Сколько лет Вавилону

Вавилонский плен — древо

Сколько лет Вавилону

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Вавилонское пленение, период Библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведён был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 536 год до н. э.

Плен вавилонский для иудейского народа не был случайностью. Палестина, занимая промежуточное положение между Египтом и Месопотамией, по необходимости должна была принимать участие в великой борьбе, постоянно происходившей между этими двумя центрами политической жизни древнего мира.

Чрез неё или по её окраинам то и дело проходили огромные войска – то египетских фараонов, стремившихся подчинить себе Месопотамию, то ассировавилонских царей, старавшихся ввести в сферу своей власти все пространство между Месопотамией и берегами Средиземного моря.

Пока силы борющихся держав были более или менее равномерны, еврейский народ ещё мог сохранять свою политическую самостоятельность; но когда решительный перевес оказался на стороне Месопотамии, то евреи должны были неизбежно сделаться добычей сильнейшего воителя. И действительно, северное еврейское царство, так называемое царство Израильское, пало под ударами ассирийских царей ещё в 722 году.

Иудейское царство продержалось ещё около ста лет, хотя существование его за это время походило на политическую агонию. Среди народа происходила ожесточённая борьба партий, из которых одна настаивала на добровольном подчинении месопотамским царям, а другая старалась искать спасения от угрожающей гибели в союзе с Египтом. Напрасно более дальновидные люди и истинные патриоты (особенно пророк Иеремия) предостерегали от союза с коварным Египтом; египетская партия восторжествовала и тем ускорила падение царства.

За так называемым первым пленением, т. е., уводом в плен нескольких тысяч иерусалимских граждан, последовало новое нашествие Навуходоносора, который лично явился под стенами Иерусалима.

Город спасён был от разрушения только тем, что царь Иехония поспешил сдаться со всеми своими жёнами и приближенными. Все они были уведены в плен, и на этот раз Навуходоносор приказал отвести в Вавилонию 10,000 человек из числа лучших, воинов, знати и ремесленников.

Над ослабленным царством, в качестве вавилонского данника, был поставлен Седекия.

Когда Седекия, в свою очередь, отложился от Вавилона, передавшись на сторону Египта, Навуходоносор решил совсем стереть Иудею с лица земли. В девятнадцатый год своего царствования он в последний раз явился под стенами Иерусалима. После продолжительной осады Иерусалим подвергся беспощадному мщению победителя.

Город, вместе с храмом и дворцами, разрушен был до основания, и все оставшиеся в нем сокровища достались в добычу неприятеля и увезены были в Вавилон. Первосвященники были убиты, а большая часть остального населения уведена была в плен. Это было в 10 день 5 месяца 588 года до н. э., и этот страшный день доселе вспоминается у иудеев строгим постом.

Жалкие остатки населения, оставленные Навуходоносором для обработки земли и виноградников, после нового возмущения были уведены в Египет, и таким образом окончательно опустела земля Иудейская.

Массовое переселение покорённых народов из их родной страны в страну победителя было обычным явлением в древнем мире.

Система эта иногда действовала с большим успехом, и, благодаря ей, целые народы теряли свой этнографический тин и язык и расплывались в среде окружающего чужого населения, как это случилось с народом северного Израильского царства, который окончательно потерялся в плену ассирийском, не оставив никаких следов своего существования.

Иудейский народ, благодаря своему более развитому национальному и религиозному самосознанию, сумел сохранить свою этнографическую самостоятельность, хотя, конечно, и на нем плен оставил некоторые следы. Для поселения пленников в Вавилоне был отведён особый квартал, хотя большая часть их была отправлена в другие города, с предоставлением им там участков земли.

Состояние иудеев в вавилонском плену было несколько похоже на состояние их предков в Египте. Масса пленного народа несомненно употреблялась на земляные и другие тяжёлые работы. На вавилоно-ассирийских памятниках наглядно изображается в многочисленных барельефах этот труд пленников (особенно на барельефах в Куюнджике; снимки с них в 9 изд. «Ист. древн. Вост.» Ленормана, т. IV, 396 и 397).

Вавилонское правительство, впрочем, относилось к иудеям с известной долей человеколюбия и предоставляло им полную свободу во внутренней жизни, так что они управлялись своими собственными старейшинами (как это видно из истории Сусанны: Дан 13), строили себе дома, разводили виноградники. Многие из них, не имея земли, начали заниматься торговлей, а именно в Вавилоне впервые среди евреев развился торгово-промышленный дух.

При таких обстоятельствах многие из иудеев настолько обжились в стране пленения, что даже и забыли о родной земле. Но для большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной. Заканчивая свои дневные работы где-нибудь на каналах и сидя на этих «реках вавилонских», пленники плакали при одном воспоминании о Сионе и помышляли об отмщении «окаянной дочери Вавилона, опустошительнице» (как это изображено в Пс 136).

Под тяжестью постигшего иудеев испытания, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в прежних беззакониях и прегрешениях и укреплялась преданность своей религии. Великую религиозно-нравственную поддержку пленный народ находил в своих пророках, среди которых прославился Иезекииль, с его восторженными видениями о будущей славе теперь угнетённого народа.

«Книга пророка Даниила» служит весьма важным документом для изучения жизни иудеев в Вавилоне, и, кроме того, в ней не мало драгоценных данных и о внутреннем состоянии самого Вавилона, особенно о внутренней жизни двора.

Положение иудеев в плену вавилонском оставалось без изменения и при преемниках Навуходоносора. Его сын освободил еврейского царя Иехонию от тюремного заключения, где он томился в течение 37 лет, и окружил его царскими почестями.

Когда новый завоеватель, Кир Персидский, двинулся со всеми своими силами на Вавилон, он обещал многочисленным пленникам свободу или, по крайней мере, облегчение их положения, чем сумел обеспечить себе с их стороны сочувствие и содействие. Иудеи, по-видимому, встретили Кира с распростёртыми объятиями, как своего освободителя. И Кир вполне оправдал их надежды.

В первый же год своего господства в Вавилоне он приказал освободить иудеев из плена и построить для них храм в Иерусалиме (1 Езд 1 — 4).

Это было в 536 г. до н.э., которым и закончилось семидесятилетие плена вавилонского. На призыв царского указа откликнулись все те иудеи, которым была дорога и священна память об Иерусалиме. Но их оказалось немного, всего лишь 42,360 человек с 7,367 слугами и служанками.

Это, за небольшими исключениями, были все люди бедные, имевшие только 736 лошадей, 245 мулов, 436 верблюдов и 6,720 ослов. Гораздо большая масса пленного народа – все те, кто успел обзавестись хозяйством и достигнуть значительного обеспечения в стране пленения, — предпочли остаться там, под великодушным владычеством Кира.

Большинство между ними принадлежало к высшим и богатым классам, которые легко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян.

