Кто такой батюшка в церкви

МОСКВА, 14 янв — РИА Новости, Александр Филиппов. «Церковь живет на пожертвования.

Храм не рабочее, а сакральное место» — эти аргументы в пользу изменения законодательства услышаны Госдумой и президентом, но в обществе вызвали неоднозначную реакцию.

Правда ли, что религиозные организации теперь могут не платить сотрудникам даже минимальную заплату, сколько в среднем получают в православных храмах и есть ли там рабочие места, рассказали РИА Новости представители законодательной власти и церкви.

«У священников нет зарплаты»

Величественный белокаменный храм Московских Святых — один из самых больших в столице. Служат здесь, кроме настоятеля игумена Сергия Рыбко, еще семь священников и два дьякона. Отец Сергий вместе с тремя священниками и двумя дьяконами служат также в храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Помимо этого, в обоих храмах работает человек десять сотрудников по штатному расписанию. Но многие трудятся безвозмездно.

А какую зарплату получают священники? «Такого понятия у нас нет. Священник служит и должен это делать даже бесплатно», — объясняет отец Сергий. Трудовой договор священнику «не положен», как и трудовая книжка. «А вот простые сотрудники заключают договоры, и им начисляют зарплату», — добавляет игумен.

Духовенство, вопреки расхожему мнению, живет небогато. «Например, в деревенском храме в Калужской области мои знакомые получают мизерную сумму и вынуждены подрабатывать», — продолжает священнослужитель.

Все зависит от размера пожертвований, а это, в свою очередь, — от прихода. В новых храмах, где почти нет прихожан, пожертвования на клир небольшие. А в старых храмах с большими приходами остаются деньги и на штатных сотрудников.

По словам отца Сергия, сегодня в Москве дьякон в среднем зарабатывает 20-30 тысяч рублей в месяц.

«В богатых столичных храмах, которые не закрывались даже при советской власти, настоятели могут получать 100 тысяч, рядовые священники — 60-80 тысяч. А в деревнях в некоторых храмах вообще ничего не платят», — вздыхает игумен.

И уточняет, что средняя зарплата персонала религиозных учреждений в Москве — 18-20 тысяч рублей, что соответствует столичному минимальному размеру оплаты труды (МРОТ).

Минимальная зарплата бывает разная

Федеральный МРОТ в 2019 году согласно закону № 481-ФЗ установлен на уровне прожиточного минимума: 11 280 рублей. Никакая организация не имеет права платить сотрудникам меньше, иначе штраф — 50 тысяч рублей. Причем каждый регион России волен устанавливать надбавку к федеральному МРОТ. Так, в Москве МРОТ составляет 18 781 рублей, а в Московской области — 14 200.

Организации должны начислять зарплату не меньше регионального МРОТ, если только они официально от этого не откажутся. Но для отказа нужно согласие профсоюза. Это условие до последнего времени было невыполнимым для религиозных организаций, поскольку в России нет соответствующих профсоюзов. Последние поправки, принятые одновременно с законом, устанавливающим федеральный МРОТ, решили эту проблему.

«Каждая религиозная организация должна платить сотрудникам зарплаты не ниже МРОТ. Это норма Трудового кодекса», — подчеркивает один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по труду депутат Ярослав Нилов.

По его словам, при рассмотрении законопроекта на заседание комитета Госдумы по труду приглашали представителей традиционных религиозных организаций и все единогласно высказались за принятие поправок.

В Русской православной церкви вынуждены отказываться от регионального уровня минималки в частности потому, что «некоммерческие организации, в том числе религиозные, существуют за счет пожертвований граждан и не имеют постоянных источников финансирования». «Отдаленные сельские приходы не всегда могут соблюсти требования о минимальной заработной плате. И контингент работников у нас особый», — объясняет РИА Новости руководитель юридической службы Московского патриархата игуменья Ксения (Чернега).

Надо добавить, что православные семьи, как правило, многодетные, поэтому жены просто лишены возможности работать — им надо заниматься детьми. Причем это касается не только семей священников, но и многих мирян.

Традиционные конфессии с 2016 года ставили вопрос об определении особого порядка отказа от региональных соглашений для религиозных организаций. «В минувшем году нас услышали, закон принят и подписан президентом», — говорит игуменья Ксения.

