Что такое патриархат в церкви

Свершилось: Московский патриархат порвал отношения с Константинопольским

Что такое патриархат в церкви

Священный Синод Русской Православной Церкви запретил своим священникам и пастве и по всему миру сослужение с клириками Константинопольской Церкви и участие в их таинствах.

ТАЛЛИНН, 15 окт — Sputnik. Официальный раскол православного мира, об опасности которого неоднократно предупреждали иерархи Русской Православной Церкви (РПЦ), все-таки произошел. По сообщению пресс-службы Московской патриархии, на заседании Священного Синода РПЦ состоявшемся в понедельник, 15 октября, в Минске, было принято заявление в связи с посягательством Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви.

В своем заявлении члены Священного Синода признали невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом.

«Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами», — считают иерархи Русской Православной Церкви.

«Отныне и впредь до отказа Константинопольского патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — говорится в принятом церковном документе.

Надеясь на лучшее, готовься к худшему

«Это было вынужденное решение, но иного решение не мог принять наш Священный Синод, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата», — заявил РИА Новости председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Одновременно с этим «министр иностранных дел» РПЦ выразил надежду, что патриарх Константинопольский Варфоломей изменит отношение к выдаче автокефалии Украинской православной церкви.

Sputnik / Владимир Федоренко

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион

«Мы надеемся на то, что здравый разум восторжествует, что Константинопольский патриархат изменит свое отношение к существующей церковной реальности. Но до тех пор, пока этого изменения не произошло, пока эти беззаконные и антиканоничные решения с точки зрения Константинополя остаются в силе, мы не сможем находиться в общении с этой церковью, находящейся сегодня в расколе», — сообщил митрополит Иларион.

Членам ЭПЦ МП запрещено церковное общение с клириками КП

Принятию исторического заявления предшествовало обещание пресс-секретаря патриарха Московского и всея Руси Кирилла иерея Александра Волкова дать «адекватный и жесткий» ответ Священного Синода относительно заявлений и решений, которые были приняты Константинопольским патриархатом в Стамбуле.

Решение синода Русской православной церкви о прекращении совместных богослужений и невозможности прихожанам причащаться в храмах Константинопольского патриархата распространяется на всю каноническую территорию РПЦ.

Согласно уставу РПЦ, ее юрисдикция «простирается на лиц православного исповедания», проживающих на ее канонических территориях: в России, на Украине, в Беларуси, в Молдове, в Азербайджане, в Казахстане, в Кыргызстане, в Таджикистане, в Туркменистане, в Узбекистане, в Латвии, в Литве и в Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в иных странах.

РПЦ также призывала предстоятелей и Священные Синоды Поместных православных церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, «раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви».

Православные Эстонии уже были расколоты

Источник: https://ee.sputniknews.ru/world_news/20181015/13234444/raskol-Russkaja-pravoslavnajacerkovj-Constantinopol.html

Патриархат или митрополия. Каким будет статус будущей Украинской поместной пра — ФОКУС

Что такое патриархат в церкви

Украина в ожидании 15 декабря, когда состоится Объединительный собор, на котором должны провозгласить о создании независимой Украинской поместной православной церкви. Что мы получим «на выходе» – полную автономность или новую зависимость, разбирался Фокус

Томос – решение священного Синода Вселенского патриархата об автокефалии, — уже готов и заверен мокрой печатью. Грамоту получит в руки избранный на соборе предстоятель новой церкви. Церемония пройдет в Константинополе после совместной литургии предстоятеля с патриархом Варфоломеем. Ожидается, что на вручении, как и на самом соборе, будет присутствовать президент Украины Петр Порошенко.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда построили Благовещенский собор

До торжественного момента текст Томоса и всех документов, которые готовились или согласовывались в Константинополе, священники держат в строгой тайне. Это оправдано, но не может сдержать мирские языки. После того, как в СМИ просочился фрагмент проекта устава будущей церкви, политологи и религиоведы дискутируют, что же мы получим «на выходе» – полную автономность или новую зависимость.

Меньше прав, чем было

Несмотря на то, что Российская православная церковь, частью которой является УПЦ МП, объявила о прекращении евхаристического общения с Константинополем, Вселенский патриарх Варфоломей лично пригласил Онуфрия и его иерархов на Объединительный собор.

Подчеркнув тем самым, что РПЦ отдельно, а «в Киеве другие митрополиты, законные и канонические, были последовательно и неустанно поставляемы Вселенской патриархией, поскольку Киевское духовенство и миряне не приняли своего подчинения центру в Московии».

Известно, что Онуфрий вернул Варфоломею приглашение. На соборе будет присутствовать только несколько иерархов от УПЦ МП, которые представляют проукраинское крыло под условным предводительством митрополита Александра Драбинко – в прошлом личного секретаря Киевского митрополита Владимира (Сабодана). Но не в этом суть.