Караван переселенцев, взяв с собою 5,400 сосудов храма, некогда захваченных Навуходоносором и теперь возвращённых Киром, двинулся в путь под начальством знатного иудейского князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса, которые и привели их на старое родное пепелище, где из этих переселенцев возродился вновь народ иудейский.

Плен вавилонский имел огромное значение в судьбе народа иудейского. Как тяжкое испытание, он заставил его глубоко призадуматься над своей судьбой. Среди него началось религиозно-нравственное возрождение, стала крепнуть вера и вновь загорелся пламенный патриотизм. Потребность в оживлении закона и старых преданий вызвала появление книжников, которые стали собирать разрозненные книги священной и гражданской литературы.

Первые были собраны в особый канон или сборник, получивший значение книги Закона Божия для народа. В свою очередь вавилонская культура не могла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние её на язык который подвергся существенному изменению: древний еврейский язык, был забыт, и на его место выступил язык арамейский, т. е.

, сирохалдейский, который и сделался народным языком иудеев последующего времени и на котором написаны позднейшие произведения иудейской литературы (Талмуд и др.). Вавилонский плен имел ещё и другое значение. До него иудейский народ со всем его своеобразным религиозно-нравственным миросозерцанием, жил отчуждённо от остального мира.

Со времени пленения иудейский народ сделался как бы всемирным: из плена вавилонского возвратилась только незначительная часть иудеев, а гораздо большая их часть осталась в Месопотамии, откуда мало-помалу они стали распространяться по всем окружающим странам, всюду внося элементы своей духовной культуры.

Эти иудеи, жившие вне Палестины и своими колониями усеявшие впоследствии все берега Средиземного моря, стали известны под названием иудеев рассеяния; они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира, постепенно подтачивая религиозное миросозерцание и таким образом подготовляя языческие народы к принятию Христианства.

Литература

  • Еwald «Geschichte des Volkes Israel» (1 изд. 1868 г.);
  • Graetz «Geschichto der Juden» (1874 г. и др.)
  • Deаne «Dаniel, his life аnd times»
  • Rawlinson «Ezra аnd Necemiah, their lives aud times» (из новейшей библейско-исторической серии под общим заглавием «Men оf the Вible» 1888 — 1890 г.)
  • Vigоuroux, «Lа Вible еt les décounertes modernes» (1885 г., т. IV, стр. 335 — 591)
  • А. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (т. II, стр. 704-804)

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13677427.html

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. урок. Всеобщая история 5 Класс

Сколько лет Вавилону

Закон — это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим самые древние законы, узнаем, как и за что судили людей в древности.

В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.

События

1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Был создан первый известный письменный свод законов. Они получили название законы Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Законы Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. На эти законы жители Вавилонии должны были ориентироваться при решении любых споров.

Характерные черты законов Хаммурапи:

  • принцип «око за око, зуб за зуб»;
  • неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо;
  • долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу. Текст законов.

Решая спор, жители Вавилона часто стремились узнать волю богов. Для этого подозреваемого в совершении преступления бросали в реку. Если человек тонул (бог реки забирал его к себе), то его считали виновным.

Участники

Хаммурапи – царь Вавилона из Аморейской династии.

Заключение

В VII в. до н.э. Вавилон попал под власть Ассирии (см. урок «Ассирийская держава»), в VI в. до н.э. был завоеван персами (см. урок «Персидская держава царя царей»).

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км (рис. 1).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/vavilonskiy-tsar-hammurapi-i-ego-zakony

Вавилонский плен (598–537 до н. э.). История — Путеводитель по Израилю

Сколько лет Вавилону

Вавилонский плен или Вавилонское пленение — период в истории еврейского народа с 598 по 539 до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства в правление Навуходоносора II.

Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим.

Вавилонское пленение стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания.

Вавилонский плен

В 586 году до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор (Невухаднецар) штурмом взял Иерусалим и разрушил Храм Соломона. Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных. Так начался для евреев великий плен, который продолжался почти 70 лет.

Со временем могучая Вавилонская держава ослабла и стала лёгкой добычей персидских царей. Навуходоносор царствовал 45 лет. Его сменил его сын Авельмардук (Эвил Меродах), который царствовал 23 года.

Его преемник Валтасар, вступив в третий год своего правления, с трепетом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. И когда эти 70 лет, как ему казалось, истекли, Валтасар возликовал — Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен!

Стремясь показать свое презрение к Богу, которого уже не боялся, он устроил пир, который вошел в историю как образец дикой оргии. В честь своего празднества он сделал то, на что не осмелился даже его дед. Он вынул из сокровищницы сосуды Храма, чтобы использовать их в своем необузданном пиршестве.

Но Валтасар ошибся в своих расчётах и к утру он был убит Дарием, мидийцем, и зятем Дария Киром, персом.

Правление Кира Великого

Согласно еврейской традиции, Дарий предложил трон Киру, но последний отказался. Дарий процарствовал год, а Кир — менее 3 лет. Таким образом исполнилось пророчество Даниила, согласно которому, Вавилонское царство перейдёт сначала к Мидии, а затем к Персии.

Новая власть отличалась веротерпимостью. Евреи пользовались значительными правами и самоуправлением. Персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм. Для этого выделялись значительные средства из царской казны, а также возвращались храмовые ценности, которые когда-то были увезены вавилонянами. Указ Кира был издан за два года до того, как Артаксеркс (Ахашверош) стал царём и за четыре года до событий, описанных в свитке Эсфирь.

Хотя Кир и разрешил евреям вернуться на свою родину, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, остальные предпочли остаться в Персии. Начались работы по восстановлению Храма, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. В Вавилоне возродилось изучение Торы, однако, даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле.

Кир перевёл свою столицу в Сузы (Шушан) в земле Элам. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало всё больше препятствий.

Политика веротерпимости продолжалась и при наследниках Кира.

Источник: https://guide-israel.ru/history/11979-vavilonskij-plen-598-537-do-n-e/

Родина астрологии

Сколько лет астрологии? На этот вопрос ответить практически не возможно. Уже в древние времена люди знали очень много, они чутко реагировали на различные явления природы, умели подмечать ее влияние на людей. В Древнем Египте, Древней Греции, Месопотамии и многих других древних государствах существовала целая система знаний, которые назывались эзотерическими, то есть закрытыми, и ими владели только избранные посвященные — жрецы.

Эти знания, к которым относится и астрология, носили столь закрытый характер, что их не разрешалось записывать, а передавать только устно от учителя к ученику, к счастью для нас, этим запретом позднее стали пренебрегать. Итак, возникновение астрологии в разных странах было процессом, не зафиксированным строго во времени, например, Геродот утверждал, что жрецы древнего Египта уже владели астрологическими знаниями 11 тыс.