Священное или рабочее место?

Условия труда в церкви тоже особые. Игуменья уточняет: «У священника не работа, а служение». Его оформляют в штат храма указом правящего архиерея. Этот указ — единственный юридический документ для государственных органов».

«Трудовой договор со священниками не заключается, потому что они не являются работниками — закон «О свободе совести» выводит их из этой категории. Они — отдельная категория, не вступающая в трудовые отношения с религиозной организацией. При этом все отчисления в фонды — пенсионный, социального и медицинского страхования — осуществляются», — заверила главный юрист Московской патриархии.

А вот мирские работники религиозных организаций, в отличие от священников, оформляются по трудовому договору или как добровольцы по договору о добровольческой деятельности.

Вторая резонансная поправка к трудовому законодательству касается Федерального закона «О специальной оценке условий труда». По закону все организации на территории России до 2014 года должны проходить аттестацию рабочих мест.

Но у религиозных организаций и здесь своя специфика. «Если в храме исходя из религиозных правил проводят богослужение при свете свечей, каким образом выполнять оценку этого рабочего места?» — недоумевает депутат Нилов.

Поэтому в Госдуме решили избавить священнослужителей от этой обязанности.

«Алтари, храмовые задания и храмовые территории нельзя рассматривать как рабочие места, подлежащие аттестации», — подчеркивает игуменья Ксения. Цель аттестации — выявление «вредных производственных факторов», например, «наличия электромагнитных полей, вредных микроорганизмов, радиоактивного излучения».

«Но как позволить специализированным организациям проверять религиозные объекты, места служения наших священников и религиозного персонала на предмет наличия вредных производственных факторов? Ведь люди Богу служат!» — говорит руководитель юридической службы Московского патриархата.

Принятая поправка распространяется и на рядовых сотрудников церковных организаций, работающих в прихрамовых зданиях.

«Мы просто хотим избежать оскорбления чувств верующих и не можем допустить посторонние организации производить оценку мест служения наших клириков и религиозного персонала, выявлять какие-то вредные факторы в наших зданиях, на территории монастырей, приходов, — объясняет игуменья.

— Это позиция не только Русской православной церкви, это консолидированная позиция религиозного сообщества традиционных конфессий — мусульман, протестантов, иудеев. Она отражена в протоколах заседания комитета Госдумы по труду».

«Представьте маленький храм: как оценить рабочее место сторожа? Нельзя сравнивать храм и шахту. Эта норма была создана для оценки потенциально опасных рабочих мест», — убежден депутат Нилов.

В пресс-службе Минтруда не стали комментировать поправки, сославшись на то, что законопроект выдвинут депутатами Госдумы.

Источник: https://ria.ru/20190114/1549247759.html

Поп, священник и батюшка в православии — одно и то же или нет?

Кто такой батюшка в церкви

  • Что означают названия служителей церкви
  • Чем отличается поп от священника

Вопросы внешнего благочестивого обихода часто волнуют прихожан многих храмов. Как правильно обращаться к священнослужителям, как отличать их друг от друга, что говорить при встрече? Эти, казалось бы, мелочи могут смутить неподготовленного человека, заставить его волноваться. Попробуем разобраться, существует ли разница в понятиях «батюшка», «поп» и «священник»?

Священник — главное действующее лицо любого богослужения

Что означают названия служителей церкви

В церковной среде можно услышать самые разные обращения к служителям храма. Главное действующее лицо любого богослужения — это священник. Это человек, которых находится в алтаре и совершает все чинопоследование службы.

О правилах поведения в храме:

Важно! Быть священником может только мужчина, который прошел специальное обучение и рукоположен правящим архиереем.

Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей». Только рукоположенные иереи имеют право совершать Таинства церкви, согласно определенному чину. В официальных документах православной церкви также употребляется слово «священник» для обозначения того или иного иерея.

Среди мирян и простых прихожан храмов часто можно услышать обращение «батюшка» по отношению к тому или иному иерею. Это обиходное, более простое значение, оно указывает на отношения к прихожанам как к духовным детям.

