и крестила троих младших детей пары в Первопрестольном Святом Эчмиадзине — духовном центре Армянской апостольской церкви, расположенном недалеко от Еревана.

При крещении Кардашьян получила армянское имя Эгине. Крестилась и ее сестра Кортни, ставшая Гаяне.

Сыновья звездной пары Псалом и Сейнт получили, соответственно, имена Вардана и Григора, а дочь Чикаго стала Ашхен. Старшую дочь звездная чета крестила в 2015 году в армянской церкви в Иерусалиме, после первого визита в Ереван.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое христианство у армян

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-50184095

В каком году армяне приняли христианство? история и современная действительность

На данный момент христианство считается главенствующей религией в Армении, а большинство армян являются прихожанами Армянской апостольской церкви.

Однако, как и в любой стране, здесь тоже есть религиозные меньшинства, последователи других церквей и люди, продолжающие самые древние из известных традиций предков, являющиеся приверженцами еще дохристианских верований. Сложно с уверенностью сказать, в каком году армяне приняли христианство.

Несмотря на то, что традиционная дата все же существует (301 год н. э.), считается, что первые христиане появились на территории Армении несколько ранее. Об этом и о том, какие еще религиозные течения существуют в стране, мы и поговорим сегодня.

Христианство

Если верить легенде, то христианство начало распространяться на территории Армении еще в I веке н. э. посредством проповедей апостолов Варфоломея и Фаддея, которые и считаются основоположниками Армянской апостольской церкви, насчитывающей наибольшее количество прихожан. В 301 году христианству был присвоен статус государственной религии, благодаря чему Армения стала первой в мире христианской страной.

Согласно данным переписи населения 2011 года почти 95 % армян считают себя христианами. Большинство (92,6%) являются прихожанами Армянской апостольской церкви, остальные:

  • евангелисты – 1 %;
  • католики – 0,5 %;
  • свидетели Иеговы – 0,3 %;
  • православные – 0,25 %;
  • молокане – 0,1%;
  • приверженцы других течений христианства – 0,26%.

Немаловажным фактом является и то, что представители национальных меньшинств (греки, украинцы, русские, грузины), проживающие в Армении, в большинстве своем также являются прихожанами Армянской апостольской церкви.

Говоря о том, какой веры армяне, нельзя назвать страну полностью христианской, так как в государстве на законодательном уровне поддерживается свобода вероисповедания. Однако Армянская апостольская церковь пользуется некоторыми привилегиями, которых лишены другие ответвления христианства и остальные религии, исповедуемые на территории Армении.

Другие религии, исповедуемые гражданами Армении

Езидизм. Несмотря на повсеместное распространение христианства, нельзя однозначно ответить на вопрос о том, какой веры армяне. Так, на территории Армении проживает около 35 000 этнических езидов, 69% которых исповедуют езидизм – вероучение, в основе которого лежит зороастризм. Зороастризм же – одна из древнейших религий, сведения о которых дошли до наших дней.

Согласно убеждениям последователей зороастризма, бог Ахурамазда явил откровение своему пророку – Спитаме Заратустре. Учение Заратустры основано на свободе нравственного выбора, то есть человек сам приходит к выбору в пользу верных решений, благих дел.

Изучая основы зороастризма, можно заметить, как монотеистические черты (Ахурамазда – единый бог-творец), так и дуалистические (две противоположности, на которых построен этический аспект учения: Аша – истина, созидание, добро, гармония; Друдж – ложь, разрушение, зло, деградация).

При этом зороастризм – не догматическая религия, ведь ее основа – это свобода и рационализм. Помимо зороастризма, езидизм также содержит в себе элементы, почерпнутые из ислама, христианства и иудаизма.

Ислам. Мусульман в Армении довольно немного, около тысячи из них проживает в Ереване, где действует мечеть. В основном это этнические персы, курды и азербайджанцы.

Иудаизм. Иудейская община в Армении также невелика: всего около трех тысяч человек, в большинстве своем поживающих в столице.

Язычество. К язычникам в Армении себя относят около 5 500 человек. В основном это езиды (около 1/10 всех езидов) и курды (1/2 всех курдов). Лишь менее тысячи этнических армян причисляют себя к язычникам.

Воссоздание некоторых традиций, присущих армянам дохристианского периода, началось еще в начале XX века и ознаменовалось выходом в свет труда Гарегина Нжде, известного политика и философа, под названием «Цехакрон», что переводится как «национальная религия». Зародилось новое неоязыческое течение – этанизм, которое получило официальный статус после падения СССР. Сейчас приверженцами этой религии себя считают даже некоторые представители правящей верхушки.

Приверженцы этанизма называют себя «этанос» и считают своей задачей возрождение политеистических традиций, мифологии и верований, которые имели статус государственной религии до принятия христианства в 301 году. Однако называть этанизм религией не совсем верно, так как он являет собой совокупность всех неоязыческих идей, распространенных на территории Армении. Однако все неоязыческие направления имеют в своей основе общее происхождение и схожие идеи.

Подводя итоги, можно сказать следующее: несмотря на то, в каком году армяне приняли христианство, оно было довольно распространено в стране еще до того, как получило официальный статус. Однако, учитывая то, что на территории государства проживает множество представителей других вероучений, сегодняшнюю Армению нельзя назвать абсолютно христианской страной.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1183808739571665495/v-kakom-godu-armyane-prinyali-hristianstvo-istoriya-i-sovremennaya-dejstvitelnost/

Покончить с

Кем будут христиане на Ближнем Востоке после войны? Немногие вспоминают, что христиане и езиды – не пришельцы в мире мусульман. Напротив, они были и остаются творцами Ближнего Востока. А значит, они не «зимми», а полноправные граждане своих стран – такие же, как любой мусульманин. В этом – главная идея вышедшей в Париже книги «Меньшинства Востока: забытые историей» («Minorités d'Orient: Les oubliés d'Histoire»).

Sputnik / Aram Nersesyan

Тигран Екавян

Автор книги – молодой, но уже хорошо известный французский журналист и востоковед Тигран Екавян. Сын сирийского армянина, до войны он регулярно бывал в Сирии и Ливане.

Им, конечно, «помогут»

Открыто о радикальных исламистах на Западе заговорили только в 2014-2015 годах, после их нападения на равнину Ниневии и в Синджар – земли ассирийцев и езидов.

«Эти события напомнили о том, что происходило здесь сто лет назад, в 1915 году», — рассказывает Екавян.

Тогда греки, армяне и ассирийцы верили, что европейские державы не оставят собратьев-христиан.

Многие в Армении помнят, что большевики вывели войска из Карса и Игдыра (исторические армянские города в Западной Армении, ныне территория Турции. – ред.), отдав их  туркам в обмен на «мировую революцию». Но мало кто (и в Армении, и на Западе) помнит и о сдаче Киликии по указу французских властей, и о сдаче ассирийского Хаккяри – по указу британских.

«Франция уходит после того, как здесь пролилась кровь ее бойцов. В этом повинны не французские солдаты и офицеры, которые сражались на этой земле. Не по их вине Франция уходит отсюда, предав свои обещания», — так писал в одном из своих писем Ваан Португалян, воевавший в армянском легионе французской армии (цит. по книге Тиграна Екавяна).

По иронии судьбы, Париж и Лондон не получили от этого никакой выгоды. Проглотив эти земли, Турция сразу начала засылать своих агентов в Сирию и Ирак (тогда подконтрольные англичанам и французам). Но и этот урок не пошел впрок. В 1939 году власти Франции отдали Турции провинцию Александретта (искаженное турецкое название — Искендерун). Именно там находился Антиохийский патриархат  – одна из древнейших христианских церквей, которую, по преданию, основали святые апостолы Петр и Павел.

Сирийская миссия Пашиняна: можно ли менять географию>>

Точно так же повторяется история с курдами. У них политика далеко не такая прямолинейная, как у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Руководители Иракского Курдистана стараются показать миру, что уважают права христиан. Действуют школы, открываются церкви, в парламенте Курдистана есть три депутата-ассирийца и один армянин. Но и здесь христиане стали не согражданами, а вассалами, подчеркивает Екавян.

Политика курдификации проводится на всех уровнях. В курдском регионе Сирии даже в школах история переписывается в желательном для них виде, добавляет он.

«Следя за новостями о христианах и езидах, нужно внимательно следить за происходящим, чтобы не стать жертвой  курдской пропаганды»,  — подчеркивает Екавян.

Людовик Святой и Джордж Буш

«Старшая дочь церкви» — так называли Францию в Европе за то, что король франков Хлодвиг первым принял христианство. В средние века французские короли прибавляли к своему титулу слова «христианнейший монарх».

С одной стороны, Франция гордится защитой христианских ценностей. Здесь вспоминают и послание Людовика Святого христианам-маронитам в Ливане (в XIII веке), и соглашение Франциска I с турецким султаном Сулейманом триста лет спустя. Тем острее было и остается разочарование предводителей восточных церквей.

«Когда началась последняя война, сирийские патриархи приехали в Париж, предупреждая, что в рядах сирийской оппозиции есть экстремистско-мусульманские силы. Но к их предупреждению никто не прислушался. Это в очередной раз показало, что четкой политики в отношении христиан у западных лидеров нет», — подчеркивает Екавян.

Заметим, с такими же призывами о мире обращались и римские папы – и после Войны в Заливе, и во время «Арабской весны» в 2011-м. Но в 1991-м Джордж Буш-старший даже не сообщил в Ватикан об окончании войны (папе римскому позвонил президент Италии).

Но мало кто вспоминает, что и эта, и следующая война в Ираке стала для исламистов удобным поводом снова напасть на христиан. В результате, после 1991-го из Ирака выехали две трети христиан. Грустная перекличка с Оманской империей и ее правопреемницей: в 1890-е годы в Анатолии (территория современной Турции) армяне, ассирийцы и греки составляли около 30% населения, в 1924-м – 2%, теперь – еще меньше.

Судьба христиан в Ираке мало заботила организаторов войны – хотя оба Джорджа Буша были верующими христианами.

Армения в военных действиях в Сирии: месседж Тонояна дошел до адресата>>

«Детьми церкви» остаются не короли и не президенты, а обычные американцы и французы. Один из них, Эммануэль Альбаш, который в 70-е уехал из Франции в Ливан, отправился воевать на стороне христианских отрядов самообороны. Есть несколько правых организаций, которые поддерживают христиан.  

И наконец, годы спустя, о христианах и езидах все-таки заговорили политики (правда, уже не во власти). Экс-премьер Франции Франсуа Фийон недавно собрал по этому вопросу крупную конференцию в Париже. Сюда приехали экс-премьер Испании и экс-президент Ирландии. Теперь они хотят создать новый фонд для поддержки религиозных меньшинств Ближнего Востока.

«Посмотрите себе в тарелки»

Те, кто называют христиан «пятой колонной Запада» на Востоке, забывают о примерах, когда христиане защищали арабские идеи не меньше мусульман. Яркий пример из современности – коптский патриарх Шенуда III, который выступал против курса египетского президента Анвара Садата по сближению с Израилем (при том, что Садат объявил ислам государственной религией, «забыв» про миллионы коптов).

Если ислам как таковой существует сам по себе, то исламский фундаментализм – совсем нет. Он как раз и является «пятой колонной» ряда арабских стран на территории соседей. Не все осознают, что радикальный исламизм поддерживается странами Персидского Залива и Саудовской Аравией, подчеркивает Екавян.

«Он исходит не изнутри Египта, а поддерживается саудитами и странами Залива. Поэтому мировые сторонники демократии должны поднять этот вопрос если и не для защиты христиан, то хотя бы для защиты прав человека», — добавил Екавян.

В том же Египте президент ас-Сиси разрешил коптам построить новый собор Рождества Христова и даже приехал туда на литургию, но при нем же в стране свободно действуют издания мусульман-салафитов, которые призывают к борьбе c «неверными». Откуда они финансируются?

«Вы спрашиваете, где империализм? Посмотрите себе в тарелки», — так заявил в одном из выступлений «африканский Че Гевара» – президент Буркина-Фасо Тома Санкара.

Больше не «зимми»

«Война других» – так назвал нескончаемые конфликты в Ливане известный журналист Гасан Тюени. Сам он арабский христианин. И он, и многие другие христианские мыслители на Востоке подчеркивают: решение вопросов не придет извне, найти его можно только самим. До тех пор, пока христиане будут искать защиты у других, на них будут косо смотреть дома.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали отца у Иисуса

Своя доля ответственности есть и на мусульманах. До тех пор, пока они будут смотреть на своих сограждан-христиан как на «зимми» (по шариату это христиане и евреи, не равные в правах с мусульманами), они будут давать повод для вмешательства арабским нефтяным державам (охотно финансирующим борьбу против «неверных»).

Именно поэтому особое внимание приковывают протесты в Ливане. Впервые за очень долгое время они объединили всех – и христиан, и мусульман.

«Впервые эти люди восстали и поняли, что могут жить как один народ, а не порознь. Так они могут показать принципиально новый тип сосуществования – не османские «миллеты», а единое общество», — подчеркнул Екавян.

«Миллет» – это система минимального самоуправления, которую в Османской империи создали для иудеев и христиан. Внутри себя они решали вопросы браков, разводов и церковного имущества. Османской империи давно уже нет, но логика миллетов до сих пор есть: христиан пытаются представить как изолированное меньшинство.

Геополитический кикс армянской дипломатии: Ереван наверстывает упущенное в Сирии>>

Но чтобы положить конец экстремизму, общества в арабских странах должны стать едиными, без «правоверных» и «зимми». Задача очень сложная (и неизвестно, выполнимая ли). Однако именно о ней все чаще говорит интеллигенция на Ближнем Востоке – причем не только ее христианская часть.

Источник: https://ru.armeniasputnik.am/analytics/20200318/22434634/Pokonchit-s-turetskimi-getto-ili-Put-spaseniya-armyan-i-vsekh-khristian-Blizhnego-Vostoka.html

Государственная Религия Армении

Христианство в Армении было объявлено государственной религией в 301 году. Григорий Просветитель сыграли важную роль в этом деле и позже стал первым католикосом Армении (326-330), и Трдат 3 Великий (287-330), который до принятия христианства считался смертельным врагом последователями этой религии.

Царь Трдат III и Григор

По словам армянских историков 5-го века, в 287 году король Трдат 3 прибыл в Армению, чтобы вернуть трон своего отца. В храме языческой богини Анаита он делает жертвоприношение. Григор – знакомый из его круга – на тот момент уже принял христианство и отказался сделать жертвоприношение языческой богине.

Одновременно Трдату сообщают, что Григор – сын убийцы Хосрова, отца Трдата. После чего Григор был заключен в тюрьму в Арташате, который был предназначен для приговоренных к смерти. Позже Трдат отдал приказ приговорить к смертной казни всех христиан и арестовать тех, кто принял новую веру, захватив их имущество.

Святая Рипсимэ и девы-мученицы

С принятием христианства в Армении связано также смерь Рипсимэ и ее дев-мучениц . По преданию, девушки, принявшие христианство, которые были родом из Рима, бежали от преследования императора Диоклетиана на восток. Они нашли убежище в месте недалеко от армянской столицы Вагаршапат.