лет тому назад, а в трудах Порфирия есть указание на то, что вавилонские жрецы владели астрологическими знаниями примерно 30 тыс. лет тому назад. Цицерон отодвигает возраст астрологии на 470 тысяч лет, а Эпиген — на 720 тысяч лет назад. Также довольно трудно определить, был ли у древних астрологов один источник или в каждой стране астрология развивалась независимо. По мнению древних ученых, астрология являлась универсальным ключом, открывающим все тайны Вселенной.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали сыновей Адама и Евы какова их судьба

Астрология была той колыбелью, из которой вышли медицина и математика, геометрия, биология, астрометеорология и многие другие науки.

Астрология в Месопотамии

По дошедшим до наших дней данным, известно, что астрология зародилась на территории современного Ирака, называемого в прошлом Месопотамией или Двуречьем, примерно за 5000-3000 лет до н.э. Именно на территории Месопотамии была воздвигнута знаменитая Вавилонская башня и построены прекрасные города Вавилон и Ур. Сотни тысяч лет назад древние шумеры пришли в Месопотамию.

Они создали письменность, которая считается одной из наиболее древних в мире, построили зиккураты высокие башни, которые служили одновременно как зернохранилища, храмы, административные здания и научные обсерватории. В Ш тысячелетии до н.э. шумеры были постепенно завоеваны разными народами, последние завоеватели — персы начали перенимать достижения их культуры и науки.

Город Вавилон стал столицей Среднего Востока и, пользуясь своим политическим и экономическим положением оказывал влияние на все соседние народы. Месопотамские жрецы- астрологи, наблюдая за небом, научились предсказывать явления, играющие важную роль в жизни людей: наступление периода дождей, приближающийся разлив рек, появление комет, лунные и солнечные затмения. Свои наблюдения жрецы записывали в виде клинописи на небольших глиняных табличках.

Наиболее впечатляющими достижениями вавилонских астрологов является введение так хорошо нам известного 12-знакового зодиака, создание 19-летнего солнечно-лунного календарного цикла и открытие периода, названного «сарос», что означает «повторение» — это промежуток времени, по истечении которого лунные и солнечные затмения повторяются в той же последовательности. Настоящий расцвет астрологии пришелся на 1 тысячелетие до н.э.

именно с этого времени астрологов стали называть халдеями.

Захватнические войны, в частности завоевания Александра Македонского, положили конец процветанию вавилонской цивилизации, ее стала теснить эллинистическая культура. Но вавилонская астрологическая наука не исчезла, она перекочевала в древний Египет, Грецию, Индию, Персию, вплоть до Китая на востоке и Юкатана на Западе.

Известно, что у народностей майя большие государственные празднества проводились в августе под знаком Льва, означавшего государство и власть, а церемония жертвоприношения проводилась в ноябре под знаком Скорпиона, который является символом смерти.

Астрология в Древнем Египте

До настоящего времени о древнеегипетской астрологии дошли очень скудные сведения. Одним из важнейших источников знаний о тех временах является древний папирус, написанный на рубеже П-Ш веков н. э. который посвящен толкованию затмений. Одним из самых известных памятников астрологической науки Древнего Египта считается «Книга описания движения звезд». Текст книги высечен на потолке храмов богов Осириса и Сети I.

На стенах поминального комплекса Рамсеса П в Фивах нанесены изображения созвездий, планет и небесных богов. Матерью всех созвездий и планет у древних египтян считалась богиня Нут, а богом солнца — Ра. Несколько позднее, в эпоху Среднего царства у египтян особо почитались пять планет солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венера.

Во время раскопок гробниц фараонов Рамсесов VI, VII, и IX, построенных в период Нового царства, исследователи обнаружили изображения уникальных звездных часов, с помощью которых жрецы определяли время в темноте ночи. В дневное время древние египтяне узнавали время по солнечным часам. В более поздний период в Древнем Египте, наряду с астрономией развивалась практическая астрология.

Предполагается, что первые египетские гороскопы появились в 38 г. до н.э., однако основу гороскопов составляли не астрологические расчеты, предсказания богов, которые приходили к ребенку и предсказывали его судьбу. Одним из важных направлений деятельности древнеегипетских астрологов являлось составление календарей благоприятных и неблагоприятных дней.

Расчеты этих дней были непосредственно связаны с жизнью богов, которым поклонялись египтяне. На развитие астрологии в Египте в Ахеменидский период огромное влияние оказала астрология Месопотамии. Наиболее важными функциями астрологов этого периода были политические прогнозы. Информация астрологов содержалась в строгом секрете.

В эпоху эллинизма, после того, как перестало существовать под ударами армии Македонского, государство Ахеменнидов, начала развиваться научная астрология. В этот период астрология вышла из сферы интересов узкого круга жрецов и стала широко распространяться в народных массах. Главным центром эллинистической астрологии того времени на протяжении пяти веков была Александрия Египетская, основанная Александром Македонским в 332 году до н.

э. Значительный вклад в развитие астрологии этого периода внесли Серапион, Павел Александрийский, написавший один из популярнейших учебников по астрологии Гефестион Фиванский, автор книги по астрологии «Апотелесматика». В Александрии брали свое начало и известные школы гностиков, пропагандирующие идею зависимости абсолютно всех явлений на Земле от звезд.

Древнегреческая астрология

Велик вклад в астрологию знаменитых греков Демокрита, Аристотеля, Эратосфена, Архимеда, Гиппарха и многих, многих других, каждый внес в развитие этой науки, что — то свое неповторимое. Основной проблемой греческой науки раннего периода была проблема происхождения и устройства мира, рассматриваемого как единое целое.

В своих трудах греческие ученые учитывали и те данные, которые получили сами в результате непосредственных наблюдений, и те данные, которые были получены в результате многовековой человеческой практики.

Именно у греков родилась идея шарообразности Земли, оформилась классическая модель Космоса, причем, изучая расположение небесных светил, они сделали очень интересные открытия в теории музыки, не потерявшие своего значения и в наши дни.

Чрезвычайно важной задачей греческих ученых было уточнение календаря, согласование лунного календаря (с которым было связано большинство религиозных ритуалов и праздников) с фактической длительностью солнечного года, этой задачей, по дошедшим до нас источникам, занимались астрономы Метон и Ектемон. Другой ученый того времени Евдокс Киндский, решая астрономические задачи, построил общую теорию пропорций.

Евклид в своем научном труде » Явления» изложил элементарную сферическую астрономию. Аристарх, исходя из собственных наблюдений, пытался определить относительные размеры небесных тел. Архимед впервые построил планетарий — полную вращающуюся сферу с механизмом, позволяющим воспроизводить движение Луны, Солнца и пяти планет. Гиппарх довольно точно рассчитал расстояние от Земли до Луны.