Если открыть Библию, а именно Деяния или Послания апостолов, то мы увидим, что очень часто к народу они использовали обращение «Дети мои». Еще с Библейский времен любовь апостолов к своим ученикам и уверовавшему народу была сравнима с отцовской любовью. Также и сейчас — прихожане храмов получают наставления от своих священников в духе отцовской любви, поэтому в обиход и вошло такое слово, как «батюшка».

Батюшка — это простонародное обращение к женатому священнику

Чем отличается поп от священника

Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.

Интересно! В годы советской власти, когда были сильные притеснения церкви, попами называли всех подряд церковнослужителей. Именно тогда это слово приобрело особое негативное значение, сравнимое с врагом народа.

Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла.

Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» — это жена мирского священника.

Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.

Читайте об известных православных священниках:

  • Отец Артемий Владимиров
  • Отец Роман Матюшин
  • Старец Серафим Тяпочкин

Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих. Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка». К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».

Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.

Каким должен быть настоящий священник

Июл 24, 2019 21:42 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pop-svyashhennik-i-batyushka-v-pravoslavii.html

Службы онлайн и заболевшие священники. Как РПЦ адаптируется к коронавирусу

Кто такой батюшка в церкви

Анастасия Голубева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации OLEG VAROV/patriarchia.ru

В Москве у троих священников Русской православной церкви диагностировали коронавирус. Церкви в России, в отличие от мечетей и синагог, не были закрыты. Иерархи РПЦ совершают объезды и облеты российских городов с иконами, а отдельные священники переносят службы в интернет.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как православные адаптируются к коронавирусному карантину.

Что будет с Пасхой?

То, как Русская церковь будет праздновать Пасху 19 апреля, будет зависеть от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом регионе России, сказал Би-би-си замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Мы считаем, что постановка вопроса о каких-то особенностях празднования пока преждевременная. Нужно будет рассматривать какие-то особенности празднования, когда положение будет более определенное. Россия — большое государство, есть регионы, где нет ни одного случая заражения инфекцией, поэтому сложно говорить о каком-то единообразии в отношении к этой угрозе», — заявил он.

Церковь и прихожане обязательно будут отмечать Пасху, даже если в этот день не получится прийти в храм, говорил ранее глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

При этом Антиохийская и Элладская греческая церкви решили перенести празднование Пасхи на конец мая. Антиохийская церковь (окормляет территорию Сирии, Ливана и других стран ближнего востока) проведет богослужения 19 апреля, но за закрытыми дверями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем знаменит храм Христа Спасителя

В закрытом режиме может пройти и церемония схождения благодатного огня в Иерусалиме, несмотря на закрытие храма Гроба Господня, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата. В РПЦ не стали комментировать эту информацию.

Тем не менее в РПЦ подчеркивают, что отменять празднование Пасхи из-за эпидемии точно не собираются. «Когда меня коллеги-журналисты спрашивают: «Что будет с Пасхой?», я всегда отвечаю: «Пасха будет!» Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас», — говорил глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда.

Заболевшие священники

В Москве коронавирус был обнаружен у трех священников РПЦ. Два священника с подтвержденными диагнозами служили в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Третий заболевший священник служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Еще четыре священника из этого храма ожидают своих тестов на коронавирус, а сам храм был закрыт на карантин.

«Все церковные служащие, которые имели с ними контакты, будут проверены [на коронавирус] и в случае необходимости изолированы», — говорит Вахтанг Кипшидзе.

На карантин закрылась и Киево-Печерская лавра на Украине (входит в юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата), где коронавирус нашли у четырех монахов. Богослужения в Лавре будут проходить, но в закрытом режиме.

Ранее настоятель лавры митрополит Павел призывал игнорировать карантин, приходить в храм и причащаться. «Не смотрите, старшее поколение или младшее, все спешите в храм, обнимите друг друга», — призывал митрополит Павел.

Правообладатель иллюстрации Tass Image caption Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел

Нужно ли ходить в храм?

Русская церковь «серьезно относится к угрозе распространения коронавируса», священнослужителям были даны указания, как соблюдать правила безопасности в рамках богослужений, рассказывает Вахтанг Кипшидзе.

