Когда существовала на Вавилонское царство

Вавилония (609–539 г. до н. э.). История — Путеводитель по Израилю

Когда существовала на Вавилонское царство

Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название.

Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья — Шумера и Аккада.

Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

История

Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон.

Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.).

В XXII в. до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.

Старовавилонский период

Занявшие в конце III тыс. до н. э. территорию Междуречья племена амореев в течение XX в. до н. э. стали образовывать независимые царства.

В 1895 г. до н. э. аморейским вождём Суму-абумом было создано одно из таких царств с центром в Вавилоне.

В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса.

Смерть царя Шамши-Адада I-го, правившего огромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств.

За 1764—56 гг. до н. э. были завоёваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.

Средневавилонский период

При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны.

Официальным названием государства касситов было Кардуниаш.

Его цари в XV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии.

Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн.

Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.

Ассиро-вавилонский период

Эламитам не удалось присоединить Вавилонию к своей державе, поскольку их владычество натолкнулось на ожесточенное сопротивление местного населения. Однако возрожденное Вавилонское царство оказалось в тени усиливающейся Ассирии.

В начале XI в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

К 745 до н. э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 до н. э. был коронован в древнем городе Хаммурапи.

Тем не менее, сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии.

Ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землей.

Нововавилонский период

Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626—538 до н. э.).

При Навуходоносоре II (604—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения.

В 539 г. до н. э. Вавилон был завоёван персидским царством Ахеменидов.

Источник: https://guide-israel.ru/history/29081-vaviloniya-609-539-g-do-n-e/

Персидское царство

Когда существовала на Вавилонское царство

После низвержения Астиага Киром Крез, славившийся своими несметными богатствами, образовал против Кира союз из Мидии, Вавилона и Египта и даже обращался за помощью к европейским грекам. Слишком рассчитывая на свои силы, он, не дождавшись союзников, выступил против персов, но потерпел поражение. Его столица и вся Лидия достались Киру (554), который подчинил себе и малоазиатских греков.

Потом персидский царь обратился против Вавилона, взял этот город и завоевал все Вавилонское царство. Всем порабощенным народам он позволил вернуться в свои земли и возвратил отнятые у них святыни. (Об этом сохранились подлинные надписи). Сын Кира, Камбиз, с помощью флота финикийцев и малоазиатских греков завоевал Египет и объявил себя фараоном. Он мечтал даже о завоевании Карфагена и Эфиопии, но потерпел неудачу.

Еще при его жизни явился в Персии самозванец, выдававший себя за брата Камбиза, Смердиса, и поднял знамя восстания. Это было началом смут, которые были, однако, скоро прекращены одним из Ахеменидов, Дарием Гистаспом.

Сделавшись царем (521–485), он подавил восстания, вспыхнувшие в разных областях монархии, и расширил еще более её пределы в Азии до Инда, а в Европе подчинил себе Фракию (после неудачного похода за Дунай на скифов, которых он, однако, все‑таки считал своими подданными). При Дарии персидские войска заходили туда, где еще ни разу не появлялись армии фараонов и владык Ассирии.

На севере Персидская монархия доходила до Черного моря, Кавказа, Каспийского и Аральского морей и Яксарта (Сырдарьи); восточные её окраины захватывали западную часть Индии (по Инду), а на западе она входила в соприкосновение с миром греческим, борьба которого с «великими царями», начавшаяся при Дарии, составляет одну из важнейших эпох древней истории. Держава персов просуществовала более двух столетий[1].

Персидские лучники (возможно, из корпуса бессмертных). Фриз дворца царя Дария в Сузах

50. Устройство Персии

Дарий Гистасп был не только завоевателем, но и устроителем новой монархии. В истории отношений победителей к побежденным на Востоке замечается известное развитие. Египтяне ограничивались походами для сбора дани, ассирийцы уводили в плен целые населения, персы же стремились уже дать завоеванным землям прочную организацию.

Они оставляли покоренным народам их язык, религию, законы и даже национальных вождей, но над каждою областью, каковых было от 23 до 31, был поставлен царский наместник, сатрап, собиравший дань и набиравший воинов, а также наблюдавший за тем, чтобы подданные остались верными «великому царю». При каждом наместнике было особое доверенное лицо царя, передававшее сатрапу его приказания и следившее за тем, чтобы сатрап не вздумал отложиться.

Кроме того, время от времени в отдельные сатрапии ездили особые чиновники, которых называли очами и ушами царя: их обязанностью было следить за деятельностью наместников и в случае надобности даже отставлять их от должности. Для сношений между столицею Сузами и сатрапиями Дарий устроил почту. Новостью было и финансовое устройство монархии. Дарий ввел в стране правильные налоги.

Первоначальная область самих персов была освобождена от всяких казенных поборов, но другие земли должны были поставлять для содержания царского двора, чиновников и войска хлеб, лошадей, скот и т. п., а сверх всего и деньги. В царской казне хранилась масса золота и серебра, только часть которого обращалась в монету (так называемые дарик). Царь был безусловным господином, подданные – его рабами, обязанными падать перед ним ниц и целовать землю.