Селевк установил зависимость приливов и отливов от положения Луны. Эратосфен точно определил наклон эклиптики. Клавдий Птолемей, труды которого дошли до наших дней, разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли. Совместно с теорией движения Солнца и Луны она получила свое развитие в его геоцентрической системе мира, его труд «Тетрабиблос» или «Четверокнижие» является систематическим трактатом по астрологии и настольной книгой астрологов многих поколений уже много, много веков.

Используемая литература: 1. В. А. Вайсберг — Лекции по астрологии, Москва, Цаи,1992. 2. Граф С.А. Вронский — Классическая астрология, Рига,2004 3. О.Н. Дубровская — Краткая история астрологии, РИПОЛ КЛАССИК,2002.

4. Клавдий Птолемей — Тетрабиблос, ТХО, Юпитер, Россия,1995.

Обзор подготовила:
Астропсихолог Галина Сведберг

Источник: https://www.astroselena.lv/biblioteka-skoljko-let-astrologii

Где находится Вавилон

Вавилон — загадочная древняя цивилизация, которая из мегаполиса древнего мира превратилась в символ царства антихриста Как это произошло? Что случилось с Вавилоном? Где находится Вавилон?

Когда-то великая Вавилония и ее столица – Вавилон обладали невероятным могуществом. Тем не менее, великая история, культура и наследие пали из-за грехов и пороков. Вавилон сравнивали с Содомом и Гоморрой, пророча о скором падении. Пророк Исаия сказал о Вавилоне правду: он не пережил первый век нашей эры и пал. Центр культуры и образования своего времени — Вавилон, был разрушен.

Вавилон находился когда-то в центральной части Месопотамии, на территории современного Ирака, и известен в первую очередь строительством Вавилонской башни, висячими садами Семирамиды — чудом света. Археология ответила на многие вопросы о Вавилоне, но, к сожалению, далеко не на все. Задолго до появления Римской империи, в мире существовала великая и могущественная цивилизация.

Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории.

Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город.

Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км.

  • Первые письменные источники, в которых упоминается Вавилон, датируются XXII в. до н.э. Тогда еще существовало Аккадское царство. Основатель города Нимрод приходился внуком библейскому Ною. Вавилон строился на месте Шумерского поселения Кадингира, в переводе это значило «Врата бога». Вавилон переводится так же.
  • Расцвет Вавилона пришелся на правление Хаммурапи, правившего 43 года (1793 — 1750 гг.) Он не только захватывал новые территории, расширяя старые, но и создавал новые законы, строил города, развивал культуру, искусство. В дальнейшем Вавилону не так везло с правителями. Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. э. военные успехи сошли на нет, город рушили и грабили.
  • В XVI-XII вв. до н. э. Вавилон был захвачен касситской династией правителей. Они поклонялись божеству Мардуку. В Вавилоне царило язычество. Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. э. положил конец правлению III Вавилонской, или касситской династии. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения.В 626 году до н.э. против гнета Ассирии поднялось восстание. Начался период истории Нового Вавилона и новый расцвет.

В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.

В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца.

Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал.

  • На культуру Вавилона оказала огромное влияние Шумерская цивилизация. Клинопись на дощечках считается прародителем большинства европейских языков.
  • Поэмы и эпосы посвящались языческим героям и богам.
  • Развивались и различные науки, особой популярностью пользовались математика и астрономия. Не обходилось и без заблуждений, суеверий, но Вавилон был самой развитой цивилизацией своего времени, несмотря на это.
  • Царь Хаммурапи издал «Кодекс законов», в котором он собрал все ранее действовавшие в стране законы, что положило начало более развитой государственности, чем это было прежде в древнем мире. Считается, что ему принадлежит скульптура — диоритовая голова, найденная археологами, которая теперь находится в Лувре.
  • Храмы и дворцы Вавилона были украшены причудливой живописью. Ее основа — декоративные мотивы: орнаменты, фантастические и реальные животные, растения.
  • Висячие сады — чудо света, агротехники и точных математических расчетов. Величайшее произведение архитектурного искусства.

Падение Вавилона

«Золотой город», «слава царств» и «красота Халдеи», как утверждали древние пророчества, был разрушен. «Как львы зарыкают все они, — предвещал великий пророк Иеремия, — и заревут как щенки львиные. Как сделался Вавилон ужасом между народами!».

Вавилон когда-то начал строительство башни, которая стала символом гордыни и богоборчества. Вавилонскую башню пытался строить Нимрод – сын Куша и внук Хама. Нимрод — царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Башня строилась, чтобы встать вровень с Богом и избежать нового всемирного потопа. Но стройка так и не была окончена, а пришла в запустение, как и все подобные проекты.

Питер Брейгель «Вавилонская башня»

Святитель Николай Сербский пишет:

«Почему исчез древний Вавилон? Потому что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств, и не будет более возноситься над народами (Иез. 29:15) или, согласно пророку Иеремии, он вознесся против Господа восстал против Господа (Иер. 50:24, 29).

Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. А пророк Исайя изрек: И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис. 13:19). Произошло то, что было предсказано.

Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой.

Вавилонское пророчество

Исайя 13:

19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.20. Не заселится никогда,И в роды родов не будет жителей в нём.Не раскинет Аравитянин шатра своего,И пастухи со стадами не будут отдыхать там.21. Но будут обитать в нём звери пустыни,И домы наполнятся филинами;И страусы поселятся,И косматые будут скакать там.22. Шакалы будут выть в чертогах их,

И гиены — в увеселительных домах.

Исайя 14:

1. Близко время его, И не замедлят дни его.

Исайя 14:

23. И сделаю его владением ежей и болотом,И вымету его метлою истребительною.

Говорит Господь Саваоф.

Иеремия 51:

26. И не возьмут из тебя камня для углов,И камня для основания.Но вечно будешь запустением,Говорит Господь.43. Города его сделались пустыми,Землёю сухою, степью, Землёю, где не живётни один человек,

И где не проходит сын человеческий.

  • На реках Вавилонских
  • Потеря Эдема

Источник: https://www.pravmir.ru/gde-nahoditsya-vavilon/

Вавилон и ассирия

статьи

Вавилон и ассирия – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе).

Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии. См.

также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Шумеро-аккадский период

Шумеры, первые цивилизованные жители Вавилонской равнины, завладели районом вокруг Персидского залива около 4000 до н.э. Они осушали болота, сооружали каналы и занимались сельским хозяйством. Развивая торговлю с окружающими районами и создав экономику, которая опиралась не только на сельское хозяйство, но и на производство металлов, тканей и керамики, шумеры к 3000 до н.э.

имели высокую культуру, для которой были характерны городская жизнь, тщательно разработанная религия и особая система письменности (клинопись). Их цивилизацию восприняли семиты (аккадцы), жившие на северо-западе равнины. История Шумера и Аккада 2700–1900 до н.э.

наполнена постоянными столкновениями между различными шумерскими городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами.

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ – амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э.

Хаммурапи, шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией. См.

также ВАВИЛОН.