Еще в марте Синод РПЦ и патриарх Кирилл распорядились увеличить меры предосторожности во время служб в храме — например, дезинфицировать иконы, к которым прикладываются верующие, и лжицу для причастия. Также в храме необходимо соблюдать дистанцию между людьми. Тем, у кого есть признаки простуды, рекомендуют храм не посещать.

«Как к прихожанам, так и к клиру относится призыв патриарха не подвергать окружающих опасности», — говорит Кипшидзе.

Официальная позиция Русской церкви заключается в том, что церкви на время эпидемии закрыты не будут, в них можно будет зайти, однако патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от похода в храмы и молиться дома.

«51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — заявил патриарх 29 марта.

С такими мерами согласны не все священнослужители — некоторые из них продолжают настаивать на том, что верующим необходимо посещать храмы.

«На практике оказалось, что заметная часть духовенства и особенно монастыри открыто встали в оппозицию патриарху и отказываются от выполнения вполне разумных инструкций патриархии. Некоторые священники продолжают убеждать прихожан: «Ничего страшного не происходит, приходите в храмы, во время эпидемии самое главное — молитва и участие в таинствах», — отмечает главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.

«Это крайне безответственная позиция. Такие призывы более всего характерны для консерваторов и фундаменталистов, которые буквально шантажируют простых прихожан. Мол, если не придете в храм — то у вас вера слабая», — продолжает он.

Инструкции, которые были даны патриархией, по его словам, где-то соблюдаются полностью, где-то частично, а где-то совсем не соблюдаются.

«Это опасная ситуация, она говорит о том, что у церковной власти нет необходимого авторитета и ее сегодня не слушаются. Еще меньше авторитета у государственной власти, и священники не видят причин, чтобы строго следовать тем предписаниям, которые дают государственные службы. Такое отрицание связано с тем, что они плохо понимают реальную ситуацию и не могут оценить возникающие риски», — считает Чапнин.

Службы онлайн и крестные облеты

Однако на фоне развивающейся эпидемии храмы во многих городах России стали устраивать дистанционные богослужения — в онлайн-трансляции.

Например, храмы Петербурга отчитались о том, что их трансляции служб набрали около 400 тысяч просмотров. В Ижевском храме сделали возможным через интернет подавать записки о поминовении. Такую же процедуру ввели в Орловской епархии, но там решили ввести еще и заочные отпевания умерших.

В отдельных ситуациях исповедоваться также можно по телефону или «скайпу», предположил митрополит Иларион. Однако ему возразил глава отдела церковных связей со СМИ Владимир Легойда: «Есть вещи, которые дистанционно невозможны в церкви — это таинства. Здесь ничего не меняется, и я не вижу здесь возможности идти в ногу со временем».

В Нижегородской митрополии ввели специальное молитвенное правило на время карантина: всех верующих просят четыре раза в день в обозначенное время читать определенный набор молитв.

Также за последнюю неделю несколько десятков митрополитов и епископов совершили крестные объезды или облеты в разных городах России. Архиереи проезжали или пролетали над городами с особо почитаемыми иконами. Крестные ходы во время эпидемий — своеобразная традиция русского православия, начавшаяся еще в средние века.

Правообладатель иллюстрации Nail Fattakhov/TASS Image caption Крестный ход против коронавируса в Челябинске

3 апреля крестный объезд также совершил и патриарх Кирилл в Москве. В сопровождении охраны он объехал Москву с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился Серафим Саровский. Объезд патриарха транслировался в прямом эфире.

«Ко всему новому церковь адаптируется очень медленно и тяжело. Тем не менее ситуация в церкви меняется, я вижу, что многие священники серьезно относится к тем вызовам, которые связаны с пандемией. Уже запущен процесс изменения ряда важных церковных практик», — резюмирует публицист Чапнин.

Например, если раньше многие священники скептически относились к онлайн-богослужениям, то сейчас это «вынужденная мера и других вариантов нет». То же самое происходит и с практикой причащения, говорит Чапнин.

«Еще пару недель назад казалось, что это что-то незыблемое, а теперь уже и лжицу дезинфицируют, и обсуждают, что можно раздавать причастие руками (что прежде воспринималось как католическая практика), некоторые идут еще дальше и говорят, что в условиях карантина можно раздавать причастие мирянам домой для самостоятельного причащения», — объясняет он.