Все царство считалось его собственностью, которою он мог распоряжаться совершенно произвольно. Двор царя, проводивший зиму в Вавилоне, а лето в Экбатанах, отличался роскошью; его гарем состоял из множества жен, да и вся жизнь повелителя обширной монархии была обставлена пышным церемониалом.

51. Персидская культура

В своей культуре персы всем, кроме религии, были обязаны другим народам. Развалины царских дворцов в Персеполе свидетельствуют о том, что в архитектуре и скульптуре персы были учениками ассирийцев, от которых заимствовали и свое клинообразное письмо. По стенным рельефам и надписям можно и теперь судить о том, как жили персы.

В науках и литературе они сделали замечательно мало, предпочитая пользоваться услугами египтян, финикийцев и греков.

Врачами царей обыкновенно были греки; греки же или финикийцы строили мосты из Азии в Европу через Босфор и Геллеспонт для перевода по ним царских армий; из Египта вывозились архитекторы для постройки царских дворцов в Сузах и других местах.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutanc/485-cyrus-and-darius

Где находится Вавилон

Когда существовала на Вавилонское царство

Вавилон — загадочная древняя цивилизация, которая из мегаполиса древнего мира превратилась в символ царства антихриста Как это произошло? Что случилось с Вавилоном? Где находится Вавилон?

Когда-то великая Вавилония и ее столица – Вавилон обладали невероятным могуществом. Тем не менее, великая история, культура и наследие пали из-за грехов и пороков. Вавилон сравнивали с Содомом и Гоморрой, пророча о скором падении. Пророк Исаия сказал о Вавилоне правду: он не пережил первый век нашей эры и пал. Центр культуры и образования своего времени — Вавилон, был разрушен.

Вавилон находился когда-то в центральной части Месопотамии, на территории современного Ирака, и известен в первую очередь строительством Вавилонской башни, висячими садами Семирамиды — чудом света. Археология ответила на многие вопросы о Вавилоне, но, к сожалению, далеко не на все. Задолго до появления Римской империи, в мире существовала великая и могущественная цивилизация.

Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории.

Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город.

Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км.

  • Первые письменные источники, в которых упоминается Вавилон, датируются XXII в. до н.э. Тогда еще существовало Аккадское царство. Основатель города Нимрод приходился внуком библейскому Ною. Вавилон строился на месте Шумерского поселения Кадингира, в переводе это значило «Врата бога». Вавилон переводится так же.
  • Расцвет Вавилона пришелся на правление Хаммурапи, правившего 43 года (1793 — 1750 гг.) Он не только захватывал новые территории, расширяя старые, но и создавал новые законы, строил города, развивал культуру, искусство. В дальнейшем Вавилону не так везло с правителями. Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. э. военные успехи сошли на нет, город рушили и грабили.
  • В XVI-XII вв. до н. э. Вавилон был захвачен касситской династией правителей. Они поклонялись божеству Мардуку. В Вавилоне царило язычество. Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. э. положил конец правлению III Вавилонской, или касситской династии. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения.В 626 году до н.э. против гнета Ассирии поднялось восстание. Начался период истории Нового Вавилона и новый расцвет.

В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.

В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца.

Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал.

  • На культуру Вавилона оказала огромное влияние Шумерская цивилизация. Клинопись на дощечках считается прародителем большинства европейских языков.
  • Поэмы и эпосы посвящались языческим героям и богам.
  • Развивались и различные науки, особой популярностью пользовались математика и астрономия. Не обходилось и без заблуждений, суеверий, но Вавилон был самой развитой цивилизацией своего времени, несмотря на это.
  • Царь Хаммурапи издал «Кодекс законов», в котором он собрал все ранее действовавшие в стране законы, что положило начало более развитой государственности, чем это было прежде в древнем мире. Считается, что ему принадлежит скульптура — диоритовая голова, найденная археологами, которая теперь находится в Лувре.
  • Храмы и дворцы Вавилона были украшены причудливой живописью. Ее основа — декоративные мотивы: орнаменты, фантастические и реальные животные, растения.
  • Висячие сады — чудо света, агротехники и точных математических расчетов. Величайшее произведение архитектурного искусства.

Падение Вавилона

«Золотой город», «слава царств» и «красота Халдеи», как утверждали древние пророчества, был разрушен. «Как львы зарыкают все они, — предвещал великий пророк Иеремия, — и заревут как щенки львиные. Как сделался Вавилон ужасом между народами!».

Вавилон когда-то начал строительство башни, которая стала символом гордыни и богоборчества. Вавилонскую башню пытался строить Нимрод – сын Куша и внук Хама. Нимрод — царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Башня строилась, чтобы встать вровень с Богом и избежать нового всемирного потопа. Но стройка так и не была окончена, а пришла в запустение, как и все подобные проекты.

Питер Брейгель «Вавилонская башня»

Святитель Николай Сербский пишет:

«Почему исчез древний Вавилон? Потому что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств, и не будет более возноситься над народами (Иез. 29:15) или, согласно пророку Иеремии, он вознесся против Господа восстал против Господа (Иер. 50:24, 29).

Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. А пророк Исайя изрек: И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис. 13:19). Произошло то, что было предсказано.

Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой.

Вавилонское пророчество

Исайя 13:

19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.20. Не заселится никогда,И в роды родов не будет жителей в нём.Не раскинет Аравитянин шатра своего,И пастухи со стадами не будут отдыхать там.21. Но будут обитать в нём звери пустыни,И домы наполнятся филинами;И страусы поселятся,И косматые будут скакать там.22. Шакалы будут выть в чертогах их,

И гиены — в увеселительных домах.

Исайя 14:

1. Близко время его, И не замедлят дни его.

Исайя 14:

23. И сделаю его владением ежей и болотом,И вымету его метлою истребительною.

Говорит Господь Саваоф.

Иеремия 51:

26. И не возьмут из тебя камня для углов,И камня для основания.Но вечно будешь запустением,Говорит Господь.43. Города его сделались пустыми,Землёю сухою, степью, Землёю, где не живётни один человек,

И где не проходит сын человеческий.

  • На реках Вавилонских
  • Потеря Эдема

Источник: https://www.pravmir.ru/gde-nahoditsya-vavilon/

Вавилон и ассирия

статьи

Вавилон и ассирия – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе).

Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии. См.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как умер святой Николай

также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Шумеро-аккадский период

Шумеры, первые цивилизованные жители Вавилонской равнины, завладели районом вокруг Персидского залива около 4000 до н.э. Они осушали болота, сооружали каналы и занимались сельским хозяйством. Развивая торговлю с окружающими районами и создав экономику, которая опиралась не только на сельское хозяйство, но и на производство металлов, тканей и керамики, шумеры к 3000 до н.э.

имели высокую культуру, для которой были характерны городская жизнь, тщательно разработанная религия и особая система письменности (клинопись). Их цивилизацию восприняли семиты (аккадцы), жившие на северо-западе равнины. История Шумера и Аккада 2700–1900 до н.э.

наполнена постоянными столкновениями между различными шумерскими городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами.

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ – амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э.

Хаммурапи, шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией. См.

также ВАВИЛОН.

Вавилония

Несмотря на то, что цивилизация вавилонян во времена Хаммурапи основывалась на шумерской, официальным языком стал аккадский.

Существовали три главных сословия: высшее, состоявшее из феодальной землевладельческой знати, гражданских и военных чинов и священнослужителей; среднее – торговцы, ремесленники, писцы и представители свободных профессий; низшее – мелкие землевладельцы и арендаторы, городские и сельские зависимые работники, а также многочисленные рабы.

При Хаммурапи вавилонское правительство было хорошо организованной бюрократией, во главе которой стоял царь с министрами. Правительство занималось ведением войн, отправлением правосудия, руководило сельскохозяйственным производством и собирало налоги. Деловые документы вавилонян, сохранившиеся на глиняных табличках, говорят о поразительной по развитию и сложности экономической жизни.

Среди найденных деловых документов – квитанции, расписки, долговые записи, контракты, арендные договора, инвентарные списки, бухгалтерские книги. Большие участки земли находились во владении частных лиц, остальная земля принадлежала царю или храмам. Ее обрабатывали свободные вавилоняне, рабы и кабальные работники. Имелись также и земледельцы-арендаторы, которые могли быть нанимателями или издольщиками.

Одни вавилоняне-ремесленники владели собственными мастерскими, другие работали в дворцах и храмах за питание и заработную плату. Существовала система ученичества, ремесленники объединялись в гильдии по профессиям. Велась торговля с Египтом, Сирией, северными горными районами и Индией. Средствами обмена были золото, серебро и медь; применялась вавилонская система мер и весов, ставшая стандартом на всем Ближнем Востоке.

Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей и 24-часовыми сутками (с двенадцатью двойными часами). Значительных успехов они добились в астрономии (применявшейся для составления календаря), большую роль в их жизни играла астрология. Вавилоняне владели знаниями в арифметике и геометрии, необходимыми для измерения земельных участков, а также в алгебре.

Касситское правление и возвышение Ассирии

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии

История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.

1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники.

К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э.

Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

2) 883–763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях – Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э.

, ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света», воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру.

Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.

3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II, основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии.

Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.

), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э.

ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

Ассирийская цивилизация

Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну.

В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев.

Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники.

Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления.

Научный прогресс

В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий.

Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний.

Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.

Террористические методы

Ассирийцы были мастерами психологической войны. Они намеренно распространяли истории о собственной безжалостности в бою и жестоких расправах, которые ожидают тех, кто окажет им сопротивление. В результате их враги нередко пускались в бегство, не вступая в бой, а подданные не решались на мятежи. Официальные ассирийские надписи полны рассказов о кровопролитных сражениях и суровых наказаниях.

Достаточно привести несколько строчек из Анналов Ашшурнасирпала II, чтобы представить себе, как это выглядело: «Я вырезал всех до одного, и кровью их я выкрасил горы Головы их воинов я отсек и насыпал из них высокий холм а юношей и их девственниц я сжег в огне я истребил неисчислимое количество их жителей, а города предал огню У некоторых я отрезал кисти рук и пальцы, у других отрезал носы и уши».