Вавилония

Несмотря на то, что цивилизация вавилонян во времена Хаммурапи основывалась на шумерской, официальным языком стал аккадский.

Существовали три главных сословия: высшее, состоявшее из феодальной землевладельческой знати, гражданских и военных чинов и священнослужителей; среднее – торговцы, ремесленники, писцы и представители свободных профессий; низшее – мелкие землевладельцы и арендаторы, городские и сельские зависимые работники, а также многочисленные рабы.

При Хаммурапи вавилонское правительство было хорошо организованной бюрократией, во главе которой стоял царь с министрами. Правительство занималось ведением войн, отправлением правосудия, руководило сельскохозяйственным производством и собирало налоги. Деловые документы вавилонян, сохранившиеся на глиняных табличках, говорят о поразительной по развитию и сложности экономической жизни.

Среди найденных деловых документов – квитанции, расписки, долговые записи, контракты, арендные договора, инвентарные списки, бухгалтерские книги. Большие участки земли находились во владении частных лиц, остальная земля принадлежала царю или храмам. Ее обрабатывали свободные вавилоняне, рабы и кабальные работники. Имелись также и земледельцы-арендаторы, которые могли быть нанимателями или издольщиками.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали детей царя Николая 2

Одни вавилоняне-ремесленники владели собственными мастерскими, другие работали в дворцах и храмах за питание и заработную плату. Существовала система ученичества, ремесленники объединялись в гильдии по профессиям. Велась торговля с Египтом, Сирией, северными горными районами и Индией. Средствами обмена были золото, серебро и медь; применялась вавилонская система мер и весов, ставшая стандартом на всем Ближнем Востоке.

Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей и 24-часовыми сутками (с двенадцатью двойными часами). Значительных успехов они добились в астрономии (применявшейся для составления календаря), большую роль в их жизни играла астрология. Вавилоняне владели знаниями в арифметике и геометрии, необходимыми для измерения земельных участков, а также в алгебре.

Касситское правление и возвышение Ассирии

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии

История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.

1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники.

К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э.

Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

2) 883–763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях – Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э.

, ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света», воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру.

Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.

3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II, основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии.

Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.

), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э.

ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

Ассирийская цивилизация

Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну.

В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев.

Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники.

Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления.

Научный прогресс

В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий.

Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний.

Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.

Террористические методы

Ассирийцы были мастерами психологической войны. Они намеренно распространяли истории о собственной безжалостности в бою и жестоких расправах, которые ожидают тех, кто окажет им сопротивление. В результате их враги нередко пускались в бегство, не вступая в бой, а подданные не решались на мятежи. Официальные ассирийские надписи полны рассказов о кровопролитных сражениях и суровых наказаниях.

Достаточно привести несколько строчек из Анналов Ашшурнасирпала II, чтобы представить себе, как это выглядело: «Я вырезал всех до одного, и кровью их я выкрасил горы Головы их воинов я отсек и насыпал из них высокий холм а юношей и их девственниц я сжег в огне я истребил неисчислимое количество их жителей, а города предал огню У некоторых я отрезал кисти рук и пальцы, у других отрезал носы и уши».

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II

История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Персидское нашествие

Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром).

Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э.

, когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока.

Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э.

в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VAVILON_I_ASSIRIYA.html

Древняя Вавилония — царство юга Месопотамии

На протяжении многих веков город Вавилон — «врата бога» — считался центром первого «мирового царства», наследниками которого выступали великие империи. Библия связывает основание города с именем Нимрода — правнука Ноя. Он же считается и строителем знаменитой Вавилонской башни.

Ассирийские цари, жестоко расправлявшиеся с непокорными народами и стиравшие с лица земли и города, не просто сохраняли особый статус Вавилона, но и восстанавливали древние храмы, строили новые. О значении города в древнем мире свидетельствовало и то, что Александр Македонский, захвативший Вавилон в 331 г. до н. э., намеревался сделать его столицей своей империи. Память о Вавилоне надолго пережила сам город.

Согласно исторической традиции, знаки царского достоинства византийских императоров и русских царей происходят также из Вавилона. В русском «Сказании о Вавилоне-граде» это описывается так: «Услышал же князь Владимер Киевский, что царь Василий получил из Вавилонского царства такие великие царские вещи, и послал к нему своего посла. Царь же Василй ради чести своей послал князю Владимеру в Киев в дарах сердоликову крабицу да мономахову шапочку.

» И с того времени прослышал великий князь Владимер Киевский Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властя поставление, тогда ради чину воскладывается на главу». Как же выглядел этот город, чьё имя стало нарицательным для многих народов?

Раскопки, производившиеся английскими археологами в начале XX в. н. э., позволили восстановить облик древнего города и его историю. Археологи доказали, что первые камни в его основание были заложены шумерами в начале III тысячелетия до н. э., но столицей государства город стал примерно в 1894 г. до н. э. когда в Двуречье вторглись племена амореев. В XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи Вавилон превратился в крупнейший политический и культурный центр всей Передней Азии.

В VII в. до н. э. знаменитый царь Навуходоносор развернул огромные строительные работы, превратившие Вавилон в роскошную столицу мира. Руины грандиозных и величественных построек, воздвигнутых Навуходоносором, сохранились до наших дней.

Карта Вавилонского царства

Когда в V в. до н. э. греческий географ и историк Геродот посетил этот город, он был потрясён его размерами и величием. В то время Вавилон входил в состав персидской державы, но ещё сохранял положение величайшего города мира, а проживало в нём более одного миллиона жителей. Жилые кварталы тянулись по обе стороны Евфрата длинной полосой.

Город был окружён глубоким рвом, заполненным водой, и тремя поясами высоких кирпичных стен, увенчанных башнями. Крепостные стены достигали в высоту 20 м, а в ширину — 15 м, имели 100 ворот из кованой меди.

Парадным входом служили ворота богини Иштар, облицованные синими глазурованными изразцами с чередующимися барельефными изображениями животных (575 фигур быков, львов и фантастических драконов-сиррухов).

Улицы древнего города совсем не напоминали хаотичную планировку большинства городов Востока, а были расположены в соответствии с чётким планом: одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Жители Вавилонского царства застраивали улицы трёх и четырёхэтажными домами. Главные улицы были выложены камнем.

В северной части города, на левом берегу реки, возвышался большой каменный дворец, построенный Навуходоносором, а по другую сторону — главный храм столицы, достигавший высоты восьмиэтажного дома.

В основании храм представлял собой прямоугольник со сторонами 650 и 450 м. В нем находилось святилище со статуей бога Мардука и чистого золота весом около 20 т., а так же ложе и золотой стол. Сюда могла входить лишь особая избранница — жрица. Геродоту рассказывали, «будто сам бог посещает этот храм и отдыхает на ложе». Невдалеке от храма возвышалась легендарная ступенчатая семиэтажная Вавилонская башня высотой 90 м. Археологи обнаружили её фундамент и остатки стен. 