«Это сложные вопросы, на которые нет и не будет однозначных ответов. Но жесткое и узкое понимание традиции уходит в прошлое, обсуждение приведет к тому, что новые подходы прозвучат довольно громко и будут услышаны», — считает Чапнин.

Что делают другие конфессии?

Многие мечети в Москве и других городах России были закрыты еще в середине марта. После закрытия мечетей мусульмане стали молится в режиме онлайн — с помощью трансляций богослужений. Коллективные молитвы мусульман прекращены до 30 апреля.

24 апреля у мусульман начинается Рамадан. Коронавирус не помешает мусульманам поститься целый месяц — не придерживаться поста могут только те, у кого есть проблемы со здоровьем, заявили духовные лидеры Северного Кавказа.

В апреле празднуется и Песах — главный праздник иудеев. В Израиле во время этого праздника, который отмечается неделю (8-16 апреля), будет введен полный карантин. «Мы не допустим повторения случившегося во время празднования Пурима месяц назад, когда была вспышка заражения коронавирусом», — заявил премьер министр Израиля.

В России иудеи в связи с коронавирусом решили провести акцию «Песах дома», и раздали верующим в разных городах около 80 тонн мацы.

«Для того, чтобы у членов общины была возможность провести праздник дома, стартовала благотворительная акция «Песах дома», в рамках которой были подарены наборы, включающие мацу, виноградный сок, агаду — путеводитель по празднику, а также необходимые ингредиенты для кеары и другие кошерные на Песах продукты», — рассказала пресс-служба Федерации еврейских общин России.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-52035174

Батюшка онлайн. Зачем священнослужитель ведет видеоблог

Кто такой батюшка в церкви

Улыбчивый молодой человек машет рукой с экрана: «Привет, братишки и сестренки!» и рассуждает о патриотизме и свободе, о зарплатах и прививках, о сексе и компьютерных играх. Казалось бы, обычный видеоблог, каких на тысячи. Есть только один нюанс: на молодом человеке – ряса, и говорит он с точки зрения православного священника.

Отец Александр Кухта, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской православной церкви (Московского патриархата), служит в маленьком храме рабочего поселка под Минском и пытается доказать молодежи на своем -канале, что «христианство – это стоящая вещь, а не унылое лицо, как принято о нем думать в определенных кругах.»

Не все попы ездят на «Мерседесах»

Все мы живем в плену стереотипов. Хорошо это или плохо – можно спорить до бесконечности. Человеческий мозг не способен каждую минуту мыслить критично и зачастую опирается на удобные чужие шаблоны. Отец Александр вот уже несколько лет ломает стереотипы и разрушает шаблоны:

– Ну что знают о христианстве 90 процентов молодежи? Что в храмах – бабушки в платочках, у патриарха Кирилла дорогие часы, а все попы ездят на «Мерседесах» и обирают прихожан. Да, не буду лукавить, есть и такое. Но ведь это одна сотая часть от общей картины!

-канал «Batushka ответит» нашел свой способ донести информацию до молодежи. Священник говорит о сложных вещах просто и без занудной нравоучительности.

Новое поколение «Y», может, и радо бы разобраться, что к чему, – да «порог вхождения» высоковат, считают создатели блога. Думать надо и книжки умные читать, что сделать может не каждый. -канал «Batushka ответит», проект Миссионерской лаборатории при Минской духовной академии, нашел свой способ донести информацию до юных. О сложных и злободневных вопросах здесь говорят просто, понятно и без занудной нравоучительности.

– Ну, сказал бы я в ролике о сексе, ставшем одним из самых популярных и просматриваемых на канале, что плотские отношения до брака – это грех и точка, кто бы к этому прислушался? – говорит отец Александр. – Я же хотел донести мысль о том, что церковь не против секса, церковь – за! Это предельное развитие отношений между мужчиной и женщиной.

В Библии отношения человека и Бога описываются по аналогии супружеской близости. А вот секс без любви – это оскорбление. Секс вне брака – все равно что забивать гвозди микроскопом или заниматься 3D-моделированием в «Фотошопе». Ну а коль набрал ролик 46 тысяч просмотров и около 400 комментариев, значит, задел за живое. Меня услышали, и это главное.