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II

История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Персидское нашествие

Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром).

Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э.

, когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока.

Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э.

в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VAVILON_I_ASSIRIYA.html

Висячие сады Семирамиды

Существование одного из чудес света – Висячих садов Семирамиды, многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали. Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Где расположено второе чудо света

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии – и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором – перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

Великолепие Вавилонских стен392133.670

  1. Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  2. Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Как выглядели сады

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной.           Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам – и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Созданное древними мастерами сооружение походило на вечно цветущий зелёный холм, поскольку состояло из четырёх этажей (платформ), которые возвышались друг над другом в форме ступенчатой пирамиды, соединялись между собой широкими лестницами из белых и розовых плит. Описание этого чуда света мы узнали благодаря «Истории» Геродота, который вполне возможно, видел их собственными глазами.

Платформы были установлены на колоннах высотой около 25 метров – такая высота нужна была для того, чтобы растения, росшие на каждом этаже, имели хороший доступ к солнечному свету. Нижняя платформа имела неправильную четырёхугольную форму, самая большая сторона равнялась 42 м., самая маленькая – 34 м.

Чтобы вода, которой поливают растения, не просачивалась на нижнюю платформу, поверхность каждого яруса укладывали следующим образом:

  1. Вначале выкладывали слой тростника, которые предварительно был смешан со смолой;
  2. Дальше следовали два слоя кирпичей, скреплённых между собой гипсовым раствором;
  3. На них были уложены свинцовые плиты;
  4. И уже на этих плитах был насыпан настолько огромный слой плодородного грунта, что в нем имели возможность спокойно пустить корни деревья. Здесь также посадили травы, цветы, кустарники.

Сады имели довольно сложную систему орошения: в середине одной колоны была размещена труба, по которой в сад поступала вода. Каждый день рабы без остановки крутили специальное колесо, к которому были прикреплены кожаные ведра, качая, таким образом, воду по одной версии – из реки, по другой – из подземных колодцев.

Вода по трубе поступала на самую вершину сооружения, оттуда она перенаправлялась в многочисленные каналы и стекала на нижние террасы.

Независимо от того, на каком этаже находился посетитель сада, он всегда мог услышать журчание воды, а возле деревьев находил тень и прохладу – редкое явление для душного и жаркого Вавилона. Несмотря на то что такие сады не могли сравниться с природой родного края царицы Амитис, они довольно неплохо смогли заменить её родную местность, являя собой самое настоящее чудо.

Гибель

После смерти Навуходоносора Вавилон через какое-то время захватил Александр Македонский (IV в. до н.э.), который устроил во дворце свою резиденцию и нашёл там свою кончину.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему называется Стена Плача в Иерусалиме

После его смерти Вавилон начал постепенно разрушаться, а вместе с ним – и одно из чудес света: сады с искусственной системой орошения и без надлежащего ухода долго существовать не могли.

Через некоторое время они пришли в запустение, а затем мощные наводнения близлежащей реки сделали своё дело, фундамент размылся, платформы упали, и история существования удивительных садов закончилась.

Статуя Христа Искупителя392134.751

Как нашли уникальное творение природы

Уникальное сооружение относительно недавно, в XIX ст., нашёл немецкий учёный Роберт Кольдевей, когда во время очередных раскопок под многометровым слоем глины и щебня обнаружил остатки крепости, дворцового комплекса и столбы, изготовленные из камня (этот материал жители Месопотамии в своей архитектуре почти не использовали).

Через какое-то время он нарыл сеть пересекающихся каналов возле города Хилла, в срезах которых можно было увидеть следы разрушенной кладки. Потом был обнаружен каменный колодец со странной шахтой, имеющую трехступенчатую спиралевидную форму. Стало очевидно, что обнаруженное им сооружение было возведено с определённой целью.

Поскольку Кольдевей был неплохо знаком с античной литературой, он знал, что в ней только два раза упоминали об использовании камня в древнем Вавилоне – при возведении северной стены района Каср и при строительстве уникального сада.

 Он решил, что обнаруженные им остатки архитектуры являются сводом подвального яруса садов, которые впоследствии назвали висячими садами Семирамиды (это при том, что эта ассирийская царица была врагом вавилонян и жила за два столетия до появления в Вавилоне уникального чуда стародавнего мира).

Источник: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/visyachie-sady-semiramidy.html

Персидская держава

После гибели Ассирийской державы всё Двуречье покорилось вавилонскому царю, а Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Азии. Вавилонский царь Навуходоносор II в 586 г. до н. э.

захватил и разрушил Иерусалим, а всех оставшихся в живых жителей обратил в рабство и переселил в Вавилон. Вавилонское царство стало самым могущественным государством в Двуречье. Но могущество одного царства быстро сменилось господством другого.

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с историей одной из самых великих держав древности – державой «царя царей» Персией.

После разрушения Ассирии в конце VII в. (см. урок «Ассирийская держава») наиболее сильными государствами Передней Азии были Мидия, Лидия и Вавилон.