История государства Вавилон

Следует отметить, что Вавилон впервые возвысился над другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии, ещё в XX в. до н. э. Несмотря на то что это объединение просуществовало лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

Это было время расцвета городской культуры, развития литературы и законодательства. Именно в этот период были унифицированы и записаны знаменитые законы царя Хаммурапи.

В 1595 г. до н. э., после того как в Месопотамию вторглись хетты, власть в Вавилонии захватили кочевники-касситы. Их правление продолжалось более 400 лет.

Последующие столетия государство Вавилон сохранял формальную независимость, но всё больше оказывался под политическим влиянием северного соседа — Ассирии. Но вот её господству был положен конец. Начался новый период подъёма Вавилона.

Особого могущества империя достигла в период правления сына покорителя Ассирии Набопаласара — Навуходоносора. Были окончательно подчинены Сирия и Палестина. Вавилон перестроили, и он стал крупнейшим центром международной торговли. Это время подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития всей Передней Азии. После долгих войн здесь наконец установился относительный мир.

Весь Ближний Восток был разделён между тремя великими державами — Вавилонией, Мидией и древним Египтом. У них сохранялись настороженные, даже враждебные отношения, но крупных переделов сфер влияния уже не происходило.

Прошло полстолетия, и новая угроза процветанию пришла с востока. В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и её восставшими подданными — персами.

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. реконструкция 

Вавилон поражал воображение иноземцев своей архитектурой. Одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды были сооружены на искусственных террасах, где высаживались пальмы, фиги и другие деревья. Царица Семирамида на самом деле не имела к ним никакого отношения.

Сады построил Навуходоносор для своей жены Нитокрис, страдавшей от душного климата Месопотамии, вдали от родных гор и лесов, откуда она была родом. Вавилонская царица Нитокрис снискала себе славу благодаря строительству плотин, оросительных каналов и большого разводного моста, соединявшего две части столицы.

Мост был сложен из больших необтёсанных камней, скреплённых специальным раствором и свинцом. Его средняя часть, сделанная из брёвен, на ночь разбиралась.

В 312 г. до н. э. один из полководцев Александра Македонского — Селевк, ставший правителем обширной ближневосточной империи, переселил большую часть жителей «вечного города» в свою новую столицу Селевкию, расположенную недалеко от Вавилона. А древняя мировая столица утратила своё прежнее положение и через несколько столетий окончательно была погребена под пылью веков.

Источник: http://www.historie.ru/civilizacii/243-vaviloniya.html

Навуходоносор

Истории известны два правителя, чье имя Навуходоносор. Но если первый жил в XII веке до нашей эры и не оставил следов в мировой культуре, то Навуходоносор II, царствовавший в VII-VI веках до нынешнего летоисчисления, «наследил» так, что попал на страницы Библии. Имя правителя ставят в один ряд с Юлием Цезарем, Александром Македонским и Митридатом. Современники же разглядели в древнем вавилонском царе черты Наполеона.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто в последнем кругу ада

Навуходоносор и Семирамида в колеснице

Прославился властитель возведением сразу двух чудес света – Вавилонской башни и Висячих садов Семирамиды. А еще – таинственной болезнью, которая мучила Навуходоносора 7 лет и превратилась в назидательную библейскую притчу, знать которую не мешало бы каждому облаченному властью человеку.

Детство и юность

Точной даты рождения сына основателя Нововавилонского (или Халдейского) царства Набопаласара нет. Называют приблизительную дату появления Набу-кудурри-усур (так правильно звучит имя Навуходоносора): до 630 г. до н.э. Спустя 20 лет царевич уже занимал важный военный пост и участвовал в походах отца.

Навуходоносор

Потомок и яркий представитель династии разительно отличался от родителя: если Набопаласар не отдалялся от народа и подчеркивал простое происхождение, то сын указывал на свои божественные корни, называя себя потомком Нарам-Суэна, царя-легенды.

О детстве наследного принца ничего не известно, но в юности он активно постигал искусство ведения войны, и в 607-606 годах до н.э. на пару с родителем командовал армией.

Исторические факты

В наши дни Навуходоносора II назвали бы эффективным менеджером или блестящим управленцем. Начав биографию с успешных военных походов, он вскоре многое изменил в социальном и правовом устройстве Вавилонии. Молодой Навуходоносор прославился захватническими походами на Ближний Восток. Трижды вторгался в Иудею и брал Иерусалим.

Изображение Навуходоносора на монете

Во время последнего завоевания города Навуходоносор уничтожил его, до основания разрушив Храм Соломона. «Вавилонское пленение», вошедшее в трагические скрижали истории евреев, означает обращение в рабство выживших граждан Иудеи.

Полководцу Навуходоносору, в отличие от отца, удалось нанести сокрушительный удар по египтянам, ранее досаждавшим Вавилону опустошительными набегами. В 605 г. до н э. царевич по поручению отца отправился воевать с Нехо, фараоном Египта. Во власти Нехо тогда были более слабые Палестина, Сирия и Финикийское государство.

Дворец Навуходоносора

Навуходоносор с войском форсировал Евфрат и неожиданно нанес удар по лагерю египтян, расположившемуся под стенами своего главного оплота – города-крепости Кархемыш. Вавилонский полководец разбил войско фараона, уничтожив две трети состава.

Во время военного похода, в середине августа 605 г. до н.э., Навуходоносор узнал о кончине родителя. Он вернулся в Вавилон и спустя 3 недели короновался. Молниеносное вступление в права и незамедлительное возвращение в ряды войска показали, что государство оказалось в крепких руках.

За три года армия Навуходоносора, в которой воевали и греческие наемники, покорила Сирию, Палестину, Иудею и еще несколько мелких царств. Но в 600 году удача отвернулась от императора, и после болезненных поражений он вернулся в Вавилон, чтобы восполнить утраты человеческие и материальные.

Ново-Вавилонское царство Навуходоносора

Спустя 3 года вавилонский царь сумел вернуть под свое покровительство Иудею, приняв в середине марта 597 г. до н.э. капитуляцию царя Иоакима, открывшего ворота перед войском Навуходоносора. Самого Иоакима завоеватель не помиловал, предав его казни.

В периоды затишья между военными походами и подавлениями бунтов оппозиции в Вавилоне Навуходоносор обустраивал государство. Его достижения запечатлены на глиняных табличках, найденных археологами. Записи говорят о том, что император заново отстроил разрушенный набегами египтян и иных недругов Вавилон, превратив его в центр международной торговли.

Женившись на дочери мидийского царя Амитис (более известной как Семирамида), любящий супруг подарил жене, тосковавшей по гористой и зеленой родине, «висячие сады». Дошедшие сведения описывают их как 4-ярусную пирамиду из платформ, поддерживаемых колоннами. Платформы покрыли тростником вперемешку с асфальтом, затем кирпичами, которые скрепили гипсовым раствором. Поверх уложили плиты из свинца, а на них слой плодородной земли.