Спасибо вам, жирные тролли!

На написание сценария для короткого пятиминутного ролика у отца Александра уходит до 15 часов. Потом его тестируют самые разные фокус-группы – верующие, атеисты, просто думающие люди. Вносятся правки, сокращения. На выходе должен получиться продукт, который оставит выжженную землю на месте устоявшихся штампов и посеет в нее зерна православия. Ведь человек чувствует себя некомфортно без готовых ответов на вопросы и получает шанс еще раз подумать, какую роль играет церковь в его жизни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда был разрушен Первый Иерусалимский храм

Трудно быть Богом. Batushka ответит

Batushka ответит

– Мой зритель – это мужчина 25–30 лет, с математическим складом ума и высшим образованием, – считает автор блога. – Условно говоря, его типичный день – утром проспал, потому что долго играл в компьютерные игры, потом сходил на работу или на учебу, вечером попил пива с друзьями, встретился с девушкой. О православии он знает мало, но готов послушать, что же, с точки зрения церкви, он в жизни делает не так.

Типичный человек по ту сторону экрана чем-то похож на самого отца Александра – выпускника лицея Белорусского государственного университета, который совершенно неожиданно для самого себя пошел учиться не на программиста, а в семинарию. И ему уже не очень интересен хайп ради хайпа. Хотя о любой теме, даже самой провокационной, можно поговорить, если в итоге прийти к Христу.

– На троллей в комментариях сейчас смотрю спокойно и с долей иронии, – говорит батюшка. – Самых агрессивных, в конце концов, всегда можно забанить. А остальные только рейтинг блога поднимают. Захотел человек оторвать руку от «мышки» и написать что-то в комментариях – значит интересный пост. Так что спасибо вам, жирные тролли!

О пользе «фастфуда»

Отцу Александру часто задают вопрос, а обосновано ли такое упрощение православия, каким многим видится информация в его блоге.

Спросили об этом и на межвузовской конференции «Екатерининские чтения: православие и наука в XXI веке» в Краснодаре, где молодой священник рассказывал семинаристам и студентам Кубанского государственного университета об основных ошибках миссионерской деятельности.

«Мы пытаемся объяснить детям, что есть другая, возвышенная духовная жизнь, чтобы постичь ее, нужен огромный труд, а тут вы со своей неуместной популяризацией!..» – сетовали вузовские преподаватели. Отцу Александру искренне непонятна такая позиция:

– Что плохого в том, что говоришь с людьми на простом и доступном языке? Ведь, если разобраться, не я в блоге на сленге говорю, а священники на службах говорят на сленге, которого не понимает большая часть населения.

Да, нельзя одним фломастером нарисовать картину и одной таблеткой вылечить все болезни, наш видеоблог – далеко не панацея и не может нравиться всем. Я рассматриваю его как своеобразный религиозный фастфуд, «Макдоналдс». Научись здесь жевать и глотать.

А хочешь изысканной пищи – иди дальше, читай, думай, размышляй.

Выпускник лицея Белорусского государственного университета Александр Кухта совершенно неожиданно для самого себя пошел учиться не на программиста, а в семинарию.

Конечно, для священника не секрет, что далеко не все относятся к его «детищу» благосклонно. И коллеги порой укоризненно качают головами, и пожилые прихожане не совсем понимают, зачем о Христе говорить вне стен храма. Порой нападки бывают очень агрессивными.

Но бывает и другая реакция – однажды на заседании в Минском епархиальном управлении подошел священник в возрасте, пожал руку и сказал: «Год назад я к тебе относился крайне скептично.

Но сейчас понимаю, что был неправ, потому что мои дети вернулись в церковь – под действием твоих роликов в том числе.

Подписчиков у Александра Кухты не так уж много по меркам – 20 тысяч человек. Впрочем, стать «миллионником» он и не мечтает. Пока задача-минимум – сделать каналы священников привычными, а подобный язык общения – общепринятым. Первый шаг к этому уже сделан: молодой батюшка признан автором лучшего блога священника на по версии РПЦ. Ну а «миллионники» – это следующее поколение, они придут потом.