В VII–VI вв. до н.э. самым могущественным государством становится Вавилонское царство. В этот период Вавилону подчинялось все Двуречье, а также Финикия и Израиль. В 587 г. до н.э. был взят Иерусалим, иудейское население было насильственно переселено в Вавилон (Вавилонское пленение).

В VI в. господство Вавилона сменилось господством Персидской державы. До образования государства персидские племена жили на территории Мидии.

События

VII в. до н.э. – в Лидии начали чеканить первую в мире золотую монету.

VI в. до н.э. – возникновение Персидского государства после того, как Кир Великий объединяет все персидские племена. Под предводительством Кира Великого персы завоевывают Мидию, Лидию и Вавилон.

Завоевательные походы персов:

550 г. до н.э. – завоевание Мидии,

546 г. до н.э. – завоевание Лидии,

538 г. до н.э. – завоевание Вавилона,

525 г. до н.э. – завоевание Египта.

Конец VI – начало V в. до н.э. – период наибольшего могущества Персии. Правление Дария I.

Участники

Навуходоносор II – царь Вавилона.

Кир II Великий – царь Персии из рода Ахеменидов, основатель Персидского царства.

Дарий I – персидский царь из династии Ахеменидов.

Заключение

Из-за того, что Персия подчинила себе множество стран, ее стали называть царством стран, а правителя Персии – царем царей. В конце VI в. до н.э. Персия занимала огромную территорию от границ Индии до Средиземного моря.

После гибели Ассирийской державы всё Двуречье покорилось вавилонскому царю, а Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Азии. Вавилонский царь Навуходоносор II в 586 г. до н. э.

захватил и разрушил Иерусалим, а всех оставшихся в живых жителей обратил в рабство и переселил в Вавилон. Вавилонское царство стало самым могущественным государством в Двуречье. Но могущество одного царства быстро сменилось господством другого.

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с историей одной из самых великих держав древности – державой «царя царей» Персией.

В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство. Огромные богатства в этом государстве были нажиты благодаря значительному развитию торговых отношений и наличию в стране богатых месторождений золота. По преданию считается, что лидийцы первыми в истории начали чеканку монет. Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в поговорку, мы до сих пор используем крылатое выражение «богат как Крез».

К востоку от Лидии простиралось третье великое царство – Мидия – государство, включавшее в свой состав обширные территории и различные племена, которые не всегда беспрекословно подчинялись мидийскому царю (рис. 1). Одним из таких племён были персы, населявшие земли неподалеку от Персидского залива.

Рис. 1. Мидия, Лидия, Вавилон в 6 в. до н. э.

Предводителем персов был Кир, приходившийся родственником мидийскому царю Астиагу. Он поднял восстание против мидийского царя и, разгромив его, стал владыкой обширного государства. С многочисленным войском конных лучников Кир двинулся дальше на запад. Он осадил лидийского царя Креза в его столице, городе Сарды, победил и взял в плен.

Затем пробил час Вавилонии. Кир начал с ней войну и одержал победу над вавилонским царевичем Валтасаром. Но жители Вавилона запаслись продовольствием и готовы были выдержать любую осаду. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что персидский царь придумал военную хитрость.

Кир видел, что через город течёт Евфрат, и приказал своим воинам выкопать канал, чтобы отвести реку в другое русло. Евфрат сразу же обмелел – вода доходила людям лишь до колен. По руслу реки персидское войско проникло в город. В 538 году до н. э. Кир торжественно вступил в побеждённый Вавилон.

Царь разрешил евреям вернуться на родину и построить заново храм бога Яхве.

Согласно библейской версии событий, Валтасар устроил пышный пир для тысячи вельмож вавилонских. Пили они вино и славили своих богов. Вдруг пирующие увидели кисть руки, которая чертила огненные знаки на белой стене (рис. 2). Валтасар изменился в лице, мысли его смешались, и задрожали колени.

Закричал он, чтобы привели мудрецов вавилонских: «Кто прочитает написанное и объяснит мне значение, тот получит пурпурные одежды и золотое ожерелье». И вот вошли все царские мудрецы, но никто не мог прочитать написанное. Позвали тогда еврейского пленника Даниила. Напомнил он о творимых вавилонскими царями беззакониях и гордыне их и сказал: «За это и послана рука богом Яхве. И начертано здесь: «мене, текел, упарсин».

Это значит, что исчислено царство твоё, взвешено и отдано персам». В ту же ночь погиб Валтасар, последний правитель вавилонский.

Рис. 2. Пир Валтасара (Рембрандт)

Ни одному полководцу прежде не удавалось одержать так много замечательных побед. Ни один царь до него не владел столь обширным государством, как Кир Великий. Его держава простиралась от границ Индии на востоке до Средиземного моря на западе. Сын Кира, Камбиз, продолжил завоевания и в 525 году до н. э. захватил Египет.

Самым могущественным правителем Персии был Дарий I, который был родственником царей Кира и Камбиза (рис. 3); он происходил из того же, что и они, царского рода Ахеменидов.

Рис. 3. Дарий I

Царь Дарий пользовался неограниченной властью. Только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали ниц даже главные вельможи. Ни один царь, правивший до Дария I, не был так богат, как он. Ни у кого не было столько золота, дворцов, столиц, как у Дария.

Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, царь содержал огромное количество тайных осведомителей, которые назывались «глаза и уши царя».

За любые преступления назначались страшные кары: изменников подвергали мучительной казни, ворам и разбойникам отрубали руки и ноги.

Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой, которую называли царской. На ней через каждые 20–30 километров были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь. Гонцы могли, сменяя друг друга, как на крыльях, мчаться в столицу.

Рис. 4. Персидская держава

Население завоёванных стран платило налоги. Египет и Вавилония ежегодно должны были поставлять в царскую казну десятки тонн серебра. Огромные средства уходили на строительство роскошных дворцов в Персеполе и в других городах. Только персы ничего не платили, так как они были народом господ.

В личной охране царя было десять тысяч «бессмертных» воинов, прекрасно обученных и вооружённых. Когда же начинался большой поход, то несметные полчища собирались из всех покорённых областей.

Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь (рис. 4). Недаром она именовалась «царство стран», а её властитель носил пышный титул «великий царь, царь царей».

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/persidskaya-derzhava-tsarya-tsarey

Батыр К. История государства и права зарубежных стран онлайн библиотека правоведения

(2)

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, вобщественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры.

От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков. К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет. Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевника-ми-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории.

Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья.

Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.

Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э.

определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений.

Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.

§ 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера

Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин. Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством.

Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство. В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду.

Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень. Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли. Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»).

Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.

§ 3. Общественный строй Вавилонского государства

Источник: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/batur/03.php

Вавилонское царство XIX-XII вв. до н.э

После вторжения амореев на территорию Шумера, династия Иссина, начавшаяся с Ишби-Эрры, стала продолжателем традиций Урской империи: цари обожествлялись, и сохранялось название страны «Шумер-и-Аккад».

Большинство рядовых жителей государства стали мелкими собственниками государственных наделов земли, вели хозяйство, повсеместно восстанавливались самоуправляющиеся общины свободных людей.

Ремесло и торговля, которую контролировало государство при $ІІІ$ династии Ура, также перешло в частные руки.

Теперь на территории Месопотамии рядом с шумерами жили сутии-амореи – полукочевые скотоводы. Они практически не жили в городах, занимая пригодные для выпаса земли недалеко от них. Аморейские племена признали себя подданными иссинских царей, и взаимовыгодно существовали рядом с местным населением, получая зерно в обмен на продукты скотоводства.

Каждое племя занимало отдельную автономную территорию, но постепенно их вожди подчиняли своей власти ближайшие города, добиваясь контроля над целыми областями Месопотамии.

В результате этого, появились новые центры: Ларса в Южной Месопотамии стала столицей союза племен ямутбала; Мари в течении Среднего Ефрата – союза ханеев; Вавилон стал главным городом для племени амнану.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Замечание 1

При выдающихся иссинских царях Иддин-Дагане ($1974-1954$ гг. до н.э.) и Ишме-Дагане ($1953-1935$ гг. до н.э.), которые подчинили себе всю Нижнюю Месопотамию, династия Иссина вполне могла претендовать на продолжение государственности Ура. Но реалии месопотамской жизни были теперь совсем другими.

Земля принадлежала общинным коллективам, которые пользовались полным самоуправлением: администрация выбиралась общинниками, а не назначалась сверху, суд был также выборным и общинным, крестьяне могли покидать свою землю и т.д., на таких же правах проживали аморейские племена. Зависимые храмовые и царские люди работали и жили на землях, выделенных из царских и храмовых хозяйств.

Да и само понимание божественности царей изменилось: кроме божественного статуса цари Иссина, как и все следующие цари Междуречья, не располагали ни храмами, ни культами, как их предшественники.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где хранится священная книга Коран

Аморейские царства и социально-экономический строй Месопотамии

При царе Липит-Иштаре ($1934-1924$ гг. до н.э.) начинается постепенный упадок династии Иссина, она теряет контроль над большей частью Двуречья. В конце $XX – начале XIX$ в. до н.э. аморейские вожди объявляют себя царями подконтрольных территорий и становятся формально независимыми от Иссина, в результате чего в начале ХІХ в. до н.э. Месопотамия распадется на десятки независимых княжеств. Между новообразовавшимися государствами идут постоянные войны.

К $1800$ г. до н.э. юг Месопотамии контролировало царство Ларса: в $1794$ г. до н.э. правители Ларсы уничтожили Иссин. В центре Месопотамии правили Эшнунна и Вавилон, созданный в $1895$ г. до н.э. вождем племени амнану Сумуабумом.

Верхнюю Месопотамию взяла под контроль держава ханейского вождя Шамши-Адада, в конце $XIX$ в. до н.э. он также захватил Мари и Ашшур, дав государству старинное название «Субарту».

Помимо перечисленных государств, существовало множество мелких царств, княжеств, племен и племенных союзов, находящихся в зависимости от крупных политических образований.

Замечание 2

Распад единого государства сказался на экономической и социальной обстановке: возросла частная собственность, торговля, эксплуатация, ростовщичество и долговое рабство. Свободно покупается и продается земля, что приводит к концентрации земельных наделов в руках у одних и обезземеливанию других. Среди положительных моментов стоит отметить рост частной международной торговли: купцы Месопотамии заключали сделки со странами Аравии, Южного Ирана и долины Инда.

Увеличение ростовщичества и долгового рабства с конца $XIX$ в. до н.э.

подпадает под контроль месопотамских правителей, которые ограничивают разорение трудового населения: с регулярностью в пять-семь лет цари издают эдикты мишарум («выравнивание»,«справедливость») аннулирующие кабальные соглашения и освобождавшие рабов.

В Эшнуне и Ларсе проведены реформы, ограничивающие деятельность собственников и куплю-продажу, государство устанавливало цены на наём, зерно и другие товары, что способствовало улучшению положения населения.

В это время в Месопотамии выделяется три сословных группы: свободные общинники (авилумы), «царские люди» (мушкенумы) и рабы (вардумы). Первые жили в общинах под автономным самоуправлением, и плати налоги и подати царю.

Вторые не входили в общины: мушкенумам покровительствовал царь, раздавал им земельные наделы, где они образовывали мелкие частные хозяйства и не могли уйти с земли без его разрешения, они также несли основной вес податей – выплачивали часть урожая, что было главным источником государственных доходов.

Отдельные группы мушкенумов принимались на военную службу к царю и несли повинности как военные колонисты, или находились на других царских службах.

Вардумы были частными рабами и находились в полном распоряжении хозяина: их могли продавать и покупать. Но стоит отметить, что жестких границ между сословиями, в том числе и психологических не существовало, поскольку месопотамцы считали людей весьма похожими, не смотря на их положение.

Возвышение Вавилона: держава Хаммурапи

К началу $1780$ г. до н.э. лидерство в Двуречье принадлежало государству Шамши-Адада, зависимоть от которого признавали не только месопотамские правители, но и районы Южной Сирии, облсти Северо-Западного Ирана. Со смертью Шамши-Адада его держава распалась на части; в Мари пришел к власти Зимрилим, представитель коренной династии, изгнанной покойным царем. Воспользовавшись децентрализацией Двуречья, эламиты в $1765$ г. до н.э.

покорили большинство княжеств Месопотамии, но в следующем году, вавилонский царь Хаммурапи со своим союзником Зимлиримом сверг эламитов, а затем Ларсу, Субарту, Ашшур, Энунну, и в $1761$ г. до н.э. Хаммурапи выступил против своего бывшего союзника, разрушив Мари.

Таким образом, образовалась единая месопотамская империя во главе с Вавилоном и царем Хаммурапи, которую сам правитель делили на две части: коренные территории (аккадоязычные номы) и периферию.

Царь Хаммурапи явился справедливым и ответственным, мудрым правителем, в первую очередь беспокоился о защите людей от насилия и разорения. Государство Хаммурапи было централизованной бюрократической империей, нити управления которой держал в своих руках царь.

Храмовые и государственные хозяйства были слиты воедино, законы унифицировались по единому образцу по всей стране («Законы царя Хаммурапи», $1755$ г. до н.э.), большое значение приобрел царский суд.

Купцы были приняты на государственную службу и стали торговыми агентами – с их помощью государство вело внешнюю торговлю и контролировало внутреннюю, купля-продажа наделов была запрещена, было введено государственное кредитование, что избавило от необходимости обращаться к ростовщикам, были проведены реформы долговых займов.

Замечание 3

Похожие мероприятия по ограничению частной эксплуатации проводили цари и до правления Хаммурапи, но этот правитель смог провести их непосредственно в жизнь и распространить на всю территорию Месопотамии. Основой его законодательства является государственное регулирование всей хозяйственной жизни страны: так, устанавливался контроль над ценами и тарифами, условиями аренды и найма, правилами землепользования, водопользования, возмещения долга.

В основе системы наказаний, прописанной в «Законах», лежит древний принцип «талиона» — око за око, зуб за зуб, — давнее представление о справедливости, также по сравнению с предыдущими законами, исчезли денежные штрафы, широко практиковавшиеся при $III$ династии Ура.

Вавилонское царство при касситской династии

Государство Хммурапи просуществовало недолго. Уже при его преемнике Самсуилуне в $1742$ году до н.э. на Месопотамию накатили волны неиндоевропейских племен касситов под предводительством Гандаша.

Касситы разделили на две части Вавилонское царство и осели в Среднем Ефрате, где вступили в союз с аморейскими племенами и создали свое независимое кассито-аморейское государство Хана во главе с Гандашем. Другая часть обосновалась в горах на восток от Диялы, около рек Керхе и Карун.

Отрезанная касситами от Вавилона Верхняя Месопотамия вновь распалась на множество мелких политических образований.

В $1722$ г. до н.э. от Вавилонии отпал юг Нижней Месопотамии, образовав царство Приморья, активизировались народы периферии: в конце $XVIII$ века до н.э. эламиты отбили Сузы, в начале $XVII$ в. до н.э. бо́льшую часть Верхней Месопотамии заняли племена хурритов, образовавшие на отобранных у аморитов территориях свое собственной государство Ханильгабат, позднее Митании.