Поставленный Варфоломеем акцент некоторые эксперты воспринимают как доказательство тому, что Константинополь намерен возродить свое управление Украинской православной церковью. В проекте устава – если принимать на веру подлинность утечки информации – речь идет о предстоятеле новой церкви митрополите Киевском. Не патриархе.

Устав новой церкви предоставляет ей куда меньше прав, чем сейчас

— Константинополь признает только свой патриархат, – говорит религиовед Юрий Решетников. – Отменив действие синоидального письма 1686 года, которое передавало Киевскую митрополию в Московский патриархат, Константинополь возвращает ее в свое подчинение. Устав новой церкви предоставляет ей куда меньше прав, чем сейчас имеет непризнанный Киевский патриархат.

Каноничность, Томос и – подальше от Москвы

Эксперт обращает внимание на несколько знаковых положений. Во-первых, новая церковь не сможет варить свое миро, а будет брать его для таинств в Константинополе. Во-вторых, не сможет канонизировать своих святых. В-третьих, открывать приходы в диаспоре. В-четвертых, создавать монастыри со своим уставом.

– Все важные решения будут принимать в Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция Вселенского патриарха), – говорит Юрий Решетников. – В таком контексте трудно говорить о том, что новая Украинская православная поместная церковь будет независимой.

Но есть и более оптимистичная точка зрения.

– Для нас важны в первую очередь три вещи: каноничность, Томос и – подальше от Москвы! Как назовут новоизбранного предстоятеля, не имеет большого значения. Внутри церкви он может величаться патриархом, – говорит религиовед Игорь Козловский. – На самом деле предстоятели всех 14 автокефальных православных церквей, а украинская станет 15-й в этом сестринском ряду, являются епископами. И будет только хорошо, если мы будем брать миро в лоне Святой церкви.

Что касается канонизации, то Игорь Козловский отмечает, что таким правом обладают даже епископы местных приходов.

– Если святого хотят признать на уровне поместной церкви, это решается на Синодальном соборе. Если на уровне всей Православной церкви, то свое слово должен сказать Синод Вселенского патриархата, – отмечает Игорь Козловский.

Менеджмент разный, устав один

Простой верующий вряд ли будет задаваться вопросом, что для него лучше: патриархат или митрополия. Важно объединение церквей, которые раньше называли «раскольничьими», и их признание.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится храм Николая Чудотворца в Турции

– Автокефалия – это самоуправляемость, – говорит завотделом философии и истории религии Института философии им. Сковороды  НАН Украины Людмила Филипович. – Она существует в разных формах: архиепископат, митрополия, патриархия.

До 1686 года в Украине была митрополия и я не вижу ничего страшного в том, что мы вернемся к исходной точке. Московская церковь, что бы там ни говорили, тоже не имеет патриаршего статуса и ей не вручали Томос в Константинополе.

Мы же получим Томос, чтобы расстраиваться и развиваться.

Константинополь намерен возродить свое управление Украинской православной церковью

Ученая напоминает, что в единство войдут три церкви, которые ранее были отделены друг от друга, – УПЦ КП, УАПЦ и часть УПЦ МП.

– У трех церковных структур разный менеджмент, им еще предстоит прийти к общему знаменателю, научиться жить по общему уставу. Вполне логично на первом этапе иметь наставника в лице Вселенского патриархата, – считает религиовед. – Нельзя также забывать, что Украине нужна не просто соборная, а собороправная церковь.

Те церкви, которые действуют сейчас на постсоветском пространстве и построены по постсоветскому образцу: решения принимает патриарх и его советники, использование средств закрыто. Эту систему нужно перестраивать по принципам коллегиальности и прозрачности. Я думаю, что учреждая Годовой синод (форма руководства новой церковью согласно проекту устава, – прим. Фокуса.

), в Константинополе хотели, чтобы была ротация, чтобы все архиереи прошли через управление новой церковью, приобретая таким образом опыт.

Имущественный вопрос

Одна мысль об украинской автокефалии вынудила Русскую православную церковь разорвать единство со Вселенским патриархатом. Трудно поверить, что после провозглашения новой церкви настроения изменятся. По мнению политолога Алексея Якубина, со стороны сторонников УПЦ МП могут проявиться протестные настроения в виде Крестных ходов, которые вызовут неприятие другой стороны.

– Обысками в Киево-Печерской лавре, возвратом Почаевской лавры в собственность заповедника государство уже показало, что будут конфликты вокруг имущества, – отмечает Алексей Якубин.

Религиовед Антон Чернязовской не исключает, что разногласия могут возникнуть и в вопросах таинств.

– В УПЦ КП обещают, что поместная украинская церковь признает все таинства, которые совершались в других православных церквях. Перекрещиваться, перевенчиваться никому не придется. Но как поведет себя Московский патриархат? Мы уже имели прецеденты, когда священники МП отказывались отпевать крещенных в КП.