Висячие сады Семирамиды

На ярусах росли пахучие травы, цветы, кустарники и деревья. Семена и саженцы для чудесного сада свезли со всех концов империи. Полив происходил путем подачи воды из Евфрата насосами через поддерживающие колонны. Огромная «клумба» с орошаемыми круглый год растениями получила у современников название Висячие сады Семирамиды.

Благодарная супруга родила царю нескольких детей, но история уберегла лишь имя главного наследника – сына Амель-Мардука.

Последним, кто насладился красотами и ароматами «висячих садов», был Александр Македонский, захвативший Вавилон в 331 г. до н.э. Под сенью этих деревьев он и скончался. После смерти Александра сады Семирамиды пришли в упадок. Наводнения подмыли фундамент, и платформы рухнули.

Вавилонская башня

Не менее «висячих садов» известен и 90-метровый зиккурат Этеменанки, ставший прообразом Вавилонской башни. Навуходоносор возвел в городе, который населяли 200 тыс. человек, несколько роскошных дворцов.

На окраине Вавилона обустроил главное святилище под названием Эсагила, единым комплексом с которым и оказался 7-этажный зиккурат Этеменанки, построенный в виде ступенчатой пирамиды. В библейской истории пирамида получила название «Вавилонской башни».

Современники признали ее еще одним чудом света, появившимся благодаря Навуходоносору.

Уникальным по красоте памятником зодчества времен вавилонского царя по праву назвали ворота Иштар – огромную арку, открывавшую туннель вдоль дорожки для императорских шествий. Строение покрывала глазурь небесного, ярко-желтого, белого и черного цветов, барельефы животных. Архитектурное чудо дожило до наших дней.

Библейская история

В Ветхом Завете царь вавилонский и ассирийский отображен как поработитель и тиран еврейского народа. Если верить написанному, то в последние годы правления Навуходоносор, возомнивший себя Богом, заболел страшной и странной болезнью, которая мучила его 7 лет.

Даниил трактует Навуходоносору сон

В книге пророка Даниила говорится, что император, окинув взором возведенные при его правлении дворцы, храмы и кварталы Вавилона, возгордился, сравнив свою власть над подопечными с божественной. За это Творец послал ему в наказание хворь: отлученный от людей Навуходоносор, подобно животному, ел траву. Голова покрылась львиной гривой, а на руках и ногах выросли когти, как у птицы.

Современные ученые распознали в описываемых симптомах форму психоза, названную ликантропией. Это психопатическое состояние человека, которому кажется, что он превратился в животное. Тяжелая стадия заболевания подразумевает подражание больного зверю. Человек передвигается на четвереньках или, уподобляясь птице, «машет» руками-крыльями, пытаясь взлететь.

Навуходоносор на гравюре Уильяма Блейка

Ученые и историки спорят, мог ли Навуходоносор, пребывая в таком состоянии, править 7 лет и не быть сверженным аристократией, жрецами и народом. Сторонники библейской истории о «царе-оборотне» предполагают, что рассудок Навуходоносора действительно помутился, о чем, выздоровев, он косвенно указал в сохранившихся письменных сведениях.

Верующие назвали болезнь царя «промыслом Божьим», а выздоровление связали с осознанием Навуходоносора своей ничтожности перед Творцом. Ужасающий вид заболевшего вавилонского царя современники созерцают на гравюре английского поэта и художника Уильяма Блейка, хранящейся в Галерее Тейт.

Память

  • К образу и личности Навуходоносора неоднократно обращались художники, литераторы и скульпторы, отображая легендарного царя в своих произведениях. «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» написал в своей комедии Симеон Полоцкий.
  • Поэт, художник и гравер Уильям Блейк создал галерею монотипий (печатных гравюр), посвятив ее Навуходоносору.

Увертюра к опере «Набукко» Джузеппе Верди

  • «Набукко» (другое название «Навуходоносор») — опера Джузеппе Верди на либретто Темистокле Солеа, премьера которой состоялась в театре «Ла Скала» в 1842 году.
  • В Книге Юдифи Навуходоносор представлен царем Ассирии, резиденция которого находится в Ниневии. Согласно Книге Товита «Навуходоносор и Асуир» были теми, кто захватил Ниневию.
  • Исламская традиция знает Навуходоносора под именем Бухт Нассар, называя его сатрапом Сасанидского государства, воевавшим с арабами и египтянами, изгнавшим 18 тыс. евреев и выбросившим Тору в колодец.

Источник: https://24smi.org/celebrity/40340-navukhodonosor.html

От

В 90-е в Беларуси начали появляться первые ночные клубы. Мы развлекались как могли. Это было время свободы, безудержного веселья и искренности.

Каких только клубов в Минске тогда не было. От обычных молодежных дискотек до совсем уж экзотических или тематических. Например, «Вавилон» был рассчитан на мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Правда, там тусили все без исключения. А «Иzюм» слыл исключительно гламурным заведением.

Сегодня мы вспоминаем о них с ностальгией. Sputnik прошелся по некоторым памятным развлекательным местам Минска.

Реактор: место бандитских разборок

Самыми известными клубами в 90-е годы были «Реактор» и «Макс-шоу». Первый находился на улице Веры Хоружей.

По тем временам он был самым большим клубом города. И все равно не вмещал в себя всех желающих. Под дверями часто собиралась толпа, которая ждала, пока место освободится.

Внутри «Реактор» был оформлен в черных тонах. На полу лежала плитка в виде шахматной доски. А возле крошечного туалета собиралась немаленькая очередь.

Спустя некоторое время в клубе появился зал со стриптизом. Билеты туда стоили больших денег. В клубе прошло множество концертов: сюда приезжали рок-звезды со всего мира. 

Сам клуб часто становится местом не только для танцев, но и бандитских разборок. Свидетелем одной из них стала минчанка Олеся.

«Присела поговорить по сотовому телефону, который одолжила у охранника. Смотрю – кровь на полу. Потом она исчезла и снова появилась. Это уборщица, оказывается, ее убирала. Я засобиралась домой, а потом узнала: в ту ночь «порезали» чеченскую компанию», — говорит она.

В клуб часто ходили «крутые» ребята – в спортивных брюках и кожаных куртках.

Но все равно время было простым и веселым. Девчонки, которые жили на улице Богдановича, вспоминают, как в ту пору ходили в «Реактор» пешком. Рядом еще находилась «Шайба» и «Белая вежа», а значит, можно было веселиться и экономить на такси.

Закрылся клуб в 2011 году: просто вышел из моды.

Еще одно популярное заведение 90-х — «Макс-шоу» — открыли на нижнем этаже кинотеатра «Октябрь». Там тоже любили собираться непростые ребята. Но этот клуб, в отличие от «Реактора», существует до сих пор.