Король Трдат был очарован красотой девы-Рипсимэ и захотел жениться на ней, но, столкнувшись с отказом, он жестокую убивает Рипсимэ и ее подруг. Однако одной из них, Нуне (Нино), удается спастись, сбежав в Иверию – в Грузию, где она продолжила проповедь своей религии. Благодаря проповеди Нино весь грузинский народ принял христианство, и за ее деяния ее причислили к лику Святых и назвали равноапостольной.

Григорий Просветитель и Болезнь Трдата III

Смертная казнь Рипсиме оказывает сильное влияние на короля, и он серьезно заболевает. Сестра Трдата видет сон, в котором, заключенный в тюрму и приговоренный к смертной казни Григор – единственный человек, способный вылечить Трдата. Чтобы исцелить короля, он был освобожден, после чего он предал земле святые остатки Рипсимэ и остальных дев. После 66-дневной проповеди христианства он полностью исцеляет Трдата.

Принятие христианства в Армении

Исцелившись, король Трдат III был крещен Григорием Просветителем, после чего объявил христианство государственной религией Армении. Он не жалел своих сил и энергии на возрождение и распространение христианства в Армении.

И чтобы избавиться от языческих традиций, Трдат вместе с Григорием Просветителем разрушили языческие храмы, построив вместо них христианские церкви. В 345 году в Аштишате был создан первый Армянский национальный церковный совет, где было принято решение открыть детские дома, дома престарелых, построить церкви и школы.

Совет также наложил запрет на языческое захоронение, поскольку христиане верили в Загродную Жизнь.

Кто первым принял христианство?

Событие 301 года в Армении – принятие христианства как государственной религии, принципиально отличается от того, что произошло в Византии в 312 году – официальное утверждение христианства верой. По эдикту Милана было прекращено, преследование христиан и христианских общин, а христианство было легализовано как иная религия с правом на существование, а сам император Константин был крещен намного позже.

Религия в Армении: армянская церковь

Армянская Апостольская Церковь – национальная церковь Армении. Его духовным и административным центром является Эчмиадзин, а духовный лидер – Католикос всех армян. Сегодня Католикосом всех армян является Гарегин II.

Армения считается музеем христианства под открытым небом, в Армении много христианских памятников: храмы, церкви, монастыри, хачкары (каменные кресты),  древние манускрипты. Армянские церкви и монастыри были построены по всей стране, на недоступных горных вершинах, в глубоких ущельях, в лесах и в других местах.

Эти монастыри служат учебными и просветительскими центрами, исследовательскими площадками, и мы, как и все, поражены их уникальной архитектурой, поучительной историей и таинственным духом.

Библия в Армении

Ежегодно тысячи паломников и туристов посещают эти места. Первая книга, которая была переведена на армянский язык, была Библия, и была переведена в V веке. Библия и Евангелие были неоднократно скопированы армянскими духовниками, а 20% из 14 000 древних рукописей, хранящихся в Матенадаране, – Библия и Евангелие.

Наряду со стремлением сохранить древние христианские традиций армяне постоянно повторяют первое предложение, написанное на своем родном языке, как заповедь борьбы за просвещение и прогресс. «Познать мудрость и наставление, понять изречение разума» («ճանաչելզիմաստութիւնեւզխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ»):

Источник: https://armadventure.ru/religion/

Религия армян

История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.

Принятие христианства Арменией в 301 году

Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.

Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви

Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.

Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны.  Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

https://www.youtube.com/watch?v=yufHjDwWQC8

Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Католикос — епископ в ААЦ

Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.

В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.

Традиции и обряды ААЦ.

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

Передовой пост

Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу.  Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.

Причащение

Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.

Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.

Крестное знамение

Совершается тремя пальцами слева направо.

Чем Григорианская церковь отличается от православной

Монофизитство — признание единой природы Бога

Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.

Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри

  1. Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
  3. Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

Источник: https://hranitel.club/116-armyane-religiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]