Источник: https://kubnews.ru/obshchestvo/2018/12/14/batyushka-onlayn-zachem-svyashchennosluzhitel-vedet-videoblog/

Священники, священство

В чем смысл священства? Для чего нужны священники? Какие формы священства существуют в православной церкви?

Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами).

Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia — хиротония).

Сам принцип устроения новозаветной Церкви — иерархический: как Христос — глава Церкви, так и священник — глава христианской общины. Священник для паствы — это образ Христа. Христос — пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец — значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению.

Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Священник — символ Христа

Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию.

Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, — никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем»

Священник — свидетель в Таинстве исповеди

Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам.

Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь — только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех.

Кроме того, как поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, « священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует — это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача — помочь выбрать правильное решение.

Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».

Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно.

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины.

Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан.

И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву.

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу — они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы.

Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой.

Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа.

Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».

Интервью митрополита Лонгина от 22 августа

Источник: https://www.pravmir.ru/svyashhenniki-svyashhenstvo/

Священник — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда построили Благовещенский собор

Свяще́нник — священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства Рукоположения. Иначе священник называется иере́ем или пресви́тером (греч.: старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла).

Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение.

Священник — совершитель шести таинств Церкви (крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, брака и елеосвящения) для всех своих прихожан; он — ближайший учитель своих прихожан, с церковной кафедры в храме, при посещении их домов и при всех встречах и разговорах; он — проповедник религиозных начал жизни, но в то же время канонически обязанный защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания (напр., медицинского, сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственного образования и воспитания. Права и обязанности священника подробно излагаются в особой науке о пастырстве, которую будущий пастырь проходит во время своего обучения, а также в церковных законах и правилах.

К священнику официально принято обращаться: «Ваше благословение»; к монашествующему священнику (иеромонаху) — «Ваше преподобие», к игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное, разговорное, обращение — «отец Имярек» или «батюшка». Принятое на Западе обращение «святой отец» у православных не применяется.

Требования к рукополагаемым в священники

В умственном отношении избираемый в пресвитеры должен быть достаточно образован в богословии, знать хорошо церковные правила (поэтому к пресвитерству не допускались новообращенные ко Христу).

В неблагоприятные для образования периоды уровень требований от пресвитера несколько понижался (например в IX и след.

веках на Западе); в России на соборах Владимирском (1274), Стоглавом (1551) и Большом московском (1667) определено довольствоваться тем, чтобы кандидат на пресвитерство «хорошо знал грамоту».

По ныне действующему у нас церковному праву требуется, чтобы священник окончил курс богословского образования в духовной академии или семинарии; лишь в виде исключения позволяется допускать в священники и не окончивших курса благонадежных диаконов, а также лиц светских, на экзамене у архиерея доказавших достаточность своих познаний в богословии. В нравственном отношении от кандидата в священники требуется безупречное поведение.

Возраст для вступления в священники определен еще в IV в. — 30-летний. Это правило, от которого часто отступали, подтверждено Св. Синодом в 1869 г. В физическом отношении не считаются препятствием к священству телесные недостатки, за исключением таких, которые служат препятствием для надлежащего исполнения священнических обязанностей (глухота, слепота и т. д.). В 1885 г. в священники позволено посвящать и без предварительного прохождения низших должностей в клире.

Женой священника может быть только православная. В древности брак для священника не был обязателен, но не было и принуждения к безбрачию. Со времени появления ересей стригольников и жидовствующих неженатых не посвящали в священники. Действующие ныне правила (с 1869 г.) дозволяют возводить в священники как вдовых после первого брака, так и неженатых, заявивших желание навсегда остаться безбрачными.

Ссылки

Источник: https://drevo-info.ru/articles/823.html

Освящение жилища, машины, всякой вещи

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению.

Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т. д.

И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.

Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли. Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением.

Освящение дома (квартиры)

Освящение дома (квартиры) совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.

Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы.

Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел — или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь пользующихся им.

Поэтому такое освящение — не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.

Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы.

Надо объяснить вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться к кресту.

Немалая духовная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение батюшкой вашего дома — прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».

Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно Вам и батюшке. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание. Вам подскажут, когда удобно поговорить с батюшкой.

Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику.

Чтобы не смущаться вопросом: «сколько?», (когда и переплатить не хотят, и батюшку обидеть неловко) можете узнать обычный размер жертвы при совершении чина освящения; пожертвуйте же по вашим возможностям. Продолжительность чина около 30 минут.

Для совершения освящения необходимо приготовить небольшой столик, на котором священник сможет разложить необходимые ему предметы. На стол поставить небольшую емкость (миску) для воды, домашние иконы, положить новое полотенце или салфетку. Предварительно в церковной лавке нужно приобрести свечи, ладан и крестики-наклейки.

В освященной квартире необходимо отказаться от курения, чрезмерного употребления спиртного, игры в карты, ругани, ссор и т. д.. Желательно почаще молиться, возжигать свечи, лампады. Церковь рекомендует регулярно поддерживать духовную чистоту в своем доме, окропляя ею все комнаты святой водой крестообразно, с призыванием имени Господа: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Освящение автомобиля

Освящая машину (или другое транспортное средство) мы просим, чтобы Господь приставил ангела-хранителя и защитил нас от разнообразных опасных случаев, которые могут случиться на дороге, а также от разных людей и сил зла.

Освящая машину, как, впрочем, и любую другую вещь, Церковь молится о том, чтобы она стала для ее владельца средством, которое приносит не только материальную, но и духовную пользу. Таким образом, освящая свой автомобиль, хозяин дает обещание его использовать для тех поездок, во время которых не будут нарушены нравственные заповеди Церкви и не будут совершены греховные поступки.

К тому же, к освященному предмету нужно относиться с особым благоговением, поскольку теперь он принадлежит не только Вам, но и Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению.

После освящении машины, в салоне нельзя сквернословить, курить, употреблять спиртные напитки.

Освятить машину вы можете в любой день, предварительно договорившись об этом со священником.

Освящение всякой вещи

В храме можно освятить нательные кресты, образки и иконы, приобретенные в магазине, но при этом они должны соответствовать православным канонам. Для этого нужно прийти на водосвятный молебен и обратиться в свечной ящик. Если у вас нет возможности прийти к водосвятному молебну, то можно обратиться с просьбой об освящении непосредственно к батюшке.

Часто задаваемые вопросы

Как освятить квартиру в нашем храме?
Необходимо обратиться к работнице, у которой Вы приобретаете свечи в храме, и выразить свою просьбу в необходимости освящения жилища. Ваши данные будут зафиксированы и в самое ближайшее, удобное для вашей семьи время, будет возможно совершить освящение.

Можно ли освятить квартиру, если в семье есть неверующие люди?
Можно, если это не приведет к семейному конфликту. Если же часть семьи категорически против освящения дома, то вера одного из членов семьи не должна становиться причиной семейного раздора. В этом случае можно будет самостоятельно прочитать молитву и окропить святой водой свою комнату.

Можно ли освятить магазин или офис? И есть ли такие вещи, которые освящать греховно?
Место, где человек трудится и проводит большую часть времени освящать можно и нужно.

Если освящается, например, офис, это означает, что трудящиеся там люди своей общей молитвой показывают, что их среда и место их труда – это территория Бога и злу здесь места быть не должно. Освящать нельзя всего того, что служит злу и греху.

Например, бизнес, связанный с производством или продажей спиртных напитков и табака, оказанием сексуальных услуг, колдовства и магии. Священник может отказаться от совершения обряда, если помещение не прибрано, а сотрудники ведут себя неподобающим образом (ругаются, например).

Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?
Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении «сего крестного знамения». (Требник – богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных – вечерни, утрени и Литургии).

Надо ли поститься перед освящением, причащаться?
Православный христианин должен соблюдать посты, молиться и причащаться, как заповедует это наша святая Церковь. Специальных постов перед освящением автомобиля не требуется.

Надо ли женщине покрывать голову?
Да, это желательно. Женщина во время молитвы должна покрывать голову.

Нужно ли накрывать обеденный стол?
Такая традиция существует, но она совсем не обязательна.

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты подробнее

  Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (92923) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/osvyashhenie-zhilishha/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Как была создана Ева

Закрыть