Юла: в сердце студентов

В 1998 году на улице Сурганова в Минске открылся клуб «Юла». Его основала местная радиостанция, поэтому на вечеринках можно было увидеть ди-джеев.

Sputnik / Сергей Пушкин

Ниша, которую занимал клуб «Юла», осталась вакантной, и студенчеству, обретавшемуся в районе улицы Сурганова, «пар» выпустить негде

Радио в то время люди любили слушать. У ди-джеев были свои фанаты. Поэтому в клубе всегда было битком народу.

Радиоведущий и музыкант Александр Помидоров:

Клуб «Юла» открывала радиостанция «Би-Эй». Работал он на Сурганова. На том месте сначала была столовая, потом что-то наподобие китайского ресторана. Ну а затем ночной клуб.

Для Минска и вообще Беларуси это был первый опыт и, наверное, единственный, когда радиостанция делала свой собственный клуб.

Еще одна его особенность была в том, что он открывался в несезон – в июне. Дискотеки рассчитаны на молодежь. Находился клуб в одном из студенческих сердец Минска. Там и Политех, и РТИ, и общежития. Июнь, как известно, – время сессии.

Sputnik / Сергей Пушкин

Радиоведущий и музыкант Александр Помидоров показывает помещение, в котором когда-то гремел клуб «Юла»

Мы открылись и у нас был биток. Клуб по гардеробу вмещал в себя 962 места. Когда у нас было человек 400-500, это считался неудачный день.

На дискотеках часто работали ведущие радио «Би-Эй». На тот момент все мы были достаточно известными людьми. Поэтому приходили и потанцевать, и посмотреть на ди-джеев.

В клубе побывали практически все звезды. Одними из первых к нам приехали в полном составе Scorpions.

Проходило много конкурсов — их мы часто анонсировали в эфире. Придя в клуб, можно было выиграть достаточно крупный приз.

Почему он закрылся – другой разговор. Но главное, что студенты в этом районе остались. Новый клуб «НЛО» ношу не потянул, и получается, что молодежи выпустить пар негде.

Ксантия: танцы и кровища в ритуальном зале

Александр Помидоров:

Был достаточно забавный клуб «Ксантия». Забавность его заключалась в том, что он находился в ритуальном зале Дома офицеров. Днем там могли хоронить высший офицерский состав, а ночью были танцы. Этот ритуальный зал существует до сих пор. Антураж, конечно, интересный. Черный гранит, на стенах — декоративные металлические факелы. В центре зала – прямоугольник белого цвета, куда ставится лафет с гробом.

Pixabay

Имелось в Минске несколько закрытых заведений, о которых знали все, но попасть туда было непросто

Долго клуб не просуществовал. С ним связаны две неприятные истории. Одна из них закончилась кровищей. По легенде, один человек там был убит, другой – тяжело ранен. Стрелявшего так и не нашли.

Насколько я знаю, на дискотеке случился конфликт, после чего посетитель вернулся, застрелил одного охранника и ранил второго. Когда его попытались догнать, а там длинный коридор на выход, он бросил под ноги преследовавших гранату. Она оказалась учебной, но он ушел.

Это было местом для людей, которые я бы сказал, любят понты и распальцовку.

Имелось в Минске несколько закрытых заведений, о которых знали все, но попасть туда было непросто. Многие помнят клуб-ресторан «Черный лимон», куда в те времена могли попасть ну очень богатые люди, у которых был свой «лимон».

Во многих клубах дискотека соседствовала с рестораном в классических советских традициях

Еще одно легендарное место Минска – «Вернисаж». Там была милейшая обстановка во всех смыслах. Находился клуб на Некрасова, где теперь магазин «Виталюр». На втором этаже была дискотека, достаточно современная, а рядом, через небольшой коридор, работал ночной ресторан в абсолютно советских традициях. Это был анклав совдепии просто. Когда ты в 2006 году туда приходишь и понимаешь, что отброшен в 1995-й или 1987-й год.

Вавилон: время сексуальной свободы

Клуб «Вавилон» в Минске помнят многие. И что удивительно – многие в нем же и побывали.

Гей-клуб находился на улице Толбухина, недалеко от парка Челюскинцев. Тут проходили первые конкурсы травести-актеров. Был конкурс для «дам» в возрасте «Miss Diva. Вяленький цветочек».

Photo : из архива dj Яdzik

В «Вавилоне» побывало немало звезд 90-х — от Влада Сташевского до Army of lovers

Выступали эпатажные артисты, среди которых Боря Моисеев, Шура и Аrmy of lovers.

Те, кто работал в клубе, помнят, как его мучили проверками чиновники. Но погиб он совершенно по другой причине.

Продюсер Макс Алейников:

Я прошел все клубы, что были в Минске, начиная с 90-х. Но если говорить о чем-то выдающимся, то, наверное, запомнился гей-клуб «Вавилон».

Photo : из архива dj Яdzik

Вольницу минских клубов 90-х многие вспоминают с ностальгией

Попал я туда случайно. Хозяин клуба заказал у меня несколько песен как у композитора. И он как-то пригласил меня к себе в клуб. Я знал, на какую аудиторию он рассчитан, но всегда был толерантен к людям иной ориентации.

Что самое интересное — придя туда, я обнаружил, что кроме геев, там была куча молодых людей нормальной ориентации, которые пришли, потому что там царил дух сексуальной свободы. Ею были пропитаны все стены. Это клуб, где нормальным было заниматься сексом за шторами, в темных уголках, которых хватало.

Photo : из архива dj Яdzik

Шоу в «Вавилоне» были достаточно специфические, но яркие и веселые

Мне клуб на самом деле реально нравился. Я ходил туда года 1,5-2. Там у меня был бесплатный алкоголь, респект и уважуха на входе, какой бы пьяный я ни был.

Иzюм: без силиконовых губ, но с огоньком

Еще один клуб «Иzюм» стал популярным в начале 2000-х. Это было любимое место для мажоров и начинающих артистов.

Клуб находился недалеко от Администрации президента и штаба ВВС — во Дворце культуры профсоюзов.

Sputnik / Сергей Пушкин

Пафосный «ИZЮМ» сменило другое развлекательное заведение

Завсегдатаи клуба даже хотели основать профсоюз мажоров. Последняя вечеринка в «Иzюме» прошла в январе 2008 года. Ходили слухи, что клуб ждет реинкарнация, но этого не случилось.

Макс Алейников:

«Иzюм» в свое время был очень модным. Я его настолько полюбил, что даже купил себе там столик. Он был огорожен цепью, стояла табличка: «Собственность Макса Алейникова».

Источник: https://sputnik.by/lifestyle/20190928/1038366944/Ot-Vavilona-do-Yuly-nochnye-kluby-v-kotorykh-proshla-nasha-yunost.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию