Персидская держава
После гибели Ассирийской державы всё Двуречье покорилось вавилонскому царю, а Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Азии. Вавилонский царь Навуходоносор II в 586 г. до н. э.
захватил и разрушил Иерусалим, а всех оставшихся в живых жителей обратил в рабство и переселил в Вавилон. Вавилонское царство стало самым могущественным государством в Двуречье. Но могущество одного царства быстро сменилось господством другого.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с историей одной из самых великих держав древности – державой «царя царей» Персией.
После разрушения Ассирии в конце VII в. (см. урок «Ассирийская держава») наиболее сильными государствами Передней Азии были Мидия, Лидия и Вавилон.
В VII–VI вв. до н.э. самым могущественным государством становится Вавилонское царство. В этот период Вавилону подчинялось все Двуречье, а также Финикия и Израиль. В 587 г. до н.э. был взят Иерусалим, иудейское население было насильственно переселено в Вавилон (Вавилонское пленение).
В VI в. господство Вавилона сменилось господством Персидской державы. До образования государства персидские племена жили на территории Мидии.
События
VII в. до н.э. – в Лидии начали чеканить первую в мире золотую монету.
VI в. до н.э. – возникновение Персидского государства после того, как Кир Великий объединяет все персидские племена. Под предводительством Кира Великого персы завоевывают Мидию, Лидию и Вавилон.
Завоевательные походы персов:
550 г. до н.э. – завоевание Мидии,
546 г. до н.э. – завоевание Лидии,
538 г. до н.э. – завоевание Вавилона,
525 г. до н.э. – завоевание Египта.
Конец VI – начало V в. до н.э. – период наибольшего могущества Персии. Правление Дария I.
Участники
Навуходоносор II – царь Вавилона.
Кир II Великий – царь Персии из рода Ахеменидов, основатель Персидского царства.
Дарий I – персидский царь из династии Ахеменидов.
Заключение
Из-за того, что Персия подчинила себе множество стран, ее стали называть царством стран, а правителя Персии – царем царей. В конце VI в. до н.э. Персия занимала огромную территорию от границ Индии до Средиземного моря.
После гибели Ассирийской державы всё Двуречье покорилось вавилонскому царю, а Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Азии. Вавилонский царь Навуходоносор II в 586 г. до н. э.
захватил и разрушил Иерусалим, а всех оставшихся в живых жителей обратил в рабство и переселил в Вавилон. Вавилонское царство стало самым могущественным государством в Двуречье. Но могущество одного царства быстро сменилось господством другого.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с историей одной из самых великих держав древности – державой «царя царей» Персией.
В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство. Огромные богатства в этом государстве были нажиты благодаря значительному развитию торговых отношений и наличию в стране богатых месторождений золота. По преданию считается, что лидийцы первыми в истории начали чеканку монет. Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в поговорку, мы до сих пор используем крылатое выражение «богат как Крез».
К востоку от Лидии простиралось третье великое царство – Мидия – государство, включавшее в свой состав обширные территории и различные племена, которые не всегда беспрекословно подчинялись мидийскому царю (рис. 1). Одним из таких племён были персы, населявшие земли неподалеку от Персидского залива.
Рис. 1. Мидия, Лидия, Вавилон в 6 в. до н. э.
Предводителем персов был Кир, приходившийся родственником мидийскому царю Астиагу. Он поднял восстание против мидийского царя и, разгромив его, стал владыкой обширного государства. С многочисленным войском конных лучников Кир двинулся дальше на запад. Он осадил лидийского царя Креза в его столице, городе Сарды, победил и взял в плен.
Затем пробил час Вавилонии. Кир начал с ней войну и одержал победу над вавилонским царевичем Валтасаром. Но жители Вавилона запаслись продовольствием и готовы были выдержать любую осаду. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что персидский царь придумал военную хитрость.
Кир видел, что через город течёт Евфрат, и приказал своим воинам выкопать канал, чтобы отвести реку в другое русло. Евфрат сразу же обмелел – вода доходила людям лишь до колен. По руслу реки персидское войско проникло в город. В 538 году до н. э. Кир торжественно вступил в побеждённый Вавилон.
Царь разрешил евреям вернуться на родину и построить заново храм бога Яхве.
Согласно библейской версии событий, Валтасар устроил пышный пир для тысячи вельмож вавилонских. Пили они вино и славили своих богов. Вдруг пирующие увидели кисть руки, которая чертила огненные знаки на белой стене (рис. 2). Валтасар изменился в лице, мысли его смешались, и задрожали колени.
Закричал он, чтобы привели мудрецов вавилонских: «Кто прочитает написанное и объяснит мне значение, тот получит пурпурные одежды и золотое ожерелье». И вот вошли все царские мудрецы, но никто не мог прочитать написанное. Позвали тогда еврейского пленника Даниила. Напомнил он о творимых вавилонскими царями беззакониях и гордыне их и сказал: «За это и послана рука богом Яхве. И начертано здесь: «мене, текел, упарсин».
Это значит, что исчислено царство твоё, взвешено и отдано персам». В ту же ночь погиб Валтасар, последний правитель вавилонский.
Рис. 2. Пир Валтасара (Рембрандт)
Ни одному полководцу прежде не удавалось одержать так много замечательных побед. Ни один царь до него не владел столь обширным государством, как Кир Великий. Его держава простиралась от границ Индии на востоке до Средиземного моря на западе. Сын Кира, Камбиз, продолжил завоевания и в 525 году до н. э. захватил Египет.
Самым могущественным правителем Персии был Дарий I, который был родственником царей Кира и Камбиза (рис. 3); он происходил из того же, что и они, царского рода Ахеменидов.
Рис. 3. Дарий I
Царь Дарий пользовался неограниченной властью. Только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали ниц даже главные вельможи. Ни один царь, правивший до Дария I, не был так богат, как он. Ни у кого не было столько золота, дворцов, столиц, как у Дария.
Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, царь содержал огромное количество тайных осведомителей, которые назывались «глаза и уши царя».
За любые преступления назначались страшные кары: изменников подвергали мучительной казни, ворам и разбойникам отрубали руки и ноги.
Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой, которую называли царской. На ней через каждые 20–30 километров были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь. Гонцы могли, сменяя друг друга, как на крыльях, мчаться в столицу.
Рис. 4. Персидская держава
Население завоёванных стран платило налоги. Египет и Вавилония ежегодно должны были поставлять в царскую казну десятки тонн серебра. Огромные средства уходили на строительство роскошных дворцов в Персеполе и в других городах. Только персы ничего не платили, так как они были народом господ.
В личной охране царя было десять тысяч «бессмертных» воинов, прекрасно обученных и вооружённых. Когда же начинался большой поход, то несметные полчища собирались из всех покорённых областей.
Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь (рис. 4). Недаром она именовалась «царство стран», а её властитель носил пышный титул «великий царь, царь царей».
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/persidskaya-derzhava-tsarya-tsarey
Вавилонский плен (598–537 до н. э.). История — Путеводитель по Израилю
Вавилонский плен или Вавилонское пленение — период в истории еврейского народа с 598 по 539 до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства в правление Навуходоносора II.
Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим.
Вавилонское пленение стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания.
Вавилонский плен
В 586 году до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор (Невухаднецар) штурмом взял Иерусалим и разрушил Храм Соломона. Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных. Так начался для евреев великий плен, который продолжался почти 70 лет.
Со временем могучая Вавилонская держава ослабла и стала лёгкой добычей персидских царей. Навуходоносор царствовал 45 лет. Его сменил его сын Авельмардук (Эвил Меродах), который царствовал 23 года.
Его преемник Валтасар, вступив в третий год своего правления, с трепетом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. И когда эти 70 лет, как ему казалось, истекли, Валтасар возликовал — Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен!
Стремясь показать свое презрение к Богу, которого уже не боялся, он устроил пир, который вошел в историю как образец дикой оргии. В честь своего празднества он сделал то, на что не осмелился даже его дед. Он вынул из сокровищницы сосуды Храма, чтобы использовать их в своем необузданном пиршестве.
Но Валтасар ошибся в своих расчётах и к утру он был убит Дарием, мидийцем, и зятем Дария Киром, персом.
Правление Кира Великого
Согласно еврейской традиции, Дарий предложил трон Киру, но последний отказался. Дарий процарствовал год, а Кир — менее 3 лет. Таким образом исполнилось пророчество Даниила, согласно которому, Вавилонское царство перейдёт сначала к Мидии, а затем к Персии.
Новая власть отличалась веротерпимостью. Евреи пользовались значительными правами и самоуправлением. Персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм. Для этого выделялись значительные средства из царской казны, а также возвращались храмовые ценности, которые когда-то были увезены вавилонянами. Указ Кира был издан за два года до того, как Артаксеркс (Ахашверош) стал царём и за четыре года до событий, описанных в свитке Эсфирь.
Хотя Кир и разрешил евреям вернуться на свою родину, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, остальные предпочли остаться в Персии. Начались работы по восстановлению Храма, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. В Вавилоне возродилось изучение Торы, однако, даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле.
Кир перевёл свою столицу в Сузы (Шушан) в земле Элам. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало всё больше препятствий.
Политика веротерпимости продолжалась и при наследниках Кира.
Источник: https://guide-israel.ru/history/11979-vavilonskij-plen-598-537-do-n-e/
Древнее персидское искусство
Искусство древней Персии включает в себя архитектуру, живопись, скульптуру и ювелирное дело из раннего царства Ирана в Юго-Западной Азии.
Термин «Персия» происходит от региона южного Ирана, ранее известного как Персис или Парса, который сам был именем индоевропейского кочевого народа, который переселился в регион около 1000 г. до н.э. Древние греки расширили использование этого названия, чтобы применить ко всей стране.
В 1935 году страна официально сменила название на Иран. Древнее искусство в Персии с самого начала имело большое влияние на изобразительное искусство и культуру региона.
Персидское искусство: Введение (3500-1700 до н.э.)
Персия, одна из древнейших стран мира и одна из самых ранних цивилизаций в истории искусства, занимает Персидское плато, ограниченное горами Эльбурз и Белуджистан на севере и востоке. В древние времена, во время первого тысячелетия до н.э.
, персидские императоры, такие как Кир II Великий, Ксеркс и Дарий I, распространили персидское правление на Центральную Азию и всю Малую Азию до Греции и Египта. На протяжении большей части античности, персидская культура постоянно смешивалась с культурой своих соседей, особенно Месопотамии (см.
: Месопотамское искусство ) и находилась под влиянием шумерского и греческого искусства, а также искусства Китая через «Шелковый путь». Подробнее об этом см. Также: Традиционное китайское искусство: характеристики.
Ранние персидские произведения искусства включают в себя сложную керамику из Сузы и Персеполя (ок. 500 г. до н.э.), а также ряд небольших бронзовых предметов из горного Луристана (ок. 1200-750 гг. до н.э.
), а также сокровищницу золота, серебра и слоновой кости объекты из Зивие (Ziwiye, ок. 700 до н.э.). Большая часть этого портативного искусства отображает широкий спектр художественных стилей и влияний, в том числе греческого гончарного искусства.
Предметы древнего персидского искусства выставлены в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) и Британском музее в Лондоне.
Эра Ахеменидов (ок. 550-330 гг. до н.э.)
Первый всплеск персидского искусства произошел в эпоху династии Ахеменов в Персидской империи под влиянием как греческого, так и египетского искусства. Персидское искусство было продемонстрировано в серии монументальных дворцовых комплексов (в частности, в Персеполе и Сузах), украшенных скульптурой, особенно каменными рельефами, и знаменитым «Фризом лучников» (ныне в Лувре в Париже), созданным из эмалированного кирпича.
Городские ворота в Персеполе были окружены парой огромных быков с человеческими головами, в то время как в 515 г. до н.э. Дарий I приказал высечь колоссальный рельеф и надпись на скале в Бехистуне. Скульптура изображает, как он побеждает своих врагов, под наблюдением богов. Персидские скульпторы находились под влиянием греческой скульптуры. Другие произведения этого периода включают ослепительные золотые и серебряные мечи, рога для питья и замысловатые украшения.
Смотрите также История архитектуры.
Парфянская эра (ок. 250 г. до н.э.)
Персидское искусство под парфянами, после смерти Александра Македонского, было другой историей. Парфянская культура представляла собой непримечательную смесь греческих и иранских мотивов, в том числе видимых на памятниках и в зданиях, украшенных скульптурными головами и росписью на стенах.
Эра Сасанидов (226-650 н.э.)
Второй выдающийся период персидского искусства совпал с династией Сасанидов, которая восстановила большую часть власти и культуры Персии. Художники-сасаниды разработали очень декоративную каменную мозаику, а также ряд золотых и серебряных блюд, обычно украшенных животными и сценами охоты. Самая большая коллекция этих сосудов для еды и приготовления представлена в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Помимо мозаичного искусства и металлоконструкций, фрески и иллюминированные рукописи были двумя другими видами искусства, которые процветали в этот период. Кроме того, ремесла, такие как ковроткачество и шелкоткачество, также активно поощрялись. Персидские ковры и шелка экспортировались в Византию (современный Стамбул) на запад и в Туркестан на восток.
Однако наиболее яркими реликвиями сасанидского искусства являются каменные скульптуры, вырезанные из крутых известняковых скал (например, в Так-и-Бустане, Шахпуре, Накш-э Ростаме и Накш-э Раджабе), на которых изображены победы лидеров сасанидов.
Влияние сасанистских художников распространилось на Афганистан (персидскую колонию того времени), где при раскопках в монастырях в Бамиане были обнаружены фрески и огромные будды. Сасанидская империя рухнула после поражения от византийского римского императора Ираклия.
Персия под исламом
После захвата арабами в 641 году, Персия стала частью исламского мира и ее изобразительное искусство развивалось в соответствии с исламскими правилами.
Один из них – запрет на трехмерное изображение живых существ – привел к немедленному упадку персидской скульптуры и заставил изобразительное искусство стать более орнаментальным и перенять плоские традиции византийского искусства.
Тем не менее, в декоративном искусстве, таком как керамика, продолжали процветать работы по металлу и ткачество, особенно со времен династии Аббасидов (750-1258) в восьмом веке. Орнамент исламских храмов, таких как мечеть в Багдаде (764 г.), Великая мечеть в Самарре (847 г.
), мечеть десятого века в Найине, Великая мечеть в Верамине (1322 г.), мечеть Имама Ризы в Мешхед-и-Мургаб (1418 г.) и Голубая мечеть в Тебризе. Мозаика и другие украшения широко использовались в мечетях и других зданиях. Цветные крыши с использованием керамической плитки в голубых, красных и зеленых тонах также были популярной частью персидской архитектуры.
Иллюминирование и каллиграфия
С упадком рисунка и живописи с изображеним человеческих фигур, одной популярной формой исламского искусства, которая развивалась в Персии, было Иллюминирование (или иллюминация) – украшение и иллюстрирование рукописей и религиозных текстов, особенно Корана.
Иранские иллюминаторы были активны во время монгольского захвата страны в позднем средневековье, а искусство иллюминации достигло своего расцвета во времена династии Сефевидов (1501-1722). Копирование религиозных произведений также стимулировало развитие орнаментального письма, такого как каллиграфия.
Это выросло в течение восьмого и девятого веков, примерно совпадая с эпохой ирландских иллюминированных рукописей и стало иранской специальностью.
Картины
Живопись считалась важным искусством при исламе. Около 1150 года появилось несколько школ религиозного искусства, которые специализировались на иллюстрации рукописей различных типов миниатюрными картинами. Эта форма искусства в сочетании с иллюминацией превратилась в важную художественную традицию в Иране.
Самым известным персидским миниатюрным художником был Бихзад, который работал в конце пятнадцатого века, став главой Гератской академии живописи и каллиграфии. Его пейзажные картины были выполнены в реалистическом стиле с использованием яркой цветовой палитры. Среди его учеников было несколько известных художников тех дней, в том числе Мирак и Султан Мухаммед.
Картины Бихзада представлены в Университетской библиотеке в Принстоне и в Египетской библиотеке в Каире.
Другие стили живописи, такие как горные пейзажи и сцены охоты, стали популярными в тринадцатом и четырнадцатом веках, когда Багдад, Герат, Самарканд, Бухара и Тебриз стали главными художественными центрами. Позже стало модным портретное искусство. С конца 1600-х годов персидские художники подражали европейской живописи и гравюре, что привело к небольшому ослаблению иранских традиций.
Археология
Сохранившиеся развалины древней Персии впервые были замечены раввином Бенджамином из Туделы в 12 веке, а затем сэром Джоном Шарденом (17 век), Карстеном Нибуром (18 век), сэром Генри Роулинсоном и сэром Генри Лейардом (19 век) и многими путешественниками в Персию. Э. Фландину и П. Косте было поручено сделать чертежи этих развалин в 1839 году.
Расследование началось только в 1884-86 годах, когда М. и мадам М. Дьюлафой поселились в Сусе (по определению У. К. Лофтуса), где систематические раскопки в 1897 году начал Ж. де Морган. Эта работа была продолжена Р. де Меккуенем, а затем Р.
Гиршманом, в то время как Восточный институт в Чикаго и Департамент иранских древностей сосредоточили свои усилия на Персеполе.
География
Персия приняла название «Иран» при Сасанидах. Сейчас он ограничен Арменией, Каспийским морем и Россией на севере, Афганистаном на востоке, Персидским заливом на юге и Ираком на западе. Страна состоит из очень высокого плато с центральной соляной пустыней.
На западе это плато впадает в горы Армении и вдоль восточной стороны Месопотамии совпадает с плато Малой Азии, которое граничит с Месопотамией на северо-западе. Эти два плато, прорезанные небольшими долинами, образуют края среднеазиатского плато, известного как «великие степи».
Империя ахеменидских персов простиралась далеко за эти границы, от Инда до Эгейского моря и Нила.
История
Цивилизация выросла в этой части света очень рано. Его существование в эпоху неолитического искусства, возможно, с 5-го тысячелетия, подтверждается раскопками в Тепе Гиссар, Тепе Сиалк (доубейдская культура) и, чуть позже, в Тепе Гияне (убайдская культура). Раскопки Сузы, столицы страны Элам, граничащей с нижней Месопотамией, показали, что рост этой цивилизации должен был тесно зависеть от развития месопотамской цивилизации.
Для получения подробной информации о культуре Древнего Египта, пожалуйста, смотрите: египетская архитектура (ок. 3000 до н.э. – 200 г. н.э.), особенно эпохи раннеегипетской архитектуры (3100-2181 гг.); Архитектура египетского Среднего царства и плодотворный период строительства храмов в Египте (1550-1069).
Великие индоевропейские переселения 3-го тысячелетия привели арийцев по пути в Индию через Туркестан и Кавказ на иранское плато. Некоторые из них вступали в брак с жителями гор Загрос, которые они взяли под свой контроль; вскоре они завоевали Вавилонию и это было началом господства касситов, которое продолжалось почти до конца 2-го тысячелетия. (См.
Также: Хеттское искусство 1600-1180 до н.э.). Ассирийцы через несколько веков должны были переломить ситуацию.
Мидяне, молодое иранское воинское племя, подобное скифам и воспитанные в своих традициях, выбрали Экбатану в качестве своей столицы, в то время как персы, принадлежащие к той же расе, спустились по склонам иранского плато.
Примерно в 9 веке до нашей эры ассирийцы начали двигаться на юг и вступили в конфликт с мидянами и персами в горах Загрос; в 8 веке Саргон разбил альянс лидеров мидян. Затем Фраорт стал вождем мидийцев, маннаев и киммерийцев и покорил персов.
Скифы, которые взяли под свой контроль Мидию, управлялись Киаксаром – он реорганизовал армию и, следуя своему союзу с Набополассаром, основателем династии Халдеев в Вавилоне и с помощью кочевых племен уничтожил Ниневию в 612 году, отомстив за разграбление Сузы ассирийцами в 640 году.
До вторжения скифов, персы создали суверенное государство под Ахеменом, которое должно было воссоединиться под Камбисом I ; чей брак с дочерью мидийского царя породил Кира, который завоевал Мидию в 555 году, затем Лидию в 546 году и, наконец, в 538 году, Вавилон.
На смену ему пришел Камбис в 529 году. Камбис был предан своему брату Смердису, он завоевал Египет и провозгласил себя его царем, а также завоевал Эфиопию, но из-за отсутствия сотрудничества финикийских моряков не смог добраться до Карфагена.
После его смерти самозванец, претендующий на звание Смердиса, всколыхнул народ. Дарий I
Источник: https://gallerix.ru/pedia/ancient-art--persian/
Царь Персии Кир II
В VI веке до н.э. персидские племена занимали земли Аншана и Персиды на территории юго-западного Ирана. Ранняя история этого народа покрыта туманом, среди ученых нет единства о характере власти первых Ахеменидов – правили ли они обеими странами.
Кир II менее чем за три десятилетия сумел сделать Персию из второстепенного государства центром мировой империи.
Его личность привлекала внимание греческих историков – Геродота, Ктесия, Ксенофонта, а также хронистов Месопотамии – анонимная «Вавилонская хроника».
Начало правление и восстание против Мидии
Кир унаследовал власть над персами около 559 года до н.э. Персы были подданными Мидийского царства, которым правил Астиаг. Когда правитель персов поднял восстание, Астиаг послал против него полководца Гарпага, но он со своим войском перешел на сторону Кира. После этого Астиаг возглавил новое войско сам, но потерпел поражение. Согласно «Вавилонской хронике» война Мидии и Персии продолжалась в 553-550 гг. до н.э.
В результате войны Кир II одержал победу, взял мидийскую столицу Экбатаны и принял верховную власть. Персидский царь сохранил административную систему Мидийского царства, а часть знати Мидии сохранила свое положение в государстве при нем и его преемниках Камбизе II и Дарии I. После победы над Астиагом в 550 году до н.э. Киру II понадобилось еще два года, чтобы установить контроль над прежними владениями мидийцев.
Завоевание Лидии
В VI веке сильнейшим государством Малой Азии было Лидийское царство династии Мермнадов. Царь Лидии Крез начался готовиться к войне против молодой Персидской державы. В 547 году до н.э. лидийская армия перешла реку Галис, которая разделяла государства. В ответ Кир II вступил в Каппадокию, где произошла битва. Первое сражение не дало ни одной стороне победы, и Крез отступил на зиму в Сарды.
Кир II вторгся в Лидию зимой, когда армия Креза была на зимних квартирах. Персы разбили противника, а затем взяли Сарды. Накануне похода Кир II обратился к грекам-ионийцам, которые были вассалами Креза, с предложением союза. Они отказались, но после уничтожения Лидии обратились к царю Персии с предложением подчиниться ему на условиях, на которых они подчинялись Крезу. Кир II отказал, но предоставил привилегированный статус только Милету, чтобы не дать грекам сплотиться.
Кир II разделил Лидию на две области с центрами в Сардах и Даскилее, в каждом из которых был свой наместник. Позднее они стали двумя сатрапии Ахеменидской державы.
После ухода основных сил персов из Малой Азии лидиец Пактий, оставленный казначеем, восстал против Персии и осадил персидский гарнизон в Сардах. Полководцы Персии подавили восстание, к которому присоединились греки-ионийцы. В 546 году до н.э. Гарпаг с персидской армией взял греческие города Ионии один за другим.
Кампании Кира на Востоке
Период правление Кира II между 546 и 540 годами до н.э. почти не освещен в источниках. Предположительно, в эти годы царь Персии вел кампании на восточной границе.
В «Бехистунской надписи» упомянуты страны, которые в начале правления Дария I входили в состав империи: Парфия, Хорезм, Ария, Дрангиана, Бактрия, Согдиана, Арахосия и др. Предположительно, все эти земли были включены в состав Ахеменидской империи в правление Кира II.
На востоке владения персов достигли северо-западной границы Индостана. Арриан пишет, что при Кире персы вторгались в «землю индов», и понесли там большие потери.
Допускают, что восточные земли были завоеваны персами после победы над Вавилонией. Но, скорее всего, Кир II предпочел обеспечить безопасность восточных границ от набегов из Центральной Азии перед войной с Вавилоном.
Завоевание Нововавилонского царства. Конец правления Кира II
В 539 году до н.э. Кир II начал завоевание Месопотамии. Победу над ней подготовила успешная война с Лидией, которая оставила Вавилон в изоляции. Персы организовали успешную пропагандистскую кампанию против царя Набонида. Осенью 539 года до н.э. около города Опис армия Кира II разбила вавилонскую. Затем персидская армия без боя взяла Ваилон и Сиппар.
Прибыв в столицу захваченного царства, Кир II принял участие в религиозном празднестве в честь бога Мардука. По приказу Набонида статуи богов были вывезены из городов в Месопотамии в Вавилон. Кир II приказал вернуть их свои города. Под властью Персии оказалась территория всей Месопотамии и Сирии.
Через год сын Кира II Камбиз был возведен на трон Вавилона. Его коронация соблюдалась с использованием традиционных ритуалов восшествия на престол правителей Нововавилонского царства.
После победы над Набонидом Кир II издал указ, который позволял евреям вернуться из Месопотамии на свою родину. Он разрешал им восстановить храм, уничтоженный при взятии Иерусалима войсками Нововавилонского царства.
По данным Геродота, Кир II погиб во время похода против массагетов. Согласно Ктесию, царь Персии погиб от рук племени дербиков, живших между Аральским и Каспийским морями. Это произошло около 530 года до н.э., и трон империи Ахеменидов унаследовал его сын Камбиз II.
Устройство Персидской империи при Кире II
К моменту прихода к власти Дария I империя состояла из 23 стран или групп народов. Часть из них подчинялись власти персидских наместников. В подчинении наместников были областеначальники. Кир II поддерживал курс на уважительное отношение к религиям и традициям подчиненных народов. Представители других национальностей могли занять высокое положение в Персидской державе – мидиец Гарпаг, вавилонянин Угбару.
После победы над Мидией по приказу царя была начата работа по строительству столицы империи – города Пасаргады. Этот город – образец персидской монументальной архитектуры. В Пасаргадах была построена гробница основателя империи Ахеменидов.
Результат правления Кира II
К концу правления этого царя Персия из небольшого зависимого государства стала империей. На востоке ее граница доходила до Индостана, на западе – до побережья Малой Азии и Египта. Кир II готовился к завоеванию страны на реке Нил, но реализовывать это пришлось его сыну Камбизу II. При преемниках основателя империи продолжался курс на уважительное отношение к традициям народов империи.
Источник: https://histerl.ru/perekrestki-civilizacij/car-persii-kir-ii.htm