Не до конца понятно, как будет происходить переход верующих из одной церковной структуры в другую. Невоцерковленному человеку, прямо скажем, все равно, где ставить свечку. Для истовых верующих это вопрос преданности и измены.

«Как назовут новоизбранного предстоятеля, не имеет большого значения. Внутри церкви он может величаться патриархом»

Источник: https://focus.ua/ukraine/414861-patriarxat-ili-mitropoliya-kakim-budet-status-budushhej-ukrainskoj-pomestnoj-pravoslavnoj-cerkvi

Украинская православная церковь Московского патриархата: между экзархатом и автокефалией

Что такое патриархат в церкви

История последних 500 лет восточнославянского православия — это сложный диалог между Киевом и Москвой.

О положении православия на Украине, а также о значении украинского фактора для российского православия рассказал директор Центра восточно-европейских исследований Андрей Окара, выступая на мероприятии в Московском Центре Карнеги.

Мероприятие вели руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов и сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.  

Значение украинского фактора для российского православия

  • XVII век. В середине XVII в. царь Алексей Михайлович начал выстраивать единое многоэтническое государство имперского типа с наднациональной идентичностью, а также с единым, унифицированным вероисповеданием. В результате возникшего активного взаимовлияния Великой Руси (собственно России) и Малой Руси (Украины) созданный на Украине православный церковный дискурс (кадры, интеллектуальная традиция и пр.

    ) стал играть значительную роль в российском православии. Церковная модернизация Алексея Михайловича во многом проводилась на основе украинского фактора. 
     

  • XX век. В результате репрессий, которым подверглась Русская православная церковь в XX в., в 1960-1980-х гг. абсолютное большинство священников в России оказались выходцами с Западной Украины.

Таким образом, отметил А.

Окара, украинское православие в значительной степени оказывает определяющее влияние на православие в России.

Украинский фактор имеет не только политическое и культурное значение для РПЦ: это фактор экзистенциального порядка, поскольку в современной России в церковно-политическом и религиозном сознании с отношением к православию на Украине связывается полнота (или, наоборот, неполнота) всего общерусского православия и православного мира.   

Восточнохристианские церкви на Украине

В настоящее время всё православное пространство, находящееся на постсоветской территории, пребывает в состоянии турбулентности и неопределенности. Особенно этот уровень неопределенности высок на Украине, отметил А. Окара.

Это выражается, в частности, в том, что в настоящее время на Украине существуют сразу четыре крупные церковные организации (юрисдикции), которые называют себя восточнохристианскими церквями: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), находящаяся в каноническом единстве с Московским патриархатом, Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), а также Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). При этом, как указал А. Окара, две православные церкви из упомянутых четырех крупных церквей — УПЦ КП и УАПЦ — не признаны мировым православием. 

Президенты Украины и их церковная политика 

  • Леонид Кравчук (годы президентства: 1991-1994) считал, что Украине, которая только что обрела независимость, нужна независимая церковь. Положение Украинской православной церкви Московского патриархата как автономной церкви внутри РПЦ он рассматривал как временное. По словам А. Окары, в результате церковной политики Л. Кравчука УПЦ МП утратила монополию на православную паству. Впервые стала проводиться политика активной культурной украинизации. В 1992 г. произошел церковный раскол внутри канонического православия, породивший не признанную мировым православием Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко). Получили легальный статус УАПЦ и УГКЦ. 
     
  • Леонид Кучма (1994-2005) провозгласил курс на многовекторность. При этом, в отличие от Л. Кравчука, он не демонстрировал русофобские настроения, зато всячески подчеркивал самодостаточность Украины. При Л. Кучме, несмотря на протесты Москвы, состоялся визит папы Иоанна Павла II на Украину.
     
  • Виктор Ющенко (2005-2010) провозгласил курс на интеграцию с Западом и поддерживал идею скорейшего создания на Украине независимой поместной православной церкви. В связи с этим, как рассказал А. Окара, возникла идея легализовать непризнанную УПЦ КП в рамках юрисдикции Константинопольского патриархата. В 2008 г. патриарх Константинопольский и Вселенский Варфоломей посетил Украину, следствием чего должно было стать признание каноничности УПЦ КП, однако этого не произошло.
     
  • Виктор Янукович (с 2010): его церковная политика основана на идее, что на Украине есть только одна «правильная» церковь — УПЦ МП. В церковной сфере, как и в политической, В. Янукович заменил полиархию на моноцентризм: если раньше в стране сосуществовали несколько церквей с равными правами и равным представительством в публичном пространстве, то теперь предпочтение отдается только УПЦ МП. Также при В. Януковиче возникла проблема огосударствления церкви, отметил А. Окара.

Источник: https://carnegie.ru/2011/04/07/ru-event-3414

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Как звали бога войны в римской мифологии

Закрыть