К концу $XVII$ в. до н.э. Вавлиноя восстанавливала свое могущество, и в $1630$ г. до н.э. подкорила кассито-аморейское царство Хана, поставиви под контроль долину Среднего Ефрата. Но в $1595$ г. до н.э. хеттский царь Мурсилис $І$ захватил и разграбил Вавилон, покончив с вавилонским домом: последний царь Самсудитан, из династии Хаммурапи погиб. Однако хетты не задержались в Месопотамии, и разграбив ее, вернулись восвояси.

После их ухода за власть в стране боролись царь Приморья Гулькишар, и племенные группы касситов из Вавилонии под руководством царя из рода Гандаша. После недолгого укрепления Гулькишара в Вавилоне, его место занял предводитель касситов и началось время правления касситской династии в Вавилонии, продолжавшееся до $XII$ в. до н.э.

Замечание 4

Касситы, стоявшие на нижней от вавилонян ступени культурного развития, полностью переняли их культуру, и принесли в государственную жизнь Вавилона некий элемент регресса. Так, возвращались родовые объединения и большие семьи, укрепляются сельские общины.

В то же время идет процесс создания крупного частного землевладения, отдельного от общинного. Централизация при касситах также ослабла: возвышались местные правители отдельных областей, все большая власть сосредотачивалась в руках храмовой аристократии.

Во внешней политике касситский Вавилон играл роль второстепенного игрока, не претендовавшего на крупные завоевания и успехи, касситы владели лишь Вавилонией, собственно касситской территорией в горах Загроса и возможно областью кутиев в Иране.

Вавилон устанавливает мирные отношения с Египтом во второй половине $XV$ в. до н. э., которые подкреплялись щедрыми дарами, династическими браками. В середине $XIV$ в. до н. э.

Египет ослабевает, а Вавилон становится все требовательнее, и между ними происходит разрыв.

В $XIII$ в. до н. э. усиливается Ассирия, и наносит Вавилону ощутимый удар. В середине в $XII$ в. до н. э. Вавилон падет в борьбе с Ассирией, местными сепаратистскими правителями и Эламом, касситская династия прекратит свое существование, а касситы как этнос полностью ассимилируются с вавилонянами.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/vavilonskoe_carstvo_xix-xii_vv_do_n_e/

Вавилон — столица древнего мира

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй , самым почитаемым. Он дважды становился столицей могущественной державы, а само название города — Баб-Илу (“Ворота Бога”) — говорило о его святости, об особом покровительстве богов.

Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н.э. Историки называют его “старовавилонским”. Второй период подъема после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626 — 539 гг. до н.э.). Эти годы принято обозначать как время существования “нововавилонского” царства.

Захват Амореями

Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало, вероятно, еще во времена шумеров. Городом Вавилон стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н.э.

Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом.

Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец. Но запустение оказалось недолговременным.

Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вел долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью.

Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, восстановления каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъем.

К 1800 г. до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению новых центров, таких, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнера. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не стал.

Правление Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона — Хаммурапи, одном из величайших политиков древности.

Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)

Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко — чужими руками.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”.

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей — воинов и так называемых “мушкену”.

Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина.

Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкров за дополнительную плату.

Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось.

Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на двенадцать месяцев, час — на минуты и секунды, а круг — на 360 градусов.

Научная и культурная жизнь Вавилона оказалась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне также почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

Царь Навуходоносор II

В 689г. до н.э. Вавилон в наказание за постоянные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба. Через некоторое время город был отстроен вновь и обрел невиданный прежде блеск.

Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605 — 562 гг. до н.э.). Вместо узких кривых улочек были проложены прямые длинные улицы протяженностью до 5 км, которые использовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было воздвигнуто великолепное святилище — семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 метр. Такие сооружения в Междуречье называли “зиккурат”.

Восхищение современников вызывали и две мощные оборонительные стены Вавилона: каждая 6-7 метров толщиной. Главный вход в город был через великолепно украшенные ворота, посвященные богине Иштар. На них царь Навуходоносор II написал:

“Я строил Вавилон, прекраснейший из городовУ порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня еще ни один царь”.

Некоторые из рельефных изображений диковинных животных на воротах Иштар археологами найдены и восстановлены; по замыслу царя, они должны были отпугивать от города врагов.

Также археологами найдены следы таких сооружений, как Великая храмовая башня, давшей начало библейской легенде о Вавилонской башне и террасы Висячих садов, в которых деревья как бы взбирались под самое небо.

Такой эффект достигался благодаря тому, что они были посажены на специально выстроенных террасах, примыкающих к царскому дворцу. По-видимому, уход за деревьями требовал больших хлопот, но правителей Вавилона это не смущало.

Своей цели они добились — люди были поражены

Около 600 г. до н.э. в Вавилоне жило не меньше 200 000 человек — это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н.э. красивейший город внезапно прекратил свое существование, когда был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Согласно легенде, Киру удалось отвести в сторону воды Евфрата, который тогда протекал через город, и армия персов вошла в город по руслу реки

Источник: https://medium.com/eggheado-history/2cb9097a9e50

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя Мелисса

Закрыть